Сочинение на тему роман герой нашего времени лермонтова

9 вариантов

  1. На протяжении всего произведения автор знакомит нас с жизнью Печорина: его характером, поступками и размышлениями. Сначала мы видим светского франта, этакого «прожигателя жизни», который живет в свое удовольствие, пренебрегая моральными устоями.
    Головокружительные победы «на фронте любви», легкомыслие и жестокосердие — именно таким чертами наделен этот персонаж в первых главах романа. Но Лермонтов дает нам возможность не только со стороны наблюдать за Григорием, но и заглянуть в его душу, взрослеть вместе с ним и видеть то, что ранее было скрыто завесой его праздной жизни.
    Как это часто случается в жизни, Григорий Печорин неожиданно для себя стал жертвой любви – этого светлого и, в то же время, разрушительного чувства. Он продолжает совершать множество чудовищных ошибок, но мы уже не в силах упрекнуть его за это. Мы начинаем сопереживать и страдать вместе с ним.
    Почему? Потому что понимаем — для него настал «час расплаты»! Но в своих злодеяниях виновен не только сам Григорий. Общество, частью которого являлся Печорин, предопределило его жизненные взгляды, манеру общения и поведения. Каким может быть человек, если его всегда окружали ложь, лицемерие и блуд? Если самые низкие помыслы и действия считались нормой?
    А каким вы были бы человеком, попав на место Печорина? Хорошим или плохим? Автор романа дает шанс каждому читателю взглянуть на себя со стороны, не повторить ошибок главного персонажа.

  2. “Герой нашего времени” — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому,
    что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром
    являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа
    заключено именно в образе “героя времени”. Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов
    утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое
    глубже слов и идей.
    Одной из особенностей композиции является последовательное раскрытие тайны. Лермонтов ведет
    читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от загадки к
    разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.
    Автор использует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательного изображения). Такая
    композиция в точности соответствует “разочарованной”, противоречивой личности человека.
    В первых трех повестях (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”) представлены лишь поступки героя.
    Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, которые
    показаны либо как жертвы его страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного расчета (бедные
    контрабандисты). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печорина является власть и
    эгоизм: “Какое дело мне, странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих?” Но не все так
    просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий
    человек. В “Княжне Мери” есть рефлексия Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: “Во
    мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. А позже Григорий
    Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: “Я смотрю на страдания и радости других только
    в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои духовные силы…” Далее Печорин развивает целую
    теорию счастья: “Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного
    права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость”.
    Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и
    неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него — утомление и скука…
    Почему же судьба героя так трагична?
    Ответом на этот вопрос является последняя повесть “Фаталист”. Здесь решаются уже проблемы не
    столько психологические, сколько философские и нравственные.
    Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни.
    Вулич — сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: “Если точно есть предопределения, то зачем
    же нам дана воля, рассудок?” Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с
    судьбой. Во-первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок, окончившаяся неудачей; во-вторых,
    случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака-убийцу.
    Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приходит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным
    судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти
    которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается
    от, казалось бы, верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо
    траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: “…офицеры меня
    поздравляли — и точно было с чем”.
    Герой относится к фатализму предков двойственно: с одной стороны, он иронизирует по поводу их наивной
    веры в светила небесные, с другой стороны — откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера
    — благо. Отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время нечем заменить утраченные идеалы.
    Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только
    не существует святынь, он смеётся “над всем на свете”… А безверие порождает либо бездействие, либо
    пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека. Показывая мужество
    своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий
    Александрович очень дорожит своей свободой: “Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю
    свою жизнь на карту, но свободы своей не продам”. Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с
    тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца: “Я давно уже живу не сердцем, а
    головой”.
    Однако Печорин не самодовольный циник. Выполняя “роль палача или топора в руках судьбы”, он сам
    страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман — это гимн мужественной, свободной от
    предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, даже гениальному человеку, который не смог
    “угадать своего высокого назначения”.

  3. В своей книге Лермонтов поднимает философские проблемы, волновавшие просвещенного читателя той эпохи. Проблемы отношений между людьми – дружбу, любовь, проблему счастья в человеческой жизни, вопросы сосуществования природы и человека, поиски смысла бытия.

    Тема «природа и человек» в романе

    В первую очередь автор рассматривает вопросы взаимодействия человечества и природы. Природа символизирует добро, благо для каждой личности, она исцеляет израненную душу Печорина.
    Личность героя нельзя назвать мертвой, пока он не утрачивает способности ощущать красоту и значимость природы. Даже перед дуэлью Григорий любуется свежестью летнего утра. Когда он жил в Пятигорске, то в своем дневнике описал пейзаж, который был виден из его окна.
    Печорин был представителем аристократического, «цивилизованного» мира, противопоставленного в романе «природным» людям – жителям гор, Бэле, Казбичу, контрабандистам.

    Поиск смысла жизни героем

    Другая философская проблема, поднимаемая Лермонтовым в романе – вопросы бытия, поиски смысла существования. Печорин в муках пытается постичь – для чего он создан, зачем он живет.
    Энергичный и волевой человек, имеющий много возможностей, он пытается изменить окружающий мир. Бесцельность жизни убивает его, уничтожает все лучшее, заложенное в человеческой натуре. Григорий ищет идеал, но не находит его, стремится к цели – но к какой, не знает.
    Он размышляет о том, что цель его жизни наверняка есть, и предназначение его было высоким, так как в душе молодого человека много необъятной силы. Однако Печорин не смог разгадать, для чего был предназначен, он свернул по дороге пустых страстей, утратив благородный пыл. Вместо высокой цели он тратит свою жизнь на недостойные поступки, заменяя осмысленный труд подлыми интригами высшего света.

    Проблема человеческих чувств

    Все произведение построено на исследовании поведения героя в разных ситуациях – каков он в любви, в дружбе, в поисках счастья. Григорий не может испытывать нормальные человеческие чувства. И горести, и радости других для него являются лишь пищей для подпитки эмоций, источником адреналина в пресной жизни.
    Дружба, любовь – для него являются скучнейшей банальщиной, не имеющей ценности. Герой считает, что дружба превращает человека в раба, а любовь призвана только удовлетворять тщеславие, поддерживать свою значимость. Простые отношения, помогающие человечеству существовать на протяжении тысячелетий, вдруг утратили свое значение, стали досадным пережитком.

    Презрение к судьбе

    Еще один философский вопрос – проблемы предопределенности судьбы и волевых усилий человека. Рок в жизни людей рассматривается в главе «Фаталист». Вулич стал жертвой судьбоносных совпадений, однако Печорин, презрев опасность и знаки судьбы, собственным примером показывает, как сильная личность может подчинить фатум собственной воле.
    Эта глава несет в себе философский смысл, и, закончив роман подобным образом, Лермонтов дает людям посыл о том, что судьбу можно преодолеть. Книга таит в себе и еще одну мысль – человек должен бороться со средой, вести активную жизнь, не плыть по течению, подчиняясь слепым обстоятельствам. Даже смерть главного героя, умершего, возвращаясь из Персии, не затмевает оптимистическое звучание романа – Печорин все равно побеждает рок, предопределивший ему скучную бессмысленную жизнь.

  4. Главная
    Сочинения по литературе
    Герой времени по роману Лермонтова Герой нашего времени – сочинение
    В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов показывает русское общество тридцатых годов девятнадцатого века. Автору хотелось показать наиболее характерный тип своего времени. Лучшие люди тридцатых годов вынуждены были замкнуться в своем внутреннем мире, подвергая тщательному анализу свои думы и ощущения. Политическая реакция тридцатых годов приостановила историю развития не только образованного сословия, но и «целого народа». Между тем, движение жизни продолжалось, но как бы в душах прогрессивных людей — в их поисках, самоанализе, беспощадной критике пошлой окружающей действительности.
    Стремясь постигнуть социальные закономерности эпохи, Лермонтов заострил внимание не на событиях, а на внутренних переживаниях героя.
    Главным героем романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. Печорин — дворянин. Он вращается в высших аристократических кругах Москвы и Петербурга, богат и независим.
    Обратимся к портрету, который по мастерству исполнения и насыщенности психологическими деталями не имеет себе I
    равных в русской литературе XIX века. Портретные детали
    сгруппированы так, что уже по ним можно судить о незаурядности и противоречивости натуры Печорина. Его походка «небрежна и ленива», но «он не размахивал руками» (признака скрытой натуры); с первого взгляда герою можно дать не более двадцати трех лет, позже — все тридцать. Несмотря «на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные, — признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост
    у белой лошади». Особое внимание обращает автор на глаза
    Печорина: «…они не смеялись, когда он смеялся… Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».
    Печорин умен, образован, получил блестящее воспитание в Петербурге. Его образная, меткая речь является своего рода оружием, которым он карает самодовольных пошляков. Из дневника Печорина видно, что он задумывается над вопросами бытия, особенностями человеческого сознания, психики, анализирует свои недостатки. Печорин тянется к природе, видя в ней светлую стихию, способную напомнить о могуществе и красоте человеческого духа. Герой презирает в людях пошлость, отсутствие чувства собственного достоинства, преклонение перед мишурой светской жизни, корыстными выгодами службы. Таково его отношение к Грушницкому, драгунскому капитану и другим представителям «водяного общества», очерченных в романе с исключительной точностью и сатирической остротой. Сам герой не стремится к карьере, хотя не чиновен и не очень богат.
    Печорин хорошо разбирается в людях. Он сразу видит тех, «пустых» и глупых людей, которые живут с одной целью — быть богатыми: иметь много денег, получать высокие посты, пристраивать своих детей в «рай», туда, где ничего не делают, но много получают, В жизни у героя попадалось очень мало хороших людей, тех, которые бы служили делу, были бы очень хорошими и верными друзьями. Лучшим другом Печорина была Вера, та женщина, которую так горячо и страстно любит наш герой – Вера была Печорину самым близким человеком, лучшим другом и советчиком. Хотя пути Печорина и Веры расходятся, герой верит в будущую встречу, мечтает о ней. После отъезда Веры Печорин бросается в погоню и, не догнав, плачет как ребенок, — он понимает, что потерял самое дорогое в его жизни — любовь и дружбу. Герой любит Веру, но при этом не может жениться на ней. Он не нашел своего места в жизни, а жить без цели для героя — значит вовсе не жить.
    Печорин — жертва своего тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроения? В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итоги прожитой жизни. Печорин чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекался приманками страстей пустых и неблагоприятных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни».
    Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…». Каковы причины этой раздвоенности? «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства боялись насмешки, я хоронил их в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…» — признается Печорин. Он научился быть скрытным, стал злопамятным, железным, завистливым, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.
    Печорин — эгоист. Но еще пушкинского Онегина Белинский назвал страдающим эгоистом и эгоистом поневоле. Тоже самое можно сказать и о Печорине. Об Онегине Белинский писал: «…Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца…». О Печорине: «…в дорогах разница, а результат один».
    Дорогой ценой, в трудных условиях Печорин добывает важный для русской общественности вывод о том, что борьба за счастье, человеческое достоинство, свободу не только возможна, но и необходима. К бескрайним просторам моря, к шуму волн устремлены последние надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что скучает и томится по берегу. Целыми днями ходит он по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль, покрытую туманом. Чего же он ждет? Чего ищут его глаза? «…Не мелькнет ли там, на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отдаляющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…». Ни для Лермонтова, ни для героя его романа эта мечта не сбылась: не умчал их в другую жизнь, к другим берегам желанный парус…
    Ум Печорина сочетается с силой воли. Герой исключительно хладнокровен в конфликтных ситуациях, проявляет большую настойчивость в достижении поставленной цели, например, в истории взаимоотношений с Мери. Однако при всех своих незаурядных способностях Печорин, как и Онегин, не сделал в жизни ничего значительного. Людям он приносит одни неприятности, часто играя «роль топора» неблагоприятной судьбы. Печорин — тип «лишнего человека» тридцатых годов XIX века. В чем же проявилась типичность Печорина, каким герой предстает в романе? При всех своих задатках он исчерпал себя и свое время. Он не вышел на переднюю линию борьбы с социальными пороками, не смог в одиночку высвободиться из-под гигантских удушающих тисков своей среды. Но общественно-политическое значение порывов и страданий Печорина этим не умаляется. В пору всеобщей приниженности и торжества самолюбивой посредственности мятежность Печорина, его скептицизм не давали угаснуть мечтам о другой жизни, исполненной высокого содержания.
    Печорин — «лишний человек» в том смысле, что опередил свою дворянскую среду и оторвался от нее, не имея в ней никакой опоры. Он герой своего времени без всяких кавычек, потому что ищет выход из застоя, в которой оказалось русское общество в период реакции.
    Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… не способными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…».
    Перед Лермонтовым вставала специфическая задача, как он сам объяснил в предисловии к роману: нарисовать «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». Высказать «едкие истины» в адрес современного общества. Вот почему образ Печорина доминирует в романе. Через его метания, ошибки, разочарования раскрыт горький опыт, искания лучших представителей дворянской интеллигенции 30—40-х годов. Лермонтов ясно указывает на главную причину, сделавшую Печорина и других мыслящих людей его времени несчастливыми. Он видел ее в «ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права», в спорах, разделявших людей на господ и рабов.
    Белинский говорит о безверии, эгоизме, холодной расчетливости в характере Печорина. Эти черты Белинский не оправдывает, но объясняет их появление общественными условиями: «Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду, горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы… и он в рефлексии ищет их разрешения…». Вот почему Белинский считал, что духовно-нравственные искания и порывы Печорина отражают «загадку представителя своего времени» — важный и «необходимый момент в развитии человечества или общества».
    Мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других действующих лиц, это вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэле, Мери, к Вере, к доброму Максиму Максимычу. Но мы не можем ему не сочувствовать, когда он едко высмеивает аристократическое «водяное общество», разбивает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям, Но мы видим, что и сам он глубоко страдает. Как социальный, тип Печорина отошел в прошлое, в психологическом плане этот характер остался достоянием XIX века. Но есть нечто в лермонтовском герое, что еще долго будет привлекать наше внимание. Высокая культура интеллекта, энергия, глубина души и разнообразие ощущений — это и теперь воспринимается в Печорине как признак неисчерпаемости человеческой природы.
    Тем и дорог нам роман Лермонтова, что он направлен против темных сил зла — корысти, вражды, злобы, ненависти, — всего, что уродует, калечит и омрачает жизнь на земле.

  5. М. Ю. Лермонтов – яркий представитель романтического направления в литературе, из-за этого проблема личности и ее окружения является ключевой в его произведениях. Но новизна романа «Герой нашего времени» заключается в том, что столкновение личности и общества представлено разными художественными средствами: не только романтическими, но и реалистическими.

    Сравнение с романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

    Григорий Печорин – главный герой произведения, его образ – определенный социальный тип. Как и пушкинского Онегина, его называют «лишним человеком». В характерах двух персонажей прослеживаются близкие моменты: мелкие детали, некоторые черты характера, даже события, которые происходят с ними.
    Но конфликт личности с обществом в “Герое нашего времени” сложнее, чем в пушкинском романе, поскольку Печорин полон жизни, настойчиво ищет ее, но все попытки обречены на неудачу, Онегин же «плывет по течению».

    Роль композиции в раскрытии проблемы личности и общества

    Композиция произведения служит достижению главной цели, поставленной писателем, – раскрытие и разрешение проблемы личности. Ключевое место принадлежит повести «Княжна Мери». В ней герой раскрывается в наибольшей степени, потому что используется такое литературное средство, как исповедь. Остальные художественные приемы (портреты, диалоги, пейзажи и так далее) добавляют этой части произведения психологизма.
    Развернутая система образов раскрывает тайны героя, скрытые, на первый взгляд, черты его характера.

    Конфликт Печорина с окружающем его обществом

    Как и другие представители романтического направления, Михаил Лермонтов противопоставляет личность и ее окружение, принятые в нем нормы и правила. Автор помещает героя в разные социальные среды: то он представлен как офицер армии во время Кавказской войны, то общается с контрабандистами, то вращается среди дворянства.
    В «Княжне Мери» подробно описывается конфликт Печорина с «водяным обществом», взаимоотношения Григория Александровича с ним и со всем обществом.
    «Водяное общество» представляет собой квинтэссенцию петербургского и провинциального дворянства. Их поведение и стиль жизни несут четкий отпечаток современной автору эпохи. Столкновение личности с окружением воплощен во взаимоотношениях главного героя с «водяным обществом», ценностей и интересов его представителей, типичных развлечений.
    Все провинциальное и столичное дворянство противопоставлено Григорию Печорину, но в романе довольно много героев, которые не просто противопоставлены главному персонажу, но сопоставлены с ним.

    Сопоставление Печорина с другими персонажами произведения

    Грушницкий – своего рода карикатуры на главного героя. Глубинная сущность Печорина у Грушницкого становится всего лишь позой, принятой для того, чтобы впечатлить окружающих. Это антиромантический герой.
    Его романтизм почти карикатурен. Его поведение часто не соответствует ситуации. В бытовых делах пытается найти романтические нотки, но в по-настоящему романтические моменты теряется. Его участие в дуэли не имеет ничего общего с благородством, он не отказывает от нее лишь из-за самолюбия. Грушницкий немного напоминает Ленского: романтизм, гибель на дуэли, молодость.
    Только один мужской персонаж не противопоставляется Печорину – Вернер. Они действительно похожи, оба скептичны и остроумны, находятся в конфликте с обществом. Но немало и различий: Печорин – человек действия, Вернер пассивен. Характер последнего не настолько глубок и сложен, он более практичен. Его внешность наполнена романтическими деталями, но его личность противоречива.

    Основные черты «водяного общества», представленного автором в романе

    Особый класс в нем составляют статские и военные мужчины, особняком стоит молодежь. Но невозможно представить иные черты, кроме тех, что уже подробно описаны в работах А.С. Грибоедова и А. С. Пушкина. Те же самые чинопочитание, праздность, балы и сплетни, абсолютно пустая, лишенная высшего смысла жизнь.
    Все одинаково, но в «Герое нашего времени» мы видим провинциальное общество, а не столичное. Стиль жизни местного дворянства, атмосфера небольшого города, описана с невероятной, тонкой иронией.
    Можно сказать, что «водяное общество» – далеко не проходной образ в “Герое нашего времени”. Проблема взаимоотношений человека с обществом – основная цель творчества Михаила Лермонтова. При этом, поэт и писатель продолжает традиции отечественной литературы того периода.

  6. Пожалуй, полнее образ главного героя раскрывается в повести «Княжна Мери». Именно здесь Печорин высказывает свои взгляды на любовь, дружбу, смысл жизни; здесь он объясняет каждый свой поступок, причем не пристрастно, а объективно. «Во мне душа испорчена светом», – говорит Печорин. Это и есть объяснение характера «героя нашего времени» как «лишнего человека». Доктор Вернер Печорину не друг, а приятель – потому, что у них много общего; оба тяготятся светом, у обоих нестандартные взгляды на жизнь. Зато Грушницкий не может быть нашему герою даже приятелем – очень уж он зауряден. Неизбежна и дуэль героев – законный финал столкновения обывательского романтизма в лице Грушницкого и незаурядного характера Печорина. Печорин заявляет, что «презирает женщин, чтобы не любить их», но это ложь. Они играют большую роль в его жизни, взять хотя бы тот факт, что он рыдал от бессилия и неспособности помочь Вере (после письма ей), или его исповедь княжне Мэри: он настолько глубоко «впустил» ее в свою душу, как не впустил никого, объяснив причину и суть своих поступков. Но это была уловка: он возбудил сострадание в душе девушки, а через это – и любовь. А зачем?! От скуки! Он ее не любил. Печорин всем приносит несчастье: умирает Бэла, убит Грушницкий, страдают Мери и Вера, оставляют свой дом контрабандисты. Но при этом он и сам страдает.
    Печорин  –  сильная, яркая и в то же время трагическая личность. Автор полностью уверен в том, что такой человек слишком неординарен, чтобы жить в общей «могиле». Поэтому Лермонтову ничего не оставалось, кроме как «убить» Печорина.

    Сочинение 3

    Михаил Юрьевич Лермонтов – ослепляющая звезда на небосклоне отечественной литературы. Его произведения поднимают проблемы смысла жизни, одиночества и любви. Не исключение и роман «Герой нашего времени», главный персонаж которого Печорин с удивительной точностью своим образом отражает авторские философские раздумья о жизни. Но что же самое западающее в душу читателя после прочтения романа? На этот вопрос я отвечу в своем сочинении.
    Печорин – это персонаж, в котором собраны все пороки общества Николаевской эпохи. Он безжалостен, равнодушен, злобен и язвителен. Но почему же у читателя появляется теплое душевное сочувствие к Григорию Александровичу. Все, как не странно, просто. Каждый из нас видит в Печорине частичку себя, именно поэтому явно отрицательный персонаж видится читателям в какой-то мере даже героем. Его решения с объективной точки зрения настолько нелепые, вызывают одобрение у читающей публики, хотя бы его отношение к Вере.
    Любя ее и имея возможность быть с ней, Печорин теряет единственно к чему он был не равнодушен. Почему? На этот вопрос можно ответить двояко: мотив вечного одиночества и душевной пустоты – вот основные мотивы творчества Лермонтова, а взглянуть в саму глубь произведения? Печорин не может быть с Верой по той причине, что он настоящий эгоист. Именно эгоист, и своим эгоистом и холодным отношением к ней, он доставляет ей боль, и его решение не быть с ней есть благородный поступок, ведь он всегда мог ее позвать, и он бы пришла – так говорила сама Вера.
    Но в то же время Печорин любит веру. Как такое может происходить? Это ведь явное противоречие. Но ведь книга отражает жизнь, а жизнь полна двоякости и противоречий как внутренних, так и внешних, и раз Лермонтов смог отразить эту паршивую, но в то же время чудесную суть мира, то он по праву считается классиком!
    Каждая страница романа меня потрясла, невообразимо глубокое знание человеческой души запечатлено на каждой странице произведения, и чем ближе к концу книги, тем больше можно восхищаться тем образом, который создал Лермонтов.

    Сочинение Образ Печорина

    Михаил Юрьевич Лермонтов – ярчайшая звезда российской поэзии 19 века, его произведения наполнены такими мотивами как одиночество, судьба и неразделенная любовь. Произведения Лермонтова очень хорошо отражали дух времени. Одним из таких является роман «Герой нашего времени», ключевой персонаж которого есть сбор основных, выделяющихся людей николаевской эпохи.
    Григорий Александрович Печорин – молодой офицер, странствующий по Российской Империи по долгу службы. В первый раз перед читателем он предстает как герой рассказа Максима Максимовича, а после из собственных записок о жизненном пути. Лермонтов наделил Печорина непреодолимо сильным равнодушием к жизни и холодностью ко всему происходящему вокруг. Одним из его основных жизненных убеждений является фатализм. Особенно хорошо это проявляется в решении Печорина поехать на войну в Персию и в согласии пойти на заведомо нечестную дуэль с Грушницким.
    Наплевательское отношение к собственной судьбе – вот один из ярчайших порок Печорина. Также Печорину недоступно чувство любви: он не только не может кого-то любить крепкой человеческой любовью, но и иметь к чему-либо долгосрочный интерес. Испытывая определенно положительные чувства к Верочке, Печорин не может позволить себе остаться с ней надолго, хотя читателю кажется, что Григорий Александрович желает быть с Верой. Но почему так происходит? Дело все в том, что Григорий Александрович Печорин является неприкрытым олицетворением одиночества, не судьба делает его одиноким, а он своими осознанными решениям предпочитает оставаться один.
    Закрытость собственной души от внешнего мира и есть та самая часть себя, которую Лермонтов заложил в своем главном герое. Такой вывод можно сделать, прочитав такие стихотворения Лермонтова как «Выхожу один я на дорогу», «Парус», «Гляжу на будущность с боязнью», «И скучно, и грустно».
    Но кто же такой Печорин? Почему роман называется «Герой нашего времени»? Лермонтов, видя откровенные, неприкрытые ничем пороки общества, нещадно закладывает их в Печорина. Именно в эпоху духовного вымирания, процветания эгоизма и николаевской тирании зародился роман. Именно поэтому многие критики положительно оценили Печорина, они увидел в нем не только общество, но и себя. Также в Печорине видит себя и каждый обыкновенный человека нашего общества, что свидетельствует о том, что с ростом технологий, изменением структуры общества, человеческие отношения и сам человек не меняются.

    Вариант 5

    В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» одним из основных персонажей является Печорин Григорий Александрович. Изучая текст, мы узнаем, что он приехал из Петербурга. О его внешности известно лишь то, что у него карие глаза, белокурые волосы и темные усы и брови. Человек среднего роста, широкоплечий. Он привлекателен, нравится женщинам. Их Печорин знает особенно хорошо, что, пожалуй, уже наскучило. Лермонтов позволяет познакомиться своему герою с Бэлой и Княжной Мери. Его судьба оказывается довольно сложной. В своем журнале персонаж описывает события и чувства на момент пребывания на Кавказе.
    Григорий Александрович имеет как положительные качества, так и отрицательные. Мы видим, что он образованный, но не очень любит читать книги.
    В главе «Княжна Мери» он встречает свою старую возлюбленную. Он поддается чувствам, а также, ради забавы влюбляет княжну Лиговскую. Сначала он хотел это сделать лишь из-за своего самолюбия, а также, это вызвало бы ревность его «приятеля». Он сделал больно ни в чем не виноватой Мери. Наказанием за этот поступок стал уезд Веры из Пятигорска. Печорин уже не смог ее догнать. С другой стороны, на дуэли он дал шанс Грушницкому отказаться от своих слов. Мы видим, что герой осознает последствия.
    После всех событий с Лиговскими и Грушницким в главе «Бэла» Григорий обменивает княжну на лошадь. Для него она словно вещь. Мало того, что он разрушает семью, так еще и оценивает ее жизнь в лошадь. Жизнь человека бесценна, а он делает такой шаг. Герой любил ее, хотя, возможно, это была лишь влюбленность, а вскоре это наскучило ему. Он понимает, что исправить уже ничего не возможно и все чаще оставляет ее одну. Итогом оказалась трагичная смерть Бэлы. К счастью, он дал последний стакан воды умирающей героине. Эта ситуация сильно потрясла его.
    Григорий Александрович страдал от того, что приносил несчастье окружающим его людям. Он искал свою радость, но никак не смог ее обрести. С одной стороны, мы ругаем его за все произошедшее, но с другой, он и сам понимает это и мучается. На его примере можно увидеть человека, который не смог достичь своего счастья. Он путался, терзал себя мыслями. В одних ситуациях его характер слабый, в других – сильный. Однако Григорий старался любым способом достичь своего внутреннего удовлетворения. Жаль только, что из-за этого пострадали невинные девушки. Читателю остается лишь понять его и, возможно, простить.

    Образец 6

    Выход в свет произведения «Герой нашего времени» получил  различные мнения среди читающей публики.
    Образ Печорина для них был непривычен. Автор поставил для себя основную цель -раскрыть этот образ. И хотя повести расположены в романе не по определенному порядку, в них точно и ярко показаны всевозможные  черты печоринского характера. Так,  в   «Максим  Максимыче» Печорин показан в исходном  положении, им все испробовано  и исчерпано.  В «Бэле» же раскрыты все отрицательные черты характера нашего героя. Помещая персонаж в разные условия, Лермонтов хочет раскрыть нам отчужденность Печорина. Молодой человек, отщепенец общества  не подчинялся моральным устоям  того круга, откуда он вышел. Он жаждет   приключения и опасности, так как  полон необыкновенной энергией.
    И все же наш герой – натура богато одаренная. Оценивая здраво свои поступки и действия других, он обладает умом аналитика.  Его дневник-это саморазоблачение. Печорин имеет горячее сердце, которое способно горячо любить, скрывая правда его под маской равнодушия. Особенно это проявляется в эпизодах смерти Бэлы и встречи с Верой. Наш персонаж все-таки является волевым и активным человеком, и он способен к действиям. Но все его действия носят разрушительный характер. Во всех новеллах  Печорин выступает разрушителем судеб. Он виновен в  произошедших случаях   со многими людьми, которые встретились на его пути. Но, нельзя упрекать Печорина в том, что он стал таким безнравственным человеком. Здесь виноваты окружающие его люди и мир, где невозможно было достойно применить лучшие качества.
    Так, он научился обманывать, начал все скрывать, а  свои чувства он давно похоронил в своем сердце.
    Мне кажется, что если бы Печорин родился совершенно в ином времени, он смог бы использовать  свои возможности на благо себя и окружающих людей. Поэтому-  то этот герой и занимает основное место  среди  литературных персонажей «лишних людей». Ведь для того, чтобы эти люди не потеряли себя в этом мире, надо их пытаться понять и помочь им.
    Для 9 класса

  7. «Герой нашего времени» впервые увидел свет в журнале «Отечественные записки», где он печатался по главам. Литературный критик Белинский высоко оценил роман, он первый понял, что это не отдельные повести, а единое произведение, замысел которого становится ясен только тогда, когда читатель ознакомится со всеми повестями.

    Повести романа как портрет Печорина

    Новеллы в книге автор расположил так, что они постепенно раскрывают перед читателями образ главного героя.
    Глава «Княжна Мери» является основной, так как в ней наиболее ярко раскрываются специфические черты характера Печорина, по причине чего роман можно назвать психологическим произведением. Здесь герой пишет сам о себе, что дает возможность ему наиболее полно излить душевные волнения. Неспроста автор указал в предисловии к «Журналу Печорина», что тут перед читателем встает история души человека.
    Дневниковые записи дают возможность герою рассказать о том, что он чувствует и думает, а также обвинять себя в своих грехах. В этих строках заключаются ключи к его характеру и объяснение странностей его поведения.

    Неоднозначность личности главного персонажа

    Сказать, что Григорий Печорин только черный или только белый нельзя. Его характер многогранен, неоднозначен. Читая об отношениях с Бэлой или Максимом Максимычем, мы видим перед собой эгоиста, однако это умный, образованный, храбрый эгоист. Он не умеет дружить или любить, однако критически воспринимает сам себя, не обеляя своих поступков.
    Григорий чувствует, что его личность состоит из двух человек, и один осуждает другого за плохие поступки. Эгоцентризм сочетается с трезвой самокритикой, скептицизм по отношению к общечеловеческим ценностям – с сильным умом, энергичность – с бесцельным существованием.

    Холодность чувств как продукт эпохи

    Книга показывает нам отношения Печорина в любви и дружбе. То это любовь страстная, следующая рука об руку со смертью, погонями, войной, обманом («Бэла»), то романтичная и таинственная («Тамань»), то трагичная («Княжна Мери»). Дружба показана со своими ровесниками – например, с Грушницким, или со старым офицером. Но каждая история демонстрирует его не на высоте.
    Григорий не порочен, он всего лишь продукт своей эпохи, результат воспитания в том удушающем социальном и психологическом климате окружающего социума. Здесь взращиваются люди не умеющие ценить чувства других, не знающие, что такое живая жизнь. Лермонтов не осуждает главного персонажа, это делает сам Григорий.

    Социально-психологическая злободневность романа

    Чернышевский говорил о том, что эта книга направлена против пороков общества – она показывает, как замечательные люди под давлением окружения превращаются в ничтожества.
    Бессмысленное, лживое, глупое – таким предстает общество аристократов по описаниям Печорина. Здесь не выживет ни одно живое и искреннее чувство, здесь невежество и злоба, спесивость и хамство дворянского круга выжигают саму жизнь. Тут не могут зародиться герои, а те, которые имеются, со временем становятся неотличимыми от прочих членов общества – без чувств, стремлений, целей, любви и привязанностей.
    Автор показывает, что даже умнейшие личности опустошаются в этой гнилой среде. Попытка Печорина отстраниться от общества превращает его в тоскующего, мятущегося индивидуалиста, с повышенным эгоизмом, от чего страдают не только окружающие, но и он сам. Лермонтов умело рисует психологический портрет представителя той эпохи, реалистично изображает общество и бичует его пороки, создав глубокое произведение социально-психологической направленности.

  8. “И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей» (по произведению М. Лермонтова «Герой нашего времени
    “Мы сделались приятелями…” (Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”,)
    «Байронический герой» в русской литературе. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
    «В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но всё это выкупается его богатой натурой» (В.Г.Белинский) (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)
    «Во мне два человека…»(В чем сложность и противоречивость натуры Печорина)
    «Водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    «Герои нашего времени» – социально-психологический роман
    «Герой нашего времени»
    «Герой нашего времени»
    «Герой нашего времени» (Женские образы в романе)
    «Герой нашего времени» – социально-психологический роман
    «Герой нашего времени» М. Лермонтова – социально-психологический роман
    «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как философский роман
    «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман и его художественные особенности
    «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: любимые страницы
    «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман
    «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман
    «И дай вам бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей»
    «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    «История души человеческой»в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    «Максим Максимыч… и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он…» (В.Г. Белинский) (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    «Печорин и Грушницкий в сцене дуэли»
    Авторская позиция и способы ее выражения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Анализ главы “Тамань” (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Анализ главы «Тамань» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Анализ сцены дуэли Печорина с Грушницким (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Анализ фразы Печорина “Из двух друзей всегда один раб другого”
    Анализ эпизода “Погоня”.
    Анализ эпизода «Бал в ресторации» из главы «Княжна Мэри» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Бэла и Мери (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    В чем состоит трагизм судьбы Печорина?
    В чем сходства и различия Онегина и Печорина
    В чем трагедия Печорина?
    В чем трагедия Печорина? (по роману «Герой нашего времени»)
    Верил ли Печорин в предопределение? (по главе «Фаталист» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
    Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова “Герой нашего времени”.
    Встреча Печорина с Максимом Максимычем (анализ эпизода из главы «Максим Максимыч» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе «Бэла» или «Максим Максимыч»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Герой и героини. По роману М. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Герой нашего времени. Виртуальная встреча с Печориным.
    Герой нашего времени. Виртуальная встреча с Печориным.
    Григорий Печорин – герой своего времени
    Дополнительная глава к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Друзья и враги Печорина
    Духовное путешествие Печорина
    Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Жанр и композиция «Героя нашего времени»
    Жанр романа “Герой нашего времени”
    Женские образы в романе «Герой нашего времени»
    Женские образы в романе «Герой нашего времени»
    Женские образы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Загадка характера Печорина
    Значение образа Максима Максимыча в романе “Герой нашего времени”.
    Значение письма Веры к Печорину
    Идейно-композиционная роль главы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века
    Индивидуализм Печорина как психологическая доминанта его характера и мировоззренческая концепция жизни.
    Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Какие мотивы лирики М.Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»
    Какое сходство между героями произведений М.Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри.
    Композиция романа «Герой нашего времени»
    Композиция романа «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина
    Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина
    Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии образа Печорина
    Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
    Круг интересов «водяного общества» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Кто такой Печорин?
    Личность и судьба по роману М. Ю. Лермонтова (Герой нашего времени)
    Любимая страница в романе Лермонтова “Герой нашего времени”
    Любовный треугольник: Печорин, Грушницкий, Мери.
    Любовь в жизни Печорина
    Любовь и дружба в жизни Печорина
    Люди эпохи безвременья в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Мое отношение к Печорину (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Мои любимые страницы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени».
    Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ горянки в главе “Бэла” (По роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Образ Грушницкого.
    Образ Максима Максимыча в “Герое нашего времени”
    Образ Максима Максимыча в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ Печорина
    Образ Печорина
    Образ Печорина
    Образ Печорина
    Образ Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»
    Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ Печорина в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”
    Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе “Герой нашего времени” и стихотворении “Дума”
    Онегин и Печорин
    Онегин и Печорин
    Онегин и Печорин как выразители своих эпох.
    Онегин и Печорин как типичные герои своего времени
    Особенности композицииромана М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Особенности композиционного построения романа «Герой нашего времени»
    Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века. (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».)
    Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Пари Печорина с Вуличем (анализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
    Пари Печорина с Вуличем (анализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
    Пейзаж в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени
    Пейзаж в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Пейзаж и его роль в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    Первый русский социально-психологический роман
    Печорин
    Печорин – герой или антигерой?
    Печорин – герой своего времени.
    Печорин – злой гений или жертва общества?
    Печорин – портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени»)
    Печорин – тип «лишнего человека»
    Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Печорин и “водяное общество” в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
    Печорин и “водяное общество” в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
    Печорин и Бэла
    Печорин и герой лирики Лермонтова
    Печорин и Грушницкий
    Печорин и Грушницкий
    Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев.
    Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Печорин и его двойники в романе (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Печорин и контрабандисты (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Печорин и Максим Максимыч (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Печорин и Онегин
    Печорин как лишний человек
    Печорин как представитель “лишних людей” (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Печорин – герой нашего времени.
    Печорин-герой нашего времени
    Письмо Веры Печорину (анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Письмо Веры Печорину (анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Повесть “Княжна Мери” (Какая из повестей больше всего мне понравилась и почему?)
    Помогает или мешает жить Печорину самоанализ?
    Портрет «Героя нашего времени» в романе М. Ю. Лермонтова
    Портрет в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.)
    Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Почему автор называет Печорина «героем времени»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Почему глава «Фаталист» завершает историю души человеческой? (по роману Ю. М. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Почему именно повесть “Фаталист” завершает роман “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова?
    Почему несчастлив Печорин?
    Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе «Герой нашего времени»?
    Почему роман М.Ю. Лермонтова называется «Герой нашего времени»?
    Преступление и наказание Печорина
    Приёмы психологической характеристики героев в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
    Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Природа в романе «Герой нашего времени»
    Природа и цивилизация в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
    Противоречивая натура Печорина
    Путь Печорина
    Роль главы «Фаталист» в раскрытии образа Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Роль образа Вулича в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского
    Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского
    Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»
    Связь идейной проблематики лирики М. Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»
    Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина.
    Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
    Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (Передовые люди xix века)
    Сравнительная характеристика: Печорин и Грушницкий
    Страницы любви в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Судьба Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. (Анализ эпизода из главы “Фаталист”.)
    Сюжет и композиция в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А.Пушкина и М.Лермонтова
    Тема рока, фатума в романе Лермонтова «Герой Нашего Времени»
    Тема судьба поколения в романе Лермонтова “Герой нашего времени”
    Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на примере повести «Фаталист»)
    Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”: Печорин и Вулич.
    Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”: Печорин и Вулич.
    Трагедия жизни Печорина и его поколения
    Трагедия Печорина
    Трагедия Печорина
    Трагедия Печорина – трагедия эпохи или трагедия личности
    Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века
    Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Фаталист. Анализ повести из романа «Герой нашего времени».
    Философская проблематика романа
    Чацкий, Онегин и Печорин.
    Человек и природа в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Чем дорожит Печорин больше всего на свете?
    Честь в представлении Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю. Лермонтова «герой нашего времени»)
    Что проясняет в характере Печорина история с контрабандистами?
    Язык романа Лермонтова «Герой нашего времени»

  9. «Герой нашего времени», пожалуй, одно из самых выдающихся произведений Михаила Лермонтова. Автора давно тревожила судьба молодых и образованных людей времен «мрачного десятилетия». В то время любое проявления инакомыслия или высказывание новых идей преследовалось и строго наказывалось. Свой роман Лермонтов пишет с умышленным нарушением хронологического порядка. Это позволяет обратить внимание читателя на внутренние переживания главных героев, а не на внешнем мире. По сути, «Героя нашего времени» можно с уверенностью назвать психологическим романом.
    Главным героем романа Лермонтова «Герой нашего времени» является молодой дворянин Григорий Печорин.
    Печорин был человеком, живущий без любви, без стремления, у него не было цели в жизни, мир ему наскучил. Главный герой с презрением относится даже к себе. Он говорит, что если умрет, то это не будет большой потерей ни для мира, ни для него самого. Эти слова, по мнению Печорина, отражают его напрасно прожитую жизнь. Главный герой не редко задается вопросом о том, зачем он появился на свет, каково его предназначение, какова его миссия? Он чувствует, что создан для чего-то высокого, чего-то нужного, но, пойдя на поводу у мирских страстей, утратил свое предназначение.
    Нужно сказать, что Григорий Александрович не всегда был таким угрюмым и разочаровавшимся в жизни человеком. В молодые годы главный герой был наполнен пылкими надеждами и увлечениями. Он был готов к действию, к совершению подвига. Его внутренние идеалы подталкивали его к движению, к их воплощению в жизнь. Поэтому молодой Печорин решил бороться за них. Но в скором времени он сломался. Чувствовалась только «одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений…». Окружающий мир не принял его. Печорину было чуждо старое, но, к сожалению, нового он не знал. Этот конфликт внутреннего и внешнего мира вызывает у Печорина апатию, с юных лет он обречен на увядание и старение. Главный герой окончательно теряет смысл жизни. Замкнувшись в себе, он обозляется на окружающий мир, становится эгоистичным. Печорин становится орудием зла в руках судьбы. Он начинает гоняться за жизнью, но это только приводит к трагическим последствиям для окружающих его людей. Так, контрабандисты вынуждены бежать в другое место, бросив старуху и слепого мальчишку; гибнет
    Бэла и Грушницкий; княжна Мери остается с разбитым сердцем, а Максим Максимыч – обиженным.
    Но все же, Печорин остается сильной, волевой и одаренной натурой. Про себя он отметит, что является «нравственной калекой». Печорин был очень противоречивой натурой. Это можно увидеть как в его внешности, так и в его поступках. Показывая нам облик своего главного героя, Лермонтов пишет, что глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся», походка «была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера». Хотя Печорину было около тридцати лет, его улыбка оставалась детской.
    Странность и противоречивость характера главного героя была подмечена и Максимом Максимычем. Он отмечал, что, будучи на охоте под проливным дождем, Печорин чувствовал себя хорошо, в то время, как другие мерзли и зябли, а, находясь дома, боялся сквозняков, стука окон, хотя ранее в одиночку охотился на кабана.
    В этой противоречивости характера Печорина Лермонтов видит недуг тогдашнего молодого поколения. Сам Печорин позже скажет, что его жизнь состояла из таких вот противоречий, борьбы сердца и разума.
    Противоречивость характера главного героя проявляется и в отношениях с противоположным полом. Печорин добивался расположения женщин, заставлял их любить себя только ради удовлетворения своего честолюбия. Но в тоже время, главный герой способен на резкий порыв, проявление собственных чувств. Когда Григорий Александрович получает последнее письмо от Веры, то он сразу решает ехать в Пятигорск. «При возможности потерять ее навеки, – пишет он, – Вера стала для меня дороже всего на свете, – дороже жизни, чести, счастья!».
    Именно эта противоречивость характера не позволяет Печорину жить полной грудью. Именно это делает из него «нравственного калеку».
    Трагичность главного героя подчеркивалась тем, что в его душе жило два человека. Первый совершает действия, а второй осуждает за них. Тем, что он не может найти применения своим знаниям, умениям и идеям.
    Почему же Печорин, будучи образованным молодым дворянином, стал «лишним» человеком? На этот вопрос главный герой ответил так: «Во мне душа испорчена светом». Таким образом, Печорин стал заложником своего окружения, его законов и обычаев от которых так и не смог избавиться.
    Печорин стал еще одним «лишним» человеком в русской литературе и в русском обществе 19 века, встав в один ряд с Чацким и Онегиным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *