Сочинение на тему слово о полку игореве образы героев

8 вариантов

  1. Находясь в плену у половцев, князь многое обдумывает, анализирует свои решения и когда возвращается в Киев, приходит уже другим человеком. Как бы он не хотел славы, как бы он не перетягивал одеяло на себя, он всё-таки понимает, что единственный путь к победе – единение. Именно Игорь допустил тот раздор в государстве, из-за которого на слабую Русь напали половцы, так что князь решает не тратить сил на междоусобицы и объединяется с другими князьями, которых всех вместе дружно и встречают в Киеве.
    Победа Игоря над своим эгоизмом – это урок, который даёт нам автор. Есть вещи, которые гораздо важнее нашей гордыни, ради которых нужно быть не просто настолько смелым, чтобы бездумно отдать жизнь, а ради которых нужно перебарывать свой эгоизм и объединятся с теми, кто нам даже неприятен во имя общей цели. Единство – вот главная идея автора.

    Образ 3

    «Слово о полку Игореве» – оригинальное произведение времен Киевской Руси, памятник древнерусской литературы. Поэма занимает одно из ведущих мест в героическом эпосе мировой литературы. Она стоит рядом с памятниками, как индийского, так и иранского эпосов.
    Главным героем поэмы является князь Игорь. В центре внимания изображены события неудачного похода новгород-сиверского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Решаясь на этот поход, князь не берет во внимание предвещание Волхов. Затмение солнца должно было остановить Игоря, поход бы не состоялся. Князь посмотрел на светлое солнце, и все его воины были покрыты тьмою. Солнце своей тьмой дорогу дружине Игоревой закрывало. Ночь стонала грозой, птиц разбудила, поблизости дикий свист поднялся.
    Но Игорь – человек целеустремленный и смелый. Он не отменяет своего княжеского слова. Он говорит о том, что лучше убитым быть, нежели плененным, и что он хочет испить воды из Дона. Само высказывание свидетельствует о стремлении князя Игоря победить половцев.
    В поэме Игоря сравнивают со смелым соколом. Он любит свою родную землю, он храбрый, мужественный, стремится отстоять свободу своей Родины. Но из-за некоторой чрезмерной гордости и нерассудительности княжеское войско потерпело неудачу, пир закончили храбрые русичи. Сам Игорь попал в плен, пересел из княжеского седла в седло невольничье. И этот эпитет свидетельствует о поражении. Соколам обрезали саблями крылья, самих их опутали железными путами. Тяжело было Руськой земле без князя Игоря, как голове без плечей, как плохо телу без головы.
    Князь Игорь – историческая личность. Он преданно любит свою Родину, мужественный, отважный, волевой, гордый и открытый. Его слова, что лучше потятым быть, чем плененным, стали крылатыми.
    Все его качества характера вызывают у автора и у читателя симпатию и восхищение. Он целеустремленный, стремится к ее воплощению, невзирая на силы природы. Некоторые негативные черты Игоря, как нерассудительность, чрезмерная гордость, сыграли с ним злую шутку. Дружина под его руководством и предводительством потерпела поражение. Многие матери и жены не дождались своих мужей, сыновей и братьев. Вся Руськая земля печалится о потерях, скорбит о плененном Игоре. Но князю удалось бежать, и он вернулся домой. И вся земля, все русичи ликовали, что он вернулся.
    Таким образом, образ князя Игоря – яркий пример патриотизма, мужества, преданности своему народу, своей Родине.
    9 класс. Сочинение по литературе.

  2. Представлен в произведении древнерусским поэтом и певцом. Боян не принадлежит к действующим лицам, но является незаменимым элементом в слове. Автор часто упоминает его, как известного певца того времени, воспевающего великих князей, их славные подвиги, битвы, походы.
    В «Слове о полку Игореве» Боян играет на струнном инструменте, скорее всего на гуслях. Автор так же называет его вещим, чародеем.

    Вариант 2

    “Слово о полку Игореве” — это одно из немногих величайших произведений в отечественной литературе. Это произведение было найдено в библиотеке, и многие истории считают, что это творение написал старый, но образованный монах в 10 веке, который знал достоверные события и как проходили этот поход. Это произведение одно в нашей истории, которое описывает события далекого прошлого, русский народный и его быт. “Слово о полку Игореве” потрясающие изыскание, о геройстве и самоотверженности русских князей и войска, которые готовы для счастья собственного народа, пойти на все:

    Главные герои

    Князь Игорь

    Главным героем творения «Слово о полку Игоре» является сам князь Игорь. Государство уважает и любит своего самодержца и надеяться, что именно он принесет в их страну просветление и радость. Однажды он отправился в поход против половцев. Князь Игорь был бесстрашным и крепким, его с детства учили побеждать врагов, поэтому правителя всегда тянуло к приключениям, и он, никогда не мог усидеть на месте. Именно поэтому князь не обратил внимание на знаки судьбы и пошел в бой. Именно из за собственной решимости, Князь Игорь проиграл и угодил в полон половцев. После Игорю повезло сбежать и вернуться к жене домой.

    Князь Всеволод

    Всеволод – является, братом князя Игоря. Князь прославился своим богатырским нравом и силой. Всеволод благодаря силе и мужеству заработал прозвище Буй-Тур. Однажды князь отправился со своим братом в поход против половцев, воевать за свою землю. Всеволод любит и уважает свой край, поэтому готов за него умереть.  Всеволод позабыл во время похода и о жене, о детях, о родителях, все его мысли только о смерти врага. В конце концов, ярость князя приводит в рабство к половцам.

    Князь Святослав Всеволодович Киевский

    Святослав является, двоюродным братом Игоря и Всеволода, но они его называют «отцом». Все этот зависит не от родственных уз, а от иерархии среди русских князей. Он любит Русь, заботиться о ней, хочет земле просветления и лучшего будущего, но не через войну, а миром. Святослав понимал, что постоянные войны только разрушат их землю, а не сплотят. Он добрый и любящий правитель, который хочет для своей родины только лучшего.

    Княгиня Ярославна

    Ярославна является женой Игоря. Княгиня любящая и верующая женщина. Княгиня всем сердцем любит своего мужа и ждет его из поля битвы живым и здоровым. Сам образ Ярославны передает состояние всех женщин на Руси, которую ждут своих мужей и сыновей с войны. Это и старенькие матери, которые плачут по сыновьям, их жены скучающие по теплу мужей, а также маленькие дети. Ее вид передает всю надежду самого народа, веру в будущее, а главное в своих правителей, который и приведут страну к просветлению. Она готова всегда прийти на помощь своему народу и мужу. Сам эпизод из произведения «Плачь Ярославны» является, одним из самых лирических и знаменитых из произведения.

    Боян

    Боян – это древнерусский писатель и поэт. Он воспевает славу и подвиги, великих русских князей. Он описывает их подвиги на войне и великие правительские решения. Многие считают, что Боян обладает даром предвидения и может описать будущее и все что произойдет. Он не является главным героем, но упоминается там очень часто. Боян является полной противоположностью автора. Он восхваляет подвиги Князей, их великие битвы, как они смогли победить всех врагов и сделать страну процветающей. А автор описывает лишь действительно происходящие события

    Автор «Слова о полку Игореве»

    Автор – является неизвестной личностью, которую до сих пор никто не знает. Он был талантливым и начитанным человеком, так как смог всеми красками передать смысл и великолепие битвы с половцами. Автор является настоящим патриотом, но который не бессмысленно восхваляет родину, а на самом деле описывает все ее плюсы. Благодаря Автору мир увидел это произведение, которое можно назвать чуть ли не лучшим того времени. С помощью его таланта описания, мы можем узнать силу и мужество русского войска.

  3. В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.
    Главные герои «Слова…» князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы».
    Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.
    Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».
    Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным центром «Слова…». Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь кровь поганую пролили… Но вот зло — князья мне не в помощь: худо времена обернулись».
    Основной в «Слове…» является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова…». Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо.
    Во-вторых, патриотическая идея «Слова…» определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».

  4. “Слово о походе Игореве”-одно из древнейших памятников литературы Киевской Руси. В основе сюжета лежит история о неудачном походе русских князей на половцев. “Слово…”пронизано элементами языческой мифологии и образами-символами,а персонажи произведения изображены в довольно интересный способ,так как кроме им действий и слов,о характере героев произведения говорят природные явления.
    Центральный персонаж произведения,это русский князь Игорь-смелый человек безгранично людить свой отчий край и готов отдать за него душу. Чувство собственного достоинства и гордость за свой народ-характерные черты Игоря.
    «Лучше же потятим быть,чем плененным…»
    И славолюбство князя погубило его. Его поспешные необдуманные действия подвергают Игоря и братьев опасности. Князья были вынуждены пересесть «из седла золотого да в седло невольниче».
    Святослав и Всеволод называли Игоря “смелым соколом”,однако были мужественными и отважными тоже. Это два храбрых воины,которые готовы на все,ради родного края и его свободы.
    Всеволод и Игорь бесчинствуют и только Святослав призывает братьев к борьбе за отчие земли. Именно он объединяет князей,чтобы укрепить свое государство. «за землю Русскую, за раны Игоря, смелого Святославича»
    Достаточно важным является и использование женского образа. Ярославна– верная и преданная жена,которая оплакивает раны и боль своего возлюбленного,призывая силы природы помочь своему мужу.
    Ярославна -княгиня,имя которой всегда будет ассоциироваться с защитницей и заступницей русских князей.
    Итак,”Слово о полку Игореве”является одним из лучших произведений раннего средневекового эпоса, поскольку изображение образов является чрезвычайно ярким и багаторанним.

  5. «Слово о полку Игореве» – шедевр древнерусской литературы, который уносит читателя в далёкое прошлое, в эпоху феодальной раздробленности Руси. Произведение было создано в 1185 году и описывает поход Новгород-северского князя Игоря против половцев.
    События, описанные в произведении, приходились на тяжелую эпоху междоусобиц на Руси. Неудивительно, что основная идея «Слова» – призыв к объединению русских князей и отказ от войн между братьями.
    Центральным героем произведения является князь Игорь. Он всей душой любит своё небольшое княжество и мечтает совершить ради его процветания подвиг, пожертвовать жизнью. Описывая князя и его дружину, автор рисует их храбрыми и отважными воинами, бескорыстно любящими свой край.
    Один из важнейших эпизодов произведения – предсказания природы, свирепая гроза, которая кажется автору дурным предзнаменованием, но князь и дружина не обращают на это никакого внимания, что ещё раз подтверждает их храбрость. Тем не менее, в контексте произведения это свидетельствует ещё и о легкомысленности Игоря, которая помешала ему одержать победу над «погаными» половцами.
    Показательно и то, что при описании князя и русских воинов автор использует слово «сокол», а половцев презрительно называет «воронами», что свидетельствует о сильном патриотическом настрое самого автора. Несмотря на положительное отношения автора к своему герою, Игорь всё-таки терпит поражение в битве с половцами. Таким образом, осуждается легкомыслие князя, необдуманность его спонтанного похода.
    Важнейший, на мой взгляд, эпизод текста – так называемое «золотое слово», с которым глава государства – киевский князь – обращается к остальным князьям. Он просит их объединиться, сплотить силы для борьбы с сильным врагом. Мнение киевского князя – это позиция самого автора, который, очевидно, является противником междоусобных войн между князьями.
    Идея автора «Слова о полку Игореве» не умерла со временем и была актуальна ещё много лет, предсказывая во многом дальнейшее развитие исторических событий русской истории.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Слово о полку Игореве» за 9 класс» читают:
    Сочинение на тему: В чём актуальность «Слова о полку Игореве» в наши дни?
    Сочинение на тему: Моё отношение к героям «Слова о полку Игореве»
    Сочинение на тему: Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве», 9 класс
    Сочинение на тему: Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве», 9 класс

  6. Великое «Слово о полку Игореве» было создано более восьми веков назад. Но, оно достаточно известно и актуально и в нашем, современном мире. Почему же мы до сих пор изучаем и читаем «Слово…»? Что в нем такого?
    Это величественное творение открывает для нас историю не только лишь правивших князей, которые постоянно вели междоусобные войны. Оно открывает читателям долю всего русского народа, который выдержал такой гнет и такое сопротивление.
    В центре мы видим персонаж князя Игоря. У автора двоякое отношение к данному образу. С одной стороны он показывает читателю Игоря, как умного, храброго воина, который готов защищать свою родину до конца, до последнего вздоха и стука сердца. Он вдохновляет свои полки мужеством и отправляет их на защиту родных русских земель. Но, с другой стороны, автор изображает князя, как эгоистичного, через чур самоуверенного полководца, который не обращает внимание ни на что и ни на кого.
    Идя в поход на половцев, князь Игорь совершенно игнорирует все природные стихии, которые пытаются остановить его. Солнце спряталось во тьме, ночная гроза пробудила крики птиц, ветер воет и свищет. Но, желание славы сильнее, чем любовь к родине, чем здравый рассудок. Поэтому, такие «славные» походы и закончились для великого Игоря поражением и потерей войска.
    Заботясь о своей чести, князь породил на русских землях междоусобные войны, которые привели к смерти тысячи воинов. Кроме того, сама Россия потеряла свое единство. Борьба за земли повлекла за собой нашествие половцев и привела к полному раздору на землях русских.
    Единственным светлым образом в «Слове о полку Игореве», был образ Ярославны, молодой жены Игоря. Но, несмотря на свои «молодые» годы, она была сильна духом, она поддерживала князя в самые трудные моменты и находила в нем силы идти вперед. Своими молитвами она оплакивала погибших, вымаливала пощаду Всевышнего для полков Игоря. Возможно, это и повлияло на дельнейшие события.
    Когда Игорь возвращается в Киев, над его самолюбием и славой преобладает разум. Он осознает свои неверные действия и готов объединить все силы в борьбе с половцами. Автор показывает нам, читателям, необходимость единения. Только совместными усилиями можно добиться мира и добра.

  7. «Слово о полку Игореве» – один из самых значительных в художественном отношении памятников литературы Киевской Руси. Уже больше двухсот лет оно привлекает к себе пристальное внимание литературоведов и историков. Научные исследования, посвященные «Слову», исчисляются тысячами, однако до сих пор оно остается одним из самых загадочных произведений мировой литературы.
    Стиль «Слова» очень символичен. На мой взгляд, именно стремлением к символичности объясняется и способ обрисовки основных героев в «Слове» – все они являются образами-символами, выражающими какое-то одно качество.
    Так, великий киевский князь Святослав идеализированно изображен главой русских князей и Русской земли в целом, так, как традиционно изображались правители:
    Едва усыпил его мощный отец их,
    Святослав грозный, великий князь киевский,
    Гроза был Святослав!
    Этот князь грозен, умудрен возрастом и опытом. Поэтому автор упоминает о его седине и сравнивает князя с соколом «в мытех».
    Олег Гориславич — князь-крамольник, зачинатель княжеских раздоров на Руси:
    Тогда при Олеге Гориславиче сеялось и вырастало междоусобием.
    Погибала жизнь Даждьбожиих внуков,
    Во крамолах княжеских век человеческий сокращался.
    Всеслав Полоцкий — князь-непоседа, искатель лучшей доли, более высокого княжеского «стола». Автор характеризует его как «хитрого и гораздого», даже «вещего», но не избежавшего в конечном итоге, как и все, «суда Божьего», то есть смерти:
    Пусть и вещая душа была в крепком теле,
    Но часто страдал он от бед.
    Ему первому и вещий Боян мудрым припевом предрек:
    «Будь хитер, будь смышлен.
    Будь по птице горазд,
    Но божьего суда не минуешь!»
    Боян — это символический образ «вещего», искусного певца, берущего свои истоки от языческих богов («внук Велесов»). Автор характеризует его творческую манеру как что-то данное свыше для того, чтобы славить избранников божьих – князей:
    Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал,
    Он вещие персты свои на живые струны вскладывал,
    И сами они славу князьям рокотали.
    Ярославна в «Слове» — это символ верной жены, спасающей своей любовью мужа на поле битвы. Всеволод, постоянно характеризующийся как «буй-тур», изображен как мужественный, сильный воин, в пылу боя забывающий обо всем: о чести и жизни, отчем золотом престоле, о привычках и обычаях своей жены. Он символизирует воинскую доблесть русских воинов, так же, как и его дружинники:
    Там лежат нечестивые головы половецкие,
    Порубленные калеными саблями шлемы аварские
    От тебя, ярый тур Всеволод!
    Какою раною подорожит он, братие,
    Он, позабывший о жизни и почестях,
    О граде Чернигове, златом престоле родительском,
    О свычае и обычае милой супруги своей Глебовны красныя.
    Половецкие князья Кончак и Гзак представлены в произведении как олицетворение зла, вражеских сил, черной силы: «Стреляй же, князь, в Кончака, неверного кощея, за Русскую землю», «черный ворон, неверный половчанин!»
    Лишь по отношению к одному герою в «Слове» можно говорить о «движении» образа. Этот персонаж – князь Игорь. Организовавший и возглавивший необдуманный поход на половцев, Игорь Святославич изображен в «Слове» как отважный, честолюбивый, но «молодой» и «буйный» князь, ум которого скован чувствами и желаниями. В этом он противопоставляется «седому» и опытному Святославу. Лишь в конце произведения автор указывает на происшедшую в Игоре перемену, сообщая о его поездке в Киев к Святославу:
    Девы поют на Дунае,
    Голоса долетают через море до Киева,
    Игорь едет по Боричеву
    Ко святой богородице Пирогощей.
    Радостны земли,
    Веселы грады!
    Таким образом, почти все образы в «Слове о полку Игореве» можно назвать символическими. Они отражают какое-то одно качество, черту характера, являются их яркими и емкими выразителями. Такая особенность в изображении героев характерна для произведений фольклора, где нет полного отражения внутреннего мира персонажа, его развития.
    Лишь один образ в «Слове» показан разносторонне, в движении. Это образ главного героя произведения – князя Игоря, который представлен противоречивым, способным изменить свои взгляды, пересмотреть свою позицию под влиянием каких-то событий.
    Беру!

  8. Основная идея «Слова» раскрывается В образах его главных героев.
    Вдохновитель и руководитель похода, князь Игорь, уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который «навёл свои храбрые полки на Землю Половецкую за землю Русскую». Игорь — храбрый воин. У него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование — «солнечное затмение». Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образы и характеры в Слове о полку Игореве. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Обращаясь перед выступлением в поход к своей дружине, Игорь говорит: «Братия и дружина! Лучше быть убитыми, чем полонёнными… Хочу поломать копьё о конец поля половецкого; с вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона». Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова».
    Но своим обособленным выступлением Игорь привёл своё войско к ужасному поражению и открыл дорогу половцам на Русь. Тем самым он причинил Руси много бед, стал виновником смерти многих. Князь Игорь пренебрёг общегосударственными интересами, и это дорого обошлось русскому народу. За это осуждает Игоря автор «Слова» устами киевского князя Святослава.
    Отношение к Игорю автора «Слова» обусловливается его политическими взглядами и патриотическим чувством. Автор «Слова» осуждает Игоря за его обособленные действия, но, стремясь к сплочению князей во имя интересов всей страны, он старается вызвать у них желание отомстить «за землю Русскую, за раны Ихоревы, буего Святославича».
    В конце «Слова» автор с радостью сообщает о бегстве Игоря из плена и о его приезде в Киев, к великому князю Святославу.
    Близок Игорю по многим чертам и его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.
    Автор «Слова» только одного Всеволода называет «буй-тур». Тур в те времена служил образом мужества, мужественной доблести. Мужество Всеволода с особенной яркостью проявляется в момент боя. Поведение Всеволода в бою описывается в «Слове» в былинных тонах: «Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы». Всеволод — прежде всего воин. Он сразу, не раздумывая, откликается на призыв брата: «Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы впереди у Курска». В упоении боем он забывает обо всём: о своих ранах, о городе Чернигове, о престоле отцовском, о своей жене. Всеволод — настоящий воин-дружинник, воспитавший в боевом духе свою дружину и живущий с нею одной жизнью, одними стремлениями. «А мои куряне, — говорит он Игорю,— опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю — славы».
    рмлены, дороги им известны, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю — славы».
    С нежной любовью относится этот суровый воин к своему брату: «И сказал ему (Игорю) буй-тур Всеволод: «Один (ты у меня) брат, один свет, светлый ты Игорь! Оба мы с тобой Святославичи». Такой же любовью отвечает ему и Игорь. В пылу сражения Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода».
    Важное место в произведении принадлежит великому князю киевскому Святославу. Святослав дан как умудрённый государственным и жизненным опытом исторический деятель. Гроза половцев, Святослав «разбил (их) своими сильными полками и булатными мечами и наступил на землю Половецкую». Он взял в плен их хана Кобяка, и «пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой». Поэтому он так удручён необдуманным и самовольным выступлением Игоря, который своей неудачей подорвал значение его недавней блестящей победы над половцами и навлёк новое вторжение врагов на землю Русскую. Как старый сокол, который «не даст своего гнезда в обиду», Святослав смог бы оборонить землю Русскую от врагов, «но вот зло — от князей мне нет помощи»,— с грустью отвечает он.
    Образ Святослава раскрывает политические взгляды автора «Слова». Он считает, что центром объединённой Русской земли должен быть Киев. Опорой единства Руси должен явиться сильный и грозный киевский князь.
    Светлый образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе устной народной поэзии. Этим приёмом автор подчёркивает близость Ярославны к народу, делает её представительницей русских женщин, тех жён, мужья которых погибли на войне или попали в плен. Её устами говорит не княгиня, а простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Её тоска и скорбь подчёркиваются сравнением её с кукушкой (образ, взятый из устной народной поэзии).
    Но Ярославна — не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время его бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем и так жестоко пострадали. Для Ярославны поражение русских — большое несчастье.
    По лиричности, поэтической пленительности, народности близок к образу Ярославны образ Бояна. Боян — неведомый нам песнотворец и певец — жил, по-видимому, в последние две трети XI и в начале XII века. Слава о Бояне дожила и до времён автора «Слова» (конец XII в.), который часто вспоминает об этом знаменитом поэте, описывает его поэтическую манеру, приводит выдержки из его песен.
    Перед силой и красотой сто песен и перед его талантом преклоняется автор «Слова». Песни Бояна увлекали слушателем. Он не придерживался строго плана в изложении, а свободно переходил от одной темы к другой, от современности к прошлым временам, сопоставлял и противопоставлял различные лица, местности, события. Боянне стремился к точному воспроизведению событий, ему важно было выразить и передать общее впечатление от событий, взволновать слушателей и захватить их силой своего воодушевления.
    не стремился к точному воспроизведению событий, ему важно было выразить и передать общее впечатление от событий, взволновать слушателей и захватить их силой своего воодушевления. Боян пел под аккомпанемент гуслей. Песни его отличались ритмичностью и музыкальностью, широким применением приёмов, свойственных устной народной поэзии. Автор «Слова» показывает также, как Боян начал бы пест, об Игоревом походе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *