Сочинение на тему русь древняя 6 класс

5 вариантов

  1. Древняя Русь с давних пор была знаменита своими богатырями,  подвиги которых не перестают изумлять наше поколение. С древних пор русов (росов )описывали как “Народ этот (росы) могучий, и телосложение у них крепкое, мужество большое ”. Русских дружин боялись всюду от Византии, до кочевых племен Востока(хазар).
    Даже не вникая в подробности  можно понять. Что для того чтобы выжить в то время  человек должен  был быть воином и защищать свою семью. Давайте рассмотрим вооружение кого было в ходу в древней Руси. Прежде всего это кольчуга из плетеных колец, обычно на неё поверх одевались металлические пластины дающие дополнительную защиту наиболее важным органам. Также еще был деревянный и железный щит, На ноги одевались поножи, а в руках была либо палица, либо меч. В общем ,если подытожить, воин выходил на бой неся на себе более 30 килограмм  вооружения. Если еще и учесть, что древние битвы порой длились сутками, то надо представить какой неимоверной силой должны были обладать древнерусские воины, при этом для того что бы  выжить воину приходилось не только мечом махать, а так же уворачиваться, приседать и многое другое. Другой вопрос, что воином  с малых лет приучали к таким крупным физическим нагрузкам. Обычно детей просто отдавали в дружины, но таких случаев мало, поэтому в дружины приходили подростки, которым обычно исполнилось 18 лет, обычно это были средние или младшие сыновья не получившие отцовского наследства. В дружине, они целый день занимались, что чистили оружие и можно так сказать тренировались, обычно это были тренировки с оружием и при полном облачении. Более строго с обучением стояло в княжеских дружинах. В которые со времен Владимира Святославича
    стали привлекаться  люди из народ в противовес наемникам. Но обычно подростки приходили в дружины уже значительно подготовленными. Ловкость у них развивалась в детских подвижных играх со сверстниками, меткость- охотой, а драться они учились во время многочисленных празднеств( таких как масленица), когда после сжигания чучел и пуска колес обычно дело были, как бы потешная игра “стенка на стенка”(обычно это было село на село), где  каждый подросток мог бы получить основы кулачного боя. Уже  в  дальнейшем кулачные бои стали как бы синонимом дуэли, когда  обиженный мог вызвать обидчика на бой “при в сем честном народе” – яркий пример. Такой дуэли описывается в “песне о купце Калашникове”.
    В дружине примером для всех был князь. Который сам водил свою дружины в бой. Ярким примеров такого подвига является князь Дмитрий Донской и Куликовская битва, в которой князь переодевшись в снаряжение простого воинам сражался в первых рядах.
    На многих ярмарках люди потешались,  тем, что  сгибали пальцами монеты, скручивали чугунные кочерги в узел ,  для этого был большой стимул наиболее отличившегося князь мог пригласить в свою дружину.
    Так же большому вниманию уделялось оружию. Ведь для того, чтобы махать мечом(это самое легкое оружие) весь день надо было обладать неимоверной выносливостью.
    Большое развитие этому дала славяно-горицкая борьба . Этакий синоним восточных единоборств, где также различались домены(тотемы) посвященные различным зверям. Самым распространенным тотемом был тотем медведя. Как и в восточных единоборствах в славяно-горицкой борьбе существовала и своя некая философия “очишения души и тела”(что вроде того, что в здоровом теле -здоровый дух).
    Также дружинников обучали плавать в кольчуках, при полном вооружении.
    Много ратных подвигов бало совершенно русскими богатырями во времена монголо-татарского ига. Одним  из примеров является  подвиги богатыря Евпатия Коловрата, который со своим маленьким отрядом  терзал Батыя. Даже  после того как войско Батыя окружило его отряд он не сдался  и еще вовремя битвы он разрубил монгольского предводителя  отряда “  по описанию сильнейшего из воином среди монгольского войска” пополам. Батыю ничего не оставалось, как забросать отряд Коловрата ядрами из катапульт.
    Какова же причина, того здоровья у древне русских воинов.
    Первым делом это конечно же тренировки, занятия с оружием которые развивали мускулатуру и  выносливость. Во- вторых это конечно же чистая экология и еда, а так же своеобразные  диеты ( огромную роль в этом сыграла церковь, тот же пост который ограничивал прием  спиртного).
    А так же постоянная физическая нагрузка, ведь в то время не было ни какой автоматики. На селах своей силой обычно выделялись кузнецы. Но также существуют и примеры, когда простые труженики совершали свои подвиги. Одним из таких примеров является народный герой былин Никита Кожемяка-кожевник, который победил печенежского богатыря, за что был принят в дружину князя Владимира Святославича.
    С постепенным усовершенствованием оружия надобность в большой физической силе отпала. Кольчуги сменились формой, тяжелые мечи   легкими палашами, надобность в щитах вообще отпала. И на поле боя большую роль играло не мастерство солдатом, а тактика полководца. Но все равно  даже во времена огнестрельного оружия русские солдаты проявляли свои недюжые  физические способности. Во время Отечественной войны 1812 года солдаты на себе перетаскивали литые чугунные пушки. Так же сохранился случай когда русский солдат отбивался от французов шомполом. Со временем богатырское телосложение стало редкостью и это стало привилегией балаганом и цирков. Во ремена царской Росси имена руских атлетов гремели на всю Европу. Которая поражалась умением русских богатырей кидать двух-, трехпудовые гири  с милой улыбкой на лице.

  2. Главный источник наших знаний о древней Руси – средневеко-
    вые летописи. В архивах , библиотеках и музеях  их  насчитывается нес-
    колько сот , но по существу это одна книга , которую писали сотни  ав-
    торов , начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.
    Сначало надо определить , что же такое летопись. В большом энцик-
    лопедическом словаре написанно следующее : ”  Историческое  произведе-
    ние , вид повествовательной литературы в России 11 – 17 веков  ,  сос-
    тояли из погодных записей , либо представляли собой памятники  сложно-
    го состава – свободные своды. ” Летописи были  общерусскими  (”  По-
    весть временных лет “) и местными (” Новгородские летописи “). Летопи-
    си сохранились главным образом в поздних списках.
    Первым начал изучать летописи В.Н.Татищев. Задумав  создать  свою
    грандиозную ” Историю Российскую ” , он обратился ко всем известным  в
    его время летописям , разыскал много новых памятников. После В.Н.Тати-
    щева изучением летописей , конкретно ” Повесть временных лет ” , зани-
    мался А.Шлецер. Если В.Н.Татищев работал ~ вширь ~ , соединяя дополни-
    тельные сведения многих списков в одном тексте и как бы идя по  следам
    древнего летописца – сводчика , то Шлецер работал ~ вглубь ~  ,  выяв-
    ляя в самом тексте массу описок , ошибок , неточностей. Оба исследова-
    телских подхода при всем своем внешнем различии имели сходство  в  од-
    ном : в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде ,  в  котором
    до нас дошла ” Повесть временных лет “. Это  и  есть  большая  заслуга
    обоих замечательных историков. Следующий крупный шаг был сделан извес-
    тным археографом П.М.Строевым. И В.Н.Татищев , и А.Шлепцер  предсавля-
    ли себе ” Повесть временных лет ” , как создание одного летописца ,  в
    данном случае Нестора. П.М.Строев высказал совершенно новый взгляд  на
    летопись , как на свод нескольких более ранних летописей и такими сво-
    дами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем  самым  он  открыл
    путь не только к более правильному с методической точки зрения  иссле-
    дованию дошедших до нас летописей и сводов , которые не дошли до нас в
    своем первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг ,  сде-
    ланный А.А.Шахматовым , который показал ,  что  каждый  из  летописных
    сводов , начиная с 11 века и кончая 16 веком , не случайный  конгломе-
    рат разнородных летописных источников , а историческое произведение со
    своей собственной политической позицией , продиктованной местом и вре-
    менем создания. Так историю летописания он связал с  историей  страны.
    Возникла возможность взаимопроверки истории страны , историей источни-
    ка. Данные источниковедения стали не  самоцелью  ,  а  важнейшим  под-
    спорьем в воссоздании картины исторического развития всего  народа.  И
    теперь , приступая к изучению того или иного периода  ,  прежде  всего
    стремятся проанализировать ворпос о том , каким образом летопись и  ее
    сведения связанны с реальной действительностью. Так же большой вклад в
    изучение истории русского летописания внесли такие замечательные  уче-
    ные , как : В.М.Истрин , А.Н.Насонов ,  А.А.Лихачев  ,  М.П.Погодин  и
    многие другие.
    Существует две основных гипотезы относительно ”  Повести  времен-
    ных лет “. Первой мы рассмотрим гипотезу А.А.Шахматова.
    История возникновения начальной русской летописи привлекала к се-
    бе внимание не одного поколения русских ученых , начиная с В.Н.Татище-
    ва. Однако только академику А.А.Шахматову удалось в  начале  нынешнего
    столетия разрешить вопрос о составе , источниках и редакциях  ” Повес-
    ти “. Результаты его исследований изложенны в работах ”  Разыскания  о
    древнейших русских летописных сводах ” ( 1908 год. ) и ” Повесть  вре-
    менных лет ” ( 1916 год. ). В 1039  году  в  Киеве  учредили  метропо-
    лию-самостоятельную организацию.  При  дворе  митрополита  был  создан
    Древнейший Киевский свод , доведенный до 1037 года. Этот свод ,  пред-
    полагал А.А.Шахматов , возник на основе греческих переводных хроник  и
    местного фольклерного материала. В Новгороде в 1036г. создается Новго-
    родская летопись , на основе которой в 1050г. возникает Древний Новго-
    родский свод. В 1073г. монах Киево-Печерского монастыря  Нестор  Вели-
    кий , испоьзуя древнейший Киевский  свод  ,  составил первый  Киево –
    Печерский свод , куда включил исторические события  происшедшие  после
    смерти Ярослава Мудрого ( 1054г. ). На основании первого  Киево-Печер-
    ского и Новгородского свода  создается  второй  Киево-Печерский  свод.
    Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники  материа-
    лами греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил ос-
    новой ” Повести временных лет ” , первая редакция которой была создан-
    на в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря  Нестером  ,  вторая
    редакция – игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в  1116  году  и
    третья – неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году.
    Интересные уточнения гипотезы  А.А.Шахматова  сделанны  советским
    исследователем Д.С.Лихачевым. Он отверг  возможность  существования  в
    1039г. Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения  ле-
    тописания с конкретной борьбой , которую вело Киевское  государство  в
    30-50 годах 11 столетия против политических и  религиозных  притязаний
    Византийской империи. Византия стремилась превратить  церковь  в  свою
    политическую агентуру , что угрожало самостоятельности Русского  госу-
    дарства. Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в  сере-
    дине 11 века. Политическая борьба Руси с Византией переходит в  откры-
    тое вооруженное столкновение : в 1050г.  Ярослав  посылает  войска  на
    Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход  Влади-
    мира закончился поражением , Ярослав в 1051г. возводит  на  митрополи-
    чий престол русского священника Иллариона. Это еще больше  укрепило  и
    сплотило русское государство. Исследователь предполагает , что в 30-40
    годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была  произведена  за-
    пись устных народных исторических преданий о распространении христьян-
    ства. Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д.С.Лихачев предпо-
    лагает , что ” Сказания о первоначальном распространении  христьянства
    на Руси ” были записанны книжниками киевской митрополии при  Софийском
    соборе. Очевидно , под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пас-
    халий , составляющихся в монастыре. Никон предал своему  повествованию
    форму погодных записей – по ~ летам ~. В созданный около  1073г.  пер-
    вый Киевско-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о
    первых русских , их многочисленных походах на Царьград. Благодаря это-
    му свод 1073г. приобрел еще более антивизантийскую  направленность.
    В ” Сказаниях о распространении христьянства ” Никон  придал  летописи
    политическую остроту. Таким образом первый Киево-Печерский свод  явил-
    ся выразителем народных идей. После смерти  Никона  работы  над  лето-
    писью непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и  в
    1095 году появился второй Киево-Печерский  свод.  Второй  Киево-Печер-
    ский свод продолжал пропоганду идей единства русской земли  ,  начатую
    Никоном. В этом своде также резко осуждаются  княжеские  междоусобице.
    Далее в интересах Святополка на основа второго Киево-Печерского  свода
    Нестером создается первая редакция ” Повести временных лет “. При Вла-
    димире Мономахе , игумен Сильвестр по поручению великого князя в  1116
    году составляет вторую редакцию ” Повести временных лет “. Эта  редак-
    ция дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в  Вы-
    дубицком монастыре неизвестным автором была созданна третья редакция ”
    Повести временных лет “. Она была доведена до 1117г. Эта редакция луч-
    ше всего сохранилась в Ипатьевской летописи.
    В обоих гипотезах есть много различий , но обе эти теории доказы-
    вают , что начало летописания на Руси является событием огромной  важ-
    ности.

  3. 3
    Текст добавил: Однокласницы

    Величайший памятник древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве», был создан талантливым анонимным автором в конце ХII века, между 1185 и 1188 годами. «Слово…» дошло до нас в единственном позднем списке, который был обнаружен любителем древнерусской письменности Мусиным-Пушкиным в Ярославле в конце ХVIII века. Тогда же с него была сделана копия для императрицы Екатерины II. Во время пожара в Москве в 1812 году рукопись «Слова…» сгорела вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина.
    «Слово о полку Игореве» было создано под впечатлением неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича, предпринятого им вместе с братом Всеволодом и племянником Святославом против половцев в 1185 году. В летописях рассказ ведется в строго хронологической последовательности. Князь Игорь не заботился о подготовке похода, не подумал о судьбе своей дружины. Когда он узнал, что половцы собрали против него большое войско, княжеская гордыня помешала ему принять разумное решение. Он заявляет: «Если мы возвратимся не бившись, то срам нам будет хуже смерти». Поняв, что половцы заманивают его дружину в ловушку, Игорь хотел отступить, но было уже поздно. Битва продолжалась весь день и всю ночь. Большая часть дружины Игоря погибла, только немногие воины вместе с князем были взяты в плен. Около года Игорь находился в плену. Половцы, по законам того времени, не очень притесняли его.
    Автор бессмертной поэмы стремился не только последовательно изложить события похода, но и понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала русская земля, а теперь побеждают «поганые». Поэт понимал, что причина неудач кроется в феодальной раздробленности Руси. Он стремится передать тревогу за судьбу родной земли. Для стиля поэмы характерна лирическая страстность, события описаны живым, образным языком. Строки поэмы захватывают читателя и сегодня.
    Поэт начинает свое произведение вступлением, в котором задается вопросом, как ему описать трудный поход Игоря: рассказывать ли, как в былинах, или петь подобно певцу Бояну. Древний певец и сочинитель Боян характеризуется в «Слове…» как «вещий, проницательный и мудрый». Раскрывая художественные приемы и восхваляя этого певца, автор, по сути, говорит об уже существовавшей в то время древней литературе, подготовившей появление «Слова…».
    После вступления автор описывает ужас, охвативший воинов, которые стали свидетелями солнечного затмения. Но грозное явление природы не охладило воинственный пыл князя. Несмотря на знамение, он решает идти в поход. Первая битва с половцами завершается победой русских, но впереди воинов ждет новый страшный бой. Природа полна зловещих предзнаменований: «синие молнии сверкают в черных тучах», «мутно текут реки», «гудит земля». Героизм русских воинов раскрывается в поэме в образе смелого Всеволода.
    Описывая кровавую битву, поэт вспоминает прошлые времена, когда дед Игоря первым начал сеять раздоры между князьями, ослабляя русскую землю и губя людей. Тем временем жестокая битва подходит к своему трагическому концу. Поэт объясняет поражение Игоря отсутствием согласия между русскими князьями. Автор «Слова…» – великий патриот, он скорбит о своей несчастной земле. Все осуждают самовольный поход Игоря. Князь не только потерпел поражение, но и сам превратился в пленника. Картиной уныния и печали заканчивается первая часть поэмы. Чувствуется огромная любовь автора к родине.
    Следующая часть поэмы начинается с описания вещего сна великого князя Святослава. По замыслу автора он является центральной фигурой, способной объединить всю русскую землю. Святослав пытается призвать князей к объединению. Далее в «Слове…» даются характеристики тех русских князей, которые должны были в первую очередь откликнуться на «золотое слово» Святослава и вступиться за землю русскую, за раны Игоревы. Но нет ответа от князей, нет среди них единомыслия. На этой скорбной ноте заканчивает автор вторую часть своей поэмы.
    Третья часть «Слова…» начинается с плача Ярославны, жены князя Игоря, замечательной русской женщины. С городской стены старого Путивля слышится ее голос. Обращается она не к людям, которые не в силах ей помочь, а к ветру, Днепру, солнцу. Ее слова наполнены тревогой и любовью. Ярославна заклинает силы природы помочь ее мужу и его дружине, вернуть их домой. Женщина думает не только о своем муже, она беспокоится обо всех защитниках русской земли. Плач Ярославны написан с такой глубиной и художественной выразительностью, что ему нет равных во всей мировой литературе. Достойно уважения то, что автор «Слова…» выдвигает на первый план женский образ. Ярославна символизирует собой саму жизнь. Природа, будто услышав призыв Ярославны, приходит на помощь Игорю во время его бегства из плена.
    Заключительные строки поэмы переходят в торжественный гимн в честь возвращения Игоря. Русская земля ликует, встречая своего князя. Автор осуждает Игоря за своенравный поступок, но в то же время отдает дань его мужеству, его любви к родине.
    Автор «Слова о полку Игореве» был не только великим поэтом, но и замечательным мыслителем своего времени. Свобода и счастье родины были для него высшим критерием, по которому он судил дела всех князей, упоминаемых в поэме. Автор «Слова…» выражал не княжескую, а народную точку зрения на междоусобные раздоры, а его поэма несла передовые идеи древнерусской литературы. Этот памятник свидетельствует о том, какой высоты достигло культурное развитие русского народа. Великая поэма до сих пор не теряет актуальности, в ней много поучительного для последующих поколений. Текст «Слова о полку Игореве» переводили величайшие русские ученые и поэты: Д. Лихачев, Н. Заболоцкий, Л. Н. Гумилев и другие.

  4. Период существования Древней Руси – это отрезок истории от конца 9-го века до татаро-монгольского вторжения в веке 13-м.
    Письменность на Руси (имеется в виду славянское письмо кириллицей) появилась еще в 9-м веке. Расцветом письменного творчества, древнерусской литературы, летописания стал период правления киевского князя Ярослава Мудрого. Наряду с письменной, развивалась и устная народная литература: былины о богатырях (например, сказ о Микуле Селяниновиче), скоморошьи песни, сохранялись. В 11-12 веках окончательно оформился древнерусский свод законов «Русская правда».
    Древняя Русь в начале своего существования как государственного объединения была языческой. Прохристианские источники отмечают, что единого культа среди язычников не было и различные культы враждовали между собой, что разобщало страну.
    Правление верховного киевского князя Владимира Великого ознаменовало большой перелом в истории Руси. Этот правитель в поисках религии, что объединила бы все подвластные ему на то время русские племена и земли (полян, древлян, кривичей, радимичей, вятичей, чудь и других), решил обратить свои народы в христианство. Мнение несогласных в расчет не принималось. Языческие идолы, стоявшие в Киеве – столице княжества, были низвергнуты, вместо них поставлена каменная Десятинная церковь.
    Начало одиннадцатого века киевляне встретили уже новоокрещенными в реке Днепр. В правление сына Владимира, киевского и новгородского князя Ярослава, отмечается немалый расцвет древнерусской культуры. Издаются рукописные книги, искусно оформленные. Строится Киево-Печерский монастырь, Софийский собор, активно развиваются искусство иконописи, мозаики, искусство фрески. Первые же школы для детей открылись еще при Владимире.
    Нравы того времени, разумеется, заметно отличались от нынешних. Князь Владимир ввел обязательную выплату десятины в пользу православной церкви. На эти деньги и строились храмы. Материальное производство являлось небогатым – вещи очень ценились, передавались из поколения в поколение, отдельный человек обладал весьма немногим «скарбом». Даже одна рукописная книга являлась в доме большой ценностью и служила признаком благосостояния. К концу существования государства население, раньше жившее по более демократичным правилам, стало заметно неравными по социальному статусу: холопы, челядь и их поведение строго определялись законодательно, ни шага влево, ни шага вправо за границами запретов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *