Сочинение на тему символика в поэме двенадцать

11 вариантов

  1. Движущей силой этого «мирового циклона» должны были стать двенадцать. Двенадцать – это простые русские солдаты, которые шагали по улицам революционного Петрограда. Они – двенадцать апостолов революции, которые прокладывают путь и доносят революционные идеи в массы. Их дорога пропитана кровью и болью, двенадцать готовы убить и расправиться с каждым. Блок не осуждал поступки двенадцати, ведь верил, что путь к светлому будущему лежит через кровь и разруху.
    Символами старого буржуазного общества становится старуха, которой не понятны революционные лозунги. Поп и буржуй теперь должны опасаться за свою жизнь, ведь они знают, что в «новом мире» им не будет места.
    Старый «безродный» пес становится символом «старого мира». Он плетется за двенадцатью в надежде на помилование и снисхождение.
    Немаловажное место в поэме «Двенадцать» занимает образ Христа. Христос здесь становится символом гармоничного и светлого будущего. Он идет впереди двенадцати, словно указывая им дорогу в «новый мир». С другой стороны Блок хотел показать нам, что Христос, как и много веков назад вновь сошел на землю, чтобы помочь человечеству побороть грязь и разруху.
    Революционный город становится символов огромной страны, которую охватила революционная борьба. Вообще, борьба «старого» и «нового» мира становятся главной темой произведения. Эту борьбу Блок показывает через борьбу цвета. Так, «черное небо» противостоит «белому снегу»; красный флаг с одной стороны становится символом победы, а с другой – символом кровавого настоящего.
    С помощью поэмы «Двенадцать» Блок хотел показать нам, как в грязи и в крови рождается новый человек. Именно в этом автор и видел основное предназначение революции.

  2. Символика в
    поэме А. Блока «Двенадцать»

    По определению,
    символ — это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других подобных
    литературных приемов — метафор, гипербол и прочих, символы многозначны, то есть
    каждый человек воспринимает их так, как ему это нравится, и так, как он их
    лично понимает. Точно так же и в художественном тексте символы появляются не
    столько благодаря сознательному расчету автора на то, что читатель увидит в них
    что-то конкретное, сколько по причинам подсознательным, зачастую они связаны с
    весьма абстрактными ассоциациями писателя по отношению к разным словам,
    предметам и действиям. В какой-то мере символы могут послужить при раскрытии
    авторской позиции, но из-за неоднозначности их восприятия никаких точных
    выводов, как правило, сделать нельзя.
    Поэма
    Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще
    характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти
    символы в некую единую систему.
    Ритм первой
    главы “Двенадцати” выдержан в стиле народном, которым обычно сопровождались
    выступления маленьких кукольных театров — вертепов или разные скоморошьи
    представления. Такой прием сразу дает ощущение нереальности. Тут же добавлен
    такой элемент, как огромный холст, весьма похожий на экран кинотеатра. Этот
    подход, в сочетании с постоянными контрастами “черное — белое”, создает
    впечатление, что мы смотрим какой-то фильм или выступление того же самого
    вертепа, и это впечатление не исчезает до самого конца поэмы. Пейзаж опять-таки
    графичен: белый снег — черное небо — ветер — огни. Эти легко представимые
    детали отнюдь не придают реальности картинам, зато легко ассоциируются с
    кадрами из фильма “Терминатор”, который, в свою очередь, сюжетно связан с Апокалипсисом.
    Черно небо, снег и огонь — вполне подходящие символы для земли, над которой
    навис гнев Божий.
    Для продолжения
    темы Страшного суда можно взять главную песнь исландской “Старшей Эдды” —
    “Прорицание Вёльви”. Согласно скандинавской мифологии, концу света предшествует
    трехлетняя зима, называемая “Фимбульветр”, которая начинается с того, что волк
    поедает солнце. Во время этой зимы происходят братоубийственные войны, так про
    нее и говорится — “…время волков и троллей — великий блуд”. На это прямо указывают
    некоторые детали “Двенадцати” — все тот же черно-белый пейзаж, сход
    проституток, даже волк имеется, — правда, в виде облезлого пса! По “Эдде”,
    после этой зимы произойдет Последняя Битва, когда “хорошие” божества — асы и
    герои выйдут против нехороших троллей, великанов, волка, Феприза и змеи Мидгард
    — “мировой змеи”. Вспомним эпизод из последней главы, когда “двенадцать” грозят
    именно штыком псу, то есть волку, и снежным сугробам, в которых, как известно,
    справляют свадьбы ведьмы, тролли и прочая нечисть. Однако роль “двенадцати” в
    этой системе четко не определена — то ли это “хорошие” асы, то ли кровавые
    тролли, пожиратели трупов, разжигатели мирового адского пожара, вместе с
    которыми — волк.
    Двенадцать —
    ключевое число поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Прежде
    всего это двенадцать часов — полночь, двенадцать месяцев — конец года.
    Получается какое-то “пограничное” число, так как конец старого дня (или года),
    а также начало нового — это всегда преодоление некоего рубежа, шажок в неизвестное
    будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира. Неясно, что
    впереди. Наверное, “мировой пожар” вскоре перекинется на все сущее. Но это
    вселяет и некоторую надежду, ведь гибель старого мира обещает рождение чего-то
    нового. Так в христианстве, где избранные обретут рай, так у скандинавов, где
    во время Последней Битвы рухнет мировой ясень Иидрасиль, обрушатся и небеса, и
    преисподняя (кстати, созданные из трупа некоего великана). Но спасутся
    некоторые асы, и мужчина с женщиной, которые Будут питаться Росой по утрам И
    людей породят.
    Другая числовая
    ассоциация — это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух
    из них — Андрюхи и Петрухи. Вспомним и историю апостола Петра, трижды
    отрекшегося от Христа за одну ночь. Но у А. Блока наоборот: Петруха за одну
    ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает. К тому же он — убийца
    своей бывшей возлюбленной.
    Замотал платок
    на шее — Не оправиться никак.
    Платок, как
    петля, на шее, и Петр превращается в Иуду. А роль предателя Иуды играет Ванька
    (Иоанн).
    И идут без
    имени святого Все двенадцать — вдаль.
    Ко всему
    готовы, Ничего не жаль…
    Их винтовочки
    стальные На незримого врага…
    А чуть раньше:
    “Эх, эх, без креста!” Получаются какие-то антиапостолы — с винтовками вместо
    креста, уголовники, грабители, убийцы, готовые стрелять хоть в сугроб, хоть в
    буржуя, хоть в собаку, хоть во всю Святую Русь, хоть в самого Иисуса Христа. И
    вдруг А. Блок неожиданно разрушает концепцию антиапостолов — тем, что
    возглавляет их шествие, правда, невидимо для них, Иисус Христос с кровавым
    флагом! Еще одна важная деталь связана с этими “двенадцатью”: “На спину б надо
    бубновый туз!” Здесь можно подобрать разные объяснения. Во-первых, “двенадцать”
    — это каторжники, а туз — знак отличия от мирных граждан. Во-вторых, это
    красочно наряженное языческое шествие, святочные колядки, например. В-третьих —
    крестный ход, тогда и Иисус Христос на месте. Далее, “туз” по-английски “асе”,
    и снова вспоминаются скандинавские асы, которых, кстати, было тоже двенадцать.
    А может быть, это просто революционный патруль и красные тузы — опять-таки для
    отличия.
    Сложная система
    символики Александра Блока не дает возможности сказать, кто такие эти
    “двенадцать”. Но это не столь и важно. Благодаря символике поэма получилась
    весьма емкой. Здесь и история греха с последующей расплатой, и убийства с
    раскаянием и забвением, но самое главное — это идея гибели и поругания старого
    мира. Был ли он хорош или плох, уже не имеет значения. Падение свершилось, и
    можно только надеяться, что впереди будет нечто лучшее.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  3. Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. Эта особенность восприятия поэтом революции и отразилась в его поэме “Двенадцать”.
    Известно, что Александр Блок был одним из талантливейших поэтов-символистов. И в поэме “Двенадцать” революция описана Блоком не прямо, а при помощи символов. Она представляется в виде ветра, ветра перемен, сносящего все старое и несущего новую жизнь:
    Черный вечер.
    Белый снег. Ветер, ветер!
    На ногах не стоит человек.
    Ветер, ветер —
    На всем Божьем свете.
    Символы являются в поэме основным средством изображения. Они многообразны и различны, и все глубоки по смысловой нагрузке. Например, старый мир Блок сравнивает с безродным псом:
    Стоит буржуй, как пес голодный,
    Стоит безмолвный, как вопрос.
    И старый мир, как пес безродный,
    Стоит за ним, поджавши хвост.
    Старый мир представлен в поэме еще несколькими образами-символами: барыней в каракуле, старушкой, невеселым “товарищем попом”, “писателем, витией”.
    Надо сказать, что символика поэмы “Двенадцать” не только образная, но и цветовая. Черный вечер, черное небо и “черная, черная злоба в груди” — эти символы помогают нам со всей остротой представить, какая злоба накопилась у тех двенадцати, которые идут по улице. Черный цвет говорит нам и о жестокости замыслов этих людей, которые готовы из-за своей ненависти на все. Души двенадцати черны, пусты и холодны.
    А белый снег — это символ новой жизни, очищения. И, что обращает на себя внимание, он падает с черного неба, из черных туч. Это тоже глубоко символично. Поэт хочет сказать, что новая жизнь придет из самых “черных” глубин. Из тех глубин душевной пустоты двенадцати, которым “ничего не жаль”. Белый цвет используется Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного — поэт в это искренне верил.
    Блок показывает и двойственность поступков двенадцати. С одной стороны, они идут к новой жизни, к справедливой расправе с “шелудивым псом”, с другой стороны, их руки омыты кровью реального человека. Бессмысленное убийство Катьки — еще одно подтверждение полной душевной опустошенности. “Эка тьма!” — говорит один из них. Тьма — это тоже символ, символ тьмы безверия. Недаром они радостно скандируют: “Свобода, эх, эх, без креста!” Что же это за свобода?
    Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба —
    Гуляет нынче голытьба!..
    Ужъ я ножичком
    Полосну, полосну!..
    Ты, лети, буржуй, воробышком.
    Но почему же тогда “В белом венчике из роз — впереди — Иисус Христос”? Этот символ поэмы наиболее сложный. Гумилев, обсуждая с Блоком эту тему, выразил мнение, что это место в поэме кажется ему “искусственно приклеенным”. Блок же на это ответил: “Мне тоже не нравится конец… Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос. Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа”. Одни связывают присутствие в поэме этого символа с оправданием Блоком революции, другие, напротив, утверждают, что он хотел предупредить о ее страшной разрушительной силе. Как бы то ни было, Александр Блок при помощи символа Христа — Бога и посланника Бога, напоминает нам о вечных ценностях — добре, красоте, любви. Они не должны быть забыты людьми в угоду даже самым справедливым социальным деяниям.
    Роль символов в поэме Блока “Двенадцать” очень велика. Если их обобщить, мы глубже проникнем в смысл поэмы — это не только борьба нового со старым, но и более широко — противостояние света и тьмы, добра и зла.
    Символы позволяют нам также более явственно почувствовать описанные поэтом события. Удачное художественное воплощение в поэме революционных событий поставило это произведение Блока в ряд наиболее ярких и правдивых произведений, посвященных этой тематике.

  4. 4
    Текст добавил: Парнишка с добрым сердцом

    Символ — это один из методов тайного сопоставления. От остальных сходных литературных приемов — метафор, гипербол и прочих, их отличает многозначность. Любой человек воспринимает их настолько, насколько ему это приходится по нраву, и так, как он их лично понимает. В художественном тексте символы зарождаются не только благодаря намеренному желанию автора, чтобы читатель узнал в них что-то абстрактное, но и по инстинктивным факторам. Нередко они объединены с крайне метафизическими ассоциациями писателя по отношению к различным словам, объектам и поступкам. В какой-нибудь мере символы служат при выявлении авторской точки зрения, однако из-за неоднозначности их восприятия никаких истинных заключений, обычно, выработать невозможно.
    Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему.
    Ритм первой главы “Двенадцати” выдержан в стиле народном, которым обычно сопровождались выступления маленьких кукольных театров — вертепов или разные скоморошьи представления. Такой прием сразу дает ощущение нереальности. Тут же добавлен такой элемент, как огромный холст, весьма похожий на экран кинотеатра. Этот подход, в сочетании с постоянными контрастами “черное — белое”, создает впечатление, что мы смотрим какой-то фильм или выступление того же самого вертепа, и это впечатление не исчезает до самого конца поэмы. Пейзаж опять-таки графичен: белый снег — черное небо — ветер — огни. Эти легко представимые детали отнюдь не придают реальности картинам, зато легко ассоциируются с кадрами из фильма “Терминатор”, который, в свою очередь, сюжетно связан с Апокалипсисом. Черное небо, снег и огонь — вполне подходящие символы для земли, над которой навис гнев Божий.
    Для продолжения темы Страшного суда можно взять главную песнь исландской “Старшей Эдды” — “Прорицание Вёльви”. Согласно скандинавской мифологии, концу света предшествует трехлетняя зима, называемая “Фимбульветр”, которая начинается с того, что волк поедает солнце. Во время этой зимы происходят братоубийственные войны, так про нее и говорится — “…время волков и троллей — великий блуд”. На это прямо указывают некоторые детали “Двенадцати” — все тот же черно-белый пейзаж, сход проституток, даже волк имеется, — правда, в виде облезлого пса! По “Эдде”, после этой зимы произойдет Последняя Битва, когда “хорошие” божества — асы и герои выйдут против нехороших троллей, великанов, волка, Феприза и змеи Мидгард — “мировой змеи”. Вспомним эпизод из последней главы, когда “двенадцать” грозят именно штыком псу, то есть волку, и снежным сугробам, в которых, как известно, справляют свадьбы ведьмы, тролли и прочая нечисть. Однако роль “двенадцати” в этой системе четко не определена — то ли это “хорошие” асы, то ли кровавые тролли, пожиратели трупов, разжигатели мирового адского пожара, вместе с которыми — волк.
    Двенадцать — ключевое число поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Прежде всего, это двенадцать часов — полночь, двенадцать месяцев — конец года. Получается какое-то “пограничное” число, так как конец старого дня (или года), а также начало нового — это всегда преодоление некоего рубежа, шажок в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира. Неясно, что впереди. Наверное, “мировой пожар” вскоре перекинется на все сущее. Но это вселяет и некоторую надежду, ведь гибель старого мира обещает рождение чего-то нового. Так в христианстве, где избранные обретут рай, так у скандинавов, где во время Последней Битвы рухнет мировой ясень Иидрасиль, обрушатся и небеса, и преисподняя (кстати, созданные из трупа некоего великана). Но спасутся некоторые асы, и мужчина с женщиной, которые
    Будут питаться
    Росой по утрам
    И людей породят.
    Другая числовая ассоциация — это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них — Андрюхи и Петрухи. Вспомним и историю апостола Петра, трижды отрекшегося от Христа за одну ночь. Но у А. Блока наоборот: Петруха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает. К тому же он — убийца своей бывшей возлюбленной.
    Замотал платок на шее —
    Не оправиться никак.
    Платок, как петля, на шее, и Петр превращается в Иуду. А роль предателя Иуды играет Ванька (Иоанн).
    И идут без имени святого
    Все двенадцать — вдаль.
    Ко всему готовы,
    Ничего не жаль…
    Их винтовочки стальные
    На незримого врага…
    А чуть раньше: “Эх, эх, без креста!” Получаются какие-то антиапостолы — с винтовками вместо креста, уголовники, грабители, убийцы, готовые стрелять хоть в сугроб, хоть в буржуя, хоть в собаку, хоть во всю Святую Русь, хоть в самого Иисуса Христа. И вдруг А. Блок неожиданно разрушает концепцию антиапостолов — тем, что возглавляет их шествие, правда, невидимо для них, Иисус Христос с кровавым флагом! Еще одна важная деталь связана с этими “двенадцатью”: “На спину б надо бубновый туз!” Здесь можно подобрать разные объяснения. Во-первых, “двенадцать” — это каторжники, а туз — знак отличия от мирных граждан. Во-вторых, это красочно наряженное языческое шествие, святочные колядки, например. В-третьих — крестный ход, тогда и Иисус Христос на месте. Далее, “туз” по-английски “асе”, и снова вспоминаются скандинавские асы, которых, кстати, было тоже двенадцать. А может быть, это просто революционный патруль и красные тузы — опять-таки для отличия.
    Непростой порядок символики Александра Блока не приносит вероятности вымолвить, кто такие эти “двенадцать”. Однако это не так и существенно, ведь именно благодаря символике поэма удалась чрезвычайно вместительной. Тут и история согрешения с последующим возмездием, и смертоубийства с муками совести и забвением, а самое первостепенное — настоящая идея краха и осквернения прежнего, старого мира. Уже не имеет смысла, хорош он был или плох. Падение стало реальностью, и хочется лишь уповать, что в дальнейшем все будет самое наилучшее.

  5. Поэма “Двенадцать” была написана А. Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма “Двенадцать”.
    Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме “Двенадцать” является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.
    Ветер, ветер!
    На ногах не стоит человек.
    Ветер, ветер —
    На всем божьем свете!
    Завивает ветер
    Белый снежок.
    Под снежком — ледок.
    Скользко, тяжко,
    Всякий ходок
    Скользит — ах, бедняжка!
    В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может “подскользнуться” на “ледке” революции, захваченный врасплох ураганом перемен.
    В поэме встречается еще один яркий символ — “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон…”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где автор говорит о “мировом пожаре” — символе вселенской революции. И этот “пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев:
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем,
    Мировой пожар в крови —
    Господи, благослови!
    Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело — защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.
    В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть — вечные чувства, которые руководят поступками человека.
    Также немаловажными в поэме “Двенадцать” являются образы старухи, попа, буржуя — они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката “Вся власть Учредительному собранию!”, она не принимает и большевиков (“Ох, большевики загонят в гроб!”), но старуха верит в Богородицу, “матушку-заступницу”. Для нее важны насущные проблемы, а не революция:
    На канате — плакат:
    “Вся власть Учредительному Собранию!”
    Старушка убивается — плачет,
    Никак не поймет, что значит,
    На что такой плакат,
    Такой огромный лоскут?
    Сколько бы вышло портянок для ребят…
    Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за свою дальнейшую жизнь:
    Ветер хлесткий!
    Не отстает и мороз!
    И буржуй на перекрестке
    В воротник упрятал нос.
    А вон и длиннополый —
    Сторонкой — за сугроб…
    Что нынче невеселый,
    Товарищ поп?
    Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как “безродный”, “холодный” пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами:
    …Скалит зубы— волк голодный —
    Хвост поджал — не отстает —
    Пес холодный — пес безродный…
    Впереди — Исус Христос.
    Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы “без креста” к свободе с Христом.
    Революционный Петербург, в котором разыгрываются “вселенские стихии”, олицетворяет всю революционную Россию. А. Блок изобразил ее как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Символика цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой — белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, — символ победного конца, с другой стороны — символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.
    Благодаря системе образов и символике в поэме “Двенадцать” Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.

  6. Символ — это иносказательный образ, который имеет множество интерпретаций (или, по-другому, не может быть однозначно проинтерпретирован), вызывает у читателей целую цепочку ассоциаций. В начале XX века в период расцвета русской литературы одним из самых значительных направлений литературы и искусства считался символизм. Поэты, входившие в это движение, использовали символы как важнейший инструмент познания реальности, средство приблизиться к постижению истинной сути вещей. Большое значение в их художественном мире приобретали индивидуальные символы, которые выражали мировосприятие, итог осмысления мира отдельными поэтами.
    А.А. Блок на начальном этапе своего творчества тоже принадлежал к символистам, а усомнившись в истинности творческих и идейных исканий символистов, отмежевался от них, но продолжал использовать символы в попытке передать свои ощущения и переживания, связанные с соприкосновением поэта с внешним миром.
    Поэма «Двенадцать» оказалась в числе последних произведений, написанных Блоком, ее же можно считать самым неоднозначным творением поэта, из-за которого большинство современников отвернулось от Блока. Поэма была написана в 1918 году, когда поэт находился на пике воодушевленности идеей революционной борьбы, революционного преобразования мира. В том же году он пишет статью «Интеллигенция и революция», в которой рассматривает революцию с эпохальной точки зрения, пишет, что она не могла не произойти. Статья заканчивается призывом: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию».
    Таким образом, поэму можно считать попыткой самого поэта вслушаться и понять, что же несет с собой революция. Сам Блок писал: «… те, кто видят в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы». Поэт не хотел, чтобы его произведение рассматривали как некий политический манифест. Все обстояло совсем наоборот. В поэме «Двенадцать» Блок ставил больше вопросов, волнующих в первую очередь его самого, чем отвечал на них. Поэтому употребление символов в поэме более чем оправданно: так поэт попытался отобразить неоднозначность и многогранность революционного движения, попытался понять, какие надежды связывать с «мировым пожаром».
    Центральным образом-символом поэмы становится символ стихии. Им открывается поэма, сразу создается ощущение неуютности и шаткости:
    Черный вечер.
    Белый снег.
    Ветер, ветер!
    На ногах не стоит человек.
    Ветер, ветер –
    На всем божьем свете!
    Разгул природной стихии: разыгрывается вьюга, «снег воронкой занялся», в переулочках «пылит пурга» — символизирует разгул исторической, революционной стихии, смешение и хаос в переломный момент русской истории. Со стихией ассоциируется и «мировой пожар», который «на горе всем буржуям» собираются раздуть красноармейцы. Следствием разгула стихии является свобода — свобода действий, свобода совести, освобождение от старых моральных и нравственных норм. Так и получается, что свобода революционного отряда оказывается «эх, эх, без креста!». Свобода нарушать Христовы заповеди, то есть свобода убивать («А Катька где? — Мертва, мертва! / Простреленная голова!»), блудить («Эх, эх, поблуди! / Сердце екнуло в груди»), трансформируется в стихию вседозволенности («Пальнем-ка пулей в Святую Русь — / В кондовую, / В избяную, / В толстозадую!»). Красногвардейцы из революционного отряда готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй: «Ты лети, буржуй, воробышком! / Выпью кровушку / За зазнобушку / Чернобровушку». Так разгорается в разоренном городе стихия страстей. Городское бытие обретает характер стихийности: лихач «несется вскачь», он «летит, вопит, орет», на лихаче «Ванька с Катькою летит». После убийства ожидаются новые злодейства, и непонятно, то ли грабить будет революционный дозор, то ли его «свободные» действия «развязывают руки» настоящим преступникам — «голытьбе»:
    Эх, эх!
    Позабавиться не грех!
    Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба –
    Гуляет нынче голытьба!
    Красноармейцам кажется, что они управляют революционной стихией, но это не так. В конце поэмы ветер начинает морочить бойцов: «- Кто еще там? Выходи! / Это — ветер с красным флагом / Разыгрался впереди…», а вьюга «долгим смехом / Заливается в снегах».
    Особую роль играет в поэме цветовая символика. В «Двенадцати» Блок использует три цвета: черный, белый и красный. Россия старая и революционная Россия 1917 года ассоциировались в сознании Блока с черным, он записал в дневнике: «В России все опять черно и будет чернее прежнего?» Черный цвет в поэме связан с грехом, ненавистью, революционным отрядом: черный вечер, черное небо, черная людская злоба, названная и злобой святой, черные ремни винтовок. Белый цвет — цвет снега — связан с вьюгой, разгулом стихии. Так поэт выражал надежду на революционное, стихийное преображение России черной в Россию белую. А возглавлять это преображение будет «Исус Христос» («в белом венчике из роз»; идет «снежной россыпью жемчужной»). Важное место в цветовой символике поэмы занимает и красный цвет. Именно он характеризует революционную эпоху — кровь, убийства, насилия, «мировой пожар», кровавый флаг отряда двенадцати — «красной гвардии». Блок верил в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему, которое олицетворено в поэме образом Христа. Он писал: «Это ведь только сначала — кровь, насилие, зверство, а потом — клевер, розовая кашка».
    Если разгулявшаяся стихия олицетворяет революционное начало, то символом «старого мира» выступает в поэме голодный, паршивый пес, появляющийся в поэме вместе с буржуем:
    Стоит буржуй, как пес голодный,
    Стоит безмолвный как вопрос.
    И старый мир, как пес безродный,
    Стоит за ним, поджавши хвост.
    «Пес холодный — пес безродный», не отставая, следует за революционным отрядом, отстав от буржуя. Таким, кажется Блоку, будет выбор «старого мира»: он не останется «на перекрестке» с буржуем, а увяжется за красногвардейцами, то ли потому, что у них сила, то ли потому, что они несут с собой обновление.
    Революционный отряд двенадцати сам по себе является центральным символом поэмы. Описывая их вначале, Блок сравнивает их с преступниками и каторжниками: «В зубах — цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!» Но в них можно увидеть и христианскую символику. По ассоциации с евангельскими апостолами, которых тоже было двенадцать, дозор можно назвать «апостолами революции», ведь в конце поэмы оказывается, что перед отрядом идет «Исус Христос». Образ-символ Христа имеет множество трактовок, каждая из которых делает свой вклад в его понимание. Иисус несет с собой чистоту, белизну, искупление, прекращение страданий. Он находится в другой плоскости, далеко от уличной стихии, вьюжной земли, по которой шествуют апостолы революции. Он выше истории, хаоса, вьюги. Автор показывает разобщение земли и неба, Иисус остается лишь напоминанием о святости, недостижимой для тех, кто остался на земле. Этой трактовке противоречит то, что Иисус держит в руках красный флаг — налицо Его приобщенность к земным, стихийным, революционным делам. Разительно отличающуюся от других трактовку финала поэмы предложил русский поэт М. Волошин. В финальной сцене он увидел картину расстрела. Христос не идет во главе двенадцати, напротив, апостолы революции преследуют его, но не замечают — Иисус виден только автору. Таким образом, поэт считал, что поэма написана против большевиков.
    Сам Блок неоднократно признавался, что образ Христа в финале возник как бы помимо его воли: «Я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа».
    Поэма «Двенадцать» представляет собой попытку поэта вслушаться в музыку революции, «броситься» в ее «многопенный вал». Многозначные символы, наполняющие поэму, препятствуют однозначной трактовке смысла революции. Этого и добивался автор поэмы, предлагая своим читателям не судить однозначно революционные преобразования, а вместе с ним окунуться в «вихрь атомов космической революции». К сожалению, далеко не все его современники поняли призыв поэта.

  7. По определению, символ — это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других подобных литературных приемов — метафор, гипербол и прочих, символы многозначны, то есть каждый человек воспринимает их так, как ему это нравится, и так, как он их лично понимает. Точно так же и в художественном тексте символы появляются не столько благодаря сознательному расчету автора на то, что читатель увидит в них что-то конкретное, сколько по причинам подсознательным, зачастую они связаны с весьма абстрактными ассоциациями писателя по отношению к разным словам, предметам и действиям. В какой-то мере символы могут послужить при раскрытии авторской позиции, но из-за неоднозначности их восприятия никаких точных выводов, как правило, сделать нельзя.
    Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему.
    Ритм первой главы “Двенадцати” выдержан в стиле народном, которым обычно сопровождались выступления маленьких кукольных театров — вертепов или разные скоморошьи представления. Такой прием сразу дает ощущение нереальности. Тут же добавлен такой элемент, как огромный холст, весьма похожий на экран кинотеатра. Этот подход, в сочетании с постоянными контрастами “черное — белое”, создает впечатление, что мы смотрим какой-то фильм или выступление того же самого вертепа, и это впечатление не исчезает до самого конца поэмы. Пейзаж опять-таки графичен: белый снег — черное небо — ветер — огни. Эти легко представимые детали отнюдь не придают реальности картинам, зато легко ассоциируются с кадрами из фильма “Терминатор”, который, в свою очередь, сюжетно связан с Апокалипсисом. Черно небо, снег и огонь — вполне подходящие символы для земли, над которой навис гнев Божий.
    Для продолжения темы Страшного суда можно взять главную песнь исландской “Старшей Эдды” — “Прорицание Вёльви”. Согласно скандинавской мифологии, концу света предшествует трехлетняя зима, называемая “Фимбульветр”, которая начинается с того, что волк поедает солнце. Во время этой зимы происходят братоубийственные войны, так про нее и говорится — “…время волков и троллей — великий блуд”. На это прямо указывают некоторые детали “Двенадцати” — все тот же черно-белый пейзаж, сход проституток, даже волк имеется, — правда, в виде облезлого пса! По “Эдде”, после этой зимы произойдет Последняя Битва, когда “хорошие” божества — асы и герои выйдут против нехороших троллей, великанов, волка, Феприза и змеи Мидгард — “мировой змеи”. Вспомним эпизод из последней главы, когда “двенадцать” грозят именно штыком псу, то есть волку, и снежным сугробам, в которых, как известно, справляют свадьбы ведьмы, тролли и прочая нечисть. Однако роль “двенадцати” в этой системе четко не определена — то ли это “хорошие” асы, то ли кровавые тролли, пожиратели трупов, разжигатели мирового адского пожара, вместе с которыми — волк.
    Двенадцать — ключевое число поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Прежде всего это двенадцать часов — полночь, двенадцать месяцев — конец года. Получается какое-то “пограничное” число, так как конец старого дня (или года), а также начало нового — это всегда преодоление некоего рубежа, шажок в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира. Неясно, что впереди. Наверное, “мировой пожар” вскоре перекинется на все сущее. Но это вселяет и некоторую надежду, ведь гибель старого мира обещает рождение чего-то нового. Так в христианстве, где избранные обретут рай, так у скандинавов, где во время Последней Битвы рухнет мировой ясень Иидрасиль, обрушатся и небеса, и преисподняя (кстати, созданные из трупа некоего великана). Но спасутся некоторые асы, и мужчина с женщиной, которые Будут питаться Росой по утрам И людей породят.
    Другая числовая ассоциация — это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них — Андрюхи и Петрухи. Вспомним и историю апостола Петра, трижды отрекшегося от Христа за одну ночь. Но у А. Блока наоборот: Петруха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает. К тому же он — убийца своей бывшей возлюбленной.
    Замотал платок на шее — Не оправиться никак.
    Платок, как петля, на шее, и Петр превращается в Иуду. А роль предателя Иуды играет Ванька (Иоанн).
    И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль.
    Ко всему готовы, Ничего не жаль…
    Их винтовочки стальные На незримого врага…
    А чуть раньше: “Эх, эх, без креста!” Получаются какие-то антиапостолы — с винтовками вместо креста, уголовники, грабители, убийцы, готовые стрелять хоть в сугроб, хоть в буржуя, хоть в собаку, хоть во всю Святую Русь, хоть в самого Иисуса Христа. И вдруг А. Блок неожиданно разрушает концепцию антиапостолов — тем, что возглавляет их шествие, правда, невидимо для них, Иисус Христос с кровавым флагом! Еще одна важная деталь связана с этими “двенадцатью”: “На спину б надо бубновый туз!” Здесь можно подобрать разные объяснения. Во-первых, “двенадцать” — это каторжники, а туз — знак отличия от мирных граждан. Во-вторых, это красочно наряженное языческое шествие, святочные колядки, например. В-третьих — крестный ход, тогда и Иисус Христос на месте. Далее, “туз” по-английски “асе”, и снова вспоминаются скандинавские асы, которых, кстати, было тоже двенадцать. А может быть, это просто революционный патруль и красные тузы — опять-таки для отличия.
    Сложная система символики Александра Блока не дает возможности сказать, кто такие эти “двенадцать”. Но это не столь и важно. Благодаря символике поэма получилась весьма емкой. Здесь и история греха с последующей расплатой, и убийства с раскаянием и забвением, но самое главное — это идея гибели и поругания старого мира. Был ли он хорош или плох, уже не имеет значения. Падение свершилось, и можно только надеяться, что впереди будет нечто лучшее.

  8. Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. По определению, символ — это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других, подобных, художественных средств — аллегорий, метафор, гипербол, — символы многозначны. Рассмотрим своеобразие блоковской символики на примере поэмы “Двенадцать”.
    После революции 1917 года А. Блок, находясь под впечатлением только что произошедшего, пишет статью “Интеллигенция и революция”, поэму “Двенадцать” и стихотворение “Скифы”, в которых выражает свое представление об эпохальных событиях (1918 год).
    Поэма “Двенадцать” стала своеобразной песней революции, хотя авторскую позицию нельзя определить однозначно. Революция в поэме —это могучий порыв ветра, мировой пожар, в котором гибнет “страшный мир”. Вьюга, ветер, пурга — все создает тревожную обстановку:
    Ветер, ветер —
    На всем божьем свете!
    Революция, по мысли поэта, сотрясает всю Европу, весь мир. Но не каждый человек способен выдержать радикальные изменения, хаос этого времени:
    Всякий ходок
    Скользит — ах, бедняжка!
    Многие даже не понимают смысла происходящего. Образы старого мира, введенные А. Блоком, не случайны: поп с крестом “на брюхе”, буржуй, упрятавший нос в воротник, старушка, дама в каракуле не устоят на “льду” революции. Далеко не для всех идея революции представлялась оправданной и светлой. А отношение к попу в толпе показывает, как рушатся прежние устои, традиции старой Руси. Нет прежней набожности и уважения к церкви. Беспредел и вседозволенность царят всюду.
    Бушуют революционные бури, старый мир сопротивляется, не отпускает людей. И на этом фоне появляются двенадцать красноармейцев, идущих в новый мир.
    Вообще, двенадцать — ключевое слово поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Двенадцать часов — полночь, двенадцать месяцев — конец года. Возникает впечатление о “пограничном” числе. .Так, конец старого дня, а также начало нового — это всегда преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира.
    Другая числовая ассоциация — это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них — Андрюхи и Петрухи. А чуть раньше:
    Эх, эх, без креста…
    Но это, скорее, антиапостолы — с винтовками вместо креста, уголовники, убийцы: “На спину б надо бубновый туз”. Однако в конце поэмы их шествие неожиданно возглавляет, правда, невидимо для них, Иисус Христос с “кровавым” флагом. И так идут эти “грешные апостолы” — из прошлого, пройдя через настоящее, через хаос и кровь, к светлому будущему. Им ничего не жаль, они не чужды воровства, убийства.
    …И идут без имени святого
    Все двенадцать — вдаль.
    Ко всему готовы,
    Ничего не жаль…
    А если кто-то будет жалеть и поддаваться чувствам (эпизод с Катькой), то:
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем,
    Мировой пожар в крови,
    Господи, благослови!
    И пес к ним не зря пристал. Пес — символ старого мира, который идет по пятам. Его прогоняют красноармейцы: “Уйди, штыком пощекочу…”, —а он не отстает. Не так-то просто избавиться от наследия прошлого, надо ТПУДНЫЙ путь пройти, кровавый. Среди всей этой разрухи идут двенадцать красно1рмейцев — олицетворение новой жизни. Им приходится пе пеступать через кровь, через насилие, перебарывать себя. Но они упорно идут вперед, отгоняя призраки старой жизни, “страшного мира”. А впереди поэт показывает образ будущего, к которому придут люди, невзирая на трудности: “И от пули невредим, и за бурей невидим, …в белом венчике из роз впереди — Исус Христос”.

  9. Символика и её роль
    в поэме А.А.Блока «Двенадцать»
    А.А.Блок – великий русский поэт. Ему принадлежит особое
    место в русской литературе ХХ века. Ярчайший представитель символизма,
    вдохновенный певец Прекрасной Дамы, он остался в её истории и как автор
    произведения, которое до сих пор вызывает у читателей множество вопросов и
    споров. Это не случайно: поэма «Двенадцать», воссоздающая грандиозную картину
    революционных событий, насквозь пронизана иносказаниями и символами.
    Значение символов, использованных автором в поэме
    «Двенадцать», полностью соответствует нормам, принятым в литературе того
    направления, к которому он принадлежал. Символ представителями этого
    направления воспринимался в качестве одного из способов скрытого сравнения.
    Вместе с тем он обладал ярко выраженной многозначностью, позволяющей каждому
    человеку воспринимать его по-своему. Поэму «Двенадцать» Блок построил на
    сложнейших переплетениях различных символических значений. Так, огромный смысл
    был вложен автором в саму ритмическую организацию поэмы. Вглядываясь в неё,
    отмечаешь, что первая глава в стилевом отношении представляет собою народное
    представление саморохов, создаёт ощущение нереальности происходящего, его
    кинематографичности. Это ощущение усиливается введением в произведение
    различных художественных деталей. Такой деталью, к примеру, является огромный
    белый холст, натянутый через умьезу. Он напоминает экран. Созданию этого
    эффекта способствует и нагнетение автором чёрного и белого цветов, придающих
    графичность чёрно – белому пейзажу.
    Таки образом автор воссоздаёт символическую картину
    страны, над которой навис Божий гнев. Цветовая символика этой картины знаменует
    два жизненных начала: белое – это всё праведное и святое, чёрное – всё грешное
    и преступное.
    Огромной символикой обладает и название поэмы. Им стало её
    ключевое слово, содержащее в себе несколько символических значений и вызывающих
    у читателей множество ассоциаций.
    Первое значение, конечно, связано с его временем.
    Двенадцать – это рубеж между сегодняшним днём и вчерашним. День уходящий связан
    со старым миром, его падение остаётся за этим временным рубежом. Что впереди,
    завтра – неясно. Вероятно, «мировой пожар». В его горниле и должно произойти рождение
    нового.
    Есть у и другая ассоциация, возникающая при слове
    «двенадцать». Это количество апостолов. Имена героев – Петруха и Андрюха –
    подчёркивают связь названия с библейской историей. Известно, что апостол Пётр
    трижды в течение одной ночи отрекался от Христа. Петруха из поэмы «Двенадцать»
    тоже три раза теряет веру и обретает её вновь. К тому же он – убийца своей
    возлюбленной. Читатель видит, как он «замотая платок на шее – не оправится
    никак…». Платок на шее Петрухи напоминает петлю, а сам он – Иуду. Впрочем, и
    красногвардейский патруль, идущий «эх, эх, без креста» и состоящий из вчерашних
    грабителей и убийц, готовых стрелять хоть в сугроб, хоть в буржуя, хоть в
    бродячего пса, хоть во всю Святую Русь, даже с большой натяжкой не создаёт
    представления о святых. Оно возникает неожиданно, тогда, когда вдруг сквозь
    метельную кутерьму начинает сквозить образ Христа, возглавляющего шествие.
    Христы – это правда внешнего раскрепощения социальных низов и освобождения
    человеческой личности.
    Образ метели в поэме «Двенадцать» обладает огромной
    смысловой нагрузкой, позволяющей придать произведению великую многозначность.
    Поэма «Двенадцать» – это и история грехопадения и расплаты
    за него и вместе с тем история гибели старого мира и мучительного рождения
    нового – таково её совокупное значение, складывающееся из отдельных элементов,
    наполненных условностями блоковской символики.

  10. Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. Эта особенность восприятия поэтом революции и отразилась в его поэме “Двенадцать”.
    Известно, что Александр Блок был одним из талантливейших поэтов-символистов. И в поэме “Двенадцать” революция описана Блоком не прямо, а при помощи символов. Она представляется в виде ветра, ветра перемен, сносящего все старое и несущего новую жизнь:
    Черный вечер.
    Белый снег. Ветер, ветер!
    На ногах не стоит человек.
    Ветер, ветер —
    На всем Божьем свете.
    Символы являются в поэме основным средством изображения. Они многообразны и различны, и все глубоки по смысловой нагрузке. Например, старый мир Блок сравнивает с безродным псом:
    Стоит буржуй, как пес голодный,
    Стоит безмолвный, как вопрос.
    И старый мир, как пес безродный,
    Стоит за ним, поджавши хвост.
    Старый мир представлен в поэме еще несколькими образами-символами: барыней в каракуле, старушкой, невеселым “товарищем попом”, “писателем, витией”.
    Надо сказать, что символика поэмы “Двенадцать” не только образная, но и цветовая. Черный вечер, черное небо и “черная, черная злоба в груди” — эти символы помогают нам со всей остротой представить, какая злоба накопилась у тех двенадцати, которые идут по улице. Черный цвет говорит нам и о жестокости замыслов этих людей, которые готовы из-за своей ненависти на все. Души двенадцати черны, пусты и холодны.
    А белый снег — это символ новой жизни, очищения. И, что обращает на себя внимание, он падает с черного неба, из черных туч. Это тоже глубоко символично. Поэт хочет сказать, что новая жизнь придет из самых “черных” глубин. Из тех глубин душевной пустоты двенадцати, которым “ничего не жаль”. Белый цвет используется Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного — поэт в это искренне верил.
    Блок показывает и двойственность поступков двенадцати. С одной стороны, они идут к новой жизни, к справедливой расправе с “шелудивым псом”, с другой стороны, их руки омыты кровью реального человека. Бессмысленное убийство Катьки — еще одно подтверждение полной душевной опустошенности. “Эка тьма!” — говорит один из них. Тьма — это тоже символ, символ тьмы безверия. Недаром они радостно скандируют: “Свобода, эх, эх, без креста!” Что же это за свобода?
    Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба —
    Гуляет нынче голытьба!..
    Ужъ я ножичком
    Полосну, полосну!..
    Ты, лети, буржуй, воробышком.
    Но почему же тогда “В белом венчике из роз — впереди — Иисус Христос”? Этот символ поэмы наиболее сложный. Гумилев, обсуждая с Блоком эту тему, выразил мнение, что это место в поэме кажется ему “искусственно приклеенным”. Блок же на это ответил: “Мне тоже не нравится конец… Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос. Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа”. Одни связывают присутствие в поэме этого символа с оправданием Блоком революции, другие, напротив, утверждают, что он хотел предупредить о ее страшной разрушительной силе. Как бы то ни было, Александр Блок при помощи символа Христа — Бога и посланника Бога, напоминает нам о вечных ценностях — добре, красоте, любви. Они не должны быть забыты людьми в угоду даже самым справедливым социальным деяниям.
    Роль символов в поэме Блока “Двенадцать” очень велика. Если их обобщить, мы глубже проникнем в смысл поэмы — это не только борьба нового со старым, но и более широко — противостояние света и тьмы, добра и зла.
    Символы позволяют нам также более явственно почувствовать описанные поэтом события. Удачное художественное воплощение в поэме революционных событий поставило это произведение Блока в ряд наиболее ярких и правдивых произведений, посвященных этой тематике.

  11. Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма “Двенадцать”.
    Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме “Двенадцать” является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.
    Ветер, ветер!
    На ногах не стоит человек.
    Ветер, ветер —
    На всем божьем свете!
    Завивает ветер
    Белый снежок.
    Под снежком – ледок.
    Скользко, тяжко,
    Всякий ходок
    Скользит – ах, бедняжка!
    В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может “подскользнуться” на “ледке” революции, захваченный врасплох ураганом перемен.
    В поэме встречается еще один яркий символ – “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон…”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где автор говорит о “мировом пожаре” — символе вселенской революции. И этот “пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев:
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем,
    Мировой пожар в крови —
    Господи, благослови!
    Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело – защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.
    В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть – вечные чувства, которые руководят поступками человека.
    Также немаловажными в поэме “Двенадцать” являются образы старухи, попа, буржуя – они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката “Вся власть Учредительному собранию!”, она не принимает и большевиков (“Ох, большевики загонят в гроб!”), но старуха верит в Богородицу, “матушку-заступницу”. Для нее важны насущные проблемы, а не революция:
    На канате — плакат:
    “Вся власть Учредительному Собранию!”
    Старушка убивается — плачет,
    Никак не поймет, что значит,
    На что такой плакат,
    Такой огромный лоскут?
    Сколько бы вышло портянок для ребят…
    Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую жизнь:
    Ветер хлесткий!
    Не отстает и мороз!
    И буржуй на перекрестке
    В воротник упрятал нос.
    А вон и длиннополый –
    Сторонкой – за сугроб…
    Что нынче невеселый,
    Товарищ поп?
    Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как “безродный”, “холодный” пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами:
    …Скалит зубы.— волк голодный —
    Хвост поджал — не отстает —
    Пес холодный – пес безродный…
    Впереди – Исус Христос.
    Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы “без креста” к свободе с Христом.
    Революционный Петербург, в котором разыгрываются “вселенские стихии”, олицетворяет всю революционную Россию. А. Блок изобразил ее как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Символика цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой — белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, – символ победного конца, с другой стороны -символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.
    Благодаря системе образов и символике в поэме “Двенадцать” Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *