Сочинение на тему смысл названия произведения отцы и дети

15 вариантов

  1. 1861 год знаменуется выходом в свет замечательного, известного романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Название данного произведения знакомит читателя с основным конфликтом, который будет разгораться на протяжении всего романа между отцами и детьми.
    Столкновение поколений – это вечная проблема. Она достаточно актуальна и по сей день. Ведь бабушки и дедушки не понимают увлечений своих детей и внуков, они считают новые поколения молодых людей аморальными и совершенно без идейными.
    Так случилось и с героями романа И.С. Тургенева. Основной конфликт происходит в столкновении интересов Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. С первых же минут знакомства у данных персонажей возникла неприязнь друг к другу. Павел Петрович был возмущен нагловатостью, напористостью молодого человека. А, Евгений, в свою очередь, призирал аристократические повадки Павла Петровича, и считал его куклой, как внешне, так и внутренне.
    Споры героев переросли в дуэль, которая состоялась тайно. И победил в ней Евгений. Ему улыбнулась удача, и он первым поранил противника.
    Не менее волнующая конфликтная ситуация разгоралась и между отцом и сыном Кирсановыми. Николай Петрович совершенно не понимал увлечения своего сына нигилизмом. Аркадий во всем пытался походить на Евгения, старался быть хладнокровным и не показывать свои эмоции. Однако, наследственность и внутренняя мягкая душа переправили Аркадия в другое русло. Он отдалился от Базарова и обосновался в доме своего отца. Младший Кирсанов нашел любящую жену и продолжал дело Николая Петровича.
    Однако наиболее острый конфликт зарождался между главным героем и его родителями. Евгений совершенно отстранился от матери и отца. Он достаточно редко навещал их. Поэтому, пожилые, любящие родители не показывали своих чувств ярому нигилисту, дабы и вовсе его не спугнуть. Евгений понял свою ошибку только перед смертью. Теперь, он смог увидеть самых дорогих людей на свете. Теперь он понял и почувствовал их безграничную любовь. Но, жизнь его подходила к концу, и герой не успел насладиться самым лучшим, что может быть в жизни человека.

  2. В данном произведении автор рассказывает читателю довольно необычную историю, в которой место себе находят самые разные люди, объединение, ну или разрозненные, самыми разными философиями и убеждениями. Одни персонажи приверженцы мира старого, а другие мира нового, из-за чего возникает конфликт поколений, и именно на это конфликте поколений и строится всё произведение. Данный конфликт выступает главной идеей автора, которая преследует читателя на протяжении всего повествования. Во время хода сюжета автор знакомит читателя со множеством интересных личностей, которые так или иначе несут в себе определённый характер и особенность личности, которая практически во всех персонажах удачно гармонирует с выбранной картиной произведения.
    Название своего произведения автор выбрал, скорее всего, потому, что в его понимании конфликт поколений присутствует всегда и везде, так как это неизбежное следствия взаимодействия двух поколений. Говоря об этом в своём произведении, он пытается наладить связь этих двух поколений, пытается донести до обеих сторон, что данный конфликт уже давно изжил себя, а потому нет необходимости его продолжать. Однако, несмотря на все его усилия в своём произведении, подобные конфликты до сих пор продолжаются, и даже продолжаются с новой силой. Трудно сказать, почему так происходит. Лучшим объяснением будет то, что человек попросту по природе своей существо конфликтное, и он не потерпит различных несогласий с его стороной вопроса, и он, конечно же, оставит любые другие мнения далеко за чертой своего восприятия. Именно по данной причине и было названо произведение именно таким образом, каким мы его знаем сегодня.

    Сочинение 2

    Роман «Отцы и дети» был издан в момент обострения общественной борьбы и Евгений Базаров будучи представителем молодого поколения он стал героем своего времени и примером для подражания. Базаров – материалист, бескомпромиссный нигилист, отрицающий авторитет старшего поколения, и не признающий преклонения перед старыми истинами. Он бунтовал против всего нематериального, воплощая в себе идеалы того времени и был сторонником прогресса и нововведений. Роман вызвал бурю критики, что лишь подтверждало его злободневность.
    Он не богат, но трудолюбив и целеустремлен. Зарабатывая себе на образование он стремится помогать людям и освободить общество от всего накопленного аристократией. Смыслом жизни своего поколения он считает разрушение старых устоев и всего, что с этим связано.
    Основой сюжета является конфликт между представителями двух разных поколений – Павла Петровича Кирсанова и Евгения Васильевича Базарова. Павел Петрович Кирсанов – военный в отставке, консерватор, уважающий общественные устои, полная противоположность Базарова.  Базаров был разночинцем, сыном уездного лекаря. Именно в силу всех этих разногласий отношения у них не сложились начиная с первой встречи. Живя в деревне Кирсанов все же сумел сохранить аристократические манеры.
    Не простые взаимоотношения Базарова с родителями стали основой другой сюжетной линии, раскрывающей проблему «отцов и детей». На любовь родителей сын отвечал довольно холодно, ведь в его жизни нет места ни чувствам, ни эмоциям. Любовь, которую он всегда считал не более чем просто физическим влечением стала для него настоящим испытанием. Он отрицал это чувство и презирал тех, кто его испытывал, но лишь до тех пор, пока не влюбился сам. Он всегда был уверен, что способен контролировать себя в любой ситуации и на всё смотреть через призму разума, но знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой стало для него роковым. Сильное и страстное чувство, которое он испытывал к Одинцовой перевернуло его взгляд на мир и самого себя.
    Апогеем конфликта Павла Петровича и Базарова становится дуэль, на которой Евгений ранит Кирсанова, а после навсегда уезжает из Марьино.
    Пережитые чувства к Одинцовой изменили его отношение к родителям. Будучи болен смертельным заболеванием следуя воле родителей он соглашается на проведение религиозных обрядов. По его просьбе родители приглашают к нему Анну Сергеевну Одинцову, чтобы он мог с ней попрощаться.
    Автор не сторонник взглядов своего героя. Для того, чтобы опровергнуть взгляды Базарова, он проводит его через испытания, которые тот не выдерживает. В итоге герой погибает, еще раз подтверждая неправильность своей теории, ведь несмотря на всё то новое, что приносит молодежь, ценности и традиции отцов надо уважать.

  3. Свой замечательный роман «Отцы и дети» Тургенев написал в 1861 году. Но это произведение не теряет своей актуальности и по сей день. Само название уже обозначает главный конфликт романа: споры поколений. Прошлому, уходящему поколению, обычно кажется, что они были лучше, добрее, умнее, что их смена — люди совсем другие, не имеющие в этой жизни таких четких нравственных идеалов. Поколению новому все прежние устои кажутся устаревшими, изжившими себя. Так было всегда.
    В шестидесятые годы 19 века этот конфликт был особенно ярок. К спору поколений примешивался еще и конфликт уходящего старого дворянства и молодой революционно-демократической интеллигенции. В романе — это конфликт между братьями Кирсановыми и Евгением Базаровым. Но я считаю ошибочным сводить весь спор отцов и детей к столкновению лишь этих героев. Он гораздо глубже. Ведь это и конфликт между Аркадием и его отцом. Конечно, этот спор не так явен, но очень болезнен. Проблема отцов и детей скрывается также в той пропасти, которая легла между Базаровым и его родителями. От этого роман обретает особую остроту, пронзительность.
    Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Павел Петрович сразу начинает испытывать враждебные чувства к другу своего племянника. Да и сам Базаров считает Кирсанова чудаком. Один его внешний вид вызывает в молодом человеке отвращение: «Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!», «Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно…».
    Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова — лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Вся его прошлая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения. Первая трудность (неразделенная любовь) сделала Павла Петровича ни на что не способным. У него нет своих убеждений. Павел Петрович и внешне, и внутренне напоминает куклу. Базарову, человеку стремительному, деятельному, претит все, из чего «состоит» Кирсанов.
    Конфликт Аркадия с отцом не так явен, как вечные столкновения Базарова и Кирсанова, но он очень болезнен. Сам по себе образ Николая Петровича создан автором с большой симпатией. Это человек с нежной душой, достаточно образованный, любящий и ценящий искусство. Он прост и мудр. Аркадий во многом похож на своего отца. Но увлечение нигилизмом заставляет его отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное.
    Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Молодому человеку очень хочется быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Но пропасть между Аркадием и Евгением огромна. На самом деле, младшему Кирсанову для счастья нужно совсем немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь любящую жену, воспитывать детей. Поэтому Николая Петровича так сильно коробит наигранный цинизм сына, его небрежное отношение к вечным идеалам. Кирсанов очень переживает отчуждение Аркадия, но он достаточно мудр, чтобы не обвинять сына. И действительно, через какое-то время Аркадий вновь возвращается к простому человеческому счастью, житейской гармонии, которая и была ему нужна на самом деле.
    Самым тяжелым конфликтом, на мой взгляд, является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов». Дело в том, что это презрение не наигранное, как у Аркадия, а настоящее. Отец и мать Евгения безумно любят его. Они пытаются ничем не вызвать раздражения сына, стараются во всем ему угодить.
    Как бы Базаров не отрицал образ жизни своих родителей, именно его семья помогла Евгению найти себя в области науки, медицины. Только он, как всегда и бывает, в своем развитии пошел дальше своих родителей. Из-за этого Базаров отдалился от них, утратил способность понимать их, принимать такими, какие они есть, прощать. Евгений не хочет идти навстречу родителям, он считает это шагом назад. Я считаю, что в этом и заключается главная трагедия Базарова. Он нетерпим к людям, отвергает их, если они целиком и полностью не соответствуют его понятиям о жизни. Так он обедняет себя. Сколько любви к сыну мы видим в душе Василия Ивановича и Арины Власьевны! Эти герои особенно дороги автору. Возможно, если бы Базаров смог сблизиться со своими родителями, он остался бы жив.
    Я считаю, что спор «отцов» и «детей» вечен. Но так важно всегда относиться друг к другу с пониманием и терпением. Прокладывая дорогу в будущее, никогда нельзя забывать опыта прошлых поколений.

  4. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”

    Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: “Война и мир”, “Преступление и наказание”, “Волки и овцы”. Сюда относятся “Отцы и дети” И. С. Тургенева. Это самый известный роман писателя. О чем он? Почему сохраняет он и сейчас для нас свою ценность? Для понимания произведения важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямого объяснения. Скорее, оно представляет задачу, поставленную перед читателями. Найти ее решение — значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романе Тургенева.
    Сосредоточивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная. Главными элементами предметного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с указанными элементами. Важнейшая сторона литературного произведения — его речевой строй также проявляется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа “Отцы и дети”.
    Во вступлении было указано на группу заглавий произведений русских классиков, к которой примыкают “Отцы и дети”. Более пристальный взгляд позволяет выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского. “Война и мир”, “Преступление и наказание” как заглавия содержат противопоставление и сопоставление отвлеченных понятий. “Отцы и дети” заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа. В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной паре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с “Волками и овцами” А. Н. Островского. Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым — проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе “Евгения Онегина”:
    Увы! на жизненных браздах
    Мгновенной жатвой поколенья,
    По тайной воле провиденья,
    Восходят, зреют и падут;
    Другие им вослед идут…
    Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвигаются “вечные” темы. Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о “вечном примирении и о жизни бесконечной…”. Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д. И. Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного конфликта молодого и старшего поколений. Проблему “отцов и детей” критик пытался решить практически, исследуя, “как действуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении…”. Для Писарева Тургенев — “один из лучших людей прошлого поколения”. Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем идей своего романа. Его “мнения и суждения”, “выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей”. Писарев увидел “выведенные явления жизни” как очень близкие для себя, такие близкие, “что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа”. Именно эта близость оказалась главным фактором, повлиявшим на мнение автора критического разбора романа в 1862 году. Разбор не случайно назван именем главного героя, в котором сосредоточился, по критику, весь смысл романа: “теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум… выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни”. Поэтому критик мог написать такие слова: “Когда умер такой человек, как Базаров… тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?” Между тем, на наш взгляд, судьба названных героев имеет прямое отношение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии.
    Не будем осуждать Писарева за то, что он сузил, на наш взгляд, смысл романа и соответственно смысл его названия. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрих! к пониманию “Отцов и детей”.
    На сюжетном уровне название “Отцы и дети” задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы — разночинной интеллигенции. Дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и “третьим” сословием, активно выступавшим на историческую арену. Главные представители названных общественных сил в романе — Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демократизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев подчеркивает даже мелкими, но очень характерными деталями. Сравним описание героев в одинаковой ситуации: при рукопожатии. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает “его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал”. А вот другое описание: Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику”. Принципиальным является различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров говорит: “Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку”. “Одежонка” Базарова — “длинный балахон с кистями”. Не случайно в то же “мгновение” появляется Павел Петрович, “одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки”. Задумаемся о том, как можно осмыслить противопоставление героев по одежде. Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его “нигилизм”, а за изысканностью Кирсанова — его “принсипы”. Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возраста, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешнее различие — только знак отличия внутреннего. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын повторяет отца на новом уровне, это можно проследить на примере Аркадия и Николая Петровича. Однако главный вопрос состоит в том, что приносит новое поколение. Хочется верить, что история идет по пути прогресса. Но разве не возможны издержки? Все это “заложено” в понятие “отцов и детей”, которое, применительно к роману Тургенева, не сводится к однозначному противопоставлению “отцов” (либеральных дворян) и “детей” (демократов). Политический конфликт — может быть, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневского романа. Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, а оно не может быть резко обособленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется “детская” черта Базарова, которому легче отрицать, чем создавать. “Отцы” в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее “детей”, пока последние, в свою очередь, не стали отцами. “Отцы” не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, сами воплощают определенный жизненный опыт. Он получает новое освещение, когда Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича. Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка “отставляет” таких людей, как братья Кирсановы. Сам Николай Петрович соглашается, что “песенка наша спета”. Однако “дети”, вытесняя “отцов”, сами оказываются бессильными перед временем. Это остро осознает Базаров в сцене, где он говорит: “…и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…” Проблема “отцов и детей” получает в романе Тургенева философское обобщение.
    Что представляет название романа в плане словесном? Выражение “отцы” и “дети” в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы — участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персонажей. Однако название романа метафорично. Под “отцами” можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые — “дети”. Важно отметить образность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: “Старые и новые”. Сколько сюда не вошло разных смысловых нюансов!
    Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функцию. Тема “отцов” и “детей” буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, “получившего, как некогда он сам, звание кандидата”, и как сын “боевого генерала 1812 года”. Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что “вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям”. “Вот теперь настала наша очередь…” — продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: “Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я…” Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. “Брат говорит, что мы правы, — думал он, — и, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами… Молодость? Нет: не одна только молодость”.
    В романе Тургенева звучит мотив перемен. “Преобразования необходимы…” — думает Аркадий, подъезжая с отцом к усадьбе. “Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты”, — восклицает Павел Петрович. Мотив перемен звучит и в эпилоге. Базаров оказался выключенным из жизни. Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяйстве лучших результатов, и “ферма” уже приносит довольно значительный доход. Видно, что-то “новое” у Аркадия все-таки есть. Но как-то неловко становится, вспоминая его дружбу с Базаровым.
    Случайно ли Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи Пушкина? О чем они?
    Как грустно мне твое явленье,
    Весна! Весна!
    Или с природой оживленной
    Сближаем думою смущенной
    Мы увяданье наших лет,
    Которым возрожденья нет?
    Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности — и об этом напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи.
    Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, наконец, смысл названия романа? “Отцы и дети” — это символ вечно обновляющейся жизни. Роман “Отцы и дети” — о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он ее понял.

  5. Простое название романа раскрывает свой смысл в бо­гатой и сложной проблематике произведения.
    В своем романе Тургенев поднимает проблему столк­новения образа мыслей разных поколений, которое мож­но рассматривать как борьбу двух социально-политичес­ких лагерей, сформировавшихся в России в 60-е годы XIX века. Демократизм и аристократизм, материализм и идеализм, целеустремленность и растерянность, новое и старое, радикализм и либерализм — автор раскрывает разные грани конфликта поколений.
    И. С. Тургенев отражает в романе назревшую в обще­стве жажду перемен, свободолюбивые настроения моло­дежи, но и беспокойство, смятение и неопределенность, всегда сопровождающие переломные моменты истории. Объективная прогрессивность отмены крепостного права не стала общенациональной панацеей, не избавила от всех проблем сразу. Дворянство начинает утрачивать целост­ность и стабильность, понемногу изживает себя, а на смену еще не пришел «новый человек». Общество уже не может жить по-старому, но еще не знает, как жить по-новому.
    Евгений Базаров — представитель революционно на­строенной молодежи, чей новаторский потенциал принял форму отрицания. «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы ува­жением ни был окружен этот принцип», — разъясняет Аркадий Кирсанов «отцам» (Кирсановым-старшим) базаровскую точку зрения. Наиболее ярко иллюстрирует конфликт мировоззрений антагонизм Базарова и Павла Петровича. Грубоватая прямолинейность первого против вежливости и деликатности второго, простота и даже фа­мильярность против изысканности и манерности, отрица­ние любых авторитетов против приверженности «принсипам» блестяще описаны Тургеневым в сценах споров.
    Но при всей кажущейся стройности базаровской сис­темы ценностей она не делает молодого нигилиста счаст­ливым. Как он сам выразился, его дело — ломать старое. Но ломать — не строить: агрессия, цинизм, презрение к людям, на мой взгляд, не могут стать фундаментом для гармоничного общества.
    Тургенев затрагивает также проблему эмансипации как зарождающейся альтернативы патриархальности. Но только представительница женщин-эмансипе, Авдо­тья Кукшина, обрисована автором весьма неприглядно, скорее даже отталкивающе, Ее развязность, неряшество и грубость, недалекость суждений, самохвальство, склон­ность к выпивке — как разительно контрастирует все это с привычным нам образом «тургеневской девушки»!
    Без всякой симпатии выводит писатель портрет Кук-шиной, равно как и ее товарища Ситникова. В этих пер­сонажах автор отразил проблему неверного восприятия и истолкования новых идей. В исполнении кукшиных и ситниковых любая, даже самая прогрессивная и бла­гая, идея примет уродливый и гротескный вид, исказит­ся, как отражение в кривом зеркале.
    Обрисовывает Тургенев также и проблему необразован­ности народа. Устами Базарова он сетует на невежество крестьян: дескать, русский мужик, слыша гром, думает, что это по небу едет Илья-пророк. Здесь же Тургенев при­ближается к еще одной глубокой проблеме: враждебности разных сословий. Интеллигент презирает простолюдина, крестьянин боится барина… И все забывают о том, что они, прежде всего, — люди и соотечественники.
    Проблема бездуховности и эгоизма, угрожающих но­вому поколению, отразилась в реплике Базарова: «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Си­дора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо?» С одной стороны, Евгений несет демократические идеи, с другой — оказывается равнодушным себялюбцем.
    Не меньше внимания уделено в романе проблеме другого плана: неизбежному отдалению детей от роди­телей, особенно при несхожести во взглядах на жизнь. «Сын — отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел — при­летел, захотел — улетел», — говорит Арина Власьевна, любящая мать Базарова. В описании чувств Николая Петровича Кирсанова к сыну Аркадию также сквозит горечь непонимания, ощущение отставания от жизни. Безграничная родительская любовь — не чета ответной любви детей. Дети больше думают о себе, родители боль­ше думают о детях. Это объективная реальность — но и вечная проблема всех отцов и детей.
    Роман Тургенева — кладезь проблем, поставленных автором перед своим поколением на срезе меж двух эпох. Тургенев предлагает своим читателям задуматься над этими вопросами, попытаться их решить. Однако и по сей день нет однозначного ответа ни на один вопрос, за­данный писателем.

  6. В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.
    Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

    Новое общество

    Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.
    Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
    Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.
    Роман «Отцы и дети» актуален и сегодня, характеристика героев в нем, своеобразное тому подтверждение. Это произведение собрало в себе самое большое количество проблем, которые ставит автор перед своим поколением. Но и на сегодняшний день многие вопросы тургеневского романа не нашли ответа.

  7. Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Волки и овцы». Сюда относятся «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Это самый известный роман писателя. О чем он? Почему сохраняет он и сейчас для нас свою ценность? Для понимания произведения важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямого объяснения. Скорее, оно представляет задачу, поставленную перед читателями. Найти ее решение — значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романе Тургенева.
    Сосредоточивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная. Главными элементами предметного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с указанными элементами. Важнейшая сторона литературного произведения — его речевой строй также проявляется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа «Отцы и дети».
    Во вступлении было указано на группу заглавий произведений русских классиков, к которой примыкают «Отцы и дети». Более пристальный взгляд позволяет выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского. «Война и мир», «Преступление и наказание» как заглавия содержат противопоставление и сопоставление отвлеченных понятий. «Отцы и дети» заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа. В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной паре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с «Волками и овцами» А.Н.Островского.
    Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым — проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе «Евгения Онегина»:
    Увы! на жизненных браздах
    Мгновенной жатвой поколенья,
    По тайной воле провиденья,
    Восходят, зреют и падут;
    Другие им вослед идут…
    Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвигаются «вечные» темы. Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности, более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о «вечном примирении и о жизни бесконечной…». Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д.И.Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного конфликта молодого и старшего поколений. Проблему «отцов и детей» критик пытался решить практически, исследуя, «как действуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении…». Для Писарева Тургенев — « один из лучших людей прошлого поколения». Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем идей своего романа. Его «мнения и суждения», «выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей». Писарев увидел «выведенные явления жизни» как очень близкие для себя, такие близкие, «что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа». Именно эта близость оказалась главным фактором, повлиявшим на мнение автора критического разбора романа в 1862 году. Разбор не случайно назван именем главного героя, в котором сосредоточился, по критику , весь смысл романа: «теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум… выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни». Поэтому критик мог написать такие слова: «Когда умер такой человек, как Базаров… тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?» Между тем, на наш взгляд, судьба названных героев имеет прямое отношение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии.
    Не будем осуждать Писарева за то, что он сузил, на наш взгляд, смысл романа и соответственно смысл его названия. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрих! к пониманию «Отцов и детей».
    На сюжетном уровне название «Отцы и дети» задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы — разночинной интеллигенции. Дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и «третьим» сословием, активно выступавшим на историческую арену.
    Главные представители названных общественных сил в романе — Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демократизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев подчеркивает даже мелкими, но очень характерными деталями. Сравним описание героев в одинаковой ситуации: при рукопожатии. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает «его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал». А вот другое описание: Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику». Принципиальным является различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров говорит: «Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку». «Одежонка» Базарова — «длинный балахон с кистями». Не случайно в то же «мгновение» появляется Павел Петрович, «одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки». Задумаемся о том, как можно осмыслить противопоставление героев по одежде. Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его «нигилизм», а за изысканностью Кирсанова — его «принсипы». Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возраста, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешнее различие — только знак отличия внутреннего. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын повторяет отца на новом уровне, это можно проследить на примере Аркадия и Николая Петровича. Однако главный вопрос состоит в том, что приносит новое поколение.
    Хочется верить, что история идет по пути прогресса. Но разве не возможны издержки? Все это «заложено» в понятие «отцов и детей», которое, применительно к роману Тургенева, не сводится к однозначному противопоставлению «отцов» (либеральных дворян) и «детей» (демократов). Политический конфликт — может быть, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневского романа. Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, а оно не может быть резко обособленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется «детская» черта Базарова, которому легче отрицать, чем создавать. «Отцы» в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее «детей», пока последние, в свою очередь, не стали отцами. «Отцы» не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, сами воплощают определенный жизненный опыт. Он получает новое освещение, когда Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича. Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка «отставляет» таких людей, как братья Кирсановы. Сам Николай Петрович соглашается, что «песенка наша спета». Однако «дети», вытесняя «отцов», сами оказываются бессильными перед временем. Это остро осознает Базаров в сцене, где он говорит: «…и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…» Проблема «отцов и детей» получает в романе Тургенева философское обобщение.
    Что представляет название романа в плане словесном? Выражение «отцы» и «дети» в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы — участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персонажей. Однако название романа метафорично. Под «отцами» можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые — «дети». Важно отметить образность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: «Старые и новые». Сколько сюда не вошло разных смысловых нюансов!
    Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функцию. Тема «отцов» и «детей» буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, «получившего, как некогда он сам, звание кандидата», и как сын «боевого генерала 1812 года». Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что «вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям». «Вот теперь настала наша очередь…» — продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: «Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я…» Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда рн ясно осознал свое разъединение с сыном. «Брат говорит, что мы правы, — думал он, — и, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами… Молодость? Нет: не одна только молодость».
    В романе Тургенева звучит мотив перемен. «Преобразования необходимы…» — думает Аркадий, подъезжая с отцом к усадьбе. «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты», — восклицает Павел Петрович. Мотив перемен звучит и в эпилоге. Базаров оказался выключенным из жизни. Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяйстве лучших результатов, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход. Видно, что-то «новое» у Аркадия все-таки есть. Но как-то неловко становится, вспоминая его дружбу с Базаровым.
    Случайно ли Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи Пушкина? О чем они?
    Как грустно мне твое явленье,
    Весна! Весна!
    Или с природой оживленной
    Сближаем думою смущенной
    Мы увяданье наших лет,
    Которым возрожденья нет?
    Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности — и об этом напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи.
    Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, наконец, смысл названия романа? «Отцы и дети» — это символ вечно обновляющейся жизни. Роман «Отцы и дети» — о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он ее понял.

  8. Осенью 1860 года Тургенев начинает работу над новым романом, героем которого должен стать «русский Инсаров». Этому роману Тургенев придавал большое значение, он хотел подвести в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым — спорам между либералами и демократами.
    В названии тургеневского романа «Отцы и дети» сразу заявлена проблема социального конфликта между людьми старого и нового миров. Тема романа — разногласия, порой переходящие в открытую борьбу, между либеральным дворянством и революционной демократией в период отмены крепостного права. С течением времени меняется обстановка вокруг, а это не может не наложить отпечатка на формирование сознания подрастающего поколения, на его отношение к жизни. Часто люди старшего поколения, мировоззрение которых формировалась в совершенно других условиях, оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и новый образ жизни. Бывают ситуации, когда это непонимание перерастает во вражду. Если к тому же периоду формирования молодого поколения осложняется ложными социальными преобразованиями в жизни общества, разногласия между отцами и детьми превращаются в пропасть, их разделяющую. Это характерно для событий, происходящих в нашем обществе в настоящее время. В романе Тургенева либералы как сторонники старых взглядов названы «отцами», а демократы, отстаивающие новые идеи, — «детьми».
    Павел Петрович — умный, волевой человек, обладающий определенными личными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен усвоенной в молодости морали. Но он не чувствует движения времени, не понимает современности, придерживается твердых принципов, без которых, по его понятиям, могут жить только безнравственные и пустые люди. Но его принципы вступили в противоречие с так называемыми прогрессивными взглядами подросшего поколения. Павел Петрович сам называет себя человеком «либеральным и любящим прогресс». Но это его собственное мнение о себе, а с точки зрения автора, за его либерализмом скрывается сторонник старого строя, старых правил. Базаров почувствовал это уже при первом разговоре с Павлом Петровичем, когда тот поинтересовался его взглядами на жизнь, на существующий политический строй: «Ну, а насчет других, в людском быту принятых постановлений, вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?» — «Что это, допрос?» — спросил Базаров. Павел Петрович слегка побледнел…». Базаров не верит в благородство аристократа, он видит, что этот человек не разделяет его убеждения, а главное, не сможет и не попытается его понять, и предпочитает не откровенничать с ним.
    Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он добр, мягок, сентиментален. В отличие от бездельничающего Павла Петровича
    Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность. Он пытается что-то изменить, следовательно, делает шаг к тому, чтобы хоть как-то приблизить себя к обстоятельствам новой жизни — это уже прогресс.
    Аркадий Кирсанов по возрасту представляет молодое поколение. Он взрослеет в среде, отличной от той, которая воспитала его отца и дядю. Аркадий тянется к Базарову и всерьез считает себя его последователем. Но на деле оказывается способным только подражать Евгению. Аркадий сам по себе очень внушаем, и вдали от дома увлекается Базаровым как сильной личностью, непохожей на других. Но взгляды отца и дяди все равно гораздо ближе Аркадию. В родном имении он постепенно отходит от Базарова. Знакомство с Катей Локтевой окончательно отдаляет их друг от друга. Впоследствии Аркадий становится более практичным хозяином, чем его отец, — именно в этом можно усмотреть истинный прогресс и положительное влияние нового времени. Но все равно Аркадия хочется отнести к представителям старого поколения, несмотря на его молодой возраст.
    По моему мнению, в романе показан один представитель «детей» — Евгений Базаров. Он именно тот новый герой, которого можно назвать «русским Инсаровым». Разночинец Базаров противопоставлен дворянам Кирсановым. В этом противопоставлении и заключается конфликт и смысл романа. Базаров подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою связь с народом: «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете».
    Особое значение для характеристики Базарова имеет его отношение к Одинцовой. Во всех произведениях Тургенева герой проходит испытание любовью. Такое испытание выпадает и на долю Базарова. В любовном конфликте Базарова и Одинцовой есть нечто новое, отличное от тех, что мы видим в других романах Тургенева. Базаров оказался способным на самоотверженную любовь, которая напугала Одинцову. «Нет, — решила она наконец, — бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». В лице Одинцовой Тургенев показал одну из лучших представительниц дворянства. Но нравы того времени искреннего и умного человека делают холодным и расчетливым. Она не понимает Базарова, ей с ним трудно и страшно, она чувствует, что их разделяет пропасть непонимания, и отказывается от него. Для нее это наиболее простой выход из сложившейся ситуации. Показывая, что она отказывается от бури страстей, предпочитая их привычному покою, Тургенев относит ее к поколению «отцов».
    И в то же время своего героя Тургенев рисует как человека, не склонного отдать свою жизнь на благо народа. Базаров не идеализирует русского мужика. Он осуждает его серость, отсталость и необразованность. Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, потому что видят в нем простого и умного, но одновременно и чужого, не понимающего их человека.

  9. Мы указали несколько антитетичных заглавий произведе­ний русских классиков, к которым примыкают «Отцы и дети». Но можно выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с упомянутыми романами Толстого и Достоевского. «Война и мир», «Преступление и наказание» как заглавия содержат противопоставление и сопоставление от­влеченных понятий. «Отцы и дети» заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представля­ют систему персонажей романа.
    В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, от­цы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной па­ре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с «Волками и овцами» А. Н. Островского. Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым — проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе «Евгения Онегина»:
    Увы! на жизненных браздах
    Мгновенной жатвой поколенья,
    По тайной воле провиденья,
    Восходят, зреют и падут;
    Другие им вослед идут…
    Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман ока­зался очень злободневным. По-другому можно сказать, что со­временный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с об­щечеловеческих позиций. Такая позиция писателя предопреде­лила наличие второго, глубинного, пласта содержания романа, в котором выдвигаются «вечные» темы.
    Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, созда­вая его многомерность, делая картину изображения действи­тельности более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о «вечном примирении и о жизни бесконечной…».
    Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д. И. Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного кон­фликта молодого и старшего поколений. Проблему «отцов и де­тей» критик пытался решить практически, исследуя, «как дей­ствуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении…» Для Писарева
    Тургенев — «один из лучших людей прошлого поколения». По­разительно, что критик не оставляет автору права быть глав­ным выразителем идей своего романа. Его «мнения и сужде­ния», «выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей». Писарев увидел «выведенные явления жизни» как очень близкие для себя, та­кие близкие, «что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих ли­цах этого романа».
    Именно эта близость оказалась главным фактором, повлияв­шим на мнение автора критического разбора романа в 1862 го­ду. Статья не случайно названа именем главного героя, в кото­ром сосредоточился, по идее критика, весь смысл романа: «Те­перешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкуп­ный ум; эта сила и этот ум… выведут молодых людей на пря­мую дорогу и поддержат их в жизни». Поэтому критик мог на­писать такие слова: «Когда умер такой человек, как Базаров… тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?»
    Между тем судьба названных героев имеет прямое отно­шение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии. Не будем осуждать Писарева за то, что он су­зил, на наш взгляд, смысл романа и соответственно смысл его названия. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрихи к пониманию «Отцов и детей».
    На сюжетном уровне название «Отцы и дети» задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-х годах XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы — разночинной интелли­генции. Дворянское сословие перестало безраздельно господ­ствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный кон­фликт своего времени, конфликт между дворянами и «треть­им» сословием, активно выступавшим на историческую арену.
    Главные представители названных общественных сил в ро­мане — Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демо­кратизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев под­черкивает многими, даже мелкими, но очень характерными де­талями. Сравним поведение героев в одинаковой ситуации.
    Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает «его об­наженную красную руку, которую тот не сразу ему подал». А вот другое описание: «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтя­ми, — руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику».
    Принципиальным является различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров говорит: «Прикажите только чемо-данишко мой туда стащить да вот эту одежонку». «Одежонка» Базарова — «длинный балахон с кистями». Не случайно в то же «мгновение» появляется Павел Петрович, «одетый в тем­ный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки». Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его «нигилизм», а за изысканностью Кирсанова — его «принсипы». Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возрас­та, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга.
    Внешнее различие — только знак отличия внутреннего. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын по­вторяет отца на новом уровне — это можно проследить на примере Аркадия и Николая Петровича. Однако главный во­прос состоит в том, чтб приносит новое поколение. Хочется ве­рить, что история идет по пути прогресса. Но разве невозмож­ны издержки? Все это «заложено» в понятие «отцов и детей», которое, применительно к роману Тургенева, не сводится к од­нозначному противопоставлению «отцов» (либеральных дво­рян) и «детей» (демократов). Политический конфликт, может быть, основной конфликт тургеневского времени, но не турге­невского романа.
    Столкновение главных героев выявляет глубочайшие раз­личия их мировоззрения, а оно не может быть резко обособ­ленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется «детская» черта Базарова, которому легче отри­цать, чем создавать. «Отцы» в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее «детей», пока последние, в свою очередь, не стали отцами.
    Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка «отставляет» таких людей, как братья Кирсановы. Николай Петрович согла­шается: «Песенка наша спета». Однако «дети», вытесняя «отцов», сами оказываются бессильными перед временем. Это ост­ро осознает Базаров: «…и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…» Так проблема «отцов и детей» получает в романе Тур­генева философское обобщение.
    Что представляет название романа в плане словесном? Вы­ражение «отцы и дети» в контексте романа неоднозначно. Под «отцами» можно понимать все старшее поколение, на см«-ну которому идут молодые — «дети». Важно отметить образ­ность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: «Ста­рые и новые». Сколько сюда не вошло бы разных смысловых нюансов!
    Заглавие романа Тургенева исполняет важную организую­щую функцию. Тема «отцов и детей» буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николаи Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, «получившего, как некогда он сам, звание кандидата», и как сын «боевого генерала 1812 года». Он же в десятой главе вспо­минает, как сказал однажды своей матушке, что «вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям». «Вот теперь настала наша очередь-.» — замечает Николай Петрович.
    В историях героев постоянно намечаются противопоставле­ния поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: «Я ду­маю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьде­сят лет хлопочет… и матери моей хорошо: день ее до того на­пичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я…» Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. «Брат говорит, что мы правы, — думал он, — и… мне самому кажется, что они дальше от истины, не­жели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами… Моло­дость? Нет: не одна только молодость».
    В романе Тургенева связан с заглавием и мотив перемен. «Преобразования необходимы…» — думает Аркадий, подъез­жая с отцом к усадьбе. «Прежде были гегелисты, а теперь ни­гилисты», — восклицает Павел Петрович. Мотив перемен зву­чит и в эпилоге. Базаров оказался выключенным из жизни. Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяйстве лучших результатов, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход. Видно, что-то «новое» у Аркадия все-таки есть. Но как-то странно вспоминать его дружбу с Базаровым.
    Случайно ли Николай Петрович считает в самом начале сти­хи Пушкина? О чем они?
    Как грустно мне твое явленье,
    Весна, весна, пора любви!
    Конечность человеческой жизни и бесконечность действи­тельности — и об этом тургеневский роман, являющийся доку­ментом своей эпохи.
    Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, нако­нец, смысл названия романа? «Отцы и дети» — это символ вечно обновляющейся жизни. Роман Тургенева о жизни, такой, какая предстала перед писателем, и такой, как он ее понял.[/sms]

  10. Мнения и суждения Тургенева… дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей.
    Д. И. Писарев
    Иван Сергеевич Тургенев — один из замечательнейших писателей XIX века. Больше, чем в творчестве других писателей, в произведениях Тургенева нашли отражение наиболее важные вопросы политической и общественной жизни его времени. Сам Тургенев не примыкал ни к революционерам-разночинцам, ни к консерваторам. Ближе всего Тургенев стоял к либералам и тем, кто ненавидел крепостное право. И эту свою ненависть Тургенев очень ярко показывает во всех своих произведениях. Одна из важнейших черт его творчества — желание разобраться во всем, что происходит в его стране. Очень ярким романом, отразившим определенный этап в исторической жизни России, является роман «Отцы и дети», написанный в 1861 году.
    Роман «Отцы и дети» был напечатан в 1862 году. Название романа наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречий между поколениями, но на самом же деле писателя волнует совершенно другое. Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и те новые люди, пришедшие сломать консервативное устройство жизни. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цели и мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам, определить, в чем заключается смысл его исканий. Но многие вопросы неясны для Тургенева и поэтому не находят четких ответов в романе. «Отцы и дети» — роман о борьбе мировоззрений двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интел-
    лигенции и интеллигенции новой, революционно-демократической, разночинной. К лагерю «детей» относится только образ демократа-разночинца Базарова, все же остальные, включая более молодого Аркадия и еще более молодую Катю, — к лагерю «отцов».
    Роман построен так, что главный герой находится во враждебной ему обстановке. Мы не видим Базарова рядом со своими единомышленниками, не видим его в большой общественной работе, в борьбе. Мы видим его в окружении барского, враждебного ему общества, в резком противостоянии к нему. Совершенно противоположным Базарову является образ Павла Петровича Кирсанова. На этом противопоставлении построен сюжет романа. Роман полон маленьких и больших столкновений между Базаровым и Павлом Петровичем, столкновений не на жизнь, а на смерть, столкновений двух враждебных классов.
    Читая роман, мы ощущаем симпатии автора к главному герою. От маленьких до больших споров, начиная от споров за чайным столом и кончая дуэлью, Базаров всегда выходит победителем. Мы видим его моральное превосходство, его силу воли, связь с народом, его принципиальную убежденность.
    В конце романа Базаров погибает. Смерть его случайна в ходе сюжета романа, но не случайна с точки зрения писателя. Тургенев считает, что такие люди преждевременны для России, что для Базарова еще нет настоящего дела.
    Но велика заслуга Тургенева в том, что он сумел сохранить в романе дух эпохи, показать сущность борьбы между революционерами-демократами и консерваторами.

  11. Написать сочинение «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» не составит труда для тех школьников, которые уже знакомы с произведением. Помимо необходимости приготовить урок, есть большое количество и других причин, по которым стоит прочитать этот роман. Ведь в нем затрагиваются темы дружбы и любви, природы и человека. Конфликт, который описан в произведении, не теряет актуальность также и в наше время. Основная заслуга великого русского писателя заключается в том, что он сумел не просто описать это столкновение разных мировоззрений, но и описать психологию каждого героя, мастерски раскрыть душевные устремления каждого действующего персонажа, их внутреннюю борьбу.

    Противоборствующие стороны в романе

    В сочинении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» учащийся может указать, что наиболее подробно писатель показывает нам этот конфликт во взаимоотношениях двух поколений – старшего и молодого. Через весь роман Тургенев показывает ту пропасть, которая разделяет их. Отличается мировоззрение представителей старшего и младшего поколений, их взгляды на различные события, а также на общечеловеческие идеалы. Однако писатель показывает и то, что несмотря на различия, есть и нечто общее между ними. Несмотря ни на что, представители отцов и детей всегда любят друг друга. Как бы ни разнились их принципы, и какими противоположными бы ни были взгляды на мир, эту любовь нельзя отрицать.

  12. Тургенев — гениальный в своем роде писатель. Он создал роман, тема которого актуальна в любое время: и тогда, и сейчас, и потом. В самом названии произведения мы видим его основной конфликт. Он заключается не столько в несогласованности мнений родителей и их чад, сколько в жестком и явно открытом противостоянии консервативных «отцов» и их демократически настроенных «детей» С другой же стороны, в романе мы можем наблюдать и скрытое противоборство героев, относящихся, на первый взгляд, к одному «лагерю»: Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова. Базаров — удивительная личность, от природы наделенная проницательным умом, сдержанной холодностью, безграничным упорством, но чрезмерной категоричностью и даже резкостью. С первых страниц романа мы можем наблюдать внешние отличия Евгения от других героев. Тургенев использует этот прием для того, чтобы акцентировать наше внимание на Базарове. Ведь, согласитесь, первое мнение читателя о том или ином персонаже остается основополагающей частью общего представления о нем. Демократ-революционер и нигилист Базаров потрясает консервативное помещичье общество Кирсановых с самого своего приезда. Самый жестокий и наиболее явный конфликт происходив между Павлом Петровичем Кирсановым и Базаровым. Именно из «схваток» мы узнаем и оцениваем их жизненные позиции. Евгений не желает быть рабом принципов, которые придумали другие, елея! следовать традициям. Он отрицает позиции, «принятые на веру». Говоря о своих убеждениях, Базаров не склонен их смягчать, приглаживать. Напротив, он отстаивает свое мнение жестко, категорично, хотя и с видным пренебрежением к противоположному мнению. В конфликте с Кирсановым-«аристокран том» мы можем проследить мировоззрения героев, отражающиеся в их понимании политических и духовных вопросов, а именно: в их отношении к искусству, природе, русскому народу. «Порядочный мимик в двадцать раз лучше всякого поэта», — говорит Базаров. «Природа не храм, а… человек в ней работник», — добавляет он же несколькими страницами позднее. На мой взгляд, столкновение мнений Кирсанова и Базарова для обоих являлось необходимостью! Павел Петрович— яркая и сильная личность, которая попала в достаточно тихое и мирное окружение — в село Марьино. Встреча с Базаровым — «подарок судьбы». Кирсанову было необходимо раскрыть себя и выплеснуть накопившуюся экспрессию. Нельзя отрицать, что и Павел, и Евгений чем-то похожи по темпераменту, но совершенно противоположны по образу жизни, привычкам, воззрениям. Апофеозом данного столкновения была дуэль. На мой взгляд, Фенечка стала лишь поводом дуэли. Истинная причина гораздо глубже. Читатель может заметить, что Евгений, отрицающий все на свете, ко всему относится с одинаковой холодностью и равнодушием. Но в сцене дуэли Мы видим, что он не лишен мужества, понимания, снисходительности к Кирсанову, к испугавшемуся секунданту Петру, ко всем, кто переживает дуэль как событие, Базаров прячет свою человечность, не желая выходить из образа нигилиста. Что касается взаимоотношений Николая Петровича и Евгения, то здесь не было столь явного столкновения в силу мягкости, чувственности, доброжелательности характера первого. «Твой отец — добрый малый», — говорит Базаров Аркадию о Кирсанове-отце. Безусловно, напряжение со стороны Николая Петровича есть, но оно скрытое, завуалированное. Отъезд Базарова и Аркадия некоторым образом разрядил обстановку, но не надолго…
    Нигилизм главного героя, его противоположность «отцам» проявляется не только в плане политики, но и в плане отношений с женщинами. По ходу романа автор подвергает искушениям и Аркадия, и Евгения: он предлагает им выбрать «дворянское счастье». Оно воплощено в образах Катерины и Анны Одинцовых. Кирсанов, попадая) в Никольское, понимает, что уж точно не является последователем своего учителя. В имении Одинцовых читателю открывается конфликт, о котором говорилось в начале сочинения: противостояние сторонников одной идеи. В Кате Аркадий нашел свое счастье. Таким образом, мы видим, что Кирсанов- младший оказался лишь временным союзником Базарова. В нем все больше стали проявляться «отцовские» черты. Отношения же Анны и Евгения оказались намного сложнее. Они подходят под структуру «отцы — дети». Одинцова — взрослая и состоятельная женщина. Ввиду того что ее взгляды далеки от базаров- схих, она — из «лагеря» «отцов». Сословная и идейная разница между героями оказалась непреодолима. Несмотря на их интерес друг к другу, несмотря на чувство Базарова к ней, Анна оказалась неспособной к суровой, полной лишений жизни, к которой готовит себя молодой лекарь. Одинцова приезжает (Базарову, узнав, что он смертельно болен, «под черным вуалем, в черной мантии». Он был в ее жизни лишь интересным, удивительным мгновением: «Мысль о том, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила, мгновенно сверкнула у ней в голове». Нельзя сказать, что отношения Евгения и Анны — это явный конфликт. Скорее всего, они представляют собой обмен мировоззрениями между сильной духом аристократкой и революционером-нигилистом. Они никогда не были бы вместе, так как «чистая и холодная» Анна была неспособна к серьезным чувствам, по мнению Базарова, испытывавшего к ней своеобразную, даже поэтическую любовь. Базаров как трагический герой никогда не смог бы обрести счастья. Ведь, согласитесь, как можно испытать то, что ты отрицаешь и во что не веришь? И даже если бы он встретил счастье, то уж точно дал бы ему другое название. Противопоставивший себя всем, он ничего не принимал, но в конечном итоге оказался одинок В перед лицом смерти, которую встретил достойно и мужественно, переполняемый любовью к родине, родителям, Анне. «Романтизм», который вызывал у него насмешки и презрение, победил холодность и равнодушие. Вероятно, роман стоило бы назвать по имени главного героя, так как в итоге один Базаров и представляет в нем «детей», а в конфликте мировоззрений побеждают, по-моему, «отцы». Жизнь остается за ними, а отрицающий все нигилист Базаров уходит в небытие.

  13. Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И. С. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время.
    Причин этому множество: и вечные темы природы, дружбы, любви, и актуальность конфликта романа даже сейчас, и современность помыслов и убеждений главного героя. И, на мой взгляд, главная заслуга И. С. Тургенева в том, что он не просто описал события, не просто рассказал о развитии конфликта, но и сумел проанализировать психологию героев, действительно мастерски раскрыть стремление их души, внутреннюю борьбу и порывы.
    Наиболее глубоко и полно нам показывает это Тургенев во взаимоотношениях старшего поколения и молодого, иначе — поколений “отцов” и “детей”. Через все произведение проходит показ автором той пропасти, которая их разделяет. Здесь разница во взглядах на понятия, на идеалы, на исходящие общечеловеческие ценности. Здесь и различие восприятия разными поколениями одних и тех же явлений, чувств, убеждений, традиций и авторитетов, и разное отношение к определенным правилам и нормам. Но автор одновременно показывает, что, несмотря на все это, несмотря на противоречия между поколениями, а часто и на их противостояния, их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова мудрости и терпимости, разуму и снисходительности старшего поколения.
    Молодость не имеет жизненного опыта, она жизнерадостна, постоянно стремится вперед, стараясь познать все новое, неизведанное; торопясь, чтобы ничего не пропустить, все изведать, все исправить. Она, как на крыльях, мчится вперед, чтобы не упустить свой шанс, не упустить случай, который, кажется, может перевернуть всю жизнь. Старшее же поколение не спешит; оно живет воспоминаниями, и, наблюдая за спешкой молодости, рассуждает о быстротечности всего земного, о недолговечности счастья с высоты своего богатого жизненного опыта.
    Я думаю, что И. С. Тургенев именно так назвал свой роман, потому что хотел с его помощью показать все те различия, которые существуют между поколениями “отцов” и “детей”. Писатель смог показать представителя каждого из этих двух поколений, с разных сторон раскрыть глубину его мыслей, показать стремления его души, понять все его противоречия, увидеть прекрасное в каждом человеке.
    Беру!

  14. Тургенев И. С.

    Сочинение по произведению на тему: Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

    Осенью 1860 года Тургенев начинает работу над новым романом, героем которого должен стать “русский Инсаров”. Этому роману Тургенев придавал большое значение, он хотел подвести в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым — спорам между либералами и демократами.
    В названии тургеневского романа “Отцы и дети” сразу заявлена проблема социального конфликта между людьми старого и нового миров. Тема романа — разногласия, порой переходящие в открытую борьбу, между либеральным дворянством и революционной демократией в период отмены крепостного права. С течением времени меняется обстановка вокруг, а это не может не наложить отпечатка на формирование сознания подрастающего поколения, на его отношение к жизни. Часто люди старшего поколения, мировоззрение которых формировалась в совершенно других условиях, оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и новый образ жизни. Бывают ситуации, когда это непонимание перерастает во вражду. Если к тому же периоду формирования молодого поколения осложняется ложными социальными преобразованиями в жизни общества, разногласия между отцами и детьми превращаются в пропасть, их разделяющую. Это характерно для событий, происходящих в нашем обществе в настоящее время. В романе Тургенева либералы как сторонники старых взглядов названы “отцами”, а демократы, отстаивающие новые идеи, — “детьми”.
    Павел Петрович — умный, волевой человек, обладающий определенными личными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен усвоенной в молодости морали. Но он не чувствует движения времени, не понимает современности, придерживается твердых принципов, без которых, по его понятиям, могут жить только безнравственные и пустые люди. Но его принципы вступили в противоречие с так называемыми прогрессивными взглядами подросшего поколения. Павел Петрович сам называет себя человеком “либеральным и любящим прогресс”. Но это его собственное мнение о себе, а с точки зрения автора, за его либерализмом скрывается сторонник старого строя, старых правил. Базаров почувствовал это уже при первом разговоре с Павлом Петровичем, когда тот поинтересовался его взглядами на жизнь, на существующий политический строй: “Ну, а насчет других, в людском быту принятых постановлений, вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?” — “Что это, допрос?” — спросил Базаров. Павел Петрович слегка побледнел.”. Базаров не верит в благородство аристократа, он видит, что этот человек не разделяет его убеждения, а главное, не сможет и не попытается его понять, и предпочитает не откровенничать с ним.
    Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он добр, мягок, сентиментален. В отличие от бездельничающего Павла Петровича Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность. Он пытается что-то изменить, следовательно, делает шаг к тому, чтобы хоть как-то приблизить себя к обстоятельствам новой жизни — это уже прогресс.
    Аркадий Кирсанов по возрасту представляет молодое поколение. Он взрослеет в среде, отличной от той, которая воспитала его отца и дядю. Аркадий тянется к Базарову и всерьез считает себя его последователем. Но на деле оказывается способным только подражать Евгению. Аркадий сам по себе очень внушаем, и вдали от дома увлекается Базаровым как сильной личностью, непохожей на других. Но взгляды отца и дяди все равно гораздо ближе Аркадию. В родном имении он постепенно отходит от Базарова. Знакомство с Катей Локтевой окончательно отдаляет их друг от друга. Впоследствии Аркадий становится более практичным хозяином, чем его отец, — именно в этом можно усмотреть истинный прогресс и положительное влияние нового времени. Но все равно Аркадия хочется отнести к представителям старого поколения, несмотря на его молодой возраст.
    По моему мнению, в романе показан один представитель “детей” — Евгений Базаров. Он именно тот новый герой, которого можно назвать “русским Инсаровым”. Разночинец Базаров противопоставлен дворянам Кирсановым. В этом противопоставлении и заключается конфликт и смысл романа. Базаров подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою связь с народом: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника Вы и говорить-то с ним не умеете”.
    Особое значение для характеристики Базарова имеет его отношение к Одинцовой. Во всех произведениях Тургенева герой проходит испытание любовью. Такое испытание выпадает и на долю Базарова. В любовном конфликте Базарова и Одинцовой есть нечто новое, отличное от тех, что мы видим в других романах Тургенева. Базаров оказался способным на самоотверженную любовь, которая напугала Одинцову. “Нет, — решила она наконец, — бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”. В лице Одинцовой Тургенев показал одну из лучших представительниц дворянства. Но нравы того времени искреннего и умного человека делают холодным и расчетливым. Она не понимает Базарова, ей с ним трудно и страшно, она чувствует, что их разделяет пропасть непонимания, и отказывается от него. Для нее это наиболее простой выход из сложившейся ситуации. Показывая, что она отказывается от бури страстей, предпочитая их привычному покою, Тургенев относит ее к поколению “отцов”.
    И в то же время своего героя Тургенев рисует как человека, не склонного отдать свою жизнь на благо народа. Базаров не идеализирует русского мужика. Он осуждает его серость, отсталость и необразованность. Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, потому что видят в нем простого и умного, но одновременно и чужого, не понимающего их человека.
    http://www.school-essays.info/turgenev/otcyideti145

  15. Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И. С. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше час.
    Причин этому множество: и вечные темы природы, дружбы, любви, и актуальность конфликта романа более того в данный момент, и современность помыслов и убеждений главного героя. И, на мой взгляд, главная заслуга И. С. Тургенева в том, что он не просто описал события, не просто рассказал о развитии конфликта, но и сумел проанализировать психологию героев, реально мастерски раскрыть стремление их души, внутреннюю борьбу и порывы.
    Наиболее сильно и полно нам показывает это Тургенев во взаимоотношениях старшего поколения и молодого, по иному — поколений “отцов” и “детей”. Через все произведение проходит показ автором той пропасти, которая их разделяет. Здесь разница во взглядах на понятия, на идеалы, на исходящие общечеловеческие ценности. Здесь и различие восприятия разными поколениями одних и тех же явлений, чувств, убеждений, традиций и авторитетов, и разное отношение к определенным правилам и нормам. Но автор одновременно показывает, что, несмотря на все это, несмотря на противоречия между поколениями, а часто и на их противостояния, их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова мудрости и терпимости, разуму и снисходительности старшего поколения.
    Молодость не имеет жизненного опыта, она жизнерадостна, постоянно стремится вперед, стараясь познать все новое, неизведанное; торопясь, чтобы ничего не пропустить, все изведать, все исправить. Она, как на крыльях, мчится вперед, чтобы не упустить свой шанс, не упустить случай, который, кажется, может перевернуть всю жизнь. Старшее же поколение не спешит; оно живет воспоминаниями, и, наблюдая за спешкой молодости, рассуждает о быстротечности всего земного, о недолговечности счастья с высоты своего богатого жизненного опыта.
    Я думаю, что И. С. Тургенев как раз так назвал свой роман, потому что хотел с его помощью показать все те различия, которые существуют между поколениями “отцов” и “детей”. Писатель смог показать представителя каждого из этих двух поколений, с разных сторон раскрыть глубину его мыслей, показать стремления его души, понять все его противоречия, увидеть прекрасное в каждом человеке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *