Сочинение на тему семья гриневых и семья мироновых

10 вариантов

  1. Несмотря на патриархальный утрой в семье, важное значение имеет слово Василисы Егоровны. Она частенько управляет и командует Иваном Кузьмичом, решает его служебные дела и вопросы, как свои кулинарные задачи. Но, она не выглядит сварливой и грубой женщиной. Так происходит потому, что в отношениях Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны торжествует любовь и взаимное согласие.
    Иван Миронов на протяжении всей своей жизни отстаивает честь и долг офицера, он предан родине, верен присяге. Даже в самую трудную минуту, находясь под пытками врага, он проявляет мужество и смелость. Даже перед смертью, Иван Кузьмич высказал протест самозванцу Пугачеву. Его жена – Василиса Егоровна тоже была убита злодеями лже-царя. И таких простых, народных, героических людей было много в то время. И всех их постигала та же участь.
    Маша Миронова взяла от родителей самые лучшие качества – скромность, простоту, народность. Она нравилась всем, с кем встречалась. Это была прелестная, милая девушка, которую Савельич кликал «божьим ангелом». Ее судьба также была наполнена трудностями. Маша теряет родителей и становится сиротой. Она находится в плену, терпит издевки Швабрина, но все равно не сдается. Спасает Машу из плена Петр Гринев. И они обретают счастье, ведь любят друг друга.
    Семья Мироновых – состояла из сердечных, добрых и хороших людей, которые любили и дорожили друг другом.

  2. 2
    Текст добавил: ОрбИт_бЕЗ_сАхАрА

    Историческая повесть «Капитанская дочка» – последнее сочинение А.С.Пушкина, написанное в прозе. В нем нашли отражение все наиболее важные темы позднего пушкинского творчества – место «маленького» человека в великих исторических событиях, нравственный выбор в жестоких социальных обстоятельствах, народ и власть, закон и милосердие, «мысль семейная».
    С нравственной проблематикой произведения связаны образы капитана Ивана Кузьмича Миронова, его жены Василисы Егоровны и их дочери Маши. Комендант Белогорской крепости – офицер, выходец «из солдатских детей». Миронов проявил мужество в прусском походе и в сражениях с турками. Именно за это он получил офицерское звание. Это человек необразованный и простой, но честный и добрый. Его крестьянское происхождение сказывается в поведении и в быту, обращении с солдатами. Домашний и семейный уклад Мироновых, как и Гриневых, патриархален и прост, поэтому скоро Гринев стал для Мироновых «родным», да и сам он «незаметным образом… привязался к доброму семейству». Гринев так описывает убранство деревянного домика Мироновых: «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский и в рамке; около него красовались лубочные картинки…» Мироновы – бедная, скромная семья. У них, по словам Василисы Егоровны, «всего-то душ одна девка Палашка», а за Машей приданое – «частый гребень, да веник, да алтын денег».
    Речь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны обильна простонародными словами и выражениями: «солдатушек учил», «небось», «негоже». Она крайне эмоциональна, отличается простотой построения, часто начинается разговорными зачинами: «А слышь ты». Автор дал героям самые распространенные в народе имена. В семье Мироновых следуют законам крестьянского мира, веруя в Бога и царя. В словах жены капитана заключена житейская мудрость: «Вместе жить, вместе и умирать». Мироновы живут в мире и согласии, хотя Василиса Егоровна полностью «управляла» своим супругом «и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостью так точно, как и своим домиком». Для этой простой женщины воинская служба мужа – такое же «привычное дело», как соление грибов. «Комендантша», как называют ее в крепости, растворена в маленьком мирке их общих забот. Однако Василиса Егоровна – это не сварливая, грубая старуха из народных и литературных сказок, у которой муж «под каблуком». Союз Мироновых освящен истинной любовью и согрет чувством нравственного долга. В критический момент, перед осадой крепости, Василиса Егоровна подчинилась воле мужа. Комендант решил выслать Машу в Оренбург и заметил, что на жену «слова его подействовали, может быть, в первый раз в его жизни».
    Миронов верен присяге, до конца исполняет свой воинский долг. Его учили смолоду – служить императрице и карать ее врагов. Поэтому добродушный отец семейства, незлобивый Иван Кузьмич в эпизоде допроса башкирца не останавливается перед жестокой пыткой. Пушкин показывает, что есть власть, стоящая над человеком, которая заставляет его идти против натуры и совершать негуманные поступки. И все же образ добрейшего по сути Ивана Кузьмича так убедителен, что нет сомнения: в иных обстоятельствах он не применил бы жестокие меры. Герой не способен ценой подлости и предательства сохранить жизнь себе и своим близким. Комендант защищал крепость до конца, пытался воодушевить свой «оробелый гарнизон»: «Что ж, вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузьмич. – Умирать так умирать: дело служивое!» В этом проявляется его русская натура, истинно народный характер. И все-таки Пушкин не идеализирует героя. Автор показывает, что комендант храбр, деятелен, но он не способен оценить происходящие события. Иван Кузьмич – образцовый исполнитель приказов.
    В сцене казни Иван Кузьмич проявляет настоящий героизм. Он не присягнул самозванцу. «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Эпиграф к главе «Приступ» поясняет, чем дорог капитан Миронов автору: бескорыстием, скромностью, честностью:
    Ах, не выслужила головушка
    Ни корысти себе, ни радости,
    Как ни слова себе доброго
    И ни рангу себе высокого…
    Василиса Егоровна разделила со своим мужем трагическую участь. Увидев Ивана Кузьмича на виселице, она «закричала в исступлении». В своем плаче Василиса Егоровна оплакивает мужа по народному обряду, провожает его в последний путь солдатским причитанием. Смерть капитана и капитанши от своих подчеркивает драматизм судьбы человека из народа. На таких, как Миронов, держится государство. Его храбрость, верность долгу и присяге, истинный героизм, повседневный труд и удивительное терпение, глубокая человечность есть черты русского национального характера.
    Семья Мироновых – простые, но сердечные люди. Их дочь впитала все лучшее от родителей. Маша внешне не представляет собой ничего необычного: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Однако она привлекает скромностью, добротой, чуткостью, естественностью. Гринев нашел в дочери капитана Миронова «благоразумную и чувствительную девушку». Она нравится всем, кто ее встречает; Гриневу и Швабрину, Савельичу и Пугачеву, попадье и царице. «Ангел божий» – так называет ее Савельич. Маша проницательно почувствовала в Швабрине опасного человека: «он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтобы и я ему так не нравилась. Это меня беспокоило бы страх». Швабрин сватался к ней, он «человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние», но вместе с тем «ни за какие благополучия» Маша не хотела бы связать с ним жизнь, хотя ей по всему уготована судьба остаться в девках. «Хорошо, коли найдется добрый человек, – говорит Василиса Егоровна, – а то сиди себе в девках вековечной невестою». Маша в Швабрине не обманулась. Когда девушка оказывается в его власти, он обходится с ней жестоко, принуждая к замужеству, в противном случае угрожая увезти ее «в лагерь к злодею».
    Маша спасает Гринева от позора и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели. Чувствуя себя «виновницей» случившегося несчастья, она едет к царице «просить милости». Непросто далось Маше это решение. Она в первый раз принимает на себя такую ответственность: не только за себя, но и за будущее, за честь Гринева и его семьи. Честность и искренность Маши помогли растопить холодное сердце величественной императрицы и получить прощение для Гринева. Добиться этого Маше было едва ли не труднее, чем Гриневу убедить Пугачева в необходимости помочь самой Маше, пленнице Швабрина. Маша Миронова в конце концов смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложных обстоятельствах сумела справиться не только с внешними препятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность и нравственная чистота способны победить недоверие, несправедливость и предательство.
    Капитан Миронов и Василиса Егоровна погибли в кровавом водовороте истории. Но Маша вопреки всему осталась в живых; Пушкин «спасает» капитанскую дочку и других своих любимых героев – Гринева и Савельича. Это не просто счастливая случайность. Пушкин дарит Гриневу и Маше простое человеческое счастье, потому что они поступают так, как их родители, – в согласии с нравственной логикой. Судьба Маши – вымысел. События, о которых пишет Пушкин, не происходили в реальности, но возможны в ней. Пушкин считал, что история дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто человечен, кто выполняет неписаные правила долга и чести. Именно так поступали в семье Мироновых. Каждый должен стремиться к добру, тогда в будущем не приведется видеть «бунт бессмысленный и беспощадный».

  3. Одни из центральных персонажей повести «Капитанская дочка» – родители Гринёва: отец Андрей Петрович, премьер-майор в отставке, в молодости служивший при графе Минихе (военачальнике, прославившемся в войнах с Турцией), и мама Авдотья Васильевна, дочь бедного дворянина. Симбирские помещики, владельцы 300 душ.
    Оба – представители наиболее интеллигентной части общества, люди по тем временам достаточно образованные, культурные. Любимое занятие отца – чтение Придворного календаря и комментарии по поводу прочитанного. Мать, прожившая с отцом много лет, «знавшая наизусть все его свычаи и обычаи», старалась календарь куда-нибудь подальше запрятать. Новости о каком-нибудь бывшем сержанте, а ныне генерале и орденоносце неизменно портили настроение Андрею Петровичу, и тот погружался «в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго». Таким образом, Авдотья Васильевна берегла доброе расположение духа своего супруга.
    В семье царили незыблемые патриархальные порядки. Слово главы семейства было законом, домашние неукоснительно выполняли распоряжения. Мама увлекалась рукоделием, «молча вязала шерстяную фуфайку», готовила блюда русской кухни, варила варенья. Своего ненаглядного сыночка, единственного оставшегося в живых, она ласково называла Петрушей. Мальчик рос в атмосфере любви, заботы. Его опекал бывший стремянный Савельич, человек глубоко преданный всему семейству, грамотный, умный, непьющий. Одно время воспитанием Петра Гринёва занимался мосье Бопре, выписанный из Москвы, бывший брадобрей, но поступок этот сам отец Гринёва посчитал впоследствии ошибочным.

  4. 4
    Текст добавил: О_о я-переживу-2012 о_О

    Историческая повесть «Капитанская дочка» – последнее сочинение А.С.Пушкина, написанное в прозе. В нем нашли отражение все наиболее важные темы позднего пушкинского творчества – место «маленького» человека в великих исторических событиях, нравственный выбор в жестоких социальных обстоятельствах, народ и власть, закон и милосердие, «мысль семейная».
    С нравственной проблематикой произведения связаны образы капитана Ивана Кузьмича Миронова, его жены Василисы Егоровны и их дочери Маши. Комендант Белогорской крепости – офицер, выходец «из солдатских детей». Миронов проявил мужество в прусском походе и в сражениях с турками. Именно за это он получил офицерское звание. Это человек необразованный и простой, но честный и добрый. Его крестьянское происхождение сказывается в поведении и в быту, обращении с солдатами. Домашний и семейный уклад Мироновых, как и Гриневых, патриархален и прост, поэтому скоро Гринев стал для Мироновых «родным», да и сам он «незаметным образом… привязался к доброму семейству». Гринев так описывает убранство деревянного домика Мироновых: «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский и в рамке; около него красовались лубочные картинки…» Мироновы – бедная, скромная семья. У них, по словам Василисы Егоровны, «всего-то душ одна девка Палашка», а за Машей приданое – «частый гребень, да веник, да алтын денег».
    Речь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны обильна простонародными словами и выражениями: «солдатушек учил», «небось», «негоже». Она крайне эмоциональна, отличается простотой построения, часто начинается разговорными зачинами: «А слышь ты». Автор дал героям самые распространенные в народе имена. В семье Мироновых следуют законам крестьянского мира, веруя в Бога и царя. В словах жены капитана заключена житейская мудрость: «Вместе жить, вместе и умирать». Мироновы живут в мире и согласии, хотя Василиса Егоровна полностью «управляла» своим супругом «и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостью так точно, как и своим домиком». Для этой простой женщины воинская служба мужа – такое же «привычное дело», как соление грибов. «Комендантша», как называют ее в крепости, растворена в маленьком мирке их общих забот. Однако Василиса Егоровна – это не сварливая, грубая старуха из народных и литературных сказок, у которой муж «под каблуком». Союз Мироновых освящен истинной любовью и согрет чувством нравственного долга. В критический момент, перед осадой крепости, Василиса Егоровна подчинилась воле мужа. Комендант решил выслать Машу в Оренбург и заметил, что на жену «слова его подействовали, может быть, в первый раз в его жизни».
    Миронов верен присяге, до конца исполняет свой воинский долг. Его учили смолоду – служить императрице и карать ее врагов. Поэтому добродушный отец семейства, незлобивый Иван Кузьмич в эпизоде допроса башкирца не останавливается перед жестокой пыткой. Пушкин показывает, что есть власть, стоящая над человеком, которая заставляет его идти против натуры и совершать негуманные поступки.его идти против натуры и совершать негуманные поступки. И все же образ добрейшего по сути Ивана Кузьмича так убедителен, что нет сомнения: в иных обстоятельствах он не применил бы жестокие меры. Герой не способен ценой подлости и предательства сохранить жизнь себе и своим близким. Комендант защищал крепость до конца, пытался воодушевить свой «оробелый гарнизон»: «Что ж, вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузьмич. – Умирать так умирать: дело служивое!» В этом проявляется его русская натура, истинно народный характер. И все-таки Пушкин не идеализирует героя. Автор показывает, что комендант храбр, деятелен, но он не способен оценить происходящие события. Иван Кузьмич – образцовый исполнитель приказов.
    В сцене казни Иван Кузьмич проявляет настоящий героизм. Он не присягнул самозванцу. «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Эпиграф к главе «Приступ» поясняет, чем дорог капитан Миронов автору: бескорыстием, скромностью, честностью:
    Ах, не выслужила головушка
    Ни корысти себе, ни радости,
    Как ни слова себе доброго
    И ни рангу себе высокого…
    Василиса Егоровна разделила со своим мужем трагическую участь. Увидев Ивана Кузьмича на виселице, она «закричала в исступлении». В своем плаче Василиса Егоровна оплакивает мужа по народному обряду, провожает его в последний путь солдатским причитанием. Смерть капитана и капитанши от своих подчеркивает драматизм судьбы человека из народа. На таких, как Миронов, держится государство. Его храбрость, верность долгу и присяге, истинный героизм, повседневный труд и удивительное терпение, глубокая человечность есть черты русского национального характера.
    Семья Мироновых – простые, но сердечные люди. Их дочь впитала все лучшее от родителей. Маша внешне не представляет собой ничего необычного: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Однако она привлекает скромностью, добротой, чуткостью, естественностью. Гринев нашел в дочери капитана Миронова «благоразумную и чувствительную девушку». Она нравится всем, кто ее встречает; Гриневу и Швабрину, Савельичу и Пугачеву, попадье и царице. «Ангел божий» – так называет ее Савельич. Маша проницательно почувствовала в Швабрине опасного человека: «он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтобы и я ему так не нравилась. Это меня беспокоило бы страх». Швабрин сватался к ней, он «человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние», но вместе с тем «ни за какие благополучия» Маша не хотела бы связать с ним жизнь, хотя ей по всему уготована судьба остаться в девках. «Хорошо, коли найдется добрый человек, – говорит Василиса Егоровна, – а то сиди себе в девках вековечной невестою». Маша в Швабрине не обманулась. Когда девушка оказывается в его власти, он обходится с ней жестоко, принуждая к замужеству, в противном случае угрожая увезти ее «в лагерь к злодею».
    Маша спасает Гринева от позора и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели. Чувствуя себя «виновницей» случившегося несчастья, она едет к царице «просить милости».й» случившегося несчастья, она едет к царице «просить милости». Непросто далось Маше это решение. Она в первый раз принимает на себя такую ответственность: не только за себя, но и за будущее, за честь Гринева и его семьи. Честность и искренность Маши помогли растопить холодное сердце величественной императрицы и получить прощение для Гринева. Добиться этого Маше было едва ли не труднее, чем Гриневу убедить Пугачева в необходимости помочь самой Маше, пленнице Швабрина. Маша Миронова в конце концов смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложных обстоятельствах сумела справиться не только с внешними препятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность и нравственная чистота способны победить недоверие, несправедливость и предательство.
    Капитан Миронов и Василиса Егоровна погибли в кровавом водовороте истории. Но Маша вопреки всему осталась в живых; Пушкин «спасает» капитанскую дочку и других своих любимых героев – Гринева и Савельича. Это не просто счастливая случайность. Пушкин дарит Гриневу и Маше простое человеческое счастье, потому что они поступают так, как их родители, – в согласии с нравственной логикой. Судьба Маши – вымысел. События, о которых пишет Пушкин, не происходили в реальности, но возможны в ней. Пушкин считал, что история дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто человечен, кто выполняет неписаные правила долга и чести. Именно так поступали в семье Мироновых. Каждый должен стремиться к добру, тогда в будущем не приведется видеть «бунт бессмысленный и беспощадный».

  5. Одна из ведущих тем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — тема дома, семьи, семейных отношений. «Капитанская дочка» повествует о грандиозных исторических событиях, о пугачевском бунте. Однако события эти пропущены сквозь призму восприятия молодого офицера, Петра Гринева, находящегося на службе в гвардии императрицы. В своих мемуарах Гринев вспоминает о своем детстве, о родителях, рассказывает о службе в Белогорской крепости, о знакомстве с семьей Мироновых, о своей любви к Маше, о пугачевском нашествии. Здесь возникает тема русского бунта, которая, безусловно, является в произведении очень важной. Однако называется повесть — «Капитанская дочка», и сами исторические события, думается, важны не только как таковые, но и как моменты становления характера героя, превращения мальчишки-недоросля в мужчину, чувствующего свою ответственность за судьбы близких ему людей.
    Обстоятельства жизни Гринева в Белогорекой крепости перед самым нашествием Пугачева были «несносны»: отец не дал ему своего согласия на брак с Машей, она избегала Гринева, дух его упал, он стал мрачен и задумчив. «Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение», — вспоминает Гринев.
    И название повести, и мемуарную форму произведения критики обычно мотивируют взаимоотношениями Пушкина с цензурой. Однако думается, философский, общечеловеческий аспект содержания «Капитанской дочки» представлялся автору не менее важным, чем исторический аспект ее содержания. Поэтому очень важна в повести тема отчего дома, семьи, родственных отношений. Ведь именно здесь закладываются основы человеческой личности, формируются нравственные качества.
    В «Капитанской дочке» автор представляет нам два семейства — Гриневых и Мироновых. Описания быта, традиций этих семей задают в повести тему русской патриархальной жизни. Как отмечает А. И. Ревякин, в образах Гриневых Пушкин утверждает излюбленную им концепцию: старинное, «коренное» дворянство, так много сделавшее для русского государства, сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Например, Андрей Петрович Гринев наделен в повести многими достоинствами: он прямодушен, смел, честен, по-своему мудр. Для него значимы понятия чести и долга. «Береги честь смолоду», — напутствует он сына, отправляя его на военную службу.
    Столь же достойной в повести является и семья Мироновых. Это добрые, радушные, отзывчивые люди, которые принимают Гринева как родного. Глава семьи, Иван Кузьмич, — выходец из солдатских детей, простой, бесхитростный человек, добрый и честный, до конца исполняющий свой воинский долг. Своей скромностью, простодушием, умением выполнить свое дело без картинного героизма и показушной храбрости он напоминает нам лермонтовского Максима Максимыча, толстовского капитана Тушина. Капитан Миронов по-отечески заботится о своих солдатах и офицерах, в обращении с которыми он прост и добродушен.
    Столь же добродушен Иван Кузьмич и в собственной семье. Он заботится о Василисе Егоровне, оберегает Машу от жизненных невзгод, от неверных поступков. В доме Мироновых, да и во всей крепости всем заправляет Василиса Егоровна, которая дела службы рассматривает как свои хозяйственные. Она разбирает ссору капрала Прохорова с Устиньей, дуэль Гринева со Швабриным. Василиса Егоровна не покидает мужа в последнюю минуту жизни: как и подобает офицерской жене, она остается рядом с Иваном Кузьмичом во время пугачевского нашествия. Вместе с мужем она погибает, не пожелав подчиниться самозванцу.
    Из семьи Мироновых удается спастись лишь Маше, которую родители заблаговременно услали из дома. Маша не обладает ни «боевым духом» Василисы Егоровны, ни какими-то особыми, «выдающимися» качествами. Однако когда жениху ее грозит ссылка в Сибирь, позор и бесчестье, мы открываем в этой героине и мужество, и твердость духа, и благородство, и своеобразный такт. Скромная провинциальная девушка едет в Петербург, чтобы просить императрицу о помиловании дорогого для нее человека. Оказавшись при дворе, она простодушно рассказывает обо всем некой неизвестной даме, не зная, что перед ней Екатерина II. И справедливость торжествует — императрица освобождает Гринева, разобравшись в его деле.
    Таким образом, «мысль семейная» в повести столь же важна, как и тема русского бунта. Именно в семье формируются нравственные качества человека, развиваются хорошие или дурные задатки, духовность, милосердие.

  6. Разве муж и жена не един дух, не едина плоть?
    А. С. Пушкин. Капитанская дочка
    Действие повести “Капитанская дочка” происходит в 1772— 1775 годах, во время восстания Пугачева. Хотя оно и не имело решающего значения для истории, оно сыграло важнейшую роль в формировании характеров героев.
    Попав на службу в Белогорскую крепость, Петр Гринев знакомится с ее обитателями — семьей коменданта капитана Ивана Кузьмича Миронова и всеми прочими, кто живет в “богоспасаемой крепости”. Семья Мироновых невелика: сам комендант, его супруга Василиса Егоровна и дочь Марья Ивановна. Быт семьи налажен, моральные устои в ней крепки. Комендант комичен и простодушен, и жена держит его под каблуком. Едва ли ни всем в крепости заправляет Василиса Егоровна, строгая, основательная, хитроумная, сумевшая ловко выведать у Ивана Игнатьевича тайну о Пугачевском восстании. Их дочь — Марья Ивановна, “девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши”, “благоразумная и чувствительная”. Семья коменданта с радушием принимает “барское дитя” Петрушу Гринева, ставшего впоследствии возлюбленным и спасителем их осиротевшей дочери.
    Приближение опасности — мятежного войска под предводительством Пугачева, заставляет героев повести раскрыться с новой стороны. Василиса Егоровна не соглашается оставить мужа и спрятаться за каменными стенами Оренбурга. Понимая бесполезность своих действий, Иван Кузьмич все же не сдается победителям, а отстреливается из пушки, пытается поднять своих “солдатушек”, нанести хоть какой-нибудь удар по врагу. Истекая кровью, он отказывается признать царем вора и самозванца и с достоинством принимает смерть. Бедная Василиса Егоровна тоже погибает, перед смертью назвав Пугачева “беглым каторжником”. Понятие чести и долга у супругов Мироновых превыше всего, на таких людей всегда можно положиться. “Старинные люди”, патриархальные, чистые, заслуживают уважения и преклонения.
    Внешне слабая и застенчивая Маша не раз проявляет силу духа и стойкость: она отказывает Швабрину, хотя он и “хорошей фамилии “, а позднее хранит верность возлюбленному Петруше, не поддаваясь домогательствами и угрозам Швабрина. Ее не пугает возможная смерть. Машина любовь чиста и глубока. И когда ее любимого человека арестовали, она, простая провинциальная девушка, доходит до самой императрицы, чтобы спасти Петрушу, до конца отстаивает свою любовь. Это ее принципы, ими она никогда не поступится. Слабость и застенчивость оборачиваются силой и жертвенностью, главным достоинством натуры русских женщин.
    Семья капитана Миронова — пример того, что честь и долг действительно могут стать краеугольным камнем человеческой жизни, что жизни по чести и долгу — подвиг.

  7. Историческая повесть «Капитанская дочка» – последнее сочинение А.С.Пушкина, написанное в прозе. В нем нашли отражение все наиболее важные темы позднего пушкинского творчества – место «маленького» человека в великих исторических событиях, нравственный выбор в жестоких социальных обстоятельствах, народ и власть, закон и милосердие, «мысль семейная».
    С нравственной проблематикой произведения связаны образы капитана Ивана Кузьмича Миронова, его жены Василисы Егоровны и их дочери Маши. Комендант Белогорской крепости – офицер, выходец «из солдатских детей». Миронов проявил мужество в прусском походе и в сражениях с турками. Именно за это он получил офицерское звание. Это человек необразованный и простой, но честный и добрый. Его крестьянское происхождение сказывается в поведении и в быту, обращении с солдатами. Домашний и семейный уклад Мироновых, как и Гриневых, патриархален и прост, поэтому скоро Гринев стал для Мироновых «родным», да и сам он «незаметным образом… привязался к доброму семейству». Гринев так описывает убранство деревянного домика Мироновых: «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский и в рамке; около него красовались лубочные картинки…» Мироновы – бедная, скромная семья. У них, по словам Василисы Егоровны, «всего-то душ одна девка Палашка», а за Машей приданое – «частый гребень, да веник, да алтын денег».
    Речь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны обильна простонародными словами и выражениями: «солдатушек учил», «небось», «негоже». Она крайне эмоциональна, отличается простотой построения, часто начинается разговорными зачинами: «А слышь ты». Автор дал героям самые распространенные в народе имена. В семье Мироновых следуют законам крестьянского мира, веруя в Бога и царя. В словах жены капитана заключена житейская мудрость: «Вместе жить, вместе и умирать». Мироновы живут в мире и согласии, хотя Василиса Егоровна полностью «управляла» своим супругом «и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостью так точно, как и своим домиком». Для этой простой женщины воинская служба мужа – такое же «привычное дело», как соление грибов. «Комендантша», как называют ее в крепости, растворена в маленьком мирке их общих забот. Однако Василиса Егоровна – это не сварливая, грубая старуха из народных и литературных сказок, у которой муж «под каблуком». Союз Мироновых освящен истинной любовью и согрет чувством нравственного долга. В критический момент, перед осадой крепости, Василиса Егоровна подчинилась воле мужа. Комендант решил выслать Машу в Оренбург и заметил, что на жену «слова его подействовали, может быть, в первый раз в его жизни».
    Миронов верен присяге, до конца исполняет свой воинский долг. Его учили смолоду – служить императрице и карать ее врагов. Поэтому добродушный отец семейства, незлобивый Иван Кузьмич в эпизоде допроса башкирца не останавливается перед жестокой пыткой. Пушкин показывает, что есть власть, стоящая над человеком, которая заставляет его идти против натуры и совершать негуманные поступки. И все же образ добрейшего по сути Ивана Кузьмича так убедителен, что нет сомнения: в иных обстоятельствах он не применил бы жестокие меры. Герой не способен ценой подлости и предательства сохранить жизнь себе и своим близким. Комендант защищал крепость до конца, пытался воодушевить свой «оробелый гарнизон»: «Что ж, вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузьмич. – Умирать так умирать: дело служивое!» В этом проявляется его русская натура, истинно народный характер. И все-таки Пушкин не идеализирует героя. Автор показывает, что комендант храбр, деятелен, но он не способен оценить происходящие события. Иван Кузьмич – образцовый исполнитель приказов.
    В сцене казни Иван Кузьмич проявляет настоящий героизм. Он не присягнул самозванцу. «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Эпиграф к главе «Приступ» поясняет, чем дорог капитан Миронов автору: бескорыстием, скромностью, честностью:
    Ах, не выслужила головушка
    Ни корысти себе, ни радости,
    Как ни слова себе доброго
    И ни рангу себе высокого…
    Василиса Егоровна разделила со своим мужем трагическую участь. Увидев Ивана Кузьмича на виселице, она «закричала в исступлении». В своем плаче Василиса Егоровна оплакивает мужа по народному обряду, провожает его в последний путь солдатским причитанием. Смерть капитана и капитанши от своих подчеркивает драматизм судьбы человека из народа. На таких, как Миронов, держится государство. Его храбрость, верность долгу и присяге, истинный героизм, повседневный труд и удивительное терпение, глубокая человечность есть черты русского национального характера.
    Семья Мироновых – простые, но сердечные люди. Их дочь впитала все лучшее от родителей. Маша внешне не представляет собой ничего необычного: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Однако она привлекает скромностью, добротой, чуткостью, естественностью. Гринев нашел в дочери капитана Миронова «благоразумную и чувствительную девушку». Она нравится всем, кто ее встречает; Гриневу и Швабрину, Савельичу и Пугачеву, попадье и царице. «Ангел божий» – так называет ее Савельич. Маша проницательно почувствовала в Швабрине опасного человека: «он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтобы и я ему так не нравилась. Это меня беспокоило бы страх». Швабрин сватался к ней, он «человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние», но вместе с тем «ни за какие благополучия» Маша не хотела бы связать с ним жизнь, хотя ей по всему уготована судьба остаться в девках. «Хорошо, коли найдется добрый человек, – говорит Василиса Егоровна, – а то сиди себе в девках вековечной невестою». Маша в Швабрине не обманулась. Когда девушка оказывается в его власти, он обходится с ней жестоко, принуждая к замужеству, в противном случае угрожая увезти ее «в лагерь к злодею».
    Маша спасает Гринева от позора и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели. Чувствуя себя «виновницей» случившегося несчастья, она едет к царице «просить милости». Непросто далось Маше это решение. Она в первый раз принимает на себя такую ответственность: не только за себя, но и за будущее, за честь Гринева и его семьи. Честность и искренность Маши помогли растопить холодное сердце величественной императрицы и получить прощение для Гринева. Добиться этого Маше было едва ли не труднее, чем Гриневу убедить Пугачева в необходимости помочь самой Маше, пленнице Швабрина. Маша Миронова в конце концов смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложных обстоятельствах сумела справиться не только с внешними препятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность и нравственная чистота способны победить недоверие, несправедливость и предательство.
    Капитан Миронов и Василиса Егоровна погибли в кровавом водовороте истории. Но Маша вопреки всему осталась в живых; Пушкин «спасает» капитанскую дочку и других своих любимых героев – Гринева и Савельича. Это не просто счастливая случайность. Пушкин дарит Гриневу и Маше простое человеческое счастье, потому что они поступают так, как их родители, – в согласии с нравственной логикой. Судьба Маши – вымысел. События, о которых пишет Пушкин, не происходили в реальности, но возможны в ней. Пушкин считал, что история дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто человечен, кто выполняет неписаные правила долга и чести. Именно так поступали в семье Мироновых. Каждый должен стремиться к добру, тогда в будущем не приведется видеть «бунт бессмысленный и беспощадный».

  8. Другого общества в крепости не было, но я
    другого и не желал.
    А. Пушкин. Капитанская дочка
    …разве муж и жена не един дух
    и едина плоть?
    А. Пушкин. Капитанская дочка
    Множество образов и всевозможных характеров про­плывают перед нашими глазами во время чтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Все они наиболее полно раскрываются во время событий, связанных с крес­тьянской войной под предводительством Емельяна Пуга­чева. Но наиболее яркими и запоминающимися все же остаются образы семьи капитана Миронова — комендан­та Белогорской крепости.
    Семья коменданта невелика: сам комендант Иван Кузь­мич Миронов, его жена Василиса Егоровна и молодая дочь Марья Ивановна. Все это люди простые и милые, сделав­шие жизнь Гринева в крепости «приятною».
    Иван Кузьмич «был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». В офицеры он вышел «из солдатских детей», поэтому простодушен и даже иногда забавен. Жизнь в далекой крепости достаточно однообраз­на, поэтому единственное развлечение Миронова — обуче­ние строевой науке «солдатушек», т. е. стариков-инвали­дов. Это учение вызывает у нас улыбку, поскольку сам капитан зачастую выходил к солдатам «в колпаке и в китайском халате», а храбрые бойцы все никак не могли запомнить, «которая сторона правая, которая левая».
    Жена коменданта — Василиса Егоровна — не зря но­сит это древнее русское имя. Эта деловитая, строгая и ум­ная женщина управляла не только своим беспечным му­жем, но «и на дела службы смотрела, как на свои хозяй­ские». Василиса Егоровна — добрая и полноправная хо­зяйка крепости. Действиями мужа она руководит часто незаметно для него самого и всегда очень мудро. Она все замечает, в курсе всех событий. В любви Василисы Егоров­ны к мужу много материнского, и все их отношения про­никнуты духом взаимной нежности и уважения, что не мешает им периодически подшучивать друг над другом.
    Образ Марьи Ивановны — один из центральных в по­вести. Вначале перед нами предстает «девушка лет осьм­надцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волоса­ми, гладко зачесанными за уши». Она кажется робкой и несмелой, даже мать называет ее «трусихой». Семья Маши небогата, и девушка переживает, когда мать говорит о ее «приданом»: «частый гребень, да веник, да алтын денег».
    Однако со временем мы ближе знакомимся с Марьей Ивановной и узнаем ее как девушку «благоразумную и чувствительную». В своей жизни она руководствуется высокими моральными принципами, поэтому гордость и благородство не позволяют ей выйти замуж за любимого человека без согласия его родителей. И это невзирая на то, что ее родители с радостью приняли в семью Петра Гринева, а он сам — очень выгодная для девушки партия. Отказавшись от личного счастья, Маша не собирается поступаться своими принципами даже в тяжелую для нее минуту.
    Образы семьи Мироновых, сложившиеся в нашем представлении в процессе чтения повести, внезапно предстают перед нами по-новому, как только в крепости узнают о приближении боевых действий, связанных с крестьянской войной. Василиса Егоровна без колебаний отказывается от предложения покинуть мужа во время нападения мя­тежника Пугачева и спрятаться в Оренбурге. Храбрая жен­щина и верная жена, она говорит: «Нечего мне под ста­рость лет расставаться с тобою да искать одинокой моги­лы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать». Так мы видим, что она реально осознает всю опасность сложившегося положения.
    Иван Кузьмич, даже видя, малочисленность и явную небоеспособность защитников крепости, защищает Белогорскую крепость до последнего, не собираясь сдаваться на милость пугачевцам. Развитое чувство чести и долга не позволяют Миронову признать власть бунтовщика. Изне­могая от полученных ран, комендант находит в себе силы и твердо отвечает Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец». Смело и с достоинством встречает капитан свою смерть. Недолго осталось жить и Василисе Егоровне. Единственное, чего она хочет перед смертью, — это уви­деться с мужем. Увидев его повешенным, Василиса Егоров­на рвет последнюю ниточку, связывающую ее с жизнью. Но перед смертью от удара саблей она успевает назвать Пугачева «беглым каторжником».
    Марья Ивановна остается сиротой, в одиночестве, среди врагов. Сломлен ли ее дух? Презирая Швабрина, перебе­жавшего на сторону бунтовщиков, Маша Миронова реши­тельно отвергает его предложение вступить с ним в брак. Она предпочитает умереть, чем связать свою жизнь с этим подлым человеком. С честью хранит Маша в своем сердце глубокое чувство любви к Петру Гриневу, опасаясь лишь насилия со стороны Швабрина. Так в минуту грозной опас­ности внешне слабая, робкая и застенчивая девушка де­монстрирует силу и стойкость своего характера, оказыва­ясь достойной дочерью своих родителей.
    В конце повести, когда все, казалось бы, должно было окончиться благополучно, Гринева арестовывают как из­менника за поддержание связей с Пугачевым. Даже отец Петра «лишился обыкновенной свой твердости», не в силах вынести этого позора, в отчаянии от сознания того, что его сын посмел изменить присяге. Маша, убежденная в невиновности своего любимого, ищет способ спасти его от несправедливого позора и от ссылки. Она находит в себе силы и смелость ехать в Петербург и просить у императрицы защиты от несправедливого решения суда. Случай на ее стороне, и дочери доблестного капитана удается спасти своего любимого и восстановить его права и справедливость.
    В образе семьи капитана Миронова А. С. Пушкин показал людей, которые свой долг и сохранение чести ценили превыше всего на свете. Смелые и самоотвержен­ные характеры возвышают их над жизненными невзго­дами и позволяют говорить о них как о подлинно ве­ликих людях

  9. Семья Мироновых в повести «Капитанская дочка». Семья представлена Иваном Кузьмичом, Василисой Егоровной и Марией Ивановной.
    Иван Кузьмич является комендантом Белогорской крепости. Семья в этой крепости живет уже двадцать лет. Жизнь в крепости достаточно спокойная. Отношения у офицеров с начальником складываются очень теплые. Иван Кузьмич служит уже давно, он участвовал в войне с турками, в прусских походах. За свою смелость и отвагу он и получил офицерское звание. Он старается выполнять свою работу на совесть. Он периодически проводит учения со своими солдатами, только толку от этих учений не очень много. Но когда стало известно о предстоящем нападении Пугачева, Иван Кузьмич поменялся на глазах. Он собирает офицеров, раздает четкие указания, он собирается защищать свою крепость до конца.
    Василиса Егоровна жена коменданта. Она занимается ведением домашнего хозяйства и управляет крепостью. Порой кажется, что не муж, а она занимается и военными вопросами тоже. Она смелая женщина и не соглашается убегать из крепости. Она любит своего мужа и согласна погибнуть с ним вместе. Для офицеров и солдат крепости она, как вторая мать.
    Мария Ивановна – дочь коменданта крепости. Молодая девушка. Она умна, любит читать книги, слушается отца и мать. Очень боится выстрелов и военных действий. От звуков пушечной стрельбы падает в обморок. Девушка она красивая и скромная. Очень любит родителей. Она хорошо разбирается в людях, поэтому влюбилась в Петра Гринева, а предложение Швабрина отвергла.
    Семья живет не очень богато, но это честные и хорошие люди.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *