Сочинение на тему сказка о царе солтане

7 вариантов

  1. ЦАРЬ САЛТАН — герой сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано-виче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831), написанной на основе сказки, поведанной поэту Ариной Родионовной. В передаче Арины Родионовны С. вовсе не имя, а как бы удвоение титула: царь-султан. Пушкин остроумно переделывает его в С. Получилось весьма колоритное, подлинно сказочное имя, сохраняющее славянскую окраску и намек на несметные «султанские» богатства. С.— царь идеальный, олицетворение мечты русского народа, отец-батюшка. Такой царь может запросто простоять весь вечер «позадь забора» и ненароком подслушать беседу трех девиц за пряжей. Царство С.— вполне домашнее, с хорошо протопленной печью в морозный крещенский вечер. Мысли царя самые простые. Три сестрицы пообещали ему разное и несбыточное, и он уверен, что стоит ему лишь пожелать, и все это сбудется. А главное, «к исходу сентября» у него будет сын-богатырь. Гвидон становится воплощением благополучной, подчиняющейся действительности. С. верит в чудеса. Идеальный образ С. разрушается под влиянием прозы жизни. Затягивается война, в которой С. «бьется долго и жестоко». Интригуют ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и добиваются изгнания любимой жены с младенцем. Но чем сильнее одурманивают они царя слухами о чудесах, тем слабее становится их власть над ним. Наконец чаша любопытства переполнена, и С. разрывает паутину своего безволия. Реальность, ожидающая его, оказывается богаче самых заманчивых снов. Царь С. обретает даже больше того, о чем мечтал. Главное же — семейное счастье восстановлено. Справедливость торжествует, недобрые чары развеяны. «Царь для радости такой» всех прощает и его, конечно, «уложили спать вполпьяна». На сюжет пушкинской сказки написана одноименная опера Н.А.Римского-Корсакова (соч. 1900).

  2. В помощь школьнику и студенту!

    Сочинение на тему: Царь Салтан. Произведение: Сказка о царе СалтанеЦАРЬ САЛТАН — герой сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано-виче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831), написанной на основе сказки, поведанной поэту Ариной Родионовной. В передаче Арины Родионовны С. вовсе не имя, а как бы удвоение титула: царь-султан. Пушкин остроумно переделывает его в С. Получилось весьма колоритное, подлинно сказочное имя, сохраняющее славянскую окраску и намек на несметные «султанские» богатства. С.— царь идеальный, олицетворение мечты русского народа, отец-батюшка. Такой царь может запросто простоять весь вечер «позадь забора» и ненароком подслушать беседу трех девиц за пряжей. Царство С.— вполне домашнее, с хорошо протопленной печью в морозный крещенский вечер. Мысли царя самые простые. Три сестрицы пообещали ему разное и несбыточное, и он уверен, что стоит ему лишь пожелать, и все это сбудется. А главное, «к исходу сентября» у него будет сын-богатырь. Гвидон становится воплощением благополучной, подчиняющейся действительности. С. верит в чудеса. Идеальный образ С. разрушается под влиянием прозы жизни. Затягивается война, в которой С. «бьется долго и жестоко». Интригуют ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и добиваются изгнания любимой жены с младенцем. Но чем сильнее одурманивают они царя слухами о чудесах, тем слабее становится их власть над ним. Наконец чаша любопытства переполнена, и С. разрывает паутину своего безволия. Реальность, ожидающая его, оказывается богаче самых заманчивых снов. Царь С. обретает даже больше того, о чем мечтал. Главное же — семейное счастье восстановлено. Справедливость торжествует, недобрые чары развеяны. «Царь для радости такой» всех прощает и его, конечно, «уложили спать вполпьяна». На сюжет пушкинской сказки написана одноименная опера Н.А.Римского-Корсакова (соч. 1900).

    Творчество

    Сочинения

    При перепечатке материалов гиперссылка на сайт ser-esenin.ru обязательна. Все материалы являются собственностью их авторов.
    С.А. Есенин: Жизнь моя, иль ты приснилась мне.
    Сказки Пушкина в детском чтенииА.С. Пушкин (1799-1837) получил воспитание и образование, ориентированные на европейскую культуру, в большей степени – на французское Просвещение. Пушкин постоянно кого-то слушал и записывал сказки, пословицы, поговорки и песни. Няня его была реальной теткой и интересной собеседницей – со здравым смыслом, чувством юмора, добрым нравом. Пережив увлечения разными литературными стилями – классицизмом, романтизмом, усвоив язык и жанры, поэт пошел дальше и открыл более широкую сферу реализма. Одновременно с этим он совершал реформу литературного языка, положив в основу речь современной ему книжной поэзии. Со временем стал нормой разговорного языка. Идеал человека – герой обыкновенный, т.е. человека, чей ум и нравственность образованы желанием прожить свою жизнь с чувством внутренней свободы и чистой совестью, исполнить все, что назначено судьбою не более и не менее. Условие народности литературного произведения – выражение в нем национального духа.
    Детство им воспринималось драматически. Неразрешимое противоречие детства состоит в том, что детская невинность оказывается в плену грешной жизни взрослых. Вся система взрослой жизни направлена против детской души.
    Еще детство героев пролетает будто в один миг (царевич в «Гвидоне» вымахал за часы).
    В ребенке языческое начало идеально слито с христианским духом, ему ведомы тайны жизни и смерти, язык природы; он сам- воплощение тайны бытия.
    Пушкин отказывался сотрудничать в детских журналах и никогда не писал специально для детей.
    Это был один из любимых жанров Пушкина. Простонародные сказки Арины Родионовны он ставил в один ряд с «высокими» литературными жанрами.
    В круг детского чтения почти сразу после выхода в свет вошли «Сказка о Попе и Балде» (1831), « Сказка о царе Салтане и…т.д»(1831), « С.о рыбаке и рыбке»(1833), «С. о мертвой царевне и 7 богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке»( 1834). Сказка- баллада «Жених»- (1825) и сказка отрывок о медведе «Как весенней теплою порою…» (1830) читаются обычно подростками и взрослыми.
    Внимание! Сказки предназначены взрослым, написаны они в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а это значит, что содержание сказок столь же глубоко и серьезно. В 30-х годах его занимала тема дома: вопросы природы, общества, истории освещались с позиции «домашнего» человека. Поэт использовал особую жанровую форму стихотворной «простонародной» сказки, чтобы включить и народную т.з. на эти вопросы.
    В сентябре 1834 –план издания цикла сказок, где расположил их по идеи – дает ключ к пониманию, как общего замысла цикла, так и все по отдельности сказок.
    Пушкинские сказки, вошедшие в круг чтения детей, делятся на сказки-поэмы ( о царевне Лебеди, о мертвой царевне) и сказки-новеллы ( о попе, о золотой рыбке, о золотом петушке). Сказки- поэмы заканчиваются счастливо, сказки-новеллы- справедливо, но несчастливо. Добро и зло в ск.-поэмах однозначно, положит. и отриц. герои не вызывают сомнений, а в ск.- новеллах отриц. герои побеждаются силами, несущими или добро или зло. В которые поэмы – внимание сосредоточено на семье, соц. Статус не играет значения. Царь –Салтан, князь Гвидон, царица- мать изображаются как обыкновенные люди с «чувствами добрыми».
    В с.-новеллах герои сталкиваются с непобедимыми законами мира, кот. выше, сильнее чел. желаний. Поп, старуха, царь Дадо изображены с социальной стороны, но вместе с тем подчеркнута их личная, психологически- мотивированная слабость. Поп- жалкий старик с «толоконным лбом», старуха- сварливая жадная женщина, царь Дадон- глупец с грузом страшных грехов на совести. Конечное поражение героев объясняется их стремлением возвыситься над другими, подчинить чью-то силу.
    «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…» может быть названа сказкой исполнения желаний. Уже в начальном эпизоде три девицы загадывают заветные желания, которые без промедления исполняются. Мечты трех девиц еще не выходят за пределы возможного в обычном мире. Мечты о чудесной белке, о морских витязях, о царевне Лебеди, кажется, не имеют никакого права на исполнение в этом мире. Все дело в том, что князь Гвидон не обычный перец: он богатырь с рождения, наделен даром говорить с природой и жить среди чудес. Чудесный ребенок «растет не по дням, а по часам», уже после дня в бочке, он начинает разговаривать с волною, молит её – а она и..«И послушалась волна..».
    Гвидон – воплощение пушкинское образа- Поэта; поэтому и княжество его на чудном острове Буяне, где только и могут быть «дива дивные». Град- народная утопия всеобщего довольства и благополучия, здесь воплощаются любые фантазии. Главный лирический мотив связан с «грустью- тоскою» разлученных отца и сына. Апофеоз радости звучит в конце сказки, когда царь вдруг как чудо получает и жену, и сына, и невестку- диво, а те волшебные чудеса, что видел по дороге- были только «присказками» к настоящей сказке счастливой семьи. В дальнейшем П. изображает счастье как большой дом.
    Центральный образ- царевна Лебедь, «чистейший прелести чистейший образец», что явился Пушкину в его невесте Наталье Николаевне. В ней соединились черты белой лебедушки- невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы. Лебедь- выражение идеи о том, что поэзий повелевает кросота, она есть высший смысл поэзии.

  3. Помогите написать сочинение по ” Сказки о царе Салтане ” А.С.Пушкина.

    Ответы:

    Прочитай сказку и опиши Ее кратко и у тебя получится сочинение
    Александр Сергеевич Пушкин написал много замечательных сказок: «Сказку О рыбаке и рыбке», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о попе и о работнике его Балде» … Но мне больше всего нравится «Сказка О царе Салтане … », потому что положительные герои преодолевают все преграды на пути к счастью и получают заслуженную награду.
    Царь Салтан — добрый, справедливый и незлопамятный, хотя, к сожалению, слишком доверчивый. Получив ложное известие о том, что царица родила «неведому зверюшку», он мудро приказывает дожидаться его возвращения.
    Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха завидуют молодой царице. Они готовы на всё, чтобы погубить её вместе с сыном. Все трое злы, коварны и хитры. Но почему-то они кажутся не страшными, а скорее смешными, особенно когда князь Гвидон, превращённый в комара, а затем в муху и шмеля, поочерёдно кусает каждую.
    Князь Гвидон — настоящий сказочный богатырь. Он силён, смел и отважен. Гвидон защищает слабых: вступается за царевну Лебедь и убивает злого коршуна.
    Гвидон мудро правит на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За это он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей во главе с Черномором и жену-волшебницу — прекрасную и мудрую Царевну Лебедь. Спасённая Гвидоном, она помогает ему советом и волшебством.
    Сказка заканчивается хорошо для всех героев: царь Салтан вновь обретает жену и сына и на радости прощает злых сестёр и Бабариху. Это светлое и доброе произведение приятно перечитывать вновь и вновь.

  4. Царь Салтан герой сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано-виче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831), написанной на основе сказки, поведанной поэту Ариной Родионовной. В передаче Арины Родионовны С. вовсе не имя, а как бы удвоение титула: царь-султан. Пушкин остроумно переделывает его в С. Получилось весьма колоритное, подлинно сказочное имя, сохраняющее славянскую окраску и намек на несметные «султанские» богатства. С.- царь идеальный, олицетворение мечты русского народа, отец-батюшка. Такой царь может запросто простоять весь вечер «позадь забора» и ненароком подслушать беседу трех девиц за пряжей.
    Царство С.- вполне домашнее, с хорошо протопленной печью в морозный крещенский вечер. Мысли царя самые простые. Три сестрицы пообещали ему разное и несбыточное, и он уверен, что стоит ему лишь пожелать, и все это сбудется. А главное, «к исходу сентября» у него будет сын-богатырь. Гвидон становится воплощением благополучной, подчиняющейся действительности. С. верит в чудеса. Идеальный образ С. разрушается под влиянием прозы жизни. Затягивается война, в которой С. «бьется долго и жестоко». Интригуют ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и добиваются изгнания любимой жены с младенцем. Но чем сильнее одурманивают они царя слухами о чудесах, тем слабее становится их власть над ним. Наконец чаша любопытства переполнена, и С. разрывает паутину своего безволия. Реальность, ожидающая его, оказывается богаче самых заманчивых снов.
    Царь С. обретает даже больше того, о чем мечтал. Главное же — семейное счастье восстановлено. Справедливость торжествует, недобрые чары развеяны. «Царь для радости такой» всех прощает и его, конечно, «уложили спать вполпьяна».

  5. Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.
    “Кабы я была царица,-
    Говорит одна девица,-
    То на весь крещеный мир
    Приготовила б я пир”.
    – “Кабы я была царица,-
    Говорит ее сестрица,-
    То на весь бы мир одна
    Наткала я полотна”.
    – “Кабы я была царица,-
    Третья молвила сестрица,-
    Я б для батюшки-царя
    Родила богатыря”.
    Только вымолвить успела,
    Дверь тихонько заскрыпела,
    И в светлицу входит царь,
    Стороны той государь.
    Во все время разговора
    Он стоял позадь забора;
    Речь последней по всему
    Полюбилася ему.
    “Здравствуй, красная девица,-
    Говорит он, – будь царица
    И роди богатыря
    Мне к исходу сентября.
    Вы ж, голубушки-сестрицы,
    Выбирайтесь из светлицы.
    Поезжайте вслед за мной,
    Вслед за мной и за сестрой:
    Будь одна из вас ткачиха,
    А другая повариха”.
    В сени вышел царь-отец.
    Все пустились во дворец.
    Царь недолго собирался:
    В тот же вечер обвенчался.
    Царь Салтан за пир честной
    Сел с царицей молодой;
    А потом честные гости
    На кровать слоновой кости
    Положили молодых
    И оставили одних.
    В кухне злится повариха,
    Плачет у станка ткачиха –
    И завидуют оне
    Государевой жене.
    А царица молодая,
    Дела вдаль не отлагая,
    С первой ночи понесла.
    В те поры война была.
    Царь Салтан, с женой простяся,
    На добра коня садяся,
    Ей наказывал себя
    Поберечь, его любя.
    Между тем, как он далеко
    Бьется долго и жестоко,
    Наступает срок родин;
    Сына бог им дал в аршин,
    И царица над ребенком,
    Как орлица над орленком;
    Шлет с письмом она гонца,
    Чтоб обрадовать отца.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой
    Извести ее хотят,
    Перенять гонца велят;
    Сами шлют гонца другого
    Вот с чем от слова до слова:
    “Родила царица в ночь
    Не то сына, не то дочь;
    Не мышонка, не лягушку,
    А неведому зверюшку”.
    Как услышал царь-отец,
    Что донес ему гонец,
    В гневе начал он чудесить
    И гонца хотел повесить;
    Но, смягчившись на сей раз,
    Дал гонцу такой приказ:
    “Ждать царева возвращенья
    Для законного решенья”.
    Едет с грамотой гонец
    И приехал наконец.
    А ткачиха с поварихой
    С сватьей бабой Бабарихой
    Обобрать его велят;
    Допьяна гонца поят
    И в суму его пустую
    Суют грамоту другую –
    И привез гонец хмельной
    В тот же день приказ такой:
    “Царь велит своим боярам,
    Времени не тратя даром,
    И царицу и приплод
    Тайно бросить в бездну вод”.
    Делать нечего: бояре,
    Потужив о государе
    И царице молодой,
    В спальню к ней пришли толпой.
    Объявили царску волю –
    Ей и сыну злую долю,
    Прочитали вслух указ
    И царицу в тот же час
    В бочку с сыном посадили,
    Засмолили, покатили
    И пустили в Окиян –
    Так велел-де царь Салтан.
    В синем небе звезды блещут,
    В синем море волны хлещут;
    Туча по небу идет,
    Бочка по морю плывет.
    Словно горькая вдовица,
    Плачет, бьется в ней царица;
    И растет ребенок там
    Не по дням, а по часам.
    День.прошел – царица вопит…
    А дитя волну торопит:
    “Ты, волна моя, волна?
    Ты гульлива и вольна;
    Плещешь ты, куда захочешь,
    Ты морские камни точишь,
    Топишь берег ты земли,
    Подымаешь корабли –
    Не губи ты нашу душу:
    Выплесни ты нас на сушу!”
    И послушалась волна:
    Тут же на берег она
    Бочку вынесла легонько
    И отхлынула тихонько.
    Мать с младенцем спасена;
    Землю чувствует она.
    Но из бочки кто их вынет?
    Бог неужто их покинет?
    Сын на ножки поднялся,
    В дно головкой уперся,
    Понатужился немножко:
    “Как бы здесь на двор окошко
    Нам проделать?”– молвил он,
    Вышиб дно и вышел вон.
    Мать и сын теперь на воле;
    Видят холм в широком поле;
    Море синее кругом,
    Дуб зеленый над холмом.
    Сын подумал: добрый ужин
    Был бы нам, однако, нужен.
    Ломит он у дуба сук
    И в тугой сгибает лук,
    Со креста снурок шелковый
    Натянул на лук дубовый,
    Тонку тросточку сломил,
    Стрелкой легкой завострил
    И пошел на край долины
    У моря искать дичины.
    К морю лишь подходит он,
    Вот и слышит будто стон…
    Видно, на море не тихо:
    Смотрит – видит дело лихо:
    Бьется лебедь средь зыбей,
    Коршун носится над ней;
    Та бедняжка так и плещет,
    Воду вкруг мутит и хлещет…
    Тот уж когти распустил,
    Клев кровавый навострил…
    Но как раз стрела запела –
    В шею коршуна задела –
    Коршун в море кровь пролил.
    Лук царевич опустил;
    Смотрит: коршун в море тонет
    И не птичьим криком стонет,
    Лебедь около плывет,
    Злого коршуна клюет,
    Гибель близкую торопит,
    Бьет крылом и в море топит –
    И царевичу потом
    Молвит русским языком:
    “Ты царевич, мой спаситель,
    Мой могучий избавитель,
    Не тужи, что за меня
    Есть не будешь ты три дня,
    Что стрела пропала в море;
    Это горе – все не горе.
    Отплачу тебе добром,
    Сослужу тебе потом:
    Ты не лебедь ведь избавил,
    Девицу в живых оставил;
    Ты не коршуна убил,
    Чародея подстрелил.
    Ввек тебя я не забуду:
    Ты найдешь меня повсюду,
    А теперь ты воротись,
    Не горюй и спать ложись”.
    Улетела лебедь-птица,
    А царевич и царица,
    Целый день проведши так,
    Лечь решились натощак.
    Вот открыл царевич очи;
    Отрясая грезы ночи
    И дивясь, перед собой
    Видит город он большой,
    Стены с частыми зубцами,
    И за белыми стенами
    Блещут маковки церквей
    И святых монастырей.
    Он скорей царицу будит;
    Та как ахнет!… “То ли будет? –
    Говорит он, – вижу я:
    Лебедь тешится моя”.
    Мать и сын идут ко граду.
    Лишь ступили за ограду,
    Оглушительный трезвон
    Поднялся со всех сторон:
    К ним народ навстречу валит,
    Хор церковный бога хвалит;
    В колымагах золотых
    Пышный двор встречает их;
    Все их громко величают,
    И царевича венчают
    Княжей шапкой, и главой
    Возглашают над собой;
    И среди своей столицы,
    С разрешения царицы,
    В тот же день стал княжить он
    И нарекся: князь Гвидон.
    Ветер на море гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах.
    Корабельщики дивятся,
    На кораблике толпятся,
    На знакомом острову
    Чудо видят наяву:
    Город новый златоглавый,
    Пристань с крепкою заставой –
    Пушки с пристани палят,
    Кораблю пристать велят.
    Пристают к заставе гости
    Князь Гвидон зовет их в гости,
    Их он кормит и поит
    И ответ держать велит:
    “Чем вы, гости, торг ведете
    И куда теперь плывете?”
    Корабельщики в ответ:
    “Мы объехали весь свет,
    Торговали соболями,
    Чорнобурьши лисами;
    А теперь нам вышел срок,
    Едем прямо на восток,
    Мимо острова Буяна,
    В царство славного Салтана…”
    Князь им вымолвил тогда:
    “Добрый путь вам, господа,
    По морю по Окияну
    К славному царю Салтану;
    От меня ему поклон”.
    Гости в путь, а князь Гвидон
    С берега душой печальной
    Провожает бег их дальный;
    Глядь – поверх текучих вод
    Лебедь белая плывет.
    “Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как день ненастный?
    Опечалился чему?” –
    Говорит она ему.
    Князь печально отвечает:
    “Грусть– тоска меня съедает,
    Одолела молодца:
    Видеть я б хотел отца”.
    Лебедь князю: “Вот в чем горе!
    Ну послушай: хочешь в море
    Полететь за кораблем?
    Будь же, князь, ты комаром”.
    И крылами замахала,
    Воду с шумом расплескала
    И обрызгала его
    С головы до ног всего.
    Тут он в точку уменьшился,
    Комаром оборотился,
    Полетел и запищал,
    Судно на море догнал,
    Потихоньку опустился
    На корабль – и в щель забился.
    Ветер весело шумит,
    Судно весело бежит
    Мимо острова Буяна,
    К царству славного Салтана,
    И желанная страна
    Вот уж издали видна.
    Вот на берег вышли гости;
    Царь Салтан зовет их в гости,
    И за ними во дворец
    Полетел наш удалец.
    Видит: весь сияя в злате,
    Царь Салтан сидит в палате
    На престоле и в венце
    С грустной думой на лице;
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой
    Около царя сидят
    И в глаза ему глядят.
    Царь Салтан гостей сажает
    За свой стол и вопрошает:
    “Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? куда?
    Ладно ль за морем иль худо?
    И какое в свете чудо?”
    Корабельщики в ответ:
    “Мы объехали весь свет;
    За морем житье на худо,
    В свете ж вот какое чудо:
    В море остров был крутой,
    Не привальный, не жилой;
    Он лежал пустой равниной;
    Рос на нем дубок единый;
    А теперь стоит на нем
    Новый город со дворцом,
    С златоглавыми церквами,
    С теремами и садами,
    А сидит в нем князь Гвидон;
    Он прислал тебе поклон”.
    Царь Салтан дивится чуду;
    Молвит он: “Коль жив я буду,
    Чудный остров навещу,
    У Гвидона погощу”.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой
    Не хотят его пустить
    Чудный остров навестить.
    “Уж диковинка, ну право,-
    Подмигнув другим лукаво,
    Повариха говорит,-
    Город у моря стоит!
    Знайте, вот что не безделка:
    Ель в лесу, под елью белка,
    Белка песенки поет
    И орешки все грызет,
    А орешки не простые,
    Все скорлупки золотые,
    Ядра – чистый изумруд;
    Вот что чудом-то зовут”.
    Чуду царь Салтан дивится,
    А комар– то злится, злится –
    И впился комар как раз
    Тетке прямо в правый глаз.
    Повариха побледнела,
    Обмерла и окривела.
    Слуги, сватья и сестра
    С криком ловят комара.
    “Распроклятая ты мошка!
    Мы тебя!…”А Он в окошко
    Да спокойно в свой удел
    Через море полетел.
    Снова князь у моря ходит,
    С синя моря глаз не сводит;
    Глядь – поверх текучих вод
    Лебедь белая плывет.
    “Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ж ты тих, как день ненастный?
    Опечалился чему?” –
    Говорит она ему.
    Князь Гвидон ей отвечает:
    “Грусть– тоска меня съедает;
    Чудо чудное завесть
    Мне б хотелось. Где-то есть
    Ель в лесу, под елью белка;
    Диво, право, не безделка –
    Белка песенки поет
    Да орешки все грызет,
    А орешки не простые,
    Все скорлупки золотые,
    Ядра – чистый изумруд;
    Но, быть может, люди врут”.
    Князю лебедь отвечает:
    “Свет о белке правду бает;
    Это чудо знаю я;
    Полно, князь, душа моя,
    Не печалься; рада службу
    Оказать тебе я в дружбу”.
    С ободренною душой
    Князь пошел себе домой;
    Лишь ступил на двор широкий –
    Что ж? под елкою высокой,
    Видит, белочка при всех
    Золотой грызет орех,
    Изумрудец вынимает,
    А скорлупку собирает,
    Кучки равные кладет,
    И с присвисточкой поет
    При честном при всем народе:
    Во саду ли, в огороде.
    Изумился князь Гвидон.
    “Ну, спасибо, – молвил он,-
    Ай да лебедь – дай ей боже,
    Что и мне, веселье то же”.
    Князь для белочки потом
    Выстроил хрустальный дом.
    Караул к нему приставил
    И притом дьяка заставил
    Строгий счет орехам весть.
    Князю прибыль, белке честь.
    Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На поднятых парусах
    Мимо острова крутого,
    Мимо города большого:
    Пушки с пристани палят,
    Кораблю пристать велят.
    Пристают к заставе гости;
    Князь Гвидон зовет их в гости,
    Их и кормит и поит
    И ответ держать велит:
    “Чем вы, гости, торг ведете
    И куда теперь плывете?”
    Корабельщики в ответ:
    “Мы объехали весь свет,
    Торговали мы конями,
    Все донскими жеребцами,
    А теперь нам вышел срок –
    И лежит нам путь далек:
    Мимо острова Буяна
    В царство славного Салтана…”
    Говорит им князь тогда:
    “Добрый путь вам, господа,
    По морю по Окияну
    К славному царю Салтану;
    Да скажите: князь Гвидон
    Шлет царю-де свой поклон”.
    Гости князю поклонились,
    Вышли вон и в путь пустились.
    К морю князь – а лебедь там
    Уж гуляет по волнам.
    Молит князь: душа-де просит,
    Так и тянет и уносит…
    Вот опять она его
    Вмиг обрызгала всего:
    В муху князь оборотился,
    Полетел и опустился
    Между моря и небес
    На корабль – и в щель залез.
    Ветер весело шумит,
    Судно весело бежит
    Мимо острова Буяна,
    В царство славного Салтана –
    И желанная страна
    Вот уж издали видна;
    Вот на берег вышли гости;
    Царь Салтан зовет их в гости,
    И за ними во дворец
    Полетел наш удалец.
    Видит: весь сияя в злате,
    Царь Салтан сидит в палате
    На престоле и в венце,
    С грустной думой на лице.
    А ткачиха с Бабарихой
    Да с кривою поварихой
    Около царя сидят.
    Злыми жабами глядят.
    Царь Салтан гостей сажает
    За свой стол и вопрошает:
    “Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? куда?
    Ладно ль за морем иль худо?
    И какое в свете чудо?”
    Корабельщики в ответ:
    “Мы объехали весь свет;
    За морем житье не худо;
    В свете ж вот какое чудо:
    Остров на море лежит,
    Град на острове стоит
    С златоглавыми церквами,
    С теремами да садами;
    Ель растет перед дворцом,
    А под ней хрустальный дом;
    Белка там живет ручная,
    Да затейница какая!
    Белка песенки поет
    Да орешки все грызет,
    А орешки не простые,
    Все скорлупки золотые,
    Ядра – чистый изумруд;
    Слуги белку стерегут,
    Служат ей прислугой разной –
    И приставлен дьяк приказный
    Строгий счет орехам весть;
    Отдает ей войско честь;
    Из скорлупок льют монету
    Да пускают в ход по свету;
    Девки сыплют изумруд
    В кладовые, да под спуд;
    Все в том острове богаты,
    Изоб нет, везде палаты;
    А сидит в нем князь Гвидон;
    Он прислал тебе поклон”.
    Царь Салтан дивится чуду.
    “Если только жив я буду,
    Чудный остров навещу,
    У Гвидона погощу”.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой
    Не хотят его пустить
    Чудный остров навестить.
    Усмехнувшись исподтиха,
    Говорит царю ткачиха:
    “Что тут дивного? ну,’вот!
    Белка камушки грызет,
    Мечет золото и в груды
    Загребает изумруды;
    Этим нас не удивишь,
    Правду ль, нет ли говоришь.
    В свете есть иное диво:
    Море вздуется бурливо,
    Закипит, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Разольется в шумном беге,
    И очутятся на бреге,
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря,
    Все красавцы удалые,
    Великаны молодые,
    Все равны, как на подбор,
    С ними дядька Черномор.
    Это диво, так уж диво,
    Можно молвить справедливо!”
    Гости умные молчат,
    Спорить с нею не хотят.
    Диву царь Салтан дивится,
    А Гвидон– то злится, злится…
    Зажужжал он и как раз
    Тетке сел на левый глаз,
    И ткачиха побледнела:
    «Ай!» – и тут же окривела;
    Все кричат: “Лови, лови,
    Да дави ее, дави…
    Вот ужо! постой немножко,
    Погоди…”А князь в окошко,
    Да спокойно в свой удел
    Через море прилетел.
    Князь у синя моря ходит,
    С синя моря глаз не сводит;
    Глядь – поверх текучих вод
    Лебедь белая плывет.
    “Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как день ненастный?
    Опечалился чему?” –
    Говорит она ему.
    Князь Гвидон ей отвечает:
    “Грусть– тоска меня съедает –
    Диво б дивное хотел
    Перенесть я в мой удел”.
    – «А какое ж это диво?»
    – “Где-то вздуется бурливо
    Окиян, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Расплеснется в шумном беге,
    И очутятся на бреге,
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря,
    Все красавцы молодые,
    Великаны удалые,
    Все равны, как на подбор,
    С ними дядька Черномор”.
    Князю лебедь отвечает:
    “Вот что, князь, тебя смущает?
    Не тужи, душа моя,
    Это чудо знаю я.
    Эти витязи морские
    Мне ведь братья все родные.
    Не печалься же, ступай,
    В гости братцев поджидай”.
    Князь пошел, забывши горе,
    Сел на башню, и на море
    Стал глядеть он; море вдруг
    Всколыхалося вокруг,
    Расплескалось в шумном беге
    И оставило на бреге
    Тридцать три богатыря;
    В чешуе, как жар горя,
    Идут витязи четами,
    И, блистая сединами,
    Дядька впереди идет
    И ко граду их ведет.
    С башни князь Гвидон сбегает,
    Дорогих гостей встречает;
    Второпях народ бежит;
    Дядька князю говорит:
    “Лебедь нас к тебе послала
    И наказом наказала
    Славный город твой хранить
    И дозором обходить.
    Мы отныне ежеденно
    Вместе будем непременно
    У высоких стен твоих
    Выходить из вод морских,
    Так увидимся мы вскоре,
    А теперь пора нам в море;
    Тяжек воздух нам земли”.
    Все потом домой ушли.
    Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На поднятых парусах
    Мимо острова крутого,
    Мимо города большого;
    Пушки с пристани палят,
    Кораблю пристать велят.
    Пристают к заставе гости;
    Князь Гвидон зовет их в гости,
    Их и кормит, и поит,
    И ответ держать велит:
    “Чем вы, гости, торг ведете?
    И куда теперь плывете?”
    Корабельщики в ответ:
    “Мы объехали весь свет;
    Торговали мы булатом,
    Чистым серебром и златом,
    И теперь нам вышел срок;
    А лежит нам путь далек,
    Мимо острова Буяна,
    В царство славного Салтана”.
    Говорит им князь тогда:
    “Добрый путь вам, господа,
    По морю по Окияну
    К славному царю Салтану.
    Да скажите ж: князь Гвидон
    Шлет– де свой царю поклон”.
    Гости князю поклонились,
    Вышли вон и в путь пустились.
    К морю князь, а лебедь там
    Уж гуляет по волнам.
    Князь опять: душа-де просит…
    Так и тянет и уносит…
    И опять она его
    Вмиг обрызгала всего.
    Тут он очень уменьшился,
    Шмелем князь оборотился,
    Полетел и зажужжал;
    Судно на море догнал,
    Потихоньку опустился
    На корму – и в щель забился.
    Ветер весело шумит,
    Судно весело бежит
    Мимо острова Буяна,
    В царство славного Салтана,
    И желанная страна
    Вот уж издали видна.
    Вот на берег вышли гости.
    Царь Салтан зовет их в гости,
    И за ними во дворец
    Полетел наш удалец.
    Видит, весь сияя в злате,
    Царь Салтан сидит в палате
    На престоле и в венце,
    С грустной думой на лице.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой
    Около царя сидят –
    Четырьмя все три глядят.
    Царь Салтан гостей сажает
    За свой стол и вопрошает:
    “Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? куда?
    Ладно ль за морем иль худо?
    И какое в свете чудо?”
    Корабельщики в ответ:
    “Мы объехали весь свет;
    За морем житье не худо;
    В свете ж вот какое чудо:
    Остров на море лежит,
    Град на острове стоит,
    Каждый день идет там диво:
    Море вздуется бурливо,
    Закипит, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Расплеснется в скором беге –
    И останутся на бреге
    Тридцать три богатыря,
    В чешуе златой горя,
    Все красавцы молодые,
    Великаны удалые,
    Все равны, как на подбор;
    Старый дядька Черномор
    С ними из моря выходит
    И попарно их выводит,
    Чтобы остров тот хранить
    И дозором обходить –
    И той стражи нет надежней,
    Ни храбрее, ни прилежней.
    А сидит там князь Гвидон;
    Он прислал тебе поклон”.
    Царь Салтан дивится чуду.
    “Коли жив я только буду,
    Чудный остров навещу
    И у князя погощу”.
    Повариха и ткачиха
    Ни гугу – но Бабариха,
    Усмехнувшись, говорит:
    “Кто нас этим удивит?
    Люди из моря выходят
    И себе дозором бродят!
    Правду ль бают или лгут,
    Дива я не вижу тут.
    В свете есть такие ль дива?
    Вот идет молва правдива:
    За морем царевна есть,
    Что не можно глаз отвесть:
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает,
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит.
    А сама– то величава,
    Выступает, будто пава;
    А как речь-то говорит,
    Словно реченька журчит.
    Молвить можно справедливо.
    Это диво, так уж диво”.
    Гости умные молчат:
    Спорить с бабой не хотят.
    Чуду царь Салтан дивится –
    А царевич хоть и злится,
    Но жалеет он очей
    Старой бабушки своей:
    Он над ней жужжит, кружится –
    Прямо на нос к ней садится,
    Нос ужалил богатырь:
    На носу вскочил волдырь.
    И опять пошла тревога:
    “Помогите, ради бога!
    Караул! лови, лови,
    Да дави его, дави…
    Вот ужо! пожди немножко,
    Погоди!…”А шмель в окошко,
    Да спокойно в свой удел
    Через море полетел.
    Князь у синя моря ходит,
    С синя моря глаз не сводит;
    Глядь – поверх текучих вод
    Лебедь белая плывет.
    “Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ж ты тих, как день ненастный?
    Опечалился чему?” –
    Говорит она ему.
    Князь Гвидон ей отвечает:
    “Грусть– тоска меня съедает:
    Люди женятся; гляжу,
    Не женат лишь я хожу”.
    – “А кого же на примете
    Ты имеешь?”– “Да на свете,
    Говорят, царевна есть,
    Что не можно глаз отвесть.
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает –
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит.
    А сама– то величава,
    Выступает, будто пава;
    Сладку речь-то говорит,
    Будто реченька журчит.
    Только, полно, правда ль это?”
    Князь со страхом ждет ответа.
    Лебедь белая молчит
    И, подумав, говорит:
    “Да! такая есть девица.
    Но жена не рукавица:
    С белой ручки не стряхнешь
    Да за пояс не заткнешь.
    Услужу тебе советом –
    Слушай: обо всем об этом
    Пораздумай ты путем,
    Не раскаяться б потом”.
    Князь пред нею стал божиться,
    Что пора ему жениться,
    Что об этом обо всем
    Передумал он путем;
    Что готов душою страстной
    За царевною прекрасной
    Он пешком идти отсель
    Хоть за тридевять земель.
    Лебедь тут, вздохнув глубоко,
    Молвила: “Зачем далеко?
    Знай, близка судьба твоя,
    Ведь царевна эта – я”.
    Тут она, взмахнув крылами,
    Полетела над волнами
    И на берег с высоты
    Опустилася в кусты,
    Встрепенулась, отряхнулась
    И царевной обернулась:
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама– то величава,
    Выступает, будто пава;
    А как речь-то говорит,
    Словно реченька журчит.
    Князь царевну обнимает,
    К белой груди прижимает
    И ведет ее скорей
    К милой матушке своей.
    Князь ей в ноги, умоляя:
    “Государыня-родная!
    Выбрал я жену себе,
    Дочь послушную тебе.
    Просим оба разрешенья,
    Твоего благословенья:
    Ты детей благослови
    Жить в совете и любви”.
    Над главою их покорной
    Мать с иконой чудотворной
    Слезы льет и говорит:
    «Бог вас, дети, наградит».
    Князь не долго собирался,
    На царевне обвенчался;
    Стали жить да поживать,
    Да приплода поджидать.
    Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах
    Мимо острова крутого,
    Мимо города большого;
    Пушки с пристани палят,
    Кораблю пристать велят.
    Пристают к заставе гости.
    Князь Гвидон зовет их в гости.
    Он их кормит, и поит,
    И ответ держать велит:
    “Чем вы, гости, торг ведете
    И куда теперь плывете?”
    Корабельщики в ответ:
    “Мы объехали весь свет,
    Торговали мы недаром
    Неуказанным товаром;
    А лежит нам путь далек:
    Восвояси на восток,
    Мимо острова Буяна,
    В царство славного Салтана”.
    Князь им вымолвил тогда:
    “Добрый путь вам, господа,
    По морю по Окияну
    К славному царю Салтану;
    Да напомните ему,
    Государю своему:
    К нам он в гости обещался,
    А доселе не собрался –
    Шлю ему я свой поклон”.
    Гости в путь, а князь Гвидон
    Дома на сей раз остался
    И с женою не расстался.
    Ветер весело шумит,
    Судно весело бежит
    Мимо острова Буяна,
    К царству славного Салтана,
    И знакомая страна
    Вот уж издали видна.
    Вот на берег вышли гости.
    Царь Салтан зовет их в гости,
    Гости видят: во дворце
    Царь сидит в своем венце.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой
    Около царя сидят,
    Четырьмя все три глядят.
    Царь Салтан гостей сажает
    За свой стол и вопрошает:
    “Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? куда?
    Ладно ль за морем иль худо?
    И какое в свете чудо?”
    Корабельщики в ответ:
    “Мы объехали весь свет;
    За морем житье не худо,
    В свете ж вот какое чудо:
    Остров на море лежит,
    Град на острове стоит,
    С златоглавыми церквами,
    С теремами и садами;
    Ель растет перед дворцом,
    А под ней хрустальный дом:
    Белка в нем живет ручная,
    Да чудесница какая!
    Белка песенки поет
    Да орешки все грызет;
    А орешки не простые,
    Скорлупы– то золотые.
    Ядра – чистый изумруд;
    Белку холят, берегут.
    Там еще другое диво:
    Море вздуется бурливо,
    Закипит, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Расплеснется в скором беге,
    И очутятся на бреге,
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря,
    Все красавцы удалые,
    Великаны молодые,
    Все равны, как на подбор –
    С ними дядька Черномор.
    И той стражи нет надежней,
    Ни храбрее, ни прилежней.
    А у князя женка есть,
    Что не можно глаз отвесть:
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает;
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит.
    Князь Гвидон тот город правит,
    Всяк его усердно славит;
    Он прислал тебе поклон,
    Да тебе пеняет он:
    К нам– де в гости обещался,
    А доселе не собрался”.
    Тут уж царь не утерпел,
    Снарядить он флот велел.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой
    Не хотят царя пустить
    Чудный остров навестить.
    Но Салтан им не внимает
    И как раз их унимает:
    “Что я? царь или дитя? –
    Говорит он не шутя.-
    Нынче ж еду!”– Тут он топнул,
    Вышел вон и дверью хлопнул.
    Под окном Гвидон сидит,
    Молча на море глядит:
    Не шумит оно, не хлещет,
    Лишь едва-едва трепещет.
    И в лазоревой дали
    Показались корабли:
    По равнинам Окияна
    Едет флот царя Салтана.
    Князь Гвидон тогда вскочил,
    Громогласно возопил:
    “Матушка моя родная!
    Ты, княгиня молодая!
    Посмотрите вы туда:
    Едет батюшка сюда”.
    Флот уж к острову подходит.
    Князь Гвидон трубу наводит:
    Царь на палубе стоит
    И в трубу на них глядит;
    С ним ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой;
    Удивляются оне
    Незнакомой стороне.
    Разом пушки запалили;
    В колокольнях зазвонили;
    К морю сам идет Гвидон;
    Там царя встречает он
    С поварихой и ткачихой,
    С сватьей бабой Бабарихой;
    В город он повел царя,
    Ничего не говоря.
    Все теперь идут в палаты:
    У ворот блистают латы,
    И стоят в глазах царя
    Тридцать три богатыря,
    Все красавцы молодые,
    Великаны удалые,
    Все равны, как на подбор,
    С ними дядька Черномор.
    Царь ступил на двор широкий:
    Там под елкою высокой
    Белка песенку поет,
    Золотой орех грызет,
    Изумрудец вынимает
    И в мешочек опускает;
    И засеян двор большой
    Золотою скорлупой.
    Гости дале – торопливо
    Смотрят – что ж? княгиня – диво:
    Под косой луна блестит,
    А во лбу звезда горит:
    А сама– то величава,
    Выступает, будто пава,
    И свекровь свою ведет.
    Царь глядит – и узнает…
    В нем взыграло ретивое!
    “Что я вижу? что такое?
    Как!”– и дух в нем занялся…
    Царь слезами залился,
    Обнимает он царицу,
    И сынка, и молодицу,
    И садятся все за стол;
    И веселый пир пошел.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой
    Разбежались по углам;
    Их нашли насилу там.
    Тут во всем они признались,
    Повинились, разрыдались;
    Царь для радости такой
    Отпустил всех трех домой.
    День прошел – царя Салтана
    Уложили спать вполпьяна.
    Я там был; мед, пиво пил –
    И усы лишь обмочил.

  6. Главная
    Литература
    Доклад о Москве: история и современность столицы
    Лучшие издания для детей: детский журнал Непоседа
    Лучшие издания для детей: детский журнал Непоседа
    Произведения Льва Николаевича Толстого
    Краткое содержание Бориса Годунова Пушкина А. С
    Кратчайшее содержание романа Льва Толстого «Война и мир»
    Чем архаизмы отличаются от историзмов
    Что такое горница: значение и происхождение старорусского слова
    Пословицы и поговорки о добре и зле
    Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила»
    Басня как литературный жанр и её характерные признаки
    Повесть «Пиковая дама» А.С. Пушкина в кратком содержании
    Дети подземелья Короленко: краткое содержание
    Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Метель»
    Краткое содержание пьесы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
    Краткое содержание рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч»
    Краткое содержание повести «Капитанская дочка» по главам
    Краткое содержание рассказа Левша: пересказ по главам
    Тургенев, «Первая любовь»: краткое содержание
    Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»: содержание
    Рэй Брэдбери «Каникулы»: краткое содержание и анализ
    Краткое содержание романа Вальтера Скотта «Айвенго»
    Краткое содержание трагедии Пушкина «Пир во время чумы»
    Краткий пересказ романа Пушкина «Евгений Онегин» по главам
    Краткое содержание поэмы Пушкина «Цыганы»
    Сказки и другие произведения Шарля Перро
    Краткая биография Афанасия Афанасьевича Фета: главное
    Характеристика Чацкого в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
    Краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»
    Роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо»
    Краткое содержание и смысл пьесы Чехова «Вишнёвый сад»
    Краткое содержание повести А. Куприна «Гранатовый браслет»
    Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний» — краткое содержание
    Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Каштанка»
    Краткое содержание романа Каверина «Два капитана»
    Проблема воспитания и нравственности в комедии «Недоросль»
    Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги
    Примеры синтаксического параллелизма в литературе
    У. Голдинг, «Повелитель мух»: краткое содержание по главам
    Тема одиночества в лирике Лермонтова
    Гипербола, примеры художественного преувеличения в литературе
    Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза»
    Краткое содержание повести Гоголя «Нос»
    Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы
    Характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»
    Характеристика образа Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»
    Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»
    Краткий пересказ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Понятие строфы в литературе: описание, виды строф
    Краткая биография Александра Сергеевича Пушкина
    Автор фразы «Ученье свет, а неученье тьма»
    Краткое содержание сказки о Золотом петушке
    Стародум из комедии «Недоросль» — характеристика и образ героя
    А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии в его творчестве
    Краткая биография, жизнь и творчество Ф.И. Тютчева
    Значение слова цензура в литературе, определение
    Что такое сказка и какими они бывают
    Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль и глубина
    Николай Гумилёв: «Жираф» — Анализ стихотворения
    Краткая биография Фонвизина Дениса Ивановича
    Краткое содержание думы «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева
    Список самых известных произведений М. Ю. Лермонтова
    Анализ послания А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд»
    Краткое содержание романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»
    Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: краткое содержание
    Краткое содержание пьесы Максима Горького «На дне»
    Слово о полку Игореве: краткое содержание
    История создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Пьеса Лермонтова «Маскарад» в кратком пересказе содержания
    Краткий пересказ пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Сочинение-рассуждение на важную тему «Легко ли быть молодым?»
    Краткое содержание сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане»
    Рождение, основные этапы жизни и дата смерти Пушкина
    Характеристика образа Тихона из пьесы «Гроза»
    Персонажи романа Л. Н. Толстого Война и мир: Петр, Соня и Вера Ростовы
    Характеристика образа Варвары Кабановой из пьесы Островского «Гроза»
    Сочинение на тему трагизма повести «Бедная Лиза» Карамзина Н. М
    Краткое содержание поэмы Гоголя Мертвые души по главам
    Анализ басни Крылова «Ворона и лисица», фабула и мораль произведения
    Характеристика героев «Горе от ума» Грибоедова
    Повесть В. Распутина «Живи и помни»: краткое содержание
    Краткое содержание поэмы «Полтава» А.С.Пушкина
    Иван Алексеевич Бунин «Холодная осень», краткий пересказ содержания
    Повесть о настоящем человеке: краткое содержание книги Полевого
    Александр Сергеевич Грибоедов, краткая биография
    Николай Карамзин Бедная Лиза: краткий пересказ произведения
    Примеры обобщенно-личных предложений в художественной литературе
    Краткая биография Ивана Сергеевича Тургенева
    Краткое содержание романа Ремарка «Три товарища»
    Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова
    Как называется первая страница книги
    Краткое содержание рассказа Михаила Зощенко «Ёлка»
    «Собачье сердце»: краткое содержание по главам
    Роман «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
    Антитеза как художественный прием. Разбор на примере из стихотворений
    Значение термина лейтмотив в музыке и литературе
    Содержание рассказа Толстого «Детство», краткий пересказ
    Краткое содержание рассказа М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
    Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой»
    Краткое содержание рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль»
    О чем речь в «Уроках французского», краткое содержание
    Рэй Брэдбери «Мальчик-невидимка» в кратком содержании
    А.Н. Островский «Бедность не порок» — краткое содержание комедии
    Краткое содержание рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
    Грин «Бегущая по волнам»: описание, анализ, краткое содержание
    Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: краткое содержание
    Что такое анафора в литературе: определение, примеры
    Иван Алексеевич Бунин (краткая биография)
    Краткая биография одного из самых известных писателей — Солженицына
    Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
    Краткое содержание рассказа И. Бунина «Легкое дыхание»
    Паустовский «Телеграмма»: краткое содержание рассказа
    Краткое содержание повести Пушкина «Барышня-крестьянка»
    Краткое содержание повести Гоголя «Портрет»
    Читательский дневник: краткое содержание повести «Выстрел»
    Краткое содержание произведения «Судьба человека» М. А. Шолохова
    Краткая биография Гоголя: особенности и характеристика творчества
    Кто такой антагонист: его роль в литературе, значение слова
    Что такое кульминация? Ее значение в литературе, музыке
    Повесть «Тарас Бульба». Краткий рассказ содержания повести
    Тихий Дон Шолохова написан кратко по главам, содержание глав
    Приключения Гекльберри Финна, краткое содержание повести
    Кто такой протагонист, его особенности, значение слова
    Определение слова беллетристика и его историческое значение
    Краткое содержание книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы»
    Произведение Грина Алые паруса, главы и их краткое содержание
    Краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя
    Рассказ «Муму»: краткое содержание для читательского дневника
    Что такое олицетворение в литературе, его функции, примеры
    Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
    Повесть временных лет: краткое содержание
    Краткое содержание пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» по действиям
    А.Н. Островский, пьеса «Снегурочка», жанр: сказка. Краткое содержание
    Что такое парцелляция в русской литературе: примеры, виды, приёмы
    Краткое содержание по главам комедии Грибоедова «Горе от ума»
    А.С.Пушкин «Дубровский». Краткое содержание по главам
    И. А. Гончаров «Обломов»: краткое содержание по главам
    Краткое содержание романа Отцы и дети читать онлайн по главам
    Мастер и Маргарита краткое содержание по главам
    Краткое содержание повести Гоголя Невский проспект
    Как написать книгу: азы ремесла и пошаговая инструкция
    Александр Грин – биография и творчество
    Что такое сравнение в литературе и русском языке
    Что такое жанр в литературе, список и примеры
    Как определить размер стихотворения: примеры
    Лев Николаевич Толстой: краткая биография
    Биография Достоевского — кратко о самом главном
    Кто такой М.А. Булгаков,жизнь и творчество краткая биография
    Аллегория, что это такое? Примеры в литературе
    Краткая биография Чехова: самое главное
    Биография Лермонтова, судьба поэта: кратко о самом главном
    Биография Шолохова кратко. Жизненный путь писателя
    Как правильно писать эссе: структура текста, правила оформления
    Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне»
    Определение оксюморона, постановка ударения, примеры написания
    Анализ стихотворения Пушкина к Чаадаеву
    Биография Пушкина по датам: кратко самое главное
    Краткая биография Максима Горького
    Краткая биография писателя Александра Ивановича Куприна
    Биография Анны Ахматовой (кратко)
    Эпитет — что это такое и каково его значение в литературе
    Метонимия — определение, типы метонимии, примеры

  7. Все дети любят сказки! Я их тоже очень люблю! Потому что, во-первых, в сказках всегда побеждает добро и торжествует справедливость! А, во-вторых, в сказках можно встретиться с удивительными сказочными героями, с чудесами и волшебством!
    Когда я была маленькой, мне читали и рассказывали сказки мама, папа или бабушка. Сказки учат детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано, смелый и честный победит, терпеливый дождётся, правда восторжествует. Лучше всего это выражено в народных сказках. Прожитые чувства вместе со сказочными персонажами делают нас добрее и милосерднее, смелее и сильнее. Сказки помогают нам справляться со страхом, перебороть свои слабости и поверить в собственные силы.
    Мой папа утверждает, что самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее – самые могущественные волшебники. Я с ним, конечно, согласна и, думаю, что у меня всё ещё впереди.
    Научившись читать, я прочитала много разных сказок: русские народные сказки, казахские народные сказки, сказки народов мира, сказки Бажова, сказки Андерсена, сказки братьев Гримм, сказки Шарля Перро. Но особенно дороги и близки моему сердцу сказки Александра Сергеевича Пушкина. Читая сказки Пушкина, ты погружаешься в удивительный и волшебный мир! И в этот мир тебя заводит твой любимый поэт-сказочник. Здорово, когда есть такие взрослые, которые понимают детей и могут сочинять такие замечательные сказки! Жизнь без сказок была бы очень скучной. К сожалению, многие взрослые забывают, что они тоже были когда-то детьми. По стихам и сказкам А.С. Пушкина видно, что он был очень весёлым и жизнерадостным человеком. Когда я узнала, как прошло его детство, я поняла, почему он стал всеми любимым поэтом.
    Воспитанием Александра Сергеевича занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Бабушка научила поэта читать и писать по-русски, а сказки маленькому Саше рассказывала Арина Родионовна. Она была крепостной крестьянкой, человеком из бедного и многострадального русского народа. Пушкин её очень любил и посвятил ей несколько стихотворений, наполненных любовью и благодарностью к этой простой русской женщине. Русские народные сказки, былины, предания, звучавшие из уст няни Арины Родионовны, раскрыли перед будущим поэтом красоту и величие русского языка и пробудили в нем любовь к русскому народу.
    По-моему, главным секретом мастерства Пушкина-сказочника является особый певучий и мелодичный стихотворный язык поэта. Мне даже кажется, что мой любимый учёный кот – это на самом деле сам Александр Сергеевич,  который когда своими мягкими и пушистыми лапками «идёт направо – песнь заводит», а когда – «налево – сказку говорит». Ученый кот протяжно «мурлычет» много сказок, в которых происходят чудеса и волшебство. В этих сказках «на неведомых дорожках» можно увидеть «следы невиданных зверей», избушку на курьих ножках; встретить знакомых нам с детства героев из русских народных сказок – лешего, русалку, тридцать прекрасных витязей, морского дядьку, королевича, царя, колдуна, богатыря, бурого волка, царевну, Бабу Ягу, Кащея! Сам Пушкин писал, что в этих сказочных местах обитает «русский дух…» и «там Русью пахнет!».
    Мои любимые сказки Пушкина – это «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне». Особенно завораживает «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь». Мне кажется, что эта самая чудесная сказка. В этой сказке самая щедрая, самая загадочно-прекрасная из всех сказочных волшебниц – это царевна Лебедь. Какие только чудеса не происходят по велению царевны! Это чудо-остров, удивительная белочка, выход морского войска из пенной волны и, конечно, главное чудо – превращение птицы-Лебеди в царевну, князя Гвидона в комара, шмеля и муху. А какая она красавица – «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». В этой сказке побеждают любовь и добро.
    Пушкин дал миру много поучительных произведений. Я тоже учусь на примерах сказочных героев А.С. Пушкина. Сказки А.С. Пушкина учат таким качествам, как: доверие, доброта, щедрость, смелость. Так, например, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» мы попадаем в мир царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Но и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Но чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.
    А вот в «Сказке о рыбаке и рыбке» хорошо виден характер жадного человека. В нашей жизни тоже встречаются жадные люди, которые всегда желают чего-то большего, чем они имеют или могут иметь, не знают меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич показал, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут появилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у неё появились. В этой сказке олицетворением зла и жадности считается старуха. Добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает – рыбка посмеялась над старухой. А.С. Пушкин хотел показать, что люди ещё не поняли, что счастье не в богатстве. Как смешно выглядят люди в погоне за богатством. Рыбка в этой сказке выступает в роли добра, она олицетворяет добро. Рыбка готова была исполнить любые желания старухи, но не хотела служить оружием, с помощью которого старуха хотела добиться величия.
    Почему же все так любят стихи и сказки Александра Сергеевича?! Да потому что они написаны простым и понятным языком. Его стихи запоминаются очень легко. Можно прочитать или услышать его стихотворение или сказку один раз, и многое запоминается дословно. А ещё его сказки очень добрые, и даже отрицательные герои не кажутся страшными монстрами. В сказках А.С. Пушкина показывается, как честный и добрый может преодолеть все испытания и трудности и в конце стать счастливым победителем. Сказки Пушкина хочется читать или слушать снова и снова…
    В сказках А.С. Пушкина ощущаешь всю красоту и богатство русского языка и русской культуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *