Сочинение на тему самоуправление в школе

10 вариантов

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа №3 г.Сольцы Новгородской области
    Сочинение на тему:
    «Каким я вижу ученическое самоуправление
    завтрашнего дня…»
    Выполнила:    ученица 11»а» класса
    Грачева Юлия
    Руководитель: Вольперт Ю.А.,
    учитель истории и обществознания
    Сегодня мы еще учимся, а завтра уже станем взрослыми и «выйдем в жизнь»…Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников. Школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. И если в школе не будет работать ученическое самоуправление, то вряд ли она сможет идти в ногу со временем.
    Для чего нужно ученическое самоуправление?
    Цель школьного самоуправления – создавать условия для самореализации и совместной деятельности подростков, развивать творческий потенциал учащихся, лидерские и организаторские способности, взаимопонимание. Участие в самоуправлении формирует у ребят самостоятельность, ответственность, инициативность. Я считаю, что ученическое самоуправление – это мощный фактор формирования навыков самовоспитания, самоутверждения. Представляя интересы  всего ученического коллектива, школьники могут организовывать и проводить те дела, которые им интересны. Важным при этом является не только результат совместной деятельности, но и сам процесс. То, что мы осознаем принадлежность к общему дружному коллективу учащихся – Школьному правительству – играет для нас важную роль, а для меня, как лидера, накладывает и дополнительную ответственность. Для нашего возраста главное – общение, а ученическое самоуправление предоставляет широкое поле для такого вида деятельности, и это способствует еще большему сплочению коллектива школьников, позволяет не замыкаться в кругу своих одноклассников, а взаимодействовать с большинством участников образовательного процесса. Сегодняшние школьники – завтрашние лидеры общества. Старая поговорка: «Лидерами не рождаются – лидерами становятся » – сегодня не менее актуальна, чем когда – либо.
    Каким же оно должно быть – ученическое самоуправление завтрашнего дня? Безусловно, если в школе есть подобная организация, дети говорят, что школьная жизнь становится интересной, насыщенной и увлекательной. Но как выглядит это ученическое самоуправление сейчас? С основами школьного самоуправления, как нам казалось, мы знакомы давно: выход вместо учителя к доске и проведение урока в день самоуправления,  организация различных мероприятий и выпуск газет. Мы считали – это самоуправление! Ребята, как правило, старшеклассники, под руководством или по инициативе замдиректора по воспитательной работе организуют орган школьного самоуправления. Они устраивают различные мероприятия, распространяют информацию о жизни школы, выпускают школьные газеты, решают, кого поощрить, кого отметить и так далее.  Но все же нельзя эту деятельность назвать  самоуправлением…
    Самостоятельное управление собой, своей жизнью, окружающей действительностью – вот три составляющие самоуправления. И при этом умение организовывать, контролировать и направлять других – это основа любого самоуправления. К старшим классам управлять собой мы почти научились, и получается, перешагнув через вторую составляющую, мы должны начинать управлять окружающей действительностью. Через мероприятия, концерты, акции мы пытаемся управлять собственной жизнью. Конечно, самоуправление здесь присутствует (вроде бы мы «самоуправляем» школьной жизнью), но не то, которое хотелось бы видеть в современной школе. Наверное, все-таки, детское школьное самоуправление пока остается красивым словосочетанием, пока далеким от реальности и не таким, каким хотелось бы его видеть.
    Во-первых, необходимо вырабатывать навыки управления, а может быть, даже нужно и учить «быть лидером».. Ведь учат же менеджменту, а это тоже в какой-то степени «искусство управлять». И это, на мой взгляд, первая проблема. Хотелось бы, чтобы в будущем компетентные лица в образовательной среде организовали бы форумы для лидеров школьного самоуправления, либо своеобразные курсы повышения квалификации участников ученического самоуправления. Ведь есть же такие курсы для учителей! Наши любимые педагоги дают нам знания, формируют у нас различные учебные навыки, готовят нас к экзаменам… А быть лидером и уметь управлять школьным сообществом – это мы познаем методом «проб и ошибок».      Первоочередную задачу деятельности органа ученического самоуправления мы выполнили – в нашей школе действует полномочное Школьное правительство.  А теперь пришло время понять – а как участвовать в управлении школой, как вместе с учителями решать школьные проблемы. Я верю, этому мы обязательно научимся, у школы есть такие перспективы.
    Участвуя в деятельности нашего Школьного правительства, приходится сталкиваться со многими трудностями. Одну я уже осветила. Вторая – отсутствие налаженной связи с общественностью, с лидерами других общественных организаций. Немногие серьезно относятся к деятельности подобных детских организаций, считая это очередной прихотью школьников или самой школы. А как необходимо меценатство и спонсорство и в этой сфере жизнедеятельности общества. Ведь при организации даже самого незначительного мероприятия всегда возникает проблема награждения, поощрения, стимулирования…  И здесь тупик. А если необходимо куда-то съездить, то проблема с транспортом остается практически неразрешенной. Трудно в одиночку пытаться что-либо предпринять, тем более, когда взрослые скептически относятся к таким начинаниям… Хотелось бы, чтобы  в будущем существовал бы какой-нибудь единый благотворительный фонд, чтобы снять остроту финансовых проблем школьного самоуправления.
    И еще одно желание по поводу того, каким хочу видеть школьное самоуправление. На сегодняшний день наши полномочия довольно обширные и, если честно, практически все реализуемы. Но если члены Школьного правительства с энтузиазмом берутся за дела, то многие учащиеся, ради которых это все и проводится, игнорируют и не помогают им в этом. Мне кажется, что учить надо не только членов школьного самоуправления, но и просвещать всех обучающихся. Сегодня, когда школа реализует демократические принципы, многие ребята считают, что они ограничены в своих действиях, что многое они не могут, либо им не дадут это сделать. И нужно ломать такой стереотип, ведь наша деятельность – яркий тому пример. Нам многое под силу, нужно только захотеть. И в этом направлении тоже требуется помощь. Наверное, если бы ребятам несколько раз объяснить, рассказать, как действует такая организация, каковы принципы и вертикаль этой деятельности, то многие бы изменили свое мнение о роли детского самоуправления.
    Я надеюсь, что грандиозные реформы, которые сейчас идут в сфере образования, затронут и одну из ее составляющих – ученическое самоуправление. И если , на мой взгляд, удастся решить хотя бы перечисленные проблемы, то школьное самоуправление перестанет быть просто красивым, звучным словосочетанием, а превратится в помощника и полноправного субъекта образовательного процесса!

  2. Сочинение-размышление
    на тему:
    «Каким я вижу ученическое самоуправление
    в школе завтрашнего дня»
    Люди вместе могут совершить то,
    чего не в силах сделать в одиночку;
    единение умов и рук, сосредоточение их
    сил может стать почти всемогущим.
    Д. Уэбстер
    Сейчас, когда в нашей стране происходят изменения в общественной и государственной жизни, когда Россия встала на путь новых преобразований, необходима подготовка молодёжи к жизни в демократическом обществе. Школа учит многому, но не всегда даёт ответ на вопросы о том, как жить. Школьные проблемы для всех учащихся одинаковы. Демократизация жизнедеятельности школы и управления школой предполагает активное участие в них всех субъектов учебно-воспитательного процесса. В нашей школе ведётся настойчивый поиск форм и способов включения и учителей, и учащихся, и родителей в организацию обучения и воспитания детей, формирование ценностей школьного коллектива, совместное осмысление перспектив развития. Без сомнения, демократизация нужна сейчас и школе, и обществу.
    Многое зависит от органов самоуправления в школе. Неосторожным движением можно погубить то хорошее, что уже достигнуто во взросло-детском коллективе. Развитие системы ученического самоуправления должно иметь несколько основных целей. Во-первых, создание благоприятного психологического климата в школе. Работа школьного самоуправления позволит учитывать мнение учащихся при планировании работы школы. Обсуждение важнейших вопросов школьной жизни в его структурах даст возможность решать проблемные ситуации, развивать самостоятельность и чувство сопричастности к жизни класса и школы. Во-вторых, школьное самоуправление научит принимать ответственные решения, будет воспитывать лидерские качества, способствовать социализации школьников. В-третьих, оно даст возможность привлечь внимание педагогов к коллективному мнению школьников. Многие вопросы жизни школы будут решаться более эффективно, опираясь на возможности самих учащихся.
    Для меня работа органов самоуправления завтрашнего дня могла бы включить в себя четыре подсистемы: педагогическую, ученическую, родительскую и общественную. По-моему, для качественного и эффективного функционирования самоуправления необходимы такие условия, как вооружение учащихся в ритме управленческого цикла технологией коллективной деятельности, знаниями, умениями и навыками самоуправления, применения методов доверия, стимулирования. Необходимо чтобы в общественно-управленческую деятельность школы были включены не только учащиеся, но и их родители.
    Важнейшим элементом по развитию самоуправления должны быть создание и стимулирование деятельности различных советов, творческих групп, воспитательная работа в классных коллективах, где каждый ученик становится субъектом организации и управления теми или иными общественно-полезными, нравственно-ценными и личностно-значимыми делами, когда учащимся предлагается участие в делах, отвечающих интересам.
    Я думаю, что в перечне постоянных поручений в структуре ученического самоуправления должны быть:
    – председатель Совета организации;
    – организаторы работы по направлению « Знание – сила»;
    – организаторы общественно-полезных трудовых дел;
    – организаторы культурно-массовой работы;
    – организаторы туристско-спортивной работы;
    – организаторы гражданско-патриотической работы;
    – организаторы органов печати;
    – организаторы работы с младшими школьниками.
    Деятельность органов самоуправления будет определять содержание и механизмы по воспитанию высоконравственных качеств личности, по развитию у ребят творческой и социально-полезной активности, ответственности. Завтрашнее самоуправление должно создавать «ощущение семьи», в которой ценят и любят каждого, ощущение коллектива, который не обезличивает, а развивает в человеке индивидуальность.
    Если бы меня спросили: « Что лично мне даёт самоуправление?» Я бы ответила так: «Оно даёт мне свободу мысли. Раньше я была очень стеснительной, ничем ни приметной ученицей, а сейчас я председатель Совета детской организации ГУРАН. Я узнала, что такое настоящий коллектив, могу, сама организовать любое необходимое дело, распределить обязанности – это всё, я уверена, мне очень поможет в дальнейшей жизни».
    Трудно, но очень интересно руководить своими сверстниками, так как понимаешь, что именно на руководителе лежит большая ответственность за работу всей организации. Анализируя свою работу, как председателя Совета ГУРАН, я уверена, что лидера организации должен выдвигать коллектив. Лидер должен выделяться своей активностью, инициативностью, полезностью, старанием сделать то, что определили и спланировали все вместе. Стиль работы лидера должен быть демократическим, на основе равноправия, взаимопонимания, диалога. В различных ситуациях ему нужно быть то организатором, то исполнителем. Я думаю, средство достижения лидером своей цели это – убеждение, согласие, аргументация выбора. Лидер должен работать по принципу: «Если не я, то кто же?»
    Всегда было так: люди идут за признанными лидерами. Они доверяют тем, кто поступает честно, естественно, разумно, умеет вслушиваться и понимать, уважать и доверять, поддерживать инициативность, полезность, кто заботиться об окружающих людях, кто не боится брать на себя ответственность, обеспечивает свободу действиям, творчеству, и сам много делает во благо другим. Для меня лидер-организатор – это тоже профессия, которой учатся школьники, выполняя свои обязанности.
    Развитие ученического самоуправления невозможно без прогностических оценок, без определения его направленности, без сопоставления мнения учащихся и педагогов школы. Вот каким я вижу перспективы самоуправления в школе:
    – в будущем мы должны будем сами организовывать все мероприятия, ведь это и есть самоуправление, когда без чьей-то посторонней помощи сможем справиться с делами;
    – самоуправление будет таким, что все члены детской организации будут чувствовать себя равноправными;
    – самоуправление будет развиваться, и «расти» вместе с нами.
    Если работа в органах ученического самоуправления будет творчески окрашена, интересна, будет идти от желания самих ребят, если будет существовать единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни, значит, уходя из школы, выпускники унесут огромный багаж коммуникативных навыков с собой во взрослую жизнь. Они будут иметь своё «лицо», сумеют отстоять свою жизненную позицию.

  3. Зорин Станислав Михайлович,студент II курса специальности 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Безопасность жизнедеятельности»), г. Киров
    Педагогическое эссе по теме:«Самоуправление в классном коллективе»
    В наше время мы очень часто слышим в СМИ разговоры о роли самоуправления обучающихся в современной школе. Так что же такое на самом деле самоуправление в школе? Как оно реализуется? Какие цели и задачи выполняет самоуправление в школе? Какими методами оно реализуется? Кто принимает наибольшее участие в этом процессе? К какому результату приводит этот процесс?Вообще, известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Л.Н. Толстой говорил:«Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».По моему мнению, ученическое самоуправление –это форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности впринятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Самоуправление в школе способствует самовыражению и самораскрытию. Я полагаю, оно позволяет использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Участие детей в самоуправлении в немалой степени способствует развитию их личностных качеств, таких как ответственность, общительность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, креативность, нравственность и т.д. Кроме того эти качества необходимы для будущей профессиональной деятельности, т.е. самоуправление способствует формированию опыта и умений, готовит к жизни в будущем трудовом коллективе.В свою очередь, общительность способствует эффективному сотрудничеству в разнообразных по составу и профилю группах, открытости для новых контактов и культурных связей. Мы очень часто сталкиваемся с проблемами, для решения которых необходимо находить рациональное решение, изучать и использовать новые методы работы. В ходе чего формируется способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этому тоже учит опыт участия в самоуправлении.Кроме того, самоуправление помогает сформировать гражданскую позицию и приобрести опыт демократических отношений. В добавление к этому самоуправление воспитывает у ребят патриотизм, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Я думаю, что самоуправление позволяет повышать социальную компетенцию, развивать социальные навыки поведения. Участие в самоуправленческой деятельности дает возможность ребятам ощутить свою общественную ценность, воплотить свои идеи.Огромную роль в самоуправлении играют коллективные дела, в ходе которых происходит планирование, проведение, анализ и оценка дел, принятие решений, контроль и регулирование. У членов коллектива развивается потребность в самоорганизации, самодеятельности, самооценки и самоанализа. Работа в команде побуждает наобщественнополезную, творческую, активную деятельность, при этом стимулирует всё положительное в жизни коллектива и преодолевает негативные явление. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.Таким образом, чтобы продуктивно работать в ученическом самоуправлении нужно прежде всего вырабатывать в себе лидерские качества. Основные черты характера, мировоззрение, взгляды на жизнь у человека формируются в школьные годы, и поэтому общество предъявляет новые требования к образовательным учреждениям. Школа сегодня не может учить только школьным предметам; ее наиболее важная задача на современном этапе –научить ребёнка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права.Слово «самоуправление» говорит само за себя, не сложно понять, что это слово означает. Самоорганизация, самоудовлетворение, саморазвитие, самооценка, самокритика. Этот ряд можно продолжать долго. Но главное в самоуправлении то, что ученик, принимающий участие в самоуправлении классного коллектива делает всё сам и всё для себя.

  4. Эссе на тему: «Что для меня значит Ученическое самоуправление?»
    Президент Уса   Н.М.Корешова
    Вопрос довольно-таки масштабный. Ответы на него могут заключаться как в личных выгодах, так и в стремлении изменения мира. Для конкретики давайте узнаем, что собой вообще представляет ученическое самоуправление.
    Ученическое самоуправление – форма реализации права на участие в жизни образовательных учреждениях учениками. Из этого понятно, что с помощью Ученического самоуправления школьники могут влиять на жизнь образовательного учреждения, менять ее под лад, приемлемый для всех.
    В самоуправление изначально я попала без определенной цели, я не имела представления, что это такое. Но спустя уже несколько лет, я могу твердо заявить, что без подобной деятельности все школы, ВУЗы, колледжи по степени своего развития остались бы далеко в прошлом. Потому что только путем серьезного восприятия идей, мыслей и желанийобучающихся можно понять современный мир, подстроиться под него и продвигаться дальше.
    Итак, теперь вернемся к вопросу: «Что для меня значит Ученическое самоуправление?» Для меня Ученическое самоуправление – это возможность изменить мир вокруг себя так, чтобы в будущем, обернувшись, мне захотелось бы воскликнуть: «Ого, ребята, да мы проделали огромную работу! Теперь у каждого есть шанс проявить себя! Теперь мы живем так, что все ранее не решаемые проблемы растворились! Мы не боимся высказывать свое мнение и предлагать свои идеи!»
    Ученическое самоуправление – это часть жизни, которая подталкивает нас к успешному завтрашнему дню…

  5. 5
    Текст добавил: соЛнЫфкО_о (ИнЕиПёТ)

    Зачем нужно ученическое самоуправление?
    Достаточно много на страницах сайта рассматривался вопрос ученического самоуправления. Необходимо ли оно в современной школе, или без него можно обойтись? Мы хотим раскрыть свою точку зрения на эту проблему. Почему проблему? Подчас многие руководители школ не осознают, насколько грамотно организованное ученическое самоуправление поможет готовить школьников не только жить в обществе и государстве, но и вносить посильную лепту в его создание. Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, но и осознание ответственности за свои действия. Другими словами ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Ведь молодёжь – это свое рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.
    Главные особенности нашего ученического управления заключаются в том, что мы строим его на демократической основе и модель наша построена на основе сетевой модели обучения.
    Мы все понимаем, что для успешной деятельности необходимо быть единой командой, где каждый нацелен на общий успех, способен работать на общий результат. Если вспомнить легендарного короля Артура и рыцарей Круглого стола, то пока они «работали командой», государство процветало, а жители его были защищены. И мы хотим, чтобы наше школьное государство процветало всегда и жители его были всегда защищены. Но объединить в творческое единое целое учащихся близ лежащих школ – задача не из лёгких. Наша школа стоит на границе Татарского района с Венгеровским и Чановским районами, и ближайшая к нам школа находится в 25-ти километрах. Именно поэтому педагогический коллектив школы не однозначно принял инициативу ученического самоуправления наладить тесную взаимосвязь с ученическими самоуправлениями соседних школ. Но, благодаря поддержке администрации школы, школьники получили возможность не только познакомиться поближе с учениками других школ, но и проводить совместные внеклассные мероприятия, конференции, сборы, слёты… Конечно, наша модель далеко несовершенна, но надо учесть, что организована она была только в сентябре 2007 года. Преимущества и результаты налицо: расширенный круг знакомств (тем более в условиях отдалённого села); совместное проведение мероприятий, слётов, конференций с выездами в соседние сёла; обмен опытом в организации системы самоуправления, оформлении школы; высокий уровень обученности и воспитанности школьников, так как стимул очень высок. Не надо забывать и нормативной стороне дела.
    Надо сказать, что на нашу инициативу поначалу соседние школы откликнулись не сразу – может быть потому, что не поверили в положительный исход дела.
    И вот, в 2009 году ученики нашей школы принимали участие во всероссийском конкурсе ученического самоуправления от федерального центра гражданского образования и получили диплом лауреата, а в июле 2009 года как победители приняли участие в молодёжном форуме в г.Байкальске на озере Байкал.
    Как было сказано выше, только работа в команде может дать положительный результат и мы смогли привлечь к себе внимание и организовать команду из ученических самоуправлений школ округа. Только настойчивость, упорство, доверие к педагогам, сверстникам позволило нам украсить и разнообразить нашу жизнь.
    Для примера можем привести мероприятие, организацию и проведение которого организовало наше самоуправление. 27 апреля был всемирный день танца, и к этому дню общим ученическим самоуправлением (в округе 5 школ) мы решили провести праздник танца: составили программу, распределили обязанности ученических самоуправлений пяти школ округа; администрация школ организовала подвоз учащихся; договорились с помещением сельского дома культуры и т.п. Результат – великолепный праздник, который смогли посмотреть не только школьники, но и жители села, представители сельских администраций сёл, которые отметили положительную тенденцию подобных мероприятий.
    Конечно, трудностей много: удалённость населённых пунктов (в условиях города данную проблему решить гораздо проще); проблемы с транспортом, бензином и т.д. Как бы удивительно это ни звучало, но родители всецело поддержали нашу идею. А когда имеешь поддержку администрации школы и родительского комитета, можно добиться многого.
    Мы думаем, что, расширяя круг общения, мы получаем богатейший бесценный опыт. В современном техническом мире не составляет труда завести знакомства, не выходя из дома, через сайты школ узнать об опыте работы ученического самоуправления, но мы твёрдо уверены, что ничто не заменит живого общения. В дальнейшем мы планируем наладить связь со школами соседних районов Новосибирской области. Планы, конечно, далеко идущие, но мы приложим максимум усилий. Нам очень интересно, как живут наши «соседи», думаем – им тоже!
    Наша школьная модель ученического самоуправления
    Обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.
    Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении. Но как организовать это самоуправление? Чтобы привлечь и заинтересовать учащихся, привлечь их к активной деятельности. Ведь контингент учащихся у нас, как и любой другой школы, требует повышенного внимания к себе.
    С чем это связано?
    Школа удалена от сфер социального обслуживания. 60% учащихся из многодетных, малообеспеченных семей. В сложившихся условиях многие учащиеся не просто нуждаются во внимании со стороны взрослого, а скорее стремятся получить навыки и развить в себе деловые, коммуникативные качества. Задача перед педагогическим коллективом поставлена непростая. Как педагогу – воспитателю действовать в этой ситуации?
    На этот вопрос сегодня надо обязательно найти ответ. Но самостоятельно без помощи ребят этот ответ найти невозможно, поэтому все мы в школе одна семья, и каждый должен прислушиваться друг к другу и самое главное педагог не должен подавить желание ребят к какому либо делу. Поэтому как и во всех школах мы большое внимание уделяем ученическому самоуправлению.
    С чего все начиналось?
    С вопросов: что это такое, с чего и как начать и, вообще, нужно ли нам самоуправление, а тем более учеников, и нужно ли оно им.
    Изучив все возможные модели ученического самоуправления, выбрали наиболее подходящие непосредственно для нашей школы, учитывая все ее особенности. Затем последовала, как это ни странно, работа с педагогами и классными руководителями, прежде всего, разъяснительная, а затем исследовательская. Следующим стало диагностирование проблемы с целью изучения мнения учащихся, родителей, педагогов через анкеты, опросы, почту мнений и предложений об их видении ученического самоуправления.
    Затем перед нами стали постепенно вырисовываться наиболее животрепещущие проблемы, которые поставившие перед нами ряд вопросов:
    какие из этих проблемы можно решить с помощью ученического самоуправления?
    какую из моделей выбрать?
    как помочь в создании самоуправления?
    Для решения этих вопросов необходимо совместное планирование, то есть общее собрание педагогов, учащихся и родителей в ходе, которого определяется:
    название.
    для чего будет создаваться – организация совместной деятельности, сотрудничества и общения, возникающего на их основе.
    что произойдет после осуществления – самоорганизация учащихся на основе собственных интересов и потребностей.
    цель – стремление к саморазвитию и самореализации личности
    задачи: определение структуры самоуправления, порядка формирования, функций органов самоуправления; содержания работы (направления, этапы); права, обязанности и ответственность участников; формы и способы фиксирования результатов.
    имеющиеся ресурсы: материальные, организационные.
    предполагаемые трудности, пути их решения:
    Во-первых, ориентироваться необходимо на конкретного ребенка, а не на абстрактные и во многом противоречиво толкуемые качества, так как они в соответствии с принципом природосообразности не привносятся извне, а формируются на основе врожденных способностей.
    Во-вторых, ориентироваться не на «заказ», а на реальные потребности и в том числе, конечно же, на потребности самих ребят, так как самоуправление – это творческое взаимодействие, а не воздействие одного на другого.
    В-третьих, отказаться от навязывания бесконечных шаблонов и стереотипов, ведь человек развивается разносторонне, а значит, единых путей и истин преподноситься не должно: они сковывают инициативу, лишают самостоятельности и поиска. Образцы хороши как средство, но не как цель воспитания.
    В-четвертых, нужен не педагогический диктат, а педагогическая поддержка, помогающая самовоспитанию, самопознанию, саморазвитию.
    В-пятых, важен не только результат, но и процесс работы.
    На дальнейшем этапе осуществлялась система мер по созданию самоуправления, которая состояла из разных мероприятий с общей целью – сплочение коллектива, выявление лидеров, мотивация активной самостоятельной деятельности учащихся.
    Следующим этапом стало обсуждение в классных коллективах кандидатур на пост главы ученического самоуправления – президента школьного самоуправления. Еще в период совместного планирования было принято решение о том, что на эту должность можно выдвигать кандидатуры учащихся 9 – 11 классов. Список всех кандидатов был доведен до всеобщего сведения.
    Дальнейший этап формирования органов самоуправления опять начинался с классных коллективов. В них происходила организация внутриклассного самоуправления по типу общешкольного. В классе избирался из предложенных детьми кандидатур (староста) класса, а также заведующие секторами, которые входили в соответствующий комитет в самоуправлении на уровне школы. Из заведующих формировался состав определенного комитета, а потом из своего числа ребята выбирали председателя комитета. Таким образом, структура самоуправления выглядит следующим образом:
    СОВЕТ ПРЕЗИДЕНТОВ (президенты школ округа) – общение чаще происходит через мировую сеть Интернет
    СОВЕТА ДОСУГА
    ПРЕДСЕДАТЕЛИ
    СОВЕТ ПО СПОРТУ И ТУРИЗМУ
    СОВЕТ ПО ТРУДУ И ЧС
    СОВЕТ ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ
     
     
    КУРАТОРЫ И КОНСУЛЬТАНТЫ

    КЛАССНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
     (СТАРОСТЫ)
    СЕКТОР ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕН
    НОСТЬЮ
    НАУЧНЫЙ СЕКТОР
    КУЛЬТУРНЫЙ СЕКТОР
    ШЕФСКИЙ СЕКТОР
    СЕКТОР ЗДРАВООХРА
    НЕНИЯ И СПОРТА
    СЕКТОР БЛАГО
    УСТРОЙСТВА И ПОРЯДКА
    УЧАЩИЕСЯ
    Функции органов самоуправления делятся на общие и особенные. Особенные зависят от направления деятельности:
    ПРЕЗИДЕНТ
    Помощь в проведении предметных недель.
    Помощь в организации и проведении школьных олимпиад.
    Отчёт об успеваемости классов (по неделям).
    СОВЕТ ДОСУГА . Помощь в организации и проведении концертов, праздников, литературно-музыкальных гостиных, дискотек.
    СОВЕТ ПО СПОРТУ И ТУРИЗМУ
    Помощь в организации соревнований по различным видам спорта;
    Помощь в организации походов;
    Помощь в выявлении лучших спортсменов и их награждение;
    Помощь в проведении предметных недель;
    Организация и проведение серии игр на первенство школы;
    Сбор пожеланий учащихся о возможных экскурсиях и походах.
    СОВЕТ ПО ТРУДУ И ЧС
    Организация уборки школы и пришкольной территории, организация летней трудовой практики.
    Обеспечение дисциплины и контроль за безопасностью во время проведения культурно-массовых мероприятий.
    Вице-президент выполняет функции секретаря, фиксирует результаты деятельности органов самоуправления и замещает президента в случае его отсутствия. Президент представляет ученическое самоуправление, координирует работу органов самоуправления, председательствует на совместных заседаниях органов самоуправления. Самоуправление в классах во многом повторяет общешкольное самоуправление, но отличие в объеме и масштабах работы, кроме того, ребята часто планируют и проводят мероприятия, работу, которая интересна конкретно этому классу.
    Овладение общими функциями самоуправления потребовало учебы и накопления опыта, пока не превратилось в цикличную систему работы: приложение 1.
    За время существования школьного самоуправления ребята пришли именно к той модели, которая наиболее полно отражает их потребности. Прежде всего, ребята пришли к тем нормам, правилам, ценностям, которые они смогли сами понять и сформулировать после неоднократных ошибок и неудач в своей работе:
    Отсутствие приказов – только просьбы и предложения, которые могут быть обсуждены;
    Самоорганизация – не ждать, когда кто-нибудь организует, назначит, а самим организоваться;
    Взращивание инициатив снизу – предложения должны исходить от учащихся, а не навязываться им педагогами, родителями;
    Подчиненность самоуправления школьному сообществу – все органы самоуправления подчиняются только тем, кто их выбрал и ради кого собственно существует самоуправление;
    Учет мнения меньшинства – если не удается найти компромисс и решение принимается не единогласно, необходимо учесть мнение тех, кто остался в меньшинстве;
    Поиск согласия – безвыходных ситуаций не существует, всегда необходимо понять и принять позицию оппонента;
    Сменность лидеров и занимаемых должностей – в любой момент можно поставить вопрос о снятии с занимаемой должности, но при этом нужно аргументировано доказать, что человек с этой должностью не справляется;
    Ставить посильные задачи;
    Не отказываться от помощи педагогов и родителей;
    Принятие решения сопровождается всегда обсуждением, часто очень бурным, за которым следует открытое голосование, при равенстве голосов право решающего голоса у президента, хотя следует отметить, что никто ни разу им не воспользовался – такое решение рассматривается дальше до достижения согласия.
    Безусловно, в школе существовали свои сложившиеся традиции, но с началом функционирования самоуправления их число увеличилось, и для последующих органов самоуправления остается лишь одна проблема – внести в жизнь учащихся что-то, что могло бы в последствии превратиться в традицию. В течение всего учебного года проходит конкурс «Лучший класс» среди 5-11 классов на одноименном стенде отмечается участие и вклад каждого класса в жизнь школы, итоги подводятся каждую неделю и класс занявший первое место по дисциплине, учёбе, творчеству получает переходящий кубок. Ребята активно участвуют во всех проводимых мероприятиях, на протяжении двух лет они приглашают и организовывают мероприятия для учащихся из соседних школ. Из числа проводимых мероприятий наибольшей популярностью пользуются: смотр строя и песни, «Зарница», спортивные состязания, литературные вечера, День влюбленных и Новый год, 23 февраля, 8 марта, день смеха.
    В настоящее время органы ученического самоуправления работают над рядом проблем: приложение 2.
    Организация деятельности школьников по самосовершенствованию представляет создание условий для удовлетворения их желаний, потребностей саморазвития.
    Общее для всех видов и форм деятельности ребят – это создание ситуаций, требующих от личности самостоятельного решения. Конкретные мотивы могут быть различными: кто-то хочет исправить недостаток, кому-то важно привлечь внимание к себе, кто-то сознательно стремиться ещё больше закалить волю, преодолевая страх или неуверенность, кому-то надо доказать себе или другим, что он всё может. Содержание деятельности определяется личностными идеалами и ценностями, потому она и может быть связана со стремлением одних самоутвердиться на пользу себе и людям.
    Приложение 3. Положение об ученическом самоуправлении МОУ Красноярской СОШ.

  6. Шушалыкова Оксана Вячеславовна,студенткаII курса специальности 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Физическая культура»), г. Киров
    Педагогическое эссе по теме:«Самоуправление в классе»
    Самоуправление в классном коллективе. Что это? Каким оно должно быть? Какова его роль?Проанализировав несколько работ известных педагогов, я хотела бы выделить некоторые определения, которые, на мой взгляд, подходят под понятие «самоуправление в классе». В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся –это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Хорошо осознав эти высказывания, можно заметить, что с одной стороны коллектива стоит педагог и его задачи, а с другой стороны стоит ученик и его желания. Так как учитель таким методом формирует коллектив, а ученики формируются, как личности. Я считаю, что самоуправление –это важная часть воспитательного процесса каждого человека как в целом себя, так и в коллективе. Если в классе не будет ярких инициаторов, этот класс будет скучать и «плыть по течению».А люди не будут ничем выделяться. Если задуматься, то в каждом классе есть ребенок, который хочет быть «правой рукой учителя», как правило, он бывает такой не один. Но в итоге «главойклассного самоуправления»будет самый старательный, дисциплинированный, инициативный, и старательный ребенок, а это означает, что эти качества уже начали формировать его личность. Возможно, в будущем из такого ребенка вырастет отличный педагог, политический деятель, или же руководитель коллектива. Помимо личностных качеств ребенка, можно еще рассмотреть самоуправление в коллективе, как «помощь»учителю. Так как хорошо налаженный самоуправленческий контроль, не допускает самопроизвольного поведения, противоречащего целям и задачам педагога. Так жев самоуправленчески развитом коллективе, ученики выполняют определенные роли. Например: один следит за посещаемостью, другой за сдачу домашних работ, третий за творческим уголком. Таким образом, все эти роли также готовят ученикам к будущим «большим»ролям, как в собственной жизни, так и в обществе. Итак, мы рассмотрели классное самоуправление с двух сторон. С одной стороны,это метод учителя воздействовать на коллектив, ставить свои цели и задачи, а с другой стороны это поведение самих учеников. Их работа и общение друг с другом, взаимодействие и помощь. Таким образом, можно сказать, что самоуправление в коллективе играет большую роль в жизни ученика. То есть выполняет следующие функции: формирование личности ребенка, эффективная слаженная работа всего класса, и подготовка ребенка к будущей социальной жизни.

  7. В наше время мы очень часто слышим в СМИ разговоры о роли самоуправления обучающихся в современной школе. Являясь рядовым членом детской организации, я не особенно задумывалась над этим вопросом, просто занималась любимым делом. Но после того, как мне оказали доверие и избрали президентом ДОО «ШАГ», уже после нескольких месяцев работы в этой должности, я осознала насколько самоуправление в школе является важным и необходим.
    Вообще,  известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Л.Н. Толстой  говорил: «Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». По моему мнению, ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Самоуправление в школе способствует самовыражению и самораскрытию. Я полагаю, оно позволяет использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Участие детей в самоуправлении в немалой степени способствует развитию их личностных качеств, таких как ответственность, общительность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, креативность, нравственность и т.д.  Кроме того эти качества необходимы для будущей профессиональной деятельности, т.е. самоуправление способствует формированию опыта и умений, готовит к жизни в будущем трудовом коллективе.
    В свою очередь, общительность способствует эффективному сотрудничеству в разнообразных по составу и профилю группах, открытости  для новых контактов и культурных связей.
    Мы  очень часто сталкиваемся с проблемами, для решения которых необходимо находить рациональное решение, изучать и использовать новые методы работы. В ходе чего формируется способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этому тоже учит опыт участия в самоуправлении.
    Кроме того, самоуправление помогает сформировать гражданскую позицию и  приобрести опыт демократических отношений. В добавление к этому самоуправление воспитывает у ребят патриотизм, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Я думаю, что самоуправление позволяет повышать социальную компетенцию, развивать социальные навыки поведения. Участие в самоуправленческой деятельности дает возможность ребятам ощутить свою общественную ценность, воплотить свои идеи.
    Огромную роль в самоуправлении играют коллективные дела, в ходе которых  происходит планирование, проведение, анализ и оценка дел, принятие решений, контроль и регулирование. У членов коллектива развивается потребность в самоорганизации, самодеятельности, самооценки и самоанализа. Работа в команде побуждает на общественно-полезную, творческую, активную деятельность, при этом стимулирует всё положительное в жизни коллектива и преодолевает негативные явление. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.
    Для меня самоуправление – это возможность развивать и совершенствовать свой лидерский потенциал, приобретать профессиональное мастерство и разнообразный  жизненный  опыт.
    Ждем ваши комментарии и приглашаем на наш будущий турнир – turnir.mmforum.ru/
    Тэги: социальные навыки поведения, совместное творчество, жизненный опыт, патриотизм, социальная компетенция

  8. Добрый день! Разрешите представить ученическое самоуправление “Планета ОКЛ» учебно-воспитательного комплекса школа-лицей «Открытый космический лицей» им. Г.Т.Берегового.
    Лицей – всего пять букв, но за ними скрывается глубокое значение:
    Л – это любознательность, которая помогает нам делать самые чудесные открытия и не дает стоять на месте;
    И – это история нашей школы, это искренность, с которой мы всегда открыты всему новому и интересному;
    Ц – это, без сомнения, целеустремленность, стремление к вершинам познания и совершенства, это целостность всего происходящего, это ценность каждого для каждого, уважение друг к другу;
    Е – это единение учителей и учеников ради достижения заветной цели – вершины познания и совершенства;
    Й – это все новое и пока неизведанное, что нам еще предстоит открыть!
    Люди вместе могут совершить то,
    чего не в силах сделать в одиночку;
    единение умов и рук, сосредоточение их
    сил может стать почти всемогущим
    Д. Уэбстер
    Школа учит многому, но не всегда даёт ответ на вопросы о том, как жить. Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» – станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе.
    Многое зависит от органов самоуправления в школе. Мы растим  личность – гуманную, толерантную, деятельностную, способную достичь успеха. Почему это важно? В современном  мире роль лидера, личности с позиции гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Именно поэтому развитие системы ученического самоуправления должно иметь несколько основных целей. Во-первых, создание благоприятного психологического климата в школе. Обсуждение важнейших вопросов школьной жизни в его структурах даст возможность решать проблемные ситуации, развивать самостоятельность и чувство сопричастности к жизни класса и школы. Во-вторых, школьное самоуправление научит принимать ответственные решения, будет воспитывать лидерские качества, способствовать социализации школьников.
    Потребность детей в самореализации, мобильность педагогического коллектива, демократический стиль управления — отправная точка развития ученического самоуправления в школе. В работе с детским коллективом по развитию ученического самоуправления руководитель школы, его заместители, педагоги, классные руководители и родители выполняют особо важные функции — функции сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения.
    Если работа в органах ученического самоуправления будет творчески окрашена, интересна, будет идти от желания самих ребят, если будет существовать единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни, значит, уходя из школы, выпускники унесут с собой во взрослую жизнь огромный багаж ключевых компетенций. Они будут иметь своё «лицо», сумеют отстоять свою жизненную позицию.
    Весь учебный год ученическое самоуправление школы работало над усовершенствованием модели ученического самоуправления, поиском интересных форм работы, углублением роли ученического самоуправления в школе. Под постоянным контролем находились санитарное состояние школы, дисциплина и порядок, уровень успешности учащихся. Усилиями ученического самоуправления было организовано множество внеклассных мероприятий, конкурсов, турниров, что сделало ученический досуг интересным и содержательным.
    Основной целью ученическое самоуправление ставит перед собой более широкое привлечение учащихся к управлению школой, что даст возможность формировать у учащихся стойкую гражданскую позицию, чувство собственной значимости. Ученическое самоуправление планирует работать над налаживанием связей с общественными организациями, внедрением их опыта работы в нашей школе.
    Если бы меня спросили,  что лично мне даёт самоуправление, я бы ответила: «Оно даёт мне свободу мысли».  Для всех учеников хотелось бы сказать:
    Твори, ищи, фантазируй смелее –
    Поиск идет необычной идеи!
    Совмещаем мы порой невозможное…
    Репетиции вместе с контрольными,
    Тренировки с сочинениями,
    Конкурсы, выборы и изложения.
    Может, что-то и не успевается,
    Это жизнью у нас называется.
    Ученическое самоуправление… Это нужно? Это важно? Его ли создали мы в стенах лицея? Если говорить о том, что есть у нас в лицее, то правильнее будет употребить термин “соуправление”, ибо только вместе взрослые и дети способны не только управлять своей школой, но и перевернуть весь мир! А точка опоры у нас есть!
    И как сказал Виктор Гюго: «В Мире нет ничего белее могущественного, чем  идея, время которой пришло»
    Спасибо за внимание!

  9. Для многих учеников поход в школу — это довольно рутинное мероприятие, в котором нет ничего интересного. Но все же есть один день в году, который очень любят все ребята, и я в том числе, — это День самоуправления.
    Его по праву можно назвать самым необычным школьным днем. В нашем лицее это мероприятие традиционно проводится в честь праздника всех учителей, т. е. 5 октября или в первую субботу этого месяца.­
    В этот день всю работу по руководству школой берут на себя ученики старших классов. Они ведут уроки у других детей, а также исполняют обязанности завуча и директора.
    Мне очень нравится, что во время этого праздника в школе царит особенная, свободная и комфортная атмосфера. Поскольку все происходит не так, как обычно, перед нами открывается множество новых возможностей.­
    Мы больше общаемся, веселимся, знакомимся с другими учениками. Уроки проходят в необычном режиме, а некоторые старшеклассники даже организуют конкурсы или познавательные викторины со сладкими призами или подарками, что, безусловно, очень приятно.
    Я уверен, что в будущем, еще через пару лет, я также обязательно стану проводить уроки в младших классах. В День самоуправления я хотел бы быть учителем истории. Мне очень нравится этот предмет, и потому я чувствую уверенность в своих силах и знаниях. Думаю, что я мог бы организовать для учеников увлекательный исторический квест, который бы наверняка понравился им и запомнился надолго.
    Кроме того, ежегодно в преддверии Дня учителя в нашем лицее организуются выборы среди старшеклассников, желающих исполнять обязанности директора школы на празднике самоуправления. Я также мечтаю стать участником этого мероприятия и проявить себя в качестве кандидата. Надеюсь, что я смогу собрать достаточное количество голосов для победы, поскольку я очень общительный и ответственный, а еще у меня много друзей.

  10. Подготовила:

    Жбанова Елена Вениаминовна

    Зам.директора по ВР

    МБОУ Кочуновской ООШ

    «Только там, где есть общественная жизнь,

    Есть потребность и возможность САМОУПРАВЛЕНИЯ.
    Где ее нет, всякое САМОУПРАВЛЕНИЕ
    Выродится в фикцию или игру».
    С.И. Гессен
    Самоуправление в современной школе.
    Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организации
    Цели ученического самоуправления – воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
    Проблемы развития школьного самоуправления.
    Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.
    Ученическое самоуправление – одно из направлений педагогической деятельности, которое  занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.
    Актуальность темы
    В обществе и в школах  происходят определенные перемены. В связи с этим меняются функции, принципы и методы организации ученического самоуправления, а также позиция педагогов и учеников.
    В нашей школе ученическое самоуправление находится на стадии функционирования, движения к развитию за последние годы не наблюдается, что снижает влияние ученического самоуправления на жизнедеятельность школы. Незаметно ослабевает единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни. Это волнует и взрослых и детей. Поэтому возникла необходимость проведения данного педсовета, который поможет решить следующие задачи:
    1.  Выявить степень педагогической поддержки и влияния ученического самоуправления  на  жизнедеятельность школы.
    2.  Наметить пути, формы и методы дальнейшего развития ученического самоуправления в школе.
    Школа должна предоставлять учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.
    Проблемы и сложности эффективного функционирования школьного самоуправления.
    Опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона “Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Почему?
    Скорее всего, проблема заключается в следующем:
    1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому иногда слепо переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.
    2. Иногда педагоги,оказывались не готовы, к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.
    3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников.
    4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать. Последние исследования по вопросам школьного самоуправления, показали, что дети настаивают на введении контроля со стороны школьной администрации за своей деятельностью, а классному руководителю отводят роль “связного” с администрацией.
    5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.
    6. Еще одним фактором, влияющим на эффективное функционирование, является игнорирование создания “духа школы”, учет реалий скрытого содержания образованием.
    Возникают вопросы:
    · Может быть, не имеет смысла в нынешних условиях заниматься проблемой школьного самоуправления?
    · Если организация школьного самоуправления актуальна для педагогов и учащихся, то, как избежать перечисленных выше проблем?
    · Как создать школьное самоуправление?
    · Как сделать работу школьного самоуправления эффективной?
    Актуальность создания школьного самоуправления в современных условиях.
    Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления.
    Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций – подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка.
    С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.
    С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.
    Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.
    У ,обучающихся, возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.
    На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.
    Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.
    Роль ученического самоуправления в развитии конкурентноспособной личности
    Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.
    Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:
    прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.
    Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы  расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка.
    Самоуправление нашей школы
    В нашей школе функционируют детское объединение «Городок детства» и  ученическое самоуправление. В состав ученического самоуправления входят учащиеся 5-9 классов. Существуют постоянные органы самоуправления – это 4сектора: вожатый, старосты, досуг и пресс-центр. Есть положение о школьном самоуправлении. Учащиеся  школы   организовывают рейды по проверке классных уголков, дежурств по школе, посещаемостью учащихся, участвуют в организации различных  мероприятий и КТД. Ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решение, взаимодействовать с товарищами, помогать другим, осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Обучающиеся стараются ответственно относиться к порученному делу, но, к сожалению, не все ребята это понимают.
    Ученическое самоуправление определяет основные направления деятельности ученического коллектива. В начале учебного года на заседании ученического совета актива, обучающихся, был составлен план работы самоуправления на учебный год, который скоординирован с планом учебно-воспитательной работы школы.
    Особое место в планировании отведено коллективно-творческим делам. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления:
    – совместно определяют цель своей деятельности;
    – договариваются о средствах и способах ее реализации;
    – управляют процессом ее осуществления;
    – результат (подводят итоги «Вести из класса»).
    Среди учащихся много творческих детей. Все они входят в состав ученического самоуправления, которые,  помогают в подборке материалов для сценариев.
    Заседания школьного самоуправления проходят 1 раз в месяц, ведутся протоколы. На заседаниях рассматриваются вопросы подготовки учащихся к проведению мероприятий, анализ мероприятий, подводятся итоги за четвертьУчёба актива проходит 1 раз вчетверть, но план заседаний стихийный.
    В школе проводятся традиционные праздники, спортивные соревнования. В начале октября был проведен концерт, посвященный Дню Учителя. В это день проводился День самоуправления, когда роль педагогов исполняли обучающиеся. Со временем День самоуправления получил статус отдельного школьного мероприятия. Все ученики ждали этот день с нетерпением, ведь у многих был шанс стать, пусть даже и на один день, учителем или, почувствовать себя взрослым, самостоятельным.     Успешной формой в формировании конкурентноспособной личности является активное участие детей в районных, областных  конкурсах и участие детей в КТД.
    Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Несколько  обучающихся  с удовольствием участвуют в общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни.
    С целью проверки  уровня развития ученического самоуправления было проведено анкетирование, беседа с классными руководителями.
    Слово «самоуправление» дети понимают по – разному: выполнение обязанностей в школе и классе, управление самим собой,  контроль над самим собой.
    На второй вопрос они отвечают, что оно учит их быть ответственным, прислушиваться к мнению других.
    .Без классного руководителя им трудно, он может помочь в разных делах, может наблюдать, контролировать и руководить работой класса.
    Совет класса может решать проблемы класса, организовать мероприятие, классный час. Решает вопросы об успеваемости, посещаемости, поведении обучающихся.
    .Ученики 5-6 классов назвали конкретные поручения, которые они хотели бы выполнять, ученики постарше, затруднялись в ответах, не знают конкретно  чего они хотят.
    Конкретных пожеланий и предложений у обучающихся  по организации жизнедеятельности класса нет.
    Проведенная диагностика показала, что ученическое самоуправление не работает на должном уровне, нужно продолжать работу по развитию ученического самоуправления класса и школы в целом. Действенность органов самоуправления минимальна, отсутствие инициативы, резко сократилось количество ребят, владеющих организационными навыками.
    Что надо сделать, чтобы активизировать работу ученического самоуправления:
    Основными задачами для активизации ученического самоуправления являются:
    – Активное вовлечение каждого школьника  в разнообразную деятельность. Что является основным механизмом формирования личности;
    – Обучение школьников управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность обучающихся;
    – Повышение интеллектуального уровня школьников, воспитание в детях добра и милосердия;
    –              Развитие творческой индивидуальности ребёнка;
    –                      активизировать учёбу актива ученического самоуправления;
    –             привлечь педагогов для участия в ученическом самоуправление (обучение актива)
    АНКЕТА «УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
    Дорогой друг!
    Мы предлагаем тебе анкету. Мы просим тебя: подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Твои ответы помогут сделать более интересной жизнь обучающихся в школе. В этой анкете речь идет о классе как о группе ребят, которые учатся вместе с тобой.
    Ты хорошо знаешь свой класс, попробуй охарактеризовать его одним словом: ________________________________
    Назови классы, с которыми ваш класс в школе имеет общие дела?
    Какой класс, на твой взгляд, лучший в школе?____________________
    Какие традиции есть в твоем классе?____________________________
    В чем проявляется твое участие в жизни класса?
    Просто присутствуешь на делах класса;
    Сам предлагаешь провести некоторые из них;
    Принимаешь участие в подготовке и проведении классных дел;
    Участвуешь в анализе и оценивании дел класса;
    Стараешься избегать участия в жизни и делах класса.
    Какие отношения друг к другу у вас в классе?
    Отзывчивые;
    Доброжелательные;
    Равнодушные;
    Безразличные;
    Конфликтные.
    Если бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился бы ты?
    Да;
    Скорее да, чем нет;
    Скорее нет, чем да;
    Нет.
    Считаешь ли ты престижным быть избранным в органы ученического самоуправления?
    Да;
    Нет.
    Ученическое самоуправление в классе приносит пользу вам или ты мало знаешь о том, чем оно занимается? _________________________________
    Какую оценку по 10-балльной шкале ты поставил бы ученическому самоуправлению в классе? ________________________________________
    СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
    АНКЕТА «УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
    Дорогой друг!
    Мы предлагаем тебе анкету. Мы просим тебя: подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Твои ответы помогут сделать более интересной жизнь обучающихся в школе. В этой анкете речь идет о классе как о группе ребят, которые учатся вместе с тобой.
    Ты хорошо знаешь свой класс, попробуй охарактеризовать его одним словом: ________________________________
    Назови классы, с которыми ваш класс в школе имеет общие дела?
    Какой класс, на твой взгляд, лучший в школе?____________________
    Какие традиции есть в твоем классе?____________________________
    В чем проявляется твое участие в жизни класса?
    Просто присутствуешь на делах класса;
    Сам предлагаешь провести некоторые из них;
    Принимаешь участие в подготовке и проведении классных дел;
    Участвуешь в анализе и оценивании дел класса;
    Стараешься избегать участия в жизни и делах класса.
    Какие отношения друг к другу у вас в классе?
    Отзывчивые;
    Доброжелательные;
    Равнодушные;
    Безразличные;
    Конфликтные.
    Если бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился бы ты?
    Да;
    Скорее да, чем нет;
    Скорее нет, чем да;
    Нет.
    Считаешь ли ты престижным быть избранным в органы ученического самоуправления?
    Да;
    Нет.
    Ученическое самоуправление в классе приносит пользу вам или ты мало знаешь о том, чем оно занимается? _________________________________
    Какую оценку по 10-балльной шкале ты поставил бы ученическому самоуправлению в классе? ________________________________________

    СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *