Сочинение на тему русская литература 19 века 9 класс

9 вариантов

  1. Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России…
    …И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
    В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
    Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
    Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.

  2. ЛИТЕРАТУРА В XIX веке.Буржуазные реформы середины XIX столетия были рубежом в социально-
    экономической жизни России и обозначали начало капиталистического периода в
    ее истории.
    Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ и первых лет
    после отмены крепостного права, определявший идейную атмосферу в обществе,
    определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса. В
    пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения
    литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой
    культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественности,
    высокой нравственности и демократической направленности. Искусство КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА –основное художественное
    направление того времени- было тесно связано с идейными исканиями. Его
    отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как
    никогда, близко подошли к отображению реальной жизни ( очерк и роман о
    современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т.
    д.). Во второй половине XIX века идейно – художественное развитие
    во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой
    были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем
    Н. Г. Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной
    человеческой сущности, поэтому ‘ прекрасное есть жизнь’. Общественная
    функция искусства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении
    жизни, но и в вынесении ‘ приговора о явлениях ее’. Подобный тезис
    представлял собой новый аспект в понимании искусства. В художественной литературе нашли отражение социальные проблемы
    пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к
    действительности были характерны для произведений русских писателей тех
    лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти
    пути борьбы с ним. Правда, пути эти по разному понимались; одни видели
    избавление от социальных несправедливостей в нравственном
    усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них.
    Но русскую литературу всегда отличали демократизм, любовь к простому
    человеку, стремление помочь ему освободиться от векового угнетения. Литература пореформенного периода представляла собой ‘ яркое
    созвездие великих имен’ . В эти годы создавали произведения крупнейшие
    русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую
    эпоху. На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века
    огромное влияние оказали два события в стране – Отечественная война 1812 г. – Движение декабристов1825г.
    Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли
    на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли
    бесследно для многих областей художественной культуры. Эпоха 1812 года
    –важный этап в развитии национального самосознания. С ростом национального
    самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в
    это время. Фактом огромного культурного значения стала ‘ История
    государства Российского ‘ Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели
    свет в 1818г. Карамзин был первым историком, которого стала читать
    публика. Основное направление в художественной литературе первых
    десятилетий XIX века- романтизм. В России он возник в переломную эпоху
    Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического искусства было
    стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный
    образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его
    особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности,
    отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В.
    А. Жуковского
    ( 1783-1852 г.г.). Его баллады, исполненные гуманности и высокого
    человеческого достоинства, дали русской поэзии “ душу и сердце”, составили
    ‘целый период нравственного развития нашего общества”, как писал Белинский.
    Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской,
    проникнутой чувством борьбы ‘’ за угнетенную свободу человека’, было
    характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали
    утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении. В русле романтического движения закладывались основы русского
    исторического романа ( А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин) ,
    формировалось понимание национальной самобытности и народности культуры.
    Поэты – романтики много сделали для художественного перевода. По существу,
    они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных
    западноевропейских и античных писателей. Жуковский был талантливым
    переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем ‘
    Илиаду” в переводе Н. И. Гнедича. Важнейшая проблема национальной культуры, в частности
    литературы, – народность художественных произведений, эволюция самого этого
    понятия. Народность в этот период отожествлялась с национальной
    самобытностью, т.е. с особенностями укладами жизни, быта, костюма и т. д.
    В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры
    характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это
    движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В развитии русской национальной литературы и культуры в целом
    роль А. С. Пушкина
    ( 1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: ’ При имени Пушкина
    тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте … Пушкин есть явление
    чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский
    человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.’ Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху
    русской истории, в период становления дворянской революционности ( первое
    стихотворение Пуш
    кина ‘ К другу стихотворцу’ было напечатано в 1814г.). Его творчество-
    закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших
    перед Россией со времени ПетраI до декабристов. C Пушкина началось
    последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны
    утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе
    как художественного направления. ‘ Евгений Онегин’ Пушкина был первым
    русским реалистическим романом, ‘ в высшей степени народным произведением’
    ( Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833г. Важной вехой на пути романтизма к реализму было творчество М. Ю.
    Лермонтова( 1814-1841)б отразившее трудное время-погибшие надежды и
    наступившее после событий 14 декабря 1825г. разочарование. Неприятие
    поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный
    характер. Его роман ‘Герои нашего времени’ (1841), сохраняя романтические
    черты, явился одним из первых произведений литературы критического
    реализма. Огромная роль Н. В. Гоголя (1809-1852) в русской литературе. ‘
    Мертвые души’ ( первый том вышел в 1842г. ) – одно из ярких реалистических
    изображений русской жизни того времени.
    В. Г. Белинский оценил его как ‘ творение чисто русского, национальное,
    выхваченное из тайников народной жизни’. Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более
    приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской
    литературы, ее сопричастность общественной жизни –общепризнанная
    особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей ‘ натуральной
    школы’ ( ранние произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского
    и др.) был ‘ маленький человек’ с его нелегкой житейской судьбой. Предметом пристального внимания русской литературы становилась
    судьба крепостного крестьянина ( повести Д. В. Григоровича, очерки из
    крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов ‘Записки охотника’ И. С.
    Тургенева). Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл
    читателю и зрителю А. Н. Островский. Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально действителтный характер, воздействие’ на понятие и нравы общества’ отмечали многие современники.
    . 60-70-е годы –время наибольшего достижения русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли Тургенев( 1818-1883) и Достоевский (1821-1881). В романе Тургенева ‘ Отцы и дети ‘, опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи. В 60 –70 –е годы продолжалась литературная деятельность И. С. Тургенева. Им были созданы романы ‘ Отцы и дети’ ,’ Дым’, ‘ Накануне’. В этих романах Тургенев поставил важнейшие вопросы современности. Мастерство Тургенева делало его любимым и популярнейшим писателем, вокруг произведений которого шли горячие идейные споры, помогавшие дальнейшему размежеванию демократических и либеральных кругов

  3. Свободная тема “XIX век” – сочинение “Русская литература XIX век”
    Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России. . .
    . . . И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
    В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
    Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
    Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.
    .

  4. Начало двадцатого века в русской литературе это яркость “Серебряного века” во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн. Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие. Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду с философскими и религиозными теориями отражались литературой.
    Это время расцвета поэзии. Направления поэтические различны, но модернистские взгляды преобладают. Это временной отрезок, когда пересматриваются устои, идеалы, ценности.
    Хронология в литературной жизни двадцатого века прослеживается следующая: 1892 – 1917 годы окончание безвременья (революционный подъем общества, манифест и сборник “Символы”, творчество Максима Горького). Хотя, возможно конец этого периода приходится на 1921-1922 годы. Время эмигрантов, ссыльных писателей, философов и историков. Русскую литературы XX века принято подразделять на: реализм, модернизм, литературный авангард.
    М. Горький и Л.Н. Андреев не последнюю роль сыграли в литературном движении того времени. После революции у России начался период не простой. Он тяжело переносится ни только людьми, которым выпало жить после революции, но и для литературного бомонда является почти катастрофическим. Многие литераторы были вынуждены покинуть Родину. Кто-то был выдворен, а кто-то эмигрировал по доброй воле. Но жизнь творческая, литературная в России не прекращается. Сложное время открывает новые таланты. Яркие, со свежим взглядом и острым словом молодые писатели, участники Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев. У них не похожий на классиков слог, взгляд. Но они интересны, востребованы, близки народу.
    Тридцатые годы характеризуются в литературе как “года великого перелома”. Прежние устои рушатся. Партия активно контролирует литературную среду. Аресту подвергают П. Флоренского, А. Лосева, А. Воронского, И Д. Хармса. Репрессируемая интеллигенция гибнет.А ведь основой интеллигенции как раз являются деятели культуры. Результатом репрессий тридцатых годов является гибель большого числа писателей, в их числе: Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. Возможностей, для развития литературы практически никаких. Все оспаривается, осуждается, подвергается тотальной проверке.

  5. Урок 17
    Отличительные особенности русской литературы XIX века. Периодизация литературного процесса
    Цель – знакомство с особенностями современной концепции периодизации литературного процесса,
    выведение типологических осоенностей русской литературы  века
    Девятнадцатый век,
    Он как будто за тонкой стеной.
    Динь-динь-динь колокольчик –
    В Тригорское, Болдино, Линцы.
    Гром сражений. Балы.
    Размышленья о жизни иной.
    Декабристы. Студенты.
    Поэты. Купцы. Разночинцы.
    Строчки писем, стихов,
    Протоколы в архиве сыскном –
    В них страдают и любят,
    Печалятся и острословят.
    На дуэли спешат
    И сидят в карантине чумном.
    Ждут вестей из Хивы
    И гремучие смеси готовят.
    Им самим вся музыка
    Минувшего века слышна:
    О Петре говорят
    И рабов, как Радищев, жалеют…
    Промежуток в сто лет –
    Так легко созерцать времена.
    Современником быть,
    На себе выносить – тяжелее.
    О.Левитан
    – Как вы понимаете это стихотворение, что является предметом его выражения, его темой?
    – Какого настроение автора, передаваемое в строчках?
    1 Вступительное слово
    Культура 19 века – культура сложившихся буржуазных отношений, на которую повлияли различные факторы: социальные, политические, промышленные (социальные революции и революционные движения, становление капиталистических отношений и мировоззрения, завершение промышленной революции, развитие технических наук и естествознания). Формирование индустриального общества ведет к усвоению нового образа жизни: расширяются образованность и грамотность. Общество становится демократичным. Большую роль играет рост национального сознания и международного культурного обмена. Это время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В свою очередь, русская культура (прежде всего литература и музыка) получила мировое признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.
    19 век в России – насыщенная, многогранная, во многом противоречивая эпоха. Этот век подарил нам величайших деятелей культуры, творения которых – бесценный вклад в сокровищницу человечества. В России, которая в начале  19 века стояла на пороге грандиозных реформ, напряженно пульсировала общественная жизнь, предлагая свои пути развития Отечества.
    2 Лекция
    Особенности литературы XIX  века
    – следует передовым тенденциям литературы XVIII в
    – отражает общественную жизнь и историческую обстановку, т.е. тесно связана исторической обстановкой и общественно-политическими движениями
    – это литература вершинных имен, литература ярких индивидуальностей, которые стремятся выразить духовные поиски современников
    – это время, когда происходит дальнейшее становление и развитие жанровых форм, стилей, направлений
    – в центре внимания писателей и поэтов XIX в.
    А) человек во всем многообразии его жизни
    Б) характерные социальные и нравственные явления и проблемы эпохи
    – литературный герой – всегда слепок художественного мира того или иного писателя, несущий на себе печать авторского идейно-художественного подхода к действительности
    – герои достоверны, типичны и индивидуализированы одновременно
    – это литература наиболее многосюжетна и многогеройна по сравнению с другими периодами
    – классическая литература – канонизированная, образцовая, наиболее значительная
    – это «золотой век» русской литературы, особенно поэзии
    Периодизация литературы XIX  века
    Вопрос периодизации русской литературы является дискуссионным и сложным. Несколько десятилетий назад литературоведение на периодизацию литературного процесса переносила периодизацию революционно – освободительного движения. Это было связано с особенностями советской идеологии. Однако в современных условиях становится ясно, что литература, искусство развиваются по своим внутренним законам. Поэтому, такой механический подход суживает историко-литературный процесс. Задача современного исследователя –  многогранно и объемно изучит творчество писателей и поэтов XIX века. Современное литературоведение имеет возможности расширить рамки литературного процесса XIX века, вернуть забытые имена, направления, вернуть истинный облик многим писателям и поэтам (это касается и XX века, наверное, в большем смысле).  В основе современной периодизации – особенности историко – литературного развития.
    Литература I трети XIX  века
    Искусство начала века – искусство целого, больших мер,
    невероятных обобщений и общенациональной значимости
    Н.Н. Скатов
    Это период с 1800 по 1840 гг. Академик Скатов этот период литературы называет «началом всех начал». Именно в этот период закладывались основы всей русской классической литературы, ее основные темы, проблемы, эстетическое богатство и совершенство. В этот период можно выделить три вершинных имени: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Логика развития литературного процесса связана с этими тремя именами и переоценить их значение невозможно. Писатели более позднего периодов в своем художественном творчестве ориентировались на особенности литературы начала XIX века.
    Литература II трети XIX  века
    Это литература 40-60-х гг. Время формирования реализма как типа художественного сознания.
    1842 г. выходят «Мертвые души» Гоголя, 1845 – сборник «Физиология Петербурга», ставший манифестом «натуральной школы». Вершинными именами этого периода можно считать Тургенева, Гончарова, Островского, Фета, Тютчева, Лескова, Некрасова, А.К.Толстого и других.
    Литература III трети XIX  века
    Это 70-80(90)-е гг. Время рубежное в истории и культуре России. Страна находилась в предверии нового историческогно идеала. Современники отмечали «дыханье завершения, итога». В тоже время это период расцвета великих гениев «дыхания рубежности»: Л.Н.Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова
    ДЗ Выучить материал
    Подготовить рассказ о русской журналистике XIX века
    Урок 18
    Литературно-общественные движения XIX века.
    Цель – рассмотрение разнообразия литературного процесса (интегративные связи с историей Отечества и развитием журналистики)
    1 Вступительное слово
    Литература как чуткий барометр отражает основные магистральные течения в общественной жизни, по своему трактует, интерпретирует даты, факты, события. В литературе в образной форме отражается общественная жизнь и историческая обстановка, вот почему, изучая литературу, необходимо знать и историю.
    2 Повторение пройденного
    – Какие периоды русской литературы XIX века выделяются в современном литературоведении, с чем это связано?
    3 Лекция с элементами беседы (проверка ДЗ)
    1 Литературно-общественное движение первой четверти XIX века (1800-25гг).
    Период оганичен датами царствования Александра I. Важно отметить, что годы его правления имеют две разные тенденции и делятся на 2 периода. Рубеж – 1812 г. – Отечественная война. Первая половина срока его правления позволяет нам говорить об Александре как о царе-реформаторе. Об этих годах правления Пушкин говорил: «Дней Александровых прекрасное начало».
    «Гроза  1812 г.» – с одной стороны, невероятный по своему духу патриотический подъем, с другой – резкая утрата иллюзий. Политика Александра резко «поправела», он не только не продолжал либеральные реформа, но и отменил то, что сделал. Вместо Сперанского правой рукой царя стал Аракчеев, и мыслящие люди ощутили невероятную нравственную утрату.
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман
    А.С.Пушкин
    Не сбылись, мой друг, пророчества
    Горькой юности моей
    К.Рылеев
    В политической и идеалогической жизни утрата иллюзий выразилась в формировании оппозиционных настроений, кружков, обществ, печатных изданий. Пестель писал «ума клокотали». Формируется движение декабристов. Яркие полемики разворачивались на страницах многочисленных журналов.
    – Какие журналы в это время выходили и кто были их издатели?
    ( Центрами журналистики становятся Петербург («Сын Отечества») и Москва («Вестник Европы», «Русский вестник»).
    Приметой времени становится создание литературных обществ, салонов, кружков (Общество Шишкова, «Общество любителей русской словесности», общество «Арзамас» и др.)
    Основная отличительная особенность – преимущественное развитие поэзии, лирики.
    2 Литературно-общественное движение 30-х гг.  XIX века (1825-40 гг)
    Годы, которые следовали за 1825 г. были ужасны                                                                                                                                                                                           А.И.Герцен
    В письме к Огареву Герцен писал: «Это было царство тьмы и произвола, гибели без вести, рабского замирания с платком во рту».
    Огарев: «В эти годы Россия была впугана в молчанье и раздумье». Это годы реакции, Николаевского террора.
    В 1826 г. была организзована Тайная канцелярия во главе с А.Х.Бенкендорфом. Реакция коснулась усиления социаль-политического режима.
    В 30-е годы образовались кружки разной направленности – политической, литературной и философской (Герцена, Огарева, Станкевича, Белинского, Лермонтова). Их организаторы были сосланы на каторгу, отправлены в ссылку, в солдаты, исключены из университета. В это время закрывалсь многие передовае журналы и трудно было получить разрешение на печать. С большим трудом Пушкин издает «Современник». Абсолютно точный портрет эпохи дает Лермонтов в романе «Герой нашего времени».
    На этот период приходится творчество Лермонтова, Гоголя,  Кольцова, Огарева и др. В это время начинает развиваться русская проза.
    3 Литературно-общественное движение 40 (50)-х гг. XIX века (1840(42)-55 гг)
    1842 г. – воходит поэма Гоголя «Мертвые души», возвращается из ссыки Герцен.
    В 1855 г.  – развивается эстетика Чернышевского, умирает Николай I. Время наружного рабства и внутреннего освобождения. Рабство – в политике Николая I и феодально-крепостнических отношениях, внутренняя свобода проявилась в появлении социальной оппозиционной критики.
    Со смертью царя и окончанием Крымской войны заканчивается I половина XIX в. В 40-е гг. возникло два важных магистральных течения русской общественной мыли – западничество и славянофильство, идеалогическая борьба между которыми определила развитие общественной мысли на многие десятилетия. Основные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». И западники, и славянофилы находились в оппозиции к теории официальной народности, которая провозглашала, что основой правления является самодержавие, правосллавие и народность.
    Славянофилы – предлагали особый самостоятельный путь развития, который заключался в том, чтобы вернуться к допетровской Руси, стать на патриархальный путь развития (Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы, Самарин, Погодин, Языков, Шевырев, выражали свои взгляды в журнале «Москвитянин»)
    Западники – за европеизацию России (Белинский, Огарев, Герцен, Тургенев, главный печатный орган – «Отечественные записки», «Современник» Панаева и Некрасова).
    Эта борьба активизировала вопрос – «Кто мы русские?», что ускорило процесс становления национальной литературы.
    4 Литературно-общественное движение 60 -х гг. XIX века (1855-66 гг)
    1866 г. – первое покушение на Алескандра II.
    1859-61 – складывается революционная ситуация, характеризующаяся крайней степенью обострения между правящим классом и низами
    1861 – либеральный реформы, отмена крепостного права.
    Общественная жизнь отражается в журнальной полемике. «Соременник», созданный Пушкиным в 1836 г., с середины века становится одним из главный журналов.
    – Какие еще журналы?
    В это время завершается формирование русского реализма (творчество Гончарова, Лескова, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Фета и Тютчева).
    5 Литературно-общественное движение 70 -х гг. XIX века (1866-81 гг)
    Что-то новое надвигается в мире повсеместно
    Тургенев И.С.
    В это время обнаруживается грабительский характер реформ, возникают народные бунты, всеобщая неопределенность нарастает.
    Это один из самых трагичных и героических периодов русской истории. Это возникновение, развитие и исход народнического движения. Это оппозиционное движение рождалось на соединении трезвого понимания реальной действительности и утопоческой веры в возможность  ее моментального преображения. Народническая теория оспаривалась в публицистике и критике. Ведущим журналом были «Отечественные записки». На это десятилетие приходится творчество народников, С.-Щедрина, Гл.Успенского и др., появляется народническая литература, поэзия и проза.
    6 Литературно-общественное движение 80(90) -х гг. XIX века (1881-1900/1892 гг)
    Необходимо «найти руководящую идею, которая,
    почти что как чудо, должна спасти Россию»                                                                                                                                                    Ф.М.Достоевский
    1 марта 1881 г. – народовольцами «казнен» Александр II. Начинается эпоха реакции, закрываются газеты и журналы, учебные заведения. Ведущая фигура – Л.Толстой.
    1892 – первое произведение Горького.
    Заканчивает свое существование русский реализм XIX века, и творчество Чехова, Гаршина, Короленко и др. обуславливается поисками новых жанровых форм, появляются неореалистические тенденции, постепенно заканчивает свое существование «золотой век» русской литературы.
    В 80 – 90 -х гг. XIX века. Центральная проблема литературы – взаимоотношения человека и общества. Главный вопрос – как найти личности опору в мире? Все чаще анализ современной жизни соотносится с идеалами вечными, общечеловеческими. Эпическое повествование становится невозможным. Возникает сверхтипический реализм – это художественное познание современности и оценка идеалов своего времени с точки зрения общечеловеческих ценностей, ведущая к сближению реалистического и романтического типов творчества.
    4 Заполнение таблицы во время лекции:
    Период
    Историческая основа
    Общественно-литературные течения течения
    Имена, жанры, журналы
    ДЗ Выучить материал лекции
    Читать ст. в учебнике «Романтизм» с.112-113
    Ответить письменно на вопр. 1,2,3 с. 113
    словарная работа –  лирический герой, лирический образ, лирический герой романтизма с.124
    Дополнительный материал
    Развитие русской журналистики в XIX в
    В первой половине XIX в. интенсивно стала развиваться журналистика, значительно возросло число газет и журналов. С 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои «Губернские ведомости». Они сохранили характер информационного бюллетеня. В николаевское время известный журналист Ф.В. Булгарин издавал свою газету «Северная пчела», в которой всячески расхваливал правительство. С 1802 г. в Москве выходил «Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным. Журнал придерживался умеренно-консервативного направления. В 1866 г. после долгого перерыва возобновилось издание «Вестника Европы», теперь он выходил не в Москве, а в Петербурге, редактировал журнал известный историк М.М. Стасюлевич. «Вестник Европы» стал журналом ученых и профессоров. В разгар Отечественной войны, когда Наполеон находился в Москве, начал издаваться журнал «Сын Отечества». Редактором его стал молодой литератор Н.И. Греч. Это был патриотический журнал, после окончания войны в очень осторожной форме стал проповедовать конституционные идеи, в нем печатались декабристы. После 1825 г. журнал стал резко радикальным, в 40-х гг. перестал выходить. Ярким, но коротким оказался век «Полярной звезды», издававшейся А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым. В альманахе работало целое созвездие русских поэтов: Пушкин, Баратынский, Вяземский, Крылов, Жуковский. Но вышло всего три книги, когда печаталась четвертая произошли события 14 декабря 1825 г. В николаевское время наблюдалось засилье реакционно-охранительных журналов. И только «Московский телеграф» выделялся либеральной направленностью. Издавал и редактировал его писатель и историк Н.А. Полевой. Гордясь своим недворянским происхождением, он выступал за уравнение прав всех сословий, за приобщение народов России к европейской культуре.
    Эстафета передовой журналистики принадлежала петербургским журналам «Современник» и «Отечественные записки». «Современник» основал А.С. Пушкин в 1836 г., через несколько месяцев поэт погиб, а журнал перешел в руки Жуковского и Вяземского. В 1847 г. «Современник» возглавил Н.А. Некрасов, которому удалось привлечь к сотрудничеству Гончарова, Тургенева, Достоевского. Около года успел проработать в журнале В.Г. Белинский. В 1853 г. в журнале появился малоизвестный Н.Г. Чернышевский. В период отмены крепостного права «Современник» был самым популярным журналом. В 1863 г руководящая роль перешла к М.Е. Салтыкову-Щедрину. Вплоть до окончательного закрытия в 1866 г. «Современник» оставался лучшим демократическим журналом.
    В 1839 г. издатель А.А. Краевский стал выпускать «Отечественные записки». На страницах журнала печатались Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Герцен. Особую популярность журнал приобрел в 1839-46, когда отдел критики возглавлял Белинский. В 1868 г. Некрасов и Салтыков-Щедрин взяли в аренду «Отечественные записки». Зная об огромной популярности, власти долго до 1884 г. не решались закрыть журнал.
    Журнал «Русское богатство», основанный в 1876 г., приобрел народническое направление . Идейным руководителем его стал Михайловский. На страницах журнала печатались произведения Успенского, Гаршина, Короленко, Гагарина-Михайловского, Горького, Куприна. Этот журнал, просуществовавший до 1918 г., всегда твердо отстаивал свою линию, избегая крайностей.
    В начале 60-х гг. самым популярным журналом либерального направления стал «Русский вестник», выходивший в Москве под редакцией М.Н. Каткова, который со временем, став консервативным, утратил свое значение.
    До последней четверти XIX  в. в России газеты не имели широкого распространения. Основным видом повременных изданий являлись журналы.
    Старейшей газетой были «Санкт-Петербургские ведомости».
    Урок 19
    Литературные течения и направления XIX века. Романтизм как тип художественного сознания.
    Цель – знакомство с литературными течениями и направлениями, изучение понятия романтизм
    1 Лекция
    1 Первая четверть XIX века – период уникальный, разнообразие и величие имен, течений и жанров поражают современного исследователя.
    Классицизм и романтизм – вот два слова…
    с коими мы засыпали и просыпались, за кои дралисьнасмерть,
    о коих спорили до слез и в классах и в гостиных,
    и на площадях и на улицах
    В.Г.Белинский
    В первое деятилетие продолжал функционировать классицизм. Его главой был Г.Р.Державин. Появилось новое направление – неоклассицизм, сязанное с именем драматурга Озерова, который строгую нормативность классицизма обогащал эмоционально-экспессивным анализом («Дм.Донской»).
    В начале 20-х гг. появляется предромантизм Батюшкова.
    Затем складывается новая философско-эстетическая система – романтизм, «Колумбом романтизма» Белинский назвал Жуковского. Основная катеегория романтизма – противопоставление мечты, идеала и реальности.
    Активно функционирует сентиментализм. Дмитриев развивает жанр сентиментальной басни. Первые опыты Жуковского – в русле сентиментализма.
    В это время закладываются основы нового типа художественного сознания – реализма.
    Жанровое разнообразие XIX века поражает. Мы знаем, что господствовала лирическая поэзия, но продолжает развиваться драма (высокая, бытоописательная, салонная комедия, сентиментальная драма, высокая трагедия), проза (сентиментальная, историческая  и романтическая повесть, исторический роман) жанр поэмы и баллады.
    2 В 30-е гг. XIX века
    Начинает развиваться русская проза. «Формой времени», считает Белинский, становится повесть. Романтические повести (Загоскин, Одоевский, Сомов, Погорельский, Бестужева-Марлинский, Лермонтов и Гоголь),  реалистическая (Пушкин, Лермонтов, Гоголь).
    Закладываются основы жанра романа, существуют две разновидности – роман исторический (Пушкин) и современный (Лажечников)
    3 В 40-е гг. XIX века
    В литературном движении можно выделить возникновение , формирование и развитие «натуральной школы» как литературного направления. Родоначальником считается Гоголь, Григорович. Это начало реалистического направления, теоретиком которого является Белинский. «Натурная школа» широко использовала возможности жанра физиологического очерка – короткого описательного рассказа, снимка с натуры (сб. «Физиология Петербурга»). Развитие жанра романа, лирика Некрасова
    4 В 60 -х гг. XIX века.
    Расцвет жанра русского романа. Появляются различные жанровые модификации – идеологический роман, социально-философский, роман-эпопея…). Это время можно считать поъемом, расцветом русской лирики (поэты некрасовской школы и поэты чистого искусства). Появляется русский оригинальный театр – театр Островского. В драматургии и поэзии утверждаются принципы реализма, а также романтизма в стихах Тютчева, Мея, Фета).
    5 В 70 – 80(90) -х гг. XIX века.  Роман развивается по пути синтеза различных тенденций. Однако проза этого времени не определяется только жанром романа. Развивается повесть, рассказ, фельетон и другие малые прозаические жанры. Роман просто не успевал фиксировать происходящие изменения. В 70 – 80(90) -х гг. XIX века происходит мощное влияние прозы на драматургию и поэзию, и наоборот.. В целом, проза, драма и поэзия – это единый поток взаимо обогащающихся тенденций.
    2 Проверка ДЗ
    Романтизм как тип художественного сознания
    Романтизм – крупнейшее направление в европейской  и американской литературе и искусстве конца 18 – первой половины 19 в. В 18 веке романтическим (от анг. – romantic) именовалось все фантастическое, необычное, странное. На рубеже 18 – 19 вв. термин «романтизм» обозначает новое направление, противостоящее классицизму. Романтизм стал реакцией на кризис всех предшествующих больших стилей – барокко, рококо, ампира.
    Главной чертой романтизма является идеализация прошлого (Древнего Рима – Roma, отсюда и название). Затем романтизм начинает идеализировать эпоху античности и средневековья).
    Романтики мечтали о целостном разрешении всех противоречий жизни. Разлад между идеалом и действительностью приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. Романтики открыли необычайную сложность и глубину духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них микрокосмос, маленькая Вселенная. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам и тайным движениям души, к ночной ее стороне, тяга  к интуитивному и бессознательному – сущностные черты романтического мировосприятия. Требование историчности и народности искусства – одно из непреходящих завоевание романтического искусства. Историзм мышления романтиков ярко проявляется в жанре исторического романа (В.Скотт, Ф.Купер, В.Гюго). В области эстетики романтизм противопоставляет классическому «подражанию природе» творческую активность художника с правом на преобразование реального мира.
    Отсюда следующие особенности поэтики романтического произведения:
    – символика образов
    – яркость, красочность языка
    – живописность
    – олицетворение природы
    – богатство чувств и оттенков
    Классической страной романтизма была Германия. Основы романтического миросозерцания и эстетики заложены немецкими писателями и теоретиками иенской школы (Ваккенродер, Новалис, братья Шлегели, Тик).
    Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости и даже катастрофичности исторического процесса.
    Джорж Гордон Байрон – романтик номер один. Образы, созданные им обречены на страдание, тираноборство, им свойственна мировая скорбь и пессимизм. «Паломничество Чайльд Гарольда».
    Специфическое явление английского романтизма – лейкисты – представители «озерной школы» (Вордсворд, Саути и.др.). Их творчеству свойственно сосредоточение на вопросах мистики, фантастики, стихии чувства, религиозного преклонения перед природой.
    Формирование французского романтизма связано с наследием Просвещения и предшествующими народными традициями, обращенность к современности, к актуальной социально-политической тематике. Ведущее значение романтизм занимал во французской культуре в I половине XIX века (Шатобриан, В.Гюго, Ж.Санд).
    Начиная с 40 – гг. 19 в. романтизм уступает место реализму и отходит на второй план, однако традиции романтизма остаются действенными на протяжении всего 19 века, обретают новые импульсы в 20 веке.
    ДЗ Читать Ст. «В.А.Жуковский» с.114-124, с.125-132 конспект
    Читать балладу «Светлана»
    словарная работа – баллада с.127
    Индивидуальные задания: «В.А.Жуковский и А.С.Пушкин», «В.А.Жуковский –  переводчик»
    Урок 20
    «Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского
    В.А.Жуковский (1783-1852)
    Цель – знакомство с жизнью и творчеством В.А.Жуковского, жанром баллады, «Светланой» как романтическим произведением
    Его стихов пленительная сладость
    Пройдет веков завистливую даль
    А.С.Пушкин
    1 Сообщения учащихся, тезисное конспектирование, проверка ДЗ
    А) Биография
    – родился 29 января (9 февраля) 1783 г.в семье сельского тульского помещмка А.И.Бунина у турчанки Сальхи. Был усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским
    – учился в часином пансионе, в народном училище, в домме крестной матери В.А.Юшковой, где и приобщился к литературному творчеству
    – 1797 г. Благородный пансион при Московском университете, становится активным членом Дружеского литературного общества, утверждаются художественные вкусы, сформировавшиеся на основе эстетики сентиментализма и предромантизма
    – начало литературной деятельности – перевод в 1801 г. элегии Т.Грея, названной «Сельское кладбище», оригинальное поэтическое дарование проявилось в элегии «Вечер» (1806)
    – романтическая эстетика утверждается приработе с ж. «Вестник Европы», основанном Карамзиным
    – расцвету любовного чувства послужили отношения с Марией Протасовой, ее неудачный брак и ранняя смерть
    – в августе 1812 Жуковский вступил в народное ополчение
    – становится одним из ведущих литераторов России
    – становится учителем русского языка будущей императрицы Анны Федоровны, затем наставником наследника престола Александра Николаевича (будущего Александра III), принимал активное участие в смягчении участи декабристов, помогал их женам, благодаря его усилиям был освобожден от крепостной зависимости поэт Т.Шевченко
    – разлад с придворным окружением приводит к почетной отставке в 1841
    – переезжает жить в Германию, где женится на дочери художника Е.Рейтерна, Елизавете
    – 1852 г умер в Баден-Бадене, похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры
    Б) Жуковский и Пушкин
    Без Жуковского мы не имели бы Пушкина…
    Это целый период нашей литературы,
    целый период нравственного развития общества…
    Одухотворив русскую поэзию романтическми элементами,
    он сделал ее доступной для общества,
    дал ей возможность развития
    В.Г.Белинский
    – В день, когда Пушкин закончил свою первую поэму – «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет с многозначительной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»
    – роль Жуковского в жизни Пушкина: поддерживал в годы гонений и ссылки (1824-26), улаживал намечающиеся между царем и Пушкиным конфликты, помог предотвратить первую дуэль Пушкина с Дантесом, после смерти стал его душеприказчиком, принял на себя заботы о семье и творческом наследии погибшего, умирающий Пушкин подарил ему заветное кольцо с восьмиугольным сердоликом (которое являлось подарком Е.К.Воронцовой)
    – высказывания Пушкина о Жуковском, материалы переписки
    В) Жуковский – переводчик
    Не знаешь, как назвать его – переводчиком или оригинальным поэтом…
    Переводя, он оставил переводами початки всему оригинальному,
    внес новые формы и размеры, которые
    стали потом употреблять все другие наши поэты
    Гоголь Н.В.
    Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда,
    когда их надобно импровизировать в выражение или в дополнение чужых мыслей.
    Мой ум, – как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтобы из него выскочила искра.
    Это вообще характер моего авторского творчества:
    у меня почти все или чужое или по поводу чужого – и все, однако, мое
    Жуковский в письме к Гоголю
    – первый поэтический перевод «Слова о полку Игореве»
    – баллад, эпоса европейских и восточных народов («Одиссея», «Шильонский узник» Байрона, «Орлеанская дева» Шиллера), многочисленных стихов
    – оценка мастерства Жуковского – переводчика другими поэтами и писателями
    2 Проверка ДЗ с комментариями учителя: поэтика баллады «Светлана»
    По образному выражению Белинского, Ж. дал русской поэзии «душу и сердце». Этими словами он подчеркнул значение Ж. как зачинателя русской психологической лирики
    Излюбленными жанрами Жуковского являются элегия и баллада. Образ Жуковского-балладника известен нам по портрету О.Кипренского, где он изображен как таинственный мечтатель на фоне  таинственного пейзажа с замками, башнями и туманной далью.
    В основе эстетики баллады лежит представлениеоб ужасном событии в судьбе человека, он реализуется у романтиков в образах привидений, мертвецов, сатаны и т.д. Действие происходит в полуфантастической обстановке. Поэтика фантастического, ужасного, атмосфера тайны, проблемы романтической эстетики (справедливость, самопожертвование, верность долгу, любовь, бескорыстие) – основные слагаемые художественного мира, открывшегося русскому читателю в балладах Жуковского. Жизнь как постоянное противостояние судьбе, как поединок человека и обстоятельств, которые одерживают над ним верх, трагическая обреченность человека, наличие неподвластной человеку силы рока – такова этико-философская проблематика баллад. Основа балладного сюжета заключена в преодолении преграды между потусторонним и обычным мирами.
    В балладе «Светлана» Ж. предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные традиции народа. Поэт использовал древнее поверье о гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением. Жуковский посвятил эту балладу своей племяннице Александре Андреевне Воейковой в качестве свадебного подарка.
    Кульминационный момент – спасение Светланы голубком, развязка – все оказывается сном, встреча влюбленных – сюжетная концова баллады.
    3 Беседа по прочитанной балладе
    – Какой характер носит сюжет произведения?
    – Каковы герои?
    Светлана – небалладное имя – путь к Свету, тихая, кроткая, любящая, чистая, покорная судьбе и провидению, Стало символом особого миросозерцания и мироощущения, светлой веры, талисманом от злых чар
    – В чем особенность пейзажных описаний?
    – Особенности стилистики языка
    А) стиль народного сказочного повествования (зачин – «Раз в крещенский вечерок..», эпизод – встречи с мертвецом и спасение петухом)
    Б) очищает стиль отпростонародных элементов
    В) сентиментальные тона
    – Как проявляется фольклорная основа?
    А) Крещение – православный праздник, обладающих чертами языческого мировосприятия, остаточные явления двоеверия – это прежде всего гадания, образ зеркала как окна, двери в потусторонний мир
    Б) Сама героиня – девушка из традиционной народной песни, сказки
    В) финал – свадьба (как в сказке)
    Г) текст гадальной песни включен в повествование
    – В чем проявляются приметы национального стиля?
    Зима, колокольчик, дорога, избушка, икона
    – В чем Жуковский отходит от балладного жанра?
    А) переосмысляет балладные образы и сюжет – явление мертвеца – сон, для появления жениха-призрака нет никаких оснований – он жив и невеста не давала поводов, т.е герои не жертвы греха
    Б) библейский образ голубка – шанс на спасение
    В) традиционные ужасы – это испытание веры героини, ее светлая душа оказываются сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются
    Жуковский создает оригинальную жанровую традицию баллады: фантастически напряженный ход событий, драматизированный сюжет, моралистический итог, условность авторской позиции. После Ж. в русской поэзии легендарность историко-героического сюжета стала необходимым условием балладного жанра.
    4 Подведение итогов
    – Почему Жуковского называют новатором в области поэтического языка?
    ДЗ Читать ст. в учебнике «А.С.Грибоедов» с. 141-147, конспект
    Часть 2 учебник ст. «Литературные места России. А.С.Грибоедов» с.366-368
    Читать комедию  «Горе от ума»

  6. Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.
    Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.
    В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?
    Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.
    Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом “Отцы и дети”. Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.
    И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей – все это он затрагивает в своих произведениях.
    Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.

  7. Одной из важных особенностей русской литературы 19 века признается пристальное внимание к человеческой душе. Можно справедливо утверждать, что главным героем этого века была личность человека во всем многообразии ее граней.
    Человек с его поступками и мыслями, чувствами и желаниями постоянно был в центре внимания мастеров слова. Писатели разных времен пытались заглянуть в самые потайные уголки души человеческой, найти истинные причины многих его поступков. В изображении внутреннего мира личности человека небывалых вершин достигли такие русские писатели-реалисты, как: Чехов, Толстой, Островский, Достоевский, Тургенев и другие. Они смогли открыть в душе человека другие измерения, правдиво описать его сокровенные мысли. Именно благодаря искреннему интересу к внутреннему миру героя, произведения таких писателей совершенно справедливо именуют психологическими.
    Писатели-классики создали столь непохожие друг на друга художественные образы, что поневоле задумаешься, как многогранна и многообразна судьба людей.
    Достоевский – писатель, который подробно, шаг за шагом исследует человека. Так, героя романа «Белых ночей» Макара Девушкина можно отнести к типу фантазеров-одиночек. Даже своей возлюбленной, Настеньке, он не скрываюсь, говорит, что будет всегда один, сам по себе. И дальше признается, что в своих мыслях создает грандиозные истории, живет насыщенной жизнью, а в реальности тяготится службой и пытается укрыться в «неприступный угол».
    Настоящая любовь у Достоевского дает героям раскрыться и позволяет писателю в полном объеме выразить внутренний мир своих персонажей. Так, Макар уже предстает как благородный и доблестный герой, но все такой же безвольный, погруженный в мир своего воображения.
    Толстой в повести «Юность» показывает до мелочей внутренний мир молодого человека, исследующего свой жизненный путь и проходящего этап становления. Писатель мастерски применяет методы самоанализа и внутреннего разговора с самим собой, чтобы широко отразить это непростое время в жизни человека.
    Чехов – еще один из профессионалов «препарирования» души человека. Вот герой его рассказа «Тоска» — простой деревенский мужик Иона, волей судьбы заброшенный в город. Но он способен глубоко чувствовать, переживать, страдать от горя и одиночества, от бесцельности своего существования.
    У него умер сын после тяжелой болезни. Иона ищет сочувствия и понимания в своем горе, но никто из окружающих не способен и мысли допустить о наличии души у извозчика. Ни господа, ни даже его товарищи по положению не обращают на его попытки выговориться никакого внимания. В результате несчастный изливает душу своей старой лошади, так как только это единственное живое существо готово выслушать его.
    Чехов безжалостно вскрывает самые укрываемые негативные качества людей – лицемерие, лживость, зависть и льстивость. Его краткие, но бьющие точно в цель рассказы как будто приоткрывают дверь в настоящий мир.
    Всемирная слава доктора человеческих душ Чехова связана с образом русской интеллигенции, погруженной в себя. Неприспособленные к новой жизни людей, которые тяготятся бездушным и приземленным миром наживы.
    Особенностью отражения внутреннего мира персонажей русской художественной литературы 19 века можно определенно назвать свойственные для интеллигенции того времени неуверенность, самокопание, беспомощность, колебания, а также тщеславие и спесь. Впрочем, все эти качества не потеряли своей актуальности и сегодня.

  8. Русская литература XIX века
    XIXвек- эпоха расцвета русской литературы, которая развивается в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой; каждое десятилетие имеет свою поэтику, свою идеологию, свой художественный стиль. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых-тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического “любомудрия” и славянофильского учения; пятидесятые — появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых, восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.
    К началу XIX столетия русская литература, испытав благотворное воздействие классицизма и сентиментализма, обогатилась новыми темами, жанрами, художественными образами и творческими приемами. В свой новый век она вступала на волне предромантического движения, направленного на создание национальной, самобытной по своим формам и содержанию литературы и отвечавшего потребностям художественного развития нашего народа и общества. Это было время, когда наряду с литературными идеями началось широкое проникновение в Россию всевозможных философских, политических, исторических концепций, сформировавшихся в Европе на рубеже 19 века.
    В Россииромантизм как идейно-художественное направление в литературе начала 19 века был порожден глубокой неудовлетворённостью передовой части россиян российской действительностью. Становление романтизма
    Связано с поэзией В.А.Жуковского. Его баллады проникнуты идеями дружбы, любовью к Отечеству.
    Реализм утверждается в 30-40-е года наряду с романтизмом, но к середине 19 века он становится господствующим направлением в культуре. По своей идейной направленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
    С некоторых пор вошло в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы — но никто не думал определить, что разумеет он под этим словом. ”Народность в писатели есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками — для других она ли не существует или даже может показаться пороком”- так думал о народности А.С. Пушкин
    Литература живая должна быть плодом народности, питаемой, но не подавляемой общительностью. Литература есть и есть литературная жизнь, но её развитие стесняется односторонностью подражательного направления, убивающего народность, без которой не может быть полной литературной жизни.
    В середине 30-х годов в русской классической литературе утвердился критический реализм, открывший писателям огромные возможности для выражения русской жизни и русского национального характера.
    Особая действенная сила русского критического реализма заключается в том, что, оттесняя прогрессивный романтизм в качестве преобладающего направления, он освоил, сохранил и продолжил его лучшие традиции:
    Неудовлетворённость настоящим, мечты о будущем. Русский критический реализм отличается яркой национальной самобытностью и по форме своего выражения. Жизненная правда, положенная в основу произведений русских прогрессивных писателей, нередко не умещалась в традиционные жанро-видовые формы. Поэтому русская литература характеризуется частыми нарушениями жанрово-видовых форм.
    Наиболее решительно осудил заблуждения консервативной и реакционной критики В.Г.Белинский, увидевший в поэзии Пушкина переход к реализму, считающий вершинами “Бориса Годунова» и “Евгения Онегина”, отказавшийся от примитивного отождествления народности с простонародностью. Белинский недооценил прозу Пушкина, его сказки, он в целом, верно, очертил масштаб творчества писателя как средоточия литературных достижений и новаторских начинаний, определяющих дальнейшие пути развития русской литературы в XIX веке.
    В поэме Пушкина “Руслан и Людмила” ощутимо стремление к народности, которое рано проявляется в поэзии Пушкина, а в поэмах “Бахчисарайский фонтан”, «Кавказский пленник” Пушкин переходит на позиции романтизма.
    Творчество Пушкина завершает процесс развития русской литературы начала XIX столетия. Вместе с тем Пушкин стоит у истоков русской литературы, он — основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка.
    Гениальное творчество Толстого оказало огромное влияние на мировую литературу.
    В романах “Преступление и наказание”, “Идиот” Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров.
    Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя.
    Одним из писателей 30-х годов является Н.В.Гоголь. В произведение “Вечера на хуторе близ Диканьки” ему отвратителен чиновничий мир и он, так же как и А.С.Пушкин погрузился в сказочный мир романтики. Созревая, как художник, Гоголь отказался от романтического жанра и переходит к реализму.
    Также к этому времени относится деятельность М.Ю.Лермонтова. Пафос его поэзии заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности. Истоки творчества Лермонтова связаны с культурой европейского и русского романтизма. В ранние годы он написал три драмы, отмеченные печатью романтизма.
    Роман “Герои нашего времени”- одно из основных произведений литературы психологического реализма XIX века.
    К этому же времени относится 1 этап критической деятельности В.Г.Белинского. Он оказал огромное влияние на развитие литературы, общественной мысли, читательских вкусов в России. Он был борцом за реализм, требовал от литературы простоты и правды. Наивысшими авторитетами для него были Пушкин и Гоголь, творчеству которых он посвятил ряд статей.
    Изучив письмо В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю мы видим, что оно направлено не только противообщественно-политических и нравственных проповедей Гоголя, но во многом и против его литературных суждений и оценок.
    В условиях пореформенной жизни общественная мысль России, находившая преимущественное выражение в литературе и критике, все настойчивее обращалась от настоящего к прошедшему и будущему, чтобы выявить законы и тенденции исторического развития.
    Русский реализм 1860-1870х годов, приобрёл заметные отличия от западноевропейского. В произведениях многих писателей-реалистов той поры появляются мотивы, предвещавшие и подготовившие тот сдвиг к революционной романтике и социалистическому реализму, который произойдет в начале XX века. С наибольшей яркостью и размахом расцвет русского реализма проявился в романе и повести второй половине XIX века. Именно романы и повести крупнейших русских художников той поры приобрели наибольший общественный резонанс в России и за рубежом. Романы и многие повести Тургенева, Л.Н.Толстого, Достоевского почти немедленно после своего выхода в свет получали отклик в Германии, Франции, США. Зарубежные писатели и критики ощущали в русском романе тех лет связь конкретных явлений российской действительности с процессами развития всего человечества.
    Расцвет русского романа, стремление проникнуть в глубины человеческой души и одновременно постичь социальную природу общества и тех законов в соответствии, с которыми происходит его развитие, стало основным отличительным качеством русского реализма 1860-1870х годов.
    О смысле жизни, о совести, о справедливости размышляли герои Достоевского, Л.Толстого, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Некрасова. В структуре нового реалистического романа и повести их гипотезы подтверждались или отвергались, их понятия, и представления о мире при столкновение с действительностью слишком часто развеивались как дым. Их романы должны расцениваться как настоящий подвиг художника. Для развития русского реализма много сделал своими романами И.С.Тургенев. Наибольшую известность приобрёл роман “Отцы и дети”. В нём изображена картина русской жизни на новом этапе освободительного движения. Последний роман Тургенева “Новь” был воспринят русской критикой. В те годы народничество являлось наиболее значительным явлением общественной жизни.
    Расцвет критического реализма проявился и в русской поэзии 1860-1870х годов. Одной из вершин русского критического реализма 60-80х годов становится творчество Салтыкова-Щедрина. Гениальный сатирик, пользуясь иносказаниями, олицетворениями умело ставил и проводил острейшие вопросы современной жизни. Обличительный пафос присущ в творчестве этого писателя. Душители демократии имели в его лице заклятого врага.
    Заметную роль в литературе 80-х годов сыграли такие произведения, как “Мелочи жизни”, ”Пошехонская сатира”. С большим мастерством он воспроизвёл в них ужасные последствия крепостного быта и не менее ужасные картины нравственного падения пореформенной России. “Повесть о том, как мужик 2-х генералов прокормил» или “Дикий помещик”, посвящены важнейшим проблемам русской жизни, они проходили в печать с большими цензурными затруднениями.
    Величайшие писатели-реалисты не только отражали жизнь в своих произведениях, но и искали пути её преображения.
    Литература пореформенной России, достойно продолжавшая традиции критического реализма, была самой философской и социальной в Европе.
    Список литературы.
    1. История русской литературы XI-XX веков
    2. Учебник по русской литературе
    (Ю.М.Лотман)
    3. Великие русские писатели XIX века
    (К.В.Мочульский)
    4. Русская литература XIX века
    (М.Г.Зельдович)
    5. История русской литературы первой
    половины XIX века
    (А.И.Ревякин)
    6. История русской литературы XIXвека
    (С.М.Петрова)
    7. Из истории русского романа XIX века
    (Э.Г.Бабаев)
    Тест
    1. Н.В.Гоголь (1809-1852)
    а) повесть “Шинель”
    б) повесть “Вий”
    в) поэма “Ганц Кючульгартен”
    2. Ф.М.Достоевский (1821-1881)
    а) роман “Бесы”
    б) роман “Записки из мёртвого дома”
    в) роман “Игрок”
    г) роман “Подросток”
    3. В.А.Жуковский (1783-1852)
    а) баллада “Людмила”
    б) баллада “Светлана”
    4. А.С.Пушкин (1799-1837)
    а) поэма “Руслан и Людмила”
    б) драма “Борис Годунов”
    в) поэма “Домик в коломне”
    г) поэма “Гаврилиада”
    д) повесть “Кирджали”
    е) сказка “Жених”
    5. М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889)
    а) сказка “Баран-непомнящий”
    б) сказка “Коняга”
    в) сказка “Работник Емеля и пустой барабан”
    г) сказка “Самоотверженный заяц”
    д) роман “Господа Головлевы”
    6. М.Ю.Лермантов (1814-1841)
    а) поэма “Мцыри”
    б) драма “Маскарад”
    7. Л.Н.Толстой (1828-1910)
    а) роман “Анна Каренина”
    б) повесть “Поликушка”
    в) роман “Воскресение”
    План
    1. Утверждение гуманизма, гражданственности и народности в литературе первой половины XIX века
    2. Развитие реалистических традиций в литературе
    пореформенной России.
    3. Тест
    Контрольная работа
    по культурологи
    Тема: Русская литература XIX века
    Студент: Голубовой Елены Александровны
    Преподаватель: Слесарев Юрий Васильевич
    Факультет : учётно-статистический
    Специальность: бух.учет, анализ и аудит
    Группа: дневная Личное дело: 06убд12865
    Дата отправки: 24.11.06г.
    Дата регистрации работы филиалом:
    Деканом:

  9. «Быть может за стеной Кавказа» (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)
    «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно» (Ф.М. Достоевский) (по произведениям 19 века)
    «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века
    «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века – вариант 2
    «Герой времени» в русской литературе 19 века
    «Маленький человек» в русской литературе
    «Счастье есть дело судьбы, ума и характера» (Н. М. Карамзин) (по одному или нескольким произведениям 19 века)
    Есть ли у поэзии законы? (Сочинение – стилистический анализ)
    Жанр баллады и элегии в поэзии Пушкина и Лермонтова
    Жизнь Петербурга на рубеже столетий (по книге Д. А. Засосова и В. И. Пызина «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев»)
    Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.
    Какие герои русской литературы близки по своему типу Печорину и почему?
    Лишний человек в истории русской литературы
    Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века
    Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века – вариант 2
    Образ «лишних людей» в русской литературе 19 века (на примере Евгения Онегина и Григория Печорина)
    Особенности литературы второй половины 19 века
    Ошибались ли декабристы? (Русская историческая повесть XIX века)
    Петербург в изображении русских писателей
    Петербург в русской классической поэзии
    Почему Писарев ставит в один ряд Молчалина и Чичикова?
    Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин)
    Пушкин и Жуковский
    Русская историческая повесть первой половины XIX века (Н.М. Карамзин “История государства Российского”)
    Сочинение-размышление: «Преступление. Кто виноват?» (По произведениям «Гроза» А.Н. Островского и «Леди Макбет мценского уезда» Н.С. Лескова)
    Тема «маленького человека» в русской литературе 19 века
    Тема войны в русской поэзии XIX века
    Тема денег в русской литературе 19 века
    Тема народа в прозе Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина
    Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века
    Тема родины в русской литературе
    Тема родины в творчестве поэтов 19 века
    Тема родины в творчестве русских поэтов-классиков
    Тема совести в произведениях русской литературы
    Тема транспорта в русской литературе XIX века

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *