Сочинение на тему сказка загадка

8 вариантов

  1. умоляю срочно нужно. помогите составить мини сочинения- на тему сказка-загадка

    Ответы:

    Мы говорили, что представление о двуплановости мира соответствует мироощущению сказочника, хотя бы в мечте. Но есть в этой сказке детали, которые не соответствуют современному сознанию и современной морали человека. Чем, например, объяснить, что герой ее, Финист, не только покидает ни в чем не повинную девушку, но еще и женится на другой, которую он, в свою очередь, тоже бросает и возвращается к первой. С точки зрения современной морали, такой поступок отнюдь не вызывает сочувствия. Между тем в самой сказке никогда, ни в одном варианте нет даже тени осуждения. Впрочем, в одном варианте (Худ. 39) мы находим некоторую попытку хотя бы частичной реабилитации героя. После трех ночей и узнавания девушки он собирает совет (здесь он царь) и говорит: «Послушайте, добрые гости! Которая ААЯ меня жена вернее: которая меня за радости предает, или которая шла, отыскивала меня, трои чоботы износила, три плуга изломала, три железных просвиры изглодала?». Жену привязывают к хвосту жеребца. «Ас этой тут же свадьбу задал». Однако этот случай — единственный, но даже здесь вступление в брак после жизни с девушкой не осуждается. Виновата плохая жена, а не он, что женился на другой. Объяснение мы должны искать в реальной истории семейных отношений и форм заключения брака. Подробнее об этом говорится в книге «Исторические корни волшебной сказки», и к этой книге я отсылаю интересующихся. Здесь дело именно в подробностях, краткое, схематичное изложение сути дела не будет казаться убедительным. Но для ориентировки все же скажу, что при родовом строе как юноши, так и девушки должны были иметь два брака. Брачная жизнь начиналась не в семье, дома, а в отдаленном святилище, где девушка становилась как бы женой бога. Таков прообраз сказочного дворца, в котором девушка живет с чудовищем, которое одновременно есть существо божественного порядка и существо человеческое. Здесь она как бы получает брачное посвящение. Вернувшись домой, она могла вступить в постоянный брак и основать семью. Но с развитием парной семьи такой порядок коллидировал353 с ее интересами, не допускающими иного сожительства, кроме брачного. Так создается сюжет о том, что муж-зверь или муж-бог не сменяется человеком, а становится им, превращается в постоянного мужа героини. Так создается сюжет об Амуре и Психее, разновидность которого — сказка о Финисте. Но, повторяю, в таком коротком изложении это объяснение не может еще удовлетворить. В сказке о Финисте есть вещи, которые и по сегодняшний день не поддаются никакому историческому, историко-этнографическому или историко-социальному объяснению. Это мотив трех купленных ночей, когда к спящему юноше является его жена и возвращает себе его. Может быть, этот мотив и будет объяснен, но пока объяснения нет, и ученые-фольклористы не очень над этим задумываются. Знакомил с сюжетами. Для чего? Важность сюжетики. Чтобы знали сказки. Красота. В свете закономерностей сравнительное изучение (Апулей — Аленький цветочек — Финист). Попутные мелкие наблюдения. Я хотел бы, уже совсем коротко, остановиться еще на одной сказке, включающей мотив трудных задач: это сказка о жар-птице, в формальном отношении одна из наиболее совершенных и интересных сказок. Она очень популярна на Востоке и в Западной Европе и меньше у нас. Андреев знал только 4 русских варианта ее, к 1957 году их было известно уже 12354. Лучший вариант этой сказки у Афанасьева. Известны литературные обработки ее В. А. Жуковским и Н. М. Языковым. Оба они использовали, однако, немецкий текст братьев Гримм, русские тексты им были, по-видимому, неизвестны. Текст Афанасьева восходит к лубочному изданию XVIII века и заимствован им из анонимного сборника «Дедушкины прогулки…». Лубочные издания отличаются особым витиеватым искусственным книжным стилем, по художественности они далеко уступают непосредственно рассказанным народным сказкам, но в числе этих лубочных сказок попадаются истинные перлы, и один из них сказка о жар-птице.

  2. июня
    30 2013

    Загадки сказки

    Мы говорили, что представление о двуплановости мира соответствует мироощущению сказочника, хотя бы в мечте. Но есть в этой сказке детали, которые не соответствуют современному сознанию и современной морали человека. Чем, например, объяснить, что герой ее, Финист, не только покидает ни в чем не повинную девушку, но еще и женится на другой, которую он, в свою очередь, тоже бросает и возвращается к первой. С точки зрения современной морали, такой поступок отнюдь не вызывает сочувствия. Между тем в самой сказке никогда, ни в одном варианте нет даже тени осуждения. Впрочем, в одном варианте (Худ. 39) мы находим некоторую попытку хотя бы частичной реабилитации героя. После трех ночей и узнавания девушки он собирает совет (здесь он царь) и говорит: «Послушайте, добрые гости! Которая ААЯ меня жена вернее: которая меня за радости предает, или которая шла, отыскивала меня, трои чоботы износила, три плуга изломала, три железных просвиры изглодала?». Жену привязывают к хвосту жеребца. «Ас этой тут же свадьбу задал». Однако этот случай — единственный, но даже здесь вступление в брак после жизни с девушкой не осуждается. Виновата плохая жена, а не он, что женился на другой.
    Объяснение мы должны искать в реальной истории семейных отношений и форм заключения брака. Подробнее об этом говорится в книге «Исторические корни волшебной сказки», и к этой книге я отсылаю интересующихся. Здесь дело именно в подробностях, краткое, схематичное изложение сути дела не будет казаться убедительным. Но для ориентировки все же скажу, что при родовом строе как юноши, так и девушки должны были иметь два брака. Брачная жизнь начиналась не в семье, дома, а в отдаленном святилище, где девушка становилась как бы женой бога. Таков прообраз сказочного дворца, в котором девушка живет с чудовищем, которое одновременно есть существо божественного порядка и существо человеческое. Здесь она как бы получает брачное посвящение. Вернувшись домой, она могла вступить в постоянный брак и основать семью. Но с развитием парной семьи такой порядок коллидировал353 с ее интересами, не допускающими иного сожительства, кроме брачного. Так создается сюжет о том, что муж-зверь или муж-бог не сменяется человеком, а становится им, превращается в постоянного мужа героини. Так создается сюжет об Амуре и Психее, разновидность которого — сказка о Финисте. Но, повторяю, в таком коротком изложении это объяснение не может еще удовлетворить.
    В сказке о Финисте есть вещи, которые и по сегодняшний день не поддаются никакому историческому, историко-этнографическому или историко-социальному объяснению. Это мотив трех купленных ночей, когда к спящему юноше является его жена и возвращает себе его. Может быть, этот мотив и будет объяснен, но пока объяснения нет, и ученые-фольклористы не очень над этим задумываются.
    Знакомил с сюжетами. Для чего? Важность сюжетики. Чтобы знали сказки. Красота. В свете закономерностей сравнительное изучение (Апулей — Аленький цветочек — Финист). Попутные мелкие наблюдения.
    Я хотел бы, уже совсем коротко, остановиться еще на одной сказке, включающей мотив трудных задач: это сказка о жар-птице, в формальном отношении одна из наиболее совершенных и интересных сказок. Она очень популярна на Востоке и в Западной Европе и меньше у нас. Андреев знал только 4 русских варианта ее, к 1957 году их было известно уже 12354. Лучший вариант этой сказки у Афанасьева. Известны литературные обработки ее В. А. Жуковским и Н. М. Языковым. Оба они использовали, однако, немецкий текст братьев Гримм, русские тексты им были, по-видимому, неизвестны. Текст Афанасьева восходит к лубочному изданию XVIII века и заимствован им из анонимного сборника «Дедушкины прогулки…». Лубочные издания отличаются особым витиеватым искусственным книжным стилем, по художественности они далеко уступают непосредственно рассказанным народным сказкам, но в числе этих лубочных сказок попадаются истинные перлы, и один из них сказка о жар-птице.
    У царя три сына. У него прекрасный сад, «и была у царя одна яблоня любимая, и на яблоне росли яблочки все золотые». На эту яблоню по ночам летает жар-птица, «на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны» (Афанасьев, 1957, И, 415, № 168). Царь обещает престол тому из сыновей, кто поймает эту птицу живую. Старшие, как всегда, просыпают и ничего не видят, а младшему удается ухватить ее за хвост. Но она вырывается, и в руках у него остается золотое перо. «Это перо было так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, то оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч» (с. 416). Два старших один за другим отправляются искать жар-птицу, а после них отпрашивается и младший. Мы ожидаем, что он будет подвергнут испытанию и получит волшебное средство или волшебного помощника. Но наши ожидания сбываются не совсем. Он наезжает на подорожный столб с такой надписью: «Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется».
    Предыдущие Сочинения: ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ГЁТЕАНСТВА: НИКОЛАЙ И ЭМИЛИЙ МЕТНЕРЫ – часть 5
    Следующие Сочинения: О романе “Преступление и наказание” (Преступление и наказание Достоевский Ф. М.) – Часть 1
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Загадки сказки . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Методические рекомендации к учебнику «Литература. 10 класс» под редакцией В. Г. Маранцмана – часть 7
    Русские народные сказки
    Куррикулум по русскому языку и литературе для V – IX классов – часть 2
    Мотив «подорожного столба»
    Условность сказок о животных
    По пьесе Островского “Гроза” Катерина – “сильный русский характер”
    Слово о проекте
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  3. Сказка – загадка. Грузинская сказка
    Жил один царь. Было у него огромное поле. Вспахали царю то поле, засеяли, и поставил он двенадцать сторожей. Один стоит посреди поля, а одиннадцать целый день идут к нему от краев — никак не дойдут. Весной, когда уродился хороший урожай, подошел к полю бык и стал поедать хлеб. В один миг съел весь урожай, но только съел — повалился и околел. У дохлого быка туловище лежит на царском поле, ноги же, хвост и голова — на соседском.
    Взошло солнце, прилетела ворона, вонзила когти в быка и понесла его в гнездо. Вдруг видит ворона — пастух пасет овечье стадо; вороне понравилось место, села она на рог одной овцы, устроилась поудобней и стала закусывать быком. Ела, ела ворона — все съела. Обронила только бычачий бок и улетела.
    Бок долго валялся на земле. Подул как-то ветер, поднялся этот бок и попал прямо в глаз пастуху. У пастуха было три зятя: царь птиц, царь зверей и царь морей. Пошел пастух к птичьему царю и говорит:
    — Не знаю, что-то попало в глаз, не вытащишь ли?
    Послал птичий царь всех птиц в глаз пастуху — отыскивать, что того беспокоит. Искали, искали птицы, две недели искали — не нашли и улетели. Пошел пастух к царю зверей.
    — Засорил чем-то глаз, не поможешь ли?
    Послал царь зверей в глаз пастуха всех своих подданных — отыскать, что того беспокоит. Искали, искали звери, две недели искали—не нашли и разбежались.
    Загрустил пастух, пошел к морскому царю. Морской царь открыл все моря и реки и напустил их на глаз пастуха. Шли, шли воды, две недели шли, наконец вынесли бычачий бок из глаза пастуха.
    Отдохнул пастух, поблагодарил царя и ушел.
    А бычачий бок валяется на берегу моря. Проходили берегом купцы, понравился им бычачий бок, выстроили на нем целый город и стали жить да поживать.
    Но вот горе — осталось на кости немного мяса. Пришла лиса, стала дергать его; как дернет — закачается бок, рушатся купцовы дома.
    Забеспокоились купцы, стали искать человека, что мог бы спасти их от такой беды.
    Пришел к купцам трехдневный ребенок, сказал:
    — Дайте три пули, избавлю вас от беды.
    Обрадовались купцы, дали ему три пули. Выстрелил трехдневный ребенок в лису и убил ее. Взяли лису, освежевали ее и говорят ребенку:
    — Что тебе дать за наше спасение?
    — Дайте мне половину лисьей шкуры, — сказал он, — а другую половину оставьте себе. Дали ему половину шкуры, а другой половиной весь тот купецкий город оделся. Мальчик взял свою половину, сшил себе платье, только ни на рукава, ни на полы не
    хватило.
    Кто больше: бык, ворона, овца, пастух, кость, лиса или тот ребенок?
    — Ребенок, — скажут.

  4. Сказка-загадка.
    В народе говорят: «Всему своё время».
    Вот и Ему пришло время появиться на свет. Бойкий, озорной мальчишка рос. Шустрый, а веселья да радости в ём – хошь сам бери, а не хошь – другим отдай, всем хватит! Спать ложился парничок поздно, вставал ранёхонько. А людям рядом с им всегда тепло и весело. Быват, пошумит немного, покапризничат: брызнет дожжём, будто пошутит, в небе от этого разноцветье случатся. И снова радость да веселье в глазах с зелёным пришшуром! Но не век же одному куковать. Заскучал он, захмурился, притих.
    Вот и дождался, пришла Она, долгожданна. Лицом пригожа, но сурьёзна, и грусть – тоска в глазах. Быват, заскучат – сядет у окошка и слёзы проливат. Дня и вечера не хватит – ночи прихватыват. Но красы девка была невиданной. И наряды баски носила, таки ярки, што поглядишь и глаза от света зашшуривашь!
    Прознал про это старец Сиверун. Жили они двоима с внучкой. Бела да румяна деушка была, стройна да коса ниже пояса. Отправил старик внучку красу свою белу свету показать. А нрав у ней суровый был. Взглянет – холодом обдаст, уста отворит – ветром студёным подует. Которы люди мимо ней проходят, все от холода в тёплы вешши кутаются. А она утра встанет, по земле ходит и всё белым укрыват да песни сонны поёт. То зверьё, которо не успело скрыться, сразу засыпат под ейны напевы. Надолго она в наших краях поселилась. Только не дал ей дед никако приданно, как была в белом сарафане, так и осталась в ём. И от этого ишо пушше злится да на всех стужу напускат.
    Вот раз не спится деушке. Тихо кругом: ветры студёны не воют, не стучит метель – поносуха в ветренку… Чует сердце – не ладно с дедом. Захворал старый, не век ему на свете жить. А ей – то как одной? Встала серёдка поля, белы ручки к небу вскинула, бел сарафан с себя на землю сбросила, растоптала! Белы косы уш не пушисты, а сыры. Слёзы потекли ручьями, зазвенели по окнам и ставням. Никто не пожалет страдалицу. И только эхом гремит по свету чей-то голос:
    – Выйди, солнца свет…ве…ве…
    – Проснись ото сна…сна…сна…
    Порато светло стало – любо поглядеть! Вот оно как быват у нас на Севере. А вы догадались?

  5. Золотая осень и мое настроение срочна пожалуйста умоляююю
    Напишите сочинение по литературе , на тему “историческая тема в творчестве А.С.Пуш??ина”
    Люди,выскажите свое мнение о школах-интернатах. Просто интересно,хорошо ли там жи??ь и учиться.
    1. Какие законы сохранения используются при неупругом и упругом ударе двух тел?
    2. Как зависит величина конечного импульса от соотношения масс сталкивающихся шаров?
    Найдите валентность меди, железа и марганца в следующих их кислосодержащих соеди??ениях: Cu2O , CuO ,FeO
    Поставьте между совами стреки показывающие какое слово от какого образовано.выделите в скаждом слове все морфему и напишите способ словообразования
    Мудрый мудрость –
    добежать бежать-
    сортировщик сортировать-
    электровоз электровозный-
    внимательный невнимательный –
    оштукатурить штукатурить-
    678549 -5748373493 {857385-65677655678} +754843956
    Разложить на простые множители число 134.
    заранее спасибо.
    За 5 мин в бассей наливается столько воды сколько вытекает через сливное отверсти?? за 6 мин. Сколько литров воды вытекает за одну минуту через сливное отверстие ,если через кран вливается 30 л в минуту
    1. Сені? отбасы?да ?андай ?нер т?рі дамы?ан? 2. ??гімеде атал?ан ?шекей б?йымдарды ???рын естіді? бе? 3. ?же? ж?не ?ке? бос уа?ыттарында ?андай іспен айналысатынын білесі? бе?

  6. Мы говорили, что представление о двуплановости мира соответствует
    мироощущению сказочника, хотя бы в мечте. Но есть в этой сказке детали,
    которые не соответствуют современному сознанию и современной морали
    человека. Чем, например, объяснить, что герой ее, Финист, не только
    покидает ни в чем не повинную девушку, но еще и женится на другой,
    которую он, в свою очередь, тоже бросает и возвращается к первой. С
    точки зрения современной морали, такой поступок отнюдь не вызывает
    сочувствия. Между тем в самой сказке никогда, ни в одном варианте нет
    даже тени осуждения. Впрочем, в одном варианте (Худ. 39) мы находим
    некоторую попытку хотя бы частичной реабилитации героя.
    После трех ночей и узнавания девушки он собирает совет (здесь он царь) и
    говорит: «Послушайте, добрые гости! Которая ААЯ меня жена вернее:
    которая меня за радости предает, или которая шла, отыскивала меня, трои
    чоботы износила, три плуга изломала, три железных просвиры изглодала?».
    Жену привязывают к хвосту жеребца. «Ас этой тут же свадьбу задал».
    Однако этот случай — единственный, но даже здесь вступление в брак после
    жизни с девушкой не осуждается. Виновата плохая жена, а не он, что
    женился на другой.Объяснение мы должны искать в реальной истории семейных отношений и
    форм заключения брака. Подробнее об этом говорится в книге «Исторические
    корни волшебной сказки»,
    и к этой книге я отсылаю интересующихся. Здесь дело именно в
    подробностях, краткое, схематичное изложение сути дела не будет казаться
    убедительным. Но для ориентировки все же скажу, что при родовом строе
    как юноши, так и девушки должны были иметь два брака. Брачная жизнь
    начиналась не в семье, дома, а в отдаленном святилище, где девушка
    становилась как бы женой бога. Таков прообраз сказочного дворца, в
    котором девушка живет с чудовищем, которое одновременно есть существо
    божественного порядка и существо человеческое. Здесь она как бы получает
    брачное посвящение. Вернувшись домой, она могла вступить в постоянный
    брак и основать семью. Но с развитием парной семьи такой порядок
    коллидировал353 с ее интересами, не допускающими иного сожительства,
    кроме брачного. Так создается сюжет о том, что муж-зверь или муж-бог не
    сменяется человеком, а становится им, превращается в постоянного мужа
    героини. Так создается сюжет об Амуре и Психее, разновидность которого —
    сказка о Финисте. Но, повторяю, в таком коротком изложении это объяснение не может еще удовлетворить.
    В сказке о Финисте есть вещи, которые и по сегодняшний день не
    поддаются никакому историческому, историко-этнографическому или
    историко-социальному объяснению. Это мотив трех купленных ночей, когда к
    спящему юноше является его жена и возвращает себе его. Может быть, этот
    мотив и будет объяснен, но пока объяснения нет, и ученые-фольклористы
    не очень над этим задумываются.
    Знакомил с сюжетами. Для чего? Важность сюжетики. Чтобы знали сказки. Красота. В свете закономерностей сравнительное изучение (Апулей — Аленький цветочек — Финист). Попутные мелкие наблюдения.Я хотел бы, уже совсем коротко, остановиться еще на одной сказке,
    включающей мотив трудных задач: это сказка о жар-птице, в формальном
    отношении одна из наиболее совершенных и интересных сказок. Она очень
    популярна на Востоке и в Западной Европе и меньше у нас. Андреев знал
    только 4 русских варианта ее, к 1957 году их было известно уже 12354.
    Лучший вариант этой сказки у Афанасьева. Известны литературные обработки
    ее В. А. Жуковским и Н. М. Языковым. Оба они использовали, однако,
    немецкий текст братьев Гримм,
    русские тексты им были, по-видимому, неизвестны. Текст Афанасьева
    восходит к лубочному изданию XVIII века и заимствован им из анонимного
    сборника «Дедушкины прогулки…». Лубочные издания отличаются особым
    витиеватым искусственным книжным стилем, по художественности они далеко
    уступают непосредственно рассказанным народным сказкам, но в числе этих
    лубочных сказок попадаются истинные перлы, и один из них сказка о
    жар-птице.

  7. Ольга Бороздина
    Занятие по развитию речи «Сочинение сказок по загадкам, стихам»

    Занятие по развитию речи детей в старшей группе.
    Тема: «Сочинение сказок по загадкам, стихам»

    Программное содержание:
    • Совершенствовать навыки монологической речи;
    • Закреплять умение детей придумывать сказки, используя свойственные жанру средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения);
    • Закреплять умение детей соблюдать структуру построения сказки: присказка, зачин, кульминационный момент, окончание;
    • Закреплять умение детей использовать особенности сюжета: зачин, окончание, волшебные герои или предметы, превращение, победа добра над злом;
    • Продолжать развивать творческое воображение;
    • Воспитывать у детей желание использовать в речи вежливую форму общения.
    Материал:
    Большая книга сказок, иллюстрация к «Сказке о глупом мышонке», чудесный мешочек с загадками и стихами, домики, музыка.

    Ход занятия.

    Пальчиковая игра.
    Мышка в норку пробралась,
    На замочек заперлась.
    В дырочку глядит –
    Кошка не бежит?
    – У нас сегодня в гостях книга сказок. Вы любите слушать сказки?
    – Дети, назовите свои любимые сказки.
    – Как обычно начинаются сказки? С каких слов? (Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве…Это случилось давно)
    – А какими словами заканчивается? (Стали они жить-пиживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец)
    – Дети, о чем обычно рассказывается в сказках? (О приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях)
    – А с какими бы героями вы хотели бы больше всего дружить?
    – Дети, посмотрите персонажи из какой сказки изображены на этой картинке? («Сказка о глупом мышонке»).
    – Что с ним случилось?
    – Кого мама-мышка приглашала ему в няньки? (Утку, жабу, лошадь, свинку, курицу, щуку, кошку).
    – Давайте мы поможем маме-мышке, уложить мышонка спать. Как мы можем это сделать? (Ответы детей).
    – Как вы умеем сочинять сказки? (Ответы детей).
    – Давайте превратимся все в сказочников.
    Дети под музыку кружатся с закрытыми глазами.
    – Дети, мы превратились в сказочников, и попали в страну сказок. Смотрите, какой чудесный мешочек.
    Дети достают из мешочка загадки и стихи.
    – Давайте поможем маме-мышке усыпить мышонка, сочиняя сказки под музыку. А мы все ваши сказки запишем, и вечером будем слушать.
    Дети сочиняют сказки.
    – Молодцы, дети! Помогли маме-мышке, уснул маленький мышонок. И ваши все сказки записаны.

  8. тамара лемберг
    Сочинение загадок с детьми дошкольного возраста
    Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию загадки для детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы как на специально организованных занятиях по развитию речи, воображения, творческих способностей, так и в свободной деятельности.
    Материал загадок был успешно использован Т. А. Лемберг (Ильиной) в детских дошкольных и школьных учреждениях Ставрополя. В данной работе загадки распределены по темам, что удобно для педагога при подготовке работы с детьми. Также представлены загадки разной степени сложности, что позволяет использовать их как с детьми младшего, среднего, так и с детьми старшего дошкольного возраста.
    Кроме того, представлена авторская методика Т. А. Лемберг (Ильиной) по сочинению загадок с детьми.
    Мы рассматриваем загадки, их сочинение с детьми как игры со словом.
    Игры со словом очень важны для детей. Игры со словом помогают развивать у ребенка его природное языковое чутье, подготавливая его к изучению сложных поэтических форм, которые изучаются в дальнейшем его обучении в школе.
    Любовь к языку можно вызвать только через интерес к нему.
    Загадки помогают активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего гармонического развития.
    Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность.
    Загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку.
    Загадки – это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, образны, легко запоминаются. Это маленькие поэтические произведения, построенные на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, приобщение к которому очень важно уже с малых лет. Это – как «живая вода» для детей, потому что народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, точности высказывания.
    СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    Пространствуем по миру слов. Сочинение загадок с детьми старшего дошкольного возраста.
    Опираясь на опыт истории педагогики, концепцию Б. П. Юсова (политхудожественное развитие ребенка) и результаты современных психолого-педагогических исследований Институт художественного образования РАО выработал нетрадиционный подход к ознакомлению с искусством в детском дошкольном образовательном учреждении с позиций предметно-пространственного, политхудожественного направления (Савенкова Л. Г., доктор педагогических наук, зам. директора Института художественного образования по научной работе). Интегрированное обучение в современной Педагогике Искусств рассматривается как структурирование образовательного процесса и пространства, направленного на формирование у детей способности рассматривать любые явления и объекты с разных позиций; развития желания детей активно выражать себя в каком-либо виде творчества.
    Слово ПРОСТРАНСТВО рассматривается, как реальная возможность пространствовать – ПРО-СТРАН-СТВО-ВАТЬ,то есть, прожить пространственный образ искусства (освоить, изучить и осознать его с разных позиций); про-стран-ство-вать по свету, по музею, ближайшему окружению и природе, по культуре своего региона и мира.
    Пространствуем по миру слов, опираясь на «натуральные, то есть, данные от рождения способности ребенка» (Выготский Л. С., такие, как языковое чутье, умение воспринимать окружающий мир с оптимизмом.
    Проблема творческого развития ребенка дошкольного возраста сегодня – одна из актуальных. Психологи, педагоги, арт-терапевты, психотерапевты воплощают в практику нетрадиционные методы и способы работы.
    «Слово «творить» в русском языке имеет два противоположных значения. Первое связано с созданием того, чего раньше не существовало, а потому имеет оттенок восхищения, преклонения перед этим новым явлением. Второе обозначает разрушение, того, что было создано другими и имеет дополнительное скептическое звучание, проявляющееся во фразе: «Ну, ты и натворил!».
    В этих двух значениях заключается все многообразие детского творчества. В процессе созидания ребенок часто творит, разрушая.
    Одной из особенностей детского творчества является его тотальность: оно свойственно всем без исключения детям дошкольного возраста». (Николаева Е. И. ,доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена).
    В детстве творят все, и реальная проблема этого возраста не проблема творчества, а проблема его отсутствия.
    «Для ребенка дошкольного возраста характерно вариативное мышление, когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создает много видов одного и того же решения.
    Если рассматривать творчество как создание нового, то можно утверждать, что все познавательное развитие ребенка происходит исключительно творческим путем». (Николаева Е. И.)
    Игры со словом очень важны для детей. Игры со словом помогают развивать у ребенка его природное языковое чутье, подготавливая его к изучению сложных поэтических форм, которые изучаются в дальнейшем его обучении в школе.
    Любовь к языку можно вызвать только через интерес к нему.
    Загадки помогают активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего гармонического развития.
    Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность.
    Загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку.
    Загадки – это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, образны, легко запоминаются. Это маленькие поэтические произведения, построенные на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, приобщение к которому очень важно уже с малых лет. Это – как «живая вода» для детей, потому что народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, точности высказывания.
    Детей надо с ранних лет вводить в многоцветный мир слова, в разных ракурсах и аспектах знакомя их с тем, что составляет строительный материал родного языка. Можно научить детей придумывать, сочинять загадки.
    Наверное, нет ни одного ребенка, который бы с раннего возраста не был знаком со стихотворениями А. Л. Барто из цикла «Игрушки». На материале этих простых, но чрезвычайно образных коротких стихотворений можно начинать работу по сочинению загадок. Например, «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший». Предлагаем детям заменить слово-предмет «мишка» на местоимение «он». Получается: «Уронили его на пол, оторвали ему лапу, все равно его не брошу, потому что он хороший». Получилась загадка, которую дети легко отгадывают. В дальнейшем, дети легко сочиняют загадки о зайке, слоне и других персонажах:
    – Спать пора, уснул бычок,
    Лег в коробку на бочок,
    Сонный мишка лег в кровать.
    Только он не хочет спать,
    Головой кивает он,
    И кому-то шлет поклон.
    (слон)
    – Его бросила хозяйка,
    Под дождем он оказался:
    Со скамейки слезть не смог –
    Весь до ниточки промок.
    (зайка)
    Слово «творчество» в данном случае сочинения загадок выступает в противоположных значениях: были «разрушены» стихи из цикла «Игрушки», на этом же материале созданы загадки, которых еще никто не создавал.
    Познакомив детей с такими загадками о цветах, как
    -Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)
    – вся земля глядит нас миллионом синих глаз. (пролески)
    будут интересны для сочинения загадок короткие образные стихи, такие как стихотворение об одуванчике:
    – Носит одуванчик
    Желтый сарафанчик.
    Подрастет – нарядится
    В беленькое платьице.
    Весной и летом на прогулке дети наблюдают за одуванчиком, за изменениями его цвета, это интересно и необычно. Без труда сочиняется загадка:
    – Этот цветочек
    Носит желтый веночек.
    Подрастет – нарядится
    В беленькое платьице.
    (одуванчик).
    Все дети знакомы с простым, незатейливым цветком – колокольчиком. Сочиняется по аналогии с загадкой об одуванчике такая загадка:
    – Что за цветочек?
    Синий звоночек.
    (колокольчик)
    Познакомив детей старшего дошкольного возраста с этимологией слова «тюрбан», сочиняется загадка:
    Не голова – тюрбан,
    Что за цветок? (тюльпан)
    Впоследствии предлагаем сочинить загадку о перелетных птицах. Весной, беседуя об изменениях в жизни птиц, о признаках весны, обращаем внимание детей на то общее, что происходит с птицами, когда они прилетают в родные края: вьют гнезда, живут рядом с нами. А что же будет осенью: наступят холода, птицы соберутся в стаи и улетят, мы простимся с ними до весны.
    Педагог, умело направляя детей, подводит их к сочинению загадки.
    Примерные вопросы детям:
    – Что делали птицы, когда прилетели весной к нам в город (село?
    (ответы: пели песни, вили гнезда)
    – Правильно, вили гнезда. А как сказать ласково о гнездах?
    (ответы: гнездышки)
    – Вили гнездышки. А если мы поменяем местами слова, как прозвучит?
    (ответы: гнездышки вили)
    – А где же жили птицы по отношению к нам?
    (ответы: около, рядом)
    – Правильно, жили рядом с нами. А если опять поменять порядок слов, что получится?
    (ответы: рядом с нами жили)
    – Вот у нас уже готовы две строчки: Гнездышки вили. Рядом с нами жили.
    А что же произошло осенью? Как изменилась погода?
    (Стало холодно.)
    – А как сказать, изменив слово «холодно» на слово-предмет?
    (ответы: холод, холода)
    – Правильно, холода. Холода что сделали?
    (ответы: наступили, пришли, настали)
    – Правильно, холода настали. И что мы делали, когда провожали птиц?
    (ответы: прощались)
    – Давайте, изменим слово «прощались», прибавив «мы стали» – что делать?
    (ответы: мы стали прощаться)
    – Правильно, мы стали прощаться. А что получится, если мы изменим порядок слов в этом предложении?
    (ответы: мы стали прощаться, мы прощаться стали)
    – Хорошо, холода настали и мы прощаться стали. Вот у нас и получилась загадка о перелетных птицах:
    – Гнездышки вили,
    Рядом с нами жили.
    Холода настали,
    Мы прощаться стали.
    Другой пример: сочинение загадки о лифте.
    Педагог: дети, мы познакомились с домом и его частями. Вы запомнили загадки о крыше, лестнице, трубе, балконе, двери, окне, но нет загадки о лифте. Давайте, попробуем сочинить ее сами. На что похож лифт?
    Дети: на коробку, на комнату, на кабину.
    Педагог: Правильно, на кабину, потому что комната больше по размеру, а у коробки нет двери. Что же мы делаем, когда подходим к лифту?
    Дети: заходим.
    Педагог: а если мы заменим слово «мы» на слово «я»?
    Дети: я захожу в кабину.
    Педагог: а если мы изменим порядок слов, что получится?
    Дети: захожу в кабину я.
    Педагог: А что дальше я делаю?
    Дети: нажимаю на кнопку.
    Педагог: Опять изменим порядок слов, что получится?
    Дети: На кнопку нажимаю.
    Педагог: Что же тогда делает кабина?
    Дети: едет, поднимается.
    Педагог: а как скажут дети, которые любят играть и иногда балуются?
    Дети: мы катаемся в кабине, кабина нас катает.
    Педагог: а если сказать про одного человека?
    Дети: кабина меня катает.
    Педагог: а куда же может катать меня кабина?
    Дети: вверх и вниз.
    Педагог: что же у нас вышло: меня кабина вверх и вниз катает, а как можно изменить это предложение, чтобы получилась рифма?
    Дети: и кабина меня вверх и вниз катает.
    Педагог: Послушайте, какая получилась загадка:
    – Захожу в кабину я,
    На кнопку нажимаю,
    И кабина меня
    Вверх и вниз катает.
    После того, как дети познакомились с загадками, например, по теме «Домашние животные», можно предложить сочинить загадки, состоящие из одного слова. На что похожа кошка (собака, корова, лошадь? Или, с чем можно сравнить собаку (кошку, корову, лошадь? И дети на основе загадки: «Заворчал живой замок, лег у двери поперек», сочиняют загадку о собаке – «замок», на основе загадок о кошке, выясняется, что загадка о кошке одним словом, это «мышеловка», на основе знаний детей о корове сочиняется загадка – «кормилица», о лошади сочиняется загадка – «стрела», потому что лошадь мчится быстро.
    Сочинение загадок можно проводить как на занятиях, так и в свободное от них время, например, на прогулке, наблюдая за явлениями природы, птицами, цветущими растениями. Это поможет сделать жизнь детей более интересной и радостной.
    «Для творчества человек должен сметь, потому что творчество всегда есть переступление общепринятого, известного, признанного» (Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство).
    При творчестве появляется ни с чем не сравнимая вещь, идея, в данном случае, загадки –стихи, которым «цены нет», потому что их действительно не с чем сравнивать, до этого не было такого. Платон в диалоге «Ион» говорит о том, что поэты сами не знают, как они творят. В полной мере это можно отнести к ребенку, который пытается сотворить словом.
    Литературное творчество дошкольников имеет значение исключительно для них самих и для тех взрослых, чувствительных к тексту, которые могут воспринять литературное творение ребенка. Почувствовав равнодушие взрослых, ребенок теряет интерес к своим сочинениям, расценивая их как незначительные и неценные в мире, в котором ему предстоит жить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *