Сочинение на тему совесть егэ аргументы

7 вариантов

  1. (58 слов) «Совесть пусть и без зубов, а сгрызть может», — гласит народная пословица, и это чистая правда. Так, например, в художественном фильме Джонатана Теплицки, основанном на реальных событиях, рассказывается о судьбе Эрика Ломакса, который попал в плен к японским войскам во время войны, и его «карателе», который на протяжении всей жизни сожалел о случившемся: пытках и моральном унижении Ломакса.
    (58 слов) Однажды в детстве я разбила мамину вазу, и передо мной стоял тяжелый выбор: признаться и быть наказанным (ой) или промолчать. Однако ощущение того, что я сделал (а) что-то плохое по отношению к другому человеку заставило меня извиниться перед мамой и осознать собственную ошибку. Благодаря честности, мама простила меня, а я понял (а), что не надо бояться поступать по совести.
    (62 слова) В кинофильме «Афоня» режиссёр Георгий Данелия представляет нам «бессовестного» человека, который, несмотря на чужие нужды, перекрыл в доме воду во время аварийной ситуации. На вопрос жильцов, есть ли у него совесть, он ответил, что советь у него есть, а времени — нет. Эта ситуация говорит о том, что главный герой думает только о себе. Видимо, порядочность в нем все ещё дремлет.
    Автор: Алина Прошина

  2. 1. М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»

    В сказке «для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин поднимает проблему совести. Используя аллегорию, он изображает это человеческое качество в виде тряпицы, старой ненужной ветошки, от которой все стремятся избавиться. Сначала она попадает в руки жалкого пропойцы, потом к хозяину питейного дома, затем к квартальному надзирателю Ловцу, после чего перешла к финансисту Самуилу Давыдовичу Бржоцкому. Переходя из рук в руки, совесть возбуждает в каждом новом обладателе взрыв эмоций, страдания и муки, избавлением от которых может стать только смерть. Совершённые грехи, жажда наживы, преступления против чести – всё это тяжёлый груз. В финале сказки автор передает мольбу совести, которая просит, чтобы её вложили в душу младенца. Маленький человек вырос бы с ней и уже не стремился отделаться от совести, чтобы он шёл по жизни, соизмеряя свои шаги с этим достойным уважения человеческим качеством.

    2. В.Быков «Сотников»

    В повести главный герой партизан Сотников, оказавшись в плену у фашистов, терпит пытки, но не выдаёт важную информацию. Ночью перед расстрелом он вспоминает эпизод из детства, который оставил глубокий след в его душе. Однажды он взял без спроса наградной маузер своего отца, который внезапно выстрелил. Мама сразу узнала об этом, как только вошла в комнату. По её совету мальчик сознался отцу в содеянном, тот смягчил гнев на милость, потому что посчитал, что сын сам догадался признаться. И вновь Сотников-младший качнул головой. Этот малодушный кивок остался в памяти на всю жизнь: «Это было уже слишком – ложью покупать отцовское спасибо, в глазах у него потемнело, кровь прилила к лицу, и он стоял, не в силах сдвинуться с места». Муки совести преследовали его всю жизнь: «И он ни разу больше не солгал ни отцу, ни кому другому, за всё держал ответ, глядя людям в глаза». Так незначительный эпизод в жизни человека может решить судьбу и определить все поступки.

    3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Петруша Гринёв после первого вечера взрослой жизни в кругу новоиспечённых приятелей проиграл сто рублей. Эти деньги были значительной суммой. Когда он потребовал от Савельича, чтобы тот дал ему необходимую сумму для отдачи долга, дядька – крепостной крестьянин, воспитатель Петруши, вдруг воспротивился. Он сказал, что денег не даст. Тогда Пётр Андреевич потребовал, применив суровую строгость господина: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось». Долг был возвращен, но в душе Петруши возникли угрызения совести: он чувствовал себя виноватым перед Савельичем. И только попросив прощения и дав обещание, что всеми средствами будет отныне распоряжаться только он, верный слуга, Гринёв успокоился. Но впредь более не спорил с Савельичем по финансовым вопросам.

    4. Л.Н. Толстой «Война и мир»

    Николай Ростов проиграл деньги Долохову. Сумма была астрономическая – сорок три тысячи рублей. Это после того как отец попросил его не тратить лишнего, так как финансовое положение семьи критическое. Но, несмотря на это, долг чести необходимо выплатить. Николай просит деньги у отца нарочито небрежным, даже грубым тоном, говоря, что это со всяким случается. Когда Илья Андреевич соглашается дать сыну необходимую сумму, тот, рыдая, кричит: «Папенька! па…пенька! … простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал». После этого Николай дал себе слово никогда не садиться за карточный стол и сделать всё, чтобы поправить благосостояние семьи.

  3. 3
    Текст добавил: Люблю только себя

    ПРОБЛЕМА СТОЙКОСТИ И МУЖЕСТВА РУССКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ
    1. В романе Л.Н. Тостого “Война и мир” Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.
    2. В повести Б.Л. Васильева “А зори здесь тихие…” пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.
    ПРОБЛЕМА НЕЖНОСТИ
    1. примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.
    2. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.
    ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ
    1. В романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.
    2. Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап – честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий – романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.
    ПРОБЛЕМА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ
    1. В романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда “просит милости” у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.
    2. Самоотверженная любовь – одна из тем романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман – и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.
    ПРОБЛЕМА РАСКАЯНИЯ
    1. В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории “разрешения крови по совести”, главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.
    ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    1. В рассказе И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” американский миллионер служил “золотому тельцу”. Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.
    2. В романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.
    ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ
    1. В “Письмах о добром и прекрасном” Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.
    2. Рэй Брэдбери в романе “451 градус по Фаренгейту” показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.
    ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
    1. В романе И.А. Гончарова “Обломов” Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.
    2. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.
    ПРОБЛЕМА РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
    1. В повести Б.Л. Васильева “Летят мои кони…” смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.
    2. В повести В.Г. Короленко “Слепой музыкант” Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.
    ПРОБЛЕМА СОЛДАТСКОЙ СУДЬБЫ НА ВОЙНЕ
    1. Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева “А зори здесь тихие…”. Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.
    2. В повести В.Быкова “Сотников” рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.
    ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА ВЛЮБЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.
    2. Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда “Парфюмер. История одного убийцы”. Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй – пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.
    ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА
    1. В романе В.А. Каверина “Два капитана” Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь но и судьбы других людей.
    2. Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина “Живи и помни”. Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.
    ПРОБЛЕМА ОБМАНЧИВОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА
    1. В романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни – деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.
    2. В романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” Квазимодо – горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.
    ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НА ВОЙНЕ
    1. В повести В.Г. Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.
    2. В повести В. Быкова “Сотников” партизан Рыбак предает родину и соглашается служить “великой Германии”. Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ТВОРЧЕСТВО
    1. Ю.Я. Яковлев в рассказе “Разбуженный соловьями” пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.
    2. Любовь к родному краю – главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. “Жнецы”, “Захарка”, “Спящий пастушок” – вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
    1. В романе И.А. Гончарова “Обломов” главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича .
    2. В стихотворении “Мой путь” С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.
    ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗЕННОГО ПУТИ
    1. Главная тема романа И.А. Гончарова “Обломов” – судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.
    2. Из книги М. Мирского “Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко” я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
    3. Д.С. Лихачёв в “Письмах о добром и прекрасном” утверждает, что “нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить”. Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.
    ПРОБЛЕМА СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ
    1. В повести Г.Н. Троепольского “Белый Бим Чёрное ухо” рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.
    2. В романе Эрика Найта “Лесси” семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.
    ПРОБЛЕМА МАСТЕРСТВА В ИСКУССТВЕ
    1. В повести В.Г. Короленко “Слепой музыкант” Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.
    2. В рассказе А.И. Куприна “Тапёр” мальчик Юрий Агазаров – музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.
    ПРОБЛЕМА ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ
    1. В романе Бориса Пастернака “Доктор Живаго” главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго – свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.
    2. Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона “Мартин Иден”. Главный герой – матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.
    2. В романе И.А. Гончарова “Обломов” Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии “Casta Diva” пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал “такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг”.
    ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ
    1. В повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнада, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.
    ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА О ВОЙНЕ НА ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести Льва Кассиля “Великое противостояние” Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню “Священная война”. Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.
    ПРОБЛЕМА ЛЖЕНАУКИ
    1. В романе В.Д. Дудинцева “Белые одежды” профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.
    2. Г.Н. Троепольский в повести “Кандидат наук” выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.
    ПРОБЛЕМА ПОЗДНЕГО РАСКАЯНИЯ
    1. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.
    2. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.
    ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
    1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.
    2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.
    ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДАРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.
    2. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.
    ПРОБЛЕМА РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ
    1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.
    2. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.
    ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА
    1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.
    2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.
    ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ
    1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.
    2. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.

    ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

    1. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.
    2. В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.
    ПРОБЛЕМА РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
    1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.
    2. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.
    ПРОБЛЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ КНИГ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ
    1. В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.
    2. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.

    ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

    1. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.
    2. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.
    ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ПОЭТАМ И ИХ ТВОРЧЕСТВУ
    1. А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.
    2. В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ
    1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.
    2. В сказке-притче Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.
    ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-СИРОТАМ
    1. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.
    2. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.
    ПРОБЛЕМА РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ВОВ
    1. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.
    2. В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.
    ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
    1. А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.
    2. В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.
    ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
    1. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.
    2. В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.

  4. Два года назад эти аргументы я и мои ученики составили к ВариантуС.
    1)В чём смысл жизни?
    1.Автор пишет о смысле жизни, и мне на ум приходит Евгений Онегин в одноимённом романе А.С.Пушкина. Горька судьба того, кто не обрёл своё место в жизни! Онегин – одарённый человек, один из лучших людей того времени, но он не сделал ничего, кроме зла, – убил друга, принёс несчастье любящей его Татьяне:
    Дожив без цели, без трудов
    До двадцати шести годов,
    Томясь в бездействии досуга,
    Без службы, без жены, без дел
    Ничем заняться не умел.
    2.Люди, не нашедшие цели жизни, несчастны. Печорин в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова  активен, умён, находчив, наблюдателен, но все его действия случайны, активность бесплодна, и он несчастлив, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой цели. Герой  с  горечью вопрошает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..»
    3.На протяжении всего жизненного пути Пьер Безухов без устали искал себя и истинный смысл жизни. После мучительных испытаний он стал способным не только размышлять о смысле жизни, но и совершать конкретные поступки, требующие воли и решительности. В эпилоге романа Л.Н.Толстого мы встречаем Пьера, увлекающегося идеями декабризма, протестующего против существовавшего общественного строя и борющегося за справедливую жизнь того самого народа, частью которого он ощущает себя сам. В этом органичном соединении личного и народного и есть, по Толстому, и смысл жизни, и счастье.
    2)Отцы и дети. Воспитание.
    1.Вроде бы Базаров –  положительный герой в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Умён, смел, независим в суждениях, передовой человек своего времени, но читателей смущает его отношение к родителям, которые сына безумно любят, но он с ними нарочито груб. Да Евгений практически не общается со стариками. Как им горько! И только Одинцовой он сказал прекрасные слова о своих родителях, да старики-то их сами так и не услышали.
    2.Вообще, проблема «отцов» и «детей» типична для русской литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» она приобретает  трагическое звучание, так как  выходят из-под слепого повиновения домострою молодые, которые хотят жить своим умом.
    А в романе И.С.Тургенева поколение детей в лице Евгения Базарова уже решительно идёт своей дорогой, сметая устоявшиеся авторитеты. И противоречия между двумя поколениями зачастую носят болезненный характер.
    3)Нахальство. Хамство. Поведение в обществе.
    1.Человеческая несдержанность, неуважительное отношение к окружающим, грубость и хамство имеют прямое отношение к неправильному воспитанию в семье. Поэтому Митрофанушка в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» говорит непростительные, грубые слова. В доме госпожи Простаковой грубая брань, побои  – обычное явление. Вот матушка и говорит Правдину: «…то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
    2.Грубым, невежественным человеком предстаёт перед нами Фамусов в комедии А.Грибоедова «Горе от ума». Он хамит зависимым людям, говорит ворчливо, грубо, всячески обзывает слуг, не считаясь с их возрастом.
    3.Можно привести образ городничего из комедии “Ревизор”. Положительный пример: А.Болконский.
    4)Проблема бедности, социального неравенства.
    1.С  потрясающей реалистичностью изображает Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» мир русской действительности. Он показывает социальную несправедливость, безысходность, духовный тупик, породившие абсурдную теорию Раскольникова. Герои романа – бедные люди, униженные обществом, беднота везде, повсюду страдания. Вместе с автором мы чувствуем боль за судьбу детей. Вступиться за обездоленных – вот что созревает в сознании читателей при знакомстве с этим произведением.
    5)Проблема милосердия.
    1.Кажется, что со всех страниц романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» обездоленные люди просят нас о помощи: Катерина Ивановна, её дети, Сонечка… Горестная картина образа униженного человека взывает к нашему милосердию и состраданию: «Возлюби ближнего своего…» Автор верит, что человек должен найти свой путь «в царство света и мысли». Он верит,  что придёт время, когда люди будут любить друг друга. Он утверждает, что мир спасёт красота.
    2.В сохранении сострадания к людям, милосердной и терпеливой души открывается нравственная высота женщины в рассказе А.Солженицына  «Матрёнин двор». Во всех унижающих человеческое достоинство испытаниях Матрёна остаётся душевной, отзывчивой, готовой прийти на помощь, способной радоваться чужому счастью. Это образ праведницы, хранительницы духовных ценностей. Это без неё, по пословице,  «не стоит село, город, вся земля наша»
    6)Проблема чести, долга, подвига.
    1.Когда читаешь о том, как был смертельно ранен Андрей Болконский, испытываешь ужас.  Он не бросился со знаменем вперёд, просто не лёг на землю, как остальные, а продолжал стоять, зная, что ядро взорвётся. Болконский не мог иначе. Он, с его чувством чести и долга, благородной доблести, не желал поступить по-другому. Всегда находятся люди, которые не могут бежать, молчать, прятаться от опасностей. Они гибнут раньше других, потому что лучше. И гибель их не бессмысленна: что-то она рождает в душах людей, что-то очень важное.
    7)Проблема счастья.
    1. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» подводит нас, читателей, к мысли о том, что не в богатстве, не в знатности, не в славе выражается счастье, но в любви, всепоглощающей и всеобъемлющей. Такому счастью нельзя научить. Князь Андрей перед смертью определяет своё состояние как «счастье», находящееся в нематериальных и внешних влияний души, – «счастье любви»… Герой как будто возвращается к поре чистой юности, к вечно живым родникам естественного бытия.
    2.Чтобы быть счастливым, надо запомнить пять простых правил. 1.Освободи своё сердце от ненависти – прости. 2.Освободи своё сердце от волнений – большинство из них не сбываются. 3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь. 4.Отдавай больше. 5.Ожидай меньше.
    8)Моё любимое произведение.
    Говорят, что каждый человек в своей жизни должен вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Мне кажется, в духовной жизни никому не обойтись без романа Л.Н.Толстого « Война и мир». Я думаю, эта книга создаёт в душе человека тот необходимый нравственный фундамент, на котором можно уже возводить храм духовности. Роман является энциклопедией жизни; судьбы и переживания героев актуальны и по сей день. Автор призывает нас учиться на ошибках персонажей произведения и жить «настоящей жизнью».
    9)Тема дружбы.
    Андрей Болконский и Пьер Безухов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» – люди «кристально честной, хрустальной души». Они составляют духовную элиту, нравственное ядро до «мозга костей» прогнившего общества. Это друзья, их связывает живость характера и души. Оба ненавидят «карнавальные маски» высшего света, взаимно дополняют друг друга и становятся необходимы друг другу, несмотря на то, что такие разные. Герои ищут и познают истину – такая цель оправдывает ценность их жизни и дружбы.
    10)Вера в Бога. Христианские мотивы.
    1.В образе Сони Ф.М.Достоевский олицетворяет «Божьего человека», не утратившего в жестоком мире связи с Богом  страстное стремление к «Жизни во Христе». В страшном мире романа « Преступление и наказание» эта девушка  – нравственный  светлый луч, который согревает сердце преступника. Родион исцеляет свою душу и возвращается к жизни вместе с Соней. Получается, что без Бога нет жизни. Так думал Достоевский, так позже писал Гумилёв:
    Есть Бог, есть мир, они живут вовек;
    А жизнь людей мгновенна и убога,
    Но всё в себя вмещает человек,
    Который любит мир и верит в Бога.
    2.Герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» читают притчу о воскресении Лазаря. Через Соню блудный сын – Родион возвращается к настоящей жизни и Богу. Лишь в конце романа он видит  «утро», а под подушкой у него лежит Евангелие. Библейские сюжеты стали основой произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя. У поэта Николая Гумилёва есть прекрасные слова:
    Есть Бог, есть мир, они живут вовек;
    А жизнь людей мгновенна и убога,
    Но всё в себя вмещает человек,
    Который любит мир и верит в Бога.
    11)Патриотизм.
    1.Истинные патриоты в романе Л.Н.Толстого « Война и мир» не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.
    Пьер Безухов  отдаёт свои деньги, продаёт имение, чтобы экипировать полк. Истинными патриотами были и те, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Отечество в  опасности». Русские мужики, одетые в солдатские шинели, яростно сопротивляются врагу, потому что чувство патриотизма для них свято и неотъемлемо.
    2.В поэзии Пушкина мы находим источники чистейшего патриотизма. Его «Полтава», «Борис Годунов», все обращения к Петру Великому, «клеветникам России», его стихотворение, посвященное   Бородинской  годовщине, свидетельствуют о глубине народного чувства и силе патриотизма, просвещённого и возвышенного.
    12)Семья.
    Особые симпатии у нас, читателей, вызывает семья Ростовых в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», в поведении которой проявляются высокое благородство чувств, доброта, даже редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Чувство семьи, которое в мирной жизни свято берут Ростовы, окажется исторически значимым в ходе Отечественной войны 1812 года.
    13)Совесть.
    1.Наверное, мы, читатели, меньше всего ожидали от Долохова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» извинения перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Мы как бы видим Долохова с другой стороны и ещё однажды удивимся, когда он с другими казаками и гусарами освободит партию пленных, где будет и Пьер, когда он с трудом будет говорить, увидев  неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.
    2.Совестливый  – значит порядочный, честный человек, наделённый чувством достоинства, справедливостью, добротой. Спокоен и счастлив тот, кто живёт в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с ней ради сиюминутной выгоды или отрёкся от неё из личного эгоизма.
    3.Мне кажется, что вопросы совести и чести для Николая Ростова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» – это нравственная сущность порядочного человека. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. И ещё однажды Ростов удивил меня, когда вступил в наследство и принял все долги отца. Так обычно поступают люди чести и долга, люди  с развитым чувством совести.
    4.Лучшие черты Гринёва из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», обусловленные воспитанием, проявляются в минуты суровых испытаний и помогают ему с честью выйти из трудных ситуаций. В условиях бунта герой сохраняет человечность, честь и верность себе, он рискует жизнью, но не отступает от веления долга, отказываясь присягать Пугачёву и идти на компромиссы.
    14)Образование. Его роль в жизни человека.
    1.А.С.Грибоедов под руководством опытных учителей получил хорошее первоначальное образование, которое продолжил в Московском университете. Современников писателя поражал уровень его образования. Он окончил три факультета (словесное отделение философского факультета, естественно-математический и юридический факультеты) и получил учёные звания  кандидата этих наук. Грибоедов изучил греческий, латинский, английский, французский и немецкий языки, владел арабским, персидским и итальянским языками. Александр Сергеевич увлекался театром. Это был один из прекрасных писателей и дипломатов.
    2.М.Ю.Лермонтова мы относим к числу великих писателей России и прогрессивной дворянской интеллигенции. Его называли революционным романтиком. Хотя Лермонтов оставил университет, потому что руководство сочло его пребывание там нежелательным, поэт отличался высоким уровнем самообразования. Он рано начал писать стихи, прекрасно рисовал, музицировал. Лермонтов постоянно развивал свой талант и оставил потомкам богатое творческое наследие.
    15)Чиновники. Власть.
    1.И.Крылов, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин в своих произведениях высмеивали тех чиновников, которые унижают подчинённых и угодничают перед  вышестоящими. Писатели осуждают их за грубость, равнодушие к народу, казнокрадство и взяточничество. Недаром Щедрина называют прокурором общественной жизни. Его сатира была насыщена острым публицистическим содержанием.
    2.В комедии «Ревизор» Гоголь показал населяющих город чиновников – воплощение бесчинствующих в нём страстей. Он обличил всю бюрократическую систему, изобразил пошлое общество, погрузившееся во всеобщий обман. Чиновники далеки от народа, заняты только материальным благополучием. Писатель не только разоблачает их злоупотребления, но и показывает, что они приобрели характер «болезни». Перед начальством Ляпкин-Тяпкин, Бобчинский, Земляника и другие персонажи готовы унижаться, а простых просителей за людей не считают.
    3.Наше общество перешло  на новый виток управления, поэтому в стране изменились порядки, ведётся борьба с коррупцией, проверки. Грустно узнавать во многих современных чиновниках, политиках пустоту, прикрытую равнодушием. Гоголевские типы не исчезли. Они существуют в новом обличии, но с тою же пустотою и пошлостью.
    16)Интеллигентность. Духовность.
    1.Я оцениваю интеллигентного человека по его умению вести себя в обществе и по духовности. Андрей Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» – мой любимый герой, которому могут подражать юноши нашего поколения. Он умён, образован, интеллектуален. Ему присуще такие черты характера, составляющие духовность, как чувство долга, чести, патриотизма, милосердие. Андрею претит свет с его мелочностью  и фальшью. Мне кажется, что подвигом  князя является не только то, что он бросился со знаменем на врага, а ещё и то, что сознательно отказался от ложных ценностей, выбрав сострадание, добро и любовь.
    2.В комедии  «Вишнёвый сад» А.П.Чехов  отказывает в интеллигентности людям, которые ничего не делают, к труду не способны, ничего серьёзного не читают, о науках только говорят, а в искусстве понимают мало. Он считает, что человечество должно совершенствовать свои силы, много работать, помогать страждущим, стремиться к нравственной чистоте.
    3.У Андрея Вознесенского есть прекрасные слова: «Есть русская интеллигенция. Вы думаете – нет? Есть!»
    17)Мать. Материнство.
    1.С трепетом и волнением вспоминал свою мать А.И.Солженицын, которая ради своего сына пожертвовала многим. Преследуемая властями из-за «белогвардейства» мужа, «былого богатства» отца,  она не могла работать в учреждении, где хорошо платили, хотя прекрасно знала иностранные языки, изучила стенографию и машинопись. Великий писатель благодарен матери за то, что она сделала всё, чтобы привить ему разносторонние интересы, дать высшее образование. В его памяти мать осталась образцом общечеловеческих  нравственных ценностей.
    2.В.Я.Брюсов связывает с любовью тему материнства и слагает восторженное славословие женщине-матери.  Такова гуманистическая традиция русской литературы: поэт считает, что движение мира, человечества идёт от женщины – символа любви, самопожертвования, терпения и понимания.
    18)Труд-лень.
    Валерий Брюсов создал гимн труду, в котором есть и такие страстные строки:
    И на место в жизни право
    Только тем, чьи дни – в трудах:
    Только труженикам – слава,
    Только им – венок в века!
    19)Тема любви.
    Каждый раз, когда Пушкин писал о любви, его душа просветлялась. В стихотворении: «Я вас любил…» чувство поэта тревожно, любовь ещё не остыла, она живёт в нём. Светлая печаль вызвана безответным сильным чувством. Он признаётся любимой,  и как сильны и благородны его порывы:
    Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
    То робостью, то ревностью томим…
    Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью,  выражено просто и непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. Вот истинная сила любви, которая противостоит суете, равнодушию, серости!
    20)Чистота языка.
    1.За свою историю Россия пережила три  эпохи засорения русского языка. Первая случилась при Петре 1, когда только морских терминов иноязычных слов насчитывалось свыше трёх тысяч. Вторая эпоха пришлась на революцию 1917 года. Но самое мрачное время для нашего языка – конец XX – начало XXI веков, когда мы стали свидетелями деградации языка. Чего стоит только одна фраза, звучащая по телевидению: «Не тормози – сникерсни!»  Американизмы захлестнули нашу речь.  Уверен, что за чистотой речи надо строго следить, необходимо искоренить канцеляризмы, жаргонизмы, обилие иностранных слов, которые вытесняют красивую, правильную литературную речь, являющуюся эталоном  русской классики.
    2.Пушкину не довелось спасать Отечество от врагов, но дано было украсить, возвысить и прославить его язык. Поэт извлёк из русского языка неслыханные звуки и «ударил по сердцам»  читателей с неведомой силой. Пройдут века, но эти стихотворные сокровища останутся для потомков во всём обаянии их красоты и никогда не утратят своей силы и свежести:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим!
    21)Природа. Экология.
    1.Для поэзии И.Бунина свойственно бережное отношение к природе, он переживает за её cохранение, за чистоту, поэтому в его лирике много ярких, сочных красок любви и надежды. Природа питает поэта оптимизмом, через её образы он выражает свою жизненную философию:
    Пройдёт моя весна, и этот день пройдёт,
    Но весело бродить и знать, что всё проходит,
    Меж тем как счастье  жить вовеки не умрёт…
    В стихотворении «Лесная дорога» природа – источник счастья и красоты для человека.
    2.Книга В.Астафьева «Царь-рыба» состоит из множества очерков, рассказов и новелл. В главах «Сон о белых горах» и «Царь-рыба» рассказывается о взаимодействии человека с природой. Писатель с горечью называет причину истребления природы – это духовное оскудение человека. Его единоборство с рыбой имеет печальный исход. Вообще, в своих рассуждениях о человеке и окружающем мире Астафьев делает вывод о том, что природа – храм, а человек – часть природы, а потому обязан оберегать этот общий дом для всего живого, сохранять его красоту.
    3.Аварии на атомных электростанциях оказывают влияние на жителей целых континентов, даже всей Земли. Они имеют долговременные последствия. Много лет  назад произошла самая страшная техногенная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС. Больше всего пострадали территории Белоруссии, Украины и России. Последствия катастрофы глобальны. Впервые в истории человечества промышленная авария достигла такого масштаба, что её последствия можно найти в любой точке земли. Многие люди получили страшные дозы радиации и умерли мучительной смертью. Чернобыльское загрязнение продолжает вызывать повышение смертности населения всех возрастов. Заболевание раком – одно из типичных проявлений последствия облучения. Авария на АЭС повлекла за собой снижение рождаемости, увеличение смертности, генетические нарушения … Люди должны помнить о Чернобыле ради будущего, знать об опасности радиации и делать всё, чтобы подобные катастрофы никогда больше не повторялись.
    22)Роль искусства.
    О влиянии искусства на человека написала моя современница – поэт и прозаик Елена Тахо-Годи:
    И без Пушкина можно прожить
    И без музыки Моцарта тоже –
    Без  всего, что духовно дороже,
    Без сомнения,  можно прожить.
    Даже лучше, спокойнее, проще
    Без нелепых страстей и тревог
    И беспечней, конечно,
    Только как этот вынести срок?..
    23)О братьях наших меньших.
    1.Мне сразу вспомнилась удивительная повесть «Приручи меня», где Юлия Друнина рассказывает о несчастном, дрожащем от голода, страха и холода, никому не нужном зверьке на рынке, который как-то сразу превратился в домашнего идола. Ему радостно поклонялась вся семья поэтессы. В другой же повести, название которой символично,-  «В ответе за всех, кого приручил»,  она скажет, что отношение к «братьям нашим меньшим», к существам, от нас полностью зависящим, – это «пробный камень» для каждого из нас.
    2.Во многих произведениях Джека Лондона человек и животные (собаки) идут по жизни бок о бок и помогают друг другу во всех ситуациях. Когда на сотни километров снежного безмолвия ты являешься единственным представителем рода людей, нет лучшего и более преданного помощника, чем собака, к тому же, в отличие  от человека, она не способна на ложь и предательство.
    24)Родина. Малая Родина.
    У каждого из нас есть своя малая родина – то место, с которого начинается наше первое восприятие окружающего мира, постижение любви к стране. У поэта Сергея Есенина самые дорогие воспоминания связаны с Рязанской деревней: с синью, упавшей в реку, малиновым полем, берёзовой рощей, где он испытывал «озёрную тоску» и щемящую грусть, где подслушал плач иволги, разговор воробьёв, шелест травы. И я сразу представила себе  то красивое росное утро, которое встречал в детстве поэт  и которое подарило ему святое «ощущение родины»:
    Выткался над озером
    Алый свет зари…
    25)Историческая память.
    1.А.Твардовский писал:
    Прошла война, прошла страда,
    Но боль взывает к людям.
    Давайте,  люди,  никогда
    Об этом не забудем.
    2.Народному подвигу в Великой Отечественной войне посвящены произведения многих поэтов. Память о пережитом не умирает. А.Т.Твардовский пишет о том, что кровь павших пролита не напрасно: оставшиеся в живых должны сохранить мир, чтобы потомки жили счастливо на земле:
    Завещаю в той жизни
    Вам счастливыми быть
    И родимой отчизне
    С  честью дальше служить.
    Благодаря  им, героям войны, мы живём в мире. Горит Вечный огонь, напоминая нам об отданных за родину жизнях.
    26)Тема красоты.
    Сергей Есенин в своей лирике воспевает всё прекрасное. Красота для него – это мир и гармония, природа и любовь к родине, нежность к любимой: «Как прекрасна Земля и на ней человек!»
    Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство красоты, потому что мир  не будет бесконечно меняться, но всегда останется то, что радует глаз и волнует душу. Мы замираем от восторга, слушая вечную музыку, рождённую вдохновением, любуемся природой,  читаем стихи… И любим, боготворим, мечтаем о чём-то загадочном и прекрасном. Красота – это всё то, что дарит счастье.
    27)Мещанство.
    1.В сатирических комедиях «Клоп» и «Баня» В.Маяковский высмеивает такие пороки, как мещанство и бюрократизм. В будущем нет места главному герою пьесы «Клоп». Сатира Маяковского несёт острую направленность, выявляет недостатки, которые имеются  в  любом обществе.
    2. В одноимённом рассказе А.П.Чехова  Ионы ч- олицетворение   страсти к деньгам. Мы видим обнищание его духа, физическое и духовное «отрешение». Писатель поведал нам о потере личности, ничем невозместимой растрате времени – ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности перед самим собой и обществом. Воспоминания о кредитных бумажках, которые он  с  таким удовольствием вынимает по вечерам из карманов, гасят в нём чувства любви и добра.
    28)Великие люди. Талант.
    1.Омар Хайям  – великий, блестяще образованный человек, проживший интеллектуально насыщенную жизнь. Его рубаи – история восхождения души поэта к высокой истине бытия. Хайям не только поэт, но и мастер прозы, философ, поистине великий человек. Он умер,  и на «небосводе» человеческого духа уже почти тысячу лет сияет его звезда, и её свет, манящий и таинственный,  не тускнеет, а наоборот, делается ярче:
    Будь я Творцом, Властителем высот,
    Испепелил бы старый небосвод.
    И натянул бы новый, под которым
    Не жалит зависть, злоба  не снуёт.
    2.Александр Исаевич Солженицын – честь и совесть нашей эпохи. Он участник Великой Отечественной войны, был награждён за проявленный в боях героизм. За неодобрительные высказывания в адрес Ленина и Сталина арестован и осуждён на восемь лет исправительных трудовых лагерей. В 1967 году он направил съезду писателей СССР  открытое письмо с призывом покончить с цензурой. Его, известного писателя,  подвергли преследованиям. В 1970 году ему присудили Нобелевскую премию в области литературы. Трудными были годы признания, но он вернулся в Россию, много писал, его публицистику причисляют к нравственным проповедям. Солженицына справедливо считают борцом за свободу и права человека, политиком, идеологом, общественным деятелем, служившим стране честно, самозабвенно. Его лучшие произведения – это «Архипелаг ГУЛАГ», «Матрёнин двор», «Раковый корпус»…
    29)Проблема материального обеспечения. Богатство.
    Универсальным мерилом всех ценностей многих людей, к великому сожалению,  стали в последнее время деньги, страсть к накопительству. Конечно, для многих граждан это является олицетворением благополучия, стабильности, надежности, безопасности, даже гарантом любви и уважения – как ни парадоксально это звучит.
    Таким, как Чичиков в поэме Н.В.Гоголя  «Мёртвые души» и многим российским  капиталистам,  не сложно было сначала «выслуживаться», льстить, давать взятки, быть «помыкаемыми», чтобы потом самим «помыкать» и брать взятки, жить роскошно.
    30)Свобода-Несвобода.
    На одном дыхании прочитала роман Е. Замятина «Мы».  Здесь прослеживается мысль о том, что может произойти с человеком, обществом, когда они,  подчиняясь  абстрактной  идее, добровольно отказываются от свободы. Люди превращаются в придаток машины, в  винтики. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери  имени как потери собственного «я».
    31)Проблема времени.
    В  течение  долгой творческой жизни Л.Н. Толстому постоянно не хватало времени. Его рабочий день начинался с рассвета. Писатель впитывал утренние запахи, видел восход солнца, пробуждение и ….  творил. Он старался опередить время, предостерегая человечество от нравственных катастроф. Этот мудрый классик то шёл в ногу со временем, то на шаг опережал его. Творчество  Толстого до сих пор востребовано во всём мире : «Анна Каренина», «Война и мир»,  «Крейцерова соната»…
    32)Тема нравственности.
    Мне кажется, что моя душа – это цветок,  который  ведёт меня  по жизни так, что я живу   по совести, а духовная сила человек а- это та светящаяся материя, что соткана миром моего солнца. Мы должны жить по заповедям Христа, чтобы  человечество было гуманным. Чтобы быть нравственным, надо много работать над собой :
    А Бог молчит,
    За тяжкий грех,
    За то, что, в Боге  усомнились,
    Он наказал любовью всех,
    Что б в муках верить научились.
    33) Тема космоса.
    Ипостась поэзии Т.И. Тютчев а- это мир Коперника, Колумба, дерзостной  личности, выходящей к  бездне. Этим и близок поэт мне, человеку  века неслыханных открытий, научных дерзаний, покорения Космоса. Он вселяет в нас ощущение беспредельности мира, его величия и тайны. Ценность человека определяется способностью восторгаться и изумляться. Этим  «космическим чувством» был наделён Тютчев как никто другой.
    34)Тема столицы – Москвы.
    В поэзии Марины Цветаевой Москва – величественный город. В стихотворении «Над синевою подмосковных рощ …..» звон московских колоколов  бальзамом проливается  на душу слепцов . Этот город является для Цветаевой священным. Она признается ему в любви, которую впитала, кажется, с  молоком  матери, и передала собственным детям:
    И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
    Легче дышится,  чем на всей земле!
    35)Любовь к Родине.
    В стихотворениях  С. Есенина мы ощущаем полное  единение лирического героя с Россией. Сам поэт скажет, что чувство Родины – основное в его творчестве. Есенин не сомневается в необходимости перемен в жизни.  Он верит в будущие события,  которые разбудят дремлющую Русь . Поэтому  создал такие произведения, как  «Преображение» , «О Русь, взмахни крылами»:
    О Русь, взмахни крылами,
    Поставь  иную крепь!
    С иными именами
    Встаёт иная степь.
    36)Тема памяти войны.
    1. «Война и мир» Л.Н.Толстой, «Сотников» и «Обелиск» В.Быкова –  все эти произведения объединены темой войны, неотвратимым бедствием врывается она, затягивая в кровавый водоворот событий. Ужас её и бессмысленность, ожесточение  наглядно показал  Лев Толстой в своём романе «Война и мир». Любимые герои писателя осознают ничтожество Наполеона, нашествием которого были лишь развлечения честолюбца, оказавшегося на троне в результате дворцового переворота. В противовес ему показан образ Кутузова, который руководствовался в этой войне иными мотивами. Не ради славы и богатства воевал он, но ради верности Отечеству и долгу.
    2.  68 лет Великой победы отделяют нас от Великой Отечественной войны. Но время не снижает интереса к этой теме, обращает внимание моего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам мужества и подвига советского солдата – героя, освободителя, гуманиста. Когда гремели пушки, музы не молчали. Воспитывая любовь к Родине, литература воспитывала и ненависть к врагу. И этот контраст нёс в себе высшую справедливость, гуманизм. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А.Толстого, «Наука ненависти»  М.Шолохова, «Непокорённые» Б.Горбатого…

  5. Проблема совести интересует многих исследователей в сфере психологии. Например, феномен детской жестокости позволяет сделать вывод о том, что детям, как и животным, совесть неизвестна. Она не является врожденным инстинктом. Считается, что механизм возникновения совести заключается в следующем:
    Взрослые учат ребенка различать понятия «добра» и «зла».
    Это различение закладывается в процессе подкрепления хорошего поведения и наказания за плохое.
    При этом ребенка не только наказывают, но и объясняют, почему именно его действия оказались плохими.
    Затем по мере взросления ребенок учится самоосуждению за сделанные проступки.

    Совесть в литературе

    Одним из самых часто упоминаемых аргументов из литературы по проблеме совести является моральная дилемма Родиона Раскольникова. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» решается на убийство. Раскольников озлоблен из-за своего бессилия помочь родным людям, подавлен из-за бедности. Он жаждет мести за нищих людей и решает убить отвратительную старуху-процентщицу. Проблема совести в этом произведении раскрывается в действиях главного героя: он идет на сделку с самим собой. Преступление должно доказать Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «властелин, который может творить судьбы людей».

  6. Итоговое сочинение на тему “Совесть и бесчестие”: введение, аргументы, заключение
    Может ли человек совершать бесчестные поступки неосознанно? Может ли человеческая глупость повлечь за собой зло? Что такое честь и что значит бесчестие? Эти вопросы поднимаются в произведениях “Довольный человек” И. С. Тургенева и “Фальшивая монета” Шарля Бодлера.
    Введение:
    Честь всегда имела для человечества ценность. Данное понятие служит для нас критерием оценки своих и чужих поступков. Достойного человека определяют такие качества, как доброта, правдивость, смелость и справедливость.
    Я считаю, что честь человека измеряется совестью. Именно она оберегает нас от осознанного совершения безнравственных поступков. Если же человек не понимает всей низости содеянного, не видит границу между добром и злом, его совесть молчит.
    Тезис: Поэтому, как мне кажется, люди часто совершают бесчестные поступки неосознанно.
    Аругумент из произведения “Довольный человек”:
    Подобную ситуацию описывает стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек». Величайшую проблему человечества писатель уместил всего в одно предложение: «Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого — и сам поверил ей».
    По моему мнению, персонаж принял сплетни за правду, потому что забыл о том, что сам когда-то сказал все это. Значит он не вынашивал эту мысль в голове, не планировал запятнать чужую репутацию, а сделал это спонтанно. Возможно на этот поступок его толкнула, зависть или мелкая обида. Но итог один, человек сделал зло и сам этого не заметил.
    Между тем, юноша очень весел и доволен. Ему не стыдно признаться себе, что он рад чужим проблемам, а это говорит о том, что человек не понимает, насколько гадкие мысли живут в его голове.
    Аргумент из произведения “Фальшивая монета”:
    Проблему неосознанного бесчестия затронул и Шарль Пьер Бодлер в небольшом произведении «Фальшивая монета». Французский поэт с негодованием рассказывает о бесчестном поступке. Его друг подал щедрую милостыню бедняку, что несомненно заслуживает уважения. Но тот спокойно признался в том, что монета была фальшивой.
    Конечно, подделка могла быть разменяна на настоящие деньги, что было бы очень кстати для голодающего. Но также она могла стать причиной больших неприятностей для бедняка. Несмотря на это, автор был готов простить другу столь низкий поступок, полагая, что фальшивая монета была подана с целью развлечения или ради эксперимента.
    Однако друг не желал бедняку зла, он даже не задумывался о последствиях. Фальшивая монета была всего лишь попыткой проявить милосердие без собственных потерь, что еще больше разочаровало рассказчика. «Самый непростительный порок – творить зло по глупости» – заключил Шарль Бодлер.
    В нашем мире всегда находится место для бесчестия. И если человек совершает низкий поступок осознанно, он будет наказан, как минимум, собственной совестью. Тогда еще есть надежда, что бесчестный одумается, попытается исправить содеянное или, по крайней мере, не повторит подобного.
    Но если человек не видит границ и не понимает тяжести последствий, он будет творить зло без остановки. Именно поэтому важно думать не о том, как «приобрести» честь, а о том, как ее не потерять.
    Заключение:
    В нашем мире всегда находится место для бесчестия. И если человек совершает низкий поступок осознанно, он будет наказан, как минимум, собственной совестью. Тогда еще есть надежда, что бесчестный одумается, попытается исправить содеянное или, по крайней мере, не повторит подобного.
    Но если человек не видит границ и не понимает тяжести последствий, он будет творить зло без остановки. Именно поэтому важно думать не о том, как «приобрести» честь, а о том, как ее не потерять.

  7. С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть — внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей.
    Поступок, совершённый целиком по совести, — это свободный поступок.
    Полный текст
    Сочинение
    К сожалению, в современном мире обесценилось множество вечных нравственных устоев, хорошее смешалось с плохим, достойное с похабным, и среди нравственных ориентиров остались лишь те, подавить которые нельзя ни одной пропагандой. В своем тексте Д.А. Гранин предлагает нам задуматься над вопросом: «Что такое совесть?».
    Анализируя проблему, рассказчик приводит в пример случай из своей жизни, в котором ему пришлось столкнуться с поступком, попадающим в ранг совестливых. Герой описывает панихиду великого писателя, М.М. Зощенко, на которой, к удивлению автора, до определенного момента не было сказано ни слова про трагедию из жизни этого человека, про травлю и постановление ЦК. Однако в один момент Дом писателя пронзил крик раскаяния, поступок поистине совестливого человека: к гробу прорвался Леонид Борисов и громко, надрывно, всколыхнув толпу, стал просить у М.М. Зощенко прощение за то, что в тяжелый момент жизни советского писателя никто не смог его защитить. Автор обращает наше внимание на то, что Леонид Борисов не собирался произносить речь, однако «что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой».
    Автор считает, что совесть – это внутренний судья человека, никак не связанный с доносчиками и стукачами, которые были популярны в СССР, их поведение никак не было связано с их личностью и душой. Совестью можно назвать черту духовного облика человека, выражающую его способность к внутренней оценке своего поведения, чувств, а также поведения других людей.
    Я полностью согласна с мнением Д.А. Гранина и тоже считаю, что совесть существует в качестве внутреннего ограничителя человека, и вместе с тем она способна заставить нас совершать действия и поступки зачастую совершенно безрассудные. Совесть существует отдельно от разума, предприимчивости, логики – она относится лишь к душе человека, и поэтому поступок, совершенный по совести, всегда верный.
    Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был движим идеей мести за всех бедных и обездоленных людей своего времени. Родионом Раскольниковым руководила идея о «тварях дрожащих» и «право имеющих», и в его философии одним из пунктов было убийство людей – что и стало одной из главных причин краха подобного стремления. Родион решил пойти на сделку с собственной совестью, проверить, способен ли он сам жить по своей теории, однако его чувства, его внутренний гуманизм оказался сильнее, и за убийство старушки герой поплатился невыносимыми муками совести, в итоге приведшие его на каторгу. Лишь спустя годы в голову к Родиону Раскольникову пришла мысль о том, что зло нельзя искоренить злом, все совершенные им до этого поступки приносили ему дискомфорт собственной низостью и бесчеловечностью, – осознав это, он обрел гармонию в душе и начал жить «по совести».
    Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с самой юности жил по законам чести и совести. Все поступки Петра Гринева были свершены под влиянием его «внутреннего судьи» – он, вопреки возражениям Савельича, честно возвращает карточный долг, благодарит путника за помощь заячьим тулупчиком и вместе с тем спасает его от гибели от обморожения. Герой, исходя лишь из собственных соображений и руководствуясь лишь собственными чувствами, защищает честь девушки на дуэли и позже становится ответственным за судьбу бедной сиротки. Жить по совести было главным для молодого дворянина, именно поэтому его можно считать достойным примером для многих людей.
    Таким образом, можно сделать вывод, что совесть позволяет жить человеку в гармонии с собой и с внешний миром, и одновременно может стать причиной долгих мук. Это чувство тесно переплетается с нравственностью и честью и образует крепкий внутренний костяк человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *