Сочинение на тему русская изба

11 вариантов

  1. С древних времен дома на Руси строили из дерева. Чаще всего из сосны, лиственницы, кедра.
    Изба состояла из одного помещения с большой русской печью. Перед входом в избу всегда строили сени – рубленая или дощатая пристройка с крыльцом. Крыльцо было высокое, не меньше 4-6 ступеней. Сени не давали холоду сразу идти в избу.
    Вход в дом был низкий, с высоким порогом. Так строили для того, чтобы сохранялось тепло зимой, когда дверь открывали.
    В избе справа или слева от входа стояла большая печь. Она отапливала избу, в ней готовили еду, пекли хлеб, грели воду. На печи лежали, согревались от холода, лечились от болезней. От печи к противоположной стене над дверями строили полати. Это такой деревянный настил или большая полка, на которой могли лежать несколько человек. На полатях спали зимой дети, там было очень тепло.
    Избу старались строить окнами на юг, чтоб было светлее и теплее. Место от дверей до границы печи считалось грязной половиной, а дальше к окнам “чистой”. На грязной у печи могли лежать дрова, здесь же замешивали корм скоту. На чистой половине от входа шли большие широкие сплошные лавки. А них сидели и можно было прилечь. Угол избы напротив дверей назывался “красным”. Здесь была “божница” – висели или стояли иконы, украшенные вышитыми полотенцами, висела лампада, лежали книги. Тут же стоял большой стол, за котором ели и делали чистую работу.
    Печь ставили устьем к входящим в двери или к окнам на улицу.
    Над окнами по всем стенам делали полки, на которых стояла домашняя утварь: горшки миски, чашки, корзинки, кузовки. Хозяйская кровать украшалась белыми “подзорами” – вязаными крючком или вышитыми нижними краями простынями, на которой не спали, а стелили для красоты. Наволочки тоже старались вышить или вставляли вязаные “прошвы” – полоски ручных кружев.
    В старину все делали своими руками: одежду, обувь, посуду, емкости для воды, для грибов и зерна. Долгими зимними вечерами при свете лучин трудились крестьяне для обустройства быта

  2. Русская изба представляет собой деревянный дом, частично уходящий в землю. Несмотря на то, что изба чаше всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон. Был в ней печной угол, который считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом, был так же женский угол – справа от входа, и мужской – у очага.
    Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону.
    Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенца.
    Вначале изба крестьянина имела только одну комнату. Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.
    Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде и Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.
    Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники – небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.
    Внутреннее убранство традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось. Каждая вещь была необходима в хозяйстве, а внутренняя площадь избы была строго поделена на зоны. Например, правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Обычно, это место было огорожено, отсюда и слово закуток, то есть, обособленное место. Мужчины сюда не входили
    У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках – расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки – подзоры; оклады икон начищены до блеска. Пол в избе делали из широких цельных плах – брёвен, разрубленных пополам, с тщательно отёсанной одной плоской стороной. Клали плахи от двери к противоположной стене. Так половинки лучше лежали, и комната казалась больше. Пол настилался на три-четыре венца выше земли, и таким образам образовывался подпол. В нём хранились продукты, разные соленья. А приподнятость пола почти на метр от земли делала избу более тёплой.

  3. Русская изба – это Россия в малом. Ее судьба во многом схожа с судьбой русского человека: когда-то самобытная, ладная и добротная. Настоящие русские избы дошли до нас благодаря многовековой верности крестьянства заветам старины. Архитектура русской избы свидетельствует о беспримерной стойкости традиций. Не только стиль, но и конструктивное устройство, планировочная структура русской избы и внутреннее ее убранство выработаны на протяжении тысячелетий.
    Русская изба представляет собой деревянный дом, частично уходящий в землю. Несмотря на то, что изба чаше всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон. Был в ней печной угол, который считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом, был так же женский угол – справа от входа, и мужской – у очага.
    Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону.
    Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
    Избы, в которых печку топили по-чёрному, назывались курными (без трубы).
    Вначале изба крестьянина имела только одну комнату. Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.
    Вначале изба крестьянина имела только одну комнату. Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.
    Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники – небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.
    Внутреннее убранство традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось. Каждая вещь была необходима в хозяйстве, а внутренняя площадь избы была строго поделена на зоны. Например, правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Обычно, это место было огорожено, отсюда и слово закуток, то есть, обособленное место. Мужчины сюда не входили.
    У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках – расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки – подзоры; оклады икон начищены до блеска. Пол в избе делали из широких цельных плах – брёвен, разрубленных пополам, с тщательно отёсанной одной плоской стороной. Клали плахи от двери к противоположной стене. Так половинки лучше лежали, и комната казалась больше. Пол настилался на три-четыре венца выше земли, и таким образам образовывался подпол. В нём хранились продукты, разные соленья. А приподнятость пола почти на метр от земли делала избу более тёплой.
    Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки ) стольцы (табуретки), сундуки, – всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным , но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
    Спасибо. Закончил. ЗАКИНЬ МЕНЯ В ЛУЧШИЕ ОТВЕТЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  4. Русская изба строилась из дерева. Она состояла почти всегда из одной комнаты. В богатых семья – большая и просторная комната, в бедных маленькая. Но центром этой комнаты была русская печь с лежанкой. В ней готовили пищу, на лежанке спали дети и старики. От печи до стены под потолком устраивали деревянный настил – полати, где тоже спали.
    Обычно в хозяйстве имелся стол и полки-полавочники на стенах. По периметру избы у стен крепились неподвижно лавки, где стояла домашняя утварь, тут сидели в случае необходимости гости. Мужчина в семье, как самый сильный и холодостойкий, обычно спал у двери на лавке, хозяйка – в закутке за печью.
    Самым нарядным местом являлся передний угол избы, где висели иконы и стояли лампадки. На праздники передний угол украшали вышитыми полотенцами.
    Бревенчатые стены никогда ничем не красили, не оклеивали обоями. Они тепло пахли древесиной.
    Шкафов русская изба не знала, вещи и книги хранили в сундуке, шкатулке или ларце. Уже позже появился деревянный шкаф-поставец, расписанный цветами и другими узорами.
    Бедные избы топились по-черному, более зажиточные – по-белому, через дымоход. Топка по-черному обогревала стены дома дымом – это часто давало налет сажи и копоти на стены и потолок. Топить печь по-черному и не закоптить при этом избу считалось среди крестьян большим искусством.
    Не славилась русская крестьянская изба большими окнами, разве что на юге. Ведь большие окна – это большая потеря тепла. Богатая семья могла позволить себе слюдяное окошко, а бедные закрывали окна ставнями. В принципе, ставнями на ночь пользовались все семьи – и богатые, и бедные, чтобы не терять тепло от печки.

  5. Сейчас мало кто представляет как выглядела старинная русская изба, ведь большинство жителей страны живет в городах, больших и малых, да и в деревнях все больше домов построенных по новым методикам, из современных материалов. А например такой обязательный атрибут старинной русской избы, как печь, увидеть сейчас почти невозможно. Разве что в специально созданных и охраняемых этнопоселках.
    В этом вопросе можно ознакомится с текстами сочинений на предложенную тему по указанному плану. А прямо здесь я дам еще один вариант, по возможности краткий.
    Любая изба, то есть старинный дом, начиналась со входа. Но уже издалека старинной избой можно начинать любоваться, потому что смотрится она как настоящее произведение искусства. Огромные бревна складываются в пятистенок, украшаются причудливой резьбой, ставнями, коньками. Вокруг избы идет заваленка, вид старинного фундамента, огороженный досками и засыпанный землей.
    Крыльцо также все в резьбе и наличниках. С крыльца начинается вход в избу, но это еще не сама изба. Взойдя по ступенькам на крыльцо человек оказывался в сенях, специальном переходном помещении, в котором было не так холодно как на улице, но еще не так тепло как в избе.
    Из сеней человек попадает непосредственно в избу, а именно в черный угол. Обычно справа от дверей находится русская печь с полатями, где можно спать, подогнув ноги. Вдоль стен стоят лавки и сундуки, по стенам развешана различная домашняя и хозяйственная тварь.
    Здесь человек разувался и снимал уличную одежду.
    Далее он проходил в главную комнату, где сразу в глаза бросался красный уголок. Там висели иконы, стол украшенный скатертью стол, за который проводили гостя и где обедала вся семья.
    Очень часто в избе можно было встретить люльку, подвешенную к потолку, прялку, ткацкий станок. Вышивкой украшались кровати и табуретки, стол, полочки.
    Русская изба была уютной и теплой. В ней жила одна семья, родители с детьми, и старики.

  6. Русская изба представляет собой деревянный дом, частично уходящий вземлю. Несмотря на то, что изба чаше всего состояла из одной комнаты,она условно делилась на несколько зон. Был в ней печной угол, которыйсчитался грязным местом и отделялся от остального пространства избызанавесом, был так же женский угол – справа от входа, и мужской – уочага.
    Красный угол был самым главным и почетным местом в доме.На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторонгоризонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем ихорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалосьважным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратитьвнимание на икону.
    Иконы устанавливались на специальной полочке иобязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главнымииконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконыБогородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда иукрашали вышитыми полотенца.
    Вначале изба крестьянина имелатолько одну комнату. Позже стали строить так называемые пятистенки, вкоторых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.
    Окнавначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде иМоскве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили ихтолько в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того временитолько пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно небыло.
    Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами.Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно былозакрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники -небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченныелюди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.
    Внутреннееубранство традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось.Каждая вещь была необходима в хозяйстве, а внутренняя площадь избы быластрого поделена на зоны. Например, правый от печки угол назывался бабийкут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено дляприготовления пищи, здесь же стояла прялка. Обычно, это место былоогорожено, отсюда и слово закуток, то есть, обособленное место. Мужчинысюда не входили
    У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. Настенках – расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; накроватях кружевные оборки – подзоры; оклады икон начищены до блеска. Полв избе делали из широких цельных плах – брёвен, разрубленных пополам, стщательно отёсанной одной плоской стороной. Клали плахи от двери кпротивоположной стене. Так половинки лучше лежали, и комната казаласьбольше. Пол настилался на три-четыре венца выше земли, и таким образамобразовывался подпол. В нём хранились продукты, разные соленья. Априподнятость пола почти на метр от земли делала избу более тёплой.

  7. Введение
    Зачем человеку дом? Зачем он тратит столько сил, чтобы его построить? Самый простой ответ: чтобы защитить себя от внешних воздействий природы: дождя, холода, жары, солнца, а также диких зверей и лихих людей. Однако это ответ неполный. Человеку надо было отделить себя от природы, от злых стихий, создать свой защитный мир. Но ведь человек никогда не мыслил себя вне природы, поэтому все свои знания об окружающем мире он перенес на жилище, сконцентрировал в понятие дом. Русские дома назывались избами.
    Цель данного реферата является: исследовать значение русской крестьянской избы в жизни крестьянина.
    Объект исследования: книга Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор». — СПб.: Паритет, 2004. В своей книге они подробно и доступным языком рассказывают о русской крестьянской избе, которая являлась для русского народа родиной, семьей, об обычаях русского народа.
    В соответствии с этим в реферате поставлены следующие задачи:
    1 рассмотреть понятие изба и значение избы в жизни крестьянина;
    2 рассмотреть историю строительства избы.
    Русская крестьянская изба
    Хозяин, задумавший построить дом, включал его в окружающий мир, выстраивал свою Вселенную. Дом делил пространство на домашнее и не домашнее. И здесь уже существовала веками отработанная система правил, предписаний и запретов.
    Чтобы выбрать площадку для постройки, прибегали к гаданиям. Например, в намеченном месте оставляли на всю ночью зерно или куски хлеба. Если к утру еда исчезала или её становилось меньше, это означало, что место «нечистое», строить здесь нельзя.
    Для определения границы между будущим домом и остальным пространством (дом — не дом) существовали многочисленные приметы и обряды, связанные со стенами, порогами, дверьми, запорами (то есть границами между внутренним, домашним, и внешним пространством). В Вологодской губернии читался заговор: «Наша изба о четыре угла, во всяком углу по ангелу стоит. Сам Христос среди полу стоит, со крестом стоит, крестом градит хлеб да соль, скот и живот и всю нашу семью». Этот заговор еще раз подтверждает, что слово «дом» первоначально означало не жилое строение, а общественную организацию-семью.
    После того как намечались границы дома, происходило дальнейшее упорядочение пространства. И опять прибегали к гаданиям. Сперва насыпали кучку жита там, где будет святой угол, потом там, где встанет печь, где будут сходиться причелковая и глухая стены в дверном углу. Таким образом, отмечалась «ценностная иерархия» углов: святой-печной-глухой-дверной. Каждая деталь дома имела свой скрытый, потаенный смысл, все вместе они должны были защищать семью от несчастий.
    В прошлые века люди предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Русские дома назывались избами. Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба, истопка, грыдня». «Истьбой” или «истопкой» в летописях назвали отапливаемый жилой сруб в отличие от клети. Клеть – четырёхугольное строение из дерева или камня. Использовалась для проживания летом. Отапливаемая клеть называлась изба.
    Изба — это русское срубное жилище, преимущественно сельское, а до XV II — XVIII веков оно было и городским. Сруб (иструб) — деревянное сооружение без пола, перекрытий, лестниц, дверей и оконных рам, возведенное из горизонтально уложенных бревен или брусьев.
    Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю, т.е. выкапывалось углубление, и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, его заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почетном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами.
    Начиная с XIII века, получают распространение «курные» избы. Отапливалась такая изба печью без трубы. Печь не имела выходного отверстия для дыма и дым выходил из передней её части, заполнял избу и выходил («курился») через дверь. Отсюда и название — курная. Таким образом, частично помещение обогревалось дымом, вследствие чего вся изба зарастала копотью, которую надо было периодически смахивать метлой. В период с XIII века по XV века стали появляться отверстия в стене, так называемые волоковые окна, представляющие собой вырубленные щели под потолком размером примерно 30 на 40 см. Часть дыма выходила через такие отверстия. Через такие окна проникало очень мало света, и в помещении почти все время было темно. Первое время после появления такие отверстия прикрывались при необходимости поленцами, особенно в зимние морозы. В помещении, при входе также содержался домашний скот, нуждающийся в тепле.
    С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-черному, стояли и в XIX веке. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору. Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-черному. В других же населенных пунктах они продолжали строиться до XIX века.
    Особенность русской крестьянской избы состояла в том, что дом был разборный. Вся постройка собиралась без единого гвоздя, железные изделия крестьянину не по карману, да и не нужны они были для строительства: деревянная конструкция продумана так, что бревна, уложенные одно к одному, с места не сдвинешь. Четыре бревна, связанные по углам, называются венцом. Один венец укладывался на другой до нужной высоты, когда оставалось подвести дом под крышу. На верхний венец укладывалось поперечное бревно-матица, которое служило опорой для потолочных плах.
    Матица, или матка — важная часть постройки. В матице крепилось железное кольцо, к которому подвешивалась детская колыбелька — вот еще один символ надежности этой детали дома, ведь ей доверяли самое драгоценное -жизнь ребенка.
    Особое значение матица приобретала в обрядах. Во время сватовства сваха садилась под матицу, здесь же причесывали невесту перед тем, как она навсегда покидала свой родной дом. Отправляясь в дальнюю дорогу, прикасались рукой к матице, чтобы путь был счастливым. Под матицей вешали зуб от старой бороны для предохранения дома от клопов, блох, тараканов, пучки коровьей и лошадиной шерсти при покупке домашней живности, лекарственные травы и т.п.
    Матица являлась условной границей, которая делила дом на две части: переднюю и заднюю. Гость или чужой человек никогда не заходил без приглашения за эту невидимую черту. Но дом только тогда дом, когда в нем есть окна и дверь. Жилище без окон и дверей – это уже не жилище человека, а дом «иного мира», потустороннего. Вспомните избушку Бабы-Яги: «стоит избушка без окон и дверей…».
    Особое значение придавалось запорам, поэтому так много сложено загадок, пословиц, примет о замках, засовах, ключах: «Маленький, пузатенький, весь дом бережет», «Черненька собачка свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает». Помимо замка для защиты дома прибегали к символическому очищению: рисовали кресты, прибивали к порогу найденную конскую подкову, нож, обломок косы.
    Чтобы сберечь тепло, двери делались низкими, с высоким порогом, который не пускал холодный воздух в избу. Входили в дом, низко нагнув голову, непривычный гость и шишку мог на лбу набить. Так что, входя в дом, человек невольно кланялся порогу.
    Двери и окна связывают жилое пространство с внешним миром, миром космических явлений: солнцем, светом, тьмой, зимой, летом. Через окно проникает свет, через окно можно увидеть, что происходит на улице, оставаясь внутри. Окно (око) –это глаза дома. В фольклорных текстах часто встречается волоковое оконце, красное, косящатое, дымное. Волоковые окошка прорубались в двух соседних бревнах в половину толщины каждого бревна и изнутри задвигались (заволакивались) деревянным щитком-волоком, ходящим по горизонтальным прибойкам.
    Уже в глубокую старину для пропускания света в оконце вставлялась рамка, затянутая бычьим мочевым пузырем или брюховицей, пленкой, снятой с брюшины животного. Встречались также окна, затянутые рыбьим пузырем, куском промасленного холста. Зимой даже использовались пластины речного льда, которые в большом количестве заготавливали для хранения и охлаждения пищевых продуктов, для получения пресной воды. Уже давно люди обратили внимания на удивительные свойства льда –способность, пропуская свет, преломлять его. Для такого стекла и рама не нужна. Вырубил кусок льда по размеру оконного проема и вставил, и никакой мороз не страшен. А подтаяла льдина, ее можно и новой заменить. Придет весна, лето, можно уже и раму с пузырем вставить. Как не вспомнить здесь сказку про ледяную избушку..
    Использовать окна для входа считалось крайне опасным, на этот случай существовали разные приметы. А дело все в том, что окно символизировало связь с миром мертвых. Если в окно случайно влетит птичка – быть беде (чаще всего предвещало пожар). Ласточка в окно влетит- к покойнику. Через окно выносили первого покойника, умерших некрещеных детей. Существовала и такая традиция: в день поминовения родителей хозяин открывает окно, спускает с него на улицу холст, чтобы проводить невидимых гостей.
    Оконное стекло вошло в обиход прежде всего в Новгороде. С конца XVI века стекло стало поступать от английских купцов через Архангельск в Москву.
    Наиболее типичным русским жилищем принято считать трехкамерный дом, когда к обеим сторонам средней части постройки –сеней- примыкали два жилых помещения или одно жилое и одно хозяйственное. Каждое помещение имело своё название: изба, сени и клеть. Если оба помещения жилые, то на Севере такое строение иногда называли домом на две избы. Такой большой дом был необходим для многозначительной неразделенной семьи, доходивший до двадцати человек. Сени обычно не имели потолка, а накрывались с избой общей крышей. Из сеней по лестнице или по бревну с зарубками поднимались сразу на чердак. Тип трёхкамерного жилища сложился достаточно давно, уже в X-XI веках, но такие дома, как деревянные, так и каменные, продолжали строиться в деревнях и в городах ещё в 18 столетии.
    Два деревянных бруса под потолком, сходившиеся перпендикулярно к печному столбу, назывались воронцами или грядками. Именно эти брусья и делили пространство избы на три части: красный (передний) угол под образами, подпорожье, или задний угол, и печной, или подовый угол (середа, кут)- перед печью. Воронец, тянувшийся к передней стене (пирожный брус), отделял женскую часть избы около печи от остального пространства. Часто его использовали для хранения выпеченного хлеба. Второй брус (полатный), между передней и задней стенами, поддерживал край полатей и служил границей между подпорожьем и внутренней частью дома.
    Наличие печи в избе было обязательным, а её отсутствие делало дом нежилым. Отсюда и поговорка: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил». Известна и загадка: «Чего из избы не вытащишь?». Сколько добрых слов о ней произнесено! В сказках она путника и накормит, и от злой погони укроет, а ленивый Емеля на печи, словно на телеге разъезжает. Печь в избе занимает особое место, с ней связан целый мир представлений, обрядов и верований. Желая передать свое душевное состояние, человек говорил: «Словно у печи погрелся». Где самое уютное место в доме? На печи: «Хлебом не корми, только с печи не гони». Печью клялись в правдивости своих слов: «Коли вру, так дай Бог хоть печкой подавиться». О человеке ничего не понимающем в происходящих событиях, говорят: «Словно с печи свалился».
    Печь являлась одним из наиболее значимых элементом жилища. От её положения в доме зависело расположение и других частей крестьянской избы. Не отсюда ли пошло выражение «плясать о печки»? Обычно печь ставили справа от входа, в одном из задних углов избы, или, наоборот, у входа, причем устье печи было повернуто к боковой стенке или к входной двери.
    Место у печи предназначалось для стряпни, у входной двери располагались мужчины со своей работой, у окон, близ стола, ставили ткацкий станок, здесь же на лавке, расположенной вдоль стены, пряли.
    Если печь располагалась при входе слева от двери, и ее устье было обращено к окнам, к свету, к передней стенке дома, то такая изба называлась избой-пряхой. Обычно женщины пряли и шили на долгой лавке, идущей по боковой стене от печи. При такой планировке избы свет падал на пряху.
    В некоторых районах печь нередко ставили справа от входа, что создавало неудобства при прядении, так как правая рука пряхи была обращена к стене, да и освещения не хватало. В таких случаях избу называли избой-непряхой.
    По диагонали от печи всегда был красный угол (передний, верхний, святой, божий, почетный, старший, первый). Здесь висели иконы (образа), поэтому, входя в избу, человек сразу смотрел в красный угол, кланялся и крестился на изображения святых угодников.
    К иконам относились бережно, их хранили в семье, передавали по наследству, ими благословляли на брак, на дальнюю дорогу, на всякое большое и трудное дело. У икон горели лампады — небольшие светильники, подвешенные на цепочках и заправленные лампадным маслом.
    В красном углу молились, собирались за столом на семейную трапезу, на почетном месте сажали уважаемого гостя, к святому углу были обращены изголовья постелей, головой к иконам клали покойника. С красным углом связывалась вся жизнь крестьянина: рождение, свадьба, похороны.
    В красный почетный угол ставили первый и последний сноп как залог будущего урожая. Во время гаданий все желания исполняются только тогда, когда магические действия направлены в сторону красного угла. Например, девушка метет пол веником от порога к красному углу и приговаривает: « Гоню в избу свою молодев, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов».
    В крестьянской русской избе были четко определены мужские и женские места. Мужчины сидели на долгой, «мужской» лавке, женщины и дети — на лицевой, «женской» лавке, располагавшейся под окном на улицу.
    Спали на полатях, дощатом настиле под потолком между печью и противоположной стеной, на полу (для этого устраивали более низкий настил за печью), на лавках, на голбце или каржине — дощатом настиле у печи.
    В сенях выделяли перегородками кладовку для различных вещей и провизии. Это помещение во многих местах называлось чуланом.
    Если площадь дома увеличивали за счет добавочных помещений, то вдоль всей связи пристраивали длинный коридор шириной метра три. Тогда прежние сени превращались в кладовую или холодную светелку, а пристроенный коридор- в сени. Концы пристроенных сеней отгораживали стеной или занавеской, и получались дополнительные комнатки для отдыха и всяких работ по хозяйству летом, тут же стояли сундуки с добром.
    Постепенно крестьянское жилище усложнялось. Внутреннее пространство избы разделялось или разгораживалось, кроме того, дом расширялся за счет пристройки снаружи дополнительных срубов.
    В конце XIX века в деревнях средней полосы стали строить пятистенок, когда изба почти посредине разделялась капитальной стеной, рубленной одновременно с возведением всего сруба.
    Дальнейшим усложнением пятистенка явилась шестистенная изба — крестовик, то есть дом, разделенный на четыре комнаты двумя пересекающимися крест-накрест стенами. Крестовые, то есть квадратные, дома с четырехскатной крышей строили богатые, зажиточные семьи. Вот как описывал сложный по планировке дом, принадлежавший богатому старообрядцу из крестьян, П.И. Мельников (А. Печерский): «Дом в два жилья, с летней светлицей на вышке, с четырьмя боковушками, двумя светлицами по сторонам, с моленной в особой горнице. Ставлен на каменном фундаменте, окна створчатые, стекла чистые, белые…. На улицу шесть окон выходило. Бревна лицевой стороной охрой на олифе крашены, крыша красным червляком. На свесях ее и над окнами узорчатая прорезь выделена, на воротах две маленькие расшивы и один пароход ради красы поставлены…. Внизу стряпущая, подклет да покои работников да работниц…».
    Такой своеобразный способ постройки как будто выражал сочетание родового единства с личною и семейною отдельностью, и двор русского зажиточного человека напоминал собою древнюю удельную Русь, где каждая земля стремилась к самобытности и все вместе не теряли между собою связи.
    Заключение
    Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.
    Изучая издательство Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.
    Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.
    В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков.

  8. Несколько интересных сочинений

    Сочинение по картине Вести с фронта Ватолиной 8 класс
    Нина Николаевна Ватолина стала очень известной благодаря своему труду, терпению в 1943 году.Именно в этом году была написана картина Вести с фронта. В своей картине она передавала шквал эмоций
    Сочинение Примеры силы духа из жизни
    Что же такое сила духа? Да и вообще, зачем она нужна человеку. Сила духа – это некая жажда и решимость, которая будет способствовать тому, что человек будет добиваться своих целей, будет идти к ним, не смотря на все трудности и преграды,
    Сочинение по картине Григорьева Вратарь 7 класс (описание 4 шт.)
    На картине «Вратарь» изображена привычная для наших дворов сцена: мальчишки играют в футбол. Художник не стал показывать нам все поле, а сосредоточился только на одном персонаже — голкипере одной из команд.
    Сочинение по картине Сикстинская Мадонна Рафаэля
    Про эту картину известно, что она точно принадлежит кисти великого Рафаэля. И к тому же, он писал её один, без помощников. Она была написана по заказу для церкви святого Сикста.
    Анализ сказки Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского
    Произведение «Черна курица или Подземные жители» было написано Погорельским в 1829 году. Есть факты, которые подтверждают, что сказка была написана для племянника писателя Толстого

  9. Роблематики одного из произведений В.Распутина. Изба с заколо?енными ставнями – так назывался публицисти?еский о?ерк В. Распутина, вышедший в журнале “Наш современник” в 1988г. Об истоках русского национального характера, о при?инах тех бед, которые обрушились на нашу страну, размышляет писатель. Доступно и лакони?но В. Распутин высказывает в о?ерке одну простую истину, истоки национального характера в деревне. Сохраним самобытный, богатый народными традициями крестьянский уклад – сохраним и Россию. С болью в сердце писатель говорит о разрушении народных устоев, об ис?езновении деревни. Эту тему можно с?итать основной в твор?естве Распутина. В 1989 г в журнале “Наш современник ” был опубликован рассказ “Изба”. Как и в большинстве других произведений этого писателя, действие здесь происходит в деревне. Главные герои Избы – люди пожилые. Рассказ заставляет обратиться к нашим истокам. Сегодня ?еловеку, пожалуй, недостает того, ?ем богаты герои рассказа: духовности, верности традициям, по-настоящему родственных связей. Но, с другой стороны, мы полу?аем столько удобств, всякого рода возможностей, перспектив, идя по пути прогресса. Что же важнее: духовные или материальные ценности? Где, правда? На глобальные вопросы лу?ше всего отве?ает жизнь. Для самого Распутина о?ень важно помнить историю и любить свою родину. Быть может, это зву?ит банально, но сердце писателя сжимается от боли при виде общества, которое “поменяло смысл жизни” и теряет Бога. Он о?ень бережно относится к национальному наследию. Особенно дорого писателю имя Пушкина: именно он многих привел к Оте?еству, опалил его сладким дымом, указал на святость вековых камней. В прошлом веке люди тоже испытывали возбужденный зуд отлепиться от национального тела. И заслуга великого поэта, помимо всего про?его, в том, ?то он сумел вовремя разглядеть эту опасность и отказаться от подобных идей. Возможно, именно поэтому его и называют свето?ем русской культуры, ?то больше всего Пушкин любил и ценил свое, родное. Этим он и близок каждому русскому ?еловеку, в том ?исле и Распутину.

  10. Роблематики одного из произведений В.Распутина. Изба с заколо?енными ставнями – так назывался публицисти?еский о?ерк В. Распутина, вышедший в журнале “Наш современник” в 1988г. Об истоках русского национального характера, о при?инах тех бед, которые обрушились на нашу страну, размышляет писатель. Доступно и лакони?но В. Распутин высказывает в о?ерке одну простую истину, истоки национального характера в деревне. Сохраним самобытный, богатый народными традициями крестьянский уклад – сохраним и Россию. С болью в сердце писатель говорит о разрушении народных устоев, об ис?езновении деревни. Эту тему можно с?итать основной в твор?естве Распутина. В 1989 г в журнале “Наш современник ” был опубликован рассказ “Изба”. Как и в большинстве других произведений этого писателя, действие здесь происходит в деревне. Главные герои Избы – люди пожилые. Рассказ заставляет обратиться к нашим истокам. Сегодня ?еловеку, пожалуй, недостает того, ?ем богаты герои рассказа: духовности, верности традициям, по-настоящему родственных связей. Но, с другой стороны, мы полу?аем столько удобств, всякого рода возможностей, перспектив, идя по пути прогресса. Что же важнее: духовные или материальные ценности? Где, правда? На глобальные вопросы лу?ше всего отве?ает жизнь. Для самого Распутина о?ень важно помнить историю и любить свою родину. Быть может, это зву?ит банально, но сердце писателя сжимается от боли при виде общества, которое “поменяло смысл жизни” и теряет Бога. Он о?ень бережно относится к национальному наследию. Особенно дорого писателю имя Пушкина: именно он многих привел к Оте?еству, опалил его сладким дымом, указал на святость вековых камней. В прошлом веке люди тоже испытывали возбужденный зуд отлепиться от национального тела. И заслуга великого поэта, помимо всего про?его, в том, ?то он сумел вовремя разглядеть эту опасность и отказаться от подобных идей. Возможно, именно поэтому его и называют свето?ем русской культуры, ?то больше всего Пушкин любил и ценил свое, родное. Этим он и близок каждому русскому ?еловеку, в том ?исле и Распутину.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *