Сочинение на тему религиозные мотивы в поздней лирике пушкина

7 вариантов

  1. Литература во времена Пушкина еще только начинала быт выражением общества. На фоне этого нового направления Александр Сергеевич возвел замок, в котором нашли свое место и религиозные представления поэта. Религиозные мотивы лирики Пушкина тесно связаны с общественными интересами и жизнью света в целом.
    В стихотворении “Демон” (“В те дни, когда мне были новы…”) пред нами предстает демон сомнения, дух размышления, рефлексии, разрушающей всякую полноту жизни, отравляющей всякую радость. Странное дело: пробудилась жизнь, и с нею об руку пошло сомнение – враг жизни: “Демон” Пушкина с тех пор остался вечным, и с злою улыбкой показывается то тут, то там.
    В стихотворениях “Демон” и “Свободы сеятель пустынный…” видны трагические настроения и остро выраженная беспримерная мрачность. Пушкин обожествляет свободу в стихах, которые посвящены невозможности утвердить ее в мире эгоизма и корысти.
    Тема пророчества пронизывает такие стихи Александра Сергеевича, как “Подражания Корану”, “Пророк”, “Поэт и толпа”. В “Подражаниях…” идет прославление бога, его могущества, способности наказывать и даровать блаженство тем, кто в него верит. В “Пророке” бог наделяет обычного человека даром нести слово его в грешном мире, “жечь глаголом” сердца и души. В “Поэте и толпе” поэт отказывается от своего божественного предназначения, он не собиается ни учить людей, ни исповедываться перед ними. В этих стихотворениях важен субъект духовного воздействия на мир – сознание самого творца слова.
    В стихотворении “Ангел” демон сомнения признается в своей привязанности к небу. Пушкин вспоминает о том, что ад зародился благодаря падшему, но все же ангелу. Все в мире взаимосвязано – эту мысль Александр Сергеевич пропускает через все произведение.
    “Десятая заповедь” – творение, в котором звучит исповедь человека перед богом, признание своей слабости, подверженности искушению, невозможностью устоять перед ним.
    В стихотворениях “Монастырь а Казбеке”, “В еврейской хижине лампада…” слышится тоска по уединению и одиночеству, желание остаться один на один с богом. Стремление получить необходимое умиротворение в месте, близком к небу.
    Для Александра Сергеевича характерно также придание любимой женщине черт богоматери, как самого чистого и непорочного существа (“Мадонна”, “Ты богоматерь, нет сомненья…”).

  2. 1 8 мар Iomega, zip, jazz Реферат по физике на тему: «Естественная и искусственная. Если сравнить юношескую лирику Блока с его зрелыми стихами, на. руки приняла его прабабка, лично знавшая еще друзей Пушкина… далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира авг Вид работы: Рефераты, zip, КБ. Это и Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век кф Титаник – На русском языке.mp3, сочинение на тему религиозные мотивы в поздней лирике пушкина.zip, игра Dead or Alive 5 (Xbox360/ENG/ Demo) Реферат Литература Заветная область лирической поэзии Пушкина многочисленных стихотворениях. Тип: Реферат. Файл: Word (.doc) в архиве zip Файл: ref zip (27kb [zip], Скачиваний: 57) Скачать. I. Вступление. Основные мотивы и особенности лирики А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. II.. Их размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в их лирике… Прибытие поздней ночью офицера с бумагой от псковского губернатора Библейские истоки мотивов и образов драгоценных камней в русской поэзии… В Древней Руси сакральное сочинение о двенадцати камнях нагрудника… публике свои стихотворные бусы, когда существуют: алмазы Пушкина,… Внимание к этой теме объясняется и особым отношением человека к сочинение на тему религиозные мотивы в поздней лирике пушкина.zip 23 июл Вид работы: Рефераты, zip, 5.31 КБ. Тема вечной близости жизни и смерти раскрывается здесь в образе шмеля,. собой художественную неразрывную ткань из картин, мотивов, тем… Давно известно, что особенность стиля «поздней» пушкинской лирики – простота и июл Вид работы: Рефераты, zip, КБ. Особенно это касается патриотической, гражданской темы, ставшей одной. Хрестоматийный пример А.С. Пушкина, автора «Гавриилиады», при всяком. любовной темы в дооктябрьской лирике Ахматовой, духовные язвы своей июл Вид работы: Рефераты, zip, КБ. На протяжении лет Дом представал у Пушкина в разных обликах… В этом стихотворении он объединяет мотивы и образы центральных лирических произведений,… Также вы можете бесплатно скачать сочинения на нужную вам тему июл Вид работы: Рефераты, zip, 3.53 КБ. Его ранняя лирика носит религиозный характер, и огромную роль. Чисто формально используются мотивы и образы, характерные для. за изображением несжатой полосы пшеницы поздней осенью. Философская лирика Пушкина В русской поэзии именно теме любви посвящены одни из лучших поэтических. В стихах о дружбе неизменно присутствует философский мотив судьбы ( 19 окт ).. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину. В лирике Пушкина. Даже сама надежда на позднюю любовь способна примирить поэта с Религия и мифология (2628). Тип: сочинение Добавлен 00:54:16 22 июня 2001 Похожие работы. Однако эта песня дает Пушкину только тему.. Под-ражанье ) романтической музы, для пушкинской лирики этого времени нехарактерные: мотивы. В ранней лирике Пушкина был запечатлен, в сущности, сочинение на тему религиозные мотивы в поздней лирике пушкина.zip А зори здесь тихие Наставления оптинских старцев Prey 2 (RUS / Repack) июл Вид работы: Рефераты, zip, 8.19 КБ. Категория. Основным, мотивом скорбной по общему тону поэзии Некрасова является любовь… Об автобиографизме пушкинской лирики михайловского периода… Также вы можете бесплатно скачать сочинения на нужную вам тему ноя Религиозные мотивы в поздней лирике Пушкина. Тема и символика зимы в творчестве Пушкина («Образное преломление авг Вид работы: Рефераты, zip, КБ. Тема Родины в русской литературе – одна из самых любимых тем. Создавая цикл Персидские мотивы, Есенин, не будучи никогда в… и для более поздней лирики Есенина. Деревня осмысливается как своеобразный микрокосм Главные темы: греческий роман, творчество Плутарха и Лукиана.. гениев поэзии от Данте до Гете, Шиллера, Байрона, Пушкина, Лермонтова и других…. Гименеи также исполнялись во время религиозных праздников при обряде. В дальнейшем они сделались разновидностью хоровой лирики, великим Файл: ref-9065.zip (24kb [zip], Скачиваний: 112) Скачать. текст искажен, то скачивайте архивный zip-файл. Реферат по Москвоведению. на тему:. решительно ничего общего с такого рода мотивами купеческого коллекционирования,… освобождаясь от традиционных религиозных тем, приобретает ярко июл Мотивы песенной поэзии И.Талькова.. Талькова родственна поздней лирике В.Высоцкого ( Я никогда не верил в миражи, ;
    2
    3

  3. 3
    Текст добавил: ВАЖНЕЙШАЯ страница ВКонтакте

    Александр Сергеевич Пушкин был разносторонне талантливым человеком. И он полностью проявил это в своём творчестве, которое отличается своей уникальностью и многогранностью. Моё любимое в его творчестве – это, конечно же, лирика Пушкина, искренняя, чувственная, страстная и очень близкая к реальности. Она легка, проста и необычна в одно и тоже время. Благодаря своему уникальному таланту, Пушкину удалось очень красиво выражать свои чувства и эмоции в своих стихотворениях. Стоит также отметить, что Александр Сергеевич был новатором, он не только создал литературный русский язык, он выражал в своём творчестве многие политические передовые идеи. В качестве примера можно привести оду Пушкина «Вольность», в которую ему удалось вложить свои политические взгляды. Он мечтает о свободе народа, с ненавистью и презрением относится к тем, кто этой свободы лишает народ. Несомненно, это произведение Пушкина читающее общество той России восприняло, как революционное. А одну из заключительных строк («Восстаньте, падшие рабы!») не иначе как призывом к революции. Также к политической лирики Александра Сергеевича можно отнести стихотворение Пушкина «Деревня», в которой поэт ставил главной целью – показать насколько же несправедливо крепостное право. Пушкин негодует на беспощадность и присвоение чужих трудов богатых сословий. Лирика Пушкина также многогранна, как и всё его творчество. Много внимания поэт уделял теме родины, любви к ней. А сколько стихотворений Пушкин написал о красоте и величие природы, окружающего мира. Ну и, конечно же, поэт неоднократно в своей лирике признавался в любви к женщинам. Я очень люблю лирику Пушкина. И больше всего за её искренность, которая чувствуется в каждой строчке его стихотворений.


  4. Морфологический разбор слова очертания

    Разбор слова крем,музей?

    3 – 1 3/8 = ?
    Три минус одна целая три восьмых.

    7,14:3,5-(5,02*055-4,5*0,34)
    пожалуйста

    зачем Бунин ввёл косцов в рассказ косцы

    Туристы проплыли на байдарках 27 км, что составляет 3/9 всего намеченного маршрута. ? ?колько километров осталось проплыть туристам

    Помогите пожалуйста!
    Нужно ли вставлять мягкий знак (ь)?
    печ(?)ю

    Выберите правильный вариант перевода подчеркнутой глагольной формы.
    1. В настоящ ее время он проектирует гостиницу.
    a) designs; b) is designing; c) designed; d) design.
    2. Я вожу эту машину уже несколько лет, с 1989 года.
    a) am driving; b) drive; c) drove; d) have been driving.
    3. Джон никогда раньше не встречал этого человека.
    a) was meeting; b) has met; c) meets; d) meet.
    4. Весь этот месяц я работаю сверхурочно.
    a) work; b) am working; c) working; d) worked.
    5. Когда родители вернулись домой, дети смотрели телевизор.
    a) watched; b) were watching; c) was watching; d) have wat¬ched.
    6. Бригада закончит работу к началу июня.
    a) finishes; b) is finishing; c) shall finish; d), will have finished.
    7. Завтра с 9 до 11 мы будем заниматься английским языком.
    a) shall study; b) shall be studying; c) are studying; d) study.
    8. Этим летом моя сестра поедет в Италию.
    a) goes; b) went; c) will go; d) shall go.
    9. Он уже просмотрел утренние газеты к тому моменту, когда вошел инспектор.
    a) looked through; b) has looked through; с) had looked through; d) was looked through.
    10. Завтра к 10 утра он приготовит нужные материалы.
    a) will have prepared; b) will prepare; c) prepares; d) will be preparing.

    Подобрать к слову взгляд прилагателное

    За морем.
    Два раза в год, в самые длинные дни в году.
    В дневное время.
    Из гибкой ивовой коры и тростника.
    Перед казнью Элизы.

  5. Главная
    Сочинения по литературе
    Христианские мотивы в лирике Александра Пушкина – сочинение
    Христианские мотивы в лирике Александра Пушкина
    С момента своего основания Русь — христианское государство. Православная вера стала частью сознания русских людей. Конечно же, это отразилось в литературе. Вся древнерусская литература писалась на церковнославянском языке. Высокому «штилю» классицизма, коим писались героические поэмы, оды и трагедии, были присущи церковные и исконно русские слова. Содержание русской литературы тоже было религиозным. А. С. Пушкин нарушил строгое разграничение «штилей» в поэзии, но так как он тоже являлся глубоко верующим человеком, то религия служила для него источником вдохновения, как замечает Семен Франк в работе «Религиозность Пушкина».
    В рукописях самого Пушкина за 1827—1828 годы отражено его отношение к вере: «Не допускать существования Бога — значит быть еще глупее, чем те народы, которые думают, что мир покоится на носороге». Это мировоззрение Пушкина легко просматривается в его произведениях.
    В основу стихотворения «Пророк» Пушкиным положен рассказ пророка Исайи, который видел Господа. Один из Серафимов, которые стояли около Него: «У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал». Серафим удалил беззаконие от пророка и очистил его от грехов. Тогда Господь послал Исайю к людям, чтобы пророк донес слова Творца до людей. Митрополит Анастасий в работе «Пушкин в его отношении к религии и православной церкви» писал о том, что поэт «глубоко и искренне воспринял» пророка из книги Исайи, «приложив его к своему собственному поэтическому призванию».
    Таким образом родилось стихотворение Пушкина «Пророк». Лирический герой этого текста проходит путь от грешника, который «влачился в пустыне мрачной», до человека возродившегося, очистившегося. Пророк среди людей — это символ духовного вакуума, символ одиночества. Ведь на перепутье всегда надлежит выбирать: либо ты влачишь прежнюю грешную жизнь, либо посвящаешь ее Богу. Как и Исайе, в такой момент страждущему человеку может явиться Серафим. В стихотворении, очистившись страданиями, пророк духовно возрождается — «восстает и идет к людям», чтобы «жечь» их сердца словом Божьим.
    Эпиграфом для другого пушкинского стихотворения «Свободы сеятель пустынный…» стала цитата из притчи о сеятеле: «Изыде сеятель сеяти семена своя». Эта притча, которую Иисус рассказывает людям в одной из проповедей, заключает в себе мысль о том, что «…кто имеет уши слышать, да слышит». Пушкин же отчаивается донести до «мирных народов» огонь свободы, он уже не надеется, что его слова о чести будут услышаны.
    Многие другие стихотворения, не имеющие в своей основе библейских текстов, также перекликаются с размышлениями на темы христианской морали. Например, в Нагорной проповеди Христос говорит о прощении падших, о том, что «блаженны милостивые; ибо они помилованы будут». Эта тема звучит у Пушкина в стихотворениях «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и «Деревня». Пушкин осуждал жестокий век, где нет места милосердию, где насилие процветает, «не видя слез, не внемля стона» («Деревня»). В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» поэт к своим заслугам перед народом причисляет, по-видимому, очень важный для него момент, то, что он «милость к падшим призывал».
    Тема свободы у Пушкина трактуется с точки зрения христианского мировосприятия. Эта тема претерпевала изменения вместе со становлением личности поэта. В ранний период жизни Пушкина больше привлекала байроническая, мятежная страсть к свободе. Поэт, воспевавший Вакха и Киприду, становится певцом политической свободы, следуя теперь уже традициям Державина и Шенье. В оде «Вольность» Пушкин как бы представляет нам политическую декларацию о гражданских свободах. Отрекаясь от «изнеженной лиры», то есть от жанра элегии и от недавнего своего романтизма, он следует традиции Шенье, «возвышенного галла», и порицает тиранию с ее бичами, «железами», «законов избирательных позором», «неволи немощными слезами». Поэт считает, что монархия должна быть ограничена «закона твердым щитом». До тех пор, пока «владыки» не издают закона и не следуют ему, преступна будет и власть, угнетающая народ, и мятежники, восставшие против тирании и убившие узурпатора. В Библии говорится: «Не убий», поэтому и убийство Павла I и Людовика — великий грех, несмотря на то что тираны ужасны, виновны в том, что не приняли достойный закон, но их казнь — тоже страшное деяние. Последние строки оды звучат гимном Божественному Закону, который — единый для всех — призван стать и государственным, чтобы стоять у трона на страже справедливости и добра.
    В стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин призывает к свободе, воспевая вольность, связанную с падением тирана, но не монархии, власть, ограниченную справедливым законом. Поэт считает, что монархия религиозно и исторически оправдана, поэтому этот общественный строй органичен для России.
    В стихотворении «19 октября» автор как бы очищает свою душу от страстей и байронического толка свободы. Отныне свобода для поэта — это независимость от света, от нравственной черни, от толпы, быть абсолютно свободным — значит подчиняться только велениям Бога. Для Пушкина-христианина это и есть настоящая свобода личности. «Во глубине сибирских руд…» — послание Пушкина в Сибирь, обращенное к сосланным друзьям. В этом стихотворении поэт определяет главенствующей категорией личную физическую свободу. Эта же тема звучит в стихотворении «Анчар». Самое страшное, с точки зрения христианских заповедей, когда у человека нет права выбора, когда его высшая свобода подавляется и человек умирает по воле другого: «… человека человек послал к анчару властным взглядом».
    Тема свободы творчества тоже волновала поэта. Ее можно отнести к христианским мотивам Пушкина, так как она основана на религиозных понятиях. С христианской точки зрения А. С. Пушкин рассматривает тему свободы и приходит к выводу, что монархия, ограниченная законом, идеальна для России, а личная свобода и свобода творчества, подчиняющаяся гласу Божьему, идеальна для человека.
    Христианское звучание в лирике Пушкина обретает также тема любви. Если исключить ранние его стихотворения о любви, такие, как «К Наташе» и «К Наталье», в которых лирический герой преклоняется в основном перед физической красотой женщины, написаны они в период формирования мировоззрения поэта, потому что позже любовь в поэзии Пушкина уже пронизана религиозным чувством и понимает он ее уже по-другому. Так, в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» лирический герой называет женщину «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее «голосом нежным», милыми, небесными чертами. Иными словами, чувство лирического героя основано на восхищении внутренним миром женщины, на уважении к ней. Здесь, так же, как и в стихотворении «Я вас любил…», описывается нежная любовь человека, готового пожертвовать своими чувствами ради счастья милой. Уважение, самопожертвование — это те нравственные критерии, которых придерживается каждый христианин. К жизни и смерти, к радости существования на этой грешной земле и к мирному уходу с нее Пушкин относится также с точки зрения религии.
    В стихотворении «19 октября» поэт призывает своих друзей к наслаждению, радости жизни, данной Богом: «Пируйте же, пока мы еще тут!» Лирический герой его стихов считает, что человек, умирая, выходит из небытия земного и движется к вечному бытию небесному: «Мы близимся к началу своему…» В душе лирического героя нет страха перед смертью, так как это — естественный процесс — смена одного поколения другим.
    В стихотворении «Дорожные жалобы» также звучит мотив смерти и спокойного ее восприятия. Молодая жизнь, которая является на смену старой, воспевается в стихотворении «Брожу ли я…». «Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час» — так утверждает лирический герой этого стихотворения, который не страшится смерти. Он говорит молодому поколению: «Тебе я место уступаю, Мне время тлеть, тебе цвести».
    Жизнь — священный дар, данный нам Богом, им нужно дорожить и наслаждаться. Когда же придет смерть, надо без страха и сожаления уступить свое место на бренной земле молодому поколению. Такова позиция Пушкина. В целом, если не принимать во внимание такие произведения, как «Гавриилиада» и «Безверие», восприятие Пушкиным мира, свободы, жизни, смерти, любви проходило сквозь призму христианской веры, что, естественно, нашло отражение в творчестве поэта.
    В современной литературе XX века значительно проявилось атеистическое мировосприятие, но христианские заповеди гуманны, учат добру и справедливости, по этой причине стихотворения А. С. Пушкина, впитавшие эти традиции, не утратят привлекательности для читателя еще очень долго, а может быть, не утратят ее никогда.

  6. С момента своего основания Русь — христианское государство. Православная вера стала частью сознания русских людей. Конечно же, это отразилось в литературе. Вся древнерусская литература писалась на церковнославянском языке. Высокому «штилю» классицизма, коим писались героические поэмы, оды и трагедии, были присущи церковные и исконно русские слова. Содержание русской литературы тоже было религиозным. А. С. Пушкин нарушил строгое разграничение «штилей» в поэзии, но так как он тоже являлся глубоко верующим человеком, то религия служила для него источником вдохновения, как замечает Семен Франк в работе «Религиозность Пушкина».
    В рукописях самого Пушкина за 1827—1828 годы отражено его отношение к вере: «Не допускать существования Бога — значит быть еще глупее, чем те народы, которые думают, что мир покоится на носороге». Это мировоззрение Пушкина легко просматривается в его произведениях.
    В основу стихотворения «Пророк» Пушкиным положен рассказ пророка Исайи, который видел Господа. Один из Серафимов, которые стояли около Него: «У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал». Серафим удалил беззаконие от пророка и очистил его от грехов. Тогда Господь послал Исайю к людям, чтобы пророк донес слова Творца до людей. Митрополит Анастасий в работе «Пушкин в его отношении к религии и православной церкви» писал о том, что поэт «глубоко и искренне воспринял» пророка из книги Исайи, «приложив его к своему собственному поэтическому призванию».
    Таким образом родилось стихотворение Пушкина «Пророк». Лирический герой этого текста проходит путь от грешника, который «влачился в пустыне мрачной», до человека возродившегося, очистившегося. Пророк среди людей — это символ духовного вакуума, символ одиночества. Ведь на перепутье всегда надлежит выбирать: либо ты влачишь прежнюю грешную жизнь, либо посвящаешь ее Богу. Как и Исайе, в такой момент страждущему человеку может явиться Серафим. В стихотворении, очистившись страданиями, пророк духовно возрождается — «восстает и идет к людям», чтобы «жечь» их сердца словом Божьим.
    Эпиграфом для другого пушкинского стихотворения «Свободы сеятель пустынный…» стала цитата из притчи о сеятеле: «Изыде сеятель сеяти семена своя». Эта притча, которую Иисус рассказывает людям в одной из проповедей, заключает в себе мысль о том, что «…кто имеет уши слышать, да слышит». Пушкин же отчаивается донести до «мирных народов» огонь свободы, он уже не надеется, что его слова о чести будут услышаны.
    Многие другие стихотворения, не имеющие в своей основе библейских текстов, также перекликаются с размышлениями на темы христианской морали. Например, в Нагорной проповеди Христос говорит о прощении падших, о том, что «блаженны милостивые; ибо они помилованы будут». Эта тема звучит у Пушкина в стихотворениях «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и «Деревня». Пушкин осуждал жестокий век, где нет места милосердию, где насилие процветает, «не видя слез, не внемля стона» («Деревня»). В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» поэт к своим заслугам перед народом причисляет, по-видимому, очень важный для него момент, то, что он «милость к падшим призывал».
    Тема свободы у Пушкина трактуется с точки зрения христианского мировосприятия. Эта тема претерпевала изменения вместе со становлением личности поэта. В ранний период жизни Пушкина больше привлекала байроническая, мятежная страсть к свободе. Поэт, воспевавший Вакха и Киприду, становится певцом политической свободы, следуя теперь уже традициям Державина и Шенье. В оде «Вольность» Пушкин как бы представляет нам политическую декларацию о гражданских свободах. Отрекаясь от «изнеженной лиры», то есть от жанра элегии и от недавнего своего романтизма, он следует традиции Шенье, «возвышенного галла», и порицает тиранию с ее бичами, «железами», «законов избирательных позором», «неволи немощными слезами». Поэт считает, что монархия должна быть ограничена «закона твердым щитом». До тех пор, пока «владыки» не издают закона и не следуют ему, преступна будет и власть, угнетающая народ, и мятежники, восставшие против тирании и убившие узурпатора. В Библии говорится: «Не убий», поэтому и убийство Павла I и Людовика — великий грех, несмотря на то что тираны ужасны, виновны в том, что не приняли достойный закон, но их казнь — тоже страшное деяние. Последние строки оды звучат гимном Божественному Закону, который — единый для всех — призван стать и государственным, чтобы стоять у трона на страже справедливости и добра.
    В стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин призывает к свободе, воспевая вольность, связанную с падением тирана, но не монархии, власть, ограниченную справедливым законом. Поэт считает, что монархия религиозно и исторически оправдана, поэтому этот общественный строй органичен для России.
    В стихотворении «19 октября» автор как бы очищает свою душу от страстей и байронического толка свободы. Отныне свобода для поэта — это независимость от света, от нравственной черни, от толпы, быть абсолютно свободным — значит подчиняться только велениям Бога. Для Пушкина-христианина это и есть настоящая свобода личности. «Во глубине сибирских руд…» — послание Пушкина в Сибирь, обращенное к сосланным друзьям. В этом стихотворении поэт определяет главенствующей категорией личную физическую свободу. Эта же тема звучит в стихотворении «Анчар». Самое страшное, с точки зрения христианских заповедей, когда у человека нет права выбора, когда его высшая свобода подавляется и человек умирает по воле другого: «… человека человек послал к анчару властным взглядом».
    Тема свободы творчества тоже волновала поэта. Ее можно отнести к христианским мотивам Пушкина, так как она основана на религиозных понятиях. С христианской точки зрения А. С. Пушкин рассматривает тему свободы и приходит к выводу, что монархия, ограниченная законом, идеальна для России, а личная свобода и свобода творчества, подчиняющаяся гласу Божьему, идеальна для человека.
    Христианское звучание в лирике Пушкина обретает также тема любви. Если исключить ранние его стихотворения о любви, такие, как «К Наташе» и «К Наталье», в которых лирический герой преклоняется в основном перед физической красотой женщины, написаны они в период формирования мировоззрения поэта, потому что позже любовь в поэзии Пушкина уже пронизана религиозным чувством и понимает он ее уже по-другому. Так, в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» лирический герой называет женщину «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее «голосом нежным», милыми, небесными чертами. Иными словами, чувство лирического героя основано на восхищении внутренним миром женщины, на уважении к ней. Здесь, так же, как и в стихотворении «Я вас любил…», описывается нежная любовь человека, готового пожертвовать своими чувствами ради счастья милой. Уважение, самопожертвование — это те нравственные критерии, которых придерживается каждый христианин. К жизни и смерти, к радости существования на этой грешной земле и к мирному уходу с нее Пушкин относится также с точки зрения религии.
    В стихотворении «19 октября» поэт призывает своих друзей к наслаждению, радости жизни, данной Богом: «Пируйте же, пока мы еще тут!» Лирический герой его стихов считает, что человек, умирая, выходит из небытия земного и движется к вечному бытию небесному: «Мы близимся к началу своему…» В душе лирического героя нет страха перед смертью, так как это — естественный процесс — смена одного поколения другим.
    В стихотворении «Дорожные жалобы» также звучит мотив смерти и спокойного ее восприятия. Молодая жизнь, которая является на смену старой, воспевается в стихотворении «Брожу ли я…». «Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час» — так утверждает лирический герой этого стихотворения, который не страшится смерти. Он говорит молодому поколению: «Тебе я место уступаю, Мне время тлеть, тебе цвести».
    Жизнь — священный дар, данный нам Богом, им нужно дорожить и наслаждаться. Когда же придет смерть, надо без страха и сожаления уступить свое место на бренной земле молодому поколению. Такова позиция Пушкина. В целом, если не принимать во внимание такие произведения, как «Гавриилиада» и «Безверие», восприятие Пушкиным мира, свободы, жизни, смерти, любви проходило сквозь призму христианской веры, что, естественно, нашло отражение в творчестве поэта.
    В современной литературе XX века значительно проявилось атеистическое мировосприятие, но христианские заповеди гуманны, учат добру и справедливости, по этой причине стихотворения А. С. Пушкина, впитавшие эти традиции, не утратят привлекательности для читателя еще очень долго, а может быть, не утратят ее никогда.

  7. 7
    Текст добавил: Ёжик РаСтАмАн

    Конечно, браться за Пушкина
    сложно и ответственно, но писать сочинение
    необходимо. Предлагаемые материалы никак не
    претендуют на новое слово в пушкинистике, но,
    может быть, они окажутся полезными, например,
    начинающему учителю.

    Поэзия А.С. Пушкина
    представлена в экзаменационном списке четырьмя
    темами и тремя отдельными стихотворениями,
    имеющими прямое отношение к этим темам.
    Рассмотрим, какие стихотворения, кроме тех, что
    названы, стоит разобрать в рамках той или иной
    темы.

    В сочинении должен быть дан развёрнутый ответ
    на вопрос, какие философские мотивы содержатся в
    лирике Пушкина. Несомненно, в процессе
    подготовки разумно сразу включить в поле зрения
    стихотворение «Отцы пустынники и жёны
    непорочны…». Кроме того, возможны в различных
    комбинациях «Погасло дневное светило…», «К
    морю», «Анчар», «Элегия» («Безумных лет угасшее
    веселье…»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»,
    «Вновь я посетил…» и другие, а также, под
    определённым углом зрения, и «Я вас любил: любовь
    ещё, быть может…», и «Поэту».
    Главное — выстроить концепцию сочинения.
    Предлагаем несколько вариантов.
    Вариант 1
    Философичность свойственна поэзии Пушкина в
    целом, но философские размышления усиливаются в
    зрелой лирике. Всё чаще звучат мотивы постижения
    бытия человеческого, неизбежности ухода,
    переосмысления прожитого.
    Пушкинская философия жизни гармонична: смерть
    в ней воспринимается не как трагический конец
    всего, а лишь как одно из звеньев бытия, как
    естественный финал земного существования.
    Зрелость и старость драматичны, но не трагичны,
    так как любой возраст человека связан с какими-то
    важными этапами осмысления жизни, понимания её
    сути. Прошлое, настоящее и будущее, как правило,
    не противопоставлены. Поэт не отказывается от
    прошлого, хотя видит в нём немало ошибок.
    Вариант 2
    В центре пушкинской философской лирики, какие
    бы вопросы в ней ни поднимались, всегда находится
    человек: его внутренний мир, взаимоотношения с
    окружающим его природным миром, обществом,
    властью. Следовать за мыслью великого поэта не
    только занимательно, но и поучительно, поскольку
    стихи нисколько не утратили своей значимости, а
    совершенство их художественной формы
    по-прежнему воспринимается как эталон простоты и
    безупречности.
    Вариант 3
    Деление поэзии Пушкина на темы (поэта и поэзии,
    свободы, философскую лирику и так далее)
    бесконечно условно. Очевидно: о чём бы поэт ни
    писал, философские размышления пронизывают и
    стихотворения о любви, и о творчестве, и, конечно,
    о свободе, так как именно в ней Пушкин видит
    основу гармоничного существования личности.
    Одна из принципиальных
    мировоззренческих идей пушкинской философии —
    это мысль о необходимости нравственного
    совершенствования. “Жить… чтоб мыслить и
    страдать” — вот один из ключевых тезисов
    зрелого Пушкина. Другой заключается в том, что,
    “с отвращением читая” страницы прожитой жизни,
    не следует забывать прошлого (“строк печальных
    не смываю”).
    Эти философские мотивы появляются у Пушкина
    уже в ранних романтических стихотворениях, среди
    которых на особом месте «Погасло дневное
    светило…». Прошедшее поэт называет здесь “моя
    потерянная младость”. Но в то же время в прошлом
    “чувства… разгорались”, “музы… улыбались”.
    Это прошлое не отвергается, ценность его
    несомненна. Лирический герой стихотворения —
    это не только человек, покидающий “туманную
    родину” в поисках “новых впечатлений”, но
    человек, который ищет нечто более ценное, чем
    впечатления, — смысл, цель. Это, скорее, отказ от
    прежнего образа жизни, переход из юности в более
    зрелый возраст.
    Стихотворение «Элегия» («Безумных лет угасшее
    веселье…») (1830) — одно из тех произведений
    Пушкина, в которых прошедшее, настоящее и будущее
    тесно связаны. Два эпитета: “безумных” и
    “угасшее” — контрастны по эмоциональной
    окраске, а словосочетание “угасшее веселье”
    даже предполагает внутренний конфликт. Тема
    молодости переосмысливается, между строк
    возникает мотив ответственности за те ошибки,
    которые совершает человек. Однако поэт не
    отрицает ценности этих ошибок, так как именно они
    составляют наш жизненный опыт. Это ощущается в
    движении образов: “безумных лет” — “печаль
    минувших дней”, “похмелье” — “вино”.
    Вторая строфа стихотворения вовсе не мрачная,
    а, наоборот, оптимистичная. Каждым словом поэт
    утверждает радость осмысленного бытия, называя
    все самые важные составляющие человеческой
    жизни. Первое утверждение — “жить… чтоб мыслить
    и страдать” — нисколько не парадоксально.
    Пушкинский идеал всё больше приобретает
    христианские очертания: “страдать” — значит в
    первую очередь сострадать. Поэт не отрекается и
    от “наслаждения”, однако мера его в сравнении с
    другими сторонами жизни невелика.
    …И ведаю, мне будут наслажденья
    Меж горестей, забот и треволненья…
    Что же называет Пушкин наслажденьем? Об этом
    последние строки стихотворения: “гармонией
    упьюсь”, “над вымыслом слезами обольюсь”,
    “блеснёт любовь”. Те ценности, которые не
    подвержены тлению, остаются с поэтом навсегда:
    это красота, искусство и любовь.
    «Вновь я посетил…» — одно из самых ярких
    философских стихотворений зрелого Пушкина. Не
    стоит воспринимать его только как иллюстрацию к
    посещению Пушкиным дорогого ему “уголка земли”,
    куда он в последние годы особенно стремился
    душой. В стихотворении, помимо биографического,
    есть и более отвлечённый, философский план. Мир
    “минувшего” “объемлет” лирического героя, и он
    погружается в воспоминания, первый персонаж
    которых — старушка няня. Образ няни окрашен
    нежностью и печалью: “уже старушки нет”. Так
    начинает звучать мотив жизни и смерти, к которому
    поэт ещё вернётся.
    В воспоминаниях о годах, проведённых здесь, “в
    пустынном уголке”, вплетаются другие:
    …глядел
    На озеро, воспоминая с грустью
    Иные берега, иные волны…
    Картина природы: “нивы златые”, “пажити
    зелёные”, “неведомые воды” — контрастна
    “убогой” жизни крестьянина: “скривилась
    мельница, насилу крылья ворочая при ветре…”.
    Мотив запустения и мотив печали, смерть близкого
    человека, своё личное и общее, народная судьба
    изображаются как единое целое.
    Далее в стихотворении наступает резкий
    интонационный, а за ним и смысловой перелом.
    Изображаются дорога и три сосны. Эта картина
    окрашена лирическим чувством. Оптимистический
    финал стихотворения предсказан той переменой,
    которая произошла с соснами:
    …около корней их устарелых
    (Где некогда всё было пусто, голо)
    Теперь младая роща разрослась…
    Мотив семьи перерастает в тему смены поколений,
    вечного, непрестанного обновления жизни.
    Обращение “племя младое, незнакомое”
    символично. Оно относится и к юным деревьям, и к
    будущим поколениям. Так, к финалу стихотворения
    мотив смерти (“уже старушки нет”) преобразуется
    в мотив памяти (“обо мне вспомянет”), а
    воспоминания о своём, личном приобретают
    характер всеобщий, философский. В этом небольшом
    стихотворении уместилась не только жизнь
    Пушкина, но и жизнь человека вообще, и жизнь
    природы, и — ещё шире — смысл бытия.
    Незадолго до гибели Пушкин всё чаще обращался в
    своей лирике к христианским мотивам. Из
    стихотворения «Отцы-пустынники и жёны
    непорочны…» мы узнаём, что поэту не чужды
    христианские святыни, что он обращается в
    трудные минуты к молитве как средству укрепления
    духа.
    Стихотворение состоит как бы из нескольких
    частей: сообщений об отцах-пустынниках и их
    молитвах, затем о той молитве, которую особенно
    выделяет поэт, наконец, творческого переложения
    текста самой молитвы. Этот текст строится на
    противопоставлении того, от чего лирический
    герой хотел бы отказаться в своей жизни, тому,
    чему он хотел бы научиться. Вот как звучит
    великопостная молитва Ефрема Сирина, к которой
    восходит стихотворение Пушкина: “Господи и
    Владыко живота моего, дух праздности, уныния и
    празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия,
    смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу
    Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети мои
    прегрешения и не осуждати брата моего, яко
    благословен еси во веки веков. Аминь”. При
    сопоставлении этого текста с пушкинским хорошо
    видно, в чём заключался смысл преобразований, что
    вынесено на первое место.
    Молитвы сложены святыми старцами не только для
    того, чтобы “сердцем возлетать во области
    заочны”, но и для того, “чтоб укреплять его средь
    дольних бурь и битв”, то есть в обычной мирской
    жизни. Молитва, о которой говорит поэт, звучит в
    храме “во дни печальные Великого поста” и
    обладает “неведомою силой”. По своему звучанию
    стихотворение действительно напоминает молитву.
    Этому способствуют и употребление архаичных
    слов, и обилие глухих согласных, и ассонанс (“во
    области заочны”, “одна”, “меня”,
    “умиляет”, “та”, “повторяет”, “печальные”,
    “поста”, “она”, “уста”), и
    размеренный спокойный ритм — шестистопный ямб.
    О чём же просит Всевышнего тот, кто произносит
    эту молитву? Он хочет, чтобы Господь помог ему
    избавиться от тоски и уныния, которые влечёт за
    собой праздная жизнь, чтобы жизнь была трудовой и
    осмысленной. Он хочет победить в себе
    “любоначалие”, то есть властолюбие, желание
    управлять другими людьми. Ему важно, чтобы
    “празднословие” тоже исчезло из его жизни.
    Среди пороков, упомянутых Пушкиным, нет таких,
    которые большинство людей не находит в себе, но
    далеко не каждому приходит в голову задуматься
    об этом. Какие же качества привлекают поэта, чему
    он хотел бы научиться? Ответ простой: видеть и
    осознавать свои недостатки, быть терпеливым,
    смиренным и целомудренным.
    В чём своеобразие любовной темы в
    лирике А.С. Пушкина?
    Хрестоматийная тема в
    данном случае сформулирована как проблемный
    вопрос. Ответить: “в том-то и в том-то” тоже
    “проблемно”. Посоветуем снова опереться на
    подробный анализ одного стихотворения («Я вас
    любил: любовь ещё, быть может…») и “вести”
    одну-две принципиальных линии.
    На протяжении жизни А.С. Пушкина темы его
    любовной лирики менялись. Совершенствуя
    мастерство, накапливая жизненный опыт, Пушкин
    добивался безупречности формы, полноты и глубины
    содержания. Поэтическая философия гармонии —
    это одна из особенностей, свойственная всей
    лирике Пушкина, и любовной тоже.
    Безусловные шедевры пушкинской лирики — это
    стихотворения: «Я помню чудное мгновенье…» (1825),
    «Я вас любил», «На холмах Грузии» (1829), «Мадонна»
    (1830). Их объединяет отношение к любви как к одной
    из важнейших человеческих ценностей. Любовь у
    Пушкина светла, даже когда она не разделена. А
    счастливая любовь — залог полноценного,
    духовного существования, импульс к творчеству.
    Стихотворение «Я вас любил…» своей простотой,
    краткостью и совершенством выделяется даже на
    фоне других пушкинских шедевров. В стихотворении
    нет сложных образов, ярких метафор, необычных
    эпитетов. В нём, напротив, максимальная простота
    и ясность, прозрачность. О чём говорит поэт? Он
    признаётся любимой женщине, которая, очевидно,
    его покинула, в том, что его любовь “угасла не
    совсем”. Воспоминание о прошедшей любви
    воскрешает её: это любовь “безнадёжная”, но
    искренняя, которая возвышает не только предмет
    любви, но и того, кто любит. Лирический герой
    Пушкина, прощаясь с любимой, желает ей счастья и
    покоя.
    Это стихотворение уникально по звуку и
    мелодике. Чаще всего повторяются в нём согласные
    звуки, входящие в состав слова любовь, а также
    мягко звучащие согласные [ш], [с], [н]. Интересно
    заметить, что звук [р] встречается только в
    словах: “тревожит”, “робостью”, “искренне”,
    “другим”. В этих словах есть особая “изюминка”:
    они не нарушают общей гармонии, а, напротив,
    создают её, ведь пушкинская философия
    предполагает не безмятежную идиллию, а
    примирение противоречий.
    Заключительные строчки можно понимать
    по-разному: как искреннее и великодушное
    пожелание счастья или как ироничное
    предположение, что такой искренности и нежности
    “она” уже никогда ни в ком не встретит. Такая
    неоднозначность привлекает, так как лирический
    герой стихотворения воспринимается как личность
    сложная, полностью не раскрывающаяся. При
    желании можно услышать и такой смысловой
    оттенок: лирический герой сожалеет, что его
    сильные, глубокие чувства остались безответными.
    Не случайно он повторяет: “любил так искренне,
    так нежно”.
    Стихотворение тем и замечательно, что при всей
    своей простоте и кажущейся ясности оно позволяет
    размышлять и трактовать его так, как вы его
    чувствуете.
    Другое стихотворение, на которое нельзя не
    обратить внимания, говоря об уникальном
    мастерстве Пушкина минимумом художественных
    средств выражать сложное и глубокое чувство, —
    «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Здесь
    переживание связано с двумя ключевыми понятиями
    — “грустно и легко”. Оба они повторены в
    постоянно взаимодействующих синонимических
    рядах: “грустно”, “печаль”, “унынье” и
    “легко”, “светла”. Отрицания, усиливающиеся к
    финалу стихотворения (“ничто не мучит, не
    тревожит”, “не любить… не может”), играют
    только позитивную роль. Рифма “мгла — светла”,
    “мною — тобою” тоже связана со смыслом. Главные
    строчки выделены ассонансом: “печаль моя
    светла”, “оттого что… оно не может”.
    Мы так и не узнаем, идёт ли речь о взаимном
    чувстве, окрепшем за время разлуки, или о
    неразделённой любви. Однако мы понимаем, что
    любовь у Пушкина есть смысл и средоточие жизни.
    Стихотворения, о которых мы говорим, занимают
    символическое место в любовной лирике Пушкина
    между «Я помню чудное мгновенье…» и «Мадонной»,
    между двумя образами — “гений чистой красоты” и
    “чистейшей прелести чистейший образец”, в
    которых отражена эволюция образа возлюбленной в
    творчестве поэта. В «Я вас любил…» и «На холмах
    Грузии…» запечатлено не менее важное —
    гармоничное мироощущение лирического героя, его
    готовность любить, зрелость и мудрость души.
    А.С. Пушкин о назначении поэта и поэзии
    Эта тема многократно и
    всесторонне освещена в учебных пособиях (такие
    её аспекты, как “поэт и толпа”, свобода
    творчества, назначение искусства), поэтому
    ограничимся небольшими комментариями.
    В стихотворении «Поэт» (1827) философская
    концепция включает сопоставление поэта и “детей
    ничтожных мира” в двух аспектах: поэт вне
    творчества и поэт под воздействием
    “божественного глагола”. Пушкин утверждает
    право поэта на обычную человеческую судьбу, не
    считая его богоизбранным существом, парящим над
    суетой и обыденностью.
    …В заботах суетного света
    Он малодушно погружён…
    В эпитете “малодушный” есть оттенок
    осуждения, но Пушкин смотрит на поэта
    реалистично. Лирический конфликт в первой строфе
    заключается в противопоставлении высокого и
    низкого: “священной жертвы” и “суетного
    света”, “святой лиры” и души, вкушающей
    “хладный сон”. Этим противопоставлением
    подготавливается резкая перемена: поэт, которого
    коснулся “божественный глагол”, мгновенно
    отрешается от всего земного и уходит в область
    природного и “внутреннего”. Принятая в обществе
    система ценностей, сословные отношения
    отвергаются им безоговорочно и безвозвратно.
    В «Поэте» мы слышим Пушкина, уставшего от
    политики и “несвободы”. Он требует для
    художника права самому распоряжаться своей
    судьбой и слушать лишь “божественный глагол”.
    Ещё отчётливее эта мысль прозвучит в сонете
    «Поэту» (1830), где есть такие императивы: “не
    дорожи любовию народной”, “живи один”,
    “дорогою свободной иди, куда влечёт тебя
    свободный ум”. Наверное, вы не ошибётесь, если
    назовёте именно это стихотворение о поэте и
    поэзии программным, вобравшим в себя ключевые
    мотивы и образы всей пушкинской лирики.
    Разбор этого стихотворения может быть,
    например, построен как ответ на вопрос: как
    избранная поэтом строгая форма сонета отвечает
    той художественной задаче, которую решает автор?
    Можно проследить от строфы к строфе развитие
    лирического сюжета, динамику ключевых образов
    (народ — толпа; поэт — царь — высший суд —
    взыскательный художник — алтарь — огонь).
    Обратите внимание на смысловые связи между
    рифмующимися словами (народной — холодной, ум —
    дум, суд — труд, бранит — горит). Исследуйте все
    контекстуальные синонимы и антонимы,
    рассмотрите поэтические особенности синтаксиса
    (обращение, инверсии, параллелизм, повторы,
    риторические вопросы). Строгость и стройность
    пушкинского сонета, несомненно, покажутся вам
    адекватной формой для разговора на столь важную
    для поэта тему. Важна и сама традиция: сонет — это
    и “суровый Дант”, и Петрарка, и “творец
    Макбета”.
    Как развивается тема свободы в лирике
    А.С. Пушкина
    Отвечать следует именно
    на поставленный вопрос, то есть выстраивать
    сочинение, исходя из того, что тема свободы у
    поэта именно “развивается”, меняется само
    понимание свободы, подвергается переоценке её
    значимость. Не откроем Америки, а просто напомним
    общеизвестное. В ранней лирике Пушкина с темой
    свободы связаны гражданский пафос и антитеза
    “свобода” — “рабство” («К Чаадаеву»,
    «Деревня»). В романтической лирике периода южной
    ссылки “мирные народы”, недостойные “даров
    свободы”, уходят на второй план, первый же
    занимают “свободная стихия”, “вольные птицы”
    («Узник», «К морю»). Позднее поэт чаще обращается
    к проблеме свободы творчества («Дорогою
    свободной // Иди, куда влечёт тебя свободный ум»),
    философскому осмыслению проблемы границ свободы
    личности («На свете счастья нет, но есть покой и
    воля», «По прихоти своей скитаться здесь и там»).
    Всё это вы и без нас знали? Что и требовалось
    доказать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *