Сочинение на тему смысл противопоставления ларры и данко

17 вариантов

  1. Рассказ «Старуха Изергиль» занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нём черты реализма и романтизма. Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и Данко. Писатель в небольшом по объему произведении задаёт главные вопросы человеческой жизни: что есть свобода – отчужденность Ларры или самопожертвование Данко? Что есть преступление?
    Заметим, что убийства совершают все основные герои: Ларра, который умертвил девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль не щадит молодого солдата ради возлюбленного шляхтича; Данко убивает себя ради других людей. Все персонажи обрывают жизнь, свою или чужую, но делают это по разным причинам. В чем же смысл противопоставления Ларры и Данко, ведь Горький не просто так сочетает в рассказе две легенды о столь разных героях? И если в старухе Изергиль сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, то Данко и Лара – совершенно противоположные типы героев. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.
    Образ Ларры представляет собой решительное осуждение индивидуализма и эгоизма. Это двадцатилетний юноша – сын орла: «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общества. Те качества, которые характерны для орла, которыми восхищаются, не находят понимания в обществе людей. И общество его отвергает, а преступление, совершенное Ларрой, обрекает его на вечное презрение и одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот так был поражен человек за гордость». Ларра хотел свободы, он ее получил. Но этого ли он хотел? Нет! Та «свобода», которую получил герой, стала его же проклятием. Но таковы были нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России на рубеже Х1Х-ХХ веков много сторонников.
    Легенда о Данко – совершенно иная. В ней рассказывается о юноше, сердце которого загорелось великой любовью к людям. Волю молодого человека Горький противопоставляет безволию толпы. Это смелый юноша, который повел свой народ к свету, к лучшей жизни. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Он вырвал сердце из груди, и оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Образ «горящего сердца» – символ жертвенного служения людям, всему человечеству.
    Казалось бы, вот он – идеальный герой! Но нельзя не обратить внимание на «осторожного человека», который наступил на сердце Данко. Почему он так поступил? Может быть, люди боятся таких смельчаков? Ведь они до конца не осознали той жертвы, которую принес во имя любви к ним юноша, – они просто ее приняли. Чего боялся «осторожный человек»? А может, такие самоотверженные и смелые люди, как Данко, не нужны обществу? К сожалению, Горький оставляет этот вопрос открытым, предоставляя возможность читателю домыслить ответ самостоятельно. Но на вопрос о том, стоила ли свобода толпы жизни такого выдающегося человека, как Данко, история дает свой ответ. Идея жертвенного служения людям сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль.
    После рассмотрения образов Ларры и Данко становится ясно, насколько они противоположны: один – гордый и эгоистичный, другой – бесстрашный и самоотверженный. Интересно, как общество относится к ним? Люди отвергают Ларру, он проклят ими, ведь он добивался свободы духа, всеобщего признания только для себя. Но эти же люди отвергают и Данко! Ведь юноша жертвует собой ради «свободы» окружающих, а не для себя, стремится привести их к лучшей жизни! И Ларра, и Данко как бы подведены под одну черту: общество не признало ни одного, ни другого.
    Я считаю, что Горький, противопоставляя таких разных героев, стремился найти ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы его приняло общество? Конечно, автор преувеличивает, наделяя своих героев либо только отрицательными качествами, либо только положительными, но ведь это – романтическое произведение. Цель достигнута: писатель обозначил проблему – человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас.
    Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.

  2. План
    Введение
    В рассказе М. Горький описывает образ жизни двух героев: Данко и Ларры.
    Основная часть
    Данко — сильный человек, который умер ради людей.
    Данко верит в собственные силы.
    Данко готов жертвовать собой.
    Основные черты характера Ларры — индивидуализм, эгоистичность, гордыня.
    Ларра стремится возвыситься над людьми.
    Заключение
    Противопоставление Данко и Ларры помогает автору раскрыть образ рассказчицы — Старухи Изергиль.
    В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» автор, используя две легенды, рассказанные Изергиль, описывает образ жизни двух героев: Данко и Ларры.
    Данко — сильный человек, который умер ради людей. Отличительной чертой его характера является гордость. Данко обладал сильным характером: готов был ценой собственной жизни провести людей через непроходимый лес. Сила духа, внутреннее совершенство в библейских сказаниях воплощалось во внешне красивых людях. В древности считалось, что человек красивый внешне, хорош и внутренне: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы». Данко верит в собственные силы, а не тратит «силы на думу да тоску». Герой готов помочь людям выйти из тьмы, обрести настоящую свободу. Обладая сильным характером, Данко берет на себя роль вожака, и люди «дружно все пошли за ним — верили в него». Герой не трусит, не боится трудностей в пути. Сначала люди охотно идут за ним, но у них не хватает силы духа вынести все тяготы пути. Они начинают роптать: «Ты — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Данко готов жертвовать собой до конца: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Освещая темный путь своим сердцем, Данко вывел людей из непроходимой чащи леса, туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». В финале сказания Данко погибает. Перед читателем возникает вопрос: поняли ли люди то, что сделал для них Данко. Один осторожный человек наступил «на гордое сердце ногой». Данко обладал такими чертами характера, которые не позволили ему поступить по-другому. Он вырвал своё сердце из груди и осветил им путь, так как считал это единственно верным для себя решением.
    В рассказе «Старуха Изергиль» Данко противопоставлен Ларру. Ларра тоже обладает сильным характером. Основные черты его личности — индивидуализм, эгоистичность, гордыня. Выше всего на свете Ларра ставит свои эмоции, чувства, переживания, желания, не заботясь о том, что хотят окружающие его люди. Он стремится возвыситься над людьми. Автор обрекает Ларру на вечное одиночество. Гордыня — смертный грех, именно она разрушила человеческое в сердце Ларры.
    Противопоставление Данко и Ларры помогает автору раскрыть образ рассказчицы — Старухи Изергиль, которая, рассказывая о своем идеале и антиидеале, уверена, что ее жизнь посвящена любви. Изергиль думает, что она ближе к самопожертвованию и безграничной любви Данко, но на самом деле ей присущ индивидуализм, эгоистичность Ларры. Так автор раскрывает собственную позицию, своё отношение к жизни.

  3. В рассказе «Старуха Изергиль» повествование стро­ится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-пове­ствователь воспринимается Изергиль как представи­тель обычного, скучного, чуждого поэзии и страстей мира. Попал же он в среду романтических героев — красивых, вольных людей.
    В своих рассказах Изергиль делает противостояние романтической личности и массы, толпы, обычных лю­дей еще более острым. Писатель решает несколько важ­ных для него вопросов: какие характерные общие чер­ты отличают выдающуюся романтическую личность от обычных людей, каковы эти люди, в чем достойная цель жизни человека, которому дано более, чем другим.
    Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде и возвышаются над ней. Красивый, сильный, смелый, гордый — такими кра­сочными определениями характеризует Изергиль ге­роев. Для нее важно оценить то, как использовали свои выдающиеся качества персонажи. Писатель же под­спудно замечает, как в нравственном отношении вы­глядят люди и сама Изергиль. Нельзя забывать, что ее именем назван рассказ, повествование о ее жизни зани­мает центральное место в нем. Ясно, что именно Изер­гиль — главная героиня произведения.
    Ларра открыто противопоставил себя людям. Он вы­дающийся эгоист. Одиночество его не страшило. Но хи­трость и коварство придуманного людьми наказания открылись позже. Они знали, что все-таки Ларра напо­ловину человек, а человек вечного одиночества вынести не сможет. Муки отверженного будут страшнее смерти. Остается выждать и позже ужасаться, радоваться и учить других: «Вот как был поражен человек за гордость!»
    Для Изергиль в этом нет ничего предосудительного. Автор же многочисленными деталями повествования ставит под сомнения жестокую «мудрость» судивших Ларру. Убить за убийство — им мало. Нужно так исхи­триться, чтобы Ларра пострадал больше. Тем самым они не пресекают, а увеличивают зло. И на этом фоне заметными становятся трусость, лицемерие, косность толпы. За что, собственно, изгоняют Ларру старейшины? Он всего лишь посмел разговаривать с ними, как с равными. Девушке, к которой он подошел, он тоже нравился. Но переступить ради чувства через общественное мне­ние она, дочь старейшины, не смогла. Да ведь и не само по себе убийство ужаснуло людей: позже они со знанием дела выдумывали казнь для самого Ларры. Возмутило то, что Ларра убил женщину «так» — открыто, смело, без оглядки на лицемерную общественную мораль: делай что хочешь, но сохраняй внешние приличия.
    Ларре Изергиль противопоставляет Данко. В сравнении с нравственно безупречным, самоотверженным героем обыкновенные люди уже и в глазах рассказчицы нерешительны, трусливы, жестоки, мстительны, неблагодарны. Данко спасает, выводит к свету, но не меняет людей: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его».
    Сама Изергиль обладает несомненными достоинствами. Она хранит в памяти легенды о сильных и смелых людях, передает их новым поколениям. В молодости ей были даны красота и талант любви. Очевидно, что рас­сказчица, вспоминая истории из собственной жизни, хочет подчеркнуть, что и она была красивой, сильной, смелой, гордой — почти как Данко. Но автор заставля­ет видеть и другое: «Та, которую они целовали, сидит со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень» — как Ларра.
    Большинство возлюбленных Изергиль гибнет, и ни один не оставляет сколь-либо глубокого следа в ее душе. Она считает счастьем, что «никогда не встречалась по­сле с теми, которых когда-то любила». Эгоизма подоб­ной «любви» Изергиль просто не замечает. Как и соб­ственной жестокости, когда, воспользовавшись святым именем матери, обманывает и убивает часового, чтобы сохранить для себя последнего любовника.
    Поместив рассказ героини о себе в центр произведе­ния, писатель подчеркнул, что главным для него явля­ется все-таки портрет обычного человека. Люди хотят и могут быть прекрасными, как в сказке. Но реаль­ность пока что далека от идеала. И тем не менее у выда­ющейся личности, героя нет иного пути для полноцен­ной реализации, как служить, отдать огонь своего серд­ца этим неидеальным, грешным, слабым людям. Данко и во тьме — свет, Ларра и при свете — тень.
    Писатель считал: достоинство его рассказа в том, что он написан «красиво и стройно». Действительно, мета­форичность языка, яркость картин, композиционная продуманность, умение дать слово персонажу и прове­сти собственную мысль — свидетельства высоких худо­жественных качеств ранней прозы Горького.

  4. М. Горький избрал удачную форму сказочной леген­ды, чтобы в иносказательной форме донести до читателя, каким исключительным, сильным и свободным может быть человек, и как важно направить эти качества в бла­гое русло.
    И Данко, и Ларра — те самые исключительные люди. Они схожи в своей душевной силе, свободе мысли, широ­те взглядов, несгибаемой воле и уверенности в себе. Но одно кардинально их отличает: все эти качества Ларра использует на благо себе, а Данко — на благо людям. И один этот «вектор направленности» человека превра­щает Данко и Ларру в антиподов. Ларра в своей ослеп­ляющей гордыне презирает весь мир, ставит свою волю и свои желания превыше любого закона, считает, что вправе решать даже то, жить ли человеку или умереть. Он свободен! Он всемогущ! Он велик!.. Но автор показы­вает, как убийственна такая исключительность. На пре­зрение к народу народ ответит тем же, а не нашедшая успокоения душа вечно будет страдать и метаться.
    Именно благодаря художественному приему противо­поставления образ Данко на фоне Ларры вызывает еще большее восхищение. Несмотря на недоверие и даже об­винения ведомых им сквозь чащу людей, он жертвует своею жизнью ради их спасения. Несмотря на свою фан­тастичность, образ вынутого из груди пылающего сердца как нельзя более точно характеризует всеобъемлющую любовь героя легенды к народу. В легенде о Данко можно угадать настроение и ожида­ние самого Горького: он жаждет прихода такого предан­ного народу человека, который выведет его из темноты «леса», такими мрачными красками описанного автором: в этом аллегорическом лесу «так темно, точно в нем соб­рались сразу все ночи». Как похоже это на сгустившийся над Родиной писателя мрак!
    Смысл противопоставления Ларры и Данко состоит в том, чтобы подчеркнуть: наличие у человека огром­ных способностей, воли, таланта и других качеств, кото­рые выделяют его из толпы, делают, в некотором роде, сверхчеловеком, — еще не гарантия того, что этот че­ловек хорош. Без правильного устремления, без любви и моральности эти сверхчеловеческие качества становят­ся демоническими. Поэтому задача общества — не только развивать способности и ум человека, но и учить его быть любящим, бескорыстным и жертвенным.

  5. Рассказ «Старуха Изергиль» занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нём черты реализма и романтизма. Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и Данко. Писатель в небольшом по объему произведении задаёт главные вопросы человеческой жизни: что есть свобода – отчужденность Ларры или самопожертвование Данко? Что есть преступление?
    Заметим, что убийства совершают все основные герои: Ларра, который умертвил девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль не щадит молодого солдата ради возлюбленного шляхтича; Данко убивает себя ради других людей. Все персонажи обрывают жизнь, свою или чужую, но делают это по разным причинам. В чем же смысл противопоставления Ларры и Данко, ведь Горький не просто так сочетает в рассказе две легенды о столь разных героях? И если в старухе Изергиль сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, то Данко и Лара – совершенно противоположные типы героев. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.
    Образ Ларры представляет собой решительное осуждение индивидуализма и эгоизма. Это двадцатилетний юноша – сын орла: «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общества. Те качества, которые характерны для орла, которыми восхищаются, не находят понимания в обществе людей. И общество его отвергает, а преступление, совершенное Ларрой, обрекает его на вечное презрение и одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот так был поражен человек за гордость». Ларра хотел свободы, он ее получил. Но этого ли он хотел? Нет! Та «свобода», которую получил герой, стала его же проклятием. Но таковы были нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России на рубеже Х1Х-ХХ веков много сторонников.
    Легенда о Данко – совершенно иная. В ней рассказывается о юноше, сердце которого загорелось великой любовью к людям. Волю молодого человека Горький противопоставляет безволию толпы. Это смелый юноша, который повел свой народ к свету, к лучшей жизни. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Он вырвал сердце из груди, и оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Образ «горящего сердца» – символ жертвенного служения людям, всему человечеству.
    Казалось бы, вот он – идеальный герой! Но нельзя не обратить внимание на «осторожного человека», который наступил на сердце Данко. Почему он так поступил? Может быть, люди боятся таких смельчаков? Ведь они до конца не осознали той жертвы, которую принес во имя любви к ним юноша, – они просто ее приняли. Чего боялся «осторожный человек»? А может, такие самоотверженные и смелые люди, как Данко, не нужны обществу? К сожалению, Горький оставляет этот вопрос открытым, предоставляя возможность читателю домыслить ответ самостоятельно. Но на вопрос о том, стоила ли свобода толпы жизни такого выдающегося человека, как Данко, история дает свой ответ. Идея жертвенного служения людям сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль.
    После рассмотрения образов Ларры и Данко становится ясно, насколько они противоположны: один – гордый и эгоистичный, другой – бесстрашный и самоотверженный. Интересно, как общество относится к ним? Люди отвергают Ларру, он проклят ими, ведь он добивался свободы духа, всеобщего признания только для себя. Но эти же люди отвергают и Данко! Ведь юноша жертвует собой ради «свободы» окружающих, а не для себя, стремится привести их к лучшей жизни! И Ларра, и Данко как бы подведены под одну черту: общество не признало ни одного, ни другого.
    Я считаю, что Горький, противопоставляя таких разных героев, стремился найти ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы его приняло общество? Конечно, автор преувеличивает, наделяя своих героев либо только отрицательными качествами, либо только положительными, но ведь это – романтическое произведение. Цель достигнута: писатель обозначил проблему – человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас.
    Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.

  6. Центральной темой романтических рассказов становится тема свободы. Автор не принимает тот вариант свободы, который описывается в рассказе «Макар Чудра», в легенде о Ларре, да и в самом рассказе о старухе Изергиль. Убийство и отчуждение к людям – слишком высокая цена за романтическую свободу. Но и прорыв к свободе Данко тоже ведет к смерти главного героя. После прочтения легенды о Данко остается вопрос, достойны ли свободы и счастья люди, которые чуть не убили своего спасителя и даже не заметили его смерти (а кто заметил – осторожно наступил на его сердце). Получили ли они свободу или в эту солнечную степь они принесут трусость и злобу, о которой узнали, живя в лесу, в ядовитом смраде болот? Настоящую свободу повествователь видит вокруг себя, в реальном мире, в сильных мужчинах и женщинах, которые, смеясь, идут к.морю, в их песне, льющейся «разноцветными ручьями». Свободу символизирует и природа вокруг него: шумящее море, широко раскинувшаяся необъятная степь, небо, «украшенное золотистыми крапинками звезд». Наконец, величайшим чудом, которое он сравнивает с горящим сердцем Данко, герой признает человеческую фантазию, «создавшую столько красивых и сильных легенд». Именно в способности человека творить писатель видит настоящую свободу, что он и подтверждает всем своим творчеством.

  7. Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его первых произведений. В эти же ранние годы вырабатываются главные идеи и темы его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности.
    В рассказе “Старуха Изергиль” повествование строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерное противопоставление двух мировоззрений. Герой-повествователь – носитель общественного сознания принадлежит к тем, о ком говорят: “Стариками родитесь вы, русские.
    Мрачные все, как демоны”, и романтические
    герои – красивые, смелые, сильные люди, которые по жизни “шли, пели и смеялись”. Романтический герой и общество – как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится вечный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.
    Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон общества, противопоставил себя людям, возвысил себя над средой и был наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко.
    Рассказ о нем построен как аллегория поиска пути из мрака к свету, к лучшей, справедливой
    жизни. В Данко писатель воплотил образ вождя народных масс. И образ этот создан в лучших романтических традициях. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, она враждебна ему.
    Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом толпа, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования.
    Итак, мы видим, что Ларра сам виноват в своих пороках, он воплощение цинизма и индивидуализма, а Данко находится на другом полюсе спектра духовных возможностей человека. И смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы ярче показать героизм и самопожертвование одного и агрессивный индивидуализм другого.

  8. Рассказ «Старуха Изергиль» занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нём черты реализма и романтизма. Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами — о Ларре и Данко. Писатель в небольшом по объему произведении задаёт главные вопросы человеческой жизни: что есть свобода — отчужденность Ларры или самопожертвование Данко? Что есть преступление?
    Заметим, что убийства совершают все основные герои: Ларра, который умертвил девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль не щадит молодого солдата ради возлюбленного шляхтича; Данко убивает себя ради других людей. Все персонажи обрывают жизнь, свою или чужую, но делают это по разным причинам. В чем же смысл противопоставления Ларры и Данко, ведь Горький не просто так сочетает в рассказе две легенды о столь разных героях? И если в старухе Изергиль сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, то Данко и Лара — совершенно противоположные типы героев. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.
    Образ Ларры представляет собой решительное осуждение индивидуализма и эгоизма. Это двадцатилетний юноша — сын орла: «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общества. Те качества, которые характерны для орла, которыми восхищаются, не находят понимания в обществе людей. И общество его отвергает, а преступление, совершенное Ларрой, обрекает его на вечное презрение и одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот так был поражен человек за гордость». Ларра хотел свободы, он ее получил. Но этого ли он хотел? Нет! Та «свобода», которую получил герой, стала его же проклятием. Но таковы были нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России на рубеже Х1Х-ХХ веков много сторонников.
    Легенда о Данко — совершенно иная. В ней рассказывается о юноше, сердце которого загорелось великой любовью к людям. Волю молодого человека Горький противопоставляет безволию толпы. Это смелый юноша, который повел свой народ к свету, к лучшей жизни. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Он вырвал сердце из груди, и оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Образ «горящего сердца» — символ жертвенного служения людям, всему человечеству.
    Казалось бы, вот он — идеальный герой! Но нельзя не обратить внимание на «осторожного человека», который наступил на сердце Данко. Почему он так поступил? Может быть, люди боятся таких смельчаков? Ведь они до конца не осознали той жертвы, которую принес во имя любви к ним юноша, — они просто ее приняли. Чего боялся «осторожный человек»? А может, такие самоотверженные и смелые люди, как Данко, не нужны обществу? К сожалению, Горький оставляет этот вопрос открытым, предоставляя возможность читателю домыслить ответ самостоятельно. Но на вопрос о том, стоила ли свобода толпы жизни такого выдающегося человека, как Данко, история дает свой ответ. Идея жертвенного служения людям сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль.
    После рассмотрения образов Ларры и Данко становится ясно, насколько они противоположны: один — гордый и эгоистичный, другой — бесстрашный и самоотверженный. Интересно, как общество относится к ним? Люди отвергают Ларру, он проклят ими, ведь он добивался свободы духа, всеобщего признания только для себя. Но эти же люди отвергают и Данко! Ведь юноша жертвует собой ради «свободы» окружающих, а не для себя, стремится привести их к лучшей жизни! И Ларра, и Данко как бы подведены под одну черту: общество не признало ни одного, ни другого.
    Я считаю, что Горький, противопоставляя таких разных героев, стремился найти ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы его приняло общество? Конечно, автор преувеличивает, наделяя своих героев либо только отрицательными качествами, либо только положительными, но ведь это — романтическое произведение. Цель достигнута: писатель обозначил проблему — человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас.
    Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.

  9. Ларра и Данко на протяжении всего рассказа и в целом по замыслу автора являются непримиримыми антагонистами. Их жизни полностью противоположны: смысл одной из них заключается в вечном служении людям, смысл второй, казалось бы, в принципе отсутствует – судьба без цели, без содержания, прошедшая бесследно, исчезнувшая будто тень. Безусловно, каждый может относиться по-разному к своей жизни и определять те цели, ради которых он живет. Одни считают, что судьба определена свыше и от нас ничего не зависит. Другие уверены, что определить свою будущую жизнь под силу каждому из нас. В рассказе М. Горького Ларра и Данко олицетворяют собой эти два противоположных взгляда. Однако, несмотря на серьезные противоречия, у главных героев все же есть общие черты. В первую очередь, их объединят единые человеческие качества, такие как храбрость, красота, ум и сила.
    Сюжет рассказа строится на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни, а также на легендах о Ларре и Данко. Данко – красивый и смелый юноша, любовь которого к людям не знает границ. Его альтруизм совершенно неисчерпаем и ничем не обусловлен. Данко – настоящий герой, способный на великие подвиги ради своего народа. Образ этого героя воплощает в себе идеал гуманизма, высокой духовности и способность к самопожертвованию. Его смерть не вызывает у читателя жалости, поскольку подвиг, который он совершил, его величина и значимость находятся гораздо выше подобного рода чувств. Данко – мужественный и бесстрашный герой, в руках которого пылает его собственное, искрящееся любовью сердце, – вызывает уважение и восторг читателя, но ни в коем случае не жалость или сострадание.
    Этому светлому и возвышенному образу автор противопоставляет негативный образ Ларры, человека эгоистичного и горделивого. Ларра считает себя избранным и к окружающим его людям относится с пренебрежением, подобно тому, как относится господин к своим рабам.
    Неуемная гордость и высокомерие Ларры приводят его к одиночеству и заставляют испытывать невыносимую тоску. Как отмечает автор, гордость – прекрасная черта характера, но в том случае, когда она возвышается над всеми остальными чувствами, она несет за собой абсолютное освобождение от общества, от всех законов морали и нравственных устоев, что в итоге приводит к печальным последствиям.

  10. 10
    Текст добавил: забудь свой прошлый life

    План
    I. Поиски героя – сильного и свободного человека.
    II. Данко и Ларра – исключительные люди.
    1. Все дело в «векторе направленности» личности.
    2. Всеобъемлющая любовь героя легенды к народу.
    3. Кто же нас выведет из темного «леса»?
    III. Сильная личность – еще не гарантия моральности.
    М. Горький избрал удачную форму сказочной легенды, чтобы в иносказательной форме донести до читателя, каким исключительным, сильным и свободным может быть человек, и как важно направить эти качества в благое русло.
    И Данко, и Ларра – те самые исключительные люди. Они схожи в своей душевной силе, свободе мысли, широте взглядов, несгибаемой воле и уверенности в себе. Но одно кардинально их отличает: все эти качества Ларра использует на благо себе, а Данко – на благо людям. И один этот «вектор направленности» человека превращает Данко и Ларру в антиподов. Ларра в своей ослепляющей гордыне презирает весь мир, ставит свою волю и свои желания превыше любого закона, считает, что вправе решать даже то, жить ли человеку или умереть. Он свободен! Он всемогущ! Он велик!.. Но автор показывает, как убийственна такая исключительность. На презрение к народу народ ответит тем же, а не нашедшая успокоения душа вечно будет страдать и метаться.
    Именно благодаря художественному приему противопоставления образ Данко на фоне Ларры вызывает еще большее восхищение. Несмотря на недоверие и даже обвинения ведомых им сквозь чащу людей, он жертвует своею жизнью ради их спасения. Несмотря на свою фантастичность, образ вынутого из груди пылающего сердца как нельзя более точно характеризует всеобъемлющую любовь героя легенды к народу.
    В легенде о Данко можно угадать настроение и ожидание самого Горького: он жаждет прихода такого преданного народу человека, который выведет его из темноты «леса», такими мрачными красками описанного автором: в этом аллегорическом лесу «так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Как похоже это на сгустившийся над Родиной писателя мрак!
    Смысл противопоставления Ларры и Данко состоит в том, чтобы подчеркнуть: наличие у человека огромных способностей, воли, таланта и других качеств, которые выделяют его из толпы, делают, в некотором роде, сверхчеловеком, – еще не гарантия того, что этот человек хорош. Без правильного устремления, без любви и моральности эти сверхчеловеческие качества становятся демоническими. Поэтому задача общества – не только развивать способности и ум человека, но и учить его быть любящим, бескорыстным и жертвенным.

  11. Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его первых произведений. В эти же ранние годы вырабатываются главные идеи и темы его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности.
    В рассказе «Старуха Изергиль» повествование строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерное противопоставление двух мировоззрений. Герой-повествователь – носитель общественного сознания принадлежит к тем, о ком говорят: «Стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны», и романтические герои – красивые, смелые, сильные люди, которые по жизни «шли, пели и смеялись». Романтический герой и общество – как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится вечный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон общества, противопоставил себя людям, возвысил себя над средой и был наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко.
    Рассказ о нем построен как аллегория поиска пути из мрака к свету, к лучшей, справедливой жизни. В Данко писатель воплотил образ вождя народных масс. И образ этот создан в лучших романтических традициях. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, она враждебна ему. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом толпа, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками («Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства»). Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования.
    Итак, мы видим, что Ларра сам виноват в своих пороках, он воплощение цинизма и индивидуализма, а Данко находится на другом полюсе спектра духовных возможностей человека. И смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы ярче показать героизм и самопожертвование одного и агрессивный индивидуализм другого.

  12. Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его первых произведений. В эти же ранние годы вырабатываются главные идеи и темы его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности.
    В рассказе «Старуха Изергиль» повествование строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерное противопоставление двух мировоззрений. Герой-повествователь – носитель общественного сознания принадлежит к тем, о ком говорят: «Стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны», и романтические герои – красивые, смелые, сильные люди, которые по жизни «шли, пели и смеялись». Романтический герой и общество – как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится вечный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон общества, противопоставил себя людям, возвысил себя над средой и был наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко.
    Рассказ о нем построен как аллегория поиска пути из мрака к свету, к лучшей, справедливой жизни. В Данко писатель воплотил образ вождя народных масс. И образ этот создан в лучших романтических традициях. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, она враждебна ему. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом толпа, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками («Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства»). Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования.
    Итак, мы видим, что Ларра сам виноват в своих пороках, он воплощение цинизма и индивидуализма, а Данко находится на другом полюсе спектра духовных возможностей человека. И смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы ярче показать героизм и самопожертвование одного и агрессивный индивидуализм другого.

  13. Романтические рассказы принесли известность молодому Горькому, стали своеобразной визитной карточкой писателя. В них отражается связь Горького с предшествующей литературной традицией, романтическим мировоззрением. Одновременно писатель переосмысляет эту традицию в духе нового времени, современной ему эпохи.
    В центре художественного мира Горького стоит человек, стремящийся быть хозяином своей судьбы, сильная личность, которому подвластны не только другие люди, но и природа. Свою концепцию отношения человека к окружающему его миру Горький позже вложит в уста одного из персонажей пьесы «На дне»: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное — дело его рук и его мозга!» Главными героями романтических рассказов Горького становятся люди не просто сильные, а исключительные по своим способностям, как того требует романтическая традиция.
    В рассказе «Макар Чудра» повествуется о молодом цыгане Лойко Зобаре и о его возлюбленной Радде. Зобар, по словам Макара, «удалой был малый», мог украсть понравившегося ему коня из-под носа целого полка солдат. А Радда была необыкновенно красивой. Макар даже не может описать ее красоту словами, а только говорит: «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». А еще Радда отличалась непомерной гордостью и любовью к воле. Рассказчик подчеркивает яркость характеров этих героев, их выделенность на общем фоне. Зобар лучше всех играет на скрипке, и удивительная музыка, которую он создает, вторит его характеру: «… от той музыки захотелось чего-то такого, после чего и жить уж не нужно было, или, коли жить, так — царями над всей землей».
    Удалой Зобар полюбил Радду, как только увидел ее, но Радда насмехается над ним и над его любовью. Наконец она ставит условие, что выйдет за Зобара только тогда, когда он поклонится ей в ноги и поцелует правую руку — окажет такие почести, какие у цыган оказывали только «старшему товарищу юнаку». Зобар соглашается, но вместо того, чтобы пройти через такое унижение и навсегда покориться Радде, он убивает ее на глазах у всего табора, а потом сам погибает от руки ее отца. Только смерть обоих героев может разрешить конфликт между чувством любви и чувством гордости, которые переживают Радда и Лойко Зобар.
    Романтический герой не может поступиться ни любовью, которая сильнее жизни, ни гордостью, не знающей границ. Интересно оценивает поступок Радды и Зобара сам рассказчик Макар Чудра. По его мнению, именно так и должен поступить по-настоящему свободный человек, чтобы сохранить свою свободу. Он говорит: «Ну, сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей». Свобода достигается ценою жизни — вот главный вывод, который делает из своей истории Макар.
    Исключительность романтических героев, их стремление к абсолютной свободе становятся причиной их одиночества. Такими героями-одиночками, противопоставленными людям, которые их окружают, являются Лappa и Данко, герои легенд, рассказанных старухой Изергиль.
    Ларра — сын орла. От своего отца он унаследовал гордость, ведь сам орел, почувствовав приближение смерти, сложив крылья, упал сверху на скалы, чтобы никто не увидел, как он начинает слабеть и стареть.
    Люди не замечают в нем ничего исключительного, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Ларру отличает непомерная гордость и презрение к другим, он говорит на равных со старейшинами, и то только когда захочет сам. Нельзя сказать, что Ларра чувствует за собой вину в том, что он делает. В нем действительно течет орлиная кровь, он не знает, что можно жить и вести себя как-то иначе. Он убивает девушку, дочь одного из старейшин, так же просто, как в свое время его отец похитил из племени его мать, и не чувствует за собой никакой вины: «… Он стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, — не опустил своей головы, как бы вызывая на нее кару». Для него не существует моральных и нравственных запретов, которые обычно руководят поступками людей. Он свободен, но это звериная свобода, которая позволяет сильным убивать слабых, всеми способами добиваться желаемого.
    Если Ларра воплощает собой романтический антиидеал, высшую степень гордости, индивидуализма и презрения к людям, то в Данко, наоборот, воплотился романтический идеал, высшая степень любви к людям, готовности пожертвовать собой ради их спасения, обретения ими свободы.
    По мнению старухи Изергиль, отличительной чертой Данко была его красота, а «красивые — всегда смелы». Ему было жалко людей, и он решил повести их сквозь лес, чтобы когда-нибудь дойти до конца и снова выйти на привольную, солнечную степь. Люди готовы последовать за ним, потому что «он был лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Люди долго шли через лес, «каждый шаг стоил много пота». Наконец, измотанные и напуганные грозой, люди стали упрекать Данко в том, что он, молодой и неопытный, повел их на верную смерть. Данко же был движим только любовью и состраданием к людям, и, несмотря на все их черные и злобные мысли, его сердце «вспыхнуло желанием спасти» их. Данко приносит себя в жертву людям: он разрывает грудь и вытаскивает оттуда свое сердце. Перед таким неслыханным самопожертвованием затихает лес, отступает гроза, и люди находят дорогу из леса. Счастливые, они бегут по солнечной степи к реке, красной, «как кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко». И никто не замечает, что «гордый смельчак» Данко умирает.
    Несмотря на то что во имя любви к людям Данко совершает неслыханный подвиг, люди не признают его «своим». На протяжении всей легенды сохраняется противопоставление Данко и других людей из его племени, которое перерастает в настоящее противостояние. В лесу замученные, обессиленные люди начинают обвинять смелого Данко во всех своих несчастьях, готовы броситься и растерзать его за то, что он не оправдал их надежды. Подобно Ларре, с его презрением ко всему человеческому роду, Данко, с его бесконечным человеколюбием, попадает в положение отверженного: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них». Негодование людей, их неприятие Данко связано не только с тем, что он не может спасти их. Ведь когда Данко выводит свое племя из леса и умирает, один «осторожный человек» замечает, что рядом с Данко еще горит его «смелое сердце» и наступает на него ногой, словно «боясь чего-то».
    Ларру люди наказывают бессмертием, вечным скитанием. Поначалу сын орла рад, что его оставляют в живых, но через несколько десятков лет Ларра понимает, на что он обрек себя, и приходит к людям, чтобы умереть. Однако кара настолько сильна, что ни камни, ни нож не ранят его. Он обречен терпеть муку до конца. Когда люди смеялись над Ларрой, он «все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками». Наверное, Ларра пытался нащупать у себя сердце, душу, которой у него не было. В этом сходство между Ларрой и Данко. Если Данко отдает свое сердце людям, у Ларры его нет с самого начала, но и тот и другой выделяются из общей массы, обоих отвергает толпа.
    Между двумя легендами находится рассказ о самой старухе Изергиль, чья жизнь полностью была посвящена любви. Сама старуха осуждает Ларру и думает, что ее жизнь и судьба повторяют, скорее, путь Данко. В самом деле, ее жизнь, как и жизнь Данко, целиком была посвящена любви — героиня абсолютно в этом уверена. Однако сразу бросается в глаза, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла некогда любимых людей. Они переставали существовать для нее, когда проходила страсть.
    Центральной темой романтических рассказов становится тема свободы. Автор не принимает тот вариант свободы, который описывается в рассказе «Макар Чудра», в легенде о Ларре, да и в самом рассказе о старухе Изергиль. Убийство и отчуждение к людям — слишком высокая цена за романтическую свободу. Но и прорыв к свободе Данко тоже ведет к смерти главного героя. После прочтения легенды о Данко остается вопрос, достойны ли свободы и счастья люди, которые чуть не убили своего спасителя и даже не заметили его смерти (а кто заметил — осторожно наступил на его сердце). Получили ли они свободу или в эту солнечную степь они принесут трусость и злобу, о которой узнали, живя в лесу, в ядовитом смраде болот?
    Настоящую свободу повествователь видит вокруг себя, в реальном мире, в сильных мужчинах и женщинах, которые, смеясь, идут к морю, в их песне, льющейся «разноцветными ручьями». Свободу символизирует и природа вокруг него: шумящее море, широко раскинувшаяся необъятная степь, небо, «украшенное золотистыми крапинками звезд». Наконец, величайшим чудом, которое он сравнивает с горящим сердцем Данко, герой признает человеческую фантазию, «создавшую столько красивых и сильных легенд». Именно в способности человека творить писатель видит настоящую свободу, что он и подтверждает всем своим творчеством.

  14. М. Горький избрал удачную форму сказочной леген­ды, чтобы в иносказательной форме донести до читателя, каким исключительным, сильным и свободным может быть человек, и как важно направить эти качества в бла­гое русло.
    И Данко, и Ларра — те самые исключительные люди. Они схожи в своей душевной силе, свободе мысли, широ­те взглядов, несгибаемой воле и уверенности в себе. Но одно кардинально их отличает: все эти качества Ларра использует на благо себе, а Данко — на благо людям. И один этот «вектор направленности» человека превра­щает Данко и Ларру в антиподов. Ларра в своей ослеп­ляющей гордыне презирает весь мир, ставит свою волю и свои желания превыше любого закона, считает, что вправе решать даже то, жить ли человеку или умереть. Он свободен! Он всемогущ! Он велик!.. Но автор показы­вает, как убийственна такая исключительность. На пре­зрение к народу народ ответит тем же, а не нашедшая успокоения душа вечно будет страдать и метаться.
    Именно благодаря художественному приему противо­поставления образ Данко на фоне Ларры вызывает еще большее восхищение. Несмотря на недоверие и даже об­винения ведомых им сквозь чащу людей, он жертвует своею жизнью ради их спасения. Несмотря на свою фан­тастичность, образ вынутого из груди пылающего сердца как нельзя более точно характеризует всеобъемлющую любовь героя легенды к народу. В легенде о Данко можно угадать настроение и ожида­ние самого Горького: он жаждет прихода такого предан­ного народу человека, который выведет его из темноты «леса», такими мрачными красками описанного автором: в этом аллегорическом лесу «так темно, точно в нем соб­рались сразу все ночи». Как похоже это на сгустившийся над Родиной писателя мрак!
    Смысл противопоставления Ларры и Данко состоит в том, чтобы подчеркнуть: наличие у человека огром­ных способностей, воли, таланта и других качеств, кото­рые выделяют его из толпы, делают, в некотором роде, сверхчеловеком, — еще не гарантия того, что этот че­ловек хорош. Без правильного устремления, без любви и моральности эти сверхчеловеческие качества становят­ся демоническими. Поэтому задача общества — не только развивать способности и ум человека, но и учить его быть любящим, бескорыстным и жертвенным.

  15. План
    I. Поиски героя – сильного и свободного человека.
    II. Данко и Ларра – исключительные люди.
    1. Все дело в «векторе направленности» личности.
    2. Всеобъемлющая любовь героя легенды к народу.
    3. Кто же нас выведет из темного «леса»?
    III. Сильная личность – еще не гарантия моральности.
    М. Горький избрал удачную форму сказочной легенды, чтобы в иносказательной форме донести до читателя, каким исключительным, сильным и свободным может быть человек, и как важно направить эти качества в благое русло.
    И Данко, и Ларра – те самые исключительные люди. Они схожи в своей душевной силе, свободе мысли, широте взглядов, несгибаемой воле и уверенности в себе. Но одно кардинально их отличает: все эти качества Ларра использует на благо себе, а Данко – на благо людям. И один этот «вектор направленности» человека превращает Данко и Ларру в антиподов. Ларра в своей ослепляющей гордыне презирает весь мир, ставит свою волю и свои желания превыше любого закона, считает, что вправе решать даже то, жить ли человеку или умереть. Он свободен! Он всемогущ! Он велик!.. Но автор показывает, как убийственна такая исключительность. На презрение к народу народ ответит тем же, а не нашедшая успокоения душа вечно будет страдать и метаться.
    Именно благодаря художественному приему противопоставления образ Данко на фоне Ларры вызывает еще большее восхищение. Несмотря на недоверие и даже обвинения ведомых им сквозь чащу людей, он жертвует своею жизнью ради их спасения. Несмотря на свою фантастичность, образ вынутого из груди пылающего сердца как нельзя более точно характеризует всеобъемлющую любовь героя легенды к народу.
    В легенде о Данко можно угадать настроение и ожидание самого Горького: он жаждет прихода такого преданного народу человека, который выведет его из темноты «леса», такими мрачными красками описанного автором: в этом аллегорическом лесу «так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Как похоже это на сгустившийся над Родиной писателя мрак!
    Смысл противопоставления Ларры и Данко состоит в том, чтобы подчеркнуть: наличие у человека огромных способностей, воли, таланта и других качеств, которые выделяют его из толпы, делают, в некотором роде, сверхчеловеком, – еще не гарантия того, что этот человек хорош. Без правильного устремления, без любви и моральности эти сверхчеловеческие качества становятся демоническими. Поэтому задача общества – не только развивать способности и ум человека, но и учить его быть любящим, бескорыстным и жертвенным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *