Сочинение на тему русские народные сказки в изобразительном искусстве

11 вариантов

  1. На рубеже XIX-XX веков возникает новое, национально-романтическое направление русского стиля в живописи – обращение к сказочно-былинным образам Древней Руси.
    Именно в них художники ищут «вечные» ценности — «абсолютное добро», «вечную и нетленную красоту», внеисторическую мудрость.
    В это время отмечается повышенное внимание к историческому прошлому русской культуры, к художественным традициям. Возрастает интерес к особенному прозаическому жанру – сказке (не только как иллюстрирование русских сказок, но и как создание произведений станковой живописи, декоративно-прикладного искусства и декораций музыкальных спектаклей – сказок).
    Одним из первых русских художников, обратившихся к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи, был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – художник, театральный декоратор, мастер исторического и мифологического жанров.
    На картине «Богатыри», над которой художник работал почти 20 лет, богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Герои былин вставали на защиту земли русской, стремились к объединению земель, помогали слабым и обездоленным, боролись с врагами. В былинах прославлялись сила и благородство, мощь и смекалка русских богатырей. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое Древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры.
    Сюжетом картины «Иван-царевич на сером волке» стала сказочная тема, позаимствованная из народных русских сказок: Иван царевич и Елена Прекрасная спасаются от настигающей их погони на сером волке. Только сильный и добрый может завоевать любовь красавицы, богатство и счастье.
    Картина «Алёнушка» создана под влиянием не только русских сказок, но и личных впечатлений. Как говорил сам Васнецов, «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».
    Михаил Александрович Врубель (1856-1910) – живописец, мастер картин на исторические, религиозные и сказочные сюжеты . Врубель – символист. У символистов основой художественного творчества становится образ – символ.
    «Царевна-Лебедь» — это картина, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов оперы, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально.
    Во всех картинах Врубеля воплощалась мечта художника о красоте, которую так трудно было найти в окружающем его мире, полном безысходных противоречий, и врубелевская фантазия, переносящая нас в иные миры, где красота, однако, не освобождается от болезней века, – это воплощенные в красках и линиях чувства людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало путей к нему.
    Источник: http://utchimwmeste.ru/page/tema-skazki-v-proizvedenijah-russkih-hudozhnikov-bilet-16-1

  2. Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.
    Сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – “свой парень”, но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот “зайцы” и “лисицы”, “волки” и “медведи”!
    Что касается волшебных сказок, то это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая “армия зла”: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть “испытание”.
    Например, в сказке “Царевна-лягушка” главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке “Морозко” бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.
    Сказки – это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.” Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.
    Таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка – не только “преданье старины глубокой”, но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

  3. Сочинение «Русские народные сказки» или «Русская сказка»
    Сколько бы я не становился старше, русские сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка — кладезь мудрости многих поколений людей и народного юмора.
    В сказочной форме нам рассказывают о важных вещах. Например, в сказках о животных звери действуют как люди. Хитрая лиса обманывает серого волка и выпутывается из любой ситуации, как человек-пройдоха. В сказке «Бобовое зернышко» петушка спасают всем миром. И это учит держаться вместе, дружить и выручать друг друга. А сказка о коте, дрозде и петухе учит думать о последствиях и поддаваться на заманчивые обещания.
    Больше всего я люблю народные волшебные сказки. Их храбрые герои попадают в удивительные приключения. Обычно это Иван-царевич или Иван-дурак, который не только смелый, но и имеет доброе сердце. Например, в сказке «Василиса Прекрасная», Ивану -царевичу помогают орел, заяц, селезень, рак, которых он пожалел и не убил на охоте.
    Сказка учит хорошему, напоминает законы жизни. В сказке «Иван-коровий сын» самый простой парень оказывается самым умным. В итоге именно он побеждает змеев и спасает своих друзей: царевича и крестьянского сына. А сказки «Морозко» и «Крошечка-Хаврошечка» учат быть добрыми, скромными и трудолюбивыми.
    Обожаю я сказку «Летучий корабль». Тут доброе сердце Ивана-дурака привлекает к нему необычных людей-волшебников: Скорохода, Морозко, Объедайло, Слушало, Стрельца и других. Каждый из них оказывается полезен потом. Их дружба побеждает все козни царя. Они остужают раскаленную баню, где хотел сжечь их царь, приносят с края света живую воду. В итоге все вместе они женят Ивана на царевне.
    Я думаю, что в любом возрасте полезно читать сказки, хоть в сотый раз, и вспоминать мудрость, которую русский народ за много веков накопил в своей памяти.
    Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник

  4. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ
    учащихся 5 «Б» класса
    «Художники – иллюстраторы
    русских народных сказок»
    Цель проекта:
    расширить знания  о работе художников – иллюстраторов.
    Задачи:
    познакомиться  с творчеством художников-иллюстраторов В.М.Васнецова, Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачёва, Т.А.Мавриной, И.Я.Билибина.В. В. Лебедева;
    увидеть интересные приемы и способы изображения животных и людей;
    проявлять положительные эмоции к художественному слову
    развивать эстетическое отношение к произведениям народного творчества, умение сравнивать выразительные средства художников
    сделать собственные иллюстрации к прочитанным сказкам, оформить выставку своих работ.
    Основополагающий вопрос:
    Почему художники –  иллюстраторы не просто рисовали пояснения к тексту сказок, а создавали прекрасные самостоятельные произведения, обогатившие русское и мировое искусство?
    Проблемные вопросы:
    Что такое иллюстрация?
    Кто такие художники – иллюстраторы?
    Предметные области: литература, изобразительное искусство, русский язык.
    Участники проекта – учащиеся 5 «Б» класса
    «Исследователи»
    «Художники»
    Подойников Иван
    Чалкин Иван
    Бруев Александр
    Савелькаева Полина
    Зотов Антон
    Хомутовская Александра
    Шестопалова Вероника
    Пахомов Дмитрий
    Абрамов Михаил
    Овсянников Даниил
    Волобуев Илья
    Азаров Родион
    Русакова Софья
    Ерёмкин Максим
    Чаплыгина Яна
    Самошина Светлана
    Бакин Степан
    Диденко Любовь
    Мы познакомились с фактами биографии и особеностями творчества некоторых  художников – иллюстраторов русских народных сказок и выяснили, почему авторы не просто рисовали пояснения к тексту сказок, а создавали прекрасные самостоятельные произведения, обогатившие русское и мировое искусство?
    Иллюстрация – это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени.
    Иллюстраторы – это художники, которые русуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание произведения, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут.
    «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».
    Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника.
    Отец, Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.
    Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова.
    Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал.  Он все больше времени отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать “типы”, изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти.
    В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.
    Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.
    Его называли “истинным богатырем русской живописи”. Это определение родилось не только благодаря образной связи с “богатырской” темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, “национального” направления в русском искусстве. Значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Хотя именно этот Васнецов – автор “Алёнушки”, “Богатырей”, “Ивана-Царевича на Сером Волке”, широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, – вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.
    Иван Александрович Кузнецов (1908 – 1987)
    Иван Александрович Кузнецов родился 23 мая 1908 года в деревне Монетово Вохомского района Костромской области. Он был двенадцатым ребёнком в семье. Мальчик горячо любил еловые леса своего края, с интересом наблюдал за всяким лесным зверьем. И на любом найденном клочке бумаги, на любой стенке пытался изобразить то, что жило в его памяти и воображении. Как-то разрисовал солдатиками унылый забор перед своей избой. За это отец его крепко побил и заставил закрасить все рисунки густой серой краской.
    После окончания в селе Вохма школы крестьянской молодежи Иван решил осуществить свою самую заветную мечту — уехать учиться дальше. Он нанимается табельщиком на лесосплаве по Ветлуге и Волге. Заработанные деньги позволили добраться до Ленинграда, но там не удалось никуда поступить. Потом он попал в Москву. В столице бродяжничал, рисовал «с натуры» по пивным и ночлежкам. Случайно встреченный им журналист « Крестьянской газеты» увидел его рисунки и решил пристроить парня в свою газету. Поначалу Иван только наклеивал марки и писал на бандеролях адреса подписчиков в экспедиционном отделе газеты. Некоторые заметки он сопровождает своими рисунками. Они нравятся редакции, и она  определить способного молодого человека в художественное учебное заведение.
    Окончив художественное училище, Иван Кузнецов с 1930 по 1935 год учится в Полиграфическом институте.
    В тридцатые годы появляются первые книги, оформленные Иваном Кузнецовым. Как правило, это скромно изданные книжки для детей. Среди них «Мы с приятелем», «А что у вас?» С.Михалкова, «Собака и кот» О.Туманяна . Эти и другие издания были выпущены Детгизом. Кузнецов попал в это издательство в пору его становления. Именно Детгизом (ныне издательство «Детская литература») выпущено большинство книг с его иллюстрациями.
    В годы войны И.Кузнецова, уволенного из армии по болезни, направляют на танковые заводы Челябинска и Нижнего Тагила, где он работает художником-конструктором по заданиям Министерства танковой промышленности.
    А потом продолжилась его кропотливая работа над книжной иллюстрацией. Самой большой любовью художника Ивана Кузнецова, можно сказать, его судьбой, стал удивительный мир сказки. Обращению к сказке во многом способствовало близкое знакомство еще во время работы в «Сверчке» со старшим его однофамильцем Константином Васильевичем Кузнецовым.
    В книгах с рисунками Ивана Кузнецова есть сказки разных народов. Готовясь к работе, он собирает огромный этнографический материал, тщательно изучает природу, быт, национальные особенности героев сказки. И, конечно, особенно близка была ему русская сказка. Здесь оживали образы природы и приметы быта, хорошо знакомые ему с малых лет. Тоненькие книжечки с его рисунками, такие, как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Козел — стеклянные глаза, золотые рога», многие люди старшего поколения помнят с детства.
    С пятидесятых годов выходят иллюстрированные художником сборники сказок — «Гора самоцветов», «Русские народные сказки», «Волшебное кольцо», «Чудесная мельница», «Наши сказки». Позднее появляется его известная «Лебедушка», где героиня каждой сказки — добрая, трудолюбивая и сметливая русская женщина.
    Среди оформленных Иваном Кузнецовым книг есть и стихи, и проза. С его рисунками вышли сочинения таких авторов, как Е.Благинина и С.Щипачев, К.Паустовский и А.Платонов, Л.Толстой и М.Горький. К особенно любимой художником сказочной тематике он обратился и в своих многим известных гравюрах на линолеуме. Это «Аленушка», «Чудесный ковер», «Летучий корабль», «Жар-птица», «Худой разум». Все послевоенные годы художник много ездил по России. Побывал на Каме, на Оке, на Байкале, у себя на родине в Вохме. Он снимал комнату в подмосковной Салтыковке и подолгу жил и работал там. Весной 1966 года ему удалось побывать в Италии. Отовсюду он привозил свои чудесные рисунки и акварели, главным образом, пейзажи.
    Оригиналы работ Ивана Кузнецова находятся в разных художественных музеях, в том числе в музее на его родине в Вохме, в Шушенской картинной галерее, в музее изобразительных искусств города Ирбит. Многие оригиналы работ и иллюстрированные им книги хранятся в семье художника, у его дочери. В последние годы жизни Иван Александрович тяжело болел. 1 мая 1987 года его не стало. Все сказанное этим художником, будь то книжная графика, акварели, рисунки и линогравюры, проникнуто теплом и добротой. Его творчество близко и понятно всем — и детям, и взрослым.
    Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942)
    Иван Яковлевич Билибин родился в селе Тарховка Санкт-Петербургской губернии.  Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.
    Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.
    А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И.Билибин увидел картину В.Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг (Гознак) начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками.
    В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись.
    Билибин проявил себя художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности.
    Владимир Алексеевич Милашевский (1893-1976)
    Владимир Алексеевич Милашевский родился в 1893 году. Детство и юность провел на берегах великой русской реки Волги, в Саратове, городе, богатом художественными традициями.
    Любовь к рисованию проявилась у Милашевского очень рано, почти с самого детства. Будучи реалистом, он по вечерам посещал Боголюбовское рисовальное училище. В 1913 году он поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии Художеств. Приехав для учения в Петербург, Милашевский с головой окунулся в художественную жизнь столицы.
    Милашевский много сделал в области художественного оформления взрослой книги, и его иллюстрации к произведениям классиков и современных советских писателей занимают почетное место в истории советской графики и книги. Но еще более значителен его вклад в дело иллюстрирования книг для детей и юношества.
    Он был одним из первых и очень немногих иллюстраторов этих книг, можно сказать, — стоял у колыбели советской книги для подростков и юношества.
    Перед литературой стояла большая и ответственная задача дать этому читателю новую хорошую советскую книгу. Не менее трудные задачи стояли и перед художниками, которым предстояло иллюстрировать эти книги.  Приходилось заново разрабатывать принципы художественного оформления книг для школьников, начиная по существу с пустого места. Советским подросткам нужна была в те годы не подарочная, а массовая книга. Она должна была быть дешевой, рисунки в ней — понятные и доходчивые и в то же время легко воспроизводимые, учитывая большие тиражи и скромные полиграфические возможности первых послереволюционных лет. Для этого требовался рисунок не тоновой, а «на штрих»; он должен был быть выразительным, четким и простым в исполнении.
    Первые иллюстрации к сказкам были выполнены Милашевским в 1948 году. Им было сделано  около 25 страничных и полустраничных иллюстраций для сказок Пушкина, заставок и концовок.
    На картинки обыкновенно смотрят, но к иллюстрациям Милашевского это слово не подходит: их не смотрят, а рассматривают, и рассматривать их можно многократно, каждый раз обнаруживая все новые и новые детали. Поразительна его творческая щедрость! Как бы много он ни нарисовал, все ему кажется мало, все хочется добавить еще какую-нибудь интересную подробность.
    Иллюстрации Милашевского уходят своими корнями в самые глубины народной жизни. Поэтому они так правдоподобны, так убедительны. Кажется, что изображенные им персонажи обладают портретным сходством, что все они — даже водяной или черт — были именно такими и только такими, как нарисовал их художник. Это не абстрактно сказочные лица, не маски, как у некоторых художников — нет! — это точные этнические типы героев сказок, русских и лиц других национальностей, во всем их разнообразии.
    Иллюстрации Милашевского — это целая энциклопедия, из которой можно почерпнуть совершенно точные сведения о старинной архитектуре различных областей России и других народов во всех подробностях, вплоть до узоров деревянной резьбы и росписей оконных наличников, о народной одежде, о предметах быта и деталях обстановки, об игрушках и утвари, о тысяче самых разнообразных вещей.
    Изображая высокие образцы народного творчества, художник, по его собственному признанию, имел в виду не только сделать свои рисунки более интересными, но и воспитать у читателя, в особенности маленького, художественный вкус и любовь к настоящему искусству. Теперь много говорится о важности эстетического воспитания молодежи — иллюстрации Милашевского практический шаг в этом направлении.
    Иллюстрациям Милашевского свойственна какая-то внутренняя теплота и присущий народной сказке незлобивый юмор. Произведения Милашевского демонстрировались почти на всех основных графических выставках у нас и за рубежом, находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее в Ленинграде, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, в музеях А. С. Пушкина в Москве и Ленинграде и многих других советских и иностранных музеях.
    Художники – иллюстраторы
    русских народных сказок
    Виктор Михайлович Васнецов
    Юрий Алексеевич Васнецов
    Евгений Михайлович Рачёв
    Татьяна Алексеевна Маврина
    Иван Александрович Кузнецов
    Иван Яковлевич Билибин
    Владимир Алексеевич Милашевский
    Наши иллюстрации
    к прочитанным сказкам

  5. Вам нужно сочинение на тему: «Русские сказки»? Как писать такое сочинение? Это несложно, мы покажем вам, как написать прекрасное сочинение о русских народных сказках – кладезе народной мудрости.Как писать сочинение на тему: «Русские сказки»
    Что так любят слушать все дети? Какие книги родители читают своим чадам с самого раннего возраста? Конечно, это любимые сказки – добрые, весёлые, умные. Не зря родители выбирают для деток именно их — ведь в сказках заложен очень важный жизненный принцип – добро обязательно побеждает зло. Но победа не всегда даётся легко. Сказки учат, что надо верить в себя, и идти к победе, несмотря ни на что.
    Сказки ценны ещё и тем, что в них всегда есть скрытый смысл, сразу его можно не увидеть. Не зря Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек!»  Сказка аллегорична, из неё всегда можно сделать полезные выводы. Даже когда мы взрослеем, мы читаем любимые сказки, и с каждым разом мы видим в них новое, и чувствуем, переживаем всё совсем по-другому.
    Сказка выделяется из всех видов устного народного творчества – она вечна. Сказки появились ещё в далёком прошлом. В сказках наши предки хотели объяснить важные принципы жизни, пытались выразить отношение к миру и действительности. Когда действительность изменялась, появлялись другие сказки, но главные принципы, заложенные в них, оставались: победа добра над злом, сильная вера в добро, в любовь, силу воли.
    Из русских народных сказок условно можно выделить три группы: волшебные, сказки о животных, бытовые. Каждая группа имеет особенности и отличия между собой.
    В бытовых сказках, как правило, заложен урок о том, что счастье нельзя измерить деньгами. Ведь любовь, семья, труд – это и есть истинное счастье. Не зря в сказке крестьянин, живущий бедно, всегда счастливее и умнее барина, живущего богато, в роскоши.
    В сказках о животных можно увидеть всю историю отношений между людьми. Не зря все сказочные животные имеют свои особые черты. Медведь олицетворяет добродушие и силу, лиса – изворотливая, по-женски хитрая, волк воплощает силу, а также грубость и глупость, а заяц – добрый, простой, но беззащитный и трусливый. Разве эти персонажи не похожи на многих людей, которых мы видим каждый день?
    Волшебные сказки всегда воплощают в себе главный жизненный закон: добро побеждает зло. В таких сказках, как правило, главный герой традиционно сильный, смелый и умный, а главная героиня – обязательно красивая, трудолюбивая.
    И сражаются они всегда со злом, которое воплощают: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Лихо Одноглазое, Кикимора болотная. Главный герой, конечно же, побеждает всех представителей зла, ведь он смелый, великодушный, и готов жертвовать собой ради других. Трудный путь предстоит пройти герою, но он обязательно преодолевает все трудности и испытания.
    Например, в сказке «Морозко» главная героиня могла замерзнуть в лесу, но девочка была очень добрая, послушная, умела жертвовать собой, и за это она была вознаграждена. В сказке «Царевна-лягушка» Иван-царевич ради невесты отправляется в путь — долгий и полный испытаний. Из сказок мы извлекаем важнейший урок: счастлив человек трудолюбивый, добрый к людям, готовый бороться за свое счастье и спасать других.
    В каждой сказке еще и отображается вся поэтичность русской речи. Ведь множество писателей, поэтов, художников, музыкантов обращались к сказкам как источнику красоты, чистоты, мудрости. С помощью сказок мы познаём силу русского слова, культуру речи, всю мудрость народного опыта.
    Сказка – это большой волшебный мир, особенный вид народного творчества. В нём заключается народная мудрость и хранится культура народа. Сказки преподают нам очень важные уроки: что самое ценное – это добро, гуманность, что нужно быть сильным и смелым, бороться за своё счастье, и что зло будет побеждено добром.
    Для людей современных сказка – это и «преданье старины глубокой», они и воспитывают, и наставляют нас. Если мы будем читать русские народные сказки чаще, мы станем добрее, и мир изменится к лучшему.
    Статьи

  6. 14.03.2016, 21:57
    Дорогие пятиклассники!
    Любите ли вы писать сочинения? Умеете ли работать над ним в классе и дома? Вряд ли кто, не задумываясь, утвердительно ответит на эти вопросы. Научиться писать сочинение трудно, но можно! Надо запастись терпением, проявить внимание, пробудить мысль, обратиться к материалам учебника по русскому языку и литературе, узнать много нового из других источников. Ну, а я, ваш учитель, постараюсь помочь в этом!
    Итак, вам предстоит впервые в этом учебном году написать сочинение по литературе. Оно должно быть построено в форме рассуждения.
    Рассуждать – значит высказывать своё мнение, суждение по какому-либо вопросу.
    Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах.
    Композиция рассуждения:
    1. Вступление (обоснование выбора темы) – тезис – утверждение (мысль, требующая доказательства или опровержения)или риторический вопрос (2-3 предложения)
    2. Основная часть – обоснование (аргументация, доказательство основной мысли с примерами)
    3. Заключение – вывод, итог (ваше отношение к тому, о чём написали)
    Прислушаемся к совету М.Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать» Другими словами, у нас должен быть чёткий алгоритм действий:
    Выбрать тему. Обдумать её. Помните: каждое слово в названии темы имеет значение!
    Отобрать материал. Составьте, если нужно, план.
    Написать сочинение на черновике.
    Отредактировать написанное.
    а) Раскрыты ли тема и основная мысль?
    б) Соответствует ли заголовок сочинения его содержанию?
    в) Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства. Внесите исправления. Ещё раз внимательно перечитайте написанное.
    Переписать в чистовик.
    Вспомним:
    Тема ученического сочинения – это вопрос, который разрешает автор в своём сочинении, то, о чём в сочинении говорится.
    Основная мысль сочинения (тезис) – это ответ на поставленный темой вопрос.
    Выбираем тему:
    Мой любимый сказочный герой.
    За что я люблю русские народные сказки?
    Добро и зло в русских народных сказках.
    Русские народные сказки в изобразительном искусстве.
    О чём можно написать в основной части каждой из предложенных тем? (Для удобства восприятия оформила это в виде таблицы)
    Мой любимый сказочный герой
    За что я люблю русские народные сказки?
    Добро и зло в русских народных сказках.
    Русские народные сказки в изобразительном искусстве
    Доказать, почему именно этот герой любимый.
    Указать, чем герой нравится, наиболее яркие качества и черты характера; какие поступки героя вызывают уважение; привести примеры из сказки, которые доказывают это.
    Доказать, за что любите русские народные сказки.
    Отметить особенности сказок, их характерные черты; привести примеры.
    Почему в сказках всегда побеждает добро?
    Сопоставить несколько сказок: Как добро и зло изображаются в них?
    Кто из героев является воплощением зла, а кто – добра?
    Как русские народные сказки представлены в изобразительном искусстве?
    Написать о произведениях любимого художника. Сопоставить его иллюстрации с вашими впечатлениями от прочитанных сказок (так ли вы представляли героев?). Описать наиболее понравившуюся иллюстрацию (какие краски использует художник, как одеты герои, как изображён интерьер, природа)
    Помним о главном: сочинение – это творческая работа!
    Горят, как жар, слова
    Иль стынут, словно камни, –
    Зависит от того,
    Чем наделил их ты,
    Какими к ним в свой час
    Притронулся руками
    И сколько отдал им
    Душевной теплоты.
    Н. Рыленков
    Успехов вам, дорогие мои ученики!

  7. ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «Сказки, мифы, легенды в русском искусстве»
    Античная мифология
    Былины, легенды, эпосы
    Сказки и славянская мифология
    Виртуальная выставка подготовлена в качестве методического материала для сотрудников информационно-образовательных центров, в том числе для участников одноименного конкурса мультимедийных ресурсов, проводимого в 2012 году.
    Мифологические и сказочные персонажи стали героями произведений русского искусства, в первую очередь, народного, начиная с древнейших времен. Народное искусство – один из носителей национальной памяти. Именно в нем сохранились образы славянской мифологии. Зачастую эти образы настолько трансформировались со временем, что нам трудно понять, что изображено на том или ином произведении. Но многие персонажи узнаваемы. Это и русалки-фараонки, украшавшие дома в Нижегородской губернии, и образы Матери Сырой Земли в северных красно-белых вышивках, и сказочные птицы Сирин и Алконост, появляющиеся во многих видах народного искусства – вышивке, росписи по дереву, а также в лубочных картинках, и многие другие. В народной игрушке – глиняной (Дымковской и Каргопольской) и деревянной (Богородской) – также изображалось много сказочных персонажей – особенно популярны были и остаются герои пушкинских сказок.
    При Петре I происходило активное приобщение к достижениям многовекового европейского, в том числе античного, искусства, в связи с чем в XVIII – первой половине XIX вв. в произведениях выпускников и преподавателей Академии художеств в Петербурге (живописцев И.Акимова, А.Лосенко, П.Соколова, К.Брюллова, П.Басина, А.Иванова, скульпторов И.Прокофьева, Ф.Гордеева, Ф.Щедрина, М.Козловского, Б.Орловского, И.Витали и многих других) появляются герои античной мифологии – Зевс и Фетида, Нарцисс и Гименей, Парис и Меркурий, Аполлон и Венера, Диана и Прометей). По заказу Петра I были заказаны в Италии и установлены в Летнем саду около 90 скульптур, в том числе на мифологические сюжеты (Аполлон и Диана, Рок и Немезида, нимфы, музы Талия и Терпсихора, Вертумн и Помона и многие другие).
    Особая страница русского искусства в этот период – украшение интерьеров зданий, в том числе дворцов, входящих ныне в комплекс Русского музея, росписями и скульптурой на сюжеты античной мифологии. Это и плафоны С.Торелли, Дж.Валериани и Э.Липгарта в Мраморном и Строгановском дворцах, и рельефы А.Адамсона в Академических залах Михайловского дворца, и росписи на сюжеты гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» А.Виги на стенах Белого зала Михайловского дворца.
    Во второй половине XIX века пробуждается интерес к русской истории, к фольклору, к народному искусству. В произведениях профессиональных художников (в первую очередь В.М.Васнецова) входят герои былин (богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) и сказок (Аленушка, Иван-царевич, Кощей). На рубеже XIX-XX веков Н.К.Рерих обращается к теме былин в серии монументальных панно “Богатырский фриз”, которые он исполнил для одного из петербургских особняков. М.А.Врубель создает своего «Богатыря», а также серию майоликовых скульптур на темы опер-сказок «Садко» и «Снегурочка». И.Я.Билибин находит свой собственный стиль книжного оформления, основой которого являются мотивы русского народного и средневекового искусства. Многие художники обращались в этот период и к античной мифологии: А.Н.Бенуа, В.А.Серов, Е.Е.Лансере, Н.Д.Милиоти, Н.К.Калмаков, М.Ф.Ларионов.
    В 1933 году издательство Academia выпустило сборник «Калевала» с оригинальными иллюстрациями группы «мастеров аналитического искусства» школы П.Н.Филонова: Т.Н.Глебовой, А.И.Порет, М.П.Цыбасова и других. К теме этого всемирно известного карело-финского эпоса обращались и другие художники – Н.Кочергин, В.Курдов, М.Мечев, Г.Стронк, Т.Юфа.
    В XX веке сказочные образы живут, в первую очередь, в народном искусстве и в книжной иллюстрации. Особая роль в формировании облика советской детской книги принадлежит издательству «Детгиз», созданному в Ленинграде 1933 году. Это издательство называли «университетом» для иллюстраторов детской книги. Художественную редакцию возглавлял В.Лебедев, под руководством которого работали В.Конашевич, В.Курдов, Ю.Васнецов, Н.Тырса, А.Пахомов, Е.Чарушин, А.Якобсон и многие другие.
    Более 200 книг оформила Т.Маврина, единственный советский художник, удостоенный премии имени Г.Х.Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг.
    В наши дни сказочные темы чаще всего появляются в народном искусстве – в миниатюрной росписи Палеха, Холуя, Мстеры, в богородской, дымковской и каргопольской игрушках.
    Приглашаем к участию в виртуальной выставке музеи, участвующие в нашем проекте!

  8. Екатерина Бардамова
    Тема: «Сказка в Русской живописи» для старшей группы
    Программное содержание:
    1. Обучающая задача – продолжать формировать потребность видеть прекрасное в картинах великих художников (посещать музеи, развивать культуру слушания при рассматривании картин. Вызывать положительное отношение к сказочному жанру живописи. Познакомить с новым художником-сказочником Михаилом Врубелем и его картиной «Царь-Лебедь».
    2. Развивающая задача – развивать внимательность, интерес и фантазию. Уметь выбрать свой вариант решения в трудной сказочной ситуации. Учить внимательному рассматриванию картин, различать “быль” от “сказки“, понимать и уважать былинное прошлое.
    3. Воспитательная задача – воспитывать чувство патриотизма к Родине. Активизировать воображение детей путем выражения своих мыслей, чувств, эмоций от увиденных картин в слове, движениях, мимике. Дать представление об условиях, в которых работает художник. Прививать любовь к русским художникам и их творчеству посредством музейного искусства в живописи.
    Предварительная работа.
    Беседы, рассматривание репродукций художников, их произведений искусства. Использование воображаемых ситуаций игровых моментов, беседы о цвете, фоне, колорите, который использует художник. Использование творческой активности у детей, воспитание интереса, использование народных поговорок, пословиц, хороводов для образного восприятия картин, чтения сказок, былин, для развития фантазии и мышления.
    Методические приемы. Объяснение, беседа, художественное слово, музыкальное сопровождение, хороводный игровой момент.
    Материалы. Картины В. М. Васнецова, М. В. Врубеля, указка.

    Ход занятия.

    часть.
    Воспитатель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами будем беседовать на тему «Сказка в русской живописи». Сейчас мы с вами попытаемся увидеть в картинах русского художника В. М. Васнецова сказочный образ.
    – Ребята, вы любите сказки?
    Давайте рассмотрим картину, которая была написана по заказу одного очень богатого купца Мамонтова С., а называется она «Три царевны подземного царства». Три царевны вышли из своего подземного царства и застыли в неподвижности у каменной горы на фоне закатно-оранжевого неба.
    – Что вы видите на переднем плане картины?
    – Какая самая загадочная царевна в этой картине?
    – Какие подземные сокровища охраняет она?
    – Во что превратилась бы каждая из царевен, если бы они захотели спрятаться в подземелье?
    – Какую русскую сказку символизирует эта картина?
    Воспитатель. Смотрите, как тонко передал художник душевное состояние младшей сестры.
    Душевность и печаль сближает «черненькую» царевну с Еленой Прекрасной из другой картины Васнецова «Иван-Царевич на сером волке». Смотрите, как Елена Прекрасная кротко склонила голову на плечо Царевича.
    – Давайте рассмотрим подробнее, во что одета Царевна?
    – Почему волосы у нее развиваются?
    – По каким признакам видно, что волк несется с быстротой? (уши прижаты, язык
    высунут, хвост распушен)
    – Давайте рассмотрим Ивана-царевича: какая у него одежда? Какой взгляд у Ивана-
    царевича? (решительный)
    – Наш герой Иван-Царевич по характеру какой?
    Вот почему в природе и происходит настоящее чудо: на ветке яблони распустились нежные цветы. Сама природа хочет помочь нашим героям.
    Воспитатель. В кого превратили бы вы героев ради их спасения? Почти в каждой русской волшебной сказке героя ожидает награда. Какие награды бывают в сказках? Но счастье надо заслужить, а доступно это сильному и, самое главное, человеку по характеру какому?
    А теперь, ребята, давайте встанем в круг. Чувства можно передать не только изображением на картине, но и словами, и движениями, и мимикой.
    Физминутка.
    То не ветер ветку клонит (руки вверх, наклоны руками из стороны в сторону)
    Не дубравушка шумит. (вращение кистями рук)
    То мое, мое сердечко стонет (руки прикасаются к сердцу)
    Как осенний лист дрожит. (покачивание туловищем из стороны в сторону)
    Воспитатель. Настроение какой картины и какого художника напоминает песня?
    (Аленушка. Художник Васнецов) Давайте подойдем к картине и посмотрим, как художник передал через эту девочку-крестьянку красоту и поэзию народных легенд.
    – В каких сказках мы можем встретить Аленушку? («Сестрица-Аленушка и Братец-Иванушка»)
    – Какое настроение у Аленушки? (тоска, одиночество, печаль в ее глазах)
    Конечно, ребята, даже природа созвучна ее настроению. Пожелтелые листья падают на зеркальную поверхность воды.
    – Кто еще жалеет Аленушку? Да, вместе грустят и девочка, и птицы и небо. Всё это сливается в тихую задумчивую сказку.
    – Какой общий тон картины? (темно-зеленый) В скромной цветовой гамме картины слышится печальный напев, который вот-вот сорвется из уст Аленушки.
    – Какой напев? (серый камень на дно тянет, мне ль не тошно, мне ль не горько)
    Смотришь на картину и хочется верить, что наступят для Аленушки счастливые дни. В сказках по-разному складывается жизнь Аленушки, но везде счастливое и доброе побеждает темное и злое.
    Воспитатель. Расскажите, какие вы знаете пословицы про сказку.
    (Пословицы)
    часть.
    Воспитатель. В русском народном творчестве есть не только сказки, но и былины.
    – Чем быль отличается от сказки? (быль – это было, а сказка – выдумка)
    – Кто герои русских былин? (богатыри)
    – Рассаживайтесь на стульчики и давайте рассмотрим картину Васнецова «Богатыри».
    – Назовите имена главных богатырей. (Илья-Муромец, Добрыня-Никитич и Аленша-
    Попович)
    – Какие богатыри? (сильные, уверенные, степенные)
    – Правильно, ребята, кони под стать богатырям. Вороной конь у Ильи Муромца тяжелый, могучий, словно в землю врос. У Алеши Поповича – конь легок, молод, будто повторяет характер хозяина. Хорош конь Добрынин «белеюшка», ноздри трепещут, грива развивается.
    – Почему художник изобразил на переднем плане маленькие елочки?
    – Что делают богатыри в чистом поле, где ковыль-трава растет, где только ветер колыхает желтую траву? (оберегают покой Родной Земли)
    Вот она – БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА. Мимо нее ни зверь не проскочит, ни птица не пролетит!
    Картины помогают нам не просто вести разговор о сказках, они помогают перенестись в саму сказку, пережить ее тайну.
    Физминутка «Хоровод» (под хор “Половецких девушек”)
    Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами побывали в былинном прошлом и рассматривали картины художника В. М. Васнецова. А теперь я хотела бы познакомить вас еще с одним выдающимся художником-сказочником – Михаилом Врубелем.
    Показываю портрет художника.
    Это необычный художник, он помогает постичь тайный язык символов, видеть в обыденном прекрасное. Давайте рассмотрим его картину «Царевна-Лебедь».
    (музыка Римского-Корсакова)
    Кажется, что кисть художника едва касалась бумаги, а Царевна-Лебедь – сказочное видение. Перламутро-лиловый туман оживляет морскую пену прибоя. Справа пена сгущается и превращается в легкое серебристо-розовое крыло. Слева – как-будто каменеет, застывая драгоценными кристаллами чудесного оперенья. Неверный цвет заката придает облику Царевны трепетную изменчивость. Блеск ее глаз соперничает с переливами драгоценных камней на кокошнике. Мерцающие перстни на руках Царевны превращаются в глаза лебедя, а сама рука становится похожей на лебединую шею. Оглянувшись на нас, она оборачивается у нас на глазах Лебедью.
    Эффекты цвета, тонкая вибрация мазка Врубеля позволяют нам увидеть это прекрасное произведение искусства.
    Воспитатель.
    – Какие чувства возникли у вас при рассматривании картины Врубеля «Царевна-Лебедь»?
    – В какой сказке мы можем встретить Царевну-Лебедь? (сказка о Царе-Салтане)
    Запомните, ребята, этого художника – Михаила Врубеля и его картину.
    часть
    Воспитатель. Отгадайте загадку.
    Кто умеет краской и холстом
    Рассказать нам обо всем? (художник)
    Вопросы:
    – О чем художник рассказывает нам в своих произведениях? (о предметах, сказках)
    – Какие предметы находятся в мастерской художника?
    – Слово мастерская происходит от какого слова?
    – Какие пословицы вы знаете о мастере?
    Воспитатель. Художники, глазами которых вы увидели сказку, были настоящими художниками. Эти серьезные, взрослые люди любили слушать сказки, былины. Вот потому-то они и решили через своё мастерство передать настроение персонажей и их сказочные образы в своих картинах.
    Анализ.
    – С каким новым художником-сказочником вы познакомились сегодня на занятии?
    – Какие картины вам понравились
    – Скажите, с кем из героев наших сказок вы бы пустились в сказочный мир?
    – Чем понравилось вам наше занятие?
    А мне понравилось, как вы себя вели на занятии, как занимались.

  9. Начать список следует с представителей западноевропейской живописи 19 века, мировым культурным центром в это время по-прежнему (еще начиная с 17 века) считалась Франция, а художественным стилем, открывающим эпоху, – романтизм. Как ни странно, на просторах интернета гораздо проще найти информацию о представителях романтизма в живописи в целом, чем о французских художниках 19 века. К примеру, можно обратиться к информации, представленной на сайте smollbay.ru, где указаны художники-романтики не только Франции, но и других стран. Кстати, начать список представителей романтизма в живописи 19 века следует с одного из ее родоначальников – испанца Франсиско Гойи. Также сюда можно включить имена Жака Луи Давида, чье творчество занимает пограничное состояние между классицизмом и романтизмом, и «истинных романтиков» Теодора Жерико и Эжена Делакруа.
    На смену романтизму приходит реалистическая живопись, также зародившаяся во Франции. Довольно емкая статья об этом направлении содержится в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», в сети интернет ее текст можно прочитать на сайте dic.academic.ru. К представителям реализма в изобразительном искусстве Франции, в первую очередь, следует отнести Оноре Домье, Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле.
    Одна из самых ярких страниц в истории французской живописи – возникновение и развитие импрессионизма. Информацию о художниках-импрессионистах найти довольно легко, обратившись к сайтам hudojnik-impressionist.ru, impressionism.ru, а также к многочисленным печатным изданиям по данной тематике, например, «Импрессионизм. Иллюстрированная энциклопедия» Ивана Мосина, «Импрессионизм. Очарованное мгновение» Натальи Синельниковой, «История мировой живописи. Импрессионизм» Натальи Скоробогатько. Ведущими мастерами здесь являются Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Эдгар Дега.
    Не менее распространенной является информация о представителях неоимпрессионизма и постимпрессионизма. Найти ее можно на уже упоминавшемся сайте smollbay.ru или в книге Елены Зориной «История мировой живописи. Развитие импрессионизма». Прежде всего, список должен пополниться именами Жоржа Сера, Поля Синьяка, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри де Тулуз-Лотрека.
    Все большую популярность приобретает такое направление в английской живописи второй половины 19 века, как прерафаэлизм. С именами его представителей можно ознакомиться на сайтах dic.academic.ru, restorewiki.ru или в книгах «Прерафаэлизм» Ивана Мосина, «История мировой живописи. Викторианская живопись и прерафаэлиты» Натальи Майоровой и Геннадия Скокова. Ведущими мастерами этого направления являются Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Уильям Моррис, Эдуард Берн-Джонс.

    Мастера русской живописи 19 века

    Список русских художников 19 века составить значительно проще, обратившись за информацией к таким сайтам, как http://www.art-portrets.ru, art19.info или одной из многочисленных энциклопедий русской живописи. Здесь следует выделить представителей романтизма (Орест Кипренский, Василий Тропинин, Карл Брюллов), художников, чье творчество представляет собой переход от романтизма к реализму (Александр Иванов, Павел Федотов) и наконец – знаменитых передвижников (Илья Репин, Иван Крамской, Василий Перов, Василий Суриков, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Виктор Васнецов и многие другие).
    Составить список художников 19 века – не такая уж трудная задача, нужно лишь приложить немного усилий для поиска и систематизации информации.

  10. Практически с пеленок дети знакомятся с русскими сказками и былинами. Они рассказывают о доброте, смекалке и веселье. Почему выбирают именно этот жанр? Это интересная форма знакомства ребенка с принципами быта: добро всегда побеждает зло. Как бы не был тяжел путь, добро окажется правым, а зло будет наказано. Читая сказки, даже взрослый начинает верить в то, что все можно преодолеть собственными силами.
    Русские сказки – это наследие, в котором скрыто много мудрости, напутствия и поучений. Само слово несет в себе ассоциации с чем-то красивым, добрым, несбыточным. Не стоит сбрасывать со счетов воспитательный момент русских былин. В наше время духовные потребности человека уступили место меркантильным, но сказки по-прежнему остаются востребованными, интересными. Чаще всего в них люди отражают то, что им хотелось бы получить в реальном мире. В сказаниях присутствует фантазия, осуществляются мечты, которые не сбываются наяву.
    Среди всех видов народного творчества сказка является самым популярным жанром. Она передается из поколения в поколение, причем с каждым разом в нее добавляются выдуманные элементы, отчего текст обретает оригинальность и яркость.
    Русские сказки раскрывают душу русского человека, его личность, качества характера. В большинстве своем воспеваются положительные качества: доброта, ум, красота и щедрость. И в совершенно неприглядном свете представляется ненависть, зло и страх. Вспомните «Морозко», «Снегурочка» – зло непременно оказывается побежденным. Положительные герои добрые, красивые и умные, они всегда справляются с возникающими проблемами. Примером является героиня из сказки «Елена Премудрая». Герои отрицательного типа представляются злыми и уродливыми – Баба Яга, Кощей, Леший. Особенность русских сказок в том, что добро всегда одерживает победу над злом. Почему так? Для русского человека важно верить в хорошее, а лучше всего этому учат былины.
    Уже с самых первых строк сказка завораживает, возникает желание дочитать ее до конца и узнать развязку событий. Каждый для себя извлекает свой урок, берет что-то полезное. Все знают сказку «Колобок», а меж тем для маленьких детей это самый наглядный и понятный урок, что без разрешения родителей уходить из дому нельзя. Если об этом будет говорить взрослый, ребенок не всегда воспримет слова как реальность, за которой могут последовать печальные последствия. Зато любимый герой Колобок воспринимается ребенком как друг, а значит, его слова очень важные и его можно слушаться. И подобные бытовые ситуации присутствуют в каждой сказке, поэтому знакомить с ними детей нужно с самого детства.
    Интересно то, что взрослые, перечитывая былины и русские народные сказки, открывают их с новой стороны, видят новые горизонты. То, что читалось в детстве, обретает совершенно другое понятие.
    Ценность русских народных сказок в том, что они показывают быт, религию, культуру народа. Современный мир отличается от того, что было несколько столетий назад. Поэтому детям полезно узнать, как жил человек, какой устой был, как он работал и что ценилось.
    Сказки – это огромный мир, в котором установлены свои законы и обычаи, это пласт народной культуры, отражающий вековую мудрость народа. Такие сказания гуманны, они учат добру, быть сильными и смелыми. Для человека важно знать, что зло непременно будет наказано. Добро – это великая ценность для каждого человека и нужно помнить об этом при любых обстоятельствах. Современный человек воспринимает былины как мудрого воспитателя, наставника.
    Читайте сказки чаще, и мир покажется гораздо добрее.

  11. 11
    Текст добавил: подсела на жизнь

    Ход
    Этапы
    Деятельность учителя
    Деятельность
    учащихся
    I.Орг.
    момент
    – Ребята, сейчас у нас с вами урок изобразительного искусства , но урок необычный. Мы окунемся в волшебный, сказочный мир, созданный известными русскими художниками.
    II. Сообщение темы
    – Поэтому и тема у нас сегодня особенная: «Сказка в произведениях русских художников».
    III. Беседа о сказке
    – Ребята, какие книги вы больше всего любите читать?
    – Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором.
    Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.
    – А что такое сказка?
    – Это художественное произведение о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных или фантастических сил.
    – Какие бывают сказки? Если у сказки есть автор, как она называется? Если нет автора, как называется такая сказка?
    – Читали вы когда-нибудь сказки?
    – Какие сказки вы читали?
    – Понравились они? Чем? Что в них интересного?А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни?
    – Сказки тесно связаны с традициями и обычаями той страны, в которой они написаны. Поэтому творческие люди, например художники, используют сказочные сюжеты при создании своих художественных произведений. Среди таких художников, увлекающихся сказочной темой, можно назвать Виктора Михайловича Васнецова, Ивана Яковлевича Билибина и др. Сегодня мы поговорим с вами о некоторых из них и об их творчестве.
    Авторская.
    Русская народная.
    Да.
    Ответы детей.
    IV. Рассказ учителя о художнике В.М. Васнецове
    V. Этапы выполнения рисунка.
    1. К о м п о з и ц и я рисунка.
    2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.
    VI. Практическая работа.
    Задание.
    2) Прорисовывание деталей рисунка.
    – Одним из выдающихся художников является Виктор Михайлович Васнецов. Он жил более 100 лет назад. Родился в семье священника. С детства он любил природу, восхищался ею. Его работы отличались сказочностью, необычностью, волшебством. Многие люди не понимали его творчества, оно казалось им ненастоящим, выдуманным, не соответствующим жизни.
    – А сейчас обратите внимание на экран. Я предлагаю вам посмотреть на картины, созданные В.М. Васнецовым.  («Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря» и др.).
    Показ слайдов.
    В картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки… В картине «Алёнушка» слиты поэзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Немало сказок сложено о богатыре — русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении — со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом всё вокруг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор… Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.
    Васнецов в своих картинах показывает героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использованные им при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, используя яркие краски.
    Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.
    -Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?
    Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.
    – А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо – голубым, лес и трава – ярко-зелеными.
    Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
    Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.   Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему?  Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?
    1) Определим расположение главных героев рисунка.
    Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.
    2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.
    Например, при иллюстрировании сказки главным в рисунке будет сам теремок, который расположим почти в центре листа. Далее отметим линию горизонта, расположение деревьев позади домика, а на переднем плане – одного из героев сказки.
    Дети, по возможности, самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Необходимо проследить за тем, чтобы учащиеся взяли наиболее выразительные сюжеты. Ученики как бы словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. Несколько учеников рассказывают подробно всему классу, что и как они будут рисовать.
    Продумайте изображение своего сюжета.  Кто ещё не знает, что рисовать, поднять руки.
    Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
    Выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.
    По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.
    Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.  При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как светлое на тёмном, тёмное ни светлом, контраст большого и маленького,  яркого цвета на спокойном фоне. Используй и ты эти средства.
    И помни — всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.
    VII. Итог занятия.
    Выставка работ обучающихся.
    – Итак, дети, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке?
    – С творчеством какого художника мы  познакомились?
    – Какие его работы вы запомнили?
    – Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали, помогали, старались отвечать.
    – Каждый человек – это художник. А вы только начинающие художники, и вам нужно еще многому научиться.
    О сказках, о картинах.
    С творчеством В.М. Васнецова
    Ответы детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *