Сочинение на тему реальное и фантастическое в повести собачье сердце

13 вариантов

  1. «Собачье сердце» – повесть, в которой реальность и «выдумка» граничат друг с другом. Произведение, в котором смешное – кажется грустным, а факты из истории просто не укладываются в голове…
    Жил ли на самом деле Булгаковский Филипп Филиппович? Профессор Преображенский был «срисован» с близкого родственника автора. Он действительно был гениальным врачом, хотя и не профессором.
    Большим вымыслом, конечно же, становится Шариков, точнее даже его появление в результате эксперимента. К сожалению, в обществе много Полиграфов Полиграфовичей, хамов и жуликов пытающихся завладеть чужим имуществом, жить на всем готовом. Однако «перерождение» из пса в человека до сих пор возможно только на страницах повести Булгакова.
    Автор с точностью описывает саму операцию, перенося читателя в тот роковой для профессора день. Момент, который можно считать для Филиппа Филипповича, концом спокойной жизни.
    Борменталь ведет дневник и записывает, как удивительным образом происходят изменения: замена лая на звуки, вытягивания конечностей, момент, когда отпадает хвост. Эта «этапность» заставляет читателя верить в происходящее.
    Послереволюционная Россия, была так же упомянута в произведении. Страницы полностью «пропитаны» суровой реальностью того времени, голодом, митингами и разрухой. Автор выдает читателю достоверные сведения, чем питался рабочий класс, сколько зарабатывал, как проводил свободное время. Именно эти моменты, кажутся неправдоподобными, а если задуматься и вспомнить историю, то ужасающими. Действительно, реальность оказывается страшнее всякого вымысла.
    На фоне таких условий жизни вся повесть, несмотря на то, что содержит сатирический подтекст, кажется трагедией. Вымышленный образ Швондера становится просто собирательным. Фанатики пролетариата действительно занимались открытой пропагандой, пели на собраниях, давали новорожденным младенцам довольно «странные» имена. Исходя из этого, глупость и явный абсурд некоторых ситуаций в то время, вполне могли возникать.
    Уплотнение квартир – так же является частичкой истории России. «Лишняя» жилплощадь просто отнималась, и в комнаты вселяли пролетариат. Обычно в таких домах до сих пор расположены коммунальные квартиры.
    Бездомные животные, как в то время, так и сейчас актуальная проблема. Миллионы животных оказываются на улице по вине людей. Фантастичность в произведении для самого Шарика становится то, что его покормили, забрали домой и купили ошейник. Конечно, он не догадывался, что за это дорого придется заплатить, и в первую очередь самому Преображенскому.
    Фантастическим становится и то, что профессору удается исправить свою ошибку и «вернуть» Шарика, избавившись от Полиграфа, без ведущих последствий для себя и Борменталя. Они остаются чисты перед законом. Скорее всего, произойди эта ситуация на самом деле, исход стал бы печальным и для Преображенского, и для Борментала. С подачи какого-нибудь Швондера, оба бы оказались арестованными. В то время не сильно разбирались, и прошлые заслуги не стали бы учитываться.
    Таким образом, простые в повести вещи могут казаться – фантастическими.

  2. 2
    Текст добавил: Вопрос интимного характера

    Повесть «Собачье сердце», написанная М.А. Булгаковым в 1925 году, является откликом писателя на окружающую его действительность, на результат тех коренных преобразований, что произошли в России в 1917 году.
    В произведении воссоздается современная автору жизнь – советская реальность начала 1920-х гг. Однако она передается Булгаковым в «причудливой» форме – в смешении реального и фантастического. Так, с одной стороны, в «Собачьем сердце» до мельчайших подробностей воспроизведены советские реалии20-ых годов 20 века, вплоть до точного указания зарплаты «машинисточки IX разряда» (четыре с половиной червонца) и упоминания о том, что пожарные, «как вам известно, ужинают кашей”. С другой же стороны, сюжетная коллизия повести сугубо фантастическая – профессор Преображенский, мировой светила науки, осуществляет небывалую операцию – превращение собаки в человека путем пересадки ей человеческих желез. Но и это еще не все – гений Преображенского позволяет ему совершить и обратную операцию: из человека в конце произведения он вновь «творит» собаку, поняв и испытав на себе угрозу существования Шарикова.
    Реальность и фантастика переплетаются в «Собачьем сердце» самым тесным образом, создавая новый вид реальности – гротескный. Казалось бы, сюжет с превращениями пса Шарика невероятен и неправдоподобен. Однако Булгаков настолько мастерски «оплетает» его деталями реальности, обыденной жизни, что мы читаем произведение как повесть о том, что было на самом деле.
    Филипп Филиппович Преображенский, интеллигент во многих поколениях, гениальный ученый и врач, задумывает небывалое – он хочет подарить человечеству вечную молодость и прославиться в веках. Для этого герой проводит эксперимент на бездомной собаке, которую подбирает на улице.
    Преображенский приводит Шарика к себе в дом, заботится о нем. И вот наступает долгожданный момент: появляется необходимый «человеческий материал» – труп алкоголика Клима Чугункина, зарезанного в пьяной драке. Именно его гипофиз и семенные железы и «получает» Шарик.
    Вскоре выясняется, что результатов данного эксперимента не мог предвидеть никто, даже гениальный Филипп Филиппович. Шарик не только выжил и начал быстро выздоравливать. Постепенно с ним начали происходить странные трансформации – пес стал превращаться в человека. Дневник помощника Преображенского, доктора Борменталя, фиксирует основные моменты «эволюции Шарика», в результате которой он превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представителя пролетариата.
    Образ Шарикова, как и образы других представителей «господствующего класса» во главе с председателем домкома Швондером, – сугубо сатирические. Безусловно, основа в них реальная – Булгаков описывал реальные черты людей, пришедших к власти после 1917 года. Однако часто эти черты усилены или утрированы – именно так автор выразил свое отношение к этим людям и их поведению, их «политике». Так, например, один из членов домкома – «персиковый юноша в кожаной куртке» – носит фамилию Вяземская и оказывается женщиной (намек писателя на асексуальность советского общества). А сам Шариков периодически забывает, что он уже не собака, и ловит блох у себя под пиджаком или гоняется за кошками.
    Но члены домкома не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд, и с ними не так легко справиться, как это удалось Преображенскому в вопросе об «уплотнении». Этот факт доказывают метаморфозы, под влиянием Швондера произошедшие с Шариковым. Стоило милейшему псу превратиться в Полиграфа Полиграфовича и стать причастным к власть предержащим – «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как он трансформировался в настоящего монстра. Гены Клима Чугункина, человека «из народа», необразованного, невежественного, бескультурного, под влиянием благоприятных факторов, тут же дали о себе знать. Шариков превратился в беспринципного хама и подлеца, «дорвавшегося до власти». Кажется, будто на своем благодетеле Преображенском, да и на все окружающих людях, этот герой вымещает свою злобу, ущемленное самолюбие, чувство неполноценности.
    И тут сатирический и вполне добродушный тон повести начинает приобретать зловещие тона – мы понимаем, что профессору Преображенскому и всей его «семье» грозит реальная опасность. Как тут не вспомнить фантастический сюжет из классического романа Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» или сюжет романа М. Шелли «Франкенштейн».
    Однако в повести Булгакова все заканчивается благополучно. Когда Преображенский понял, что его «детище» несет в себе опасность для всего окружающего, он вновь превращает Шарикова в собаку. Все стало «на круги своя» – Преображенский, доказав свое невиновность в убийстве Шарикова, на какое-то время освободился от претензий Швондера. Шарик, вновь приобретя свой первозданный вид, боготворит своего благодетеля.
    Но финал «Собачьего сердца» не несет успокоения или умиротворения. Остается смутное ощущение тревоги, опасности. В любой момент жизнь Филиппа Филипповича может измениться, в любой момент калабуховский дом с его традициями и устоями может окончательно «кануть в вечность», как и та культура, которую он олицетворяет. Думаю, такое же ощущение нестабильности было и у самого Булгакова в период создания повести.
    Писатель считал, что всякая форма насилия над личностью – физическая (Преображенский) или идеологическая (Швондер) – не может привести к успеху. Человек – неповторимая индивидуальность, и из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина.
    Но в контексте произведения была скрыта еще одна немаловажная мысль: революция тоже своего рода насильственная операция, проведенная над обществом. Именно она объявила «труженика»-пролетария хозяином жизни, вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства духовного и политического. Этот эксперимент над целой страной должен был напомнить читателю неудачный эксперимент профессора Преображенского, едва не обернувшийся трагедией для многих людей.
    Чтобы более точно и ясно донести свою мысль до людей, Булгаков использует в своей повести такой художественный прием, как смешение реального и фантастического. Часто это осуществляется так мастерски, что очень трудно понять, где заканчивается одно и начинается другое. В результате соединения этих двух реальностей создается третья – гротесковая, которая позволяет писателю не только передать обстановку 20-ых годов 20 века в Советской России, но и выразить свое отношение ко всему происходящему.

  3. Повесть «Собачье сердце», написанная М. А. Булгаковым в 1925 году, является откликом писателя на окружающую его действительность, на результат тех коренных преобразований, что произошли в России в 1917 году.
    В произведении воссоздается современная автору жизнь — советская реальность начала 1920-х гг. Однако она передается Булгаковым в «причудливой» форме — в смешении реального и фантастического. Так, с одной стороны, в «Собачьем сердце» до мельчайших подробностей воспроизведены советские реалии20-ых годов 20 века, вплоть до точного указания зарплаты «машинисточки IX разряда» (четыре с половиной червонца) и упоминания о том, что пожарные, «как вам известно, ужинают кашей». С другой же стороны, сюжетная коллизия повести сугубо фантастическая — профессор Преображенский, мировой светила науки, осуществляет небывалую операцию — превращение собаки в человека путем пересадки ей человеческих желез. Но и это еще не все — гений Преображенского позволяет ему совершить и обратную операцию: из человека в конце произведения он вновь «творит» собаку, поняв и испытав на себе угрозу существования Шарикова.
    Реальность и фантастика переплетаются в «Собачьем сердце» самым тесным образом, создавая новый вид реальности — гротескный. Казалось бы, сюжет с превращениями пса Шарика невероятен и неправдоподобен. Однако Булгаков настолько мастерски «оплетает» его деталями реальности, обыденной жизни, что мы читаем произведение как повесть о том, что было на самом деле.
    Филипп Филиппович Преображенский, интеллигент во многих поколениях, гениальный ученый и врач, задумывает небывалое — он хочет подарить человечеству вечную молодость и прославиться в веках. Для этого герой проводит эксперимент на бездомной собаке, которую подбирает на улице.
    Преображенский приводит Шарика к себе в дом, заботится о нем. И вот наступает долгожданный момент: появляется необходимый «человеческий материал» — труп алкоголика Клима Чугункина, зарезанного в пьяной драке. Именно его гипофиз и семенные железы и «получает» Шарик.
    Вскоре выясняется, что результатов данного эксперимента не мог предвидеть никто, даже гениальный Филипп Филиппович. Шарик не только выжил и начал быстро выздоравливать. Постепенно с ним начали происходить странные трансформации — пес стал превращаться в человека. Дневник помощника Преображенского, доктора Борменталя, фиксирует основные моменты «эволюции Шарика», в результате которой он превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представителя пролетариата.
    Образ Шарикова, как и образы других представителей «господствующего класса» во главе с председателем домкома Швондером, — сугубо сатирические. Безусловно, основа в них реальная — Булгаков описывал реальные черты людей, пришедших к власти после 1917 года. Однако часто эти черты усилены или утрированы — именно так автор выразил свое отношение к этим людям и их поведению, их «политике». Так, например, один из членов домкома — «персиковый юноша в кожаной куртке» — носит фамилию Вяземская и оказывается женщиной (намек писателя на асексуальность советского общества). А сам Шариков периодически забывает, что он уже не собака, и ловит блох у себя под пиджаком или гоняется за кошками.
    Но члены домкома не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд, и с ними не так легко справиться, как это удалось Преображенскому в вопросе об «уплотнении». Этот факт доказывают метаморфозы, под влиянием Швондера произошедшие с Шариковым. Стоило милейшему псу превратиться в Полиграфа Полиграфовича и стать причастным к власть предержащим — «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как он трансформировался в настоящего монстра. Гены Клима Чугункина, человека «из народа», необразованного, невежественного, бескультурного, под влиянием благоприятных факторов, тут же дали о себе знать. Шариков превратился в беспринципного хама и подлеца, «дорвавшегося до власти». Кажется, будто на своем благодетеле Преображенском, да и на все окружающих людях, этот герой вымещает свою злобу, ущемленное самолюбие, чувство неполноценности.
    И тут сатирический и вполне добродушный тон повести начинает приобретать зловещие тона — мы понимаем, что профессору Преображенскому и всей его «семье» грозит реальная опасность. Как тут не вспомнить фантастический сюжет из классического романа Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» или сюжет романа М. Шелли «Франкенштейн».
    Однако в повести Булгакова все заканчивается благополучно. Когда Преображенский понял, что его «детище» несет в себе опасность для всего окружающего, он вновь превращает Шарикова в собаку. Все стало «на круги своя» — Преображенский, доказав свое невиновность в убийстве Шарикова, на какое-то время освободился от претензий Швондера. Шарик, вновь приобретя свой первозданный вид, боготворит своего благодетеля.
    Но финал «Собачьего сердца» не несет успокоения или умиротворения. Остается смутное ощущение тревоги, опасности. В любой момент жизнь Филиппа Филипповича может измениться, в любой момент калабуховский дом с его традициями и устоями может окончательно «кануть в вечность», как и та культура, которую он олицетворяет. Думаю, такое же ощущение нестабильности было и у самого Булгакова в период создания повести.
    Писатель считал, что всякая форма насилия над личностью — физическая (Преображенский) или идеологическая (Швондер) — не может привести к успеху. Человек — неповторимая индивидуальность, и из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина.
    Но в контексте произведения была скрыта еще одна немаловажная мысль: революция тоже своего рода насильственная операция, проведенная над обществом. Именно она объявила «труженика”-пролетария хозяином жизни, вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства духовного и политического. Этот эксперимент над целой страной должен был напомнить читателю неудачный эксперимент профессора Преображенского, едва не обернувшийся трагедией для многих людей.
    Чтобы более точно и ясно донести свою мысль до людей, Булгаков использует в своей повести такой художественный прием, как смешение реального и фантастического. Часто это осуществляется так мастерски, что очень трудно понять, где заканчивается одно и начинается другое. В результате соединения этих двух реальностей создается третья — гротесковая, которая позволяет писателю не только передать обстановку 20-ых годов 20 века в Советской России, но и выразить свое отношение ко всему происходящему.

  4. Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть “Собачье сердце”, написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести “Собачье сердце” становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху.
    7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести “Собачье сердце”. Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше никогда не делал
    подобных записей. В. Вересаев говорил о Булгакове: “Цензура режет его беспощадно. Недавно зарезала чудесную вещь “Собачье сердце”, и он падает духом. Да и живет почти нищенски”.
    Повесть “Собачье сердце” впервые была опубликована в России лишь в 1987 году.
    Свое произведение Булгаков вначале назвал “Собачье счастье. Чудовищная история”. Но главным ее героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы Филиппа Филипповича Преображенского.
    В повести “Собачье сердце” ярко отражена действительность 1920-х годов. Перед читателем предстают картины нэпа, торжества
    мещанской психологии, разрухи и голода в стране, жилищного кризиса.
    Опыт и знания врача помогли Булгакову создать произведение, где был описан небывалый медицинский эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека. В нем нашли отражение бурные научные изыскания рубежа XIX-XX веков, споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э. Штейнаха, профессора Н. К. Кольцова, дискуссии вокруг бурно развивающейся науки евгеники. Ученые всего мира в те годы обратились к теории наследственности и способам ее улучшения. Булгакова как врача интересовали открытия в области физиологии, хирургии, трансплантации органов.
    В повести Булгакова “Собачье сердце” бездомному псу Шарику врачи пересаживают гипофиз, взятый у пролетария Клима Чугункина. В сатирическом ключе изображены писателем духовные и нравственные ценности прошлой жизни. В повести отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Его юмор часто принимал разоблачительный характер, вырастал до философского сарказма. Писателю было свойственно глубокое понимание людей и исторических событий. Он был уверен, что талант ученого в сочетании с непониманием конечных целей могут привести к трагическим и неожиданным последствиям.
    В произведении переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Все это создает художественный мир повести. Читая драматическую историю о Шарике и опытах профессора Преображенского, мы часто не можем сдержать смеха. Автор умело создает трагикомическое повествование, так как это наиболее полно отражает жизнь.
    Большевики не способны были создать нормально функционирующее государство. Их законы находились за гранью здравого смысла. Это побуждало автора переводить повествование в фантастический план, но и не отрываться от реальности. Проза Булгакова рождена временем. Е. Замятин назвал его прозу “фантастикой, корнями врастающей в быт”. “Собачье сердце” – шедевр булгаковской сатиры, которой помогает фантастика, показывающая быт и людей с неожиданной стороны. Элементы фантастического были способом выразить тайные мысли писателя. Фантастика настолько близка к реальности, что читатели верят каждому слову. Повесть наполнена грустными размышлениями о человеческих недостатках, об ответственности ученого и науки и о страшной силе самодовольного невежества. Эти темы не утратили своего значения и сегодня.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Нравственная проблематика повести М. Булгакова “Собачье сердце” Нравственная проблематика повести М. Булгакова “Собачье сердце” План I. Постановка нравственных проблем в повести М. Булгакова “Собачье сердце”. II. Что понял и чего не понял профессор Преображенский. 1. Преображенский –…
    Смысл двух превращений в повести М. Булгакова “Собачье сердце” План I. Обстоятельства окружающей жизни, повлиявшие на творчество М. Булгакова. II. Рискованный эксперимент – основа повести М. Булгакова “Собачье сердце”. 1. Превращение пса Шарика в человека. 2. Конфликт между профессором…
    ПОЧЕМУ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОФЕССОРА ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОЖНО НАЗВАТЬ НЕУДАЧНЫМ? (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”) Повесть Михаила Булгакова “Собачье сердце” можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917 года, показал тяжелейшие последствия вмешательства человека в естественный ход развития,…
    “ШАРИКОВЩИНА” КАК СОЦИАЛЬНОЕ И МОРАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) “ШАРИКОВЩИНА” КАК СОЦИАЛЬНОЕ И МОРАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” написана в 1925 году. К этому времени последствия Октябрьского переворота –…
    МОСКВА 20-х ГОДОВ В ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА “СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ” КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ МОСКВА 20-х ГОДОВ В ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА “СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ” Великий русский сатирик М. А. Булгаков создал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ…
    Актуальность повести М. Булгакова “Собачье сердце” План 1. Насильственные преобразования в обществе – основа повести “Собачье сердце”. 2. Эксперимент Преображенского по созданию “нового человека”. 3. Роль Швондера в воспитании Шарикова. 4. Финал эксперимента. 5. “Шариковы” наших…
    ОПАСНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (повести М. Булгакова “Собачье сердце” и “Роковые яйца”) Сатирические повести М. Булгакова занимают особое место как в его творчестве, так и во всей русской литературе. Если бы они были широко напечатаны и оценены в свое время, то, возможно,…
    Образ профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор…
    Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Выдающимся созданием М. Булгакова стала повесть “Собачье сердце”. Написанная в 1925 году, она не была напечатана при жизни писателя….
    ШАРИКОВ И ШАРИКОВЩИНА (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”) Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы развития общества, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Михаилом Булгаковым в повести “Собачье сердце”. Эта идея реализуется писателем в аллегорической…
    Сочинение-размышление на тему “Почему ученым так и не удалось воспитать Булгаковского Шарикова в повести “Собачье сердце” Роман “Собачье сердце” принадлежит перу знаменитого писателя начала XX века – Михаилу Афанасиевичу Булгакову. По стилю эта повесть является сатирическо-фантастической. В ее основе лежит идея о том, что с помощью…
    Краткое содержание повести “Собачье сердце (Чудовищная история)” (В сокращении) Повесть (1925) М. А. Булгакова >>> Действие происходит в Москве зимой 1924/25 г. Профессор Филипп Филиппович Преображенский открыл способ омоложения организма посредством пересадки людям желез внутренней секреции животных….
    СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ М. А. БУЛГАКОВ СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ На первом плане повести – эксперимент гениального ученого-медика Преображенского со всеми неожиданными для самого профессора и его ассистента Борменталя трагикомическими результатами. Пересадив в чисто научных…
    Реальное и фантастическое в произведении Чарльза Диккенса “Рождественская песнь в прозе” Одно из замечательных и поучительных произведений Чарльза Диккенса “Рождественская песнь в прозе” несколько необычное как в своем сюжете, так и в построении. Действительность и фантастика крепко переплелись между собой во…
    РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. А. НЕКРАСОВА “ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА” РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. А. НЕКРАСОВА “ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА” 1 вариант Н. А. Некрасов был замечательным, чистым и благородным русским поэтом, голос которого звучал в защиту простого народа, бесправного…
    ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ПОЭМЕ “РАМАЯНА” ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ПОЭМЕ “РАМАЯНА” У каждого народа существует множество легенд о славных героях, об их мужественных подвигах и блистательных победах над врагами. В Индии подобные устные пересказы…
    РЕАЛЬНОЕ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ РЕАЛЬНОЕ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Можно ли человеку, независимо от времени и места его пребывания, величины отбрасываемой им тени, существовать…
    РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Р. Э. РАСПЕ “УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА” РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Р. Э. РАСПЕ “УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА” Забавные истории о приключениях барона Мюнхгаузена известны детям многих стран. Однако немногие знают, что барон-фантазер – не совсем…
    “Сатирические страницы романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Творчество великого русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова пришлось на первые послереволюционные годы и эпоху сталинизма. Атмосфера страха и беззакония царила в стране. Подлинная литература становилась формой неприятия такой действительности, способом…
    Мой Булгаков Мое знакомство с булгаковским творчеством началось с его рассказов, объединенных названием “Записки юного врача”. Перед неопытным молодым врачом во всей своей пугающей перспективе встает необходимость совершать настоящее чудо – лечить…
    КИЕВ В ЖИЗНИ М. А. БУЛГАКОВА КИЕВ В ЖИЗНИ М. А. БУЛГАКОВА Место, где родился человек, – самое дорогое для него. С ним он чувствует кровную связь, к нему возвращается в воспоминаниях на протяжении всей жизни….
    ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” М. Булгаков называл свой творческий метод “странным реализмом”. Странность, необычность булгаковского реализма состояла в том, что окружающую действительность…
    Прощение и вечный приют (по библейскиме главам романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Воссоздание евангельских событий – одна из важнейших традиций мировой и русской литературы. Обращается к событиям распятия и воскрешения Иисуса Христа Дж. Мильтон в поэме “Возвращенный рай”, О. де Бальзак в…
    Критическое изображение московской действительности 20-30-х годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Изображая московскую действительность 20-30-х годов в романе “Мастер и Маргарита”, М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и…
    Судьба художника в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Рукописи не горят! М. Булгаков План I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя. II. Тема судьбы художника в романе “Мастер и Маргарита” 1. Судьба мастера. 2. Роман Мастера о Понтии…
    ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” М. А. Булгаков – талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо…
    Актуальность проблем, поднятых в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Наиболее актуальной проблемой в Романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” является тема борьбы добра и зла. Булгаков считал, что в жизни добро больше всего характеризует человека с положительной точки зрения….
    Особенности композиции романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Много раз Булгаков переделывал известный на весь мир роман. Много сил вложил он в него, отдаваясь ему, как в последний раз. И, можно сказать, что все это не зря. Перед…
    “Свет” и “покой” в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” “Свет” и “покой” в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” В творчестве каждого писателя есть какое-то центральное, основное произведение, воплотившее в себе все его идеи и образы, раскрывшее его…
    ТАИНСТВЕННЫЕ СОБЫТИЯ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ ТАИНСТВЕННЫЕ СОБЫТИЯ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Произведение М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – роман сложный, многослойный. Кроме того, это жизненный роман….
    Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”

  5. Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху.
    7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше никогда не делал подобных записей. В. Вересаев говорил о Булгакове: «Цензура режет его беспощадно. Недавно зарезала чудесную вещь “Собачье сердце”, и он падает духом. Да и живет почти нищенски».
    Повесть «Собачье сердце» впервые была опубликована в России лишь в 1987 году.
    Свое произведение Булгаков вначале назвал «Собачье счастье. Чудовищная история». Но главным ее героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы Филиппа Филипповича Преображенского.
    В повести «Собачье сердце» ярко отражена действительность 1920-х годов. Перед читателем предстают картины нэпа, торжества мещанской психологии, разрухи и голода в стране, жилищного кризиса.
    Опыт и знания врача помогли Булгакову создать произведение, где был описан небывалый медицинский эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека. В нем нашли отражение бурные научные изыскания рубежа XIX-XX веков, споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э. Штейнаха, профессора Н. К. Кольцова, дискуссии вокруг бурно развивающейся науки евгеники. Ученые всего мира в те годы обратились к теории наследственности и способам ее улучшения. Булгакова как врача интересовали открытия в области физиологии, хирургии, трансплантации органов.
    В повести Булгакова «Собачье сердце» бездомному псу Шарику врачи пересаживают гипофиз, взятый у пролетария Клима Чугункина. В сатирическом ключе изображены писателем духовные и нравственные ценности прошлой жизни. В повести отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Его юмор часто принимал разоблачительный характер, вырастал до философского сарказма. Писателю было свойственно глубокое понимание людей и исторических событий. Он был уверен, что талант ученого в сочетании с непониманием конечных целей могут привести к трагическим и неожиданным последствиям.
    В произведении переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Все это создает художественный мир повести. Читая драматическую историю о Шарике и опытах профессора Преображенского, мы часто не можем сдержать смеха. Автор умело создает трагикомическое повествование, так как это наиболее полно отражает жизнь.
    Большевики не способны были создать нормально функционирующее государство. Их законы находились за гранью здравого смысла. Это побуждало автора переводить повествование в фантастический план, но и не отрываться от реальности. Проза Булгакова рождена временем. Е. Замятин назвал его прозу «фантастикой, корнями врастающей в быт». «Собачье сердце» — шедевр булгаковской сатиры, которой помогает фантастика, показывающая быт и людей с неожиданной стороны.
    Элементы фантастического были способом выразить тайные мысли писателя. Фантастика настолько близка к реальности, что читатели верят каждому слову. Повесть наполнена грустными размышлениями о человеческих недостатках, об ответственности ученого и науки и о страшной силе самодовольного невежества. Эти темы не утратили своего значения и сегодня.

  6. Повесть «Собачье сердце», написанная М.А. Булгаковым в 1925 году, является откликом писателя на окружающую его действительность, на результат тех коренных преобразований, что произошли в России в 1917 году.
    В произведении воссоздается современная автору жизнь – советская реальность начала 1920-х гг. Однако она передается Булгаковым в «причудливой» форме – в смешении реального и фантастического. Так, с одной стороны, в «Собачьем сердце» до мельчайших подробностей воспроизведены советские реалии20-ых годов 20 века, вплоть до точного указания зарплаты «машинисточки IX разряда» (четыре с половиной червонца) и упоминания о том, что пожарные, «как вам известно, ужинают кашей”. С другой же стороны, сюжетная коллизия повести сугубо фантастическая – профессор Преображенский, мировой светила науки, осуществляет небывалую операцию – превращение собаки в человека путем пересадки ей человеческих желез. Но и это еще не все – гений Преображенского позволяет ему совершить и обратную операцию: из человека в конце произведения он вновь «творит» собаку, поняв и испытав на себе угрозу существования Шарикова.
    Реальность и фантастика переплетаются в «Собачьем сердце» самым тесным образом, создавая новый вид реальности – гротескный. Казалось бы, сюжет с превращениями пса Шарика невероятен и неправдоподобен. Однако Булгаков настолько мастерски «оплетает» его деталями реальности, обыденной жизни, что мы читаем произведение как повесть о том, что было на самом деле.
    Филипп Филиппович Преображенский, интеллигент во многих поколениях, гениальный ученый и врач, задумывает небывалое – он хочет подарить человечеству вечную молодость и прославиться в веках. Для этого герой проводит эксперимент на бездомной собаке, которую подбирает на улице.
    Преображенский приводит Шарика к себе в дом, заботится о нем. И вот наступает долгожданный момент: появляется необходимый «человеческий материал» – труп алкоголика Клима Чугункина, зарезанного в пьяной драке. Именно его гипофиз и семенные железы и «получает» Шарик.
    Вскоре выясняется, что результатов данного эксперимента не мог предвидеть никто, даже гениальный Филипп Филиппович. Шарик не только выжил и начал быстро выздоравливать. Постепенно с ним начали происходить странные трансформации – пес стал превращаться в человека. Дневник помощника Преображенского, доктора Борменталя, фиксирует основные моменты «эволюции Шарика», в результате которой он превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представителя пролетариата.
    Образ Шарикова, как и образы других представителей «господствующего класса» во главе с председателем домкома Швондером, – сугубо сатирические. Безусловно, основа в них реальная – Булгаков описывал реальные черты людей, пришедших к власти после 1917 года. Однако часто эти черты усилены или утрированы – именно так автор выразил свое отношение к этим людям и их поведению, их «политике». Так, например, один из членов домкома – «персиковый юноша в кожаной куртке» – носит фамилию Вяземская и оказывается женщиной (намек писателя на асексуальность советского общества). А сам Шариков периодически забывает, что он уже не собака, и ловит блох у себя под пиджаком или гоняется за кошками.
    Но члены домкома не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд, и с ними не так легко справиться, как это удалось Преображенскому в вопросе об «уплотнении». Этот факт доказывают метаморфозы, под влиянием Швондера произошедшие с Шариковым. Стоило милейшему псу превратиться в Полиграфа Полиграфовича и стать причастным к власть предержащим – «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как он трансформировался в настоящего монстра. Гены Клима Чугункина, человека «из народа», необразованного, невежественного, бескультурного, под влиянием благоприятных факторов, тут же дали о себе знать. Шариков превратился в беспринципного хама и подлеца, «дорвавшегося до власти». Кажется, будто на своем благодетеле Преображенском, да и на все окружающих людях, этот герой вымещает свою злобу, ущемленное самолюбие, чувство неполноценности.
    И тут сатирический и вполне добродушный тон повести начинает приобретать зловещие тона – мы понимаем, что профессору Преображенскому и всей его «семье» грозит реальная опасность. Как тут не вспомнить фантастический сюжет из классического романа Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» или сюжет романа М. Шелли «Франкенштейн».
    Однако в повести Булгакова все заканчивается благополучно. Когда Преображенский понял, что его «детище» несет в себе опасность для всего окружающего, он вновь превращает Шарикова в собаку. Все стало «на круги своя» – Преображенский, доказав свое невиновность в убийстве Шарикова, на какое-то время освободился от претензий Швондера. Шарик, вновь приобретя свой первозданный вид, боготворит своего благодетеля.
    Но финал «Собачьего сердца» не несет успокоения или умиротворения. Остается смутное ощущение тревоги, опасности. В любой момент жизнь Филиппа Филипповича может измениться, в любой момент калабуховский дом с его традициями и устоями может окончательно «кануть в вечность», как и та культура, которую он олицетворяет. Думаю, такое же ощущение нестабильности было и у самого Булгакова в период создания повести.
    Писатель считал, что всякая форма насилия над личностью – физическая (Преображенский) или идеологическая (Швондер) – не может привести к успеху. Человек – неповторимая индивидуальность, и из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина.
    Но в контексте произведения была скрыта еще одна немаловажная мысль: революция тоже своего рода насильственная операция, проведенная над обществом. Именно она объявила «труженика»-пролетария хозяином жизни, вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства духовного и политического. Этот эксперимент над целой страной должен был напомнить читателю неудачный эксперимент профессора Преображенского, едва не обернувшийся трагедией для многих людей.
    Чтобы более точно и ясно донести свою мысль до людей, Булгаков использует в своей повести такой художественный прием, как смешение реального и фантастического. Часто это осуществляется так мастерски, что очень трудно понять, где заканчивается одно и начинается другое. В результате соединения этих двух реальностей создается третья – гротесковая, которая позволяет писателю не только передать обстановку 20-ых годов 20 века в Советской России, но и выразить свое отношение ко всему происходящему.
    Беру!

  7. Москва
    в произведении описывается глазами бродячего пса – Шарика. Этот грязный,
    голодный пёс днём и ночью бегает по Москве времён НЭПа в поисках пропитания. Он
    очень не глуп и по-своему оценивает город тех далёких времён. С развитой в то
    время мелкой частной торговлей»… по всей Москве развесили зелёно-голубые
    вывески с надписью МСПО – мясная торговля». Со всей той грязью и на улицах
    «опилки на полу и гнуснейший дурно пахнущий бакштейн». И грязью в головах
    «Здесь порой винтом закипали драки, людей били кулаком по морде». Тут же Шарик
    учится читать: « «А» он выучил в «Главрыбе» на углу Моховой, а потом и «Б» –
    подбегать ему было удобнее с хвоста слова «рыба», потому что при начале слова
    стоял милиционер». Это умение он повсеместно применяет в своей жизни, читая
    таблички с надписью «Сыр» или «неприличными словами не выражаться и на чай не
    давать». Шарик, которому только, что обварили бок, довольно интересно оценивает
    людей: «Дворник из всех пролетариев самая гнусная мразь», «Повар попадается
    разный. Например,- покойный Влас с Пречистенки, скольким жизнь спас».
    Шарик
    сочувствует бедной машинистке, «бегущей в подворотню в любовных фельдперсовых
    чулках»: «ей и на кинематограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной
    накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз украл. У неё и
    верхушка правого лёгкого не в порядке, и женская болезнь на французской почве».
    Вводя образ машинистки в повесть, Булгаков даёт нам понять, что основное
    большинство людей того времени ведут вот такой жалкий
    образ жизни.
    И
    тут Шарик представляет себе её любовника. «Надоела мне моя Матрёна, намучился я
    с фланелевыми штанами, теперь пришло моё времечко. Я теперь председатель и
    сколько ни  накраду – всё на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо.
    Поэтому что наголодался я в молодости, достаточно будет с меня, а загробной
    жизни не существует».
    На
    мой взгляд, именно в этом монологе и раскрывается суть всех тех людей, которые
    пришли к власти (в частности Швондера). Люди, которые в молодости натерпелись
    страданий, встав у «руля» власти, не пытаются помочь стране выйти из кризиса, а
    заботятся только о себе. И в этом же монологе мы видим, что автор упрекает
    советскую власть в искусственной поддержке этих людей. Разрушив церкви и
    пропагандируя атеизм, советская власть «конвейером» создавала людей, которые
    стремились получить всё именно на земле. Которым не чужды никакие методы для
    достижения своей цели.  И вот этот любовник, говоря «…а загробной жизни не
    существует…», стремится удовлетворить лишь свои физиологические потребности:
    «…женское тело на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо», нисколько не заботясь о
    своих духовных потребностях. Хотя есть ли они у него? Наверное, всё же нет.
    Но
    вернёмся к Шарику. Он, конечно, и жалеет бедную девушку «А самого себя мне ещё
    больше жаль. Не из эгоизма говорю, о нет, а потому, что мы действительно не в
    равных условиях. Ей-то хоть дома тепло, ну а мне, а мне … Куда пойду?» – думает
    пёс под свист метели. Он отчётливо видит свою дальнейшую судьбу «Я очень легко
    могу получить воспаление лёгких, а, получив его, я, граждане подохну с голоду».
    И
    тут в «столбе метели появляется некий господин. Шарик сразу понимает, что этот
    гражданин «умственного труда человек». И вот этот незнакомец приводит Шарика в
    свою квартиру. Тут звучит одна из ведущих сквозных тем в творчестве Булгакова –
    это тема дома как сосредоточения человеческой жизни. На фоне бурной жизни в
    Москве квартира выглядит неким «островом спокойствия». Шарика в первую очередь
    поражает убранство квартиры «Великое множество предметов загромождало богатую
    передню. Тут же запомнилось зеркало до самого пола, оленьи рога в высоте,
    бесчисленные шубы и  калоши и опаловый тюльпан с электричеством».
    На мой взгляд, в образе квартиры Булгаков хочет показать
    читателю всё то, что теряет Россия после революции. А теряет она старый мир с
    его устоями и нравами отнюдь не зверскими и жестокими. Хозяином этой квартиры
    является профессор Преображенский. Он светило мировой науки и занимается
    вопросами омоложения. Он полностью отдаётся работе: днём принимает пациентов,
    вечером , а иногда и ночью изучает медицинскую литературу. Не чужд Филипп
    Филиппович и земных радостей, любит ходить в театр, хорошо поесть, со вкусом
    одеться. Политикой он не занимается, новая власть раздражает его бескультурьем
    и хамством. Фамилия у Преображенского говорящая: преобразить профессор собрался
    нашего Шарика. В образе Преображенского Булгаков показывает нам старую
    интеллигенцию. И, действительно, автор симпатизирует Филиппу Филипповичу. У
    Преображенского есть жизненные ценности: «Успевает всюду тот, кто никуда не
    торопится». «Я сторонник разделения труда. В большом театре пусть поют, я буду
    оперировать. И никаких разрух…» «Никого драть нельзя, на человека и на
    животное можно действовать только внушением.» Все эти реплики помогают нам
    представить лучше хозяина квартиры. Мы понимаем, что перед нами человек образованный,
    умный, умудрённый опытом жизни.
    Помощник Преображенского – доктор Борменталь. Он восхищается своим
    учителем, его талантом, мастерством. Но в самом Барментале мы не видим такого
    гуманизма как, у его учителя. Борменталь способен разгневаться и даже применить
    силу, если нужно.
    Этим двум образованнейшим людям в повести Булгаков противопоставляет
    Швондера. Истории жизненного пути Швондера в повести нет, но мы можем с
    лёгкостью догадаться, где он учился, какое образование получил. Швондер в
    сопровождении товарищей является к профессору, что бы отобрать у него лишнюю
    площадь, то есть отобрать две комнаты. Рисуя образ Швондера, автор указывает
    нам на наличие в нём таких качеств как агрессивность, уверенность в своей
    вседозволенности. Образ Швондера и его свиты высмеивается тонкой булгаковской
    сатирой. «Во-первых,- перебил и его Филипп Филиппович,- вы мужчина или
    женщина?». Спрашивает Преображенский у одного из пришедших. Автор даёт нам
    понять, что у власти в стране стоят именно такие люди как Швондер. Конфликт
    между Швондером и Преображенским это конфликт между аристократией и
    пролетариатом. «Вы ненавистник пролетариата!- гордо сказала женщина. «Да я не
    люблю пролетариата, печально согласился Филипп Филиппович». Делая
    Преображенского победителем в этом конфликте, Булгаков даёт нам понять, что он
    симпатизирует именно аристократии. С её устоями и сильными качествами, такими
    как независимость, образованность, гуманность, культурность и верность родине.
    Глава 2. Фантастическое.
    Но
    вот под рождество Преображенский решает осуществить свой фантастический
    эксперимент. Он пытается создать нового человека путём пересадки собаке части
    человеческого мозга. Преображенский решает посоревноваться с самой природой.
    Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путём пересадки собаке
    части человеческого мозга. Как неплохой медик Булгаков понимает, что это не возможно,
    но он решается на внедрение такого приёма для более красочного сравнения перемен,
    которые потрясают Россию в те времена. И начинается фантастика, которая у
    Булгакова не лишена и сатиры. Используя принципы «фантастического реализма» и
    гротеск, мешая реальную действительность нэповской России с оригинальной
    выдумкой, писатель создаёт увлекательную и зловещую историю. Сюжет её необычен:
    профессор Преображенский, живущий в старинном Калабуховском доме на
    Пречистенке, подбирает на улице дворнягу и производит медицинский эксперимент
    по вживлению в мозг собаки гипофиза человека. Профессор, который занимается
    омоложением, и его ассистент доктор Борменталь получают неожиданный результат:
    пёс превращается в человека. Это даёт повод молодому доктору мечтать о создании
    нового человека, «высокой психической личности». Однако эксперимент принимает
    совсем другой оборот.
    Донором для бедного Шарика послужил Клим Петрович Чугункин двадцати
    восьми лет, судился три раза. «Профессия – игра на балалайке по трактирам.
    Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти –
    удар ножом в сердце в пивной « После операции у собаки наблюдается полное
    очеловечивание. В результате чего появляется своеобразное существо. «Рост
    маленький, голова маленькая, начал курить», «человек маленького роста и
    несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жёсткие… Лоб поражал
    своею маленькой вышиной. Почти и непосредственно над чёрными ниточками бровей
    начиналась густая-густая головная щётка». По этим признакам мы видим, что
    существо полностью унаследовало физический облик своего прародителя.
    А только ли физический?
    К сожалению, нет. Первые произнесенные им слова – ругань, первое
    отчётливое слово – буржуи. А потом и уличные выражения «не толкайся», «слезай с
    подножки» он гоняется за кошкой Микрушей всё на своём пути, играет уличные песни
    на балалайке, пристаёт к служанкам.
    Жизнь обывателей квартиры, такая тихая и спокойная раньше, превращается
    в сущий ад. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и
    курил папиросу, посыпая манишку пеплом…» «Окурки на пол не бросать – в самый
    последний раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В
    квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы
    в темноте её подкарауливаете. Смотрите!». Вот в таких условиях теперь
    приходится жить жителям квартиры №5 на обуховском переулке. Но хуже всего то,
    что Шариков и не понимает, что он делает что-то неправильно. «Что-то вы меня,
    папаша, больно притесняете, – вдруг плаксиво выговорил он… – Что вы мне жить
    не даёте?». С его точки зрения, он просто живёт, а ругань, хамство и
    наглость-это просто нормальная составляющая жизни. У Шарикова появляется даже
    свой ангел-хранитель. Это так ненавидимый Преображенским Швондер. Он даёт ему
    читать книжки (вроде переписки Энгельса с Каутским). Но ангел хранитель ли?
    Вот, что говорит об этом Преображенский. «Ну сейчас он (Швондер) всячески
    старается натравить его (Шарикова) на меня, не понимая, что если кто-нибудь, в
    свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только
    рожки да ножки.» А между тем Шариков устраивается на работу и его (не без
    помощи Швондера) сразу возводят в должность заведующего подотделом по очистке
    города от бродячих животных. Автор, конечно же, преувеличивает возможности
    Шарикова, вводя гиперболу, но именно в этой гиперболе он как нельзя чётче
    показывает нам всё    несовершенство того общества. Можно было бы подумать, что
    теперь Шариков образумится, но это не так. Получив власть, он пользуется ею,
    как хочет. Он приводит в дом машинисточку и говорит: «Я с ней расписываюсь, это
    наша машинисточка. Борменталя надо будет выселить…» Как потом выяснилось, он
    её обманул, сочинив про себя множество историй. И даже когда Шарикова
    разоблачили, он угрожает ей «… попомнишь ты мне ещё… Я тебе устрою
    сокращение штатов». Получив власть, наш Шарик и так не обременённый гуманностью
    превращается просто в деспота. А если вспомнить самое начало повести, то можно
    сравнить его с любовником. Ведь если вспомнить обыкновенного пса с обваренным
    боком и вспомнить то, как он сочувствовал этой же машинисточке, в нём не было
    ни капли жестокости, чего не скажешь о человеческом Шарике.
    Апогея своей наглости и хамства Шариков достигает, когда пишет донос на
    своего создателя. Для того времени это был распространённый приём для свержения
    конкурентов или врагов. Писался просто донос и через два три дня к подъезду подъезжала
    машина и человека увозили неизвестно куда и никто его больше не видел. Следующим
    доносом должен был бы быть донос на Швондера, и Шариков был бы уже
    председателем домкома. Который бы жил в семи комнатах. Но к великому огорчению
    Шарика, донос не получил хода. И тогда он решается взять дело в свои руки
    раздобыв пистолет. Я думаю, что его мог дать только Швондер. И зайдя в
    смотровую, где его «попросили» уйти из квартиры. Но Шариков не был так глуп,
    чтобы уйти. И, с криком «…что я на вас управы не найду, что ли» пытается
    убить Борменталя. Но через несколько секунд оказался на операционном столе под
    общим наркозом. А ещё через несколько дней, он был той – же собакой, которую
    подобрали на улице. Вот теперь фантастика уступает место реальности.
    III. Заключение.
    В повести «Собачье сердце» экспериментатору
    удалось повернуть всё вспять. Но сделать это в жизни не так уж и легко. Автор даёт
    нам наставление, что экспериментаторы должны сначала просчитать свой
    эксперимент, а затем переносить его в жизнь. В своей повести Булгаков пытался
    предостеречь людей от подобных экспериментов. События 1917 года представлялись
    им не иначе, чем эксперимент огромный по масштабам и более чем опасный.
    Булгаков в «Собачьем сердце» сопастовляет Преображенского и Маркса. Так же как Преображенский,
    который осуществляет свой невиданный эксперимент. Так же и на основе теорий
    Маркса в России произошёл невиданный эксперимент, последствия которого мы
    продолжаем расхлёбывать даже после более чем 80 лет.
    В ходе своей работы мне удалось
    доказать, что смешение фантастики и реальности делает это произведение более
    красочным, более наглядным. Если бы Булгаков не ввёл в рассказ элементы
    фантастики, то он бы не смог показать все те перемены и те последствия, которые
    ожидают Россию в будущем.  Булгаков уверен, что каждый хорош на своем месте:
    пёс должен оставаться псом, дом принадлежать хозяину. Мир, созданный Творцом,
    разумен, и у каждого в нём есть своё место.

  8. Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху.
    7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше никогда не делал подобных записей. В. Вересаев говорил о Булгакове: «Цензура режет его беспощадно. Недавно зарезала чудесную вещь “Собачье сердце”, и он падает духом. Да и живет почти нищенски».
    Повесть «Собачье сердце» впервые была опубликована в России лишь в 1987 году.
    Свое произведение Булгаков в?aча?е назвал «Собачье счастье. Чудовищная история». Но главным ее героем сделал не собаку и не Шарикова, а профес??ра старой школы Филиппа Филипповича Преображенского.
    В повести «Собачье сердце» ярко отражена действительность 1920-х годов. Перед читателем предстают картины нэпа, торжества мещанской психологии, разрухи и голода в стране, жилищного кризиса. Сочинения на РЕФ.РФ бесплатно.
    Опыт и знания врача помогли Булгакову создать произведение, где был описан небывалый медицинский эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека. В нем нашли отражение бурные научные изыскания рубежа XIX–XX веков, споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э. Штейнаха, профессора Н. К. Кольцова, дискуссии вокруг бурно развивающейся науки евгеники. Ученые всего мира в те годы обратились к теории наследственности и способам ее улучшения. Булгакова как врача интересовали открытия в области физиологии, хирургии, трансплантации органов.
    В повести Булгакова «Собачье сердце» бездомному псу Шарику врачи пересаживают гипофиз, взятый у пролетария Клима Чугункина. В сатирическом ключе изображены писателем духовные и нравственные ценности прошлой жизни. В повести отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Его юмор часто принимал разоблачительный характер, вырастал до философского сарказма. Писателю было свойственно глубокое понимание людей и исторических событий. Он был уверен, что талант ученого в сочетании с непониманием конечных целей могут привести к трагическим и неожиданным последствиям.
    В произведении переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Все это создает художественный мир повести. Читая драматическую историю о Шарике и опытах профес??ра Преображенского, мы часто не можем сдержать смеха. Автор умело создает трагикомическое повествование, так как это наиболее полно отражает жизнь.
    Большевики не способны были создать нормально функционирующее государство. Их законы находились за гранью здравого смысла. Это побуждало автора переводить повествование в фантастический план, но и не отрываться от реальности. Проза Булгакова рождена временем. Е. Замятин назвал его прозу «фантастикой, корнями врастающей в быт». «Собачье сердце» – шедевр булгаковской сатиры, которой помогает фантастика, показывающая быт и людей с неожиданной стороны. Элементы фантастического были способом выразить тайные мысли писателя. Фантастика настолько близка к реальности, что читатели верят каждому слову. Повесть наполнена грустными размышлениями о человеческих недостатках, об ответственности ученого и науки и о страшной силе самодовольного невежества. Эти темы не утратили своего значения и сегодня.

  9. Свое произведение Булгаков вначале назвал «Собачье счастье. Чудовищная история». Но главным ее героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы Филиппа Филипповича Преображенского.
    В повести «Собачье сердце» ярко отражена действительность 1920-х годов. Перед читателем предстают картины нэпа, торжества мещанской психологии, разрухи и голода в стране, жилищного кризиса.
    Опыт и знания врача помогли Булгакову создать произведение, где был описан небывалый медицинский эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека. В нем нашли отражение бурные научные изыскания рубежа XIX–XX веков, споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э. Штейнаха, профессора Н. К. Кольцова, дискуссии вокруг бурно развивающейся науки евгеники. Ученые всего мира в те годы обратились к теории наследственности и способам ее улучшения. Булгакова как врача интересовали открытия в области физиологии, хирургии, трансплантации органов.
    В повести Булгакова «Собачье сердце» бездомному псу Шарику врачи пересаживают гипофиз, взятый у пролетария Клима Чугункина. В сатирическом ключе изображены писателем духовные и нравственные ценности прошлой жизни. В повести отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Его юмор часто принимал разоблачительный характер, вырастал до философского сарказма. Писателю было свойственно глубокое понимание людей и исторических событий. Он был уверен, что талант ученого в сочетании с непониманием конечных целей могут привести к трагическим и неожиданным последствиям.
    В произведении переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Все это создает художественный мир повести. Читая драматическую историю о Шарике и опытах профессора Преображенского, мы часто не можем сдержать смеха. Автор умело создает трагикомическое повествование, так как это наиболее полно отражает жизнь.
    Большевики не способны были создать нормально функционирующее государство. Их законы находились за гранью здравого смысла. Это побуждало автора переводить повествование в фантастический план, но и не отрываться от реальности. Проза Булгакова рождена временем. Е. Замятин назвал его прозу «фантастикой, корнями врастающей в быт». «Собачье сердце» – шедевр булгаковской сатиры, которой помогает фантастика, показывающая быт и людей с неожиданной стороны. Элементы фантастического были способом выразить тайные мысли писателя. Фантастика настолько близка к реальности, что читатели верят каждому слову. Повесть наполнена грустными размышлениями о человеческих недостатках, об ответственности ученого и науки и о страшной силе самодовольного невежества. Эти темы не утратили своего значения и сегодня.

  10. Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху.
    7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше никогда не делал подобных записей. В. Вересаев говорил о Булгакове: «Цензура режет его беспощадно. Недавно зарезала чудесную вещь “Собачье сердце”, и он падает духом. Да и живет почти нищенски».
    Повесть «Собачье сердце» впервые была опубликована в России лишь в 1987 году.
    Свое произведение Булгаков вначале назвал «Собачье счастье. Чудовищная история». Но главным ее героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы Филиппа Филипповича Преображенского.
    В повести «Собачье сердце» ярко отражена действительность 1920-х годов. Перед читателем предстают картины нэпа, торжества мещанской психологии, разрухи и голода в стране, жилищного кризиса.
    Опыт и знания врача помогли Булгакову создать произведение, где был описан небывалый медицинский эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека. В нем нашли отражение бурные научные изыскания рубежа XIX–XX веков, споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э. Штейнаха, профессора Н. К. Кольцова, дискуссии вокруг бурно развивающейся науки евгеники. Ученые всего мира в те годы обратились к теории наследственности и способам ее улучшения. Булгакова как врача интересовали открытия в области физиологии, хирургии, трансплантации органов.
    В повести Булгакова «Собачье сердце» бездомному псу Шарику врачи пересаживают гипофиз, взятый у пролетария Клима Чугункина. В сатирическом ключе изображены писателем духовные и нравственные ценности прошлой жизни. В повести отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Его юмор часто принимал разоблачительный характер, вырастал до философского сарказма. Писателю было свойственно глубокое понимание людей и исторических событий. Он был уверен, что талант ученого в сочетании с непониманием конечных целей могут привести к трагическим и неожиданным последствиям.
    В произведении переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Все это создает художественный мир повести. Читая драматическую историю о Шарике и опытах профессора Преображенского, мы часто не можем сдержать смеха. Автор умело создает трагикомическое повествование, так как это наиболее полно отражает жизнь.
    Большевики не способны были создать нормально функционирующее государство. Их законы находились за гранью здравого смысла. Это побуждало автора переводить повествование в фантастический план, но и не отрываться от реальности. Проза Булгакова рождена временем. Е. Замятин назвал его прозу «фантастикой, корнями врастающей в быт». «Собачье сердце» – шедевр булгаковской сатиры, которой помогает фантастика, показывающая быт и людей с неожиданной стороны. Элементы фантастического были способом выразить тайные мысли писателя. Фантастика настолько близка к реальности, что читатели верят каждому слову. Повесть наполнена грустными размышлениями о человеческих недостатках, об ответственности ученого и науки и о страшной силе самодовольного невежества. Эти темы не утратили своего значения и сегодня.

  11. Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху.
    7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше никогда не делал подобных записей. В. Вересаев говорил о Булгакове: «Цензура режет его беспощадно. Недавно зарезала чудесную вещь “Собачье сердце”, и он падает духом. Да и живет почти нищенски».
    Повесть «Собачье сердце» впервые была опубликована в России лишь в 1987 году.
    Свое произведение Булгаков вначале назвал «Собачье счастье. Чудовищная история». Но главным ее героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы Филиппа Филипповича Преображенского.
    В повести «Собачье сердце» ярко отражена действительность 1920-х годов. Перед читателем предстают картины нэпа, торжества мещанской психологии, разрухи и голода в стране, жилищного кризиса.
    Опыт и знания врача помогли Булгакову создать произведение, где был описан небывалый медицинский эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека. В нем нашли отражение бурные научные изыскания рубежа XIX–XX веков, споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э. Штейнаха, профессора Н. К. Кольцова, дискуссии вокруг бурно развивающейся науки евгеники. Ученые всего мира в те годы обратились к теории наследственности и способам ее улучшения. Булгакова как врача интересовали открытия в области физиологии, хирургии, трансплантации органов.
    В повести Булгакова «Собачье сердце» бездомному псу Шарику врачи пересаживают гипофиз, взятый у пролетария Клима Чугункина. В сатирическом ключе изображены писателем духовные и нравственные ценности прошлой жизни. В повести отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Его юмор часто принимал разоблачительный характер, вырастал до философского сарказма. Писателю было свойственно глубокое понимание людей и исторических событий. Он был уверен, что талант ученого в сочетании с непониманием конечных целей могут привести к трагическим и неожиданным последствиям.
    В произведении переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Все это создает художественный мир повести. Читая драматическую историю о Шарике и опытах профессора Преображенского, мы часто не можем сдержать смеха. Автор умело создает трагикомическое повествование, так как это наиболее полно отражает жизнь.
    Большевики не способны были создать нормально функционирующее государство. Их законы находились за гранью здравого смысла. Это побуждало автора переводить повествование в фантастический план, но и не отрываться от реальности. Проза Булгакова рождена временем. Е. Замятин назвал его прозу «фантастикой, корнями врастающей в быт». «Собачье сердце» – шедевр булгаковской сатиры, которой помогает фантастика, показывающая быт и людей с неожиданной стороны. Элементы фантастического были способом выразить тайные мысли писателя. Фантастика настолько близка к реальности, что читатели верят каждому слову. Повесть наполнена грустными размышлениями о человеческих недостатках, об ответственности ученого и науки и о страшной силе самодовольного невежества. Эти темы не утратили своего значения и сегодня.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  12. Повесть «Собачье сердце», написанная М. А. Булгаковым в 1925 году, является откликом писателя на окружающую его действительность, на результат тех коренных преобразований, что произошли в России в 1917 году.
    В произведении воссоздается современная автору жизнь – советская реальность начала 1920-х гг. Однако она передается Булгаковым в «причудливой» форме – в смешении реального и фантастического. Так, с одной стороны, в «Собачьем сердце» до мельчайших подробностей воспроизведены советские реалии20-ых годов 20 века, вплоть до точного указания зарплаты «машинисточки IX разряда» (четыре с половиной червонца) и упоминания о том, что пожарные, «как вам известно, ужинают кашей”. С другой же стороны, сюжетная коллизия повести сугубо фантастическая – профессор Преображенский, мировой светила науки, осуществляет небывалую операцию – превращение собаки в человека путем пересадки ей человеческих желез. Но и это еще не все – гений Преображенского позволяет ему совершить и обратную операцию: из человека в конце произведения он вновь «творит» собаку, поняв и испытав на себе угрозу существования Шарикова.
    Реальность и фантастика переплетаются в «Собачьем сердце» самым тесным образом, создавая новый вид реальности – гротескный. Казалось бы, сюжет с превращениями пса Шарика невероятен и неправдоподобен. Однако Булгаков настолько мастерски «оплетает» его деталями реальности, обыденной жизни, что мы читаем произведение как повесть о том, что было на самом деле.
    Филипп Филиппович Преображенский, интеллигент во многих поколениях, гениальный ученый и врач, задумывает небывалое – он хочет подарить человечеству вечную молодость и прославиться в веках. Для этого герой проводит эксперимент на бездомной собаке, которую подбирает на улице.
    Преображенский приводит Шарика к себе в дом, заботится о нем. И вот наступает долгожданный момент: появляется необходимый «человеческий материал» – труп алкоголика Клима Чугункина, зарезанного в пьяной драке. Именно его гипофиз и семенные железы и «получает» Шарик.
    Вскоре выясняется, что результатов данного эксперимента не мог предвидеть никто, даже гениальный Филипп Филиппович. Шарик не только выжил и начал быстро выздоравливать. Постепенно с ним начали происходить странные трансформации – пес стал превращаться в человека. Дневник помощника Преображенского, доктора Борменталя, фиксирует основные моменты «эволюции Шарика», в результате которой он превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представителя пролетариата.
    Образ Шарикова, как и образы других представителей «господствующего класса» во главе с председателем домкома Швондером, – сугубо сатирические. Безусловно, основа в них реальная – Булгаков описывал реальные черты людей, пришедших к власти после 1917 года. Однако часто эти черты усилены или утрированы – именно так автор выразил свое отношение к этим людям и их поведению, их «политике». Так, например, один из членов домкома – «персиковый юноша в кожаной куртке» – носит фамилию Вяземская и оказывается женщиной (намек писателя на асексуальность советского общества). А сам Шариков периодически забывает, что он уже не собака, и ловит блох у себя под пиджаком или гоняется за кошками.
    Но члены домкома не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд, и с ними не так легко справиться, как это удалось Преображенскому в вопросе об «уплотнении». Этот факт доказывают метаморфозы, под влиянием Швондера произошедшие с Шариковым. Стоило милейшему псу превратиться в Полиграфа Полиграфовича и стать причастным к власть предержащим – «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как он трансформировался в настоящего монстра. Гены Клима Чугункина, человека «из народа», необразованного, невежественного, бескультурного, под влиянием благоприятных факторов, тут же дали о себе знать. Шариков превратился в беспринципного хама и подлеца, «дорвавшегося до власти». Кажется, будто на своем благодетеле Преображенском, да и на все окружающих людях, этот герой вымещает свою злобу, ущемленное самолюбие, чувство неполноценности.
    И тут сатирический и вполне добродушный тон повести начинает приобретать зловещие тона – мы понимаем, что профессору Преображенскому и всей его «семье» грозит реальная опасность. Как тут не вспомнить фантастический сюжет из классического романа Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» или сюжет романа М. Шелли «Франкенштейн».
    Однако в повести Булгакова все заканчивается благополучно. Когда Преображенский понял, что его «детище» несет в себе опасность для всего окружающего, он вновь превращает Шарикова в собаку. Все стало «на круги своя» – Преображенский, доказав свое невиновность в убийстве Шарикова, на какое-то время освободился от претензий Швондера. Шарик, вновь приобретя свой первозданный вид, боготворит своего благодетеля.
    Но финал «Собачьего сердца» не несет успокоения или умиротворения. Остается смутное ощущение тревоги, опасности. В любой момент жизнь Филиппа Филипповича может измениться, в любой момент калабуховский дом с его традициями и устоями может окончательно «кануть в вечность», как и та культура, которую он олицетворяет. Думаю, такое же ощущение нестабильности было и у самого Булгакова в период создания повести.
    Писатель считал, что всякая форма насилия над личностью – физическая (Преображенский) или идеологическая (Швондер) – не может привести к успеху. Человек – неповторимая индивидуальность, и из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина.
    Но в контексте произведения была скрыта еще одна немаловажная мысль: революция тоже своего рода насильственная операция, проведенная над обществом. Именно она объявила «труженика»-пролетария хозяином жизни, вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства духовного и политического. Этот эксперимент над целой страной должен был напомнить читателю неудачный эксперимент профессора Преображенского, едва не обернувшийся трагедией для многих людей.
    Чтобы более точно и ясно донести свою мысль до людей, Булгаков использует в своей повести такой художественный прием, как смешение реального и фантастического. Часто это осуществляется так мастерски, что очень трудно понять, где заканчивается одно и начинается другое. В результате соединения этих двух реальностей создается третья – гротесковая, которая позволяет писателю не только передать обстановку 20-ых годов 20 века в Советской России, но и выразить свое отношение ко всему происходящему.
    «
    1
    2
    »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *