Сочинение на тему сфера духовной жизни

4 варианта

  1. Тема: Духовная жизнь общества
    Раздел: Бесплатные рефераты по философии
    Тип: Эссе | Размер: 14.95K | Скачано: 35 | Добавлен 17.02.17 в 19:04 | Рейтинг: 0 | Еще Эссе
    Я подниму проблему духовной жизни общества. Что же это такое? Что оно из себя представляет и что в себя включает? И нужна ли нам вообще духовность.
    Эти вопросы уходят своими корнями в прошлое. Еще сам Платон (древнегреческий философ) задавался вопросом что такое духовность человека, а точнее, что же такое дух. Так философ определил, что дух это некое самостоятельное и идеальное начало, которое держит весь мир. Отображение этой мысли нашли в дальнейшем христиане, которые использовали определение идеального начала в своей религии. Идеальным началом у них является Бог. В дальнейшем, схоласты и апологеты пытались объяснить это положение со стороны логики. Но им это так и не удалось и пришлось воспринимать идеальность божественного начала как данность, которую ничего не может поколебить: ни пространство, ни время.
    А вот в 17 веке устои сменились и произошла «революция духа». В этом веке утверждали, что именно разум правит миром. И правда, сколько многого достигло человечество благодаря своему разуму. Процветала промышленность, наука, политика и право, но никто не хотел задумываться, откуда же появилось такое могущество нашего разума. И только потом, во времена Гегеля, Маркса и Канта начали задумываться на этот счет и отвечать на насущные вопросы о возможностях и проявлениях человеческого разума. А потом уже появилась неклассическая философия. Которая совершенно не хотела признавать веру человечества в рационально-построенный мир. Эта философия «покланялась» только иррационализму.
    Рассматривать духовность общественной жизни нужно с двух сторон, так как природа самого человека двойственна. Это и материальный, и духовный мир.
    Это такая сфера общественной жизни, которая определяет специфику данного общества. Она включает в себя нравственное, познавательное и эстетическое начало, которые образуют мораль, науку, религию, творчество и искусство. Благодаря им формируются три главных идеала личности, к которым человек стремится на протяжении всей своей жизни. Первый идеал – это истина. Она отображает действительность этого мира так, как видит его определенный субъект вне и независимо от сознания. Следующий идеал это добро. Идеал, к которому нас приучают с детства. Это что-то хорошее, что вызывает в человеке светлые и позитивные чувства. Само по себе добро – это оценочное понятие, которое обозначает позитивный аспект человеческой деятельности. Следующий идеал – это красота. Это один из важнейших категорий культуры. Именно красота вызывает у нас эстетическое довольство. Довольство не только глаз, но и слуха. Духовность человека это его истинное богатство. Многие ценности складываются поколениями и передаются из одной эпохи к другой. И человек, применяя свои знания и воспитанность, так же может руководствоваться ценностями своих предков. Это очень сильно помогает в жизни. Особенно, если родители с детства наставляют ребенка и приучают его к общепринятым нормам.
    Именно через духовность человек познает мир вокруг себя, и так же самого себя. Духовность человека это преобладание интеллекта и нравственности над материальными благами. Когда человек хочет превыше всего саморазвиваться. Он вечно задается вопросами и ищет на них ответы. Он работает над собой с сильной отдачей. Он понимает, что именно на нем лежит ответственность за его мысли и поступки. С диким интересом такой человек размышляет о ценностях бытия и задается таким вопросом: а в чем же смысл жизни. И знаете, не важно, найдет ли этот человек ответ и будет ли он правильным. Важно лишь то, что он уже задался этим вопросом.
    Давайте рассмотрим проблемы этой области философии. Если человек недостаточно знает мир и самого себя, он не сможет стать по истине духовным человеком и не сможет творить по всем канонам духовности: красота, доброта и истина. А это значит, что человек потерянный. Такой человек будет не понятен как обществу, так и самому себе.
    Проблема духовности заключается не только в определение и понятии себя, но и в преодолении себя «вчерашнего». Человек должен преодолеть жизненные трудности, не утеряв свои жизненные убеждения и ценности. Достигнуть своих целей, реализовать их в течении жизни. В основе самоопределения личности лежит такое качество как совесть. Оно одно из основных критериев нравственности, которая определяет меру и качество культурной духовности человека.
    Одним из важных терминов духовности общества это общественное сознание. Это совокупность взглядов и представлений отдельного взятого человека или группы людей, которое может быть направлено на любой объект. Мы понимаем, что у каждого человека будет свое собственное сознание, так как у всех разное видение этого мира и у каждого, таким образом, формируется свое мнение. Так же различают несколько уровней сознания. Это происходит потому, что сознания формируются в разных сферах нашей жизни. Так мы можем рассматривать бытовое сознание. Такое сознание, которое формирует наши повседневные навыки. Оно как опыт, накопленный с годами. Может передаваться через поколения. Например, традиции и обычаи.
    Следующее сознание – это нравственное, или его еще называют этическим. Именно оно закладывает общепринятые нормы.
    Религиозное сознание определяет принадлежность человека или группы людей к той или иной вере/религии.
    Политическое сознание выражается человеком как его взгляд и убеждения на политику в стране, мире и определяет его принадлежность к определенной социальной группе, нации.
    Эстетическое сознание помогает нам воспринимать все прикрасы этого мира и определять, что красиво, а что нет.
    Научное сознание – это такое сознание, которое помогает нам понять себя и мир вокруг нас включая природу с помощью научным методов.
    И наконец, философское сознание, которое изучает наше мышление и задается вопросом: можно ли вообще познать этот мир и как?
    Сознания людей могут быть похожи или различны в зависимости от различных факторов: возраста, половой, национальной принадлежности, его социального статуса и религии. И если же люди схожи своими убеждениями или взглядами на это мир, то завязываются межличностное общение, создаются группы людей со схожими интересами и взглядами.
    Сделаем вывод, что духовность — это неотъемлемая часть как отдельно взятого индивидуума, так и всего общества в целом. Духовность определяет наши самые главные качества. Нашу воспитанность. Именно духовность определяет наши ценности, наши цели жизни, с которыми мы идем по жизни. Благодаря им, мы становимся личностями и достигаем определенных целей в жизни, что способствует нашему росту и росту общества. Духовность учит нас видеть в этом мире красоту, и поступать по совести, по добру. А что значит доброта, красота и истина каждый решает сам для себя. Так же благодаря, духовному сознанию закладываются межличностные отношения.

  2. Эссе : Сфера духовной жизни..
    Срочно

    Ответы:

    Духовная сфера жизни обществаДуховные явления – компоненты социальной реальности, в своей совокупности образуют особую, духовную сферу жизни общества. Явления сознания – не только нечто всецело производное от бытия, но сущее, имеющее свое особое место в социальной реальности, что теоретически выраженается в выделении структуры духовного производства как опосредующего звена между «историей мышления» и «историей общества» . Духовное в своих социальных формах выступает как своего рода предметность, специфическая часть социальной реальности, поэтому «нельзя, говоря о духовном как об отражении объективно существующей реальности, ни на минуту упускать из виду, что само это отражение есть также определенный вид общественного производства – производства идей» . Тем самым констатируется особый, относительно автономный мир господствующих в обществе идей, ценностей, норм, убеждений, целей. Концепция духовного производства и ставит в центр своего внимания исследование того механизма, которым создается, воспроизводится, развивается эта специфическая часть социальной предметности. Решающая роль в этом процессе принадлежит социально институциализированным формам духовной деятельности. Проблемное поле концепции духовного производства (общественного сознания, духовной жизни общества) – предметные формы, в которых духовное становится фактом социальной реальности: социальные механизмы духовной деятельности, многообразные социально институциализированные формы духовной жизни, сложные взаимосвязи и зависимости между различными компонентами, уровнями, формами, структурными элементами общественного сознания.
    Прослеживая общие социальные механизмы духовной деятельности, концепция духовного производства с необходимостью сталкивается с проблемой выбора содержания сознания (различных ценностей и целей, норм и идеалов, на которые опирается и которым следует человек) . За возникающей здесь проблемой выбора духовных ориентаций прорисовывается картина выбора собственного бытия. Эта ситуация самоопределения человека в мире культурных ценностей требует в качестве формы своего философского осмысления категории духовной культуры.
    Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально – политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, стихийные настроения, привычки и т. д.
    Духовная культура – лишь определенная сторона, «срез» духовной жизни, в известном смысле ядро духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру, религию.
    Учитывая сложность одновременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры, попытаемся выяснить общую основу, объединяющую в единое целое все ее стороны, а именно: что понимается под культурой в целом. ezzi

  3. К основным сферам духовной жизни человека относятся такие, как эстетическая, нравственная, религиозная, философская, научная, политическая, правовая. Это те сферы, в которых происходит осознание жизни общества и человека и осуществляется передача этого знания новым поколениям. Осознание происходит на уровне эмоций, настроений, идей, создавая срез общественной психологии и общественной идеологии. Особое значение в духовной жизни человека имеют эстетические (художественные) , нравственные, религиозные взгляды.
    Эстетическая сфера духовной жизни человека. Искусство, его формы, основные направления. Человек чувственное существо. Мир человека включает способность к восприятию прекрасного, возвышенного. В далекой древности в борьбе за выживаемость человек научился не только бояться природных явлений, у него появилось чувство наслаждения от восприятия красоты и величественности мира. Красота, совершенство, гармония, мера – все эти чувства постепенно развились в человеке и стали основным признаком существа разумного. Греческое слово “эстетикос” означает “относящееся к чувству”. В подражание природе человек стал создавать произведения искусства. Вначале это были предметы, относящиеся к удовлетворению материальных потребностей: различные орудия труда, рукоятки которых уже у древних людей украшались головами зверей или орнаментом. Эстетическое сознание человека стало проявляться в каждом акте человеческой деятельности, будь то охота, одежда, жилище, взаимоотношения между людьми.
    На определенном этапе человеческой жизни возникло искусство, в котором эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Одновременно это и умение, мастерство, знание дела. В процессе трудовой деятельности появляется чувство наслаждения результатами труда, любование не только природой, но и тем, что создано собственными руками. Преобразуя предметы, люди переносят в них свою собственную сущность. Появляется эстетическая оценка: развивается музыкальное ухо, чувствующий красоту формы и цвета глаз и т. д. Понятие о пользе того или иного предмета не является главным в эстетическом восприятии. Эстетическое переживание ценно само по себе, а не потому, что ведет к достижению какой-либо практической цели.
    Художественное творчество является особым видом воплощения эстетического в искусстве. Искусство – высший вид эстетической деятельности. Художественная деятельность является особым отражением мира, своеобразным его удвоением. Не является ли это простым дублированием первого мира? Очевидно, что в произведениях искусства человек не просто повторяет, копирует предметы мира, а выявляет свой внутренний мир, то есть, как говорят философы, делает субъективное содержание своего бытия объективным.
    Эстетическое переживание произведения искусства, как и его создание, требует всего человека, так как включает в себя и высшие познавательные ценности, и эстетическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство оказывает огромное воздействие на все стороны жизни человека. Известный немецкий философ Гегель считал, что искусство есть эстетически преобразованный нравственный дух. Герои искусства – это уже не просто художественные образы, но и символы культурно значимых общечеловеческих ценностей. Искусство – это важнейшее средство воспитания человека, передачи опыта одного поколения другому. Предметом искусства является сам человек и его отношение к миру, передача особыми средствами своих идеалов и ценностей, поэтому в искусстве так много символов, в которых соединены образ и идея. Художественный образ – это специфический язык искусства. Смысл художественного произведения не в его сюжете, а в передаче общекультурных традиций символов, переживаний, новых форм восприятия. Наиболее действенным художественным приемом является вымысел. В нем в художественной форме обобщается множество единичных реально существовавших явлений. Например, в отдельных литературных героях (таких, как Чичиков, Ноздрев, Евгений Онегин и других) мы узнаем черты многих живущих рядом с нами людей, в том числе и свои собсвенные. Произведения искусства интересны нам только тогда, когда в них видна личностная позиция автора, его страсть, переживания. Безразличие или простое назидание ничего не стоят. Произведения искусства и их авторы уникальны, незаменимы, божественны. Русский философ Н. Бердяев считал, что гениальный художник важнее для человечества, чем аскет-святой. Ведь талантливый человек своим искусством спасает нас, а аскет только себя.
    Искусство – это и особая форма познания мира. Любуясь миром, отражая его наиболее прекрасные и совершенные черты, человек познает самые сокровенные тайны, зачастую недоступные научному познанию.

  4. Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.
    Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.
    Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания — эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем,впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем — научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.
    Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян,повышении значимости индивидуалистических ценностей.
    Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.
    Использовалась информация с сайта http://www.ronl.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *