(362 слова)
В романе великого А.С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами изображён отрывок из жизни дворянина Российской империи XIX века. Именно через этого представителя высшего света автор даёт обширное описание быта и нравов привилегированного класса.
Роман начинается с рассказа о детстве Онегина. Отец нашего героя вёл праздную жизнь, что в конечном итоге привело к его разорению. Он мало интересовался своим сыном, поэтому молодой человек был отдан на попечение беспечному французу, который совершенно безответственно подошёл к его обучению. Так что, хоть и являясь дворянином, Евгений был малообразованным человеком, однако всё равно прослыл в высшем свете настоящим интеллектуалом. Начав вести полноценную светскую жизнь, он без остатка отдался страстям и порокам. Особое предпочтение он отдавал любовным интригам, став настоящим похитителем женских сердец. Но спустя какое-то время наш герой охладел к балам, искусству и романам. Потеряв интерес к развлечениям, он впал в уныние и хандру. К сожалению, его история отнюдь не исключение. Пушкин показал, как праздность и безответственность целого сословия приводят к появлению множества молодых, красивых, воспитанных, но пустых и неприспособленных к жизни юношей – лишних людей.
Множество писателей породила русская земля, но основоположником русской литературы, ее первооткрывателем, был, разумеется, А.С. Пушкин. Автор оставил после себя множество произведений, но особо выдающимся является роман «Евгений Онегин». Сюжет романа развивается в первых десятилетиях XIX века. Кругом царит ожидание чего-то нового, происходят кардинальные изменения в политической и социальной жизни государства. Будто бы из ниоткуда возникают люди с новым мышлением, желающие для себя большей свободы и простора для жизни. И в это же время появляются те, кого будут называть «лишними людьми». Что же это за люди такие? «Лишними людьми» называют тех, кто относится ко всему с некой долей пессимизма, они критически относятся ко всему окружающему. Их разочаровала жизнь, они не желают находиться в обществе. Вместе с этим, чаще всего их преследуют переживания личного характера, некая жизненная драма отдельно взятого человека. Именно Пушкин впервые создал в своем творчестве образ такого «лишнего человека». Речь идет о Евгении Онегине.
Онегин представляется читателю как молодой человек дворянского происхождения. Он имеет поверхностное образование, поскольку гувернер, обучавший юного Евгения, был учителем не самой высокой квалификации, и не слишком докучал своему ученику науками. Но все же Евгений сумел набраться неких знаний, неглубоких, зато в самых разных отраслях, отчего в глазах людей молодой человек выглядел крайне просвещенной и образованной личностью. Онегин был желанным гостем в каждом доме и на каждом балу, он умел произвести на собеседника нужное впечатление.
Онегин ведет образ жизни типичного дворянина. Вечные празднества, танцы и балы. Но вскоре такое бесцельное времяпровождение молодому человеку надоедает, ему становится тошно от самого вида великосветского общества. Онегин желает начать новую жизнь, начать работать и найти себя в этой жизни. Сначала он пробует себя в писательском ремесле. Но природная лень не дает ему закончить начатое, и молодой человек решает уехать в деревню. Там он начинает заниматься хозяйством и облегчать жизнь крестьянам, но и это дело успевает вскоре Онегину надоесть. Мы видим, что Онегин человек сложный, противоречивый, его нельзя описать лишь одним словом, он многогранен и не похож на остальных.
Онегин – «лишний» человек в обществе.
Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Произведению были отданы восемь лет упорной работы. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах»,- писал В.Г.Белинский. При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности А.С. Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала 19 века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.
«Герой времени» представлен в образе Евгения Онегина. Он образованный человек, но «лишний» для общества. Стремясь не только показать, но и объяснить причины появления в русской жизни такого героя, Пушкин подробно рассказывает о том, что происходило с ним до начала сюжетного действия. Перед нами предстает картина воспитания, образования, времяпрепровождения и интересов типичного богатого светского молодого человека. Внешне насыщенная, жизнь его оказывается однообразной. Это приводит к появлению у Онегина своеобразной «болезни века»- хандры. Герой пытается чем – нибудь заняться: он читает, пишет, но «труд упорный ему был тошен». Это уже не столько влияние среды, сколько качество его натуры. Онегинская лень и апатичность проявляются и тогда, когда он переезжает в деревню. Там происходит встреча «русского европейца» и мечтательной девушки, искренней в своих порывах и способной на глубокое чувство. Эта встреча могла бы стать для Онегина спасением. Но одним из следствий его болезни является «преждевременная старость души». По достоинству оценив Татьяну, он не находит в себе душевных сил, чтобы ответить на чувство девушки. В его монологе- «проповеди» в саду звучит и искренняя исповедь души, и осторожность светского человека, но главное- черствость и эгоизм. Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и семейными узами. Только в результате трагических событий в герое начинаются перемены. Смерть Ленского- вот цена преобразования Онегина. «Окровавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть гонит его из этих мест. Нужно было время, чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви. В последней главе романа изменился масштаб мироощущения Онегина, который, наконец, осознал себя не только самостоятельной личностью, но и частью огромной страны с богатой историей. Теперь для светского общества он стал чужим, а родную душу он ищет в такой же не похожей на всех Татьяне.. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Отныне он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Обретет ли Онегин нравственную опору в жизни или станет человеком еще более опустошенным – неизвестно: финал романа открыт. Пушкин не подсказывает однозначные решения, на подобные вопросы может ответить только сама жизнь. «Что сталось с Онегиным потом?.. Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»- писал В.Г.Белинский.
Я думаю, что Онегин самый печальный персонаж, самый трагичный. Он не преодолел жизненные препятствия, упустил своё счастье и продолжал страдать до конца, мучаясь от угрызений совести за смерть друга, от осознания, какая его жизнь была бесцветной, тусклой, бессмысленной. Евгений продолжает лишь существовать до самого конца. Я считаю, именно в этом весь трагизм этого персонажа – он был никому не нужным, лишним в этом мире.
Превращение Онегина в “лишнего человека”, безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Эти люди, мятущиеся по жизни в поисках своего места и достойного дела, так и не смогли обрести свое призвание и угадать предназначение, не смогли излечиться от своего ужасного недуга. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию “лишних людей” и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.
Онегин проводил свое время в праздности, балах и светских приемах. Со временем его мыслящая натура все-таки стала проявляться, подобное времяпровождение наскучило Евгению. Он понял всю бесполезность такой жизни. Но и в деревне, куда уехал Онегин, он не смог найти себя.
Когда судьба свела Евгения с Татьяной Лариной и предоставила ему шанс познать истинную любовь, он бездарно его упустил. Считая себя отжившим человеком, Онегин отверг нежные чувства девушки. Далее герой отправляется путешествовать по России, но нигде не может найти себя. Вернувшись в столицу, он вновь встречает Татьяну, уже совсем иную. Она замужняя княгиня, но ему теперь к ней путь закрыт.
Почему же мы называем Онегина лишним человеком? Этот герой от природы наделен хорошим потенциалом и способностями, но за всю жизнь не принес обществу никакой пользы. Он впустую растратил себя. Высокий интеллект не дает ему этого не заметить. Поэтому герой мучается от осознания собственной бесполезности. Он недоволен образом жизни высшего света, но ничего не делает, чтобы как-то это изменить. Его душа все время мечется в поисках смысла жизни и собственного предназначения, но тщетно. Герой зависим от общественного мнения и условностей, что тоже добавляет смятения в его жизнь.
Очень жаль, что такой неглупый человек оказался для общества совершенно бесполезным и не сделал за свою жизнь ничего хорошего. Возможно, он родился не в ту эпоху, а может, стал жертвой порядков аристократического общества.
Евгений Онегин – «лишний» человек. Но так ли это? Я постараюсь доказать это утверждение в моём сочинении.
Следует отметить, что именно Пушкин стал основоположником образа «лишнего человека». Ведь в тот период, когда происходит действие романа (а именно в 20-ые годы XIX века) складывается тип «непонятой личности», которая отвергает весь мир и переживает внутреннюю драму. Таковой личностью и является Онегин.
Будучи дворянином, он получил типичное для тех лет домашнее образование под присмотром французского гувернёра. Его знания не были по-настоящему глубокими, но он умел правильно вести себя в свете, являясь представителем аристократии. Онегин способен блистать в знатной среде того века, демонстрируя знание моды, хороший вкус и утончённые манеры. Героя поначалу привлекали увеселения «сливок общества», он охотно посещал балы, театры и участвовал в любовных приключениях. В общем, был обычнейшим молодым повесой. Но потом Евгений осознаёт, что такой образ жизни ему невыносимо надоел. С одной стороны, он следует законам общества того времени, отдаёт дань моде, а с другой – «ему наскучил света шум». Герой пытается начать писать, но из-за отсутствия желания трудиться он вскоре бросает это занятие. У него просто нет настоящей цели в жизни, из-за этого персонаж тяготится одиночеством и скукой. Всё, написанное выше, является ярчайшим примером того, что Евгений лишний в светской среде. И он, гонимый смертной скукой, отправляется в деревню, благо подвернулся случай в виде больного дяди.
В деревне Онегин пытается заняться хозяйством, изменить что-то в жизни крестьян, но и это ему скоро надоедает. Ведь он «увидел ясно, что и в деревне скука та же». Выходит, что и здесь наш герой – лишний человек. Ему невыносимо скучны разговоры местных помещиков, и он находит утешение лишь в общении с Ленским.
Ещё хочу сказать немного о дружбе с Ленским, подтверждая, что и в ней Онегин лишний. Ведь он не умеет искренне дружить, ибо слишком эгоистичен. Он готов презреть дружбу ради собственной выгоды. Это видно из того, что герой застрелил своего «друга» на дуэли. Ведь он был в состоянии её предотвратить, но испугался общественного мнения! Да и сам повод был, по сути, совершенно ничтожен, но зачинщиком являлся Онегин. Он разозлился, что Ленский поставил его в неловкое положение, пригласив на праздник. Решая отомстить, герой ухаживает за Ольгой, сестрой Татьяны, в которую влюблён Ленский. С этого и начинается ссора, закончившаяся, как мы знаем, плачевно.
Потом появляется Татьяна Ларина с её любовью к Евгению. Он же отвергает её любовь, боясь потерять свою свободу и видя в Татьяне простую провинциальную девушку, которая не была равна ему по социальному положению. Но следует оговориться, что герой поступил весьма благородно, объяснив Татьяне ситуацию, и мы не имеем права судить его.
Спустя много лет, Онегин вновь встречает Татьяну, которая уже больше не та наивная девица, которая пылко любила его в деревне. Теперь она светская дама, которая имеет высокое положение в обществе из-за чина её мужа. Она знает этикет, умеет красиво одеваться, ведёт себя достаточно сдержанно и кажется нашему герою недоступной. Этот образ уже весьма притягателен для Евгения, и он страстно влюбляется в неё. Теперь настал и его черёд чувствовать то же, что и Татьяна, когда видела в нём недоступного принца. Он пишет ей письмо, но не получает ответа, и это подвигло его на действие, которое присуще лишь горячей юности: Онегин проникает к ней в дом. И что же он увидел? Герой встретил прежнюю Таню, которая рыдала над его письмом, но нашла в себе сила дать ему твёрдый отказ, как и он когда-то… Это является заключительным доказательством, что даже в любви к Татьяне он – лишний.
Я надеюсь, что у меня получилось доказать тезис, написанный в заглавии.
В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает тему о «лишнем человеке». Таковым является главный герой – Евгений. Но возникает вопрос: «А почему именно он?». Для ответа на вопрос необходимо проанализировать все, что связано с главным героем.
Евгений Онегин — яркий представитель «золотой молодежи». Он проводил большую часть своего времени на балах, празднествах, светских приемах. О такой роскоши можно только мечтать. Но именно такие люди не сильны в науке. Нашего Евгения обучал гувернер, но, подстраиваясь под своего ученика, не смог ничему его научить. В один момент наш главный герой уезжает в деревню, где хочет найти себя. Там он встречает Татьяну Ларину, влюбленную в него. Он отвергает ее, так как считает себя человеком, отжившим свое. Евгений отправляется в путешествие по России, чтобы найти себя, определить свою судьбу, но разочаровывается в себе. Объехав столицу, Онегин не может найти то место, где его будет ждать раскрепощение. Вспомнив о Татьяне и о том, что она вышла замуж за князя, он решил разжиться на любви отвергнутой души. Но Татьяна последовала примеру, который привел Онегин — она отвергла его любовь деньгам, поняв, что любит он не ее, а владения князя и княгини.
Почему же данный персонаж считается лишним? Евгений от природы имел неплохие способности, но не принес никакой пользы людям, он бесполезен для мира. Каждый человек обязательно что-то сделает для мира, в отличие от умной, но эгоистичной персоны. Если бы Онегин умел понимать чувства людей, проявил бы хоть каплю гуманизма, он был бы счастлив. Он мог быть любимым, важным хотя бы для кого-нибудь, но высокий уровень интеллекта не позволил ему понять этого сразу, и он это осознает только во время своих странствий. Всю оставшуюся жизнь Евгений испытывал мучения от одиночества, винил себя во всем, что он мог сделать, он мог быть умнее, человечнее.
Как раз здесь стоит задуматься о том, как построить свою судьбу, чтобы не быть лишним человеком. Данный роман дает понять, какими бывают люди, он наполнен бесценным жизненным опытом.
Евгения Онегина, главного героя одноименного романа Пушкина, действительно можно отнести к разряду лишних людей в литературе. Он богат, занимает высокое положение в обществе, но не может найти себя в жизни. Онегин пытается понять смысл существования и найти применение своим способностям и силам, хочет вырваться из обыденности.
Герой постепенно разочаровывается и в окружающем обществе, и в себе. Он пытается изменить судьбу, найти какой-то новый интересный путь, но постоянно терпит поражение. Онегин не приучен к работе, в книгах он тоже не может себя найти.
Единственный луч света, который был ему дан, он отверг. Возможно, именно любовь, искренность и открытость Татьяны помогли бы молодому человеку обрести себя, но он это понял слишком поздно. Онегин замечает в девушке скрытую силу, которую не видел раньше, чувствует, что рядом с ней его жизнь может измениться. Правда, Татьяна уже занята, она не отвечает на письмо, отвергает его любовь. Евгений теряет последнюю мотивацию, он окончательно опустошен.
Герой не находит себе места ни в деревне, ни в городе, он устает от постоянных кутежей, но не знает, чем их заменить, в его жизни нет цели. Приходя на выступление, Евгений обращает внимание не на то, что происходит на сцене, а лишь рассматривает детали, его мысли находятся далеко от реальности. Юноша равнодушен ко всему, что происходит вокруг, его ничто не может заинтересовать. Ему скучно, но вряд ли в этом виноваты окружающие, если бы Онегин не был эгоистом и обращал внимание на других людей, он бы, вероятно, смог найти себя. Герой растрачивает потенциал попусту. Острый ум же только мешает ему спокойно жить, ведь Евгений постоянно анализирует все, что происходит вокруг него и осознает свою отчужденность от окружающего мира. Он направляет способности не в то русло, из-за чего и страдает.
Быть может, Онегин родился не в то время или не в том месте. Ему чуждо мнение общества, но и свою точку зрения герой пока сформировать не может. Поэтому-то он и является лишним человеком.
“Лишний человек” Онегин
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба,
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас. А. С. Пушкин, “Евгений Онегин”
Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
При всей широте тематики романа “Евгений Онегин” — это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в “Кавказском пленнике”. Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности — неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении — романе “Евгений Онегин”.
Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.
Понятие “лишний человек” появилось в 1850 году, когда вышел “Дневник лишнего человека” И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте “как нечто лишнее стоит”, и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ “лишнего человека”.
Онегин — “светский петербургский молодой человек”, столичный аристократ; “Забав и роскоши дитя”, он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, “чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой…”
Онегин ведет типичную для “золотой молодежи” того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его “мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум”, чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.
Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от “света пустого”, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло. У Евгения не оказалось призвания: “зевая, за перо взялся”, да и привычки к труду у него нет: “труд упорный ему был тошен”. Попытка борьбы с “душевной пустотой” посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.
И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил…
Однако, вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Он везде чувствует себя чужим и лишним: и в великосветских, и в провинциальных гостиных. Ему было тяжело и несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над “светской чернью” , особенно среди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, Онегин теряет связь с людьми.
От “душевной пустоты” не смогли спасти Онегина и такие сильные чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил “вольность и покой”, не сумел разглядеть всю глубину ее души и ее чувства. Пресытившись любовью светских дам, Онегин разочаровался в этом чувстве. Его отношение к любви рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских “истин”, главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным.
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.
И, наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом. Онегин убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Он испугался “шепота, хохотни глупцов”, сплетен Зарецких, Петушковых, Скотининых.
И вот общественное мненье,
Пружина чести, наш кумир.
И вот на чем вертится мир! —
восклицает Пушкин. Итог жизни Онегина безрадостен:
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без женыя, без дел,
Ничем заняться не умел…
В. Г. Белинский назвал Онегина “эгоистом поневоле”, “страдающим эгоистом”, Потому что таковым “сильную, недюжинную натуру” сделало общество. “Зло скрывается не в человеке, но в обществе”, — писал критик. Скептицизм Онегина, разочарование — это отражение общего “недуга новейших россиян”, который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность.
Очевидно, что Онегины обречены на бездействие. Превращение Онегина в “лишнего человека”, безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию “лишних людей” и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.
Пушкин А. С.
“Поэт гармонии, согласия и счастья” На вопросы журнала “Костер” отвечает Юрий ПРОЗОРОВ — директор Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук
Стихи
Биография А. С. Пушкина
Статья о жизни А. С. Пушкина в Петербурге “Демутов трактир”
Случаи из жизни лицеистов
Анна Керн. “Когда великие были маленькими”
Сказки
А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
А. С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде
А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке
А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Сочинения
Тема любви в лирике А. Пушкина. Сочинение
Тема дружбы в творчестве А. Пушкина. Сочинение
Русская природа в лирике А. Пушкина. Сочинение
А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии. Сочинение
Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина Сочинение
Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Сочинение
В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 1
В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 2
Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” — “энциклопедия русской жизни”. Сочинение
Онегин и Ленский. Сочинение
Онегин и Татьяна. Сочинение
Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 1
Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 2
“…Я так люблю Татьяну милую мою” Сочинение
“Татьяна русская душою…” Сочинение
Статья о поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”
По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Материалы к сочинению
Где живет Черномор?
“Летучие черты…” Портреты А. С. Пушкина
О высоком назначении поэта и поэзии в лирике Пушкина
Тема любви в лирике А. Пушкина (2)
Тема дружбы в лирике Пушкина (2)
“Евгений Онегин” — “энциклопедия русской жизни” (2)
Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах
“Татьяны милый идеал”
“Лишний человек” Онегин
Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)
Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”)
Мой первый друг… Статья о Пущине
Одно из гениальных произведений в отечественной классике – литературное творение «Евгений Онегин». Описываемые события приходятся на 20-е гг. XIX столетия. Это годы важных перестановок в политике в нашей стране. В этот отрезок времени сформировался тип личности, который получил название «лишний». Так называют людей, относящихся к себе и к окружающему миру критически.
«Лишний человек» разочаровался в жизни, не находит возможности правильно использовать имеющиеся таланты и навыки, переживает личную трагедию. Александру Сергеевичу принадлежит заслуга создания такого образа. Им стал Евгений Онегин – персонаж одноименного шедевра русской литературы.
Каков он – «лишний человек»?
Евгений – 26-летний дворянин, любитель светских мероприятий. Он получил соответствующее своей эпохе образование под началом гувернера французского происхождения, который «учил его всему шутя».
Жизнь героя характерна для «золотой молодежи» прошлых лет: он посещает балы, ужинает в лучших заведениях общественного питания, гуляет по вечернему городу, интересуется театральным искусством. На все это он потратил восемь лет жизни. Однако Евгений отличается на фоне прочей аристократической молодежи.
Александр Сергеевич акцентирует внимание читателя на его чести, верности мечтам и душевном благородстве, а также отмечает «резкий, охлажденный ум». Онегин, наделенный такими положительными чертами личности, разочаровывается в жизни и окружении дам и господ из высшего света.
Тоска и уныние завладевают сознанием персонажа. Приняв решение игнорировать «свет пустой», старается увлечься каким-нибудь делом, приносящим пользу. Начал писать – не получилось. У «столичного денди» отсутствует талант («зевая, за перо взялся»), к тому же он не привык работать («труд… был тошен»).
Желая заполнить «душевную пустоту», принялся читать книги, но вскоре оставил и это занятие. Литература, за чтением которой он проводил время, либо не удовлетворяла, либо звучала в унисон с его раздумьями и укрепляла их.
Прежние умонастроения немного смягчила жизнь в окружении родной природы, однако не искоренила их до конца. Онегин в любом месте, какое бы ни посещал, ощущает себя лишним: и в столичных, и в деревенских гостиных.
Живой ум, любовь к свободе и негативная оценка бытия возвысили Евгения над «светской чернью» (в большей степени это касается поместного барства) и вынудили его на одинокое существование. Разорвав отношения с великосветским обществом, в котором не сумел обнаружить великие цели и подлинные чувства, он утратил связь с человечеством.
Высокие чувства в жизни «лишнего человека»
«Душевную пустоту» не могут заполнить любовь и дружеские отношения. Татьяна полюбила Онегина, однако он не рассмотрел ее тонкую натуру и искренние чувства и отверг, выбирав для себя «вольность и покой».
Устав от любви дам из высшего общества, наш герой испытывает разочарование в нежном чувстве. Он относится к любви с холодным рассудком и притворством. Евгений привык к тому, что целью отношений является обольщение.
Дружеские отношения с соседом Владимиром закончились трагически. Здравый смысл подсказывал Онегину воздержаться от дуэли. Но социальные условности, которые были сформированы высшим светом, не позволили отказаться от поединка. Евгений смертельно ранил друга, поскольку не сумел возвыситься над мнением аристократического общества, которое глубоко в душе ненавидел.
Становление Евгения «лишним человеком» неотвратимо в те годы. Центральный персонаж принадлежит к доле дворянства, избегающей служения царю, не желающей пополнять списки молчаливых и при этом стоящей поодаль от общественной деятельности.
Важнейшая заслуга поэта заключается в том, что он подробно описал трагедию «лишних людей» и факторы, вызывающие их возникновение среди дворян в 20-х гг. XIX столетия.
Лишний человек – отчаявшийся, потерявший интерес к жизни литературный персонаж, имеющий место в дворянском обществе, видя ложь и фальшь. Он испытывает призрение к светскому обществу. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» одноименный персонаж уместил в себе все характеристики «лишнего человека». Евгений дворянин по происхождению, получил домашнее образование и воспитание, на балах мог показать себя.
«И свет решил,
Что он умен и очень мил.»
Но все его умение были лишь поверхностны.
Со временем, это все ему наскучило. Надоели балы и обеды. Он устал и это не физическое состояние, а душевная усталость. Евгений стал воспринимать все скептически. Виной тому является не общество, а он сам. Онегин не стремится к чему-то в этой жизни, не имеет цели, для него проще бездействовать, чем чего-то добиваться. Все привело к тому, что общество само перестало принимать Онегина. Теперь он казался «Белой вороной» среди дворян.
Автор описывает его, как человека закрывшийся от всех, угрюмым и задумчивым, прямолинейным и без пристрастным.
Евгений уезжает в деревню, с надеждой, что развеет скуку и усталость. Первые пару дней ему казались новы. Но уже успели наскучить и поля, и журчанье тихого ручья. Онегин, опять, погрузился в ту темную атмосферу, что пытался избегать. Опять чувство той обыденности.
Знакомство с Владимиром Ленским не принесло не каких изменений в жизни Евгения. Пушкин нам рассказывает, что они были «От делать нечего друзья»
Татьяна при первой встрече уже была симпатична Евгению, но не боле того. Как говорит автор и подтверждает сам Онегин. Татьяна-идеал русской души. Но признание девушки не произвело должного ожидания.
Автор: Тихая
Оценка от редакции SochinenieNa5.ru: ? ??? ?? ?? ??
(362 слова)
В романе великого А.С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами изображён отрывок из жизни дворянина Российской империи XIX века. Именно через этого представителя высшего света автор даёт обширное описание быта и нравов привилегированного класса.
Роман начинается с рассказа о детстве Онегина. Отец нашего героя вёл праздную жизнь, что в конечном итоге привело к его разорению. Он мало интересовался своим сыном, поэтому молодой человек был отдан на попечение беспечному французу, который совершенно безответственно подошёл к его обучению. Так что, хоть и являясь дворянином, Евгений был малообразованным человеком, однако всё равно прослыл в высшем свете настоящим интеллектуалом. Начав вести полноценную светскую жизнь, он без остатка отдался страстям и порокам. Особое предпочтение он отдавал любовным интригам, став настоящим похитителем женских сердец. Но спустя какое-то время наш герой охладел к балам, искусству и романам. Потеряв интерес к развлечениям, он впал в уныние и хандру. К сожалению, его история отнюдь не исключение. Пушкин показал, как праздность и безответственность целого сословия приводят к появлению множества молодых, красивых, воспитанных, но пустых и неприспособленных к жизни юношей – лишних людей.
Множество писателей породила русская земля, но основоположником русской литературы, ее первооткрывателем, был, разумеется, А.С. Пушкин. Автор оставил после себя множество произведений, но особо выдающимся является роман «Евгений Онегин». Сюжет романа развивается в первых десятилетиях XIX века. Кругом царит ожидание чего-то нового, происходят кардинальные изменения в политической и социальной жизни государства. Будто бы из ниоткуда возникают люди с новым мышлением, желающие для себя большей свободы и простора для жизни. И в это же время появляются те, кого будут называть «лишними людьми». Что же это за люди такие? «Лишними людьми» называют тех, кто относится ко всему с некой долей пессимизма, они критически относятся ко всему окружающему. Их разочаровала жизнь, они не желают находиться в обществе. Вместе с этим, чаще всего их преследуют переживания личного характера, некая жизненная драма отдельно взятого человека. Именно Пушкин впервые создал в своем творчестве образ такого «лишнего человека». Речь идет о Евгении Онегине.
Онегин представляется читателю как молодой человек дворянского происхождения. Он имеет поверхностное образование, поскольку гувернер, обучавший юного Евгения, был учителем не самой высокой квалификации, и не слишком докучал своему ученику науками. Но все же Евгений сумел набраться неких знаний, неглубоких, зато в самых разных отраслях, отчего в глазах людей молодой человек выглядел крайне просвещенной и образованной личностью. Онегин был желанным гостем в каждом доме и на каждом балу, он умел произвести на собеседника нужное впечатление.
Онегин ведет образ жизни типичного дворянина. Вечные празднества, танцы и балы. Но вскоре такое бесцельное времяпровождение молодому человеку надоедает, ему становится тошно от самого вида великосветского общества. Онегин желает начать новую жизнь, начать работать и найти себя в этой жизни. Сначала он пробует себя в писательском ремесле. Но природная лень не дает ему закончить начатое, и молодой человек решает уехать в деревню. Там он начинает заниматься хозяйством и облегчать жизнь крестьянам, но и это дело успевает вскоре Онегину надоесть. Мы видим, что Онегин человек сложный, противоречивый, его нельзя описать лишь одним словом, он многогранен и не похож на остальных.
Онегин – «лишний» человек в обществе.
Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Произведению были отданы восемь лет упорной работы. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах»,- писал В.Г.Белинский. При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности А.С. Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала 19 века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.
«Герой времени» представлен в образе Евгения Онегина. Он образованный человек, но «лишний» для общества. Стремясь не только показать, но и объяснить причины появления в русской жизни такого героя, Пушкин подробно рассказывает о том, что происходило с ним до начала сюжетного действия. Перед нами предстает картина воспитания, образования, времяпрепровождения и интересов типичного богатого светского молодого человека. Внешне насыщенная, жизнь его оказывается однообразной. Это приводит к появлению у Онегина своеобразной «болезни века»- хандры. Герой пытается чем – нибудь заняться: он читает, пишет, но «труд упорный ему был тошен». Это уже не столько влияние среды, сколько качество его натуры. Онегинская лень и апатичность проявляются и тогда, когда он переезжает в деревню. Там происходит встреча «русского европейца» и мечтательной девушки, искренней в своих порывах и способной на глубокое чувство. Эта встреча могла бы стать для Онегина спасением. Но одним из следствий его болезни является «преждевременная старость души». По достоинству оценив Татьяну, он не находит в себе душевных сил, чтобы ответить на чувство девушки. В его монологе- «проповеди» в саду звучит и искренняя исповедь души, и осторожность светского человека, но главное- черствость и эгоизм. Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и семейными узами. Только в результате трагических событий в герое начинаются перемены. Смерть Ленского- вот цена преобразования Онегина. «Окровавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть гонит его из этих мест. Нужно было время, чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви. В последней главе романа изменился масштаб мироощущения Онегина, который, наконец, осознал себя не только самостоятельной личностью, но и частью огромной страны с богатой историей. Теперь для светского общества он стал чужим, а родную душу он ищет в такой же не похожей на всех Татьяне.. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Отныне он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Обретет ли Онегин нравственную опору в жизни или станет человеком еще более опустошенным – неизвестно: финал романа открыт. Пушкин не подсказывает однозначные решения, на подобные вопросы может ответить только сама жизнь. «Что сталось с Онегиным потом?.. Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»- писал В.Г.Белинский.
Я думаю, что Онегин самый печальный персонаж, самый трагичный. Он не преодолел жизненные препятствия, упустил своё счастье и продолжал страдать до конца, мучаясь от угрызений совести за смерть друга, от осознания, какая его жизнь была бесцветной, тусклой, бессмысленной. Евгений продолжает лишь существовать до самого конца. Я считаю, именно в этом весь трагизм этого персонажа – он был никому не нужным, лишним в этом мире.
Превращение Онегина в “лишнего человека”, безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Эти люди, мятущиеся по жизни в поисках своего места и достойного дела, так и не смогли обрести свое призвание и угадать предназначение, не смогли излечиться от своего ужасного недуга. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию “лишних людей” и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.
Онегин проводил свое время в праздности, балах и светских приемах. Со временем его мыслящая натура все-таки стала проявляться, подобное времяпровождение наскучило Евгению. Он понял всю бесполезность такой жизни. Но и в деревне, куда уехал Онегин, он не смог найти себя.
Когда судьба свела Евгения с Татьяной Лариной и предоставила ему шанс познать истинную любовь, он бездарно его упустил. Считая себя отжившим человеком, Онегин отверг нежные чувства девушки. Далее герой отправляется путешествовать по России, но нигде не может найти себя. Вернувшись в столицу, он вновь встречает Татьяну, уже совсем иную. Она замужняя княгиня, но ему теперь к ней путь закрыт.
Почему же мы называем Онегина лишним человеком? Этот герой от природы наделен хорошим потенциалом и способностями, но за всю жизнь не принес обществу никакой пользы. Он впустую растратил себя. Высокий интеллект не дает ему этого не заметить. Поэтому герой мучается от осознания собственной бесполезности. Он недоволен образом жизни высшего света, но ничего не делает, чтобы как-то это изменить. Его душа все время мечется в поисках смысла жизни и собственного предназначения, но тщетно. Герой зависим от общественного мнения и условностей, что тоже добавляет смятения в его жизнь.
Очень жаль, что такой неглупый человек оказался для общества совершенно бесполезным и не сделал за свою жизнь ничего хорошего. Возможно, он родился не в ту эпоху, а может, стал жертвой порядков аристократического общества.
Евгений Онегин – «лишний» человек. Но так ли это? Я постараюсь доказать это утверждение в моём сочинении.
Следует отметить, что именно Пушкин стал основоположником образа «лишнего человека». Ведь в тот период, когда происходит действие романа (а именно в 20-ые годы XIX века) складывается тип «непонятой личности», которая отвергает весь мир и переживает внутреннюю драму. Таковой личностью и является Онегин.
Будучи дворянином, он получил типичное для тех лет домашнее образование под присмотром французского гувернёра. Его знания не были по-настоящему глубокими, но он умел правильно вести себя в свете, являясь представителем аристократии. Онегин способен блистать в знатной среде того века, демонстрируя знание моды, хороший вкус и утончённые манеры. Героя поначалу привлекали увеселения «сливок общества», он охотно посещал балы, театры и участвовал в любовных приключениях. В общем, был обычнейшим молодым повесой. Но потом Евгений осознаёт, что такой образ жизни ему невыносимо надоел. С одной стороны, он следует законам общества того времени, отдаёт дань моде, а с другой – «ему наскучил света шум». Герой пытается начать писать, но из-за отсутствия желания трудиться он вскоре бросает это занятие. У него просто нет настоящей цели в жизни, из-за этого персонаж тяготится одиночеством и скукой. Всё, написанное выше, является ярчайшим примером того, что Евгений лишний в светской среде. И он, гонимый смертной скукой, отправляется в деревню, благо подвернулся случай в виде больного дяди.
В деревне Онегин пытается заняться хозяйством, изменить что-то в жизни крестьян, но и это ему скоро надоедает. Ведь он «увидел ясно, что и в деревне скука та же». Выходит, что и здесь наш герой – лишний человек. Ему невыносимо скучны разговоры местных помещиков, и он находит утешение лишь в общении с Ленским.
Ещё хочу сказать немного о дружбе с Ленским, подтверждая, что и в ней Онегин лишний. Ведь он не умеет искренне дружить, ибо слишком эгоистичен. Он готов презреть дружбу ради собственной выгоды. Это видно из того, что герой застрелил своего «друга» на дуэли. Ведь он был в состоянии её предотвратить, но испугался общественного мнения! Да и сам повод был, по сути, совершенно ничтожен, но зачинщиком являлся Онегин. Он разозлился, что Ленский поставил его в неловкое положение, пригласив на праздник. Решая отомстить, герой ухаживает за Ольгой, сестрой Татьяны, в которую влюблён Ленский. С этого и начинается ссора, закончившаяся, как мы знаем, плачевно.
Потом появляется Татьяна Ларина с её любовью к Евгению. Он же отвергает её любовь, боясь потерять свою свободу и видя в Татьяне простую провинциальную девушку, которая не была равна ему по социальному положению. Но следует оговориться, что герой поступил весьма благородно, объяснив Татьяне ситуацию, и мы не имеем права судить его.
Спустя много лет, Онегин вновь встречает Татьяну, которая уже больше не та наивная девица, которая пылко любила его в деревне. Теперь она светская дама, которая имеет высокое положение в обществе из-за чина её мужа. Она знает этикет, умеет красиво одеваться, ведёт себя достаточно сдержанно и кажется нашему герою недоступной. Этот образ уже весьма притягателен для Евгения, и он страстно влюбляется в неё. Теперь настал и его черёд чувствовать то же, что и Татьяна, когда видела в нём недоступного принца. Он пишет ей письмо, но не получает ответа, и это подвигло его на действие, которое присуще лишь горячей юности: Онегин проникает к ней в дом. И что же он увидел? Герой встретил прежнюю Таню, которая рыдала над его письмом, но нашла в себе сила дать ему твёрдый отказ, как и он когда-то… Это является заключительным доказательством, что даже в любви к Татьяне он – лишний.
Я надеюсь, что у меня получилось доказать тезис, написанный в заглавии.
В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает тему о «лишнем человеке». Таковым является главный герой – Евгений. Но возникает вопрос: «А почему именно он?». Для ответа на вопрос необходимо проанализировать все, что связано с главным героем.
Евгений Онегин — яркий представитель «золотой молодежи». Он проводил большую часть своего времени на балах, празднествах, светских приемах. О такой роскоши можно только мечтать. Но именно такие люди не сильны в науке. Нашего Евгения обучал гувернер, но, подстраиваясь под своего ученика, не смог ничему его научить. В один момент наш главный герой уезжает в деревню, где хочет найти себя. Там он встречает Татьяну Ларину, влюбленную в него. Он отвергает ее, так как считает себя человеком, отжившим свое. Евгений отправляется в путешествие по России, чтобы найти себя, определить свою судьбу, но разочаровывается в себе. Объехав столицу, Онегин не может найти то место, где его будет ждать раскрепощение. Вспомнив о Татьяне и о том, что она вышла замуж за князя, он решил разжиться на любви отвергнутой души. Но Татьяна последовала примеру, который привел Онегин — она отвергла его любовь деньгам, поняв, что любит он не ее, а владения князя и княгини.
Почему же данный персонаж считается лишним? Евгений от природы имел неплохие способности, но не принес никакой пользы людям, он бесполезен для мира. Каждый человек обязательно что-то сделает для мира, в отличие от умной, но эгоистичной персоны. Если бы Онегин умел понимать чувства людей, проявил бы хоть каплю гуманизма, он был бы счастлив. Он мог быть любимым, важным хотя бы для кого-нибудь, но высокий уровень интеллекта не позволил ему понять этого сразу, и он это осознает только во время своих странствий. Всю оставшуюся жизнь Евгений испытывал мучения от одиночества, винил себя во всем, что он мог сделать, он мог быть умнее, человечнее.
Как раз здесь стоит задуматься о том, как построить свою судьбу, чтобы не быть лишним человеком. Данный роман дает понять, какими бывают люди, он наполнен бесценным жизненным опытом.
Евгения Онегина, главного героя одноименного романа Пушкина, действительно можно отнести к разряду лишних людей в литературе. Он богат, занимает высокое положение в обществе, но не может найти себя в жизни. Онегин пытается понять смысл существования и найти применение своим способностям и силам, хочет вырваться из обыденности.
Герой постепенно разочаровывается и в окружающем обществе, и в себе. Он пытается изменить судьбу, найти какой-то новый интересный путь, но постоянно терпит поражение. Онегин не приучен к работе, в книгах он тоже не может себя найти.
Единственный луч света, который был ему дан, он отверг. Возможно, именно любовь, искренность и открытость Татьяны помогли бы молодому человеку обрести себя, но он это понял слишком поздно. Онегин замечает в девушке скрытую силу, которую не видел раньше, чувствует, что рядом с ней его жизнь может измениться. Правда, Татьяна уже занята, она не отвечает на письмо, отвергает его любовь. Евгений теряет последнюю мотивацию, он окончательно опустошен.
Герой не находит себе места ни в деревне, ни в городе, он устает от постоянных кутежей, но не знает, чем их заменить, в его жизни нет цели. Приходя на выступление, Евгений обращает внимание не на то, что происходит на сцене, а лишь рассматривает детали, его мысли находятся далеко от реальности. Юноша равнодушен ко всему, что происходит вокруг, его ничто не может заинтересовать. Ему скучно, но вряд ли в этом виноваты окружающие, если бы Онегин не был эгоистом и обращал внимание на других людей, он бы, вероятно, смог найти себя. Герой растрачивает потенциал попусту. Острый ум же только мешает ему спокойно жить, ведь Евгений постоянно анализирует все, что происходит вокруг него и осознает свою отчужденность от окружающего мира. Он направляет способности не в то русло, из-за чего и страдает.
Быть может, Онегин родился не в то время или не в том месте. Ему чуждо мнение общества, но и свою точку зрения герой пока сформировать не может. Поэтому-то он и является лишним человеком.
“Лишний человек” Онегин
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба,
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас.
А. С. Пушкин, “Евгений Онегин”
Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
При всей широте тематики романа “Евгений Онегин” — это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в “Кавказском пленнике”. Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности — неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении — романе “Евгений Онегин”.
Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.
Понятие “лишний человек” появилось в 1850 году, когда вышел “Дневник лишнего человека” И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте “как нечто лишнее стоит”, и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ “лишнего человека”.
Онегин — “светский петербургский молодой человек”, столичный аристократ; “Забав и роскоши дитя”, он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, “чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой…”
Онегин ведет типичную для “золотой молодежи” того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его “мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум”, чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.
Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от “света пустого”, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло. У Евгения не оказалось призвания: “зевая, за перо взялся”, да и привычки к труду у него нет: “труд упорный ему был тошен”. Попытка борьбы с “душевной пустотой” посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.
И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил…
Однако, вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Он везде чувствует себя чужим и лишним: и в великосветских, и в провинциальных гостиных. Ему было тяжело и несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над “светской чернью” , особенно среди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, Онегин теряет связь с людьми.
От “душевной пустоты” не смогли спасти Онегина и такие сильные чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил “вольность и покой”, не сумел разглядеть всю глубину ее души и ее чувства. Пресытившись любовью светских дам, Онегин разочаровался в этом чувстве. Его отношение к любви рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских “истин”, главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным.
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.
И, наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом. Онегин убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Он испугался “шепота, хохотни глупцов”, сплетен Зарецких, Петушковых, Скотининых.
И вот общественное мненье,
Пружина чести, наш кумир.
И вот на чем вертится мир! —
восклицает Пушкин. Итог жизни Онегина безрадостен:
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без женыя, без дел,
Ничем заняться не умел…
В. Г. Белинский назвал Онегина “эгоистом поневоле”, “страдающим эгоистом”, Потому что таковым “сильную, недюжинную натуру” сделало общество. “Зло скрывается не в человеке, но в обществе”, — писал критик. Скептицизм Онегина, разочарование — это отражение общего “недуга новейших россиян”, который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность.
Очевидно, что Онегины обречены на бездействие. Превращение Онегина в “лишнего человека”, безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию “лишних людей” и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.
Пушкин А. С.
“Поэт гармонии, согласия и счастья” На вопросы журнала “Костер” отвечает Юрий ПРОЗОРОВ — директор Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук
Стихи
Биография А. С. Пушкина
Статья о жизни А. С. Пушкина в Петербурге “Демутов трактир”
Случаи из жизни лицеистов
Анна Керн. “Когда великие были маленькими”
Сказки
А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
А. С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде
А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке
А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Сочинения
Тема любви в лирике А. Пушкина. Сочинение
Тема дружбы в творчестве А. Пушкина. Сочинение
Русская природа в лирике А. Пушкина. Сочинение
А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии. Сочинение
Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина Сочинение
Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Сочинение
В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 1
В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 2
Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” — “энциклопедия русской жизни”. Сочинение
Онегин и Ленский. Сочинение
Онегин и Татьяна. Сочинение
Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 1
Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 2
“…Я так люблю Татьяну милую мою” Сочинение
“Татьяна русская душою…” Сочинение
Статья о поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”
По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Материалы к сочинению
Где живет Черномор?
“Летучие черты…” Портреты А. С. Пушкина
О высоком назначении поэта и поэзии в лирике Пушкина
Тема любви в лирике А. Пушкина (2)
Тема дружбы в лирике Пушкина (2)
“Евгений Онегин” — “энциклопедия русской жизни” (2)
Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах
“Татьяны милый идеал”
“Лишний человек” Онегин
Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)
Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”)
Мой первый друг… Статья о Пущине
Одно из гениальных произведений в отечественной классике – литературное творение «Евгений Онегин». Описываемые события приходятся на 20-е гг. XIX столетия. Это годы важных перестановок в политике в нашей стране. В этот отрезок времени сформировался тип личности, который получил название «лишний». Так называют людей, относящихся к себе и к окружающему миру критически.
«Лишний человек» разочаровался в жизни, не находит возможности правильно использовать имеющиеся таланты и навыки, переживает личную трагедию. Александру Сергеевичу принадлежит заслуга создания такого образа. Им стал Евгений Онегин – персонаж одноименного шедевра русской литературы.
Каков он – «лишний человек»?
Евгений – 26-летний дворянин, любитель светских мероприятий. Он получил соответствующее своей эпохе образование под началом гувернера французского происхождения, который «учил его всему шутя».
Жизнь героя характерна для «золотой молодежи» прошлых лет: он посещает балы, ужинает в лучших заведениях общественного питания, гуляет по вечернему городу, интересуется театральным искусством. На все это он потратил восемь лет жизни. Однако Евгений отличается на фоне прочей аристократической молодежи.
Александр Сергеевич акцентирует внимание читателя на его чести, верности мечтам и душевном благородстве, а также отмечает «резкий, охлажденный ум». Онегин, наделенный такими положительными чертами личности, разочаровывается в жизни и окружении дам и господ из высшего света.
Тоска и уныние завладевают сознанием персонажа. Приняв решение игнорировать «свет пустой», старается увлечься каким-нибудь делом, приносящим пользу. Начал писать – не получилось. У «столичного денди» отсутствует талант («зевая, за перо взялся»), к тому же он не привык работать («труд… был тошен»).
Желая заполнить «душевную пустоту», принялся читать книги, но вскоре оставил и это занятие. Литература, за чтением которой он проводил время, либо не удовлетворяла, либо звучала в унисон с его раздумьями и укрепляла их.
Прежние умонастроения немного смягчила жизнь в окружении родной природы, однако не искоренила их до конца. Онегин в любом месте, какое бы ни посещал, ощущает себя лишним: и в столичных, и в деревенских гостиных.
Живой ум, любовь к свободе и негативная оценка бытия возвысили Евгения над «светской чернью» (в большей степени это касается поместного барства) и вынудили его на одинокое существование. Разорвав отношения с великосветским обществом, в котором не сумел обнаружить великие цели и подлинные чувства, он утратил связь с человечеством.
Высокие чувства в жизни «лишнего человека»
«Душевную пустоту» не могут заполнить любовь и дружеские отношения. Татьяна полюбила Онегина, однако он не рассмотрел ее тонкую натуру и искренние чувства и отверг, выбирав для себя «вольность и покой».
Устав от любви дам из высшего общества, наш герой испытывает разочарование в нежном чувстве. Он относится к любви с холодным рассудком и притворством. Евгений привык к тому, что целью отношений является обольщение.
Дружеские отношения с соседом Владимиром закончились трагически. Здравый смысл подсказывал Онегину воздержаться от дуэли. Но социальные условности, которые были сформированы высшим светом, не позволили отказаться от поединка. Евгений смертельно ранил друга, поскольку не сумел возвыситься над мнением аристократического общества, которое глубоко в душе ненавидел.
Становление Евгения «лишним человеком» неотвратимо в те годы. Центральный персонаж принадлежит к доле дворянства, избегающей служения царю, не желающей пополнять списки молчаливых и при этом стоящей поодаль от общественной деятельности.
Важнейшая заслуга поэта заключается в том, что он подробно описал трагедию «лишних людей» и факторы, вызывающие их возникновение среди дворян в 20-х гг. XIX столетия.
Лишний человек – отчаявшийся, потерявший интерес к жизни литературный персонаж, имеющий место в дворянском обществе, видя ложь и фальшь. Он испытывает призрение к светскому обществу. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» одноименный персонаж уместил в себе все характеристики «лишнего человека». Евгений дворянин по происхождению, получил домашнее образование и воспитание, на балах мог показать себя.
«И свет решил,
Что он умен и очень мил.»
Но все его умение были лишь поверхностны.
Со временем, это все ему наскучило. Надоели балы и обеды. Он устал и это не физическое состояние, а душевная усталость. Евгений стал воспринимать все скептически. Виной тому является не общество, а он сам. Онегин не стремится к чему-то в этой жизни, не имеет цели, для него проще бездействовать, чем чего-то добиваться. Все привело к тому, что общество само перестало принимать Онегина. Теперь он казался «Белой вороной» среди дворян.
Автор описывает его, как человека закрывшийся от всех, угрюмым и задумчивым, прямолинейным и без пристрастным.
Евгений уезжает в деревню, с надеждой, что развеет скуку и усталость. Первые пару дней ему казались новы. Но уже успели наскучить и поля, и журчанье тихого ручья. Онегин, опять, погрузился в ту темную атмосферу, что пытался избегать. Опять чувство той обыденности.
Знакомство с Владимиром Ленским не принесло не каких изменений в жизни Евгения. Пушкин нам рассказывает, что они были «От делать нечего друзья»
Татьяна при первой встрече уже была симпатична Евгению, но не боле того. Как говорит автор и подтверждает сам Онегин. Татьяна-идеал русской души. Но признание девушки не произвело должного ожидания.
Автор: Тихая
Оценка от редакции SochinenieNa5.ru: ? ??? ?? ?? ??