Сочинение на тему роль природного мира в образной системе слова о полку игореве

11 вариантов

  1. (292 слова)
    Природа всегда занимала и занимает важное место в литературном творчестве. В одних произведениях она является всего лишь объектом созерцания или декорацией для основного действия. Другие писатели через неё показывают читателям внутренний мир своих героев — их душевное состояние, переживания и страхи. А в «Слове о полку Игореве» природа является одним из действующих лиц и играет особенную роль, оказывая значительное влияние на сюжет.
    Образ природы в «Слове о полку Игореве» подаёт свой голос уже в самом начале повествования. Когда князь уже готов выдвинуться со своей дружиной в поход на половцев, происходит солнечное затмение -вестник ужасных событий. Пока игорево войско двигается на встречу со своими союзниками, вокруг него бушует ветер, шумят деревья, кричат птицы и впадают в возбуждение дикие звери. Сам воздух пронизан тревогой. Природа пытается предостеречь Игоря от его авантюры, спасти жизни людей и вернуть их домой, но, к сожалению, главный герой оказывается глух к знакам. В последней битве княжеской дружины солнце меркнет, весь небосвод заволакивают тучи, и русские войны остаются в кромешной тьме. Так автор показывает обречённость солдат, оставленных даже солнечным светом. После разгрома войска Игоря природа впадает в уныние, горюя о погибших и взятых в плен. Она скорбит вместе с княжной Ярославной и от их горя чернеют цветы, чахнет трава и пригибаются к земле деревья. Природа предстаёт, как безутешная мать, потерявшая своих сыновей в бессмысленной битве. Когда же Игорь бежит из плена, природа помогает ему вернуться домой. Автор дает ей такое описание: в ночь побега стоит глубокая тишина, ни птицы, ни звери не выдают присутствия беглеца, даже дятлы помогают герою, своим стуком указывая ему дорогу домой. С возвращением Игоря в родные края выглядывает солнце, природа-мать с радостью наблюдает за возвращением сына в отчий дом.

  2. Насколько я понимаю тему, речь идёт не просто о роли природного мира в образной системе произведения древнерусской литературы под названием “Слово о полку Игореве”. В Интернете циркулирует некоторое количество текстов, позиционируемых как готовые сочинения на данную тему, но если мы прочитаем, например, этот, то увидим, что он не имеет никакого отношения к требуемой теме. В нём большей частью пересказывается учебник истории по теме “Феодальная раздробленность”. Это очень важный момент: далеко не всё, что Интернет предлагает “готовеньким”, годится даже для творческой переработки, поэтому лучше браться за дело изначально самостоятельно.
    Вступление – оно должно быть в любом сочинении. Следует указать, что в мироощущении древнерусского человека силы природы ещё не утратили того значения и силы, которую предавали им в языческие времена – с момента крещения Руси прошло два века, но язычество было ещё сильно в восприятии природы как живой силы.
    Основная часть: в ней следует остановиться на описании солнечного затмения перед началом похода.
    Природа противодействует попытке князя начать поход:
    При этом автор показывает не мистическое или сказочное, но вполне естественное поведение животных во время солнечного затмения, что позволяет предположить, что он сам был его свидетелем или хорошо знаком с рассказами такого свидетеля.
    Природа является фактически одним из действующих лиц произведения, она переживает поражение русского войска, словно человек:
    Данную цитату можно передать в собственном пересказе: трава поникла, словно от жалости, а дерево приклонилось к земле с тоской. Таким образом в Вашем сочинении будет использоваться текст, но он не будет визуально перегружен цитатами.
    Третий важный момент – побег Игоря из плена. Природа словно радуется этому поступку и сопереживает герою:
    В заключительной части следует собрать вместе все особенности упоминания природы, сделанные в основной части, и перечислить их кратко: в “Слове” природному миру отведена роль дополнительного героя: он предупреждает, кручинится и радуется вместе с основными героями, отражая особенности сознания наших предков, не отделявших себя от природы.
    В качестве полезного дополнительного материала для подготовки к сочинению можно указать этот и этот источники, однако хотелось бы ещё раз предупредить: списывание до добра не доведёт. Учителя знают все имеющиеся в Интернете тексты и понимают разницу между собственным осмыслением прочитанного и примитивным копипастом.

  3. “Слово о полку Игореве” – это достояние русской литературы, произведение, которое было написано очевидцем происходящих событий. Несмотря, что время средневековое, автор достаточно творчески, ярко показывает произведение, подходит умело, пишет в особенном стиле, необычным языком, в нескольких жанрах, настолько талантливо, что не уступает современным авторам. В “Слове…” есть и элементы фольклора, и исторический сюжет, и военная повесть, и эпическая поэзия.
    Произведение не является стихотворением в классическом понимании, но размеренный ритм сказания присутствует.
    Роль природы всеобъемлющая: это не только фон для произведения, окружающий мир, в котором происходили события, но практически одно из действующих лиц в повествовании. Природа – это русская земля-матушка с ее красотами, родной край, который покидать не по себе:
    Природа – это часть событий, она подает знаки войску Игоря Святославовича, что лучше обратно повернуть, не искушать судьбу, солнце – в затмении:
    В описании природы много метафор, иносказаний. Через природу же передает горе на Руси автор:
    Через природу же показывает автор отношение к земле чужой, к войску, которое далеко от родных мест, что даже соловей не поет, птицы затихли. Войско перегородило поле, настолько оно огромно, но по тому, как вокруг тихо, можно видеть, что должно что-то произойти, случиться:
    Когда же Игорю суждено вернуться, то природа помогает ему спастись из плена, находя туманами, а Дон “подстилает зеленую траву”.
    При всем живо, красиво описывает происходящее, рисует природу автор, применяя эпитеты, редкие и вышедшие из употребления слова, чтобы выразить красоту, величественность родных мест, рек, земли русской.

  4. Автор: Евгения Кошечкина
    В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины.
    Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.
    С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).
    Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне:
    «Цветы почернели от скорби!
    Дерево в тоске к земле припало!»
    Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.
    С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

  5. (На иллюстрации картина В. М. Назарук “Затмение (Слово о полку Игореве)” 1985г.)
    Многие писатели, поэты, художники и скульпторы описывают в своих произведениях природу. Зачастую, это изображение красивых пейзажей, описание закатов и рассветов, любование природными красотами и прочее. Но в повествовании «Слово о полку Игореве» природа является одним из основных участников всех событий, и ее по праву можно назвать главным действующим лицом поэмы, а автора «Слова» – исключительным знатоком русской природы.
    Природа стала прямым соучастником в побеге Игоря, поскольку длительное время главный герой скрывался на заросшем побережье «серебряного» Донца, где жители этого ж побережья (гоголи и чайки) предупреждали Игоря своим криком и беспокойным поведением о приближении погони. Автор весьма правдиво описал берег Донца, назвав его серебряным, ведь воды реки, разрезая меловые горы, несут большое количество мела, который позже оседает на берегу и блестит, как серебро. Еще одними помощниками Игоря были дятлы, которые своим стуком указывали герою, где находится вода.
    Несмотря на то, что в поэме практически не встречаются пейзажи, читатель всегда имеет возможность вполне детально представить, на каком фоне происходят события, поскольку природа в данном контексте является непосредственным активным участником событий. Она сопереживает русскому народу, предупреждая их об опасности, способствует побегу Игоря, затемнением солнца предупреждает его о провале перед походом, грозой пытается остановить его на пути к гибели. Стоит отметить и тот момент, где вместе с падением русских пала духом и природа – поникла трава, деревья наклонились низко к земле и с них, как слезы, посыпалась листва.

  6. «Слово о полку Игореве» является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе «Слова о полку Игореве» образы природы играют огромную роль.
    Природа в «Слове о полку Игореве» выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.
    В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в «Слове о полку Игореве» выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку. Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она «переживает» за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: «Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось».
    Вспомним описание второй битвы. «…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!» В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения. За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно. Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.
    Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше».
    Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна. Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце «светлое и тресветлое», Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить «милому ладе».
    Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа», соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.
    Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!» Когда Игорь возвращается из плена, «солнце светится на небесе».
    Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку. Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья. Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе. Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.
    Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения. Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.
    Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.
    Изображая природу, автор «Слова о полку Игореве» ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды. Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, «принести повинную голову» Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.
    ?

  7. 7
    Текст добавил: //Моржей вижу,как дни//

    «Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: тень от него полвойска покрыла», — так начинается повествование о походе Новгород-Северского князя Игоря на половцев.
    Воины выстроились, ожидая приказа двинуться вперёд – и вдруг среди бела дня становится темно, как ночью… Нетрудно догадаться, насколько удручающе могло подействовать такое знамение на дружину.
    Можно сказать, что природа является полноценным героем «Слова о полку Игореве». Солнечное затмение – дурное знак. Оно как будто предупреждает русских воинов о грядущей им опасности. Когда дружина выступает в поход, предостережения продолжаются:
    Солнце ему тьмою путь заграждало,
    ночь стонами грозы птиц пробудила,
    свист звериный поднялся…
    Природа тяжело, как живое существо, переживает поражение Игоря:
    Никнет трава от жалости,
    а древо с тоской к земле приклонилось.
    К силам природы обращается Ярославна, жена Игоря. В своём «Плаче» она умоляет солнце, ветер и Днепр вернуть князя домой. И, словно услышав женщину, силы природы помогают Игорю бежать из плена.
    Дятлы стуком путь кажут к реке,
    да соловьи веселыми песнями
    рассвет возвещают.
    Радостью наполняется всё вокруг, когда князь возвращается на родину. В начале повествования горестно и тревожно звучал рефрен: «О Русская земля, уже ты за холмом!» В финале радостно и оптимистично звучат другие слова: «Солнце светится на небе, а Игорь князь в Русской земле».
    Итак, через глубокое понимание и проникновенное изображение природы родной земли автор «Слова…» проводит идею единства, сочувствия и любви к Руси.
    Автор сочинения — Данила Герасимов

  8. Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной Русской земле. В гениальной древней поэме “Слово о полку Игореве” Русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных княжеств. Душа автора “Слова… “, до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живет и дышит в “Слове… ” заодно с человеком, выступает вместе с воинами-русичами, перегородившими “великие поля червлеными щитами”. Она радуется вместе с ними победе, тужит и печалится при поражении. “О, светло светлая и красно украшенная земля русская! –говорится в другом нашем древнем памятнике письменности. –Многими красотами дивишь ты — озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными”.
    Свое чувство единства родины автор “Слова о полку Игореве” воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем “Слова… ” является не какой-либо из князей, а русский народ. Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в “Слове… “.
    Автор “Слова о полку Игореве” рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое. Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
    Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы противопоставлен образу пустынной половецкой степи — “стране незнаемой”, ее холмам, болотам, “грязевым” местам.
    Русская земля для автора “Слова о полку Игореве” — это, конечно, не только “земля” в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, ее населяющий. Автор “Слова… ” говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он говорит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря.
    Вместе с тем понятие родины включает для автора “Слова о полку Игореве” и ее историю. Излагая историю неудачного похода Игоря на половцев, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим.
    Автор “Слова о полку Игореве” рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая “Слово… “, он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замысле “Слова… “: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту.
    Любовь к родине водила пером автора этого бессмертного произведения. “Слово о полку Игореве” в наше время, время социальных и национальных конфликтов, борьбы за всевозможные суверенитеты, звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения нашему поколению. Это “золотое слово” учит нас любить свою родину Россию и хранить ее единство

  9. Созданное восемь веков назад гением русского народа, «Слово» сохраняет значение немеркнущего образца для современности, для будущего – и своим мощным патриотическим звучанием, и неисчерпаемым богатством содержания, и неповторимой поэтичностью всех своих элементов.
    Для Древней Руси очень характерен динамический стиль. Он оказывается в архитектуре, в живописи и литературе. Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется величественным. Летописцы, авторы житий, церковных слов смотрят на мир как бы с большой высоты или с большого удаления. В этот период развито стремление подчёркивать огромность расстояний, показывать удалённые друг от друга географические пункты, придавать большое значение различиям общественного положения действующих лиц, создавать произведения, рассчитанные на вечность. Произведения должны были символизировать что-то большое, значительное, «вечное» , напоминать о нём.
    Вот почему в летописях действие перебрасывается из одного географического пункта в другой, находящийся в другом конце Русской земли. Рассказ о событии в Новгороде сменяется рассказом о событии во Владимире или в Киеве, далее упоминается событие в Смоленске или Галиче. Особенность эта соответствовала самому духу исторического повествования. Она захватывала читателя, увлекала за собой в даль истории. Каждое действие воспринимается как бы с огромной высоты. Благодаря этому битва Игоря с половцами приобретает всесветные размеры; чёрные тучи, символизирующие врагов Руси, идут от самого моря, хотят прикрыть четыре солнца. Дождь идёт стрелами с Дона великого. Ветры веют стрелами с моря. Море присутствует в «Слове» , хотя и было далеко от места битвы. Битва как бы наполняет собою всю степь до самого моря, до далёкой Тмуторокани.
    «Слово о полку Игореве» постоянно говорит о славе, и именно в этих широчайших географических размерах. От войска Романа и Мстислава дрогнула земля и многие страны-хинова, литва, ятвяги, деремела, и половцы копья свои повергли и головы свои склонили под те мечи булатные. Князю Святославу Киевскому поют славу немцы и венецианцы, греки и моравы. Пространственные формы приобретают в «Слове» и такие понятия, как «тоска» , «печаль» , «гроза» : они текут по Русской земле, воспринимаются в крупных географических переделах почти как нечто материальное.
    Характерная черта в мироощущении людей этого времени – восприятие малого как некое уменьшенной схемы большого. Человек-это «малый мир» . Жизнь человека – это «малая жизнь» , «малая» по сравнению с большой и «настоящей» – вечной, которая предстоит за гробом.
    Человеческая мысль не имеет определённого местопребывания в человеческом теле (в голове или сердце) , а способна возвышаться до парения в небе, под облаками и оттуда созерцать мир. В сердце сосредотачивались только страсти и воля: гнев, любовь, желание чего-либо, храбрость, но самоотречение требовало молитвенного возвышения, так же как и всякая возвышенная мысль. Мысль человека парит, летит с огромной скоростью, достигает неба: «летая умомъ подъ облакы» .
    На фоне таких представлений о человеческом уме, о мысли образы ума и мысли, которые летают, мысли, способные уносить ум «на дело» или мерить поля в «Слове о полку Игореве» , характерны для XII века.
    «Большой мир» и «малый мир» , «вечность» и «малое время» (т. е. человеческая жизнь) – как в этих противопоставлениях определяются различия? Только ли здесь различие в величине, в протяжённости, в длительности? Нет! Различие здесь еще в том, что «большой мир» , «большое время» – вечность – принадлежат к абсолютным ценностям. К большому стремится малое. Малое ценно только постольку, поскольку оно имеет отношение к большому, заключает в себе элементы большого, является его символом.
    Художественные особенности “Слова о полку Игореве”,скачать полностью: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]. ru/work.php?id=581897 Пробел уберите.

  10. Прекрасным памятником древнерусской ли­тературы является созданное неизвестным авто­ром «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русско­го князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не зна­ем, кем он был, как оказался свидетелем истори­ческих событий, которые взялся описать. Но в самом произведении нам во всех деталях и тон­костях открывается богатый душевный мир ав­тора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний. Но в первую оче­редь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Сло­ва… » словно бы становится единым и неделимым целым.
    Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы иг­рает природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям. Он превраща­ет природу в живое, мыслящее существо, кото­рое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреж­дает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление. Картины природы, то мрачной, опе­чаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к рус­скому народу.
    В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом похо­де, не описание исторических событий, сраже­ний, побед и поражений. Автор стремился в сво­ем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно побе­дить врага, что только объединив усилия, спло­тив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа. Яркими, насыщенными, кричащими об опасно­сти красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки:
    …кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…
    Князь Игорь не обращает внимания на предуп­реждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед. Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнамено­вания. Мы еще не знаем, что русское войско дол­жно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войс­ком:
    Уже несчастий его подстерегают птицы
    по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.
    К образам природы прибегает автор в стрем­лении предотвратить трагедию русской дружи­ны. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело пораже­ние и было вынуждено отступать, его отступле­ние снова сопровождают печальные картины при­роды. Природа страдает вместе с воинами: дере­вья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символич­ный смысл: это противопоставление войны и мир­ного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни. Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачи­вается соколом и бьет гусей и лебедей к завтра­ку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел со­кол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стре­мится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплы­ми туманами.
    К силам природы обращается и жена Игоря, Ярославна:
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого?
    Именно у родной природы она ищет сочув­ствия и помощи, умоляя помочь ее любимому вернуться на родину:
    О Днепр Словутич!..
    Прилелей же, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала я ему слез на море рано.
    Она с горестным плачем обращается к ветру, веющему под облаками, подгоняющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил камен­ные горы сквозь землю Половецкую и помогал Святославу в его славных походах, к солнцу, со­гревающему всех своим теплом, а в сухой степи обжигающему своими лучами русских воинов.
    Для автора природа — это, в первую очередь, источник поэтических представлений. Он очень точно и метко подбирает слова, выражения и об­разы для передачи этих представлений. Он опи­сывает явления природы так, что мы не только сами ощущаем происходящее, но и начинаем по­нимать, что означает то или иное явление. Мы чувствуем, как «уснуло» соловьиное пение; как «трепещут» синие молнии; как «никнет», испы­тывая вселенскую печаль, трава. Солнце «мерк­нет», предвещая неудачный поход, багряные сно­пы лучей и вечерней зари «гаснут», месяц «поволакивается тьмою», наступающая ночь «прикры­вает свет тьмою». Тоска «разливается» во всей окружающей природе, печаль «течет» посреди всей Русской земли, а веселье «разливается по ковылю». Ветер не просто помогает плыть кораб­лям — он их «лелеет на синем море», и Ярослав­на просит ветер, чтобы он «возлелеял» к ней ми­лого мужа, «лелеючи» помог ему доплыть до Рус­ской земли. Даже телеги у автора «Слова…» «крычат», как лебеди.
    Все сказанное выше является ярким подтвер­ждением того, что автор сам безгранично связан с природой Русской земли, глубоко чувствует и понимает ее.
    Чувства создателя поэмы настолько велики, он так близко принимает горе и радость своих героев, что природа просто не может не отреаги­ровать на это. А он, в свою очередь, не мог бы пе­редать лучше свои эмоции, мысли, идеи, чем че­рез образы окружающего мира. Автор потому наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы и даже городские стены, что ис­кренне считает: все эти предметы могут сочув­ствовать добру и ненавидеть зло, испытывать ра­дость и горе.
    Чувства и действия природы — солнца, трав, деревьев, животных — искренни и естественны. Также искренни чувства самого автора. Поэтому он соединяется с природой, сливается с ней, что­бы высказать то, что происходит у него в душе. И его чувства и мысли, благодаря состоянию при­роды, значительно усиливаются.

  11. СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

    Прекрасным памятником древнерусской ли­тературы является созданное неизвестным авто­ром «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русско­го князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не зна­ем, кем он был, как оказался свидетелем истори­ческих событий, которые взялся описать. Но в самом произведении нам во всех деталях и тон­костях открывается богатый душевный мир ав­тора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний. Но в первую оче­редь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Сло­ва… » словно бы становится единым и неделимым целым.
    Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы иг­рает природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям. Он превраща­ет природу в живое, мыслящее существо, кото­рое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреж­дает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление. Картины природы, то мрачной, опе­чаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к рус­скому народу.
    В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом похо­де, не описание исторических событий, сраже­ний, побед и поражений. Автор стремился в сво­ем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно побе­дить врага, что только объединив усилия, спло­тив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа. Яркими, насыщенными, кричащими об опасно­сти красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки:
    …кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…
    Князь Игорь не обращает внимания на предуп­реждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед. Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнамено­вания. Мы еще не знаем, что русское войско дол­жно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войс­ком:
    Уже несчастий его подстерегают птицы
    по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.
    К образам природы прибегает автор в стрем­лении предотвратить трагедию русской дружи­ны. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело пораже­ние и было вынуждено отступать, его отступле­ние снова сопровождают печальные картины при­роды. Природа страдает вместе с воинами: дере­вья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символич­ный смысл: это противопоставление войны и мир­ного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни. Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачи­вается соколом и бьет гусей и лебедей к завтра­ку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел со­кол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стре­мится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплы­ми туманами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *