Сочинение на тему русский язык 11 класс

8 вариантов

  1. Тема: «Подготовка к сочинению – рассуждению (часть С)».
    Цели:
    Образовательные:
    систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.
    Развивающие:
    использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;
    Воспитательные:
    создать условия для формирования коммуникативной личности
    Оборудование:
    компьютер и проектор;
    презентация к уроку;
    раздаточный материал (текст В. Коломийцева и Ф.Кривина, Ю.Бондарева с заданием по типу ЕГЭ, сочинение учащегося по одному из текстов, таблицы для заполнения, критерии оценивания ответа задания С1);
    рабочие тетради для работы над частью С.
    Тип урока: урок – практикум

    Ход урока

    Организационный момент.
    Вступительное слово учителя.
    Мотивация.
    Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний.
    Релаксация.
    «Работаем экспертами».
    Работа над речевым оформлением сочинения – рассуждения.
    Работа с текстом.
    Подведение итогов урока.
    Домашнее задание.

    1. Организационный момент.

    Учитель: Сегодня мы продолжим повторение изученного материала и подготовку к части С. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока.
    (Сообщение учителем темы и целей урока.)
    В течение урока нам нужно закрепить такие понятия как проблема текста, авторская позиция, комментарий к проблеме, аргументация собственного мнения.

    2. Вступительное слово учителя.

    Анализ результатов ЕГЭ по русскому показывает, что одним из самых сложных для выпускников 11 класса является интерпретация текста с комментированием его проблематики и аргументацией собственного мнения. Сегодня мало кто из учащихся охотно пишет сочинения, еще меньшее количество умеет делать это хорошо1. Но набрать достаточное количество баллов на ЕГЭ по русскому языку без выполнения части С практически невозможно2, поэтому на нашем уроке вспомним изученное на примере новых текстов, еще раз заострив внимание на требованиях , предъявляемых при проверке части С, и специфических особенностях данной работы.

    3. Мотивация.

    (Цель: подготовка к основному этапу урока, систематизация знаний о тексте)
    Учитель: Что же такое сочинение?
    Ученик: Это текст.
    Учитель: Перечислите, пожалуйста, основные признаки текста.
    Ученик: Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически, состоит из 3 основных частей.
    Учитель: В чем особенность сочинения – рассуждения?
    Ученик: Сочинение – рассуждение строится по определенному принципу:
    Тезис.
    Аргументы.
    Вывод.
    Значит, наше сочинение будет иметь такую же композицию.

    4. Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний.

    (Цель: совершенствование умений анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение)
    Учитель: Перед вами критерии проверки части С. Опираясь на них, расскажите о структуре сочинения – рассуждения на основе исходного текста.
    Ученик:Примерный план сочинения – рассуждения выглядит следующим образом:
    Вступление (может и не быть)
    Проблема текста.
    Комментарий к проблеме (только текстуальный).
    Позиция автора.
    Согласие/несогласие (корректное) с автором.
    Аргументация собственного мнения.
    Вывод.
    Учитель: Очень важно запомнить, что абзацев в сочинении может быть 3, 4, но всё-таки лучше каждую часть (в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности, чтобы эксперту было легче проверять.
    Разработчики контрольно – измерительных материалов в основном отбирают тексты современных авторов. Назовите, пожалуйста, темы, над которыми мы уже работали.
    Ученик: Готовясь к сочинению – рассуждению, мы столкнулись с текстами как взятыми из классической литературы, так и написанными современными авторами на различные темы, например:
    о влиянии музыки;
    о благородстве;
    о сущности человеческой личности;
    о любви и ревности;
    о настоящей доброте;
    о смысле жизни;
    о дружбе;
    о взаимоотношениях подростков;
    о влиянии живописи на душевный мир человека;
    о счастье;
    о современной молодежи и др.
    Учитель: Обратите внимание на темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы. Над некоторыми нам еще предстоит продолжить работу.
    Хочу еще раз заострить ваше внимание на том, что тема и проблема текста – это не одно и то же!
    Итак, наша первоочередная задача – правильно выявить проблему текста, т.к. именно она задает тон всей будущей работе. Читая внимательно текст, отслеживайте проблемы, помните, что их в тексте может быть две, три и более. Необходимо найти только одну, которую легче всего будет прокомментировать и аргументировать. Иначе, если проблема определена и сформулирована неверно, следовательно, и комментарий, и аргументация окажутся неправильными, тогда вся творческая работа, проделанная вами, не будет оценена больше 5-8 баллов.
    Что же такое проблема?
    Ученик: Это основной вопрос, над которым задумывается автор.
    Учитель: Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением,
    Хочу напомнить вам основные категории проблем, а вы будете дополнять их литературными примерами:

    Человек и общество.

    Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека. Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.
    Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?
    Проблема патриотизма. Что такое истинный и ложный патриотизм?
    Проблема выбора профессии.

    Человек и природа.

    Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
    Влияние природы на человека.
    Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

    Человек и человек.

    Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми)
    Проблема взаимоотношения отцов и детей. Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?
    Проблема любви / ревности, дружбы/предательства.
    Проблема взаимоотношения подростков.

    Человек и культура/искусство

    Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.
    Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?
    Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Влияние сотовой связи на культуру поведения человека.
    Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

    Человек и язык/речь

    Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцеляризма и заштампованности речи.

    Человек и нравственные ценности

    Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое совесть, честь? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным? 3
    « Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека , которой касается автор текста.»4 Какими бывают проблемы?
    Ученик: Проблемы бывают злободневными, актуальными, острыми, важными, серьёзными, назревшими, наболевшими, неразрешимыми, спорными и т.д.
    Учитель: Особую трудность при анализе вызывают художественные тексты, в которых «от ученика требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей»5. Попрошу вас особое внимание уделить текстам В.П.Астафьева как публицистическим, так и художественным, в которых проблема чаще всего располагается в конце, вспомните, например, текст о плюще. А что же делать, если перед вами оказался текст, в котором не так – то просто определить проблему? Воспользуйтесь следующим алгоритмом:
    Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
    Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
    Запишите его. Это и есть проблема текста.
    Но, как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются публицистические тексты, в которых проблема лежит на поверхности.
    Начать своё сочинение можно, конечно, и с различных речевых клише, но лучше всё-таки продумать риторический вопрос, в котором будет отражена проблема текста. Такая работа «смотрится» выгоднее.
    А теперь давайте ознакомимся с текстом В.Коломийцева:
    Она, вся в лучах заходящего солнца, склонившись на перила, стояла на пирсе. Чувство одиночества мучило её уже третий день. Мимо проходили люди, торопящиеся по своим делам, они спешили – никому в их суматошном мире не было дела до неё. Тихие слёзы отчаянья вдруг вырвались наружу, закружив в радужном хороводе всё вокруг.
    Наташа зажмурила глаза, сжала руки в кулаки и с твёрдым намереньем ступила на край пирса. Но вдруг в голове мелькнул образ мамы, тихий, светлый и печальный. Мама взглянула на неё как бы с укором, и Наташа поняла, что если она сейчас шагнёт в холодную мартовскую воду, то больше никогда не увидит этих глаз, лучистых и добрых, не услышит такого знакомого и нежного «доченька», не почувствует родного тепла, когда оно так необходимо.
    «Господи, что же я делаю? – пронеслось в голове девушки. – Как же я могла подумать, что никому не нужна?»
    Наташа в решительности убрала ногу от края. Теперь она точно знала, кто её ждёт, и спешила в тепло материнского дома.
    Учитель: Сколько проблем вы обнаружили в тексте?
    Ученики: Две.
    Учитель: Назовите их.
    (Учащиеся называют увиденные проблемы)
    Учитель: Хорошо. Сформулируем проблему в виде риторического вопроса, запишем её в таблицу, причём первый ряд работает по одной проблеме, а второй – по другой.

    Комментарии по проблеме текста

    Согласно критериям, далее следует написать комментарий – это рассуждение, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. «Комментарий показывает, насколько глубоко и полно ученик понял проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследить за ходом авторской мысли. Иначе говоря, комментарий должен показать , насколько правильно экзаменуемый понял текст»6.
    Напомню, что существует два типа комментариев: текстуальный и концептуальный.
    Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. По собственному опыту вы знаете, что написать его достаточно сложно. Но, отвечая на следующие вопросы, можно построить его довольно удачно:
    Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
    На чем заостряет внимание ( рассматривает проблему на примере из собственной жизни или литературного героя, путём сопоставления или сравнения чего-то или кого-то, акцентируя внимание на причинах порока или способах борьбы и т.д.)? Почему?
    Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
    Какие эмоции автора выражены в тексте (возмущается, негодует, радуется, испытывает чувство гордости и т.д.)?
    Как выражено отношение автора к изображаемому ( отмечает, подчёркивает, обращает внимание читателя и т.д. )? В чем это проявляется?
    Актуальна ли данная проблема?
    «При концепционном комментировании в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.»7
    Согласно новым КИМам, допускается только текстуальный комментарий.
    Запомните, что пересказывать и чрезмерно цитировать текст нельзя! Старайтесь объяснить, как автор подводит читателя к своей авторской позиции.
    Поскольку комментарий располагается после формулировки проблемы, то логично его строить так, чтобы он подводил читателя к авторской позиции. Здесь можно использовать такой переход:
    Рассматривая данную проблему, автор подводит нас к выводу…
    Рассматривая данную проблему, автор обращает внимание читателя на …
    Разве не странно, что проблема…
    Таким образом, позиция автора заключается в том, что…
    Запомните, ребята, что эти «связующие» предложение очень важны, т.к. обеспечивают плавный переход от одной микротемы к другой.
    Давайте закрепим полученные знания. Для этого впишите, пожалуйста, ваш комментарий к проблеме, найденной в тексте В.Коломийцева, в ту же таблицу.
    Еще раз хочу напомнить, что нельзя выделять одну проблему, а комментировать другую.

    Авторская позиция

    Теперь давайте вспомним, что такое авторская позиция?
    Ученик: Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме.
    Учитель: Запомните, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, позиция автора и проблема связаны теснейшим образом и должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, то логика мысли в сочинении нарушена8.
    Особое внимание следует обратить на разграничение таких понятий, как автор, рассказчик и герой, т.к. автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Смешение этих понятий может привести к фактической ошибке.
    Позиция автора и героя-рассказчика, особенно если это художественное произведение, могут не совпадать, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.

    Как сформулировать авторскую позицию в сочинении?

    Правильно сформулировать авторскую позицию могут помочь ответы на следующие вопросы:
    Что хотел сказать автор?
    Какова цель его высказывания?
    Ради чего всё это написано?
    Как сам автор относится к проблеме?
    Какие мысли, чувства являются для автора ключевыми, чему может научить данный текст?9
    Запомните, что формулировать нужно точку зрения автора, а не свою! В тексте обычно есть оценочная лексика , которая поможет понять , что чувствует автор, подчеркните эти слова . Внимательно читайте задания А 28 и В 8 , очень часто в них звучит намёк на авторскую позицию или проблему текста.
    Чтобы избежать повторов слова «автор», воспользуйтесь сведениями о писателе под текстом, разнообразьте ими свою речь.
    Давайте снова обратимся к тексту В.Коломийцева. Скажите, легко ли в нем можно определить авторскую позицию? Если сложно, то почему? Используя накопленный опыт, впишите в таблицу позицию автора (работа проходит также по рядам).
    Еще один важный этап – аргументация собственного мнения.
    Аргументация – это приведение доказательств и примеров для обоснования собственной мысли.10
    Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все то, что может подтвердить тезис.
    Аргумент строится так же , как и сочинение – рассуждение , т.е. тезис (ваша позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором , но и объяснить свою точку зрения по поводу авторской позиции). А затем следует вывод. Сколько аргументов должно быть в вашем сочинении?
    Ученик: Аргументов должно быть два.
    Учитель: Правильно, причём второй лучше разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным, т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше.
    Существуют различные типы аргументов (логические, психологические (чувственные), иллюстративные, которые делятся на естественные и искусственные.
    К естественным аргументам относятся ссылки на общезначимый опыт, примеры из жизни, ссылки на авторитет, примеры из художественной литературы, ссылки на личный опыт.
    К искусственным аргументам относятся логические и чувственные (психологические).
    Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, разуму. К ним относятся:
    научные аксиомы;
    положения законов и официальных документов;
    законы природы, выводы, подтвержденные документально;
    заключения экспертов;
    цитаты из авторитетных источников;
    показания очевидцев;
    статистические данные;
    примеры из жизни или из художественной литературы.
    Чувственные или психологические аргументы – это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции, формируют определенное отношение описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:
    эмоциональная убежденность пишущего;
    ссылки на авторитетные источники;
    примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;
    указание на положительное и негативное последствие принятия тезиса автора;
    апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям ( сострадание, советь , честь и т.д.)11
    Иллюстративные аргументы. Важным элементом является иллюстрация , т.е. пример, поддерживающий аргумент. К этому типу аргументов мы уже обращались вначале.
    Опираясь на свой читательский (таблица с литературными примерами перед вами) и/или жизненный опыт, внесите в таблицу два аргумента по выбранной вами проблеме текста В.Коломийцева (работа также проходит по рядам).
    (После завершения работы ребята меняются листочками и оценивают работу соседа по парте по критериям проверки части С.)

    5.Релаксация

    Давайте немного успокоимся и отдохнем. (Звучит расслабляющая музыка)

    6.«Работаем экспертами».

    (Цель: создание условий для активного усвоения учебного материала, совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, систематизация знаний о критериях оценивания сочинения – рассуждения)
    Отдохнули? А теперь за работу! Давайте почувствуем себя экспертами экзаменационной комиссии. Перед вами одно из сочинений по изученному тексту В.Коломийцева. Предлагаю, воспользовавшись критериями, оценить его.

    7.Работа над речевым оформлением сочинения – рассуждения.

    (Цель: отработка навыков по речевому оформлению сочинения)
    Чтобы хорошо написать сочинение, нельзя не остановиться на смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения ( К5), точности и выразительности речи ( К6) 12, которые носят поощрительный характер. Чтобы получить высший балл за часть С, необходимо запомнить, что написанный текст должен иметь целостную структуру, а для этого необходимо использовать между предложениями цепную связь, которая обеспечивается при помощи:
    Лексических повторов (только не увлекайся ими);
    Однокоренных слов;
    Синонимов (в том числе и контекстных);
    Антонимов (в том числе и контекстных);
    Местоимений;
    Наречий времени, причины;
    Числительных;
    Вводных слов и сочетаний;
    Союзов, частиц;
    Порядка слов;
    Вопросительных и побудительных предложений;13
    Примечание: парцелляцией лучше не пользоваться, т.к. намеренный разрыв предложений, который в публицистической литературе считается нормой, в вашем сочинении может быть рассмотрен как грамматическая ошибка.
    В итоге еще раз хотелось бы напомнить: завершить свое сочинение нужно 1-2 предложениями по поводу размышлений над данной проблемой, только продумать его необходимо тщательно, все взвесив, чтобы не испортить ощущение от всей проделанной вами работы!
    Ввести заключение в текст помогут следующие типовые конструкции:
    В итоге я хочу сказать…
    В заключение важно отметить…
    Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
    Выходит, что… и др.

    8.Работа с текстом.

    (Цель: закрепить понятие о структуре сочинения – рассуждения, создание на уроке оптимальных условий для достижения наиболее высоких результатов качества знаний у выпускников, формирование умений учащихся применять полученные знания на практике)
    Учитель: Перед вами небольшая философская сказка Ф.Кривина:
    В семье Сверла радостное событие: сын родился.
    Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!
    И назвали сына Штопором.
    Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягком поучится.
    Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках . Когда же приходит пора и пробуют
    дать ему что-нибудь потвёрже ( посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
    Удивляются старые Свёрла: и как это сын от рук отбился?
    (Ф.Кривин)
    Опираясь на теоретические и практические знания, которые вы получили, напишите по ней сочинение – рассуждение, сохранив все его особенности. А затем поменяйтесь работами и оцените их в соответствии с критериями проверки.

    9.Подведение итогов урока.

    Советы, которые, надеюсь, вам пригодятся при написании сочинения (часть С ЕГЭ):
    а) читайте как можно больше – иначе вам нечего будет привести в качестве аргумента к собственному мнению, постоянно пополняйте таблицу «Проблема – литературный пример»;
    б) писать лучше по заранее отработанному тобой алгоритму;
    в) работа над сочинением не должна занимать больше 90 минут;
    г) ваша письменная речь должна быть чёткой и ясной, стараясь «ввернуть» в сочинение побольше вычурных фраз, рискуете потерять баллы по критериям К9 и К10; внимательно проверяйте сочинение на наличие ошибок. Слова и предложения, в написании которых не уверены, лучше заменить;
    д) внимательно следите за средствами связи предложений в тексте (это поощрительные баллы по критериям К5 и К6);
    е) написанное домашнее сочинение можете проверить по критериям, только не льстите себе, реально оценивайте работу!
    ж) пишите как можно больше сочинений на различные проблемы, и тогда навык даст плоды на экзамене!
    и) ваш почерк, особенно на экзамене, должен быть максимально разборчив! Е.Н.Ильин писал: «Плохой почерк не своеобразие, а безобразие!» Постарайтесь, чтобы эксперт, проверяющий сочинение, не потеряв терпения, прочитал работу до конца!
    к) увидев на экзамене незнакомый текст, не паникуйте, внимательно прочитайте его, вами написано уже столько сочинений, неужели проблема, поднятая в нём, не знакома?
    л) не забудьте пересчитать слова, помните, что их должно быть не менее 150
    Итак, подведем итог работы, проделанной нами на уроке.
    ( Чтение нескольких ученических сочинений и их анализ)

    Рефлексия:

    Каковы особенности композиции творческой части ЕГЭ (часть С)?
    Что такое проблема текста?
    Можно ли найти одну проблему, а комментировать другую?
    Что такое комментарий проблемы?
    Как строится аргумент?
    Сколько аргументов должно быть в сочинении?
    В чем особенность художественных текстов?
    Какую роль в сочинении-рассуждении играет заключение?
    Выставление оценок за работу на уроке.

    10. Домашнее задание

    Написать сочинение по тексту «Красавица» Ю.Бондарева (Первый вариант работает над вопросом «Что такое истинная красота?», второй – «Нужно ли бороться с хамством и невежеством?»)

  2. Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык. Русский относится к языкам межнационального общения, он входит в десятку самых распространенных языков на планете. Это государственный язык самого большого по территории государства в мире – России, а также второй государственный в Беларуси. Русский — рабочий язык Организации Объединенных Наций.
    В современном мире русским языком владеют еще 110 миллионов человек, для которых он не является родным. В мире десятки стран, где русский учат в школах и университетах. Особенно это распространено в странах бывшего СССР, ведь русский был основным языком в Союзе. Например, половина населения Украины говорит по-русски, и в ряде областей он признан региональным.
    Почему русский язык так распространен? Во-первых, границы Российской империи, а потом СССР, были очень широки. Русские оказывали, и оказывают большое политическое, экономическое и культурное влияние на другие народы.
    Сейчас распространение русского языка в странах бывшего СССР не всем нравится. Некоторые политики стремятся его вытеснить и утверждают, что он угнетает национальные языки. Но люди все равно общаются между собой по-русски, читают русскоязычные газеты и книги. Значимость русского языка невозможно устранить искусственными методами.
    Вторая причина, по которой русский распространен в мире – это то, что в странах Европы, в США, в Канаде живет много эмигрантов из России. А еще россияне любят путешествовать по миру и общаться с людьми. Я слышал, что в некоторых американских или израильских городах все продавцы знают русский: у них покупатели русскоязычные. Учат русский арабы и турки: к ним россияне приезжают отдыхать.
    Третья причина значимости русского языка в мире — это литература. Русская литература – одна из величайших в мировой культуре. Имена Достоевского, Толстого, Чехова и других великих писателей известны в далеких уголках планеты. Немцы, французы, испанцы изучают в университетах русский, чтобы прочесть произведения этих авторов в оригинале.
    Сейчас в мире среди языков межнационального общения лидирует английский. Английские слова проникают даже в русский язык, часто засоряя его. Но я считаю, что все это относительно.
    Во-первых, теперь целая армия переводчиков трудится, переводя с русского на английский: русская культура влияет на англоязычную тоже. Во-вторых, когда-то уже была мода: все говорили по-французски. Потом мода поменялась, и люди бросились на что-то новенькое. А великий и богатый русский язык, русская культура живут в веках.
    Источник: ycilka.net

  3. Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения – не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300-400 слов. Больший объем нежелателен по чисто субъективным причинам: проверяющие не любят тратить много времени на проверку одного сочинения.
    Для наглядности приведу пример сочинения по достаточно известному тексту Л. Пирожковой:
    Жизнь среди других людей неизбежно привела к тому, что человека волнует то, что о нем думают окружающие. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи.
    Во введении Ваша главная задача – подвести читателя к проблеме. Лучше всего использовать дедукцию: вести мысль от общего к частному. Первый абзац не должен быть слишком большим, достаточно двух-трех предложений.
    Автор предложенного для анализа текста рассуждает о «речевом портрете» личности, то есть как раз о том, насколько важно для нас правильно и выразительно говорить. Л. Пирожкова задается вопросом: как речь характеризует человека, насколько важен так называемый речевой портрет личности?
    Во втором абзаце Вы должны сформулировать проблему, по которой пишете сочинение. Она может быть представлена в виде вопроса или следующим образом: “Автор предложенного для анализа текста затрагивает проблему …”
    Как определить проблему в предложенном тексте? Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема – это вопрос, которым задается автор.
    Самый верный способ определить в тексте проблему – найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.
    Крайне важно отметить, что во втором абзаце необходимо упомянуть фамилию автора. Без этого будет считаться, что Ваше сочинение написано не по тексту.
    И последнее. Проблема должна быть сформулирована четко и однозначно. В ином случае все сочинение будет оценено в 0 баллов.
    В наши дни культура речи стремительно обесценивается. С каждым годом наш язык все сильнее изменяется под влиянием радио, телевидения, Интернета. Об этом говорит и автор текста. Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, что нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих.
    В следующем абзаце Вы комментируете поставленную проблему. Комментарий – это описание того, как проблема существует в тексте, КАК автор преподносит читателю этот актуальный вопрос.
    Приведенный в пример комментарий написан не совсем удачно, но это связано со спецификой текста.
    Рекомендую Вам обратить самое пристальное внимание именно на комментарий к проблеме, поскольку он хорошо получается у выпускников очень редко.
    Здесь также важно употребить фамилию автора. В остальном содержание данного блока варьируется. Рекомендуется рассказать о том, что сделал автор для того, чтобы донести смысл проблемы до читателя, какие литературные приемы он при этом использовал. Возможно сказать несколько слов об актуальности рассматриваемого вопроса.
    По мнению Л. Пирожковой, речевые ошибки могут испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону.
    В четвертом абзаце Вы рассказываете о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему). Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию. Достаточно одного-двух предложений.
    Я полностью согласна с мнением автора данного текста о том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа.
    В пятом абзаце Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением автора, т.е. формулируете свою позицию по данной проблеме. Опять же достаточно одного-двух предложений.
    Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.
    Один из аргументов обязательно должен быть литературным. Важно упомянуть автора произведения и название последнего.
    Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.
    Думаю, этот абзац не нуждается в комментариях. Вы просто пишете о фактах общественной жизни, приводите фрагменты биографии известных людей и пр., что поможет Вам убедить читателя в правильности Вашей точки зрения. Наверное, нужно еще сказать о том, что Вы аргументируете собственную позицию, а не позицию автора. Иногда это существенно.
    Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом.
    В заключении Вы пишете то же самое, что во вступлении, только другими словами. Важно завершить мысль.
    Начало сочинения
    Вступительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена по-разному. Чаще всего она прямо связывается с определением темы и проблематики исходного текста.
    В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:
    а) собственно определение темы текста;
    б) формулировку его основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;
    в) изложение собственной позиции пишущего по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста;
    г) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;
    д) лирическое размышление, связанное с темой текста.
    Вступительная часть сочинения-рассуждения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала». («…Так завершается статья, очерк, рассказ».)
    Помните! Сочинение (особенно по художественному и художественно-публицистическому текстам) нежелательно начинать с фраз типа «Темой текста является…», «В этом тексте говорится…», «Основными проблемами текста являются…» и др.
    В тех случаях, когда уже в самом начале сочинения определяется тема и проблематика исходного текста, можно использовать некоторые стилистические фигуры, например именительный представления, риторические восклицания, риторические вопросы, вопросо-ответную форму изложения и т. д.:
    а) Талант… Как часто люди употребляют это слово, не задумываясь о его истинном смысле! Иногда используют для поощрения приятелей за самые простые действия, часто — в ироническом значении. Пора вернуть слову его истинный смысл! Но как это сделать? Попробуем разобраться в сути понятия «талант» вместе с автором.
    б) Книга… Может ли человечество обойтись без нее в век электроники и компьютеризации? Способны ли другие средства информации заменить живой диалог с писателем, возникающий во время чтения? Ответы на эти вопросы мы найдем в статье…
    в) Детство! Кто не знает фразу «Все мы родом из детства»? Кто не вспоминал с теплым чувством свои первые шаги в мир?
    г) Родная природа… Что она значит для нас? Для кого-то — святыня, которую надо сохранить и передать следующему поколению, а для кого-то — только источник обогащения.
    Для характеристики темы текста, его проблематики и актуальности рассматриваемых вопросов можно использовать следующие конструкции:
    В статье (тексте, очерке) раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема…
    Тема… относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)…
    В своей статье автор поднимает (формулирует, решает) проблему (сложную, серьезную, злободневную, животрепещущую, важную, острую)…
    Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос…
    На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)…
    В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста…
    Почему мы не всегда обращаем внимание на…
    Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как…
    Современность темы и проблематики текста не вызывает сомнения, так как…
    Актуальность публикации обусловлена тем, что…
    II этап. Данный этап подготовки текста сочинения предполагает четкое формулирование позиции автора по характеризуемой проблеме и запись соответствующих положений в черновике.
    Помните!
    1. Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте.
    2. Способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи.
    3. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.
    Внимание! Позиция автора может быть сформулирована как в сжатом, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.
    Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
    Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)…
    По мнению автора, …
    Автор считает, что…
    Публицист убежден в том, что…
    Автор заставляет задуматься о…
    Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как…
    Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что…
    Автор всерьез обеспокоен…
    Авторскую позицию нельзя считать отстраненной…
    Авторскую позицию нельзя не увидеть в…
    При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы:
    Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно…
    Я часто задумываюсь над…
    По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как…
    Можно согласиться с автором…
    В целом я согласен с автором текста, однако…
    Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что…
    Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться…
    Не во всем можно согласиться с автором текста…
    Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, …, с другой стороны…
    Не вызывает сомнения…
    Меня особенно тронуло…
    Меня привлекает в этом тексте…
    Меня взволновало…
    Нельзя остаться равнодушным при…
    Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых… Во-вторых… В-третьих…
    В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства…
    Доказательством этой мысли может служить тот факт…
    Завершение сочинения
    Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в ней может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного.
    Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:
    а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например:
    Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что духовность — это качество, которое многие хотели бы в себе развить, нередко даже не зная, в чем оно проявляется. Автор учит нас тому, что духовность нельзя путать с образованностью. Человеку нужно поддерживать в себе стремление к добру, правде, красоте, а не формальные навыки вроде хороших манер. Вероятно, наш идеал окажется недостижимым, но иным образом духовным человеком не стать;
    б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например:
    Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее»;
    в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например:
    Прочитав этот текст, понимаешь, что родная земля — это самое дорогое, что есть у человека. Недаром говорят: «Родная земля — мать, чужая — мачеха»;
    г) концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека, соответствующее основной идее сочинения и подтверждающее справедливость мнения его автора), например:
    «Солнце спрятано в каждом!» — писал известный русский поэт и писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра.
    Фактические ошибки
    Неточности в цитатах и неверное указание на их авторов.
    Ошибки в указаниях на исторические факты, географические названия и имена действительных исторических лиц.
    Искажения в названиях литературных произведений, незнание их авторов, ошибки или неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.
    Искажение содержания исходного текста, неправильное его толкование, неудачный выбор примеров.
    Неверная характеристика языковых особенностей исходного текста (тип и стиль речи, виды используемых средств языковой выразительности).
    Логические ошибки
    Нарушения в последовательности или соразмерности частей сочинения.
    Отсутствие необходимого абзаца. Неоправданное выделение абзаца.
    Утверждение взаимоисключающих суждений.
    Сопоставление или соединение логически неоднородных понятий.
    Повторение мыслей.
    Излишний лаконизм, пропуск звена в объяснении.
    Грамматические ошибки
    Ошибочное образование слова.
    Ошибочное образование формы слова.
    Ошибка в согласовании.
    Ошибка в управлении.
    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
    Нарушение видовременной связи сказуемых в отдельных конструкциях.
    Ошибки в построении предложений с однородными членами.
    Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.
    Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.
    Ошибки в построении сложного предложения.
    Смешение прямой и косвенной речи.
    Нарушение границ предложения.
    Речевые (лексические) ошибки и речевые недочеты
    Неправильное или неудачное употребление слова, фразеологизма (в том числе употребление слова или фразеологизма в несвойственном ему значении, ошибки в употреблении синонимов и паронимов, неудачное и неуместное употребление стилистически окрашенных и эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов: диалектных, просторечных, разговорных).
    Нарушение лексической сочетаемости.
    Употребление лишних слов, в том числе плеоназм.
    Неоправданное использование анахронизмов.
    Неоправданное употребление рядом или близко однокоренного слова.
    Неоправданное повторение слова, выражения.
    Неудачное употребление местоимений (из контекста должно быть ясно, какое существительное заменяется местоимением), приводящее к абсурдности, комизму высказывания.
    Бедность и однообразие синтаксических конструкций.
    Отсутствие связи между предложениями.

  4. Знания в нашей стране
    Знания в нашей стране
    Знания в нашей стране
    “Война – это безумие, заставляющее усомниться в разуме человека…”
    “Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь”
    “Жизнь и судьба” (По роману В. Гроссмана)
    “Не достигнув желаемого, они убедили себя в том, что не желали достигнутого…”
    “Слово: мудрое, чистое, родное”
    Cловом можно убить, словом можно спасти (мини-сочинение)
    «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно» (Ф.М. Достоевский) (по произведениям 20 века).
    «Все кто размышлял об искустсве управления людьми, убеждены, что судьбы зависят от воспитания молодежи» (Аристотель)
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все нуждаются друг в друге, и вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас…»
    «Все человечество любить намного проще, чем одного конкретного человека» (сочинение-рассуждение)
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Держа в руках часы и календарь, я в будущее втянут, как Россия…»
    «Держа в руках часы и календарь, я в будущее втянут, как Россия…»
    «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»
    «Жизнь есть увеличение своей души» (Л.Н. Толстой)
    «Искусство – не затейливость узоров, а язык, которым я хочу себя выразить» (С.А. Есенин).
    «Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке» (Л.Н.Толстой)
    «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. Пришвин)(на литературном материале XIX-XXIв.)
    «Муштра, одна муштра…»(по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «Поединок» )
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М. Достоевский
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М.Достоевский)
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М.Достоевский)
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М. Достоевский)
    «Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас…»
    «Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас…»
    «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» (отзыв о посещении Бородинской панорамы в Москве)
    «Ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим» (Д. Лихачев)
    «Письмо в двадцать пятый век»
    «Поэзия – баба капризная»(В. В. Маяковский и А. А. Вознесенский о назначении поэта и поэзии)
    «Поэзия-форма любви» (М. Пришвин) (по произведениям русской литературы 20 века)
    «Процветай же славой вечной, город храмов и палат!»(Ф. Глинка)
    «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены»
    «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены»
    «Святыни бывают различные и различна их иерархия, но бесспорно среди них место родины» (по произведениям XX века)
    «У войны не женское лицо…»
    «Умение видеть красоту природы делает человека богаче и гармоничнее»
    «Хочу» и «хочется» в истории одного увлечения.
    «Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Чужой пример – это единственная школа человечества; в другую школу человек никогда не ходил и ходить не будет»
    «Школьные годы чудесные…»
    «Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на нас как на равных» (У. Черчилль).
    А зори здесь тихие…
    Активная жизненная позиция – старт в успех
    Анализ фильма “Пир во время чумы” (режиссера М. Швейцера)
    Без труда талант – это фейерверк!
    Богатство русского языка.
    Будущее страны в моих руках
    Будущее страны в наших руках
    Будущее страны в наших руках
    Быть на Земле Человеком.
    Ведущие темы современной публицистики статья В. Селюнина «Бремя действий»
    Великий сын России М.В. Ломоносов
    Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба А. И. Солженицына)
    Вересаев и Горький (опыт статьи)
    Верность слову
    Вечный спор добра и зла
    Власть слова
    Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества
    Возвращаясь к Пушкину
    Возвращение скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница»
    Возрождение
    Война глазами детей
    Воображение – двигатель прогресса
    Воображение – двигатель прогресса и спасение человечества (эссе)
    Встречи вне времени (эссе)
    Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена! (мини-сочинение)
    Высказать свое отношение к четырем «надо», которые следует преодолеть молодому человеку
    Высшее счастье жить среди людей и быть им нужным.
    Г. Р. Державин и А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии
    Геласимов. Рецензия на “степных богов”
    Героизм и патриотизм советского народа в Великой отечественной войне
    Героизм и предательство в произведениях литературы xx века
    Говорю о войне, хоть и знаю о ней понаслышке…
    Голос мечты
    Город Уссурийск шестьдесят лет спустя
    Горькая правда войны
    Дар дружбы
    Два рода искусства
    Демократия в России: миф или реальность? Что дает, что требует и что отнимает у человека власть?
    День Победы
    Десять ценностей нашего времени
    Дети художника – его ученики (опыт статьи)
    Детский сад будущего
    Динка
    Для чего пишут поэты
    Для чего пишут поэты
    Добро и зло в современном мире
    Добро и зло на страницах мировой литературы
    Добро и зло. Человек и его вера
    Долг служения Отечеству
    Духовность
    Если бы я был учителем
    Если бы я был учителем…
    Если бы я стала мэром
    Женский подвиг ради любви
    Женщина в дымке Серебряного века (эссе)
    Жизненный успех. Как я его понимаю
    Журналист, каким я его вижу
    За волшебной дверцей народной традиции (репортаж)
    За что я люблю свой край
    За что я люблю свой край
    Зачем мне жизнь дана? (Сочинение-рассуждение)
    Знакомство с миром
    Знание – счастье?
    Знание – счастье?
    Знание – счастье?
    Изгои общества
    Интернет – экспериментальная площадка для всего человечества
    Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается (Д.И.Писарев).
    Искусство в жизни человека
    Искусство театра
    Истинная красота человека
    Истинная красота человека
    Истинная красота человека
    История первой награды
    История ПК
    Как жить на земле?
    Как партия коммунистов руководила литературой
    Как училась моя мама
    Как я понимаю дружбу
    Как я провела лето…
    Каким меня видят другие
    Каким я представляю себе красивого человека?
    Какое доброе дело я сделал в этом году?
    Классика и современность в литературе
    Классика устарела?!
    Классическая литература не оставляет современного человека равнодушным
    Клуб народной песни (репортаж)
    Книга в моей жизни (эссе)
    Книга правды, любви и добра (по роману «Мастер и Маргарита»)
    Книга, которую хочется перечесть
    Книги
    Книги, без которых я не могу обойтись
    Когда ужасное прельщает…
    Концепция молодежной общественной радиостанции
    Космос и человек
    Край, в котором я бывал (г. Санкт-Петербург)
    Красота соборов – красота России (Софийский собор в Новгороде)
    Кружки и салоны XVIII века
    Кто я в своей стране?
    Культурные народные традиции (эссе)
    Леонид Парфенов
    Лицо России. Серафим Саровский.
    любовь
    Любовь и злодейство – вещи несовместные?
    Люди в белых халатах
    Меткое русское слово
    Милосердие (эссе)
    Мир скучен для скучных людей
    Мир, в котором я живу
    Мое восприятие и мое отношение к Великой Отечественной войне
    Моё любимое британское увлечение
    Моё мировоззрение
    Мое образование — мой капитал
    Мое открытие латиноамериканской литературы (сочинение-миниатюра)
    Мое отношение к приметам
    Мое отношение к приметам
    Мое отношение к рекламе
    Мое понимание рыночной экономики
    Мое понимание счастья
    Мое последнее школьное сочинение
    Может ли в наши дни «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»?
    Может ли дружба перерасти во вражду?
    Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?
    Можно ли обойтись без духовных потребностей, без потребности общения между людьми? Является ли труд потребностью?
    Можно ли совершить благородный поступок из эгоистических соображений? Почему так важны мотивы поступков?
    Можно ли стать Ломоносовым в наши дни?
    Мои корни
    Мой выходной день
    Мой друг заболел СПИДом…
    Мой духовный наставник (эссе)
    Мой любимый поэт Серебряного века
    Мой проект реформы русского языка
    Мой современник
    Моя встреча с Библией
    Моя жизненная позиция
    Моя любимая картина – «сикстинская Мадонна» Рафаэля (эссе)
    Моя педагогическая философия – «Век живи – век учись»
    Музыка в моей душе
    Музыка в моей жизни
    Музыка в моей жизни
    Мы в ответе за тех, кого приручили
    Мы в ответе за тех, кого приручили (Сочинение-миниатюра)
    На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия)
    На пороге взрослой жизни…
    Награда нашла своего героя
    Народ и труд
    Невероятно, но факт
    Нечаянная радость
    Никто не забыт…
    Новогодняя сказка
    Нужна ли нам поэзия в 21 веке
    Нужна ли современному читателю классическая литература?
    Нужна ли современному читателю классическая литература?
    Нужна ли человеку семья?
    Нужно ли современному читателю читать роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
    Нужны ли России образованные люди?…
    О любви
    О Родине
    О роли литературы (личное мнение)
    О роли литературы личное откровение
    О смысле жизни
    Образ Петра первого в русской литературе (М. Ломоносов, А. Пушкин, А. Толстой)
    Образ фронтовика в произведениях о Великой Отечественной войне
    Образование – это долг настоящего поколения будущему
    Образы двух столиц в русской литературе
    Олимпийский мир и я
    Основные темы современной публицистики
    Отзыв о фильме «Вам и не снилось…» (1980г.)
    Отношение к революции 1917 года М. Горького, А. Блока и наше
    Отношение моего поколения к милиции
    Оценка личных перспектив (для конкурса «Одаренные дети»)
    Памятники города Истры
    Памятники Н. В. Гоголю в Москве
    Память сердца
    Пейзажная лирика в живописи и поэзии (по лирическому творчеству И.А. Бунина)
    Печорин – герой, ничтожество или типичный представитель дворянства 40-х годов xix века (Я хочу рассказать вам о книге)
    Письмо в 25 век
    Письмо в третье тысячелетие
    Письмо ветерану
    Письмо ветерану
    Письмо ветерану
    Повести «Лицом к лицу» Ч. Айтматова и «Живи и помни» В.Распутина
    Подвиг народа бессмертен (По произведениям современной литературы о Великой Отечественной войне)
    Подростковая преступность
    Поезд современности
    Поиск и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты)
    Поиски и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты)
    Почему «Умом Россию не понять»?
    Почему я верую в бога (эссе)
    Почему я решил посвятить себя службе в ФСБ России?
    Поэзия и живопись слились
    Преемственность русской литературы (Оды. «Вольность» А. Н. Радищева и А. С. Пушкина)
    Прекрасные женские образы русской литературы
    Природа в произведениях XX века
    Проблема отцов и детей
    Проблема ощущения любви к родине связана с ощущением счастья (по тексту В. Конецкого)
    Проблема патриотизма
    Проблемы гуманизма в литературе о гражданской войне
    Профессия учителя, как я ее понимаю
    Путешествия
    Ради жизни на Земле (о Великой отечественной войне)
    Рассказ о своем родном крае
    Реформирование русского языка
    Рецензия на повесть В. Л. Стронгина «Игры с сатириком в эпоху застоя»
    Рецензия на повесть В. Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»
    Рецензия на повесть Е. Коршунова «Операция «хамелеон»
    Рецензия на повесть Е. Матвеевой «История одной зечки и других 3/к – 3/к, а также некоторых вольняшек»
    Рецензия на произведение Э. С. Радзинского «Загадки истории»
    Рецензия на произведения В. С. Пикуля
    Рецензия на рассказ В. В. Ерофеева «Галоши»
    Рецензия на рассказ И. Данилова «У новых хозяев»
    Рецензия на рассказ Л. Улицкой «Дочь Бухары»
    Рецензия на роман А. Житинского «Потерянный дом, или разговоры с милордом»
    Рецензия на роман Ю. М. Лощица «Дмитрий Донской»
    Рецензия на статью В. Семонина «Бремя действий»
    Рецензия на фильм Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь»
    Рецензия по роману О. Гончара «Человек и оружие»
    Родина
    Родное село
    Роль языка в жизни общества
    Роль языка в жизни общества
    Роль языка в человеческом обществе
    Российские железные дороги – прошлое, настоящее и будущее
    Россия – родина моя
    Россия и мир в 2020
    Русская фантастика (И. А. Ефремов и Кир Булычев)
    Русский язык в современном мире
    С. Д. Довлатов. «Зона»
    Самый счастливый день в моей жизни
    Свет «светлояра» (репортаж)
    Свобода и вседозволенность
    Свободное время
    Сельская учительница (эссе)
    Сердце родины моей (эссе)
    Сила любви
    Сила любви
    Сила любви (эссе)
    Симметрия снежинок
    Слово об учителе
    СМИ должны совершенствовать общество (как СМИ формирует молодое поколение)
    Смысл жизни по М. Хайдеггеру
    Смысл моей жизни
    Современный мир
    Сочинение – импровизация к празднику Дня защитника Отечества (письмо солдата Н-ской воинской части своим родным)
    Сочинение размышление о лете
    Сочинение-размышление на тему «Герой нашего времени»
    Спасительна или губительна ложь?
    Специфика профессии журналиста
    Статья В. Г. Короленко «Война, отечество и человечество» (опыт статьи)
    Стихотворение “Книги-наши друзья”
    Судьба подростка
    Судьба русской интеллигенции в русской литературе 20-х годов xx века
    Творить искусство может лишь избранник, любить искусство – каждый человек.
    Тема войны в советской литературе
    Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья
    Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья
    Тема России в творчестве поэтов Серебряного века
    Трагическая судьба народа во второй мировой войне (По произведениям современной литературы)
    Трагическая судьба народа во второй мировой войне (По произведениям современной литературы)
    Трагическая судьба народа во второй мировой войне (По произведениям современной литературы)
    Трудно ли быть самим собой?
    У жизни нет черновика…
    Уважение к минувшему
    Умение не завидовать
    Умение не завидовать
    Умение не завидовать
    Умение не завидовать (на примерах из русской классической литературы)
    Умение прощать
    Умение прощать
    Умножающий знание, умножает скорбь
    Универсальный журналист: какой он?
    Фестиваль московских бардов (репортаж)
    Физика и литература
    Философское рассуждение «Я ребёнок – я человек»
    Функции языка
    Функции языка
    Характеристика комедий 30-х годов. Миф и реальность.
    Художник Васнецов – русская сказка (эссе)
    Ценность жизни
    Ценность семьи
    Ценность семьи
    Ценность семьи
    Человек в вихре исторических событий
    Человек в вихре исторических событий
    Человек в вихре исторических событий
    Человек и искусство
    Человек и природа (по творчеству В. Астафьева и В. Распутина)
    Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев)
    Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев)
    Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
    Чем увлечён современный человек?
    Черное и розовое…
    Что бы дойти до цели, надо прежде всего идти
    Что выше – истина или родина?
    Что значит быть современным человеком?
    Что значит жить хорошо?
    Что такое для творческой личности эмиграция?
    Что такое дружба?
    Что такое духовная красота человека?
    Что такое массовая культура?
    Что такое настоящая дружба?
    Что такое убеждения? (эссе)
    Что художник Михаил Шемякин сделал для своего времени (опыт статьи)
    Что я знаю и что я думаю о Великой Отечественной войне
    Что я знаю о Великой Отечественной войне
    Экология (природа и человек)
    Эпистолярный жанр в русской литературе (от А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского к В. Гроссману)
    Эссе о себе в будущей профессии
    Этих дней не смолкнет слава!
    Этюд от лица неодушевленного предмета (от книги)
    Эхо тридцатых годов в творчестве и судьбе русских писателей
    Я – гражданин
    Я – гражданин мира
    Я – человек
    Я в мире русского языка
    Я готовлюсь защищать Родину
    Я житель Кубани и горжусь этим
    Я и телевизор (сочинение-рассуждение)
    Я исповедую Гамлета
    Я считаю, что за последнее время в России молодежь не стала попадать в новые молодежные субкультуры (движения)
    Я хочу рассказать вам о книге
    Я хочу рассказать вам о книге (По повести А. Рыбина «Кино» с самого начала»)
    Я хочу рассказать вам о книге Б. Васильева «А зори здесь тихие»
    Я хочу рассказать вам о книге И. Падерина «Не уходя от себя»
    Я хочу рассказать вам о фильме «Россия молодая»
    “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое “как” (Ф. Ницше)
    “Талант – искра Божия, которой человек сжигает себя, освещая этим пожаром путь другим” (В.О.Ключевский)
    “Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей”. (М. Горький)

  5. Готовимся к ЕГЭ.
    Учащиеся 11-х классов готовятся к написанию сочинения по русскому языку. Им был предложен текст А.П. Владимирова,  в котором рассказано о гуманном поступке механика Николая Савушкина. В данной статье размещены сочинения, написанные ребятами и  ставшие лучшими.
    Александр Павлович Владимиров –  современный писатель-прозаик, который в своем творчестве поднимает множество важных проблем.
    В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему заботы родителей о детях. Герой, узнав, что в степи видели настоящую антилопу, отправляется на охоту за ней, но, увидев, как та, закрывая своим телом детеныша, смотрит на него, отнесся  с пониманием к ее страху и не выстрелил в антилопу-мать. В заботливой матери Савушкин увидел себя, ведь он пошел на охоту, чтобы помочь своей больной дочери.
    Автор косвенно заявляет свою позицию, называя тень антилопы и Савушкина фиолетовым покрывалом. А.П. Владимиров проводит параллель между миром животных и людей, тем самым доказывая, что родительская любовь безгранична.
    Трудно не согласиться с автором! Этот текст мне напомнил произведение Джона Грина «Виноваты звезды» В нем тоже поднимается проблема родительской заботы. Хейзел заболела раком легких, но родители все делали, чтобы помочь девочке. Они отправили ее в группу поддержки, чтобы дочь не чувствовала себя одинокой, устроили ей поездку в Амстердам, о которой мечтала Хейзел. Делали все, холя девочка просила оставить ее в покое. Они всегда оставались с нею рядом.
    Подобное поведение характерно не только для людей. Совсем недавно я стала свидетелем случая родительской любви у животных. Во время дождя кошка не успела спрятать своих котят и долгое время укрывала их своим телом от продолжительных осадков. Этот случай доказывает, что и для животных не чужды любовь и привязанность к своим детенышам.
    Таким образом, можно снова и снова убеждаться, что родительская забота безгранична и не зависит от того, к какому биологическому царству принадлежат родители.
    Сунгатулина Эльвира, 11б класс
    Александр Павлович Владимиров – современный русский писатель-прозаик, который поднимает в своих произведениях множество проблем.
    В данном тексте автор поднимает проблему нравственного выбора. Раскрывая эту проблему. Владимиров показывает, как Савушкин идет на охоту за антилопой, чтобы добыть ее рога для лекарства дочке. С большим сочувствием автор повествует нам о страданиях Савушкина, подводит нас к кульминационному моменту – встрече Савушкина с антилопой. Савушкин не смог ее убить, увидев с детенышем. Он не смог спасти своего ребенка, осиротив другого.
    Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что при любых обстоятельствах человек должен делать разумный выбор, сохраняя в себе человека.
    Я согласна с мнением автора и попытаюсь это доказать.
    Многие авторы поднимают в своих произведениях проблему нравственного выбора. Одним из них является В. Распутин, который в повести «Прощание с Матерой» показал Павла, разрывающегося на два дома, хотя душой тот находится на острове – с Матерой. Ему трудно расстаться с родным местом и восстать против переселения он не в силах. Это доказывает мысль о том, что человеку часто приходится делать выбор, и от этого зависит его внутреннее успокоение. Еще одним примером можно считать повесть В. Кондратьева «Сашка». Это повесть о честном, отзывчивом и человечном солдате. Даже в сложных ситуациях, перед тяжелым выбором он всегда оставался человеком.
    В заключении можно сделать вывод, что каждый человек, находясь перед нравственным выбором, должен принять наиболее благоприятное решение для себя и для других.
    Карамышева Виктория, 11а класс
    Впереди у ребят еще целый год. Надеюсь, что они улучшат содержание своих сочинений, исправят недочеты.
    Плетнева Л.Г.

  6. Пишем сочинение (часть С ЕГЭ)
    (Можно использовать как основу для написания сочинения. ОБРАТИ ВНИМАНИЕ, ЧТО ЗДЕСЬ ДАНЫ РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ СОЧИНЕНИЯ, выбери для себя нужный)
    Опорная схема
    ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ
    Проблема, обозначенная автором  (укажи фамилию автора, его инициалы. Если он тебе знаком, отметь, что автор текста известный писатель, публицист, художник, ученый и т. п.), на мой взгляд, заключается в следующем: (обозначь проблему с помощью риторического вопроса, назывных предложений и др.). Можно  (И ЭТО ВЫИГРЫШНЕЕ!) начать сочинения с риторического вопроса.
    Например: «Какими должны быть отношения взрослых и молодёжи, отцов и детей? Мне кажется, именно эта проблема является самой значимой в тексте NN.»  Можно назвать проблему: «Взяточничество… Испокон веков, наверное, существовала эта проблема: тот, у кого власть и деньги, если он нечист на руку, вынуждал зависимого от него человека дать взятку. На мой взгляд, проблема взяточничества, проблема зависимости слабого от сильного самая значимая во фрагменте, написанном великим Гоголем». ОБРАТИ ВНИМАНИЕ, ЧТО В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТЫ ФОРМУЛИРУЕШЬ ОДНУ ИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕДЛОЖЕННОГО ТЕКСТА. Слово «проблема» или вопрос» должны прозвучать в этой части сочинения. Можно в этой же части работы воспользоваться и такими фразами:
    Автор поднимает проблему…
    Автор затрагивает важную проблему…
    Автора текста волнует проблема…
    Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
    Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
    Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой…
    Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д. Гранин.
    Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, – это…
    Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…
    Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и
    В. Тендряков.
    Что такое…?(В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.
    КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ
    Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN (укажи автора), особенно актуальна  (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … (если это нравственная проблема, то укажи, что вопросы нравственности важны сегодня и всегда, так как понятия «совесть», «честь», «достоинство», т. е. те нравственные категории, о которых рассуждает автор, помогают человеку оставаться человеком, делают его добрее, чище. Если проблема философская, т. е. речь идёт о добре и зле, правде и лжи, жизни и смерти, отметь, что над такой проблемой человечество задумывается с давних пор. Если проблема экологическая, отметь её злободневность в наши дни, когда люди загрязняют планету, когда речь идёт о глобальном потеплении, об изменении климата всей планеты). Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему), NN  обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.). Передай содержание текста, но ни в коем случае не пересказывай, а комментируй то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции).
    ВЫЯВЛЯЕМ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ
    Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что…
    ИЛИ ТАК:
    Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: (если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по твоему мнению, ясно определяется авторская позиция).
    ИЛИ. Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что …… Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами  он рисует картину действительности (если пишешь об этих средствах, обязательно назови, обратись к рецензии, к заданию В8, но только если уверен в правильности его решения), я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем (или главная мысль автора такова): __________________________________________.
    Сформулировать позицию автора помогут и такие  типовые конструкции:
    • Позиция автора такова:…
    • Автор считает, что…
    • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
    • Автор убеждает нас в том, что…
    • В тексте доказывается мысль о том, что…,
    • Основная мысль текста заключается в том, что…
    • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
    АРГУМЕНТИРУЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ НА ПОДНЯТУЮ  АВТОРОМ ПРОБЛЕМУ, Т. Е ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ !!!
    Мысль, высказанная NN, близка и понятна мне. (ИЛИ. Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор). Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.). Повтори своими словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать.
    Почему  точка зрения NN  кажется мне верной? Во-первых, мне самому не раз приходилось (приведи пример из своего жизненного опыта) …. Во-вторых, я неоднократно слышал это от …..  В-третьих, в этом убеждает нас классическая литература – (приведи пример из книги; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную статью, радио- или телепередачу и т. д). ПОМНИ, ЧТО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ОЦЕНКЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ЭТИМ КРИТЕРИЯМ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НАИВЫСШИЙ БАЛЛ, НУЖНО ПРИВЕСТИ не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.
    ДЕЛАЕМ ВЫВОД:
    Таким образом,  (обязательно сделай вывод, соотнеся его со СВОИМ тезисом)

  7. 7
    Текст добавил: Владюха_Ростов

    Пример сочинения по русскому языку (ЕГЭ) ученицы школы №353  Козливсковой Натальи
    Сочинение по тексту Шаляпина. О бродяжничестве
    Главная проблема данного текста – проблема странничества на Руси. Автора волнует, какими причинами оно вызвано и какова его цель? В чем смысл такого бродяжничества?
    Издавна странничество существовало на Руси. Русская тоска гнала людей блуждать по стране без определенной цели. Что заставляло их отправляться в путь?
    Говоря об этой проблеме, автор дает понять, что проблема странничества по Руси глубоко волнует его и заставляет задуматься над причиной: отчего это происходит?
    Автор подкрепляет свою позицию словами: «В России испокон веков были такие люди, у которых не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела… Я, честно говоря, убежден, что если каждого из них в отдельности спросить, куда и с какой целью он идет, то он не ответит. Зачем ему об этом думать?»
    Нельзя не разделить точку зрения автора о том, что, действительно, русскому человеку была важна не цель странствия, а глубинное стремление его души, которая вела его вперед. Такие люди не задумывались над смыслом, а жили зовом, душевной тоской.
    Эта проблема, действительно, заставляет нас задуматься: а нужно ли человеку эти странствия? Почему в древности находили люди себя в странничестве? Что гнало их вперед? Безусловно, автор прав, говоря, что ни один из них не смог бы ответить на эти вопросы – и не стал бы искать ответов. Однако, можно встретить подобных людей и в наше время: например, те же походники, которые не могут усидеть на месте и все время движутся куда – то, или странствующие барды – с гитарами через плечо и рюкзаками колесят по бескрайним просторам нашей Родины, или цыгане – до сих пор разбивают походные лагеря то там, то здесь; у всех них совершенно разные цели: одни жаждут приключений, другие любят путешествовать, третьи хотят подарить людям свое творчество…  Однако, спроси у них напрямую: «для чего вы странствуете?» – они вряд ли ответят вам что – либо вразумительное – ведь в этом и раскрывается по – настоящему широкая душа русского человека: «жить так жить», «гулять так гулять». Их тянет, тянет вперед, порой наперекор здравому смыслу, тянет по движению души – в поисках новой, светлой жизни.
    «Но еще вернее будет сказать, – высказывает свою точку зрения автор,- что они от чего – то бегут. А бегут, конечно, от тоски – этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски».
    Несомненно, такие люди существовали, существуют, и будут существовать всегда – потому что они нужны России: странствующие поэты, странники, барды и просто люди: каждый со своим особенным характером и неповторимостью. И каждый из них украшает Россию, как частичка чего – то необычного, стихийного, вечного.

  8. Что значит найти себя?
    «В чем смысл жизни? Для чего мы живем? Что  мы  должны  делать?»  —  этими  вопросами  рано  или  поздно  задается  каждый  из   нас.  Общий   смысл этих  вопросов  сводится,  в  конечном  счете,  на  теме  моего  сочинения:  чело­   век  в  силу  своей   природы   склонен   рассматривать   происходящее   через призму своего мировосприятия.
    Однозначного  ответа  на  поставленный  вопрос,  конечно  же,  не  сущест­ вует. Здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения.
    Найти себя, по-моему, — это  значит  определить  свое  место  в  жизни.  Ме­ сто в жизни — это своего  рода  цель,  ради  которой  и  стоит  жить.  Работа,  се­ мья, служение Родине… Найти себя — это оказаться в таких условиях и быть окруженным такими людьми, с которыми  бы  ты  чувствовал  себя  счастливо.  Дело, в которое бы ты вкладывал все свои силы и которое приносило бы тебе  полное удовлетворение,  которое  бы  ты  любил…  Разве  это  не  значит  найти  себя? Существует масса вещей, в  которых  человек  может  реализовать  себя.  Везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать то, где наш талант и спо­ собности смогли бы воплотиться в полной мере. И главное — никогда не ос­ танавливаться  на  достигнутом!  Потому  что  как  только   человек   прекратит   свой жизненный поиск, вначале придет спокойствие, а затем, скорее всего, неудовлетворенность. Как сказал один из великих, счастье не может быть продолжительным, иначе это уже не счастье, а обыденность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *