Сочинение на тему роль личности в обществе

9 вариантов

  1. Текст из ЕГЭ

    (1) История не безлика. (2) На её страницах высечено немало имён, память о которых переживает века, десятилетия. (З)Это — имена героев. (4) Во все времена люди почитали героев. (5) Они были национальной гордостью народов, о них передавались из поколения в поколение предания, складывались легенды. (б)Тысячи и тысячи фолиантов на множестве языков мира живописуют дела, свершения героических личностей. (7) Именами героев названы улицы и площади, им посвящаются экспозиции в музеях, о них поют песни и слагают стихи. (8) При поверхностном рассмотрении может сложиться впечатление, что только великие люди — герои истории — вершат её дела. (9) На протяжении столетий этот взгляд на роль выдающихся личностей, героев среди толпы, был господствующим. (10) Такие воззрения на роль героев в человеческой истории «обосновывались» и теоретически. (11) Английский мыслитель Томас Карлейль в книге «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждал, что всемирная история есть, в сущности, история великих людей. (12) По его мнению, тот герой, который обладает чертами жестокости, беспощадной властности и решимости применить силу, способен играть мессианскую роль в истории.
    (13) Русский социолог Николай Михайловский в своей работе «Герой и толпа» писал, что герой — главный творец истории. (14) Современная жизнь, утверждал он, опустошает сознание людей и парализует их волю, в результате чего массы превращаются в «толпу». (15) И только «герой» способен поднять и увлечь её на подвиг или преступление.
    (16)Подобные взгляды, выражающие суть теорий «элит», «лидеров», в закамуфлированной форме утверждают историческую обусловленность власти избранного меньшинства, необходимость «сильной руки» у тех, кто находится на вершине пирамиды власти.
    (17) Г.В. Плеханов, остроумно высмеивая эту теорию, писал, что для народников массы представляют собой бесконечный ряд нулей. (18) Превратить эту цепь нулей в положительную величину может лишь единица — герой, встав во главе безликого ряда. «(19)Великий человек, -писал Г.В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории», -велик… тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… (20) Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (21) Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берёт на себя удовлетворение этих нужд. (22) Он — герой. (23) Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода». (24) Выдающиеся личности, герои появляются тогда, когда в них нуждаются люди. (25) Если действия этих личностей совпадают с основными прогрессивными тенденциями общественного развития, интересами передовых классов, их роль бывает исключительно велика.
    (По Д.А. Волкогонову)

    Вступление

    История свершается взаимодействием огромных масс людей. Но во главе событий всегда стоит кто-то руководящий процессом или тот, кто смог повернуть происходящее в другое русло, переломить ход истории.

    Проблема

    Кто эти люди? Каково их значение для общества и истории? Может ли оказать влияние один человек на течение исторических событий? О роли личности в истории размышляет В.А. Волкогонов в своем тексте, сопоставляя точки зрения по этому вопросу различных философов.

    Комментарий

    Герои стоят во главе истории, они оставляют память о себе на все времена, их почитают, ими восхищаются, составляют легенды и предания о них. Их именами называют улицы, им посвящают экспозиции, пишут во славу им стихи и песни.
    Автор говорит, что при поверхностном рассмотрении проблемы может показаться, что только великим дано менять ход истории. Эту точку зрения подтверждают некоторые философы.
    К примеру, Томас Каргейль – англичанин, уверял, что во главе истории стоят именно великие люди. Они, даже наделенные чертами жестокости и беспрекословности, для общества становятся спасителями.
    Другой мыслитель, Николай Михайловский также утверждает главенствующую роль героя в истории. Простой человек в наше время настолько обезличен и парализован, что не способен повлиять на историю, он просто не думает об этом. Толпа не способна идти вперед сама, только герой способен направить ее на нужный путь.
    Г.В. Плеханов представляет иную точку зрения. По его мнению, историческим вершителем может стать любой человек, способный заглядывать далеко в будущее, желающий перемен больше всех. Он – начинатель, решающий задачи, поставленные предыдущими поколениями. Он обязуется удовлетворить нужды своего народа.

    Авторская позиция

    Волкогонову близка позиция Плеханова. Он разделяет мысль о том, что герой – видит дальше других, все его действия выражают решительный ход истории.

    Своя позиция

    Позиция Волкогонова близка мне и понятна. Действительно, герой – это не только представитель высшего общества, обладающий властью. В первую очередь, это человек, понимающий нужды своего народа, борющийся за его благополучие.

    Аргумент №1

    Вспоминая классику, находим подтверждение этому. Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изображает ход истории на протяжении десятилетий, и одной из основных тем романа является роль личности в истории. В произведении представлены образы императоров и полководцев – Наполеона, Александра Первого, Кутузова. Кто из них действительно герой, направляющий ход истории?
    Толстой считает, что истинный герой отражает интересы народа, следует народной морали. Александр Первый вообще не понимает нужд народа, не знает того, что важно для его народа и страны в данный момент. Наполеон настолько тщеславен и честолюбив, что вообще не понимает, на что толкает свои войска. Истинным предводителем и вершителем истории Толстому представляется Кутузов, потому что он стремится к воплощению интересов целого народа. Он становится выразителем народной души и воплощением патриотизма.

    Аргумент №2

    Проблема роли личности в истории поднимается Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Истинная причина поступков Раскольникова – убийство старухи-процентщицы и ее слабоумной беременной сестры – проверка действенности собственной теории. Раскольников делил людей на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие».
    Первые творят историю посредством преступления закона, вторые – послушно следуют воле первых. Наполеон, Магомет и многие другие лидеры проливали кровь, были преступниками. Именно они, по мнению Родиона, двигают ход истории, направляют человечество вперед.
    Но теория Раскольникова оказалась ложной. Она не подтвердилась. Выше всех остальных по силе духа оказалась маленькая девушка, униженная и оскорбленная, Соня Мармеладова. Да и сам Раскольников, проверяя действенность теории, подверг себя невероятным мучениям.

    Заключение

    Проблема роли личности в истории многогранна и сложна. Она актуальна и в нашей современной жизни, когда мир находится в подвешенном состоянии, когда приближенные к власти люди готовы применять любые средства для достижения своих целей.

  2. Люди делают свою историю сами, и тем успешнее, чем лучше они понимают исторические условия и потребности развития общества. За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда люди были различными по своему моральному облику и разуму личностями: гениальными или тупоумными, талантливыми или посредственными, волевыми или безвольными, прогрессивными или реакционными.
    Став по воле случая или в силу необходимости во главе государства, армии, народного движения, великий человек придаёт событиям печать своей индивидуальности, но не в этом его главное значение. Он велик “тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени, возникшим под влиянием общих и особенных причин” [7, с. 304]. Гений, лидер политической партии, личность может оказывать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это нередко бывает, и то и другое. Поэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредоточивается политическая, государственная, административная власть. Как бы гениальна ни была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий.
    Проблема роли личности в истории и философии поставлена ещё в древневосточной и античной историографии, философской мысли. В философии истории по вопросу о роли личности в историческом процессе существуют две противоположные позиции: одна – отрицающая её, другая – признающая. В настоящее время не ясен ни методологический статус таких подходов, ни их соотношение между собой в рамках историософии. Поэтому эта тема дискуссионная, актуальная и требует особенного подхода в переосмыслении целых эпох. Поиски решения проблемы роли личности в истории проходили на разных мировоззренческих основах. Рассмотрение проблемы роли личности в философии истории может помочь решить такую задачу: раскрыть роль в истории отдельной личности или деятеля.
    Так, например, изображая действия людей, их страсти, Гегель пишет:
    “Далее, из вышеуказанного соотношения вытекает, что во всемирной истории благодаря действиям людей вообще получаются ещё и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают; они добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется ещё и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения”. Мысль Гегеля о том, что в истории действуют люди, которые ставят перед собой цели, что в ней сталкиваются и перекрещиваются их стремления, а в результате этого образуется ещё нечто, что не входило в намерения и цели действующих лиц, что здесь обнаруживается действие скрытой силы, необходимости (олицетворением коей у Гегеля является “мировой дух”, или “мировой разум”, который он отождествляет с законом) , – эта мысль гениальна. И то, что содержалось в ней рационального, было удержано в последующем развитии философской мысли, при выработке научного взгляда на закономерности и движущие силы истории Марксом и Энгельсом.

  3. Учебники твердят об одном: в истории играют роль только выдающиеся личности, которым под силу изменить ход развития событий. Они обладают внутренней силой и харизмой. Кто-то ведет свои войска к победе, кто-то изобретает электричество или двигатели внутреннего сгорания. Они и меняют ход истории. Но разве не важны те, кто жил с этими выдающимися личностями в одно и то самое время. Напротив, именно благодаря простым людям смогли показать себя исторические персоналии.
    Каждый человек играет в ходе мировой истории свою особенную роль. Возможно, чья-то улыбка способна вдохновить кого-то на написание книги, а последний, сам того не ожидая, станет известным писателем и навсегда останется на страницах истории. А после, спустя несколько десятилетий, его книгу прочитает нерадивый школьник и серьезно заинтересуется медициной. Он станет выдающимся хирургом и однажды спасет жизнь человеку, который придумает Интернет.
    В сочинении о роли личности в истории важно упомянуть, что история состоит из множества мелочей. Чтобы появился человек, придумавший электричество, необходимо было, чтобы тысячи крестьян жгли свечи и лучины. Прежде чем изобрели телефон, много людей не смогло вовремя попрощаться или встретиться с близкими.

    Осколки мозаики

    Все люди, что живут в настоящем, были в прошлом или будут в будущем, все они важны для истории одинаково. Возможно, отдельные личности в истории и важны, но какой был бы от них прок, если бы они не появились именно в ту эпоху, их окружали другие люди или же в мире существовала бы только горстка выдающихся личностей?
    Вся история – это мозаика личностей, поступков, мыслей и желаний. Осколками этой мозаики являются люди, и если кого-то не станет, то картина мира уже будет неполной. Неважно кто: политик, изменивший целую страну, или алкоголик Саня, жизнь каждого из них одинаково важна для истории.

  4. Безусловно, история отмечена личностями, которые направляют ее ход. Как не вспомнить Александра Невского, Ивана Грозного, Петра Первого, Чингисхана, Александра Македонского, Робеспьера и прочих вершителей истории? Выдающиеся изобретатели, содействующие техническому прогрессу, видные философы, продвигающие человеческую мысль, гениальные писатели, художники, музыканты – все они оставляют заметный след в развитии истории. Можно по-разному относиться к преобразованиям Петра I, но нельзя отрицать, что он «Россию вздернул на дыбы» своей волей, своим страстным желанием поставить страну вровень с европейскими державами и превзойти их.
    Однако несправедливым будет умалять роль простых людей в ходе исторических свершений.
    Во-первых, лидерам любой страны нужна поддержка масс. Известно изречение: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает». Трудно с этим не согласиться. Народ Германии в свое время сам поддерживал Гитлера, увлеченный идеей национального превосходства. Революция в России с последующей диктатурой тоже совершалась при поддержке одурманенного народа, уже в массе прохладно относившегося к вере, к оклеветанному царю. Современность также показывает возможность народа повлиять на ход истории. Так, прошедший в 2014 году в Крыму референдум был волеизъявлением народа, и Крым вернулся в Россию.

  5. Человек формируется и развивается как личность под влиянием совместной деятельности с другими людьми. В этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом общественных изменений. Вот почему проблему личности невозможно решать без рассмотрения взаимосвязи личности и общества. В каких же формах она проявляется?
    Связь личности и общества опосредствована прежде всего первичным коллективом: семейным,  учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль коллектива как исключительно важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников. Непосредственные формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества — личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом для личностей, он сам формируется ими. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль, имеющую в громадном спектре разнообразных видов деятельности единую основу. В развитом коллективе человек поднимается до осознания значимости своей личности.
    Человеческое общество – высшая ступень организации живых систем. Будучи как бы коллективом коллективов, оно обладает высшим социальным авторитетом. Первичный коллектив – это общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Общество выступает для личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни и как результат развития всех первичных коллективов, а значит, и ее самой, раз она является членом одного из них. Однако личность не растворяется  в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.
    Взаимоотношения человека и общества существенным образом менялись в ходе истории. Вместе с этим менялось и конкретное наполнение содержания личности, ее взаимосвязей с обществом и ее социальной роли.
    В деятельности человека первобытного общества органично для него реализовывалась в примитивных, неразвитых формах его родовая, общественная сущность. Это была первая историческая ступень в становлении личности, внутренний духовный мир которой заполнялся еще нерасчлененным социально-природным бытием, выступавшим в анимизированной  форме действия сверхъестественных сил.
    Античное общество – это общество языческое. Сам человек и вообще весь социум воспринимались по образу и подобию космоса, откуда и понимание предзаданности судьбы человека. Человек мог быть, безусловно, самостоятельным в решении своих земных дел, но в последней инстанции он все-таки осознавал себя как орудие космического миропорядка, воплощенного в идее судьбы. У каждого была своя судьба, и он не волен был изменить ее по своему произволу.  Мировоззрение античной личности: оставалось мифологическим.
    В период европейского средневековья мировоззрение христианизированной личности было направлено на замкнутую духовную жизнь, совершенствование духа – души,  воспитание чувства покорности и непротивления. Имела место своеобразная сублимации (замещение) телесного духовным, связанная с подготовкой к загробной жизни. Религиозным началом были пронизаны все поры человеческого существования, что и обусловливало соответствующий образ жизни.
    Становление капиталистического общества очень остро потребовало осознания свободы человека, отныне человек – распорядитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора. Достоинство человека заключается в том, что он причастен всему земному и небесному – от низшего до наивысшего. Свобода выбора означает для него самостоятельность творческого самоопределения; человек вкусил упоение от беспредельных возможностей своих сущностных сил и ощутил себя господином мира. Разум занял господствующую позицию: все подвергалось сомнению и критике, что не выдерживало испытаний силой разума. Это означало значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо прочего, означало главным образом бурный расцвет науки и техники. Рационализация жизни означала сужение эмоционально-душевной стороны внутреннего мира личности. Изменились и ценностные ориентации, высшей ценностью наделялись такие качества личности, как сила воли, деловитость, одаренность, имевшие, однако, и обратную сторону – эгоизм, индивидуализм, беспощадность и т. д. Дальнейшее развитие капитализма привело к глобальному отчуждению личности. Сложилась личность индивидуалистического типа с плюралистическим мировоззрением, с вещной ориентацией.
    Однако кризисные явления, охватившие капиталистический мир в ХIХ и, особенно, в ХХ веках, поставили новые проблемы во взаимодействии личности и общества. Речь идет о необходимости преодоления отчуждения между ними. Современное общество с его мощнейшим научно-техническим и технологическим потенциалом, огромным динамизмом во всех сферах жизни требуют формирования таких качеств личности, как высокий уровень самосознания и творческой активности, реализации способности к теоретическому осмыслению мира, личной причастности к его адекватной оценке и преобразованию.

  6. Роль личности в истории невероятно велика. Эта тема поистине многогранна и неоднозначна, помимо этого, она требует подтверждения и доказательств. Любые процессы, которые сейчас мы находим в учебниках по истории и изучаем, происходят под влиянием личности. Конечно, множество философов, задаются вопросом, роль личности ли это,  или просто закономерный процесс, который так или иначе должен был произойти. Давайте попробуем разобраться. Неизвестно, обстоятельства и ситуация ввели в определенные рамки личность и произошли те или иные события или человеческая природа настолько многогранна и необъяснима, и это дело рук человеческих?
    Все-таки, роль личности в истории очень велика. Вспомните, какой неоценимый вклад в развитие России внес Петр  Первый, прорубив «окно в Европу», или как пагубно отразилась опричнина, введенная  Иваном Грозным,  на народе, сколько жизней унесла и семей разрушила Великая отечественная война, зачиненная Гитлером и его идеями.  А ведь за всеми этими событиями стоит личность!
    Человек, стоящий у власти, должен понимать и осуществлять то, что необходимо народу, а это требует определенного таланта, возможно даже непонятного простому человеку. Гитлер, Наполеон Бонапарт, Ленин, Сталин – перечислять можно бесконечно. Бесчисленное множество людей совершили настоящий переворот, полностью изменив социальный строй, политический режим и структуру органов власти. Разве это не дело личности? Какими надо обладать качествами, чтобы искоренить какие-то ошибки предыдущего правителя, изменить коренным образом строй общества или наоборот привести к краху страну. Какие масштабы личности должны быть?
    Помимо этого, можно вспомнить знаменитое произведение Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников еще до совершения преступления неоднократно задавался этим вопросом. Да и причиной того, что он переступил черту, являлся интерес к этой проблеме. Почему одни имеют право совершать безнравственные действия во благо идеи и оставаться безнаказанными – об этом думал герой произведения, когда шел убивать старуху-процентщицу.

  7. Историю делают не массы – они только исполняют роль антуража, творцом истории всегда выступает личность, как бы иногда прискорбно это ни было. От того, будет личность с вектором отрицательным или положительным по отношению к поступательному развитию человечества, зависит и само значение проводимых личностью исторических изменений.
    Да, именно так – изменений, после них человечество неторопливо осваивает открывшиеся горизонты или “зализывает раны” от катастроф и крушений, постепенно выравнивая линию поступательного развития. Без личности, история человечества была бы монотонна и уныла, напоминая болото с редким нарушением тишины лопнувшим воздушным пузырем, поднявшимся из глубины.
    Личность может быть деятельной в физическом плане, особенно актуально это было в древние времена, когда появлялся полководец уровня Кира Великого или Александра Македонского и неожиданно для всего остального мира завоевывал и создавал огромную империю, совершенно меняя привычный уклад тогдашнего мира и закладывая мощный импульс в отдаленное будущее.
    Сегодня не обязательно быть воителем, достаточно быть создателем новой философии или учения, чтобы повернуть вспять мировое развитие, придав ему новый и стремительный импульс. Чего стоит, например Карл Маркс со своим учением, последствия которого человечество расхлебывает до сих пор. А Лев Толстой, один из величайших по своему влиянию писатель, живший совсем недавно? Его противоречивая философия захватила умы многих людей и наверняка привела к историческим изменениям, пусть и не таким огромным, как в случае с Карлом Марксом.

  8. Но если задуматься глубже, становится очевидным, что история не может твориться единицами. Выдающиеся люди внедрялись в ход истории осознанно, мечтая оставить в ней след, но есть еще бесчисленное множество простых людей, меняющих историю неосознанно. Здесь уместно будет вспомнить о причинно-следственных связях, которые далеко не всегда очевидны. К примеру, один человек очень спешил, но вовремя остановился перед пешеходным переходом. Ехавший за рулем врач избежал ДТП и благополучно добрался на работу. Там он сделал операцию маленькому мальчику, а тот вырос и стал президентом целой страны, после чего развязал войну. На этом примере можно судить о том, что история творится не столько отдельными личностями, сколько взаимосвязью последовательных событий.
    Лев Толстой был уверен, что роль отдельной личности в истории сильно переоценивают. В своем романе «Война и мир» он хорошо раскрыл эту проблему, показав, что история творится народными массами. Хоть он и не отрицал значимость отдельного человека, но все же утверждал, что никто не способен по своему желанию управлять ходом истории.
    Можно сделать вывод, что история – это понятие комплексное, ее не может изменить один человек. За спиной даже самого гениального деятеля стоит целая армия помощников. Кроме этого, многое зависит от стечения обстоятельств, на которые никто повлиять не может. Поэтому не только выдающиеся личности отыгрывают роль в человеческой истории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *