Сочинение на тему роль эпизода экзамен митрофанушки

2 варианта

  1. 1
    Текст добавил: Самый Неуловимый

    В чем заключается комизм ‘экзамена’, устроенного для Митрофана?
    Правдин (Митрофану). А
    далеко ли вы в истории?
    Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять
    земель, за тридесято царство.
    Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
    Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
    Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же,
    сам охотник слушать.
    Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу
    Хавронью.
    Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
    Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
    Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
    Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и
    показать.
    Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
    Г-жа Простакова (Правдину ). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
    Правдин. География.
    Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
    Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
    Г-жа Простакова (Правдину ). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай
    милость, какая это наука-то, он ее и расскажет,
    Правдин. Описание земли.
    Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
    Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось
    ехать, так знаешь, куда едешь.
    Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело.
    Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня
    туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то
    вздор, чего не знает Митрофанушка.
    Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма
    утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
    Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою
    был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а
    умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда,
    бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и
    что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука
    ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю:
    покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду.
    А! каково это??
    Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую
    блаженную кончину.
    Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу
    Фалелеича, О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого
    слышать не хотел: а какова была голоушка!
    Правдин. Что ж такое?
    Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце
    разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки,
    забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю
    к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу
    навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от
    такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь,
    спросил только, целы ли во-рота?
    Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком;
    однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
    Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом
    крепколобы.

  2. Комедия Д. Фонвизина «Недоросль» – одно из тех произведений, которые вызывают самые разные чувства: те сцены, которые вначале вызывали смех, затем кажутся очень грустными.
    На первый взгляд смысл ясен: высмеивается необразованность, праздная, ленивая жизнь. Такую жизнь ведёт герой пьесы Митрофан в имении своей матери, для которой он – свет в окне и которая хочет оградить его от всех трудностей.
    Однако всё намного сложнее. Вечером в доме Простаковой происходит знаменитый экзамен Митрофанушки, когда матушка хочет показать приехавшему Стародуму, как выучился её сынок.
    При всём этом автор показывает, что сам Митрофанушка по-своему умён, остроумен. Разве не надо обладать остроумием, чтобы сказать, что дверь – это прилагательное, «потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна» . Однако эти качества героя никому не нужны, и тем печальнее его бесперспективность в такой пустой и глупой среде, которая царит в доме Простаковой. Чему мог научить молодого человека, например, немец Вральман? А знания героем истории – это истории, которые рассказывает скотница Хавронья.
    Этим вечером выясняется и то, какого будущего желает Простакова своему сыну. Простакова, утверждая, что «без наук люди живут и жили» , приводит в пример своего покойного батюшку, который не знал грамоты, но «челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтобы из сундука ничего не вынуть» . Чем не скупой рыцарь? Или не царь Кощей, который «над златом чахнет» ? Но когда мать ставит такую жизнь в пример своему сыну, становится страшно. И далее: «Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду» . Это будущее Митрофанушки? Такого будущего желает ему мать?
    И смех при таких мыслях стихает.
    После этого вечера Стародум восклицает: «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят ещё и деньги невеждам-учителям?» .
    В конце комедии решается участь Митрофана: «Пошёл-ка служить» , – говорит ему Правдин. «По мне, куда велят» , – отвечает на это Митрофанушка, махнув рукой (как сказано в ремарке автора) . Что это? Потеря всякого интереса к жизни? Равнодушие к своей судьбе? А, может, всё-таки герою дан шанс?
    Ответить на этот вопрос предстоит зрителям и читателям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *