“Сказка о золотом петушке” – последняя из написанных А.С.Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в срок глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию “Легенды об арабском астрологе” В.Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А.С.Пушкина на её создание. Главное действующее лицо сказки-царь Дадон – отказывается осуществить требование звездочёта, который подарил ему золотого петушка, и сам же погибает от этого подарка. В легенде Ирвинга правитель тоже отказывается осуществить требования астролога и подвергается жестокому наказанию. Но в нашей сказке Шамаханская царица создана заклинаниями скопца, а в легенде Ирвинга христианская невольница появляется в независимости от астролога. Сказка Пушкина написана в его неповторимом стиле: он неопределённо обозначает пора и место действия, частое повторение слов в начале строк, возвращение к рассказу через какой-то промежуток времени (“год, прочий проходит…”).
Золотой петушок появляется, чтобы помочь царю и первое пора исправно помогает ему предотвратить нападения врагов. Он стережёт границы царства, и соседи не смеют биться с Дадоном.
Шамаханская царица появляется стараниями колдуна, играет роль приманки для царя и его сыновей, и как только скопец умирает, она исчезает, будто её и не было.
Петушок в этой сказке играет роль палача. Он – как бомба замедленного действия, активированная в момент дарения его царю и взорвавшаяся, когда Дадон с шамаханской царицей въехал в град. Петушок – такое же творение колдуна, как и девица. На самом деле, он – не во благо царю, а во вред и исполняет последнюю волю скопца, убивая царя.
Золотой петушок первоначально расценивается как дорогой подарок, некое средство от беспокойства воинственных соседей. Но это создание из золота не принесло царю ничего хорошего, оправдывая пословицу: “Не всё золото, что блестит”.
«Сказка о золотом петушке» – последняя из написанных А.С.Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию «Легенды об арабском астрологе» В.Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А.С.Пушкина на её создание. Главное действующее лицо сказки-царь Дадон – отказывается выполнить требование звездочёта, который подарил ему золотого петушка, и сам же погибает от этого подарка. В легенде Ирвинга правитель тоже отказывается выполнить требования астролога и подвергается жестокому наказанию. Но в нашей сказке Шамаханская царица создана заклинаниями скопца, а в легенде Ирвинга христианская невольница появляется в независимости от астролога. Сказка Пушкина написана в его неповторимом стиле: он неопределённо обозначает время и место действия, частое повторение слов в начале строк, возвращение к рассказу через какой-то промежуток времени («год, другой проходит…»).
Золотой петушок появляется, чтобы помочь царю и первое время исправно помогает ему предотвратить нападения врагов. Он стережёт границы царства, и соседи не смеют воевать с Дадоном.
Шамаханская царица появляется стараниями колдуна, играет роль приманки для царя и его сыновей, и как только скопец умирает, она исчезает, будто её и не было.
Петушок в этой сказке играет роль палача. Он – как бомба замедленного действия, активированная в момент дарения его царю и взорвавшаяся, когда Дадон с шамаханской царицей въехал в город. Петушок – такое же творение колдуна, как и девица. На самом деле, он – не во благо царю, а во вред и исполняет последнюю волю скопца, убивая царя.
Золотой петушок вначале расценивается как дорогой подарок, некое средство от беспокойства воинственных соседей. Но это создание из золота не принесло царю ничего хорошего, оправдывая пословицу: «Не всё золото, что блестит».
А.С. Пушкин в 1834 году написал произведение «Сказка о золотом петушке». В этот период автор много размышлял о судьбе Родины. Сказка немного напоминает «Легенды об арабском астрологе». Пушкин был поражен работой В. Ирвинга, что принялся писать свой шедевр. Главным персонажем сказки является царь Дадон. Он не выполнил условия, которые ему предъявил звездочет за то, что он принес в дар царю золотого петушка. В последствии Дадон погибает по вине подарка. В произведении Ирвинга сюжет очень похож. Главный герой не выполняет требований астролога и так же получает наказание. В «Сказке о золотом петушке» Шамаханская царица появляется от заклинания скопца.
Александр Сергеевич Пушкин имел свой неповторимый и необычный стиль написания. В сказке не совсем понятно, в какую пору года происходят события, в какой части необъятной Родины едет действие. Автор любил в своих сказках повторять слова несколько раз, через время возвращаться обратно к рассказу. Необычная манера повествования захватывает читателя.
Золотой петушок был послан царю, что бы помогать. В самом начале он действительно старается и делает все, чтобы угодить Дадону. Золотой петушок вместе с царем отлично преодолевает нападки врагов. Он хранит границы государства, все боятся золотого петушка и не смеют затевать войну с Дидоном.
Шамаханская царица возникает благодаря заклинанию колдуна. Она должна заманить царя с сыновьями в ловушку, но у нее ничего не вышло, потому что скопец погибает, и она внезапно исчезает.
Золотой петушок выступает в роли некого палача. Это настоящая бомба, которая ждет активации, взрывается неожиданно. Его сотворил тот же колдун, что и Шамаханскую царицу. Золотой петушок был послан царю не для помощи, по команде скопца он убивает Дадона.
Петушок в начале сказки выступает в роли дорогого и ценного подарка. Но, на самом деле он же и погубил царя. Дадон был жадным и стремился у всех что-то отнять, за это его наградили золотым подарком, который не принес ему счастья. Так же сказка учит нас не играться с магией и не решать благодаря ей свои вопросы. Магические влияния на жизнь могут навредить, а не помочь. В любой ситуации необходимо полагаться на свои силы и здравый разум.
Сказка о золотом петушке как нельзя лучше отражает самобытность русского народа, его наивность и коварство, ложь и правду. Написанная в лучших традициях русского народного творчества, щедро украшенная гибким и вольным слогом Пушкина-она привлекает своей немудрёной историей и серьёзно-весёлой моралью.
Сначала в сказке повествуется о беде царя Дадона: непрерывных войнах и внезапных нападениях. Грозный царь обращается к мудрецу с горячей просьбой о помощи, даёт обещание выполнить, а свою очередь, любую просьбу мудреца. Дадон получает чудесного петушка, который верно служит тридевятому государству, извещая о приближающейся напасти. Петушок верой и правдой служит царю, но дважды его кукареканье прозвучало без видимых причин, дважды Дадон отправил своих сыновей с войсками на разведку. В третий раз Дадон решает сам узнать причину тревоги, и узнаёт, что сыновья его убили друг друга из-за девицы. Царь заходит в чудный шатёр и замирает…
Сказка начинается с традиционного русского «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» Великий русский поэт вспоминает этот затейливый зачин, чтобы как можно полнее изобразить облик «сказочного» государства. В описании ситуации Пушкин умело использует просторечные выражения, создающие атмосферу доброй «бабушкиной сказки»:
«Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать. «
Мудрец, приглашённый царём, достаёт из мешка не ворону, не собаку, а именно петушка, притом золотого. Петушок всегда считался не только показателем ума в русских сказках. Петушок был самой родной птицей в русских деревнях, использовался в прикладном творчестве, всегда ассоциировался с Русью-Матушкой. Золотой окрас здесь придаёт образу оттенок чуда.
Что же произошло с двумя царевичами около прекрасного шатра? ответ на этот вопрос мы находим в описании встречи царя и Шамаханской царицы:
«…Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смарть обоих сыновей.»
Ну какая же сказка без сказочно прекрасной девушки? Шамаханская царица околдовывает бедного царя своею красотой. Когда влюблённая пара возвращается домой, царь неожиданно встречает мудреца. А мудрец так же неожиланно напоминает о давнем обещании, просит отдать ему Царицу.
А ведь не стоит забывать, что если в сказке есть Мудрец, то он всегда непременно оказывается прав. Не успев молвить и слова, мудрец погибает от руки Дадона. Здесь читатель сталкивается с чёрной неблагодарностью и предательством главного героя. Царь, не доверяя другу, не пожелал отдавать Царицу. Финал его печален-Дадон погибает от клюва Золотого Петушка. Царица же исчезает
«…Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.”
Какой же урок можно вынести из весёлой сказки? Затейливая история учит честности, доверию. Иногда стоит о чего-то отказаться, чтоб не потерять всё. Петушок-то оказался вещий: Он предрекал беду ещё когда первый сын отправлялся в путь. Таким образом, «Сказка о Золотом Петушке”-одно из самых ярких, волшебных произведений Пушкина. Величайший мастер слова, умело используя традиционные русские мотивы, с шутками, присказками и прибаутками, поведал миру очередную забавную историю с глубоким смыслом.
«Сказка о золотом петушке» – последняя из написанных А.С.Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию «Легенды об арабском астрологе» В.Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А.С.Пушкина на её создание. Главное действующее лицо сказки-царь Дадон – отказывается выполнить требование звездочёта, который подарил ему золотого петушка, и сам же погибает от этого подарка. В легенде Ирвинга правитель тоже отказывается выполнить требования астролога и подвергается жестокому наказанию. Но в нашей сказке Шамаханская царица создана заклинаниями скопца, а в легенде Ирвинга христианская невольница появляется в независимости от астролога. Сказка Пушкина написана в его неповторимом стиле: он неопределённо обозначает время и место действия, частое повторение слов в начале строк, возвращение к рассказу через какой-то промежуток времени («год, другой проходит…»).
Золотой петушок появляется, чтобы помочь царю и первое время исправно помогает ему предотвратить нападения врагов. Он стережёт границы царства, и соседи не смеют воевать с Дадоном.
Шамаханская царица появляется стараниями колдуна, играет роль приманки для царя и его сыновей, и как только скопец умирает, она исчезает, будто её и не было.
Петушок в этой сказке играет роль палача. Он – как бомба замедленного действия, активированная в момент дарения его царю и взорвавшаяся, когда Дадон с шамаханской царицей въехал в город. Петушок – такое же творение колдуна, как и девица. На самом деле, он – не во благо царю, а во вред и исполняет последнюю волю скопца, убивая царя.
Золотой петушок вначале расценивается как дорогой подарок, некое средство от беспокойства воинственных соседей. Но это создание из золота не принесло царю ничего хорошего, оправдывая пословицу: «Не всё золото, что блестит».
«Сказка о золотом петушке» — последняя из написанных А. С. Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию» Легенды об арабском астрологе» В. Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А. С.
Пушкина на её создание. Главное действующее лицо сказки-царь Дадон — отказывается выполнить требование звездочёта, который подарил ему золотого петушка, и сам же погибает от этого подарка. В легенде Ирвинга правитель тоже отказывается выполнить требования астролога и подвергается жестокому наказанию. Но в нашей сказке Шамаханская царица создана заклинаниями скопца, а в легенде Ирвинга христианская невольница появляется в независимости от астролога. Сказка Пушкина написана в его неповторимом стиле: он неопределённо обозначает время и место действия, частое повторение слов в начале строк, возвращение к рассказу через какой-то промежуток времени («год, другой проходит…
«). Золотой петушок появляется, чтобы помочь царю и первое время исправно помогает ему предотвратить нападения врагов. Он стережёт границы царства, и соседи не смеют воевать с Дадоном. Шамаханская царица появляется стараниями колдуна, играет роль приманки для царя и его сыновей, и как только скопец умирает, она исчезает, будто её и не было. Петушок в этой сказке играет роль палача. Он — как бомба замедленного действия, активированная в момент дарения его царю и взорвавшаяся, когда Дадон с шамаханской царицей въехал в город. Петушок — такое же творение колдуна, как и девица.
На самом деле, он — не во благо царю, а во вред и исполняет последнюю волю скопца, убивая царя. Золотой петушок вначале расценивается как дорогой подарок, некое средство от беспокойства воинственных соседей. Но это создание из золота не принесло царю ничего хорошего, оправдывая пословицу:» Не всё золото, что блестит».
Сказка о золотом петушке как нельзя лучше отражает самобытность русского народа, его наивность и коварство, ложь и правду. Написанная в лучших традициях русского народного творчества, щедро украшенная гибким и вольным слогом Пушкина-она привлекает своей немудрёной историей и серьёзно-весёлой моралью.
Сначала в сказке повествуется о беде царя Дадона: непрерывных войнах и внезапных нападениях. Грозный царь обращается к мудрецу с горячей просьбой о помощи, даёт обещание выполнить, а свою очередь, любую просьбу мудреца. Дадон получает чудесного петушка, который верно служит тридевятому государству, извещая о приближающейся напасти. Петушок верой и правдой служит царю, но дважды его кукареканье прозвучало без видимых причин, дважды Дадон отправил своих сыновей с войсками на разведку. В третий раз Дадон решает сам узнать причину тревоги, и узнаёт, что сыновья его убили друг друга из-за девицы. Царь заходит в чудный шатёр и замирает.
Сказка начинается с традиционного русского «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. » Великий русский поэт вспоминает этот затейливый зачин, чтобы как можно полнее изобразить облик «сказочного» государства. В описании ситуации Пушкин умело использует просторечные выражения, создающие атмосферу доброй «бабушкиной сказки»:
Ан с востока лезет рать. «
А ведь не стоит забывать, что если в сказке есть Мудрец, то он всегда непременно оказывается прав. Не успев молвить и слова, мудрец погибает от руки Дадона. Здесь читатель сталкивается с чёрной неблагодарностью и предательством главного героя. Царь, не доверяя другу, не пожелал отдавать Царицу. Финал его печален-Дадон погибает от клюва Золотого Петушка. Царица же исчезает
«. Будто вовсе не бывало.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
Главное меню
Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс
«Сказка о золотом петушке» — последняя из написанных А. С. Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию «Легенды об арабском астрологе» В. Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А. С. Пушкина на её создание. Главное действующее лицо сказки-царь Дадон — отказывается выполнить требование звездочёта, который подарил ему золотого петушка, и сам же погибает от этого подарка. В легенде Ирвинга правитель тоже отказывается выполнить требования астролога и подвергается жестокому наказанию. Но в нашей сказке Шамаханская царица создана заклинаниями скопца, а в легенде Ирвинга христианская невольница появляется в независимости от астролога. Сказка Пушкина написана в его неповторимом стиле: он неопределённо обозначает время и место действия, частое повторение слов в начале строк, возвращение к рассказу через какой-то промежуток времени («год, другой проходит…»).
Золотой петушок появляется, чтобы помочь царю и первое время исправно помогает ему предотвратить нападения врагов. Он стережёт границы царства, и соседи не смеют воевать с Дадоном.
Шамаханская царица появляется стараниями колдуна, играет роль приманки для царя и его сыновей, и как только скопец умирает, она исчезает, будто её и не было.
Петушок в этой сказке играет роль палача. Он — как бомба замедленного действия, активированная в момент дарения его царю и взорвавшаяся, когда Дадон с шамаханской царицей въехал в город. Петушок — такое же творение колдуна, как и девица. На самом деле, он — не во благо царю, а во вред и исполняет последнюю волю скопца, убивая царя.
Золотой петушок вначале расценивается как дорогой подарок, некое средство от беспокойства воинственных соседей. Но это создание из золота не принесло царю ничего хорошего, оправдывая пословицу: «Не всё золото, что блестит».
Сказка о золотом петушке
Автор: Пушкин А.С.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Сказка о золотом петушке как нельзя лучше отражает самобытность русского народа, его наивность и коварство, ложь и правду. Написанная в лучших традициях русского народного творчества, щедро украшенная гибким и вольным слогом Пушкина-она привлекает своей немудрёной историей и серьёзно-весёлой моралью.
Сначала в сказке повествуется о беде царя Дадона: непрерывных войнах и внезапных нападениях. Грозный царь обращается к мудрецу с горячей просьбой о помощи, даёт обещание выполнить, а свою очередь, любую просьбу мудреца. Дадон получает чудесного петушка, который верно служит тридевятому государству, извещая о приближающейся напасти. Петушок верой и правдой служит царю, но дважды его кукареканье прозвучало без видимых причин, дважды Дадон отправил своих сыновей с войсками на разведку. В третий раз Дадон решает сам узнать причину тревоги, и узнаёт, что сыновья его убили друг друга из-за девицы. Царь заходит в чудный шатёр и замирает…
Сказка начинается с традиционного русского “в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…” Великий русский поэт вспоминает этот затейливый зачин, чтобы как можно полнее изобразить облик “сказочного” государства. В описании ситуации Пушкин умело использует просторечные выражения, создающие атмосферу доброй “бабушкиной сказки”:
“Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать. ”
Мудрец, приглашённый царём, достаёт из мешка не ворону, не собаку, а именно петушка, притом золотого. Петушок всегда считался не только показателем ума в русских сказках. Петушок был самой родной птицей в русских деревнях, использовался в прикладном творчестве, всегда ассоциировался с Русью-Матушкой. Золотой окрас здесь придаёт образу оттенок чуда.
Что же произошло с двумя царевичами около прекрасного шатра? ответ на этот вопрос мы находим в описании встречи царя и Шамаханской царицы:
“…Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смарть обоих сыновей.”
Ну какая же сказка без сказочно прекрасной девушки? Шамаханская царица околдовывает бедного царя своею красотой. Когда влюблённая пара возвращается домой, царь неожиданно встречает мудреца. А мудрец так же неожиланно напоминает о давнем обещании, просит отдать ему Царицу.
А ведь не стоит забывать, что если в сказке есть Мудрец, то он всегда непременно оказывается прав. Не успев молвить и слова, мудрец погибает от руки Дадона. Здесь читатель сталкивается с чёрной неблагодарностью и предательством главного героя. Царь, не доверяя другу, не пожелал отдавать Царицу. Финал его печален-Дадон погибает от клюва Золотого Петушка. Царица же исчезает
“…Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.”
Какой же урок можно вынести из весёлой сказки? Затейливая история учит честности, доверию. Иногда стоит о чего-то отказаться, чтоб не потерять всё. Петушок-то оказался вещий: Он предрекал беду ещё когда первый сын отправлялся в путь. Таким образом, “Сказка о Золотом Петушке”-одно из самых ярких, волшебных произведений Пушкина. Величайший мастер слова, умело используя традиционные русские мотивы, с шутками, присказками и прибаутками, поведал миру очередную забавную историю с глубоким смыслом.
“Сказка о золотом петушке” – последняя из написанных А.С.Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в срок глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию “Легенды об арабском астрологе” В.Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А.С.Пушкина на её создание. Главное действующее лицо сказки-царь Дадон – отказывается осуществить требование звездочёта, который подарил ему золотого петушка, и сам же погибает от этого подарка. В легенде Ирвинга правитель тоже отказывается осуществить требования астролога и подвергается жестокому наказанию. Но в нашей сказке Шамаханская царица создана заклинаниями скопца, а в легенде Ирвинга христианская невольница появляется в независимости от астролога. Сказка Пушкина написана в его неповторимом стиле: он неопределённо обозначает пора и место действия, частое повторение слов в начале строк, возвращение к рассказу через какой-то промежуток времени (“год, прочий проходит…”).
Золотой петушок появляется, чтобы помочь царю и первое пора исправно помогает ему предотвратить нападения врагов. Он стережёт границы царства, и соседи не смеют биться с Дадоном.
Шамаханская царица появляется стараниями колдуна, играет роль приманки для царя и его сыновей, и как только скопец умирает, она исчезает, будто её и не было.
Петушок в этой сказке играет роль палача. Он – как бомба замедленного действия, активированная в момент дарения его царю и взорвавшаяся, когда Дадон с шамаханской царицей въехал в град. Петушок – такое же творение колдуна, как и девица. На самом деле, он – не во благо царю, а во вред и исполняет последнюю волю скопца, убивая царя.
Золотой петушок первоначально расценивается как дорогой подарок, некое средство от беспокойства воинственных соседей. Но это создание из золота не принесло царю ничего хорошего, оправдывая пословицу: “Не всё золото, что блестит”.
«Сказка о золотом петушке» – последняя из написанных А.С.Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию «Легенды об арабском астрологе» В.Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А.С.Пушкина на её создание. Главное действующее лицо сказки-царь Дадон – отказывается выполнить требование звездочёта, который подарил ему золотого петушка, и сам же погибает от этого подарка. В легенде Ирвинга правитель тоже отказывается выполнить требования астролога и подвергается жестокому наказанию. Но в нашей сказке Шамаханская царица создана заклинаниями скопца, а в легенде Ирвинга христианская невольница появляется в независимости от астролога. Сказка Пушкина написана в его неповторимом стиле: он неопределённо обозначает время и место действия, частое повторение слов в начале строк, возвращение к рассказу через какой-то промежуток времени («год, другой проходит…»).
Золотой петушок появляется, чтобы помочь царю и первое время исправно помогает ему предотвратить нападения врагов. Он стережёт границы царства, и соседи не смеют воевать с Дадоном.
Шамаханская царица появляется стараниями колдуна, играет роль приманки для царя и его сыновей, и как только скопец умирает, она исчезает, будто её и не было.
Петушок в этой сказке играет роль палача. Он – как бомба замедленного действия, активированная в момент дарения его царю и взорвавшаяся, когда Дадон с шамаханской царицей въехал в город. Петушок – такое же творение колдуна, как и девица. На самом деле, он – не во благо царю, а во вред и исполняет последнюю волю скопца, убивая царя.
Золотой петушок вначале расценивается как дорогой подарок, некое средство от беспокойства воинственных соседей. Но это создание из золота не принесло царю ничего хорошего, оправдывая пословицу: «Не всё золото, что блестит».
А.С. Пушкин в 1834 году написал произведение «Сказка о золотом петушке». В этот период автор много размышлял о судьбе Родины. Сказка немного напоминает «Легенды об арабском астрологе». Пушкин был поражен работой В. Ирвинга, что принялся писать свой шедевр.
Главным персонажем сказки является царь Дадон. Он не выполнил условия, которые ему предъявил звездочет за то, что он принес в дар царю золотого петушка. В последствии Дадон погибает по вине подарка. В произведении Ирвинга сюжет очень похож. Главный герой не выполняет требований астролога и так же получает наказание. В «Сказке о золотом петушке» Шамаханская царица появляется от заклинания скопца.
Александр Сергеевич Пушкин имел свой неповторимый и необычный стиль написания. В сказке не совсем понятно, в какую пору года происходят события, в какой части необъятной Родины едет действие. Автор любил в своих сказках повторять слова несколько раз, через время возвращаться обратно к рассказу. Необычная манера повествования захватывает читателя.
Золотой петушок был послан царю, что бы помогать. В самом начале он действительно старается и делает все, чтобы угодить Дадону. Золотой петушок вместе с царем отлично преодолевает нападки врагов. Он хранит границы государства, все боятся золотого петушка и не смеют затевать войну с Дидоном.
Шамаханская царица возникает благодаря заклинанию колдуна. Она должна заманить царя с сыновьями в ловушку, но у нее ничего не вышло, потому что скопец погибает, и она внезапно исчезает.
Золотой петушок выступает в роли некого палача. Это настоящая бомба, которая ждет активации, взрывается неожиданно. Его сотворил тот же колдун, что и Шамаханскую царицу. Золотой петушок был послан царю не для помощи, по команде скопца он убивает Дадона.
Петушок в начале сказки выступает в роли дорогого и ценного подарка. Но, на самом деле он же и погубил царя. Дадон был жадным и стремился у всех что-то отнять, за это его наградили золотым подарком, который не принес ему счастья. Так же сказка учит нас не играться с магией и не решать благодаря ей свои вопросы. Магические влияния на жизнь могут навредить, а не помочь. В любой ситуации необходимо полагаться на свои силы и здравый разум.
Сказка о золотом петушке как нельзя лучше отражает самобытность русского народа, его наивность и коварство, ложь и правду. Написанная в лучших традициях русского народного творчества, щедро украшенная гибким и вольным слогом Пушкина-она привлекает своей немудрёной историей и серьёзно-весёлой моралью.
Сначала в сказке повествуется о беде царя Дадона: непрерывных войнах и внезапных нападениях. Грозный царь обращается к мудрецу с горячей просьбой о помощи, даёт обещание выполнить, а свою очередь, любую просьбу мудреца. Дадон получает чудесного петушка, который верно служит тридевятому государству, извещая о приближающейся напасти. Петушок верой и правдой служит царю, но дважды его кукареканье прозвучало без видимых причин, дважды Дадон отправил своих сыновей с войсками на разведку. В третий раз Дадон решает сам узнать причину тревоги, и узнаёт, что сыновья его убили друг друга из-за девицы. Царь заходит в чудный шатёр и замирает…
Сказка начинается с традиционного русского «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» Великий русский поэт вспоминает этот затейливый зачин, чтобы как можно полнее изобразить облик «сказочного» государства. В описании ситуации Пушкин умело использует просторечные выражения, создающие атмосферу доброй «бабушкиной сказки»:
«Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать. «
Мудрец, приглашённый царём, достаёт из мешка не ворону, не собаку, а именно петушка, притом золотого. Петушок всегда считался не только показателем ума в русских сказках. Петушок был самой родной птицей в русских деревнях, использовался в прикладном творчестве, всегда ассоциировался с Русью-Матушкой. Золотой окрас здесь придаёт образу оттенок чуда.
Что же произошло с двумя царевичами около прекрасного шатра? ответ на этот вопрос мы находим в описании встречи царя и Шамаханской царицы:
«…Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смарть обоих сыновей.»
Ну какая же сказка без сказочно прекрасной девушки? Шамаханская царица околдовывает бедного царя своею красотой. Когда влюблённая пара возвращается домой, царь неожиданно встречает мудреца. А мудрец так же неожиланно напоминает о давнем обещании, просит отдать ему Царицу.
А ведь не стоит забывать, что если в сказке есть Мудрец, то он всегда непременно оказывается прав. Не успев молвить и слова, мудрец погибает от руки Дадона. Здесь читатель сталкивается с чёрной неблагодарностью и предательством главного героя. Царь, не доверяя другу, не пожелал отдавать Царицу. Финал его печален-Дадон погибает от клюва Золотого Петушка. Царица же исчезает
«…Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.”
Какой же урок можно вынести из весёлой сказки? Затейливая история учит честности, доверию. Иногда стоит о чего-то отказаться, чтоб не потерять всё. Петушок-то оказался вещий: Он предрекал беду ещё когда первый сын отправлялся в путь. Таким образом, «Сказка о Золотом Петушке”-одно из самых ярких, волшебных произведений Пушкина. Величайший мастер слова, умело используя традиционные русские мотивы, с шутками, присказками и прибаутками, поведал миру очередную забавную историю с глубоким смыслом.
«Сказка о золотом петушке» – последняя из написанных А.С.Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию «Легенды об арабском астрологе» В.Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А.С.Пушкина на её создание. Главное действующее лицо сказки-царь Дадон – отказывается выполнить требование звездочёта, который подарил ему золотого петушка, и сам же погибает от этого подарка. В легенде Ирвинга правитель тоже отказывается выполнить требования астролога и подвергается жестокому наказанию. Но в нашей сказке Шамаханская царица создана заклинаниями скопца, а в легенде Ирвинга христианская невольница появляется в независимости от астролога. Сказка Пушкина написана в его неповторимом стиле: он неопределённо обозначает время и место действия, частое повторение слов в начале строк, возвращение к рассказу через какой-то промежуток времени («год, другой проходит…»).
Золотой петушок появляется, чтобы помочь царю и первое время исправно помогает ему предотвратить нападения врагов. Он стережёт границы царства, и соседи не смеют воевать с Дадоном.
Шамаханская царица появляется стараниями колдуна, играет роль приманки для царя и его сыновей, и как только скопец умирает, она исчезает, будто её и не было.
Петушок в этой сказке играет роль палача. Он – как бомба замедленного действия, активированная в момент дарения его царю и взорвавшаяся, когда Дадон с шамаханской царицей въехал в город. Петушок – такое же творение колдуна, как и девица. На самом деле, он – не во благо царю, а во вред и исполняет последнюю волю скопца, убивая царя.
Золотой петушок вначале расценивается как дорогой подарок, некое средство от беспокойства воинственных соседей. Но это создание из золота не принесло царю ничего хорошего, оправдывая пословицу: «Не всё золото, что блестит».
«Сказка о золотом петушке» — последняя из написанных А. С. Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию» Легенды об арабском астрологе» В. Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А. С.
Пушкина на её создание. Главное действующее лицо сказки-царь Дадон — отказывается выполнить требование звездочёта, который подарил ему золотого петушка, и сам же погибает от этого подарка. В легенде Ирвинга правитель тоже отказывается выполнить требования астролога и подвергается жестокому наказанию. Но в нашей сказке Шамаханская царица создана заклинаниями скопца, а в легенде Ирвинга христианская невольница появляется в независимости от астролога. Сказка Пушкина написана в его неповторимом стиле: он неопределённо обозначает время и место действия, частое повторение слов в начале строк, возвращение к рассказу через какой-то промежуток времени («год, другой проходит…
«). Золотой петушок появляется, чтобы помочь царю и первое время исправно помогает ему предотвратить нападения врагов. Он стережёт границы царства, и соседи не смеют воевать с Дадоном. Шамаханская царица появляется стараниями колдуна, играет роль приманки для царя и его сыновей, и как только скопец умирает, она исчезает, будто её и не было. Петушок в этой сказке играет роль палача. Он — как бомба замедленного действия, активированная в момент дарения его царю и взорвавшаяся, когда Дадон с шамаханской царицей въехал в город. Петушок — такое же творение колдуна, как и девица.
На самом деле, он — не во благо царю, а во вред и исполняет последнюю волю скопца, убивая царя. Золотой петушок вначале расценивается как дорогой подарок, некое средство от беспокойства воинственных соседей. Но это создание из золота не принесло царю ничего хорошего, оправдывая пословицу:» Не всё золото, что блестит».
Сказка о золотом петушке как нельзя лучше отражает самобытность русского народа, его наивность и коварство, ложь и правду. Написанная в лучших традициях русского народного творчества, щедро украшенная гибким и вольным слогом Пушкина-она привлекает своей немудрёной историей и серьёзно-весёлой моралью.
Сначала в сказке повествуется о беде царя Дадона: непрерывных войнах и внезапных нападениях. Грозный царь обращается к мудрецу с горячей просьбой о помощи, даёт обещание выполнить, а свою очередь, любую просьбу мудреца. Дадон получает чудесного петушка, который верно служит тридевятому государству, извещая о приближающейся напасти. Петушок верой и правдой служит царю, но дважды его кукареканье прозвучало без видимых причин, дважды Дадон отправил своих сыновей с войсками на разведку. В третий раз Дадон решает сам узнать причину тревоги, и узнаёт, что сыновья его убили друг друга из-за девицы. Царь заходит в чудный шатёр и замирает.
Сказка начинается с традиционного русского «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. » Великий русский поэт вспоминает этот затейливый зачин, чтобы как можно полнее изобразить облик «сказочного» государства. В описании ситуации Пушкин умело использует просторечные выражения, создающие атмосферу доброй «бабушкиной сказки»:
Ан с востока лезет рать. «
А ведь не стоит забывать, что если в сказке есть Мудрец, то он всегда непременно оказывается прав. Не успев молвить и слова, мудрец погибает от руки Дадона. Здесь читатель сталкивается с чёрной неблагодарностью и предательством главного героя. Царь, не доверяя другу, не пожелал отдавать Царицу. Финал его печален-Дадон погибает от клюва Золотого Петушка. Царица же исчезает
«. Будто вовсе не бывало.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
Главное меню
Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс
«Сказка о золотом петушке» — последняя из написанных А. С. Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию «Легенды об арабском астрологе» В. Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А. С. Пушкина на её создание. Главное действующее лицо сказки-царь Дадон — отказывается выполнить требование звездочёта, который подарил ему золотого петушка, и сам же погибает от этого подарка. В легенде Ирвинга правитель тоже отказывается выполнить требования астролога и подвергается жестокому наказанию. Но в нашей сказке Шамаханская царица создана заклинаниями скопца, а в легенде Ирвинга христианская невольница появляется в независимости от астролога. Сказка Пушкина написана в его неповторимом стиле: он неопределённо обозначает время и место действия, частое повторение слов в начале строк, возвращение к рассказу через какой-то промежуток времени («год, другой проходит…»).
Золотой петушок появляется, чтобы помочь царю и первое время исправно помогает ему предотвратить нападения врагов. Он стережёт границы царства, и соседи не смеют воевать с Дадоном.
Шамаханская царица появляется стараниями колдуна, играет роль приманки для царя и его сыновей, и как только скопец умирает, она исчезает, будто её и не было.
Петушок в этой сказке играет роль палача. Он — как бомба замедленного действия, активированная в момент дарения его царю и взорвавшаяся, когда Дадон с шамаханской царицей въехал в город. Петушок — такое же творение колдуна, как и девица. На самом деле, он — не во благо царю, а во вред и исполняет последнюю волю скопца, убивая царя.
Золотой петушок вначале расценивается как дорогой подарок, некое средство от беспокойства воинственных соседей. Но это создание из золота не принесло царю ничего хорошего, оправдывая пословицу: «Не всё золото, что блестит».
Сказка о золотом петушке
Автор: Пушкин А.С.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Сказка о золотом петушке как нельзя лучше отражает самобытность русского народа, его наивность и коварство, ложь и правду. Написанная в лучших традициях русского народного творчества, щедро украшенная гибким и вольным слогом Пушкина-она привлекает своей немудрёной историей и серьёзно-весёлой моралью.
Сначала в сказке повествуется о беде царя Дадона: непрерывных войнах и внезапных нападениях. Грозный царь обращается к мудрецу с горячей просьбой о помощи, даёт обещание выполнить, а свою очередь, любую просьбу мудреца. Дадон получает чудесного петушка, который верно служит тридевятому государству, извещая о приближающейся напасти. Петушок верой и правдой служит царю, но дважды его кукареканье прозвучало без видимых причин, дважды Дадон отправил своих сыновей с войсками на разведку. В третий раз Дадон решает сам узнать причину тревоги, и узнаёт, что сыновья его убили друг друга из-за девицы. Царь заходит в чудный шатёр и замирает…
Сказка начинается с традиционного русского “в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…” Великий русский поэт вспоминает этот затейливый зачин, чтобы как можно полнее изобразить облик “сказочного” государства. В описании ситуации Пушкин умело использует просторечные выражения, создающие атмосферу доброй “бабушкиной сказки”:
“Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать. ”
Мудрец, приглашённый царём, достаёт из мешка не ворону, не собаку, а именно петушка, притом золотого. Петушок всегда считался не только показателем ума в русских сказках. Петушок был самой родной птицей в русских деревнях, использовался в прикладном творчестве, всегда ассоциировался с Русью-Матушкой. Золотой окрас здесь придаёт образу оттенок чуда.
Что же произошло с двумя царевичами около прекрасного шатра? ответ на этот вопрос мы находим в описании встречи царя и Шамаханской царицы:
“…Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смарть обоих сыновей.”
Ну какая же сказка без сказочно прекрасной девушки? Шамаханская царица околдовывает бедного царя своею красотой. Когда влюблённая пара возвращается домой, царь неожиданно встречает мудреца. А мудрец так же неожиланно напоминает о давнем обещании, просит отдать ему Царицу.
А ведь не стоит забывать, что если в сказке есть Мудрец, то он всегда непременно оказывается прав. Не успев молвить и слова, мудрец погибает от руки Дадона. Здесь читатель сталкивается с чёрной неблагодарностью и предательством главного героя. Царь, не доверяя другу, не пожелал отдавать Царицу. Финал его печален-Дадон погибает от клюва Золотого Петушка. Царица же исчезает
“…Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.”
Какой же урок можно вынести из весёлой сказки? Затейливая история учит честности, доверию. Иногда стоит о чего-то отказаться, чтоб не потерять всё. Петушок-то оказался вещий: Он предрекал беду ещё когда первый сын отправлялся в путь. Таким образом, “Сказка о Золотом Петушке”-одно из самых ярких, волшебных произведений Пушкина. Величайший мастер слова, умело используя традиционные русские мотивы, с шутками, присказками и прибаутками, поведал миру очередную забавную историю с глубоким смыслом.