Сочинение на тему реализм как художественное направление

13 вариантов

  1. Реализм – литературно-художественное направление, которое окончательно сформировалось приблизительно в середине XIX ст. и разработал принципы аналитического осмысления действительности и жизненно достоверного ее изображения в художественном произведении. Реализм раскрывал сущность жизненных явлений через изображение героев, ситуаций и обстоятельств, «взятых из самой действительности». Писатели этого направления исследовали внешние (конкретные социально-исторические) и внутренние (психологические) факторы описываемых ими событий, воплощали в персонажах не только индивидуальные человеческие характеры, а и типичные черты представителей определенных общественных слоев (именно благодаря реализму возникло представление о социально-психологических типах).
    Прежде всего нужно определить расположение реализма и романтизма во времени и установить соотношение между ними. Было бы большим упрощением считать, что романтизм приходится лишь на первую половину XIX ст., а реализм – на вторую и они ограничиваются жесткими временными рамками.”
    На самом деле романтизм в литературе продолжал развиваться и во второй половине столетия, позднее трансформируясь в неоромантизм, а развитие реализма началось уже в 40-х годах XIX ст.
    Итак, романтизм и реализм – это основные художественные системы XIX ст., которые развивались как во временной последовательности, так и синхронно. Однако при этом романтизм был доминирующим художественным направлением в литературе первой половины XIX ст., а реализм – во второй его половине, по крайней мере к последним десятилетиям.

  2. (Николай Петрович Богданов-Бельский “Вечер”)
    Переломным моментом в судьбе русского реализма стал рубеж 19 и 20 веков, когда данное направление переживало кризис и о себе громко заявило новое явление в культуре — символизм. Тогда и возникла новая обновленная эстетика русского реализма, в котором главной средой, формирующей личность человека, теперь считалась сама История и её глобальные процессы. Реализм начала 20-го века раскрывал всю сложность формирования личности человека, она складывалась под влиянием не только социальных факторов, сама история выступала как создатель типических обстоятельств, под агрессивное воздействие которых и попадал главный герой.
    (Борис Кустодиев “Портрет Д.Ф.Богословского”)
    Выделяют четыре основных течения в реализме начала ХХ века:
    Критический: продолжает традиции классического реализма середины 19 века. В произведениях делается акцент на социальную природу явлений (творчество А.П. Чехова и Л.Н. Толстого);
    Социалистический: отображение историко-революционного развития реальной жизни, проведение анализа конфликтов в условиях классовой борьбы, раскрытие сущности характеров главных персонажей и их поступков, совершенных на благо окружающих. (М. Горький «Мать», «Жизнь Клима Самгина», большинство произведений советских авторов).
    Мифологический: отображение и переосмысление событий реальной жизни сквозь призму сюжетов знаменитых мифов и легенд (Л.Н. Андреев «Иуда Искариот»);
    Натурализм: предельно правдивое, зачастую неприглядное, детальное изображение действительности (А.И. Куприн «Яма», В.В. Вересаев «Записки врача»).

    Реализм в зарубежной литературе XIX-XX века

    Начальный этап формирования критического реализма в странах Европы в средине 19 века связывают с произведениями Бальзака, Стендаля, Беранже, Флобера, Мопассана. Мериме во Франции, Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскелл — Англия, поэзия Гейне и других революционных поэтов — Германия. В этих странах в 30-х годах 19 века нарастает напряжение между двумя непримиримыми классовыми врагами: буржуазией и рабочим движением, наблюдается период подъема в различных сферах буржуазной культуры, происходит ряд открытий в естествознании и биологии. В странах, где сложилась предреволюционная ситуация (Франция, Германия, Венгрия) возникает и развивается учение о научном социализме Маркса и Энгельса.
    (Жюльен Дюпре “Возвращение с полей”)
    В результате сложной творческой и теоретической полемики с последователями романтизма критические реалисты взяли для себя самые лучшие прогрессивные идеи и традиции: интересные исторические темы, демократичность, веяния народного фольклора, прогрессивный критический пафос и гуманистические идеалы.
    Реализм начала ХХ века, переживший борьбу лучших представителей «классиков» критического реализма (Флобера, Мопассана, Франса, Шоу, Роллана) с веяниями новых нереалистических направлений в литературе и искусстве (декаданс, импрессионизм, натурализм, эстетизм и т.д.) приобретает новые характерные черты. Он обращается к социальным явлениям реальной жизни, описывает социальную мотивированность человеческого характера, раскрывает психологию личности, судьбу искусства. В основу моделирования художественной реальности ложатся философские идеи, дается авторская установка в первую очередь на интеллектуально-активное восприятие произведения при его чтении, а затем уже на эмоциональное. Классическим образцом интеллектуального реалистического романа являются труды немецкого писателя Томаса Манна «Волшебная гора» и «Признание авантюриста Феликса Круля», драматургия Бертольда Брехта.
    (Роберт Кохлер “Забастовка”)
    В произведениях автор-реалистов ХХ века усиливается и углубляется драматическая линия, присутствует больше трагизма (творчество американского писателя Скота Фицджеральда «Великий Гетсби», «Ночь нежна»), появляется особый интерес к внутреннему миру человека. Попытки изобразить сознательные и бессознательные жизненные моменты человека приводят к появлению нового литературного приема, близкого к модернизму под названием «поток сознания» (произведения Анна Зегерс, В. Кеппена, Ю.О’Нила). Натуралистические элементы проявляются в творчестве американских писателей-реалистов, таких как Теодор Драйзер и Джон Стейнбек.
    Реализм ХХ века имеет яркий жизнеутверждающий окрас, веру в человека и его силы, это заметно в произведениях американских писателей-реалистов Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Джека Лондона, Марка Твена. Большой популярностью в конце 19 начале 20века пользовались произведения Ромена Роллана, Джона Голсуорси, Бернарда Шоу, Эрих Мария Ремарка.
    Реализм продолжает существовать как направление в современной литературе и является одной из важнейших форм демократической культуры.

  3. Реализм
    1) Литературно-художественное направление, окончательно сложившееся к середине XIX в. и утвердившее принципы аналитического осмысления действительности, а также жизненно достоверного ее воспроизведения в художественном произведении. Главную свою задачу реализм видит в раскрытии сущности жизненных явлений посредством изображения героев, ситуаций и обстоятельств, “взятых из самой действительности”. Реалисты стремятся проследить цепочку причин и следствий описываемых явлений, выяснить, какие внешние (социально – исторические) и внутренние (психологические) факторы повлияли на тот или иной ход событий, определить в человеческом характере не только индивидуальные, но и типичные черты, сформировавшиеся под влиянием общей атмосферы эпохи (вместе с реализмом возникает представление о социально обусловленных человеческих типах).
    Аналитическое начало в реализме XIX в. сочетается:
    с мощным критическим пафосом, направленным на изъяны социального устройства; со стремлением к обобщениям, касающимся законов и тенденций общественной жизни; с пристальным вниманием к материальной стороне существования, реализующимся как в подробных описаниях внешности героев, особенностей их поведения, жизненного уклада, так и в широком использовании художественных деталей; с исследованием психологии личности (психологизмом).
    Реализм XIX в. породил целую плеяду писателей мирового значения. К ней, в частности, принадлежат Стендаль, П. Мериме, О. де Бальзак, Г. Флобер, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Марк Твен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Н. Некрасов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др.
    2) Художественное направление в искусстве (в том числе и в литературе), основанное на принципе жизненно правдивого отражения действительности. Утверждая важнейшее значение литературы как средства познания человеком самого себя и окружающего мира, реализм вовсе не ограничивается внешним правдоподобием при воспроизведении фактов, вещей, человеческих характеров, но стремится выявить закономерности, действующие в жизни. Поэтому реалистическое искусство использует и такие способы художественного выражения, как миф, символ, гротеск. Сам по себе отбор тех или иных явлений действительности, преимущественное внимание к определенным героям, принципы их изображения – все это связано с литературной позицией автора, его индивидуальным мастерством. Отсутствие какой бы то ни было предвзятости, подлинная художественная свобода помогали реалистам увидеть жизнь в ее неоднозначности, сложности, противоречивости. Характер человека раскрывается в связи с окружающей его действительностью, обществом, средой. Используемые нередко термины “социологический реализм” или “психологический реализм” грешат неточностью, так как порою чрезвычайно сложно определить, к какой именно разновидности реализма принадлежит творчество того или иного писателя.
    3) Художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Утверждая значение литературы как средства познания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глубинному познанию жизни, к широкому охвату действительности. В более узком смысле термин “реализм” обозначает направление, с наибольшей последовательностью воплотившее принципы жизненно правдивого отражения действительности.
    4) Литературное направление, в котором окружающая действительность изображается конкретно исторически, в многообразии ее противоречий, а “типические характеры действуют в типических обстоятельствах”.
    Литература понимается писателями-реалистами как учебник жизни. Поэтому они стремятся постигнуть жизнь во всех ее противоречиях, а человека – в психологических, социальных и других аспектах его личности.

  4. Критический реализм, появившиеся во Франции и достигший своего расцвета во многих странах Европы к середине XIX века, возник в противопоставлении к традициям предшествующих ему направлениям в искусстве, таким как романтизм и академизм. Его главной задачей стало объективное и правдивое отображение «правды жизни» с помощью специфических средств искусства.
    Появление новых технологий, развитие медицины, науки, различных отраслей промышленного производства, рост городов, усиление эксплуататорского давления на крестьян и рабочих, все это не могло не отразиться на культурной сфере того времени, что и привело в дальнейшем к развитию нового движения в искусстве – реализма, призванного отразить жизнь нового общества без прикрас и искажений.
    (Даниэль Дефо)
    Основоположником европейского реализма в литературе считается английский писатель и публицист Даниэль Дефо. В своих произведениях «Дневник Чумного года», «Роксана», «Радости и горести Моль Флендерс», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» он отображает различные общественные противоречия того времени, в их основе лежит утверждение о добром начале каждого человека, которое может измениться под давлением внешних обстоятельств.
    Основоположник литературного реализма и психологического романа во Франции – писатель Фредерик Стендаль. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства. Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен.
    У истоков русского реализма стояли такие выдающиеся мастера пера как драматург Александр Грибоедов, поэт и писатель Александр Пушкин, баснописец Иван Крылов, их продолжатели Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Антон Чехов, Лев Толстой, Федор Достоевский.
    Для живописи периода реализма XIX века характерно объективное изображение реальной жизни. Французские художники под предводительством Теодора Руссо рисуют сельские пейзажи и сцены из уличной жизни, доказав что обычная природа без прикрас тоже может быть уникальным материалом для создания шедевров изобразительного искусства.
    Одним из самых скандальных художников реалистов того времени, вызывавший бурю критики и осуждения, был Густав Курбье. Его натюрморты, пейзажные картины («Олень у водопоя»), жанровые сцены («Похороны в Орнане», «Дробильщики камня»).
    (Павел Федотов “Сватовство майора”)
    Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества, и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. Продолжателями его традиций можно назвать движение художников-передвижников, которое было основано в 1870 году четырнадцатью лучшими художниками-выпускниками Императорской Петербурской Академии Художеств совместно с другими живописцами. Первая же их выставка, открытая в 1871 году, имела огромный успех у публики, она демонстрировала отображение реальной жизни простого русского народа, находящегося в ужасных условиях нищеты и угнетения. Это знаменитые картины Репина, Сурикова, Перова, Левитана, Крамского, Васнецова, Поленова, Ге, Васильева, Куинджи и других выдающихся русских-художников-реалистов.
    (Константин Менье “Индустрия”)
    В 19 веке архитектура, зодчество и связанные с ними прикладные искусства находились в состоянии глубокого кризиса и упадка, что предопределило неблагоприятные условия для развития монументальной скульптуры и живописи. Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»).

    Реализм в искусстве XX века

    В послереволюционное время и во времена создания и расцвета СССР главенствующим направлением в русском искусстве стал социалистический реализм (1932 год – появление данного термина, его автор советский писатель И.Гронский), который являлся эстетическим отражением социалистической концепции советского общества.
    (К. Юон “Новая планета”)
    Основными принципами соцреализма, направленного на правдивое и реалистичное изображение окружающего мира в его революционном развитии, были принципы:
    Народности. Использовать простонародные речевые обороты, пословицы, для того чтобы литература была понятна народу;
    Идейности. Обозначить героические поступки, новые идеи и пути, необходимых для счастья простых людей;
    Конкретности. Изображать окружающую действительность в процессе исторического развития, соответствующего его материалистическому пониманию.
    В литературе главными представителями социального реализма были писатели Максим Горький («Мать», «Фома Гордеев», «Жизнь Клима Самгина», «На дне», «Песнь Буревестника»), Михаил Шолохов («Поднятая целина», роман-эпопея «Тихий дон»), Николай Островский (роман «Как закалялась сталь»), Александр Серафимович (повесть «Железный поток»), поэт Александр Твардовский (поэма «Василий Теркин»), Александр Фадеев (романы «Разгром», «Молодая гвардия») и др.
    (М. Л. Звягин “На работу”)
    Также в СССР к числу писателей-соцреалистов причисляли творчество таких зарубежных авторов как писателя-пацифиста Анри Барбюса (роман «Огонь»), поэта и прозаика Луи Арагона, немецкого драматурга Бертольта Брехта, немецкой писательницы и коммунистки Анны Зегерс (роман «Седьмой крест»), чилийского поэта и политического деятеля Пабло Неруды, бразильского писателя Жоржи Амаду («Капитаны песка», «Донна Флор и два её мужа»).
    Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая — пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др.
    (Вера Мухина монумент “Рабочий и колхозница”)
    Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет!» в Волгограде), Сергея Коненкова. Как правило, для масштабных монументальных скульптур подбирались особенно прочные материалы, такие как гранит, сталь или бронза, устанавливали их на открытых пространствах для увековечивания особенно важных исторических событий или героико-эпических подвигов.

  5. Предпосылки возникновения реализма в искусстве

    Современное естествознаие, которое одно лишь дотигло вестороеенего, систематического и научного развития, как и вся новейшая история, датирует от то занаменательной эпохи, которую немцы назвали реформацией, французы ренессансом, а итальянцы-квинквенеченто.
    Эта поха начинаетсчя со второй половины XV столетия. Расцветает в области искусства в это время-одна из сторон величайшенго величайшего прогрессивного переворота, характеризуюегося ломкой феодальных устоев и развитием новых экононмических отношений. Королевская валасть, опираясь на горожан, сломила моь феодального дворянстчва и основала крупные по существу национальные монархии, в которых получили свое развитие современные европейские науки. Сдвиги эти, происходившие в обстановке мощного народного подъема, тесно связаннчы с борьой за незавииу от религии светскую культуру. В XV-XVI веках создается передовое реалистичекое икусство
    В 40-е годы XIX в. влиятельным течением в искусcтве становится реализм. Его основой стали непосредственное, живое и непредвзятое восприятие и правдивое отражение реальной действительности. Как и романтизм, реализм критиковал действительность, но при этом он исходил из самой действительности, в ней же и пытался выявить пути приближения к идеалу. В отличие от романтического героя, герой критического реализма может быть аристократом, каторжником, банкиром, помещиком, мелким чиновником, но он всегда – типичный герой в типичных обстоятельствах.
    Реализм XIX века, в отличие от эпохи Ренессанса и Просвещения, по определению А.М. Горького, является, прежде всего, реализмом критическим. Главная его тема – разоблачение буржуазного строя и его морали, пороков современного писателю общества. Ч. Диккенс, В. Теккерей, Ф. Стендаль, О. Бальзак раскрыли социальное значение зла, видя причину в материальной зависимости человека от человека [9,с. 4-6].
    В спорах между классицистами и романтиками в изобразительном искусстве постепенно закладывалась основа для нового восприятия – реалистического.
    Реализм, как визуально достоверное восприятие действительности, уподобление природе, приближался к натурализму. Однако уже Э. Делакруа отмечал, что “реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности”. Значительность художественного образа зависела не от натуралистичности изображения, а от уровня обобщения и типизации.
    Термин “реализм”, введенный французским литературным критиком Ж. Шанфлери в середине XIX в., применялся для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академическому идеализму. Первоначально реализм сближался с натурализмом и “натуральной школой” в искусстве и литературе 60-80-х гг.
    Однако позднее происходит самоопределение реализма как течения, не во всем совпадающего с натурализмом. В русской эстетической мысли под реализмом подразумевается не столько точное воспроизведение жизни, сколько “правдивое” отображение с вынесением “приговора о явлениях жизни”.
    Реализм расширяет социальное пространство художественного видения, заставляет “общечеловеческое искусство” классицизма говорить национальным языком, отказывается от ретроспективизма более решительно, чем романтизм. Реалистическое миропонимание – обратная сторона идеализма[ 9, с.4-6].
    В XV-XVI веках создается передовое реалистическое искусство. В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). Искусство отошло в сторону отвлеченного и мистического, реальное изображения мира, стремление к знанию, считалось делом греховным. Реальные образы казались слишком материальными, чувственными, а, следовательно, и опасными в смысле искушения. Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. Ипполит Тен писал: “смотря на церковные стекла и статуи, на примитивную живопись, мне кажется, что род человеческий выродился, чахоточные святые, безобразные мученики, плоскогрудые девы, процессия бесцветных, сухих, грустных личностей, отражающих на себе страх угнетения”[9,с.7].
    Искусство эпохи Возрождения в традиционные религиозные сюжеты вкладывает новое прогрессивное содержание. В своих произведениях художники прославляют человека, показывают его прекрасным и гармонически развитым, передают красоту окружающего мира. Но что особенно характерно для художников того времени – они все живут интересами своего времени, отсюда та полнота и сила характера, та реалистичность их картин. Широчайший общественный подъем и обусловил подлинную народность лучших произведений эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения – время величайшего культурного и художественного подъема, положившего начало развития реалистического искусства последующих эпох. Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни. Огромный интерес к человеку, признание ценностей и красоты реального мира определяют деятельность художников, развитие нового реалистического метода в искусстве на основе научных изысканий в области анатомии, линейной и воздушной перспективы, светотени и пропорций. Эти художники создали глубоко реалистическое искусство.

  6. Реализм – это господствующее идейно-стилевое течение в культуре и искусстве Европы и Америки второй половины 19 века и начала века 20-го. Пришел на смену такому мощному стилевому течению в культуре и искусстве как романтизм.
    Основной принцип творчества в реализме – это изображение действительности, человека и мира реальными, такими, какие они есть. Не придуманными, не приукрашенными в сторону какого-либо идеала. В этом принципиальное отличие реализма от предыдущих течений и направлений – барокко, где изображение вычурно и неестественно, классицизма, где изображается «улучшенный» рациональностью мир, романтизма, где царит культ бурных страстей, сильных эмоций, где прославляется мир целительной и величественной природы. Правдивость в реализме (не схожесть с правдой, а соответствие правде) – одна из важнейших ценностей.
    Поэтому реалист пытается максимально достоверно воссоздать детали и факты тех событий или явлений, которые описывает.
    Реализм в литературе (как и в живописи, впрочем) передает типичные черты объектов: предметов, явлений и людей. Чем актуальней и злободневней тема, поднятая автором в литературном произведении – тем лучше в реализме. Чем острее социальное звучание произведения прямо здесь и прямо сейчас – тем опять-таки лучше. Реалисты исследуют современность и стараются идти с ней «в ногу» – и это факт. Это, впрочем, не отменяет и исторических сюжетов в литературе реализма. В их воспроизведении высоко ценится точность и историческая правдивость.
    Знаменитые реалисты европейской литературы – Оноре де Бальзак, Эмиль Золя, Бертольд Брехт, Ги де Мопассан и другие авторы. В русской литературе это Антон Чехов, Федор Достоевский, Лев Толстой, Николай Чернышевский, Юрий Олеша и прочие авторы. В начале 20-го века господство реализма в культуре и искусстве пошло на спад – его теснят модернистские течения с их культом свободы творчества, и для модернистов неважно, похож ли изображаемый ими мир на реальный, достоверен ли он. Реализм оттесняется символизмом и футуризмом.
    В некоторых странах реализм как направление в искусстве и в литературе в особенности царил безраздельно до середины 20-го века. Не исключением являлся и СССР, где господствующей идеологией в искусстве длительное время был соцреализм (социалистический реализм). Его яркие представители в литературе – Максим Горький, Константин Паустовский, Александр Фадеев, Константин Симонов и другие. Хороший пример социалистического реализма в изобразительном искусстве – это личность скульптора Веры Мухиной, автора знаменитой в СССР скульптуры «Рабочий и колхозница».
    Существует в литературе и живописи и такое интересное явление как «магический реализм». В основном термин этот касается творчества авторов середины 20-го века и конца 20-го века. Его признанным «отцом» в литературе считается колумбийский прозаик Габриэль Гарсиа Маркес. Это те художественные произведения, где тема магии и волшебства включена в реалистические (в остальном) произведение искусства. Соратники Маркеса по «магическому реализму» – это также такие известные авторы как Хулио Кортасар и Хорхе Борхес. В живописи это творчество француза Марка Шагала.
    К «магическим реалистам» сейчас относят такого российского автора как Михаила Булгакова, хотя в период его творчества не существовало еще такого термина как «магический реализм». А самым знаменитым автором литературы «магического реализма» в Европе считают Милорада Павича.

  7. Реализм как направление был ответом не только эпохе Просвещения (классицизму),  с ее надеждами на человеческий Разум, но и романтическому негодованию на человека и общество. Мир оказался не таким, каким его изображали классицисты и романтики.
    Необходимо было не только просвещать мир, не только показать его высокие идеалы, но и понять действительность.
    Ответом на этот запрос и стал реалистическое направление, возникшее в Европе и в России в 30-х годах XIX века.
    Под реализмом понимается правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного исторического периода. В этом смысле его черты можно найти и художественных текстах эпохи Возрождения или Просвещения. Но как литературное направление русский реализм стал ведущим именно во второй трети XIX века.

             Основные черты реализма 

    К главным его чертам относятся:
    объективизм в изображении жизни
    (это не значит, что текст является «сколком» с действительности. Это авторское видение действительности, которую он описывает)
    нравственный  идеал автора
    (в той или иной степени выраженная авторская позиция)
    типические характеры при несомненной индивидуальности героев
    (таковы, например, герои пушкинского «Онегина» или гоголевские помещики)
    типические ситуации и конфликты
    (наиболее распространенные – конфликт лишнего человека и общества, маленького человека и общества и т.п.)
    типические обстоятельства
    (например, обстоятельства воспитания Татьяны Лариной и т.п.)
    внимание к психологической достоверности характеров
    (психологическая  характеристика героев Толстого или Достоевского)
    обыденная и повседневная жизнь героев
    (герой – не выдающаяся личность, как в романтизме, а тот, кто узнаваем читателями как, например, их современник)
    внимание к точности  и достоверности детали
    (по деталям в «Евгении Онегине» можно изучить эпоху)

  8. Творческое содружество русских композиторов, возникшее на рубеже 50–60- х гг. XIX в., в период общественно-демократического подъема в России и расцвета русской культуры, известно также под названием Балакиревский кружок, или Новая русская музыкальная школа. Название “Могучая кучка” дал кружку В.В. Стасов. Кружок складывался в течение нескольких лет (1856–1862) вокруг М.А. Балакирева при активном участии Стасова. Раньше других (1856) сблизился с Балакиревым военный инженер по профессии, композитор и музыкальный критик Ц.А. Кюи. Зимой 1857 г. к ним присоединился офицер Преображенского полка М.П. Мусоргский, а в ноябре 1861 г. – 17-летний выпускник Морского офицерского корпуса Н.А. Римский – Корсаков.

    Общепризнанным главой “Могучей кучки” стал Балакирев. На это ему давал право огромный талант, творческая смелость, внутренняя сила и убежденность в отстаивании национально-самобытных путей развития русской музыки[12, с.7-9 ].

    Он, по словам Стасова, приехал в Петербург “целым молодым профессором… русской национальной музыки”. На собраниях “Могучей кучки” много внимания уделялось изучению лучших произведений классического наследия и современной музыки. Играли произведения Р. Шумана, Ф. Листа и Г. Берлиоза, но чаще Ф. Шопена и М.И. Глинки. Высоко ценили композиторы – “кучкисты” творчество Л. Бетховена, которого они считали родоначальником всей новой музыки.

    Балакиревский кружок являлся для молодых музыкантов не только школой профессионального мастерства. Здесь складывались их общественно- эстетические взгляды. На встречах читали произведения мировой классической литературы, обсуждали политические, исторические события, изучали статьи В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена. Идеологом кружка был Стасов, его влияние на мировоззрение “кучкистов” было огромно. Нередко он подсказывал балакиревцам замыслы будущих произведений: предложил Бородину написать оперу по “Слову о полку Игореве”, подал Мусоргскому мысль о “Хованщине”. Стасов посвятил деятелям “Могучей кучки” ряд статей, создал монографии о Мусоргском, Бородине, Римском-Корсакове, Кюи; в работах “Наша музыка за последние 25 лет”, “Искусство XIX века” большое внимание уделил деятельности “Могучей кучки” “Могучая кучка” не была замкнутым кружком, ее связи с художественной жизнью всегда отличались многосторонностью. Среди единомышленников и друзей балакиревцев – А.С. Даргомыжский, сестра Глинки Л.И. Шестакова, сестры А.Н. и Н.Н. Пургольд. С участием сестер в их доме состоялось исполнение “Каменного гостя” Даргомыжского, “Бориса Годунова” Мусоргского, “Псковитянки” Римского-Корсакова.

    Со второй половины 60-х гг. деятельность “Могучей кучки” приняла широкий общественный размах. Этому способствовали растущие масштабы деятельности самого Балакирева. В 1862 г. он совместно с Г.Я. Ломакиным организовал Бесплатную музыкальную школу, дирижировал симфоническими концертами Русского музыкального общества, в которых исполнялась музыка его товарищей по кружку.

    В это время крепнут связи “Могучей кучки” с московскими музыкантами — П.И. Чайковским, Н.Г. Рубинштейном и другими. Отношения, связывавшие балакиревцев с деятелями музыкальной культуры были подчас очень сложными. Они, например, недооценивали положительную роль созданной в 1862 г. консерватории, видя в ней рассадник “академизма” и “немецкого влияния”. Со временем противоречия сглаживались, но даже и на первых порах они не были непреодолимыми, так как порождала их не личная вражда, а стремление к прогрессу национальной культуры и искренняя убежденность балакиревцев в том, что данный путь – единственно верный.

    Балакиревцы восхищались красотой русской народной песни. 40 русских народных песен собрал и обработал Балакирев, 100 – Римский-Корсаков. Любовь к русской песне отразилась и на стиле произведений самих композиторов, отличающихся ясным национальным колоритом. Живо интересовались “кучкисты” и песнями других народов России, особенно мелодиями Кавказа и Средней Азии. Демократическая направленность творчества композиторов ” Могучей кучки” выразилась и в стремлении создавать музыку яркую, доступную и понятную широкому кругу слушателей. Это было одной из причин обращения к вокальным жанрам (романс, опера), создания программных инструментальных произведений, сближавших музыку с литературой и живописью.

    Заключение

    В курсовой работе был рассмотрен реализм в искусстве 19 века. Отдельным вопросом рассмотрен реализм в русском искусстве. Реалистическое искусство часто бывает “умнее” своего творца: правдивое раскрытие действительности приводит к “победе” реализма над социальными иллюзиями и политическим консерватизмом. Искусство того или иного художника может быть порой глубже, правдивее, богаче его социально-политических и философских взглядов, отмеченных сложными противоречиям.
    Однако отсюда нельзя делать вывод, будто художественное творчество не зависит от мировоззрения автора. В большинстве случаев реализм связан с передовыми социальными движениями, возникает как художественное выражение прогрессивных потенций общества. Ему зачастую свойственна открытая тенденциозность в выражении общественных идей, что отчётливо видно в высших проявлениях критического реализма 19 века.
    Социальная почва реализма исторически изменчива. Но подъём реалистического искусства, как правило, совпадает с периодами широких связей художественной культуры с народными массами. Это не означает, что реализм всегда выражает непосредственные интересы трудящихся. Однако поскольку именно Р. доступен разносторонний охват жизни народа, важных общественных вопросов, ему в высокой мере присуще качество народности.
    Поскольку любая историческая форма реализма более всего открыта определённым сторонам и аспектам действительности, чутка к тем или иным граням идеологии и психологии своей эпохи, она неизбежно оказывается исторически ограниченной. И эта ограниченность выступает каждый раз как внутренне присущая ей односторонность. Так, искусство высокого Ренессанса “слепо” к общественным антагонизмам и, наоборот, особенно охотно улавливает свойственные времени утопические мечты о социальной гармонии. Роман же критического реализма 19 века, объективно проникая в жизнь буржуазного общества, дал несравненные образцы художественного исследования социальных антагонизмов и сложной диалектики человеческих характеров. Таким образом, задача анализа реалистического искусства заключается не в том, чтобы механически отграничить его от некоего абстрактного “антиреализма”. Такая позиция вульгарна и догматична. Диалектика изучения реализма требует раскрытия его внутреннего содержания, где нерасторжимы и завоевания в познании действительности, и исторически обусловленная ограниченность. В этом плане и может быть обнаружена логика “художественного прогресса”, подводящая, в конце концов, к искусству социалистического реализма.
    Список используемой литературы

    1 Днепро, В В. Проблемы реализма / В.В. Днепро, М.: Искусство и литература, 2000-103с.
    2 Иезуитов, А.Н. Вопросы реализма в искусстве/ А.Н. Иезуитов, Л. – М., 2003-87с.
    3 Евнин, Ф.И. Типологии русского реализма/ Ф.И. Евнин – М.: Искусство и литература, 2009-46с.
    4 Петров, С.М. Проблемы становления реализма. Материалы дискуссии / С.М. Петров, М. АСТ “Астрель”, 2011-176с.
    5 Сучков, Б.К. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе, 3 изд. / Б.К Сучков, СПб.: “Актив”, 2006- 190с.
    6 Фарбштейн, А. Теория реализма / А. Фарбштейн, М. Издательство Центр. Март 2005 -132с.
    7 Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко, М.: Колос, 2009. -141с.
    8 Кравченко, А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов/А.И. Кравченко, М. Академический проект, 2010-87с.
    9 Сапронов, П.А. Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов СПб., 2002-264с.
    10 Соколов, А.Г. История русской литературы 19 века: Учеб. Для филол. спец. вузов.- 3-е изд., испр. и доп. / А.Г. Соколов – М.: Высшая школа, 2008 переиздание- 435с.
    11 Тырышкина, Е.В. Русский авангард начала 19-го века / Е.В. Тырышкина – М.: Искусство и литература, 2010-143с.
    12 Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В. Шишовой – М.: Изд-во корпорация “Логос”, 2009-218с.
    Приложения

    Приложение 1
    Репин “Бурлаки на Волге”
    Саврасов ” Грачи прилетели”
    Приложение 2
    Левитан “Утренний пейзаж”
    Суриков “Утро стрелецкой казни”
    Размещено на Allbest.ru

  9. 9
    Текст добавил: Двойник Дьявола

    В спорах между классицистами и романтиками в изобразительном искусстве постепенно закладывалась основа для нового восприятия – реалистического.
    Реализм, как визуально достоверное восприятие действительности, уподобление природе, приближался к натурализму. Однако уже Э. Делакруа отмечал, что “реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности”. Значительность художественного образа зависела не от натуралистичности изображения, а от уровня обобщения и типизации.
    Термин “реализм”, введенный французским литературным критиком Ж. Шанфлери в середине XIX в., применялся для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академическому идеализму. Первоначально реализм сближался с натурализмом и “натуральной школой” в искусстве и литературе 60-80-х гг.
    Однако позднее происходит самоопределение реализма как течения, не во всем совпадающего с натурализмом. В русской эстетической мысли под реализмом подразумевается не столько точное воспроизведение жизни, сколько “правдивое” отображение с вынесением “приговора о явлениях жизни”.
    Реализм расширяет социальное пространство художественного видения, заставляет “общечеловеческое искусство” классицизма говорить национальным языком, отказывается от ретроспективизма более решительно, чем романтизм. Реалистическое миропонимание – обратная сторона идеализма.
    Однако критерий “реалистичности” заключался не в точности воспроизведения окружающей действительности. Стремясь к правильному изображению природы, барбизонцы, например, относились подозрительно к реализму, считая его слишком прозаичным, направленным на создание “копий”, а не подлинного искусства. Барбизонцам не понравилась социальная направленность творчества.
    Демократизм реалистического искусства проявляеся в сочувственном отображении жизни трудового народа.
    Борьба за русское национальное искусство в полной мере выразились в движении передвижников. Языком академического художественного стиля передвижники говорили о повседневных социальных проблемах России.
    Его историческая ограниченность была предопределена, с одной стороны, отсталостью российской общественной жизни, пережитками крепостничества, рабства и духовной несвободы, с другой – провинциальностью русского академического искусства”.
    3. Импрессионизм: новое направление в искусстве
    Передвижничество в России совпадает по времени с художественными открытиями импрессионистов во Франции, которые, в противовес салонному искусству, пытаются найти поэзию в повседневности. Они отвергают сюжет и пренебрегают идеологической ангажированностью художника. Импрессионизм был далек от критического реализма русских художников. Новые открытия в области колорита, передачи света и цвета, сделанные импрессионистами, и впечатляли русских живописцев, и вызывали сомнения. В 1874 г.И. Крамской отмечал: “Нам непременно нужно двинуться к свету, краскам, воздуху, но… как сделать, чтобы не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника – сердце?” А в 1884 г. он подчеркивал отсутствие во французском искусстве “простоты” концепций, “воодушевления и мысли” и преобладание в живописи “какого-то мучного тона”.
    Выход импрессионизма за пределы нормативной эстетики и представлений о предмете искусства уже ощущается в этой характеристике. Неслучайно Крамской заметил в 1875 г.: “Вам небезызвестно то странное явление, что вещь, возбуждавшая хорошие отзывы там, в Париже, за границей, совсем не вызывает того же впечатления в России. Отчего это?”
    Русский критик В. Стасов, не принявший французское новшество, подчеркивал, что импрессионисты “забыли и человека, и его душу”.
    Импрессионизм в лице его наиболее яркого представителя Клода Моне (1840-1926) освобождался от классицистических форм восприятия действительности и, отказываясь полностью от историко-культурного опыта визуально-логического постижения реальности, вводил крайне субъективное переживание света и пространства.
    Концепция мира, предполагавшая, что облик его стабилен и постоянен, была отброшена, как устаревшее и мимолетное впечатление.
    Фиксация едва уловимого движения становится целью художника. Зрение превращается в единственный способ художественного восприятия, а цвет становится единственным формообразующим началом.
    Пространственная среда, с ее глубиной и бесконечностью у романтиков, заменяется импрессионистами на “внешнюю видимость предметов, теряющих свои контуры в потоке света и воздуха. Натурализм импрессионистами был доведен до крайности, фиксация любого предмета на полотне ради решения “зрительных” задач низвела, например, жанр пейзажа Моне до уровня цветоведческих упражнений.
    Последней попыткой XIX столетия создать целостный эстетический миф и реализовать его в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи и сценографии стал стиль модерн, искусственно созданный в 1886-1914 гг.
    Модерн отличается эклектизмом, но исторические формы искусства ориентированы на развитие в будущем и должны были привести к стирано граней между элитарным и массовым искусством.
    Конец XIX века подвел итог художественным и мировоззренческим исканиям всего нового времени, шел мучительный процесс самоопределения искусства и его художественной природы.
    Модерн на рубеже XIX – XX вв. имел “значение этапа, завершающего грандиозный развития европейской культуры, начавшийся еще в античности. Несомненно то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, порождена явлениями упадка, кризиса системы научных, эстетических и этических ценностей.
    Однако несомненно и другое – это искусство создало предпосылки, обусловившие радикальные изменения в мировой художественной культуре XX века.
    ⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒
    Date: 2015-09-03; view: 828; Нарушение авторских прав

  10. В курсовой работе был рассмотрен реализм в искусстве 19 века. Отдельным вопросом рассмотрен реализм в русском искусстве. Реалистическое искусство часто бывает “умнее” своего творца: правдивое раскрытие действительности приводит к “победе” реализма над социальными иллюзиями и политическим консерватизмом. Искусство того или иного художника может быть порой глубже, правдивее, богаче его социально-политических и философских взглядов, отмеченных сложными противоречиям.
    Однако отсюда нельзя делать вывод, будто художественное творчество не зависит от мировоззрения автора. В большинстве случаев реализм связан с передовыми социальными движениями, возникает как художественное выражение прогрессивных потенций общества. Ему зачастую свойственна открытая тенденциозность в выражении общественных идей, что отчётливо видно в высших проявлениях критического реализма 19 века.
    Социальная почва реализма исторически изменчива. Но подъём реалистического искусства, как правило, совпадает с периодами широких связей художественной культуры с народными массами. Это не означает, что реализм всегда выражает непосредственные интересы трудящихся. Однако поскольку именно Р. доступен разносторонний охват жизни народа, важных общественных вопросов, ему в высокой мере присуще качество народности.
    Поскольку любая историческая форма реализма более всего открыта определённым сторонам и аспектам действительности, чутка к тем или иным граням идеологии и психологии своей эпохи, она неизбежно оказывается исторически ограниченной. И эта ограниченность выступает каждый раз как внутренне присущая ей односторонность. Так, искусство высокого Ренессанса “слепо” к общественным антагонизмам и, наоборот, особенно охотно улавливает свойственные времени утопические мечты о социальной гармонии. Роман же критического реализма 19 века, объективно проникая в жизнь буржуазного общества, дал несравненные образцы художественного исследования социальных антагонизмов и сложной диалектики человеческих характеров. Таким образом, задача анализа реалистического искусства заключается не в том, чтобы механически отграничить его от некоего абстрактного “антиреализма”. Такая позиция вульгарна и догматична. Диалектика изучения реализма требует раскрытия его внутреннего содержания, где нерасторжимы и завоевания в познании действительности, и исторически обусловленная ограниченность. В этом плане и может быть обнаружена логика “художественного прогресса”, подводящая, в конце концов, к искусству социалистического реализма.

  11. Свободная тема – все сочинения
    Реализм (от латинского realis вещественный) — литературное направление, которое возникло в 19 веке.
    Признаки реализма:
    1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
    2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.
    3. Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации факторов
    действительности. Типизация характеров осуществляется через правдивость деталей в конкретности условий
    бытия персонажей.
    4. Реалистическое искусство — искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта.
    По философскому обоснованию это гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего
    мира.
    Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность
    обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых
    психологических и общественных типов.
    Элементы реализма присутствовали у некоторых авторов еще с античных времен. Его непосредственным
    предшественником являлся романтизм. Создавая необычное, он показывал внутренне богатую личность, богатую
    эмоциями, более сложную и противоречивую. Реализм, как и романтизм, выступал против идеализации общественных
    отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов. Между романтизмом и реализмом
    не всегда легко провести границы, так как у многих писателей того времени они слились воедино.
    Основные произведения русского реализма: «Евгений Онегин» Пушкина, «Ревизор» Гоголя, произведения
    Толстого и Достоевского.
    Социалистический реализм
    Течение внутри реализма, возникшее в начале 20 века и просуществовавшее до настоящего времени
    Произведения Горького и Маяковского.
    Основные отличительные особенности:
    · возведение социальных и художественных построений на основе марксистской идеологии;
    · крайняя политизированность, доминирование идеологии над художественностью;
    · наличие мифологических элементов (героический, роковой» пафос), создание мифологизированных образов.
    Высокая художественность этого направления проявилась в произведениях Толстого, Шолохова.

  12. Реализм – художественный стиль эпохи.
    Направление в литературе и искусстве.
    РЕАЛИЗМ как направление в литературе и искусстве
    Литературные методы, направления, течения Художественный метод – это принцип отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения. Литературное направление – это метод, который становится главенствующим и приобретает более определенные черты, связанные с особенностями эпохи и тенденциями в культуре.
    Литературное течение – проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи. Литературные методы, направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм
    Реализм – направление литературы и искусства, возникшее в 18 веке, достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме 19 века и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с др. направлениями в 20 веке (вплоть до современности). Реализм – правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
    1.Типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». 2.Показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер. 3.Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов. 4.Устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.
    Наиболее яркие представители реализма в русской литературе: А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.
    «Умом Россию не понять..»
    Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Ведущий критерий художественности – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признаётся право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм. Задача писателя-реалиста – стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши.
    Поиски истины
    Черты реализма СТРЕМЛЕНИЕ К ШИРОКОМУ ОХВАТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЕЁ ПРОТИВОРЕЧИЯХ, ГЛУБИННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И РАЗВИТИИ; -ТЯГОТЕНИЕ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ: ВНУТРЕННИЙ МИР ПЕРСОНАЖЕЙ, ИХ ПОВЕДЕНИЕ НЕСУТ НА СЕБЕ ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ; БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОМУ ФОНУ ВРЕМЕНИ; УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА; СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ; ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА ЖИЗНЬ.
    просветительский реализм критический реализм социалистический реализм
    Этапы развития: – Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А. Крылов); «синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов); Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский); Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).
    РЕАЛИЗМ В РОССИИ Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм. Особенности русского реализма: Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики; Выраженный жизнеутверждающий характер; Особый динамизм; Синтетичность( более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).
    М.Ю.Лермонтов «Мцыри» “Ты хочешь знать, что видел я На воле? — Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг; Но дни бегут, бегут года — Им не сойтися никогда!
    Реализм Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм. Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.
    Проникнут духом просветительской идеологии утверждается прежде всего в прозе определяющим жанром литературы становится роман за романом возникает буржуазная, или мещанская драма воссоздал обыденную жизнь современного общества отразил его социальные и нравственные конфликты изображение характеров в нём было прямолинейным и подчинялось моральным критериям, резко разграничивавшим добродетель и порок (лишь в отдельных произведениях изображение личности отличалось сложностью и диалектической противоречивостью (Филдинг, Стерн, Дидро)
    в Великобритании (Д. Дефо, С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Л. Стерн) во Франции (А. Ф. Прево, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) в Германии (ранний И. В. Гёте) Буржуазная(мещанская) драма: в Великобритании — Дж. Лилло во Франции — Дидро в Германии — Г. Э. Лессинг, молодой Ф. Шиллер
    Критический реализм – течение, возникшее в Германии в конце 19 века (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на теологической интерпретации современного естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность» и «ограниченность» науки).
    критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека(критический реализм потому одновременно становится психологическим)
    А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.
    «Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.
    Социалистический реализм, — одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».
    Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как правило, героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне.   Партийность. Отказаться от правды, эмпирически найденной автором, и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.   Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).
    «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев
    Реализм в искусстве
    И. Н. Крамской (1837 – 1887) Основные работы: «Полесовщик», «Неизвестная»,«Пасечник», «Русалка», «Христос в пустыне»,портреты Л. Толстого, Н. Н?е?к?р?а?с?о?в?а?,?М?.?С?а?л?т?ы?к?о?в?а?-?Щ?е?д?р?и?н?а?, И. Шишкина. «Искусство должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным…Художник – критик общественных явлений…Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения и только!» 14 бунтарей во главе с И. Н. Крамским покинули Академию художеств и организовали в 1863г «Артель свободных художников», которая просуществовала до 1870г.Позже «Товарищество передвижных выставок».
    И. И. Шишкин (1832 – 1898) Основные произведения: «В лесу», «Рубка леса», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Утро в сосновом бору», «Вид на острове Валааме», «Рожь».
    В. Е. Маковский (1846-1920) «В гостях у сына», «На бульваре» Н. В. Неврёв (1830-1904) «Торг. Сцена из крепостного быта» В. В. Пукирёв (1832-1890) «Неравный брак»
    К. А. Савицкий (1844-1905) Основные работы: « Ремонтные работы на железной дороге», «Встреча иконы», « На войну». В. И. Якоби (1834-1902) «Привал арестантов» Г. Г. Мясоедов (1834-1911) «Знахарь», «Земство обедает»
    А. К. Саврасов (1830-1897) Основные работы: «Грачи прилетели», «Просёлок», «Зимняя дорога», «Дворик. Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», « Сельский вид». Н. Н. Ге (1831-1894) Реформатор исторического жанра, друг и последователь Л. Толстого
    И. Е. Репин (1844 – 1930) Основные работы: « Не ждали, «Бурлаки», «Арест пропагандиста», «Царевна Софья», «Протодиакон», «Осенний букет», «Иван Грозный и сын его Иван», «Крёстный ход в Курской губернии» и другие Репин вскрывал противоречия действительности. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты, создал яркие вольнолюбивые образы. В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане.
    соцреализм в скульптуре
    Об авторе: Гизатулина Ольга Ивановна-преподаватель русского языка и литературы Гулистанского колледжа компьютерных и информационных технологий, Узбекистан

  13. Реализм– (лат. вещественный, действительный) – направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.
    Признаки:
    1. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
    2. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
    3. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
    4. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
    5. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.
    Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощрённые формы новейшей поэзии.
    Молодой реализмпорубежной эпохи обладал всеми признаками преобразующегося, идущего и обретающего истину искусства, причем его создатели шли к своим открытиям путем субъективных мироощущений, раздумий, мечтаний. Эта особенность, рожденная авторским восприятием времени, определила отличие реалистической литературы начала нашего столетия от русской классики.
    Прозе XIX века всегда был свойственен образ человека, если не адекватный идеалу писателя, то воплощавшие заветные его мысли. Из произведений новой поры почти исчез герой – носитель представлений самого художника. Тут чувствовалась традиция Гоголя, а особенно Чехова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *