Сочинение на тему религия древних египтян

11 вариантов

  1. Древний Египет является одной из наидревнейших цивилизаций, которая не только возводила необыкновенные пирамиды-гробницы, но и имела свои письмена и культуру. Религия в развитии Древнего Египта имела одну из главнейших ролей.
    Древний Египет хоть и был одной из наиболее развитых цивилизаций мира, но не являлся единственной. Так, упоминания о нем были в давних письменах греческих писателей, которые ведали о событиях, как в середине государства, так и за его пределами. Греческие авторы, которые наиболее известны даже в наши дни, это Гекатей, Геродот, Страбон и Диодор Сицилийский. Но то, что они все-таки были писателями и владели не всей информацией о Древнем Египте, то и их «труды» не принято считать достоверными.
    Написанная на греческом языке история Египта жрецом Манефоном (египетского происхождения) была направлена описание событий, которые происходили после завоевания его Македонией. Сам автор разделяет всю историю Египта на три периода – Древнее, Среднее, Новое царство.
    В Библейских рассказах Египет упоминается довольно часто, но не описывает полной истории, так как все события связаны лишь с еврейской историей. Полагаться на такие источники не разумно.
    Наибольшее количество информации содержат труды именно египтян. Они позаботились о том, чтобы оставить после себя как можно больше напоминаний – предметы, письмена, документы, надписи. Хоть и иероглифы не сразу после находок были расшифрованы, но все-таки принесли много информации о религии Древнего Египта в наше время.

    Религия в Древнем Египте

    Многие народы имели своих божеств, которые так или иначе имели прямую связь с силами природы. Египтяне не стали исключением и так возникали боги, которые в дальнейшем стали основой развития всего царства. Фараонов считали также богами, которые по мнению жителей, были сыновьями самого верховного бога Солнца – Ра (рис. 2).
    Рис. 1 – Религия Древнего Египта
    Возникновение мира. Хоть народ один, но взгляды на то, как же произошел мир во все времена были разными. Начиналось все с того, что до возникновения мира был Хаос – Нун. Но из него создался Атум, который и создал Землю и богов для нее – Шу и Тефнут (воздух и влагу), позже – Геб и Нут (земля и небо). Эти боги давали потомство и так появились следующие – Исида, Нефтида, Сет, Озирис. Далее есть различные версии того, откуда появились люди. Различием является именно участие того или иного бога в их создании.
    Жители отдельных территорий имели версию, что первоприходцем был Пта, который создал восемь богов, одним из них и был Атум. Есть вариант того, что четыре бога и богини создали в океане яйцо, откуда появился Атум (он же Ра), выйдя из океана, началась эра создания мира.
    Существует еще множество версий, которые объясняли бы возникновение как верховного бога, так и всей вселенной.

    Боги в Древнем Египте

    Египтяне всячески поклонялись силам природы, поэтому и обоготворяли луну, солнце, реку Нил, животных, пустыню. Повелителем всех природных явлений считали фараона, который владел всеми силами, управлял земледелием и людьми.
    Религиозная система Древнего Египта прошла большой процесс формирования и коррекции. Так как Египет находился в определенной изоляции к другим континентам, то и все религиозные процессы формировались там уникально без влияния других религиозных систем.
    Среди существующих богов Древнего Египта было выделено около тысячи. Они делились на те, которые были признанными во всем царстве, но были и такие, что почитались в отдельно взятом номе и даже селении.
    Рис. 2 – Бог Древнего Египта: Ра
    Почитаемыми богами, которые были признаны на всей территории Древнего Египта, были такие представители:
    Ра (рис. 2) – главнейший представитель, который по мнению египтян, стал основоположником мира, позже стал называться Амон-Ра из-за отношения жителей Фив к похожему на их взгляд богу, в итоге стал он называться двойным именем; считался покровителем военной мощи и царской власти; изображался как холм, который выступает из водного хаоса.
    Осирис или Озирис (владелец царства мертвых, олицетворяет умирающую и воскресающую природу, покровитель умерших душ).
    Исида (богиня материнства и супружеской любви, возродительница всего живого, супруга Озириса).
    Хор (бог неба и света, сын Исиды и Озириса, считался защитником фараона и его земным олицетворением).
    Тот (воплощал мудрость и знания).
    Сохмет (олицетворял могущественность и силу).
    Хатхор (считалась богиней веселья, благополучия, неба, любви).
    Хапи (покровитель реки Нил).
    Маат (богиня правосудия, справедливости).
    Сиа (олицетворитель познания, прозрения).
    Позже были замечены появления и новых божеств, которые имели иностранное происхождения. Это произошло из-за тесных политических и торговых отношений Египта с Нубией, Сирией и Палестиной. Это такие божества, как Астарта, Анат, Дедун, Решеф. Процветал тотемизм и фетишизм, от этого богов представляли в виде различных животных. Далее происходили преображения в образах. Богов стали изображать как отдельные предметы или символы.
    Богов было так много, что были попытки их упорядочить, систематизировать и распределить по иерархиям (семействам, видам). Но до конца эта попытка не удалась. Также не вышло согласовать и теорию возникновения мира.
    Реформа Эхнатона. Многочисленные попытки создать единое божество, которое могло олицетворять все процессы на земле, не увенчались успехом. Будучи правителем, Эхнатон выдвинул более конкретную концепцию единого божества. Он решил, что Атон – единый бог, который создал мир. Он был далек от представления его в статуях, животных, также не было у него жены или детей. Другие боги отбрасывались как возможно существующие. Атон изображался абстрактное божество, имеющее вид солнца и его лучей, которые дарят всем людям жизнь и свет.
    Еще одним аспектом реформы Эхнатона был отказ от жертвоприношений. Принятое решение фараона было обязательным до тех пор, пока он не умер. После смерти Реформа была отменена и осталась не принятой в Египте.

    Организация культа

    Богов египтяне всегда представляли могущественными, грозными. По мнению людей, боги специально создали их для того, чтобы они им служили. А если же люди смели об этом забыть, то им не минуть суровой кары богов. Для счастливой и благополучной жизни божествам необходимо прислуживать, придерживаться определенных правил. Тогда можно было рассчитывать на их милость.
    Чтобы почитать богов, люди строили в их честь храмы, изготовляли статуи с их очертаниями, а жрецы делали им жертвы из специально выращенных жертвенных животных. Проводились церемонии и празднества. Статуи потом отправляли по Нилу под воспевание гимнов и песнопений. Развитию религиозной поэзии предшествовали изучения гимнов, а развитие литературы подкреплялось рассказами о богах и том, какие поступки они совершают в тех или иных ситуациях.

    Заупокойный культ в Древнем Египте

    Особое место в религии Египта занимал заупокойный культ. Ему отводили наиболее важную роль в жизни каждого человека. Было принято считать, что человек являет собой некий синтез трех субстанций – тела физического, духовного двойника (ка), души (ба). Для бессмертия необходимо существование всех этих субстанций, так как только благодаря им возможна вечная жизнь. Из-за таких верований физический аспект (тело) мумифицировали и закрывали в гробнице. Считалось, что возле тела всегда будут присутствовать ка и ба. Верили в продолжение прежней земной жизни, где обеспеченный человек таким и оставался после смерти, а обычный селянин – просто селянином. В гробницу клали все привычные вещи, а также миниатюрные фигурки обслуги.
    Рис. 3 – Заупокойный культ Древнего Египта
    При наступлении периода Нового царства развивалась идея о том, что после смерти каждый воздаст по заслугам то, что сделал при жизни. В «Книге мертвых» есть подробное описание суда, который совершается над покойным. В итоге он определяется в дальнейшее пребывание в благодати или на пожирание чудовища. Все зависело от праведности жизни. Но этот культ не получил дальнейшего развития и был забыт.
    Зато ритуал захоронения всех богатых вельмож и фараонов долго был популярным. Так строились гробницы в скалах, создавались целые дворцы и пирамиды, они наполнялись большим количеством богатств – золотые изделия, ценные произведения искусства. Это подвигло к дальнейшему развитию скульптуры, архитектуры в Египте, а также другим художественным проявлениям.
    Выводы. Хоть и существовали в Египте верования в многочисленных богов, но были и такие люди, которые отрицали их существование и не поклонялись им. Истинность учений ставилась под сомнение. Но благодаря активной религиозной позиции остальных жителей, египетские божества были главными в жизни всего народа.

  2. Религия Древнего Египта – одна из самых древних религиозных систем в человеческой истории.
    В своём развитии она прошла долгий путь от примитивных верований до чрезвычайно сложного и многообразного учения, содержащего элементы философии и морали.
    Тем или иным образом египетская религия повлияла на многие религиозные системы: иудаизм, христианство и ислам, древнегреческую религию и др.

    Сколько богов было в Древнем Египте?

    Религия Древнего Египта характеризуется обилием самых разных богов. Кроме «богов как таковых», обожествлению подлежали также фараоны, вельможи и прочие знатные личности.
    египетский жук скоробей фото
    К примеру, Тот, знаменитый писец фараона Тутмоса, после смерти был «канонизирован» как бог мудрости. Были и священные животные. По всему Египту почитался жук-скарабей; в городе Бубастис были обожествлены кошки.
    Статуи этих животных стояли на улицах города, им строились храмы; так жители Бубастиса решили почтить кошек, которые спасали их зерновые хранилища от грызунов.
    Одни боги были общими для всего Египта, другие почитались только в отдельных местностях – обычная ситуация для языческой религии.
    Однако такой хаос из больших и малых богов сохранялся лишь на раннем этапе. Впоследствии в Египте восторжествовал своеобразный монотеизм.
    Бог Амон Ра фото
    Верховный бог Амон-Ра, образ которого сложился из двух «провинциальных» богов Амона и Ра, объявлялся единственным настоящим богом, а все остальные мифологические персонажи, фараоны и вельможи стали считаться лишь ипостасями Амона-Ра.

    Духовная сущность древнеримской религии

    Но одним лишь почитанием богов древнеегипетская религия не исчерпывалась. Основной смысл этой религии – подготовить живых людей к загробной жизни. Огромное количество богов населяло загробный мир:
    Правил им могучий Осирис, который первоначально был богом заходящего солнца. Осирис был убит Сетом (прообраз сатаны), который установил своё господство на земле. Жена Осириса Исида (видимо, прообраз девы Марии) нашла его саркофаг и воскресила его, но он был снова убит Сетом, после чего отправился в мир мёртвых и стал там царём. Таким образом, Осирис – прообраз евангельского Иисуса Христа.
    Анубис – бог в виде шакала, а впоследствии в виде человека с головой собаки или шакала; в мире мёртвых он выполняя обязанности проводника.
    Акер – привратник в мире мёртвых.
    Аментет – богиня царства мёртвых.
    Эти и другие боги встречали умершего в подземном царстве. Однако подготовить его к этому важному событию следовало жрецам, которые мумифицировали тело усопшего и правильно укладывали его в саркофаг.
    Помимо прочего, в гроб клали и Книгу Мёртвых.
    Осирис фото
    Первоначально она представляла собой сборник молитв, заклинаний и песнопений, но впоследствии к ним прибавились и тексты морального содержания, в которых говорилось, что при жизни умерший вёл праведную жизнь. Там же приводилась формула ответа на суде Осириса: умерший должен был говорить ему, что он не убивал, не крал, не отнимал молока от уст младенцев и не совершал всех остальных грешных поступков. Перед Осирисом также находились весы, на которых он взвешивал добрые и злые дела умершего.

    Культ Атона

    Культ Атона выбивается из общей древнеегипетской религиозной системы. Впрочем, первоначально он входил в неё, являясь вполне рядовым солнечным богом. Особое почитание его впервые отмечается во времена Аменхотепа III, а его сын – Аменхотеп IV, взявший имя Эхнатон, сделал его главным и единственным богом своей новой религии.
    Новая вера пришлась по душе сторонникам Эхнатона. В ней практически не существовало мифологии и обрядов – говорилось лишь, что небо, землю и всё сущее создал Атон. Сторонников нового культа (и своей политики) Эхнатон поселил в своей новой столице – Ахетатоне. Этот город был прообразом «золотого» или «солнечного» города, столь популярного в произведениях утопистов, философов и мистиков средних веков и нового времени.
    Ахетатон был городом для избранных, городом «спасённых»: во всём остальном Египте, в том числе в Фивах, Эхнатон творил настоящий беспредел, убивая и порабощая множество людей – в первую очередь представителей знати и духовенства.

  3. студентка (ученик)
    ______ класса (курса) школы №___
    _______________ (ФИО)
    Проверила:
    Преподаватель (должность)
    ___________________ (ФИО)
    (Город)
    2014 год
    Содержание
    Введение
    Религия Древнего Египта
    Культы Древнего Египта
    Значение культов Древнего Египта
    Культ фараона Древнего Египта
    Значение мумифицирования в религии Древнего Египта
    Священные животные в религии Древнего Египта
    Список использованной литературы
    ВведениеТайны древнего Египта привлекают внимание профессиональных египтологов и обычных любителей истории уже множество веков. Огромное влияние на историю цивилизации оказали религиозные представления о сотворении мира древних египтян.
    Целью данной работы является изучение основных постулатов религии и мифологии Египта в ранний период становления государственного строя. Определение особенностей культов поклонения, традиций и обычаев египетского общества.
    При проведении анализа будут рассмотрены основные аспекты:
    основ религии Древнего Египта;
    происхождение и значение культов;
    порядок проведения церемоний и совершения обрядов;
    установление влияния мифологии на повседневную жизнь общества;
    отражение религиозных представлений при формировании государственного строя и законов.

    1. Религия Древнего Египта

    Особенность религиозных представлений древних египтян сложилась из-за географического положения государства. Примерно в 4 – 5 тысячелетии до н.э. в устье реки Нил несколько городов – номов объединились в Верхний и Нижний Египет под руководством первого провозглашенного фараона Немеса. Отмечалось влияние африканской культуры – поклонения и жертвоприношения идолам, изображаемым в виде животных. Так выражалось подчинения человека силе и выносливости обитателей пустыни. С другой стороны, вклад в культуру Египта внесли течения западных культур. Так, греки объясняли возникновение ранних египетских культов как результат борьбы мифологических существ на Олимпе. Многие из них, не выдержав натиска, сбежали в Египет, преследуемые их противниками. Для того чтобы стать неузнаваемыми, им пришлось принять форму животных, по силе которым не было равных.
    Религиозные постулаты в течение всей истории цивилизации претерпевали изменения. Например, самым ярким событием стал приход к власти царя Эхнатона, который провозгласил единственным божеством культ Атона. По его приказу были разрушены храмы, где превозносили Амона. Власти запретили совершение обрядов, посвященных иным культам среди населения. Этот период отмечен как наступление Амарнской эпохи и началом царствования 18 династии фараонов. Одним из ее представителей стал получившийся всемирную известность благодаря находке его нетронутой гробнице Тутанхамон.

    2. Культы Древнего Египта

    Центральное место в религии Древнего Египта занимал Ра, именуемый в период Среднего и Нового царства «Амон-Ра», «Атон», «Гор». Он ассоциировался с солнечным диском: он всходил на заказе («умирал») и каждый день рождался («восходил») на востоке. Считался, что фараон является его воплощением на Земле и бессмертен. За счет этого обеспечивался нерушимость и долговечность государственного строя под управлением династических царей. Ра воплощал также нравственный порядок – его дочь Маат взвешивала в потустороннем мире сердца людей с его добрыми поступками. Ее образ стал прототипом Фемиды – «Истины». От солнца, сезонности, зависела урожайность.
    Огромное значение придавали египтяне хранителям Нила (Себек, Хапи и Сотис) и царства мертвых (Осирис, Сокарис и Анубис).
    Супруга Ра – Мут – хранила ночное небо, она была матерью Солнца на восходе. На рельефах Мут всегда изображалась с двумя коронами: белой и красной – Нижнего и Верхнего Египта. На ее короне присутствовал символ ястреба – материнства. В Древнем Египте считалось, что все ястреба – только самки, отсюда и возник хнак.
    Тот присутствовал на барельефах со сценами суда справедливости в царстве мертвых. Его образ соседствовал с культом Сехмет (Пахт) с туловищем человека и головой льва, редко — кошки. Для грешников она становилась яростной и агрессивной как лев, для хороших людей – ласковой как кошка. В книге мертвых описано, что Тот был прародителем всей египетской религии.
    После смерти души попадали в царство, охраняемое Осирисом. Они проходили на суд Маат, которая взвешивала их добрые дела и с другой стороны – ее перо. Если перо перевешивало, душу съедало огромное чудовище с головой крокодила. В случае, если добра в сердце было больше, то он получил право на собственный надел в загробном мире.
    Суд приходил при участии нескольких судей, в числе которых был Осирис. Они выносили и оглашали конечный приговор. Могло быть назначено наказание в форме превращения в животное, например, свинью. В этом образе душа оставалась навечно, не имея возможности искупить свои грехи. Вечная жизни или смерть в царстве Осириса были результатом поведения на земле.
    Хотя Гор, Исида и Осирис считались главными культами поклонения, в Мемфисе и Фивах, долгое время считавшихся политическими и культурными центрами отдельных царств, имели собственные обряды поклонения, которые стали частью египетской мифологии.
    Главным хранитилем сокровищниц Мемфиса являлся Птах. Его изображали в виде мумии с красивыми чертами лица.На голове он носил скарабея – символа жизни и процветания, стоящего на крокодиле – олицетворении мрака. Древние египтяне верили, что даровал новую жизнь. Он даровал Ра, создавшему Вселенную, все элементы его существования.
    В Фивах на юге Египта царствовал Амон. Его образ соответствовал Юпитеру в мифологии Древней Греции. Под его руководством проходят все явления в природе  — цикличность и закономерность процессов, обновление жизни. В Карнакском храме и других постройках современного Луксора можно встретить аллеи, ведущие к главным воротам святынь. На них установлены статуи баранов – олицетворение Амона. Это животное чаще всего приносили в жертву.
    Главным воплощением могущества Амона стал Нил, который дал Египту воду и урожай. Существовало другое наименование культа – «Кнуфис», что означало «Амон-Нил». В храме Дендеры можно увидеть барельеф с изображением «Кнуфиса» – голова барана украшена перьями, он держит в одной руке ключи от Нила, а в другой – парусник. Считалось, что Амон отвечает за разлив Нила. В храме Филе (ныне — Асуан) сохранился рисунок со сценой жертвоприношения Птолемеем III Евергетом в честь Амона-Кнуфиса. Традиционно на картинах культ изображался в голубых тонах, обязательный элемент – баранья голова с завитыми рогами, которые символизировали размножение. Важным аттрибутом являлся солнечный диск с расходящимися лучами. Одеждой Амона служила подпоясанная туника. На голове – красная корона правителя Верхнего Египта с перьями.
    Также Амон символизировал солнце. В этой форме он изображался как солнечный диск в лодке. Посредине парусника находился тайник, где прятался от потосторонних глаз бог, закрытый занавесками и дверцами. Его помощники и исполнители воли находились на карме. Лодки перевозили души из земного мира в потусторонний. На процессиях священство использовало точные копии нарисованных на стенах суден. Они изготавливались из благородных пород дерева, часто ливанского кедра. Украшались серебром и золотом, инкрустировались слоновой костью. Их принадлежность определялась по нанесенным на карму эмблемам. Одна из таких лодок была обнаружена совсем недавно под основанием пирамиды Хеопса. Экспонат был полностью восстановлен и увидеть его сегодня можно в Музее древностей на плато Гизы.
    В храме Исиды в городе Филе встречается рисунок с изображением священной лодки. Она погружена на плечи жрецов, на носу и корме – символы Исиды. А над ней возвышается диск с лучами, отражающий движение солнца по небу. В храме Карнак (Луксор) такая же лодка нанесена плывущей по Нилу. По символам бараньи головы видно, что она принадлежит главе Фив – Амону. Тянет лодку другая, меньшая по величине, с цветами лотоса. На ее карме изображена голоса ястреба – знак восходящего солнца.

    3. Значение культов Древнего Египта

    Хапи – культ реки Нил. Символы – папирус и лотос. Ему посвящена праздничная церемония, совпадающая по времени с началом выхода Нила из берегов.
    Апис — культ плодородия. Изображался в виде черного быка с белым пятном на лбу. Считалось, что он олицетворял душу Ра и Птаха.
    Хнум — культ плодородия. Создал духовную сущность человека – Ка. Известен тем, что создал людей вылепив на гончарном круге. Символ – человек с бараньей головой.
    Рененутет – покровительствовала богатому урожаю и плодородию земли. Изображалась как женщина с головой змеи или змея. Посвященный ей праздник проходил в последний день сезонных сельскохозяйственных работ.
    Шаи – покровительствовал судьбам. Символ —  виноградная лоза.
    Онурис – культ военных и охотников.
    Маат – жена Тота, следила за соблюдением справедливости и истины. На ее голове всегда находилось страусиное перо, которое она помещала на чащу весов взвешивая сердце, с его пороками и хорошими делами.
    Тот – описан в Книге Мертвых Древнего Египта как записывающий со слов Ра. Изображался в виде песца с палеткой в руках. Вел учет годам, месяцам и дням по календарю.
    Сиа – сопровождала Тота, следуя с ним по правую руку.
    Птах – покровительствовал ремесленникам и искусству.

    3. Храмы Древнего Египта

    Египетские святилища служили не только местом исполнения религиозных обрядов, но и являлись центрами политической, культурной и экономической жизни государства. В период Среднего Царства значение храмов превозносилось по сравнению с пирамидами.

    Карнакский храм

    Храмовый комплекс в Карнаке являлся самым массивным и обширным строением древней цивилизации, служащих религиозным задачам. Город-храм стал главным воплощением нерушимости, прочности власти фараонов и их бессмертия. Здание являлось резиденцией и постоянным местом проживания правящей династии.
    Примерно в 1500 г. до н.э. зародилась традиция строительства аллей, которые вели к главному входу. Их украшалис статуями сфинксов. На территорию могли входить и простые граждане, однако доступ к святилищам, где хранилась лодка со статуей Амона, имели только посвященные.
    Каждое утро в храме начиналось с раскуривания благовоний, умывание и одевание главного храмового культа. Часто в Древнем Египте проводились церемонии и праздневства. Они посвящались окончанию сельхозяйственных работ. Статую выносили из святилища и носили по городу. Не редкостью были и театральные постановки.

    4. Культ фараона Древнего Египта

    Считалось, что представители династии фараона достойны вечной жизни. После смерти их души должны были вернуться в свой дом – на небо. В этом заключалась ведущая роль царя, который связывал небеса и земю, даруя мир и процветание стране, защищая от невзгод и неурожая. Данное заключение служило важнейшим обоснованием власти фараона на земле. Выступало гарантией стабильности и порядка в обществе, плодородия земли и процветания. Культ Ра отвечал за восход солнца и его уход в обозначенное время, за движение луны и солнца. Фараон же отвечал за поддержку циклов посева и роста, обноваления в природе. Постепенно он стал олицетворяться с жизненной силой, стоящей у основ проявления природных процессов. Их статус приравнивался по происхождению к сыновьям Амона.
    Александр Македонский, ум и мудрость которого покоряли континенты, использовал основные каноны религии Древнего Египта для установления собственной власти. Первым его шагом стала поездка в храм Амона к известному оракулу в оазисе Сива, где его провозгласили фараоном – «сыном солнца». В свою очередь египтяне должны были бесприкословно исполнять волю правителя.
    Постепенно культ высшего должностного лица государства – носителя небесной силы был упрощен и демократизирован.

    5. Значение мумифицирования в религии Древнего Египта

    Ключевое значение в религии Египта занимал процесс бальзамирования. Его изобретение преписывалось Хору, рожденному от брака Исиды и Осириса.
    Слово «мумия» имеет арабские корни. Оно возникло благодаря Аб-эль-Латифа, совершившего путешествие в Египет в XII веке. Процесс мумифирования был описан им как использование смеси из мирры или смолы для обработки тел умерших.
    Совсем недавно считалось, что создание мумий – исключительно заслуга создания технически совершенного процесса мумифицирования. Последние исследования подтвердили, что наряду с искусственной обработкой существовал естественный процесс сохранения мумий за счет сухого климата, препятствующего разложению бактерий. Проводилось мумифицирование только высшим духовенством, которому были известны все таинства проведения процесса.
    Бальзамирование проводилось в несколько этапов:
    При помощи специального инструмента извелкался мозг из ноздрей.
    Внутрениие органы извекались, помещались в отдельные сосуды, запечатывались. На крышки наносились изображения павлина, ястреба, шакала или человека. Их помещали в одну гробницу с мумией в деревянное судно.
    Тело заливалось жидким составом, имеющим свойство затвердевания.
    В глазные полости вставлялись искусственные камни, покрытые эмалью.
    Желудок обрабатывали пальмовым вином, миррой, начищали древесиной.
    После этого тело погружалось в ванну, наполненную карбонатом натрия, на 70 дней. Мышцы и кожа растворялись, оставались только кости.
    Женщинам оставляли длинные волосы, мужчин стригли.
    На лицо наносили ткань типа муслина. При ее снятии можно было восстановить очертания лица.
    Руки скрещивали на груди или укладывали вдоль бедер, обертывали тканью все тело.
    Мумии фараонов помещали в саван и заворачивали в золотой чехол.
    Сердце оставляли в мумии, поскольку при переходе в мир Осириса его взвешивали на весах, и оно определяло дальнейшую участь души.
    Значение и этапы проведения погребальных церемоний стали известны из текстов, написанных на стенах гробниц Древнего Египта. За усопшим несли вещи, оружие, орудие труда. Потом шли плакальщицы, которые издавали пронзительные крики и вопли.
    За жрецом весли солнечную ладью, запряженную быками. Если место погребения находилось на другом берегу Нила, то все участники процессии вогружались на баржу и переплывали реку. После прощания родственников и друзей, проводилась церемония «открытия глаз и рта». Считалось, что благодаря этому обычаю мумия начинала опять дышать и видеть. Мумию погружали в гробницу, где она приобретала покой.
    Стены могил разрисовывали барельефами, повествующими о событиях загробной жизни. Если человек был важным чиновником, то наносились сцены с изображением обслуживающих слуг и управления владениями. Целью нанесения картин было создание обстановки, которая окружала человека при жизни. Бессмертию в Древнем Египте уделялась особая роль.
    Египтяне верили в бессмертие души; это была с незапамятных времен главная доктрина египетской религии. Благодаря ей установились все своеобразные похоронные обряды и обычаи, а также и все эмблемы, изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта была эпоха возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей.
    Главной из них была строгая система композиционных и иконографических правил, получивших название «канона». В древнеегипетском искусстве каноны не менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались как усыпальницы. В гробницы помещали портретные статуи в качестве нетленных двойников покойных, убежищ для их бессмертных душ – «Ка».
    Ка – основа Вселенной, которая вдохновляет душу в любое живое существо. Земля – это тело, а небо – душа. После смерти человека его душа витает вокруг его мумии до тех пор, пока Ка – ее двойник, не преобразуется в дух на астральном уровне. Ка и Ба (божественное) соединяется в царстве Осириса, чтобы стать единым разумом (духовной сущностью).
    Сцены с процессом преобразования души наносились на стены гробниц в Древнем Египте. Могилы считались домом Ка, беспокоить которого было равносильно смерти. Их называли символично «домами вечности». Ключ «анх» с петлей в виде креста обладал атрибутами потусторонней жизни: блага, безмятежности и мира. Бессмертие было основной догмой религии Древнего Египта.
    Суд над душами вел Осирис – главный судья. Он же признавал поступки ее праведными или греховными. После суда дух возвращался в тело, которое становилось бессмертным. Об этом было написано в книге – папирусе, которую укладывали в саркофаг рядом с мумией. Процессия озвучивалась в молитвах и заупокойных обрядах. Вторая глава Книги Мертвых посвящалась событиям жизни послес смерти. В четвертой указывалось, на каком этапе наступало бессмертие. Мумификация проводилась для достижения единственной цели – бессмертия после возврата сущности Ка.

    6. Священные животные в религии Древнего Египта

    В древнем Египте было принято проводить церемонии поклонения культам животных. Каждому божеству присваивался образ: ястреб – Хор (защитник династии фараонов), кошка – Бастет, баран с закрученными рогами – Хнум.
    Необходимо отметить, что египтяне не поклонялись животным, они почитали их определенные качества, о которых могли знать только жрецы. Так например, при проведении церемонии в честь культа священного быка Аписа в Мемфисе.  До окончания правления XIX каждый бык в государстве имел собственную гробницу. Рамзес II приказал хоронить их в Серапеуме – специально построенном некрополе, который нашел в 1851 году археолог Огюст Мариэтт в Саккаре. Мумии быков были найдены там в саркофагах из розового золота и базальта. Их высота достигала до 4 местро в высоту, вес – 70 тонн.

    7. Культ Солнца Древнего Египта

    Поскольку сбор урожая и жизнь человека в Египте зависела от цикличности Солнца. За его движением следили жрецы, оповещая народ о наступлении сезона.
    Благодаря наблюдениям за Солнцем, возникло первое астрономическое знание – зодиакальный круг.  Его нашли в храме Дендера рядом с современным городом Луксор.
    Заключение
    В религии Древнего Египта были отражены представления о мироздании жителей долины Нила. История возникновения культов восходит к тысячелетиям в первобытные времена. Попытки объяснить явление смерти и поиски Бога дали толчок для развития культуры.
    Из древнеегипетских мифов стало известно о духовном развитии цивилизации, а также повседневных обычаях: быте, политике, устройстве общества.
    Религиозные представления древних египтян пережили несколько этапов развития: от примитивного поклонения идолам к приходу к моноистической трактовке во времена правления фараона Эхнатона.
    Теория о вечности души и суде Осириса позволяла соблюдать порядок в обществе, предотвращала от разграбления гробницы.
    Реферат «Религия Древнего Египта» скачать

  4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    ФГО ВПО
    «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    по истории религии
    на тему:
    «РЕЛИГИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ»
    Выполнила:
    студентка 3-го курса
    Проверил:
    доцент, кандидат
    философских наук
    Ростов-на-Дону 2009

    План

    1. Формирование религии Древнего Египта. 3
    2. Обожествление фараона и заупокойный культ. 4
    3. Религия Древней Месопотамии. 5
    4. Используемый сайт. 8

    1. Формирование религии Древнего Египта

    Формирование государств означало становление национально-государственных религий, принадлежность к которым определялась принадлежностью к данному государству. Одно из первых государственных образований возникших в долине реки Нил во II тысячелетии до Новой эры, — Древний Египет.
    Религия древних египтян носила политеистический характер. Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между египетским царем Рамзесом II; и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. В религии древних египтян еще сильно влияние тотемизма. Все божества наиболее древнего периода представляются звероподобными — в виде сокола, быка, коровы, барана и т.д. Постепенно в религии происходит изживание следов тотемизма и это отражается на t образе богов. Они приобретают облик полузверей, полулюдей. Например, Бог Ра изображался человеком с головой сокола. Бог Хнум — человеком с головой барана, символом Бога Хора был солнечный ‘ диск с распростертыми крыльями сокола. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом отдельном регионе — номе и богов — общеегипетских, почитаемых во всей стране.
    Обилие богов, переплетение их функций требовало упорядочения их взаимоотношений. Исполнители и организаторы культовых действий — жрецы — стремились провести эту работу. На основе этой деятельности формировался пантеон египетских богов, в котором устанавливалась их иерархия. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, бог-творец Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом. Популярными божествами были также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира и его сестра, и жена Изида — богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства.

    2. Обожествление фараона и заупокойный культ

    Особую роль в Древнем Египте играло обожествление фараона. Согласно верованиям египтян фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например, Ра или Амон — Ра и земной матери фараона. Имя фараона было священно. Никто не мог его произносить, чтобы не нанести царю вред. Собственно слово фараон и означает иносказательное имя царя — «великий дом». Все распоряжения фараона приобретали характер божественного повеления.
    Египтяне представляли своих богов могущественными и грозными. Боги создали людей с одной целью, чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, то их ждала суровая кара. От покровительства богов, их расположения или нерасположения зависели судьбы людей. Поэтому люди, чтобы обеспечить себе благоволение богов, должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. С этой целью в Древнем Египте сформировалась развитая культовая система: строились храмы, создавались статуи богов, содержалось огромное количество жертвенных животных. Служение богам осуществляли жрецы, которые постепенно выделились в особую касту. Они обладали большой силой и влиянием в стране, прежде всего потому, что совершали все необходимые для жизнедеятельности государства и отдельных его членов обряды. Считалось, что без этих обрядов земля не принесет плодов, войско не одержит победы, ни один умерший не попадет в загробное царство. Кроме того, жрецы выполняли ряд важных государственных функций по ведению хозяйства, вели астрономические наблюдения, писали законы и т.д.
    В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Согласно верованиям древних египтян, каждый человек представляет собой синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника и его души. Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, то есть посмертное существование. Поэтому египтяне придавали большое значение посмертному сохранению тела. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа оставался вельможей, раб — рабом и т.д. От того, как проведено и обставлено захоронение, зависела и жизнь на том свете. Поэтому ритуал захоронения знатных лиц и вельмож был очень дорогостоящим. Наследники отдавали большие средства на строительство гробниц, заупокойных храмов, статуй, рельефных изображений и т.д.
    Особое место в культовой системе древних египтян играл фараон. Во время жизни ему воздавались все божественные почести, воздвигались грандиозные гробницы — пирамиды, на строительство которых сгонялись десятки и сотни тысяч рабов и тратились огромные материальные и денежные средства. Фараон — живой бог — обеспечивал всю жизнедеятельность государства и своих подданных. Благодаря ему осуществлялись разливы Нила, помогающие земледельцам выращивать урожай, он являлся гарантом общественного порядка. Главное достоинство фараона — его способность воздействовать на богов, быть среди них представителем своих подданных. Египтяне считали, что основой взаимоотношений людей с богами являются жертвоприношения. Приношение богам жертв являлось главной привилегией и обязанностью фараонов. Жрецы приносят эти жертвы не сами по себе, а лишь как представители фараонов. Таким образом, в религиозно-культовой системе Древнего Египта фараонам принадлежала центральная роль.

    3. Религия Древней Месопотамии

    Примерно в то же время, как в Египте, в древней Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, формируется крупное шумерское государство с высоко развитой культурой, составной частью которой была и религия. Шумерская религия также была политеистической. Каждый шумерский город имел своего бога-покровителя. Кроме того, были общегосударственные боги, хотя для каждого из них были свои особые места поклонения. Бог небес — Ану, бог земли — Энлиль, бог луны — Наинар, бог Солнца — Уту и т.д. Постепенно на основе этих представлений сформировался пантеон богов во главе с богом Ану.
    Шумерское государство было не единственным государством Месопотамии. В этом регионе не было стабильных централизованных государств. Они периодически сменяли друг друга: Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия. Поэтому здесь постоянно шел процесс видоизменения религиозно-культовых систем: отмирали одни боги и посвященные им храмы, на их смену приходили другие, которым приписывались функции и заслуги уже отмерших богов. Большинство богов месопотамской цивилизации уже имели человекообразный облик, хотя семь из них отождествлялись с планетами. Мифологии шумеров, аккадов и вавилонян содержат в себе представление о сотворении мира и всемирном потопе. Согласно этой мифологии жизнь во Вселенной происходит по божественным установлениям. В месопотамской цивилизации получила широкое развитие астрономия. Поэтому в религиозных системах этих государств заметная роль принадлежит взаимодействию людей с небесными светилами. Эти религиозные системы в небесных телах видели первоначало и прообраз земных событий и считали, что с помощью возникшей тогда астрологии можно по звездам угадывать жизнь людей.
    С мифологическими представлениями месопотамской цивилизации связаны и особенности культа. Центром культовой деятельности был храм. Каждый храм посвящался какому-то одному богу и считался местом его постоянного обитания. Все горожане, включая рабов, принадлежали определенному храму и назывались в соответствии с именем бога — покровителя этого храма. Руководство храмами, организацию и совершение культовой деятельности совершали жрецы. Храм выполнял все важнейшие функции в деятельности государства: управление строительством ирригационных каналов, сбором налогов, хранением и распоряжением излишками продукции, торговли. Он выполнял судебные функции, играя роль последней инстанции в регулировании взаимоотношений и улаживании споров между населением и государством.

    4. Используемый сайт

    1. http: // www. religick. ru/category/religii-drevnego-egipta-i-mesopotamii

  5. Однако было бы совершенно неверно сделать на основании этого вывод, что в древнем Египте было множество религий. Религия была одна, но ее формы разнообразны. Культы местных божеств, зародившиеся в доисторической древности в форме тотемизма, оказались в Египте необычайно живучими и исчезли лишь с исчезновением египетской религии. Местные культы претерпевали, разумеется, существенные изменения – менялись их содержание и форма, но самый факт их существования на протяжении тысячелетий – одна из основных особенностей египетского религиозного развития. Для жителя данной местности, во всяком случае, для подавляющей массы жителей, местный бог был всем. Так было не только в незапамятные времена и на заре истории, но и в греко-римское время. В дидактическом демотическом тексте, известном в науке как папирус Инсингер, говорится: «От бога, почитаемого в городе, зависит жизнь и смерть жителей города. Нечестивец, уходящий на чужбину, отдает себя в руки врага». Под «нечестивцем» подразумевается человек, покидающий свой ном и домового бога. В данном случае мы имеем дело с откровенной пропагандой исконного местного религиозного сепаратизма. Наука, к сожалению, располагает довольно ограниченными, но, тем не менее, бесспорными данными о местных воззрениях и культах. То общее, что заключается в местных культах, сводится к следующему:
    ) древнейший местный тотемизм превратился в культ местного бога, либо явленного в образе животного, либо антропоморфного, часто с наличием зооморфных элементов;
    ) местный бог очень рано становится центральной фигурой складывающихся о нем мифов, возникают циклы местной мифологии;
    ) местный бог – демиург, творец богов и мира, он выше всех других богов;
    ) вокруг бога местного центра группируются боги населенных пунктов, подчиненных этому местному центру. Небесная иерархия отражает земную, реальную. Особенно распространены группировки в виде триады: бог-отец, богиня-мать, бог-сын, но существовали и более многочисленные.
    Следует остановиться особо антропоморфизации богов. Процесс этот не имеет ничего общего с миграционной волной чужеземцев В Египет, якобы захлестнувшей сразу всю страну и принесшей с собой более высокий уровень религиозного мышления, как это утверждали некоторые ученые. Антропоморфизация тотемов, т.е. очеловечивание исконных тотемистических и фетишистских представлений, – вполне закономерный процесс. «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения… Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы, – силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил».
    Иначе говоря, очеловечивание тотемов начинается с усилением значения общественных сил (т. е. действий людей) в жизни индивида. Очень показательно, например, что бог города и нома Бусирис (Нижний Египет) имя которого до сих пор читалось как «Анти» (в действительности следует читать «Немти», как доказал советский египтолог О. Берлев), изображается как человек с инсигниями фараона, а в «Текстах пирамид» носит исторический титул номарха – «начальник нома своего», или «возглавляющий восточный ном». В данном случае иконография и титулы в «Текстах пирамид» отражают процесс антропоморфизации божества, первоначально сокола. Ведь общественные силы, в зависимости от которых оказался человек, – это прежде всего лица, начавшие распоряжаться его судьбой, – в первую очередь номарх, потом фараон.
    Египетская иконография свидетельствует о том, что полной антропоморфизации подверглось небольшое число богов – Осирис, Пта, Амон, Хонсу, Мин, Атум, Исида и др. Некоторым из них поклонялись в крупных религиозных центрах, в которых богословская мысль ушла далеко вперед от тотемистических и фетишистских представлений. Процесс антропоморфизации происходил повсюду в Египте приблизительно одновременно, ибо рост производительных сил и развитие производственных отношений (т. е. процесс разложения первобытного родового общества) происходили по всей стране в основном равномерно. Большинство второстепенных религиозных центров отстало в своем развитии от Гелиополя, Коптоса, Мемфиса, Фив, и, вероятно, поэтому в этих второстепенных центрах, несмотря на усиленную работу богословской мысли, антропоморфизация божеств в иконографии оказалась не столь полной.
    Во всяком случае, жречество всех религиозных центров находилось под мощным влиянием древних религиозных традиций и вопреки всякой земной логике соединяло в одном образе несоединимое – человеческое и животное начала. Антропоморфизация не ослабила, однако, тотемизма и культа животных.
    Следует подчеркнуть, что местные боги исторических времен (т. е. начиная с Древнего царства) не всегда исконные местные боги. Так, в Гелиополе солнечный бог Ра вытеснил более древнего местного Атума, который, однако, не был забыт совсем и оставлен волей жрецов на почетных ролях в гелиопольском пантеоне. В Абидосе местный бог умерших Хентиментиу был вытеснен Осирисом и слился с ним. В Фивах местного бога Монту заменил Амон и т. д. Мы можем лишь констатировать факт этих смен, не будучи в состоянии вскрыть их причины. Политическая история страны оказала огромное влияние на развитие египетских религиозных представлений; некоторые местные боги были выдвинуты в ходе истории на положение общеегипетских божеств, почитавшихся по всей стране. Это происходило тогда, когда тот или иной город, та или иная область становились в силу развития исторических событий центральными, иначе говоря, столичными, и представляли собой резиденцию фараона. Или же когда тот или иной город, не становясь столицей, но, пользуясь покровительством фараона, возвышался над другими. Местное божество выходило из тени провинциального бытия на общеегипетскую религиозную арену, а религиозные представления, связанные с ним, широко распространялись, напластовываясь на местные взгляды и верования, становились достоянием всей страны. Так было с гелиопольским Ра, мемфисским Пта, гермопольским Тотом, фиванским Амоном и некоторыми другими. В результате в религиозных воззрениях возникли неувязки и противоречия, к устранению которых богословское мышление египетских жрецов приложило немало безуспешных в целом усилий, отраженных в религиозных текстах.
    Наконец, надо подчеркнуть еще одно обстоятельство – в Нижнем и Верхнем Египте в ряде пунктов существовал культ одних и тех же божеств, например культ бога Осириса в Верхнем Египте и в Бусирисе (Нижний Египет), культ бога Хора в нескольких городах Верхнего и Нижнего Египта и т. д. Случайностью это, конечно, быть не могло. К сожалению, за неимением источников наука до сих пор не может дать конкретное объяснение в каждом отдельном случае, но общее объяснение не так уж сложно: мы, несомненно, имеем дело с плодами религиозной пропаганды поклонников того или иного божества, возникшей в результате часто скрытых от нас исторических и политических событий. Здесь следует напомнить читателю сказанное выше: в египетской религии на протяжении ее многовековой истории всегда было две струи – воззрения правящих кругов (струя, далеко не гомогенная, со множеством противоречий), получившие отражение в огромном количестве религиозных текстов и потому относительно легко доступные для исследования, и религиозные воззрения народных масс (струя также не гомогенная), не засвидетельствованные памятниками и потому малодоступные для исследователя.
    В заключение акцентируем внимание на трех очень важных моментах в египетской религии:
    ) история возникновения и развития культов египетских божеств, за сравнительно редкими исключениями, нам малоизвестна;
    ) облик египетских божеств (имеется в виду не более или менее стабильный внешний, иконографический облик, а облик функциональный – их роль в религии) чаще всего весьма расплывчат, лишен ясности, нестабилен. В еще большей мере это относится к мифологической биографии отдельных персонажей египетского пантеона, к взаимоотношениям этих персонажей в разных вариантах мифов, нередко содержащих взаимоисключающие утверждения;
    ) во многих местностях Верхнего и Нижнего Египта обнаружен культ одних и тех же богов. Так, например, богиня Хатхор – «владычица» не только Дендеры, но и ряда других пунктов – в маммиси римского времени при храме Дендеры богиня Хатхор фигурирует как «владычица», т.е. как богиня, 29 разных местностей. Культ бога Хора мы встречаем во множестве пунктов Верхнего и Нижнего Египта. То же самое можно сказать и о других божествах. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в одном и том же крупном религиозном центре боги выступают в разных ипостасях. Известно, например, что в Фивах по меньшей мере в трех частях города поклонялись местным разновидностям бога Амона, а в разных частях Мемфиса – нескольким разновидностям бога Пта.
    древний египет религия культ
    Глава 2. КУЛЬТ
    Египтяне представляли себе своих богов в зооморфном или антропоморфном виде, поэтому божество независимо от своего пребывания где-то во вселенной должно было иметь свой земной дом. Местное, номовое божество было связано с номом именно через свой «дом» на территории нома. Таким «домом» являлся египетский храм (слово «пер» означает и «дом», и «храм»). В храме хранились изображения богов и предметы культа. Служение культу сводилось к тому, чтобы удовлетворять земные потребности этих как бы оживленных присутствием в них невидимого бога изображений (т.е. обеспечить божеству еду и питье, одеяние и т. д.), а также воздавать им божественные почести. Иначе говоря, служение культу состояло в основном в аккуратном выполнении разных обрядов, угодных и, как полагали египтяне, необходимых божеству, но вовсе не в следовании каким-либо этическим нормам. Под благочестием подразумевалось в первую очередь соблюдение внешнего ритуала. Нельзя сказать, чтобы этика совсем отвергалась, но в отношении человека к божеству она отодвигалась на второй план. Следует представлять себе вполне четко, что возникновение и развитие религии (т.е. отношения человека к божеству) в доклассовом и раннем классовом обществе происходило по линии материального служения человека божеству: человек считал, что у божества в основном те же чисто материальные потребности, что и у него самого. Представления о духовных потребностях божества, о его требовательности к нормам поведения человека складываются на более позднем этапе религиозного мышления, и это приводит к сближению ритуала и этики при преобладании сначала ритуального начала над этическим. Сведения о ритуале ежедневного богослужения в египетских храмах содержатся в некоторых папирусах, главным образом в папирусе Берлин № 3055, в текстах абидосского храма и в других более
    поздних текстах начиная с эпохи Нового царства, но кое-что, несомненно, восходит ко времени Древнего царства, что доказывается «Текстами пирамид».
    На ежедневных богослужениях в храмах народ не присутствовал. Служба происходила внутри храма, и ее участниками были лишь жрецы. Изображение божества, служившее предметом культа, то самое, в которое, по убеждению египтян, вселялся невидимый бог, хранилось в наосе, небольшом каменном сооружении с деревянными дверцами, которые опечатывались. Жрец приближался к наосу, снимал печать и обнаруживал при мерцающем свете свечей (тогда как снаружи сиял яркий солнечный свет) само божество. Приближение к наосу и его открытие уже составляли часть культа и совершались по правилам, строго определенным ритуалом. Затем следовал утренний туалет божества – ему меняли одеяние (одеяние было из лучших, тонких тканей), его умащали, простирались перед ним, символически кормили принесенными жертвенными дарами, давали ему пить и, наконец, подносили статуэтку богини Маат, олицетворявшей установленный богами на земле и во вселенной правопорядок. Подношение Маат символизировало, что жрецы, совершавшие богослужение от имени и по поручению самого фараона, поддерживают существующие в мире божественные установления. Затем наос снова опечатывался. Пищу бога уносили, и она потреблялась жрецами. Такова была суть ежедневного богослужения. Кроме утренней службы существовала еще полуденная и вечерняя.

  6. Михаил Александрович Коростовцев
    Религия Древнего Египта
    Местные боги (религиозная география)
    Все известные нам египетские божества, важно разделить на божества общеегипетские, упоминаемые в мифологических и иных текстах (к ним относятся божества космические, как Нут – богиня неба, Нун – бог первозданного океана, Хапи – бог Нила и т. д., божества, олицетворяющие абстрактные понятия,например Маат – богиня мирового порядка, Сиа – бог разума и познания, Ху – бог творческого слова и т. д.), и божества локальные, связанные с определенной местностью. В этой главе речь пойдет о местных богах.
    Однако было бы совершенно неверно сделать на основании этого вывод, что в древнем Египте было множество религий. Религия была одна, но ее формы разнообразны. Культы местных божеств, зародившиеся вдоисторической древности в форме тотемизма, оказались в Египте необычайно живучими и исчезли лишь с исчезновением египетской религии. Местные культы претерпевали, разумеется, существенные изменения – менялись их содержание и форма, но самый факт их существования на протяжении тысячелетий – одна из основных особенностей египетского религиозного развития. Для жителя данной местности, во всяком случае для подавляющеймассы жителей, местный бог был всем. . В дидактическом демотическом тексте, известном в науке как папирус Инсингер, говорится: «От бога, почитаемого в городе, зависит жизнь и смерть жителей города. Нечестивец, уходящий на чужбину, отдает себя в руки врага». Под «нечестивцем» подразумевается человек, покидающий свой ном и номового бога.
    То общее, что заключается в местных культах, сводится кследующему:
    1) древнейший местный тотемизм превратился в культ местного бога, либо явленного в образе животного, либо антропоморфного, часто с наличием зооморфных элементов;
    2) местный бог очень рано становится центральной фигурой складывающихся о нем мифов, возникают циклы местной мифологии;
    3) местный бог – демиург, творец богов и мира, он выше всех других богов;
    4) вокруг бога местного центрагруппируются боги населенных пунктов, подчиненных этому местному центру. Небесная иерархия отражает земную, реальную. Особенно распространены группировки в виде триады: бог-отец, богиня-мать, бог-сын, но существовали и более многочисленные.
    Антропоморфизация тотемов, т. е. очеловечивание исконных тотемистических и фетишистских представлений, – вполне закономерный процесс. «Всякая религия является нечем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения… Но вскоре, наряду ссилами природы, вступают в действие также и общественные силы, – силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь такжеи общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил».
    Иначе говоря, очеловечивание тотемов начинается с усилением значения общественных сил (т. е. действий людей) в жизни индивида.
    Общественные силы, в зависимости от которых оказался человек, – это прежде всего лица, начавшие распоряжаться его судьбой, – в первую очередь номарх, потом фараон.
    Египетская иконографиясвидетельствует о том, что полной антропоморфизации подверглось небольшое число богов – Осирис, Пта, Амон, Хонсу, Мин, Атум, Исида и др. Некоторым из них поклонялись в крупных религиозных центрах, в которых богословская мысль ушла далеко вперед от тотемистических и фетишистских представлений. Процесс антропоморфизации происходил повсюду в Египте приблизительно…

  7. Современные ученые приходят к единому мнению, что многочисленные божества египтян являются посредниками Высшего Существа – Бога. Предмет спора о веровании древних египтян долгое время интересовал и продолжает интересовать различных ученых, ведь египтяне знамениты тем, что поклонялись большому множеству богов, каждый из которых олицетворял определенные явления в их жизни.
    Богом древней столицы Мемфиса считался Птах, который особо почитался в Египте, так как именно его считали творцом всех других богов и богинь, и мира, в котором жили египтяне. Со временем культ бога Амона, которого называли «душой солнца» слился с культом Ра – бога солнца, тепла и света – и возникший бог Амон-Ра стал главным божеством в Древнем Египте.
    Египтяне верили, что утром Ра выплывал на небо в солнечной лодке и весь день двигался по нему, то есть представлял собой движение солнца, а к вечеру его лодка оказывалась за горизонтом, где он сражался со злым змеем Апопом – и побеждая его за ночь, следующим утром снова выплывал на небо.
    Богиней неба была Нут, а богом земли Геб, оба они были детьми Птаха. Верование египтян единственное, в котором богом земли считается мужчина, а не женщина, все остальные народы видели землю, как богиню-мать. Богом мудрости считали Тота, и его культ был особо почитаемый египтянами. Считалось, что именно он научил людей письму и счету и наградил их многими знаниями. Также Тот был проводником душ в царство мертвых.

    Особенность и формирование верований египтян

    Особенностью вероисповедания египтян можно назвать то, что изображения их богов всегда были связаны с животными – Геб был представлен в виде человека с головой змеи, Нут была в образе коровы, а Тота изображали в виде обезьяны или человека с головой птицы ибис. Также каждый бог имел собственное священное животное.
    Формирование верований египтян было напрямую связано со сменами правящих династий, которые желали усилить монотеизм. Ключевой переворот религии египтян произошел в эпоху одного из самых таинственных правителей Осириса в 4200 году до н.э. Супружеская пара Осириса и Исиды были особо почитаемыми богами для древних египтян. С ними связана самая известная легенда, которая заложила основы в религиозные взгляды египтян.
    Доброму царю Осирису позавидовал его брат Сет, и решил его уничтожить. Злой Сет разрубил тело брата на куски и разбросал по всему Египту. А любящая жена Исида отыскала все останки Осириса и извлекла из них жизненную силу, из которой у нее и родился сын Гор. Когда Гор вырос и возмужал, он победил Сета, и смог вернуть к жизни отца.
    Тогда Осирис стал правителем подземного царства, именно он взвешивал души людей на специальных весах, определяя, какими они были при жизни. Эти функции Осириса и определили новый виток развития верования египтян. Появилось четко понятие «суда над мертвыми» и вера в то, что жизнь после смерти продолжается. Этим и объяснятся ритуал мумифицирования умерших и то, что их семьи обеспечивали их предметами обихода и после смерти. Пирамиды Древнего Египта использовались, как место погребения для мунифицированных знатных особ.

    Каста жрецов

    В честь богов древние египтяне строили многочисленные храмы, внутри которых находились просторные дворы, статуи почитаемых богов и множество надписей и рисунков, посвященных богам и фараонам. Среди египтян была особая каста людей, которые проходили специальное обучение, знали о религии все, служили богам и исполняли священные обряды. Этих людей называли жрецами.
    У них было множество функций и они пользовались почтением среди других людей. Они создавали календари, вели астрономические наблюдения, занимались развитием медицины и математики, обладали огромной властью и богатством, и зачастую были приближенными фараонов.

    Нужна помощь в учебе?

  8. Период существования цивилизации Древнего Египта – 40 веков. Лишь пятый век нашей эры всерьез взялся за стирание этой культуры с лица земли.
    Литература и повседневные документы тех времен рассказывают нам об этом удивительном мире. Жители Древнего Египта в основном были грамотными людьми. Свидетелями тому осталось немало каменных табличек и папирусов с иероглифами египетского языка. Сегодня он считается «мертвым» наречием.
    В Египте царило многобожие, притом единого культа не было. Каждый бог «отвечал» за определенный жизненный аспект всех тех, кто проживал в долине Нила. Например, богиня-кошка Бастет покровительствовала роженицам. Поэтому кошка в Египте считалась священным, неприкосновенным для обид животным. Рабы и угнетенные находились под защитой богини Исиды, супруги бога Осириса. Войной заправлял мрачный злой Сет.
    Верховными богами Египта являлись по очереди бог плодородия Осирис и бог солнца Ра (его еще называли Амоном, Атоном)
    Несмотря на всю свою грамотность и древние египтяне были достаточно «темными» людьми. Фараона обожествляли, считали его сыном богов, потому его приказы, даже самые жестокие, не обсуждались.
    Не зря большинство ученых-историков сходятся во мнении, что знаменитые египетские пирамиды являлись чисто культовым, мало практичным сооружением. Древние египтяне верили, что бессмертие души можно обеспечить, лишь выполнив определенные погребальные ритуалы. Отсюда и традиция делать мумии.
    В сфере искусства в Древнем Египте более всего распространено было монументальное творчество, имевшее духовный, религиозный, культовый смысл. Древние скульпторы работали по камню, по дереву.
    Некоторые произведения искусства и архитектуры древнеегипетской цивилизации дошли до наших дней и стали называться чудесами света –Великие пирамиды, Ступенчатая пирамида, Луксорский храм, статуя Осириса в музее Лувра…
    Были распространены в Древнем Египте математика, астрономия и медицина. Действовала процедура врачебного приема, во время которой врач осматривал пациента, ставил диагноз. Врачи тогда наполовину являлись знахарями, то есть «заговаривали» болезни, зачитывали заклинания на каждую хворь. Существовали сборники заклинаний специально для разных болячек. Однако в Древнем Египте появились первые знания анатомии, потому что при захоронении умерших создавались мумии, тело человека понемногу изучалось.
    На самом деле древние египтяне не называли себя египтянами вообще. Они звали себя Те-мери, Та-уи, по-разному. То есть, увидев современный учебник истории, древний египтянин не сумел бы понять, что там написано о нем.
    Культура Древнего Египта, по мнению автора данного эссе, немного повлияла на современный мир, хотя многие историки твердят обратное. Она очень далеко отстоит от современности. Я аргументирую свое мнение тем, что интерес к египетскому историческому наследию у мирового общества появился лишь в 18-м веке, а до того оно благополучно заносилось песками. Такой огромный пробел, считаю, сыграл свою роль.
    Фрески, пирамиды и гробницы фараонов стали источников вдохновения теперешних творческих людей. Воссозданная историками египетская мода иногда встречается в стилизованном виде на подиумах, театральных подмостках, на карнавалах. Но египтяне немало поделились своей культурой: от создания календаря до высечения обелисков с более молодыми в истории античными цивилизациями: Древней Грецией, Римом… Они стали преемниками Древнего Египта.

  9. Содержание

    1. Религия в Древнем Египте
    1.1.      Отражение природы и жизни древних египтян в
    религии

    1.2.      Вера в загробную жизнь
    1.3.      Обожествление фараонов.
    1.4.      Жрецы – богатейшие рабовладельцы
    2. Искусство Древнего Египта
    2.1.      Литература
    2.2.      «Дома вечности»
    2.3.      Сцены труда в гробницах
    2.4.      Устройство древнеегипетских храмов
    2.5.      Изображение богов и фараонов
    1. Религия в Древнем Египте
    1.1. Отражение природы и жизни древних египтян в религии
    Древние египтяне верили, что природой и жизнью людей
    управляют боги. Богов они обычно представляли себе в виде людей, но с
    головами животных. Это сохранилось от того времени, когда предки египтян
    занимались 1вным об-разом охотой. С установлением рабовладельческого строя
    египтяне стали по-клоняться господствовавши над ними власти.
    1.2. Вера в загробную жизнь
    По верованиям древних египтян, душа продолжает жить, если
    сохранить тело умершего, в которое она время от времени возвращается. Из тела
    вынима-ли внутренности, вымачивали его в соляном растворе, пеленали в белые
    ткани, пропитанные душистыми смолами. Такое тело не разлагалось, а высыхало.
    Вы-сохшие тела называют мумиями. Сделать мумию стоило очень дорого, это было
    доступно только богатым людям. Вымышленную жизнь души человека после его
    смерти называют жизнью «загробной». Египтяне представляли, что в за-гробном
    царстве много воды, а пшеница ? в рост Человека. Не всякая, однако,
    душа туда попадает. Души умерших людей судит бог Осирис. Он беспощаден к
    нарушителям воли богов ? их души пожирает страшное чудовище.
    1.3. Обожествление фараонов.
    «Любим богами послушный, ненавидим богами непокорный»,
    ? говори-лось в поучении. Религия в Древнем Египте требовала
    беспрекословной покор-ности фараону. За нарушение приказов фараона она
    грозила засухой, чумой, нашествием врагов, а после смерти человека судом Осириса.
    Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой
    пользовались фараоны, установили не люди, а боги. Фараона называли «сыном
    бога» и «ве-ликим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящее лучами
    своими». Не только простые люди, но и вельможи падали перед фараоном на землю
    и цело-вали след его ноги. Большой честью считалось, если фараон позволял
    целовать свою сандалию.
    Обожествление фараонов и страх перед гневом богов мешали
    борьбе тру-дящихся с эксплуататорами. Религия в Египте укрепляла царскую
    власть и ра-бовладельческий строй.
    1.4. Жрецы – богатейшие рабовладельцы
    Египтяне считали, что тот, кто получил хороший урожай,
    вылечился от тяжелой болезни, получил награду фараона, ? заслужил
    милость богов. Они обращались к богам с молитвами и приносили им жертвы.
    Жилищами богов считались храмы; там стояли их идолы.
    Крестьяне не-сли в храм мешочки с зерном, корзины с овощами. Богатые люди
    жертвовали храмам золото, рабов, скот; фараоны дарили также поля плодородной
    земли. Храмы владели огромными богатствами. Главному храму в городе Фивы
    при-надлежало более 80 тысяч рабов. При храмах были «служители богов» ?
    жрецы Считалось, что жрецы кормят богов ? перед идолами они ставили
    еду.
    Распоряжаясь богатствами храмов, жрецы были крупными
    владельцами рабов, скота, земли и золота. Они беспощадно эксплуатировали
    своих рабов и должников, защищали интересы рабовладельцев и власть фараона.
    Влияние жрецов в Египте было огромно. Многие египтяне
    верили, что жрецы встречаются с богами, передают им просьбы людей, а боги
    через жрецов объявляют людям свою волю. Слова жреца считались словами бога.
    2. Искусство Древнего Египта
    В произведениях искусства древние египтяне не только
    описывали и изо-бражали свою жизнь, но и выражали свои верования и взгляды.
    Произведения древних египтян являются ценнейшим источником наших знаний о
    истории Древнего Египта.
    2.1. Литература
    Прочитав дошедшие до нашего времени папирусы, ученые
    узнали, что в Древнем Египте было множество разных литературных произведений.
    Среди них были мифы ? фантастические сказания о
    богах. Особенно рас-пространен был миф об Осирисе. В мифе рассказывалось, что
    Сет хитростью погубил Осириса, как сын Осириса бог Гор победил Сета и
    воскресил отца, от-дав ему свой глаз. Торжественные гимны прославляли богов и
    фараонов.
    Египтяне любили повести, рассказывавшие о путешествиях и
    приключе-ниях. Много раз они переписывали повесть о Синухете.
    Поучения внушали египтянам покорность фараону и вельможам:
    «Сгибай спину перед твоим начальником».
    Бедняки не могли записать свои песни и поговорки, потому
    лишь немно-гие из них дошли до нас. Горьким стоном звучит «Песня носильщиков
    зерна»:
    Должны мы день целый день
    Таскать белую пшеницу.
    Полны корабли,
    И зерно ползет наружу,
    А нас все заставляют таскать.
    Воистину из меди наши сердца!
    2.2. «Дома вечности»
    Жилища древних египтян почти сохранились, но найдено много
    «домов вечности» ? гробниц египетских фараонов и вельмож. Знатные
    египтяне, веря в загробную жизнь, заказывали для себя «вечные жилища» ?
    гробницы. Во II ты-сячелетии до н.э. в Египте перестали строить пирамиды, а
    вырубали в скалах гробницы с несколькими комнатами. Гробница одного из
    фараонов уходит на 100 метров в глубину скалы.
    В гробницу помещали статуи ее хозяина, высеченные из камня
    или выре-занные из дерева. По верованиям египтян, душа могла вселяться и в
    статую. Умершего изображали в величавой позе, он и после смерти должен был
    остать-ся тем же, кем был при жизни, ? фараоном или вельможей.
    Однако лица у всех статуй различны; египетские скульпторы
    достигли большого мастерства в изображении человеческих лиц. Жизненность
    статуй еще больше возрастала оттого, что их раскрашивали и вставляли им глаза
    из хрусталя и цветных камней. Входящему в гробницу кажется, что на него
    смот-рит не статуя, сделанная несколько тысяч лет назад, а живой человек.
    2.3. Сцены труда в гробницах
    Богачи хотели и в загробной жизни остаться
    рабовладельцами. Поэтому в гробницах помещали сделанные из дерева и глины
    фигурки поваров, носиль-щиков, других рабов и слуг, ведь которые должны были
    работать на хозяина, были даже фигурки надсмотрщиков за рабами. Все фигурки
    на одно лицо ? ра-бовладельцу было безразлично, кто на него будет
    работать.
    На стенах гробниц художники писали картины, изображающие
    хозяйство рабовладельца. На полях работают пахари и жнецы, в мастерских
    ? ремеслен-ники, на скотном дворе режут для пиров скот и птицу. Хозяина
    гробницы раз-влекают музыканты и танцовщицы.
    Но у самих тружеников не было гробниц. Умершего
    крестьянина и ре-месленника хоронили в песке на краю пустыни, а в могилу
    клали грубо выре-занную из дерева фигурку человека, которая должна была
    заменять мумию. Те-ла рабов зарывали в общей яме.
    2.4. Устройство древнеегипетских храмов
    Фараоны и жрецы могли собирать на строительные работы
    тысячи ремес-ленников, крестьян и рабов. Это позволяло им воздвигать
    величественные хра-мы. Построенные из камня храмы сохранились в течение
    тысячелетий.
    Особенно грандиозные храмы были построены под руководством
    искус-нейших архитекторов в Фивах. Храмы внушали веру в могущество богов и
    фа-раонов.
    Путь к храму шел между двумя рядами величавых каменных
    сфинксов с головой священного барана. За ними высилась передняя стена с двумя
    мощны-ми башнями. Узкий вход между ними вел во двор храма.
    Прямоугольный двор был окружен каменными колоннами. Одни
    из них были высечены в виде пучка стеблей папируса, другие ? стройной
    пальмы, тре-тьи увенчивались каменным цветком. В главном храме Фив колонны
    достигали высоты 7 ? 8-этажного дома, на верху колонны могли бы
    поместиться 100 че-ловек.
    В конце двора, ярко освещенного солнцем, находился
    огромный зал, по-груженный в таинственный полумрак. В нем тесно друг к другу
    стояли десятки мощных колонн, а на потолке сверкали золотые звезды. За залом
    было святи-лище, входить в которое могли только главные жрецы и фараон.
    Мерцающие огоньки светильников слабо освещали поставленных там идолов.
    2.5. Изображение богов и фараонов.
    Перед храмом и в храме стояли статуи фараонов высотой в
    5?6 раз боль-ше человеческого роста. На стенах и на многих колоннах
    были вырезаны ги-гантские изображения фараонов.
    В скале на берегу Нила была вырублена пещера, имеющая все
    три части храма: двор, колонный зал и святилище. Перед входом высечены статуи
    фарао-на.
    Установление в Египте рабовладельческого строя
    способствовало разви-тию в нем культуры. Но плодами этого развития могли
    пользоваться только немногие люди.

  10. 7
    ОСИРИС и ИСИДА Учебник стр. 69 – 70 В чём причины плохих отношений между Осирисом и Сетом? Какой проступок совершил Сет? Что случилось с Осирисом? Какова роль Гора в возвращении Осириса? Что из себя представлял суд Осириса?
    8
    Другие боги египтян. Хнум – творец Тот – бог мудрости Птах – бог искусства и ремесла
    9
    Другие боги египтян. Маат Анубис Шу
    10
    Другие боги египтян.
    11
    Храмы и жрецы Египтяне верили, что жилища нужны и богам – «жилища богов» – храмы. Храмы строились из того же материала, что и хижины людей. Из чего? Могли ли они сохраниться? Позже храмы стали строить из камня.
    12
    Храмы и жрецы При храмах были жрецы, или «служители богов». Жрецы объясняли народу, что только им боги открывают свою волю. Богов нужно было умилостивить, для этого в храмы приносили жертвы. Какое положение в обществе занимали жрецы?
    13
    Реформа царя Эхнатона На рубеже XV-XIV вв. до н.э. правил фараон, который посчитал, что жрецы слишком богаты. Фараон стал изучать священные книги и пришёл к выводу, что бог един – повелев всем молиться АТОНУ. Себе он взял имя – «угодный АТОНУ» В Египте установился – монотеизм.
    14
    Закрепление Как связаны явления природы с религией в Египте? Каких священных животных Египта вы знаете, что с ним происходило после смерти? Что такое монотеизм? Что означает слово «храм»?
    15
    Домашнее задание. Повторить материал по Египту, подготовиться к обобщающему тесту. Написать сочинение-рассуждение «Я побывал в Древнем Египте» § 15, вопросы.

  11. Религия древних египтян.

    Египетская мифология. Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них — «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства 26 — 23 вв. до н. э.; «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства 21 — 18 вв. до н. э., «Книга мёртвых» — составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта, сборники заупокойных текстов. Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как «Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книги о том, что в загробном мире», «Книга дыхания», «Амдуат» и др. Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств фараонов жрецами, а в некоторых случаях и самим фараоном, произносившими от лица богов записанные речи. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах и т. д., иконографический материал. Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н. э., Плутарха 1—2 вв. н. э., оставившего подробный труд «Об Исиде и Осирисе», и др.
    Египетская мифология начала формироваться в 6—4-м тыс. до н. э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области номе складывается свой пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях-, зверях, птицах, змеях и т. д. Сам ном также персонифицируется в образе особого божества; например, богиней Гермопольского нома считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний напр., фиванская триада — бог солнца Амон, его жена Мут — богиня неба, их сын Хонсу — бог луны; мемфисская — Птах, его жена Сехмет — богиня войны, их сын Нефертум — бог растительности, и др.. Женские божества, как правило, имели функции богини-матери особенно Мут, Исида. Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звёздами, но иногда его олицетворяли в образе женщины — богини Нут, которая, изогнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касается земли. «Могуче сердце твоё…, о Великая, ставшая небом… Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит пред тобою — ты охватила её, окружила ты и землю, и все вещи своими руками»,— говорится в «Текстах пирамид». Существовали представления, согласно которым небо — это водная поверхность, небесный Нил, по которому днём солнце обтекает землю. Под землёй тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывёт ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других — Акер. Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи. который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня — владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
    Большую роль в Египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Её необходимые условия — сохранение тела умершего отсюда обычай мумифицировать трупы, обеспечение жилища для него гробницы, пищи приносимые живыми заупокойные дары и жертвы. Позднее возникают представления о том, что умершие т. е. их ба, душа днём выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству дуат. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ их, считалось, было несколько: ко, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия, имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд ему специально посвящена 125-я глава «Книги мёртвых». Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной изображением богини Маат или её символами. Грешника пожирало страшное чудовище Амт лев с головой крокодила, праведник оживал для счастливой жизни на полях чару Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно т. н. «Отрицательной исповеди», содержащейся в 125-й главе «Книги мёртвых» перечне грехов, которых не совершал покойник, только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» «я чист, чист, чист»,— утверждает умерший на суде.
    Характернейшей чертой Египетской мифологии является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта. Воплощённые в животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных — воплощений различных божеств относились бык Апис, Мневис. Бухие, Бата и корова Хатор, Исида, баран Амон и Хнум, змея, крокодил Себек, кошка Бает, лев воплощение многих богов: Тефнут, Сехмет, Хатор и др., шакал Анубис, сокол Гор, ибис Тот; прилёт ибиса-Тота в Египет связывали с разливами Нила и др. Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, Бает изображалась в виде женщины с кошачьей головой, Тот — в виде человека с головой ибиса и т. д.
    Источник: Мифологический словарь. Т 1 М 1997г. Под редакцией С.А. Токарева.
    Тема: Египетская мифология.
    Добавлено: 22.9.2011
    Автор: Павел Федоров Город: Нижний Новгород

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *