Сочинение на тему русские народные промыслы

7 вариантов

  1. Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
    Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

    Хохлома 6 класс

    Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
    Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

    Дымковская игрушка

    А где – то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.

    Матрешка 6 класс

    Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

  2. Здравствуйте!
    Для написания сочинения, просто начните с того, что народный промысел объединяет между собой культуру всех народов. Далее можно отметить, что представляет из себя НП, по другому можно напсиать, что есть такой вид искусства, как ДПИ (Декоративно-приклад­ное искусство).
    Далее обобщите, что в каждом населённом пункте нашей страны мы можем наблюдать разные виды рукоделий, которые выполняются из разных материалов, самое главное включить фантазию, например, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка.
    Напишите в сочинении об истоках промысла.
    Так, в окрестностях “Золотого кольца”, расположились самые известные виды промысла такие, как: хохлома (Нижний Новгород), гжель, жостово. можно сделать акцент на Филимоновские игрушки-свистульки, которые любят дети и в наше время.
    Опишите каждый из них в общих чертах, отметь “изюминку”.
    В заключении: подчеркните то, что насколько ценны народные умения, которые передаются из поколения в поколение и являются частью культурного наследия страны. Таким образом, традициям и работа каждого мастера делает каждое изделие узнаваемым и неповторимым.
    В настоящее время художественные ремесла являются живым, развивающимся искусством и неотъемлемой частью современной культуры.

  3. Сочинение – рассказ о народном промысле .
    Удивительное рядом.
    Наша страна – удивительная. В ней жили и живут поныне талантливые и трудолюбивые люди , способные оживить и заставить заиграть красками простой кусок глины или дерева .
         Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства , пришедший к нам из глубины веков . Считается ,что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том ,что эти игрушки изготовляли  с осени до весны ,а в четвертую субботу после праздника Пасхи , игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л.А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой ,но и воплощала образы языческих верований .Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы ; кони и олени  – великое Светило ,дарующее земле свет, тепло,  плодородие ; птицы –  стихию воздуха ,связывающую небо и землю.
        Я восхищаюсь народным искусством . Особенно мне нравятся глиняные игрушки . Каждая из них уникальна и неповторима . Яркие игрушки дарят радость ,хорошее настроение.
    Собкаловой Ксении                                  

  4. ________
    Тема: «Сочинение-рассказ о народном промысле»
    «Добрым людям на загляденье!»
    Цель урока: приобщение учащихся к национальной культуре России, к искусству народных промыслов как связующему звену прошлого с настоящим, настоящего с будущим.
    Задачи: предметные: ознакомиться с основными русскими народными промыслами (собирание материала к сочинению);
    метапредметные: обогащение и усложнение словарного запаса, формирование овладения обучающимися художественными образами, выразительными средствами языка;
    личностные: способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к России, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству, воспитанию чувства любви к Родине и развитию интереса к предмету.
    Тип урока: урок открытия нового знания.
    Ход урока
    Деятельность учителя
    Деятельность обучающихся
    Организационный этап.
    Кем-то придумано просто и мудро:
    При встрече здороваться: Доброе утро!
    Доброе утро людям и птицам,
    Доброе утро улыбчивым лицам!
    И каждый становится добрым, доверчивым-
    Доброе утро длится до вечера.
    Здравствуйте!
    Приветствуют.
    Мотивация УД.
    Флаг поднят. Ярмарка открыта Народом площадь вся покрыта Вся деревенская краса Вот так и мечется в глаза. Из лавок, хитрая приманка, Высматривают кушаки, И разноцветные платки, И разноцветная серпянка. Тут груды чашек и горшков, Корчаг. Бочонков и кувшинов, Там – лыки, вёдра и подносы. Лотки, подойники и ложки.
    Ребята, у нас сегодня урок развития речи «Добрым людям на загляденье!». А эпиграфом к уроку я взяла строчки из стихотворения поэта В. Бокова (прочитать). Ставлю проблемный вопрос.
    В конце уроков вы мне должны ответить: почему именно эти строчки я взяла эпиграфом.
    Кисть хохломская! Большое спасибо!
    Сказывай сказку для радости жизни!
    Ты, как душа у народа, красива,
    Ты, как и люди, служишь Отчизне!
    (В.Боков)
    Оформляют тетради: число, развитие речи №_.
    Работа с экспозицией
    Ребята, посмотрите, как оформлен наш урок, что из представленного на выставке вам известно?
    Что вам приходилось встречать? Может быть, кое-какие изделия есть и у вас в доме? Что вы о них знаете?
    Для чего служит декоративно – прикладное искусство?
    Подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
    Спрогнозируйте тему урока.
    Анализируют, осмысливают.
    Создают нужные вещи, украшают быт, помогают сделать жизнь более привлекательной и праздничной, т.е. служат для украшения полезных вещей.
    Прогнозируют тему урока.
    Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.
    Сегодня бы будем собирать материалы для сочинения-рассказа об одном из произведений декоративно-прикладного искусства.
    Какой материал можно собрать на уроке, как вы думаете?
    На каждой парте лежит таблица, которую вы, работая в парах, заполните по ходу урока.
    Название (вид) промысла
    Основные  центры
    Время образования
    Используемый материал
    Художественная особенность
    Оформление тетради.
    Ставят цель урока.
    Работа над темой.
    Теоретическая часть (1 урок).
    Словарно-лексическая работа.
    Обратимся к значению выражения «декоративно-прикладное искусство». Что это такое? (словарь)
    декоро (лат.) – «украшаю»
    декоративный (франц.) – «украшающий, служащий для убранства, для красоты»
    прикладной – имеющее практическое назначение, применяемый в жизни.
    Подберите синоним к выражению «Декоративно — прикладное искусство».
    Народно — художественный промысел.
    Народные художественные промыслы (народное ремесло) широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение. (Википедия)
    Запись в тетрадь.
    Россия – удивительная, уникальная страна. В ней жили и живут поныне талантливые, трудолюбивые люди, способные оживить и заставить заиграть красками простой кусок глины или дерева.
    Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения.
    Как же зарождались эти промыслы?
    Сообщение учащегося.
    Народные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Русский крестьянин своими руками мастерил все необходимое. Но душа просила праздника, тосковала по красоте, тем более что окружали русского человека чудесные реки, озера, леса, луга, да синее небо. Было где позаимствовать красок и почерпнуть вдохновения.
    Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.
    Предварительная индивидуальная работа.
    Физкультминутка
    Раз, два, три, четыре, пять (вращение руками) Начал самолет взлетать. (руки в стороны) Над полями, над лесами, над высокими горами. (руки в стороны, руки над головой) Мы быстрее ветра мчимся (бег на месте) Глядь и мигом приземлимся. (сели на стулья)
    Выполняют разминку.
    Работа над темой.
    А приземлимся мы в первом в Нижегородской области.
    Хохлома
    Хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые! Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьётся и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они как золотые, А может, солнцем залитые.
    На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни — Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.
    В документах есть упоминание о том, что в конце XVI и начале XVII века в Троице-Сергиевой лавре при торжественном приеме гостей им подносили деревянные ковши и кубки, украшенные золотом и киноварью. Киноварь с древности применялась в качестве красной краски.
    На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
    Традиционный орнамент Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
    Синонимы – узор, рисунок.
    Отвлечемся на минутку. В качестве подарков дарили хохломские ложки. Ложки изготовлялись в больших количествах: ложка у каждого была своя.
    Знаете фразеологизм, связанный с деревянными ложками?
    «Бить баклуши» — бездельничать. Как же возник этот фразеологизм?
    При изготовлении деревянных ложек мастер брал определенной величины кусок дерева – баклушу, разрубал ее на нужное количество кусков. Бить баклуши поручалось подмастерью, т.э. эта работа считалась легкой.
    Самые трудные работы, в т.ч. и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями. Ложки использовались и используются и как музыкальные инструменты.
    Чудо с синими цветами,Голубыми лепестками,Синими цветочками,Нежными виточками.На белом фарфоре,Как на заснеженном поле,Из – под белого снежочка.Растут синие цветочки.Неужели, неужели,Вы не слышали о гжели?
    Гжель.
    Первое упоминание о Гжели встречается в 1328 году. Повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов. Гжель славилась своими глинами, добыча которых велась здесь с середины 17 века.
    Гжельский промысел объединяет 27 деревень, станцию, поселок городского типа, село. Находится примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва – Муром – Казань. В настоящее время
    Гжель – это диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике.Узоры, выполненные легко кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, придают сказочный вид вазам, кувшинам и прочим изделиям.
    Дымковская игрушка
    В любой порядочной избушке Есть место дымковской игрушке! Какие чудные зверушки! Лошадки, курочки, индюшки! У барыни на коромысле ведёрки синие повисли. А у другой румяной пышки под боком милые детишки!
    Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля.
    Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради — они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.
    Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.
    Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов.
    Береста
    Я в березовых поленьях Слышу музыку любви И природы вдохновенье Из кусочка бересты . Припаду щекой румяной, Белой птицей воспарю… Она нежная, как мама В летнем сказочном раю . Душу светом озаряя, Упоительно звеня… Береста — она святая, В ней — загадка Бытия ! Сколько русского, родного В светлом образе берез, Теплота живого слова В серебристых каплях грёз… Художественные изделия из бересты — оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства — мягкость, гибкость и прочность.
    Береста — это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.
    Центры берестяной резьбы: Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская, Томская области и Якутия
    Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения мёда и сметаны.
    Матрёшка
    А сейчас отгадайте загадку: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут?
    На полке куколка стоит, Она скучает и грустит. Но в руки ты её возьмёшь И в ней ещё одну найдёшь. А в той ещё И вот уж в ряд Пять милых куколок стоят. Хоть роста разного, но всё же Все удивительно похожи. В нарядных сарафанах пёстрых Румяные матрёшки-сёстры. Была одна, а стало пять, Им больше некогда скучать! А наиграются подружки, И снова спрячутся друг в дружке.
    Матрёшка русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней.
    По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи.
    Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века в Подмосковье, в 70-км. От Москвы в городе Сергиев Посад.
    КИ
    ·НОВАРЬ (ж.р.) – минерал красного цвета сырьё для получения ртути, а также краска из этого минерала.
    Орнамент (лат.) – «украшение» (узор, состоящий  из повторяющихся элементов.)
    Просмотр видеоролика игры на ложках.
    Рассказывают о фразеологизме.
    Индивидуальное задание «Происхождение матрёшки»
    Первая матрёшка — круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась отнюдь не в древности. Многие считают матрешку исконно русской, но на самом деле это только миф. Сам прообраз этой игрушки был привезен из Японии, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Привезен он был А. Мамонтовой в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание». Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
    Но откуда взялось это имя — матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие — что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна, имя «Матрена» тогда было широко распространенным.
    Матрёшка — это русская красавица, сувенир известный во всем мире. Хотя эта игрушка создавалась для детей, взрослые довольно трепетно относятся к матрешкам и чаще покупают для себя, для души. Сейчас она — не просто народная игрушка, матрёшка стала традиционным сувениром России и хранительницей исконной русской культуры.
    Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.
    К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу неразборную делают первой.
    Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо
    ·льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.
    В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.
    Круглолицая девушка в платке и прикрытом передником сарафане, расписанная сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Используются 3–4 цвета: красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.
    Давайте с вами побываем в музее игрушки в Сергиевом Посаде.
    (Просмотр видеоролика)
    Рефлексия.
    Что нового узнали на этом уроке? Что стало неожиданным? Оцените материал, собранный на уроке? Что ещё нужно, чтобы написать сочинение-рассказ?
    Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.
    Практическая часть (2 урок).
    Давайте обратимся к теме нашего урока. Это сочинение-рассказ.
    Что такое сочинение? Вспомните.
    Какие группы сочинений мы писали на уроках русского языка?
    (на лингвистическую тему и на свободную тему).
    Что такое рассказ?
    Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
    Вспомните типы речи, как их различают, какую структуру они имеют?
    Сочинение – это самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему.
    Татья
    ·на Фёдоровна Ефре
    ·мова
    Тип речи
    Цель высказывания
    Композиция
    Повествование
    Вопрос — что произошло?
    Раскрытие последовательности событий
    завязка
    развитие событий
    кульминация
    развязка
    Описание
    Вопрос- какой?
    Перечислить и раскрыть признаки предмета или действия
    общее описание
    конкретное описание
    оценка автора
    Рассуждение
    Вопрос — почему?
    Объяснить или раскрыть причину явления или события
    тезис
    доказательство
    вывод
    Итак, у нас сочинение-повествование по типу.
    Сочинение-повествование обычно пишется в ХУДОЖЕСТВЕННОМ стиле речи. Это значит, что в таком сочинении можно и нужно будет использовать все разнообразие русской лексики.
    Несмотря на то, что рассказ это повествовательный тип речи, в такое сочинение мы можем добавить элементы ЧЕГО? Описания.
    Жанры повествовательных текстов художественного стиля – это рассказ, повесть, роман, роман-эпопея. Разумеется, мы не будем писать повесть или роман. Мы выберем малый жанр – рассказ.
    Работа над планом сочинения
    Как написать рассказ в художественном стиле.
    Приступая к работе над рассказом, необходимо придерживаться правил этого жанра.
    1 правило.
    У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!
    2 правило. Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Какая часть речи обозначает действие? Правильно – ГЛАГОЛ!!!!
    В рассказе должно быть много глаголов!
    3 правило. В рассказе должны быть действующие лица, они действуют.
    Кто главный герой нашего произведения? Предмет народного промысла.
    1. Вступление, или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой? Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями.
    2. Основная часть. Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. В это части можно подробно описать предмет.
    3. Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось.
    Можно поделиться впечатлениями об этом предмете и о народных промыслах в целом.
    Составления плана сочинения с опорой на таблицу.
    1. Вступление:
    Народные промыслы Руси.
    Вид промысла, о котором пойдет речь.
    Время возникновения.
    Основные центры.
    2.Основная часть (художественная особенность):
    2.1. Используемый материал.
    2.2. Разнообразие форм.
    2.3. Цвета.
    2.4. Орнаменты.
    2.5.Технология производства.
    3. Концовка.
    3.1.Мои впечатления о предмете народного промысла.
    Какой же будет заголовок в сочинении?
    Давайте попробуем составить вступление, которое будет одинаковым у всех.
    Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта.
    Народные промыслы — одна из форм народного художественного творчества. Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение.
    Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения декоративно- прикладного искусства.
    Задание: запишите по памяти вступление к сочинению.
    Запись плана в тетрадь.
    Каждый сам определяет тему сочинения согласно выбранному предмету.
    Практическое занятие по развитию речи.
    Подобрать художественные средства к словам.
    1. Подберите эпитеты к словам рисунок, узор,
    краски, роспись.
    2. Метафоры: изделие может пленить
    3. Синонимы к слову художник: мастер – человек, достигший высшего мастерства в своем деле, в работе, в творчестве.
    4. Художник создает, (дополнить синонимический ряд)
    5.Наречия, которые нужны для описания последовательности действий.
    Узор: удивительный, дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, изумительный, прекрасный, поразительный, изящный, фантастический, затейливый.
    Краски, роспись: яркая, жизнерадостная, буйная, многоцветная,  разнообразная, оригинальная, колоритная.
    Изделие может: околдовывать, обвораживать, зачаровывать.
    Художник: мастер, создатель, волшебник.
    Художник: рисует, творит, расписывает.
    Наречия: потом, затем, после этого, далее, вслед за этим.
    Творческое практическое задание «По следам мастеров».
    Раздать эскизы гжели, хохломы, матрёшки (в стиле гжели и хохломы).
    Одна группа – создание дымковской игрушки.
    В чём особенность каждого промысла?
    Класс делится на пять групп.
    Расписать согласно особенностям данного промысла.
    Работа пластилином. Защита мини-проектов.
    Подведение итогов урока
    Беседа
    1.Итак, как вы думаете, чем различаются произведения декоративно – прикладного искусства?
    2. Чем интересны произведения искусства?
    3. Что объединяет работы современных мастеров декоративно-прикладного искусства?
    Показ современных изделий разных промыслов.
    4. А какие традиционные промыслы развивались и сохранились в Крыму?
    Лозоплетение, вышивка, керамика, резьба по дереву.
    (Материалом, способом изготовления, мотивами)
    Каждое произведение декоративного искусства имеет свой неповторимый художественный образ.
    Работы современных мастеров декоративно – прикладного искусства объединяет то, что они владеют уникальными приемами ремесла, которое возникло давно, т.е. они сохраняют традиции национальной русской культуры.
    Рефлексия
    Любое произведение ДПИ – это народное творчество, куда вкладывается все мастерство и, конечно же, душа. Народное искусство – добрых рук мастерство добрым людям на загляденье.
    -Что нового вы сегодня узнали на уроке?
    -Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
    — Какие сложности могут возникнуть во время написания работы?
    Почему именно эти строчки я взяла эпиграфом.
    Кисть хохломская! Большое спасибо!
    Сказывай сказку для радости жизни!
    Ты, как душа у народа, красива,
    Ты, как и люди, служишь Отчизне! (В.Боков)
    Автор благодарен мастерам за своё творчество, которое радует нас и служит отчизне.
    Домашнее задание
    Написать сочинение-рассказ по плану, используя собранный материал.
    Запись в дневник.
    Оценивание
    Оценить индивидуальные сообщения. Работу в группах согласно активности и правильности ответов.
    Запись в дневник.
    Приложение к уроку
    Название (вид) промысла
    Основные  центры
    Время образования
    Используемый материал
    Художественная особенность
    Хохлома
    Г. Вятка Нижегород- ская область
    16-17 век
    Дерево
    Роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону.
    Гжель
    Московская область
    Середина 17 века
    Глина
    Гжель – это диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике.
    Дымковская игрушка
    Г. Вятка
    1418
    Ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком
    Изготовление игрушек.
    Берестяные изделия
    Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская, Томская области и Якутия
    XV-XVI вв
    Кора берёзы
    Традиционный узор берестяного кружева ажурный растительный орнамент: переплетающиеся стебли, листья, цветы. Реже в орнамент вводятся изображения животных и птиц.
    Матрёшка
    Сергиев Посад
    90-х годах XIX века
    Липа, ольха, берёза. Преимущественно гуашь.
    Круглолицая девушка в платке и прикрытом передником сарафане, расписанная сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Используются 3–4 цвета: красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.
    13PAGE * MERGEFORMAT14615
    ђЗаголовок 1ђЗаголовок 3YђЗаголовок 515

  5. Гжель
    Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
    Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.
    Хохлома 6 класс
    Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
    Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.
    Дымковская игрушка
    А где – то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.
    Матрешка 6 класс
    Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

  6. Жизнь в древнем мире требует сноровки силы и выносливости. Все необходимо добывать нелегким и изнурительным трудом. День начиняется с подготовки инструментов к охоте
    Некоторые учителя навсегда оставляют свой след в нашей жизни. Они заставляют нас думать, работать над собой, овладевать чем-то новым, порой трудным и непонятным
    Поэзия серебряного века – особое явление в мире литературы. Волнующие, светлые произведения, написанные на рубеже веков, любимы не одним поколением почитателей поэзии. Стихотворения Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус
    Чичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер героя и его окружение. Сам Гоголь не был уверен, что Чичиков понравится читателям
    Народные промыслы (ЕГЭ по русскому)
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
    Спасибо за внимание.
    Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж росписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.
    Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных с хохломской росписью.
    На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный арнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя. Это достойный подарок на все времена.
    Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.
    Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  7. Художественные изделия из бересты
    Белая берёза… Пожалуй, это самое любимое дерево в России. В берёзовой роще всегда, даже в пасмурную погоду, светло и радостно. О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды. В первый летний месяц наши предки справляли «зелёные святки», или древнюю «русалью неделю», — берёзка была именинница! Избы украшали берёзовыми ветками с пахучей молодой листвой, а на лесной опушке девушки «завивали» берёзку: связывали ветки в венок, украшали разноцветными лентами.
    В старину главным источником света в доме служили берёзовые лучины. Дегтем из берёзовой коры смазывали оси колёс у телеги, чтобы не скрипели. Берёзовыми почками лечили разные хвори. А как приятно попарится в баньке с берёзовым веником, а потом утолить жажду берёзовым соком. Отличные метёлки делали из берёзовых прутьев. Вместо бумаги в древности писали на бересте – берёзовой коре.
    Но было у берёзы ещё одно очень важное дело – дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи – плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло… В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим.
    А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента…
    Береста – прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды.
    А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из неё особенно нарядными.
    Береста издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением.
    Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии.
    И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты.
    Богородская резная игрушка
    Подмосковное село Богородское расположено недалеко от города Сергиева Посада. Промысел резной деревянной игрушки возник, очевидно, в XVI – XVII веках. Уже к XVIII веку сложился самобытный характер и манера исполнения богородской игрушки. Можно выделить два вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манеры богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца мастера. Обычно сохранён натуральный цвет дерева, но есть также и раскрашенные игрушки. Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, военные, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.
    В начале XX века здесь была основана артель, а с 1960 года – Богородская фабрика художественной резьбы.
    Самая знаменитая и любимая игрушка – это удивительные «кузнецы». Слышите стук? Это мужик с медведем, как заправские кузнецы, дружно стучат молотками по наковальне. А бывает, дрова пилят или танцуют.
    Богородские игрушки – это не просто вырезанные из дерева фигурки. Многие из них можно назвать небольшими скульптурами…
    Кажется, что звенит дорога под копытами коней, ветер развивает их пышные гривы, а ямщик, привстав на облучке, вглядываясь вдаль, крепко держит в руках вожжи.
    Можно увидеть и настоящий крестьянский дом – с садом, колодцем, с дворовой собачкой Жучкой, а на лавочке отдыхают разодетые дед с бабой.
    Много веков богородской игрушке, но и в наши дни она, немного наивная, сказочная, радует нас, дарит нам своё тепло и улыбку.
    Абрамцево–кудринская, или хотьковская резьба по дереву
    Умелые мастера жили в окрестных селениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина и Абрамцева, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в руках умельцев превращались в настоящее чудо. А секрет этого чуда – красота окружающей природы.
    Расцвет народного промысла резьбы по дереву во многом связан с именем Абрамцево. В середине XIX века принадлежало оно писателю С.Т. Аксакову. А в 1870 году имение приобрёл С.И. Мамонтов, богатый промышленник, меценат и большой любитель искусства. В Абрамцево часто приезжали и там работали известные писатели и художники. В Абрамцеве В.Серов написал картину «Девочка с персиками».
    А вскоре Е.Д.Поленова, сестра знаменитого художника Василия Паленова, организовала в Абрамцеве художественные мастерские, в которых возрождались народные промыслы. В этих мастерских умельцы из окрестных деревень и сёл изготовляли различные изделия из дерева, мебель по старинным образцам.
    Работали резчики острыми ножами и специальными стамесками. Они вырезали затейливые орнаменты, их рельефный узор чем-то напоминал узоры народной вышивки на полотенцах, одежде.
    Разные изображения веточек с листьями, трав и цветов, птиц и животных могут покрывать почти всю поверхность шкатулки, ларца, вазы или ковша – братины. Мастера подкрашивают свои изделия морилкой различных оттенков, наносят слой лака, полируют. И кажется, что шкатулочка или ковш сделаны из редкого, ценного дерева, привезённого за тридевять земель.
    В наши дни традиции народных мастеров прошлого продолжают жить в работах учащихся Абрамцевского художественно-промышленного училища. Это можно сравнить с неиссякаемым чистым родником, что пробился к нам сквозь века…
    Кроме резьбы по дереву, абрамцевские художники занимаются обработкой кости и камня, художественной керамикой.
    Матрёшка
    Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.
    Но, главное, эта куколка – с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.
    Прообразом матрёшки могли послужить «писанки» — деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петушком в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!». С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
    Матрёшка – один из самых популярных русских сувениров. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью.
    Палехская лаковая живопись
    Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. О том как выглядела обычная иконописная мастерская, можно узнать из повести «В людях» Максима Горького.
    Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки – такого мастера называли «личник». Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, В «золотой», как её иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха – Братья Белоусовы.
    Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», — ещё в 1901 году писал А.П.Чехов.
    Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.
    …Вьётся алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывёт на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждёт удалого молодца… Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны – и сияет золотое солнце, текут быстрые реки…
    Рассматривая лаковые миниатюры Палеха, мы словно слышим старинные звончатые гусли.
    Реальные, настоящие героя представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью.
    Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще – тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями – «плавью», как говорят палешане. Золотые блики, орнаменты расцвечивают миниатюру, и шкатулочка из папье-маше превращается в драгоценную, чудесную, сказочную вещь.
    Палехские ларцы-шкатулочки, броши и сувениры охотно покупают туристы из других стран – в память о России.
    Федоскинская лаковая живопись
    Звенят колокольчики под дугой, гудит земля под копытами тройки, и кажется, мы слышим весёлый смех. Но, может быть, увидим праздничное гулянье, яркое половодье красок хоровода или семейное чаепитие у большого золотого самовара. Или силуэты старинных русских городов, милые, скромные пейзажи родной сторонки… Золотом горят осенние листья, стелется туман над озером или светятся пушистые снега… Сколько красоты и поэзии! Краски горят или нежно переливаются. И мы пристально вглядываемся в живопись на всевозможных коробочках, ларцах, шкатулочках и пытаемся разгадать секрет этого чуда.
    Художественный промысел лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскино ведёт свою историю от небольшой купеческой мануфактуры, основанной в конце XVIII века.
    К середине XIX века сложился особый тип росписи федоскинских мастеров. В основе сюжетов миниатюр лежат сценки из крестьянского быта, пейзажи и натюрморты, копии картин известных художников, партреты знаменитых людей, иллюстрации к русским народным сказкам.
    В 1904 году, после закрытия фабрики, мастера объединились в «Федоскинскую трудовую артель». На сегодняшний день это фабрика миниатюрной живописи.
    А начиналось всё с обыкновенных лаковых козырьков для фуражек. Делали их на небольшой фабрике купца Коробова. Но вскоре стали выпускать в Федоскино иной товар – табакерки для нюхательного табака. В те времена было много любителей и даже любительниц понюхать табак. А для красоты на табакерки наклеивали рисунки – гравюры.
    Но федоскинские мастера очень скоро научились и сами расписывать свои изделия масляными красками.
    Не только табакерки стали выпускать на Федоскинской фабрике при новом хозяине – Лукутине. Изготавливали портсигары, коробочки для рукоделия, разнообразные шкатулочки, чайницы и многое другое. И все изделия украшала живописная роспись.
    Федоскинские мастера пишут тонкими колонковыми кистями. Иногда используют способ письма «по-сквозному», «на просвет», когда рисуют по наклеенным тончайшим листочкам металлической фольги, сусального золота или перламутра.
    И тогда зрителям кажется, что миниатюра светится, сияет изнутри нежным, волшебным светом. Не верится, что чудесная шкатулочка сделана не из ценного дерева, а из папье-маше. Иными словами – из картона, проклеенного в несколько слоёв и покрытого чёрным блестящим лаком. Получившееся таким образом папье-маше можно резать или даже, как дерево, обрабатывать на токарном станке.
    Но главный секрет это, конечно, талант художника, расписавшего дивную шкатулочку.
    Чудо шкатулочки из Федоскино хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира. А можно ли разгадать секрет красоты? Наверное, на этот вопрос у каждого художника есть свой ответ…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *