Сочинение на тему русский язык величайшая ценность русского народа

14 вариантов

  1. Язык человека и язык народа играют важную роль в жизни. Ведь на языке мы мыслим, следовательно, в нем проявляется наш менталитет. Именно проблеме значимости языка в жизни любого человека и нации в целом посвятил великий русский ученый Д. С. Лихачев свои рассуждения.
    В качестве примеров, иллюстрирующих мысль о важности языка для народа, автор приводит высказывание И. С. Тургенева. Он рассуждает также об исторических факторах, повлиявших на богатство и лексическое многообразие нашего языка.
    Рассуждая о языке конкретного человека, автор расценивает его как особенность, которая больше всего может нам рассказать о личности.
    Автор считает, что богатство и красота русского языка и были главными факторами, которые привели к созданию величайшей русской литературы девятнадцатого века. Именно богатство и точность языка дают образованному человеку способность ясно и логично мыслить и воспринимать мир в его многообразии.
    С автором невозможно не согласиться. Действительно, скудость словаря не дает человеку понимать сложные мысли и ощущать сложные чувства – ведь у него нет для них названия.
    В романе Дж. Оруэлла «1984» тоже поднимается проблема языка нации. В обезличенном обществе существует некий «новояз», который подменяет собой нормальный язык, красивый и способный выразить мысли и чувства, которые кажутся излишними правителю государства. Так называемые книги в прямом смысле слова штампуют на производстве; добрые слова выживаются, заменяются предельно расплывчатыми и многозначными, которые скорее помогают не выражать, а запутывать мысль.
    Противоположную ситуацию мы встречаем в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Сын главной героини Иван чувствует, что главное, что он может противопоставить оболваниванию нации, – это язык, его историю и историю своей Родины. Это те самые корни, которые не дадут народу вовсе сгинуть под наплывом товарного оборота и нашествием «иноплеменных» торгашей.
    Язык народа – это его главное достояние, то, что дает ему возможность самоопределения и выживания в мире.

  2. 2
    Текст добавил: Самир Мадиев

    Самая большая ценность народа – это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта.
    Полный текст:
    Сочинение
    Часто ли мы задумываемся о том, насколько важна и исключительна история русской речи? В своем тексте Д.С. Лихачев предлагает читателю задуматься о проблеме ценности родного языка.
    Рассуждая над данным вопросом, автор выражает полную свою заинтересованность в этой теме, ведь на русском языке разговаривает обширная часть населения нашей планеты, и актуальность проблемы обуславливается постепенным обесцениванием величайшей ценности нашего народа. Писатель подмечает, что «вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык», с помощью него мы выражаем свои мысли и тем самым открываем окружающим свой внутренний мир. Д.С. Лихачев акцентирует внимание на том, что история русского языка берет начало из древнейших времен, и чем дольше он развивался, тем разнообразнее становилась его художественная и эмоциональная составляющая.
    Автор считает, что вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком. С помощью него мы думаем, пишем и говорим. Русская речь – это показатель культурной, личностной, эмоциональной, умственной составляющей нашего народа, и в этом заключается ценность родного нам языка. «В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру».
    Нельзя не согласиться с мнением Д.С. Лихачева. Безусловно, родной язык является основным показателем того, как развивалась и совершенствовалась наша страна, а вместе с тем и её люди. С помощью русской речи мы говорим и думаем, пишем и читаем, и я убеждена, что ни на каком другом языке нельзя так ярко и так емко выразить свои чувства и эмоции, ведь наш язык семантически богат и развит.
    О проблеме ценности языка рассуждает Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль». Автор, приводя в пример несколько речевых портретов, делает акцент на том, как емко слова и выражения героя характеризуют его культурный и моральный облик. Так, семья Простаковых использует простонародную, бранную речь, куцые и односложные предложения. А Правдин и Стародум, в свою очередь, не оперируют бранными словами, а изъясняются как все образованные люди того времени, без лишних эмоций и с использованием книжной лексики. Смысл сказанного этими героями становится понятен из непосредственного значения этих слов, для раскрытия смысла читателю не приходится ориентироваться по контексту и улавливать динамику речи, как происходит с репликами отрицательных персонажей. Таким образом, Д.И. Фонвизин приводит в пример два типа использования языка, заостряя наше внимание на том, что развитие нашей речи зависит от нас самих, и нельзя допустить такого чудовищного отношения к языку, какое властвовало в семье Простаковых и Скотининых.
    Подобным образом раскрывает данную проблему и М. Горький в пьесе «На дне». Каждый из героев «попал на дно» по разным причинам. И несмотря на то, что социальная пропасть так или иначе заставляла всех героев строить свою речь одинаковым образом, из реплик некоторых персонажей можно выявить отдельные стороны их характеров и деталей прошлого. Так, например, Актер, будучи когда-то образованным человеком, уважающим свой язык, выражает свою мнение звучно и даже красиво, без бранных и негативно окрашенных слов, зачастую в стихотворной форме. Из этого можно сделать вывод, что этот герой ранее принадлежал к более высокому сословию, ценил свой язык и не утратил к нему уважение. Клещ же, к примеру, использует короткие предложения, бранную лексику, частые повторы и долгие паузы, свидетельствующие о том, что ему тяжело выражать свою мысль. Этому герою абсолютно все равно, как он говорит и правильно ли использует слова.
    Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что русская речь – ценное наследие нашей страны, и, к тому же, емкая характеристика всех её жителей. И потому в наших руках лежит ответственность за сохранение языка и его дальнейшее развитие.

  3. Язык человека и язык народа играют важную роль в жизни. Ведь на языке мы мыслим, следовательно, в нем проявляется наш менталитет. Именно проблеме значимости языка в жизни любого человека и нации в целом посвятил великий русский ученый Д. С. Лихачев свои рассуждения.
    В качестве примеров, иллюстрирующих мысль о важности языка для народа, автор приводит высказывание И. С. Тургенева. Он рассуждает также об исторических факторах, повлиявших на богатство и лексическое многообразие нашего языка.
    Рассуждая о языке конкретного человека, автор расценивает его как особенность, которая больше всего может нам рассказать о личности.
    Автор считает, что богатство и красота русского языка и были главными факторами, которые привели к созданию величайшей русской литературы девятнадцатого века. Именно богатство и точность языка дают образованному человеку способность ясно и логично мыслить и воспринимать мир в его многообразии.
    С автором невозможно не согласиться. Действительно, скудость словаря не дает человеку понимать сложные мысли и ощущать сложные чувства – ведь у него нет для них названия.
    В романе Дж. Оруэлла “1984” тоже поднимается проблема языка нации. В обезличенном обществе существует некий “новояз”, который подменяет собой нормальный язык, красивый и способный выразить мысли и чувства, которые кажутся излишними правителю государства. Так называемые книги в прямом смысле слова штампуют на производстве; добрые слова выживаются, заменяются предельно расплывчатыми и многозначными, которые скорее помогают не выражать, а запутывать мысль.
    Противоположную ситуацию мы встречаем в повести В. Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”. Сын главной героини Иван чувствует, что главное, что он может противопоставить оболваниванию нации, – это язык, его историю и историю своей Родины. Это те самые корни, которые не дадут народу вовсе сгинуть под наплывом товарного оборота и нашествием “иноплеменных” торгашей.
    Язык народа – это его главное достояние, то, что дает ему возможность самоопределения и выживания в мире.

  4. Ответ оставил Гость
    Язык человека и язык народа играют важную роль в жизни. Ведь на языке мы мыслим, следовательно, в нем проявляется наш менталитет. Именно проблеме значимости языка в жизни любого человека и нации в целом посвятил великий русский ученый Д. С. Лихачев свои рассуждения.
    В качестве примеров, иллюстрирующих мысль о важности языка для народа, автор приводит высказывание И. С. Тургенева. Он рассуждает также об исторических факторах, повлиявших на богатство и лексическое многообразие нашего языка.
    Рассуждая о языке конкретного человека, автор расценивает его как особенность, которая больше всего может нам рассказать о личности.
    Автор считает, что богатство и красота русского языка и были главными факторами, которые привели к созданию величайшей русской литературы девятнадцатого века. Именно богатство и точность языка дают образованному человеку способность ясно и логично мыслить и воспринимать мир в его многообразии.
    С автором невозможно не согласиться. Действительно, скудость словаря не дает человеку понимать сложные мысли и ощущать сложные чувства – ведь у него нет для них названия.
    В романе Дж. Оруэлла «1984» тоже поднимается проблема языка нации. В обезличенном обществе существует некий «новояз», который подменяет собой нормальный язык, красивый и способный выразить мысли и чувства, которые кажутся излишними правителю государства. Так называемые книги в прямом смысле слова штампуют на производстве; добрые слова выживаются, заменяются предельно расплывчатыми и многозначными, которые скорее помогают не выражать, а запутывать мысль.
    Противоположную ситуацию мы встречаем в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Сын главной героини Иван чувствует, что главное, что он может противопоставить оболваниванию нации, – это язык, его историю и историю своей Родины. Это те самые корни, которые не дадут народу вовсе сгинуть под наплывом товарного оборота и нашествием «иноплеменных» торгашей.
    Язык народа – это его главное достояние, то, что дает ему возможность самоопределения и выживания в мире.

  5. Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык. Русский относится к языкам межнационального общения, он входит в десятку самых распространенных языков на планете. Это государственный язык самого большого по территории государства в мире – России, а также второй государственный в Беларуси. Русский — рабочий язык Организации Объединенных Наций.
    В современном мире русским языком владеют еще 110 миллионов человек, для которых он не является родным. В мире десятки стран, где русский учат в школах и университетах. Особенно это распространено в странах бывшего СССР, ведь русский был основным языком в Союзе. Например, половина населения Украины говорит по-русски, и в ряде областей он признан региональным.
    Почему русский язык так распространен? Во-первых, границы Российской империи, а потом СССР, были очень широки. Русские оказывали, и оказывают большое политическое, экономическое и культурное влияние на другие народы.
    Сейчас распространение русского языка в странах бывшего СССР не всем нравится. Некоторые политики стремятся его вытеснить и утверждают, что он угнетает национальные языки. Но люди все равно общаются между собой по-русски, читают русскоязычные газеты и книги. Значимость русского языка невозможно устранить искусственными методами.
    Вторая причина, по которой русский распространен в мире – это то, что в странах Европы, в США, в Канаде живет много эмигрантов из России. А еще россияне любят путешествовать по миру и общаться с людьми. Я слышал, что в некоторых американских или израильских городах все продавцы знают русский: у них покупатели русскоязычные. Учат русский арабы и турки: к ним россияне приезжают отдыхать.
    Третья причина значимости русского языка в мире — это литература. Русская литература – одна из величайших в мировой культуре. Имена Достоевского, Толстого, Чехова и других великих писателей известны в далеких уголках планеты. Немцы, французы, испанцы изучают в университетах русский, чтобы прочесть произведения этих авторов в оригинале.
    Сейчас в мире среди языков межнационального общения лидирует английский. Английские слова проникают даже в русский язык, часто засоряя его. Но я считаю, что все это относительно.
    Во-первых, теперь целая армия переводчиков трудится, переводя с русского на английский: русская культура влияет на англоязычную тоже. Во-вторых, когда-то уже была мода: все говорили по-французски. Потом мода поменялась, и люди бросились на что-то новенькое. А великий и богатый русский язык, русская культура живут в веках.
    Источник: ycilka.net

  6. Маслова Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы,
    МОУ “СОШ № 24” , г. Подольск
    Христианская православная культура хранит в себе величайшее богатство. Ее создали люди, и смысл христианской культуры состоит в прославлении Бога, Создателя и Спасителя. Верующий человек восславляет Творца делами, узорами, звуками, словами. Религиозная православная культура объединяет разные виды искусства: музыку, живопись, архитектуру, литературу. На Руси искусство складывалось как православное, церковное. И сейчас в православном храме взаимодействуют различные виды искусства: храм – архитектурное сооружение, стены в нем изукрашены фресками, иконами, богослужение объединяет в себе пение под музыку и слово – обращение пастыря к верующим. Разными способами доносит религиозное искусство главную идею – Благую весть о спасении человека Богом, прославление Христа.
    Русская культура насчитывает не менее двух тысяч лет. Ее истоки теряются в глубине веков, и все же можно нарисовать целостную картину зарождения культуры. Своими корнями она уходит в языческие времена, от славян культура унаследовала первоосновы языка. Из Византии русичи переняли православие, принесшее книжность, и книжность нашла на Руси благодатную почву.
    Без знания того, как возникла письменность, как развивался русский язык совместно с литературой, сложнее представить себе ценность русского языка в его неразрывном единстве с литературой. Первоучителями славян стали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Появление письменности – ключевой момент в истории языка. Братья создали азбуку и перевели с греческого языка на славянский книги Священного Писания. Жизнь святых братьев освещало желание дать славянским народам возможность читать Евангелие на родном языке. После молитвы Богу Кирилл составил азбуку, передававшую все звуки славянской речи. После изобретения азбуки Кирилл и Мефодий почти пять лет переводили необходимые для богослужения книги и одновременно учили славян: «И рады были славяне, ибо они слышали величие Божие на своем языке.» Закон Божий стал доступен славянским народам, среди которых утверждалось христианство. Дошло оно и до русских земель. В 988 году Русь была крещена при великом князе Владимире. С этого времени русский язык получил письменную форму и стал языком русской культуры и образования. Литература – это часть общей культуры нации. Русская литература древнее английской, немецкой, французской. Языковое богатство русского народа заявило о себе в древней русской литературе. Ее сюжет – история народа, ее идея – смысл человеческой жизни. Отсюда две особенности языка – его эпичность. Ясно, что не было бы древнейших эпических русских поэм «Слово о полку Игореве», «Задонщина», не появились бы позже великие создания русской литературы «Война и мир», «Капитанская дочка», «Тихий Дон».
    В древности книжный язык наши предки учили не с учебником грамматики и со словарем. Ученик, освоив Букварь, выучивал наизусть Часослов и Псалтырь. Русич знал много церковно-славянских текстов и отлично понимал их. В IX-X веках русский язык существовал как бы в двух формах: один был языком письменным, а второй – языком повседневной жизни. Можно сказать, что и сейчас люди, посещающие храм, понимают церковно-славянский без учебников и словарей. В богослужебных книгах была очень важна традиция. Нормы языка не допускали проникновения в письменный язык живой речи. До нас дошло немного памятников древнерусской культуры, среди которых Остромирово Евангелие и Поучение Владимира Мономаха. Эти произведения очень показательны: первое – образец книжного церковного языка, второе – образец текста нравоучительного характера. Среди древнейших памятников письменности есть памятники иного рода – это новгородские берестяные грамоты. Они написаны обычным, повседневным языком и представляют частные письма, отражая черты разговорного языка и свидетельствуя о том, что на Руси грамотность не была редкостью. Русский книжный язык существовал и в устной форме. Дар красиво говорить есть не у всех. Речистых на Руси называли златоустами. Одним из первых русских златоустов был священник из Берестова Илларион. Он, человек очень образованный, слыл добрым христианином, вел скромную жизнь, много молился. Уединяясь от мира, Илларион готовил свои ораторские речи, искал яркие сравнения, подбирал выразительные слова. Вскоре он прослыл выдающимся проповедником, был отмечен князем Ярославом Мудрым и стал первым русским митрополитом (до этого митрополитами были греки).
    Князь Ярослав любил книги, он начал собирать «писцов многих», и переводили они с греческого на славянский язык в основном богослужебные книги. При Ярославе Мудром возникли первые русские библиотеки.
    Звездой первой величины в истории русской культуры и православия сияет имя Преподобного Сергия Радонежского. Великий Сергий почитается на Руси как покровитель учащейся молодежи. Отроку Варфоломею (имя Преподобного Сергия в миру) трудно давалось учение, но он не отступал от намерения постигнуть книжную премудрость. Господь помог отроку преодолеть трудности. В лесу Варфоломей встретил чернеца, который благословил его и подарил шкатулку, но это была не простая вещичка, а ларец знаний. И с тех пор Варфоломей все легко запоминал и усваивал:
    Золотые годы детства –
    Золотых ступенек ряд,
    По которым мы восходим
    В царство знанья, в царство света
    Для трудов и для отрад.
    Жизнь сладка, но в царство жизни
    Тот лишь верный путь найдет,
    Кто с любовью в годы детства
    Ношу веры, ношу знанья
    Бодро, смело понесет.
    Только надо помнить, что помощь не приходит сама собой: ее заслуживают трудом и усердием. Ленивым нечего рассчитывать на помощь Свыше. Это особенно касается изучения русского языка, одного из сложнейших языков мира. С именем Преподобного Сергия, основавшего Троице – Сергиеву Лавру, связано распространение на святой Руси монашества. Ученики и последователи Сергия стали основателями немалого числа обителей, среди которых только на территории Москвы и Подмосковья выделяется несколько монастырей: Свято-Данилов, Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий, Николо-Угрешский. Они были центрами распространения культуры. В монастырях были богатые библиотеки. Монахи занимались перепиской книг. Произведения древнерусской литературы, опираясь на православную нравственность, отличались чистотой и целомудрием, в них воспевались идеальные качества человека. Эта традиция впоследствии перейдет в литературу нового времени.
    Важной страницей в развитии русского языка стало появление печатных книг. Это произошло в типографии Ивана Федорова 1 марта 1564 года в Москве. В древности книг было мало, стоили они дорого, потому что переписывались от руки. Теперь процесс ускорился, книги стали более доступными для большинства населения, которому открылась красота печатного слова.
    Петровская эпоха дала толчок к разделению церковно-славянского и русского языков. Одной из важнейших реформ Петра Великого была реформа алфавита. Светские книги печатались гражданским шрифтом, а богослужебные – церковным уставом. Без этих нововведений невозможно было «прорубить окно в Европу». Огромный вклад в историю русской культуры и русского языка внес М.В. Ломоносов. Именно при нем преподавание в высших учебных заведениях начало вестись на русском языке, а не на латыни.
    ХIХ век стал для русского литературного языка веком окончательного становления. В этот период русский язык, развернувшись во всю мощь, дал миру величайшую литературу. Творчество А.С. Пушкина – итог поисков и находок нескольких поколений писателей в области языка. В пушкинской поэзии и прозе все объединилось органично и великолепно: гармония и торжественность церковно-славянского языка, энергия живой речи, меткие просторечные слова. Имя Пушкина стало символом национальной нормы языка, потому что Пушкин даже не реформатор речи, а ее освободитель от многих условностей.
    Современный русский язык – это сложное единство. Русский язык, пройдя долгий путь развития, стал разнородным. Литературный язык разделился на две разновидности – книжную и разговорную речь. Книжный язык – это язык художественной литературы, научных трудов, газет, журналов, телевидения, радио. Разговорный язык – это язык повседневного общения. На нем говорят в семье, с друзьями. Мы, современные носители языка, владеем обеими его разновидностями.
    Русский язык, по меткому определению Н.В. Гоголя, «живой как жизнь», он интенсивно развивается. В эпоху перемен, в конце 80-90 годов ХХ века, в языке произошли изменения, зачастую, к сожалению, не к лучшему. Жесткие рамки официальной речи ослабели, на смену заранее подготовленным, литературно обработанным речам пришли диспуты, игры, ток-шоу. Вместо речи строгих дикторов мы слышим раскованную речь ведущих, насыщенную американизмами и жаргонизмами. Шоу-бизнес насаждает молодежный сленг, речь героев сериалов примитивна и убога. Возможно, все это объясняется нежеланием говорить на казенном языке советской эпохи. Жаль, но вместе с официальностью и речевыми штампами утрачивается годами выработанная культура речи, точность словоупотребления, выразительность лексики, правильность орфоэпических норм.
    2007 год был объявлен Годом русского языка. Язык связывает между собой поколения, делает русскую культуру единой (русский язык объединяет около 150 народов и народностей). Россия дала миру Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Толстого, Чехова, Шолохова, Бунина. Их произведения отражали общечеловеческие ценности и были проникнуты и ценностями христианскими: добра, справедливости, чести, патриотизма, любви.
    Русский язык – один из великих языков мира. Пристальное внимание к нему необходимо, ибо в языке отражается душа народа. Борясь за чистоту русского языка, будем бороться за чистоту людских помыслов, за идеалы «простоты, добра и правды». В этом отношении велика роль школы, образования в целом, ведь именно в школьные годы закладываются основы личности юного человека. Пророческими оказались слова И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах Родины ты один мне опора и поддержка, о великий и могучий русский язык. Нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Давно известно, что убогая речь порождает примитивное мышление. Ущербность языка может привести (если не привела) к ущербному мышлению, к потере черт национального характера. В современную эпоху увеличивается ответственность каждого из нас за правильность, точность, выразительность языка. Народ – творец языка и двигатель его истории. Народ должен стоять на страже сокровищ родного языка. В этих условиях язык становится «оружием» народа. Как же бороться за сохранение языка? Необходимо знакомство с научными сведениями о законах и правилах языка, его богатствами, путями развития. Также нужно воспитание эстетического чувства языка и осознания ответственности за обращение с языком. Русское слово вечно, как вечна Россия Белова, Распутина, Астафьева, Рубцова! Самое примечательное и значимое для меня, учителя русского языка и литературы, то, что дети, и маленькие, и выпускники школы, начинают следить за своей речью и за речью друзей, начинают читать русскую классику, открывая для себя ее сокровища, убеждаясь в величии русского языка, данного нам во владение Историей и Богом.
    Список литературы:
    1. Виноградов В.В.. О культуре русской речи, М.: «Наука», 1960.
    2. Белов Ю.Язык – душа народа // Советская Россия, 20.03.2007.
    3. Соловьев В.И.. Золотая книга русской культуры.- М.: Белый город, 2007.
    4.. Срезневский И.И. Русское слово.-М.: Просвещение, 1986.
    5. Терещенко А.В.. История культуры русского народа.-М.: Эксмо, 2007.
    6. Шевченко Л.А.. Духовное краеведение Подмосковья.- М.: Издательство МГОУ, 2007.
    7. Языкознание. Русский язык, -М.: Аванта Плюс, 2001.

  7. 6 июня — Пушкинский день России и День русского языка. Он отмечается с 1998 года на основании Указа Президента Российской Федерации «О 200-летии со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и установлении Пушкинского дня России». Пушкинский день — это праздник русского языка.
    Роль русского языка исключительно велика в нашей жизни. Ценность его не исчерпывается тем, что он является государственным языком Российской Федерации и языком межнационального общения. При этом нельзя умалять роль этнических языков, ибо нет альтернативы между русским и родными/этническими языками. Ведь современный человек должен быть полиглотом.
    Человек существует в языке и при языке. Именно языковая среда растит человека, питает и определяет его мышление и культуру. Она же и формирует личность. С помощью языка человек познает мир, выражает свое отношение к нему. Таким образом, язык является сущностным элементом человеческой личности, «носителем» человеческого мышления, средством выражения самой личности. Доказано, что материальным носителем мысли является определенный язык. Язык, на котором мыслит человек, считается родным. Именно язык обусловливает этническую специфику человека, этническое видение мира, или, как принято говорить, менталитет.
    Язык любого народа является не только средством коммуникации. Он творит, создает и сохраняет духовную жизнь этноса. В языке заложено нечто интеллектуально-духовное, своего рода «культурные гены». Этнический язык также включает в себя такие культурные явления, которые стали символами духовной жизни народа, его ценностью.
    Между тем критическое отношение к своей культуре, достижениям своего народа и приобщение к системе ценностей человечества происходит через двуязычие. Духовное развитие народа и формирование ценностно-мировоззренческих ориентиров невозможны без глубокого знания русского языка, выполняющего разные функции.
    У русского языка свои особенности функционирования и особая роль в нашей жизни. Во-первых, он является для нас не только средством общения, но и средой обитания. Во-вторых, русский язык является интегрирующей основой в укреплении российской государственности. В-третьих, важно подчеркнуть, русский язык в многоязычном государстве не вытесняет другие языки, не навязывает свое господство над другими языками, а функционирует параллельно.
    Язык является зеркалом, отражающим политические, экономические и социальные изменения, с одной стороны, а с другой — на функционирование языка оказывает влияние конкретная общественно-историческая и социально-политическая ситуация. В этом мы убедились на примере языков народов бывшего Советского Союза, в том числе и русского языка.
    Вспомним те крайности, которые имели место в области национальной политики. Стимулируя необходимость изучения русского языка, переводя программы обучения в общеобразовательных школах на русский язык, забывали, а точнее, игнорировали обратную сторону языковой проблемы — знание родных языков. Благодаря принятым в 1938 и 1983 годах постановлениям об обязательном изучении русского языка в школах русский язык фактически стал обязательным государственным языком на территории СССР. В стране сокращалось преподавание родных языков в школах, хотя постановления этого не требовали.
    Так русский язык стал благом, но вместе с тем он оказался «драматизмом» «для всяк сущего в ней (в России) языка» и для языка Пушкина. Поскольку большое число людей не знало и не знает достаточно ни родного, ни русского языка.
    В конце 1980 года Советский Союз, говоря словами русского философа Павла Флоренского, напоминал Вавилонское смешение языков, когда никто никого не понимал, не слышал и любая речь служила только для того, чтобы окончательно удостоверить и закрепить взаимное отчуждение. Язык стал ареной сведения счетов: противопоставлялись русский и языки других этносов.
    Между тем реальность такова, что русский язык был языком не только официальных структур, но и языком культуры, науки, межэтнического общения в нашей стране и каналом для выхода культур многих народов на мировую арену. Являясь языком великой культуры, он стал языком общения не только для самих русских, но и для других народов. На русском языке мы имеем возможность общаться друг с другом, познавать историю и культуру разных народов.
    Значение русского языка на постсоветском пространстве трудно переоценить. Обусловленная политикой борьба против русского языка в некоторых частях постсоветского пространства — это агрессия против духовного средства культуры. Русский язык функционирует в многоэтничном обществе как основа сосуществования и сотрудничества между народами, как основа развития отечественной культуры, науки и образования.
    Какой же путь к языкам выбрала Адыгея? Какое отношение к русскому языку сложилось у адыгов? В Законе «О языках народов Республики Адыгея» и Конституции Республики Адыгея говорится, что равноправными государственными языками в Адыгее являются русский и адыгейский языки. Провозглашение адыгейского языка наряду с русским государственным нисколько не означает создания приоритетов первому.
    В многоэтничной Адыгее издавна проживают и по праву считают ее своей родиной представители свыше 100 этносов, которые приобрели много общего в результате совместной жизни. Исторически сложилось так, что в Адыгее русские населенные пункты возникали рядом с аулами. Позже они объединялись в колхозы и совхозы, где трудились бок о бок русские и адыги. Сотрудничество и общение, взаимодействие культур и языков наложили свой отпечаток на характер представителей того или иного этноса, на те или иные этнические ценности. Поэтому было бы непростительной ошибкой, если бы мы разрушили духовное богатство, созданное нашими предками, история и жизнь которых базируются на мирном сотрудничестве, а не на вражде.
    Такая социокультурная среда формировала уважительное отношение к русскому языку и заложила основы национально-русского двуязычия. Более того, вспомним, что народы Северного Кавказа, в том числе и адыги, всегда стремились к изучению русского языка. О таком интересе свидетельствует то, что они часто отдавали своих детей, преимущественно мальчиков, своим русским знакомым и друзьям с тем, чтобы дети овладевали русским языком. В первые годы советской власти русский язык сыграл большую роль в подготовке грамотных национальных кадров. В результате с помощью русских ученых и педагогов адыги получили свой алфавит и развили литературный язык. В своих произведениях адыгейские поэты и писатели К.Жанэ, И.Машбаш, М.Паранук и многие другие с любовью, гордостью и благодарностью воспевают ценность русского языка.
    Сегодня русский язык, хотя и обладает особым статусом государственного языка, нуждается в государственной и общественной защите. Поскольку он является основой образования в нашей стране, средством объединения народов и регионов в единую российскую гражданскую нацию, историческая значимость его вполне очевидна. Представляется, что проблема сохранения и развития русского языка, защиты и сохранения его чистоты является не только лингвистической. Она еще и экономическая, социально-политическая, гуманитарная и общественная. Ситуация усугубляется еще и опасностями/рисками глобализации, то есть современной американизации.
    Известно, что роль русского языка в мире возрастает: он является одним из мировых языков и одним из официальных рабочих языков многих авторитетных международных организаций. Однако следует сказать, что русский язык не находит равноправного функционирования наряду с другими мировыми языками.
    Активизация и влияние английского языка на другие языки наблюдаются в языке массмедиа, в разговорной речи, в обыденной жизни и т.д. Реальность свидетельствует, что вместо взаимодействия и взаимопроникновения языков в современных условиях имеет место одностороннее воздействие «популярных» языков на другие. Такой процесс оказывает негативное воздействие на двуязычие и ставит под угрозу русский язык и языки малочисленных народов.
    Язык является важным показателем культурных изменений. Если иностранный язык, а в современных условиях активизируется англицизм, начинает овладевать обществом и становится частью повседневной речи, проникает в культуру, то это свидетельствует о проявлении новой тенденции в зарождающейся глобальной культуре. Но языковая среда является нелинейной средой (системой), где сосуществуют разные культуры. Силовое вмешательство в систему разрушает ее. Там, где доминирует сила и активное влияние оказывает «искусственная глобализация», сопровождающаяся насильственным внедрением своей культуры и своего языка, разрушается «семиотическое пространство» (Ю.М.Лотман), формирующее личность.
    Имеются проблемы и в нашей республике. Не радуют и качественные показатели владения русским языком (о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ и вступительные экзамены по русскому языку в высшие учебные заведения). Причин этому — целый комплекс. Одна из основных — духовный, культурный, образовательный, экономический и политический кризис в нашей стране, повлекший за собой снижение интереса к чтению и тяготение к телевизионному просмотру. А сотовый телефон стал бичом человечества. Полагаю, что телевидение, а также компьютер являются величайшими завоеваниями человечества, позволяющими нам включиться в мировой социокультурный процесс и приобщиться к достижениям науки и культуры. Сегодня важнейшей задачей становится поиск гармонии разных видов культуры: чтения, телепросмотра и работы с компьютером.
    Итак, можно сказать, что русский язык — общекультурная ценность, на основе которой формируются российская нация и российская национальная идентичность. Это сила, объединяющая нас в культуре, экономике, политике и т.д. Русский язык — средство сохранения и укрепления нашего единства. Он является основой нашей мирной жизни и нашего взаимопонимания. Поэтому нас всех связывает одно желание и одна цель — сохранить эту скрепу, эту духовную силу, укрепить наше сотрудничество и единство нашей страны. Русский язык в первую очередь существует для нас, россиян, а свое существование и развитие он получает от нас.
    Сегодня необходимо объединить усилия государства, образовательных, научных и культурных учреждений, общественных организаций, всего населения, чтобы активизировать работу по сохранению, развитию и распространению русского языка. Важно понять ценность русского языка, который является объединяющим фактором российских этносов, российской нации. Русский язык должен помочь нам осознать свою общность, что мы, независимо от этнической и религиозной принадлежности, — граждане великой России.
    Асиет Шадже, доктор философских наук, профессор АГУ.
    P.S. Россия сильна своим единством, Россия — единая страна многих народов, имеющих богатейшее духовное наследие, пронесших через поколения мудрость жить вместе. Многообразие культур и многоцветье языков — наше общее российское богатство, наша гордость. Сохранение этого многообразия и сохранение мирной жизни базируется на основе русского языка. Наконец, следует признать, что рассматриваемая проблема имеет и геополитический характер.

  8. Но и становление языка не могло пройти без проблем. В своем романе «1984» Дж. Оруэлл поднимает вопрос проблемы языка среди окружающих его людей. Добрые и всеми понятные слова заменяются абсолютно неизвестными и странными созвучиями, запутывая людей и делая из них просто обычное стадо животных.
    Абсолютно другую ситуацию можно наблюдать в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Главный персонаж готов все на свете отдать, лишь бы сохранить свой родной язык, свою нацию и свою родину под огромным влиянием иностранных приезжих, заполонивших город.
    Каждый человек уважает и почитает свой родной язык. Ведь благодаря этому языку он смог произнести свои первые слова, отличить своих родителей от других людей, слушать колыбельную песню из уст своей матери перед сном и многое другое. Но не стоит забывать, что нужно уметь распоряжаться своим языком. Ведь неспроста есть выражение «язык мой – враг мой».
    Я каждый раз, перед тем как сказать что-либо любому человеку, стараюсь задуматься и взвесить каждое сказанное в будущем мое слово. Это не занимает много времени, лишь долю секунды, но за этот короткий промежуток времени может в корне изменить любую ситуацию в лучшую сторону, в отличие от сказанного «не подумав» или «с горяча». Подведя итог, могу сделать вывод, что язык – ценнейший подарок человеку, который только можно было придумать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *