Сочинение на тему речевая культура человека зеркало его духовной культуры

7 вариантов

  1. КУЛЬТУРА РЕЧИ

    Культура речи — это умение выразить свои мысли четко и ясно. Если собрать все высказывания о языке, получится боль­шая и довольно поучительная книга. Вот некоторые мысли о культуре речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ), «Сло­во, идущее от сердца, проникает в сердце» (Низами), «Языко­вая малограмотность всегда является признаком низкой куль­туры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической» (К. Паустовский), «Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры» (В. Сухомлинский).
    А вот пословицы: «Слово не воробей, вылетит — не пойма­ешь», «Грохочет, как пустая бочка», «Произнесенное слово наполовину принадлежит другим», «На словах города строит, а на деле ничего не стоит».
    Чтобы правильно и красиво говорить, следует, с моей точки зрения, обогащать свой словарный запас, правильно произно­сить слова, использовать крылатые выражения, пословицы и поговорки, читать художественную литературу, слушать радио­передачи. Необходимо бороться со «словесным мусором». Вся­чески избегать слов жаргонной лексики, таких, как «шамать», «клево», «блеск», «мура», «кимарить» и др.
    Нужно излагать мысли кратко. Лучше промолчать, если хорошо не знаешь предмета разговора. «Молчи, — сказал Пи­фагор, — или говори, что было бы лучше молчания».
    Следует говорить правду. Имеет значение не только, что ска­зано, но и как сказано. Б. Шоу говорил, что есть 50 способов сказать «да» и 50 способов сказать «нет», но только один спо­соб написать это.

  2. Размещено на http://www.allbest.ru
    «Язык – зеркало культуры человека»

    Каждый из нас познает мир: одним познание дается труднее, другим- полегче ,один взрослеет быстрее, другой- помедленнее. Но в любом случае никто из нас не обходится без родного языка, без самых простых слов и выражений.
    В мире существует очень много разных языков, так как национальностей тоже много. У каждых народов мира есть свой язык. У русских- великий и могучий русский язык. У англичан – английский. На Украине говорят на украинском. Так же есть языки: арабский, немецкий, испанский, французский. Языки бывают разные, но для разных народов мира есть свой родной язык. Для меня родной язык – удмуртский. Я горжусь этим, потому что живу в Удмуртии.
    Язык – это целый мир. С раннего детства мы познаем мир. Сначала только из любопытства, а потом по необходимости, чтобы найти свое место в нем. Каждый человек на своем жизненном пути сталкивается с какой- либо проблемой. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами. Умение правильно выражать словами свою мысль- дело нелегкое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить свою мысль, чтобы слушающий понял ее соответственно. Плохо выраженная мысль это не только неумение говорить, но и неумение мыслить. Поэтом можно сказать, что язык – это культура речи.
    Язык, как культура речи, занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством. Человек обладающий культурой речи, это человек который умеет выразить свои мысли четко и ясно. Владение человеком культуры речи является показателем не только высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и показателем профессиональной пригодности для людей самых разных профессий. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, учит, воспитывает, ведет деловые переговоры. язык культура духовный
    От того, что говорить человек очень много зависит. Если человек умеет высказывать свои мысли, то ему на много проще общаться с другими. Когда человек грамотно говорит, то с ним на много интересней общаться. Культура речи показывает на сколько образован человек. Сейчас очень часто люди выражаются нецензурной бранью, они этим хотят заработать авторитет, и не замечают как это некрасиво.
    Каждый человек должен овладеть искусством общения, так как от его уровня общения зависит успех в личной и профессиональной сферах жизни.
    Итак, язык – зеркало культуры человека. Под словом культура подразумевается чаще всего уровень развития человека. А так же культура может означать степень духовного развития человека и уровень его воспитания. Духовную культуру человек тоже должен развивать, прививать любовь к прекрасному, чаще посещать музеи и просто смотреть на красивые вещи.
    Очень часто о человеке говорят, что он культурный или наоборот. Каждый по своему оценивает другого, опираясь на собственное понимание понятия культуры. По моему мнению, культурный человек- это человек, который придерживается общепринятых норм поведения: вежливый, пунктуальный, чуткий, готовый придти на помощь, скромный, гуманный. Скромность помогает оберегать себя и других от наглости, несправедливости. Вместе с тем, культуру невозможно представить без умения общаться, придерживаться норм этики. Так же человек не должен забывать о соблюдении правил поведения, так как он живет среди людей. Этому, конечно, необходимо учиться всю жизнь.
    Прежде всего, я считаю, что к основным критериям культурного человека относится владение родным языком. Ведь без уважения , без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи.
    А в заключении хочу сказать, что я очень люблю и уважаю своих родителей. Так как они дали мне жизнь, сформировали меня как человека, научили вере в Бога и придерживаться наших обычаев и традиций, сохранять нашу культуру. Но мне еще много ступенек необходимо преодолеть, чтобы стать культурным человеком. Мне необходимо еще очень многому учиться, чтобы стать культурным человеком.
    Размещено на Allbest.ru

  3. Сергей
    Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык – духовное богатство народа» , – пишет он. «Сколько я знаю языков, столько я – человек» , – гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты. По его мнению, речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания» , – утверждает педагог-мыслитель, – «являются красота и величие, сила и выразительность родного слова» .
    В трудах Сухомлинского получили всестороннее развитие идеи классиков педагогики о родном языке. Он постоянно внушал учителям и родителям: «Словом своим деды и прадеды наши передавали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и прежде всего – любовь к родному языку» . Духовное единство подрастающего поколения с народом обеспечивается посредством родного языка, «…от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому – народ, его неумирающий язык, его культура, слава его многочисленных поколений, которые почивают на кладбищах, и будущее тех, которые родятся. Через посредство слова ребенок становится сыном народа» .
    С огромной любовью Сухомлинский писал о русском, белорусском и других родственных русскому языках. Как настоящий гуманист, он гордился расцветом всех народных языков, ценил их своеобразие. Так, например, чувашский язык он называл одним из богатейших языков нашей страны по словарному запасу и образным средствам. Ему была близка и понятна великая историческая миссия русского языка. Он не только призывал любить, но и сам «глубоко и нежно» любил русский язык, в совершенстве владел им, знал наизусть «Евгения Онегина» , «Кому на Руси жить хорошо» , «Мертвые души» и «Слепого музыканта» , «Записки охотника» , «Степь» и много страниц произведений Толстого и Достоевского, добрую половину стихов Тютчева и Никитина, Маяковского и Есенина, Ахматовой и Твардовского. Для него русский язык был неисчерпаемым источником мысли, чувств, стремлений. Пример педагога побуждал и его воспитанников к уважительному отношению к языку народа, создавшего бессмертную культуру. По мнению Сухомлинского, самая высокая и святая миссия народного педагога – научить молодое поколение уважать все созданное поколениями предшественников, каждое из которых влило свою каплю в тот океан, который представляет собой народная духовная культура.
    Настолько восторженным было отношение Сухомлинского к народным пословицам как к педагогическим миниатюрам, что по их образцам он создавал свои афоризмы. Он считал эффективными народные формы сохранения и распространения педагогической мудрости. Вот некоторые из благопожеланий и назидательных советов Сухомлинского: «В какой бы далекий уголок нашей Родины ни забросила тебя судьба, не забывай своей колыбели» , «Подлинная свобода сына и дочери – быть послушными детьми» , «Храни и почитай память об умерших. У кого нет в думе прошлого, не может быть и будущего» . Народные пословицы лежат и в основе заповедей Сухомлинского, например: «”Три бедствия есть у человека – смерть, старость и плохие дети”, – говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима, перед ними никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей, но и от самих детей» . Или еще: «Береги честь с молоду, не разбрасывай по мелочам силу своей души. Если будешь разбрасываться в ранней юности, если будешь без конца увлекаться – вступишь в зрелую жизнь человеком с пустой душой» . Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, – говорил Сухомлинский, – когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова.
    подробно см источник по ссылке

  4. Я считаю, что без уважения, без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи. Она свидетельствует об общем развитии личности, о степени ее приобщения к духовным богатствам родного народа и достояний всего человечества. Я могу с уверенностью сказать, что основой языковой культуры является грамотность, то есть соблюдение общепринятых литературных норм в пользовании лексическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и стилистическими средствами языка.
    Кроме того, я убеждена, что речь должна быть не только правильной, но и лексически богатой, синтаксически разнообразной. Чтобы достичь этого, нужно вслушаться в живую речь, пользоваться словарями, вдумчиво читать политическую, художественную, научную литературу, обращая при этом внимание на употребление отдельных слов, на особенно удачные высказывания, на построение предложений. Считаю, что нужно активно развивать свою речь и учиться устно и письменно излагать собственные мысли, исправлять себя, правильно строить и перестраивать сказанное, искать наилучшие и самые нужные варианты высказывания. Я не во всем соглашаюсь с изложением мыслей автора. Ведь языковую неграмотность перевода следует рассматривать не только по отношению к русскому языку, а и к другим языкам. Грустно признавать, что единственной постоянной составляющей поведения миллионов людей в нашей стране можно назвать культуру “общака”. Незаметно тюремный сленг сегодня вошел в язык подростков и студентов, что само по себе не такое и невинное явление. К сожалению, он уже стал общим достоянием в средствах массовой информации, в выступлениях депутатов и высоких чиновников, входит в семьи и дворовые компании, трудовые коллективы и на вечеринки. Это меня беспокоит более всего. А кто же должен позаботиться о настоящем возрождении украинского языка, как не государство?
    Я думаю, что ныне только мы можем сохранить те духовные сокровища, которые получили в наследство от предыдущих поколений, и передать их дальше, своим потомкам, не прервать код нации, который определяет ее идентичность и самобытность. И какие бы угрожающие процессы не происходили с нашим языком, не верю, что они – необратимые. Как отмечают языковеды, одним из существенных показателей человеческого благородства является культура речи – понятие не только лингвистическое, а и педагогическое, психологическое, эстетичное и этическое.
    Незаурядное значение имеет тон разговора, умение выслушать другого, своевременно и уместно поддержать тему. Вежливость, внимательность – основные требования языкового этикета. От вежливого приветствия, благородного пожатия руки, непринужденного, ненавязчивого разговора выигрыш обоюдный. Злословие, лицемерие, неумение выслушать собеседника, наоборот, лишь вызывает нервозность, портит настроение…
    Можно много говорить о магии слова и культуре речи. Но эти понятия, эти странные вещи такие же давние, как и сам народ. Скажем, отдельного разговора заслуживают и родственные обращения. Традиционно на Украине дети называли своих родителей на “вы”, что диктовалось высоким уважением к ближайшим людям. В нашу повседневную жизнь вошло много словесных приветствий, но наши предки были более осмотрительными с ними и в каждом случае использовали далеко не весь арсенал. Утром, в обед или вечером употребляли лишь те, которые отвечали определенному времени. Это же касалось и количества лиц, их возраста, пола, даже социальной принадлежности. Скажем, когда одиночка здоровался с несколькими людьми, непременно употреблял множественную форму: “Здравствуйте!” или “Доброго вам здоровья!”. Есть в нашем языке и короткое, но удивительно теплое слово “благодарю”. Часто ли мы дарим его другим? К сожалению – нет.
    Выращенные веками и закрепленные в быту лучшие формы приветствий, обращений для повседневного общения – не обычная человеческая прихоть и, тем паче, не пустое фразерство. Это – наш повседневный этикет, наша культура, взаимоотношения, в конце концов, наше здоровье – физическое и духовное. Это наш образ жизни…
    А как же быть нам, молодому поколению, которое входит в самостоятельную жизнь в начале третьего тысячелетия? В хаосе невоспитанности и бескультурья, в том числе языкового. В мире, где господствует невежество, грубость, черствость. И как это не досадно – в мире, где многие мои ровесники вырастают скупыми на ласку и теплое слово, сторонятся богатства родного языка, довольствуясь суржиком, чужими словами, забывая вежливо поздороваться, искренне поблагодарить. Какой выход? Нужно учиться самим и учить других, так как “…без уважения, без любви к родному слову не может быть ни всесторонней человеческой воспитанности, ни духовной культуры” (Василий Сухомлинский).

  5. 1
    Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 21
    села Архиповского Будённовского района» Ставропольского края
    Готовимся к ГИА 2013. Сочинение рассуждение на
    основе прочитанного текста (С2).
    Часть 10
    2
    1. Культура речи – это, в сущности, степень владения литературным языком, его нормами и
    правилами. Но культура речи – это ещё и умение пользоваться всеми выразительными,
    образными средствами языка в различных условиях общения.
    Л. И. Скворцов. Большой толковый словарь правильной русской речи
    2. Высокая Культура разговорной и письменной речи — самая лучшая опора, самое верное
    подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека…
    В. В. Виноградов
    3. Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным
    условием сознательной любви к языку.
    Г. О. Винокур
    4. Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.
    И. С. Ильинская, М. В. Панов
    5. Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.
    Д. С. Лихачёв
    6. …речь человека… всегда служит яркой и…безошибочной характеристикой культурного и
    интеллектуального уровня каждого из нас.
    И. П. Матвеева
    7. Высокая Культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои
    мысли средствами языка.
    С. И. Ожегов
    8. К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно
    отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые
    единицы?
    Б. Н. Головин
    9. Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде
    всего, требованием смысла.
    К. А. Федин
    10. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его
    характер – прислушаться к тому, как он говорит.
    3
    Д. С. Лихачёв
    11. Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя,
    автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи
    он характеризует свих героев.
    И. И. Постникова Литературная энциклопедия
    12. Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и
    образования каждого из нас.
    П. А. Вяземский.
    13. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не
    только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности
    К. Г. Паустовский
    14. Высокая культура разговорной и письмен­ной речи, хорошее знание и чутье родного языка,
    умение пользоваться выразительными средствами, его стилистическим многообразием —
    самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для
    каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности
    В. В. Виноградов
    Что такое культура речи
    Существует несколько определений культуры речи, данных авторитетными исследователями. Вот
    какое определение даёт профессор С. И. Ожегов: «Высокая культура речи – это умение
    правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.
    Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного
    литературного языка.
    Нормы языка – это общепринятые в общественно-речевой практике (в речи образованных
    людей, в театре, на радио и т. п.) правила произношения, грамматики и словоупотребления. Но
    высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается
    ещё и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и выбрать
    наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое
    подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)».
    МОЖНО ТАК…
    Культура речи – это осознанная речевая деятельность по созданию правильной, целесообразной,
    этически-корректной речи в заданных условиях общения.
    Культура речи – это уважение и любовь к языку.
    Культура речи – это сложившаяся в процессе длительного развития человеческого общества
    дисциплина, определяющая возможность и правила употребления языковых средств с учётом
    конкретной обстановки и в соответствии с задачей, поставленной говорящим.
    4
    Это может пригодится при написании сочинения
    Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем
    необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи
    заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно
    обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку
    зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.
    Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения
    зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна
    притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное
    влияние на настроение нашего собеседника.
    Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого
    этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.
    Культура речи — это умение выразить свои мысли четко и ясно. Если собрать все высказывания о
    языке, получится большая и довольно поучительная книга. Вот некоторые мысли о культуре речи:
    ? «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ),
    ? «Слово, идущее от сердца, проникает в сердце» (Низами)
    ? «Языковая малограмотность всегда является признаком низкой культуры…» (К.
    Паустовский)
    ? «Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры» (В. Сухомлинский).
    В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность, складывается общее
    впечатление о нём.
    Культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Особенности
    культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к
    вульгарным выражениям.
    Культуре речи надо учиться.
    Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко
    излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас
    учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.
    Прежде всего речь должна быть грамматически правильной.
    Неграмотная, несвязная, грубая речь, сквернословие стали нашим повседневным явлением, с
    которым, пожалуй, все уже свыклись. Во всяком случае, никто, как правило, не делает замечаний
    за подобное поведение в общественных местах. Скорее всего, из чувства самосохранения. Давно
    уже не краснеют девушки от скверных слов, сказанных в их присутствии и даже сами употребляют
    их.
    Надо помнить: мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и
    бестактное – приносит беду.
    5
    Культура речи – многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи , речевое
    мастерство, выразительность, грамотность. Культура речи предполагает высокую общую культуру
    человека.
    Культура речи – совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на
    адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К
    ним откосятся:
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    точность,
    понятность,
    чистота речи,
    богатство и разнообразие,
    выразительность,
    правильность.
    Каждый, кто желает повысить свою культуру речи, должен:
    ? понимать, что такое национальный русский язык; в каких формах он существует; чем
    книжная речь отличается от разговорной; что собой представляют функциональные
    стили речи; почему в языке существуют фонетические, лексические, морфологические,
    синтаксические варианты; в чем заключается их различие; что такое языковая норма;
    ? усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой
    деятельности;
    ? овладеть нормами литературного языка, его богатством.
    Пишем сочинение
    К сочинению № 1
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания С. И. Ожегова: «Высокая
    культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли
    средствами языка».
    Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на
    лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. И. Ожегова.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
    текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Текст
    Из варианта № 1108. Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ . 2011

    6


















    7



    Сочинение № 1
    Когда мы говорим о высокой культуре речи, мы имеем в виду умение пользоваться
    русским литературным языком, языком, который удивительно богат и
    разнообразен. Велики лексические запасы нашего родного языка, стройна его
    грамматическая система, неисчерпаемы средства выразительности речи. Всё это
    необходимо, чтобы мы умели «правильно, точно и выразительно передавать свои
    мысли средствами языка».
    Литературному языку, культуре речи мы учимся, читая книги, причём книги
    хороших, талантливых писателей. В. П. Астафьев – один из тех писателей,
    который блестяще владеет языком. В этом легко убедиться, анализируя текст о
    человеке, потрясённом музыкой. С 4 по 15 предложения повествователь
    рассказывает о том, какие чувства испытывал он, когда впервые услышал скрипку.
    Здесь удивительные метафоры («музыка … пригвоздила меня к месту»; «сердце
    встрепенулось и подпрыгнуло»), сравнения (предложение 7), олицетворения (скрипка
    может сама потушить жар, она «на полуслове смолкла, смолкла, не выкрикнув, а
    выдохнув боль»; музыка не просто звучит, она рассказывает, жалуется, гневается).
    А как «правильно, точно и выразительно» передаёт свои мысли талантливый
    скрипач Вася. Он «думал вслух, не переставая играть» (предложения 34, 36 -42) .
    Речь характеризует его, как человека умного, тонко чувствующего, умеющего точно
    и выразительно высказать и мысли, и чувства…
    В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность,
    складывается общее впечатление о нём. Чтобы в этом зеркале был виден хороший,
    умный человек, культуре речи надо учиться всю жизнь.

    Текст для анализа
    (1) Он [Берсеньев] был уже не молод. (2) В волнистых волосах на голове и длинной бороде,
    ниспадавшей на грудь, пробивалась маленькая седина, что очень шло к их темно-каштановому
    цвету. (3) Он разговаривал с какой-то дамой, слегка наклонившись к ней; его тихий грудной
    голос всецело гармонировал с его ласковым взглядом, полным изысканной почтительности.
    8
    (4) Я знал, по слухам, его жизнь. (5) Он был много раз любим безумно, и много светских дам
    было связано с его именем. (6) О нем говорили как о пленительном человеке, перед обаянием
    которого устоять было невозможно. (7) Когда я расспрашивал о нем женщин, более других
    рассыпавшихся ему в похвалах, с целью узнать от них причину его притягательной силы, они мне
    отвечали всегда после некоторого раздумья:
    (8) – Как вам сказать… я не знаю… но он очарователен.
    (9) Между тем он совсем не был красив. (10) В нем, казалось, не было ни одного из тех качеств,
    которыми, по общему установившемуся мнению, должны обладать победители женских сердец.
    (11) Тогда я спрашивал себя, в чем же заключается это его обаяние? (12) В уме его?.. (13) Мне
    никогда не доводилось слышать повторенными его слова, и никто не восхвалял его ум или даже
    остроумие… (14) Во взгляде?.. (15) Может быть… (16) Или в его голосе?.. (17) Голоса иных людей
    звучат такой негой, такой притягательной прелестью, что слушать их доставляет истинное
    наслаждение.
    (18) Мимо меня прошел один из моих друзей. (19) Я окликнул его.
    (20) – Ты знаком с Берсеньевым?
    (21) – Да.
    (22) – Познакомь меня?
    (23) Через несколько минут мы уже обменялись пожатиями рук и беседовали в дверях
    танцевального зала.
    (24) Его речь была умная, меткая, с красивыми оборотами, но в ней ничего не было особенно
    выдающегося. (25) Голос, на самом деле, был прелестный: нежный, ласкающий, гармоничный; но
    я слыхал голоса более захватывающие, сильнее проникающие в душу, я внимал ему с
    удовольствием, как бы прислушиваясь к журчанию ручейка, совершенно спокойно, так как, чтобы
    следить за его речью, не требовалась ни малейшего напряжения мысли, ничего неожиданного не
    подстрекало любопытства слушателя и не возбуждало томительного интереса. (26) Его разговор
    скорее успокаивал нервы, чем возбуждал их, так как не зажигал ни желания возразить ему, ни
    с увлечением согласиться с ним.
    (27) Отвечать ему было так же легко, как и слушать. (28) Ответ сам просился на язык, как только
    он умолкал, и слова лились, как будто то, что он сказал, само собой вызывало их.
    (29) Меня поражала одна мысль. (30) Я был знаком с ним всего каких-нибудь четверть часа, а
    между тем мне казалось, что мы старые друзья, что все в нем мне уже давно известно: его лицо,
    его жесты, его глаза, его мысли.
    (31) После нескольких минут разговора с ним я уже считал его настолько близким себе человеком,
    что готов был посвятить его во все сокровенные тайники моей души.
    (32) Положительно, в этом была какая-то тайна. (33) Тех преград, существующих вначале между
    всеми людьми, уничтожающихся одна за другой лишь с течением времени, при известной доле
    взаимной симпатии, при одинаковых вкусах и одинаковом развитии, совершенно не
    существовало между ним и мною и, весьма вероятно, между ним и всеми, как мужчинами, так и
    женщинами, которые сталкивались с ним в жизни.
    *(Н. Гейнце)
    *Николай Эдуардович Гейнце (1852—1913)— прозаик, журналист, драматург, адвокат.
    Сочинение № 2
    В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность,
    складывается общее впечатление о нём. Не случайно ещё древнегреческий учёный
    Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Об этой же особенности речи
    говорит И. П. Матвеева: «…речь человека… всегда служит яркой и … безошибочной
    характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас». В этом
    легко убедиться, анализируя текст Н. Э. Гейнце.
    9
    Самое удивительное, что в отрывке нет реплик Берсеньева, о котором «говорили
    как о пленительном человеке, перед обаянием которого устоять было невозможно»,
    зато очень обстоятельно описывается его манера говорить. В предложении № 25
    автор пишет: «Его речь была умная, меткая, с красивыми оборотами…»
    Мы помним, что культура общения складывается из умения слушать собеседника,
    речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона. Всеми этими
    качествами сполна обладает герой отрывка Н. Гейнца. В разговоре с дамами его
    «голос всецело гармонировал с его ласковым взглядом, полным изысканной
    почтительности» (предложение 3); «разговор скорее успокаивал нервы, чем возбуждал
    их» (предложение26), «отвечать ему было так же легко, как и слушать»
    (предложение27).
    Я не знаю, каким на самом деле был герой Гейнца, что будет с ним и рассказчиком
    дальше, но, читая этот отрывок, видишь перед собой обаятельного, спокойного,
    умеющего говорить и слушать человека, убеждаешься, что культура речи имеет
    большое значение. Поэтому каждому из нас необходимо постоянно
    совершенствовать свои манеры общения и речь.











    (14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:
    – (16)Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина
    рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и
    закричала. (19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.
    (20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился.
    (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.
    10
    – (22)Давай дальше.
    (23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики,
    катались одно за другим.
    – (24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей
    сахару…
    (26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
    – (27)Где ты нашёл её?
    – (28)В посёлке. (29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили. (30)Мальчик неожиданно
    умолкал и также неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а
    часть высказывал вслух.
    – (31)Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. (32)Мама сказала: (33)«От
    собаки одна только грязь!» (34)Какая грязь может быть от собаки? (35)От собаки одна радость.
    (36)А потом приехал он и выгнал собаку.
    (37)Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и
    угловатыми и с трудом вырывались наружу.
    – (38)Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз уже выгоняли.
    (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался. (43)В школе я тоже думал о ней.
    (44)Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле… (45)Потом он заплатил
    штраф за порванное пальто и, когда меня не было дома… (46)Теперь у меня нет собаки.
    (47)В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать
    молчание.
    (48)Неожиданно директор сказал:
    – (49)Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной
    полосой на хребте.
    (52)Мальчик покачал головой.
    (53)Директор встал со стула, подошёл к мальчику и наклонился к нему:
    – (54)Тебе надо помириться с отцом. (55)Обещай мне.
    – (56)Я буду отвечать на его вопросы… (57)Пока не вырасту.
    – (58)А что ты будешь делать, когда вырастешь?
    – (59)Я буду защищать собак.
    (По Ю. Яковлеву)*
    * Яковлев Юрий Яковлевич (1923 -1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и
    юношества.
    Сочинение №3
    Д. С. Лихачёв утверждает: «Вернейший способ узнать человека – его умственное
    развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он
    говорит». Не случайно одним из средств раскрытия образа литературных героев
    является речевая характеристика, то есть раскрытие отличительных черт и
    свойств действующих лиц произведения в их собственно-прямой речи, а также в
    описании её особенностей автором. Так, в тексте Ю. Я. Яковлева мы не находим
    прямой характеристики Таборки, но очень многое узнаём о нём из его речи и из того,
    как автор вводит реплики мальчика в повествование.
    Из диалога мальчика и директора школы мы понимаем, что у мальчика была
    собака, из-за которой он попал в милицию, а отцу пришлось заплатить штраф.
    После этого отец выгнал собаку… Из описания автором особенностей речи главного
    героя видно, что эти события стали для Таборки трагедией (предложение №15 –
    «заговорил сразу, без заминки, № 23 – «говорил спокойно, монотонно», № 30«неожиданно умолкал и также неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей
    оставлял при себе, а часть высказывал вслух», № 37 – «слова мальчика уже не были
    11
    круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались
    наружу»).
    Реплики мальчика в диалоге с директором тоже говорят о многом: мы узнаём и о
    событиях, которые привели к трагедии, о том, какой это добрый, отзывчивый
    ребёнок, о том, что его отец надолго утратил доверие Таборки. Таборка ни разу не
    назвал этого человека отцом, для него это «он» (предложения 36,38, 45, 56).
    Таким образом, мы убедились, что о человеке многое можно узнать, понаблюдав за
    его речью. В художественной литературе писатель стремится к тому, чтобы
    подобрать для речи своих героев такие речевые обороты, которые с наибольшей
    полнотой передавали бы основные особенности изображаемых им характеров.
    1.
    2.
    3.
    4.
    Интернет-ресурсы
    http://www.kakprosto.ru/kak-92316-dlya-chego-nuzhna-kultura-rechi
    http://webotvet.ru/articles/opredelenie-kultura-rechi.html
    http://www.knigge.ru/kultura_rechi.html
    http://lit100.ru/text.php?t=2203

  6. Пожалуйста напишите небольшое сочинение !Очень нужно! По теме:”Речевая культура человека-зеркало его духовной культуры”.

    Ответы:

    Культура речи – это владение языковыми нормами в произношении, ударении, словоупотреблении, умении строить текст, а также умении пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Уметь выражать свои мысли четко и ясно, с соблюдением всех правил произношения, грамматики, лексики  означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке.Язык является зеркалом культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.Речь нужна человеку всегда, на каждом шагу, во всяком деле, она – самое тонкое средство выражения мысли и общения между людьми. А часто ли мы задумываемся над простыми вопросами: «Как мы говорим?», «Допускаем ли ошибки в своей речи?». К сожалению, приходится констатировать, что грамотность населения с каждым годом снижается. При этом Россия заняла первое место в мире по числу людей с высшим образованием в возрасте от 25 до 64 лет в рейтинге стран, приведённом в докладе Международной организации экономического сотрудничества и развития под названием «Взгляд на образование 2012». Согласно этим данным, высокообразованных  россиян — 54%. Но почему тогда из уст депутатов, журналистов, телерадиоведущих и др. мы слышим неграмотную речь, а на страницах газет и журналов читаем предложения с речевыми и грамматическими ошибками? Поразительно! Не правда ли?

  7. Перед вами сочинение на тему: Культура речи.
    Культура речи — это умение выразить свои мысли четко и ясно. Если собрать все высказывания о языке, получится боль­шая и довольно поучительная книга. Вот некоторые мысли о культуре речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ), «Сло­во, идущее от сердца, проникает в сердце» (Низами), «Языко­вая малограмотность всегда является признаком низкой куль­туры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической» (К. Паустовский), «Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры» (В. Сухомлинский).
    А вот пословицы: «Слово не воробей, вылетит — не пойма­ешь», «Грохочет, как пустая бочка», «Произнесенное слово наполовину принадлежит другим», «На словах города строит, а на деле ничего не стоит».
    Чтобы правильно и красиво говорить, следует, с моей точки зрения, обогащать свой словарный запас, правильно произно­сить слова, использовать крылатые выражения, пословицы и поговорки, читать художественную литературу, слушать радио­передачи. Необходимо бороться со «словесным мусором». Вся­чески избегать слов жаргонной лексики, таких, как «шамать», «клево», «блеск», «мура», «кимарить» и др.
    Нужно излагать мысли кратко. Лучше промолчать, если хорошо не знаешь предмета разговора. «Молчи, — сказал Пи­фагор, — или говори, что было бы лучше молчания».
    Следует говорить правду. Имеет значение не только, что ска­зано, но и как сказано. Б. Шоу говорил, что есть 50 способов сказать «да» и 50 способов сказать «нет», но только один спо­соб написать это.
    Меня привлекает плавная речь. Многократные повторения слов, резкие контрасты в ритме — все это оставляет неприятное впечатление у собеседника.
    Лев Успенский заметил: «Мне на моем веку приходилось встречать субъектов из бывших — то ли офицеров, то ли адво­катов, которые владели искусством, ни на полтона не повышая голоса, не произнося ни единого «неприличного» слова, так обратиться к официанту в ресторане, к женщине, почему-то им не понравившейся, к нежелательному посетителю, что по срав­нению с этим оскорбительным лакированным хамством любой мат показался бы просто несколько провинциальной грубос­тью».
    Однако, человек может в совершенстве обладать всеми пере­численными выше качествами, но вежливым при разговоре его не назовешь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *