Сочинение на тему швабрин

11 вариантов

  1. Эти два офицера являются полной противоположностью по своим человеческим качествам. Оба происходят из рода дворян, поэтому нет сомнения в их воспитании. Но различия начинаются там, где оно заканчивается.
    Швабрин играет отрицательную роль. Он находится на службе в белгородской крепости. Туда его направляют потому, что он совершает убийство. Когда начинается восстание Емельяна Пугачева, он без какого-либо сомнения поддерживает мятежника. Поскольку его главными качествами является хитрость и коварство, то моральный долг не заботит вообще. Про чувства окружающих его людей говорить нечего. Его возлюбленная Мария Миронова не отвечает ему взаимностью и он решает взять ее силой. Но, поскольку это выглядит не так, как должно быть офицеру, его действия предугадать не сложно. Заговоры и притворство в отношении его друга, у которого больше шансов на руку Марии, не заставляют себя ждать!
    Гринев полная противоположность ему. Его решением отправиться в эту крепость руководствовался долг перед отечеством, а не различные ухищрения или преступления. Он слушается и подчиняется своему отцу и поэтому тот считает его хорошим сыном. Все наставления, полученные перед уездом, соблюдаются безукоризненно. Оберегая честь смолоду, Гринев хочет стать хорошим офицером и полководцем. А поскольку присяга для него не пустой звук, то и при восстании он начинает действовать, как верный воин императрицы. Почему же Мария выбирает честного человека? Для понимания стоит внимательно приглядеться к ним обоим.
    Петр не желает совершать подлости, а наоборот хочет доказать свою любовь действиями. Поэтому он отваживается на различные поступки, которые выгодно его выделяют на общем фоне. Тогда, как Алексей Швабрин после получения отказа начинает крайне негативно отзываться о самой барышне. Более того, он тайком пускает негативные слухи, которые сказываются на репутации девушки. Из-за этого и начинается ссора двух молодых людей. Но честь девушки для Петра не пустой звук и он назначает дуэль после прояснения всех обстоятельств. Но судьба не на стороне порядочных людей. На миг отвернувшись, Гринева ожидает удар в спину, который оказывается решающим в этом противостоянии. Дуэль заканчивается победой Алексея.
    После начала осады, именно при поддержке Швабрина Пугачев берет крепость в свои руки. Назначая его главным, он фактически развязывает ему руки. А поскольку тот еще и пресмыкается всячески, то доказательств в верности не требуется. Мария попадает в своеобразный плен, который сковывает ее действия. Алексей начинает принуждать ее силой выйти за него замуж. Когда об этом в письме узнает Гринев, он сразу же бросается на выручку девушке. Чем вызывает уважение не только у нее, но и у самого мятежника.
    Исходя даже из этих слов, можно понять, что Петром Гриневым движет порядочность, честь, отвага и самоотверженность. Тогда, как Алексеем Швабриным движет ложь, лицемерство и удары в спину. А неоднократные доносы только подтверждают, что такие люди просто не нужны даже в рядах тех, кто решается пойти против короны и государства.

  2. Так, он начинает мстить Маше Мироновой, распуская про нее грязные слухи, только за то, что девушка отвергла эго ухаживания. Гринев, как истинный офицер, решает защитить честь девушки и вызывает Швабрина на дуэль. Там Швабрин подло ранит Гринева, нанеся ему удар в спину в тот момент, когда последнего окликнул Савельич. Он пишет письмо родителям Гринева о том, что их сын, участвуя в дуэли, получил тяжелое ранение. Позже Швабрин напишет лживый донос на главного героя о предательстве и сотрудничестве с мятежниками.
    После захвата мятежниками Пугачева Белогорской крепости, Швабрин переходит на сторону мятежников и становится комендантом крепости. Совершив этот шаг, Алексей Иванович рассчитывал подняться по служебной лестнице, им руководили исключительно корыстные мотивы. И теперь он не оставляет надежд завоевать Машу Миронову. Он запирает девушку, переводит ее на хлеб и воду, принуждает к женитьбе.
    Но все попытки Швабрина заканчиваются неудачей. Гриневу удается спасти свою возлюбленную и вывезти ее из крепости. Позже главный герой был оправдан, а Швабрин сослан на каторгу.
    В образе Швабрина Пушкин показал свое отношение к таким низким и бесчеловечным людям. Он считал их поведение недостойным и таким, которое необходимо искоренять из нашего общества. Швабрин самостоятельно выбрал этот путь и был наказан за это.

  3. Алексей Иванович Швабрин — персонаж не только отрицательный, но и антипод Петра Андреевича Гринева, рассказчика, от лица которого ведется повествование в «Капитанской дочке».
    Гринев и Швабрин не единственные герои в повести, которые так или иначе сопоставлены друг с другом: подобные «пары» образуют практически все главные действующие лица произведения: императрица Екатерина — лже-император Пугачев, Маша Миронова — ее мать Василиса Егоровна, — что позволяет говорить о сравнении как об одном из важнейших композиционных приемов, используемых автором в повести.
    Интересно, однако, что не все из названных героев абсолютно противопоставлены друг другу. Так, Маша Миронова, скорее, сопоставлена со своей матерью и обнаруживает столько же преданности своему избраннику и мужества в борьбе за него, сколько и капитанша Миронова, не убоявшаяся злодеев и принявшая смерть вместе с мужем. Противопоставление «пары» Екатерина — Пугачев не столь однозначно, как кажется на первый взгляд.
    У этих враждующих и воюющих друг с другом характеров немало близких черт и сходных поступков. Оба оказываются способны и на жестокость и на проявление милости и справедливости. Именем Екатерины жестоко преследуются и подвергаются зверским пыткам сторонники Пугачева (изувеченный башкирец с отрезанным языком), и Пугачев творит бесчинства и казни вместе со своими товарищами. С другой стороны, и Пугачев и Екатерина проявляют милость в отношении Гринева, спасая его и Марью Ивановну от беды и устраивая в конце концов их счастье.
    И только между Гриневым и Швабриным не обнаруживается ничего, кроме антагонизма. Обозначен он уже в именах, которыми автор называет своих героев. Гринев носит имя Петра, он тезка великого императора, к которому Пушкин, безусловно, испытывал самые восторженные чувства. Швабрину дано имя предателя отцовского дела — царевича Алексея. Это, конечно, вовсе не означает, что всякий персонаж пушкинского произведения, носящий одно из этих имен, должен быть соотнесен в сознании читателя с названными историческими лицами. Но в контексте повести, где проблема чести и бесчестия, преданности и предательства столь важна, подобное совпадение представляется неслучайным.
    Известно, как серьезно относился Пушкин к понятию родовой дворянской чести, к тому, что принято называть корнями. Не случайно, конечно, поэтому так подробно и обстоятельно рассказывается в повести о детстве Петруши Гринева, о его семье, в которой свято хранятся традиции векового дворянского воспитания. И пусть эти «привычки милой старины» описаны не без иронии — очевидно, что ирония автора полна теплоты и понимания. И в итоге именно мысль о невозможности посрамить честь рода, семьи не позволила Гриневу совершить предательства в отношении любимой девушки, нарушить офицерскую присягу.
    Швабрин же — человек без роду, без племени. Нам ничего не известно о его происхождении, о его родителях. Ничего не сказано о его детстве, о воспитании. За его плечами, похоже, нет ого духовного и нравственного багажа, который поддерживает Гринева. Швабрину, судя по всему, никто не дал простого и мудрого наставления: «Береги честь смолоду». А потому он легко пренебрегает ею для спасения собственной жизни да и просто для личного благополучия. При этом заметим, что Швабрин — заядлый дуэлянт: известно, что он был переведен в Белогорскую крепость за какое-то «злодейство», вероятно, за дуэль. Он вызывает на дуэль и Гринева, причем в ситуации, когда сам кругом виноват: оскорбил Марию Ивановну, подло оговорив ее перед влюбленным Петром Андреевичем.
    Важно, что дуэлей в повести никто из честных героев не одобряет: ни капитан Миронов, который напоминал Гриневу, что «поединки формально запрещены в воинском артикуле», ни Василиса Егоровна, почитавшая их «смертоубийством» и «душегубством», ни Савельич. Гринев принимает вызов, защищая честь любимой девушки, Швабрин же — от того, что его справедливо назвали лжецом и мерзавцем. Таким образом, в своем пристрастии к дуэлям Швабрин оказывается защитником поверхностно, ложно понимаемой чести, ревнителем не духа, а буквы закона, лишь внешнего его соблюдения. Это лишний раз доказывает, что представления об истинной чести у него нет.
    Для Швабрина вообще нет ничего святого: ни любви, ни дружбы, ни долга. Причем мы понимаем, что пренебрежение этими понятиями — дело для него обыкновенное. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем, что Швабрин «в господа бога не верует», что он «за душегубство выписан из гвардии». Не за всякую дуэль и не всякого офицера увольняли из гвардии. Очевидно, и с той дуэлью связана была какая-то некрасивая, подлая история. И, следовательно, то, что произошло в Белогорской крепости и впоследствии, не случайность, не следствие минутной слабости, не про сто трусость, в конце концов простительная при определенных обстоятельствах. Швабрин пришел к своему окончательному падению закономерно.
    Он жил без веры, без нравственных идеалов. Сам неспособен был любить, и чувствами других пренебрегал. Ведь он знал, что противен Маше, но, несмотря на это, домогался ее, не останавливаясь ни перед чем. Совет, который он дает Гриневу в отношении Марьи Ивановны, выдает в нем пошляка («…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»), Швабрин не только подл, но и хитер. После дуэли, опасаясь новых неприятностей, он разыгрывает перед Гриневым сцену искреннего раскаяния. Дальнейшие события показывают, что простодушный Гринев напрасно поверил лжецу. При первой же возможности Швабрин подло мстит Гриневу, выдав Марью Ивановну Пугачеву. И тут злодей и преступник, мужик Пугачев проявляет недоступное пониманию Швабрина благородство: он, к неописуемой злобе Швабрина, отпускает Гринева и Машу Миронову с богом, заставив Швабрина выдать им «пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему. Швабрин, совсем уничтоженный, стоял как остолбенелый»…
    Последний раз мы видим Швабрина, когда он, арестованный за связь с Пугачевым, закованный в цепи, предпринимает последнюю попытку оговорить и погубить Гринева. Он внешне очень переменился: «волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели», но душа его по-прежнему черна: обвинения свои произносил хотя и «слабым, но смелым голосом» — так велики были его злоба и ненависть к счастью соперника.
    Швабрин закончит свою жизнь так же бесславно, как жил: никем не любимый и никого не любивший, никому и ничему не служивший, а лишь всю жизнь приспосабливавшийся. Он как перекати-поле, растение без корня, человек без роду, без племени, не жил, а катился вниз,
    пока не упал в бездну…
    Источник: biblioman.org

  4. 4
    Текст добавил: ТёМнЫйРыЦаРь

    Рассмотрим их более подробно. Алексей Швабрин – дворянин с хорошим образованием. Однако он нелюдимый и замкнутый человек, подвергшийся ранее влиянию дурной компании. Швабрин был сослан в Белогорскую крепость за участие в дуэли.
    Петруша Гринев тоже дворянин, но он значительно мягче и добрее своего приятеля. Этот молодой человек преисполнен чувства долга и чести, он смел и отважен и хочет служить отечеству. Гринев хорошо запомнил наставления отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». Петруша способен на высокие, чистые чувства, которые проявляются, когда он влюбляется в Машу.
    В любви к этой девушке оба молодых офицера показывают свою истинную натуру. Швабрин пытается заполучить Марию силой, после того как она отказала ему в сватовстве. А Гринев ведет себя отважно и защищает девушку.
    Также различие между героями хорошо заметно во время Пугачевского бунта. Петр не предает свои идеалы и убеждения, под страхом смерти он отказывается изменить присяге и служить мятежникам: «Я природный дворянин; я присягал государыне-императрице; тебе служить не могу». Этим, кстати, зарабатывает уважение самого Пугачева. Алексей же легко переходит на сторону бунтовщиков, чтобы спасти свою жизнь. Из-за этого позже он предстает перед судом вместе с ними.
    В этой повести хорошо заметно, что автор идеализирует одного из персонажей, приписывая ему множество положительных качеств. Конечно, Гринев и Швабрин – личности противоположные, и хорошо видно, кто из них «хороший», а кто – «плохой». Но, я думаю, что будет неправильным судить о персонажах однобоко. В настоящей жизни идеальных людей не бывает, каждый из нас имеет что-то хорошее и плохое.

  5. Образ и характер Швабрина в повести Капитанская дочка
    Швабрин — аристократ, ранее служивший в гвардии и за дуэль сосланный в Белогорскую крепость. Он умён, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но к народу, ко всему, что не касается его личных интересов, Швабрин глубоко равнодушен. В нём нет чувства чести и долга. Оскорблённый отказом Маши выйти за него замуж, он мстит ей клеветой. Он пишет анонимный донос старику Гринёву на его сына. Уже после первого известия о восстании у Швабрина Зарождаются мысли об измене, которые он и осуществляет, когда Пугачёв взял крепость. Швабрин перешёл на сторону Пугачёва не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы с Гринёвым и овладения Машей. Морально опустошённый человек, он вызывает у Пушкина резко отрицательное к себе отношение.

  6. О, этот Швабрин превеликий Schelm.
    А. Пушкин. Капитанская дочка
    В своей исторической повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин создает целую галерею образов, отличаю­щихся честностью, благородством, верностью гражданско­му и общественному долгу. Совсем другими качествами запомнился нам Алексей Швабрин — главный отрица­тельный герой повести, подлый и бесчестный человек, спо­собный на измену и предательство.
    Впервые мы знакомимся со Швабриным в Белогорской крепости, куда он был переведен на службу за «смерто­убийство». Перед нами «молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Швабрин «очень не глуп», и его разговор всегда «остер и занимателен». Однако шутки и замечания его циничны, язвительны и часто беспочвенны, как замечает вскоре Петр Гринев — главный герой повести.
    Когда-то Швабрин был влюблен в Машу Миронову — дочь коменданта крепости, но на свое предложение полу­чил отказ. Благосклонность, с которой Марья Ивановна встречает теперь первые несмелые знаки внимания со сто­роны Гринева, вызывает в Швабрине злобу и бешенство. Он всячески пытается очернить имя девушки и ее семьи, в результате чего молодой Гринев вызывает Швабрина на дуэль. И здесь Швабрин ведет себя недостойно офицера: бесчестным ударом он коварно ранит отвлекшегося на зов слуги противника.
    Рана Гринева не принесла Швабрину облегчения, ведь во время ухаживания за больным крепнут и чувства к нему Маши.
    Однако тихая и размеренная жизнь обитателей крепос­ти разрушена приходом отрядов мятежников под предво­дительством Пугачева. Больше всего на свете Швабрин боится за собственную жизнь, поэтому он без колебаний признает «самозванца» царем, переодевается в казацкую одежду, остригается. Ему неведомы чувство долга и соб­ственного достоинства, ради личной выгоды он готов на все, поэтому-то и унижается перед Пугачевым, стараясь уго­дить ему. «Проворен, нечего сказать!» — говорит о нем попадья. Пугачев, не успев узнать этого человека, уезжает из крепости, оставив его за старшего. Гринев тоже вынуж­ден уехать, и Швабрин провожает его «с выражением ис­кренней злобы и притворной насмешливости», ведь после своего предательства ему очень хотелось, чтобы Гринев был наказан Пугачевым за верность императрице и долгу дво­рянина.
    Однако, оставшись в крепости, Швабрин не прекращает своих гнусных злодеяний. Маша Миронова, беззащитная девушка, осталась в его власти, и он посадил ее под замок на хлеб и воду, пытаясь принудить к замужеству. Грубые домогательства Швабрина отнюдь не говорят о его любви к дочери убитого коменданта. Напротив, своими действия­ми он таким образом старается досадить и отомстить сво­ему врагу — Петру Гриневу, который в это время изыски­вал способы освободить любимую девушку из жестокого плена. Когда Гринев под защитой Пугачева приехал в кре­пость, Швабрин от непереносимого страха за свою жизнь падает перед «царем» на колени, позабыв о гордости и чув­стве собственного достоинства. Омерзение вызывает у Гри­нева вид «дворянина, валяющегося в ногах беглого каза­ка». Когда Петр уезжал, увозя Марью Ивановну из крепо­сти, лицо Швабрина «изображало мрачную злобу». Даже сейчас, уничтоженный собственной подлостью и бессовест­ными поступками, Швабрин не теряет надежды отомстить Гриневу.
    После подавления восстания Швабрин попадает в руки императорского суда. Произошедшие за это время собы­тия очень изменили его внешность: «Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена». Его вид вызывает неприязнь, однако сил Швабрина хватает на со­вершение последней, самой неожиданной подлости. Он дает лживые показания, обвиняя Гринева в измене и шпионаже. Швабрину уже нечего терять, ведь он давно утратил остатки совести и человеческого достоинства.
    Страшно встретиться в жизни с человеком, подобным Швабрину, — коварным, жестоким, беспринципным. Однако победа Гринева обернулась поражением Швабрина, который так боялся потерять свою бесценную жизнь, что не сумел понять, что на самом деле он изначально — мерт­вый человек.

  7. 7
    Текст добавил: Выгнали из ада

    Гринев и Швабрин – два героя пушкинского романа, посвященного событиям страшной эпохи Пугачевского восстания. Оба офицеры, молодые люди, дворяне. Но судьбы их складываются совершенно по-разному. В чем причина этого?
    Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо рассматривать поступки и характеры героев, в каких условиях сформировались они как личности. Гринев рос в провинции, в имении отца. Сразу оттуда его отправили служить под Оренбург в Белогорскую крепость. Отец не захотел, чтобы сын служил в гвардии и жил в светском обществе. Он воспитывал в сыне честного человека, знающего, что такое долг и военная дисциплина. Швабрина перевели в крепость за дуэль, то есть он уже служил в гвардии и знает светскую жизнь. Поэтому Алексей Иванович презирает простых людей, как капитан Миронов и его жена. Он говорит Гриневу, что рад увидеть «человеческое лицо», показывая этим свое отношение к жителям крепости. Он остроумен, но любит злословить, он неискренен. Машу, капитанскую дочь, он представил Гриневу «совершенною дурочкой», скрывая, что сам неудачно к ней сватался. Гринев не сразу в этом разобрался, и серьезный конфликт между героями произошел во время чтения Гриневым своей «песенки». Песенка, которую высмеял Швабрин, – это только повод к дуэли. Причина ее в том, что Швабрин грязно оклеветал Машу, и Гринев не мог не заступиться за честь девушки. На дуэли Гринев был ранен в ту минуту, когда его окликнул Савельич и он отвернулся. Швабрин привык действовать исподтишка. Из ревности он пишет жалобу отцу Гринева, чтобы его перевели куда-нибудь из крепости. «Скрытая неприязнь» к удачливому сопернику у Швабрина осталась надолго.
    Во время взятия Белогорской крепости войсками Пугачева Гринев был готов отдать жизнь, но не присягать самозванцу. От гибели его спасла счастливая случайность. Швабрин тут же перешел на сторону восставших, забыв о своем долге офицера. Оставшись комендантом крепости, он пытается шантажом и угрозами принудить Марью Ивановну стать его женой. Гринев по первому зову Марьи Ивановны едет к ней на помощь, рискуя жизнью. Пугачев готов сыграть свадьбу Гринева и Маши, но, услышав это, Швабрин тут же сообщает, что Маша – дочь казненного капитана Миронова. Гринев готов заплатить жизнью за свободу Маши, но просит Пугачева не требовать от него того, что «противно чести его и христианской совести». У Швабрина нет ни совести, ни чести. Когда его схватили при разгроме пугачевцев, он опять оклеветал Гринева, чтобы оправдаться самому и не дать сопернику быть счастливым.
    История Швабрина – редкое исключение, но такие люди, воспитанные в традициях высшего света, способны на низкие поступки. Гринев – честный русский офицер, верный своей любви и чувству долга.
    Источник: school-essay.ru

  8. Историческая повесть «Капитанская дочка» – последнее произведение А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный выбор в жестких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, народ и власть, «мысль семейная». Одна из центральных нравственных проблем повести – проблема чести и бесчестия. Разрешение этого вопроса прослеживается в первую очередь на судьбах Гринева и Швабрина.
    Это молодые офицеры. Оба служат в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин – дворяне, близки по возрасту, образованию, умственному развитию. Гринев так описывает свое впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба». Однако герои друзьями не стали. Одна из причин неприязни – Маша Миронова. Именно в отношениях с капитанской дочкой раскрылись нравственные качества героев. Гринев и Швабрин оказались антиподами. Отношение к чести и долгу окончательно развело Гринева и Швабрина во время пугачевского бунта.
    Петра Андреевича отличают доброта, мягкость, совестливость, чувствительность. Не случайно Гринев сразу стал для Мироновых «родным», а Маша полюбила его глубоко и самозабвенно. Девушка признается Гриневу: «… до могилы ты один останешься в моем сердце». Швабрин, наоборот, производит на окружающих отталкивающее впечатление. Нравственный изъян проявляется уже в его внешности: он был невысокого роста, с «отменно некрасивым лицом». Маше, как и Гриневу, неприятен Швабрин, девушку отпугивает его злой язык: «… он такой насмешник». В поручике она чувствует опасного человека: «Он мне очень противен, а странно: ни за что б я не хотела, чтобы и я ему так же не нравилась. Это бы меня беспокоило страх». Впоследствии, став пленницей Швабрина, она готова умереть, но не покориться ему. Для Василисы Егоровны Швабрин – «душегуб», а инвалид Иван Игнатьич признается: «Я и сам до него не охотник».
    Гринев честен, открыт, прямодушен. Он живет и действует по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга. Законы эти для него неизменны. Гринев – человек слова. Он пообещал отблагодарить случайного проводника и сделал это, несмотря на отчаянное сопротивление Савельича. Гринев не смог дать полтину на водку, но подарил вожатому свой заячий тулуп. Закон чести вынуждает молодого человека оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему гусару Зурину. Гринев благороден и готов драться на дуэли со Швабриным, оскорбившим честь Маши Мироновой.
    Гринев последовательно честен, а Швабрин совершает один за другим безнравственные поступки. Этот завистливый, злобный, мстительный человек привык действовать обманом и коварством. Швабрин с умыслом описал Гриневу Машу «совершенною дурочкою», утаил от него свое сватовство к капитанской дочке. Гринев вскоре понял причины обдуманной клеветы Швабрина, которой он преследовал Машу: «Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга». Швабрин готов избавиться от соперника любыми средствами. Оскорбляя Машу, он искусно доводит Гринева до бешенства и провоцирует вызов на дуэль, не считая неопытного Гринева опасным противником. Поручик задумал убийство. Этот человек не останавливается ни перед чем. Он привык, чтобы исполнялись все его желания. По словам Василисы Егоровны, в Белогороскую крепость Швабрин «переведен за смертоубийство», за то, что на дуэли «заколол поручика, да еще при двух свидетелях». Во время поединка офицеров Гринев, неожиданно для Швабрина, оказался искусным фехтовальшиком, но, воспользовавшись благоприятным для него моментом, Швабрин ранил Гринева.
    Гринев великодушен, а Швабрин низок. После дуэли молодой офицер простил «несчастного соперника», а тот продолжал коварно мстить Гриневу и написал донос его родителям. Швабрин постоянно совершает аморальные поступки. Но главное преступление в цепи его постоянных низостей – это переход на сторону Пугачева не по идейным, а по корыстным соображениям. Пушкин показывает, как в исторических испытаниях в человеке до конца проявляются все качества натуры. Подлое начало в Швабрине делает его законченным негодяем. Открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева и спасли ему жизнь. Высокий нравственный потенциал героя раскрылся во время сложнейших испытаний на прочность убеждений. Гриневу несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. После того как Пугачев «помиловал» Гринева, он должен был поцеловать ему руку, то есть признать в нем царя. В главе «Незваный гость» сам Пугачев устраивает «испытание компромиссом», пытаясь получить от Гринева обещание «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твердость и неуступчивость.
    У Швабрина же нет никаких нравственных принципов. Он спасает свою жизнь, нарушая присягу. Гринев с изумлением увидел «среди старшин Швабрина, остриженного в кружок и в казацком кафтане». Этот страшный человек продолжает неотступно преследовать Машу Миронову. Швабрин фанатично одержим желанием добиться не любви, а хотя бы покорности от капитанской дочки. Поступкам Швабрина Гринев дает оценку: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».
    Авторская позиция совпадает со взглядами рассказчика. Об этом свидетельствует эпиграф к повести: «Береги честь смолоду». Гринев сохранил верность долгу и чести. Самые важные слова он сказал Пугачеву: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Швабрин же нарушил и дворянский долг, и человеческий.

  9. Одно из величайших произведений русской классической литературы, повесть «Капитанская дочка», рассказывает о событиях конца 18 века. Это время в нашей истории было ознаменовано бунтом и громким восстанием Пугачева. Но произведение рассказывает в первую очередь не об исторических событиях, а о людях, их поведении в сложных обстоятельствах. Эпиграф повести «Береги честь смолоду» в полной мере отражает суть этой книги.
    Среди главных героев произведения стоит отметить Петра Гринева и Алексея Швабрина. Первый — выходец из дворянской семьи, получивший не самое лучшее образование, что с лихвой компенсируется его душевными качествами. Отец Петра с детства внушал мальчику, что значит честь и преданность. Молодой Гринев — бесшабашный и даже в какой-то степени несерьезный. Чтобы научить сына жизни, отец отправляет его в армию — Петр попадает на службу в Белгорскую крепость.
    Там он встречает Алексея Швабрина, по-видимому, человека весьма образованного, но, как позже выяснилось, безнравственного. Сначала молодые люди приятельствуют из-за схожего возраста и происхождения. Гринев характеризует Алексея как человека неглупого и острого на язык. Однако близкими друзьями им стать не суждено — позже в каждой ситуации мы видим разницу в поведении, воспитании и характере Гринева и Швабрина.
    Неприязнь Швабрина к новичку впервые проявляется, когда Петр простодушно показывает лжедругу стихи, посвященные Маше Мироновой, дочке начальника крепости. Гринев еще не знает, что Швабрин ранее оказывал внимание девушке и был отвергнут ей. Алексей высмеивает лирическую поэзию Петра и рассказывает ему всевозможные низости про Марию — для Гринева же делом чести является заступиться за девушку, поэтому он вызывает приятеля на дуэль. Так начинается противостояние двух героев повести.
    Ситуация, произошедшая на дуэли, еще ясней раскрывает разницу между персонажами: Швабрин поступает не по чести, ранив соперника в момент, когда тот отвлекается. Но великодушный Гринев прощает его за подлость.
    Различие характеров проявляется не только в отношении к дружбе и возлюбленной: воинский долг Петр и Алексей также воспринимают по-разному. Гринева отец с детства учил хранить верность присяге и до конца оставаться честным; юноша следует этим указаниям, когда крепость захватывают бунтовщики под предводительством Пугачева. Они убивают родителей Маши; Гринев чудом остается жив. Швабрин же беспокоится лишь за свою голову, поэтому с легкостью совершает предательство, перейдя на сторону Пугачева.
    Петр оказывается освобожден благодаря своей открытой, доброй душе. Швабрин же до конца не оставляет затеи навредить бывшему другу, любым способом добиться покорности Маши и заставить её выйти за него замуж. Однако искренность Петра и его следование своим принципам трогают даже самого Пугачева — он повторно спасает своего врага и помогает освободить Машу из плена. У Алексея не получается оговорить соперника перед Пугачевым, и тогда он оговаривает его перед трибуналом, выставляя шпионом.
    Справедливость всё же восторжествует в этом произведении — арестованного Гринева помиловала сама императрица по просьбе Маши, рассказавшей ей всю историю. Петр переносит все тягости и сложности с достоинством, сохранив честь как свою, так и любимой девушки. И сквозь призму этого противостояния мы можем увидеть, что искренность, доброта, верность способны быть сильнее подлости. Поведение Швабрина не вызывает у читателя никакой симпатии, ведь найти оправдание всем низостям просто невозможно. Петр же, несмотря на свою первоначальную бесшабашность, оказывается настоящим героем и человеком чести.

  10. ОБРАЗЫ ГРИНЕВА И ШВАБРИНА (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
    В повести А. С. Пушкина «Капитанская доч­ка» Гринев и Швабрин — представители молодо­го поколения. Как известно, писателя глубоко волновала проблема нравственного воспитания, формирования личности молодого человека. В этом аспекте образы молодых людей противопо­ставлены: отличаются их поступки, система нравственных ценностей, восприятие мира.
    Обратим внимание на причины приезда юно­шей в Белогорскую крепость. Петр Гринев при­был сюда по воле отца, отправившего сына в от­даленную и глухую местность с целью послужить в армии, потянуть лямку да понюхать пороху. При этом главной нравственной установкой Гринева-отца Гриневу-сыну было «беречь честь смо­лоду». У Швабрина причина другая: в отдален­ную крепость он был переведен за убийство, со­вершенное в присутствии двух свидетелей.
    При создании образа Швабрина писатель ру­ководствовался биографическими фактами дво­рянина Михаила Шванвича. Крестник императ­рицы Елизаветы Петровны, Шванвич получил хорошее по тем временам образование. Поступил на военную службу. Затем его судьба круто пере­вернулась. Участвуя в боевой операции против отряда Пугачева, Шванвич попал в плен, и его ожидала смертная казнь. Однако взятые вместе с ним солдаты заступились за него. Пугачев по­миловал Шванвича и назначил атаманом полка пленных войск. После разгрома восстания Шван­вич снова попал в плен, но в этот раз пленен он был правительственными войсками. Шванвич был лишен чинов и дворянства за то, что «буду­чи в толпе злодейской, забыв долг присяги, сле­по повиновался самозванцовым приказам, пред­почитая гнусную жизнь честной смерти».
    При сходстве жизненных обстоятельств, су­ществует сильное расхождение в характерах А. Швабрина и его прототипа М. Шванвича. От­личались и побудительные причины, приведшие каждого из них в лагерь повстанцев. Пушкин­ский Швабрин — человек властный, злой, аван­тюрный. На сторону Пугачева он переходит не из страха, а добровольно (хотя в тексте повести не раскрыты мотивы этого перехода). Гринев оста­ется верен присяге даже перед лицом смерти: «Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасе­нии всех близких моему сердцу». И даже счаст­ливо избежав благодаря вмешательству верного Савельича участи казненных товарищей, Петр Гринев отказывается униженно целовать руку самозванца.
    Отличается и отношение молодых людей к женщине. Швабрин, полюбив Машу, абсолютно спокойно называет ее «совершенною дурочкою» и отпускает в присутствии Гринева колкие заме­чания в адрес капитанской дочки. Петр Гринев настроен романтично: посвящает любимой сти­хи, относится к ней уважительно и почтительно. Швабрин готов оклеветать Машу, которая не от­вечает ему взаимностью: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вме­сто нежных стишков подари ей пару серег». Петр готов защитить честь невинной и скромной де­вушки: «Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вме­сто грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету»
    Швабрин не отказывается от желания обла­дать Машей, даже получив решительный отказ. Воспользовавшись непредвиденными и трагиче­скими обстоятельствами, он принудил отца Гера­сима выдать ему Машу. Долгое время Швабрин держит девушку в заточении, вынуждая выйти за него замуж. В это же время Гринев, не боясь роковых последствий встречи с Пугачевым, стре­мится прийти на помощь бедной сироте. Во вре­мя освобождения капитанской дочки Швабрин совершает поступок, который раскрыл всю сущ­ность его мелкой и подлой душонки. Пугачев об­виняет Швабрина в обмане и грозится нещадно покарать провинившегося. Тогда Швабрин упал перед самозванцем на колени. Гринев, ставший невольным свидетелем этой сцены, потрясен: «В эту минуту презрение заглушило во мне все чув­ства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого каза­ка». Этот эпизод иллюстрирует, насколько раз­личными нравственными критериями руковод­ствовались Гринев и Швабрин. Если для первого честь и достоинство — превыше всего, даже смер­ти, то для второго хороши все средства для дос­тижения цели.
    Однако есть другое видение образов Швабрина и Гринева. Так, В. Ф. Одоевский, которому принадлежит один из первых отзывов после пуб­ликации повести, оценивал Швабрина несколь­ко иначе. В частности, он утверждал, что «Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в сообщники Пугачева». Швабрин слишком умен, чтобы поверить в возмож­ность успеха Пугачева, и недостаточно страстен, чтобы из любви к Маше решиться на такое дело. Далее В. Ф. Одоевский говорит, что Швабрин для него «имеет много нравственно-чудесного», так как не пользуется теми минутами, когда Маша находится в его власти.
    Я думаю, все споры в оценке нравственности героев разрешил сам писатель. Последняя встре­ча Швабрина и Гринева состоялась в тюрьме, куда они были отправлены по обвинению в измене и пособничестве Пугачеву. Швабрин совершенно изменился: поседел, похудел. Однако поведение его не изменилось: слабым, но смелым голосом он обвинил Гринева в шпионаже. Гринев спокой­но принял все эти обвинения, ибо его мысли в этот момент были подчинены единственной цели: «Я выслушал его молча и был доволен одним: имя Марьи Ивановны не было произнесено гнусным злодеем». Судьба вознаграждает героев справед­ливо: Гринев женится на Маше, а участь Шваб­рина, хотя писатель опускает эту деталь, предоп­ределена и незавидна.

  11. Швабрин не отказывается от желания обла­дать Машей, даже получив решительный отказ. Воспользовавшись непредвиденными и трагиче­скими обстоятельствами, он принудил отца Гера­сима выдать ему Машу. Долгое время Швабрин держит девушку в заточении, вынуждая выйти за него замуж. В это же время Гринев, не боясь роковых последствий встречи с Пугачевым, стре­мится прийти на помощь бедной сироте. Во вре­мя освобождения капитанской дочки Швабрин совершает поступок, который раскрыл всю сущ­ность его мелкой и подлой душонки. Пугачев об­виняет Швабрина в обмане и грозится нещадно покарать провинившегося. Тогда Швабрин упал перед самозванцем на колени. Гринев, ставший невольным свидетелем этой сцены, потрясен: «В эту минуту презрение заглушило во мне все чув­ства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого каза­ка». Этот эпизод иллюстрирует, насколько раз­личными нравственными критериями руковод­ствовались Гринев и Швабрин. Если для первого честь и достоинство — превыше всего, даже смер­ти, то для второго хороши все средства для дос­тижения цели.
    Однако есть другое видение образов Швабрина и Гринева. Так, В. Ф. Одоевский, которому принадлежит один из первых отзывов после пуб­ликации повести, оценивал Швабрина несколь­ко иначе. В частности, он утверждал, что «Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в сообщники Пугачева». Швабрин слишком умен, чтобы поверить в возмож­ность успеха Пугачева, и недостаточно страстен, чтобы из любви к Маше решиться на такое дело. Далее В. Ф. Одоевский говорит, что Швабрин для него «имеет много нравственно-чудесного», так как не пользуется теми минутами, когда Маша находится в его власти.
    Я думаю, все споры в оценке нравственности героев разрешил сам писатель. Последняя встре­ча Швабрина и Гринева состоялась в тюрьме, куда они были отправлены по обвинению в измене и пособничестве Пугачеву. Швабрин совершенно изменился: поседел, похудел. Однако поведение его не изменилось: слабым, но смелым голосом он обвинил Гринева в шпионаже. Гринев спокой­но принял все эти обвинения, ибо его мысли в этот момент были подчинены единственной цели: «Я выслушал его молча и был доволен одним: имя Марьи Ивановны не было произнесено гнусным злодеем». Судьба вознаграждает героев справед­ливо: Гринев женится на Маше, а участь Шваб­рина, хотя писатель опускает эту деталь, предоп­ределена и незавидна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *