Сочинение на тему русская природа в слове о полку игореве

11 вариантов

  1. Русская природа выступает в «Слове о полку Игореве» как отдельное действующее лицо. Она реагирует на все происходящие события, как живой человек. В некоторых местах поэмы природа разъясняет читателю непонятные моменты.
    Автор – очень чуткий наблюдатель. В своем произведении он подмечает многие мелкие детали. Например, приводится описание берегов Донца, которые в «Слове…» имеют серебряный цвет. На первый взгляд может показаться, что это просто эпитет. Но в действительности воды Дона имеют беловатый оттенок, потому что содержат в себе много мела. В летнее время года берега Дона обмелевают, оставленный на косах и отмелях мел отсвечивает серебром.
    Очень точное наблюдение автора можно отметить в эпизоде побега Игоря из плена. Князь благодарит Донец за то, что тот спрятал его. Чтобы не попасться в руки половецким князьям, Игорь бежал только по ночам. Днем же ему приходилось скрываться в зарослях на берегу степных рек. О приближении людей беглецу сообщали гоголи и чайки. Когда их поведение становилось беспокойным, Игорь начинал бежать дальше.
    Еще одной мастерски подмеченной деталью описания природы являются дятлы, которые указывают Игорю дорогу к реке. Степная река и деревья, находящиеся только на берегах, не видны издалека, поэтому стук дятлов помогал князю двигаться в нужном направлении.
    Природа, безусловно, имеет огромное значение в «Слове о полку Игореве», но автор не добавляет прямого описания пейзажей. Природа воспринимается им не как нечто прекрасное, чем стоит любоваться, а как главный помощник человека в трудную минуту. Она влияет на ход описанных событий и является одним из главных их участников. Природа в «Слове…» наделена человеческими качествами – она так же изменчива, как живое существо. В поэме множество эпизодов, где природа играет главную роль: она предсказывает исход сражения еще в начале похода, помогает Игорю бежать из плена, к ней обращается с мольбой жена Игоря Ярославна. Разберем каждый эпизод поподробнее.
    Участие природы в повествовании заметно с самого начала. Свет солнца меркнет, и наступает затмение, начинается гроза. Все это должно уберечь Игоря от неудачного похода. Дикие птицы и звери тоже пытаются помешать безрассудному поступку князя. Движение половецкого войска навстречу русской дружине сопровождается синими тучами. Поражение княжеского войска отражается на состоянии природы: деревья в печали и роняют листву, а трава никнет к земле.
    Автор отмечает изменение природы из-за княжеских распрей. Войны Олега приводят к тому, что пустеют пашни.

  2. (На иллюстрации картина В. М. Назарук “Затмение (Слово о полку Игореве)” 1985г.)
    Многие писатели, поэты, художники и скульпторы описывают в своих произведениях природу. Зачастую, это изображение красивых пейзажей, описание закатов и рассветов, любование природными красотами и прочее. Но в повествовании «Слово о полку Игореве» природа является одним из основных участников всех событий, и ее по праву можно назвать главным действующим лицом поэмы, а автора «Слова» – исключительным знатоком русской природы.
    Природа стала прямым соучастником в побеге Игоря, поскольку длительное время главный герой скрывался на заросшем побережье «серебряного» Донца, где жители этого ж побережья (гоголи и чайки) предупреждали Игоря своим криком и беспокойным поведением о приближении погони. Автор весьма правдиво описал берег Донца, назвав его серебряным, ведь воды реки, разрезая меловые горы, несут большое количество мела, который позже оседает на берегу и блестит, как серебро. Еще одними помощниками Игоря были дятлы, которые своим стуком указывали герою, где находится вода.
    Несмотря на то, что в поэме практически не встречаются пейзажи, читатель всегда имеет возможность вполне детально представить, на каком фоне происходят события, поскольку природа в данном контексте является непосредственным активным участником событий. Она сопереживает русскому народу, предупреждая их об опасности, способствует побегу Игоря, затемнением солнца предупреждает его о провале перед походом, грозой пытается остановить его на пути к гибели. Стоит отметить и тот момент, где вместе с падением русских пала духом и природа – поникла трава, деревья наклонились низко к земле и с них, как слезы, посыпалась листва.

  3. «Слово о полку Игореве» – уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна – он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.
    Одно несомненно – автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» – патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
    Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
    Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
    Солнце дорогу ему тьмой заступило;
    Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
    Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
    Уже беда его птиц скликает,
    И волки угрозою воют по оврагам,
    Клектом орлы на кости зверей зовут,
    Лисицы брешут на червленые щиты…
    Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
    Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
    Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
    Земля гремит,
    Реки текут мутно,
    Прахи поля покрывают,
    Стяги глаголют!
    Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
    Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец – сам Бог указывал князю правильный путь:
    Игорю-князю бог путь указывает
    Из земли Половецкой в Русскую землю,
    К златому престолу отцовскому.
    Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» – князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле!»
    Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».

  4. Автор: Евгения Кошечкина
    В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины.
    Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.
    С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).
    Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне:
    «Цветы почернели от скорби!
    Дерево в тоске к земле припало!»
    Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.
    С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

  5. Природа в поэме ведет непрекращающийся диалог (поначалу – монолог) с русским народом.
    В самом начале, когда только Игорь выступает против половцев, случается солнечное затмение, предвещая беду. Но воины уже раскалены, им не терпится ринуться в бой.
    Между тем лес наполняется тревожными звуками, все животные – и птицы, и звери, обеспокоены. Повсюду разносится
    Окрыленные первой победой, русские решаются на второй ночлег в степи. Утро начинается с кровавого рассвета, природа вновь посылает тревожное знамение.
    Русское войско повержена, все кругом скорбит: поникли даже листья на деревьях.
    В далеком краю плачет Ярославна. Она упрекает природу (в частности, ветер и Солнце) в том, что она отвернулась от русских, не защитила их должным образом. Вместе с тем она умоляет ее сохранить мужа, Игоря, вернуть его лодки домой.
    Природа, конечно же, услышала эту мольбу: враз всколыхнулось море, вихрь поднялся и понесся в сторону родного дома.
    Когда Игорь возвращался домой, звонко и радостно пели соловьи, а дятлы своими стуками помогали держаться верной дорогой.
    В конце поэмы мы становимся свидетелями душевной беседы реки Донца и Игоря. Река говорит князю, что своим возвращением он принес Руси радость великую, Игорь же благодарит ее за теплый прием.
    Мы видим, что природа целиком и полностью стоит на стороне русских, она и предупреждает, и помогает, и выручает воинов Руси. Читатель, чувствуя такую мощную поддержку, верит в избранность русского народа и в то, что ему обязательно улыбнется удача.

  6. Картины природы в «Слове…»
    СОДЕРЖАНИЕ.
     Введение                                                                                                                  стр. 2
    1. Религиозные представления человека 12 века                       стр. 4
    2. Картины природы в «Слове…»                                                     стр. 6
    Подробные описания природы в «Слове…»                        стр. 6
    Образы Русской земли в «Слове о полку Игореве»      стр. 10
     Заключение                                                                                                 стр.14
     Список литературы                                                                          стр.15

    ВВЕДЕНИЕ.
    В наше время можно встретить огромное количество разнообразных литературных произведений. Одни из них большого объема, другие – наоборот, маленького. У
    одних известен автор, а у других нет. Правда, произведения с неизвестным автором – редкость. Одним из них является , например, «Слово о полку Игореве».
    « «Слово о полку Игореве» – памятник, написанный вскоре после похода Игоря на
    половцев, вероятнее всего, между 1185 и 1187 гг. Это первое дошедшее до нас лиро-эпическое произведение, уникальное по своему поэтическому уровню», – по
    словам Н.И.Прокофьева. Эта повесть является историческим повествованием, главными героями являются реальные лица нашей истории: князь Игорь, Ярослав Мудрый, Святослав, Всеволод и
    другие. Книга рассказывает о реальном событии – походе Игоря Святославича против половцев. По словам известного исследователя древнерусской литературы,
    «это отклик на события своего времени, полный еще не притупившегося горя. С одной стороны, автор – простой повествователь, испытывающий все те чувства, что
    и обычный человек. С другой стороны, он явно не был простым человеком, так как он очень подробно рассказывает нам весь Игорев поход. Этого рядовой воин знать
    не мог. Поэтому автор мог быть дружинником.
    По словам Д. С. Лихачева, «сам автор «Слова …», скорее всего, был приближенным
    Игоря Святославича (он ему сочувствует) или Святослава (он сочувствует и ему)». Однако кем бы ни был автор, можно с уверенностью сказать, что он был,
    несомненно, высокообразованным человеком.
    Он предстает перед нами и как опытный, тонкий в своих суждениях человек. В рассуждениях он полагался не только на факты,
    свидетельства современников, но и на свой жизненный опыт.
    Практически все авторы в эпоху Средневековья не подписывали свои произведения. Дело в том, что все они были глубоко верующими
    людьми, во всем вокруг видевшими бога. Даже перо и бумага, на которой они писали, считались святыми. Писатели представляли, что сам бог руководит ими,
    поэтому они считали свои произведения творениями бога.
    Кроме того, люди в эпоху Средневековья полагали, что все окружающее их – живое. Все, что они видели, они одушевляли. Поэтому, люди
    того времени были очень суеверны. И они представляли свои произведения посланиями от бога, его дарами. Вот почему произведения того времени никогда не
    подписывались.
    Т.о., авторство «Сказания о Борисе и Глебе», «Слова о погибели Александра Невского», как и «Слово о полку Игореве», и многих других
    древних произведений словесности сейчас установить невозможно.
    В «Слове о полку Игореве» нельзя однозначно определить жанр. «Деление произведений древнерусской литературы достаточно условно. Это
    происходит потому, что восточнославянские книжки не имели единого представления о жанровых категориях», – по словам Е. Рогачевской. В начале появились лишь
    церковные писания, и к 12 веку они уже имели стройную систему жанров. А вот светские произведения, появившиеся намного позже, не имели, да и просто не
    могли ее иметь в 12 веке, потому что тогда эти произведения были большой редкостью. Именно поэтому в «Слове…» имеются признаки многих жанров. Например,
    песни и плача (плач Ярославны), слова и ораторской речи (золотое слово Святослава), кроме того воинской повести (описание битв, войны), былины и т.д.
    При переводе на современный язык это отражается переводчиками в виде строф разного объема, разной длинны стиха, наличия или отсутствия рифмы.
    Читая «Слово …», понимаешь, что люди 12 века были тесно связаны с природой. В разных явлениях природы они видели предсказания судьбы
    или послания от бога. По разнообразным природным знакам люди часто решали, что и как им лучше делать завтра, какие дела нужно отложить, а какие – срочно
    переделать. Вывод о тесной связи наших предков с природой можно сделать и из того, что автор «Слова …» показывает чувства героев через образы, картины
    природы.
    Рассказ о походе княжеских войск сопровождается большим количеством ярких описаний природных явлений (солнечное затмение,
    гроза, сильный ветер). Даже в повести, описывающей военные события, битвы (поход князя Новгород-Северской земли со своей дружиной на половцев), большое
    внимание уделяется пейзажам, картинам Русской земли.
    Для нас, современных читателей, несомненно, большую ценность будет представлять рассмотрение вопроса об изображении природы в этом
    старинном произведении. Обычно подробно обсуждается особенности жанра, стиля, вопрос об авторстве и т.п., что и было кратко освещено ранее. Однако
    вышеназванная сторона «Слова…» недостаточно анализируется. А ведь именно она  и заслуживает особого внимания и
    рассмотрения со стороны исследователей древнерусской литературы и читателей.
    Глава 1.
    Часть 1.
    РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 12 ВЕКА.
    Интересно выяснить, каковы были религиозные представления людей времени «Слова…».
    «В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и не понятных, то добрых и
    готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы-Яги, а кот умеет
    говорить человеческим голосом. Для них весь окружающий мир был пронизан волшебством. Такая вера получила название «язычество», т.е.
    народная вера. Славяне – язычники верили в родство людей с разными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг». *
    Все божества делились на человекоподобные божества (леший, русалка, полудницы), домашние божества (домовой), божества – чудовища
    (змей, ящерица, морской царь и др.). В образах этих божеств связь человека с природой ясно видна. Читая «Слово…», мы видим человека среди рек, полей и
    лесов.
    Язычники, как уже было сказано, верили во многих богов. Древним мужским божеством был Род – бог неба, грозы и плодородия.
    Язычники так же верили в бога зерна. – Ярило, громовержца и царя морских стихий – Перуна, бога – отца – Стрибога, небесного бога – Сварога и многих других.
    Например, при описании солнечного затмения в «Слове…», автор упоминает Сварога, при рассказе о грозе и ливне – Рода и Перуна.
    Поклонение им происходило в самых различных формах: от простой веры до жертвоприношения.
    В «Слове…» славянские боги упоминаются очень часто, причем не только прямо, но и косвенно. «Боян – Велесов внук», пахари –
    Дажьбожьи внуки, даже ветер назван Стрибожьим внуком. Значит, автор «Слова…» видит вокруг себя мир, сотворенный богами. Этот мир живет под их
    покровительством. Жизнь людей неотделима от невидимого, могущественного мира богов.
    Очень ярко представления русичей о мире, отражались и в плаче Ярославны. Она поочередно обращается к ветру, к Днепру и к солнцу.
    *Детская энциклопедия «Религии мира» том 6, часть 1, Изд. «Аванта +»1996 год.
    Исследователи древнерусской литературы считают, что плач Ярославны – это не только плач по погибшим воинам, но и древнее
    заклинание, в котором содержится прямое обращение к высшим силам. «В плаче – заклинании столько… чувства…, что не остались равнодушными даже силы природы…По
    крайней мере, так думал автор, и так мыслили его современники».
    В 988 году произошло крещение Руси, т.е. принятие христианства.
    «Если говорить совсем коротко, то христианство – это религия, в основе которой лежит вера в то, что… бог пришел в мир. Он
    родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение изменили судьбу всего
    человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Христиане верят, что мир создан единым, предвечным богом».*
    Но к 12 веку на Руси прежние верования не погибли, они существовали наравне с новой верой, а, может быть, были даже сильнее.
    Автор «Слова …» практически не выражает своего отношения к новой вере. В произведении лишь некоторые эпизоды показывают, что
    автор – христианин.
    Игорь едет по Боричеву
    к святой Богородице Пирогощей.
    «Боричев – это спуск от центральной части Киева, где находился княжеский терем
    и храмы, на городской Посол, где находилась церковь Богородица Пирогощая.»
    В «Слове о полку Игореве» все явления природы основаны на вере в различные божества.
    Итак, опираясь на мнения исследователей, можно утверждать, что, с одной стороны, природа представлена, как мир различных
    божеств, таинственных сил, а с другой – мир человека, окруженного духами, божествами, силами природы. Мир человека, живущего в согласии с силами природы
    или, наоборот, в противоречии с ними.
    Человек 12 века одушевлял природу, окружающую его, все необычное (природные явления, смена фаз луны, день и ночь и т. д.) они
    объясняли как действие богов. В «Слове…» сверхприродный мир олицетворетворен. Он таинственный, одушевленный и не может быть равнодушным. Т.о. в «Слове…»
    представлен взгляд человека, одушевляющего природу, т. е. язычника.
    *Детская энциклопедия «Религии мира» том 6, часть 1, Изд. «Аванта +»1996 год.
    Часть 2.
    КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ…»

    С древнейших времен природа была объектом внимания древней литературы. Но каждую историческую эпоху она понималась по-разному.
    Автор «Слова…» уделяет рассказу о природных явлениях особое внимание. Нельзя не заметить, что некоторые описания природы в «Слове …» достаточно подробны,  развернуты, а некоторые – кратки.
    В развернутых – в деталях описываются самые различные природные явления, переданы чувства людей, которые наблюдают их. Например,
    рисуя картину солнечного затмения (рассказу об этом посвящается 2 большие строфы в поэтическом переложении Н. Заболоцкого), автор «Слова…» сочетает как
    рассказ о природном явлении, так и описывает страх, смятение людей, беспокойное поведение животных и птиц.
    Развернутые описания природы во всем произведении имеют сходную композицию. Сначала происходит какое-то событие, а потом оно
    подкрепляется описанием природы. Получается эмоционально богатый эпизод, в котором автор не только рассказывает об определенном событии, но и создает его
    образ, живописную картину.
    ПОДРОБНЫЕ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ…».
    Сюжетное повествование в «Слове…» начинается с описания солнечного затмения. О нем в произведении говорится дважды: после
    вступления и после обращения к Бояну и речи Всеволода.
    Тогда глянул Игорь на Солнце
    И видит, что тьма от Солнца
    Все войско его накрыла…

    Князь вступил в золотое стремя
    И поехал по чистому полю
    Солнце тьмою дорогу  ему заступило
    Ночь громовыми стонами птиц пробудила,
    Свист звериный поднялся.
    Диво кличет с вершины древа,
    Велит послушать – земле незнаемой,
    И Поморию, и Посулию,
    И Сурожу, и Корсунию,
    И тебе, тмутороканский болван.
    Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и «воины тьмою покрыты». С одной
    стороны, радость, а с другой – печаль и страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая, впечатляющая картина, появляются разнообразные
    чувства, сложные, иногда взаимоисключающие друг друга.
    Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно
    всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце», обращение Всеволода к Игорю –
    «свет светлый». Однако чтобы подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя, привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует
    слова, рисующие ночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последовательность: «тьмою», «перегородило», «ночь стоном угрожала земле
    незнаемой». Перед читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса – все печалиться, едино в ожидании страшных испытаний.
    Солнечное затмение наступило 1 мая 1185 года в 3 часа 25 минут. Астрологи утверждают, что в 12 веке уже были «Таблицы лунного
    течения». По ним велся календарь, рассчитывались фазы луны, устанавливались дни новолуний и появление комет. Возможно, русский князь располагал какими-либо
    астрологическими сведениями об этом дне. И, вероятно, это помогло сохранить спокойствие перед затмением.
    Другим грозным предзнаменованием в «Слове…» является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем
    предыдущий. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа, например: «кровяные
    зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещут синие зарницы» и др.
    И в другой день полосой кровавой
    Повещают день кровавой зори…
    Идут тучи черные от моря,
    Тьмой затмить хотят четыре солнца…
    Синие в них молнии трепещут…
    Грому быть, великому быть грому!
    Лить дождю калеными стрелами!
    Поломаться копьям о кольчуги,
    Потупиться саблям о шеломы,
    О шеломы половчан поганых!
    (Перевод Майкова А.)
    Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д. Лихачева,
    «грандиозностью отличается пейзаж «Слова о полку Игореве», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с
    половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут,
    прах над полями несется».
    Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури. Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной
    стороны, ему легче было преодолеть это препятствие, ведь с одним, подобным этому он уже справился, значит, справится и со вторым. С другой стороны, его
    страх еще больше возрастал при мысли о надвигающейся беде.
    Для автора очень важно обратить внимание читателя на силу этого природного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую
    очередь, прилагательные, передающие цветовые ощущения: «кровавые зори», «синие … молнии», «тучи черные». Т.о. выбраны прилагательные, называющие насыщенные,
    мрачные цвета. Это помогает создать контрастные, впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», в сознании
    читателя тьма уже победила. Гибель уже грозит войску Игоря.
    Описывая надвигающуюся грозу, автор показывает нам могущество и силу Перуна: «великому быть
    грому», «тучи черные хотят затмить четыре солнца». Так в «Слове…» Игорь идет в чужие земли  не только вопреки разуму,
    воле дружины, но и против воли самой Природы.
    Когда же он столкнулся в бою с половцами, дружина его на столько обессилела, что просто не смогла сражаться с могучими половцами и
    пала в бою. А Игорь был захвачен в плен.
    Совершенно иной представлена нам природа в самом конце поэмы. Заключительным пейзажем, который противопоставляется солнечному затмению
    и грозе, является описание природы при возвращении Игоря из плена. Она состоит из трех частей: ночное бегство, разговор с рекой и радостное возвращение.
    И прыснуло море в полуночи.
    Смерчи нагнали мглу.

    Погасли вечерние зори.

    Застучала земля, зашумела трава,
    Половецкие вежи задвигались.
    В этом эпизоде автор сделал всю природу единой. Она благоприятствует освобождению Игоря: «погасли вечерние зори», «застучала земля,
    зашумела трава, половецкие вежи задвигались».
    В этом эпизоде автор не рисует столь живописной картины, как, например, в солнечном затмении или грозе. Ему важно рассказать о
    действиях природы, ее помощи Игорю при побеге. Поэтому писатель использует разнообразные глаголы: «прыснуло», «нагнали», «погасли», «застучала», «зашумела»,
    «задвигались». Т.е. природа охраняет Игоря от половцев.
    И сказал Донец:
    «Здравствуй, Игорь-князь.
    Много тебе  – славы,
    Русской земле – веселья,
    А Кончаку – досады».
    И ответил реке беглец:
    – О Донец! И тебе много славы.
    Князя ты на волнах лелеял,
    Траву подстилал зеленую
    На своих серебряных берегах,
    Одевал его теплою мглою,
    Тенью зеленого дерева,
    Гоголем стерег на воде,
    Чайками на волнах, чернядью на ветрах.
    В этом эпизоде Игорь благодарит Донец. Говорит, что не только он спас Русскую землю от половцев, но и Донец тоже сыграл в этом особую
    роль.
    В этом пейзаже автор использует большое количество прилагательных, чтобы подчеркнуть всю
    красоту реки: «траву зеленую», «серебряных берегах», «теплою мглою», «тенью зеленого дерева» и т.д. Писатель рассказывает о ее помощи князю, благодарит ее
    за это. Здесь описываются действия природы, благодарится за них.
    Солнце тьмой заслоняет путь князю, предупреждает его об опасности. Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих
    серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками», – по словам Д.С. Лихачева. Т. е. все вокруг: природа, Ярило, Сварог, Перун, птицы, звери – все
    помогает Игорю вернуться домой.
    А где Игорь проедет,
    там вороны не каркают,
    там сороки стихают,
    там галки молчат.
    Только поползни ползают.
    Только дятлы стучат –
    путь к реке кажут.
    Да веселые песни
    соловьи распевают,
    свет-зарю возвещают.

    солнце светит на небесах –
    Игорь князь в Русской земле.
    В этом эпизоде мы ощущаем веселье, радость, торжество. На Русскую землю вернулось счастье, радость. Автор подчеркивает это сменой
    символики: вороны больше не каркают, стихли сороки, замолчали галки. Т.е. все плохое исчезло, ведь эти птицы, олицетворявшие зло замолчали, настало время
    пению соловьев. Читая произведение, мы сами радуемся за Игоря и счастливы за него. Произведение заканчивается воспеванием славы князьям.
    Роль пейзажей в этом произведении очень велика. Во-первых, они отражают мировоззрение людей 12 века, их веру, представления об
    окружающей природе, которая, описывая солнце, реки, леса родной земли выражает чувства, мысли автора и подкрепляет произведения красотой слова. Наконец, автор
    придает тексту большую насыщенность и детальность. Лишь с помощью пейзажей мы можем выяснить всю гамму чувств автора, его представление об окружающей
    природе, его веру и поклонение богам.
    Глава 2.
    Образы – символы в «Слове о полку Игореве».

    Образ Русской земли в произведении.
    Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не
    только по пейзажем, данным в произведении. Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для
    автора «Слова…» солнце, реки, птицы, травы – это непосредственные участники событий. Без них для писателя 12 века невозможно правдивое, убедительное
    повествование о походе русской дружины.
    Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской литературе и искусстве. В самом начале
    Игорева похода солнечная символика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. «Известно, что солнечное затмение действительно в
    начале мая 1185 года было, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно переставил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческая
    логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит на стороне противников похода».
    На третий день после тяжелого поражения в «Слове о полку Игореве» говорится: «два солнца затмила
    тень, два красных столба пропали». В этом символе выражается скорбь и осуждение.
    Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир: «Солнце светится на небесе, Игорь князь в
    Русской земле».
    В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет
    его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце – символ княжеской власти; в
    «Слове…» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав. Или когда «два солнца
    померкли… Олег и Святослав».
    Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках,
    воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря.
    Волки грозно воют по оврагам,
    Орлы клекотом на кости зверей воют,
    Лисицы брешут на червленые щиты.
    Вообще в произведениях устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они
    предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека.
    Тогда по русской земле
    редко пахари кричали,
    но часто вороны граяли,
    трупы между собой разделяя.
    А галки свою речь говорили –
    хотели лететь на кормление – уедие.
    А в конце произведения автор рассказывает о соловьях, как символах добра, победы и торжества. Игорь победил
    и радость вернулась на русскую землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени.
    Соловьи веселыми песнями
    рассвет возвещают.
    Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой.
    Красив также и образ лебедей в «Слове…» и в устном народном творчестве. О них говорится несколько раз,
    например, «стадо лебедей», «лебеди распуганы» и д.р.
    Разнообразно представлена символика света и цвета в «Слове о полку Игореве». В частности представляет
    интерес, как автор использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено
    во мрак. Черный цвет и в «Слове…», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы – «черные тучи» и «черные
    вороны».
    Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали
    синее вино с горем смешанное». Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе.
    А белый цвет имеет противоположный смысл – добро и радость связаны с белизною. Багряный цвет, а
    также серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора. «Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов,
    серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа – все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты».
    Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула,
    Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий Дон, Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например, Днепр Словутич, на кровавом
    берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении. Однако
    практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве.
    – О Донец! И тебе много славы.
    Князя ты на волнах лелеял,
    Траву подстилал зеленую
    На своих серебряных берегах,
    Одевал его теплою мглою,
    Тенью зеленого дерева,
    Гоголем стерег на воде,
    Чайками на волнах, чернядью на ветрах.
    Вот как описывает автор Донец. Какие замечательные эпитеты употребляет он в своем рассказе: «теплою
    мглою», «на … серебряных берегах», «траву подстилал зеленую».
    И еще одну реку описывает автор – Каялу. Река с таким названием до сего времени не известна, поэтому
    многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое значение, как река окаянная, проклятая или река покаяния.
    Т.о. реки, травы, поля и леса, окружающие их – это неотъемлемая часть «Слова о полку Игореве» и играет
    огромную роль в образе Русской земли.
    Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове…» основной образ произведения – Русскую
    землю. Автор поэмы рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю ее охватывает целиком. По словам Д.С.Лихачева: «Автор «Слова…» рисует
    удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и
    русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов».
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Многие ученые говорят о художественном значении «Слова…». Неопытному человеку это будет непонятно: ведь
    в произведении очень сложный и непонятный язык (даже при переводе). Однако понять можно. Дело в том, что автор создал во всем произведении единую картину.
    Это поэтическое произведение древности поражает взаимосвязью мира человека и природы.
    «Слово о полку Игореве» – произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова…»очень точно
    соответствует его идейному замыслу. Т.е. образы «Слова…» способствуют выявлению основной цели – идеи единства Руси ».
    В произведении автор сложил потрясающий образ русской земли из кратких и подробных описаний природы. Она
    открывает нам мир человека 12 века, рассказывает о тесной связи между человеком и природой. Именно это придает произведению большую художественную ценность.
    Интересно то, что свое произведение автор начинает с развернутой метафоры – песни поэта, описывающей
    охоту, а заканчивает – торжеством людей на фоне радостной, торжествующей природы. Т.о. автор уделяет большое значение образам природы. Лишь с их помощью
    мы можем выяснить мировоззрение людей 12 века, заметить тесную и неразделимою связь природы и человека.
    С одной стороны, автор «Слова…» уделяет огромное внимание образам природы. Поэтому их в произведении
    очень много. Дело в том, что через них писатель выражает свои эмоции, переживания и чувства, которых у него очень много.
    С другой стороны, писателю важны и образы – символы в «Слове…». Писатель использует их потому, что они
    выражают мир, в котором живет автор произведения, они отражают его взгляды на жизнь. Без образов – символов для писателя 12 века невозможно точное и
    убедительное повествование. Через символику в произведении мы узнаем мир писателя, его восприятие к окружающей среде, его мировоззрение и веру. Это наиболее
    важный источник установления личности писателя, его образа жизни.
    Итак, автор уделяет огромное внимание картинам природы в «Слове о полку Игореве», как средство выражения
    своих эмоций, а также для придания произведению большей детальности и ценности.
    Список литературы.
    1. «Преданья старины глубокой». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
    2. Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве»: космические мотивы, земная природа и человек. В книге: «Слово о
    полку Игореве». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
    3. Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве». Статья. В книге: «Слово о полку Игореве». (Под ред. Л.А.
    Черниченко). Москва, 1997.
    4. «Читаю «Слово о полку…»». (Под ред. И.Шкляревского). Москва,1991.
    5. «Слово о полку Игореве» (Под редакцией Н.В.Беляковой, Н.З.Левинской, Г.Е.Гафт). Москва, 1978.
    6. Лихачев Д.С. вступительная статья, дословный и объяснительный перевод с древнерусского языка
    «Слова о полке Игореве». В книге: «Слово о полку Игореве».(Под ред. Н.В.Беляковой, Н.З.Левинской, Г.Е. Гафт). Москва 1978.
    7. Лихачев Д.С. «Свет и тьма» в «Слове о полку Игореве». Статья. В книге «Слово о полку Игореве» и
    культура его времени. (Под ред. Д.С. Лихачева). Москва,1985.
    8. Рогачевская Е. «Жанровая система древнерусской литературы». В книге: «Древнерусская литература. Книга
    для чтения». Москва, 1993.

  7. СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

    Прекрасным памятником древнерусской ли­тературы является созданное неизвестным авто­ром «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русско­го князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не зна­ем, кем он был, как оказался свидетелем истори­ческих событий, которые взялся описать. Но в самом произведении нам во всех деталях и тон­костях открывается богатый душевный мир ав­тора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний. Но в первую оче­редь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Сло­ва… » словно бы становится единым и неделимым целым.
    Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы иг­рает природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям. Он превраща­ет природу в живое, мыслящее существо, кото­рое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреж­дает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление. Картины природы, то мрачной, опе­чаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к рус­скому народу.
    В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом похо­де, не описание исторических событий, сраже­ний, побед и поражений. Автор стремился в сво­ем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно побе­дить врага, что только объединив усилия, спло­тив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа. Яркими, насыщенными, кричащими об опасно­сти красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки:
    …кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…
    Князь Игорь не обращает внимания на предуп­реждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед. Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнамено­вания. Мы еще не знаем, что русское войско дол­жно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войс­ком:
    Уже несчастий его подстерегают птицы
    по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.
    К образам природы прибегает автор в стрем­лении предотвратить трагедию русской дружи­ны. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело пораже­ние и было вынуждено отступать, его отступле­ние снова сопровождают печальные картины при­роды. Природа страдает вместе с воинами: дере­вья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символич­ный смысл: это противопоставление войны и мир­ного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни. Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачи­вается соколом и бьет гусей и лебедей к завтра­ку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел со­кол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стре­мится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплы­ми туманами.

  8. В привлечении русской природы как действующего лица своего повествования безымянный автор “Слова о полку Игореве” проявил себя как исключительно наблюдательный ее знаток. Вот почему в самой русской природе можно найти довольно точный комментарий ко многим неясным местам этой поэмы.
    Внимательный наблюдатель природы, автор с изумительной точностью и правдивостью передает, например, описание берегов Донца как “серебряных”. Действительно, Донец несет в своих водах много мела (он прорезывает на своем пути меловые горы). Летом, когда берега Донца обмелевают, отложения этого мела на отмелях и косах блестят, как серебряные.
    Наблюдательность автора особенно ярко проявляется в описании бегства Игоря из плена. Игорь хвалит Донец за то, что тот сторожил его. Действительно, Игорю приходилось бежать главным образом ночью, а днем скрываться в густых прибрежных зарослях степных рек. О погоне предупреждали чуткие к приближению человека гоголи, чайки. По их поведению Игорь мог судить о том, все ли кругом спокойно.
    Знание степной природы сказывается и там, где автор “Слова” говорит, что дятлы своим стуком указывали Игорю путь к реке. Степную реку, запрятавшуюся в глубокой долине, издали не видно, не видно и деревьев, растущих в степи только по берегам рек, но на присутствие деревьев, а следовательно, и реки, Игорю указывал далеко слышный в степи “тект” дятлов.
    Хотя природа занимает исключительно большое место в “Слове о полку Игореве”, в поэме нет пейзажа самого по себе. Природа – не объект созерцания и любования, а высшее мерило всех ценностей и человека. Природа воспринимается автором только в ее изменениях, она введена в события, она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Природа сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна. Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк; ночь, “стонущая грозою”, стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья отзываются на поражение русских: трава никнет, деревья от горя клонятся до земли или роняют листву. Автор “Слова” отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории. Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря к победе, то сочувствующие и помогающие ему.
    Между природой и человеком стираются границы. Люди постоянно сравниваются с птицами и зверями: с турами, соколами, воронами, кукушкой. Игорь вступает в разговор с Донцом и получает от него помощь. Ярославна ищет сочувствия и помощи у ветра, солнца и Днепра.
    Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тес-но слиты. И это слияние, единство людей и природы усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм.
    Союз природы и человека, с такою силою развернутый в поэме, – союз поэтический. Природа для автора “Слова” -гигантский резервуар поэтических средств и своеобразное “музыкальное сопровождение”, придающее особенно сильное по-этическое звучание его действию.
    В “Слове” природа рисуется в обширной перспективе. В действие введены огромные географические пространства: Половецкая степь, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов – Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и другие – вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
    Чем шире пространства, тем больше могущество героев поэмы.
    Масштабы битвы русских с половцами охватывают всю степь благодаря слиянию природы с действиями людей: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого. Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.
    Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему под обла-ками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял в себе Святославовы насады до Кобякова стана, к солнцу, кото-рое тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
    Можно было бы значительно увеличить количество примеров, доказывающих глубокое знание автором “Слова о полку Игореве” степной природы.
    Живая картина древней половецкой степи, донесенная до нас в содержании поэмы, – яркое свидетельство того, что “Слово о полку Игореве” написано ее очевидцем – может быть, участником степного похода Игоря.

    Вместе с сочинением «Русская природа в “Слове о полку Игореве”» часто ищут

    Образ русской земли в «Слове о полку Игореве»
    Фатальность в “Песни о вещем Олеге”
    Категория: Сочинения для 9 класса | Метки: Киевская Русь, эпос, русская природа, Слово о полку Игореве, былина, славяне
    Популярность темы: 26511 | Оценка: 3.6 | Закладки:
    Всего комментариев: 0

  9. 9
    Текст добавил: ___{ХулИ}ГанкА___

    Прекрасным памятником древнерусской ли­тературы является созданное неизвестным авто­ром «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русско­го князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не зна­ем, кем он был, как оказался свидетелем истори­ческих событий, которые взялся описать. Но в самом произведении нам во всех деталях и тон­костях открывается богатый душевный мир ав­тора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний. Но в первую оче­редь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Сло­ва… » словно бы становится единым и неделимым целым.
    Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы иг­рает природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям. Он превраща­ет природу в живое, мыслящее существо, кото­рое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреж­дает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление. Картины природы, то мрачной, опе­чаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к рус­скому народу.
    В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом похо­де, не описание исторических событий, сраже­ний, побед и поражений. Автор стремился в сво­ем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно побе­дить врага, что только объединив усилия, спло­тив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа. Яркими, насыщенными, кричащими об опасно­сти красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки:
    …кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…
    Князь Игорь не обращает внимания на предуп­реждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед. Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнамено­вания. Мы еще не знаем, что русское войско дол­жно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войс­ком:
    Уже несчастий его подстерегают птицы
    по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.
    К образам природы прибегает автор в стрем­лении предотвратить трагедию русской дружи­ны. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело пораже­ние и было вынуждено отступать, его отступле­ние снова сопровождают печальные картины при­роды. Природа страдает вместе с воинами: дере­вья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символич­ный смысл: это противопоставление войны и мир­ного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни. Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачи­вается соколом и бьет гусей и лебедей к завтра­ку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел со­кол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стре­мится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплы­ми туманами.
    К силам природы обращается и жена Игоря, Ярославна:
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого?
    Именно у родной природы она ищет сочув­ствия и помощи, умоляя помочь ее любимому вернуться на родину:
    О Днепр Словутич!..
    Прилелей же, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала я ему слез на море рано.
    Она с горестным плачем обращается к ветру, веющему под облаками, подгоняющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил камен­ные горы сквозь землю Половецкую и помогал Святославу в его славных походах, к солнцу, со­гревающему всех своим теплом, а в сухой степи обжигающему своими лучами русских воинов.
    Для автора природа — это, в первую очередь, источник поэтических представлений. Он очень точно и метко подбирает слова, выражения и об­разы для передачи этих представлений. Он опи­сывает явления природы так, что мы не только сами ощущаем происходящее, но и начинаем по­нимать, что означает то или иное явление. Мы чувствуем, как «уснуло» соловьиное пение; как «трепещут» синие молнии; как «никнет», испы­тывая вселенскую печаль, трава. Солнце «мерк­нет», предвещая неудачный поход, багряные сно­пы лучей и вечерней зари «гаснут», месяц «поволакивается тьмою», наступающая ночь «прикры­вает свет тьмою». Тоска «разливается» во всей окружающей природе, печаль «течет» посреди всей Русской земли, а веселье «разливается по ковылю». Ветер не просто помогает плыть кораб­лям — он их «лелеет на синем море», и Ярослав­на просит ветер, чтобы он «возлелеял» к ней ми­лого мужа, «лелеючи» помог ему доплыть до Рус­ской земли. Даже телеги у автора «Слова…» «крычат», как лебеди.
    Все сказанное выше является ярким подтвер­ждением того, что автор сам безгранично связан с природой Русской земли, глубоко чувствует и понимает ее.
    Чувства создателя поэмы настолько велики, он так близко принимает горе и радость своих героев, что природа просто не может не отреаги­ровать на это. А он, в свою очередь, не мог бы пе­редать лучше свои эмоции, мысли, идеи, чем че­рез образы окружающего мира. Автор потому наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы и даже городские стены, что ис­кренне считает: все эти предметы могут сочув­ствовать добру и ненавидеть зло, испытывать ра­дость и горе.
    Чувства и действия природы — солнца, трав, деревьев, животных — искренни и естественны. Также искренни чувства самого автора. Поэтому он соединяется с природой, сливается с ней, что­бы высказать то, что происходит у него в душе. И его чувства и мысли, благодаря состоянию при­роды, значительно усиливаются.

  10. «Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна — он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где — идти своим, новаторским, путем.
    Одно несомненно — автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» — патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
    Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
    Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
    Солнце дорогу ему тьмой заступило;
    Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
    Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
    Уже беда его птиц скликает,
    И волки угрозою воют по оврагам,
    Клектом орлы на кости зверей зовут,
    Лисицы брешут на червленые щиты…
    Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
    Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
    Природа — активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
    Земля гремит,
    Реки текут мутно,
    Прахи поля покрывают,
    Стяги глаголют!
    Но помочь Игорю даже природа не в состоянии — слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
    Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец — сам Бог указывал князю правильный путь:
    Игорю-князю бог путь указывает
    Из земли Половецкой в Русскую землю,
    К златому престолу отцовскому.
    Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь — русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» — князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе — Игорь-князь в Русской земле!»
    Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».

  11. «Слово о полку Игореве» – уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна – он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.
    Одно несомненно – автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» – патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
    Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
    Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
    Солнце дорогу ему тьмой заступило;
    Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
    Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
    Уже беда его птиц скликает,
    И волки угрозою воют по оврагам,
    Клектом орлы на кости зверей зовут,
    Лисицы брешут на червленые щиты…
    Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
    Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
    Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
    Земля гремит,
    Реки текут мутно,
    Прахи поля покрывают,
    Стяги глаголют!
    Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
    Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец – сам Бог указывал князю правильный путь:
    Игорю-князю бог путь указывает
    Из земли Половецкой в Русскую землю,
    К златому престолу отцовскому.
    Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» – князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле!»
    Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *