Сочинение на тему родина в творчестве есенина

13 вариантов

  1. Сергей Есенин
    Сергей Александрович Есенин — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.
    Родился: 03.10.1895, Константиново (Рыбновский район)
    Умер: 28.12.1925 (30 лет)
    Популярные произведения С.А. Есенина
    Запели тесаные дроги…
    Мы теперь уходим понемногу …
    Не жалею, не зову, не плачу…
    Несказанное, синее, нежное…
    Неуютная жидкая лунность…
    Низкий дом с голубыми ставнями…
    Песнь о собаке
    Письмо к женщине
    Русь
    Спит ковыль. Равнина дорогая
    Другие сочинения по произведению Есенина
    Мой Есенин
    Сергей Александрович Есенин
    Тема любви в лирике С.А.Есенина.
    Философские мотивы лирики С.А. Есенина.
    Любовь только к Родине! ЛИРИКА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
    Тема родины в творчестве Сергея Есенина
    Образ России в творчестве Есенина
    Художественное своеобразие поэзии Есенина
    Глубокая любовь к родине к природе родного края, сострадание и милосердие ко «всему живому» в лирике поэта
    Лирика Есенина
    Мир природы в лирике С.А. Есенина
    Любовная лирика С. Есенина
    Тема любви в поэзии С. Есенина
    Любовная лирика в поэзии С. Есенина
    Родина в поэзии Есенина
    Вся моя автобиография в стихах Есенин
    Читая Есенина (Третий вариант)
    Образ Родины в лирике С.А.Есенина.
    За что я люблю стихи С. Есенина
    Мир природы в лирике С.А. Есенина

  2. Как говорил сам Сергей Александрович: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Есенин не представлял для себя вне России ни жизни, ни стихов, ни любви. Он себя не мыслил отдельно от родных мест.
    В стихотворениях великого поэта виртуозно отображена красота родной земли: и плеск волны, и огонь зари, и шелест тростника. Русская земля запала в душу Есенина с юности. Одним из любимейших образов поэта является береза. Она у него символизирует девушку, невесту, олицетворяя все самое красивое и чистое.
    Однако тема Родины в есенинском творчестве некоторым образом эволюционировала. Поначалу она была более безмятежной, детской. С приходом войны 1914 года его стихи стали отражать боль эпохи. Это хорошо прослеживается в стихотворении «Русь». Автор передает печаль и тревогу за судьбу России, за жизнь людей, втянутых в водоворот страшной войны. В самое темное время Есенин всем сердцем и душой рядом с русским народом.
    Чем печальнее картины русской жизни, тем крепче привязанность Сергея Александровича к Родине. Революция дает начало новому витку в творчестве поэта. Теперь его прежде всего волнует судьба народа в неспокойное революционное время. В 1922-1923 Есенин ездил за рубеж. Эта поездка сыграла немаловажную роль в его творческом развитии. Именно после нее поэт «разлюбил нищую Родину». Он с радостью изображает произошедшие в жизни русского народа перемены. Теперь Есенин всей душой принимает и воспевает красоту «стальной» Руси, идущей к будущему.
    Я думаю, что по творчеству Есенина можно изучать русскую историю. Он с такой любовью и трепетом описывает все, что связано с Русью, что не влюбиться в нее просто невозможно.

  3. Тема родины
    в творчестве Сергея Есенина

    Ой ты, Русь,
    моя родина кроткая,
    Лишь к тебе я
    любовь берегу.
    С. Есенин
    “Моя
    лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное
    в моем творчестве”, — писал поэт Сергей Александрович Есенин. И
    действительно, слова “Россия”, “Русь”, наверное, чаще всего
    встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них — тихое признание в любви
    Родине. И эта любовь у Есенина естественна, как дыхание.
    Любовь к России
    не просто чувство, но и это жизненная философия, основная в есенинском
    миропонимании. Природа России у Есенина — это нечто одухотворенное, живое.
    Вижу сад в
    голубых накрапах,
    Тихо август
    прилег ко плетню.
    Держат липы в
    зеленых лапах
    Птичий гомон и
    щебетню.
    Родина для
    поэта — это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так
    трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине
    переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним
    есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем:
    Пускай ты
    выпита другим,
    Но мне
    осталось, мне осталось
    Твоих волос
    стеклянный дым
    И глаз осенняя
    усталость.
    Природа у
    Есенина — живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно
    нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.
    Но, наверное,
    никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы
    он за этой “малой” родиной не видел “большой”. Есенин гордился
    мощью и необъятностью своей страны силой, что заложена в ней:
    Я буду
    воспевать
    Всем существом
    поэта
    Шестую часть
    земли
    С названьем
    краткие “Русь”.
    Его не могла не
    мучить отсталость, дикость России, беспросветная тяжесть крестьянского труда.
    Поэтому он восторженно принимает Февральскую революцию. Октябрь поначалу
    показался ему простым продолжением Февраля, ему виделся только вихрь,
    “бреющий бороду старому миру”. А оказалось, что повелевают бурей не
    его знакомые эсеры, а малопонятные серьезные люди — большевики, и что теперь
    никто не интересуется феноменом русской национальной жизни.
    В творчестве
    Есенина отражается борьба двух чувств: понимание неизбежности перемен, попытка
    принять их, осознать, и в то же время боль, что уходит в прошлое прежняя, воспетая
    им “деревянная Русь”, нищая, но милая его сердцу. Вместо ожидаемого
    “мужицкого рая”, сказочного края Инонии — тучами изглоданное небо,
    выбитые окна в избах. Казалось, из России ушла душа.
    Цикл
    стихотворений “Москва кабацкая” — свидетельство душевной трагедии
    человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту
    опору обрести.
    Вспоминая свое
    детство в стихотворении “Русь советская”, поэт ощущает свое родство с
    русской природой. Но если прежний Есенин как бы спешил излить в стихах
    переполнявшие его сердце чувства, то новый Есенин пытается размышлять над
    особенностями своей эпохи, постичь ее противоречия. Перед нами раздумья поэта о
    жизни, о Родине.
    В начале 20-х
    годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно
    остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека,
    наверное, в особенности.
    Америку Есенин
    воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается
    по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию:
    Теперь со
    многим я мирюсь
    Без
    принужденья, без утраты.
    Иною кажется
    мне Русь,
    Иными —
    кладбища и хаты.
    Поэт пытается
    оправдать и принять новую большевистскую Россию:
    Но Россия…
    вот это глыба…
    Лишь бы только
    Советская Власть!..
    Он хочет
    верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во
    имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец,
    “прояснился омут в сердце мглистом”. “Учусь постигнуть в каждом
    шаге/ Коммуной вздыбленную Русь”, — пишет поэт. Вспомним “Балладу о
    двадцати шести”. Народ у автора — “и крестьянин, и пролетариат”.
    У народа одна цель: “Коммунизм — знамя всех свобод”. Поэт хотел найти
    себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом — “Песня о великом
    походе”, “Стансы”, “Анна Снегина”.
    Равнодушен я
    стал к лачугам.
    Мне теперь по
    душе иное…
    Через каменное
    и стальное
    Вижу мощь я
    родной стороны.
    “Русь
    советская”, “О России и революции”, “Страна советская”
    — так называет Есенин свои новые книги. Но поэт так и не стал “певцом и
    гражданином в великих штатах СССР”:
    Приемлю все,
    Как есть все
    принимаю.
    Готов идти по
    выбитым следам.
    Отдам всю душу
    Октябрю и маю,
    Но только лиры
    милой не отдам.
    Поэт, по сути,
    выбирает не выход, а тупик. Отдать душу и не отдать лиру — значит перестать
    быть поэтом. “Русь советская” оказывается чужой.
    “Все равно
    остался я поэтом золотой бревенчатой избы”. Но России той, прежней, уже
    нет. И поэтому Есенин — чужой ей, незнакомый, а “те, что помнили, давно
    забыли”. Жизнь идет мимо. Сельчане “обсуживают жись”,
    комсомольцы “поют агитки Бедного Демьяна”. Поэт не приемлет этого.
    Старого уже нет. Он — нигде. Пустота. Одиночество. Все вокруг чужое:
    В своей стране
    я словно иностранец…
    Моя поэзия
    здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй,
    сам я тоже здесь не нужен.
    Однако, уже
    будучи как бы в ином мире, в небытии, “в стране, где тишь и
    благодать”; Есенин благословляет новую жизнь, ту жизнь, в которой ему нет
    места, новую юность:
    Цветите, юные!
    И здоровейте телом!
    У вас иная
    жизнь, у вас другой напев.
    Мы живем в
    переломную эпоху. И опять идем по кругу. Россия уходящая — и Россия новая. И
    снова у людей возникает ощущение осиротелости и неприкаянности. И не поэтому ли
    так пронзительно звучит сегодня есенинское:
    Не ты ль так
    плачешь в небе,
    Отчалившая
    Русь?

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта

  4. Тема родины в творчестве Сергея Есенина

    Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
    Лишь к тебе я любовь берегу.
    С. Есенин
    “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины &#151 основное в моем творчестве”, &#151 писал поэт Сергей Александрович Есенин. И действительно, слова “Россия”, “Русь”, наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них &#151 тихое признание в любви Родине. И эта любовь у Есенина естественна, как дыхание.
    Любовь к России не просто чувство, но и это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина &#151 это нечто одухотворенное, живое.
    Вижу сад в голубых накрапах,
    Тихо август прилег ко плетню.
    Держат липы в зеленых лапах
    Птичий гомон и щебетню.
    Родина для поэта &#151 это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем:
    Пускай ты выпита другим,
    Но мне осталось, мне осталось
    Твоих волос стеклянный дым
    И глаз осенняя усталость.
    Природа у Есенина &#151 живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.
    Но, наверное, никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой “малой” родиной не видел “большой”. Есенин гордился мощью и необъятностью своей страны силой, что заложена в ней:
    Я буду воспевать
    Всем существом поэта
    Шестую часть земли
    С названьем краткие “Русь”.
    Его не могла не мучить отсталость, дикость России, беспросветная тяжесть крестьянского труда. Поэтому он восторженно принимает Февральскую революцию. Октябрь поначалу показался ему простым продолжением Февраля, ему виделся только вихрь, “бреющий бороду старому миру”. А оказалось, что повелевают бурей не его знакомые эсеры, а малопонятные серьезные люди &#151 большевики, и что теперь никто не интересуется феноменом русской национальной жизни.
    В творчестве Есенина отражается борьба двух чувств: понимание неизбежности перемен, попытка принять их, осознать, и в то же время боль, что уходит в прошлое прежняя, воспетая им “деревянная Русь”, нищая, но милая его сердцу. Вместо ожидаемого “мужицкого рая”, сказочного края Инонии &#151 тучами изглоданное небо, выбитые окна в избах. Казалось, из России ушла душа.
    Цикл стихотворений “Москва кабацкая” &#151 свидетельство душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести.
    Вспоминая свое детство в стихотворении “Русь советская”, поэт ощущает свое родство с русской природой. Но если прежний Есенин как бы спешил излить в стихах переполнявшие его сердце чувства, то новый Есенин пытается размышлять над особенностями своей эпохи, постичь ее противоречия. Перед нами раздумья поэта о жизни, о Родине.
    В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности.
    Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию:
    Теперь со многим я мирюсь
    Без принужденья, без утраты.
    Иною кажется мне Русь,
    Иными &#151 кладбища и хаты.
    Поэт пытается оправдать и принять новую большевистскую Россию:
    Но Россия… вот это глыба…
    Лишь бы только Советская Власть!..
    Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, “прояснился омут в сердце мглистом”. “Учусь постигнуть в каждом шаге/ Коммуной вздыбленную Русь”, &#151 пишет поэт. Вспомним “Балладу о двадцати шести”. Народ у автора &#151 “и крестьянин, и пролетариат”. У народа одна цель: “Коммунизм &#151 знамя всех свобод”. Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом &#151 “Песня о великом походе”, “Стансы”, “Анна Снегина”.
    Равнодушен я стал к лачугам.
    Мне теперь по душе иное…
    Через каменное и стальное
    Вижу мощь я родной стороны.
    “Русь советская”, “О России и революции”, “Страна советская” &#151 так называет Есенин свои новые книги. Но поэт так и не стал “певцом и гражданином в великих штатах СССР”:
    Приемлю все,
    Как есть все принимаю.
    Готов идти по выбитым следам.
    Отдам всю душу Октябрю и маю,
    Но только лиры милой не отдам.
    Поэт, по сути, выбирает не выход, а тупик. Отдать душу и не отдать лиру &#151 значит перестать быть поэтом. “Русь советская” оказывается чужой.
    “Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы”. Но России той, прежней, уже нет. И поэтому Есенин &#151 чужой ей, незнакомый, а “те, что помнили, давно забыли”. Жизнь идет мимо. Сельчане “обсуживают жись”, комсомольцы “поют агитки Бедного Демьяна”. Поэт не приемлет этого. Старого уже нет. Он &#151 нигде. Пустота. Одиночество. Все вокруг чужое:
    В своей стране я словно иностранец…
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
    Однако, уже будучи как бы в ином мире, в небытии, “в стране, где тишь и благодать”; Есенин благословляет новую жизнь, ту жизнь, в которой ему нет места, новую юность:
    Цветите, юные! И здоровейте телом!
    У вас иная жизнь, у вас другой напев.
    Мы живем в переломную эпоху. И опять идем по кругу. Россия уходящая &#151 и Россия новая. И снова у людей возникает ощущение осиротелости и неприкаянности. И не поэтому ли так пронзительно звучит сегодня есенинское:
    Не ты ль так плачешь в небе,
    Отчалившая Русь?

    С. А. Есенин

    Тема родины в лирике С. Есенина. Сочинение
    С. Есенин. Стихи
    Отрывок из статьи Б. Пастернака о В. Маяковском и о С. Есенине
    Биография Сергея Александровича Есенина
    Тема родины в творчестве Сергея Есенина Сочинение
    Образы-символы в поэзии Сергея Есенина. Сочинение
    Лирический герой Есенина. Сочинение
    Человек и природа у Есенина. Сочинение
    О поэме Сергея Есенина “Анна Снегина”. Сочинение

  5. Тема любви к Родине проходит через всё творчество Есенина. Он родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. В молодости, когда мир воспринимается сквозь розовые очки, поэт пишет, что ему не надо никакого рая, нет ничего милее родного края. С какой любовью написаны слова « страна берёзового ситца». Так может писать только человек, влюблённый в свою родину, её природу. Поэт «золотой бревенчатой избы», каким он сам себя величает.
    Вот Есенин пишет о любви к своей кроткой родине, и сам удивляется, за что он её так любит. Эх, не надо было ему уезжать в столицу! Отняли у него любовь к родным просторам, лесам и полям. Надо было оставаться в родных местах. Может и жив бы остался.
    Ну, кто ещё так может описать осеннюю берёзовую рощу? Она у поэта золотая. Разве, что Пушкин может посоперничать со своим «… в багрец и золото одетые леса…» Берёзки у него совсем как девчата. Сонные, с растрёпанными шелковистыми косами, зелёными серёжками. Утренняя роса на листьях деревьев и траве – как россыпи серебра.
    Береза для Есенина символ России. Она у него и в «юбочке белой», поэт мысленно обнимает её тонкий гибкий стан, как будто обнимает девушку с золотистыми косами, одетую в простой холщовый крестьянский сарафан.
    Вот и улетающий клин печальных журавлей в осеннем небе. Они покидают насиженные места, улетают на зимовку в тёплые края и «… не жалеют больше ни о чём…» У него поле – малиновое, синь небесная падает в реку.
    Есть в его лирике не только восторженные, но и грустные строки. Русская деревня того времени – полуразрушенные крестьянские дома, некоторые деревни вообще заброшены, низкие околицы, чахнущие деревья. Он так и пишет «…край ты мой пустырь..» Нескошенные поля, лес да убогий монастырь. Но всё-равно этот пейзаж ближе Есенину, чем столица. Но город наступает, грядёт индустриализация.
    Поэт указывает России на то, что она «… волочится сохой по полям…», ему больно видеть обнищание народа. Он поверил большевикам. Он уверен, что они сделают страну сельскохозяйственной республикой, которая будет кормить и поить весь мир молоком. Но это так и осталось в мечтах. Сейчас разваливается то, что ещё не развалили.

  6. Тема Родины засело у С.Есенина глубоко в сердце ,и он никогда не изменял своим идеям о величии и незыблемой красоте своего любимого и столько восхваляемого им края. Ведь ещё с самых юных лет поэт был знаком с русским народным творчеством: считалками, дразнилками, местными деревенскими песенками, что напевали крестьяне после тяжёлых рабочих дней на хозяйстве. Именно это и принесло в стихи Есенина такие яркие, креативные, и насыщенные образы о природе, когда поэт приводил удивительные и фееричные сравнения, наполнял свой пейзаж повсеместной метонимией и олицетворение, чувствуя каждое дуновение осеннего ветерка, прекрасно стройные берёзы или же «скирды солнца в водах лонных».
    В частности, в становлении есенинского стиля, одну из главных ролей сыграла бабушка всеми признанного поэта. Когда читала ему народные сказки, пела песни, колыбельные, знакомя будущего гения и поэта деревни с фольклором нашей необъятной и богатой на фантазию страны, которая всегда поражала мир своей глубокой и пронизывающей самые глубокие уголки души культурой.
    ПриродаПоэт заявил о себе резко и неожиданно, ведь подобного описания природы в российской литературе доселе не было. Когда поэт полностью погружался во все природные метаморфозы и каждой клеточкой своего тела и души чувствовал, переживал все окружающие его явления, с точностью и удивительной оригинальностью, торжественностью перенося это на лист. Перо поэта било по сердцам миллионов людей. Било своей необъятной теплотой и искренним восхищением своего красивейшего края, каким бы он не был: зимним, нарядившимся в удивительные и белесые шубки с лёгкими заячьими следами, осенним, с опавшими золотистыми листьями и лёгким прохладным ветерком, весенним, возродившимся послей зимней спячки ,или же летним, пылающим страстью и расцветавшим с всё большей силой.
    Со временем, особенно в послереволюционные времена, тона есенинской строки заметно потемнели и зачерствели, наполнились мотивами бессилия и тихой отчаянной злобы, когда стихи поэта были попросту не нужны. Ведь на улицах гибли люди, началась гражданская война, закончилась мировая, отвоевали с Японией. Горы трупов, моря материнских слёз окропили деревни и города. Никому уже была неинтересна всесильная и великолепная природа, особенно, когда погиб близкий человек и не всегда один, умирали и семьями, даже целыми сёлами, попадая под красный террор. Поэту было крайне тяжело перенести подобные перемены в стране и это стало одной из причин его пьянства, что растерзало душу вестника природных сил. В одном из своих стихотворений Есенин назвал себя попутчиком нынешней власти. Он просто пытался прижиться и найти себя в современных реалиях. Но у него это так и не получилось…
    Сергея Есенина нашли мёртвым в одной из Петербургских гостиниц, повешенным. Официальная версия гласит, что причиной смерти поэта послужила глубочайшая депрессия и острые переживания за будущее общества и страны. Вторая, оппозиционная версия декларирует об убийстве поэта. Впрочем, какого бы мнения не придерживался читатель, одно ясно точно: страна потеряла «последнего поэта деревни», чья строка разносилась по всем её необъятным просторам.

  7. Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений «Гой ты, Русь моя родная…» С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением целая философия, система ценностей. Мир деревни это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины».
    С присущей С.Есенину лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее
    его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты,
    Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу». Порой стихи
    поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство
    неприкаянности, лирический герой их странник, покинувший родную
    хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается
    неизменным, что сохраняет вечную ценность это природа и Россия:
    «А месяц будет плыть и плыть,
    Роняя весла по озерам…
    И Русь все также будет жить,
    Плясать и плакать у забора».
    С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и
    даже трагическими событиями. На памяти его поколения война,
    революция, снова война теперь уже гражданская. Переломный для
    России год 1917 поэт встретил, как и многие художники его круга, с
    надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле.
    Поэты круга С.Есенина того времени это Н.Клюев, П.Орешин,
    С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева близкого
    друга и поэтического наставника С.Есенина: «Мужицкая ныне земля,
    И церковь не наймит казенный».
    В есенинской поэзии в 1917 году
    появляется новое ощущение России: «Уж смыла, стерла деготь/
    Воспрянувшая Русь». Чувства и настроения поэта этого времени очень
    сложны и противоречивы это и надежды, и ожидания светлого и
    нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья
    на вечные темы. Одна из них тема столкновения природы и
    человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее
    гармонию звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем
    центральным становится обретающее глубоко символический смысл
    состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы
    воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.
    Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском
    «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума,
    технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
    В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена
    нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно
    переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык
    с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене
    заменяет икону, а «пузатый «Капитал» Библию. Особенно горько
    поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют
    агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С.Есенин
    справедливо замечает: «Я поэт! И не чета какимто там Демьянам».
    Поэтому так горестно звучат его строки: «Моя поэзия здесь больше не
    нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но даже желание
    слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего
    призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и
    маю, /Но только лиры милой не отдам». И поэтому таким глубоким
    пафосом наполнено его признание:
    «Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».
    Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих
    строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название
    Русь было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в
    «Ресефесере». С темой родины у С.Есенина связано понимание своей
    поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни»,
    хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для
    понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»:
    «Спит ковыль.
    Равнина дорогая
    И свинцовой свежести полынь!
    Никакая родана другая
    Не вольет мне в грудь мою теплынь.
    Знать, у всех у нас такая участь,
    И, пожалуй, всякого спроси
    Радуясь, свирепствуя и мучась,
    Хорошо живется на Руси.
    Свет луны, таинственный и длинный,
    Плачут вербы, шепчут тополя,
    Но никто под окрик журавлиньй
    Не разлюбит отчие поля.
    И теперь, когда вот новым светом
    И моей коснулась жизнь судьбы,
    Все равно остался я поэтом
    Золотой бревенчатой избы.
    По ночам, прижавшись к изголовью,
    Вижу я, как сильного врага,
    Как чужая юность брызжет новью
    На мои поляны и луга.
    Но и все же новью той теснимый,
    Я могу прочувственно пропеть:
    Дайте мне на родине любимой,
    Все любя, спокойно умереть».
    Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике
    поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь,
    свирепствуя и мучась» трудный исторический опыт, который выпал на
    долю есенинского поколения. Стихотворение построено на
    традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа
    и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и
    журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в
    котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет
    луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой,
    лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание
    лирического героя есенинского стихотворения в приверженности
    вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет
    «золотой»: «Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы».
    Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но
    обычно он связан с цветовым понятием: золотой то есть желтый, но
    непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою
    лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает:
    золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей
    ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей
    красотой, гармонией. Деревенская изба это целый мир, ее разрушение
    не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал
    стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте
    поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее
    признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина
    развивается от безотчетной, почти подетски естественной
    привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания
    трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

  8. Тема Родины прослеживается во всем творчестве Сергея Есенина. Его стихотворения поражают свое естественностью, своей безграничной любовью к Родине, к ее родным полям, к ее просторам и ее деревенской жизни.
    Родина Есенина — это не историческое прошлое России, не ее настоящее или будущее. Родина для него — это то, что он любит и видит перед собой, это то, что с детства запомнилось поэту: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись над метелью белой?», «Снежная замять дробится и колется, сверху озябшая светит луна. Снова я вижу родную околицу, через метель огонек у окна».
    Поэт в своих стихотворениях воспевает свою Родину, свою Русь, свою «страну березового ситца». Понятие Родины у поэта складывается из мало значащих, но дорогих его сердцу примет: «весенняя гулкая рань», «кленов листьев медь», «колокольня без креста», взметнувшаяся «каланчой с березовою вышкой».
    И для поэта,
    Как бы ни был красив Шираз,
    Он не лучше рязанских раздолий.
    Рязанские раздолья — вот Родина Есенина, которую он воспевает и любит. Это и «волнистая рожь при луне», и «при луне собачий лай», и тальянка, и пашни.
    О пашни, пашни, пашни,
    Коломенская грусть,
    На сердце день вчерашний,
    А в сердце светит Русь…
    Но Родина поэта — это и бесприютная, и уходящая Русь. Русь бесприютная, о которой говорит поэт, — это беспризорники, у которых «невымытые хари». Мы видим, что Есенину жалко этих мальчишек, которые, может быть, могли бы стать Пушкиными, или Лермонтовыми, или Кольцовыми. Русь уходящая для поэта — это Русь до советской власти. Есенин печалится о том, что он остался в прошлом одной ногой, «стремясь догнать стальную рать».
    Родина Сергея Есенина — это «край разливов грозных и тихих вешних сил», где «манит ночлег, недалеко до хаты, укропом вялым пахнет огород, на грядки серые капусты волноватой рожок луны по капле масло льет».
    Родина поэта прочно связана с его думами о своей матери. Недаром он спрашивает в своих стихах: «Ты жива еще, моя старушка?»
    Его мать «в старомодном ветхом шушуне», которая учила его молиться в том краю, где раскидывает ветки по-весеннему белый сад, где милые березовые чащи. Родина поэта — это и его родной дом, где он родился и вырос, и котенок, который играл возле печки и бросался на клубок, и березка в «туманах и росах». Родительский дом, руки матери, березка под окном — вот из таких частей складывается понятие «Родина». Поэт ощущает кровную связь с этим миром, с этой землей. И отсюда его сила. Трагедией становится ослабление связи поэта с родной стороной, поэтому и его письмо матери грустное. Есенин ощущает не только утрату материнского тепла и ласки, но и утрату части Родины.
    Поэт становится пророком и ощущает неминуемую гибель крестьянской Руси — той, которую он знал и любил. Тонконогому жеребенку, с которым он сравнивает крестьянскую Русь, не угнаться за паровозом, железным конем цивилизации. Есенину грустно, оттого что гибнет то, что он любил. И все же сестре Шуре он говорит: «Не жалея о сгибшей надежде, я сумею тебе подпевать…»
    В заключение я хочу сказать, что Родина поэта — это его дом, его мать, Русь с ее чудной природой и тонконогим жеребенком, несущимся во весь опор. Он горячо любит ее. Его любовь к Родине видна во всех его стихотворениях.

  9. Сергей Есенин и русская земля – два неразрывно связанных явления. Нельзя вообразить другого поэта, настолько уходящего корнями в мир русской природы. Есенин с любовью пишет о приметах деревенского быта, сопряженного с природой.
    Поэт замечает привычные взгляду сельского жителя черты окружающего его мира, но в поэтическом своем видении так образно описывает их в стихах, что неяркая красота родного края начинает светиться изнутри: «хаты – в ризах образа», «качают лужи солнца рдяный лик», «оловом светится лужная голь» и т.д.
    Не удивительно, что довольно часто в произведениях Есенина встречается синь небес и озер, розовые закаты, звуки голосов птиц или шелеста травы. Со всем этим коренной житель рязанской земли, поэт Есенин, сталкивался ежедневно. И чувство родины, которое стало, по словам поэта, основным в его творчестве, пронизывает каждое произведение Сергея Есенина:
    И ты, как я, в печальной требе,
    Забыв, кто друг тебе и враг,
    О розовом тоскуешь небе
    И голубиных облаках. («За темной прядью перелесиц…»)
    Связь раннего творчества Есенина с русским бытом проявилась даже в ритмическом рисунке отдельных произведений. При знакомстве со стихотворениями «Хороша была Танюша, краше не было в селе…», «Выткался на озере алый цвет зари» невольно вспоминаются народные песни и частушки с их ритмикой. Часто Есенин использует и привычные для устного народного творчества образы и эпитеты: «темна ноченька», «лиходейная разлука», «кудри русые» и др.
    Даже уехав из деревни, Есенин сохранил в своем сердце приметы родной природы. Он с болью и тревогой следил за переменами на селе. Одним из самых трогательных и запоминающихся образов этого периода творчества поэта стал образ красногривого жеребенка, олицетворяющего сельскую жизнь. Жеребенок в поэме «Сорокоуст» тщетно старается обогнать поезд – символ наступающего на деревню города. Чувствуется боль и безысходность поэта, прощающегося с той
    Россией, которую он знал и любил:
    Скоро заморозь известью выбелит
    Тот поселок и эти луга.
    Никуда вам не скрыться от гибели,
    Никуда не уйти от врага.
    На всю жизнь поэт запомнил и сохранил в себе приметы родной природы, он, даже став городским жителем и получив известность, с трепетом в душе вспоминает российские просторы, с нежностью обращается к «уходящей» России:
    Несказанное, синее, нежное…
    Тих мой край после бурь, после гроз,
    И душа моя — поле безбрежное —
    Дышит запахом меда и роз.
    Вообразить себе творчество С.Есенина без темы родины невозможно. Оно все – о России, о ее бескрайних полях, синем небе, шелесте трав и листьев, голосах птиц. В своих стихах поэт обращается то к собаке, то к корове: для него эти животные становятся олицетворением природы, частью той жизни, которая была знакома ему с детских лет и неразрывно связывала его с родным домом и краем. Чувство родины настолько органично пронизывает творчество Есенина, что естественным выглядит ответ лирического героя из стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» на воображаемое предложение о жизни в раю: «Не надо рая, дайте Родину мою».

  10. Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким “Русь”.
    С. Есенин.
    К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины— ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”. Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.
    Родился я с песнями в травном одеяле,
    Зори меня вешние в радугу свивали.
    Вырос я до зрелости, внук купальной ночи, ,
    Колыбель колдовная счастье мне пророчила.
    И костер зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.
    О Русь — малиновое поле
    И синь, упавшая в реку,
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:
    Но более всего любовь к родному краю
    Меня томила, мучила и жгла.
    Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны:
    Свет луны, таинственный и длинный.
    Плачут, вербы, плачут тополя.
    Но никто под окрик журавлиный
    Не разлюбит отчие поля.
    Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза — “девушка”, “невеста”, она олицетворение всего чистого и красивого:
    Я навек за туманы и росы
    Полюбил и березки стан,
    И ее золотые косы,
    И холщовый ее сарафан.
    По поэзии Есенина можно изучать нашу историю. Вот 1914 год. Война. И стихи поэта отражают боль эпохи. В стихотворении “Русь” Есенин передает боль и грусть за судьбу страны, тревогу за жизнь крестьян, вовлеченных в водоворот мировой войны:
    Понакаркали черные вороны:
    Грозным бедам широкий простор.
    Крутит вихорь леса во все стороны.
    Машет саваном пена с озер.
    Есенину дорога и близка эта Русь. В самое трудное время поэт всей душой, всем сердцем рядом с народом.
    Ой ты, Русь, моя родина кроткая.
    Лишь к тебе я любовь берегу.
    Чем безрадостнее картины русской действительности, тем сильнее привязанность поэта к Родине. С приходом революции начинается новый этап в творчестве Есенина. Судьба Родины, народа в бурную революционную эпоху — вот что теперь волнует его:
    О, Русь, взмахни крылами,
    Поставь иную крепь!
    С иными именами
    Встает иная степь,
    Есенин приветствовал революционное обновление Родины, но когда началось преобразование деревни, поэт воспринимал вторжение в деревенские просторы городской цивилизации как приход враждебного “железного гостя”.
    Значительную роль в творческом развитии поэта сыграла его зарубежная поездка в 1922-1923 годах. После нее Есенин “разлюбил нищую Родину”. Поэт с радостью описывает перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Он теперь всем сердцем принимает и готов воспеть красоту рождающейся “стальной” Руси, потому что за ней будущее:
    Полевая Россия! Довольно
    Волочиться сохой по полям!
    Нищету твою видеть больно
    И березам, и тополям.
    Я не знаю, что будет со мною…
    Может, в новую жизнь не гожусь.
    Но и все же хочу я стальною
    Видеть бедную, нищую Русь.
    В книгах Есенина, которые выходят в 1924-1925 годах,— голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги, в них душа народа, душа поэта. Облик родного края, исторические судьбы Родины и народа — эти важнейшие темы Есенин решает в высшей степени своеобразно, художественно, ярко.
    Творчество Есенина — одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 20-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. “Чем он дальше от нас уходит, тем становится ближе нам”,— справедливо сказал о Есенине поэт Луговской.

  11. Тема родины в творчестве Есенина.

    План

    1. Краткая биография Есенина.
    2. Тема родины в творчестве поэта
    2.1. Что такое Родина в понимании Есенина.
    2.2. Любовь к родному краю.
    2.3. Братья наши меньшие.
    2.4. Русь бесприютная.
    3. Влияние лирики Есенина на потомков
    Сергей Александрович Есенин – известный российский поэт и лирик. Родился в 1895 году в семье простых крестьян. После Окончания сельского училища и школы при церковном приходе, поступил в народный университет в Москве. Первое стихотворение поэта было напечатано в 1914 году. Через два года Есенин становится по-настоящему знаменитым. Его стихи и поэмы издаются в различных журналах и сборниках. Умер поэт в 1925 году, в возрасте тридцати лет.
    Тема Родины красной нитью проходит через все творческие искания Есенина. Но Родина для него – это не политическая сторона жизни России, не ее прошедшее, настоящее или будущее. Это то, что он обожает и помнит с детства, то, что он чувствует и что его окружает, – родное село, отцовский дом, материнская любовь, восхитительная природа. В своей лирике Есенин воспевает родные просторы – реки, степи, горы и леса.
    Уже в пятнадцать лет он написал свое первое стихотворение “Сыплет черемуха снегом”. Сколько в нем любви к природе, сколько нежности к каждому лепесточку и цветочку. С такой же теплотой и лаской пишет поэт и о родном доме. Его стихотворения “Сестре Шуре” исполнены трепетных воспоминаний о своем детстве, о деревенской жизни, о тоске по милым сердцу местам. Село, в котором Есенин провел свое детские годы, – это его настоящая малая Родина.
    “Край любимый! Сердцу снятся
    Скирды солнца в водах лонных.
    Я хотел бы затеряться
    В зеленях твоих стозвонных”, – с чувством пишет поэт.
    Он превозносит каждый лепесток, каждую былинку родной земли.
    Немаловажное место в стихотворениях поэта уделяется и животным. Проникновенно и с сочувствием Есенин описывает душевную боль собаки, когда у нее забирают родившихся щенков (“Песнь о собаке”) и физические страдания лисицы, раненой охотником (“Лисица”). Для поэта животные – это настоящие меньшие братья, это друзья, которые испытывают те же чувства и ощущения, что и люди.
    Тема Родины в творчестве Есенина – это и тема сельской Руси, которую он хорошо знал и безумно любил. В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная” поэт описывает низкие хатки и старенькие церквушки. Он называет Русь бесприютной и уходящей. В ней крестьяне немытые и уставшие, задавленные работой и затравленные страхом перед богатыми. В своем творчестве Есенин часто размышляет над тем, что ожидает Россию в будущем. Он жил в эпоху велики перемен, как политических, так и социальных. Принесет ли с собой свержение царского режима свободу и процветание для обычных людей? Есенин долгое время колеблется, какую сторону занять в этом спорном вопросе. Он совершает множество поездок заграницу, которые меняют мировоззрение поэта.
    В своем стихотворении “Русь советская” поэт с верой пишет о социализме как о единственном спасении русского народа. Этой теме он посвящает и другие свои произведения. Но идеи коммунизма и советская Россия так и не стали родными для сердца Есенина. Они чужды его душе, его разуму. “В своей стране я словно иностранец”, – сокрушается он в одном из своих произведений. Поэт не может найти себя в новой России, но все же он продолжает любить свою Родину и воспевать ее. Он навсегда остается “народным поэтом”. Духовное наследие Есенина касается каждого современного человека. Его стихотворения побуждают нас любить окружающую среду и природу, трепетно и с благоговением относиться к растительному и животному миру, защищать и оберегать свой дом, свою землю, свои традиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *