Сочинение на тему слово о полку игореве за 9 класс по плану с цитатами

9 вариантов

  1. «Слово о полку Игореве» – шедевр древнерусской литературы, который уносит читателя в далёкое прошлое, в эпоху феодальной раздробленности Руси. Произведение было создано в 1185 году и описывает поход Новгород-северского князя Игоря против половцев.
    События, описанные в произведении, приходились на тяжелую эпоху междоусобиц на Руси. Неудивительно, что основная идея «Слова» – призыв к объединению русских князей и отказ от войн между братьями.
    Центральным героем произведения является князь Игорь. Он всей душой любит своё небольшое княжество и мечтает совершить ради его процветания подвиг, пожертвовать жизнью. Описывая князя и его дружину, автор рисует их храбрыми и отважными воинами, бескорыстно любящими свой край.
    Один из важнейших эпизодов произведения – предсказания природы, свирепая гроза, которая кажется автору дурным предзнаменованием, но князь и дружина не обращают на это никакого внимания, что ещё раз подтверждает их храбрость. Тем не менее, в контексте произведения это свидетельствует ещё и о легкомысленности Игоря, которая помешала ему одержать победу над «погаными» половцами.
    Показательно и то, что при описании князя и русских воинов автор использует слово «сокол», а половцев презрительно называет «воронами», что свидетельствует о сильном патриотическом настрое самого автора. Несмотря на положительное отношения автора к своему герою, Игорь всё-таки терпит поражение в битве с половцами. Таким образом, осуждается легкомыслие князя, необдуманность его спонтанного похода.
    Важнейший, на мой взгляд, эпизод текста – так называемое «золотое слово», с которым глава государства – киевский князь – обращается к остальным князьям. Он просит их объединиться, сплотить силы для борьбы с сильным врагом. Мнение киевского князя – это позиция самого автора, который, очевидно, является противником междоусобных войн между князьями.
    Идея автора «Слова о полку Игореве» не умерла со временем и была актуальна ещё много лет, предсказывая во многом дальнейшее развитие исторических событий русской истории.

  2. «Образ русской земли в «Слове о полку «Игореве»
    План сочинения
    1. «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник древнерусской литературы:
    А) история создания произведения, цель написания;
    Б) летописная основа «Слова…»
    2. Образ Руси на страницах «Слова…»:
    А) Роль природных явлений в произведении;
    Б) использование олицетворений в тексте;
    В) образы русских князей;
    Г) фольклорные мотивы в произведении;
    Д) плач Ярославны как отражение лирического начала в «Слове…»;
    Е) «златое слово» Святослава – способ выражения авторской позиции;
    Ж) русская земля как символ красоты, богатства, единения;
    3. Основная идея «Слова о полку Игореве» – призыв к объединению русских князей.
    :Каким я себе представляю автора “Слова о полку Игореве”
    1.Патриот земли русской,
    2.Человек, обладающий широким историческими познаниями и политическим мышление.
    3. Поэт, вложивший в свое творение личное чувство умеющий ярко, образно, динамично.
    Умеющий рассказать свидетелям и участникам картины в которых он был.
    4. Тонкий психолог, умеющий не только рассказать о героях и событиях, но и объяснить их внутренние молитвы.
    5 Автор-новатор,  опередивший свое время.
    Читая “Слово о полку Игореве”.
    План:
    I. “Слово о полку Игореве” – величайший памятник древней русской литературы.
    II. “Слово…” и русская народная поэзия и образы героев произведения.
    1)Приближённость к песне русского народного творчества.
    2)Образы князей
    3)Образы русской земли
    III. Значение произведения.
    «Ярославна – героиня “Слова о полку Игореве”».
    Вступление. Главная тема «Слова… » — повествование о неудачном походе Игоря против половцев. Автору «Слова… » важно глубокое эмоциональное осмысление событий русской истории. «Слово… » удивительно лирично. Вершиной лиризма в «Слове… » является плач Ярославны.
    Основная часть.
    а) Женщина героиня древнерусского эпоса. Необычно, что в повествовании о военных походах русских князей появляется героиня женщина. Но Ярославна — не героиня в прямом смысле этого слова. Она не сражается, не совершает активных действий.
    б) Кто такая Ярославна? Ярославна княгиня, жена князя Игоря, дочь князя Ярослава Галицкого. Она ждёт возвращения Игоряв Путивле.
    в) Сила любви Ярославны.
    г) К кому обращается Ярославна в своем паче, о чем молит? Ярославна обращается к природе (ветру, реке, солнцу) . Она молит о спасении князя Игоря, упрекает природу за то, что она помогала половцам и погубила русское войско.
    д) В чем смысл образа Ярославны? Ярославна это воплощение любви и скорби, олицетворение любящей жены и символгорести всего русского народа
    Заключение. Образ Ярославны усиливает трагическое звучание «Слова…» . Одновременно, вместе с её образом в «Слово… » входит тема спасительной любви. В её плаче, её мольбах выразилось общее < несчастье всего народа, горестный плач всей земли русской. «В чем пафос памятника "Слово о полку Игореве» Вступление. «Слово о полку Игореве» произведение необыкновенно глубокого содержания. Основная часть. а) Основная тема «Слова...» . В начале «Слова... » автор говорит о том, что его великий предшественник сказитель Боян воспевал давние времена и деяния старых князей. Он же, «по иному замышленью» , хочет поведать о настоящем, о князях, чьим современником он был, и событиях, которые он видел. б) Углубление смысла «Слова...» . Однако смысл повести углубляется за счёт расширения временных (автор рассказывает о прошедших временах и размышляет о будущем) и географических (обобщенно автор показывает всю Русь) рамок. в) Главная мысль автора. Показав перспективу исторического развития Руси и горестные итоги современной политической ситуации (междоусобицы, разорение городов, гибель храбрых воинов, ослабление военной мощи Руси) , автор высказывает свою заветную мысль: сила Руси — в её единстве, в союзничестве между князьями. г) Народность «Слова...» . Главная мысль автора есть выражение надежд всего русского народа. Заключение. Пафос «Слова... » заключается в торжественном призыве русских князей к объединению и прекращению распрей. Призыв исходит от всего русского народа. «В чем актуальность этого произведения в наши дни? » Вступление. «Слово о полку Игореве» было создано более восьми столетий назад. Но темы, затронутые в этом произведении, являются общенародными, потому «Слово... » остается актуальным и в наши дни. Основная часть. а) Проблема разъединения славянского мира. В наши дни славянские народы (например, русские и украинцы) относятся друг к другу с неприязнью. А ведь их объединяют тысячелетия общей истории, языка, культуры. Враг, который сейчас грозит славянскому миру — это глобализация. Потеря культурных связей между восточнославянскими странами может послужить причиной того, что всё более однообразной, ориентированной на Запад будет становиться их культура. Призыв к объединению славянских народов, союзничеству равных сейчас актуален как никогда. б) Независимый дух «Слова...» . Автор «Слова... » восхваляет князя Игоря и других русских князей, но это не мешает ему критически оценивать результаты их действий. Голос автора это выражение позиции всего русского народа. Заключение. «Слово... » напоминает нам о наших культурных корнях, об общей истории разделяющихся сейчас славянских народов. Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве» I. Автор «Слова о полку Игореве». П. Патриотический пафос «Слова...». 1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси. 2. Гражданское мужество автора. 3. Обращение к устному народному творчеству. 4. Роль ораторских приемов в произведении. III. «Слово» - творение настоящего мастера.

  3. План
    I. Вступление.
    Споры вокруг «Слова о полку Игореве».
    II. Основная часть.
    1. Реальное историческое событие – основа «Слова…».
    2. Основная идея произведения и способы её раскрытия.
    III. Заключение.
    Патриотизм – основная идея произведения.
    «Слово о полку Игореве» – произведение древнерусской литературы, вокруг которого и по сей день не утихают споры учёных о том, кому же принадлежит авторство и к какому литературному жанру его можно отнести. Несомненно, тот, кто создал «Слово…», был не просто талантливым поэтом и очень образованным человеком, но и настоящим патриотом.
    Искусные переплетения публицистики, лирики и фольклора дают нам возможность насладиться художественным описанием реального исторического события – неудачного похода на половцев князя Игоря Святославича в 1185 году. Отправиться в этот поход князя подвигли чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике и желание претворить в жизнь новую идею – общерусскую. Автор наделяет Игоря всеми качествами настоящего воина, готового на любые свершения и жертвы во благо Русской земли.
    «О Русская земля! Ты уже за холмом» – эти повторяющиеся строки, рефреном звучащие в тексте произведения, каждый раз обращают читателей к главной идее автора. А основная идея произведения – патриотизм. В полной мере передать силу этого чувства автору помогают некоторые литературные приёмы. Масштабное изображение Руси – один из них. Русь представлена не только декорацией для происходящих событий; она является одним из героев повествования.
    Кроме описания широких границ родной земли, автор прибегает к одушевлению природы. Так, например, природа предостерегает князя от задуманного похода солнечным затмением, а уже в пути звери и птицы нарушают криками да свистами задуманную внезапность наступления на врага. Природа не просто предостерегает князя, она сопереживает ему: сияет радостью, когда Игорь спасается бегством из плена, или плачет листвой деревьев, когда он терпит поражение в битве.
    Размышлять над происходящим, оценивать поступки героев – вот то, чего ждёт от читателя автор, не просто пересказывая исторический эпизод, но и давая свою оценку событиям. Ощущение живого разговора с рассказчиком складывается благодаря тому, что в тексте присутствуют многочисленные авторские отступления и обращения, а исторические эпизоды то и дело уступают место вымышленным. Например, плач Ярославны или вещий сон Святослава. Перед нами предстаёт не просто развитие событий, но и насыщенные невероятным лиризмом страницы, на которые откликается душа.
    Объединение Руси, прекращение княжеских междоусобиц, разъедающих родную землю изнутри, – в этом автор видит причину всех бед своей Родины. Он с особой горечью пишет о том, что трагичное время настало именно с тех пор, как брат с братом стали делить землю, а враги со всех сторон одну за другой одерживали победы. Свои мысли о междоусобицах автор вкладывает в слова Святослава, осуждающего братьев Игоря и Всеволода за то, что они нарушили закон феодального послушания и спровоцировали новое нападение половцев на русские земли. Образ Святослава – это воплощение авторского идеала мудрого, сильного правителя. Призывая князей выступить за землю Русскую, автор в лирических отступлениях вспоминает первых русских князей и их походы на врагов Родины.
    Конечно, автор хорошо понимал, что невозможно просто уговорить князей не враждовать между собой. Нужна была сильная централизованная власть, которая бы объединила Русь и сделала её сильным государством. Автор «Слова…» видит центром Руси Киев. Киевского князя Святослава он изображает как могучего и грозного властителя, способного обуздать произвол мелких князей. Но героем «Слова…» является не кто-либо из князей, а весь русский народ. Создавая своё произведение, автор окинул взором всю Русь, объединив в своём поэтическом описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
    «Заразить» читателя патриотизмом – это и есть основной замысел произведения. И его автор, и его герои, и он сам – истинные, горячие патриоты земли Русской.

  4. План
    I. Вступление.
    Автор «Слова о полку Игореве».
    II. Основная часть.
    1. Талантливый и образованный человек.
    2. Литературно одарённый человек.
    3. Поэт русской природы.
    4. Патриот родной земли.
    III. Заключение.
    Образ русского народа.
    «Слово о полку Игореве» – шедевр древнерусской литературы, непревзойдённый образец поэтического слова, поражающий даже современных читателей. Кто же автор этого удивительного произведения?
    Существует множество предположений о том, кем был человек, написавший «Слово о полку Игореве». Нет никаких сомнений, что он был очень талантливым и образованным. Автор умело сочетает достижения современной ему литературы с образными средствами устной народной поэзии. В те далёкие времена большинство образованных людей были монахами, но автор мог быть и приближённым князя Игоря, и дружинником, настолько достоверными кажутся описания битвы. Этот человек не только рассказывает о событиях, но и даёт собственную оценку всему происходящему. Он одобряет стремление Игоря к свободе, его желание защитить родную землю, однако осуждает честолюбие князя, которое приводит к гибели всего войска.
    Автор «Слова…» – литературно одарённый человек: он использует выразительные метафоры и сравнения, приводит не только эпитеты, характерные для устного народного творчества, но и собственные яркие определения. Например, война у него уподобляется грозе, грому, буйному ветру, битва – труду земледельца, молотьбе. Часто авторская метафора перерастает в развёрнутую панорамную картину. Каждый образ важен, исполнен смысла и многозначен. Когда автор говорит, что «чёрные тучи с моря идут», читатель понимает, что это описание и явления природы, и движения войска половцев. Приводится много сравнений, которые усиливают поэтическое звучание текста. Например, князя Игоря, брата и их сыновей автор сравнивает с четырьмя солнцами: «Чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…»
    В тексте произведения много авторских отступлений. Это прямое авторское вмешательство в ход изображаемых событий. В них выражаются личная горечь, скорбь автора. Все отступления носят лирический характер. Необыкновенно своеобразен и певуч язык и слог «Слова…».
    В «Слове…» ярко выражена связь человека с природой, характерная для эпохи Средневековья. Природа здесь одухотворена. Она участница событий, о которых рассказывает автор: природа радуется, печалится, плачет, страдает, как человек. Она живёт и дышит в этом произведении. Она вестница несчастья и радости, выразительница дум и чувств человека. Вспомним затмение солнца – оно было предупреждением для героев. Природа отражает мировоззрение людей, верящих в её силу и могущество. Поэтому Ярославна призывала на помощь явления природы, поэтому родная земля – центральный образ произведения.
    Автор «Слова…» – настоящий патриот. Его произведение проникнуто нежным чувством любви к Родине. Это чувство проявляется, и когда он рассказывает о поражении дружины Игоря, и когда повествует о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей, и когда передаёт плач русских женщин по убитым воинам. Автор гордится своей Родиной и уверен в её могуществе. Ему больно, потому что русские князья враждуют между собой, вместо того чтобы защищать свои земли. Автор призывает к прекращению междоусобиц. Неудачный поход князя Игоря на половцев послужил поводом для его обращения к князьям с призывом объединиться. Концовка «Слова…» отражает желание автора увидеть князей, единых перед общим врагом.
    В зависимости от событий, которые описывает автор, его облик меняется. Он то дружинник, то пахарь, то военачальник, то государственный деятель, а то белобородый сказитель. Из всех этих различных проявлений складывается образ автора первого произведения древнерусской литературы – великого, мудрого и талантливого русского народа.

  5. Вступление говорит о великом сказителе Бояне, который славит отважных русских героев.
    В первой части начинается поход князя Игоря против половцев, который он затеял, чтобы потешить свое тщеславие, не обращая внимания даже на знаки, которые ему посылает природа. Одержав первую победу, попировали витязи от души, заснули, и поплатились за это кто жизнью, а кто – попал в плен.
    Вторая часть ведёт повествование о князе Святославе, который не одобряет действия Игоря. «Золотое слово» Святослава является ключевым моментом, его устами автор озвучивает собственные мысли о том, как обезопасить земли Отчизны от вражеских набегов. Он призывает к объединению все русские княжества, малые и великие, забыть свои распри, междоусобицы и раздоры, чтобы совместными усилиями отразить врага.
    Третья глава – это плач Ярославны, жены Игоря, выражающий мысли и чувства всех жен и матерей, чьи мужья и сыновья остались в чужой земле, во вражеском плену. Ярославна призывает все силы природы, чтобы она помогла Игорю бежать из половецкого плена. Плач Ярославны достигает цели, и силы природы берут под свое покровительство русского князя, и он бежит из плена…
    Заключение описывает возвращение князя Игоря, и звучат хвалебные слова в его честь.

    Главные герои

    О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Слова о полку Игореве».

    Жанр

    Мнение о жанре «Слова о полку Игореве» являются спорными, разные исследователи дают разные определения, это и повесть, и поучительная песня. Если взглянуть на это произведение с точки зрения современной литературы, оценивая его жанровое своеобразие, то его можно отнести к жанру «эпическая поэма», так как оно соответствует всем правилам написания этого жанра.
    Невозможно судить и о направлении этого произведения, в нем такое жанровое своеобразие и композиционное построение, что можно только говорить о гениальности автора, создавшего «Слово». Об этом подтверждают и слова критика В. Г. Белинского, выражающие восторг, сравнивающие «Слово» с цветком русской поэзии, достойной уважения.

  6. Особое место в древнерусской литературе занимает «Слово о полку Игореве», посвящённое неудачному походу на половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича. Произведение было создано в конце XII века, автор остался неизвестным. На сегодняшний день существует несколько переводов «Слова», каждый из которых сохраняет общую идею произведения.
    Поход на половцев был лишь поводом для написания произведения о судьбе русского государства. Причём образ русской земли занимает особое место в «Слове» и становится причиной глубоких философских размышлений автора. Произведение отразило тяжелейший период истории Древней Руси – время феодальной раздробленности. Поэтому русская земля показана страдающей, изнывающей от бесконечных княжеских междоусобиц. И именно в них автор видит причины постоянных поражений русских князей в борьбе с внешними врагами.
    «Слово о полку Игореве» содержит в себе многочисленные символы грядущей беды, связанные с образом русской земли. Это и солнечное затмение, воспринятое дружиной князя как недобрый знак, и звук лязгающих мечей, ранящих воинов и проливающих на русскую землю кровь, и хищные птицы, сопровождающие князя по дороге к полю битвы и предвещающие ему скорое поражение и неудачу. Но, несмотря на тяжёлое положение, автора не покидает надежда на то, что рано или поздно войны прекратятся и русская земля снова оживёт и расцветёт. Это видно и при анализе пейзажей: всю природу автор наделяет человеческими качествами. Например, природа скорбит вместе со всей дружиной, когда князь Игорь терпит поражение, а звук от меча проносится по всей территории Древней Руси до самых отдалённых её частей вместе с громом.
    Таким образом, в центральном образе древнерусского «Слова о полку Игореве» автором воплощены наиболее важные идеи для периода княжеских междоусобиц: призыв к единению, патриотизм, служение своей родине и неразрывная связь с историей своего отечества. Автору уже для того времени было важно показать, что природа и судьба русской земли неразрывно связана с человеком, переживая с ним хорошие и плохие моменты его жизни.

  7. В мировой литературе не так уж много произведений, которыми зачитывались бы всё новые и новые поколения. Именно к числу таких редких шедевров и принадлежит «Слово о полку Игореве». И хотя создано оно было в далёком XII веке, однако остаётся актуальным и в наше время.
    Нет сомнений в том, что «Слово…» не является фольклорным памятником древности. В нём чётко вырисовывается образ автора – мудрого, талантливого гражданина, который не боится высказать собственную точку зрения, отражающую народные чаяния.
    Учёные предполагают, что он жил в Киеве или Чернигове, поскольку симпатизирует в своём произведении киевскому князю Святославу и даже восхищается им. Вероятно, автор был дружинником одного из древнерусских князей, опытным поэтом-певцом. Написанный им текст свидетельствует о том, что он получил прекрасное образование, хорошо знал историю, легко и правильно ориентировался в государственных делах и политических событиях своей эпохи и времён минувших. Кроме того прекрасно знал литературу и мастерски владел образным наследием народного творчества. Ему близка поэтическая манера Бояна и он стремится ей наследовать.
    Правда, теперь невозможно установить личность этого человека и его имя. Но главное нам известно. Он – настоящий патриот земли русской, а не обычный летописец, бесстрастно запечатлевший для потомков исторические факты. В отличие от Бояна, который только восхвалял князей, автор «Слова о полку Игореве» принимает решение творить «по былинам сего времени», то есть правдиво отображая истинную суть описываемого. Ведь в условиях, когда русское войско потерпело поражение, нужно было не столько хвалить князей, сколько упрекать за своеволие и нежелание действовать сообща, призывать их к объединению для защиты от набегов коварных и жестоких половцев, для сохранения мира и благополучия.
    Любовь к Отчизне вдохновляла автора. Его произведение насквозь пропитано этим чувством. Оно сказывается в и том, с каким трепетом и душевным волнением он говорит о поражении войска князя Игоря, и в том какие слова находит, чтобы передать печаль и отчаяние жён убитых воинов, и в нарисованной широкой картине природы родной земли.
    Образы, темы и проблемы, поднятые в «Слове …», нашли отображение в творчестве многих писателей, композиторов, художников. Они продолжают будоражить умы и сердца. И в этом немалая заслуга автора – лучшего из тех, кого рождала русская земля.

  8. Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
    Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

  9. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
    Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
    Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
    В основе гениальной наблюдательности автора «Слова», в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм «Слова о полку Игореве».
    Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
    Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
    При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова о полку Игореве» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в «Слове», усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).
    Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа «Слова» – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.
    Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все «Слово» от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.
    Призывом к единению служит и центральный образ «Слова» – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в «Слове» русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.
    «Слово о полку Игореве» полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.
    2. Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве»
    Автор «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по?прежнему носил звание «великого князя». Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80?х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в1185 г. князь Игорь Новгород?Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено «Слово о полку Игореве», являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород?Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй?Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: «Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра».
    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород?Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игореве» описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: «…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть».
    В «Слове» автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы «заступает ему затмение». Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
    На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.
    Литература XVIII в.
    3. Анализ оды М. В. Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны»
    М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.
    Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:
    Царей и царств земных отрада,
    Возлюбленная тишина,
    Блаженство сел, градов ограда,
    Коль ты полезна и красна!
    Благословенный край рисует нам автор, и эта благодать была принесена в Россию царствованием Елизаветы Петровны. Ведь с Елизаветой войны, которые вела Россия прежде, прекратились.
    Когда на трон она вступила,
    Как Высший подал ей венец,
    Тебя в Россию возвратила,
    Войне поставила конец.
    Славные дела Елизаветы, наводят автора на мысль о другом великом правителе – Петре I. Ломоносов восхищается этим великим человеком столько сделавшим для России:
    Послал в Россию человека,
    Каков не слыхан был от века.
    Сквозь все препятства он вознес
    Главу, победами венчану,
    Россию, варварству попрану,
    С собой возвысил до небес.
    Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.
    Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:
    …Божественны науки
    Чрез горы, реки и моря,
    В Россию простирали руки…
    Автор говорит в оде о красоте и величии своей родины, недра которой хранят неисчерпаемые богатства:
    Воззри на горы превысоки,
    Воззри в поля свои широки,
    Где Волга, Днепр, где Обь течет;
    Богатство, в оных потаенно,
    Наукой будет откровенно,
    Что щедростью твоей цветет.
    Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:
    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих,
    И видеть таковых желает,
    Каких зовет от стран чужих!
    Дерзайте, ныне ободрены,
    Реченьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.
    В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!». Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:
    Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастный случай берегут;
    В домашних трудностях утеха
    И в дальних странствах не помеха.
    Науки пользуют везде, –
    Среди народов и в пустыне,
    В градском шуму и на едине,
    В покое сладки и в труде.
    Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.
    Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.
    4. Восприятие, истолкование и оценка оды Г. Р. Державина «Фелица»
    Порой возмужания державинского таланта следует считать конец 1770?х гг., когда в столичной печати появились первые оды, отмеченные зрелостью мастерства, глубиною мысли и чувства. Заслуженную оценку они получили не сразу. В1783 г. ода «Фелица» была напечатана в основанном княгиней Дашковой журнале. Ода получила Высочайшее одобрение, и перед Державиным открылась дорога литературной и политической деятельности во имя интересов дворянской империи. Гаврила Романович не предполагал, что одна из его од, написанных в простой и непринужденной манере, привлечет всеобщее внимание к ее автору. В оде «Фелица» мы видим идеал просвещенной правительницы, матери народа, которую он хотел бы видеть в лице императрицы. Успех оды был делом случая. Близкие друзья Державина выпросили у поэта рукопись, сняли несколько копий и распространили в читающем обществе. «У каждого, умеющего читать по?русски, очутилась она в руках». Людям неглупым, открытым ода нравилась. Автор пишет от первого лица:
    А я, проспавшись до полудни,
    Курю табак и кофе пью;
    Преобращая в праздник будни,
    Кружу в химерах мысль мою…
    Но именно в такой манере письма он описывает современное общество, его недостатки. Его ода была оценена вельможами как «крамола», в ней узнавали они сами себя. Помимо высоких поэтических достоинств оды, здесь не последнюю роль сыграл и тот факт, что Державин в полушутливой форме высказал целый ряд злободневных упреков высшей знати и одновременно поставил несколько серьезных вопросов перед самой императрицей, и главный среди них: «Но где твой трон сияет в мире?» В оде «Фелица» ярко показаны пороки вельмож, приближенных к Екатерине:
    Не ходим света мы путями,
    Бежим разврата за мечтами.
    Между лентяем и брюзгой,
    Между тщеславья и пророком
    Нашел кто разве ненароком
    Путь добродетели прямой.
    Царский двор пытается «приручить» Державина, но потом выясняется, что не ради щедрот и не ради бриллиантовой табакерки с червонцами посвятил он Екатерине «Фелицу». Он воевал с нею за «сирот и вдов». Под его пером фантастическая «царевна киргиз?кайсацкия орды» превратилась в идеал просвещенной правительницы, матери народа, которую он хотел бы видеть в лице императрицы. Он пишет:
    Едина ты лишь не обидишь,
    Не оскорбляешь никого,
    Дурачествы сквозь пальцы видишь,
    Лишь зла не терпишь одного;
    Проступки снисхожденьем правишь,
    Как волк овец, людей не давишь,
    Ты знаешь прямо цену их.
    Он спрашивает у нее совета:
    Подай, Фелица, наставленье:
    Как пышно и правдиво жить,
    Как укрощать страстей волненье
    И счастливым на свете быть?
    В оде «Фелица» впервые проявилось отличительное свойство Державина?поэта – умение «истину царям с улыбкой говорить». В основе державинской принципиальности и гражданственности лежали не какое?нибудь философское учение, не продуманная в деталях политическая платформа, а элементарное, доступное каждому следование очевидным нравственным началам, заложенным в людях от природы, но в подавляющем большинстве случаев попираемых самими же людьми.
    5. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
    Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был «горяч и в правде черт»; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно?крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:
    …Ваш долг – спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Но, по словам поэта, «властители и судии»:
    Не внемлют! – видят и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    В оде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаются всесильным монархом:
    Цари! Я мнил: вы боги властны,
    Никто над вами не судья;
    Но вы, как я, подобно страстны
    И так же смертны, как и я.
    Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы». Державин вспоминал: «В1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал?прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве». Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами?декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:
    А слава тех не умирает,
    Кто за Отечество умрет:
    Она так вечно и сияет,
    Как в море ночью лунный свет.
    По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *