Сочинение на тему скажи что нибудь чтобы я тебя увидел
9 вариантов
Однажды, когда новый ученик философа Сократа оказался невообразимым молчуном и только ходил, слушал и смотрел по сторонам, Сократу стало интересно, а что же собственно молодой человек из себя представляет и он обратился к нему с этой знаменитой просьбой:
-Заговори, чтобы я тебя увидел.
Мудрость античного философа не подлежит сомнению и этой короткой фразой он умудрился выразить не только свое желание познакомиться с учеником, но и свое видение мира, видение человеческих взаимоотношений и роль вербального общения в социальном поведении людей.
Ведь что, как мне кажется, сказал этой фразой Сократ? Что по одному лишь внешнему виду человека невозможно составить о нем какого-либо мнения. Он может быть глупцом, а может быть гением, он может быть добрым или злым, хорошим или плохим. Построить свое субъективное мнение о человеке можно только в процессе общения.
Нет, конечно, часто случается, что о человеке судят по его поступкам и тогда прямое общение не требуется, чтобы определить является ли человек героем, подлецом или трусом. Но и в этом случае мы можем обратиться к другой расхожей фразе: О нем говорят его дела. То есть, опять без речи дело не обходится, даже если сказана она на языке поступков.
Обратим особое внимание на использованное слово “Увидел”. Что это значит?
Мне кажется, таким образом Сократ показал, что человек, ничего не говорящий и не совершающий, словно бы и не существует, на него никто не обращает внимание, он невидимка для общества.
И в современном мире, когда общаться между людьми стало намного проще, мы предпочитает “видеть” людей по их словам, обращать свое внимание прежде всего на манеру и культуру речи, чтобы решить стоит ли дальше общаться с этим человеком или отправить его в так называемый бан.
Статья посвящена актуальной проблеме формирования коммуникативных навыков подростков и молодежи в целом. «Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть» (Сократ) Донцова О.В.
В обществе довольно долго делали вид, что не замечают серьезную проблему – неумение современных подростков (да и молодежи в целом) грамотно и четко выражать свои мысли. Вопрос животрепещущий. Умение правильно сформулировать мысль и донести ее до собеседника, слушателя играет важную роль в человеческом общении (в дружеской беседе, на деловых переговорах…) Иначе появляется недопонимание или непонимание вовсе.
Почему же возникла такая ситуация? Причин много. Усугубление данной проблемы произошло с активным внедрением в нашу жизнь Интернета, современных гаджетов. Ребенок еще толком не умеет читать и писать, а уже осваивает смартфон, планшет, «общается» с друзьями посредством смайлов и мемов. Довольно быстро приходит осознание того, что если его вроде бы «понимают», то зачем усложнять все построением развернутых предложений, составлением текстов…
А еще современные подростки мало читают или выбирают «неправильную» литературу. Можно ли, например, научиться грамотно мыслить и говорить, читая исключительно комиксы? Еще известный французский философ, мыслитель Вольтер писал: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить».
Коммуникативное развитие является одной из важнейших составляющих системно-деятельностного подхода, лежащего в основе стандартов нового поколения. В пособии для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» доступно рассказывается о формировании УУД. Познавательные УУД включают и чтение: «Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования» [1, 103]. Таким образом, чтение можем определить как метапредметный навык.
Далее речь идет о стратегии смыслового чтения (вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста). Предлагается ряд заданий, способствующих формированию этого навыка [1, 117]: задание «Диалог с текстом», задание «Учимся задавать вопросы», задание «Озаглавливание текста», задание «Эпиграф» и много других.
Еще одним шагом к исправлению сложившейся ситуации служит замена тестовой части ЕГЭ заданиями с кратким ответом и обсуждение проекта устной части обязательного экзамена по русскому языку. Проект устной части ОГЭ уже есть, два задания из трех проверяют умение строить тексты, соблюдая логические связи, доказывать свое мнение, то есть ученик должен показать не только как он владеет речью, но и насколько хорошо у него развито мышление. Уже осенью 2017-2018 учебного года ученики 9 классов ряда регионов Российской Федерации попробуют свои силы, сдавая устную часть ОГЭ по русскому языку. Идея, несомненно, полезная, главное, чтобы были отработаны все нюансы, связанные не только с механизмом проведения устной части, но и с перспективой для детей с ограниченными возможностями здоровья. Окончательное решение нужно принимать после апробации. По необходимости сначала провести «работу над ошибками»
Через речь можно идентифицировать личность человека: «Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть» (Сократ). «Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении.» [2]
Итак, первое задание в Проекте устной части ОГЭ по русскому языку сформулировано следующим образом: «Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут». Подобное задание как правило не вызывает затруднений у девятиклассников. Ведь уже при переходе в основную школу ребята сдавали технику чтения.
На практике иногда мы видим обратную картину: определенный процент учеников 9 класса испытывает затруднения при выполнении данного задания. Парадокс? Этому есть объяснение: в начальной школе дети часто читают вслух дома и в школе на уроках. В основной же школе считается, что навык чтения «отработан», поэтому чтение «про себя» постепенно «убивает» выразительность, соблюдение интонационного рисунка предложенного текста, часто нарушаются акцентологические нормы. Да и дома далеко не все старшеклассники увлечены чтением книг. Печальный факт.
К сожалению, традиции семейного чтения практически утрачены. Родители и дети все больше времени проводят в социальных сетях, в виртуальном мире. На общение родителей с детьми, по статистическим данным, уходит в среднем 18 минут в сутки!
И родители, и учителя должны прививать интерес к чтению, поддерживать его. Этот процесс должен быть непрерывным. Например, чтение произведения вслух по очереди да еще с проявлением актерских талантов; можно дочитать до самого интересного места и остановиться, возникшая интрига заставит ребенка продолжить чтение самостоятельно. Нужно познакомить подростка с книжными приложениями, например, Bookmate. Это компьютерная программа для чтения с обширной библиотекой и еще социальная сеть для любителей книг, где можно общаться, делиться впечатлениями от прочитанного, советовать друг другу, какие произведения можно еще для себя открыть…
Во втором задании устной части ОГЭ предлагается принять участие в условном диалоге-интервью: ответить на пять вопросов. Ответы должны быть развернутыми, а не односложными. Выстраивая предложения-ответы, ученик покажет свои навыки коммуникации.
Вырабатывать данные умения нужно в процессе составления диалогов (работа в паре) как на уроках русского языка (на лингвистическую тему, например), так и на уроках литературы (составление диалога по статье о жизни и творчестве прозаика или поэта; обмен впечатлениями о прочитанном произведении; обсуждение поступков героя литературного произведения и т. д.)
Третье задание подразумевает монологическое высказывание. За одну минуту девятиклассник должен составить описание фотографии. Еще дается ряд предложений-помощников, ориентирующих ученика на нужное содержание ответа.
Такой тип задания не является совершенно новым для выпускника основной школы, так как в течение всего курса русского языка дети учатся писать сочинения по картинам, фотографиям. Сочинения могут быть с дополнительными заданиями: сочинения по опорным словам, с дополнением текста (распространение статьи, продолжение рассказа) и т. д.
Обучая родному языку школьников, мы обучаем их речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Известный современный методист Л.А.Ходякова подготовительную работу к написанию сочинения по картине подразделяет на два этапа:
1) этап ориентировки;
2) этап планирования.
Именно в рамках этих этапов Л.А. Ходякова и рассматривает роль сочинения по картине в формировании речевой деятельности учащихся. По мнению методиста, картина на этапе ориентировки выполняет роль стимула, так как она, воздействуя на органы чувств своими яркими изобразительными средствами, создает мотивацию к речевому действию, ориентирует высказывание обучаемых на адекватную передачу языковыми средствами содержания картины.
На этапе планирования (мысль еще не выражена в словах, а программа высказывания формируется во внутренней речи и существует в виде «образов-мыслей») картина представляет собой «предметно-изобразительный код», облегчает составление программы высказывания, так как дает готовый материал. Подсказывая тему будущего речевого произведения, она служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учащимися под руководством учителя в процессе овладения языком. Адресованные учащимся вопросы и задания по рассматриваемой картине стимулируют речевую активность говорящего, поддерживают и направляют его речевую деятельность. [3]
К сожалению, в системе творческих работ современных школьников отсутствует «особый жанр», который мог бы способствовать «созреванию и очеловечиванию чувств» подрастающего члена общества. По словам Ю.М.Лотмана, такой жанр должен «вырабатывать душу», потому что «опасен интеллект без совести». [4, 459]
Итак, механизмы государственной итоговой аттестации должны быть ориентированы на выявление и оценку не только результатов освоения учебных программ, но и наиболее важных личностных достижений учащихся в образовании, наиважнейшими из которых являются коммуникативные. В полной же мере этому будут соответствовать устная и письменная части ГИА.
Литература:
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: изд. Просвещение, 2011. – С. 159
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fipi.ru/about/news/obsuzhdenie-proekta-modeli-razdela-govorenie-v-gia-po-russkomu-yazyku (дата обращения 26.05.2017)
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/175032/osobennosti-sochineniy-po-kartine (дата обращения 26.05.2017)
Лотман, Ю.М. Чему же учатся люди?/ Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: изд. Гнозис, 1994. – С. 459 «Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть» (Сократ) Учитель русского языка и литературы МОУ “Вейделевская СОШ Вейделевского района Белгородской области” Донцова О.В.
В обществе довольно долго делали вид, что не замечают серьезную проблему – неумение современных подростков (да и молодежи в целом) грамотно и четко выражать свои мысли. Вопрос животрепещущий. Умение правильно сформулировать мысль и донести ее до собеседника, слушателя играет важную роль в человеческом общении (в дружеской беседе, на деловых переговорах…) Иначе появляется недопонимание или непонимание вовсе.
Почему же возникла такая ситуация? Причин много. Усугубление данной проблемы произошло с активным внедрением в нашу жизнь Интернета, современных гаджетов. Ребенок еще толком не умеет читать и писать, а уже осваивает смартфон, планшет, «общается» с друзьями посредством смайлов и мемов. Довольно быстро приходит осознание того, что если его вроде бы «понимают», то зачем усложнять все построением развернутых предложений, составлением текстов…
А еще современные подростки мало читают или выбирают «неправильную» литературу. Можно ли, например, научиться грамотно мыслить и говорить, читая исключительно комиксы? Еще известный французский философ, мыслитель Вольтер писал: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить».
Коммуникативное развитие является одной из важнейших составляющих системно-деятельностного подхода, лежащего в основе стандартов нового поколения. В пособии для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» доступно рассказывается о формировании УУД. Познавательные УУД включают и чтение: «Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования» [1, 103]. Таким образом, чтение можем определить как метапредметный навык.
Далее речь идет о стратегии смыслового чтения (вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста). Предлагается ряд заданий, способствующих формированию этого навыка [1, 117]: задание «Диалог с текстом», задание «Учимся задавать вопросы», задание «Озаглавливание текста», задание «Эпиграф» и много других.
Еще одним шагом к исправлению сложившейся ситуации служит замена тестовой части ЕГЭ заданиями с кратким ответом и обсуждение проекта устной части обязательного экзамена по русскому языку. Проект устной части ОГЭ уже есть, два задания из трех проверяют умение строить тексты, соблюдая логические связи, доказывать свое мнение, то есть ученик должен показать не только как он владеет речью, но и насколько хорошо у него развито мышление. Уже осенью 2017-2018 учебного года ученики 9 классов ряда регионов Российской Федерации попробуют свои силы, сдавая устную часть ОГЭ по русскому языку. Идея, несомненно, полезная, главное, чтобы были отработаны все нюансы, связанные не только с механизмом проведения устной части, но и с перспективой для детей с ограниченными возможностями здоровья. Окончательное решение нужно принимать после апробации. По необходимости сначала провести «работу над ошибками»
Через речь можно идентифицировать личность человека: «Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть» (Сократ). «Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении.» [2]
Итак, первое задание в Проекте устной части ОГЭ по русскому языку сформулировано следующим образом: «Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут». Подобное задание как правило не вызывает затруднений у девятиклассников. Ведь уже при переходе в основную школу ребята сдавали технику чтения.
На практике иногда мы видим обратную картину: определенный процент учеников 9 класса испытывает затруднения при выполнении данного задания. Парадокс? Этому есть объяснение: в начальной школе дети часто читают вслух дома и в школе на уроках. В основной же школе считается, что навык чтения «отработан», поэтому чтение «про себя» постепенно «убивает» выразительность, соблюдение интонационного рисунка предложенного текста, часто нарушаются акцентологические нормы. Да и дома далеко не все старшеклассники увлечены чтением книг. Печальный факт.
К сожалению, традиции семейного чтения практически утрачены. Родители и дети все больше времени проводят в социальных сетях, в виртуальном мире. На общение родителей с детьми, по статистическим данным, уходит в среднем 18 минут в сутки!
И родители, и учителя должны прививать интерес к чтению, поддерживать его. Этот процесс должен быть непрерывным. Например, чтение произведения вслух по очереди да еще с проявлением актерских талантов; можно дочитать до самого интересного места и остановиться, возникшая интрига заставит ребенка продолжить чтение самостоятельно. Нужно познакомить подростка с книжными приложениями, например, Bookmate. Это компьютерная программа для чтения с обширной библиотекой и еще социальная сеть для любителей книг, где можно общаться, делиться впечатлениями от прочитанного, советовать друг другу, какие произведения можно еще для себя открыть…
Во втором задании устной части ОГЭ предлагается принять участие в условном диалоге-интервью: ответить на пять вопросов. Ответы должны быть развернутыми, а не односложными. Выстраивая предложения-ответы, ученик покажет свои навыки коммуникации.
Вырабатывать данные умения нужно в процессе составления диалогов (работа в паре) как на уроках русского языка (на лингвистическую тему, например), так и на уроках литературы (составление диалога по статье о жизни и творчестве прозаика или поэта; обмен впечатлениями о прочитанном произведении; обсуждение поступков героя литературного произведения и т. д.)
Третье задание подразумевает монологическое высказывание. За одну минуту девятиклассник должен составить описание фотографии. Еще дается ряд предложений-помощников, ориентирующих ученика на нужное содержание ответа.
Такой тип задания не является совершенно новым для выпускника основной школы, так как в течение всего курса русского языка дети учатся писать сочинения по картинам, фотографиям. Сочинения могут быть с дополнительными заданиями: сочинения по опорным словам, с дополнением текста (распространение статьи, продолжение рассказа) и т. д.
Обучая родному языку школьников, мы обучаем их речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Известный современный методист Л.А.Ходякова подготовительную работу к написанию сочинения по картине подразделяет на два этапа:
1) этап ориентировки;
2) этап планирования.
Именно в рамках этих этапов Л.А. Ходякова и рассматривает роль сочинения по картине в формировании речевой деятельности учащихся. По мнению методиста, картина на этапе ориентировки выполняет роль стимула, так как она, воздействуя на органы чувств своими яркими изобразительными средствами, создает мотивацию к речевому действию, ориентирует высказывание обучаемых на адекватную передачу языковыми средствами содержания картины.
На этапе планирования (мысль еще не выражена в словах, а программа высказывания формируется во внутренней речи и существует в виде «образов-мыслей») картина представляет собой «предметно-изобразительный код», облегчает составление программы высказывания, так как дает готовый материал. Подсказывая тему будущего речевого произведения, она служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учащимися под руководством учителя в процессе овладения языком. Адресованные учащимся вопросы и задания по рассматриваемой картине стимулируют речевую активность говорящего, поддерживают и направляют его речевую деятельность. [3]
К сожалению, в системе творческих работ современных школьников отсутствует «особый жанр», который мог бы способствовать «созреванию и очеловечиванию чувств» подрастающего члена общества. По словам Ю.М.Лотмана, такой жанр должен «вырабатывать душу», потому что «опасен интеллект без совести». [4, 459]
Итак, механизмы государственной итоговой аттестации должны быть ориентированы на выявление и оценку не только результатов освоения учебных программ, но и наиболее важных личностных достижений учащихся в образовании, наиважнейшими из которых являются коммуникативные. В полной же мере этому будут соответствовать устная и письменная части ГИА.
Литература:
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: изд. Просвещение, 2011. – С. 159
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fipi.ru/about/news/obsuzhdenie-proekta-modeli-razdela-govorenie-v-gia-po-russkomu-yazyku (дата обращения 26.05.2017)
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/175032/osobennosti-sochineniy-po-kartine (дата обращения 26.05.2017)
Лотман, Ю.М. Чему же учатся люди?/ Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: изд. Гнозис, 1994. – С. 459
Сочинение по русскому языку.
Тесную связь между речью человека и его нравственным и культурным уровнем еще в V веке до н. э. заметил Сократ. Древнегреческий философ считал: «Каков человек, такова его и речь». Действительно, речь человека может очень много рассказать о нем: о его культуре, духовном и умственном развитии, воспитании. Каждому из нас необходимо следить за своей речью и постоянно ее развивать.
Как ни горько это осознавать, но в современной жизни мы замечаем упадок общей культуры людей, а следовательно, и речевой культуры. Наблюдается резкое снижение грамотности и оскудение словарного запаса, особенно в среде молодежи. Происходит это из-за отсутствия у многих желания по-настоящему изучать родной язык, лености ума.
Засоренную вульгаризмами речь мы можем слышать не только на улице. Даже средства массовой информации допускают использование подобных слов и выражений. К сожалению, не является редкостью грубая (порой нецензурная) брань, которая свидетельствует не только об отсутствии культуры, но и неуважении к другим людям. Безграмотная, пересыпанная вульгарными словами, она оскорбительна для окружающих, унижает личность того человека, который ее произносит.
Давайте вспомним речевой портрет Шарикова, персонажа повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». В том, как он говорит, чувствуется пренебрежение к другим людям, принижение их социально-культурного статуса до своего примитивного уровня: « Все у вас, как на параде…, салфетку – туда, галстук – сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по- настоящему, — это нет». Фамильярно-разговорный тип речи, использование ненормативной лексики этим персонажем свидетельствует об отсутствии культуры, элементарного представления об этикете.
Недостаточный интерес к книге — одна из важных причин упадка культуры речи. Ни для кого не секрет, что современное поколение не любит читать, отдает предпочтение не книге, а общению в сети интернет. Французский писатель и философ 18 века Вольтер говорил: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить». Но прекрасные произведения литературы, на которых училось и воспитывалось не одно поколение людей, мало привлекают нашу молодежь.
Произведения известных классиков русской литературы являются образцом языковой культуры. Пробуждающие «чувства добрые» творения великого А.С. Пушкина служат примером безукоризненной русской речи. Произведения И.С. Тургенева и И.А. Бунина удивляют красотой и благозвучием русского слова. А читая Н.В. Гоголя, мы убеждаемся: чтобы высмеять пороки людей и общества, бывает достаточно выразительного меткого слова. Классическая литература помогает совершенствовать речь, учит любить родной язык и бережно к нему относиться.
Сократ, как известно, был не просто философом, но ещё и прекрасным физиономистом, умеющим определять суть человека по его голосу, а также судить о характере и деловых возможностях собеседника по его умению грамотно строить речь, показывать себя, представлять свое Я. Потому он и просил каждого, кто хотел с ним познакомиться: «Заговори со мной…»! Сегодня, с полным на то основанием можно сказать, что античные встречи и беседы Сократа стали, своего рода, предтечей современных собеседований, исповедующих все то же сократовское мерило: «Каков человек, такова и его речь”
Именно поэтому, приходя на собеседование в немецкую компанию и открывая рот, помните о том, что любое отступление от норм литературного произношения воспринимается собеседником как признак недостаточной культуры или отсутствия образования у говорящего.
Само слово «со-бе-се-до-ва-ние»! – подразумевает энергию противостояния по принципу «спрашивайте (смотрю на вас) – отвечаю (смотрите, какой я есть)»… Так и хочется в нем поставить два ударения, и первое из них – «со». Ведь собеседование- это беседа-контакт, в которой просто необходимо «себя показать». Кстати, нелишне при этом вспомнить Лелика из кинокомедии Гайдая с его «Летять утки… Летять у-утки…» – и наш ироничный смех, вызванный безграмотной речью невежественного советского гангстера, казавшегося этаким весьма недалеким фонвизинским «недорослем». К слову сказать, на вопрос Фонвизина: «Отчего в Европе весьма ограниченный человек в состоянии написать письмо вразумительное и отчего у нас (в России) часто преострые люди пишут так бестолково?» – Императрица Екатерина II,будучи немкой по происхождению, но прекрасно освоившей грамматику русского языка, ответила так: «Оттого, что тамо (в Европе), учась слогу, одинако пишут; у нас же всяк мысли свои не учась на бумагу кладет»…
Народная поговорка –«Язык мой, враг мой»! уже не один век предостерегает нас от речевой несдержанности, ошибок не только болтливого собеседника, но и того, кто не в ладах с фонетикой. Подумать только! – тысячелетиями человек учился произносить звуки, бездну времени потратил на изучение слов, но говорить грамотно учится до сих пор.
Далеко не каждый может сегодня сказать: «Язык мой – друг мой». А в повседневной жизни нам не стоит забывать, что общение, беседа, любое собеседование – это прежде всего познание личности, того самого образа “я”; и именно правильное произношение характеризует и степень культуры человека, его способность «себя показать».
Вот почему умение мыслить и четко излагать свою мысль античному философу виделись, что называется, на кончике языка: «Заговори…». Как же прав – на века – философ-стоик, как же нам подчас тяжело воспринимать речь человека, густо сдобренную орфоэпическими ошибками. Это связано с тем, что мы перестаем понимать смысл сказанного. Наше внимание переключается на «неправильность» произношения, говоря словами известного лингвиста и знатока русского языка Д.Э.Розенталя. Несколько лет назад в Московском Государственном Лингвистическом университете был поставлен интересный эксперимент. Филологов, носителей языка, попросили прослушать две записи, первая из которых содержала прочитанный без единой фонетической, но с некоторыми грамматическими ошибками немецкий текст, а вторая – идеально составленный грамматически и лексически текст, специально прочитанный с ошибками в произношении. Немецкие специалисты не услышали намеренно сделанных грамматических ошибок в первом тексте, зато отметили большое количество подобных во втором. И мне неожиданно подумалось: если слово с легкой руки поэта Владимира Маяковского названо «полководцем человечьей силы», то произношение слова – понятие стратегическое, имеющее далеко идущие последствия.
Культура речи – это наше владение языковыми нормами. Это – лакмусовая бумажка, по которой можно выверять общую культуру человека. Это – наш «социальный» паспорт. Именно от манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Наша речь способна не только притягивать собеседников, но и отталкивать их. «Коверканье слов» допустимо, на мой взгляд, только в романе-сатире «12 стульев». Именно на его страницах небезызвестный Остап Бендер, хрестоматийный герой-мошенник, спрашивал у своего незадачливого напарника: «Сможете ли вы сказать по-французски следующую фразу: “Господа, я не ел шесть дней”? – Мосье,- начал Ипполит Матвеевич, запинаясь, – мосье, гм, гм… же не, что ли, же не манж па… шесть, как оно: ен, де, труа, катр, сенк… сис… сис… жур. Значит, же не манж па сис жур». – «Ну и произношение у вас, Киса! Впрочем, что от нищего требовать!» …Комментарии, как говорится, излишни.
Поверьте, авторитет говорящего на иностранном языке с сильным акцентом снижается, даже если слушающий не захочет в этом признаться. Все силы собеседника уходят на понимание отдельных слов, смысл же сказанного при этом практически полностью ускользает. Красивое, соответствующее нормам произношение, напротив, вызывает уважение со стороны собеседника и облегчает процесс общения.
В заключение, приведу несколько фраз из дневника великого русского театрального режиссера К.С.Станиславского: «…Чтобы дать какую-то иллюзию своему голосу, банальные чтецы прибегают ко всевозможным голосовым фиоритурам, которые создают ту противную условность, квази–певучую речь и декламацию, от которой хочется бежать. Я ищу естественной музыкальной звучности. Мне надо, чтобы при слове «да» буква «а» пела свою мелодию, а при слове «нет» тоже самое происходило с буквой «е». Я хочу, чтобы в длинном ряде слов одни гласные незаметно переливались в другие и между ними не стукали, а тоже пели согласные, так как и у многих из них есть свои тянущиеся, гортанные, свистящие, жужжащие звуки, которые и составляют их характерную особенность. Вот, когда все эти буквы запоют, – тогда начинается музыка в речи…»
Мне бы очень хотелось, чтобы мы все почаще слышали в разговорах, беседах и собеседованиях музыку слова, его неповторимое и такое особенное произношение.
А.Степаненко, канд. фил. наук
Foto:Shutterstock.com
Пожалуй, одно из самых ценных умений человека – умение говорить. Ибо, с его помощью люди могут свободно выражать свои мысли и желания, а также передавать свои чувства.
Умение говорить ,беспорно важно, но также имеет значение и качество речи. Исходя из изречения: “скажи мне что-нибудь,что бы я тебя увидел”, можно понять, что качество речи определяет интелект и глубину мысли человека. Ибо, мысли с помощью речи открывают собеседнику внутренний мир говорящего.
Душа человека-это бездонная и неисчерпаемая чаша, которая наполнена нашими знаниями, переживаниями, отношениями к чему -либо, а речь – это ковш для черпания, который помогает нам передать собеседнику наше состояние. Но все мы разные, кто – то обладает огромной душой-чашей, в коей храняться неисчерпаемые душевные богатства,а у другого,душа размером с чашечку и наполнена она не кристально – чистой водой, а смрадной жидкостю. Посему,именно с помощью речи можно определить богатство душы человека.
Во все времена одним из способой определения душы человека была речь. В течение жизни нельзя полностью приобрести душевную глубину, но можно пополнить ее. Как? Очень просто, следует читать как можно больше литературы,но и это не главное, главное – иметь свое собственное мировоззрение, не перенимать чужые мысли,а иметь свои.
Пожалуй, одно из самых ценных умений человека – умение говорить. Ибо, с его помощью люди могут свободно выражать свои мысли и желания, а также передавать свои чувства.
Умение говорить, беспорно важно, но также имеет значение и качество речи. Исходя из изречения: “скажи мне что-нибудь, что бы я тебя увидел”, можно понять, что качество речи определяет интелект и глубину мысли человека. Ибо, мысли с помощью речи открывают собеседнику внутренний мир говорящего.
Душа человека-это бездонная и неисчерпаемая чаша, которая наполнена нашими знаниями, переживаниями, отношениями к чему -либо, а речь – это ковш для черпания, который помогает нам передать собеседнику наше состояние. Но все мы разные, кто – то обладает огромной душой-чашей, в коей храняться неисчерпаемые душевные богатства, а у другого, душа размером с чашечку и наполнена она не кристально – чистой водой, а смрадной жидкостю. Посему, именно с помощью речи можно определить богатство душы человека.
Во все времена одним из способой определения душы человека была речь. В течение жизни нельзя полностью приобрести душевную глубину, но можно пополнить ее. Как? Очень просто, следует читать как можно больше литературы, но и это не главное, главное – иметь свое собственное мировоззрение, не перенимать чужые мысли, а иметь свои.
Привет всем!Помогите пожалуйста к каждому предложению задать два вопроса:cпециальное и общее на английском с переводом на русский!За ранее спасибо!!! 1)The children are playing in the yard now (Ребята играют во дворе сейчас) 2)…
Найдите все значения параметра а, при которых корни уравнения х?+2ах+2а-1=0 связаны отношением х?:х?=3:1. С объяснением.
Пасажирский поезд за 4 часа прошел расстояние какой товарный за 6 часов.Найти скорость пасажирского поезда если известно что скорость товарного на 20 км час меньше
cоставить небольшой текст, заголовком которого будет “сентябрь”
Автомобиль, подъезжая к пункту А, набрал скорость 72 км/ч и дальше двигался равномерно по прямолинейному участку дорогию Доехав за 5 мин до пункта В, он повернул обратно и двигался равномерно с той же скоростью еще 3 мин. Чему …
В какой мере средства массовой информации влияют на изменение мира?какую роль они играют в процессе глаболизации?
Какие написания относятся к области орфографии и ругу лируются специальными правилами? Приведите пример.
Знайдіть основи трапеції якщо іх різниця дорівнює 8см,а середня лінія 15 см.
в раствор пищевой соды массой 450г с концентрацией8% добавили 10г пищевой соды,Какова концентрация последнего раствора?
На заводе каждую пятнадцатую деталь тестируют на качество. Сколько деталей протестировали в первой партии, содержавшей 1000 штук???
, одно из самых ценных умений человека – умение говорить. ибо, с его люди могут свободно выражать свои мысли и желания, а также передавать свои чувства.умение говорить ,беспорно важно, но также имеет значение и качество речи. исходя из изречения: “скажи мне что-нибудь,что бы я тебя увидел”, можно понять, что качество речи определяет интелект и глубину мысли человека. ибо, мысли с речи открывают собеседнику внутренний мир говорящего.душа человека-это бездонная и неисчерпаемая чаша, которая наполнена нашими знаниями, переживаниями, отношениями к чему -либо, а речь – это ковш для черпания, который нам передать собеседнику наше состояние. но все мы разные, кто – то обладает огромной душой-чашей, в коей храняться неисчерпаемые душевные богатства,а у другого,душа размером с чашечку и наполнена она не кристально – чистой водой, а смрадной жидкостю. посему,именно с речи можно определить богатство душы человека.во все времена одним из способой определения душы человека была речь. в течение жизни нельзя полностью приобрести душевную глубину, но можно пополнить ее. как? просто, следует читать как можно больше ,но и это не главное, главное – иметь свое собственное мировоззрение, не перенимать чужые мысли,а иметь свои.
?ЭССЕ на тему: Заговори, чтобы я тебя увидел (Сократ).
«Заговори, чтобы я тебя увидел» – некогда сказал известный древнегреческий философ молчавшему молодому человеку. «Каков человек, такова его иречь» – считал Сократ.
Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, которые бы создавали иллюзию о его социальном статусе, вкусах, характере, взглядах на жизнь. Но именно слова, речь –отражение его внутреннего мира.
Зрительный образ – всего лишь оболочка, которая скрывает истинное лицо человека. Именно слова, произносимые собеседником «сообщают» нам о его внутреннем мире все: чтоесть и чего – нет.
Все мы знаем случаи, когда человек внешне некрасив, а пообщавшись с ним его внутренний мир, оказывается настолько прекрасным, что внешность перестает иметь вообще какое либо значение.Это происходит, когда человек начинает говорить и его речь буквально захватывает с первых слов. Она честна и понятна. Нам хочется смотреть на собеседника, не отрываясь, смотреть и слушать. Эти ценныеминуты запоминаются надолго, и именно такого общения ты ждешь с нетерпением и забываешь не скоро. Речь имеет огромное значение в нашей жизни, она несет в себе не только информацию о предмете разговора,обсуждаемой темы, но и о нас самих. Речь раскрывает человека, показывая, насколько он развит, она дает общие темы, открывает путь для дальнейшего общения. Я соглашусь со словами Сократа. Чтобы увидеть человека изнутри ипонять – нужно услышать его речь. Возможно, нам стоит задуматься об этом? Нужно совершенствовать свою речь и следить за тем, что и как мы говорим, ведь речь – это наша визитная карточка, котораяможет рассказать о нас абсолютно все.
Речь – отражение внутреннего мира, они не дадут ввести собеседника в заблуждение, обмануть его. Считаю, что слова более информативны, чем зрительный образ. Как ни странно,именно слова, которые, как дыхание, выходят изнутри человека, «сообщат» о внутреннем мире человека всё: что есть, чего – нет.
Нетрудно вспомнить, как создаётся первое…
Однажды, когда новый ученик философа Сократа оказался невообразимым молчуном и только ходил, слушал и смотрел по сторонам, Сократу стало интересно, а что же собственно молодой человек из себя представляет и он обратился к нему с этой знаменитой просьбой:
-Заговори, чтобы я тебя увидел.
Мудрость античного философа не подлежит сомнению и этой короткой фразой он умудрился выразить не только свое желание познакомиться с учеником, но и свое видение мира, видение человеческих взаимоотношений и роль вербального общения в социальном поведении людей.
Ведь что, как мне кажется, сказал этой фразой Сократ? Что по одному лишь внешнему виду человека невозможно составить о нем какого-либо мнения. Он может быть глупцом, а может быть гением, он может быть добрым или злым, хорошим или плохим. Построить свое субъективное мнение о человеке можно только в процессе общения.
Нет, конечно, часто случается, что о человеке судят по его поступкам и тогда прямое общение не требуется, чтобы определить является ли человек героем, подлецом или трусом. Но и в этом случае мы можем обратиться к другой расхожей фразе: О нем говорят его дела. То есть, опять без речи дело не обходится, даже если сказана она на языке поступков.
Обратим особое внимание на использованное слово “Увидел”. Что это значит?
Мне кажется, таким образом Сократ показал, что человек, ничего не говорящий и не совершающий, словно бы и не существует, на него никто не обращает внимание, он невидимка для общества.
И в современном мире, когда общаться между людьми стало намного проще, мы предпочитает “видеть” людей по их словам, обращать свое внимание прежде всего на манеру и культуру речи, чтобы решить стоит ли дальше общаться с этим человеком или отправить его в так называемый бан.
Статья посвящена актуальной проблеме формирования коммуникативных навыков подростков и молодежи в целом.
«Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть» (Сократ)
Донцова О.В.
В обществе довольно долго делали вид, что не замечают серьезную проблему – неумение современных подростков (да и молодежи в целом) грамотно и четко выражать свои мысли. Вопрос животрепещущий. Умение правильно сформулировать мысль и донести ее до собеседника, слушателя играет важную роль в человеческом общении (в дружеской беседе, на деловых переговорах…) Иначе появляется недопонимание или непонимание вовсе.
Почему же возникла такая ситуация? Причин много. Усугубление данной проблемы произошло с активным внедрением в нашу жизнь Интернета, современных гаджетов. Ребенок еще толком не умеет читать и писать, а уже осваивает смартфон, планшет, «общается» с друзьями посредством смайлов и мемов. Довольно быстро приходит осознание того, что если его вроде бы «понимают», то зачем усложнять все построением развернутых предложений, составлением текстов…
А еще современные подростки мало читают или выбирают «неправильную» литературу. Можно ли, например, научиться грамотно мыслить и говорить, читая исключительно комиксы? Еще известный французский философ, мыслитель Вольтер писал: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить».
Коммуникативное развитие является одной из важнейших составляющих системно-деятельностного подхода, лежащего в основе стандартов нового поколения. В пособии для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» доступно рассказывается о формировании УУД. Познавательные УУД включают и чтение: «Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования» [1, 103]. Таким образом, чтение можем определить как метапредметный навык.
Далее речь идет о стратегии смыслового чтения (вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста). Предлагается ряд заданий, способствующих формированию этого навыка [1, 117]: задание «Диалог с текстом», задание «Учимся задавать вопросы», задание «Озаглавливание текста», задание «Эпиграф» и много других.
Еще одним шагом к исправлению сложившейся ситуации служит замена тестовой части ЕГЭ заданиями с кратким ответом и обсуждение проекта устной части обязательного экзамена по русскому языку. Проект устной части ОГЭ уже есть, два задания из трех проверяют умение строить тексты, соблюдая логические связи, доказывать свое мнение, то есть ученик должен показать не только как он владеет речью, но и насколько хорошо у него развито мышление. Уже осенью 2017-2018 учебного года ученики 9 классов ряда регионов Российской Федерации попробуют свои силы, сдавая устную часть ОГЭ по русскому языку. Идея, несомненно, полезная, главное, чтобы были отработаны все нюансы, связанные не только с механизмом проведения устной части, но и с перспективой для детей с ограниченными возможностями здоровья. Окончательное решение нужно принимать после апробации. По необходимости сначала провести «работу над ошибками»
Через речь можно идентифицировать личность человека: «Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть» (Сократ). «Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении.» [2]
Итак, первое задание в Проекте устной части ОГЭ по русскому языку сформулировано следующим образом: «Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут». Подобное задание как правило не вызывает затруднений у девятиклассников. Ведь уже при переходе в основную школу ребята сдавали технику чтения.
На практике иногда мы видим обратную картину: определенный процент учеников 9 класса испытывает затруднения при выполнении данного задания. Парадокс? Этому есть объяснение: в начальной школе дети часто читают вслух дома и в школе на уроках. В основной же школе считается, что навык чтения «отработан», поэтому чтение «про себя» постепенно «убивает» выразительность, соблюдение интонационного рисунка предложенного текста, часто нарушаются акцентологические нормы. Да и дома далеко не все старшеклассники увлечены чтением книг. Печальный факт.
К сожалению, традиции семейного чтения практически утрачены. Родители и дети все больше времени проводят в социальных сетях, в виртуальном мире. На общение родителей с детьми, по статистическим данным, уходит в среднем 18 минут в сутки!
И родители, и учителя должны прививать интерес к чтению, поддерживать его. Этот процесс должен быть непрерывным. Например, чтение произведения вслух по очереди да еще с проявлением актерских талантов; можно дочитать до самого интересного места и остановиться, возникшая интрига заставит ребенка продолжить чтение самостоятельно. Нужно познакомить подростка с книжными приложениями, например, Bookmate. Это компьютерная программа для чтения с обширной библиотекой и еще социальная сеть для любителей книг, где можно общаться, делиться впечатлениями от прочитанного, советовать друг другу, какие произведения можно еще для себя открыть…
Во втором задании устной части ОГЭ предлагается принять участие в условном диалоге-интервью: ответить на пять вопросов. Ответы должны быть развернутыми, а не односложными. Выстраивая предложения-ответы, ученик покажет свои навыки коммуникации.
Вырабатывать данные умения нужно в процессе составления диалогов (работа в паре) как на уроках русского языка (на лингвистическую тему, например), так и на уроках литературы (составление диалога по статье о жизни и творчестве прозаика или поэта; обмен впечатлениями о прочитанном произведении; обсуждение поступков героя литературного произведения и т. д.)
Третье задание подразумевает монологическое высказывание. За одну минуту девятиклассник должен составить описание фотографии. Еще дается ряд предложений-помощников, ориентирующих ученика на нужное содержание ответа.
Такой тип задания не является совершенно новым для выпускника основной школы, так как в течение всего курса русского языка дети учатся писать сочинения по картинам, фотографиям. Сочинения могут быть с дополнительными заданиями: сочинения по опорным словам, с дополнением текста (распространение статьи, продолжение рассказа) и т. д.
Обучая родному языку школьников, мы обучаем их речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Известный современный методист Л.А.Ходякова подготовительную работу к написанию сочинения по картине подразделяет на два этапа:
1) этап ориентировки;
2) этап планирования.
Именно в рамках этих этапов Л.А. Ходякова и рассматривает роль сочинения по картине в формировании речевой деятельности учащихся. По мнению методиста, картина на этапе ориентировки выполняет роль стимула, так как она, воздействуя на органы чувств своими яркими изобразительными средствами, создает мотивацию к речевому действию, ориентирует высказывание обучаемых на адекватную передачу языковыми средствами содержания картины.
На этапе планирования (мысль еще не выражена в словах, а программа высказывания формируется во внутренней речи и существует в виде «образов-мыслей») картина представляет собой «предметно-изобразительный код», облегчает составление программы высказывания, так как дает готовый материал. Подсказывая тему будущего речевого произведения, она служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учащимися под руководством учителя в процессе овладения языком. Адресованные учащимся вопросы и задания по рассматриваемой картине стимулируют речевую активность говорящего, поддерживают и направляют его речевую деятельность. [3]
К сожалению, в системе творческих работ современных школьников отсутствует «особый жанр», который мог бы способствовать «созреванию и очеловечиванию чувств» подрастающего члена общества. По словам Ю.М.Лотмана, такой жанр должен «вырабатывать душу», потому что «опасен интеллект без совести». [4, 459]
Итак, механизмы государственной итоговой аттестации должны быть ориентированы на выявление и оценку не только результатов освоения учебных программ, но и наиболее важных личностных достижений учащихся в образовании, наиважнейшими из которых являются коммуникативные. В полной же мере этому будут соответствовать устная и письменная части ГИА.
Литература:
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: изд. Просвещение, 2011. – С. 159
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.fipi.ru/about/news/obsuzhdenie-proekta-modeli-razdela-govorenie-v-gia-po-russkomu-yazyku (дата обращения 26.05.2017)
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://mirznanii.com/a/175032/osobennosti-sochineniy-po-kartine (дата обращения 26.05.2017)
Лотман, Ю.М. Чему же учатся люди?/ Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: изд. Гнозис, 1994. – С. 459
«Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть» (Сократ)
Учитель русского языка и литературы МОУ “Вейделевская СОШ Вейделевского района Белгородской области” Донцова О.В.
В обществе довольно долго делали вид, что не замечают серьезную проблему – неумение современных подростков (да и молодежи в целом) грамотно и четко выражать свои мысли. Вопрос животрепещущий. Умение правильно сформулировать мысль и донести ее до собеседника, слушателя играет важную роль в человеческом общении (в дружеской беседе, на деловых переговорах…) Иначе появляется недопонимание или непонимание вовсе.
Почему же возникла такая ситуация? Причин много. Усугубление данной проблемы произошло с активным внедрением в нашу жизнь Интернета, современных гаджетов. Ребенок еще толком не умеет читать и писать, а уже осваивает смартфон, планшет, «общается» с друзьями посредством смайлов и мемов. Довольно быстро приходит осознание того, что если его вроде бы «понимают», то зачем усложнять все построением развернутых предложений, составлением текстов…
А еще современные подростки мало читают или выбирают «неправильную» литературу. Можно ли, например, научиться грамотно мыслить и говорить, читая исключительно комиксы? Еще известный французский философ, мыслитель Вольтер писал: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить».
Коммуникативное развитие является одной из важнейших составляющих системно-деятельностного подхода, лежащего в основе стандартов нового поколения. В пособии для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» доступно рассказывается о формировании УУД. Познавательные УУД включают и чтение: «Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования» [1, 103]. Таким образом, чтение можем определить как метапредметный навык.
Далее речь идет о стратегии смыслового чтения (вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста). Предлагается ряд заданий, способствующих формированию этого навыка [1, 117]: задание «Диалог с текстом», задание «Учимся задавать вопросы», задание «Озаглавливание текста», задание «Эпиграф» и много других.
Еще одним шагом к исправлению сложившейся ситуации служит замена тестовой части ЕГЭ заданиями с кратким ответом и обсуждение проекта устной части обязательного экзамена по русскому языку. Проект устной части ОГЭ уже есть, два задания из трех проверяют умение строить тексты, соблюдая логические связи, доказывать свое мнение, то есть ученик должен показать не только как он владеет речью, но и насколько хорошо у него развито мышление. Уже осенью 2017-2018 учебного года ученики 9 классов ряда регионов Российской Федерации попробуют свои силы, сдавая устную часть ОГЭ по русскому языку. Идея, несомненно, полезная, главное, чтобы были отработаны все нюансы, связанные не только с механизмом проведения устной части, но и с перспективой для детей с ограниченными возможностями здоровья. Окончательное решение нужно принимать после апробации. По необходимости сначала провести «работу над ошибками»
Через речь можно идентифицировать личность человека: «Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть» (Сократ). «Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении.» [2]
Итак, первое задание в Проекте устной части ОГЭ по русскому языку сформулировано следующим образом: «Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут». Подобное задание как правило не вызывает затруднений у девятиклассников. Ведь уже при переходе в основную школу ребята сдавали технику чтения.
На практике иногда мы видим обратную картину: определенный процент учеников 9 класса испытывает затруднения при выполнении данного задания. Парадокс? Этому есть объяснение: в начальной школе дети часто читают вслух дома и в школе на уроках. В основной же школе считается, что навык чтения «отработан», поэтому чтение «про себя» постепенно «убивает» выразительность, соблюдение интонационного рисунка предложенного текста, часто нарушаются акцентологические нормы. Да и дома далеко не все старшеклассники увлечены чтением книг. Печальный факт.
К сожалению, традиции семейного чтения практически утрачены. Родители и дети все больше времени проводят в социальных сетях, в виртуальном мире. На общение родителей с детьми, по статистическим данным, уходит в среднем 18 минут в сутки!
И родители, и учителя должны прививать интерес к чтению, поддерживать его. Этот процесс должен быть непрерывным. Например, чтение произведения вслух по очереди да еще с проявлением актерских талантов; можно дочитать до самого интересного места и остановиться, возникшая интрига заставит ребенка продолжить чтение самостоятельно. Нужно познакомить подростка с книжными приложениями, например, Bookmate. Это компьютерная программа для чтения с обширной библиотекой и еще социальная сеть для любителей книг, где можно общаться, делиться впечатлениями от прочитанного, советовать друг другу, какие произведения можно еще для себя открыть…
Во втором задании устной части ОГЭ предлагается принять участие в условном диалоге-интервью: ответить на пять вопросов. Ответы должны быть развернутыми, а не односложными. Выстраивая предложения-ответы, ученик покажет свои навыки коммуникации.
Вырабатывать данные умения нужно в процессе составления диалогов (работа в паре) как на уроках русского языка (на лингвистическую тему, например), так и на уроках литературы (составление диалога по статье о жизни и творчестве прозаика или поэта; обмен впечатлениями о прочитанном произведении; обсуждение поступков героя литературного произведения и т. д.)
Третье задание подразумевает монологическое высказывание. За одну минуту девятиклассник должен составить описание фотографии. Еще дается ряд предложений-помощников, ориентирующих ученика на нужное содержание ответа.
Такой тип задания не является совершенно новым для выпускника основной школы, так как в течение всего курса русского языка дети учатся писать сочинения по картинам, фотографиям. Сочинения могут быть с дополнительными заданиями: сочинения по опорным словам, с дополнением текста (распространение статьи, продолжение рассказа) и т. д.
Обучая родному языку школьников, мы обучаем их речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Известный современный методист Л.А.Ходякова подготовительную работу к написанию сочинения по картине подразделяет на два этапа:
1) этап ориентировки;
2) этап планирования.
Именно в рамках этих этапов Л.А. Ходякова и рассматривает роль сочинения по картине в формировании речевой деятельности учащихся. По мнению методиста, картина на этапе ориентировки выполняет роль стимула, так как она, воздействуя на органы чувств своими яркими изобразительными средствами, создает мотивацию к речевому действию, ориентирует высказывание обучаемых на адекватную передачу языковыми средствами содержания картины.
На этапе планирования (мысль еще не выражена в словах, а программа высказывания формируется во внутренней речи и существует в виде «образов-мыслей») картина представляет собой «предметно-изобразительный код», облегчает составление программы высказывания, так как дает готовый материал. Подсказывая тему будущего речевого произведения, она служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учащимися под руководством учителя в процессе овладения языком. Адресованные учащимся вопросы и задания по рассматриваемой картине стимулируют речевую активность говорящего, поддерживают и направляют его речевую деятельность. [3]
К сожалению, в системе творческих работ современных школьников отсутствует «особый жанр», который мог бы способствовать «созреванию и очеловечиванию чувств» подрастающего члена общества. По словам Ю.М.Лотмана, такой жанр должен «вырабатывать душу», потому что «опасен интеллект без совести». [4, 459]
Итак, механизмы государственной итоговой аттестации должны быть ориентированы на выявление и оценку не только результатов освоения учебных программ, но и наиболее важных личностных достижений учащихся в образовании, наиважнейшими из которых являются коммуникативные. В полной же мере этому будут соответствовать устная и письменная части ГИА.
Литература:
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: изд. Просвещение, 2011. – С. 159
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.fipi.ru/about/news/obsuzhdenie-proekta-modeli-razdela-govorenie-v-gia-po-russkomu-yazyku (дата обращения 26.05.2017)
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://mirznanii.com/a/175032/osobennosti-sochineniy-po-kartine (дата обращения 26.05.2017)
Лотман, Ю.М. Чему же учатся люди?/ Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: изд. Гнозис, 1994. – С. 459
Сочинение по русскому языку.
Тесную связь между речью человека и его нравственным и культурным уровнем еще в V веке до н. э. заметил Сократ. Древнегреческий философ считал: «Каков человек, такова его и речь». Действительно, речь человека может очень много рассказать о нем: о его культуре, духовном и умственном развитии, воспитании. Каждому из нас необходимо следить за своей речью и постоянно ее развивать.
Как ни горько это осознавать, но в современной жизни мы замечаем упадок общей культуры людей, а следовательно, и речевой культуры. Наблюдается резкое снижение грамотности и оскудение словарного запаса, особенно в среде молодежи. Происходит это из-за отсутствия у многих желания по-настоящему изучать родной язык, лености ума.
Засоренную вульгаризмами речь мы можем слышать не только на улице. Даже средства массовой информации допускают использование подобных слов и выражений. К сожалению, не является редкостью грубая (порой нецензурная) брань, которая свидетельствует не только об отсутствии культуры, но и неуважении к другим людям. Безграмотная, пересыпанная вульгарными словами, она оскорбительна для окружающих, унижает личность того человека, который ее произносит.
Давайте вспомним речевой портрет Шарикова, персонажа повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». В том, как он говорит, чувствуется пренебрежение к другим людям, принижение их социально-культурного статуса до своего примитивного уровня: « Все у вас, как на параде…, салфетку – туда, галстук – сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по- настоящему, — это нет». Фамильярно-разговорный тип речи, использование ненормативной лексики этим персонажем свидетельствует об отсутствии культуры, элементарного представления об этикете.
Недостаточный интерес к книге — одна из важных причин упадка культуры речи. Ни для кого не секрет, что современное поколение не любит читать, отдает предпочтение не книге, а общению в сети интернет. Французский писатель и философ 18 века Вольтер говорил: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить». Но прекрасные произведения литературы, на которых училось и воспитывалось не одно поколение людей, мало привлекают нашу молодежь.
Произведения известных классиков русской литературы являются образцом языковой культуры. Пробуждающие «чувства добрые» творения великого А.С. Пушкина служат примером безукоризненной русской речи. Произведения И.С. Тургенева и И.А. Бунина удивляют красотой и благозвучием русского слова. А читая Н.В. Гоголя, мы убеждаемся: чтобы высмеять пороки людей и общества, бывает достаточно выразительного меткого слова. Классическая литература помогает совершенствовать речь, учит любить родной язык и бережно к нему относиться.
Сократ, как известно, был не просто философом, но ещё и прекрасным физиономистом, умеющим определять суть человека по его голосу, а также судить о характере и деловых возможностях собеседника по его умению грамотно строить речь, показывать себя, представлять свое Я. Потому он и просил каждого, кто хотел с ним познакомиться: «Заговори со мной…»! Сегодня, с полным на то основанием можно сказать, что античные встречи и беседы Сократа стали, своего рода, предтечей современных собеседований, исповедующих все то же сократовское мерило: «Каков человек, такова и его речь”
Именно поэтому, приходя на собеседование в немецкую компанию и открывая рот, помните о том, что любое отступление от норм литературного произношения воспринимается собеседником как признак недостаточной культуры или отсутствия образования у говорящего.
Само слово «со-бе-се-до-ва-ние»! – подразумевает энергию противостояния по принципу «спрашивайте (смотрю на вас) – отвечаю (смотрите, какой я есть)»… Так и хочется в нем поставить два ударения, и первое из них – «со». Ведь собеседование- это беседа-контакт, в которой просто необходимо «себя показать». Кстати, нелишне при этом вспомнить Лелика из кинокомедии Гайдая с его «Летять утки… Летять у-утки…» – и наш ироничный смех, вызванный безграмотной речью невежественного советского гангстера, казавшегося этаким весьма недалеким фонвизинским «недорослем». К слову сказать, на вопрос Фонвизина: «Отчего в Европе весьма ограниченный человек в состоянии написать письмо вразумительное и отчего у нас (в России) часто преострые люди пишут так бестолково?» – Императрица Екатерина II,будучи немкой по происхождению, но прекрасно освоившей грамматику русского языка, ответила так: «Оттого, что тамо (в Европе), учась слогу, одинако пишут; у нас же всяк мысли свои не учась на бумагу кладет»…
Народная поговорка –«Язык мой, враг мой»! уже не один век предостерегает нас от речевой несдержанности, ошибок не только болтливого собеседника, но и того, кто не в ладах с фонетикой. Подумать только! – тысячелетиями человек учился произносить звуки, бездну времени потратил на изучение слов, но говорить грамотно учится до сих пор.
Далеко не каждый может сегодня сказать: «Язык мой – друг мой». А в повседневной жизни нам не стоит забывать, что общение, беседа, любое собеседование – это прежде всего познание личности, того самого образа “я”; и именно правильное произношение характеризует и степень культуры человека, его способность «себя показать».
Вот почему умение мыслить и четко излагать свою мысль античному философу виделись, что называется, на кончике языка: «Заговори…». Как же прав – на века – философ-стоик, как же нам подчас тяжело воспринимать речь человека, густо сдобренную орфоэпическими ошибками. Это связано с тем, что мы перестаем понимать смысл сказанного. Наше внимание переключается на «неправильность» произношения, говоря словами известного лингвиста и знатока русского языка Д.Э.Розенталя. Несколько лет назад в Московском Государственном Лингвистическом университете был поставлен интересный эксперимент. Филологов, носителей языка, попросили прослушать две записи, первая из которых содержала прочитанный без единой фонетической, но с некоторыми грамматическими ошибками немецкий текст, а вторая – идеально составленный грамматически и лексически текст, специально прочитанный с ошибками в произношении. Немецкие специалисты не услышали намеренно сделанных грамматических ошибок в первом тексте, зато отметили большое количество подобных во втором. И мне неожиданно подумалось: если слово с легкой руки поэта Владимира Маяковского названо «полководцем человечьей силы», то произношение слова – понятие стратегическое, имеющее далеко идущие последствия.
Культура речи – это наше владение языковыми нормами. Это – лакмусовая бумажка, по которой можно выверять общую культуру человека. Это – наш «социальный» паспорт. Именно от манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Наша речь способна не только притягивать собеседников, но и отталкивать их. «Коверканье слов» допустимо, на мой взгляд, только в романе-сатире «12 стульев». Именно на его страницах небезызвестный Остап Бендер, хрестоматийный герой-мошенник, спрашивал у своего незадачливого напарника: «Сможете ли вы сказать по-французски следующую фразу: “Господа, я не ел шесть дней”? – Мосье,- начал Ипполит Матвеевич, запинаясь, – мосье, гм, гм… же не, что ли, же не манж па… шесть, как оно: ен, де, труа, катр, сенк… сис… сис… жур. Значит, же не манж па сис жур». – «Ну и произношение у вас, Киса! Впрочем, что от нищего требовать!» …Комментарии, как говорится, излишни.
Поверьте, авторитет говорящего на иностранном языке с сильным акцентом снижается, даже если слушающий не захочет в этом признаться. Все силы собеседника уходят на понимание отдельных слов, смысл же сказанного при этом практически полностью ускользает. Красивое, соответствующее нормам произношение, напротив, вызывает уважение со стороны собеседника и облегчает процесс общения.
В заключение, приведу несколько фраз из дневника великого русского театрального режиссера К.С.Станиславского: «…Чтобы дать какую-то иллюзию своему голосу, банальные чтецы прибегают ко всевозможным голосовым фиоритурам, которые создают ту противную условность, квази–певучую речь и декламацию, от которой хочется бежать. Я ищу естественной музыкальной звучности. Мне надо, чтобы при слове «да» буква «а» пела свою мелодию, а при слове «нет» тоже самое происходило с буквой «е». Я хочу, чтобы в длинном ряде слов одни гласные незаметно переливались в другие и между ними не стукали, а тоже пели согласные, так как и у многих из них есть свои тянущиеся, гортанные, свистящие, жужжащие звуки, которые и составляют их характерную особенность. Вот, когда все эти буквы запоют, – тогда начинается музыка в речи…»
Мне бы очень хотелось, чтобы мы все почаще слышали в разговорах, беседах и собеседованиях музыку слова, его неповторимое и такое особенное произношение.
А.Степаненко, канд. фил. наук
Foto:Shutterstock.com
Пожалуй, одно из самых ценных умений человека – умение говорить. Ибо, с его помощью люди могут свободно выражать свои мысли и желания, а также передавать свои чувства.
Умение говорить ,беспорно важно, но также имеет значение и качество речи. Исходя из изречения: “скажи мне что-нибудь,что бы я тебя увидел”, можно понять, что качество речи определяет интелект и глубину мысли человека. Ибо, мысли с помощью речи открывают собеседнику внутренний мир говорящего.
Душа человека-это бездонная и неисчерпаемая чаша, которая наполнена нашими знаниями, переживаниями, отношениями к чему -либо, а речь – это ковш для черпания, который помогает нам передать собеседнику наше состояние. Но все мы разные, кто – то обладает огромной душой-чашей, в коей храняться неисчерпаемые душевные богатства,а у другого,душа размером с чашечку и наполнена она не кристально – чистой водой, а смрадной жидкостю. Посему,именно с помощью речи можно определить богатство душы человека.
Во все времена одним из способой определения душы человека была речь. В течение жизни нельзя полностью приобрести душевную глубину, но можно пополнить ее. Как? Очень просто, следует читать как можно больше литературы,но и это не главное, главное – иметь свое собственное мировоззрение, не перенимать чужые мысли,а иметь свои.
Пожалуй, одно из самых ценных умений человека – умение говорить. Ибо, с его помощью люди могут свободно выражать свои мысли и желания, а также передавать свои чувства.
Умение говорить, беспорно важно, но также имеет значение и качество речи. Исходя из изречения: “скажи мне что-нибудь, что бы я тебя увидел”, можно понять, что качество речи определяет интелект и глубину мысли человека. Ибо, мысли с помощью речи открывают собеседнику внутренний мир говорящего.
Душа человека-это бездонная и неисчерпаемая чаша, которая наполнена нашими знаниями, переживаниями, отношениями к чему -либо, а речь – это ковш для черпания, который помогает нам передать собеседнику наше состояние. Но все мы разные, кто – то обладает огромной душой-чашей, в коей храняться неисчерпаемые душевные богатства, а у другого, душа размером с чашечку и наполнена она не кристально – чистой водой, а смрадной жидкостю. Посему, именно с помощью речи можно определить богатство душы человека.
Во все времена одним из способой определения душы человека была речь. В течение жизни нельзя полностью приобрести душевную глубину, но можно пополнить ее. Как? Очень просто, следует читать как можно больше литературы, но и это не главное, главное – иметь свое собственное мировоззрение, не перенимать чужые мысли, а иметь свои.
Привет всем!Помогите пожалуйста к каждому предложению задать два вопроса:cпециальное и общее на английском с переводом на русский!За ранее спасибо!!! 1)The children are playing in the yard now (Ребята играют во дворе сейчас) 2)…
Найдите все значения параметра а, при которых корни уравнения х?+2ах+2а-1=0 связаны отношением х?:х?=3:1. С объяснением.
Пасажирский поезд за 4 часа прошел расстояние какой товарный за 6 часов.Найти скорость пасажирского поезда если известно что скорость товарного на 20 км час меньше
cоставить небольшой текст, заголовком которого будет “сентябрь”
Автомобиль, подъезжая к пункту А, набрал скорость 72 км/ч и дальше двигался равномерно по прямолинейному участку дорогию Доехав за 5 мин до пункта В, он повернул обратно и двигался равномерно с той же скоростью еще 3 мин. Чему …
В какой мере средства массовой информации влияют на изменение мира?какую роль они играют в процессе глаболизации?
Какие написания относятся к области орфографии и ругу лируются специальными правилами? Приведите пример.
Знайдіть основи трапеції якщо іх різниця дорівнює 8см,а середня лінія 15 см.
в раствор пищевой соды массой 450г с концентрацией8% добавили 10г пищевой соды,Какова концентрация последнего раствора?
На заводе каждую пятнадцатую деталь тестируют на качество. Сколько деталей протестировали в первой партии, содержавшей 1000 штук???
, одно из самых ценных умений человека – умение говорить. ибо, с его люди могут свободно выражать свои мысли и желания, а также передавать свои чувства.умение говорить ,беспорно важно, но также имеет значение и качество речи. исходя из изречения: “скажи мне что-нибудь,что бы я тебя увидел”, можно понять, что качество речи определяет интелект и глубину мысли человека. ибо, мысли с речи открывают собеседнику внутренний мир говорящего.душа человека-это бездонная и неисчерпаемая чаша, которая наполнена нашими знаниями, переживаниями, отношениями к чему -либо, а речь – это ковш для черпания, который нам передать собеседнику наше состояние. но все мы разные, кто – то обладает огромной душой-чашей, в коей храняться неисчерпаемые душевные богатства,а у другого,душа размером с чашечку и наполнена она не кристально – чистой водой, а смрадной жидкостю. посему,именно с речи можно определить богатство душы человека.во все времена одним из способой определения душы человека была речь. в течение жизни нельзя полностью приобрести душевную глубину, но можно пополнить ее. как? просто, следует читать как можно больше ,но и это не главное, главное – иметь свое собственное мировоззрение, не перенимать чужые мысли,а иметь свои.
?ЭССЕ на тему: Заговори, чтобы я тебя увидел (Сократ).
«Заговори, чтобы я тебя увидел» – некогда сказал известный древнегреческий философ молчавшему молодому человеку. «Каков человек, такова его иречь» – считал Сократ.
Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, которые бы создавали иллюзию о его социальном статусе, вкусах, характере, взглядах на жизнь. Но именно слова, речь –отражение его внутреннего мира.
Зрительный образ – всего лишь оболочка, которая скрывает истинное лицо человека. Именно слова, произносимые собеседником «сообщают» нам о его внутреннем мире все: чтоесть и чего – нет.
Все мы знаем случаи, когда человек внешне некрасив, а пообщавшись с ним его внутренний мир, оказывается настолько прекрасным, что внешность перестает иметь вообще какое либо значение.Это происходит, когда человек начинает говорить и его речь буквально захватывает с первых слов. Она честна и понятна. Нам хочется смотреть на собеседника, не отрываясь, смотреть и слушать. Эти ценныеминуты запоминаются надолго, и именно такого общения ты ждешь с нетерпением и забываешь не скоро. Речь имеет огромное значение в нашей жизни, она несет в себе не только информацию о предмете разговора,обсуждаемой темы, но и о нас самих. Речь раскрывает человека, показывая, насколько он развит, она дает общие темы, открывает путь для дальнейшего общения. Я соглашусь со словами Сократа. Чтобы увидеть человека изнутри ипонять – нужно услышать его речь. Возможно, нам стоит задуматься об этом? Нужно совершенствовать свою речь и следить за тем, что и как мы говорим, ведь речь – это наша визитная карточка, котораяможет рассказать о нас абсолютно все.
Речь – отражение внутреннего мира, они не дадут ввести собеседника в заблуждение, обмануть его. Считаю, что слова более информативны, чем зрительный образ. Как ни странно,именно слова, которые, как дыхание, выходят изнутри человека, «сообщат» о внутреннем мире человека всё: что есть, чего – нет.
Нетрудно вспомнить, как создаётся первое…