Сочинение на тему слово о полку игореве патриотизм

10 вариантов

  1. «Слово о полку Игореве» является выдающимся памятником культуры Киевской Руси. Произведение написано неизвестным автором, но, пройдя через века, оно не перестает возбуждать в сердцах читателей водоворот пылкой любви к родной земле, к своему Отечеству.
    События, которые автор изображает в поэме, были достаточно тяжелыми в вехах истории славянского народа. Ведь это годы, на которые пришлась феодальная раздробленность и упадок мощного государства Киевская Русь. А причиной послужила затуманенность русских князей поисками наживы, они не имеют единства между собой, враждуют с соседними племенами, тем самым подрывая мощь и силу своего народа. Автор с болью описывает поражение войска Игоря, которая повлекла набеги кочевыми племенами на подавлены славянские земли. При описании образа князя Игоря, русских воинов, автор пытается показать нам их отвагу и честь. Первое, на что обращаешь внимание при анализе героев поэмы — их любовь к родному краю.
    Главным персонажем произведения выступает князь Игорь, что видно уже из самого названия поэмы. Князь очень любит свой родной край и готов даже жизнь за него отдать. Игорь Святославович — честный и открытый человек, который презирает смерть и готова пойти на все, чтобы спасти Родину. Исключительную храбрость рыцаря свидетельствует и то, что он не обращает внимание даже на предсказания природы и пренебрегая этой предостережением отправляется в бой. Конечно, такие качества князя вызывают симпатию у читателя, однако наряду с такими высоконравственными ценностями прослеживаются и легкомыслие и опрометчивость. Игорь имеет воспалительную натуру, и мешает ему полностью оценить ситуацию.
    «Слово о полку Игореве» — действительно глубоко патриотическое произведение, который призывает всех к вечным человеческим ценностям: любви к народу, родине, стремление согласия и взаимопомощи, желание жить мирно и свободно. С помощью ярких цельных образов людей, исторических событий и явлений автор сумел заставить читателей задуматься над извечными проблемами, произвел на читателей большое впечатление, что и воспитывает их в духе верности родной земле. Это своеобразная ода славе, патриотизма, верности нашему народу, нашим предкам, которая призывает нас вспомнить кем мы являемся на самом деле.

  2. В начале 80-х годов XII века постепенно прекратились их междоусобицы, и зна­чительные силы русских объединились для борьбы против половцев. Под руководством Святослава Всеволодовича, князя Киевского, русичи разбили кочевников и устраши­ли их, казалось, надолго. Новгород-Северский князь Игорь, не сумевший из-за непо­годы принять участие в последнем походе, решил своими силами окончательно раз­громить уже ослабленного, как он считал, врага. Весной 1185 года, даже не предупредив Святослава, с небольшим отрядом вместе со своим братом Всеволодом и его дружиной выступил против половцев, но был разбит и попал в плен, а Русская земля снова подверглась опустошительным нападениям врага.
    События этого похода и легли в основу «Слова о полку Игореве».
    Автор поэмы, мудрец и патриот, с большим сочувствием описывает участников похода, восхищается их воинской доблестью, решительностью, храбростью, молодым задором. Князья Игорь и Всеволод нарисованы как настоящие герои, верные своей цели. Их не испугало даже грозное предзнаменование — затмение солнца. Они реши­ли идти до конца — умереть или победить. «С вами, русичи, хочу голову положити или испить шеломом Дона», — обращается к своим воинам князь Игорь. Но самона­деянность молодого князя, неумение рассчитать свои силы, эгоистическое стремле­ние выделиться, прославиться, не прибегая к помощи соотечественников, не могло привести к добру. Поражение Игорева войска навлекло новые беды на Русскую зем­лю.
    Автор поэмы, несмотря на симпатию к Игорю, осуждает его. Он переносит чита­теля в Киев, в «гридницу Святославову», где звучит знаменитое «золотое слово» кня­зя Киевского. Святослав упрекает Игоря и Всеволода, осуждает их стремление лишь самим прославиться, не считаясь с общегосударственными интересами.
    Князь Киевский обращается к другим русским князьям, говорит об их мощи, во­енной доблести, славных победах и тут же вспоминает, как княжеские распри приво­дили к поражениям храбрых и сильных воинов.
    В поэме звучит прямой призыв к князьям прекратить раздоры. Это требователь­ный и властный голос самой истории. И в «золотом слове» Святослава, и в авторских обращениях к князьям мы слышим похвалы тем из них, кто сообща боролся против внешних врагов.
    Вывод ясен: сил на Руси много, ее воины бесстрашны и преданы родине. Они смогут победить любого внешнего врага, если князья перестанут враждовать друг с другом и объединятся вокруг великого князя Киевского, чтобы отомстить «за обиду сего вре­мени, за землю Русскую, за раны Игоревы». Этот вывод глубоко патриотичен, так как продиктован любовью к многострадальной родной земле, ко всем, кто стал жертвами княжеских распрей. Материал с сайта //iEssay.ru

  3. Просмторов страницы:
    н/д
    Смысл поэмы — призыв русских
    князей к единению как раз перед
    нашествием монголов.
    К. Маркс
    Когда читаешь «Слово о полку Игореве», вспоминаешь мудрую притчу.
    Старый отец, предчувствуя близкую смерть и желая передать сыновьям свой жиз­ненный опыт, собрал их и, взяв туго связанный веник, предложил молодым людям разломать его. Никто из них не смог этого сделать. Тогда старик развязал веник и повторил свою просьбу. Сыновья легко разломали прутики. Назидание старика про­звучало очень убедительно: «Пока вы вместе, никому не удастся вас победить, а по­одиночке с вами легко сможет справиться каждый».
    Чтобы справиться с внешним врагом, отстоять свою отчизну, нужно объединить­ся — такова главная мысль «Слова о полку Игореве», его патриотическая идея. Эго­истическое, честолюбивое поведение отдельных князей приводило тогда к разорению страны. Этим воспользовались внешние враги, совершавшие опустошительные набе­ги на Русь. Киевский князь, постепенно утрачивая свое влияние, не мог удержать вер­ховную власть. Страшным бедствием стали почти непрерывные половецкие набеги. Против такого врага надо было бороться всем сообща, объединив силы. Это поняли многие князья.
    В начале 80-х годов XII века постепенно прекратились их междоусобицы, и зна­чительные силы русских объединились для борьбы против половцев. Под руководством Святослава Всеволодовича, князя Киевского, русичи разбили кочевников и устраши­ли их, казалось, надолго. Новгород-Северский князь Игорь, не сумевший из-за непо­годы принять участие в последнем походе, решил своими силами окончательно раз­громить уже ослабленного, как он считал, врага. Весной 1185 года, даже не предупредив Святослава, с небольшим отрядом вместе со своим братом Всеволодом и его дружиной выступил против половцев, но был разбит и попал в плен, а Русская земля снова подверглась опустошительным нападениям врага.
    События этого похода и легли в основу «Слова о полку Игореве».
    Автор поэмы, мудрец и патриот, с большим сочувствием описывает участников похода, восхищается их воинской доблестью, решительностью, храбростью, молодым задором. Князья Игорь и Всеволод нарисованы как настоящие герои, верные своей цели. Их не испугало даже грозное предзнаменование — затмение солнца. Они реши­ли идти до конца — умереть или победить. «С вами, русичи, хочу голову положити или испить шеломом Дона», — обращается к своим воинам князь Игорь. Но самона­деянность молодого князя, неумение рассчитать свои силы, эгоистическое стремле­ние выделиться, прославиться, не прибегая к помощи соотечественников, не могло привести к добру. Поражение Игорева войска навлекло новые беды на Русскую зем­лю.
    Автор поэмы, несмотря на симпатию к Игорю, осуждает его. Он переносит чита­теля в Киев, в «гридницу Святославову», где звучит знаменитое «золотое слово» кня­зя Киевского. Святослав упрекает Игоря и Всеволода, осуждает их стремление лишь самим прославиться, не считаясь с общегосударственными интересами.
    Князь Киевский обращается к другим русским князьям, говорит об их мощи, во­енной доблести, славных победах и тут же вспоминает, как княжеские распри приво­дили к поражениям храбрых и сильных воинов.
    В поэме звучит прямой призыв к князьям прекратить раздоры. Это требователь­ный и властный голос самой истории. И в «золотом слове» Святослава, и в авторских обращениях к князьям мы слышим похвалы тем из них, кто сообща боролся против внешних врагов.
    Вывод ясен: сил на Руси много, ее воины бесстрашны и преданы родине. Они смогут победить любого внешнего врага, если князья перестанут враждовать друг с другом и объединятся вокруг великого князя Киевского, чтобы отомстить «за обиду сего вре­мени, за землю Русскую, за раны Игоревы». Этот вывод глубоко патриотичен, так как продиктован любовью к многострадальной родной земле, ко всем, кто стал жертвами княжеских распрей.
    Неизвестный нам автор «Слова» проявил высокое гражданское мужество, осме­лившись высказать горькую правду самонадеянным, эгоистичным князьям. Он никого не боялся, потому что его пером двигала любовь к родине, тревога за ее будущее, Певец-патриот как будто предчувствовал грядущие беды, которые обрушатся на ра­зобщенную Русь во время нашествия татаро-монголов, и предупреждал об опасности,
    Конечно, и Игорь, и Всеволод тоже считали себя патриотами: ведь они любили родную землю и хотели ее отстоять, не щадя даже собственной жизни. Но еще больше любили они личную славу, ставя ее выше общегосударственных интересов.
    История убедительно доказала, что патриотическая идея гениальной древнерус­ской поэмы не может устареть, она всегда современна, как современна притча об от­цовском уроке сыновьям.

  4. Смысл поэмы – призыв русских
    Князей к единению как раз перед
    Нашествием монголов.
    К. Маркс
    Когда читаешь “Слово о полку Игореве”, вспоминаешь мудрую притчу.
    Старый отец, предчувствуя близкую смерть и желая передать сыновьям свой жизненный опыт, собрал их и, взяв туго связанный веник, предложил молодым людям разломать его. Никто из них не смог этого сделать. Тогда старик развязал веник и повторил свою просьбу.
    Сыновья легко разломали прутики. Назидание старика прозвучало очень убедительно: “Пока вы вместе, никому
    не удастся вас победить, а поодиночке с вами легко сможет справиться каждый”.
    Чтобы справиться с внешним врагом, отстоять свою отчизну, нужно объединиться – такова главная мысль “Слова о полку Игореве”, его патриотическая идея. Эгоистическое, честолюбивое поведение отдельных князей приводило тогда к разорению страны. Этим воспользовались внешние враги, совершавшие опустошительные набеги на Русь. Киевский князь, постепенно утрачивая свое влияние, не мог удержать верховную власть. Страшным бедствием стали почти непрерывные половецкие набеги.
    Против такого врага надо было бороться всем
    сообща, объединив силы. Это поняли многие князья.
    В начале 80-х годов XII века постепенно прекратились их междоусобицы, и значительные силы русских объединились для борьбы против половцев. Под руководством Святослава Всеволодовича, князя Киевского, русичи разбили кочевников и устрашили их, казалось, надолго. Новгород-Северский князь Игорь, не сумевший из-за непогоды принять участие в последнем походе, решил своими силами окончательно разгромить уже ослабленного, как он считал, врага.
    Весной 1185 года, даже не предупредив Святослава, с небольшим отрядом вместе со своим братом Всеволодом и его дружиной выступил против половцев, но был разбит и попал в плен, а Русская земля снова подверглась опустошительным нападениям врага.
    События этого похода и легли в основу “Слова о полку Игореве”.
    Автор поэмы, мудрец и патриот, с большим сочувствием описывает участников похода, восхищается их воинской доблестью, решительностью, храбростью, молодым задором. Князья Игорь и Всеволод нарисованы как настоящие герои, верные своей цели. Их не испугало даже грозное предзнаменование – затмение солнца. Они решили идти до конца – умереть или победить. “С вами, русичи, хочу голову положити или испить шеломом Дона”, – обращается к своим воинам князь Игорь.
    Но самонадеянность молодого князя, неумение рассчитать свои силы, эгоистическое стремление выделиться, прославиться, не прибегая к помощи соотечественников, не могло привести к добру. Поражение Игорева войска навлекло новые беды на Русскую землю.
    Автор поэмы, несмотря на симпатию к Игорю, осуждает его. Он переносит читателя в Киев, в “гридницу Святославову”, где звучит знаменитое “золотое слово” князя Киевского. Святослав упрекает Игоря и Всеволода, осуждает их стремление лишь самим прославиться, не считаясь с общегосударственными интересами.
    Князь Киевский обращается к другим русским князьям, говорит об их мощи, военной доблести, славных победах и тут же вспоминает, как княжеские распри приводили к поражениям храбрых и сильных воинов.
    В поэме звучит прямой призыв к князьям прекратить раздоры. Это требовательный и властный голос самой истории. И в “золотом слове” Святослава, и в авторских обращениях к князьям мы слышим похвалы тем из них, кто сообща боролся против внешних врагов.
    Вывод ясен: сил на Руси много, ее воины бесстрашны и преданы родине. Они смогут победить любого внешнего врага, если князья перестанут враждовать друг с другом и объединятся вокруг великого князя Киевского, чтобы отомстить “за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы”. Этот вывод глубоко патриотичен, так как продиктован любовью к многострадальной родной земле, ко всем, кто стал жертвами княжеских распрей.
    Неизвестный нам автор “Слова” проявил высокое гражданское мужество, осмелившись высказать горькую правду самонадеянным, эгоистичным князьям. Он никого не боялся, потому что его пером двигала любовь к родине, тревога за ее будущее, Певец-патриот как будто предчувствовал грядущие беды, которые обрушатся на разобщенную Русь во время нашествия татаро-монголов, и предупреждал об опасности,
    Конечно, и Игорь, и Всеволод тоже считали себя патриотами: ведь они любили родную землю и хотели ее отстоять, не щадя даже собственной жизни. Но еще больше любили они личную славу, ставя ее выше общегосударственных интересов.
    История убедительно доказала, что патриотическая идея гениальной древнерусской поэмы не может устареть, она всегда современна, как современна притча об отцовском уроке сыновьям.

  5. Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?
    Идейная основа «Слова…» — призыв автора к единению русских князей, чтобы, сплотившись, совместными силами оборонять Русскую землю. В условиях феодальной раздробленности, когда все больше разгоралась распря между Мономаховичами и Ольговичами (князь Игорь как раз принадлежит к «храброму Олегову гнезду»), автор мечтает о союзе русских князей и мыслит Киев естественным центром Русской земли. Вот почему, отступая от исторической правды, он изображает киевского князя Святослава сильным и мудрым политиком.
    По убедительным предположениям современных исследователей, автор «Слова…» сам был приверженцем, а может быть, и членом «Олегова гнезда», а потому его задача осложнялась тем, что он должен был не только возвеличить своего князя, но и осудить его за опрометчивый поход, связанный не с общерусскими, а собственными эгоистическими интересами («добыть славу»). Вот почему образ князя Игоря так сложен и неоднозначен. Мерилом его оценки, как и всех образов и событий «Слова…», является Русская земля — подлинный герой произведения, его главная тема и идейно-композиционный центр произведения.
    В финале князь Игорь осознает гибельность своих прежних устремлений и сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев. Эгоистические устремления оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли Русской.
    Прямой политический призыв к единению, прозвучавший в «золотом слове» Святослава, прямо соотносится с главной авторской идеей, а потому «слово» Святослава может быть воспринято и как «слово» автора.
    Стр. 2.
    Стр. 1.
    Из др.рус. литры. Стр.1
    Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?
    Кем бы ни был автор ‘Слова о полку Игореве”, мы знаем, что этого человека глубоко волновало будущее Руси. С болью и горечью он говорит о разладе между князьями, об усобицах, терзающих Русскую землю и делающих ее беззащитной перед набегами врагов.
    “Слово о полку Игореве” посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославовича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю. “Слово о полку Игореве” с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени – недостаточность государственного единства Руси. Следствием его была слабость обороны от внешних врагов, что красноречиво показал Игорев поход.
    XII век – времена, далекие от нас, но, несмотря на это, мы можем представить себе всю сложность этой .эпохи. Феодальная раздробленность, которая достигла в ту пору своего расцвета, совершенно ослабила государственное управление. Каждый удельный князь стремился только захватить как можно больше земель соседей, не гнушаясь для этого самых грязных путей, вплоть до объединения с прямыми врагами Руси – половцами. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Отголоски этого явления наблюдаются в самом “Слове… ”
    Игорь Святославович отправился в поход на половцев с небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом. Своим необдуманным поступком он перечеркнул недавние удачные походы Святослава, поставив Русь в крайне сложное положение, открыв врагам доступ к русским землям.
    “Слово о полку Игореве” – произведение небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является вся Русская земля, и в повествование “Слова… ” также втянуты огромные географические пространства – от Новгорода на севере до Тмутаракани на Черном море, от волги на востоке до Галича на западе. Десятки рек, городов, княжеств захвачены действием “Слова… поэтому невозможно выделить отдельно образ Русской земли, ибо вся она находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
    Когда Игорь только выступил в поход, его встречало солнечное затмение – плохая примета, предвестник грядущей беды. Саму битву сопровождают бури, громы, а поражение русских оплакивает вся природа: “деревья с тугою к земле преклонились.
    Автор не раз обращается к образу Русской земли, когда хочет подчеркнуть необходимость единения. Он настойчиво призывает князей выступить “за землю Русскую, за раны Игоре- вы”.
    Автор, а он по всей видимости, был участником тех событий, и мог наблюдать воочию, придал своим поэтическим талантом этому рядовому происшествию общерусское значение. Форма “Слова… ” позволила ему выразить свой взгляд на проводимую политику. Чувствуется, что это не просто придворный поэт, любимец какого-либо князя, а человек, близкий к народу, переживающий за судьбу своей родины, бесконечно любящий ее.__________________________________________________________

  6. 6
    Текст добавил: Екатерина Богданова

    К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора «Слова». Он говорит об обширных пространствах своей родины, о её реках, горах, степи, городах, сёлах, делает участниками событий разнообразных птиц и зверей, населяющих его родную страну. К событиям, происходящим на Руси, он заставляет прислушиваться немцев и венецианцев, греков и моравов.
    Но Русская земля для автора «Слова» — не только русская природа и русские города, это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор «Слова» не забывает о народе, русском. Игорь предпринял поход на половцев «за землю Русскую»; его воины — это «русичи», русские сыны; переходя границу Руси, они прощаются со своей родиной — с Русской землёй, и автор восклицает: «О Русская земля! ты уже за холмом!» Поражение Игоря принесло горе всему русскому народу. Жёны русских воинов оплакивают своих мужей, погибших в битве за Русь.
    Благополучному бегству Игоря из плена и его возвращению радуются жители городов и сёл. Автору «Слова» дорог мирный труд русских пахарей, и он негодует на князей, которые своими усобицами нарушают этот труд и ввергают в бедствия народ.

  7. Литература богата настоящими произведениями искусства. Одним из них является героическая поэма неизвестного автора «Слово о полку Игореве».
    События, описываемые в поэме, относятся к временам феодальной раздробленности Киевской Руси. В тот период каждый из удельных князей действовал отдельно и только в собственных интересах, не считаясь с другими князьями и реальными потребностями государства. Новгород-северский князь Игорь также решил удовлетворить собственные амбиции.
    Руководствуясь желанием снискать славу, он задумал поход против половцев. «Хочу-ибо, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого; с вами, русичи, хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона!» Ничто не могло остановить его. Игорь проигнорировал солнечное затмение, что предсказало ему неудачу. Он решил любой ценой осуществить свои намерения. Игорь и его жена храбро сражались за свою Родину, но в конце концов поход опрометчивого князя закончился сокрушительным поражением.
    «Слово о полку Игореве» имеет глубокий патриотический смысл. Является ли князь Игорь настоящим патриотом? На это довольно сложно дать однозначный ответ. Ведь он любит свою страну, но не может понять, что только совместными усилиями можно ее спасти. Это с болью описывает автор поэмы. Он понимает, что единение князей необходимое для обеспечения будущего Русской земли. По моему мнению, именно это и является настоящим патриотизмом. Нельзя любить Родину, но действовать только под влиянием собственного эгоизма. Недальновидность Игоря привела к поражению. Многие воины не вернулись домой, их жены стали вдовами, а дети — сиротами. Половцы, победив войско князя, бросились разорять Русь. Это стало ударом для русского народа. Ведь Русская земля — это, прежде всего, люди, ее населяющие. Игорь совсем не заботился об их благосостоянии, ведь был ослепленный собственным честолюбием.
    С большой любовью автор описывает родную землю. Он воспевает красоту ее природы, полноводность рек, безбрежность полей. Все то, что можно уничтожить лишь одним неудачным шагом высокомерного князя.
    Итак, «Слово о полку Игореве» является патриотическим произведением. Его автор призывает князей объединиться и бороться против врагов вместе. Ведь он понимает, что каждого князя в отдельности преодолеть гораздо легче, чем их крепкий союз. Только объединившись, можно достойно защищать свою страну, что и является настоящим патриотизмом. Ведь мало любить свою Родину. Чтобы быть настоящим патриотом, необходимо делать все, чтобы ее народ был счастливым, а враги даже не пересекали ее границы.

  8. План
    I. Вступление.
    Споры вокруг «Слова о полку Игореве».
    II. Основная часть.
    1. Реальное историческое событие – основа «Слова…».
    2. Основная идея произведения и способы её раскрытия.
    III. Заключение.
    Патриотизм – основная идея произведения.
    «Слово о полку Игореве» – произведение древнерусской литературы, вокруг которого и по сей день не утихают споры учёных о том, кому же принадлежит авторство и к какому литературному жанру его можно отнести. Несомненно, тот, кто создал «Слово…», был не просто талантливым поэтом и очень образованным человеком, но и настоящим патриотом.
    Искусные переплетения публицистики, лирики и фольклора дают нам возможность насладиться художественным описанием реального исторического события – неудачного похода на половцев князя Игоря Святославича в 1185 году. Отправиться в этот поход князя подвигли чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике и желание претворить в жизнь новую идею – общерусскую. Автор наделяет Игоря всеми качествами настоящего воина, готового на любые свершения и жертвы во благо Русской земли.
    «О Русская земля! Ты уже за холмом» – эти повторяющиеся строки, рефреном звучащие в тексте произведения, каждый раз обращают читателей к главной идее автора. А основная идея произведения – патриотизм. В полной мере передать силу этого чувства автору помогают некоторые литературные приёмы. Масштабное изображение Руси – один из них. Русь представлена не только декорацией для происходящих событий; она является одним из героев повествования.
    Кроме описания широких границ родной земли, автор прибегает к одушевлению природы. Так, например, природа предостерегает князя от задуманного похода солнечным затмением, а уже в пути звери и птицы нарушают криками да свистами задуманную внезапность наступления на врага. Природа не просто предостерегает князя, она сопереживает ему: сияет радостью, когда Игорь спасается бегством из плена, или плачет листвой деревьев, когда он терпит поражение в битве.
    Размышлять над происходящим, оценивать поступки героев – вот то, чего ждёт от читателя автор, не просто пересказывая исторический эпизод, но и давая свою оценку событиям. Ощущение живого разговора с рассказчиком складывается благодаря тому, что в тексте присутствуют многочисленные авторские отступления и обращения, а исторические эпизоды то и дело уступают место вымышленным. Например, плач Ярославны или вещий сон Святослава. Перед нами предстаёт не просто развитие событий, но и насыщенные невероятным лиризмом страницы, на которые откликается душа.
    Объединение Руси, прекращение княжеских междоусобиц, разъедающих родную землю изнутри, – в этом автор видит причину всех бед своей Родины. Он с особой горечью пишет о том, что трагичное время настало именно с тех пор, как брат с братом стали делить землю, а враги со всех сторон одну за другой одерживали победы. Свои мысли о междоусобицах автор вкладывает в слова Святослава, осуждающего братьев Игоря и Всеволода за то, что они нарушили закон феодального послушания и спровоцировали новое нападение половцев на русские земли. Образ Святослава – это воплощение авторского идеала мудрого, сильного правителя. Призывая князей выступить за землю Русскую, автор в лирических отступлениях вспоминает первых русских князей и их походы на врагов Родины.
    Конечно, автор хорошо понимал, что невозможно просто уговорить князей не враждовать между собой. Нужна была сильная централизованная власть, которая бы объединила Русь и сделала её сильным государством. Автор «Слова…» видит центром Руси Киев. Киевского князя Святослава он изображает как могучего и грозного властителя, способного обуздать произвол мелких князей. Но героем «Слова…» является не кто-либо из князей, а весь русский народ. Создавая своё произведение, автор окинул взором всю Русь, объединив в своём поэтическом описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
    «Заразить» читателя патриотизмом – это и есть основной замысел произведения. И его автор, и его герои, и он сам – истинные, горячие патриоты земли Русской.

  9. В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 г. Новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.
    Главные герои «Слова…» князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы».
    Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.
    Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».
    Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным центром «Слова…». Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь кровь поганую пролили… Но вот зло — князья мне не в помощь: худо времена обернулись».
    Основной в «Слове…» является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова…». Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо.
    Во-вторых, патриотическая идея «Слова…» определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».

  10. «Слово о полку Игореве» . Основные образы. Идея патриотизма.
    В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.
    Главные герои «Слова… » князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа» , его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены» , ищут «себе чести, а князю славы» .
    Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.
    Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле» .
    Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным центром «Слова…» . Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!. . Без чести ведь кровь поганую пролили.. . Но вот зло — князья мне не в помощь: худо времена обернулись» .
    Основной в «Слове… » является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова…» . Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо.
    Во-вторых, патриотическая идея «Слова… » определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *