Сочинение на тему слово о полку игореве жемчужина древнерусской литературы

17 вариантов

  1. 1. История создания произведения.
    2. Композиция «Слова…».
    3. Художественная природа и жанровое своеобразие.
    4. Значение произведения.
    «Слово о полку Игореве» до сих пор является загадочным произведением для читателей и исследователей. Доподлинно не известны ни автор, создавший уникальное произведение, ни точная дата его написания. Имеется ряд более или менее достоверных гипотез, отвечающих на поставленные выше вопросы. Самые распространенные в литературоведческой среде следующие: «Слово о полку Игореве» было написано неизвестным монахом одного из киевских монастырей. Однако также исследователи считают, что автором мог быть премудрый книжник Тимофей, народные певцы и музыканты Митуса или Ходына, известный летописец Петр Бориславич, тысяцкий князя Игоря Рагу-ил, великий киевский князь Святослав и даже сам князь Игорь. Имеется более 20 гипотез, имеющих право на существование за счет серьезного доказательственного ряда.
    Вторым вопросом является датировка литературного памятника. Он мог быть создан и в 1185 году — сразу после похода Игоря на половцев, и в промежуток с 1185 по 1187 года, когда умер Ярослав, к которому автор неоднократно обращается, как к живому человеку, и между 1194 и 1196 годами. Поэтому принято не называть точную дату написания, указывая только столетие (начало XII века). Однако точнее дату и написания, и дошедшего до нас текста определить невозможно. Многочисленные списки «Слова», переписанные в том числе и отрывками, относятся как к концу XII, так и к началу XV веков. Также остается тайной и цель написания произведения. Тут исследователи расходятся в своем мнении, выдвигая две практически равноправные гипотезы. Наиболее распространенная утверждает, что «Слово…», несмотря на богатейший язык и лиричность, является холодным летописанием произошедших не так давно для автора событий. Другая, более интересная, считает, что памятник русской культуры был «заказан» самим Игорем или одним из его родственников для прославления боевого подвига русских воинов.
    «Слово…» кардинально отличается от других произведений того времени тем, что имеет нехарактерную для подобных текстов композицию. Она тричастна и включает в себя вступление, основную часть, также разделенную на три, и концовку или эпилог. Во вступлении автор рассуждает над тем, как лучше рассказать историю похода Игоря. Тут перед ним два пути — традиционный путь прославления князей, которым воспользовался бы легендарный Боян, и путь «были нашего времени», то есть наиболее достоверный. Автор отдает дань уважения мастерству Бояна, но останавливается на втором пути. После этого он ограничивает временные рамки рассказа — «от старого Владимира до нынешнего Игоря» и кратко рассказывает о решении князя Игоря «навести свои храбрые полки. на землю половецкую за землю русскую».
    Основная часть начинается с описания вступления Игоря в поход, однако «солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал…». Сама природа против похода: русская земля пугает князя, посылая ему дурные предзнаменования. Но Игорь не обращает на них внимания, сражение с половцами заканчивается победой противника и пленением князя. В этом же отрывке находится первое в истории древнерусской литературы публицистическое отступление, говорящее о временах Олега Гориславича, деда князя Игоря, который серьезно подорвал силы земли русской, ослабив ее и сделав доступной для захватчиков половецких.

  2. 1. История создания произведения.
    2. Композиция «Слова…».
    3. Художественная природа и жанровое своеобразие.
    4. Значение произведения.
    «Слово о полку Игореве» до сих пор является загадочным произведением для читателей и исследователей. Доподлинно не известны ни автор, создавший уникальное произведение, ни точная дата его написания. Имеется ряд более или менее достоверных гипотез, отвечающих на поставленные выше вопросы. Самые распространенные в литературоведческой среде следующие: «Слово о полку Игореве» было написано неизвестным монахом одного из киевских монастырей. Однако также исследователи считают, что автором мог быть премудрый книжник Тимофей, народные певцы и музыканты Митуса или Ходына, известный летописец Петр Бориславич, тысяцкий князя Игоря Рагу-ил, великий киевский князь Святослав и даже сам князь Игорь. Имеется более 20 гипотез, имеющих право на существование за счет серьезного доказательственного ряда.
    Вторым вопросом является датировка литературного памятника. Он мог быть создан и в 1185 году — сразу после похода Игоря на половцев, и в промежуток с 1185 по 1187 года, когда умер Ярослав, к которому автор неоднократно обращается, как к живому человеку, и между 1194 и 1196 годами. Поэтому принято не называть точную дату написания, указывая только столетие (начало XII века). Однако точнее дату и написания, и дошедшего до нас текста определить невозможно. Многочисленные списки «Слова», переписанные в том числе и отрывками, относятся как к концу XII, так и к началу XV веков. Также остается тайной и цель написания произведения. Тут исследователи расходятся в своем мнении, выдвигая две практически равноправные гипотезы. Наиболее распространенная утверждает, что «Слово…», несмотря на богатейший язык и лиричность, является холодным летописанием произошедших не так давно для автора событий. Другая, более интересная, считает, что памятник русской культуры был «заказан» самим Игорем или одним из его родственников для прославления боевого подвига русских воинов.
    «Слово…» кардинально отличается от других произведений того времени тем, что имеет нехарактерную для подобных текстов композицию. Она тричастна и включает в себя вступление, основную часть, также разделенную на три, и концовку или эпилог. Во вступлении автор рассуждает над тем, как лучше рассказать историю похода Игоря. Тут перед ним два пути — традиционный путь прославления князей, которым воспользовался бы легендарный Боян, и путь «были нашего времени», то есть наиболее достоверный. Автор отдает дань уважения мастерству Бояна, но останавливается на втором пути. После этого он ограничивает временные рамки рассказа — «от старого Владимира до нынешнего Игоря» и кратко рассказывает о решении князя Игоря «навести свои храбрые полки. на землю половецкую за землю русскую».
    Основная часть начинается с описания вступления Игоря в поход, однако «солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал…». Сама природа против похода: русская земля пугает князя, посылая ему дурные предзнаменования. Но Игорь не обращает на них внимания, сражение с половцами заканчивается победой противника и пленением князя. В этом же отрывке находится первое в истории древнерусской литературы публицистическое отступление, говорящее о временах Олега Гориславича, деда князя Игоря, который серьезно подорвал силы земли русской, ослабив ее и сделав доступной для захватчиков половецких.

  3. 1. История создания произведения.
    2. Композиция «Слова…”.
    3. Художественная природа и жанровое своеобразие.
    4. Значение произведения.
    «Слово о полку Игореве» до сих пор является загадочным произведением для читателей и исследователей. Доподлинно не известны ни автор, создавший уникальное произведение, ни точная дата его написания. Имеется ряд более или менее достоверных гипотез, отвечающих на поставленные выше вопросы. Самые распространенные в литературоведческой среде следующие: «Слово о полку Игореве» было написано неизвестным монахом одного из киевских монастырей. Однако также исследователи считают, что автором мог быть премудрый книжник Тимофей, народные певцы и музыканты Митуса или Ходына, известный летописец Петр Бориславич, тысяцкий князя Игоря Рагуил, великий киевский князь Святослав и даже сам князь Игорь. Имеется более 20 гипотез, имеющих право на существование за счет серьезного доказательственного ряда.
    Вторым вопросом является датировка литературного памятника. Он мог быть создан и в 1185 году — сразу после похода Игоря на половцев, и в промежуток с 1185 по 1187 года, когда умер Ярослав, к которому автор неоднократно обращается, как к живому человеку, и между 1194 и 1196 годами. Поэтому принято не называть точную дату написания, указывая только столетие (начало XII века). Однако точнее дату и написания, и дошедшего до нас текста определить невозможно. Многочисленные списки «Слова», переписанные в том числе и отрывками, относятся как к концу XII, так и к началу XV веков. Также остается тайной и цель написания произведения. Тут исследователи расходятся в своем мнении, выдвигая две практически равноправные гипотезы. Наиболее распространенная утверждает, что «Слово…», несмотря на богатейший язык и лиричность, является холодным летописанием произошедших не так давно для автора событий. Другая, более интересная, считает, что памятник русской культуры был «заказан» самим Игорем или одним из его родственников для прославления боевого подвига русских воинов. «Слово…» кардинально отличается от других произведений того времени тем, что имеет нехарактерную для подобных текстов композицию. Она тричастна и включает в себя вступление, основную часть, также разделенную на три, и концовку или эпилог. Во вступлении автор рассуждает над тем, как лучше рассказать историю похода Игоря. Тут перед ним два пути — традиционный путь прославления князей, которым воспользовался бы легендарный Боян, и путь «были нашего времени», то есть наиболее достоверный. Автор отдает дань уважения мастерству Бояна, но останавливается на втором пути. После этого он ограничивает временные рамки рассказа — «от старого Владимира до нынешнего Игоря» и кратко рассказывает о решении князя Игоря «навести свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую».
    Основная часть начинается с описания вступления Игоря в поход, однако «солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал…». Сама природа против похода: русская земля пугает князя, посылая ему дурные предзнаменования. Но Игорь не обращает на них внимания, сражение с половцами заканчивается победой противника и пленением князя. В этом же отрывке находится первое в истории древнерусской литературы публицистическое отступление, говорящее о временах Олега Гориславича, деда князя Игоря, который серьезно подорвал силы земли русской, ослабив ее и сделав доступной для захватчиков половецких.
    Вторая часть основного отрывка переносит читателя в Киев, где великий Киевский князь Святослав мучается от страшного сна, предвещающего горе и несчастье. Бояре объясняют значение сна, рассказав ему о пленении Игоря и проигрыше в битве. Здесь имеет место второе отступление — «золотое слово» Святослава, укоряющего своих детей за недостойное поведение и призывающего вновь объединить земли и объединиться самим для укрепления и защиты земли русской.
    Третья часть открывается прекрасным по силе воздействия и лиричности плачем Ярославны, любимой и любящей жены Игоря. Княгиня обращается к могущественным стихиям — ветру, солнцу, воде — с просьбой о помощи. И природа, послушная голосу любви, приходит на помощь Игорю, вызволяя из плена и в целости и сохранности провожая его домой, в славный Киев-град. Тут наступает развязка произведения.
    Эпилогом является песнь во славу русской дружины и предводителей воинства.
    Помимо строго продуманной композиции, произведение имеет своеобразную жанровую природу, выгодно выделяющую его на фоне других произведений. В «Слове…» наблюдается смешение множества стилей, как типичных для русской культуры, так и только зарождающихся. В частности, читатель легко может заметить присутствие элементов устного народного творчества в произведении (вещий сон отца, предсказывающая беду природа, волшебное вызволение Игоря из плена, плач Ярославны). Песенные традиции русского народной культуры очень сильны в произведении (тут и застольные песни, песни величальные, песни заунывные и грустные). Также обнаруживаются элементы жанра публицистики и воинской повести.
    «Слово о полку Игореве» пронизано эпитетами, как привычными для русского народа, так и новыми, оригинальными. Произведение сочетает в себе христианские мотивы и древнейшие культурный языческий пласт, органично сливая их воедино. Действительно, помочь народу достойному, народу сильному могут и Бог, и природа, и сама родная земля.
    Рассматриваемое произведение, бесспорно, является жемчужиной литературы древней Руси. Произведение оригинально, многогранно, нетрадиционно, уникальное, при этом полностью русское, народное. Это не просто текст с описанием событий лет минувших, а красочное действо, понятное современному читателю, размышление и оценка автора описываемых событий, сохранение и передача потомкам огромного культурного пласта.
    Одно из самых загадочных произведений «Слово по полку Игореве» интересно современному читателю, хотя и не всегда понятно ему. Потомки древнего сказителя, решившего запечатлеть современные ему события, по праву могут гордиться плодами дел его, так как «Слово…» не только жемчужина в кладовой русской культуры, но и драгоценность, достойная культуры общемировой.

  4. Сочинения по этому произведению пишут каждый год и несмотря, что “Слово о полку Игореве” проходят в младших классах, сочинение по нему писать сложно. Без плана не обойтись, в нем должны быть начальная мысль , основа и итог сочинения. Пишем по произведению, поэтому план строим по произведению.
    В начале пишем о том. какое место занимает поэма в мировой и русской литературе, считается ли это произведение памятником литературы и почему. Указываем автора и когда поэма стала известной.
    Далее приступаем к основе, разбирая по частям поэму.
    1 Много витязей прекрасных знавала русская земля, но особые невзгоды выпали на долю князя Игоря. В неспокойные времена, когда набеги половцев угрожали ежедневно мирному течению жизни, князь Игорь невзирая на грозное предзнаменование решает выступить первым против врага. Недаром в самом начале рассказчик славит Игоря, упоминая его славные удалые деяния. Князь решает постоять за свою Отчизну, не боясь сложить голову в бою. Очень красочные образы представлены в первой части поэмы, описание курян, дружины Игоря и Всеволода , заставляет восхититься силой и мужеством русских витязей, наших предков. Отвага Игоря и его брата Всеволода подстегнула броситься им на помощь Святослава, другого русского князя. Взаимовыручка, бесстрашие русских воинов служит примером как надо защищать свою Родину. Автор поэмы рассказывает о той битве с гордостью за своих современников, он также поражен их смелостью. Но печальные нотки все-таки проскальзывают в повествовании, автор не может оставить без внимания факт некоторой необдуманности поступков князя Игоря. И здесь видна мудрость автора, который вынес на всеобщий суд свое суждение, ставшее последствие народной мудростью, без единства сильный очень уязвим, без единства победы не добиться.
    Игорь бросился в бой в одиночку, не посоветовавшись с другими воинами, пренебрегая грозным знамением и потерпел поражение. Гордость за смелость духа Игоря и горечь от поражения в битве – основной леймотив произведения. Главная мысль поэмы заключается в воззвании автора ко всем русским племенам и княжествам, к объединению, чтобы не было напрасных жертв, чтобы русское государство было сильным, надо иметь скоординированные решения и только тогда Русь будет непобедимой.
    “Слово о полку Игореве” носит не только назидательный характер, это прежде всего художественное повествование, но написанное очень ярким и живым языком. Автор находит слова, бьющие по самому сердцу, здесь и описание воинских дел князя, и описание грозных половцев и плач Ярославны. Жена Игоря настолько живая в своем проявлении чувств, автору настолько точно удалось воссоздать ее образ, что невольно проникаешься огромным сочувствием к нелегкой женской доле, быть женой воина.
    Вот таким образом немного дописать о “Плаче Ярославны”, подвести итого всему произведению в целом и все.

  5. Одно из древнейших памятников русской письменности “Слово о полку Игореве” — и кусочек нашей истории, и поэтическое сказание о наших предках живших в 12 веке…
    “Слово” рассказывает о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах 12 века в связи с участившимися половецкими набегами на Русь князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников.В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей.
    Игорь в этом походе не участвовал, так как был болен, и совершил свой поход через год (1185 г.). Князь пошел на половцев ради личной славы. Превосходящие силы половцев разгромили Игореву дружину и взяли Игоря в плен. Игорь, по существу, сам “отворил ворота” кочевникам на Русь.
    “Слово” состоит из вступления, трех частей и концовки. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна (здесь: поэт), а который прославляет воинские подвиги русских князей. Создатель “Слова” стремится рассказать людям суровую правду. Первая часть “Слова” — рассказ о походе Игоря. Вторая часть “Слова” переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, горько сетует на своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники решили: “Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим”. Великое горе принес их необдуманный поход.
    Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению.
    Третья часть “Слова” рассказывает о плаче Ярославны, жены Игоря. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу.
    Концовка поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу. Таково содержание “Слова”.
    Что представляют собой герои поэмы? Игорь Новгород-Северский — смелый, неустрашимый военачальник. Он горячо любит свою родину. Это благородный человек. Воинская честь и чувство привязанности не позволяют ему оставить в беде милого брата Всеволода. Выручая его, Игорь попадает в плен. Его отважный брат Всеволод, сражающийся как былинный богатырь, в пылу битвы забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице. Он не дорожит своей жизнью. Хотя автор восхищается подвигами Игоря и Всеволода, он осуждает их за легкомыслие и жажду славы. Но он и сочувствует Игорю, который нужен отечеству. “Тяжко тебе, голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и русской земле без Игоря”. Большая роль в поэме отводится собирательному образу дружины. Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Называя дружину “русским золотом”, автор укоряет Игоря за то, что он погубил это “богатство”. Но заканчивается поэма провозглашением славы Игорю, понявшему и тяжело пережившему свою роковую ошибку.
    Обаятельна жена Игоря — Ярославна. В ее плаче, напоминающем лирическую народную песню, выражена скорбь тысяч русских женщин, чья мирная жизнь, счастье и любовь нарушились ужасами войны.
    Есть в поэме еще один образ. Это величественный образ Руси. Это и родная природа, и русские люди, и созданные их трудом города и села. Широте и разнообразию жизненных явлений, показанных в “Слове”, соответствует его поэтический язык. Автор сочетает достижения современной ему книжной литературы с образными средствами устной народной поэзии.
    Безупречен положительный герой “Слова” — киевский князь Святослав. Это человек глубокого ума. В его уста поэт вложил мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты, все русские силы должны быть объединены для борьбы с врагом. Все произведение проникнуто идеей государственного единства русской земли.

  6. «Слово о полку Игореве» – жемчужина литературы
    История «Слова…». Сочинение было найдено графом О. Мусиным-Пушкиным, впервые напечатано им же в 1800 году. Оригинал погиб во время пожара в Москве. Сохранились две полных копии Мусина-Пушкина и несколько отдельных выписок. Вокруг «Слова…» точились многочисленные научные дискуссии – как по поводу авторства, так и по поводу возможной мистификации. Версия о том, что «Слово…» является не оригинальным сочинением XII века, а более поздней мистификацией, не подтверждена серьезными научными исследованиями. Основные герои «Слова…» («Слово…» повествует о походе новгород-северского князя Игоря против половцев, который состоялся в 1185 году. Поход был неудачным, полк Игоря был разбит, а его взяли в плен. Игорь Святославич спасается из плена, возвращается домой. Сам текст написан как лиро-эпическое сочинение, в нем изображены не только исторические события и исторический контекст, а есть и много мифологических, фольклорных мотивов. Описывая художественные образы, неизвестный автор высказывает свое отношение к описываемому.
    ее, она воспринимается как что-то живое, одухотворенное. Так же автор обращается к силам природы. В этом отображаются дарования наших предков, элементы язычества и пантеизма.
    всеми как плохая примета. Автор «Слова…» уважает мужество и упорство Игоря, одновременно и осуждает его за пылкость. Образ Игоря, вопреки всему, не идеализируется, становясь от этого более реалистическим. Особое место занимает в произведении образ князя Святослава. В тексте приводится сон Святослава и так называемое «Золотое слово» – мысль князя о том, что только вместе, только объединившись можно оборонять родную землю. На фоне постоянных междоусобных споров, которые были между княжествами, призыв Святослава к объединению ради движении выглядит особенно поражающе, недаром его метафорически названо «Золотым словом Святослава». Автор текста поддерживает мысль князя о необходимости объединения. Изображены и другие князи – представлено похвальное слово «старым» князьям Игорю и Всеволоду, молодому князю Владимиру. Победоносным изображен князь Тура Всеволода, который принимает участие в походе вместе с Игорем.
    «Слове…» описывается ее монолог – «Плач Ярославни». Слова княжны, которая тоскует по своему любимому, проникнуты успехом его войска не только насыщены напряженными эмоциями женщины, а и богаты художественными приемами, отображают особое мышление тогдашних людей (обращение к силам природы), содержат фольклорные и мифологические мотивы (лечение водой – «мертвая и живая вода»). «Плач Ярославни» был основой литературных перепевов.
    «Слова…» неизвестен. Автор хорошо осведомлен о событиях, говорит так, будто ему знакома Русская земля. Поэт высказывает свое отношение к описываемому – осуждает междоусобицы княжеские, призывы к объединению и борьбе.

  7. «Слово о полку Игореве» — произведение, способное удивить исследователя и читателя своей глубиной и эмоциональностью. Именно поэтому ученые долгое время не могли решить, является ли памятник оригинальным образцом древнерусского искусства или же это подделка. Исследование других письменных источни­ков позволило доказать истинность произведения, высокий худо­жественный уровень которого объясняется необычайной талант­ливостью автора.
    Эпическое повествование «Слова» перекликается с книжной литературой Киевской Руси —летописанием, красноречием, агио­графией (житиями святых), переводными повестями. Лирические рассуждения, авторские отступления, народно-поэтическая сим­волика «Слова» коренятся в фольклоре, в языческих верованиях в силы природы и языческих богов Хорса, Стрибога, Велеса, Даждь-бога, а также в дружинной поэзии.
    Наиболее поэтическим местом в «Слове о полку Игореве» по праву считается «Плач Ярославны». Ярославна оплакивает не толь­ко пленение своего мужа Игоря, но и поражение его войска. Она обращается к могущественным силам природы, чтобы они помог­ли Игорю и его воинам. Поэтические образы верной жены Игоря Ярославны, которая «кукушкой кличет» на валу в Путивле, доб­рой и нежной жены Всеволода красавицы Глебовны — яркие жен­ские образы, которые выделяются не только на фоне древнерус­ской, но и мировой средневековой литературы.
    Ярким образом в поэме выступает полулегендарный древнерус­ский певец Боян. Автор с уважением относится к таланту предше­ственника, «внука Велеса», который был языческим покровите­лем поэтов и поэзии, однако творит «Слово» по «своему замыслу», следуя стилю былин своего времени.
    Поражает в произведении также изображение сил природы, которая является живой, деятельной, она словно радуется успехам и печалится из-за неудач русичей, предупреждает их об опасности и помогает. Так, затмение солнца перед походом вещует Игорю неудачу, звери предостерегают войско; звезды будто наливаются кровавым светом, чернеют тучи перед второй битвой, Ярославна обращается к силам природы как к защитникам, Игорь разгова­ривает с Доном.
    «Слово о полку Игореве» действительно является высоко­художественным произведением древнерусской литературы, насто­ящей жемчужиной нашей культуры. Художественная безукориз­ненность, гуманистическая и патриотическая направленность, глу­бокая народность памятника нашли отображение как в древней, так и в новой литературе восточнославянских народов.[/sms]

  8. Сочинения
    «Золотое слово русской литературы»
    (по произведению «Слово о полку Игореве»)
    «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская!»
    (по поэме «Слово о полку Игореве»)
    «Слово о полку Игореве» — величайшее произведение древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы
    Вариант 1
    «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы
    Вариант 2
    «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы
    Вариант 3
    «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы
    Вариант 4
    «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» — памятник литературы древней Руси
    «Слово о полку Игореве» — призыв к единению Руси
    «Слово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством
    Вечно живое «Слово» (Изображение Руси в «Слове о полку Игореве»)
    Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»
    Жанровые особенности «Слова о полку Игореве»
    Изображение Руси в «Слове о полку Игореве»
    Изображение природы автором «Слова о полку Игореве»
    Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве»
    Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве»
    Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве»
    Композиция и её роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве»
    Кто мог быть автором «Слова о полку Игореве»?
    Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
    Вариант 1
    Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
    Вариант 2
    Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
    Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»
    Основная идея «Слова о полку Игореве»
    Откуда к нам пришло «Слово о полку Игореве»?
    Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве»
    Человечность «Слова о полку Игореве»

  9. Драгоценнейший памятник древнерусской литературы — “Слово о полку Игореве”. Это произведение посвящено походу 1185 года новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. На примере неудачи Игоря автор “Слова” дает урок всем русским князьям, призывает к единению в борьбе с врагами.
    Сохранилось два других рассказа о неудачном походе Игоря Святославича: один — в южных летописях, второй — в северных. Авторы летописных рассказов стремились передать как можно больше фактов, а “Слово” очень поэтично, оно не столько рассказывает о походе Игоря, сколько оплакивает неудачу, сетует, скорбит, призывает русских князей соединить свои полки против половцев, отомстить за поруганную Русскую землю. Но и летописи, и “Слово” опираются на действительно имевшие место события и полны искренней, горячей любви к Родине.
    “Слово о полку Игореве” состоит из трех основных частей, которые автор часто прерывает размышлениями о современности и прошлом Русской земли. Во вступлении автор “Слова” говорит о том, что он решил творить по действительным событиям своего времени.
    В первой части “Слова” изображено событие, взволновавшее Русь. Автор показывает, как продвигается немногочисленное войско Игоревой дружины, затем рассказывает о двух битвах дружины. Сначала русские побеждали: “Рано утром в пятницу они смяли поганые половецкие полки…” Но воинам рано радоваться: зловещей огромной темной тучей наступает орда половцев. Автор так описывает кровопролитное сражение: “… летят стрълы каленыя, гримлютъ сабли о шеломы, трещатъ копиа харалужныя… Чръна земля подъ копыты костьми была посъяна, а кровию польяна…” Читатель словно слышит шум битвы, бряцание копий и представляет ожесточенный бой.
    Во второй части автор “Слова” объясняет причины поражения русского войска. Князь Святослав, мудрый полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, упрекает их в безрассудности и самонадеянности: “Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать”. Необдуманный поход северских князей принес людям много горя: “кричат под саблями половецкими” русские люди, ни в чем не повинные.
    В третьей части “Слова” автор размышляет о судьбах Руси и ищет пути, которые должны привести к победе над кочевниками. Автор поэмы взволнованно призывает русских князей — Всеволода Суздальского, Ярослава Осмомысла Галицкого и других властителей обширных и могучих, но разрозненных киевских княжеств объединиться и всем вместе выступить против половцев, защитить и отстоять Русскую землю, отомстить “за раны Игоря, храброго Святославича”, загородить полкам половецким “ворота своими острыми стрелами”.
    Не только мужчины, но и женщины готовы отстоять родную землю. Жена Игоря Ярославна горько плачет в Путивле на крепостной стене и умоляет силы природы помочь любимому вернуться на Родину:
    О, ветер, ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Зачем мчишь хиновские стрелочки
    на своих легких крыльицах
    на воина моего милого?
    Ярославна с плачем обращается к ветру, веющему под облаками, подгоняющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана, к солнцу, которое светит для всех тепло и прекрасно, а в сухой степи жжет своими лучами русских воинов. Ее голос летит до самых границ Руси, и князь будто слышит его и бежит из “земли незнаемой” в родные края. Игорь понимает, в чем его вина перед Родиной, но князь Святослав и соотечественники прощают героя.
    Автор поэмы хочет, чтобы русские князья объединились и дали отпор общему врагу.
    Он обращается ко всем русским князьям поочередно, призывает их к ответу и напоминает об их долге перед Отчизной. Автор призывает их защищать Русскую землю, заградить врагам ворота своими острыми стрелами. Хотя автор “Слова” и пишет о поражении, в его словах нет уныния и отчаяния. Поэма — зов перед боем, авторские слова пронизаны заботой о будущем Руси. Победа еще не настала, еще рано торжествовать и радоваться. Для автора “Слова” битва со страшным врагом еще не закончена, ведь конец сражения должен быть победой, это же поражение для него — только начало битвы. Это поражение должно объединить русских князей. Автор “Слова о полку Игореве” призывает не торжествовать — еще рано, а начинать битву за родную землю — вот путь, который видит автор “Слова”
    Автор смело требует от князей согласованных действий против общих врагов Руси и укоряет и стыдит их за бездеятельность: “Где же ваши золотые шеломы и сулицы лядские и щиты? Загородите степи ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!”
    По словам Д. С. Лихачева, только “переживший сам душевную утрату мог с такой психологической верностью передать свое смятенное состояние, свое нежелание поверить в случившееся несчастье”. В “Слове” чувствуется замечательный русский дух последующей русской литературы, высокое сознание своей ответственности, своего писательского призвания, своего общественного долга.

  10. Произведение посвящено событиям 1185 года. Древняя Русь в это время представляла собой ослабленное феодальными войнами государство. А ведь еще совсем недавно это была сильная, могущественная, богатая держава, величие которой заставляло трепетать соседей. Почему же огромное государство, созданное князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на княжества и приходить в упадок? Наверное, все дело в алчности князей, стремившихся подчинить себе лучшие земли.
    Междоусобные войны, охватившие Великую Русь, пришлись на руку ее врагам — половцам. В 80-х годах XI века с ними сразился князь Святослав. Собрав всех русских князей и их огромные дружины, он без труда смог отбросить кочевников в степи. Но то было раньше, когда Великую Русь не терзали бесконечные войны, а князья прислушивались к словам великого князя. Теперь время изменилось: каждый хотел стяжать себе славы и доказать свое преимущество перед другими. Не исключением оказался и новгород-север- ский князь Игорь, в одиночку организовавший в 1185 году поход на половцев. Его войско не смогло устоять перед огромным по численности противником и было разбито, что открыло половцам путь для новых набегов.
    «Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы: во-первых, оно содержит бесценные сведения о событиях русской истории, во-вторых, является образцом высокой художественности.
    Произведение состоит из двух частей. В первой автор описывает выступление князя Игоря в поход. Сына Святослава не остановило даже затмение солнца, считавшееся плохим предзнаменованием:
    Вспала князю на ум охота,
    А знаменье заступило ему желание
    Отведать Дона великого.
    Хочу, — он рек, — преломить копье
    На конце поля Половецкого с вами, люди русские!
    Хочу положить свою голову
    Или выпить шеломом из Дона.
    Переправившись через Донец, Игорь стал поджидать своего брата Всеволода, который не замедлил подойти со своей дружиной со стороны Курска. Всеволод предстает перед читателем гордым, честолюбивым князем, уверенным в силе и ловкости своих воинов:
    Метки в стрельбе мои куряне.
    Под трубами повиты,
    Под шеломами взлелеяны,
    Концом копья вскормлены,
    Пути им все ведомы,
    Овраги им знаемы,
    Луки у них натянуты,
    Тулы отворены,
    Сабли отпущены,
    Сами скачут, как серые волки в поле,
    Ища себе чести, а князю славы.
    Несмотря на то что путь русского войска по половецкой земле был тревожным, — и птицы, и звери, казалось, предостерегали Игоря, — он решительно продвигался вперед. Первый бой с противником закончился победой русичей. Это прибавило воинам мужества. Они, «рассеясь стрелами по полю, помчали красных дев половецких, а с ними и злато, и поволоки, и драгие акса- миты». На другое утро удача отвернулась от русских воинов, половцы стали наступать на них со всех сторон: «Земля гремит, реки текут мутно, прахи поля покрывают… Русские полки отступили».
    Мужественно сражалось Игорево войско, пример храбрости показывал в бою брат Игоря Всеволод, но слишком неравными были силы. На третий день жаркого боя русское войско было разбито, а сам князь Игорь попал в плен.
    Горе постигло русскую землю и народ.
    И застонал, друзья, Киев печалию,
    Чернигов напастию.
    Тоска разлилась по Русской земле,
    Обильна печаль потекла среди земли Русския.
    Половцы, воодушевленные своей победой, ворвались в русские земли и стали собирать дань «по белке со двора».
    Вторая часть произведения — своего рода гимн уму, мудрости, рассудительности Святослава Великого. Расчетливый полководец и талантливый правитель, Святослав не одобряет необдуманный поступок сыновей, загубивших столько преданных и смелых воинов напрасно. Он понимает, что сила войска, а значит, и державы — в сплочении, в единении. Только объединившись, князья смогут освободить Русь от поработителей и укрепить ее границы.
    Особый смысл заложен автором в образ Ярославны, жены Игоря. С одной стороны, она верная, нежная жена, скорбящая о судьбе любимого мужа. С другой стороны, Ярославна — вся русская земля, оплакивающая погибших на чужбине своих сыновей:
    Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко!
    Ты для всех тепло, ты для всех красно!
    Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей,
    Что в безводной степи луки им сжало жаждой И заточило им тулы печалию?
    «Золотое слово» Святослава и плач Ярославны — вот два фрагмента, которые наиболее красноречиво подтверждают, что «Слово о полку Игореве» — не сухая историческая хроника, а художественное произведение. Эти фрагменты, как и многие другие, наполнены высокой поэзией, что и дает право называть творение неизвестного автора «жемчужиной древнерусской литературы».

  11. История «Слова…». Сочинение было найдено графом О. Мусиным-Пушкиным, впервые напечатано им же в 1800 году. Оригинал погиб во время пожара в Москве. Сохранились две полных копии Мусина-Пушкина и несколько отдельных выписок. Вокруг «Слова…» точились многочисленные научные дискуссии – как по поводу авторства, так и по поводу возможной мистификации. Версия о том, что «Слово…» является не оригинальным сочинением XII века, а более поздней мистификацией, не подтверждена серьезными научными исследованиями. Основные герои «Слова…» («Слово…» повествует о походе новгород-северского князя Игоря против половцев, который состоялся в 1185 году. Поход был неудачным, полк Игоря был разбит, а его взяли в плен. Игорь Святославич спасается из плена, возвращается домой. Сам текст написан как лиро-эпическое сочинение, в нем изображены не только исторические события и исторический контекст, а есть и много мифологических, фольклорных мотивов. Описывая художественные образы, неизвестный автор высказывает свое отношение к описываемому.
    Образ Русской земли. Не столько судьба государства, сколько судьба народа, земли как Родины волнует князя, автора, воинов. Особая роль в произведении отводится природе. Изображая природу, автор персонифицирует ее, она воспринимается как что-то живое, одухотворенное. Так же автор обращается к силам природы. В этом отображаются дарования наших предков, элементы язычества и пантеизма.
    Образ князя. Князь Игорь, отправляясь в поход, сам настраивает себя на безопасность, тем не менее, он настолько увлечен мыслью о мести половцам. Я игнорирует даже солнечное затемнение, которое воспринимается всеми как плохая примета. Автор «Слова…» уважает мужество и упорство Игоря, одновременно и осуждает его за пылкость. Образ Игоря, вопреки всему, не идеализируется, становясь от этого более реалистическим. Особое место занимает в произведении образ князя Святослава. В тексте приводится сон Святослава и так называемое «Золотое слово» – мысль князя о том, что только вместе, только объединившись можно оборонять родную землю. На фоне постоянных междоусобных споров, которые были между княжествами, призыв Святослава к объединению ради движении выглядит особенно поражающе, недаром его метафорически названо «Золотым словом Святослава». Автор текста поддерживает мысль князя о необходимости объединения. Изображены и другие князи – представлено похвальное слово «старым» князьям Игорю и Всеволоду, молодому князю Владимиру. Победоносным изображен князь Тура Всеволода, который принимает участие в походе вместе с Игорем.
    Ярославна. Ярославна – один и известнейших женских образов украинской литературы. В «Слове…» описывается ее монолог – «Плач Ярославни». Слова княжны, которая тоскует по своему любимому, проникнуты успехом его войска не только насыщены напряженными эмоциями женщины, а и богаты художественными приемами, отображают особое мышление тогдашних людей (обращение к силам природы), содержат фольклорные и мифологические мотивы (лечение водой – «мертвая и живая вода»). «Плач Ярославни» был основой литературных перепевов.
    Образ автора. Образ настоящего автора «Слова…» неизвестен. Автор хорошо осведомлен о событиях, говорит так, будто ему знакома Русская земля. Поэт высказывает свое отношение к описываемому – осуждает междоусобицы княжеские, призывы к объединению и борьбе.
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » План с разъяснениями на тему: «Слово о полку Игореве» – жемчужина литературы . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Князь Игорь – защитник русской земли в «Слове о полке Игоревом»
    Природа и ее роль в «Слове о полку Игоревом»
    «Слово о полку Игореве» и проблема авторства
    Призыв русских князей к единению в «Слове о полку Игореве»
    Обзор методических работ по изучению «Слово о полку Игореве»

  12. «Слово о полку Игореве» —удивительнейший памятник древнерусской литературы. Более восьми веков назад неизвестный автор написал эти немудреные строки, а сколько научных статей и художественных произведений последовало за ними. Ученые стремились и стремятся сейчас объяснить феномен «Слова», точнее и полнее донести до нас его смысл. Художники и музыканты всех времен вдохновлялись поэтическими образами древнего и неувядающего памятника нашей истории, словесности, культуры.
    «Слово» не могло появиться на пустом месте. Культура Древней Руси была чрезвычайно богата и разнообразна, о чем говорят многочисленные памятники архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Культура и в религиозных формах несла в себе яркое проявление чувств и мыслей наших предков.
    «Слово» вдохновлено реальными событиями русской истории. Оно рассказывает о походе на половцев храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича в 1185 году. С небольшими силами Игорь, «не сдержав молодости», как о нем говорит летопись, отправился в тяжелый и опасный поход на половцев, мечтая дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси когда-то принадлежащие ей Земли. Кроме Игоря в походе участвовали его сыновья, князь Рыльский и брат Всеволод буй тур. Захватить половцев врасплох, на что рассчитывал Игорь, не удалось.
    Первое сраженье со «степью» оказалось удачным, а потом половцы одержали полную победу, ранили и пленили Игоря. Поражение князя имело несчастные последствия для всей Руси… Позже князю удалось бежать из плена и вернуться на родину.
    Чтение «Слова» не простое занятие. Автор не придерживается в повествовании строгой последовательности событий, не подводит читателей к ним постепенно. Мы как бы сталкиваемся с ними, попадая сразу в самую гущу событий. «Игорь ждет мила брата Всеволода. Ярый тур Всеволод! Стоишь ты в самом бою…» Автор писал «Слово» для своих современников, хорошо знавших обстоятельства похода Игоря, это позволило построить произведение фрагментарно, оттеняя главные эпизоды. Яркое, необычное начало повествования — описание затмения настраивает читателя на тревожный лад:
    Солнце тьмою путь заступало, ночь,
    стонущи ему грозою, птиц пробудила…
    Поэтичны и красивы эпитеты «Слова». Князья сравниваются с «четырьмя солнцами», в бою «трепещут синие молнии» сабель, грозит «дождь стрелами». Опираясь, вероятно, на фольклор, автор дает свое видение мира, рождая небывалый, своеобразный художественный стиль повествования.
    Автор «Слова», показав разгром войска Игоря, приводит читателей к мысли о необходимости объединения всех русских земель. В своеобразных лирических отступлениях автор осуждает недальновидность и алчность отдельных князей, сеющих смуту и раздор, ослабляющих Русь.
    Почему же Игорь, виновник бедствия, прощен автором? Исходным желанием князя, побудившим его к походу, была защита и усиление Руси. Он мужественно сражается, не бросает на поле брани пеших воинов, брата, попавшего в беду. В плену Игорь томится, «не спит, Игорь бдит, мыслью поля мерит от великого Дона до Малого Донца…». Все это позволяет автору славить князя. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр, прощая временные заблуждения Игоря.
    В «золотом слове» Святослава, обращенном ко всем русским князьям, живет надежда на объединение русских земель во имя великой родины, сумеющей отстоять свою свободу и независимость.
    Поэтичность «Слову» придает образ Ярославны. Во время традиционного плача Ярославна обращается к силам природы за помощью, как было принято в язычестве. Слова Ярославны не только традиционный плач, но и заклинание, она верит в справедливость природы, надеется на возвращение любимого, его соратников. Нежная, любящая, Ярославна послужила прообразом многих героинь русской литературы.
    Оптимистический конец «Слова» — это не только вера в победу, храбрость и силу русского воинства, но и вера в справедливость и добро как основы мира. Именно поэтому «Слово» привлекает к себе внимание художников на всем протяжении своей истории, являясь чудесным неисчерпаемым кладезем, из которого каждая эпоха берет сокровища, созвучные своему времени.

  13. Древнерусская поэма «Слово о полку Игореве», созданная в конце XII века, дошла до нас в XVI веке в единственном списке, судьба которого трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А. И. Мусина-Пушкина в московском пожаре. По счастью, в 1800 году он успел его издать.
    Небольшой литературный памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев в 1185 году, оказался одной из самых больших побед русского слова.
    Покоряет сила любви к родине, к земле Русской, которая пронизывает все произведение, проступает в каждой строке. Чувство это наполняет сердце жгучим горем от поражения русского войска; гордостью за свою родину, когда мы узнаем о силе и смелости ее князей; острой ненавистью к врагам, разорявшим Русскую землю.
    Величайшая патриотическая поэма Древней Руси рассказывает нам не об одной из побед, которых немало знало русское оружие, а о страшном поражении, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался плененным, а войско почти совсем уничтоженным! Автор «Слова…» смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собою Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и напоминая им об их долге перед родиной:
    Где же ваши золотые шлемы
    и копья польские
    и щиты?
    Загородите полю ворота
    своими острыми стрелами
    за землю Русскую,
    за раны. Игоревы
    буйного Святославича!
    Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о дне настоящем и о прошлом Русской земли.
    Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна, прославлявшего воинские подвиги русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Отдавая дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель «Слова…» вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить «не по замышлению Бояна», а по действительным событиям своего времени.
    Поэт рассказывает о сборах в поход и двух битвах Иго- ревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины, но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет Игорево войско, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация «Слова…».
    А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военачальников: «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать». По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход этих князей. И вот уже «кричат под саблями половецкими» ни в чем не повинные русские люди.
    К «золотому слову» Святослава, к его размышлениям о судьбах Руси присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям Всеволоду Суздальскому, Ярославу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить «за раны Игоря, храброго Святославича». Это одно из центральных мест произведения.
    Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из плена. Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
    Итак, композиция «Слова…» строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее — идее объединения Руси.
    Страстность, с которой написано «Слово…», поразительна. Оно полно сильных и волнующих чувств. Рассказывая о походе русского войска, автор преисполнен такой сильной скорби, что прерывает самого себя горестными восклицаниями: «О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю! А Игорева храброго полка уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!»
    Автор «Слова…» одухотворяет природу, заставляет ее отзываться на все происходящее среди людей. Чувства его так велики, понимание чужого горя и чужих радостей так остро, что ему кажется, что этими же чувствами, этими же переживаниями наделена и вся окружающая природа. Слияние автора и природы усиливает значительность и драматизм происходящего.
    Очень живо рисует автор «Слова…» удаление войска и дважды восклицает: «О Русская земля! уже ты за холмом!» Только побывавший в походах мог с такой точностью передать душевные переживания воинов, уходящих за пределы родной земли, прощающихся с родиной.
    Автор поэмы как бы слышит издалека шум битвы, но в сильном душевном волнении не хочет и не может осознать внезапно надвинувшееся поражение, несмотря на всю его очевидность. С исключительной глубиной проникает он и в душевные переживания своих героев. Во всей сложности предстают перед нами противоречивые чувства Святослава Всеволодовича Киевского при известии о поражении Игоря и Всеволода. Он отечески любит их и упрекает за безрассудную затею похода без других русских князей.
    Автор «Слова…» понимает молодецкое презрение к роскоши воинов Игоря, которые, потоптав «поганые» полки половецкие, «помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты».
    Одновременно с пониманием удали воинов он с ласковой чуткостью приоткрывает нам душевные переживания жены Игоря — Ярославны, плачущей по своему мужу. Нежность Ярославны и суровость воинов понятны и близки ему в равной мере.
    С удивительной человечностью изображена в поэме одинокая смерть Изяслава Васильковича на поле битвы, на кровавой траве: не было с ним его братьев, в одиночестве «изронил он свою жемчужную душу через золотое ожерелье».
    Но истинным, главным героем произведения является Русская земля; ее образ автор создает с необыкновенным темпераментом, с чувством страстной любви к ней.
    Отличается своей грандиозностью динамичный пейзаж «Слова…»: перед битвой с половцами «кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…», быть грому великому, идти дождю стрелами с Дона Великого. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. После поражения Игоря в глубокую печаль погружена Русь. Широкий фон, на котором развертывается действие, передает ощущение бескрайних просторов родины. Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему над облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие лучи свои на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
    Это небольшое, но исключительно богатое по форме и содержанию произведение пронизано контрастом книжных элементов стиля с народно-поэтическими, которые, переплетаясь, создают его своеобразие. Но ближе всего «Слово…» к народной поэзии. Народны образы дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы с пиром, жатвой. Близок к народному и плач Ярославны.
    Контрастно в поэме сочетание прозы с ритмически организованными строками. Автор очень точно и метко подбирает слова и выражения: соловьиное пение уснуло; синие молнии трепещут; трава никнет. Прекрасны и такие эпитеты: жемчужная душа, живые струны Бояна.
    Созданное вскоре после описываемых событий «Слово о полку Игореве», по выражению академика А. С. Орлова, «не затерялось,— на границе дикого поля». Во все эпохи «Слово…» было живым явлением русской литературы, всегда сохраняло свою идейную и эстетическую действенность.
    Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой о нем. Для автора битва со степным врагом еще не закончилась, поражение для него — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских.
    Имя поэта, создавшего «Слово о полку Игореве», затерялось в веках.
    Мы не знаем, был ли он княжеским певцом или принадлежал к дружинной (военной) среде. Во всяком случае, это был один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи, патриот и гуманист, отстаивавший идею единства Русской земли.

  14. Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано одно из самых ярких произ­ведений древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Оно проникнуто большим человеческим чувством — теп­лым, нежным и сильным чувством любви к родине. Эта любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном вол­нении, с которым автор говорит о пораже­нии войск Игоря, и в том, как он передает плач русских жен по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря. Любовь к родине сделала «Слово» бес­смертным — понятным и близким всем людям, искренне любящим свою родину и свой народ. Призыв «Слова» к защите родины, к охране мирной жизни ее народа звучит и сейчас с неослабевающей силой, хотя произведение повествует о реальных событиях русской истории.
    «Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода и написано непосредственно под впечат­лением от этих событий. В произведении много намеков, напоминаний, зачастую туманных указаний на то, что еще было свежо в памяти каждого русского челове­ка. «Слово» — непосредственный отклик на события Игорева похода — служило призывом к прекращению княжеских меж­доусобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Заслуга автора в том, что он сумел стать выше ча­стных интересов отдельных князей, понял необходимость объединения Русской земли и выразил эту мысль в ярких и жи­вых образах и картинах своего гениально­го произведения. Автор «Слова» считал, что только сильная княжеская власть спо­собна объединить Русь перед лицом внешнего врага. И поэтому он наделяет киевского князя Святослава Всеволодо­вича идеальными свойствами главы рус­ских князей: он и «грозный», и «великий». Этот князь силен и войском, и судом, его уважают и боятся соседи. Образ князя Святослава воплощает собой идею силь­ной княжеской власти, которая способна объединить Русскую землю для защиты от врагов:
    Ярослава все внуки и Всеслава!
    Склоните стяги свои,
    вложите в ножны свои мечи поврежденные,
    ибо лишились вы славы дедов.
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых на землю Русскую,
    на богатства Всеслава.
    Из-за усобицы ведь настало насилие от
    земли Половецкой!
    Но все-таки подлинным героем произ­ведения является не великий князь, а русс­кий народ, Русская земля. И «Слово о полку Игореве» посвящено всей Русской земле в целом. Автор рисует ее обшир­ный пространства: перед нами половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, многие горо­да. В бескрайних просторах Руси могуще­ство героев «Слова» приобретает нео­быкновенные размеры: Владимира I Свя­тославича нельзя было «пригвоздить к горам киевским»; галицкий Ярослав «под­пер горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота». Радости и печали русско­го народа разделяет вся русская приро­да: солнце тьмою заслоняет путь князю — предупреждает об опасности; Донец сте­лет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками. Перед битвой с половцами «кровавые зори свет возве­щают; черные тучи с моря идут, хотят при­крыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, пой­ти дождю стрелами с Дона великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется». А после поражения вой­ска Игоря печалится вся Русь.
    К силам природы обращается Ярослав­на: к ветру, веющему под облаками, леле­ющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и пре­красно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаж­дою им луки скрутило, истомою им колча­ны заткнуло.
    Русская земля для автора — это не толь­ко природа и города, а это еще и ее народ. Так, весь русский народ горюет после по­ражения Игоря. Войско Игоря — это преж­де всего русские люди. Они идут на по­ловцев, чтобы защитить свою родину, не жалея жизни. Автор в своем произведе­нии создал объединенный образ Руси, ко­торый вобрал в себя и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
    Это произведение предопределило даль­нейшее развитие древнерусской литерату­ры. Так, оно послужило литературным об­разцом для создания «Задонщины». «Сло­во о полку Игореве» изучалось многими поэтами, историками. Им занимался А. Пушкин, его переводили В. Жуковский, А. Майков, Л. Мей и другие русские поэты. Это произведение переведено на все сла­вянские и большинство западноевропей­ских языков. «Слово» является живым и не­пререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и подлинной народности.

  15. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Великая и могучая Русская земля. Благород­ный, гордый и отважный народ. Трудно предста­вить, что мы, поколения, живущие через не­сколько веков после похода Игоря Святославича на половцев, могли бы не знать правды о тех со­бытиях. Или же до нас дошли лишь сухие фак­ты, которые не надолго задержались бы в нашей памяти. К счастью, уже в те времена были пре­красные мастера русского слова, поэты, летопис­цы, которые во всех деталях смогли передать по­томкам живую память об истории родной стра­ны. Наиболее выдающимся и оригинальным па­мятником древнерусской письменности и одним из лучших произведений мирового героического эпоса стала поэма «Слово о полку Игореве».
    Через столетия долетел до нас голос неизвест­ного автора «Слова…», наполненный трепетной любовью к Русской земле, гордостью за русский народ и отважных русских князей, призывом к единению и сплочению русских людей. Он донес до нас самое яркое, самое правдивое и живое сви­детельство событий великой древности. Со вре­мен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли смерть, разорение, боль и гнев. Возмущен­ный жестокой несправедливостью, князь Свято­слав Всеволодович объединил в единое русское войско все дружины и с такой мощной силой на­долго отбросил половцев в глубь причерномор­ских степей. Но спустя некоторое время двоюрод­ный брат Святослава Игорь, собрав небольшую дружину, в одиночку отправился в поход на по­ловецкие племена. Этот поход оказался неудач­ным: силы были неравными, действия необду­манными и дружина была полностью разбита.
    Основной целью «Слова о полку Игореве» было не четкое отображение исторических фак­тов, а стремление через литературные образы пе­редать переживания и мироощущение людей того великого времени, вызвать у читателя гордость за мужественных предков. Автор поэмы сожале­ет об опрометчивом поступке князя, указывает на то, что причина поражения его войска заклю­чалась именно в разрозненности действий рус­ских дружин. Но вместе с тем он восхищается отвагой и мужеством воинов, оказавшихся храб­рыми и стойкими бойцами, верными защитника­ми своей родины.
    Князья Игорь и Всеволод, благородные, силь­ные, смелые русские богатыри, сражаются вмес­те с воинами своих дружин. Но одной смелости и храбрости очень мало для того, чтобы победить многочисленную половецкую орду. Врага можно одолеть только большой, объединенной силой. Эту истину давно понял Святослав и потому в сво­ем обращении к русским князьям призывает их к объединению.
    Неизвестный древнерусский поэт создал пре­красное высокохудожественное произведение, по праву считающееся золотым словом русской ли­тературы. Оно поражает и удивляет читателя сво­ей глубиной и эмоциональностью, масштабнос­тью и эпичностью. Ученые-литературоведы и историки долгое время не могли решить, явля­ется ли произведение оригинальным образцом древнерусского искусства. И после многочислен­ных научных исследований доказали истинность «Слова…», высокий художественный уровень которого объясняется либо необычайной талант­ливостью автора, либо тем, что до нашего време­ни не сохранились другие памятники подобного художественного мастерства.
    «Слово о полку Игореве» — не единственное свидетельство о походе Игоря Святославича. В южных и северных летописях содержатся еще два описания этого исторического события. Но летописные рассказы в основном стремились пе­редать как можно больше фактов, в то время как «Слово…» привлекает своей исключительной по­этичностью. Это не столько рассказ о походе Иго­ря, сколько сожаление автора о неудаче русско­го войска, глубокая скорбь и отчаянный призыв к объединению разрозненных дружин, к отмще­нию за поруганную честь Русской земли. Хотя и летописи, и «Слово…» опираются на действитель­ные события и полны искренней, горячей любви к родине, поэма значительно отличается от дру­гих исторических документов и по стилю, и по содержанию. В какой-то мере она перекликает­ся с книжной литературой Киевской Руси, но многочисленные лирические рассуждения, ав­торские отступления, народно-поэтическая сим­волика связывают «Слово о полку Игореве» с фольклором и Дружинной поэзией.
    Автор широко вводит в свое произведение на­родные плачи и прославления, прибегает к поня­тиям «слава», «честь», «хвала», «хула», для того чтобы сделать свое творение понятным и доступ­ным народу. Не в силах сдерживать эмоции, поэт восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц из­бивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поми­ная прежнее время и прежних князей!» Именно в подобных «плачах» и «славах» более всего ощу­щается связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Не случайно и то, что «Сло­во…» начинается с упоминания о «славах», кото­рые пел Боян, и то, что «славой» Игорю, Всево­лоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Связь с фольклором ощущается и в многочислен­ных лирических отступлениях:

  16. Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание “великого князя”. Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах XII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь попал в плен. После этого события половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь, сам того не желая, открыл путь половцам на родную землю.
    “Слово о полку Игореве” — исторический памятник древнерусской литературы. Это величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве” была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых русских людей стремлению князей к обособлению. Дружинники, куряне, им описаны как “опытные воины”, а воины-богатыри черниговцы “без щитов, с засапожными ножами кликом полки побеждают, звоня в продедовскую славу”. В “Слове о полку Игореве” описаны также страдания простого народа от набегов половцев.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения выступить против половцев.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В “Слове о полку Игореве” он описывается как великий воин: “Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”.
    С объединенными силами своего войска и войска Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз, “на рассвете, в пятницу, в туманах”, русское войско побеждает половцев, захватив в качестве добычи много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой на их месте отступил бы, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:
    Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
    На четыре княжеских шатра.
    Столкнулись две огромные силы в битве, подобной которой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражалось русское войско. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Иго-ревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”. Половцы стали собирать дань с городов “по белке со двора”.
    Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Автор описывает его как умного, рассудительного правителя и полководца. Он не одобряет необдуманных поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что безрассудность сыновей может привести к учащению набегов половцев на Русь.
    Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава, отправившись на половцев, с небольшим войском потерпели неудачу.
    Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общимисилами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
    Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: “О Донец! Немало тебе величья…”. Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. “Слово…” заканчивается ликованием по случаю возвращения князя Игоря.
    Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.
    ?

  17. Великая и могучая Русская земля. Благород­ный, гордый и отважный народ. Трудно предста­вить, что мы, поколения, живущие через не­сколько веков после похода Игоря Святославича на половцев, могли бы не знать правды о тех со­бытиях. Или же до нас дошли лишь сухие фак­ты, которые не надолго задержались бы в нашей памяти. К счастью, уже в те времена были пре­красные мастера русского слова, поэты, летопис­цы, которые во всех деталях смогли передать по­томкам живую память об истории родной стра­ны. Наиболее выдающимся и оригинальным па­мятником древнерусской письменности и одним из лучших произведений мирового героического эпоса стала поэма «Слово о полку Игореве».
    Через столетия долетел до нас голос неизвест­ного автора «Слова…», наполненный трепетной любовью к Русской земле, гордостью за русский народ и отважных русских князей, призывом к единению и сплочению русских людей. Он донес до нас самое яркое, самое правдивое и живое сви­детельство событий великой древности. Со вре­мен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли смерть, разорение, боль и гнев. Возмущен­ный жестокой несправедливостью, князь Свято­слав Всеволодович объединил в единое русское войско все дружины и с такой мощной силой на­долго отбросил половцев в глубь причерномор­ских степей. Но спустя некоторое время двоюрод­ный брат Святослава Игорь, собрав небольшую дружину, в одиночку отправился в поход на по­ловецкие племена. Этот поход оказался неудач­ным: силы были неравными, действия необду­манными и дружина была полностью разбита.
    Основной целью «Слова о полку Игореве» было не четкое отображение исторических фак­тов, а стремление через литературные образы пе­редать переживания и мироощущение людей того великого времени, вызвать у читателя гордость за мужественных предков. Автор поэмы сожале­ет об опрометчивом поступке князя, указывает на то, что причина поражения его войска заклю­чалась именно в разрозненности действий рус­ских дружин. Но вместе с тем он восхищается отвагой и мужеством воинов, оказавшихся храб­рыми и стойкими бойцами, верными защитника­ми своей родины.
    Князья Игорь и Всеволод, благородные, силь­ные, смелые русские богатыри, сражаются вмес­те с воинами своих дружин. Но одной смелости и храбрости очень мало для того, чтобы победить многочисленную половецкую орду. Врага можно одолеть только большой, объединенной силой. Эту истину давно понял Святослав и потому в сво­ем обращении к русским князьям призывает их к объединению.
    Неизвестный древнерусский поэт создал пре­красное высокохудожественное произведение, по праву считающееся золотым словом русской ли­тературы. Оно поражает и удивляет читателя сво­ей глубиной и эмоциональностью, масштабнос­тью и эпичностью. Ученые-литературоведы и историки долгое время не могли решить, явля­ется ли произведение оригинальным образцом древнерусского искусства. И после многочислен­ных научных исследований доказали истинность «Слова…», высокий художественный уровень которого объясняется либо необычайной талант­ливостью автора, либо тем, что до нашего време­ни не сохранились другие памятники подобного художественного мастерства.
    «Слово о полку Игореве» — не единственное свидетельство о походе Игоря Святославича. В южных и северных летописях содержатся еще два описания этого исторического события. Но летописные рассказы в основном стремились пе­редать как можно больше фактов, в то время как «Слово…» привлекает своей исключительной по­этичностью. Это не столько рассказ о походе Иго­ря, сколько сожаление автора о неудаче русско­го войска, глубокая скорбь и отчаянный призыв к объединению разрозненных дружин, к отмще­нию за поруганную честь Русской земли. Хотя и летописи, и «Слово…» опираются на действитель­ные события и полны искренней, горячей любви к родине, поэма значительно отличается от дру­гих исторических документов и по стилю, и по содержанию. В какой-то мере она перекликает­ся с книжной литературой Киевской Руси, но многочисленные лирические рассуждения, ав­торские отступления, народно-поэтическая сим­волика связывают «Слово о полку Игореве» с фольклором и Дружинной поэзией.
    Автор широко вводит в свое произведение на­родные плачи и прославления, прибегает к поня­тиям «слава», «честь», «хвала», «хула», для того чтобы сделать свое творение понятным и доступ­ным народу. Не в силах сдерживать эмоции, поэт восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц из­бивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поми­ная прежнее время и прежних князей!» Именно в подобных «плачах» и «славах» более всего ощу­щается связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Не случайно и то, что «Сло­во…» начинается с упоминания о «славах», кото­рые пел Боян, и то, что «славой» Игорю, Всево­лоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Связь с фольклором ощущается и в многочислен­ных лирических отступлениях:
    Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.
    Далеко залетело!
    Не было оно в обиду порождено
    ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!
    Подобно народным песням, плачам, сказани­ям, «Слово о полку Игореве» наполнено поэтиче­скими образами природы, былинными и сказоч­ными приемами. Сами русские князья напоми­нают богатырей. Нам до сих пор точно не извест­но ни имя, ни происхождение автора поэмы. Но несомненно то, что он был близок к народу по сво­ему мировоззрению, по способу выражения соб­ственных мыслей и эмоций, по самому характе­ру чувств. Возможно, он принадлежал к тем авторам-певцам, что бывали и в Киеве, и в Новгороде-Северском. Может быть, он даже непосред­ственно принимал участие в походе Игоря. В лю­бом случае трудно представить себе произведе­ние, более эмоциональное, наполненное такими лирическими чувствами и написанное таким пре­красным художественным языком.
    Поэма неизвестного древнерусского автора действительно является высокохудожественным произведением, настоящей жемчужиной русской литературы и культуры. Ее создатель — человек необыкновенного поэтического таланта, облада­ющий исключительной способностью видеть и отображать самую суть исторических процессов своего времени и глубокими знаниями дружин­ной и книжной поэзии. Он создал шедевр, кото­рый никогда не перестанет очаровывать читате­лей своим художественным своеобразием и идей­ной патриотической направленностью. Глубокая народность «Слова о полку Игореве» впослед­ствии нашла отображение в многочисленных па­мятниках древней литературы, таких как армян­ская поэма «Давид Сасунский» или киргизский «Манас». Мотивы «Слова…» часто можно заме­тить и в новой литературе восточнославянских народов, и в произведениях иностранных авто­ров, например в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Все это говорит о великом значении «Слова о полку Игореве» не только для русской, но и для мировой литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *