Сочинение на тему роль эпизода экзамен митрофанушки
2 варианта
В чем заключается комизм ‘экзамена’, устроенного для Митрофана?
Правдин (Митрофану). А
далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять
земель, за тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же,
сам охотник слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу
Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и
показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину ). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину ). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай
милость, какая это наука-то, он ее и расскажет,
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось
ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело.
Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня
туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то
вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма
утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою
был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а
умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда,
бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и
что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука
ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю:
покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду.
А! каково это??
Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую
блаженную кончину.
Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу
Фалелеича, О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого
слышать не хотел: а какова была голоушка!
Правдин. Что ж такое?
Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце
разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки,
забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю
к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу
навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от
такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь,
спросил только, целы ли во-рота?
Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком;
однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом
крепколобы.
Комедия Д. Фонвизина «Недоросль» – одно из тех произведений, которые вызывают самые разные чувства: те сцены, которые вначале вызывали смех, затем кажутся очень грустными.
На первый взгляд смысл ясен: высмеивается необразованность, праздная, ленивая жизнь. Такую жизнь ведёт герой пьесы Митрофан в имении своей матери, для которой он – свет в окне и которая хочет оградить его от всех трудностей.
Однако всё намного сложнее. Вечером в доме Простаковой происходит знаменитый экзамен Митрофанушки, когда матушка хочет показать приехавшему Стародуму, как выучился её сынок.
При всём этом автор показывает, что сам Митрофанушка по-своему умён, остроумен. Разве не надо обладать остроумием, чтобы сказать, что дверь – это прилагательное, «потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна» . Однако эти качества героя никому не нужны, и тем печальнее его бесперспективность в такой пустой и глупой среде, которая царит в доме Простаковой. Чему мог научить молодого человека, например, немец Вральман? А знания героем истории – это истории, которые рассказывает скотница Хавронья.
Этим вечером выясняется и то, какого будущего желает Простакова своему сыну. Простакова, утверждая, что «без наук люди живут и жили» , приводит в пример своего покойного батюшку, который не знал грамоты, но «челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтобы из сундука ничего не вынуть» . Чем не скупой рыцарь? Или не царь Кощей, который «над златом чахнет» ? Но когда мать ставит такую жизнь в пример своему сыну, становится страшно. И далее: «Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду» . Это будущее Митрофанушки? Такого будущего желает ему мать?
И смех при таких мыслях стихает.
После этого вечера Стародум восклицает: «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят ещё и деньги невеждам-учителям?» .
В конце комедии решается участь Митрофана: «Пошёл-ка служить» , – говорит ему Правдин. «По мне, куда велят» , – отвечает на это Митрофанушка, махнув рукой (как сказано в ремарке автора) . Что это? Потеря всякого интереса к жизни? Равнодушие к своей судьбе? А, может, всё-таки герою дан шанс?
Ответить на этот вопрос предстоит зрителям и читателям.
В чем заключается комизм ‘экзамена’, устроенного для Митрофана?
Правдин (Митрофану). А
далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять
земель, за тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же,
сам охотник слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу
Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и
показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину ). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину ). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай
милость, какая это наука-то, он ее и расскажет,
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось
ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело.
Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня
туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то
вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма
утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою
был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а
умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда,
бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и
что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука
ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю:
покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду.
А! каково это??
Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую
блаженную кончину.
Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу
Фалелеича, О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого
слышать не хотел: а какова была голоушка!
Правдин. Что ж такое?
Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце
разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки,
забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю
к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу
навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от
такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь,
спросил только, целы ли во-рота?
Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком;
однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом
крепколобы.
Комедия Д. Фонвизина «Недоросль» – одно из тех произведений, которые вызывают самые разные чувства: те сцены, которые вначале вызывали смех, затем кажутся очень грустными.
На первый взгляд смысл ясен: высмеивается необразованность, праздная, ленивая жизнь. Такую жизнь ведёт герой пьесы Митрофан в имении своей матери, для которой он – свет в окне и которая хочет оградить его от всех трудностей.
Однако всё намного сложнее. Вечером в доме Простаковой происходит знаменитый экзамен Митрофанушки, когда матушка хочет показать приехавшему Стародуму, как выучился её сынок.
При всём этом автор показывает, что сам Митрофанушка по-своему умён, остроумен. Разве не надо обладать остроумием, чтобы сказать, что дверь – это прилагательное, «потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна» . Однако эти качества героя никому не нужны, и тем печальнее его бесперспективность в такой пустой и глупой среде, которая царит в доме Простаковой. Чему мог научить молодого человека, например, немец Вральман? А знания героем истории – это истории, которые рассказывает скотница Хавронья.
Этим вечером выясняется и то, какого будущего желает Простакова своему сыну. Простакова, утверждая, что «без наук люди живут и жили» , приводит в пример своего покойного батюшку, который не знал грамоты, но «челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтобы из сундука ничего не вынуть» . Чем не скупой рыцарь? Или не царь Кощей, который «над златом чахнет» ? Но когда мать ставит такую жизнь в пример своему сыну, становится страшно. И далее: «Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду» . Это будущее Митрофанушки? Такого будущего желает ему мать?
И смех при таких мыслях стихает.
После этого вечера Стародум восклицает: «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят ещё и деньги невеждам-учителям?» .
В конце комедии решается участь Митрофана: «Пошёл-ка служить» , – говорит ему Правдин. «По мне, куда велят» , – отвечает на это Митрофанушка, махнув рукой (как сказано в ремарке автора) . Что это? Потеря всякого интереса к жизни? Равнодушие к своей судьбе? А, может, всё-таки герою дан шанс?
Ответить на этот вопрос предстоит зрителям и читателям.