Сочинение на тему сатира и юмор

10 вариантов

  1. На рубеже XIX – XX веков русская литература подарила миру целую плеяду замечательных прозаиков, талантливых драматургов и выдающихся поэтов. Творчество некоторых из них, как например, Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова, заслуженно считаются вершиной мировой литературы конца XIX – начала XX столетий. Их произведения, многогранно отражая окружающую реальность, стали художественным свидетельством того, что судьба человека – это прежде всего отражение судьбы общества.
    Открытие тесной связи личных и общественных судеб оказалось только важным для определения новых путей и возможностей развития критического реализма рубежа веков. Именно тогда произведения разных жанров стали художественным средством выражения социальных и духовных процессов эпохи, общественной психологии.
    Изменения, которые происходили в системе критического реализма тех лет, нашли яркое и самобытное отражение в творчестве Антона Павловича Чехова. Новаторская природа чеховского реализма, пронизанного сатирой, юмором и авторской иронией, была замечена и признана уже современниками писателя. Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что Чехов “создал новые, совершенно новые” формы письма, и ставил чеховское творчество выше творчества Ивана Сергеевича Тургенева, Федора Михайловича Достоевского и своего собственного. Очевидна субъективность этой точки зрения, но полностью не согласиться с Толстым нельзя, потому что Чехов реально обогатил русскую литературу значительными художественными открытиями.
    Так, аккурат в его творчестве предметом изображения стали по виду незаметные движения души человека, изменения настроения, чувств, образа мысли. Кроме того, А. Чехов стремился представить человека под разными углами зрения: в самооценке, в оценках окружающих, объективно, в отношениях с обществом, с близкими и посторонними ему людьми. Поэтому в его лаконичных, по виду незамысловатых произведений человек представлен на фоне своего времени таким, каков он есть на самом деле.
    Антон Павлович Чехов не был злым человеком. Его ранние рассказы, подписанные псевдонимом “Антоша Чехонте”, проникнуты открытым, задорным, искрящимся юмором жизнелюбивого человека, который, сталкиваясь с несовершенством окружающего мира, весело смеется над ним.
    Чехов считал, что “тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”. Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству писателя, а также к его знаменитым рассказам “Хамелеон”, “Злоумышленник”, “Смерть чиновника”, “Ионыч”, “О любви”, “Человек в футляре”, “Попрыгунья”, “Крыжовник”. Эти небольшие по объему рассказы занятно, а вы сочинения вообще читаете – настоящая энциклопедия современной писателю жизни, на которую он смотрит то отстраненно, то с мудрой иронией, то с едкой сатирой. При этом за горьким смехом писателя легко угадываются его мучительные размышления над важнейшими нравственными и общественно-социальными проблемами времени.
    Самая большая известность среди чеховских рассказов выпала на долю “Хамелеона” (1884). Главный герой рассказа стал своеобразным символом эпохи, отмеченной теми же чертами двоедушия, лжи, предательства, пустословия и произвола.
    Многие эпизоды рассказа “Хамелеон”, так же как и многие диалоги, кажутся нам смешными. Однако общее ощущение после прочтения этого небольшого произведения – тяжелое. Ведь нам средствами сатиры и юмора показана степень нравственного падения человека, а значит, и общества, частью которого он является. Новаторство А. Чехова при этом проявилось в умении так просто, точно, предельно кратко нарисовать правду повседневной жизни.
    В рассказе “Смерть чиновника” (1883) умирает мелкий чиновник, привыкший унижаться и трепетать. Смеяться над смертью кощунственно, безнравственно, но писатель находит вероятность показать, что умирает не человек, а чиновник, настоящая пародия на человека. Собственно, рассказ тот самый аккурат об утрате людьми человеческой сути, а это страшно.
    Рассказ “Попрыгунья” (1892) также вызывает у нас гамму противоречивых чувств: сначала смех, тревогу, вызванную грустной иронией автора, а в конце – ужас от столкновения с безнравственностью и беспощадностью обыденной жизни.
    В своих произведениях автор смеется над героями, иронизирует по поводу их поступков, едко высмеивает позицию жизни. Но “смех сквозь слезы” не был сверхзадачей автора. Главное, что увидел писатель в себе, в окружающих, в обществе того времени – это неумение видеть добро и красоту. Чехов поставил “серость” в вину современности и своими произведениями пытался внушить читателям отвращение к подобным явлениям

  2. Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80-е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни.
    Основная тема рассказа “Хамелеон” – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель Очумелов – выражение
    готовности пресмыкаться перед высшими, унижать низших, выслуживаться и вести себя подло. С помощью юмора и сатиры Чехов обличает мир пошлости. Юмор Чехова сатирически заострен, направлен против политической реакции и ее влияния на все живое. В “Хамелеоне” А. П. Чехов высмеивает полицейского надзирателя Очумелова, который готов унижаться перед начальством, теряя при этом свое достоинство. Автор очень остро видит фальшь, пошлость, умеет выставить их на всеобщее осмеяние.
    Очумелов создает видимость добросовестной и успешной службы: “Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора
    обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!” Поначалу он пытается разобраться в деле Хрюкина. Но как меняется тон надзирателя, когда он узнает о том, что возмутитель спокойствия – “белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине” – принадлежит генералу Жигалову. “Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать”, – говорит он.
    Чехов показывает, как унижен человек, ведь он лебезит не только перед другим человеком, но и перед собачонкой. Он пытается выставить свое поведение в лучшем свете, показать свои заслуги перед генералом. “Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить… Собака – нежная тварь!” – говорит Очумелов, пытаясь выслужиться перед генералом. И в то же время он сомневается, а вдруг он поступает неправильно, вдруг это не генеральская собака: “Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и все”.
    А. П. Чехов высмеивает тот факт, что для Очумелова важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. Еще бы, ведь именно от этого зависит его карьера.
    Другой герой – Хрюкин, он тоже не вызывает ни жалости, ни сочувствия, лишь презрение. “Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!” – вот характеристика этого человека.
    В рассказе “Хамелеон” герои действуют сами, а значит, преобладает диалог как главное средство характеристики, вернее, самохарактеристики героев. Очумелов изъясняется грубо и косноязычно: “По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?” Он ко всем обращается на “ты”, пытаясь таким образом показать свою власть и свое превосходство. Фразы его короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой.
    С целью создания комического эффекта в рассказе используются говорящие фамилии. Персонажи рассказа – очень разные люди, представляющие различные слои общества. Автор не может дать им развернутой характеристики, поэтому имя и фамилия должны полностью представлять тех, о ком идет речь. Очумелов и Елдырин именуются только по фамилиям. Этим подчеркивается, что они лица официальные. У генерала Жигалова также отсутствуют имя и отчество, но этим Чехов показывает то, что генерал находится выше на ступеньках служебной лестницы, чем Очумелов и Елдырин. Хрюкин – “золотых дел мастер”, вздорный человек. Только в сатирическом произведении ювелир может иметь такую фамилию.
    Проблемы, которые ставит Чехов в своих произведениях, актуальны и сегодня. Рассказ проникнут презрением к подлости, пошлости, тунеядству, грубости и эгоизму. Чеховский рассказ о хамелеонах создает картину действительности, показывает атмосферу социальной подлости, искажения человеческой личности, определяющую жизнь России.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    ВЫСМЕИВАНИЕ ПОРОКОВ И НЕДОСТАТКОВ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” ВЫСМЕИВАНИЕ ПОРОКОВ И НЕДОСТАТКОВ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант А. П. Чехов – великий русский писатель-реалист, мастер короткого рассказа, обличавший мир пошлости и мещанства. Он поднял на…
    “ГОВОРЯЩИЕ” ФАМИЛИИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” “ГОВОРЯЩИЕ” ФАМИЛИИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант Антон Павлович Чехов – один из величайших русских писателей-реалистов. Всю свою творческую жизнь он посвятил обличению пороков современного ему общества…
    ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант Художественной деталью называется одно из средств создания художественного образа, которое помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер…
    ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВ “ХАМЕЛЕОН” ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант А. П. Чехов – величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в…
    Анализ рассказа “Хамелеон” А. П. Чехова Как и большинство ранних рассказов А. П. Чехова, “Хамелеон” построено вокруг одного незначительного события – ювелира Хрюкина укусила за палец собака. От комического эпизода автор незаметно переходит к анализу общественных…
    ХАМЕЛЕОН А. П. ЧЕХОВ ХАМЕЛЕОН “Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником….
    Элементы построения рассказа Чехова “Хамелеон” Сюжет рассказа – в нем все внесюжетные элементы (портрет, пейзаж), усложняющие построение рассказа, описаны несколькими фразами или даже несколькими словами. Завязка рассказа. С какого момента в рассказе Чехова начинает развиваться…
    Юмор и сатира в творчестве Диккенса В художественной палитре реалиста Диккенса имеются черты различных литературных направлений, в частности романтизма и сентиментализма. Скажем, как и романтикам, ему присуще притяжение к антитезе и контрасту. В романе “Приключения Оливера…
    Сатира и юмор как виды комического Мыслители, деятели культуры разных эпох и стран много рассуждали о феномене смеха в жизни человека. Из античности к нам пришло знаменитое утверждение о том, что человек отличается от животного способностью…
    Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск Трагическое – эстетическая категория, для которой характерно наличие неразрешимого конфликта. В центре внимания, как правило, страдания и гибель героя или его жизненных…
    Юмор и сатира в пьесах “Клоп” и “Баня” Как известно, особую ненависть Маяковский испытывал к такому разряду людей, которых принято называть мещанами. В своих пьесах “Клоп” и “Баня” он высмеивает мещан, а одного из них волшебной силой искусства…
    Тема пошлости и неизменности жизни в рассказе А. П. Чехова “Человек в футляре” В рассказе “Человек в футляре” Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и…
    Сочинение на тему Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе И. Бунина “Цифры&quot Тонкий анализ детской психологии, сложных нитей, связывающих взрослых и детей, как в этом рассказе, говорит о глубоком понимании природы детства. Дети и взрослые – люди разной расы. Они живут вместе,…
    Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” План 1. Окружение доктора Старцева. 2. Деградация персонажа. 3. В чем заключается трагедия доктора Старцева. Образ доктора Старцева в рассказе Антона Павловича Чехова “Ионыч” является неоднозначным, как и многие другие…
    ДРАМА КРУШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” ДРАМА КРУШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие…
    Тема любви в рассказе А. П. Чехова “о любви”. Психологизм прозы Чехова Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах “О любви”, “Дама с собачкой” и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в…
    ДУХОВНОЕ ОБНИЩАНИЕ ДОКТОРА СТАРЦЕВА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” ДУХОВНОЕ ОБНИЩАНИЕ ДОКТОРА СТАРЦЕВА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” В рассказе “Ионыч”, написанном в 1898 году, А. П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, – духовной…
    Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова “О любви” Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова “О любви” Рассказ А. П. Чехова “О любви” стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами “Человек в футляре” и “Крыжовник”,…
    Человек и среда в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” План 1. Тема жизни “среднего” обывателя в прозе А. П. Чехова. 2. Мещанство и пошлость в рассказе “Ионыч”. 3. В чем причина победы среды над человеком? Тема жизни “среднего”, типичного…
    “Маленький человек” в рассказе Чехова “Смерть чиновника” “Маленький человек” в рассказе Чехова “Смерть чиновника” План I. Суд человеческий и суд совести. II. Самоуничтожение чиновника Червякова. III. Страх и скудоумие – главные враги человека. Презирать суд людей не…
    Средства создания комического в рассказах Чехова Смеяться умеет только человек. Поэтому не удивительно, что в художественной литературе, которая является одним из высочайших взлетов человеческого духа, широко употребляется смешное, или как еще называют комическое, важнейшими разновидностями которого…
    Сочинение на тему “Беда научит, как на свете жить” Представим, что в наших руках оказалась золотая рыбка, бутылка с джином или волшебная фея… Проще говоря, представим, что у нас появилась возможность загадать одно желание, которое бы обязательно сбылось. Наверное,…
    Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова План I. Жизнь в зеркале рассказов А. П. Чехова. II. “Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно”. 1….
    Особенности стиля Чехова Прозу Чехова отличает необычайная краткость и содержательность. Писателю удается в отдельном эпизоде изобразить жизненную драму, на малом пространстве развернуть романное содержание. Сам Чехов признавался: “Умею о длинном говорить коротко”. Чехов…
    Сочинение на тему: Жить, чтобы искать истину, вот в чем счастье Над поиском смысла жизни задумывались философы, писатели, рабочие всех веков и народов. Я думаю, что у каждого человека существует свое предназначение. Сравнивать разных личностей – это дело бесполезное, потому что…
    Сделай свою жизнь красивой и глубокой! (по рассказам Чехова) Сделай свою жизнь красивой и глубокой! (по рассказам Чехова) План I. Краткость – сестра таланта. II. “Обыденность” и реалистичность чеховских образов. III. Осознание ошибки – первый шаг к ее исправлению….
    Сочинение на тему: “В чем проявляется патриотизм?” Не понимаю, как можно не любить страну, в которой ты родился и рос, в которой впервые полюбил и впервые простил, в которой встречал и прощался. Не понимаю. Родина – это…
    ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА (по рассказу А. Чехова “Ионыч”) Перед нами четыре этапа жизненной истории доктора Старцева, лаконично излагая которую, Чехов демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой реакции. На первом этапе Старцев…
    ЗВУК ЛОПНУВШЕЙ СТРУНЫ (“Вишневый сад” А. П. Чехова) Свою пьесу “Вишневый сад” сам А. П. Чехов называл комедией. Но ведь пьеса-то грустная!.. Так в чем же дело? Как известно с самого начала, имение обречено; обречены и герои –…
    Что такое юмор Юмор – это одна из черт человека, которая отличает его от других земных существ. Люди наделены способностью улыбаться, шутить. Именно эта особенность придает людям непревзойденного шарма и нередко помогает в…
    Сочинение на тему Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон”

  3. Антон Павлович Чехов начал свою литературную деятельность в 80-е года XIX века. Его появление порадовало многих читателей современности, ведь отличительной чертой его работ был глубокий анализ происходящих событий, осмысление насущных проблем того времени. Он сумел разобраться в всех тонкостях социальной неустойчивости и причинах ее возникновения. Читатель получает не только моральное удовольствие, но и глубокие познания в сфере философии и морали. Антон Павлович Чехов пытался раскрыть глаза людям на нарушения духовности и морального устоя, бездуховность общества и его бесчеловечность. его главной задачей стало просветительство народа посредством литературного слова.
    В своем рассказе “Хамелеон” Чехов проводит основной линией тему приспособленчества и подхалимства. Он критично относится к людям, которые, словно хамелеоны, переходят на выгодную им сторону. Его главный герой – полицейский надзиратель Очумелов. Он олицетворяет пресмыкание перед вышестоящими чинами. Его готовность подсобить каждому, кто имеет над ним хоть малейшее влияние. Но при этом Очумелов позволяет себе унижать людей, которые стоят ниже его в пищевой цепочке и таким способом реализовывает свое эго. Такой типаж человека встречается и в нынешнее время, ведь слабые духом люди, которые не имеют собственных особенных отличительных качеств, предпочитают возвышаться за счет других более выдающихся личностей. Чехов использует тонкий юмор и сатиру для высмеивания его подлости и пошлости. Автор акцентирует внимание на негативных чертах данного героя и показывает как его действия влияют на окружающих. Антон Павлович Чехов остро высмеивает политическое влияние на судьбы людей. Он очень негативно откликается о тех, кто готов потерять собственное достоинство ради подхалимства и выгоды. Его герой готов на все, лишь бы остаться в фаворитах правящего класса, и ему все равно. что при этом он опускает себя ниже плинтуса.
    Очумелов пытается показать важность и самоотдачу в службы: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!»
    Чехов демонстрирует насколько низок его герой, который пытается показать себя лучше, чем он есть на самом деле. Автор на конкретном примере показывает низость человеческой природы.

  4. Похожие сочинения

    Творчество Михаила Зощенко
    Творчество Михаила Зощенко – самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие…смотреть целиком
    Грустное и смешное в рассказах М. Зощенко
    Никто из русских писателей 20-х годов XX века не мог сравниться по популярности с М. Зощенко. Юношей он участвовал в Первой мировой войне, был ранен, отравлен газами и награжден орденом. Он писал больше повести, однако читатели высоко ценили прежде всего…смотреть целиком
    Юмор и сатира М. Зощенко
    Вряд ли найдется человек, не читавший ни одного произведения Михаила Зощенко. В 20-30 годах он активно сотрудничал в сатирических журналах («Бегемот», «Смехач», «Пушка», «Ревизор» и другие). И уже тогда за ним утвердилась репутация прославленного сатирика.
    Продолжая…смотреть целиком
    Комизм и сатира в рассказах Зощенко
    Способ мышления зощенковского героя стал способом его саморазоблачения. Языковый комизм нес с собой не только стихию смеха — он вскрывал возникший кентавр сознания: это «издевательство над несвободной личностью» — кричат пассажиры.
    Фразеология нового…смотреть целиком
    Фарсовый итог повестей Зощенко
    У Лизочки не оказалось мамашиного комода, на который так рассчитывал герой. Вот тут-то и вылезает наружу мурло мещанина, которое до этого – правда, не очень искусно – прикрывалось жиденькими лепестками “галантерейного” обхождения. Зощенко пишет великолепный…смотреть целиком
    Биография писателя Михаила Михайловича Зощенко
    Биография замечательного русского писателя Михаила Михайловича Зощенко насыщена разнообразными событиями. В 20 лет ушел добровольцем на Первую мировую войну. Был ранен, четырежды награжден. После февральской революции, при Временном правительстве, работал…смотреть целиком
    Театр и последние пьесы Зощенко Новое!
    Попав в страшную опалу, писатель не перестал заниматься драматургией. Он оставил два варианта комедии «Дело о разводе» для кукольного театра и огромное количество вариантов комедии, обличающей капиталистическую действительность, которой давал разные…смотреть целиком

  5. Почему мы смеемся? Что делает ситу­ации, над которыми мы смеемся, комичными? Оказывается, объяснить это не так-то просто. Неслучайно над подобными вопросами размышляли известнейшие философы мира. Так, немецкий мыслитель Иммануил Кант (1724—1804) утверждал, что смех возникает тогда, когда вместо чего-то важного, напряженно ожидаемого происходит нечто совер­шенно незначительное, то есть случается то, о чем говорит посло­вица: «Гора родила мышь». Похожую мысль высказал английский философ Герберт Спенсер (1820—1903): «Смех… естественно является только тогда, когда сознание неожиданно обращается от великого к малому». Однако смеемся мы не только над превращением «великого» в «малое», но и над разными другими несообразностями, вызванными резкими и забавными изменениями ситуации. Древнегреческий мыслитель Аристотель (384— 322 гг. до н.э.) определял смешное как «некую ошибку или безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное». Иной угол зрения на комичное продемонстрировал немецкий философ Артур Шопен­гауэр (1788—1860), заявив, что смех возникает там, где совершенно разные явления обнаруживают неожиданное, парадоксальное сходство. А француз­ский философ Анри Бергсон (1859—1941) отмечал, что комичным становится все, что принимает косные, окаменевшие формы. Наконец, следует пом­нить также о том, что смех может выступать орудием протеста. Ведь, вы­смеивая определенные традиции, законы, нравы, суеверия, мы тем самым проявляем свое несогласие с ними. Смех отделяет смеющихся от тех, над кем смеются, и таким образом дает ощущение освобождения от угнетающей повседневной жизни.
    Смех располагает своей палитрой изобразительных средств. Одно из са­мых распространенных среди них — гиперболизация, или преувеличение (от древнегреч. hiperbole — излишек, преувеличение). Этим приемом охотно пользуются карикатуристы: берется какая-нибудь характерная черта внешности человека и доводится до крайности. Скажем, большой нос или живот на рисунке выглядят неправдоподобно громадными. Иногда гипер­болизируются отдельные слова и обороты речи, свойства характера и т.д. При этом важно помнить, что гиперболизация не подразумевает никакого скрытого смысла.
    Но существует и другой способ комического высказывания. «Какой добрый, щедрый человек!» — можем сказать мы, подразумевая прямо про­тивоположное, то есть жадность, прижимистость. Такой прием называется иронией (от древнегреч. eironeia — притворство). Он построен на иносказа­нии и требует определенной культуры восприятия.
    Когда ирония становится злой, издевательской, она переходит в сарказм. Сарказм не прибегает ни к какой маскировке, ни к какому иносказанию. Он не знает пощады. Недаром этот термин происходит от древнегреческого слова «sarkazo», означающего «рву мясо».
    Словом, смех в художественном произведении может быть разным: доб­родушным, легким, мрачным, злым, мстительным, беспощадным… В зави­симости от оттенков смеха различают виды комического. К числу основных видов принадлежат юмор и сатира.
    Отделить юмористические произведения от сатирических довольно трудно. Обычно только в произведениях малых жанров удается полностью выдержать юмористический или сатирический тон. Чем крупнее произве­дение, тем более сложными и многосторонними оказываются переживания как автора, так и читателя.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  6. Мыслители, деятели культуры разных эпох и стран много рассуждали о феномене смеха в жизни человека. Из античности к нам пришло знаменитое утверждение о том, что человек отличается от животного способностью говорить и смеяться. Ф. Рабле называл смех сущностью человека. Религиозный философ В. Соловьев утверждал, что “смех предусматривает свободное состояние и волеизъявление: раб не должен смеяться”. По мнению И. В. Гете, нигде так не проявляется человеческий характер, как в его понимание и находки смешного.
    Природу смешного можно уловить,
    обратившись к значению слова “комический”. Это слово произошло от греч. Comos – так называли ватагу весельчаков, ряженых людей на сельском празднике Диониса. У всех народов известна традиция после месяцев напряженного труда и ограничений, проводить шумные праздники, карнавалы. В противовес обыденной нужде и заботам, предыдущим и грядущим будням, повседневной серьезности в этот период царили безудержное веселье, фантазия, игра. Такое времяпрепровождение воскрешало человека, восстанавливало его силы – подобно школьной перемене.
    Известный ученый-филолог М. М. Бахтин, исследовавший проблему
    народной культуры смеха, указывал на народно-праздничные особенности характера смеха в гоголевских “Вечерах на хуторе близ Диканьки”. В ранних произведениях писателя существенную роль играет “веселая чертовщина” с ее атмосферой вольности и озорства, переодеваниями и всякого рода мистификацией. Народная своеобразная основа гоголевского смеха сохранилась в творчестве писателя и в последующие годы. Элементы общественно-народной смеховой культуры мы находим в особом художественном методе Гоголя, получившем название “фантастический реализм”. Хотя в “Ревизоре” нет ни одного положительного персонажа, Н. Гоголь подчеркивал, что в комедии “было одно честное, благородное лицо” – смех.
    В ходе поэтапного развития культуры из народно-карнавального синтетического смеха выделились отдельные виды комического: Юмор, ирония, сатира, сарказм.
    У каждого вида комического свои правила игры. В иронии смешное старательно скрывают под маской серьезности, в юморе – серьезное маскируют под видом смешного. В юморе за смешным нередко прячется грустное, а вот смех саркастический имеет один эмоциональный оттенок – едко-обличительный. Сатире также присуща бескомпромиссность суждений о предмете осмеяния.
    Несмотря на различия, все виды комического служат одной цели – пробуждению у человека стремления к идеалу, добру, истине, красоте. Указывая на недостойности несоответствующие определенным нормам общественной жизни, комическое способно духовно пристыжать и одновременно очищать смеющегося. В ходе поэтапного развития культуры из народно-карнавального синтетического смеха выделились отдельные виды комического: Юмор, ирония, сатира, сарказм.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск Трагическое – эстетическая категория, для которой характерно наличие неразрешимого конфликта. В центре внимания, как правило, страдания и гибель героя или его жизненных…
    Сочинение на тему Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80-е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в…
    Средства создания комического в рассказах Чехова Смеяться умеет только человек. Поэтому не удивительно, что в художественной литературе, которая является одним из высочайших взлетов человеческого духа, широко употребляется смешное, или как еще называют комическое, важнейшими разновидностями которого…
    Юмор и сатира в пьесах “Клоп” и “Баня” Как известно, особую ненависть Маяковский испытывал к такому разряду людей, которых принято называть мещанами. В своих пьесах “Клоп” и “Баня” он высмеивает мещан, а одного из них волшебной силой искусства…
    Что такое юмор Юмор – это одна из черт человека, которая отличает его от других земных существ. Люди наделены способностью улыбаться, шутить. Именно эта особенность придает людям непревзойденного шарма и нередко помогает в…
    Какие приемы комического изображения используются автором “Истории одного города” в описании деятельности последнего глуповского градоначальника? Какие приемы комического изображения используются автором “Истории одного города” в описании деятельности последнего глуповского градоначальника? Размышляя над поставленным вопросом, вспомните, как изображает автор глуповских правителей и население г. Глупова. Обратитесь…
    ОСТРАЯ САТИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. П. ПЛАТОНОВА ОСТРАЯ САТИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. П. ПЛАТОНОВА Русская литература первых десятилетий XX века отмечена мощной сатирической направленностью, чему являются подтверждением произведения Е. Замятина, М. Булгакова, М. Зощенко. В этих произведениях…
    САТИРА В. В. МАЯКОВСКОГО САТИРА В. В. МАЯКОВСКОГО В. Маяковский – поэт большого социального темперамента. Неудовлетворенность современной жизнью, жажда изменений, стремление к справедливости и гармонии выражались в его сатирических произведениях. Сатира в его творчестве-это…
    Сочинение “Зачем человеку нужен смех” Я засмеялся сразу, когда только прочитал тему сочинения. И действительно, для чего смех может потребоваться человеку? Смешной вопрос! Смех – это же суть нашей жизни! Радость, счастье и свет, юмор…
    Сочинение на тему экстремальные виды спорта Люди в прошлом привыкли рисковать жизнью, охотясь на животных, участвуя в экспедициях. Нам нужно немного адреналина и экстрима, чтобы почувствовать, что жизнь идет вперед. Экстремальный Спорт становится все более популярным…
    Юмор на страницах романа М. А. Шолохова “Поднятая целина” Человек, взявший в руки эту книгу, с первых же страниц начинает сопереживать героям, с волнением следить за тем, как развивается сюжет. Большую роль в создании столь экспрессивных и живых образов…
    Виды художественных образов Виды художественных образов Художественные образы можно классифицировать по различным основаниям, поэтому различные классификации не противоречат друг другу, а дополняют одна другую. Одно из наиболее принятых сегодня оснований для классификации –…
    САТИРА КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сатира – основной творческий принцип Салтыкова-Щедрина. “Сказки” созданы в последние годы жизни писателя (1883-1886) и предстают перед нами неким итогом работы Салтыкова-Щедрина в литературе. И по богатству художественных приемов, и…
    В каких еще эпических произведениях русской литературы вы встречались с применением данных приемов и в чем их сходство и различие с художественной практикой М. Е. Салтыкова-Щедрина? В каких еще эпических произведениях русской литературы вы встречались с применением данных приемов и в чем их сходство и различие с художественной практикой М. Е. Салтыкова-Щедрина? В начале своих размышлений…
    ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ВИДЫ В древнейшие времена искусство носило синкретический (греч. synkretismos – соединение) характер. Музыка, танец и поэзия (песня или просто ритмические звуки и телодвижения) не существовали по отдельности….
    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова; художественная литература, как правило, основана на художественном вымысле (в меньшей степени последнее относится к лирике). 2. ХУДОЖЕСТВЕННЬІЙ ВЬІМЬІСЕЛ –…
    Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина Имя Салтыкова-Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали “неблагодарным” жанром – государственный режим никогда не…
    САТИРА “ЗОЛОТОГО ТЕЛЕНКА” И. ИЛЬФА И Е. ПЕТРОВА – Скажите, – спросил нас некий строгий гражданин из числа тех, кто признали Советскую власть несколько позже Англии и чуть раньше Греции, – скажите, Почему вы пишете смешно? Что за…
    САТИРА В ПОВЕСТИ И. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” САТИРА В ПОВЕСТИ И. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” 1 вариант Повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” – удивительна, необычна и увлекательна, полна тонкой сатиры, веселых шуток и искрометной…
    Лермонтов и виды искусства М. Ю. Лермонтов был одарен музыкально: играл на скрипке и фортепьяно. Его акварели, рисунки, карандашные наброски заслуживают внимания и отражают одну из граней его таланта. Лермонтов в изобразительном искусстве Среди…
    Сатира в лирике В. В. Маяковского ЛИРИКА Сатира в лирике В. В. Маяковского 1. Дореволюционное творчество. В стихотворении “Вам!” поэт затрагивает тему войны и мира, обличает ложный патриотизм. Поэт широко пользуется приемом гротеска в стихотворении “Гимн…
    Что такое устное народное творчество? Понятие и виды К Устному народному творчеству относятся сказки, песни, былины, загадки, поговорки и пословицы. Еще в древнее время они создавались талантливыми людьми, выходцами из простого народа, которые передавали устно из поколения в…
    ОРУЖИЕ ЛЮБИМЕЙШЕГО РОДА. САТИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. МАЯКОВСКОГО Сатира как жанр возникла очень давно. Она была известна еще во времена древних греков. Уже тогда обличала пороки и недостатки общества, будь то суды, политические партии, наука, литература. В основе…
    САТИРА НА ЧИНОВНИЧЬЮ РУСЬ В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР” Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии:…
    “Теплый” юмор в рассказах В. Шукшина В рассказах Шукшина читатель находит созвучие многим своим мыслям. В. Шукшин замечает мелкие детали, которые оказываются для человека очень важными. Автор беззлобно посмеивается над своими героями, делая их подчас смешными…
    САТИРА НА ДВОРЯНСТВО И НЕВЕЖЕСТВЕННЫХ БУРЖУА В ПЬЕСЕ МОЛЬЕРА “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ” САТИРА НА ДВОРЯНСТВО И НЕВЕЖЕСТВЕННЫХ БУРЖУА В ПЬЕСЕ МОЛЬЕРА “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ” Комедия “Мещанин во дворянстве” была написана Мольером по заказу Людовика XIV. Предыстория ее создания такова. Когда в 1699…
    Сатира Михаила Зощенко Как-то “Литературная газета” поместила небольшой, из шести стихов цикл Феликса Кривина “Это не имеет названия”. Первое произведение цикла как нельзя лучше, на мой взгляд, отражает суть истории нашего государства после…
    “РЕВИЗОР” – САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ Пьеса Н. В. Гоголя “Ревизор” впервые была поставлена 19 апреля 1836 года в Петербургском Александрийском театре. Николай I заметил: “Ну, пьеска! Всем досталось, а больше всего – мне!” Позже, в…
    СОВРЕМЕННА ЛИ СЕГОДНЯ САТИРА В. МАЯКОВСКОГО? Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и зачастую не давая ответов. Можно ли сейчас сказать что-то определенное в отношении творчества Маяковского? Трудно разобраться в своем времени,…
    СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года –…
    Сатира и юмор как виды комического

  7. В произведении фигурирует множество смешных и, порой, даже комичных персонажей. В их характерах писатель высмеял многие человеческие пороки, свойственные тому времени. Например, скупость, голословность, ложь и чревоугодие.
    Персонажи поэмы одновременно смешны и трагичны. «Мёртвые души» — одно из немногих произведений, которое одновременно заставляет и задуматься, и посмеяться.
    Поэма воспринимается легко. Общечеловеческое здесь пересекается со смешным. Например, случай, когда на балу Манилов и Чичиков долго не могли пройти в зал, так как из вежливости пропускали друг друга. На самом деле, в этой ситуации мало забавного, но, тем не менее она вызывает смех. Главная проблема этой сцены – вежливость, которая проявляется к людям не из-за хорошего отношения, а из-за желания преподнести себя в лучшем свете.
    Другая не менее смешная сцена – когда сельская девушка указывает дорогу кучеру и не может отличить «право» от «лево». Необразованность народа – тоже важная проблема времён крепостнической России.
    Один из самых сатирических персонажей поэмы – помещик Ноздрев. Он постоянно ввязывается в забавные истории, например, только узнав о «мёртвых душах», сразу начинает торговаться или навязчиво предлагает обменять их на коней или волчонка. Он даже играет в карты на мёртвые души, не разобравшись, что это такое. Этот герой смешен своей необразованностью и глупостью, а его слова «Что-то пригорело, что-то пережарилось» вызывают улыбку.
    Чиновники в поэме – самый главный предмет сатиры. Писатель высмеивает их скупость, взяточничество и нечестность. Эти пороки – вечны, и актуальны даже сегодня.
    Деградация общества – одна из вечных тем шуток и дискуссий. Эта тема нашла отражение и в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». На примере простых крестьян, помещиков и чиновников, писатель показал, как плохо живётся в его стране. Величайшее мастерство владения сатирой помогло ему изобразить своих героев так, что даже сегодня они кажутся смешными и безнадёжными. На их примере, как и на примере любой обличительной шутки, есть много чему поучиться и в нашем веке.

  8. Содержание
    Введение
    1. Сатирические произведения Алексея Толстого
    2. Рассказы Аркадия Аверченко
    3. Юмористическая поэзия Владимира Соловьева
    4. «Сатирикон»
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение
    Юмор и сатира неотъемлемая часть любой национальной литературы, но как самодостаточный и самостоятельный жанр они полностью сформировались лишь недавно. Однако прием шутки, иронии, желание вызвать смех у читателя применялись всегда. В данной работе пойдет речь о сатире в отечественной литературе второй половины XIX – начала XX века.
    Мы сможем увидеть сколь разнообразно и несхоже использовали юмор русские классики.
    В сказках Салтыкова-Щедрина правда и шутка существуют как бы отдельно друг от друга: правда отступает на второй план, в подтекст, а шутка остается полновластной хозяйкой в тексте. Но она не хозяйка. Она делает лишь то, что ей правда подсказывает. И прикрывает она собой правду так, чтоб ее, правду, можно было лучше увидеть.
    Заслонить так, чтоб можно было лучше увидеть,— в этом и состоит прием аллегории. Скрыть, чтобы выпятить. Затушевать, чтобы подчеркнуть.
    Такая это математика: шутку пишем, правда — в уме. Поэтому сказка, что бы в ней ни было придумано, не фантастическая, а вполне реалистическая литература.
    У Чехова шутка сливается с правдой, растворяет ее в себе или сама в ней растворяется. Когда шутка растворяет в себе правду, хочется больше смеяться, а когда она сама в правде растворяется, становится грустно, смеяться уже не хочется, хотя нам вроде бы рассказывают смешное. Это у нас пошло еще от Акакия Акакиевича: вроде бы смешной человек и все над ним у Гоголя в повести смеются, а нам почему-то смеяться не хочется. И смешно — а смеяться не хочется.
    В рассказах раннего Чехова, во многих рассказах Аверченко, Тэффи, Бухова правда растворяется в шутке до того, что над ней уже можно не задумываться. Поэтому эти рассказы такие смешные: смеешься ведь тем больше, чем меньше задумываешься.
    А в рассказах зрелого Чехова шутка растворяется в правде и становится почти совсем незаметной. Попробуйте посмеяться над рассказами «Ванька» или «Тоска». Если у вас получится, плохо ваше дело!
    1. Сатирические произведения Алексея Толстого
    Алексей Константинович Толстой, автор исторических трагедий, баллад, а также исторического романа «Князь Серебряный», написал и шуточную «Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева» — от новгородского посадника девятого века до министра внутренних дел второй половины девятнадцатого. Он довел свою историю до 1808 года, до того самого года, когда бывший начальник и управляющий Третьим отделением был назначен на пост министра внутренних дел (мог ли древний посадник предположить, что история, начатая им, совершит такую головокружительную карьеру?).
    Татарское иго автор шуточной истории благополучно прошел, Ивана Грозного прошел, а тут остановился:
    Ходить бывает склизко
    По камешкам иным,
    Итак, о том, что близко,
    Мы лучше умолчим.
    Он не зря употребил местоимение «мы»: умалчивал он не без посторонней помощи. Его шуточная «История» была напечатана только через пятнадцать лет — через восемь лет после смерти автора.
    История — дело нешуточное.
    Призыв умалчивать о том, что близко, не был, однако, поддержан современниками, и уже год спустя после написания «Истории государства Российского…» Салтыков-Щедрин пишет «Историю одного города», повествующую как раз о том, что близко. («Мне нет никакого дела до истории, я имею в виду лишь настоящее»,— писал по этому поводу сам Щедрин.)
    А.К. Толстой тоже не умалчивал о настоящем, о чем ярко свидетельствует его сатира «Сон Попова», напечатанная через семь лет после смерти автора.
    А все его трагедии были опубликованы при жизни.
    В литературе трагедиям всегда везло больше, чем шуткам. То, что для трагедии было шуткой, для шутки нередко становилось трагедией.
    Потому что за шуткой стояла правда. Не историческая, а современная. А за трагедией — только историческая. Да и то не всегда.
    Знаменитый Козьма Прутков, одновременно и автор, и сатирический персонаж, созданный фантазией А. К. Толстого и братьев Жемчужниковых, имел единомышленника и собрата по духу — генерала Дитятина.
    Генерал Дитятин тоже сочинял, но предпочитал устное творчество. Он сочинял экспромты — тосты, юбилейные поздравления, а также речи, сказанные при различных событиях,— например, при освящении танцевальной залы в дирекции императорских театров. Некоторые его слова, как и слова Козьмы Пруткова, стали крылатыми: «Солдат создан не для войны, а для караульной службы», «В России всякое движение начинается с левой ноги, но с равнением направо»…
    Сочинил эти слова, как и самого генерала Дитятина, автор и исполнитель устных рассказов Иван Федорович Горбунов. Многие его рассказы до нас не дошли, но отдельные крылатые фразы долетели: «Ндраву моему не препятствуй», «От хорошей жизни не полетишь»… Или вот это… На уроке истории учитель диктует: «История мидян… история… мидян… точка и подчеркнуть. С новой строки: введение в историю мидян… Точка и подчеркнуть. С красной строки: история мидян… история мидян… темна и непонятна… темна и непонятна. С красной строки: конец истории мидян. Точка и подчеркнуть». Вся эта история сохранилась только в одном крылатом выражении: «История мидян темна и непонятна».
    Юмор помогает словам обрести крылья. Из нескольких сценок Горбунова крылатых слов до нас дошло больше, чем из всех романов Гончарова, а из произведений Салтыкова-Щедрина — больше, чем из произведений Тургенева, Достоевского, Льва Толстого вместе взятых. И какие это крылатые слова! «Головотяпы», «пенкосниматели», «государственные младенцы»,— каждое — законченное художественное произведение.
    2. Рассказы Аркадия Аверченко
    Приезжий Сельдяев в одноименном рассказе Аверченко, когда ему показывают Петербург, остается равнодушен к самым невероятным столичным историям, но оживляется, лишь речь заходит о его родном Армавире,
    Провинция!
    Ярославский вице-губернатор никак не мог понять, в состоят заслуги педагога Ушинского. Почему о нем нужно писать в газете? Но услыхав, что Ушинский начинал свою деятельность в Ярославле, вице-губернатор вздохнул с облегчением: с этого нужно было начинать!
    Именно с этого нужно начинать, когда говоришь с псковским вице-губернатором о Пушкине, с тульским — о Толстом, с архангельским — о Ломоносове.
    Провинция!
    Провинция гордится только своим, а все остальное оставляет без внимания. Это ей помогает не падать в своих глазах. Но есть и у нее свои трудности. То, что трудно в столице, в провинции трудно вдвойне. Например, указ 1865 года, отменивший предварительную цензуру в Петербурге и Москве, сохранил ее в провинции. И цензура эта дважды запрещала сборники стихов земляка ярославского вице-губернатора замечательного поэта Леонида Николаевича Трефолева. Разговор вице-губернатора об Ушинском — «то с ним, с Трефолевым, разговор.
    Нигде на человека не нагоняется столько страха, как в провинции. «Мир поэзии не тесен, но в кутузке очень тесно»,— так здесь формулируется свобода творчества.
    Тесно было в кутузке, тесно было в провинции, хотя провинция намного шире, чем столица. Но столичных поэтов не называли ни московскими, ни петербургскими, а Трефолев даже после смерти остался «ярославским поэтом», с трудом пробиваясь в литературу из своей географии, между тем как песня его «Когда я на почте служил ямщиком» гуляла по всей России.
    Идут шутка с правдой рука об руку, деля одну судьбу на двоих, и уже, глядишь, шутка тоже у кого-то вызывает неодобрение, иногда даже большее, чем сама правда. Потому что не каждому видно, какая правда за ней стоит, а когда не видно, предполагаешь самое худшее.
    После покушения Каракозова на царя в числе прочих опасных лиц были арестованы два поэта-сатирика: Василий Курочкин и Дмитрий Минаев. Они уже и раньше находились под присмотром полиции, а после выстрела Каракозова на два месяца были заключены в Петропавловскую крепость.
    Так редакция сатирического журнала «Искра» частично переместилась в Петропавловскую крепость, но работу не прекратила. И редактор журнала Курочкин тут же, в крепости, в эпиграмме на председателя следственной комиссии Муравьева недоумевал: «Сто человек ты запер в казематы. И мало все тебе, все мрачен, как чума ты!» НА это Муравьев, тут же в эпиграмме,— ему отвечает, что он заморил бы и сто тысяч в крепости, если б Каракозов не промахнулся.
    И не поймешь: то ли радуется жандарм, что Каракозов промахнулся, то ли сожалеет, что не удалось заморить сто тысяч в крепости. Поди догадайся, какая правда за этой шуткой стоит.
    Но логика жандарма понятна: литература воздействует на читателей, читатели стреляют в царя. И хочется заморит» всех — и тех, кто действует, и тех, кто воздействует.
    3. Юмористическая поэзия Владимира Соловьева
    «Из событий, явлений и веяний, особенно сильно повлиявших на меня… я должен упомянуть встречу с Вл. Соловьевым…» — пишет Блок в «Автобиографии».
    Нет, они не разговаривали. Блок видел Соловьева издали, совсем недолго, несколько минут. Но осталась в его памяти длинная фигура, стальная грива, долгий сине-серый взгляд…
    Больше Блок с ним не виделся, но и не расставался. С его стихами, статьями, с единственным этим воспоминанием. Он называл Соловьева своим учителем. Владимир Соловьев, поэт и философ, открыто выразивший сочувствие осужденным на казнь участникам убийства Александра Второго, приковал к себе внимание не одного Блока. Достоевский писал с него Левшу, а по другому свидетельству — Ивана Карамазова. Какой же была эта личность, вместившая две такие несовместимости!
    Он был прекрасный лирический поэт…
    Дождались меня белые ночи
    Над простором густых островов…
    Снова смотрят знакомые очи,
    И мелькает былое без слов…—
    … но не чуждался юмора и даже сатиры:
    Уж мальчики, резвясь, бросают к черту книжки,
    Пример с городовых берут профессора.
    Под розгою в руках у земского ярыжки,
    Довольный участью, холоп кричит: ура!
    Алексей и Иван, задушевность и насмешка, два полюса, соединенные в одном, носящем имя Владимира Соловьева.
    Полюса для того и существуют — для соединения. Что стоит радость без грусти, вера без сомнения, сила без доброты?
    4. «Сатирикон»
    В письмах Чехова к разным лицам то и дело встречается упоминание о Билибине: «Познакомился с Билибиным…», «Познакомьтесь с Билибиным…», «Здоров ли Билибин?», «Что поделывает Билибин?». И опять: «Что поделывает Билибин?» И, наконец: «Авось мы с Билибиным золотых медальонов дождемся».
    Виктор Викторович Билибин, тихни, молчаливый чиновник управления почт и телеграфа, в свободное от этой работы время редактировал юмористический журнал. Это он-то, «вялый и скучный», по характеристике Чехова, «немножко сухарь и немножко чиновник», но — опять же по характеристике Чехова — «большой талант», «остроумнейший», «неиссякаемый»…
    Чехов его любил и даже кое-что написал с ним в соавторстве. Он не раз рекомендовал Билибина друзьям как очень порядочного, заслуживающего полного доверия человека.
    Билибин был правой рукой самого Лейкина.
    Это сейчас Николай Александрович Лейкин полузабытый писатель, а в то время он был очень популярным и читаемым. По статистике самарского фельетониста Иегудиила Хламиды (М. Горького), среди самарских канцеляристов Лейкина читали в два раза больше, чем Тургенева, почти в два раза больше, чем Чехова. Молодой Чехов в письме к брату ссылался на авторитет «самого Лейкина».
    Билибин, помогавший Лейкину редактировать журнал, волей случая оказался в центре юмористической журналистики: он родился в год рождения журнала «Искра», умер в год рождения журнала «Сатирикон», а всю остальную жизнь посвятил журналу «Осколки».
    Журнал «Осколки» не был таким острым, как «Искра», не был таким смешным, как «Сатирикон».
    Но он дал миру Чехова.
    А Билибина он не дал. «Талант у него большой, — писал Чехов,— но знания жизни ни на грош, а где нет знания, пет и смелости».
    Опять эта смелость! Никак без нее в сатире не обойтись. Она должна быть смелой — шутка, которая скрывает за собой и одновременно открывает читателям — правду.
    Она должна быть смелой. И острой. Не зря Аркадий Аверченко начинал свою литературную деятельность «Штыком» и «Мечом» — так назывались журналы, которые он редактировал, а точнее — писал, вырабатывая стиль будущего знаменитого юмориста.
    Он наточил штык и меч для главного дела своей жизни. Он создал журнал в себе, а себя — в журнале. И дал ему имя: «Сатирикон».
    В трудные для России годы реакции журнал был на стороне России, а не реакции. Но пресловутая «свобода печати», которую называли то «свободой от печати», то «свободой пищати», все свои силы обрушила на этот журнал, единственный сатирический журнал, уцелевший в годы реакции.
    И он постепенно отступал — то ли под напором реакции, то ли под напором собственного головокружительного успеха, который требовал от пего смеха, одного только смеха — и больше ничего. И по мере того, как мельчали объекты его сатиры, мельчала и она сама, отходя на удобные позиции безопасного, бездумного юмора.
    На смену «Сатирикону» пришел «Новый Сатирикон», но новое это было старее, чем старое. Юмор быстро стареет, когда его покидает мысль.
    А по возрасту они были все молодые. И самый старший сатириконец был самым молодым…
    Потому что был этот сатириконец женщиной.
    Теперь, по прошествии более чем ста лет, уже можно сказать, что Надежда Александровна Тэффи (Бучинская) родилась в 1876 году и была на пять лет старше самого редактора — Аркадия Аверченко. По примеру своей сестры, известной поэтессы Мирры Лохвицкой, она начинала со стихов, но потом перешла на прозу — хотя женщины, как показывает опыт, обычно не переходят на прозу: лета, которые, по выражению Пушкина, к смиренной прозе клонят, не имеют власти над женщинами.
    Родившись за двадцать четыре года до двадцатого столетия, она умерла за двадцать четыре года до собственного столетия и пережила всех сатириконцев, хотя они были моложе ее.
    Может быть, потому, что смеялась она не так громко.
    Юмор Тэффи — думающий, сострадающий, а иногда и страдающий, чего почти нет у Аверченко периода его расцвета, когда его называли королем юмора.
    Король смеялся. Это он потом загрустил. Когда потеря и успех, и славу, и родину…
    И это было — как нож в спину. Дюжина ножей.
    Названия его книг — словно вехи на его жизненном пути: «Веселые устрицы» — «Зайчики на степе» — «Позолоченные пилюли» — «Сорные травы» — «Волчьи ямы» — «Кипящий котел» — «Отдых на крапиве» — «Рассказы циника»…
    И еще очень много книг. И много журналов. А всей жизни — сорок четыре года. Возраст Чехова.
    Тэффи сказала о нем: «Он русский чистокровный юморист, без надрыва и смеха сквозь слезы. Место его в русской литературе свое собственное, я бы сказала — единственного русского юмориста».
    Гоголь и Чехов не были русскими юмористами. Они были русскими писателями.
    Самый молодой из сатириконцев, Аркадий Бухов, родившийся в год смерти Салтыкова-Щедрииа и Минаева и, словно спеша заменить их обоих, писавший и смешную прозу, и смешные стихи,— однажды в своем рассказе сказал: «Каждый смеется, как может, Особенно когда ему хочется плакать».
    Ах, жизнь полна суровости,
    Заплачешь над судьбой:
    Единственные новости —
    Парад и мордобой.
    Поэт, пришедший к этому смешному и грустному выводу, был до того скромен, что даже стеснялся быть собой, а потому нацепил на себя маску распоясавшегося, наглого обывателя. Вместо того, чтобы держать объект сатиры на расстоянии, соорудить из него какого-нибудь Козьму Пруткова или генерала Дитятина, он нацепил его маску на самого себя. Он вложил в него не чужую, не придуманную, а свою собственную душу. В сатирический образ — собственную душу!
    Он смеялся над тем, чего следовало бояться. И смеялся тогда, когда было совсем не смешно. А когда было смешно — не смеялся.
    Он ушел из «Сатирикона», который не решался больше смеяться над несмешным, предпочитая смеяться над смешным,— что подходит юмору, но никак не сатире. Задача сатиры — несмешное делать смешным. Даже страшное делать смешным.
    Вероятно, он и тут не был собой, потому что совсем не боялся страшного.
    И когда он ушел на войну — маленький, тщедушный, самый невоенный из всех сатириков, может быть, за все времена,— причем ушел добровольцем, — разве он был собой? Он был солдатом, героем — но только не собой.
    Потом, в эмиграции, вдали от себя, потому что себя он оставил в России, он, конечно, не был собой. Там, вдали от себя, он вспоминал свою жизнь, свою литературную работу. Она начиналась в Житомире, где его выгнали из гимназии и приютили в плохой провинциальной газете, которая платила своим сотрудникам не деньгами, а контрамарками в плохой провинциальный театр. Ему всю жизнь платили чем-то не тем, словно не ему, а кому-то другому. Потому что он стеснялся быть собой.
    Он жил в эмиграции, оставаясь при этом в России. И однажды, проходя по чужой, заграничной улице, он бросился тушить чужой, заграничный пожар. Разве он был пожарником? Он был всего лишь случайный прохожий. Но он помог погасить пожар.
    Л потом пришел домой и умер.
    Не дома, конечно, потому что шил он в чужой стране.
    Но умер он по-настоящему.
    Его звали Саша Черный. Кто-то мог бы подумать, что оп и тут не был собой, потому что это был его псевдоним, а настоящее имя — Александр Михайлович Гликберг. По все знали его как Сашу Черного. И только под этим именем он мог быть собой. И русская девочка в нерусской стране спросила у писателя Куприна: «Это правда, что больше нет моего Саши Черного?»
    Но Куприн ей ответил, что ее Саша Черный есть, потому что человек умирает, как умирают листья на дереве. А само дерево остается, и Саша Черный будет еще долго жить, потому что сделанное им сделано навсегда и овеяно юмором, который сам по себе бессмертен.
    Заключение
    Бессмертен юмор. И тем бессмертной, чем трудней и смертельней времена, чем неблагоприятней они для юмора.
    А они бывали весьма неблагоприятными. Потому что доля шутки — доля правды.
    И бывало шутке трудно, и бывало невесело. Как правде.
    И запрещали ее, и гнали, и преследовали. Как правду.
    И отправляли в ссылку, и заточали в крепость. Как правду.
    И притесняли, третировали, зажимали ей рот.
    Времена ведь как люди: они любят посмеяться лад другими временами, но не терпит смеха над собой. Время Щедрина охотно смеялось над временем Гоголя, время Чехова — над временем Щедрина. И даже заявляло, что ему нужны Щедрины. Не Чеховы, не Аверченки, а именно Щедрины.
    И оно их имело. Потому что и Гоголь, и Чехов, и Щедрин смеются и над грядущими временами. Какое время ни наступит, сатирики прошлого смеются и над ним.
    Вот почему юмор бессмертен.
    Когда у старика Демокрита спросила, как он понимает истину, он ответил коротко:
    — Я смеюсь.
    Список использованной литературы
    1. Бухов А. Антология сатиры и Юмора России XX века. – М.: Том 40. Эксмо, 2005. – 672 с.
    2, Евстигнеева Л. Жкрнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. – М.: Наука, 1968. – 454 с.
    3. Сатира и юмор первой половины XX века. – М.: Дрофа, 2003. – 400 с.

  9. Высказывания Митрофанушки смешны, но по-своему забав­ны и находчивы. Чего стоит только его рассуждение о прилага­тельной двери и существительной, пока она «у чулана шеста неделя… стоит не навешена…». Ему все время приходится вы­кручиваться из затруднений, в которые ставит его чрезмерная опека матери. Отсюда его лживость, хитрость, лицемерие и не­добросовестность. Комизм образа состоит и в том, что Митро­фанушка, выворачиваясь из одной неприятной ситуации, попа­дает в другую. Не желая учиться, он демонстрирует плохое са­мочувствие по причине вечернего и ночного обжорства, но тут же подвергается другой опасности — осмотру врача. И снова приходится изворачиваться, что удается ему без особого труда: «Нет, нет, матушка, я уж лучше сам выздоровлю», и убегает на голубятню.
    Чувства и поступки Митрофана не смешны, а отвратитель­ны. Мы видим эгоистичного, лицемерного и безжалостного без­дельника. Он хорошо знает, кто в доме хозяин, и заискивает пе­ред матерью. Он рассказывает о жалости во сне к ней, уставшей «колотить батюшку». Ничего смешного нет и в том, что он в своем возрасте гоняет голубей и в то же время готов женить­ся. Митрофанушка, чувствуя одобрение матери, позволяет себе наказывать и ругать слуг. Если современному подростку смеш­но читать о том, как Митрофанушка ругает своих учителей, то это является сигналом о болезни школьной системы. Еще ху­же, если над этим эпизодом смеются взрослые, родители или даже учителя. Может так случиться, что со временем они бу­дут наказаны за этот легкомысленный смех горьким разочаро­ванием в своих детях и воспитанниках. Не секрет, что Митро­фанушки здравствуют и процветают по сей день.
    Не смешон Простаков — «женин муж», как он представился Стародуму. Этот добрый, но глупый, невежественный, безволь­ный и трусливый человек вызывает только жалость. Тарас Скотинин — «сестрин брат», как в свою очередь он себя отреко­мендовал Стародуму, также не смешон, а отвратителен со своей страстью к свиньям. Даже Простакова говорит брату, что хоро­шая свинья ему нужнее жены.
    Не смешна и сама Простакова — глупая, трусливая и одно­временно подлая и жестокая баба-самодур, в свою пользу тол­кующая законы. Слишком часто в реальной жизни встречаются подобные женщины, поэтому она, скорее, вызывает страх и же­лание держаться от нее подальше.
    Смешным может показаться образ недоучившегося семина­риста Кутейкина или рассказ Скотинина о генеалогии своего рода. Нужно обратить внимание на то, что Фонвизин осудил и высмеял предков Скотинина за то, что они не оправдали дво­рянского звания, жили мелкими интересами в полном невеже­стве. Кутейкина, который «убоялся бездны премудрости» и от­казался продолжать обучение в семинарии, Фонвизин презира­ет за те же невежество и скудность мысли. Он ни в коем случае не смеется над священными текстами, на которые ссылается Кутейкин.
    Фонвизин обнажил души своих отрицательных героев совсем не для смеха, а для «назидания». Для убедительности образов автор не побоялся выставить в комичном свете и положитель­ных героев. Они просто «смакуют» свою добродетель, забывая, с кем имеют дело, и оттого иногда попадают в неловкое положе­ние. Например, образованному Стародуму, объясняющему Про-стаковой практическую пользу географии: «На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так зна­ешь, куда едешь», — невежественная Простакова резонно отве­чает: «Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж?»

  10. Почему мы смеемся? Что делает ситу­ации, над которыми мы смеемся, комичными? Оказывается, объяснить это не так-то просто. Неслучайно над подобными вопросами размышляли известнейшие философы мира. Так, немецкий мыслитель Иммануил Кант (1724—1804) утверждал, что смех возникает тогда, когда вместо чего-то важного, напряженно ожидаемого происходит нечто совер­шенно незначительное, то есть случается то, о чем говорит посло­вица: «Гора родила мышь». Похожую мысль высказал английский философ Герберт Спенсер (1820—1903): «Смех… естественно является только тогда, когда сознание неожиданно обращается от великого к малому». Однако смеемся мы не только над превращением «великого» в «малое», но и над разными другими несообразностями, вызванными резкими и забавными изменениями ситуации. Древнегреческий мыслитель Аристотель (384— 322 гг. до н.э.) определял смешное как «некую ошибку или безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное». Иной угол зрения на комичное продемонстрировал немецкий философ Артур Шопен­гауэр (1788—1860), заявив, что смех возникает там, где совершенно разные явления обнаруживают неожиданное, парадоксальное сходство. А француз­ский философ Анри Бергсон (1859—1941) отмечал, что комичным становится все, что принимает косные, окаменевшие формы. Наконец, следует пом­нить также о том, что смех может выступать орудием протеста. Ведь, вы­смеивая определенные традиции, законы, нравы, суеверия, мы тем самым проявляем свое несогласие с ними. Смех отделяет смеющихся от тех, над кем смеются, и таким образом дает ощущение освобождения от угнетающей повседневной жизни.
    Смех располагает своей палитрой изобразительных средств. Одно из са­мых распространенных среди них — гиперболизация, или преувеличение (от древнегреч. hiperbole — излишек, преувеличение). Этим приемом охотно пользуются карикатуристы: берется какая-нибудь характерная черта внешности человека и доводится до крайности. Скажем, большой нос или живот на рисунке выглядят неправдоподобно громадными. Иногда гипер­болизируются отдельные слова и обороты речи, свойства характера и т.д. При этом важно помнить, что гиперболизация не подразумевает никакого скрытого смысла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *