Сочинение на тему семьи в романе отцы и дети

8 вариантов

  1. Одной из ведущих тем в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является тема любви и семьи. Это одни из тех «вечных» ценностей, которые, по мнению Тургенева, являются основой существования человека. Именно они формируют личность, определяют его дальнейшую жизнь и судьбу, делают его счастливым или глубок несчастным.
    Основа семьи – это любовь. Во многом именно это чувство стало «камнем преткновения» между Базаровым и Кирсановыми, между поколением «отцов» и «детей», между убеждениями Евгения Васильевича и его истинными желаниями.
    Итак, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы – представители старшего поколения – считают, что любовь – это основа, на которой держится жизнь, одно из важнейших человеческих чувств, придающих смысл существованию.
    Мы знаем, что Николай Петрович десять лет был женат на матери своего старшего сына Аркадия. Супруги были счастливы и жили «душа в душу»: «…почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…» Когда же жена Кирсанова умерла, «он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель…» Но забота о сыне и жизненные обстоятельства заставили Николая Петровича жить дальше. А спустя несколько лет герой встретил и полюбил Фенечку – простую девушку, от которой у Кирсанова родился еще один сын – Митенька.
    Можно сказать, что Николай Петрович был счастлив и был счастлив именно любовью, наполнявшей всю его жизнь, и своей большой семьей, которую ему удалось создать и сохранить.
    Брат же Николая Петровича, Павел Петрович, наоборот, был несчастлив, и именно от недостатка любви. Он, на склоне лет, остался совершенно один, и герой это мучительно осознает, живя рядом с братом и видя его семейное счастье.
    На долю Павла Петровича выпала несчастливая роковая любовь, которая перевернула и определила всю его жизнь. Герой «фатально» любил княгиню Р., которая была замужем, отличалась экзальтированностью и непостоянством характера и, в конце концов, «скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству». Их короткий, но бурный роман навеки запечатлелся в душе Павла Петровича – и в дальнейшем он так и не смог создать семью, навсегда остался одиноким.
    Важна любовь и для младшего Кирсанова – Аркадия. Хотя он и причислял себя к нигилистам, отрицающим «высокие материи», но в душе герой чувствовал потребность любви и семьи, понимал, насколько это важно для него. Именно поэтому Аркадий «безболезненно» принимает любовь к Катеньке Одинцовой и женится на ней.
    В финале романа автор рисует Кирсановых как большую и счастливую семью: «другие все улыбались и тоже как будто извинялись; всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо».
    Пожалуй, категорически отрицает любовь лишь главный герой романа – нигилист Базаров. До определенного момента он низводит это чувство до уровня физиологических инстинктов. Однако и в его жизни появляется женщина, вызвавшая в душе и сердце Базарова бурю чувств, настоящую любовь: ««Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
    Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.
    Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
    Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, его внутреннюю эволюцию и трагизм судьбы. К герою приходит некое озарение, он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.
    Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» А также – его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!»
    Таким образом, любовь и семья в романе Тургенева «Отцы и дети» показаны не только как важнейшие человеческие ценности, определяющие смысл жизни. Семья, говорит нам писатель, то гнездо, где формируется человек, где определяются его взгляды, характер, во многом – судьба. Несомненно, на каждого влияет и окружающая среда, но жизненный стержень, сформированный в семье, помогает выжить, выстоять, сохранить себя и свою душу в любых условиях. Помогает обрести подлинное человеческое счастье.

  2. Одной из ведущих тем в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является тема любви и семьи. Это одни из тех «вечных» ценностей, которые, по мнению Тургенева, являются основой существования человека. Именно они формируют личность, определяют его дальнейшую жизнь и судьбу, делают его счастливым или глубок несчастным.
    Основа семьи — это любовь. Во многом именно это чувство стало «камнем преткновения» между Базаровым и Кирсановыми, между поколением «отцов» и «детей», между убеждениями Евгения Васильевича и его истинными желаниями.
    Итак, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы — представители старшего поколения — считают, что любовь — это основа, на которой держится жизнь, одно из важнейших человеческих чувств, придающих смысл существованию.
    Мы знаем, что Николай Петрович десять лет был женат на матери своего старшего сына Аркадия. Супруги были счастливы и жили «душа в душу»: «…почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…» Когда же жена Кирсанова умерла, «он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель…» Но забота о сыне и жизненные обстоятельства заставили Николая Петровича жить дальше. А спустя несколько лет герой встретил и полюбил Фенечку — простую девушку, от которой у Кирсанова родился еще один сын — Митенька.
    Можно сказать, что Николай Петрович был счастлив и был счастлив именно любовью, наполнявшей всю его жизнь, и своей большой семьей, которую ему удалось создать и сохранить.
    Брат же Николая Петровича, Павел Петрович, наоборот, был несчастлив, и именно от недостатка любви. Он, на склоне лет, остался совершенно один, и герой это мучительно осознает, живя рядом с братом и видя его семейное счастье.
    На долю Павла Петровича выпала несчастливая роковая любовь, которая перевернула и определила всю его жизнь. Герой «фатально» любил княгиню Р., которая была замужем, отличалась экзальтированностью и непостоянством характера и, в конце концов, «скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству». Их короткий, но бурный роман навеки запечатлелся в душе Павла Петровича — и в дальнейшем он так и не смог создать семью, навсегда остался одиноким.
    Важна любовь и для младшего Кирсанова — Аркадия. Хотя он и причислял себя к нигилистам, отрицающим «высокие материи», но в душе герой чувствовал потребность любви и семьи, понимал, насколько это важно для него. Именно поэтому Аркадий «безболезненно» принимает любовь к Катеньке Одинцовой и женится на ней.
    В финале романа автор рисует Кирсановых как большую и счастливую семью: «другие все улыбались и тоже как будто извинялись; всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо».
    Пожалуй, категорически отрицает любовь лишь главный герой романа — нигилист Базаров. До определенного момента он низводит это чувство до уровня физиологических инстинктов. Однако и в его жизни появляется женщина, вызвавшая в душе и сердце Базарова бурю чувств, настоящую любовь: «”Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
    Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя — он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.
    Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
    Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, его внутреннюю эволюцию и трагизм судьбы. К герою приходит некое озарение, он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что — наносное, игра его самолюбия, заблуждения.
    Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» А также — его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!»
    Таким образом, любовь и семья в романе Тургенева «Отцы и дети» показаны не только как важнейшие человеческие ценности, определяющие смысл жизни. Семья, говорит нам писатель, то гнездо, где формируется человек, где определяются его взгляды, характер, во многом — судьба. Несомненно, на каждого влияет и окружающая среда, но жизненный стержень, сформированный в семье, помогает выжить, выстоять, сохранить себя и свою душу в любых условиях. Помогает обрести подлинное человеческое счастье.

  3. 3
    Текст добавил: Цветы_для_ванны

    Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.
    На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.
    Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.
    Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.
    Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

  4. Есть ли у вас ласковое прозвище? Как вас
    называют мама с папой? – Ответы учащихся. А
    как называют родители Базарова своего сына?
    Енюшечка, Енюша
    . Работа в группах. Задание: Что
    вам слышится в этом имени
    ? Примерный ответ: ласка, мягкость, которая
    создается за счет звукокомплекса [н`], [ш], [ч`]
    .
    Как называется такой поэтический прием? – Аллитерация.
    Что же показывает нам прозвище? – Отношение
    родителей к сыну
    . Почему мы обращаем внимание
    на их чувства? – Жанр произведения –
    психологический роман
    . В чем особенности этого
    жанра? – «История души человеческой». Ф.М.
    Достоевский.
    Наконец, приезд Евгения. Что
    испытывают мать и отец при этом? (Открыть на
    экране текст):
    «Лошади остановились.
    – Наконец пожаловал, – проговорил отец Базарова,
    все продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у
    него между пальцами. – Ну, вылезай, вылезай,
    почеломкаемся.
    Он стал обнимать сына… “Енюша, Енюша”, –
    раздался трепещущий женский голос. Дверь
    распахнулась, и на пороге показалась
    кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и
    короткой пестрой кофточке. Она ахнула,
    пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров
    не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно
    обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его
    груди, и все замолкло. Только слышались ее
    прерывистые всхлипыванья.
    Старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще
    прежнего.
    – Ну, полно, полно, Ариша! перестань, – заговорил
    он, поменявшись взглядом с Аркадием, который
    стоял неподвижно у тарантаса, между тем как мужик
    на козлах даже отвернулся. – Это совсем не нужно!
    пожалуйста, перестань.
    – Ах, Василий Иваныч, – пролепетала старушка, – в
    кои-то веки батюшку-то моего…»
    … голубчика-то, Енюшеньку… – и, не разжимая рук,
    она отодвинула от Базарова свое мокрое от слез,
    смятое и умиленное лицо, посмотрела на него
    какими-то блаженными и смешными глазами и опять к
    нему припала.
    … А у самого и губы и брови дергало, и подбородок
    трясся… но он, видимо, желал победить себя и
    казаться чуть не равнодушным. Аркадий
    наклонился.
    …- Батюшка, – сквозь слезы проговорила старушка,
    – имени и отчества не имею чести знать…
    – Аркадий Николаич, – с важностию, вполголоса,
    подсказал Василий Иваныч.
    – Извините меня, глупую. – Старушка высморкалась и,
    нагиная голову то направо, то налево, тщательно
    утерла один глаз после другого. – Извините вы
    меня. Ведь я так и думала, что умру, не дождусь
    моего го…о…о…лубчика.»
    Во время ответов учащихся открыть текст с
    выделенными ключевыми словами (деталями,
    подчеркивающими волнение, радость):
    «Лошади остановились.
    – Наконец пожаловал, – проговорил отец Базарова,
    все продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у
    него между пальцами
    . – Ну, вылезай, вылезай,
    почеломкаемся.
    Он стал обнимать сына… “Енюша, Енюша”,
    раздался трепещущий женский голос. Дверь
    распахнулась, и на пороге показалась
    кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и
    короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась
    и наверно бы упала
    , если бы Базаров не
    поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились
    вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и
    все замолкло. Только слышались ее прерывистые
    всхлипыванья
    .
    Старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще
    прежнего.

    – Ну, полно, полно, Ариша! перестань, – заговорил
    он, поменявшись взглядом с Аркадием, который
    стоял неподвижно у тарантаса, между тем как мужик
    на козлах даже отвернулся. – Это совсем не нужно!
    пожалуйста, перестань.
    – Ах, Василий Иваныч, – пролепетала старушка,
    – в кои-то веки батюшку-то моего…»
    … голубчика-то, Енюшеньку… – и, не разжимая рук,
    она отодвинула от Базарова свое мокрое от слез,
    смятое и умиленное лицо, посмотрела на него
    какими-то блаженными и смешными глазами и опять к
    нему припала.
    А у самого и губы и брови дергало, и
    подбородок трясся… но он, видимо, желал победить
    себя и казаться чуть не равнодушным.
    Аркадий
    наклонился.
    …- Батюшка, – сквозь слезы проговорила
    старушка, – имени и отчества не имею чести знать…
    – Аркадий Николаич, – с важностию, вполголоса,
    подсказал Василий Иваныч.
    – Извините меня, глупую. – Старушка высморкалась и,
    нагиная голову то направо, то налево, тщательно
    утерла один глаз после другого. – Извините вы
    меня. Ведь я так и думала, что умру, не дождусь
    моего го…о…о…лубчика.»

    Как Базаров на первый взгляд относится к
    родителям? – Сухо, жестко, пренебрежительно.
    «Какого мнения Вы о моем Евгении?» Как бы вы
    ответили на этот вопрос Василия Ивановича? (Ответы
    учащихся
    ). А вот как это делает Аркадий. Открыть
    на экране текст:
    «- Ваш сын – один из самых замечательных людей,
    с которыми я когда-либо встречался, – с живостью
    ответил Аркадий.
    Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и
    щеки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из
    его рук.
    – Итак, вы полагаете, – начал он…
    – Я уверен, – подхватил Аркадий, – что сына
    вашего ждет великая будущность, что он прославит
    ваше имя
    . Я убедился в этом с первой нашей
    встречи.
    – Как… как это было? – едва проговорил Василий
    Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его
    широкие губы и уже не сходила с них.
    – Вы хотите знать, как мы встретились?
    – Да… и вообще…
    Аркадий начал рассказывать и говорить о
    Базарове еще с большим жаром, с большим
    увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал
    мазурку с Одинцовой.
    Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался,
    катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои
    волосы – и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию
    и поцеловал его в плечо.
    – Вы меня совершенно осчастливили, – промолвил
    он, не переставая улыбаться, – я должен вам
    сказать, что я… боготворю моего сына; о моей
    старухе я уже не говорю: известно – мать! но я не
    смею при нем выказывать свои чувства, потому что
    он этого не любит
    . Он враг всех излияний; многие
    его даже осуждают за такую твердость его нрава и
    видят в ней признак гордости или бесчувствия; но
    подобных ему людей не приходится мерить
    обыкновенным аршином, не правда ли?

    …в его биографии стояли следующие слова: “Сын
    простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел
    разгадать его и ничего не жалел для его
    воспитания…
    ” – Голос старика перервался.»
    Ваши наблюдения и записи о состоянии отца
    Базарова. Причина его сдержанности.
    (Ответы учащихся).
    Групповая работа. Ну а Евгений? Ему-то здесь
    каково? Найдите единственное ключевое слово в
    тексте. Открыть текст на экране:

    «- Нет! – говорил он на следующий день Аркадию, –
    уеду отсюда завтра. Скучно; работать хочется, а
    здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню; я
    же там все свои препараты оставил. У вас по
    крайней мере запереться можно. А то здесь отец
    мне твердит: “Мой кабинет к твоим услугам –
    никто тебе мешать не будет”; а сам от меня ни на
    шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и
    мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а
    выйдешь к ней – и сказать ей нечего.»

    После поиска и ответов учащихся открыть текст с
    выделенными словами:

    «- Нет! – говорил он на следующий день Аркадию, –
    уеду отсюда завтра. Скучно; работать хочется, а
    здесь нельзя.
    Отправлюсь опять к вам в деревню;
    я же там все свои препараты оставил. У вас по
    крайней мере запереться можно. А то здесь отец
    мне твердит: “Мой кабинет к твоим услугам –
    никто тебе мешать не будет”; а сам от меня ни на
    шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и
    мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а
    выйдешь к ней – и сказать ей нечего.»

    Отъезд сына становится для родителей
    … Подберите слово. (Учащиеся выходят и
    записывают на доске свои варианты. Примерный
    ответ: трагедией
    .) И вот Евгений собирается
    уезжать. (Подготовленный ученик читает
    наизусть сцену прощания из главы 20
    .) Ваши
    наблюдения. (Ответы учащихся.)
    Второй приезд Базарова. Чтение учащимися
    текста, поиск ключевых деталей. Примерный ответ:
    слова, показывающие радость, суматоху в доме.
    Открыть текст на экране сначала без выделений,
    потом с выделенными словами:
    «Старики Базаровы тем больше обрадовались
    внезапному приезду сына, чем меньше они его
    ожидали. Арина Власьевна до того переполошилась
    и взбегалась по дому,
    что Василий Иванович
    сравнил ее с “куропатицей”: куцый хвостик ее
    коротенькой кофточки действительно придавал ей
    нечто птичье. А сам он только мычал да покусывал
    сбоку янтарчик своего чубука
    , да, прихватив шею
    пальцами, вертел головою, точно пробовал, хорошо
    ли она у него привинчена, и вдруг разевал широкий
    рот и хохотал безо всякого шума.
    – Я к тебе на целых шесть недель приехал,
    старина, – сказал ему Базаров, – я работать хочу,
    так ты уж, пожалуйста, не мешай мне.
    – Физиономию мою забудешь, вот как я тебе мешать
    буду! – отвечал Василий Иванович.
    Он сдержал свое обещание. Поместив сына
    по-прежнему в кабинет, он только что не прятался
    от него и жену свою удерживал от всяких лишних
    изъявлений нежности. “Мы, матушка моя, –
    говорил он ей, – в первый приезд Енюшки ему
    надоедали маленько: теперь надо быть умней”
    . Арина Власьевна соглашалась с
    мужем, но немного от этого выигрывала, потому что видела
    сына только за столом и окончательно боялась с
    ним заговаривать
    . “Енюшенька!” – бывало,
    скажет она, – а тот еще не успеет оглянуться, как
    уж она перебирает шнурками ридикюля и лепечет:
    “Ничего, ничего, я так”, – а потом отправится к
    Василию Ивановичу и говорит ему, подперши щеку:
    “Как бы, голубчик, узнать: чего Енюша желает
    сегодня к обеду, щей или борщу?”
    Вы, конечно, знаете, что радость родителей была
    недолгой. Евгений заразился тифом и умер
    . Кто и почему произносит фразу: «Я говорил, что
    взропщу?» (Примерный ответ: Василий Иванович
    теряет веру в Бога, раз тот забирает у него
    единственного
    сына). Обратимся к следующей
    картине:
    «Железная ограда ее окружает; две молодые елки
    посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров
    похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой
    деревушки, часто приходят два уже дряхлые
    старичка – муж с женою.
    Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею
    походкой; приблизятся к ограде, припадут
    и станут на колени, и долго и горько плачут,
    и
    долго и внимательно смотрят на немой камень, под
    которым лежит их сын; поменяются коротким словом,
    пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова
    молятся, и не могут покинуть это место, откуда им
    как будто ближе
    …»
    Почему «дряхлые старички»
    ? – Нет опоры сына. А все же, любил ли Базаров
    своих родителей? – Ответы учащихся. Сравните
    текст романа с журнальным вариантом «Русского
    вестника». Открыть на экране: Базаров Одинцовой:
    «Отец, вам будет говорить, что вот, мол, какого
    человека Россия теряет… Это чепуха; но не
    разуверяйте старика. Чем бы дитя не тешилось… вы
    знаете.» (Журнальный текст «Русского вестника»).
    Какие слова И.С. Тургенев добавил? После ответов
    учащихся открыть текст:
    «Отец вам будет… Чем бы дитя не
    тешилось… вы знаете. И мать приласкайте.
    Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете
    днем с огнем не сыскать…»

    Да, «Ведь таких людей, как они, в вашем большом
    свете днем с огнем не сыскать…»
    . Наверно, Евгений это понял перед своей
    смертью… А мне бы хотелось, чтобы вы всегда
    помнили своих обыкновенных, но исключительных
    людях Маме и Папе.

    IV. Подведение итогов.
    Так любил ли Евгений
    родителей, а они его? Что запомнилось на уроке?
    Какие чувства у вас проявлялись на уроке?
    Выставление отметок с обоснованием. Учитель
    благодарит всех за работу на уроке.

    V. Домашнее задание.
    Открыть на экране:
    напишите психологический портрет придуманного
    персонажа;
    ответьте на вопрос, доказав текстом: как
    воплощается тема семьи в романе? Используйте
    другие образы.

  5. 5
    Текст добавил: Канал Геймера

    В своем романе И. С. Тургенев затрагивает животрепещущую для 60-х годов проблему “отцов и детей”. Но этот конфликт не является характерным атрибутом лишь той эпохи, он существовал во все времена, для развития общества это противоречие является двигателем, непременным условием прогресса. Вероятно, именно поэтому даже с течением времени роман “Отцы и дети ” не потерял своей актуальности.
    Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были “отцами”, а другие — “детьми”, сколько потому, что “отцы” и “дети”, в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных, противоположных эпох, они представляли разные социальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм.
    Для более подробного рассмотрения этой проблемы мне кажется целесообразным условно выделить три части: во-первых, конфликт дворянства в лице Павла Петровича Кирсанова и разночинной интеллигенции (Базаров); во-вторых, это конфликт Аркадия с отцом, не имеющий такой серьезной идейной почвы, но от этого не менее болезненный; и в-третьих, конфликт Базарова с родителями, который придает роману особую остроту, .пронзительность.
    Итак, проблема противоречия между дворянством и революционными демократами заявлена буквально с первых же страниц романа. Уже в самом описании героев читатель обнаруживает противопоставление. Когда автор представляет Базарова, нам видится фигура мрачная, отгороженная от мира, в ней чувствуется сила, энергия. Особо Тургенев акцентирует наше внимание на уме главного героя. Описание Павла Петровича, напротив, состоит почти только из прилагательных, это человек-кукла, жизнь и дела которого бессмысленны: он носит английский костюм и лаковые полусапожки в деревне, заботится о красе ногтей. Все прошлое Павла Петровича — погоня за миражами, в то время как Базаров приносит реальную пользу, занимается конкретными проблемами, ему некогда мечтать. Контрастность этих образов бросается в глаза. Автор хочет изобразить могучего разночинца и слабых дворян. Этот конфликт развивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель как бы предоставляет его разрешение будущему, рассматривая его со стороны.
    Отношения Аркадия с отцом представляются мне наиболее трогательными. Эти образы созданы Тургеневым с большой любовью, которую он передает читателю. Несмотря на конфликт, завязка которого происходит в самом начале романа, мы видим, что отец и сын невероятно похожи и противоречия между ними по большей степени наносные. Аркадий представляется нам “молоденьким мальчиком”, романтиком, увлекшимся идеями равенства и братства, он хочет, чтобы мир вокруг был так же счастлив и радостен, как и он сам. Тургенев с легкой иронией подчеркивает желание Аркадия казаться взрослым, зрелым человеком с собственными взглядами на окружающий его мир, общество; молодой человек изо всех сил старается быть похожим на своего кумира Базарова, заслужить его уважение независимостью мышления: “Он (Аркадий) в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностью скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!”. А на самом деле для счастья ему надо немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. И это “обывательское”, простое и незамысловатое счастье пересилило идеи о всеобщем благе и всемирной гармонии.
    Таков и его отец, он ценит уклад, семью; благополучие близких людей для него превыше всего. Он сохранил в своей душе идеалы романтизма, недаром Николай Петрович читает Шиллера, Гете, Пушкина. Не случайно его так коробят напускной шшизм и развязность Аркадия и, в то же самое время, отчуждение сына, который ему так дорог. Он сам старается не отставать от времени, искренне пытается понять молодежь. Это неуклюжее подражание новому вызывает у автора улыбку, но, скорее всего, добрую. Этот искренний, бесхитростный, пусть даже не очень глубокий человек очень близок Тургеневу. Таким образом, этот конфликт между отцом и сыном снимается в конце романа как бы автоматически. Базаров уходит из жизни Аркадия, идеи которого и были “яблоком раздора”. Автор подводит нас к тому, что молодой человек, вероятно, повторит путь своего отца.
    На конфликте Базарова с его родителями хотелось бы остановиться особенно. Именно в нем-то и заложен весь смысл, вся мудрость.
    Я думаю, что при встрече Базарова с родителями конфликт поколений достигает своего апогея. Это проявляется, прежде всего, в том, что ни сам Базаров, ни даже, пожалуй, автор не знают, как же на самом деле главный герой относится к своим родителям. Его чувства противоречивы: с одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой — в его словах сквозит презрение к “глупой жизни отцов”. И это презрение не наносное, как у Аркадия, оно продиктовано его жизненной позицией, твердыми убеждениями. Этот разлад имеет очень глубокие корни, и, по-видимому, он неразрешим. Отношения с Одинцовой, с родителями доказывают, что даже Базаров не может полностью подавить свои чувства и подчиняться только уму.
    Трудно объяснить, какое же чувство не позволяет ему окончательно отрешиться от родителей: любви, жалости, а может быть, чувство благодарности за то, что именно они дали первые импульсы, заложили основу для развития его личности. В разговоре с Аркадием Базаров утверждает, что “всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я”. Здесь, я думаю, Базаров неправ. Именно родительское воспитание, их пример или, напротив, их ошибка создали почву для интеллектуального роста Базарова. Он, как и все дети, пошел дальше своих родителей и отдалился настолько, что утратил возможность понимать их, принимать их такими, как есть, прощать.
    Эта пропасть велика и непреодолима, да и сам Базаров не хочет сблизиться со стариками, считая это шагом назад. И очень жаль. Сколько ценного он мог бы почерпнуть от них, и не было бы этого трагического одиночества, метаний. Узнав поближе своих родителей, он бы понял, что Россия держится именно на таких людях, на силах их душ, на их вере и любви. То” как описывает автор Василия Ивановича и Арину Власьевну, то, сколько души он в это вкладывает, не оставляет сомнений, что эти герои ему особенно дороги.
    Трудно определить, на чьей стороне находится автор в этом конфликте “отцов” и “детей”. Но все-таки, по каким-то трудно уловимым интонациям чувствуется, что ближе для него сторона “отцов”.

  6. «Отцы и дети» в романе Тургенева
    Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас — индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними — это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д. а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.
    Мне кажется, что проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и полусапожкам Павла Петровича.
    Принято считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и нерусское слово.
    Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».
    Я считаю, что Базаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Но в то же время он не должен забывать об отношении к прошлой культуре, о культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, что связно связано с прошлым. Для него истина это современная наука, современное естествознание.
    Базаров отрицает все исторические ценности. Он призирает преклонение Павла Петровича перед искусством, критикует их отношение к любви. Бросая вызов старому поколению, герой заходит слишком далеко. Он сам создает себе проблему, причем, отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу, отрицает всякое искусство. То же самое происходит с отношением к любви, к принципам и т.д.
    Автор, сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождается истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургенев старается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одной мы видим пережитки прошлого, а в другой нетерпимость. Таким образом, истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базарову уважения к родителям.
    Итак, перед нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будет подчеркивать на протяжении всего романа. С первых страниц видно, что автор изображает Базарова более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не дюжего ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.
    На основе вышесказанного мы убеждаемся в том, что позиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о непримиримом конфликте не столько между «отцами и детьми», сколько между аристократами и демократами.
    Автор описывает в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляя его, как единомышленника Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий является человеком, имеющим другую точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож на отца, он хочет казаться взрослым, быть похожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше, чем его отцу: тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание пересиливает мысль идею Базарова о всемирном счастье. Таковым является и Николай Петрович.
    Скорее всего, Аркадий повторит путь отца после ухода из его жизни Базарова со своими идеями. Аркадий в глазах Базарова «размазня», «мяконький либеральный барин». Базаров не хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательность Николая Петровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтому между Аркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается не только их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат. Здесь и происходит разрыв между прошлым и настоящим.
    Разница между героями видна в их поведении. Так Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему не одно не увлекает. Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий больше похож на своего отца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова. Они были для Аркадия лишь только модой, он хотел подражать новому поколению. Но такая жизнь не для него.
    На мой взгляд, не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями. Именно в момент встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романе достигает наибольшего напряжения. Базаров не знает, как он относится к родителям. С одной стороны он их любит, говоря об этом Аркадию в минуты откровения, а с другой стороны он надсмехается над глупой жизнью отцов. Скорее всего, этот упрек связан с убеждениями Базарова, с его жизненной позицией.
    Критикуя старшее покаленее сын забывает о накопленной культуре, которая помогла ему стать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, так как хочет жить в новом мире не оглядываясь на прошлое. Таким образом, Базаров не обращает внимание на красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией, музыкой. В этом автор не согласен со своим героем так же, как Павел Петрович Кирсанов.
    Вопрос о том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева в своей статье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ни удовлетворяют не отцы, ни дети. В романе писатель показал борьбу «отцов и детей», а также семейные отношения и отношения семьи общества.
    Чем же все-таки является семья для Тургенева? Я согласна с мнением Лебедева, что семья это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. И поэтому Тургеневу удалось показать не только отношение отца и сына, но и отношения Базарова к прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына в узком и широком смысле слова. Тургенев хотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое предполагает любовь старшего поколения к младшему, терпимость, мудрость.
    Но понимание отцов и детей существует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют конфликты между отцами и детьми, не понимание. Это и показал в своем произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главного героя, с сильным характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал еще сильнее виден. Между отцом и детьми, по мнению Лебедева, существует непроходимая пропасть, а значит такая же пропасть есть между «отцами и детьми».
    Хотелось бы отметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причина этой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательнее к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы сможем решить эту проблему.

  7. Животрепещущая проблема отцов и детей волновала многих писателей, поэтому в своих произведениях они часто затрагивали этот вопрос. Эта тема была и остается всегда актуальной, ведь конфликт поколений мы прослеживаем в любые времена. Особенно они ярко выражены в период, когда общество переживает переломные моменты и отцы и дети начинают придерживаться разных взглядов и идей. Эту проблематику и затрагивает в своем романе Отцы и дети Тургенев.

    Отцы и дети: итоговое сочинение

    Работая над сочинением по литературе, мы видим в романе Отцы и дети два поколения совершенно противоположных взглядов. Их мнения отличаются не только потому, что противопоставлены взрослые и дети, а потому что они стали представителями разных эпох. В итоговом сочинении по работе Тургенева Отцы и дети для ЕГЭ читатель наблюдает столкновение старого дворянства с революционно-демократическими взглядами молодой интеллигенции. В совокупности в романе можно выделить три конфликтных линии. Во-первых, старое дворянство сталкивается с демократами.
    Из прочитанного мы можем нарисовать картину прошлого, где существовали дворяне на верхней ступени общественного положения и простой народ, который находился в низах общественного строя. Однако во времена, описываемых Тургеневым стало появляться и третье сословие, базаровское поколение, которому было противно их бесправие. Такое положение дел их не устраивало, поэтому Базаров даже пытается скрывать своего пренебрежения и раздражения. И вот конфликт разгорается все сильнее. Автор противопоставляет своих героев во всем. Они отличаются по образу жизни, где Кирсанов живет в праздности, а Базаров целыми днями работает. Противопоставлены и их идеи, где поколение отцов придерживались высших ценностей, в то время как молодое поколение причисляет себя к нигилистам и отвергает все отцовские идеалы.
    Вторая и третья конфликтные линии — это уже внутренние отношения в семьях. Так автор показывает нам отношения в семье Кирсановых. Здесь конфликт не столь значителен, ведь только на мгновение Аркадий поддался под влияние Базарова, считая его своим кумиром. Но сын с отцом были близки по духу, поэтому к концу романа, Аркадий сближается со своим отцом.

  8. 8
    Текст добавил: Люблю тебя ...

    Как раз такую проблему и показывает И. С. Тургенев в романе “Отцы и дети”. Конфликт поколений, изображенный в произведении, выходит далеко за семейные рамки. Это еще и общественная борьба двух разных идей, двух разных эпох: старого дворянства и демократической интеллигенции.
    Несмотря на то, что молодой нигилист Базаров и представитель дворянства Кирсанов не спутаны семейными узами, основной конфликт разгорается между ними. Я считаю, что проблема отцов и детей – это не просто конфликт в одной семье, непонимание между кровными родителями и детьми. Эта проблема всегда шире, чем кажется. В большинстве случаев – это борьба между старшим поколением, которое привыкло жить по своим уставам, и новой, прогрессивной молодежью, которая хочет что-то изменить. И пускай даже молодые люди могут допускать ошибки, но это их жизнь и они заслуживают на свое мнение.
    Базаров и Кирсанов спорят о вещах, которые актуальны во все времена. Это пути развития страны, науки, искусства, материальные ценности, жизнь простого народа.
    Для нашего современном обществе также можно провести параллель с романом “Отцы и дети”.  Старшее поколение часто старается навязать нам свои интересы в вышеуказанных вопросах. Но, как и сам И. С. Тургенев, я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что у старшего поколения уже был шанс создать крепкое общество, а молодому необходимо эту попытку предоставить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *