Сочинение на тему шахматы

6 вариантов

  1. «Благодарю тебя, душа моя, за то, что в шахматы учишься.
    Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе!»
    Из писем А.С. Пушкина своей жене Наталье Николаевне

    Шахматы в Петербурге на рубеже веков

    Судя по всему, благоустроенных семей в нашей стране становится всё меньше. Раньше в Петербурге трудно было найти человека не знакомого с шахматами. А теперь на родительских собраниях, нисколько не стесняясь, родители спокойно заявляют, что не смогут помочь своему ребёнку, так как сами не знакомы с шахматами. Другие интересы теперь в семьях. Если уж играют, то только в компьютерные игры, или просматривают оболванивающие передачи типа «Последний Герой на Поле Чудес».
    Знакомство с первоклассниками в этом году… Многие дети, идущие в первый класс, не знают букв — половина. Не знают, что такое горизонталь и вертикаль — 90 из 100. Про диагональ слышали 2 ребёнка. Свой домашний телефон многие не знают, а если и говорят, то по одной цифре 5-8-7 — примерно 80 детей. Знают год своего рождения — 11 человек  из 100.
    Во многих школах на переменах или на «продлённом дне» дети поглощены совсем не интеллектуальными играми, а шлёпают по полу «кепсы», раздают друг другу щелбаны после «камень, ножницы, бумага» или меняются картриджами и прочими современными «мымриками». Большинство детей сидят, уткнувшись носом в свои «мобильники» и «айфоны».
    На уроках дети не привыкли работать и «падают» со стула через 10 минут после начала занятия. Домашние задания мало кто делает, их, кстати, по новой методике, теперь, не принято задавать! Оценки тоже отменили, чтоб стыдно не было… Не дай бог, дети умнее станут!

    Шахматные клубы

    А вокруг толпы беспризорников бродящие по «культурной» столице. Их заметно прибавилось при последних наших правителях. Зато стало меньше детских клубов. Я скажу только за свои шахматы. За последние годы закрылось несколько городских шахматных клубов: «Спартак», «Буревестник», «Ладья», «Трудовые резервы». Исчезли шахматы или едва теплится в них жизнь в Домах творчества Красногвардейского, Петроградского, Смольнинского, Адмиралтейского, Невского районах. В некоторых районных центрах шахматы держатся лишь на одном человеке.

    Шахматы, культура и спорт

    Печально, что популярность нашего спорта в городе падает. Наша дама-губернатор и её помощники ни разу за своё правление слово «шахматы» не произнесли. Зато успели отнять ещё пару шахматных клубов у города.
    Шахматы долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов нет таких достижений. Но если поддержка государства останется на прежнем, никаком, уровне, то и в этом «русском» виде спорта нам «удастся» уступить дорогу быстро идущим вперёд китайцам, индийцам и «прочим разным шведам».
    Наша новая школьная реформа, всеми силами помогает государству ускорить процесс оболванивания детей. Из уст нашей «правящей верхушки» всё чаще слышится, что образования в таком объёме не нужно. Важно подготовить квалифицированный обслуживающий персонал для элиты. А учится, и заниматься спортом должны лишь те, кто может за это платить. Новые «самородки»: Ломоносовы, Спасские, Корчные, Плющенки, Кержаковы вышедшие из простого народа, вряд ли появятся в будущем при таком подходе к образованию, спорту и культуре. Простые люди — «быдло и новые крепостные» должны ублажать сливки общества!
    Грустно вздохнём и попытаемся всё же бороться с государством и новой реформой образования, которые всеми силами стараются превратить наших детей из homo sapiens в «homo недумающего», и стремящихся извести многое  то хорошее, что раньше действительно было на высоте.

    Шахматы в будущем, основные задачи

    Основная моя задача — вызвать у детей интерес к предмету, заразить их давно забытой «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь от телевизоров, компьютерных игр и прочей «нечисти». Поэтому я и стараюсь, может быть из природного русского противоречия, вызвать у своих учеников интерес к моему предмету, пытаюсь заразить их давно забытой «шахматной лихорадкой», хочу научить их думать самостоятельно.
    Как ни странно, древний тысячелетний старик-шахматы, помогает детям более целостно взглянуть на современный окружающий мир. Я хочу, чтобы шахматы стали частичкой моих учеников. После знакомства с шахматами ребёнку уже не захочется бесцельно тратить своё время. Дети начинают логически мыслить, самостоятельно решать трудные задачи, на порядок увеличивается их работоспособность.
    Шахматы помогут интеллектуальному и эстетическому развитию ребёнка. А дальнейшее совершенствование юных спортсменов поможет возвратить России утраченные позиции, и не только в шахматах!
    Всеволод Викторович Костров
    Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

  2. Христианская церковь
    против шахмат
    С момента появления
    шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь.
    Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом
    были едины представители различных направлений христианства. В 1161 году
    католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди
    духовенства. В своём письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением
    дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров
    Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами.
    Французский епископ Аид Сюлли в 1208 году запретил патерам «прикасаться к
    шахматам и иметь их на дому». Глава реформистского крыла протестантской церкви
    Ян Гус также был противником шахмат. Под влиянием церковного неприятия
    запрещали игру в шахматы король польский Казимир II, французский Людовик IX
    (Святой), английский Эдуард IV. На Руси православная церковь также запретила
    игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено
    в кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором. Несмотря
    на церковные запреты, как в Европе, так и в Грузии шахматы распространялись,
    причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем
    среди прочих сословий. В Европе в 1393 году Регенбургский собор изъял шахматы
    из числа запрещённых игр.
    История развития
    шахматной теории
    К XV – XVI векам
    шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие
    систематической шахматной теории. В 1561 году Руи Лопес издал первый полный
    учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии –
    дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта –
    «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.
    Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс Филидор. Он подверг
    серьёзному пересмотру взгляды предшественников, прежде всего, итальянских
    мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является массированная атака на
    короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как
    вспомогательный материал. Филидор развил то, что сейчас называется позиционным
    стилем игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а
    планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные
    удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и
    упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору,
    это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки –
    душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого
    расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику
    продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и
    проанализировал борьбу за центр. Во многом его идеи легли в основание шахматной
    теории следующего века. Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой,
    она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась
    позже.
    Суть шахмат
    Общение с шахматами
    требует, хотя мы часто этого и не замечаем, большого умственного напряжения.
    Ввиду того, что шахматы это явление сложное, переплетающееся с многочисленными
    областями человеческой жизни, они сами становятся предметом изучения, объектом
    различных научных исследований. Для точного определения роли шахмат в
    общественной жизни, следует обратиться к истории, философии, социологии,
    психологии, математике, истории искусств, истории нравов и другим отраслям
    знания.
    Столь обширный диапазон
    связей шахматной игры с гуманитарными науками и ее активная роль в повседневной
    жизни привели к тому, что шахматы стали частью духовной культуры общества,
    обогащая ее интересными достижениями и ценными качествами. Это метко сформулировал
    один из выдающихся американских шахматных деятелей, А. Бисно: „Шахматы содержат
    в себе элементы культуры искусства и интеллектуальных достижении всей
    цивилизации”.
    Еще полнее выразил эту
    мысль в 1954 году советский шахматист Я. Рохлин: „Мы не собираемся утверждать,
    что шахматы создают ценности прикладного значения, но, подобно любой форме
    искусства, шахматное творчество создает реальные культурные ценности, которые в
    своей совокупности вносят известный вклад в сокровищницу мировой культуры.
    Недаром крупнейшие национальные библиотеки и музеи многих стран бережно хранят
    произведения шахматного искусства (древние рукописи, печатные издания ряда
    веков и другие шахматные материалы), изучение которых может открыть еще одну
    грань в жизни человека известной эпохи. Интересные и ценные шахматные экспонаты
    хранятся в Грановитой палате Кремля и Государственном Эрмитаже.
    Не случайно
    энциклопедические словари, систематизирующие все отрасли человеческого знания,
    уделяют почетное место шахматам и лучшим шахматистам мира, составляющим
    гордость культурного человечества.
    Изучая историю шахмат,
    их многовековую письменность, мы видим, как в шахматных произведениях получают
    реальное отражение характер и уровень творческой мысли человека, различные
    бытовые и художественные влияния”.
    В течение многих
    поколений, начиная с первых письменных сообщений о Шахматной игре, делались
    попытки дать точное определение сущности шахмат. Среди них есть преувеличенные
    и уродливо раздутые псевдонаучные рассуждения, имеются и многочисленные
    определения, сделанные как бы мимоходом, при исследовании совсем других
    проблем; встречаются блестящие мысли о шахматах, высказанные артистами,
    мыслителями и шахматистами-практиками, публицистами и государственными
    деятелями.
    Есть также попытки создать
    крупные теоретические труды, часть которых получила большое значение, но в
    большинстве случаев, к сожалению, не давшие обобщенных определений. Литература
    на тему „философия шахмат” довольно обширна, но, к сожалению, она не дала
    произведений достойных внимания, которые в течение длительного времени не
    потеряли бы актуальности. „Философия шахмат”, которую мы находим под этим
    заголовком в старых изданиях и журналах, не может считаться настоящей
    философией, так как она исходит из фальшивых предпосылок. В прошлом
    существовало много метафизических, путанных и просто вульгарных определений в философской
    теории шахмат. Еще и теперь курсируют неверные теории, ошибочные формулировки.
    Шахматы ждут большой
    „чистки” и наведения порядка в связанных с ними необычайно сложных и
    интересных научных и творческих проблемах.
    Шахматы. Человек.
    Общество. Шахматы в СССР
    Рекомендую читателям
    ознакомиться со статьями Сергея Николаева Период шахмат в СССР – «Золотой Век»
    шахмат. Десятки миллионы любителей, сотни мастеров, тысячи шахматных школ и
    кружков, сотни массовых турниров. Это, конечно, кое-что стоило государству. Но
    коммунисты не скупились. Они уважали и ценили шахматы. И не только в СССР. И
    вложения окупали себя с лихвой.
    А как окупали? Что
    находили строители коммунизма в игре, бывшей до 20 века лишь интеллектуальным
    развлечением для богатых людей? Как влияют на человека шахматы?
    Несколько цитат.
    «Жизнь подобна
    шахматам: мы создаем план, но он находится в зависимости от того, что угодно
    будет сделать партнеру, то есть судьбе.» Артур Шопенгауэр, философ 1788-1860.
    А вот что писал в XVIII
    веке в статье «Моральные ценности шахмат» выдающийся американский ученый и
    политик Бенджамин Франклин (лицо этого человека многим знакомо – оно украшает
    100-долларовую купюру США): «Шахматная игра — не просто праздное развлечение. С
    ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,
    полезных в человеческой жизни, так что они становятся привычками, служащими во
    всех случаях. Ведь жизнь есть подобие шахматной игры; в жизни мы тоже стремимся
    что-нибудь выиграть и при этом вступаем в борьбу с соперниками или
    противниками, в жизни встречается такое огромное разнообразие добрых и дурных
    событий, являющихся в некоторой мере результатом нашего благоразумия или
    отсутствия такового».
    «Шахматы – гимнастика
    ума».

  3. Шахматы – мой любимый вид спорта. Эта игра развивает логику и мышление. Я очень часто играю в шахматы и это положительно влияет на мою учебу. Шахматы очень интересная настольная игра, и я считаю что она лучшая. Потому что в ней существует ряд правил как совершать ходы что делает её более сложной, а у игроков развивает внимательность, ведь если походишь не так хотя бы 1 раз, можешь проиграть и всю партию. Шахматы не просто настольная игрушка для развлечений, а это вид спорт, ведь соревнования проводятся так же серьезно, как и любой другой вид спорта. Я думаю что шахматы очень популярный вид спорта, и играть в них нравится не только мне но и очень очень многим.
    Chess – my favorite sport. This game develops logic and reasoning. I often play chess and this has a positive effect on my studies. Chess is a very interesting board game, and I believe that she is the best. Because there are a number of rules to make moves like that makes it more difficult and develops the care of the players in it, because if not resemble at least 1 time, and you can lose the whole lot. Chess is not just a board game for fun, and is a kind of sport, because competition is held as seriously as any other sport. I think that chess is a very popular sport, and play them like not only to me but also very, very much

  4. />ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «ШУЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Кафедра спортивныхдисциплин
    Реферат
    НА ТЕМУ:
    «Шахматы»
     
    Выполнила:
    студентка 4 курса 2 гр. ФФК
    Ларина Татьяна Викторовна
    Преподаватель:
    Слепушко Е.А.
    ШУЯ-2009

    Содержание
     
    1. Введение
    2. История возникновения и становления игры
    3. Правила игры
    4. Правила соревнований
    5. Шахматные часы
    6. Международная Шахматная Федерация
    7.Литература

    Введение
    Из всех видов игр,когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, инауке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку иматематические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость,характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Шахматы– древняя интеллектуальная игра,имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенныхнастольных игр. Шахматы имеют воспитательное значение: способствует становлениюличности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развиваетконцентрацию внимания. При игре в шахматы проявляются многие особенностичеловеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве моделинаучных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и длявыявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа,когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.
    Шахматы представляютсобой организованный вид спорта с иерархией званий, развитой системойрегулярных турниров, национальными и международными лигами, шахматнымиконгрессами. Возникновение профессионального спорта привело к появлениюпрофессиональных спортсменов, тренеров, журналистов, функционеров, опирающиесяна армию любителей игры. Хотя шахматы и не входят в программу Олимпийских игр, пошахматам проводится отдельная Шахматная олимпиада, проходящая раз в два года ипредставляющая собой командное соревнование.

    />2. История возникновения и становления игры
    Историки игры стремятсяустановить, где, как и почему они возникли, как распространились по белу светучерез века и страны, от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. Как современем менялись правила игры, как развивалась ее теория, как и почемувозникали различные школы шахмат. Археологические находки свидетельствуют: игрыс фишками на доске были известны в древние времена – в Ассирии, Месопотамии иЕгипте уже в III–IV тысячелетиях до н.э.
    Большинство историковсогласно с тем, что шахматы возникли в Индии, хотя есть и другие гипотезы об ихпроисхождении, связанные с Китаем и Месопотамией. Отсутствие фактических данныхи археологического материала создает почву для самых фантастических гипотез,таких, например, что шахматы на землю занесли инопланетяне.
    Примерно в том же VII в.шахматы проникли из Индии в Персию, где они получили название «чатранг», чтоявляется производной от чатуранги. Примерно в тоже время, что и в Персию,шахматы проникли в Среднюю Азию. При археологических раскопках в Афросиабе(Самарканд) были найдены фигурки из слоновой кости, датируемые VII–VIII вв. Этосамые древние шахматные фигуры. Они являются изобразительными, так какизображают в миниатюре шаха, а также конных и пеших воинов.
    После того, как арабызавоевали Персию, с шахматами познакомился исламский мир. Арабы назвали ихшатрандж.
    В VIII–IX вв. в АрабскомХалифате шатрандж получил самое широкое распространение. Правда, исламзапрещает изображение людей и животных. Чтобы избежать конфликта с религией,шахматным фигуркам, имевшим вначале вид миниатюрных скульптур, стали придаватьабстрактную форму. Такие фигурки были просты в изготовлении (их делали изобожженой глины) и, главное, дешевы, что способствовало распространению игрысреди простого народа.
    Западная Европазаимствовала шахматы в форме шатранджа у арабов, в первую очередь, черезИберийский полуостров, но возможно также через Аквитанию и Прованс (южноепобережье Франции), а также через юг Аппенинского полуострова. Распространениюигры на Британских островах и в Скандинавии способствовали викинги.
    Первое упоминание ошахматах в Западной Европе относится к самому началу XI века, однако игра моглабыть уже известна на один, а то и на два века раньше.
    В XI–XII вв. шахматысчитались одним из самых распространенных развлечений феодальной знати, входилив программу рыцарского воспитания. Настольные игры, существовавшие в ЗападнойЕвропе со времен древнего Рима, были азартными играми на деньги, поэтомушахматы тоже стали игрой на ставку. Неудивительно, что Римско-католическаяцерковь пыталась их запретить, однако все эти запреты оказались безуспешными ипозднее, к 1400, были отменены.
    С конца XVI века славасильнейших шахматистов переходит к итальянским мастерам, и с их творчествомвпервые связывается понятие школы – итальянской. Их партии и дебютные анализы,представленные в рукописи Полерио, книгах Сальвио, Карреры и Греко, показываютярко выраженную наступательную стратегию игры – стремление к жертвам материаларади выигрыша времени для мобилизации сил, открытия линий и организации атакина короля противника.
    Первый международныйтурнир состоялся в Лондоне в 1851. Его победителем стал Андерсен. Он же выигралв 1862 в Лондоне второй международный турнир. Победу в третьем международномтурнире, прошедшем в Париже в 1867, одержал Колиш. Первый международный турнирв Германии состоялся в 1870 – там снова победил Андерсен. В дальнейшеммеждународные турниры стали проводиться регулярно.
    Первый официальный матчна первенство мира по шахматам состоялся в 1886 в США между Стейницем иЦукертортом. Выиграв этот матч, Стейниц стал первым чемпионом мира.
    1924 году создается МеждународнаяШахматная Федерация (ФИДЕ). Она взяла на себя организацию соревнований зазвание сильнейшего шахматиста мира. В проведенном в 1948 матч-турнире победилпредставитель Советского Союза Михаил Ботвинник (1911–1995). Начиная с 1927ФИДЕ начала проводить соревнования на первенство мира среди женщин. Первойчемпионкой мира стала чешка Вера Менчик. Она побеждала еще в шести подобныхтурнирах.
    На территории Русишахматы в форме шатранджа были завезены с Востока торговыми путями, вероятнеевсего, через Хорезм и Хазарию. Первые письменные упоминания о них относятся кXIII века, хотя есть археологические находки, датируемые XI века.
    Игре в шахматы уделяливремя русские цари – Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр I. Вшахматы играли на Петровских ассамблеях.
    В XIX в. шахматы в Россиибыли в основном игрой дворянства и интеллигенции. Ей уделяли вниманиедекабристы, члены кружка Т.Грановского. Шахматы были любимым досугом А.Пушкина,М.Лермонтова, И.Тургенева, Е.Чернышевского, Л.Толстого.
    Первым международнымсоревнованием в России явился Петербургский матч-турнир сильнейших шахматистовмира 1895–1896.
    3. Правилаигры
    Правила шахмат не могутучесть все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе игры, и непредусматривают все организационные вопросы. В тех случаях, которые неполностью регулируются Статьей Правил, решения должны приниматься на основеаналогичных ситуаций, рассматриваемых в Правилах.
    Шахматная партия играетсямежду двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратнойдоске, названной “шахматной”. Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию.Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход.
    Цель каждого игрокаявляется атака короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никакихвозможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу.Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королюпартнера и выиграл партию. Партнер, королю которого был поставлен мат, проигралпартию.
    Если позиция такова, чтоникто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью./>
    Игра происходит на доске,поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Всего 64 равных квадрата (8х8).Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h,слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Поля раскрашены втёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так,что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доскарасполагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрокабыло белым.
    Восемь вертикальных рядовквадратов называются “вертикалями”. Восемь горизонтальных рядов квадратовназываются “горизонталями”. Прямые линии квадратов одного и того же цвета,касающихся углами, называются “диагоналями”.
    В начале партии у каждогоиз игроков имеется по 16 фигур (у одного – они белые, у другого – черные). Впроцессе игры фигуры движутся по доске, нападают на фигуры противоположнойстороны, берут их и снимают с доски. Единственная фигура, которая всегда остаетсяна доске – король.
    Эти фигуры следующие:
    Один король.
    Один ферзь (в просторечии– королева, хотя настоящее значение этого слова – министр).
    Два слона (в просторечии– офицеры).
    Два коня.
    Две ладьи (в просторечии– туры или башни).
    Восемь пешек.
    В начале игры фигурыразмещаются на фиксированных позициях, занимая ровно две горизонтали (1 и 2белые, 7 и 8 черные). Порядок начального размещения фигур на горизонталях 1 и 8(от a к h): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. Горизонтали 2и 7 занимают пешки.
    Игроки совершаютпоочерёдные ходы. За один ход двигать можно только одну свою фигуру. Первымиходят белые. Ни одна фигура, кроме коня, не может перепрыгивать через свои иличужие фигуры; конь может это делать. Фигуры не могут быть перемещены на поле,занятое фигурой того же цвета. произвести взятие на этом поле.
    Фигуры ходят следующимобразом:
    — ферзь ходит на любоеполе по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит. Ферзь, ладьяили слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой;
    — ладья может ходить налюбое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит;
    — слон может ходить налюбое поле по диагонали, на которых он стоит;
    — конь ходит в формебуквы «Г»: на 1 клетку по горизонтали и на 2 по вертикали, или, наоборот, на 1клетку по вертикали и 2 по горизонтали;
    — пешка ходит вперед насвободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самойвертикали, или
    а) с исходной позициипешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба этиполя не заняты;
    б) пешка ходит на поле,занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежнойвертикали, одновременно забирая эту фигуру;
    в) пешка, атакующая поле,пересеченное пешкой партнера, который продвинул ее с исходной позиции сразу надва поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход былтолько на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называетсявзятием «на проходе»;
    г) когда пешка достигаетсамой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена (пожеланию игрока) на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что являетсячастью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были ужесняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением», идействие новой фигуры начинается сразу;
    — король можетперемещаться двумя различными путями:
    а) ходить на любоепримыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера.Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже в том случае, когда они немогут ходить.
    б) “рокируясь”. Этоперемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонталисчитается одним ходом короля и выполняется следующим образом: корольперемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затемладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что корольпересек.
    Рокировка становитсяневозможной:
    a) если король уже ходил;
    б) с ладьей, если она ужеходила.
    Рокировка временноневозможна:
    a) если поле, на котором стоит король,которое он должен пересечь, или которое он должен занять, атаковано одной изфигур партнера;
    б) если между королем иладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-то фигура,мешающая рокировке.
    Считается, что корольнаходится «под шахом», если он атакован, хотя бы одной фигурой партнера, дажеесли такие фигуры сами не могут перемещаться. Объявление шаха не обязательно.
    Ни одна из фигур не можетсделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом./>
    4. Правиласоревнований
    Каждый ход игрок имеетправо делать только одной рукой. При своем ходе он может поправить одну илиболее фигур на их полях, при условии, что он сначала заявит о своем намерении (например,сказав «поправляю»).
    Если игрок намереннокасается своего короля и ладьи он должен рокировать в сторону этой ладьи, еслитакой ход возможен. Если же он, намереваясь рокировать, касается короля иликороля и ладьи одновременно, но рокировка в эту сторону невозможна, игрокдолжен сделать ход королем, включая рокировку в другую сторону, при условии,что она возможна. Если король не имеет ходов, игрок может сделать любойвозможный ход. Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взятой,игрок может сделать любой возможный ход.
    Игрок теряет правозаявлять о нарушении партнером или, как только он намеренно коснется фигуры.
    Когда фигура отпущена наполе как возможный ход или часть возможного хода, она не может затем пойти надругое поле. Ход считается сделанным./>
    Игра завершаетсявыигрышем одной из сторон или ничьей. Выигрыш фиксируется в следующих случаях:
    На доске поставлен мат.Игрок, поставивший мат королю противника, выигрывает.
    Один из игроков сдался.Игрок, решивший, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, может сдаться влюбой момент. Его противник объявляется победителем. В официальныхсоревнованиях в большинстве партий игроки не доводят игру до мата, а сдаются,когда их позиция становится безнадёжной.
    Один из игроков просрочилвремя. Его противник объявляется победителем, если при этом у него формальнодостаточно материала, чтобы поставить мат.
    Техническая победа —присуждается в официальном турнире игроку, если его противник не явился напартию в течение определённого правилами турнира времени, либо прервал партию(начал партию, но отказался её продолжать), либо в случае грубого нарушенияправил турнира или неподчинения судье. Также техническая победа может бытьприсуждена за несыгранную игру в том случае, если игроку в данном туре покакой-либо причине не находится соперника и правила проведения турнираспециально оговаривают данный случай (например, если соперник, с которым должнабыла проводиться партия, выбыл из турнира, либо при нечётном количестве игроковв турнире по швейцарской системе).
    Ничья фиксируется вследующих случаях:
    Если тот игрок, закоторым очередь хода не имеет никаких возможных ходов, и его король не подшахом. О такой партии говорят, что она закончилась патом.
    Если возникла позиция,когда ни один из партнеров не может заматовать короля любыми возможными ходами.Считается, что партия закончилась “мертвой” позицией.
    Партия считаетсязакончившейся вничью по соглашению между двумя партнерами в ходе игры. Ляпредложения ничьей достаточно сказать «ничья». Если противник делает ход, неответив на предложение ничьей, оно считается отвергнутым. С недавних пор нанекоторых турнирах применяются так называемые «Софийские правила»,ограничивающие возможность соглашения игроков на ничью.
    Партия может закончитьсяничьей, если одинаковая позиция возникнет или возникала на шахматной доскетрижды, причём в понятие позиции здесь входит расположение фигур, очерёдностьхода и возможные ходы (в том числе право на рокировку и взятие на проходе длякаждой стороны). Для фиксации ничьей игрок, заметивший это должен обратиться ксудье.
    Партия может закончитьсяничьей, если последние 50 ходов были сделаны игроками без движения пешек и безвзятия фигур.
    Один из игроков просрочилвремя, но у его противника недостаточно материала, чтобы поставить мат.
    5. Шахматныечасы
    «Шахматные часы» это часыс двумя циферблатами, соединенными друг с другом так, что только один из нихможет работать в данный момент. Термин «Часы» в Правилах шахмат означаетпоказание времени на одном из двух циферблатов. Термин «падение флажка»означает истечение времени, отведенного на обдумывание ходов.
    При использованиишахматных часов каждый игрок должен сделать минимальное установленное числоходов или все ходы в заданный период времени или при использовании электронныхчасов может быть добавлено определенное дополнительное время после каждогохода. Все это должно быть определено заранее.
    Каждый циферблат имеет“флажок”. Сразу же после падения флажка должны быть проверены требования.
    В установленное времяначала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.
    Если ни один из игроковне присутствует в начале, идут часы игрока, играющего белыми.
    В ходе партии игрок,сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы партнера.Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы. Его ход несчитается завершенным, пока он не выполнил эти требования, кроме хода,заканчивающего игру. Временем, отведенным игроку на совершение хода, считаетсявремя с того момента, как партнером был сделан ход и переключены часы.
    Игрок должен переключатьсвои часы той же рукой, которой он сделал ход.
    Запрещено задерживатьпалец на кнопке часов или над ней.
    Если игрок не способениспользовать часы, он может предложить для выполнения этой операции помощника,который должен быть одобрен арбитром. Показания часов должны быть соответственноскорректированы арбитром.
    Если оба флажка упали иневозможно установить, какой упал первым, партия должна быть продолжена.
    6. Международная Шахматная Федерация
    Главным органом,занимающимся организацией международных шахматных соревнований, является ФИДЕ(FIDE, фр. FederationInternationale des Echecs), организованная в 1924. Во многих странах мира существуюттакже национальные организации шахматистов.
    Национальные Федерациимогут обращаться в ФИДЕ с просьбами дать официальное разъяснение по всемвопросам, касающихся Правил Ш/>ахмат. ФИДЕ являетсячленом Международного олимпийского комитета (МОК), однако шахматы как таковыеникогда не принадлежали к олимпийским видам спорта. По шахматам проводитсяотдельная Шахматная олимпиада, проходящая раз в два года и представляющая собойкомандное соревнование. Олимпиада 2008 прошла в Дрездене, ФРГ. Золотые медали умужчин и женщин завоевали соответственно Армения и Грузия./>
    В 1993 году по инициативеГарри Каспарова и Найджела Шорта была организована Профессиональная шахматнаяассоциация (ПША). В неё вошли целый ряд гроссмейстеров, не согласных сполитикой, проводимой ФИДЕ. ПША проводила собственное первенство мира пошахматам. Просуществовав до 1996 года, ПША прекратила своё существование,лишившись спонсоров, после чего чемпионов мира по версии ПША стали называть«чемпионами по классическим шахматам».

    7. Литература
     
    1. Линдер И.М. Шахматына Руси. М.: 1964г.
    2. Линдер И.М. Уистоков шахматной культуры. М.: 1967г.
    3. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.:1990г.
    4. Авербах Ю.Л. Впоисках истины. М.: 1992г.

  5. Эссе
    «…И в жизни пешка может стать ферзём…»
    …Не зря во все эпохи короли
    Ценили мудрость  шахматной игры.
    И в жизни пешка может стать ферзём,
    Ведомая недюжинным умом…
    Есть мнение,  что жизнь человека «это лотерея»: есть проигрыши и выигрыши…Кто-то говорит «судьба». А мне порою кажется,  что жизнь человека действительно похожа на игру…игру в шахматы. За шахматной доской, когда  аккуратно расставлены фигуры – черные и белые  пешки, ладьи,  короли  и королевы, все в разных условиях, у каждого свой старт игры. Так и в жизни у каждого из нас есть свой «старт», мы действуем по определенным правилам, принимаем важные решения, взвешиваем ходы, определяем стратегию.
    Я всегда с восхищением наблюдала за игрой в шахматы.  Каждой шахматной  фигуре присвоены свои  самые разнообразные и причудливые ходы.  И здесь отмечается интересный парадокс, пешка —казалось бы самая низкая по рангу фигура, в то же время –  самая интересная … Она либо покидает игру, либо идет до конца и делает свой выбор… Но самое главное, она никогда не возвращается назад. Таковы правила игры! Как часто в нашей жизни нам не хватает такого усердия и старания. Поставив   цели,    мы     порою отказываемся от них и бросаем начатое дело на половине пути.  А ведь стоило пройти этот путь до конца, и возможно, он мог привести к победе.
    Меня привлекает в шахматах неисчерпаемое богатство возможностей. Работая в школе с детьми, родителями и учителями я  всегда предоставляю  им возможность выбора правильности принятого решения.
    А поскольку шахматные ходы не только многообразны, но и многозначны, то шансы на оплошность соответственно растут. В  девяти случаях из десяти выигрывает не более способный, а более сосредоточенный игрок. Очевидно, здесь победа зависит от удачного хода, от неожиданного и остроумного решения. В моей профессии я очень часто с этим сталкиваюсь, когда нужно быстро найти выход из сложившейся ситуации, и здесь мне помогает умение прогнозировать результат.
    От чемпиона мастера по шахматам всегда жаждут узнать конкретный метод, универсальный рецепт, гарантирующий полный успех. Однако универсального рецепта нет и быть не может! Те, кто задает подобные вопросы, упускают из виду, что каждый человек — единственная, неповторимая личность. И каждый вырабатывает свой собственный алгоритм принятия решений.
    Обращаясь ко мне за помощью, люди говорят «Дайте мне совет» (имея в виду своих детей), «Я не знаю, что мне с ним  делать…», «У меня уже нет сил…». Они ожидают от меня готовых решений, но  в своей работе  я стараюсь учитывать   уникальность каждой личности. И в таких ситуациях    разрабатываю не просто «ход», а целую стратегию, комбинацию, как в шахматах.
    Мне всегда было интересно выяснить истинные причины блестящих успехов великих гроссмейстеров, которые мужественно принимают решения и несмотря ни на что стремятся к победе. В чем же секрет победителя?
    Для меня – это  честная оценка своих способностей, характера и умения реализовать творческий потенциал, умение  ставить серьезные цели и принимать ответственные решения. Стараюсь больше доверять своей интуиции, смелее преодолевать препятствия и верить, что стану сильнее независимо от исхода сражения.  Думаю, я на верном пути.
    __________П.В. Шахматова

  6. 6
    Текст добавил: Сбежавшая_невеста

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Кафедра спортивных дисциплин
    Реферат
    НА ТЕМУ:
    «Шахматы»

    Выполнила:
    студентка 4 курса 2 гр. ФФК
    Ларина Татьяна Викторовна
    Преподаватель:
    Слепушко Е.А.
    ШУЯ-2009
    Содержание

    1. Введение
    2. История возникновения и становления игры
    3. Правила игры
    4. Правила соревнований
    5. Шахматные часы
    6. Международная Шахматная Федерация
    7.Литература
    Введение

    Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Шахматы имеют воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.
    Шахматы представляют собой организованный вид спорта с иерархией званий, развитой системой регулярных турниров, национальными и международными лигами, шахматными конгрессами. Возникновение профессионального спорта привело к появлению профессиональных спортсменов, тренеров, журналистов, функционеров, опирающиеся на армию любителей игры. Хотя шахматы и не входят в программу Олимпийских игр, по шахматам проводится отдельная Шахматная олимпиада, проходящая раз в два года и представляющая собой командное соревнование.
    2. История возникновения и становления игры

    Историки игры стремятся установить, где, как и почему они возникли, как распространились по белу свету через века и страны, от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. Как со временем менялись правила игры, как развивалась ее теория, как и почему возникали различные школы шахмат. Археологические находки свидетельствуют: игры с фишками на доске были известны в древние времена – в Ассирии, Месопотамии и Египте уже в III-IV тысячелетиях до н.э.
    Большинство историков согласно с тем, что шахматы возникли в Индии, хотя есть и другие гипотезы об их происхождении, связанные с Китаем и Месопотамией. Отсутствие фактических данных и археологического материала создает почву для самых фантастических гипотез, таких, например, что шахматы на землю занесли инопланетяне.
    Примерно в том же VII в. шахматы проникли из Индии в Персию, где они получили название «чатранг», что является производной от чатуранги. Примерно в тоже время, что и в Персию, шахматы проникли в Среднюю Азию. При археологических раскопках в Афросиабе (Самарканд) были найдены фигурки из слоновой кости, датируемые VII-VIII вв. Это самые древние шахматные фигуры. Они являются изобразительными, так как изображают в миниатюре шаха, а также конных и пеших воинов.
    После того, как арабы завоевали Персию, с шахматами познакомился исламский мир. Арабы назвали их шатрандж.
    В VIII-IX вв. в Арабском Халифате шатрандж получил самое широкое распространение. Правда, ислам запрещает изображение людей и животных. Чтобы избежать конфликта с религией, шахматным фигуркам, имевшим вначале вид миниатюрных скульптур, стали придавать абстрактную форму. Такие фигурки были просты в изготовлении (их делали из обожженой глины) и, главное, дешевы, что способствовало распространению игры среди простого народа.
    Западная Европа заимствовала шахматы в форме шатранджа у арабов, в первую очередь, через Иберийский полуостров, но возможно также через Аквитанию и Прованс (южное побережье Франции), а также через юг Аппенинского полуострова. Распространению игры на Британских островах и в Скандинавии способствовали викинги.
    Первое упоминание о шахматах в Западной Европе относится к самому началу XI века, однако игра могла быть уже известна на один, а то и на два века раньше.
    В XI-XII вв. шахматы считались одним из самых распространенных развлечений феодальной знати, входили в программу рыцарского воспитания. Настольные игры, существовавшие в Западной Европе со времен древнего Рима, были азартными играми на деньги, поэтому шахматы тоже стали игрой на ставку. Неудивительно, что Римско-католическая церковь пыталась их запретить, однако все эти запреты оказались безуспешными и позднее, к 1400, были отменены.
    С конца XVI века слава сильнейших шахматистов переходит к итальянским мастерам, и с их творчеством впервые связывается понятие школы – итальянской. Их партии и дебютные анализы, представленные в рукописи Полерио, книгах Сальвио, Карреры и Греко, показывают ярко выраженную наступательную стратегию игры – стремление к жертвам материала ради выигрыша времени для мобилизации сил, открытия линий и организации атаки на короля противника.
    Первый международный турнир состоялся в Лондоне в 1851. Его победителем стал Андерсен. Он же выиграл в 1862 в Лондоне второй международный турнир. Победу в третьем международном турнире, прошедшем в Париже в 1867, одержал Колиш. Первый международный турнир в Германии состоялся в 1870 – там снова победил Андерсен. В дальнейшем международные турниры стали проводиться регулярно.
    Первый официальный матч на первенство мира по шахматам состоялся в 1886 в США между Стейницем и Цукертортом. Выиграв этот матч, Стейниц стал первым чемпионом мира.
    1924 году создается Международная Шахматная Федерация (ФИДЕ). Она взяла на себя организацию соревнований за звание сильнейшего шахматиста мира. В проведенном в 1948 матч-турнире победил представитель Советского Союза Михаил Ботвинник (1911-1995). Начиная с 1927 ФИДЕ начала проводить соревнования на первенство мира среди женщин. Первой чемпионкой мира стала чешка Вера Менчик. Она побеждала еще в шести подобных турнирах.
    На территории Руси шахматы в форме шатранджа были завезены с Востока торговыми путями, вероятнее всего, через Хорезм и Хазарию. Первые письменные упоминания о них относятся к XIII века, хотя есть археологические находки, датируемые XI века.
    Игре в шахматы уделяли время русские цари – Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр I. В шахматы играли на Петровских ассамблеях.
    В XIX в. шахматы в России были в основном игрой дворянства и интеллигенции. Ей уделяли внимание декабристы, члены кружка Т.Грановского. Шахматы были любимым досугом А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Тургенева, Е.Чернышевского, Л.Толстого.
    Первым международным соревнованием в России явился Петербургский матч-турнир сильнейших шахматистов мира 1895-1896.
    3. Правила игры

    Правила шахмат не могут учесть все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе игры, и не предусматривают все организационные вопросы. В тех случаях, которые не полностью регулируются Статьей Правил, решения должны приниматься на основе аналогичных ситуаций, рассматриваемых в Правилах.
    Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной “шахматной”. Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход.
    Цель каждого игрока является атака короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого был поставлен мат, проиграл партию.
    Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.
    Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Всего 64 равных квадрата (8х8). Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h, слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.
    Восемь вертикальных рядов квадратов называются “вертикалями”. Восемь горизонтальных рядов квадратов называются “горизонталями”. Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются “диагоналями”.
    В начале партии у каждого из игроков имеется по 16 фигур (у одного – они белые, у другого – черные). В процессе игры фигуры движутся по доске, нападают на фигуры противоположной стороны, берут их и снимают с доски. Единственная фигура, которая всегда остается на доске – король.
    Эти фигуры следующие:
    Один король.
    Один ферзь (в просторечии – королева, хотя настоящее значение этого слова – министр).
    Два слона (в просторечии – офицеры).
    Два коня.
    Две ладьи (в просторечии – туры или башни).
    Восемь пешек.
    В начале игры фигуры размещаются на фиксированных позициях, занимая ровно две горизонтали (1 и 2 белые, 7 и 8 черные). Порядок начального размещения фигур на горизонталях 1 и 8 (от a к h): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. Горизонтали 2 и 7 занимают пешки.
    Игроки совершают поочерёдные ходы. За один ход двигать можно только одну свою фигуру. Первыми ходят белые. Ни одна фигура, кроме коня, не может перепрыгивать через свои или чужие фигуры; конь может это делать. Фигуры не могут быть перемещены на поле, занятое фигурой того же цвета. произвести взятие на этом поле.
    Фигуры ходят следующим образом:
    – ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит. Ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой;
    – ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит;
    – слон может ходить на любое поле по диагонали, на которых он стоит;
    – конь ходит в форме буквы «Г»: на 1 клетку по горизонтали и на 2 по вертикали, или, наоборот, на 1 клетку по вертикали и 2 по горизонтали;
    – пешка ходит вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или
    а) с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты;
    б) пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру;
    в) пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул ее с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием «на проходе»;
    г) когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена (по желанию игрока) на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу;
    – король может перемещаться двумя различными путями:
    а) ходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже в том случае, когда они не могут ходить.
    б) “рокируясь”. Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считается одним ходом короля и выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что король пересек.
    Рокировка становится невозможной:
    a) если король уже ходил;
    б) с ладьей, если она уже ходила.
    Рокировка временно невозможна:
    a) если поле, на котором стоит король, которое он должен пересечь, или которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера;
    б) если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-то фигура, мешающая рокировке.
    Считается, что король находится «под шахом», если он атакован, хотя бы одной фигурой партнера, даже если такие фигуры сами не могут перемещаться. Объявление шаха не обязательно.
    Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.
    4. Правила соревнований

    Каждый ход игрок имеет право делать только одной рукой. При своем ходе он может поправить одну или более фигур на их полях, при условии, что он сначала заявит о своем намерении (например, сказав «поправляю»).
    Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен. Если же он, намереваясь рокировать, касается короля или короля и ладьи одновременно, но рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать ход королем, включая рокировку в другую сторону, при условии, что она возможна. Если король не имеет ходов, игрок может сделать любой возможный ход. Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.
    Игрок теряет право заявлять о нарушении партнером или, как только он намеренно коснется фигуры.
    Когда фигура отпущена на поле как возможный ход или часть возможного хода, она не может затем пойти на другое поле. Ход считается сделанным.
    Игра завершается выигрышем одной из сторон или ничьей. Выигрыш фиксируется в следующих случаях:
    На доске поставлен мат. Игрок, поставивший мат королю противника, выигрывает.
    Один из игроков сдался. Игрок, решивший, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, может сдаться в любой момент. Его противник объявляется победителем. В официальных соревнованиях в большинстве партий игроки не доводят игру до мата, а сдаются, когда их позиция становится безнадёжной.
    Один из игроков просрочил время. Его противник объявляется победителем, если при этом у него формально достаточно материала, чтобы поставить мат.
    Техническая победа — присуждается в официальном турнире игроку, если его противник не явился на партию в течение определённого правилами турнира времени, либо прервал партию (начал партию, но отказался её продолжать), либо в случае грубого нарушения правил турнира или неподчинения судье. Также техническая победа может быть присуждена за несыгранную игру в том случае, если игроку в данном туре по какой-либо причине не находится соперника и правила проведения турнира специально оговаривают данный случай (например, если соперник, с которым должна была проводиться партия, выбыл из турнира, либо при нечётном количестве игроков в турнире по швейцарской системе).
    Ничья фиксируется в следующих случаях:
    Если тот игрок, за которым очередь хода не имеет никаких возможных ходов, и его король не под шахом. О такой партии говорят, что она закончилась патом.
    Если возникла позиция, когда ни один из партнеров не может заматовать короля любыми возможными ходами. Считается, что партия закончилась “мертвой” позицией.
    Партия считается закончившейся вничью по соглашению между двумя партнерами в ходе игры. Ля предложения ничьей достаточно сказать «ничья». Если противник делает ход, не ответив на предложение ничьей, оно считается отвергнутым. С недавних пор на некоторых турнирах применяются так называемые «Софийские правила», ограничивающие возможность соглашения игроков на ничью.
    Партия может закончиться ничьей, если одинаковая позиция возникнет или возникала на шахматной доске трижды, причём в понятие позиции здесь входит расположение фигур, очерёдность хода и возможные ходы (в том числе право на рокировку и взятие на проходе для каждой стороны). Для фиксации ничьей игрок, заметивший это должен обратиться к судье.
    Партия может закончиться ничьей, если последние 50 ходов были сделаны игроками без движения пешек и без взятия фигур.
    Один из игроков просрочил время, но у его противника недостаточно материала, чтобы поставить мат.
    5. Шахматные часы

    «Шахматные часы» это часы с двумя циферблатами, соединенными друг с другом так, что только один из них может работать в данный момент. Термин «Часы» в Правилах шахмат означает показание времени на одном из двух циферблатов. Термин «падение флажка» означает истечение времени, отведенного на обдумывание ходов.
    При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимальное установленное число ходов или все ходы в заданный период времени или при использовании электронных часов может быть добавлено определенное дополнительное время после каждого хода. Все это должно быть определено заранее.
    Каждый циферблат имеет “флажок”. Сразу же после падения флажка должны быть проверены требования.
    В установленное время начала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.
    Если ни один из игроков не присутствует в начале, идут часы игрока, играющего белыми.
    В ходе партии игрок, сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил эти требования, кроме хода, заканчивающего игру. Временем, отведенным игроку на совершение хода, считается время с того момента, как партнером был сделан ход и переключены часы.
    Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой он сделал ход.
    Запрещено задерживать палец на кнопке часов или над ней.
    Если игрок не способен использовать часы, он может предложить для выполнения этой операции помощника, который должен быть одобрен арбитром. Показания часов должны быть соответственно скорректированы арбитром.
    Если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым, партия должна быть продолжена.
    6. Международная Шахматная Федерация

    Главным органом, занимающимся организацией международных шахматных соревнований, является ФИДЕ (FIDE, фр. Fйdйration Internationale des Йchecs), организованная в 1924. Во многих странах мира существуют также национальные организации шахматистов.
    Национальные Федерации могут обращаться в ФИДЕ с просьбами дать официальное разъяснение по всем вопросам, касающихся Правил Шахмат. ФИДЕ является членом Международного олимпийского комитета (МОК), однако шахматы как таковые никогда не принадлежали к олимпийским видам спорта. По шахматам проводится отдельная Шахматная олимпиада, проходящая раз в два года и представляющая собой командное соревнование. Олимпиада 2008 прошла в Дрездене, ФРГ. Золотые медали у мужчин и женщин завоевали соответственно Армения и Грузия.
    В 1993 году по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта была организована Профессиональная шахматная ассоциация (ПША). В неё вошли целый ряд гроссмейстеров, не согласных с политикой, проводимой ФИДЕ. ПША проводила собственное первенство мира по шахматам. Просуществовав до 1996 года, ПША прекратила своё существование, лишившись спонсоров, после чего чемпионов мира по версии ПША стали называть «чемпионами по классическим шахматам».
    7. Литература

    1. Линдер И.М. Шахматы на Руси. М.: 1964г.
    2. Линдер И.М. У истоков шахматной культуры. М.: 1967г.
    3. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.: 1990г.
    4. Авербах Ю.Л. В поисках истины. М.: 1992г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *