Сочинение на тему с планом

9 вариантов

  1. Схема по написанию сочинения по заданию С1 ЕГЭ по русскому языку.
    1. Вступление (два-три предложения, которые должны подводить к теме данного текста).
    2. Проблема, которую поднял автор текста
    3. Комментарий
    4. Позиция автора текста
    5. Ваша позиция по проблеме, поднятой в тексте. Выражение согласия, несогласия, частичного несогласия с авторской позицией, противоречивая или двойственная оценка.
    6. Аргументы, приведенные в поддержку авторской позиции или в ее опровержение (необходимо привести не менее двух четких аргументов, опираясь на читательский и (или) жизненный опыт).
    7. Заключение (одно-два предложения для придания сочинению завершенного вида).
    С чего лучше начать сочинение C1
    Есть несколько удачных вариантов:
    1) с короткой информации об авторе текста или его творчестве, если это уместно
    Например:
    К. Г. Паустовский является одним из истинных мастеров художественного слова. Его душевные рассказы учат нас видеть окружающем мире прекрасное, трепетно относиться к природе. Так и в прочитанном мной тексте автор размышляет о неразрывной связи человека с природой.
    2) с однородных членов предложения (обычно используют отвлеченные понятия, имеющие отношение к теме текста)
    Например:
    Верность, взаимопомощь, милосердие, дружба (и т.д.) – без этих нравственных понятий нельзя представить себе духовную жизнь человека. В своей статье известный публицист размышляет о том, что…
    3) с нескольких риторических вопросов, которые должны подвести к главной мысли или теме прочитанного текста (в этих вопросах можно использовать антонимы)
    Например:
    Каким образом в столь противоречивое время, наполненное социальными потрясениями, не разучиться отличать ложь от истины? Как узнать, что влияет на душу благотворно, а что – пагубно? В чем отличие культуры от «псевдокультуры»? Над этими непростыми вопросами в своей статье размышляет…
    4) с собственных размышлений по проблеме, поднятой автором текста
    Например:
    Я много раз задумывался о том, как сложно бывает объяснить словами самые важные понятия в человеческой жизни. Счастье, вера, любовь – мы не можем прожить без этих нравственных категорий, но дать им «определение» – совсем не просто. В данном тексте автор размышляет о роли…
    Комментарии
    – В данной статье автор поднимает несколько важных нравственных проблем: …
    – В тексте повествуется (говорится, автор, рассуждает, размышляет и т.п.) о …
    – В данном тексте автор говорит не только о …, но и о ….
    – Прочитав данный текст, я пришел к заключению (я пришел к выводу, я понял позицию автора).
    – Содержание статьи оказалось значительно более широким, чем ее тема. Рассказывая о …, автор подразумевает …
    Как правильно прокомментировать авторскую позицию
    Хорошим дополнением к комментарию будет частичное цитирование
    Например:
    а) С.Соловейчик говорит читателю, что вера— это «важнейшая функция души». Автор, не будучи навязчивым, доказывает, что без веры, «передаточного механизма» между сердцем и умом, «высохнет душа» человека.
    б) Автор делает неожиданный и интересный вывод: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
    Речевые образцы, выражающие мнение ученика о прочитанном
    Ключевые фразы к тексту на злободневную тему:
    • Несмотря на то, что и раньше я много размышлял на тему …, мысль автора о… показалась мне очень неожиданной и интересной.
    • Я не раз думал о том, что… и поэтому тема текста оказалась для меня близкой и понятной.
    • Проблема… волнует многих моих современников. В своей статье известный публицист высказывает свои мысли о…
    Ключевые фразы к тексту научно-популярного стиля:
    • Сначала текст показался мне сложным, но, после второго прочтения, я понял…
    • Признаться, я раньше никогда не читал о …, поэтому текст …меня очень заинтересовал, из него я узнал много нового о…
    • Автор очень доступно освещает сложные научные понятия, используя для этого общенаучные термины.
    Ключевые фразы к тексту на тему, которая является далекой от интересов ученика:
    • Я никогда раньше не задумывался над этой непростой проблемой, поэтому боюсь, что моя позиция может показаться несколько расплывчатой.
    • Очень неожиданной и интересной мне показалась мысль автора о …
    • Я не обладаю достаточным жизненным опытом, чтобы иметь четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что …
    Как удачно закончить сочинение
    Закончить сочинение нужно фразой, подводящей общий итог вышесказанному, а также логически связывающей сочинение с прочитанным текстом.
    ЕГЭ портал рекомендует:
    Аргументация проблем в сочинении С1

  2. Если вы хотите написать хорошую работу, необходим план.
    Ведь сочинение без плана хаотично, не продумано, мысль “бродит по кругу”.
    Значит, нужно научиться правильно, грамотно оформить план.
    А это не так просто.
    Составить план сочинения – значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль.
    Каждый такой фрагмент – это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких.
    Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана.
    Важно, чтобы он был объединён главной мыслью, имеющей в его границах своё начало, развитие и завершение.
    В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развёрнутые словосочетания.
    Отдельные слова – слишком “узки”, конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно.
    Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершённую мысль.
    Всё, что хотели сказать, – сказано.
    Именно словосочетание более подходит для плана.
    Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свёрнутом виде.
    А в самом сочинении эта информация “разворачивается”, мысль раскрывается.
    Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
    Важно помнить, что план несёт информацию о том, как построено ваше сочинение.
    Конкретную информацию о содержании каждой его части.
    Сочинение должно “просматриваться” через план.
    Любое сочинение состоит из трёх частей.
    I. Вступление.
    II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
    III. Заключение.
    Но сами слова “вступление”, “основная часть”, “заключение” не являются названиями пунктов плана.
    Они не должны быть прописаны в плане.
    Вступление, как правило, намечает основную мысль, задаёт тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
    Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
    Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
    Алгоритм написания сочинения.
    Вступление.
    3-4 предложения. Задаются вопросы и “вода” по теме.
    – Основная проблема (вопрос, задача).
    – Именно об этом заставляет нас задуматься рассказ писателя, в котором он затрагивает проблему…
    – Автор обращает внимание на то, что… (далее цитата из текста)
    – Основной проблемой, рассмотренной в данном тексте является…
    – Проблема может быть актуальна или нет (обязательно пишем почему она актуальна или нет)
    – Проблема традиционна или нова.
    – Она встречалась в творчестве… (Толстого, Некрасова… и др. писателей).
    Категории проблемы:
    – нравственно-этическая (практически все проблемы даваемые в ЕГЭ относятся к этой категории),
    – главная,
    – жгучая,
    – злободневная,
    – насущная,
    – острая,
    – первоочередная,
    – политическая,
    – серьёзная,
    – социальная,
    – требующая немедленного решения и т.д.
    – философская,
    – экологическая,
    (а вообще не стоит бояться выбирать нестандартные варианты проблем)
    Позиция автора:
    Позиция автора такова…
    Ваше мнение:
    Два аргумента (один из личной жизни, придумайте всё, что угодно, только знайте меру,
    второй берём из раздела “аргументы для сочинения”)
    Заключение:
    3-4 предложения.
    В заключение хочу сказать, что… проблема высказанная автором…
    Дополнительный материал:
    Цитаты.
    Как настоящий гражданин своего Отечества, автор не остался безразличен к этой проблеме.
    Автор не безразличный наблюдатель, а человек активной гражданской позиции.
    Автор может:
    Стремясь сделать читателя своим союзником, автор утверждает, что…
    Стремясь заставить читателя задуматься над проблемой, автор…
    Стремясь показать злободневность рассматриваемой им темы, автор…
    Стремясь подчеркнуть остроту проблемы, автор…
    Пытаясь понять почему… .
    Интересно писать о старых проблемах…
    Автор может (привести в качестве примера цитату)…
    Приглашая к разговору о непростых проблемах нашей жизни, автор…
    Иронически (саркастически, возмущённо) повествуя о героях и событиях, автор…
    С тревогой говорить о том, что…
    Стараясь объяснить почему…
    Побуждать, искать истину…
    Дать новую жизнь старым проблемам…
    Авторская позиция:
    – двойственная,
    – ироничная,
    – небезразличная,
    – неоднозначная,
    – осуждающая,
    – отрицательная,
    – положительная,
    – саркастическая,
    – скептическая,
    – суровая,
    – юмористическая.

  3. 1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
    2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.
    3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
    4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:
    I      Вступление.
    II    Основная часть.
    III  Заключение.
    Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
    5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.
    6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.
    7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»
    8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.
    9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
    10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
    11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
    12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.
    13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.
    14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
    15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
    Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.
    Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.
    Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).
    Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
    1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
    2)  Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
    3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
    4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.
    5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
    Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?
    Что будет написано в сочинении.

    Черновик, работа с ним.

    Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.
    После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.

    Проверяем сочинение.

    Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.
    «Тема не раскрыта»
    Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
    – Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.

    План – залог успеха.

    Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.

  4.  
    Мне сейчас вспомнилось, как иногда поступали мои ученики при работе над сочинением.
    Написав текст, они начинали писать план (строгая учительница, т. е. я, требовала – обязательно! — наличие плана в письменной работе).
    Заметьте, они писали план не в НАЧАЛЕ работы над сочинением, а ПОСЛЕ!!!
    Этому есть свое объяснение. Ведь прежде чем ученик приступит к работе над своим сочинением, он учится анализировать готовый текст-образец. Учится составлять план текста, делить его на абзацы, т. е. структурировать текст.
    Есть и такое упражнение: для анализа предлагается текст, где намеренно перепутаны местами части текста. Ученик должен суметь восстановить справедливость и все расставить по своим местам.
    Признаться, это неплохой способ сделать свой текст логически выдержанным! Но этот способ хорош только при проверке написанного, т.к. позволяет увидеть: а все ли у меня логично? Есть ли начало, соответствует ли оно основной теме? А заключение? Нет ли повторов и т.д. и т.п.? Но лучше всего сделать набросок плана ДО начала написания текста.
    Великий Пушкин тоже работал над планом своего сочиненияСамое главное для любого текста: ВСЕ должно быть подчинено ОСНОВНОЙ МЫСЛИ, идее автора. И структура текста стоит в этом списке на первом месте. Читатель не должен запутаться и потерять «нить», т.е. основную мысльТекст должен быть понятным читателю для восприятия…
    Не начинай работу над сочинением, имея перед собой только чистый лист. Идешь в магазин, моешь посуду, пылесосишь, выгуливаешь собаку, прокручивай в уме тему сочинения, прикидывай «в уме» порядок того, о чем ты будешь писать. Хорошо бы всегда иметь под рукой записную книжку для того, чтобы сразу же записывать пришедшую в голову мысль. Когда сядешь за сочинение, напиши план текста. Обязательно. Ведь любая идея имеет начало и конец.

  5. Главная сложность в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте. Если проблема определена неверно, за сочинение можно — по доброте эксперта — получить 2-5 баллов, не больше, из максимальных 23.
    Когда проблема определена, создать структуру сочинения довольно легко:

    Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (структура)

    Формулировка проблемы (в виде дуалистического тезиса или проблемного вопроса).
    Комментарий к проблеме.
    Позиция автора по проблеме.
    Ваша позиция по затронутой проблеме.
    5, 6. Аргументы, доказывающие состоятельность вашей позиции (не менее 2).
    7. Вывод, который в общем смысле повторяет вашу (и авторскую) позицию по проблеме.
    Нетрудно заметить, что проблема является основой каждой части сочинения, которых должно быть 7 (если экспертная комиссия ЕГЭ не настаивает на обязательном вступлении).
    Рассмотрим подробнее особенности написания каждой части на примере сочинения по отрывку из рассказа А. П. Чехова «Слёзы крокодила».

    Определение и формулировка проблемы, комментарии к проблеме, позиция автора

    Как ни странно это звучит, но формулировать проблему мы станем, когда определим позицию автора. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать нам автор?
    Чехов посвятил свой рассказ двуличности человека, причём самой ужасной, когда человек не замечает её в себе. Иудин сокрушается о несовершенстве мира, несправедливости его («Н-да, – продолжал он задумчиво, – в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич…») и тут же отбирает у вдовы «сиротскую копейку» («И шесть рублей будет многовато. Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим.»). Страшно в этой сцене то, что Иудин искренне сокрушается о мировом зле и так же искренне его вершит. Автор осуждает героя рассказа, что проявляется даже в названии «Слёзы крокодила» и «говорящей» фамилии Иудина. Чехов будто спрашивает: можно ли изменить мир, в котором люди не умеют различать зло и добро?
    Примерно так должны выглядеть наши рассуждения. Сразу оговоримся, что можно было увидеть и другие проблемы, но они — так или иначе — затрагивали бы вопрос о двуличности, некритическом отношении к себе человека.
    Обратите внимание на последние два предложения в нашем рассуждении — они озвучивают позицию автора и проблему, затронутую в тексте. Теперь нам легко записать первые три абзаца сочинения, немного расширив и преобразовав наше рассуждение.
    Сначала — проблемный вопрос: Можно ли изменить мир, не меняясь самому, а только сокрушаясь о его несовершенстве, осуждая других?
    Далее — комментарии к проблеме (они в основном и повторят наше рассуждение, можно лишь изменить начало: Этот вопрос мы читаем между строк чеховского рассказа. Его герой — хозяин ломбарда Иудин — совершенно точно определяет всю уродливую несправедливость жизни, причём делает это наедине с собой, искренне… и далее как рассуждали).
    Затем — позиция автора: Чехов считает, что начинать изменять мир нужно с себя. Если каждый будет делать хотя одно доброе дело в день, будет поступать по совести, а не выгоде, миру не нужны будут законы и революции — он станет прекрасен! Но для этого необходимо научиться не разделять свои мысли и поступки, перестать двуличествовать.

    Ваша позиция, аргументы

    Ваша позиция будет повторять позицию автора по своей сути. Сразу оговоримся, что возможно и не соглашаться с автором, однако такая работа потребует намного больше усилий, неопровержимых аргументов и бесспорного мастерства в написании сочинений-рссуждений, ведь вам придётся опровергать «вечные истины», которые всегда и становятся основой экзаменационных текстов.
    Когда собственная позиция сформулирована, приводятся аргументы для её подтверждения. Их должно быть минимум два: 1 читательский (из художественной или публицистической литературы) и 1 «жизненный» (исторические аналогии, данные статистики, широкоизвестные факты современности и т. п.) или 2 читательских — обе комбинации оцениваются одинаково (3 балла), если подобраны удачно.
    Аргумент должен иметь следующую структуру: повторение в общих чертах или по сути исходной позиции (в нашем случае: человек говорит одно, делает другое, зло умножается) — результат, который вы предсказываете в своем мнении по проблеме (изменится человек — изменится мир).
    В качестве читательского аргумента для рассказа Чехова можно выбрать сюжетную линию с Иудушкой Головлёвым из «Господ Головлёвых» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Иудушка постоянно говорит о Боге, печётся о правильности жизни, «блаалепии», а сам доводит до безвременной смерти сыновей, мать, а в итоге — и себя).
    Ещё одним читательским аргументом вполне может служить история, рассказанная в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Она, разумеется, очень неоднозначна, но в простой интерпретации выпускника станет ярким свидетельством духовной слепоты человека, обвиняющего мир и не желающего видеть себя как есть.

    Вывод

    Вывод ещё раз — уже во второй — подтверждает позицию автора (а теперь и вашу). Его желательно сделать более открытым: с прогнозами, пожеланиями, даже моралью, например: Только совершенствуя себя, искореняя свои несовершенства, мы можем изменить жизнь. Человека не сделать лучше против его воли, ему нельзя «привить любовь к Родине или чувство сострадания»: своим примером, своим духовным подвигом мы искореняем мерзости — и собственные, и окружающих.
    https://сезоны-года.рф

  6. Сочинение – это письменная творческая работа, направленная на развитие умения связно излагать мысли и логично строить текст. Выделяют 3 вида сочинений:
    описание;
    повествование (рассказ);
    рассуждение.
    Для написания сочинения нужно составить его план и продумать следующие этапы:
    определить тему и жанровую специфику (рассказ, рассуждение, послание, описание и т. д.);
    отталкиваясь от вида текста, определить его структуру;
    подобрать ключевые слова, цитаты, примеры, подходящие к каждому пункту плана.

    Сочинение на ЕГЭ и ОГЭ

    При подготовке к итоговому сочинению по русскому языку нужно помнить, что методистами уже выработан определенный шаблон его написания:
    при помощи вопросительного предложения либо существительного в родительном падеже вводится проблема, которую следует найти в тексте (например, проблема любви, проблема памяти поколений или «Что такое любовь?», «Почему последующие поколения забывают подвиги своих отцов?»);
    дается небольшой комментарий к этой проблеме и формулируется тезис, который далее будет доказываться;
    приводятся доказательства из художественной литературы и жизненного опыта;
    подводятся итоги своих рассуждений.

    Сочинение по произведению

    Общий план написания сочинения по рассказу либо по произведению любого другого жанра обычно состоит из 3 пунктов:
    введение;
    тезис;
    основная часть (аргументы, примеры);
    заключение (выводы).

    Сочинение по картине

    План сочинения по картине выглядит примерно также, только в основной части необходимо отдельно рассказать про особенности изображения:
    введение;
    основная часть (передний план, задний план, центр рассматриваемой картины, техника изображения);
    заключение.

    Сочинение-рассуждение

    План сочинения-рассуждения от предыдущих жанров отличается, что в основной части необходимо привести аргументы – доказательства тезису, вводимому в начале текста.

    Нужен ли эпиграф?

    Эпиграф, отражающий суть темы, является необязательным элементом сочинения. Он может как удачно подчеркнуть достоинства текста, так и испортить общее впечатление от него.
    Таким образом, чтобы удачно справиться с написанием красивого, композиционно стройного текста, необходимо составить его схему и четко ее придерживаться.
    После того, как вы составите план сочинения, можно приступать к его написанию. Как писать сочинение — читайте здесь.

    Скачать пример сочинения

  7. Перед тем как написать сочинение, необходимо запастись черновиком. В старших классах полезной окажется также тренировочная тетрадь с заранее подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также читательский дневник, который поможет подобрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме.
    Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.

    Этап 1. Сбор материала.

    Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.
    Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.
    Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.

    Этап 2. Осмысленное чтение.

    Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.
    А если серьёзно, нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько повестей или рассказов поменьше, чтобы освежить воспоминания об изученном.
    Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.

    Этап 3. Написание пробного сочинения.

    Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.
    Собственно работа состоит из нескольких шагов.
    Составить план сочинения. Он включает в себя вступление, основную часть и заключение, закольцовывающее главную мысль работы, изложенную в начале.
    Написать вступление. Оно должно быть ёмким и коротким (не длиннее 5 предложений). Во вступлении уместно обозначить и конкретизировать тему сочинения, подкрепив собственный тезис цитатой.
    Написать основную часть. Она пишется, чтобы раскрыть тему работы, и состоит из трёх тезисов, к которым нужно правильно подобрать пример-доказательство из литературы. Чтобы придумать тезисы, нужно разбить основную тему на вспомогательные вопросы. По каждому из тезисов обязателен микровывод. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
    Сформулировать вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. В выводе повторяется и разворачивается в полном объёме утверждение, озвученное во вступлении.
    Проверить текст. Он должен отвечать таким критериям, как согласованность частей между собой, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.
    Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:

    Пример итогового сочинения-рассуждения на тему мечты

  8. «Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до
    12 минут при исполнении», – эту цитату я взял из книги «Делегирование» Брайана
    Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много
    маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать
    вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по
    маршруту и не сбиваться на посторонние детали.
    Надеюсь, вы осознали, что писать сочинение по плану
    действительно важно и нужно. Но я уже предвижу иронические выпады: «…я и без
    плана хорошо пишу и составляю его только после того, как, собственно, получится
    само сочинение. А план мне ни сдался вовсе, его учитель только зачем-то требует!
    ».
    Учителя, читающие это, думаю, сейчас вспомнили некоторых своих подопечных, не
    раз говоривших нечто подобное.
    Никогда не поздно меняться в лучшую сторону, если мы
    действительно этого хотим. Я не перестану повторять, что грамотно составленный
    план – это основа вашего сочинения. Поэтому призываю вас поработать над этим.
    Да, это придёт не сразу, однако вы ощутите всю пользу такой подготовительной
    работы, когда приступите непосредственно к сочинению.

  9. 9
    Текст добавил: Не верь Монике

    Известно, что любое сочинение в принципе состоит из из трех обособленных частей – это ВСТУПЛЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    То есть самый простой план сочинения – это три этих части, стоящие друг за другом. Ну можно Основную часть разбить на несколько подпунктов.
    Понятно, что написать по такому плану какое-либо сочинение нереально. План должен быть конкретным.
    Я например любой план сочинения предлагаю начинать с эпиграфа. Иногда эпиграф словно сам тянет за собой тему и аргументы. Но если этого не происходит переходим к Вступлению. В этой части описываем суть проблемы, ее видение, предысторию какого-то события. Это отражаем в плане.
    Пример плана Вступления: Конец учебного года, какие чувства это вызывает.
    Пример Вступления: Ну вот и закончился учебный год. Завершились долгие часы сидения за партой, больше не надо делать домашние задания и корпеть над учебниками. Впереди нас ждет солнечное беззаботное лето.
    И далее идет Основная часть, то есть непосредственно сочинение. Если это сочинение рассуждение, мы выдвигаем некоторые аргументы в поддержку основной идеи высказанной во вступлении и доказываем их. В плане отражаем какие аргументы можно выдвинуть.
    Если это сочинение на свободную тему, мы просто описываем некоторые события и те чувства, которые они вызывают. В плане кратко отмечаем основные события, про которые хотелось бы сказать.
    И конечно Заключение подводит итог. Итог рассуждениям, итог событиям, итог описания. Это конец. а конец сочинения редко бывает счастливым и потому его лучше не растягивать. Пара предложений и достаточно.
    Примерно такой план я бы составила.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *