Сочинение на тему скорбь

10 вариантов

  1. Мама…Сколько тепла и ласки в одном слове! Мама-это единственный никем не заменимый человек, который способен принять своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, простить ему все сделанные на жизненном пути ошибки и поддержать в нужный момент. Сколько бы лет ни исполнилось человеку, его душа всегда будет нуждаться в материнской заботе и ее безграничной самоотдаче. Проблему отношения человека к собственной матери раскрывает в своем тексте и Ф.А. Искандер.
    Герой, о котором повествует писатель, глубоко несчастен, ведь совсем недавно он потерял близкого ему человека-маму. «Мать-короткий гость на Земле» -именно эта фраза посещала мысли мужчины. Понимая, что самоотверженную любовь матери, ее безграничное терпение уже нельзя вернуть, герой будто приходит в смятение, ведь никто не узнает о женских подвигах, которые она совершала во благо своих близких. Встретив горестную женщину с больным ребенком, он словно вспомнил черты его родной матери. Скорбь, изображенная на лице женщины, заставила героя вспомнить о «самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни матери».
    Автор убежден, что человек должен ценить каждый момент, проведенный с матерью. Смерть матери – это невосполнимая потеря, порождающая скорбь.
    Безусловно, я разделяю мнение автора. На мой взгляд, мама- это символ чистоты, любви и искренности. Это не просто человек, который дарит нам жизнь, но и некий луч света, который наполняет наши серые дни яркими моментами.
    Особенно сильно любовь к матери ощущается при чтении произведения С.А.Есенина «Письмо к матери». Идеей стихотворения можно считать желание поэта обратить наше внимание на то, что мы не должны забывать своих матерей. Мы должны чаще навещать их, ухаживать за ними и просто любить их. Лирический герой сожалеет о том, что не делал так раньше и хочет измениться.
    А сколько чувств и эмоций вызывает произведение К.Г. Паустовского «Телеграмма»! Молодая девушка Настя настолько увлечена работой и городской суетой, что забывает написать письмо единственной матери, уже пожилой, но безумно любящей дочь, женщине. Когда Настя приезжает домой, она не застает мать в живых. На душе у девушки остается рана, которую бы смогла залечить лишь улыбка погибшей матери…
    Таким образом, сила материнской любви может иметь различное воплощение. И мы должны быть бесконечно благодарны нашим матерям за то душевное понимание и тепло, которое они нам дарят безвозмездно!
    Вот текстСКОРБЬ
    (1)Он летел на похороны матери. (2)Рейс на его самолёт уже несколько раз откладывали. (3)И другие рейсы отодвигали. (4)Аэропорт был переполнен пассажирами.
    (5)Он ходил и ходил между сидящими и снующими пассажирами уже несколько часов.
    (6)Сейчас, когда он стал прилично зарабатывать и мог уже в полную силу помогать матери, она заболела и умерла. (7)Он думал, что никто в мире никогда не узнает о самоотверженности его матери, о её великом терпении, любви, о её невероятных усилиях, чтобы одной вырастить своих детей.
    (8)И вот, поставив всех на ноги, почти внезапно она умерла, вместо того чтобы долго и тихо угасать, лаская внуков и чувствуя на себе благодарную любовь своих взрослых детей.
    (9)Мать — короткий праздник на Земле.
    (10)Эти слова неведомого ему поэта сейчас звенели у него в голове. (11)Какая несправедливость! (12)И никто никогда не поймёт, чем она была для своих близких, и этого никак не пересказать, потому что её любовь и самоотверженность заключались в тысячах деталей, которые хранило его сердце, и в словах это не выразить, и не найдётся человека, который всё это захотел бы выслушать и понять. (13)«Какая несправедливость», — думал он, шагая и шагая между людьми, сидящими на скамьях и снующими по залу аэропорта.
    (14)Мать — короткий праздник на Земле.
    (15)Вдруг его внимание привлекла женщина лет тридцати, по одежде явно крестьянка, сидевшая с узелками у ног. (16)Его внимание привлекло выражение необычайной скорби на её лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящего рядом с ней. (17)Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо. (18)Лицо мальчика было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли, тем более что руки его беспрерывно двигались, он занят был игрушечной машинкой.
    (19)Он остановился, поражённый лицом этой женщины. (20)Конечно, выражение скорби на её лице было связано с болезнью этого мальчика. (21)Конечно, она прилетела в Москву показать его врачам. (22)Что они ей сказали? (23)Вряд ли что-нибудь утешительное. (24)Иначе откуда такая скорбь на её лице?
    (25)Он смотрел и смотрел на обыкновенное лицо русской женщины. (26) В обычном смысле оно не было ни уродливым, ни красивым. (27)Но сейчас оно было необыкновенным. (28)Она молча смотрела в какую-то непомерную даль, и лицо её светилось тихой, безропотной скорбью.
    (29)Оно вмещало в себя всю скорбь мира, и он почувствовал, что оно вмещает в себя и скорбь по его матери, словно не хуже него знает о её самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни. (30)И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так привык к этому выражению, что не понимал его. (31)И только сейчас понял. (32)И эта женщина, которая была намного моложе не только его матери, но и его самого, вдруг показалась ему похожей на его мать.
    (33)В своей жизни он видел немало хорошеньких, милых, красивых женских лиц. (34)И только теперь, потрясённый, понял, что впервые видит прекрасное лицо.
    (35)И ему вдруг захотелось упасть на колени перед этой женщиной и поцеловать её руку в знак благодарности, сказать ей всё, что не успел сказать своей матери.
    (36)Однако он не двигался, а только смотрел на её лицо. (37)Он знал, что, даже если бы аэропорт был пуст и не было ни одного свидетеля, он бы не пал перед ней на колени. (38)Он был сыном своего времени, и стыд перед откровенностью благоговения мешал ему это сделать.
    (39)И он смотрел и смотрел на это светящееся скорбью лицо, обращённое в непомерную даль. (40)И ему почему-то становилось легче, просветлённее. (41)«В этом мире всё прекрасное скорбит, — подумал он, — и всё скорбящее прекрасно».
    (42)И он вдруг с абсолютной уверенностью понял, что только скорбь прекрасна и только она спасёт мир. (43)И разве случайно, что лицо Богоматери всегда печально?..
    (44)А мальчик с чудовищной опухолью над глазом безмятежно играл своей машинкой.

  2. Лишь то случится, что Судьба сулила.
    А что не суждено, тому не быть.
    Бесплодна за несбыточным погоня —
    Из самых рук добыча ускользнет.
    (Панчатантра. Пятая книга древневедической мудрости)
    Известно, что радость существует не сама по себе, а как порождение и результат какого-либо явления, действия.
    То есть если человек ощущает какое-то наслаждение, то это наслаждение вызывает в нем воодушевление, которое называется радостью.
    Поэтому понятно, что если у кого-то отсутствует наслаждение в жизни, у того нет и возможности радоваться, поскольку нет причины, которая могла бы породить чувство называющееся – радостью.
    Маленькие дети всегда радостны. Дело в том, что поскольку невелик их разум, они могут наслаждаться от всего, ведь не делают оценок и расчетов и в любой мелочи находят вкус и наслаждение. Мир кажется им сказкой, всё вокруг интересно и забавно, любопытно.
    Дети беззаботны, они не задумываются о том, как добывать кров, пищу или одежду, им всегда хочется только играть, фантазировать и бесконечно радоваться. Радость дает детям ощущение счастья.
    с согласно уровню своей зрелости. Его зрелость не позволяет ему восхищаться каждой мелочью, и поэтому он не может от всего получать наслаждение.
    Ему приходится ежедневно трудиться, зарабатывать в поте лица своего себе на хлеб, на жилье, на одежду, ограничивать свои удовольствия, желания минутной радости…
    Взрослому человеку приходится терпеть различные невзгоды, выживать в самых трудных обстоятельствах, преодолевать препятствия, побеждать зло, падать и снова вставать. Вместе с трудностями и победой над превратностями судьбы к человеку приходит сначала новые знания о тех или иных обстоятельствах, о том как бывает в жизни, и как найти выход из самых тупиковых проблем. Человек познает себя через общения с другими. Узнает, что такое настоящая дружба и любовь, ненависть, предательство, измена, подлость, разлука…
    Таким образом — умный человек «закаляется, как хороший клинок, который из пламенного жара бросают в леденящий холод» и наконец, всё, претерпев, уже повзрослев — он приобретает мудрость. Наверное, поэтому все мудрецы, которые нам известны, они всегда седые.
    Теперь мудрец и сам готов дать совет тому, кто еще не готов к трудным жизненным дорогам и испытаниям.
    Это объясняет высказывание — «умножающий знание, умножает и скорбь».
    Потому что тот, кто обладает развитым умом, избалован, и не любая еда является для него пищей, которая на самом деле может стать для него источником наслаждения…

  3. Лишь то случится, что Судьба сулила.
    А что не суждено, тому не быть.
    Бесплодна за несбыточным погоня –
    Из самых рук добыча ускользнет.
    (Панчатантра. Пятая книга древневедической мудрости)
    Известно, что радость существует не сама по себе, а как порождение и результат какого-либо явления, действия.
    То есть если человек ощущает какое-то наслаждение, то это наслаждение вызывает в нем воодушевление, которое называется радостью.
    Поэтому понятно, что если у кого-то отсутствует наслаждение в жизни, у того нет и возможности радоваться, поскольку нет причины, которая могла бы породить чувство называющееся – радостью.
    Маленькие дети всегда радостны. Дело в том, что поскольку невелик их разум, они могут наслаждаться от всего, ведь не делают оценок и расчетов и в любой мелочи находят вкус и наслаждение. Мир кажется им сказкой, всё вокруг интересно и забавно, любопытно.
    Дети беззаботны, они не задумываются о том, как добывать кров, пищу или одежду, им всегда хочется только играть, фантазировать и бесконечно радоваться. Радость дает детям ощущение счастья.
    с согласно уровню своей зрелости. Его зрелость не позволяет ему восхищаться каждой мелочью, и поэтому он не может от всего получать наслаждение.
    Ему приходится ежедневно трудиться, зарабатывать в поте лица своего себе на хлеб, на жилье, на одежду, ограничивать свои удовольствия, желания минутной радости…
    Взрослому человеку приходится терпеть различные невзгоды, выживать в самых трудных обстоятельствах, преодолевать препятствия, побеждать зло, падать и снова вставать. Вместе с трудностями и победой над превратностями судьбы к человеку приходит сначала новые знания о тех или иных обстоятельствах, о том как бывает в жизни, и как найти выход из самых тупиковых проблем. Человек познает себя через общения с другими. Узнает, что такое настоящая дружба и любовь, ненависть, предательство, измена, подлость, разлука…
    Таким образом – умный человек «закаляется, как хороший клинок, который из пламенного жара бросают в леденящий холод» и наконец, всё, претерпев, уже повзрослев – он приобретает мудрость. Наверное, поэтому все мудрецы, которые нам известны , они всегда седые.
    Теперь мудрец и сам готов дать совет тому, кто еще не готов к трудным жизненным дорогам и испытаниям.
    Это объясняет высказывание – « умножающий знание, умножает и скорбь».
    Потому что тот, кто обладает развитым умом, избалован, и не любая еда является для него пищей, которая на самом деле может стать для него источником наслаждения…
    Добавил: lordshirin

  4. Лишь то случится, что Судьба сулила.
    А что не суждено, тому не быть.
    Бесплодна за несбыточным погоня —
    Из самых рук добыча ускользнет.
    (Панчатантра. Пятая книга древневедической мудрости)
    Известно, что радость существует не сама по себе, а как порождение и результат какого-либо явления, действия.
    То есть если человек ощущает какое-то наслаждение, то это наслаждение вызывает в нем воодушевление, которое называется радостью.
    Поэтому понятно, что если у кого-то отсутствует наслаждение в жизни, у того нет и возможности радоваться, поскольку нет причины, которая могла бы породить чувство называющееся – радостью.
    Маленькие дети всегда радостны. Дело в том, что поскольку невелик их разум, они могут наслаждаться от всего, ведь не делают оценок и расчетов и в любой мелочи находят вкус и наслаждение. Мир кажется им сказкой, всё вокруг интересно и забавно, любопытно.
    Дети беззаботны, они не задумываются о том, как добывать кров, пищу или одежду, им всегда хочется только играть, фантазировать и бесконечно радоваться. Радость дает детям ощущение счастья.
    с согласно уровню своей зрелости. Его зрелость не позволяет ему восхищаться каждой мелочью, и поэтому он не может от всего получать наслаждение.
    Ему приходится ежедневно трудиться, зарабатывать в поте лица своего себе на хлеб, на жилье, на одежду, ограничивать свои удовольствия, желания минутной радости…
    Взрослому человеку приходится терпеть различные невзгоды, выживать в самых трудных обстоятельствах, преодолевать препятствия, побеждать зло, падать и снова вставать. Вместе с трудностями и победой над превратностями судьбы к человеку приходит сначала новые знания о тех или иных обстоятельствах, о том как бывает в жизни, и как найти выход из самых тупиковых проблем. Человек познает себя через общения с другими. Узнает, что такое настоящая дружба и любовь, ненависть, предательство, измена, подлость, разлука…
    Таким образом — умный человек «закаляется, как хороший клинок, который из пламенного жара бросают в леденящий холод» и наконец, всё, претерпев, уже повзрослев — он приобретает мудрость. Наверное, поэтому все мудрецы, которые нам известны, они всегда седые.
    Теперь мудрец и сам готов дать совет тому, кто еще не готов к трудным жизненным дорогам и испытаниям.
    Это объясняет высказывание — «умножающий знание, умножает и скорбь».
    Потому что тот, кто обладает развитым умом, избалован, и не любая еда является для него пищей, которая на самом деле может стать для него источником наслаждения…

  5. С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока,
    – это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” – последняя капля в чаше его страданий. И если пушкинское последнее стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаянья, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:
    Восстань, пророк, и вождь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Скорбь и одиночество Лермонтова проходят на смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина.
    Судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах:
    Ужасная судьба отца и сына
    Жить розно и в разлуке умереть…
    Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:
    Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской
    И, как преступник перед казнью,
    Ищу кругом души родной…
    Один из основных мотивов творчества Лермонтова – противопоставление многогранной и духовно богатой личности поэта пустоте светского общества. Эта тема нашла свое завершение в образе гонимого пророка.
    Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственным и интеллектуальным требованиям. Как преображается лирический герой Лермонтова в стихотворении “Памяти А. И. Одоевского”, когда речь идет о близком, любимом друге!
    Но он погиб далеко от друзей…
    Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
    Покрытое землей чужих полей,
    Пусть тихо спит оно, как дружба наша
    В немом кладбище памяти моей!
    Это стихотворение рождено чувством невосполнимой утраты. Но чаще одиночество, тоска поэта выливаются в гневное презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда вопринимал очень болезненно:
    И будут (я уверен в том)
    О смерти больше веселиться,
    Чем о рождении моем…
    В стихотворениях “Монолог”, “I января 1841 г.” и во многих других Лермонтов шлет проклятия “светским цепям”, убивающим душу человека.
    Сложный характер Лермонтова лишь обострял те противоречия, которые сложились между думающим, страстным поэтом и равнодушной, холодной светской толпой. Уже в его юношеских стихотворениях звучит возмущение жестокостью законов и униженным положением человека в России второй четверти XIX века:
    …Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за утехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! этот край… моя отчизна!
    Ранняя разочарованность в политической ситуации, невозможность применить свои силы на гражданском поприще в те годы, после поражения декабристов, – все это было истинной трагедией для Лермонтова. Он не раз открыто, бесстрашно выступал против сытых вельмож, полицейского надзора:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    Тяжелое положение в николаевской России Лермонтов переживал, как личное горе. В стихотворениях “Дума”, “Смерть поэта”, “Родина” отразилась его боль, связанная с пассивностью молодого поколения, утратой истинных ценностей.
    Скорбь и одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют все творчество Лермонтова. Стремлением поэта к истинному чувству и болью неразделенности проникнута его любовная лирика:
    Страшись любви: она пройдет,
    Она мечтой твой ум встревожит,
    Тоска по ней тебя убьет,
    Ничто воскреснуть не поможет.
    Вся тяжесть одиночества и скорби поэта с огромной силой воплотилась в произведениях о природе. Пейзаж здесь неотделим от переживаний поэта. Лермонтов то противопоставляет свой внутренний мир цветению природы, то сравнивает собственную судьбу с печальной историей одинокой сосны или гонимого ветром листка. Иногда автор пытается отыскать в природе спасение от преследующего его отчаянья:
    Когда волнуется желтеющая нива
    И свежий лес шумит при звуке ветерка,
    И прячется в саду малиновая слива
    Под тенью сладостной зеленого листка… –
    …Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, –
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога.
    Величие и мудрое спокойствие природы становятся последней отрадой осмеянного пророка.
    Чувство скорби не покидает Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии. Тяжкие сомнения, боль за певца, продающего свое вдохновение, звучат в стихотворениях “Безумец я…” и “Поэт”:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?
    На смену “сладостному союзу” поэтов, воспетому Пушкиным, приходит одиночество Лермонтова. Пушкинское гордое безразличие к мнению толпы сменяется порывом:
    …Кто
    Толпе мои расскажет думы?
    Я – или Бог – или никто!
    Но толпа не понимает и не признает своего гения. И тогда возникает “Пророк”, как крик отчаяния, как выбор, как решение судьбы. Противоборство между поэтом и окружающим миром, породившее скорбь и тоску творчества, приводит Лермонтова к трагической гибели.

  6. С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока,
    — это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” — последняя капля в чаше его страданий. И если пушкинское последнее стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаянья, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк — вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Скорбь и одиночество Лермонтова проходят на смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина.
    Судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах:
    Ужасная судьба отца и сына
    Жить розно и в разлуке умереть…
    Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:
    Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской
    И, как преступник перед казнью,
    Ищу кругом души родной…
    Один из основных мотивов творчества Лермонтова — противопоставление многогранной и духовно богатой личности поэта пустоте светского общества. Эта тема нашла свое завершение в образе гонимого пророка.
    Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственным и интеллектуальным требованиям. Как преображается лирический герой Лермонтова в стихотворении “Памяти А. И. Одоевского”, когда речь идет о близком, любимом друге!
    Но он погиб далеко от друзей…
    Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
    Покрытое землей чужих полей,
    Пусть тихо спит оно, как дружба наша
    В немом кладбище памяти моей!
    Это стихотворение рождено чувством невосполнимой утраты. Но чаще одиночество, тоска поэта выливаются в гневное презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда вопринимал очень болезненно:
    И будут (я уверен в том)
    О смерти больше веселиться,
    Чем о рождении моем…
    В стихотворениях “Монолог”, “I января 1841 г.” и во многих других Лермонтов шлет проклятия “светским цепям”, убивающим душу человека.
    Сложный характер Лермонтова лишь обострял те противоречия, которые сложились между думающим, страстным поэтом и равнодушной, холодной светской толпой. Уже в его юношеских стихотворениях звучит возмущение жестокостью законов и униженным положением человека в России второй четверти XIX века:
    …Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за утехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! этот край… моя отчизна!
    Ранняя разочарованность в политической ситуации, невозможность применить свои силы на гражданском поприще в те годы, после поражения декабристов, — все это было истинной трагедией для Лермонтова. Он не раз открыто, бесстрашно выступал против сытых вельмож, полицейского надзора:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    Тяжелое положение в николаевской России Лермонтов переживал, как личное горе. В стихотворениях “Дума”, “Смерть поэта”, “Родина” отразилась его боль, связанная с пассивностью молодого поколения, утратой истинных ценностей.
    Скорбь и одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют все творчество Лермонтова. Стремлением поэта к истинному чувству и болью неразделенности проникнута его любовная лирика:
    Страшись любви: она пройдет,
    Она мечтой твой ум встревожит,
    Тоска по ней тебя убьет,
    Ничто воскреснуть не поможет.
    Вся тяжесть одиночества и скорби поэта с огромной силой воплотилась в произведениях о природе. Пейзаж здесь неотделим от переживаний поэта. Лермонтов то противопоставляет свой внутренний мир цветению природы, то сравнивает собственную судьбу с печальной историей одинокой сосны или гонимого ветром листка. Иногда автор пытается отыскать в природе спасение от преследующего его отчаянья:
    Когда волнуется желтеющая нива
    И свежий лес шумит при звуке ветерка,
    И прячется в саду малиновая слива
    Под тенью сладостной зеленого листка… —
    …Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, —
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога.
    Величие и мудрое спокойствие природы становятся последней отрадой осмеянного пророка.
    Чувство скорби не покидает Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии. Тяжкие сомнения, боль за певца, продающего свое вдохновение, звучат в стихотворениях “Безумец я…” и “Поэт”:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?
    На смену “сладостному союзу” поэтов, воспетому Пушкиным, приходит одиночество Лермонтова. Пушкинское гордое безразличие к мнению толпы сменяется порывом:
    …Кто
    Толпе мои расскажет думы?
    Я — или Бог — или никто!
    Но толпа не понимает и не признает своего гения. И тогда возникает “Пророк”, как крик отчаяния, как выбор, как решение судьбы. Противоборство между поэтом и окружающим миром, породившее скорбь и тоску творчества, приводит Лермонтова к трагической гибели.

  7. С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока,
    – это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Про­рок” – последняя капля в чаше его страданий. И если пушкин­ское последнее стихотворение “Я памятник себе воздвиг неруко­творный…” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаянья, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опро­вержение строк Пушкина:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Скорбь и одиночество Лермонтова проходят на смену жизнеу­тверждающей, светлой поэзии Пушкина.
    Судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэ­зии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лер­монтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах:
    Ужасная судьба отца и сына
    Жить розно и в разлуке умереть…
    Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:
    Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской
    И, как преступник перед казнью,
    Ищу кругом души родной…
    Один из основных мотивов творчества Лермонтова – противо­поставление многогранной и духовно богатой личности поэта пусто­те светского общества. Эта тема нашла свое завершение в образе го­нимого пророка.
    Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каж­дом его произведении. Это во многом объясняется личными качест­вами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, зам­кнутым человеком. Однако главная причина трагического одиноче­ства Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравствен­ным и интеллектуальным требованиям. Как преображается лири­ческий герой Лермонтова в стихотворении “Памяти А. И. Одоев­ского”, когда речь идет о близком, любимом друге!
    Но он погиб далеко от друзей…
    Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
    Покрытое землей чужих полей,
    Пусть тихо спит оно, как дружба наша
    В немом кладбище памяти моей!
    Это стихотворение рождено чувством невосполнимой утраты. Но чаще одиночество, тоска поэта выливаются в гневное презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда вопринимал очень болезненно:
    И будут (я уверен в том)
    О смерти больше веселиться,
    Чем о рождении моем…
    В стихотворениях “Монолог”, “I января 1841 г.” и во многих других Лермонтов шлет проклятия “светским цепям”, убивающим душу человека.
    Сложный характер Лермонтова лишь обострял те противоре­чия, которые сложились между думающим, страстным поэтом и равнодушной, холодной светской толпой. Уже в его юношеских стихотворениях звучит возмущение жестокостью законов и уни­женным положением человека в России второй четверти XIX века:
    …Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за утехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! этот край… моя отчизна!
    Ранняя разочарованность в политической ситуации, невозмож­ность применить свои силы на гражданском поприще в те годы, после поражения декабристов, – все это было истинной трагедией для Лермонтова. Он не раз открыто, бесстрашно выступал против сытых вельмож, полицейского надзора:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    Тяжелое положение в николаевской России Лермонтов пережи­вал, как личное горе. В стихотворениях “Дума”, “Смерть поэта”, “Родина” отразилась его боль, связанная с пассивностью молодого поколения, утратой истинных ценностей.
    Скорбь и одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют все творчество Лермонтова. Стремлением поэта к истинному чувству и болью неразделенности проникнута его любовная лирика:
    Страшись любви: она пройдет,
    Она мечтой твой ум встревожит,
    Тоска по ней тебя убьет,
    Ничто воскреснуть не поможет.
    Вся тяжесть одиночества и скорби поэта с огромной силой во­плотилась в произведениях о природе. Пейзаж здесь неотделим от переживаний поэта. Лермонтов то противопоставляет свой внутрен­ний мир цветению природы, то сравнивает собственную судьбу с пе­чальной историей одинокой сосны или гонимого ветром листка. Иногда автор пытается отыскать в природе спасение от преследую­щего его отчаянья:
    Когда волнуется желтеющая нива
    И свежий лес шумит при звуке ветерка,
    И прячется в саду малиновая слива
    Под тенью сладостной зеленого листка… –
    …Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, –
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога.
    Величие и мудрое спокойствие природы становятся последней отрадой осмеянного пророка.
    Чувство скорби не покидает Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии. Тяжкие сомнения, боль за певца, продаю­щего свое вдохновение, звучат в стихотворениях “Безумец я…” и “Поэт”:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?
    На смену “сладостному союзу” поэтов, воспетому Пушкиным, приходит одиночество Лермонтова. Пушкинское гордое безразли­чие к мнению толпы сменяется порывом:
    …Кто
    Толпе мои расскажет думы?
    Я – или Бог – или никто!
    Но толпа не понимает и не признает своего гения. И тогда воз­никает “Пророк”, как крик отчаяния, как выбор, как решение судьбы. Противоборство между поэтом и окружающим миром, по­родившее скорбь и тоску творчества, приводит Лермонтова к трагической гибели.

  8. Имя Анны Андреевны Ахматовой сегодня известно как имя великой русской поэтессы, творческое наследие кото­рой входит в мировой поэтический фонд четырнадцатью сборниками стихов. В 1962 году она была номинирована на Нобелевскую премию по литературе. В Санкт-Петербурге находится памятник поэтессе, открытый в 2006 году не­далеко от места ее страданий: «А здесь, где стояла я трис­та часов и где для меня не открыли засов». Известно, что судьба Ахматовой была необыкновенно трагичной, на ее долю выпали тяжелые испытания. В предисловии к своей поэме Ахматова поведала, как в очереди людей, стремя­щихся попасть на свидание с родными, заключенными в следственном изоляторе — в «Крестах» — одна жен­щина предложила поэтессе описать в стихах состояние отчаяния и боли, охватившее тех, кто остался на свобо­де, но обречен стоять без надежды под стенами тюрьмы. И Ахматова написала «Реквием».
    Тематика творчества Ахматовой всегда основывается на взгляде в глубину человеческой души. Средствами по­этической речи можно в концентрированной форме по­этического образа передать психологическое состояние лирического героя, мотивировать его решения. Трагизм положения матери, сын которой подвергся аресту, трудно представить и понять тем, кто не видел своими глаза­ми лица жен и матерей, ожидающих приговора родных в очереди под тюрьмой. Политическое заключение мужа и сына — тяжелое испытание, ведь врагами народа в годы репрессий называли тех, кто не шел в ногу с духом совет­ской власти. Сама Ахматова подвергалась резкой оценке со стороны режима за то, что ее поэзия была «совершенно чуждой, безыдейной». Долгие годы ее поэзия теснилась цензурой: стихи исправляли, не считаясь с желанием ав­тора, безжалостно удаляя все «чуждые» моменты; книги не выходили в печать. Ахматова — одна из тех, кто на себе прочувствовал ужасное положение репрессирован­ных режимом людей.
    Поэма «Реквием» посвящается материнскому страда­нию. Автобиографическая поэма, она, тем не менее, выхо­дит за рамки индивидуальной трагедии одного человека и становится памятником всем матерям, которых постиг­ла подобная участь. Реквием — это заупокойная служба католической церкви, это и музыкальное произведение скорбного характера. Именно скорбь является главным мотивом в поэме. «Надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела», — убеждает себя лирическая ге­роиня, пытаясь осмыслить свое состояние. Но слишком много боли в сердце матери, и вот уже рассудок уступает: «Прислушиваясь к своему уже как бы чужому бреду», героиня ведет нас к страшным мыслям, решению траге­дии на высшем уровне бытия. В стихотворении «К смер­ти» она молит о приходе конца, который утолит боль, и говорит о моменте смерти: «Ты все равно придешь — зачем же не теперь?». Скорбь усиливается от осознания неспра­ведливости происходящего с сыном, от осознания непра­вого суда над жертвами режима:
    Там тюремный тополь качается,
    И ни звука — а сколько там
    Неповинных жизней кончается…
    Личная материнская трагедия Ахматовой перерастает в общую беду русских матерей и жен, познавших горечь разлуки, боль утраты и долгие-долгие дни ожидания, сначала приговора, потом возвращения. Сын Анны Ах­матовой вернулся из заключения в 1956 году, проведя в репрессиях около двадцати лет. Многие не вернулись. Поэма «Реквием» написана, чтобы сохранить память обо всех одиноких матерях, которым остается только молить­ся и надеяться: «А надежда все поет в дали…».

  9. С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока,
    – это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” – последняя капля в чаше его страданий. И если пушкинское последнее стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаянья, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Скорбь и одиночество Лермонтова проходят на смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина.
    Судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах:
    Ужасная судьба отца и сына
    Жить розно и в разлуке умереть…
    Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:
    Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской
    И, как преступник перед казнью,
    Ищу кругом души родной…
    Один из основных мотивов творчества Лермонтова – противопоставление многогранной и духовно богатой личности поэта пустоте светского общества. Эта тема нашла свое завершение в образе гонимого пророка.
    Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственным и интеллектуальным требованиям. Как преображается лирический герой Лермонтова в стихотворении “Памяти А. И. Одоевского”, когда речь идет о близком, любимом друге!
    Но он погиб далеко от друзей…
    Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
    Покрытое землей чужих полей,
    Пусть тихо спит оно, как дружба наша
    В немом кладбище памяти моей!
    Это стихотворение рождено чувством невосполнимой утраты. Но чаще одиночество, тоска поэта выливаются в гневное презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда воспринимал очень болезненно:
    И будут (я уверен в том)
    О смерти больше веселиться,
    Чем о рождении моем…
    В стихотворениях “Монолог”, “I января 1841 г.” и во многих других Лермонтов шлет проклятия “светским цепям”, убивающим душу человека.
    Сложный характер Лермонтова лишь обострял те противоречия, которые сложились между думающим, страстным поэтом и равнодушной, холодной светской толпой. Уже в его юношеских стихотворениях звучит возмущение жестокостью законов и униженным положением человека в России второй четверти XIX века:
    …Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за утехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! этот край… моя отчизна!
    Ранняя разочарованность в политической ситуации, невозможность применить свои силы на гражданском поприще в те годы, после поражения декабристов, – все это было истинной трагедией для Лермонтова. Он не раз открыто, бесстрашно выступал против сытых вельмож, полицейского надзора:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    Тяжелое положение в николаевской России Лермонтов переживал, как личное горе. В стихотворениях “Дума”, “Смерть поэта”, “Родина” отразилась его боль, связанная с пассивностью молодого поколения, утратой истинных ценностей.
    Скорбь и одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют все творчество Лермонтова. Стремлением поэта к истинному чувству и болью неразделенности проникнута его любовная лирика:
    Страшись любви: она пройдет,
    Она мечтой твой ум встревожит,
    Тоска по ней тебя убьет,
    Ничто воскреснуть не поможет.
    Вся тяжесть одиночества и скорби поэта с огромной силой воплотилась в произведениях о природе. Пейзаж здесь неотделим от переживаний поэта. Лермонтов то противопоставляет свой внутренний мир цветению природы, то сравнивает собственную судьбу с печальной историей одинокой сосны или гонимого ветром листка. Иногда автор пытается отыскать в природе спасение от преследующего его отчаянья:
    Когда волнуется желтеющая нива
    И свежий лес шумит при звуке ветерка,
    И прячется в саду малиновая слива
    Под тенью сладостной зеленого листка… –
    …Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, –
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога.
    Величие и мудрое спокойствие природы становятся последней отрадой осмеянного пророка.
    Чувство скорби не покидает Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии. Тяжкие сомнения, боль за певца, продающего свое вдохновение, звучат в стихотворениях “Безумец я…” и “Поэт”:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?
    На смену “сладостному союзу” поэтов, воспетому Пушкиным, приходит одиночество Лермонтова. Пушкинское гордое безразличие к мнению толпы сменяется порывом:
    …Кто
    Толпе мои расскажет думы?
    Я – или Бог – или никто!
    Но толпа не понимает и не признает своего гения. И тогда возникает “Пророк”, как крик отчаяния, как выбор, как решение судьбы. Противоборство между поэтом и окружающим миром, породившее скорбь и тоску творчества, приводит Лермонтова к трагической гибели.
    Сочинение: Лермонтов М.Ю. – Герой нашего времени – “Нравственная проблематика в романе «Герой нашего. времени»”
    В любом обществе существовали свои неизменные нравственные законы. Человека, нарушившего их, считали уже неполноправным членом этого общества. Печорин нарушал эти устои многократно. Вообще Печорин личность отнюдь не однозначная. Лермонтов сам настаивает, что Печорин — уже не романтический герой, каким его хотела видеть публика.
    Обладая вполне романтической внешностью — “среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы” и т. д. — он живет очень сложной духовной жизнью — это тоже романтическая черта.
    Лермонтов несколько раз заостряет наше внимание на том, что Печорин — герой вполне реальный. Его эгоизм, внешнее презрение ко всему окружающему, жестокие и, что самое страшное, хорошо продуманные, расчетливые поступки — это не достоинства героя, как было в эпоху романтизма, но и не его слабости. Лермонтов пытается открыть читателю, что же повлияло на Печорина. В этом его главное отличие от Пушкина, пытающегося разбить миф о романтическом герое в своей поэме “Цыгане”. Все, за что бы ни брался Печорин, оборачивается несчастьем людям, находящимся рядом с ним.
    В повести “Бэла” он рушит жизнь самой Бэле, ее отцу и Казбичу. В повести “Максим Максимыч” Печорин подорвал веру старика в молодое поколение.
    В повести “Тамань” его действия приводят к неприятному изменению жизни контрабандистов. В повести “Княжна Мери” он убивает Грушницкого и рушит жизнь княжне Мери и ее матери.
    В повести “Фаталист” Печорин предсказывает смерть Вуличу, что потом и происходит на самом деле. Нравственные проблемы встают и при отношениях Печорина с женщинами.
    Например, с княжной Мери он с самого начала поступил подло. Печорин ведь никогда не любил ее, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.
    Дикарка красавица была очередным экспериментом, прихотью Печорина. Он думал, что эта новая дикая и экзотическая любовь поможет ему побороть одолевавшую его скуку. Но этого не произошло, потому что лечение любовью было для Печорина пройденным этапом.
    В отношениях с контрабандисткой — Ундиной прослеживается вообще довольно странная позиция Печорина по отношению к женщине. Забыв о том, что перед ним существо, которое гораздо слабее его, Печорин вступает с женщиной в настоящую физическую борьбу. Даже уже замужняя женщина — Вера не смогла спасти Печорина от пресыщения жизнью.
    Женщины играли в жизни Печорина роль своеобразного индикатора.
    В моменты, когда он был полон сил и энергии, никаких женщин в его жизни не было, и лишь в моменты скуки или назревающей трагедии (как в главе “Фаталист”, когда Печорин после разговора с Вуличем встретил очередную девушку во дворе дома, что и явилось дурным знаком), в такие моменты женщины появляются в жизни Печорина одна за другой.
    И что характерно, каждая женщина открывала какие-то новые страницы в характере Печорина. Он совершенно не исчерпывал себя своим показным эгоизмом и холодностью поступков. В Печорине было что-то другое, что могло при-
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *