Сочинение на тему смысл названия романа толстого война и мир

14 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Вечно молодой

    Цель художника… в том, чтобы заставить
    любить жизнь в бесчисленных… ее
    проявлениях.
    Л. Н. Толстой
    “Война и мир”. Это название великой эпопеи Толстого кажется нам, читателям, единственно возможным. А ведь первоначально произведение было названо иначе: “Все хорошо, что хорошо кончается “. И на первый взгляд, такое заглавие удачно подчеркивает ход войны 1812 года — великую победу русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием.
    Почему же писателя не удовлетворило это название? Наверное, потому что его замысел был намного шире и глубже, чем просто повествование об Отечественной войне 1812 года. Толстой хотел представить во всем многообразии, в противоречиях и борьбе жизнь целой эпохи и гениально выполнил эту задачу. Новое название романа-эпопеи так же масштабно и многозначно, как само это произведение, как вся жизнь человеческая. Действительно, о чем великое творение Толстого? Самый простой ответ: о жизни России в первой четверти XIX века, о войнах 1805—1807 и 1812 годов, о мирной жизни страны между этими войнами и о том, как жили люди (и вымышленные, и исторические персонажи) после них.
    Но этот в общем правильный ответ не отражает глубины мысли Толстого. В самом деле, что такое война? В привычном понимании это военные действия с целью решения каких-то межгосударственных конфликтов; по мысли Толстого, “противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”. Мир — это отсутствие таких действий.
    Но ведь “война” — это и внутригосударственные противоречия между народом и властью, между разными классами, между различными группами людей и отдельными людьми внутри одного класса, даже в одной семье. Более того, “война”, то есть внутренняя борьба, идет в каждом отдельном человеке. Об этом как о непременном условии честной жизни Л. Н. Толстой писал в своем “Дневнике “: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость”. Еще более многозначно понятие “мир”. Это не только отсутствие войны, но и гармония, согласие и единство сословий, согласие (“мир”) человека с самим собой и с другими людьми. “Мир” — это и крестьянская община. Понятие “мир” включает в себя и “настоящую жизнь”, как ее понимал великий писатель: “Жизнь, между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований”. Итак, “Война и мир” — это книга о добре и зле, о рождении и смерти, о любви и ненависти, о радости и горе, о счастье и страданиях, о юности и старости, о чести, благородстве и бесчестии, о надеждах и разочарованиях, о потерях и поисках. Эта книга охватывает все, чем живет человек, от самых незначительных личных событий до беспримерного единения людей в час общей беды, общей борьбы народа.
    Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщенна. Эпизоды, относятся ли они к “войне” или “миру”, самые разные, но в каждом выражен глубинный, внутренний смысл жизни, борьба в ней противоположных начал. Внутренние противоречия — обязательное условие движения жизни отдельного человека и человечества в целом. При этом “война” и “мир” не существуют отдельно, автономно, независимо друг от друга (Толстой сам опровергает свое определение “настоящей жизни”, показывая, как война разрушает привычные отношения, связи, интересы и становится основой бытия). Одно событие связано с другим: оно вытекает из другого и в свою очередь влечет за собой следующее.
    Вот один пример. Князь Андрей Болконский идет на войну, потому что жизнь в высшем свете не по нему. Князь, человек чести, достойно ведет себя в бою, не ищет теплого местечка. Мечтая о славе, “любви людской”, он совершает подвиг, но осознает, что слава не может, не должна быть смыслом жизни настоящего человека. Внутренний конфликт приводит к глубочайшему духовному кризису. Закончилась война 1805—1807 гг., но нет мира в его душе. Удивительно, как соответствует одной сюжетной линии, “поискам мысли” одного героя название всей эпопеи. А каких усилий потребовало обретение “мира” от Пьера Безухова, Наташи Ростовой — любимых героев Толстого, которых он проводит через очищающее горнило войны 1812 года.
    С поразительной силой глубина названия романа “Война и мир” раскрывается в III томе, посвященном Отечественной войне 1812 года, когда весь “мир” (народ) осознал невозможность сдаться на милость захватчиков. Защитники Москвы “всем народом навалиться хотят, один конец сделать хотят”. Единомыслие Кутузова, князя Андрея, Пьера, Тимохина и всей русской армии, всего… “мира” определило исход войны, потому что было создано национальное единство, мир двенадцатого года….
    Название “Война и мир” гениально еще и потому, что в нем заключен контраст, который стал основным принципом построения эпопеи: Кутузов — Наполеон; Ростовы, Болконские — Курагины и в то же время Ростовы — Болконские; Н. Ростова — княжна Марья, поле Бородина до и после боя, Пьер до и после событий 1812 г. … В эпилоге романа принцип контраста как основного композиционного приема “Войны и мира” подчеркивается эпизодом спора Пьера Безухова, будущего декабриста, и нерассуждающего, “законопослушного ” Н. Ростова. В этом важнейшем эпизоде “люди порочные ” прямо противопоставлены “людям честным”.
    Война и мир — понятия вечные, даже если военных действий нет. Вот почему роман Толстого “подымается до высочайших вершин человеческих мыслей и чувств, до вершин, обыкновенно недоступных людям” (Н. Н. Страхов). Таких книг больше нет и таких гениальных названий — тоже.

  2. Роман “Война и мир” быль задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е годы XIX века) — неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия.
    Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами.
    Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза. Этот прием составляет стержень всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805—1807 годов и 1812 года), и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Впрочем, это противопоставление начинается уже с самого названия романа: “Война и мир”.
    Это заглавие отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове “мир” до революции было другое буквенное обозначение звука [и] — i десятеричное, и слово писалось как “м1ръ”. Это свидетельствовало о том, что оно многозначно. Действительно, слово “мир” в заглавии означает окружающий нас свет. В романе оно имеет массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.
    Эпическое начало в романе невидимыми нитями связывает в единое целое картины войны и мира. Точно так же, как “война”, означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами, понятие “мир” фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях. Мир — это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир — это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир — это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть “прекрасным человеком” и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом “дурацком мире”. Мир — это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он ни находился: на войне или в мирной жизни. Но мир — это и весь свет, Вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование “царства правды”. Мир — это братство людей, независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Н. Ростов при встрече с австрийцами. Мир — это жизнь. Мир — это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обуславливают друг друга.
    В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира — труд и счастье, свободное и естественное, и потому радостное, проявление личности. А содержание и потребность войны — разобщение, отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих корыстные интересы, — это самоутверждение своего эгоистического “я”, несущее другим разрушение, горе, смерть.
    Ужас смерти сотен людей на плотине во время отступления русской армии после Аустерлица потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь “столько сиживал старичок-мельник с удочками, в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу”.
    Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: “Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положениях на полях и лугах… на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского”. Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н. Ростову, когда он видит “комнатное лицо” врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами.
    Рассказать правду о войне, заключает Толстой в романе, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; “грешница” Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.
    Само словосочетание “война и мир” уже употреблялось в русской литературе, в частности в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”:
    Описывай, не мудрствуя лукаво,
    Все то, чему свидетель в жизни будешь:
    Войну и мир, управу государей,
    Угодников святые чудеса.
    Толстой так же, как и Пушкин, использует выражение “война и мир” как универсальную категорию.
    Смысл названия романа Толстого «Война и мир» (2 вариант)
    На первый взгляд может показаться, что роман “Война и мир” назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805—1814 годов и мирный период до и после военного времени. Однако данные литературоведческого и лингвистического анализа позволяют сделать некоторые существенные уточнения.
    Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в котором слово “мир” представляет собой омонимичную пару и обозначает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых — человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова “мир”: “мир” — состояние отсутствия войны и “мiр” — человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила именно форма “мiр”. Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен прежде всего проблеме, которая формулируется следующим образом: “Война и русское общество”. Однако, как было установлено исследователями творчества Толстого, в печать название романа попало не с написанного самим Толстым текста. Впрочем, тот факт, что Толстой не исправил не согласованное с ним написание, говорит о том, что оба варианта названия писателя устраивали.
    В самом деле, если сводить объяснение названия к тому, что в романе имеет место чередование частей, посвященных войне, с частями, посвященными изображению мирной жизни, то возникает много дополнительных вопросов. Например, можно ли считать изображение жизни в тылу врага непосредственным изображением состояния мира? Или не будет ли правильным называть войной бесконечные раздоры, сопутствующие ходу жизни дворянского общества?
    Однако пренебрегать подобным объяснением все же нельзя. Толстой действительно связывает название романа со словом “мир” в значении “отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми”. Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей, такие, например, как сцена убийства Пети Ростова.
    С другой стороны, слово “мир” в произведении явно имеет значение “общество”. На примере нескольких семей в романе показана жизнь всей России в тот трудный для нее период. Кроме того, Толстой подробно описывает жизнь самых различных слоев русского общества: крестьян, солдат, патриархального дворянства (семью Ростовых), родовитых русских аристократов (семья Болконских) и многих других.
    Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины неудач русской армии в походах 1805—1807 годов; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в историческом процессе вообще; раскрыта великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, и т. д. Это тоже, безусловно, позволяет говорить об “общественном” значении названия романа.
    Не стоит забывать и о том, что слово “мир” в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Вероятно, Толстой учитывал и это значение.
    И наконец, мир для Толстого — синоним слова “вселенная”, и не случайно роман содержит большое количество рассуждений общего философского плана.
    Таким образом, понятия “мир” и “мiр” в романе сливаются воедино. Вот почему слово “мир” в романе приобретает почти символическое значение.
    Смысл названия романа Толстого «Война и мир» (3 вариант)
    В процессе написания художественного произведения неизбежно возникает вопрос о его заглавии. Обычно оно выступает в роли сжатой до нескольких слов основной проблемы или коллизии — ” Горе от ума”, “Отцы и дети”, “Преступление и наказание”, а также метафоры — “Мертвые души”, обозначения изображенного характера — “Обломов”, “Герой нашего времени” или отображаемой общественно-исторической ситуации — “Обрыв”, “Гроза”. Иногда автор отказывается от первоначального названия. Так, например, роман И. А. Гончарова “Обломов” сначала назывался “Обломовщина”. Изменение названия чаще всего связано с углублением первоначального замысла и помогает лучше понять окончательную концепцию произведения.
    На одном из этапов работы Л. Н. Толстого над романом-эпопеей произведение называлось “Все хорошо, что хорошо кончается” (это известная английская поговорка и, кроме того, заглавие одной из пьес В. Шекспира). В том варианте князь Андрей Болконский и Петя Ростов оставались живы. Но в ходе работы содержание менялось: от первоначального замысла написать роман о декабристе, возвратившемся из Сибири в новую Россию, Толстой пришел к мысли отразить полувековую историю русского народа.
    Как видим, и это намерение не было осуществлено, исторические рамки романа сужались, но его содержание становилось все глубже и глубже. И произведение, которое стало результатом непрерывного и напряженного шестилетнего творческого труда (1863—1869), “безумного авторского усилия”, по словам самого Толстого, лишь на последнем этапе работы получило название “Война и мир”. Попытаемся разобраться, какой именно смысл вложил писатель в название своего произведения в окончательном варианте.
    Каждое из заглавных слов имеет несколько значений. “Война” — первое слово в названии — вовсе не тождественно тому, что французы называют “la guerre”, немцы “Krieg”, а англичане “war”, как и понятие “мир” не тождественно французскому.”la paix”, немецкому “Frieden” и английскому “реасе”. “Война” у Толстого включает в себя более глубокий смысл, чем просто отсутствие мира. Но чтобы понять, что именно она означает, нужно сначала выяснить значение слова “мир”.
    Известно, что до Октябрьской революции 1917 года в русской орфографии это слово имело два написания, которые отражали разные значения.
    Написание “миръ” означало “отсутствие войны”, а “мiръ” — “космос, весь свет, все человечество”. Ознакомившись с произведением Толстого, можно смело утверждать, что слово “мир” у него употреблено и в первом, и во втором его значении, а точнее, во множестве смыслов, рожденных взаимодействием этих понятий.
    “Мир” у Толстого следует понимать не только как отсутствие военного противоборства, при котором льется кровь, люди стреляют и убивают друг друга, но и как отсутствие вражды и жестокой борьбы между людьми вообще. “Мир” — это согласие и взаимопонимание между людьми, это любовь и дружественность, а “война” — отсутствие всего перечисленного. В этом смысле герои Толстого четко делятся на “людей мира” и “людей войны”. Так, например, князь Андрей Болконский, капитан Тушин и Тимохин, Платон Каратаев и Петя Ростов — “люди мира”. Они стремятся к согласию. Василий Курагин, его дети Анатоль, Ипполит и Элен, граф Ростопчин и Анна Михайловна Друбецкая, ее сын Борис — напротив, “люди войны”, хотя в так называемых батальных событиях никто из них, кроме Анатоля и Бориса, не участвует.
    Чем больше стремление человека к добру, взаимопониманию в самом широком смысле, гармонии, тем ближе он к идеалу Толстого. Поэтому князь Андрей понимает облака, волны, дуб, березу и в самой физической смерти видит способ слияния с Божеством и космосом. А Кутузов у Толстого — полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства — понимает всех. “Источник этой необычайной силы прозрения, — говорит о нем писатель, — лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей полноте и силе его”.
    “Война и мир” у Толстого — это также “единение и разъединение”, “понимание и непонимание”. Ведь и русское слово “мир” восходит к имени древнего индоиранского божества Митра, символизировавшего объединение и согласие, а значит, все то, что противостоит согласию, симпатии, объединению и разрушает их — “война”.
    Второе значение слова “мир” (“міръ”) — все человечество — в романе Толстого также играет огромную роль. Писатель мечтал о дружелюбии, единении, взаимной любви людей в пределах всего человеческого сообщества. Самое большое значение он придавал чувству любви в широком смысле. “Всякое влечение одного человека к другому я называю любовью”, — писал он в черновиках повести “Отрочество”. Но, к сожалению, взаимному влечению и притяжению людей в человеческом мире противостоят враждебные им стремления отдельных личностей или социальных групп (сословий, классов) к господству, подчинению себе других людей или даже народов и превосходству над ними. Толстой считал, что такие стремления прививало людям сословно-иерархическое государство, основанное не на согласии, а на насилии, и представлявшее собой “заговор не только для эксплуатации, но, главное, для развращения граждан…”. Не случайно поэтому на страницах романа так контрастны два мира — два полюса. С одной стороны — народная масса (крестьяне, солдаты, партизаны, трудовое население городов), с другой — аристократические круги (высший свет — сановники, придворные, военные, сословная знать).
    Идею межнационального насилия и превосходства в “Войне и мире” олицетворяет прежде всего вторгшаяся в Россию наполеоновская армия “грабителей, мародеров и убийц” во главе со своим предводителем. Наполеон — “жалкое орудие истории”, человек “с помраченной совестью”, способный спокойно обозревать усеянное тысячами трупов поле Аустерлицкого сражения, а затем, при вторжении в Россию, равнодушно взирать на гибнущих в бурном Немане польских улан. Он лишен у Толстого какого бы то ни было человеческого величия, так как в нем нет “добра и правды”. Это самовлюбленный властолюбец, превративший военное насилие и разбой в средство своего господства над людьми.
    Та же идея достижения воинской славы и своего личного торжества заботит, в изображении Толстого, и главу русского государства — императора Александра I. Не довольствуясь тем, что французская армия принуждена бежать из России, он требует от Кутузова, не считаясь с жертвами, окружать, разбивать, пленять ее. Но Кутузова волнует не умножение престижа русского оружия, не личная слава военачальников или самого царя, а спасение своего народа и страны от порабощения и сохранение жизней соотечественников, одетых в солдатские шинели. Не забывает Кутузов напомнить собратьям по оружию и о милосердии к побежденным.
    Наполеоновская армия, по Толстому, несла в себе “химические условия разложения”, а защитники Русской земли, возглавляемые истинно народным полководцем, и в самый период ожесточенного военного противоборства с захватчиками продолжали служить человеческому единению и единству. Преодолев перед лицом общенациональной опасности разделяющие их различия ” званий и сословий “, русские люди, по мысли Толстого, не только “всем миром” отстояли независимость своей родины, но и создали собственно человеческое общежитие — подобный дружной патриархальной семье “мир” 1812 года. Основой этого “мира” стали не “искусственные” индивидуалистические интересы властолюбия, честолюбия, тщеславия, богатства и господства, а свойственные прежде всего простому народу и близким ему героям “естественные” ценности человека и человечества: потребность в сохранении и продолжении рода, в сердечных семейных связях, в труде и дружбе, глубокой и чистой любви.
    Именно такие начала “живой жизни”, взаимное сочувствие и помощь в горе, радость и наслаждение, которые дарят взаимопонимание и бескорыстное общение, по мысли Толстого, могут и должны навсегда возобладать над “искусственными” побуждениями человека, как это и произошло в период освободительной войны. И когда это случится, мир как жизнь-согласие, жизнь-единение, победив не просто войну, но жизнь-вражду, установится на всей Земле, для всего человечества.
    Таким образом, значение заглавных слов “Война и мир”, пожалуй, не менее богато, чем содержание самого произведения, и поэтому может служить ключом к нему, но, конечно, и само проясняется текстом всей книги. В названии романа-эпопеи заключено широкое обобщение. Это не просто противопоставление добра и зла, мирного существования военному. Это противопоставление истинного патриотизма, подлинной человечности, “отсутствия всего личного”, естественности, безыскусности, героизма, простодушия, бескорыстия, братства, единения ложному патриотизму, эгоизму, своекорыстию, духовной пустоте, тщеславию, притворству, фальши, высокомерию, расчетливости, карьеризму, неприкрытой вражде, соперничеству и лживости.

  3. Война – это страшное для человека понятие. Это борьба человека с человеком, народа с народом, государства с государством. Война – это когда одна нация посягает на территорию другой нации, когда человек убивает человека из-за какой-то наживы. Военные действия – это страшное и ужасное зрелище. И вот именно такое состояние человечества показано в центральной части романа «Война и мир».
    Война оборачивается для всех героев этого романа огромной трагедией. И каждый герой это событие переносит по-своему. Но все они страдают одинаково. Человеческие страдания особенно ярко проявляются в момент, когда князь Андрей приезжает в сове родовое имение под Тверью. Он видит опустевший дом, опустевший сад, сломанные парники. Опустевший дом для Андрея Болконского – символ войны.
    Символов жестокой войны в произведении читатель моет увидеть очень много. Здесь и разграбление Москвы, и расстрелы людей в Кремле, здесь и мародерство, и неуважение к чужой жизни и культуре. Главным образом все это читатель видит глазами Пьера Безухова и жителей «первопрестольной».
    Но война показывает при этом и другую сторону человеческого характера. Это чувство долга перед Родиной, это готовность защитить соотечественника в трудный момент, это и готовность постоять за себя. Все эти человеческие качества читатель видит в тех же самых героях, т.е. и в Кутузове, и в Болконском, и в Пьере. Мы видим и Кутузова 25 августа вечером, видим его моленья за русскую армию и за благополучный исход событий. Читатель видит мужество и стойкость князя Андрея и Пьера Безухова во время Бородинского сражения. Пьер – меланхоличный и очень скромный человек, но здесь он с жестокостью дерется с французом. Он спасает одну женщину от мародерствующих в Москве французских солдат.
    Мир – это понятие совершенно иное. В нем заключается весь смысл жизни человека, нации, государства. Человек должен сохранять мир всеми силами. И если вспыхнет война, то человек должен подвести ее любыми силами и средствами к миру. Движение к миру можно увидеть и в романе Толстого. К этому стремится и император Александр I, и сам Кутузов, и Безухов, и Андрей Болконский. Это происходит путем войны с французами. Ведь за войной неизбежно приходит мир. И мир выбирает своих героев, и показывает нам человека с другой стороны, чем война. В произведении «Война и мир» в мирное время перед нами встают совершенно иные личности. Тут читатель видит во всей своей красе и обаянии Наташу Ростову, княжну Марью Болконскую, отца Андрея Болконского. Тут передо мной с другой стороны предстают Андрей Болконский и Пьер Безухов. Здесь иная общественная атмосфера и иное отношение человека к человеку. В мире всё иное, чем на войне. И именно контраст этих понятий старается передать Лев Толстой в своем романе «Война и мир». И этот контраст ему удалось передать.
    Так давайте же, люди, беречь мир от войны! Ведь война несет с собой страдания и беды для всех нас. Ведь она несет разрушения нам же.

  4. Смысл названия романа Л.Н.Толстого “Война и мир”
    Роман “Война и мир” был задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самосовершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е гг. XIX в.) – неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия. Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами.
    Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза. Этот прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805-1807 гг. и 1812 гола), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Но на самом деле это противопоставление начинается уже с самого названия романа: “Война и мир”.
    Это название отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове “мир” до революции было другое буквенное обозначение звука [и] – I – десятеричное, и слово писалось “мiръ”. Такое написание слова говорило о том, что оно многозначно. Действительно, слово “мир” в заглавии не является простым обозначением понятия покоя, состояния, противоположного войне. В романе это слово несет массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.
    Эпическое начало в романе “Война и мир” невидимыми нитями связывает в единое картины войны и мира. Точно так же, как “война означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей, в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами, понятие “мир” фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях. Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир – это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир – это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть “прекрасным человеком” и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом “дурацком мире”. Мир – это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он не находился: на войне или в мирной жизни. Но Мир – это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование “царства правды”. Мир – это братство людей независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Н. Ростов при встрече с австрийцами. Мир – это жизнь. Мир – это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обусловливают друг друга. В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира – труд и счастье, свободное и естественное и потому радостное проявление личности. А содержание и потребность войны – разобщение, отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это самоутверждение своего эгоистического “я”, несущее другим разрушение, горе, смерть. Ужас смерти сотен людей на плотине, во время отступления русской армии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь “столько сиживал старичок-мельник с удочками в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу”.
    Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: “Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положения на полях и лугах…, на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского”. Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н. Ростову, когда он видит “комнатное лицо врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами”.
    Рассказать правду о войне, заключает Толстой, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл героику войны, представив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; “грешница” Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.
    Само сочетание “война и мир” уже употреблялось в русской литературе, в частности, в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”:
    “Описывай, не мудрствуя лукаво,
    Все то, чему свидетель в жизни будешь:
    Войну и мир, управу государей,
    Угодников святые чудеса”.
    Толстой, как и Пушкин, использует сочетание “война и мир” как универсальную категорию.

  5. 1. Те­ма со­чи­не­ния рас­кры­та с опо­рой на ав­тор­скую по­зи­цию, сфор­му­ли­ро­ва­на соб­ствен­ная точ­ка зре­ния; вы­дви­ну­тые те­зи­сы убе­ди­тель­но обос­но­ва­ны; фак­ти­че­ские ошиб­ки и неточ­но­сти от­сут­ству­ют.
    2. В от­ве­те ис­поль­зу­ют­ся тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния; ошиб­ки и неточ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют.
    3. Текст рас­смат­ри­ва­е­мо­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся обос­но­ван­но и до­ста­точ­но раз­но­сто­ронне (есть ци­та­ты с ком­мен­та­ри­я­ми к ним, крат­кий пе­ре­сказ со­дер­жа­ния, необ­хо­ди­мый для до­ка­за­тель­ства суж­де­ний, при­сут­ству­ет об­ра­ще­ние к мик­ро­те­мам тек­ста и их ин­тер­пре­та­ция, со­дер­жат­ся раз­но­го ро­да ссыл­ки на изоб­ра­жен­ное в про­из­ве­де­нии).
    4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
    5. До­пу­ще­на 1 ре­че­вая ошиб­ка.

  6. В процессе написания художественного произведения неизбежно возникает вопрос о его заглавии. Обычно оно выступает в роли сжатой до нескольких слов основной проблемы или коллизии — ” Горе от ума”, “Отцы и дети”, “Преступление и наказание”, а также метафоры — “Мертвые души”, обозначения изображенного характера — “Обломов”, “Герой нашего времени” или отображаемой общественно-исторической ситуации — “Обрыв”, “Гроза”. Иногда автор отказывается от первоначального названия. Так, например, роман И. А. Гончарова “Обломов” сначала назывался “Обломовщина”. Изменение названия чаще всего связано с углублением первоначального замысла и помогает лучше понять окончательную концепцию произведения.
    На одном из этапов работы Л. Н. Толстого над романом-эпопеей произведение называлось “Все хорошо, что хорошо кончается” (это известная английская поговорка и, кроме того, заглавие одной из пьес В. Шекспира). В том варианте князь Андрей Болконский и Петя Ростов оставались живы. Но в ходе работы содержание менялось: от первоначального замысла написать роман о декабристе, возвратившемся из Сибири в новую Россию, Толстой пришел к мысли отразить полувековую историю русского народа.
    Как видим, и это намерение не было осуществлено, исторические рамки романа сужались, но его содержание становилось все глубже и глубже. И произведение, которое стало результатом непрерывного и напряженного шестилетнего творческого труда (1863—1869), “безумного авторского усилия”, по словам самого Толстого, лишь на последнем этапе работы получило название “Война и мир”. Попытаемся разобраться, какой именно смысл вложил писатель в название своего произведения в окончательном варианте.
    Каждое из заглавных слов имеет несколько значений. “Война” — первое слово в названии — вовсе не тождественно тому, что французы называют “la guerre”, немцы “Krieg”, а англичане “war”, как и понятие “мир” не тождественно французскому.”la paix”, немецкому “Frieden” и английскому “реасе”. “Война” у Толстого включает в себя более глубокий смысл, чем просто отсутствие мира. Но чтобы понять, что именно она означает, нужно сначала выяснить значение слова “мир”.
    Известно, что до Октябрьской революции 1917 года в русской орфографии это слово имело два написания, которые отражали разные значения.
    Написание “миръ” означало “отсутствие войны”, а “мiръ” — “космос, весь свет, все человечество”. Ознакомившись с произведением Толстого, можно смело утверждать, что слово “мир” у него употреблено и в первом, и во втором его значении, а точнее, во множестве смыслов, рожденных взаимодействием этих понятий.
    “Мир” у Толстого следует понимать не только как отсутствие военного противоборства, при котором льется кровь, люди стреляют и убивают друг друга, но и как отсутствие вражды и жестокой борьбы между людьми вообще. “Мир” — это согласие и взаимопонимание между людьми, это любовь и дружественность, а “война” — отсутствие всего перечисленного. В этом смысле герои Толстого четко делятся на “людей мира” и “людей войны”. Так, например, князь Андрей Болконский, капитан Тушин и Тимохин, Платон Каратаев и Петя Ростов — “люди мира”. Они стремятся к согласию. Василий Курагин, его дети Анатоль, Ипполит и Элен, граф Ростопчин и Анна Михайловна Друбецкая, ее сын Борис — напротив, “люди войны”, хотя в так называемых батальных событиях никто из них, кроме Анатоля и Бориса, не участвует.
    Чем больше стремление человека к добру, взаимопониманию в самом широком смысле, гармонии, тем ближе он к идеалу Толстого. Поэтому князь Андрей понимает облака, волны, дуб, березу и в самой физической смерти видит способ слияния с Божеством и космосом. А Кутузов у Толстого — полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства — понимает всех. “Источник этой необычайной силы прозрения, — говорит о нем писатель, — лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей полноте и силе его”.
    “Война и мир” у Толстого — это также “единение и разъединение”, “понимание и непонимание”. Ведь и русское слово “мир” восходит к имени древнего индоиранского божества Митра, символизировавшего объединение и согласие, а значит, все то, что противостоит согласию, симпатии, объединению и разрушает их — “война”.
    Второе значение слова “мир” (“міръ”) — все человечество — в романе Толстого также играет огромную роль. Писатель мечтал о дружелюбии, единении, взаимной любви людей в пределах всего человеческого сообщества. Самое большое значение он придавал чувству любви в широком смысле. “Всякое влечение одного человека к другому я называю любовью”, — писал он в черновиках повести “Отрочество”. Но, к сожалению, взаимному влечению и притяжению людей в человеческом мире противостоят враждебные им стремления отдельных личностей или социальных групп (сословий, классов) к господству, подчинению себе других людей или даже народов и превосходству над ними. Толстой считал, что такие стремления прививало людям сословно-иерархическое государство, основанное не на согласии, а на насилии, и представлявшее собой “заговор не только для эксплуатации, но, главное, для развращения граждан…”. Не случайно поэтому на страницах романа так контрастны два мира — два полюса. С одной стороны — народная масса (крестьяне, солдаты, партизаны, трудовое население городов), с другой — аристократические круги (высший свет — сановники, придворные, военные, сословная знать).
    Идею межнационального насилия и превосходства в “Войне и мире” олицетворяет прежде всего вторгшаяся в Россию наполеоновская армия “грабителей, мародеров и убийц” во главе со своим предводителем. Наполеон — “жалкое орудие истории”, человек “с помраченной совестью”, способный спокойно обозревать усеянное тысячами трупов поле Аустерлицкого сражения, а затем, при вторжении в Россию, равнодушно взирать на гибнущих в бурном Немане польских улан. Он лишен у Толстого какого бы то ни было человеческого величия, так как в нем нет “добра и правды”. Это самовлюбленный властолюбец, превративший военное насилие и разбой в средство своего господства над людьми.
    Та же идея достижения воинской славы и своего личного торжества заботит, в изображении Толстого, и главу русского государства — императора Александра I. Не довольствуясь тем, что французская армия принуждена бежать из России, он требует от Кутузова, не считаясь с жертвами, окружать, разбивать, пленять ее. Но Кутузова волнует не умножение престижа русского оружия, не личная слава военачальников или самого царя, а спасение своего народа и страны от порабощения и сохранение жизней соотечественников, одетых в солдатские шинели. Не забывает Кутузов напомнить собратьям по оружию и о милосердии к побежденным.
    Наполеоновская армия, по Толстому, несла в себе “химические условия разложения”, а защитники Русской земли, возглавляемые истинно народным полководцем, и в самый период ожесточенного военного противоборства с захватчиками продолжали служить человеческому единению и единству. Преодолев перед лицом общенациональной опасности разделяющие их различия ” званий и сословий “, русские люди, по мысли Толстого, не только “всем миром” отстояли независимость своей родины, но и создали собственно человеческое общежитие — подобный дружной патриархальной семье “мир” 1812 года. Основой этого “мира” стали не “искусственные” индивидуалистические интересы властолюбия, честолюбия, тщеславия, богатства и господства, а свойственные прежде всего простому народу и близким ему героям “естественные” ценности человека и человечества: потребность в сохранении и продолжении рода, в сердечных семейных связях, в труде и дружбе, глубокой и чистой любви.
    Именно такие начала “живой жизни”, взаимное сочувствие и помощь в горе, радость и наслаждение, которые дарят взаимопонимание и бескорыстное общение, по мысли Толстого, могут и должны навсегда возобладать над “искусственными” побуждениями человека, как это и произошло в период освободительной войны. И когда это случится, мир как жизнь-согласие, жизнь-единение, победив не просто войну, но жизнь-вражду, установится на всей Земле, для всего человечества.
    Таким образом, значение заглавных слов “Война и мир”, пожалуй, не менее богато, чем содержание самого произведения, и поэтому может служить ключом к нему, но, конечно, и само проясняется текстом всей книги. В названии романа-эпопеи заключено широкое обобщение. Это не просто противопоставление добра и зла, мирного существования военному. Это противопоставление истинного патриотизма, подлинной человечности, “отсутствия всего личного”, естественности, безыскусности, героизма, простодушия, бескорыстия, братства, единения ложному патриотизму, эгоизму, своекорыстию, духовной пустоте, тщеславию, притворству, фальши, высокомерию, расчетливости, карьеризму, неприкрытой вражде, соперничеству и лживости.

  7. Что означает название романа «Война и мир»
    Контрасты романа
    Заключение

    Что означает название романа «Война и мир»

    Роман «Война и мир» поначалу задумывался Толстым как повесть о декабристах. Автор хотел рассказать об этих замечательных людях и их семьях.
    Но не просто рассказать о том, что произошло в декабре 1825 года в России, а показать, как участники этих событий пришли к ним, что подтолкнуло декабристов к восстанию против царя. Результатом изучения Толстым этих исторических событий стал роман «Война и мир», в котором рассказывается о зарождении декабристского движения на фоне войны 1812 года.
    В чем же смысл «Войны и мира» Толстого? Только ли в том, чтобы донести до читателя настроения и чаяния людей, для которых была важна судьба России после войны против Наполеона? Или в том, чтобы еще раз показать, что «война…противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»? А может быть Толстой хотел подчеркнуть, что наша жизнь состоит из контрастов между войной и миром, подлостью и честью, злом и добром.
    О том, почему автор так назвал свое произведение, в чем смысл названия «Война и мир», сейчас уже можно только гадать.
    Но, читая и перечитывая произведение, еще раз убеждаешься в том, что все повествование в нем выстроено на борьбе противоположностей.

    Контрасты романа

    В произведении читатель постоянно сталкивается с противопоставлением различных понятий, характеров, судеб.
    Что такое война? И всегда ли она сопровождается гибелью сотен и тысяч людей? Ведь бывают войны бескровные, тихие, не видимые для многих, но не менее значимые для одного конкретного человека. Иногда даже бывает, что этот человек и не осознает, о том, что вокруг него, ведутся военные действия.
    Например, пока Пьер пытался сообразить, как себя правильно вести с умирающим отцом, в том же доме шла война между князем Василием и Друбецкой Анной Михайловной. Анна Михайловна «воевала» на стороне Пьера только потому, что это было выгодно ей самой, но и все-таки во многом благодаря ей Пьер стал графом Петром Кирилловичем Безуховым.
    В этой «битве» за портфель с завещанием решалось – будет Пьер неизвестным, никому не нужным, выброшенным за борт жизненного корабля бастардом, или станет богатым наследником, графом и завидным женихом. По сути, именно здесь и решалось, сможет ли Пьер Безухов в результате стать тем, кем он стал в конце романа? Возможно, если бы ему пришлось перебиваться с хлеба на воду, то и жизненные приоритеты у него были бы совершенно другими.
    Читая эти строки, явственно ощущаешь, как презрительно относится Толстой к «военным действиям» князя Василия и Анны Михайловны. И в то же время чувствуется добродушная ирония по отношению к абсолютно неприспособленному к жизни Пьеру. Что это, как не контраст «войны» подлости и «мира» добродушной наивности?
    Что же такое «мир» в романе Толстого? Мир – это романтическая вселенная юной Наташи Ростовой, добродушие Пьера, религиозность и доброта княжны Марьи.
    Даже старый князь Болконский с его полувоенным обустройством быта и придирками к сыну и дочери, находится на стороне «мира» автора.
    Ведь в его «мире» царит порядочность, честность, достоинство, естественность – все те качества, которыми Толстой наделяет своих любимых героев. Это Болконские и Ростовы, и Пьер Безухов, и Марья Дмитриевна, и даже Кутузов с Багратионом. Несмотря на то, что читатели встречаются с Кутузовым только на полях сражений, он однозначно является представителем «мира» добра и милосердия, мудрости и чести.
    Что защищают солдаты на войне, когда бьются против захватчиков? Почему происходят порой абсолютно нелогичные ситуации, когда «один батальон иногда сильнее дивизии», как говорил князь Андрей? Потому что, защищая свою страну, солдаты защищают не просто «пространство». И Кутузов, и Болконский, и Долохов, и Денисов, и все солдаты, ополченцы, партизаны, все они борются за тот мир, в котором живут их родные и близкие, где растут их дети, где остались жены и родители, за свою страну. Именно это и вызывает ту «теплоту патриотизма, которая была во всех… людях… и которая объясняла…, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».
    Контрастность, подчеркиваемая смыслом заглавия романа «Война и мир», проявляется во всем. Войны: чужая и ненужная русскому народу война 1805 года и Отечественная народная война 1812 года.
    Резко проявляется противостояние между честными и порядочными людьми – Ростовыми, Болконскими, Пьером Безуховым – и «трутнями», как их называл Толстой – Друбецкими, Курагиными, Бергом, Жерковым.
    Даже внутри каждого круга есть свои контрасты: Ростовым противопоставлены Болконским. Знатная, дружная, хоть и разорившаяся семья Ростовых – богатому, но при этом одинокому и бездомному, Пьеру.
    Очень яркое противопоставление Кутузова, спокойного, мудрого, естественного в своей усталости от жизни, старого вояки и самовлюбленного, декоративно-напыщенного Наполеона.
    Именно контрасты, на основе которых выстроен сюжет романа, захватывают и ведут читателя на протяжении всего повествования.

    Заключение

    В своем сочинении «Смысл названия романа «Война и мир» мне хотелось порассуждать об этих контрастных понятиях. О поразительном понимании человеческой психологии Толстого, умении логично выстроить историю развития многих личностей на протяжении такого длительного повествования. Лев Николаевич рассказывает историю Российского государства не просто как историк-ученый, читатель словно проживает жизнь вместе с персонажами. И постепенно находит для себя ответы на вечные вопросы о любви и истине.
    Смысл названия романа «Война и мир» Толстого | источник

  8. 8
    Текст добавил: одноклассники

    Это эпический роман в прямом смысле слова. Растянувшись на несколько десятилетий, он мастерски описывает историю России с конца 18 века и до первой трети 1800-х годов. На более чем 1600 страницах это, безусловно, один из самых длинных романов, но, в отличие от многих, гораздо более коротких книг, его объем вполне оправдан. Хотя Толстой очень скрупулезен, его письмо легко читается, а страницы просто летают от перелистывания.
    Известно, что сначала автор хотел озаглавить работу фразеологизмом: «Все хорошо, что хорошо кончается». Имелся в виду положительный исход войны, а также жизни героев после всех событий, трудностей, перипетий. Но позже писателю это название показалось слишком поверхностным, не отражающим всю глубину романа. К тому же, оно ограничивало автора в развитии сюжета. Фраза предполагает идеально хороший конец для всех, а такого не могло быть в принципе.
    Были также и другие варианты: «1805 год» и «Декабрист», но и они оказались слишком узкими, чтобы отобразить все грани романа такого масштаба.

    Какой смысл несет название?

    Л. Н. Толстой дает своему самому фундаментальному произведению двойственное название, создающее контраст. Имя романа глубоко и многогранно. Война здесь не только напоминает о боевых действиях, происходивших в описанный исторический период. Это раскол общества 19 века. Это духовный путь героев, поиск гармонии, внутренние противоборства, переживания, метания. Это сложности в отношениях людей, внутрисемейные, любовные конфликты. Это неоднозначность, противоречивость самих образов. А также столкновения взглядов, мнений по важным социальным вопросам, правильного ответа, на которые, не знал даже автор.

    Общество на войне

    В свою очередь, мир, как противоположное понятие – это гармония, обретение личного счастья, принятие, понимание себя и окружающих. А не только отсутствие вражды. С другой стороны, события 1805-1807 и 1812 годов изменили героев, перевернули их мировоззрение, воспитали новые личностные качества, помогли познать себя, товарищей, осознать жизненные истины. В романе слова «мир» и «общество» являются синонимами. Произведение можно было переименовать в «Общество и Война». Большое внимание уделено человеку, личности во время боевых действий. Андрея Болконского сильно меняет битва под Аустерлицем. Автор ставит своего героя на тонкую грань между жизнью и смертью. Сильные эмоции, стресс, экзистенциальные переживания, тяжелое ранение становятся проверкой истинности его убеждений, нравственности идеалов, прочности моральных принципов, но Андрея ломает это суровое испытание, лишает внутренней гармонии. А Пьер сравнивает свой опыт в обществе с событиями, пережитыми на войне, для формирования философских взглядов, своего нового мировоззрения, взращивания внутреннего стержня.
    Мир – это жизнь, поэтому слово в названии несет и витальный смысл.

    Темы романа-эпопеи

  9. Роман «Война и мир» был задуман как произведение о декабристе, воз­вратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования. На со­здание романа-эпопеи повлияли события того времени (шестидесятые годы XIX в.) — поражение России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия.
    Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этичес­кими нормами.
    Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, явля­ется антитеза. Этот прием является стержнем всего романа: противопостав­лены в романе и две войны (1805-1807 годов и 1812 года), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Но на самом деле это противопо­ставление начинается уже с самого названия романа — «Война и мир».
    Это заглавие отражает глубокий философский смысл произведения. Слово «мир» в заглавии не является простым обозначением понятия покоя, состоя­ния, противоположного войне. В романе это слово имеет массу значений, ос­вещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы раз­личных слоев общества.
    Точно так же, как слово «война» означает не одни во­енные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей, в мирной жизни разделенных социальными и нравственными барьерами, по­нятие «мир» фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных зна­чениях. Мир — это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир — это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.
    Мир — это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Росто­ву быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир — это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он ни находился: на войне или дома. Но мир — это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды».
    Мир — это брат­ство людей, не зависящее от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Николай Ростов при встрече с австрийцами. Мир — это жизнь. Мир — это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обусловливают друг друга.
    В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира — труд и счастье, свободное и естественное, а потому и ра­достное, проявление личности. А содержание и потребность войны — разобщение. отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это самоутверж­дение «своего эгоистического я», несущее другим разрушение, горе, смерть.
    Ужас смерти сотен людей на плотине, во время отступления русской ар­мии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь «столько сиживал старичок-мельник с удочками, в то время как его внук, засучив рукава рубаш­ки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу».
    Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: «Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положениях на полях и лугах…, на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Сеченовского«. Здесь ужас убийства на войне становится ясен Николаю Ростову, когда он видит «комнатное лицо» врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами.
    Рассказать правду о войне, заключает Толстой в «Войне и мире», очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что он первым открыл героику войны, пред­ставив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех ду­шевных сил человека.
    И неизбежно получилось так, что носителями под­линного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Ту­шин или Тимохин, забытые историей, «грешница» Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых, генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.
    Само словосочетание «война и мир» уже употреблялось в русской ли­тературе, в частности, в трагедии Пушкина А.С. «Борис Годунов»:
    Описывай, не мудрствуя лукаво,
    Все то, чему свидетель в жизни будешь:
    Войну и мир, управу государей
    Угодников святые чудеса.
    Толстой, так же как и Пушкин, использует сочетание «война и мир» как универсальную философскую категорию.

  10. Роман “Война и мир” быль задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е годы XIX века) — неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия.
    Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами.
    Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза. Этот прием составляет стержень всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805—1807 годов и 1812 года), и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Впрочем, это противопоставление начинается уже с самого названия романа: “Война и мир”.
    Это заглавие отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове “мир” до революции было другое буквенное обозначение звука [и] — i десятеричное, и слово писалось как “м1ръ”. Это свидетельствовало о том, что оно многозначно. Действительно, слово “мир” в заглавии означает окружающий нас свет. В романе оно имеет массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.
    Эпическое начало в романе невидимыми нитями связывает в единое целое картины войны и мира. Точно так же, как “война”, означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами, понятие “мир” фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях. Мир — это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир — это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир — это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть “прекрасным человеком” и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом “дурацком мире”. Мир — это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он ни находился: на войне или в мирной жизни. Но мир — это и весь свет, Вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование “царства правды”. Мир — это братство людей, независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Н. Ростов при встрече с австрийцами. Мир — это жизнь. Мир — это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обуславливают друг друга.
    В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира — труд и счастье, свободное и естественное, и потому радостное, проявление личности. А содержание и потребность войны — разобщение, отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих корыстные интересы, — это самоутверждение своего эгоистического “я”, несущее другим разрушение, горе, смерть.
    Ужас смерти сотен людей на плотине во время отступления русской армии после Аустерлица потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь “столько сиживал старичок-мельник с удочками, в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу”.
    Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: “Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положениях на полях и лугах… на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского”. Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н. Ростову, когда он видит “комнатное лицо” врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами.
    Рассказать правду о войне, заключает Толстой в романе, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; “грешница” Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.
    Само словосочетание “война и мир” уже употреблялось в русской литературе, в частности в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”:
    Описывай, не мудрствуя лукаво,
    Все то, чему свидетель в жизни будешь:
    Войну и мир, управу государей,
    Угодников святые чудеса.
    Толстой так же, как и Пушкин, использует выражение “война и мир” как универсальную категорию.
    Беру!

  11. Толстой широко использует для создания романа приём антитезы. Этот прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805-1807 гг. и 1812 года), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица.
    Но на самом деле это противопоставление начинается уже с самого названия романа: “Война и мир”и имеет глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове “мир” до революции было другое буквенное обозначение звука [и] — I — десятеричное, и слово писалось “мiръ”. Такое написание слова говорило о том, что оно многозначно. Действительно, слово “мир” в заглавии не является простым обозначением понятия покоя, состояния, противоположного войне. В романе это слово несет массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.
    Эпическое начало в романе “Война и мир” невидимыми нитями связывает в единое картины войны и мира. Точно так же, как “война означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей, в мирной жизни, разделенных социальными и нравственными барьерами, понятие “мир” фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях. Мир — это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир — это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир — это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть “прекрасным человеком” и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом “дурацком мире”. Мир — это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он не находился: на войне или в мирной жизни.
    Но Мир — это и весь свет, Вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование “царства правды”. Мир — это братство людей независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Н. Ростов при встрече с австрийцами. Мир — это жизнь. Мир — это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обусловливают друг друга.
    В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира — труд и счастье, свободное и естественное и потому радостное проявление личности. А содержание и потребность войны — разобщение, отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это самоутверждение своего эгоистического “я”, несущее другим разрушение, горе, смерть.
    Ужас смерти сотен людей на плотине, во время отступления русской армии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь “столько сиживал старичок-мельник с удочками в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу”.
    Страшный итог Бородинского сражениях рисуется в следующей картине: “Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положения на полях и лугах…, на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского”. Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н. Ростову, когда он видит “комнатное лицо врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами”.
    Рассказать правду о войне, заключает Толстой, очень трудно. Его Новаторство Толстого-романиста связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложь, он первым открыл героику войны, представив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека.
    И неизбежно то, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; “грешница” Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.
    Толстой использует сочетание “Война и мир” как универсальную категорию. Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами.

  12. Роман «Война и мир» был задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е гг. XIX в.) – неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия.
    Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами.
    Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза. Этот прием является стержнем всего романа: проти-вопоставлены в романе и две войны (1805-1807 гг. и 1812 года), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Но на самом деле это противопоставление начинается уже с самого названия романа: «Война и мир».
    Это название отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове «мир» до революции было другое буквенное обозначение звука [и] – I – десятеричное, и слово писалось как «мiръ». Такое написание слова говорило о том, что оно многозначно. Действительно, слово «мир» в заглавии не является простым обозначением понятия покоя, состояния, противоположного войне. В Романе это слово несет массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.
    Эпическое начало в романе «Война и мир» невидимыми нитями связывает в единое картины войны и мира. Точно так же, как «война означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей, в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами, понятие «мир» фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях. Мир — это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мнр – это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир – это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешат Николаю Ростову быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мнр – это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он не находился: на войне или в мирной жизни. Но Мир – это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды». Мир — это братство людей независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Н. Ростов при встрече с австрийцами. Мир – это жизнь. Мир – это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обуславливают друг друга.
    В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира — труд и счастье, свободное и естественное и потому радостное проявление личности. А содержание и потребность войны – разобщение, отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это самоутверждение своего эгоистического «я», несущее другим разрушение, горе, смерть.
    Ужас смерти сотен людей на плотине, во время отступления русской армии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же той же плотины в другое время, когда здесь «столько сиживал старичок-мельник с удочками в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу».
    Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: «Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положения на полях и лугах…, на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского». Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н. Ростову, когда он видит «комнатное лицо врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами».
    Рассказать правду о войне, заключает Толстой, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл героику войны, представив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; «грешница» Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.
    Само сочетание «война и мир» уже употреблялось в русской литературе, в частности, в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»:
    Описывай, не мудрствуя лукаво,
    Все то, чему свидетель в жизни будешь:
    Войну и мир, управу государей,
    Угодников святые чудеса.
    Толстой так же, как и Пушкин, использует сочетание «война и мир» как универсальную категорию.

  13. Война и мир — это все в человечес­кой
    жизни, ее универсальный охват
    и вместе с тем ее самое глубокое
    противоречие.
    С. Г. Бочаров
    Л. Н. Толстой, задумав написать большое эпическое полотно, намеревался озаг­лавить его так: «Все хорошо, что хорошо кончается». Казалось бы, этому назва­нию вполне соответствовал и сюжет романа, особенно его финал: Наполеон изгнан из России, нашли свое семейное счастье герои.
    Однако Толстой от первоначального заглавия отказался: у него получилась кни­га, в заголовке которой казалось правильнее подчеркнуть не то, что «кончается», а тему произведения. Новое, привычное нам название «Война и мир», на первый взгляд, очень простое, просто названы тема и материал — повествование о боль­шой войне, сменяющейся победой и миром.
    Однако это не так. Понятие «война» — это не только военные действия, но и классовая борьба, и борьба различных групп внутри одного класса, борьба проти­воположных начал в жизни человека и внутренняя, духовная работа — это тоже борьба.
    Мир — это прежде всего отсутствие военных действий, но и согласие в обще­стве, гармония в человеческих отношениях, мир внутри нас — согласие с собой; это и мір (так писали раньше) — общество, крестьянская община (именно такое значение имеет пословица «На миру и смерть красна», фразеологизм «Всем миром решили» и т. д.), мир природы и искусства.
    Война и мир — рождение и смерть, любовь и ненависть, верность и предательство, естественность и фальшь, бескорыстие и расчетливость, честность и подлость, самодовольство и критика своих поступков, деятельная любовь к лю­дям и безразличие к ним — все этические нормы, по которым живет и которые отвергает человек.
    В заглавии романа заключено глубочайшее жизненное противоречие. Вспомним размышления Пьера на станции в Торжке: разве не находятся в мирное время в со­стоянии войны люди, интересы которых непримиримо сталкиваются, — смотритель и прибивший его офицер, торговка в порванной шубе и богатый Пьер, Пьер и чужая ему его жена Элен? И разве не война — любая интрига, столкновение интересов?
    И мир, по Толстому, неоднозначен, противоречив. Человек может быть прав для себя, но своя личная правда, которая не согласуется с общей правдой, не приводит к миру, согласию с другими людьми. Таков, по мнению Толстого, богучаровский бунт, неуместный и непатриотичный тогда, когда все сословия объединились для борьбы с общим врагом. В этих условиях, уверен писатель, общенациональные интересы важнее классовых.Итак, мир — это огромная, всеобщая жизнь, но мир — это и внутренняя жизнь человека. Если эти два мира согласуются, не противоречат один другому, это и есть гармония, счастье, а если противоречат, — тогда война.
    У лучших героев Толстого, живущих деятельной духовной жизнью, — А. Бол­конского и П. Безухова — от «сопряженности» своей жизни с жизнью общей зави­сит внутренний «мир», согласие с самими собой. Толстой, великий психолог, по­знавший диалектику человеческой души, убежден: «мир» и «война» с самим собой — это и есть содержание внутренней жизни мыслящего и чувствующего человека. Убедительный пример — «поиски мысли» и «жизнь сердца» А. Болконского. При виде старого дуба, преображенного весной, и он испытывает чувство обновления: «Нет, жизнь не кончена в 31 год… Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одно­го меня шла моя жизнь…»
    Воодушевленный ожившими надеждами, он отправляется в Петербург, чтобы заняться государственной деятельностью, но приходит к разочарованию! Любовь тоже не состоялась. Снова рушится мир в его душе, но «война» внутренняя совпа­ла во времени с общенародной освободительной войной против наполеоновского нашествия — и тут состоялось это «сопряжение» личного и общего, которое сдела­ло Болконского другим человеком.
    Так же, как А. Болконский, обретают новое отношение к себе и людям М. Бол­конская, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Долохов. В самом горниле войны создается мир — лучшие, высшие отношения между людьми.
    Преображенными всем пережитым видим мы героев «Войны и мира» в эпилоге эпопеи. Но даже в новой семейной идиллии лысогорского дома, где дружно живут две семьи, Безуховых и Ростовых, нет полной гармонии: Пьер вернулся к мучив­шему его всю жизнь вопросу «почему?» и в поисках ответа пришел в тайное обще­ство, а нерассуждающий «средний человек» Н. Ростов готов по приказу Аракчее­ва, не задумываясь, «идти и рубить» (восставших).
    Так может рухнуть с огромным трудом достигнутый мир.
    Эпилог в романе — обычно завершение рассказа о героях, хорошо знакомых читателю. А у Толстого именно в эпилоге появляется новое действующее лицо — Николенька Болконский, сын князя Андрея. Он благоговеет перед памятью отца.
    Николенька во всем согласен с Пьером, а ночью, во сне, видит себя и Безухова во главе огромного войска, а на них «грозно надвигается дядя Николай Ильич». Николенька думает о славе («впереди была слава»). Так возрождаются те мотивы, которые, казалось, были развенчаны навсегда.
    …Все хорошо, что хорошо кончается. Но ничего не кончается, завязываются новые узлы на месте развязанных прежних, потому что война и мир нескончаемы, как сама жизнь.

    Похожие сочинения

    Семья Ростовых и семья Болконских

  14. Война и мир — это все в человечес­кой
    жизни, ее универсальный охват
    и вместе с тем ее самое глубокое
    противоречие.
    С. Г. Бочаров
    Л. Н. Толстой, задумав написать большое эпическое полотно, намеревался озаг­лавить его так: «Все хорошо, что хорошо кончается». Казалось бы, этому назва­нию вполне соответствовал и сюжет романа, особенно его финал: Наполеон изгнан из России, нашли свое семейное счастье герои.
    Однако Толстой от первоначального заглавия отказался: у него получилась кни­га, в заголовке которой казалось правильнее подчеркнуть не то, что «кончается», а тему произведения. Новое, привычное нам название «Война и мир», на первый взгляд, очень простое, просто названы тема и материал — повествование о боль­шой войне, сменяющейся победой и миром.
    Однако это не так. Понятие «война» — это не только военные действия, но и классовая борьба, и борьба различных групп внутри одного класса, борьба проти­воположных начал в жизни человека и внутренняя, духовная работа — это тоже борьба.
    Мир — это прежде всего отсутствие военных действий, но и согласие в обще­стве, гармония в человеческих отношениях, мир внутри нас — согласие с собой; это и мір (так писали раньше) — общество, крестьянская община (именно такое значение имеет пословица «На миру и смерть красна», фразеологизм «Всем миром решили» и т. д.), мир природы и искусства.
    Война и мир — рождение и смерть, любовь и ненависть, верность и предательство, естественность и фальшь, бескорыстие и расчетливость, честность и подлость, самодовольство и критика своих поступков, деятельная любовь к лю­дям и безразличие к ним — все этические нормы, по которым живет и которые отвергает человек.
    В заглавии романа заключено глубочайшее жизненное противоречие. Вспомним размышления Пьера на станции в Торжке: разве не находятся в мирное время в со­стоянии войны люди, интересы которых непримиримо сталкиваются, — смотритель и прибивший его офицер, торговка в порванной шубе и богатый Пьер, Пьер и чужая ему его жена Элен? И разве не война — любая интрига, столкновение интересов?
    И мир, по Толстому, неоднозначен, противоречив. Человек может быть прав для себя, но своя личная правда, которая не согласуется с общей правдой, не приводит к миру, согласию с другими людьми. Таков, по мнению Толстого, богучаровский бунт, неуместный и непатриотичный тогда, когда все сословия объединились для борьбы с общим врагом. В этих условиях, уверен писатель, общенациональные интересы важнее классовых.
    Итак, мир — это огромная, всеобщая жизнь, но мир — это и внутренняя жизнь человека. Если эти два мира согласуются, не противоречат один другому, это и есть гармония, счастье, а если противоречат, — тогда война.
    У лучших героев Толстого, живущих деятельной духовной жизнью, — А. Бол­конского и П. Безухова — от «сопряженности» своей жизни с жизнью общей зави­сит внутренний «мир», согласие с самими собой. Толстой, великий психолог, по­знавший диалектику человеческой души, убежден: «мир» и «война» с самим собой — это и есть содержание внутренней жизни мыслящего и чувствующего человека. Убедительный пример — «поиски мысли» и «жизнь сердца» А. Болконского. При виде старого дуба, преображенного весной, и он испытывает чувство обновления: «Нет, жизнь не кончена в 31 год… Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одно­го меня шла моя жизнь…»
    Воодушевленный ожившими надеждами, он отправляется в Петербург, чтобы заняться государственной деятельностью, но приходит к разочарованию! Любовь тоже не состоялась. Снова рушится мир в его душе, но «война» внутренняя совпа­ла во времени с общенародной освободительной войной против наполеоновского нашествия — и тут состоялось это «сопряжение» личного и общего, которое сдела­ло Болконского другим человеком.
    Так же, как А. Болконский, обретают новое отношение к себе и людям М. Бол­конская, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Долохов. В самом горниле войны создается мир — лучшие, высшие отношения между людьми.
    Преображенными всем пережитым видим мы героев «Войны и мира» в эпилоге эпопеи. Но даже в новой семейной идиллии лысогорского дома, где дружно живут две семьи, Безуховых и Ростовых, нет полной гармонии: Пьер вернулся к мучив­шему его всю жизнь вопросу «почему?» и в поисках ответа пришел в тайное обще­ство, а нерассуждающий «средний человек» Н. Ростов готов по приказу Аракчее­ва, не задумываясь, «идти и рубить» (восставших).
    Так может рухнуть с огромным трудом достигнутый мир.
    Эпилог в романе — обычно завершение рассказа о героях, хорошо знакомых читателю. А у Толстого именно в эпилоге появляется новое действующее лицо — Николенька Болконский, сын князя Андрея. Он благоговеет перед памятью отца.
    Николенька во всем согласен с Пьером, а ночью, во сне, видит себя и Безухова во главе огромного войска, а на них «грозно надвигается дядя Николай Ильич». Николенька думает о славе («впереди была слава»). Так возрождаются те мотивы, которые, казалось, были развенчаны навсегда.
    …Все хорошо, что хорошо кончается. Но ничего не кончается, завязываются новые узлы на месте развязанных прежних, потому что война и мир нескончаемы, как сама жизнь.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *