Сочинение на тему родники наше богатство

8 вариантов

  1. Областной экологический конкурс творческих работ  «Береги свой дом, свою планету»
    Номинация  «Проза». Экология водных ресурсов края
    Сочинение-путешествие «От чистого истока». Родники Тамбовщины.
    Пролог
    В глубине городского сада  моего Тамбова есть крошечный источник, тоненькая струйка которого льётся по металлическому желобку день и ночь, уходя к глубоким подземным водам. Всякий раз, гуляя с мамой в окрестностях нашего городского парка, я подхожу к этому роднику, наполняю свои ладони и пью хрустальную,  вкусную воду. Как передать это необыкновенное чувство соприкосновения с родной землёй? Не знаю… Но отчётливо ощущаю, что пахнет эта волшебная вода свежим снегом, цветущими ромашками и фиалками, весенними мокрыми вишнёвыми веточками, осенними кленовыми листьями. А в журчании тонюсенького ручейка слышу перезвоны журавлиного клина, летящего на юг, звон серебряного колокольчика, летние соловьиные трели, нежную мелодию флейты. Ах, как замечательно стоять, наклонясь вблизи небольшого гротика с наполненными ключевой водой ладонями и радоваться яркому весеннему дню, оголившимся после зимы тротуарам, неугомонным воробьям!..  Родники, родники…
    Часть 1.  От чистого истока…
    Долго думала, стоит ли мне, обычной «шестиклашке»,  беспокоить серьёзное жюри своими детскими вопросами, которые волнуют меня после необычного путешествия по городам и деревням нашего родного края? Мои родители, учителя и друзья сказали: «Стоит!» Писатель Константин Паустовский назвал красоту нашей Средней полосы России скромной, неброской, а её краски акварельными, зыбкими, словно сошедшими с полотен Левитана. Трудно что-либо и добавить к этому точному определению. Вам наверняка приходилось когда-нибудь в жаркий летний день бегать босиком по прохладной траве? А собирать охапки полевых цветов для мамы? А нырять с шаткого мостика в зеленоватую глубину сельской речушки? А пить ледяную, до ломоты в зубах, родниковую воду?..
    Наша Тамбовщина щедра своими природными богатствами, которыми можно и нужно гордиться. Хотя… Любой житель Тамбова, больше чем уверена, утвердительно кивнув головой, скажет: «Конечно, горжусь», да и ещё может добавить: «Сильно горжусь». А на вопрос, что ты можешь сделать для сохранения природы, задумается. Ну, на субботник раз в год сходит, ну, берёзку под окном посадит, отгонит хулиганов, ломающих на улице молодую рябинку… Что ж, не густо. Хотя, если бы каждый человек  раз в год делал что-то из вышеперечисленного, у меня лично было бы гораздо легче на душе. Почему? Да потому, что всё в этом мире имеет своё начало. Исток! Всё светлое и хорошее зарождается в человеке в детстве, всё полезное и мудрое он берёт из школы, свою гражданскую позицию доказывает в зрелости, а в старости подводит итоги: как жил, что оставил потомкам, с чистой ли совестью покидает этот бренный мир. Вот и я решила обратиться к истокам наших природных … истоков. Сначала хотелось рассказать о красавице Цне, об умирающем Студенце, о красивейшей речке Битюг, которая, как Феникс из пепла, каждый раз возрождается: травят её воды всякой химической гадостью местные заводы, грабители-браконьры выскребают со дна своими сетями даже несчастных раков вместе с длинными стеблями белых лилий. А она живет, эта стойкая и мужественная река, поит своей водой огороды, жителей, домашний скот, купает в жаркий июль детей, собирает на берегах своих уникальные заросли жимолости, орешника, ежевики. А россыпи цветов, лекарственных растений – от редких  папоротника и пажитника до трепетных лютиков и медуницы… Не было бы ни Волги, ни Дона, ни Цны, ни моего любимого Битюга, ни крошечного озерка, ни говорливой лесной речонки без родников! Как поётся в доброй и уже подзабытой детской песенке: «От чистого истока… я начинаю путь».
    Часть 2. Сколько на Тамбовщине родников?
    А правда, сколько их, этих маленьких кровеносных сосудов нашей земли, питающих русла рек, речек, восполняющих и поддерживающих водные режимы озер, прудов и болот? Я знаю, что профессор ТГУ им. Державина Дудник Николай Иванович впервые составил паспорт к каждому роднику нашей области ещё 20 лет назад. Так вот, этот учёный установил 257 родников  в 11 территориях области. Но увы, работа потом остановилась, и  сколько их сейчас, никто не знает. Жалко… Не хотят учёные изучать наши родники. Возможно, считают их экологической «мелочью»? Может быть. Но изучают родники дети, школьники Умётского, Гавриловского, Моршанского, Рассказовского районов, проводятся конкурсы и акции по очистке родников.
    Прошлым летом, заинтересовавшись этой экологической проблемой, я решила попросить папу, чтобы он помог мне совершить небольшое путешествие к родникам нашей Тамбовщины. Хотелось увидеть их, узнать историю их зарождения, пообщаться с местными жителями и, конечно же, попить воды из них, потому что многим родникам приписывают целительные силы. Общеизвестные родники Тамбовщины ухожены, их изучают, пишут о них сочинения и стихи, местные школьники ведут научные исследования. Кто не знает  родники  Кушниковской дубравы, родник «Николая Чудотворца» и родник «Варвары Великомученицы», что находятся в селе Масловка  Уметского района? Русла их напоминают небольшие речушки. В селе Царёвка есть свой «Святой родник», вода которого признана экологами  самой чистой в черноземном регионе. Недавно благоустроен родник «Живая вода» близ села Кандаурово Гавриловского района – расчищен от мусора, обложен камнями.  Близ села Пичаевка Моршанского района родник «Иванушка» хранит тайны далёкой старины, когда рыскали по лесам кудеяры-разбойники. А что же,  остальным родникам пропадать в безвестности?  Вот о них-то я и собираюсь рассказать.
    Часть 3. Родники города Рассказово.
    Мне очень нравится этот уютный городок, утопающий в зелени ив, тополей и сирени. В жаркий летний полдень мы оказались у Аржинского родника, где постоянно толпятся люди с пластиковыми бутылками, флягами, вёдрами, гремят посудой, набирая воду. А трое подростков, нисколько не стесняясь, курят поодаль в траве, только дымок синий вьется над макушками полевых ромашек и цикория. Здесь, видно, привыкли к подобной картине. Местный житель рассказал нам, что в городе по- своему заботятся об этом источнике, но часто можно увидеть вблизи мусор, гниющие ветки, картонные коробки и рваные полиэтиленовые пакеты. Спускаюсь к воде. Накрываю ладошкой тугой, холодный, мощный столбик воды, выходящий из земной глубины и растекающийся в полуметровую ширину ручья. Очень красивый ручей! Уже в Тамбове, походив по библиотекам, выяснила, что Аржинский родник, мощный, красивый, однако в список государственных памятников природы не включён. Вот так! Дорогие учёные-экологи, впишите, пожалуйста, Аржинский родник в этот список, может, перестанут курить на его берегу неразумные подростки, а просто будут любоваться его мощью и ухаживать за ним?
    Часть 4. Родники Тулиновки
    Не все родники, находящиеся в окрестностях села Тулиновка чисты и ухожены. У меня такое впечатление, что о них попросту забыли. А ведь недалеко детский оздоровительных лагерь, красивые дома, богатые дачи. Папа рассказал мне поучительную историю тулиновских родников. До революции губернские власти взяли на учёт аж 72 родника, за которыми ухаживал один-единственный человек – сторож суконной фабрики, которому фабрикант Мунд доплачивал деньги за бережную заботу о родниках, а два родника Рогозинского сада на деньги того же Мундта даже были обследованы врачебной комиссией, подтвердившей в них железистые воды и питьевое качество. В те годы каждое лето  из Москвы, Петербурга, Архангельска сюда приезжали до 400 дачников. Хрустальная вода родников, красные стволы сосен, дубравы, берёзы, душистые заросли черёмухи, живописная речка Мошляйка – всё это дарило людям красоту и здоровье. Сейчас лишь 30 из 72-х родников  стараниями рабочих Тулиновского приборостроительного  завода, бывшей учительницы географии Л.Н.Мусатовой  обнесли частоколом, который за 20 лет уже изрядно обветшал.
    Так что же делать с остальными родниками? Кто их благоустроит? Мне кажется, и денег-то на них нужно не так уж и много. Главное, не дать им зарасти бурьяном, захламиться мусором, илом. Нельзя допустить гибель уникального природного чуда, имя которому – РОДНИК.
    Часть 5. К родникам Дельной Дубравы!
    В живописном селе Дельная Дубрава Сосновского района, окружённой зарослями дикого шиповника, малины и орешника живут наши родственники. Три дня, проведённые у них в гостях, убедили меня в главном: родники не только можно спасти, но и заботиться о них. Особенность этого села – небольшие овраги, окружающие западную часть его. В оврагах всегда влажно, много цветов, травы, редких и полезных растений. Одиннадцать родников «поселились» в оврагах, наполнив их звоном своей кристальной воды! Сельчане бережно ухаживают за родниками, некоторые из них не замерзают даже зимой. Нам рассказали, что в Сосновском районе учтены 76 родников. Близ села Перкино вьётся голубоватой змейкой родник, целых пять родников – в лесу, а три родника  струятся по берегам Цны. После поездки мне даже снились родники сёл  Дегтянка, Ольха, Рябовая гать, Кулеватово, Отъяссы, Подлесное. Закрываю глаза – и слышу нежное журчание воды, ощущаю живительную её прохладу.
    Часть 6. В купели Святого источника
    На исходе лета 9 августа нас позвали в дорогу … родники. Точнее, Святой источник Пантелеимона Целителя, что находится в Жердевском районе вблизи сёл Ивановка и Михайловка Шпикуловского района. Так случилось, что наш приезд к святому источнику совпал с Днём памяти Великомученика Святого Пантелеимона. К Нижнему Колодцу в этот день протянулась цепочка из людей, приехавших со всех уголков Тамбовщины почтить память святого и врачевателя, силой своей веры излечивавшего людей. Источник этот старинный и открыт был совершенно случайно.  В начале девятнадцатого века местный помещик Михайлов начал строить сахарный завод. Требовалось много воды для нужд производства. Вот и стали рабочие копать. Докопали до камня, сдвинули его в сторону, а из-под валуна забил десятиметровый фонтан. Зачерпнули рабочие пригоршнями воду: вкусна и чиста водица! А потом захотели искупаться в фонтане. И что же вы думаете? У одного рабочего прошла ангина, а у другого – перестали ноги болеть. Шли годы, и целительная сила источника крепла, обрастая новыми подробностями врачующих сил его воды.
    В 1891 году здесь возвели земскую больницу, на медицинские нужды которой воду брали из источника. Даже сейчас для приготовления дезинфицирующих растворов и питья больных Шпикуловская райбольница используем  целебную воду из Нижнего колодца.
    Я искупалась в купели Святого источника. Наполняю бутылку этой водой, делаю несколько глоточков: вода мягкая,  кристальной чистоты, абсолютно прозрачная, с лёгким привкусом йода.  В сёлах рассказывают истории своих долгожителей, возраст которых перевалил уже за 90 лет – все они пьют воду только из святого источника.
    Я завершаю своё путешествие по родниковым россыпям моего родного края. О родниках можно говорить бесконечно, как бесконечна и неиссякаема живительная их вода, что дарит добрым людям здоровье и радость. Моё сочинение – это повод привлечь внимание учёных, руководителей, местных жителей, школьников, всех неравнодушных людей к проблеме родников.  Ждут своего часа мощный родник в Мордовском районе, родник села Земетчино Бондарского района, родник в верховьях речки Большой Ломовис по дороге Кирсанов-Тамбов. Они не учтены, их не охраняют, не изучают и даже не считают памятниками природы. Обидно… Мир вокруг нас  прекрасен и столь же хрупок. Если мы не будем его охранять и приумножать, он померкнет. И из сине-зелёной гаммы Матушки-природы станет тусклым и серым…
    Эпилог
    Летом мы всей семьёй собираемся не просто в новое путешествие по родникам нашего края, а планируем загрузить папину машину лопатами и вёдрами и вновь посетить наши любимые родники, чтобы расчистить их русла, посадить вблизи них красивые цветы, и не иссякнет живительная вода нашей планеты.
    Зобнина Дарья Ивановна, 12 лет, 6 д класс
    МБОУ СОШ № 33 города Тамбова

  2. Творческая работа: «Родники нашего села».
    Авторы: учащиеся 6 – 9 классов: Агафонов Олег, Володина Регина, Григоров Анатолий, Журлов Иван, Савченко Анастасия, Карякин Никита, Пчелинцева Юлия, Григорова Екатерина, Казанцев Никита, Савченко Валерий, Усманов Рамзан, Лобанина Елена, Степанов Максим.
    Руководитель: Конахина Ольга Александровна – учитель русского языка и литературы.
    Актуальность темы нашей работы: 
    Одним из чудесных природных явлений на земле считаются родники. Вода в родниках свежая, прозрачная как хрусталь, чудодейственная. У родникового ключа душа отдыхает от забот, оберегает покой и бодрость.
    Еще на заре своей истории люди сознавали великое значение водной стихии. Это подтверждают и мифы разных народов, и философские умозаключения древних, которые поняли бесспорную истину: без воды нет, и не может быть жизни.
    Жители не только городов, но и деревень ищут альтернативные источники чистой воды:
    – устанавливают фильтры;
    – используют фасованную питьевую воду;
    – используют родниковую (ключевую) воду.
    В связи с социально-экономическим и духовным кризисом произошла утрата традиционных ценностей. Незнание нынешним поколением истории жизни своих родителей и своей местности побудила нас отыскать материалы об истории возникновения родников и отразить их в нашей работе.
    Цель нашей работы: изучение истории возникновения родников нашего села на основе архивных документов, воспоминаний старожилов села.
    Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
    – привлечь школьников к изучению истории своего родного села, своей малой Родины;
    – активизировать деятельность учащихся на изучение истории родного края;
    – воспитывать у учащихся чувств гордости, патриотизма, любви к родному краю.
    Методы исследования: 1. Поиск необходимого материала. 2. Изучение литературы.
    В процессе исследования нами были использованы следующие методы:
    анализ архивных документов, интервью, поиск фотографий.
    Практическая значимость нашего исследования – способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края и патриотических чувств к своей малой Родине.
    Основные результаты: Получен большой объём информации. Обработав её, ребята написали творческую работу. Учащиеся полны решимости и дальше заниматься изучением истории родного края.
    Выводы. Исследовав данную тему, учащиеся хотят как можно больше узнать об истории родного края. Необходимые рекомендации получены в ходе исследования. Наша работа ещё не окончена. Ребята готовы продолжить исследовательскую работу по изучению родного края.
    Вступление. Родники нашего села _______________________стр. 2.
    Косырёвский родник __________________________________стр. 3.
    Родники Кузнецова сада _______________________________стр. 4.
    Родник около полевого стана ___________________________стр. 5.
    Чёрненький родничок _________________________________стр. 6.
    Карпов родник _______________________________________стр. 6.
    Заключение. Почему эта тема для нас важна? _____________стр. 7.
    Родина, родник и родничок –
    Не случайно корень «род» в словах.
    Хоть родник порою одинок,
    Раз родившись, он живет в веках.
    Вода – одно из самых распространённых и в то же время одно из самых загадочных веществ на Земле. Та самая вода, которая заполняет моря, озёра, реки, падает на землю дождём, ложится на неё снежным покровом. Та самая вода, без которой немыслимо существование не только человека, но и всего живого.
    С развитием человечества от самых древних времён и до наших дней вода приобретала всё большее значение.
    Сначала она несла на себе первые утлые судёнышки. Потом ею начали орошать поля, создали первый примитивный водопровод. И вот она уже вращает турбины современных гидростанций, несёт на себе гигантские корабли…
    Давайте посмотрим на карту мира. Практически все столицы государств и крупные города расположены либо на берегу моря или океана, либо у реки или озера. Действительно, Москва стоит на реке Москве, Париж – на Сене, Лондон – на Темзе.
    Конечно, это не случайно. Люди стремились селиться там, где прежде всего была вода. Она необходима не только для питья и бытовых нужд, но и как естественная защита от нападения неприятеля, и, наконец, как удобный путь сообщения и торговли с соседями.
    Можно утверждать, что и современная цивилизация не может существовать без больших количеств воды.
    Когда где-то в округе бьёт из-под земли родничок, люди предпочитают брать воду в нём, а не из водопровода, потому что она намного чище и вкуснее. Когда-то эта вода попала на землю в виде дождя, но, просачиваясь через грунт, она профильтровалась, очистилась. Она заполнила все пустоты, поры и трещины в горных породах. Над пластами пород, не пропускающими воду, такими, как глина, скала, лишённая трещин, вечная мерзлота, находится водоносный слой, в котором заключены грунтовые воды, питающие родник.
    На земле есть материки с пустынями с степями, истосковавшиеся по капле воды. В этом смысле мы не обижены. Края наши богаты реками, ручьями и родниками.
    Не льётся песня из груди –
    Ключом бурливым бьёт.
    И день и ночь к его воде
    Торопится народ.
    Как человек, рождается родник,
    Его рожденье также велико.
    И так же звонок его первый крик,
    И также бьется сердце у него.
    Он юн и дерзок, пробивая путь,
    Он добр и щедр к любому на пути
    В его душе не зародилась муть
    И он спешит вперед, спешит расти…
    Владимир Широков.
    Косырёвский родник возник с основанием села. Природный источник, куда сельчане ходят за водой. Люди ходят сюда за питьевой водой, так как в Косырёвке (так называется эта часть села) в колонках вода плохая, со ржавчиной.
    История возникновения этого родника очень интересная. Имеются две версии. Одна из них, по словам Александра Кузнецова, проживавшего недалеко от этого родника, уходит в далёкое прошлое. Основана Комаровка в конце восемнадцатого века. И первые люди поселились около этого родника. У них была своя вера, религия-косыри. Они вели крепкое хозяйство, а постепенно к ним переселялись другие люди. Где Косырёвский родник – Косырёвка, в другую сторону селились бедные люди, их называли горюны – Горюновка и так далее.
    Рядом с родником построили пекарню и МТС.
    Другая версия названия родника. Если посмотришь сверху, с высоты птичьего полёта, то эта улица похожа на косую дугу, поэтому и родник Косырёвский.
    У родникового ключа душа отдыхает от забот, оберегает покой, придаёт бодрость.
    За этим родником следит местный житель Ромашкин Анатолий Андреевич, который живёт недалеко от родника. Его прадед поставил сруб, потом он обновлялся его детьми и внуками. Когда началась война, то бабушка Анатолия Андреевича вместе с другими женщинами чистила родник, ухаживала за ним. Неофициальное название родника – Ромашкин.
    Мы в сказках слышали о том, И есть в селе у нас такой родник,
    Что есть вода живая на планете. В нем бьет вода хрустальная, живая.
    И если ты испьешь воды такой, И помогает многим та вода,
    То боль исчезнет, станет тебе легче. В селе ее зовут у нас «святая».
    Родники вы мои, родники,
    Цвет небесный, серебряно-синий.
    Если будут звенеть родники,
    Будет биться и сердце России.
    Олег Газманов.
    В тысяча восемьсот двенадцатом году наш богатый односельчанин Василий Кузнецов отправил отару овец в Москву, чтобы помочь русским воинам в войне с французами. После победы Василию Кузнецову в благодарность за помощь прислали сто рублей. Эти деньги он отдал на строительство сельской церкви. Благодарные односельчане на горе, около села, посадили сад для Василия Кузнецова. До сих пор существует этот сад, который так и называется Кузнецов, в честь бывшего хозяина. Василий Кузнецов вместе с сыновьями и односельчанами выкопали три родника. Вода использовалась для орошения сада.
    Называются родники так: на самом краю сада, недалеко от села, Первый родник, в середине сада, на самой горе, Средненький родничок, а на другом конце сада – Дальний. Сейчас к нему редко кто ходит. А вода во всех трёх родниках замечательная! В Первый родник до сих пор сельчане не только ходят за водой, но и отмечают там праздники. Ученики с классными руководителями проводят экскурсии, летом отдыхают там. Это удивительно красивое место. А в саду в конце лета можно нарвать яблок, груши, торн, шиповник, растёт здесь и вишня, и слива.
    За Первым родником и следят лучше всего, каждый год чистят его, так как во время половодья он затопляется. И что удивительно, вода в роднике ледяная, а никто и никогда от этой воды не простывал. Старожилы села рассказывают, что родниковая вода чудодейственная, волшебная. Действительно, когда мы взяли пробы воды, оказалось, что никаких вредных примесей в ней нет.
    Ученики посвящают ему свои стихи и рисунки.
    Побегу тогда скорей И сейчас источник тот
    К источнику Святому, Жажду утоляет,
    Воды напиться ледяной, И о далеких он годах
    Потом помчаться к дому… Нам всем напоминает…
    Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца.
    А. де Сент-Экзюпери.
    Рядом с Кузнецовым садом был полевой стан, там тоже был родник, правильнее сказать он существует и сейчас, только туда редко кто приходит. Совсем недавно из него брали воду, чтобы приготовить еду для рабочих. Трактористы, комбайнёры и весной, и летом, и осенью с удовольствием пили из него, брали воду, чтобы умыться. И сейчас бывшие механизаторы вспоминают, что родниковая вода придавала им силы, снимала усталость.
    А в начале века, по воспоминаниям старожилов села, это было любимое место влюблённых. Парни назначали свидание своим возлюбленным около родника. А девушки загадывали желания около этого источника, верили, что они сбудутся, действительно, происходило чудо, желания сбывались.
    Ах, родник! Он журчит и сверкает,
    Растекается озерцом,
    А с другой стороны выбегает
    Беспокойным ручьем-удальцом.
    Изливает с водой источник
    Мощь земную. Она – исход:
    Цвет и запах и дня, и ночи,
    Радость, благо – все влагой живет.
    Люди ключ называют жилой,
    А еще именуют живцом.
    Он – основа всего. Он – сила.
    Его гибель грозит концом.
    И пускай он не здесь, а где-то.
    Ведь о добром источнике речь.
    Он начало тепла и света.
    Он живой. Его надо беречь.
    В лесу есть ещё несколько безымянных родников, один из них известен, как Чёрненький родничок. Находится он в Резцовой яме, в глубине леса. Там даже в летний солнечный день всегда тень, поэтому вода в роднике тёмного цвета, отсюда и название.
    А история его появления такова: когда-то давным-давно жила в селе Комаровка семья, как их звали, никто не помнит, а вот об их взаимоотношениях помнят и сейчас. Любила хозяйка в лес по грибы и ягоды ходить. Когда дети маленькие были, по утрам в лес бегала, а выросли, так и на весь день уходила. Хлеба краюху возьмёт с собой, а воды из родника попьёт, который для неё муж выкопал, и кружечки каждый год для неё делал из бересты. И была эта вода для неё самой вкусной. А когда муж умер, она всё к этому роднику ходила, как на встречу с мужем. И сейчас люди говорят, что около этого родника сердце успокаивается.
    Нет ничего милее
    Бродить и думать здесь.
    Излечит, обогреет,
    Накормит русский лес.
    А будет жажда мучить –
    То мне лесовичок
    Средь зарослей колючих
    Покажет родничок.
    Нагнусь к нему напиться
    – И видно всё до дна,
    Течёт вода – водица,
    Вкусна и холодна.
    Был ещё на окраине леса в Карповом овраге родник, который в конце 70 годов, сделав плотину, превратили в озеро. А история возникновения этого родника такова: жил в селе Комаровка зажиточный мужик Карпов, были у него пчёлы. Вот он и вывозил их каждый год в овраг (тогда ещё безымянный), на окраину леса, а воды то не навозишься, он и решил выкопать родник. Вода в роднике была как слёзка. Пойдут девчата в лес за ягодами или грибами, захотят воды испить и говорят: «Надо воды взять в Карповом роднике». Отсюда и пошло это название.
    Родниковая вода считалась самой чистой, целебной и привлекала внимание людей своей особой прозрачностью, прохладой, приятным освежающим вкусом. Про родниковую воду всегда говорят, что она вкусная. Люди бережно относились к таким источникам, придавая им статус “живой воды”, слагая о них сказки, былины, пословицы. Например, монгольская пословица гласит: “Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник”. В наши дни эта пословица звучит особенно актуально. Загрязнив землю и воду, человек ищет новые чистые источники.
    Благополучное существование родника часто зависит от отношения к нему человека.
    К сожалению, к родникам у нас такое же отношение, как к природе вообще: потребительское в лучшем случае и вандализм – в худшем. Доходит до того, что некоторые родники засоряются бытовым мусором.
    Даже теми людьми, которые понимают, что родник — это подарок природы и которые по долгу службы обязаны заботиться о природных объектах, делается очень мало или совсем ничего не делается для улучшения состояния родников.
    От нехватки питьевой воды страдает большая часть населения Земли. Однако та вода, которую используют для питья, не всегда для этого пригодна. Неудивительно, что люди всё больше начинают использовать подземные кладовые воды. Подземные воды – более чистые, чем поверхностные. В этом легко убедиться, сравнив речную и колодезную воду.
    Оздоровление родников – это прежде всего оздоровление души. Ибо родник – это не только вода, это духовность. Воды наших ключей донесут до потомков духовную теплоту тех, кто возродил их к жизни. Серебряные струи источников исцелят больных, придадут силы труженикам, укрепят дух нации. Возрождая родники, мы приобретаем благословение народа.
    Пусть чистые воды родной Земли станут мерилом чистоты наших помыслов. (На занятиях кружка мы писали рассказы, сказки, стихи о родниках, рисовали рисунки: Приложения 1, 2, 3).
    Бегут по земле реки и ручьи, разливаются моря и озера.
    А тебе приходилось пить воду из колодца? Это вода из подземной реки или из чистого, как слеза, подземного озера.
    Бегут в темном подземном царстве ручьи. В их чистой воде не плещутся рыбы, к ним не летят птицы и не идут звери, чтобы напиться вкусной воды. Под землей нет ни рыб, ни птиц, ни животных. И ручейки упорно пробиваются наверх, где светит солнце и где все им будут рады.
    Долго подыскивает чистая струйка место, где можно вырваться из подземного плена. И, наконец, где-нибудь в низинке, где помягче земля, вверх начинает бить маленький фонтанчик. Родник родился!
    В лесной тишине раздается его звонкий хрустальный голос: «Клю! Клю!» Вот почему родник называют и ключом. Он как будто приглашает отведать его студеной чистой воды и послушать его радостную песенку.
    Случится, в солнечный денёк
    Ты в лес уйдёшь поглуше
    – Присядь, в лесу ты на пенёк,
    Не торопись. Послушай.
    Шумит листва. Шуршит трава.
    Не умолкают птицы,
    Родник в траве журчит едва,
    Спеша на свет пробиться.
    Как будто всё поёт вокруг
    Про солнце в поднебесье…
    Послушай, маленький мой друг,
    Не та ли это песня?
    Жил-был маленький Родничок. Долго спал он в своем домике. И вот пришла пора пробудиться и устремиться к свету.
    – Как же я долго спал! – проснувшись, сказал он сам себе. – Нужно мне выйти и познакомиться со своими братьями и сестрами – ручейками. Он выглянул из-под камня, зажмурился, радуясь первому лучику солнца, и побежал навстречу свету.
    Вскоре он встретился с другими ручейками, и они, слившись вместе, стали играть и веселиться.
    Вода Родничка была холодной, быстрой и чистой. Каждый день к Родничку приходили люди: подышать чистым воздухом, посидеть на зеленой травке, послушать стрекот кузнечиков.
    Родничок радовался сам и все вокруг него радовались и веселились.
    Где-то в лесу, в недрах земли, зародился Родничок. Он был еще очень маленький и ни разу не видел света. Когда же он, наконец, пробился сквозь толщу глины и песка, то познал всю красоту и великолепие мира.
    Родничок весело побежал вперед. На его пути стояло много камней, коряг, кочек, но он преодолевал все преграды без труда. Целыми днями пение птиц ласкало слух молодого Родничка, деревья приветливо махали ему своими ветвями. Все вокруг пестрело яркими красками лета.
    Какая красота кругом! Молодые деревца шелестят клейкими листочками. В густой траве пестреют цветы. На голубой глади воды блестят лучики солнца и белеют фарфоровые лилии.
    Родничок заулыбался и побежал к ним на встречу, радуясь тому, что появился на свет.
    Течет у нас один родник
    Названье «Косырёвский».
    Он в души всех людей проник.
    Для всех людей он близкий.
    Все охраняют родничок,
    Берут с него водичку.
    С ним дружит даже светлячок,
    Пьют воду там и птички.
    Он служит всем для пищи
    И поит нас водой,
    И вкус воды насыщен,
    И привкус непростой.
    Богатство моей родины широкой,
    Бесценный самородок из глубинки
    Родник – слеза прозрачнейшего ока.
    В моём краю их семь, они – слезинки.
    Один родник красив и полон тайны,
    Он рос в лесу, и Чёрненьким зовётся.
    Далёкий; и, наверно, неслучайно
    Целебная вода там с шумом льётся.
    Другой живёт в саду, он на вершине,
    Свои раскинул ветви по полянам.
    Его вода чиста, с оттенком синим,
    Она вкусна, и так нужна селянам!
    О третьем ходит слух, что он приносит
    Земных глубин природные лекарства.
    Здоровье к людям с водами возносит
    Подземного таинственного царства.
    Четвёртый – Карпов – самый многоводный,
    Он пасечником создан, предком нашим.
    И сила, и краса воды природной
    Вся собрана в его прекрасной чаше.
    Ещё один родник, в саду он тоже,
    Но только вот внизу вода живая –
    Он весь зарос и ветками обложен,
    Но верю, что он жив! Я точно знаю!
    Известный и полезный для народа
    Родник, живущий с лесом тёмным.
    Один глоток – наполнит вся природа
    Весельем и здоровьем неуёмным.
    А издавна родник здесь появился –
    Большой, и с пресной вкусною водою,
    Из–за него народ здесь поселился.
    И выросло село моё родное!
    Нет слова на Земле для описанья
    Всех вод, что родники несут в подарок.
    Не в силах я сдержать своё признанье –
    Без них не будет мир наш также ярок.
    Во времена нашествия татар на Русь весь народ поднялся на борьбу с врагами. В низине находился родник, из которого вытекала чистая, как слеза, прохладная вода.
    Воины устремились к роднику, чтобы напиться и набрать воды. Был приглашен священник, который отслужил панихиду и освятил родник. Воды хватило на всех: она струилась из-под горы и образовывала небольшой лесной ручей. Ополчение отдыхало несколько часов и вновь направилось к Москве. После же победы православная церковь освятила это место, поскольку родник словно дал добрый знак победы над татарами. Народ прозвал это место “Святым источником”, и вот с тех пор все молодые и пожилые жители не забывают Святое место, приходят попить, умыться, набрать воды.
    Влюбленные же, приходящие сюда, обязательно спускаются по тропинке в низину, к роднику.

  3. Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Бутырская основная общеобразовательная школа»
    Муниципальный конкурс сочинений, посвящённых
    Дню флага Белгородской области
    Сочинение
    Живи, родник, живи!
    Автор:
    Юдаева Анна,
    ученица 9 класса
    Руководитель:
    Яцкина Е.А., учитель
    русского языка и литературы
    Бутырки 2012
    Живи, родник, живи!
    Нам отцы завещали эту землю в цвету,
    Эти дивные дали, родников чистоту.
    Потому так прозрачна бьёт в кринице вода
    То сердец их горячих –
    Чистота, чистота.
    А.Дедов
    Сколько всего замечательного создано природой! Но, наверное, самое удивительное – родники. Что же такое родник? Если обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, то увидим, что автор даёт такое определение слова «родник»: «ключ, бьющая из земли водяная жила, криница, водничек, место рождения ключа. Ключ же – это источник, отпирающий недра земли». Казалось бы, просто источник, бьющий из земли, но сколько людей дорожат им не только как уникальным творением природы, но и как историческим, духовным наследием своего края. Наверное, всё дело в воде, ведь издавна вода была символом жизни. Наши предки величали воду матерью всего живого, царицей природы. Издавна родники считали глазами земли и относились к ним с любовью и уважением. В старину загрязнять воду источников считалось большим грехом, так как источник – это глаз Божий. Воду в родниках принято освящать с давних времён. Святой водой окропляли дома. Она обладала целительными свойствами, поэтому её давали пить больным людям, и она действительно исцеляла. «Чист, как родник» говорили о честных людях.
    Не счесть больших и малых родников на Белгородчине. Богата ими и валуйская земля. И не случайно в стихах местных поэтов мы находим замечательные строчки, посвящённые родникам. В качестве эпигрфа я взяла строки из стихотворения нашего земляка А.Дедова. Другой валуйский поэт И.Ходеев так пишет в своём стихотворении:
    Я с детства запомнил
    родник небольшой
    Он смело бурлил
    под горою крутой
    Родник со студёною
    чистой водою.
    Навеки он в сердце
    остался со мною.
    ………………………………….
    Родник этот
    Родины милой частица.
    А в стихотворении Б.Ковтуна есть такие строки:
    Попробуй, поставь
    На колени народ!..
    А воду с колен
    Родниковую пьёт!
    Мне кажется, что у каждого из нас есть свой родник, к которому мы привязаны душой с детства. Именно к нему мы будем возвращаться снова и снова как к источнику жизненных сил, в поисках духовной поддержки. Для жителей сёл Бутырки и Вериговка таким местом стал родник «Вериговский». Без сомнения, родник «Вериговский» – это наше достояние, наша гордость. Кто-то может усомниться: что в нём особенного, чем он отличается от других? Такой же бьющий из земли источник. Но это не так! У каждого источника есть своя история. Само расположения родника уже значимо. Он находится напротив полуразрушенного моста, построенного из брёвен церкви, стоявшей там до Великой Отечественной войны. По рассказам старожилов села Вериговка, родник здесь забил почти сразу после разрушения церкви, тем самым став её духовным преемником.
    Как всё живое на Земле, родники требуют заботы и внимания. Без человеческой любви и деятельного участия они могут иссякнуть. Кто знает, как в будущем сложилась бы судьба нашего источника, если бы в 2001 году в Белгородской области не был объявлен конкурс по обустройству родников «Живи, родник, живи!». В рамках этой акции было обустроено больше сотни источников, в том числе и наш. Гордостью и красой Валуйского района стал родник «Вериговский», обустроенный в 2002 году коллективом ОАО «Белгородэнерго» и занявший первое место среди обустроенных родников области. Архитектурное решение памятника природы воплотило в себе эстетичность, культуру и духовность. Рядом с родником воздвигнута ротонда в честь Святого мученика Евгения. Здесь же была построена купальня, освящённая в честь новомучеников белгородских. Обряд освящения совершил Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. На Белгородчине появилось ещё одно место паломничества – к освящённому источнику. Теперь в дни православных праздников у освящённого источника собираются жители близлежащих сёл. Особенно многолюдно бывает здесь в день Крещения Господня.
    В нашей школе разработаны туристические тропы по родному краю. Я принимала участие в подготовке социального проекта «Туристическая тропа: «Живи, родник, живи»». Цель этого проекта заключалась в том, чтобы показать людям ценность родника, подаренного нам природой. Эта работа стала победителем муниципального этапа конкурса исследовательских работ в номинации «Социальные проекты». Ученики нашей школы продолжают работу по благоустройству территории вокруг комплекса, высаживая деревья и ухаживая за ними.
    Завершить своё сочинение я хотела бы строчками, родившимися в моем сердце:
    Звенит родник, и солнышко смеётся
    В лучах сияет купол золотой.
    Был классик прав: мир красотой спасётся.
    И щедростью своей. И добротой.

  4. Гоноченко Юлия Витальевна, 12 лет, Республика Адыгея Майкопский район МБОУ СОШ №8
    Склярова Нина Андреевна учитель русского языка
    Давным- давно на левом берегу речки Шунтук поселился веселый русоволосый парень.Он расчистил родник,построил хату и остался здесь жить.Каждый,кто проходил или проезжал мимо,останавливался отдохнуть , испить холодной вкусной воды и поговорить с хозяином. А звали его Тарантей. Любил он поговорить , посмеяться и угостить путников квасом из диких груш и яблок. Вода в роднике не замерзала даже в лютые морозы. Она била из-под большого плоского камня с такой силой,что, вырываясь из глубины,шипела и пенилась.Казалось,что она,как и Тарантей ,спешит сообщить какую-то важную новость.Струя вымыла небольшое углубление .Получилось глубокое озерцо,на дне которого сквозь толщу воды переливались разноцветные камешки.Вода в роднике всегда была чистой и прозрачной. Мало – помалу вокруг этого места стали селиться люди.И уже через некоторое время жители небольшого хуторка собирались у родника.Одни торопились воды набрать ,другие- коня напоить. Женщины полоскали белье,разбрасывая белые рушники и простыни по озерцу.А они,увлекаемые течением,кружили на поверхности,как сказочные птицы. Летом мальчишки ныряли в холодную воду,визжали и плавали “по- лягушачьи”. Шли годы .Состарился и умер Тарантей.Хутор разросся,рядом появился поселок ВИР. А родник жил и поил всех вкусной водой. Только называться он стал” Карандеевский”. Люди построили насосную станцию,и побежала вода по трубе в соседние поселки. Пили ее в домах,школах,больнице,на колхозном току и хвалили:”Чудо водица!” Решили люди расчистить место вокруг родника,огородить его забором.Но во время работы бульдозер сдвинул камень,из-под которого била вода. И ,словно обидевшись на людей,которые потревожили его покой,родник стал иссякать. Высохло и озеро. И люди забыли о нем. И остался родник один.Вокруг него – железная ограда.Чья-то заботливая рука посадила цветы и деревья.И лишь тоненький ручеек бежит и поет песенку в тишине. Редкий путник ,проходя мимо,остановится ,опустит ладони в воду и вспомнит про Тарантея. А я люблю бывать здесь.Если лечь на землю и приложить ухо к плите,из-под которой бежит ручеек,то услышишь глухое ворчание.Это голос родника. Значит,он жив! Он ждет,что его выпустят на свободу!

  5. Исследовательская работа педагогаРодники нашего детства
    Автор: Портянова Наталья Павловна, педагог дополнительного образования, педагог – организатор МБОУДОД ДДТ станицы Ярославской.

    Описание материала: В своей статье представляю небольшое краеведческое исследование. Оно включает в себя как природное богатство нашей станицы – родники, так и знакомство со старожилами, изучение состава воды, объяснение значения воды в православном христианстве. Материал носит познавательный характер. Он может использоваться как педагогами в дополнительном образовании, так и учителями на уроках по Кубановедению, окружающему миру, природоведению, родителями для детей 8 – 12 лет, с целью знакомства с водными ресурсами станицы и сохранения природных богатств малой родины.
    Родники нашего детства
    Мы все родом из детства. А детство наше – это малая родина. Тропинки, поля, луга, речка, родники, история и замечательные люди! Это все окружает нас в детстве, питает, растит! Благодаря этому мы любим свой край, свою станицу.
    «Он без рук, он без ног
    Из земли пробиться смог,
    Нас он летом в самый зной,
    Ледяной поит водой»
    Речь идет о роднике. На территории нашей необъятной Родины располагается огромное количество родников и источников. Вода из источников обладает целебными свойствами. В старину существовало поверье, что, напившись родниковой воды, человек способен почерпнуть силу самой земли. Вода из родника доходит к нам в своей первозданной природной форме, она живая! Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды. Из воды состоят все живые растительные и животные существа. На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Он использует ее для питья и пищи, для умывания. Для человека вода является более ценным природным богатством, чем уголь, нефть, газ, железо, потому что она не заменима. Не зря наши предки свои жилища располагали вблизи родников и рек.
    Так наша станица Нижне – Фарсская, а затем Ярославская, была основана у слияния двух рек – Фарс и Псефирь. «Родников серебряных и не счесть – это все в станице нашей есть». Одна из улиц станицы стала называться Серебряной. Северо-восточная часть станицы особенно богата родниками. Родниковая вода чистая и холодная. На небольшой территории бьют ключом пять родников! Позже возле трех родников были устроены колодцы. Такое количество родников предполагало удобное ведение хозяйственной, огородной и садовой деятельности. Это была густо – населенная часть станицы, отличающаяся хорошим индивидуальным урожаем.
    Холодные воды родников, а зимой и большое количество льда помогало работе молочного завода, на котором перерабатывали молоко с молочнотоварных ферм не только станицы Ярославской, но с ближних станиц – Махошевской, хутора Ворошилова и Новотроицкого. Молзавод находился на улице Ворошилова (ныне улице Восточной) и воду туда возили в начале, в бочках и на лошадях, а потом на машинах.
    Лучшая и самая вкусная вода – в родниках, бьющих из-под земли. К родникам всегда было особое отношение – их считали глазом Божьим. В православной христианской культуре вода тоже считается особым веществом. Ведь сам Иисус Христос принял Крещение в Иорданских водах. В Праздник Богоявления все воды на планете приобретают особое качество, и оказывают лечебные действия. Кузькина Анна Яковлевна 1926г. р., старожил нашей станицы рассказывает, что сильно больные люди в прежние времена на Господнее Крещение окунались в реку Фарс трижды с головой, а затем укутывались в тулупы и хворь отступала. Все православные люди принимают таинство крещения водой. Во время Водосвятных молебнов батюшка всех окропляет водой. Вода способна нести информацию. Когда читается молебен о здравии, вода « запоминает», и, попав на тело человека или во внутрь не зримо поправляет здоровье. А сколько Святых источников на необъятных просторах России! Они помогают страждущим, и прибегающим к помощи Господа и Святых. В шести километрах от станицы Ярославской в станице Махошевской есть Святой родник в честь Казанской Божией Матери. Он освящен монахами, живущими возле родника. Здесь проходят Литургии в праздники, посвященные Пречистой Деве Марии. Этот источник находится в лесу. Здесь необычайно красиво в любое время года. Когда попадаешь к роднику, то сердце наполняется особыми чувствами.
    Вода может дарить жизнь, радость и здоровье. В прежние времена ни когда не говорили «пошла за водой», а только «пошла по воду». Потому что считалось, что если «пошла за водой», то есть забирать воду, то и вода могла исчезнуть. Одним из тяжких преступлений признавалось уничтожение родников и колодцев – проклятие падало на человека, его семью и потомков. Раньше родники тщательно оберегались: следили, чтобы в воду не попадал мусор, украшали место вокруг них. К сожалению, современная жизнь, центральное водоснабжение привело к тому, что родники забросили, эти чудесные кладовые воды стали не столь востребованы. Разве можно сравнить родниковую воду и воду из-под крана? Вкусовые качества родниковой воды по истине божественны!
    1. Родниковая вода не хлорируется, не озонизируется, в неё не добавляются добавки.
    2. Естественная фильтрация слоями грунта позволяет ей полностью сохранить свои природные свойства.
    3. Родниковая вода насыщена кислородом.
    4. Родниковую воду не нужно подвергать кипячению, она ЖИВАЯ!
    Родниковая вода с каждым глотком воды наполняет наш организм исключительно полезной живой водицей!
    Народ наш мудр, он слагал много пословиц и поговорок.
    Родник-это ключ, бьющий из-под земли.
    Родник-начало реки.
    Чтоб здоровье укреплять – нужно к родникам дорогу знать.
    Много песен сложено о родниках. И вот одна из них « Живи, родник, живи». СловаВ. Добрынина, музыка В. Дюкова, в исполнении Сергея Беликова прозвучала в концертной программе в ст. Ярославской в 1986году.
    Поет день и ночь в сторонке родной
    Заветный родник лесной
    И нет холодней, и нету вкусней
    Воды во Вселенной всей.
    Я помню в жаркий день июля
    Земля ручьем звеня,
    Как будто ковш мне протянула,
    Чтоб напоить меня.
    Припев:
    Живи, родник, живи, родник моей любви
    Любви к земле родной, к земле навек родной.
    Живи, родник, живи, родник моей любви
    Любви к земле родной, к земле навек родной.
    Вода родника – живая вода
    Она как любовь чиста.
    Пусть струйка тонка, тонка и легка,
    С неё началась река.
    А мне всегда родник бессонный
    Слышен в любой дали.
    Словно звучит с глубин бездонных
    Голос родной Земли.
    У мамы руки, словно крылья птицы,
    Что вынесли все тяготы судьбы.
    Она их прячет под передник и стыдится
    Набухших вен, морщин и худобы.
    Не угомонные, усталые до дрожи,
    Привычные к ухватам и печам,
    В пигментных пятнах, с побледневшей кожей,
    И с болью в каждой жилке по ночам.
    Они бывали в копоти и пыли,
    Хлестали их и ветры, и дожди.
    Те руки защищали и хранили,
    И прижимали в горестях к груди.
    В них радость встреч и давние печали,
    Тепло от солнца, щедрость от земли.
    Они ничто себе не забирали,
    Они всю жизнь давали что могли.
    И я кладу поклоны поясные
    Твоим рукам, моя родная мать.
    Не надо прятать их, они святые,
    С них руки Богородицы писать!
    В результате проведенная работы, обучающиеся познакомились с родниками на улице Серебряной станицы Ярославской, встретились с жителями, выяснили, какую роль в прошлом играли родники. Изучение состава воды тоже было интересным этапом в исследовательской работе. Поэтому такой вид деятельности у ребят вызывает необходимость заботиться и сохранять родники сегодня.

  6. Сочинение
    « Поклонение Большому роднику»
    Я родилась и живу в красивейшем русском селе Коржевка. Наше село окружено живописными лесами. Я очень люблю природу нашего края – мою малую Родину. В своём сочинении я хочу рассказать о родниках, которые есть в нашем селе и за околицей. Испокон веков родники были священным местом для каждого верующего и неверующего, для любого жителя земли. В селе Коржевка есть много родников: Бездённый, Безымянный, Елшанка, Зайчик, но самый главный-это Большой родник, ему более трёхсот лет. Некоторые исследователи считают, что есть точки на земле, которые являются сами по себе целительными – из-за особо активных магнитных процессов. В первую очередь, это относится к холмам, возвышенностям. Так и наш родник вытекает из возвышенности. Это прозрачная, звонкая и вкусная вода попадает в проложенную трубу, а из трубы попадает в жолоб. Старожилы говорят, что вода в этом роднике целебная. Тот кто пьёт эту живительную воду прямо из родника, у того никогда не заболит горло. Мне рассказывала моя бабушка, что в засушливое лето, верующие жители села совершали крёстный ход. Они шли от начала села к роднику за иконой и обратно. Чаще всего использовали чудотворные иконы- «Казанская Божия Матерь» и «Николая Чудотворца».Почти все женщины села в прошлом веке, а некоторые и по сей день ходили на родник и в дождь, и в снег, и мороз полоскать бельё. Каждая подошедшая женщина к роднику обязательно говорила: «Беленько Вам»- тем кто уже полощет.19 января на «Крещение Господне» у родника очень многолюдно. Сельчане идут за святой водой. Ровно в полночь местные старушки -верующие, читают молитвы и освещают воду. После этого обряда каждый кто пришёл набирает себе этой благодатной влаги в разные ёмкости. Многие из пришедших здесь умываются, пьют эту живительную воду, не боясь что заболеют. Издревне и по сей день святой водой лечат людей, детей и даже домашних животных. Родники – это бесценный дар природы, который нужно хранить, как зеницу ока.

  7. ГАБДУЛЛИН РАНИЛЬ
    РОДНИК МОЕЙ ЗЕМЛИ – БЕСЦЕННЫЙ НАШ РОДНИК
    Я родился и живу в селе 2 –Имангулово. Одним из достопримечательностей нашего села является родник, который расположен недалеко от села, у подножия горы. В 2009 году на 90-летие села благоустроили его территорию: улучшили подступы к роднику, почистили русло, изготовили и установили беседку, освещение. Все эти мероприятия проводились для того, чтобы люди слушали звуки природы, журчание родниковой воды, чтобы односельчане беседовали друг с другом, сидя в беседке, и наслаждались чистейшей  прохладной водицей  в жаркие знойные дни.
    Однако вместо того чтобы любоваться этой красотой и поддерживать чистоту и порядок, мы с вами разбили освещение, допустили бродящий скот на водопой, начали ломать  беседку. Сегодня,  оказавшись у родника,  можно увидеть только разбросанный мусор, разбитые бутылки из- под напитков и запачканную беседку. Изначально, я уверен, цель благоустройства была не в том, чтобы довести нашу достопримечательность до печального состояния.
    Сейчас перед тем как водить гостей на родник, нужно задуматься, что же там увидят: красоту родника или бескультурье жителей села. А ведь наш родник утолял жажду в жаркие дни, согревал своим теплом в зимние морозы наших дедов и прадедов. Благодаря их отношению к роднику сегодня он жив.
    Но сможем ли мы оставить своим потомкам наш родник, который был свидетелем заселения нашего села?
    Я обращаюсь к вам, имангуловцы и гости села, давайте все вместе начнем следить за порядком на территории родника. Если увидите младших, объясните, старших – попросите. Тогда я уверен, результаты будут. Начнем с родника, а там…

  8. Эссе
    Живой струею бьёт родник, мечтам здесь нашим сбыться,
    Здоровьем, радостью, теплом готов он поделиться!
    Всем предлагает он испить чудесной влаги чашу,
    Готов  всегда родник святить дорогу жизни чашу!
    Родники надежды…
    Я очень долго не могла начать свое эссе. Мысли, как говорят, роем вертелись в голове, и никак не появлялась та, которая стала бы первой.
    Необозримая ширь наших полей. Развесистые зеленые сосны. Разливы рек. Степей необъятный простор. Смотрю в ясное голубое небо.  Сижу у прохладного родника. Это –  моя Родина.
    Руки матери. Ее песни у моей  колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже моя Родина! Слышу журчание родниковой воды и оттуда еле слышно доносятся тихие слова: родина, родник, родство, рождение, родимый,  родительский, родинка и народ… Это слова одного корня.  Ведь призвание учитель есть призвание высокое и благо – родное. Вслушайтесь – благо – родное! Почему же я назвала своё эссе – родники надежды?
    Когда-то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики или маленькие роднички. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.
    Я постоянно задумываюсь, как сделать, чтобы пребывание детей в школе – интернат стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать.
    Теперь в школе меня ждут 16 моих детей,  мои шестиклассники. Они  прибегают ко мне – кто попить водички, кто  отдать телефон и деньги на хранение, а кто просто поговорить по душам.  Мои дети.  И я стараюсь успевать за своими маленькими, потому что они хотят сделать все – и математический кружок, и кружок хореографии, и музыкальную школу, и шашки – шахматы, и волейбол  с футболом. А я за ними бегом. И это здорово!  Я успею за своими маленькими. Ведь вокруг так много интересного!
    Как большая река начинается с маленького родничка, так и моя воспитательная работа  стала  тем родником, который даст каждому ребенку правильные понятия для слова «семья», покажет сущность семьи,  необходимость  друг другу. Для тех, кто провел свое детство в стенах школы-интернат, создание собственной семьи становится едва ли не самой заветной мечтой. Наши социальные сироты лишены самого главного в жизни – любви и заботы родителей, понятий «теплый родительский дом», «дружеские взаимоотношения семьи»…
    Главное средство моей воспитательной работы –  это  содружество детей и взрослых, связанных едиными целями и задачами, гуманными отношениями. Поступающие к нам в школу-интернат дети, чаще всего сироты при живых родителях. Они были свидетелями   недостойного поведения взрослых,  испытали голод и нищету.  Многие  дети не считают, признанные в обществе отрицательные явления: курение, попрошайничество, воровство, жестокость по отношению друг другу, чем-то отрицательным. И вот этих ребятишек нам необходимо вернуть в нормальное русло жизни, научить заботиться о себе и  о других, привить навыки и умения, которые пригодятся им в будущем. Доброе в человеке заглушить легче, чем дурное. Дурное так и лезет в глаза всем. А хорошее надо еще увидеть, разглядеть, да все время ухаживать за ним, чтобы не увяло, не засохло, не пропало в человеке! Пропалывать надо, очищать от сорняков. И в первую очередь мы, классные руководители, должны воспринимать лучшее, что есть в детях, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. Если раньше я часто спрашивала себя что для меня важнее научить ребенка или воспитать, то теперь я уверенно знаю главное научить детей верить в себя и сделать все, чтобы детям было интересно в школе – интернат.
    Для чего я живу? Что мне  дорого, что важно, без чего я  не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы. Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.    Наверное, это и есть  моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю классным руководителем, я – классный руководитель. Мне нравится быть педагогом. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.
    Каждый день я прихожу к своим ученикам, общаюсь с ними, делюсь своими мыслями и опытом. Полностью вкладывая все свои знания и умения, стараясь оставить свой след в воспитании подрастающего поколения, стремлюсь вместе со своими учениками открывать новое в обыденном, глубокое в простом, удивительное в скучном. Только так можно найти путь к раскрытию способностей ребенка.
    Мой класс, мои ученики, моя школа – это чудесный родник, в котором есть свои характерные хрустальные капельки, микроклимат, развитие.
    Я как классный руководитель, стараюсь, прежде всего, открыть в учениках то, что им пока неизвестно, накопить какой-то опыт.
    Мои основные педагогические задачи и принципы:
    вселять веру в себя, быть во всем примером для детей;
    радоваться успехам своих учеников;
    уметь правильно оценивать внутренне состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;
    не искать легкого пути в общении с детьми, находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
    уметь извиняться, если ты не прав, иметь авторитет среди детей;
    не иметь любимчиков, любить всех и каждого в отдельности, уметь вселять в ребенке уверенность, стимулировать к самосовершенствованию.
    Мой девиз: «Самое интересное и ценное в этом мире – человеческая личность».
    Каждый день начинается для меня детской радостью. Мы все делаем для того, чтобы дети были счастли вы. И при виде радостных, безмятежных детских лиц мое сердце наполняется удовлетворением. Но вместе с ним почему-то закрадывается и тревога.
    Меня тревожит вопрос: зажигает ли наш родник люб ви к детям ответные ручейки благодарности в их сердцах? Чувствует ли ребенок, что блага его жизни — результат большого труда родителей, заботы многих «не родных», но любящих его людей? Ведь без них, без их труда и забот он просто не мог бы жить на свете. Но как часто ему это и в голову не приходит!
    Детство должно стать для ребенка естественной шко лой сердечности. Это одна из самых сложных и тонких воспитательных задач семьи и школы.
    За годы работы я прочно усвоила главное правило поведения: нужно вести себя так, чтобы ученик был уверен, что его любят. Эти мысли из сегодня будут завтра вести меня  к порогу моей школы. И я снова буду сдавать экзамен «на  классного руководителя» перед своими ребятами. И снова, как всегда, со мной будут моя прямота в словах и поступках, обдуманность, решительность в действиях, благодаря которым может состояться Учитель, несущий знания детям.
    Второй мой шаг – создание в коллективе такой среды, в которой каждый чувствовал бы себя комфортно, чтобы ребенок был уверен, что он необходим, что его всегда здесь примут таким, каков он есть, и постараются понять со всеми его проблемами. Каждый ребенок должен знать, как и где он может быть лучшим. А дальше я пытаюсь выстроить такую систему, которая позволит каждому попробовать себя в разных делах и найти то, что  необходимо ему. Кто-то успешно будет выступать на олимпиадах, кто-то будет петь в школьном ансамбле, кто-то перспективно играть в футбол.  У каждого есть право выбора своей дороги. И это главное!
    Душа ребенка – это как мозаика, состоящая из многих частичек, которую учитель должен собрать в одно целое. Ведь если после звонка ребята со мной, а не бегут “сломя голову” в коридор, если после занятий они приходят ко мне поделиться своими проблемами, значит, все нормально, значит, мы слышим друг друга, значит, есть оно – содружество.
    Но чем мне нравится моя профессия?   Нравится  тем, что я   НУЖНА.
    Нужна своим ученикам. Каждый день, каждый час…  Приходишь в класс, а тебе с ходу начинают рассказывать новости, порой забывая поздороваться; тебя всегда осмотрят и заметят твое настроение, возможно, сделают замечание – мы все живые люди!
    Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне  самое  дорогое – своих любимых детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.  Я не боюсь спрашивать совета у родителей, подумаем вместе.
    Нужна коллегам, у которых часто спрашиваю совет, просто делюсь наболевшим и раскрываю свои секреты «педагогической кухни», с которыми вместе ежедневно выполняю свою работу, такую непростую, но такую нужную!  У нас замечательный  и дружный коллектив.
    Для моих учителей – коллег слова, которые я приведу ниже, не просто слова, это их и мое педагогическое кредо, без которого я не вижу смысла в нашей учительской работе.
    «Мне послан ребенок. Это дорогой мой гость. Я благодарна ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я. Это нас объединяет, – мы есть, мы – живые люди. Он такой же, как и я, он – человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди. Я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка. Я охраняю его детство. Я понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и я благодарна ему за то, что он есть».
    Что будет завтра? Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников. Я как учитель буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к учащемуся. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в школе, обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни.
    В качестве заключения, хочу напомнить еще одну истину Паоло Коэльо: «У человека всегда есть всё, чтобы осуществить свою мечту!»
    Быть классным руководителем – это мой Путь! Я еще не прошла этот путь до конца. Я только остановилась, чтобы оглянуться назад…. Я верю в своё назначение, верю, что мои  занятия жизни будет продолжать сама жизнь. Я счастлива, тем, что   обладаю великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.
    Я люблю родник надежды и родниковую воду… Я верю и надеюсь, что мой родник надежды затронет тонкие струны детских душ, они зазвучат как единая мелодия большой реки…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *