Сочинение на тему собачье сердце

12 вариантов

  1. В начале произведения мы видим уличного пса Шарика. Он наделен интеллектом и собственным мнением по многим вопросам. Например, к графу Толстому пес относится с уважением, а жестоких людей не любит. Он разграничивает понятия «гражданин», «товарищ» и «господин». Этот пес мыслит и рассуждает довольно здраво.
    Другие главные герои повести – профессор Преображенский и доктор Борменталь. Они представляют интеллигенцию – людей высокой нравственности и интеллекта.
    Во второй части Шарик предстает перед нами чудовищем. Его ума хватает лишь на то, чтобы яростно указывать на социальное неравенство. Создается впечатление, что собака намного лучше так называемого «трудового» элемента, Шарикова. В повести отчетливо противопоставляются Шариков и профессор, как бы иллюстрируя актуальную тогда тему народа и интеллигенции.
    Однако автор в своем произведении подчеркивает неприглядность не пролетария как такового, а толпы бездельников и необразованных лодырей, которые поднялись на гребне революции и хотели получить свой кусок от чужого добра. Государство в свою очередь поощряло подобное поведение. Шариков представлен скорее неразумной жертвой, ведь его наставником был Швондер, который направлял бывшего пса по пути разрушения. По факту же он заботится только о себе и мечтал нажиться за чужой счет.
    Профессор Преображенский понимает, что его благие намерения обернулись трагедией, он сотворил монстра. Для того чтобы избежать катастрофы он принимает решение вновь превратить Шарикова в пса.
    Применение фантастических элементов в повести помогло Булгакову более ярко показать отрицательные черты тогдашнего общества.

  2. Судьба литературного наследия Булгакова — исторический сюжет редкого драматизма, скорбная судьба высокого искусства, ищущего справедливого признания.
    Совсем еще недавно Булгаков был хорошо известен и близок сравнительно небольшому кругу специалистов-литературоведов, знатокам театра 30-х годов, помнящим успех мхатовской постановки “Дней Турбиных”, отдельным любознательным читателям.
    Имя его, впрочем, в послевоенный период произносилось с уважением, но главные литературные успехи времени связывались все же не с ним.
    Теперь Михаил Афанасьевич Булгаков безоговорочно отнесен к классикам советской литературы, в суждениях о нем совсем иные, чем прежде, интонации, другая эмоциональная читательская сопричастность к его индивидуальному художественному опыту.
    Все это отражает крупные перемены в нашем эстетическом сознании, которые, понятно, есть следствие общественных сдвигов в последние годы.
    Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы природы, в законы развития общества с блестящим мастерством и талантом раскрыта в повести Михаила Афанасьевича Булгакова “Собачье сердце”. Эта идея реализуется автором в аллегорической форме. На мой взгляд, эта форма повествования наиболее удобна для писателя. Ведь повесть затрагивает прежде всего социальные вопросы и проблемы: критикует власть государства над личностью, раскрывает многие человеческие пороки. Без труда читатель узнает в главном герое собирательный образ комиссарствующего пролетария. Добродушная, простая дворняга превращается в ничтожное и агрессивное человекоподобное существо, которое под влиянием внешних обстоятельств становится опасным для общества. Эксперимент с этой дворнягой и положен в основу повести.
    Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Для этого эксперимента он выбирает уличного пса Шарика.
    Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”, “где играли на гармошке и пахло сосисками”. Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключение: “Дворники из всех пролетариев — самая гнусная мразь”; “Повар попадается разный. Например — покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас”. Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: “Он умственного труда человек…, этот не станет пинать ногой”.
    И вот профессор совершает главное дело своей жизни — уникальную операцию: он пересаживает Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Чугункин, двадцати восьми лет, судимый три раза. Занимался тем, что играл на балалайке по трактирам.
    В результате сложнейшей операции на свет рождается безобразное существо. Оно наследовало пролетарскую сущность своего предшественника. Булгаков так описывает его внешний вид: “Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка”. Первые произнесенные им слова были ругань и “буржуй”.
    С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей дома становится сущим адом. Он учиняет дикие погромы в квартире, гоняется за котами, устраивает потоп… Все обитатели профессорской квартиры в полной растерянности, о приеме пациентов нет и речи. “Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…” Хозяин дома негодует: “Окурки на пол не бросать — в сотый раз прошу. Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать!.. С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!”
    Неожиданно появившееся лабораторное существо требует присвоить ему наследственную фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает интересы “трудового элемента”. В лице председателя домкома Швондера он тут же находит поддержку. Именно он, Швондер, требует выдачи Шарикову документа о проживании, утверждая, что документ — самая важная вещь в государстве. “Я не могу до пустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?” Вскоре Швондер выдает Шарикову
    бумагу, где написано, что Шарикову полагается в квартире профессора жилплощадь.
    Шариков быстро находит свое место в жизни. Он пристроил в отдел очистки, отлавливает бродячих животных. Затем пишет донос на профессора. Шарикову чужды совесть и мораль, стыд и другие человеческие качества. Им движет лишь подлость и злоба.
    Да и не могло это существо иметь другую сущность. Ведь оно было создано из собаки, ему был привит гипофиз пьяницы и уголовника, неумного человека.
    Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Вся жизнь профессора превращается в
    сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье; Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно даже представить себе картину той жизни, которую они способны создать вокруг себя.
    Благие намерения Преображенского создать “новую единицу общества” оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу как человека, так и общества приводит к одинаково катастрофическим результатам. О своем творении он говорит с гневом: “Вы стоите на низшей ступени развития,., все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе… подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости”.
    Профессор, предвидя будущие катастрофы, исправляет свою ошибку: Шариков вновь превращен в пса, который доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.
    Фантастика в “Собачьем сердце” важна не сама по себе: она помогает Булгакову ярче, острее показать те явления, которые он, как и профессор Преображенский, не принимал в новой действительности. Едкая сатира писателя — это то оружие, которым он сражался со швондерами и шариковыми, и талант писателя делал это оружие особенно опасным.

  3. М.А. Булгаков – один из наиболее ярких и талантливых писателей середины 20 века. Темы его произведений остаются актуальными и сохраняют глубокий смысл, благодаря своей многогранности и оригинальности. Одним из наиболее известных произведений является повесть «Собачье сердце».
    Произведение было написано 1925 году, однако опубликовать его смогли только 1987. Запрет на публикацию был на прямую связан с содержанием произведения и практически прямой критикой реалий советской действительности 20-х годов.
    Название повести «Собачье сердце» может быть истолковано по-разному. Первое, самое очевидное, – автор просто выбрал такое название исходя из описанных в произведении событий (герой живет с сердцем собаки). Также можно трактовать слово «собачье» и в переносном смысле, то есть «очень плохое» (например, «собачья жизнь», «собачья работа»). Учитывая это значение, можно сделать вывод, что у Шарикова «собачье» сердце. Из доброго и симпатичного пса он превратился в злобного, корыстного и хамоватого недочеловека.
    Тема произведения – это невероятный эксперимент, который заканчивается превращением собаки в человека, а также последствия, к которым это привело. Используя гротеск, автор вводит в обычную городскую действительность элементы фантастики. Действие повести начинается с того, что профессор Ф.Ф. Преображенский ре-шается провести эксперимент по пересадке гипофиза и семенных желез человека бродячему псу. Операция дает удивительный результат – пес начинает постепенно превращаться в человека. Причем, со временем, он все больше и больше напоминает своего «донора» – вора и пьяницу Клима Чугункина. Так бездомный пес Шарик становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Профессор Преображенский и его помощник доктор Борменталь пытаются привить Шарикову хорошие манеры и воспитать его, но все их усилия оказываются напрасными. Их подопечный получает документы и требует прописку, постоянно приходит пьяным, пристаёт к прислуге; он начинает работать в отделе по отлову бродячих котов, приводит домой женщину и пишет на профессора до-нос. Шариков буквально рушит жизнь профессора, а также губит его веру в возможность перевоспитания.
    Автор ставит перед читателем сразу несколько проблем. Это и вопрос вмешательства в законы природы – профессор Преображенский движим самыми благими намерениями, но результат оказывается прямо противоположным. Он вынужден бороться с непредвиденными последствиями своего эксперимента. Также автор затрагивает вопросы взаимоотношений интеллигенции и народа в послереволюционное время. В ироничных тонах Булгаков описывает глупые бюрократические проволочки и бескультурье. Осуждает безграмотность, невежество и глупость.
    В произведении часто используется приём контраста – профессор Преображенский и его окружение противопоставляются агрессивно-настроенному и абсурдному миру, раскрытому через образы Швондера и других членов домкома. Также автор часто использует гротеск и иронию, подчёркивая недостатки и бессмысленность происходящего.
    Финал повести поучителен. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Единственным выход стало возвращения Шарика в исходное положение.

  4. 4
    Текст добавил: СЛивка-ПоДлИвка

    “Собачье сердце”, безусловно, одно из лучших произведений Булгакова. В небольшой, чуть ли не крошечный для своей наполненности внешний, текстовой объем Булгакову удается вместить невероятный объем внутренний, проблемно-событийный. Все сложности и противоречия советской действительности, потрясающее бытоописание, проблемы научные и нравственные.
    Потрясающе прописаны образы – Преображенский и Борменталь, Зина и Дарья Пертовна, Швондер, граждане из домкома, секретарша Васнецова, даже швейцар и покойный повар Влас – каждый, самый незначительный персонаж объемен, реален, полнокровен. Своеобразно и оригинально дана психология уличного пса – причем добрая ирония и даже сатирический оттенок нисколько не разрушают образ.
    В повести с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы, И вечная проблема лучших умов в России — взаимоотношения интеллигенции и народа. Какова роль интеллигенции, каково ее участие в судьбах народа — над этим и задумывается автор в далекие 20ые годы. Элементы фантастики органично сочетаются у Булгакова с бытовым фоном.
    Профессор Преображенский — демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято хранит традиции студентов Московского университета: служить науке, помогать человеку и не навредить ему, дорожить жизнью любого человека — хорошего и плохого. Его помощник доктор Борменталь благовейно относится к своему учителю, восхищается его талантом, мастерством, человеческими качествами. Но в нем нет той выдержки, того святого служения идеям гуманизма, какие мы видим у Преображенского. Борменталь способен разгневаться, возмутиться, даже применить силу, если это нужно для пользы дела.
    И вот эти два человека совершают невиданный в мировой науке эксперимент — пересаживают бродячему псу гипофиз человека. Результат получился с научной точки зрения неожиданный и феноменальный, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным результатам.
    Сформированное таким противоестественным образом существо имеет облик своего человеческого донора — Клима Чугункина — трактирного балалаечника, пьяницы и дебошира, убитого в драке. Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями.
    Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют существо) надевает безвкусные лакированные ботинки “как у людей” и ядовитого цвета галстук, а в остальном его костюм грязен и неопрятен. При помощи управдома Швондера он прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему “шестнадцать аршин” жилплощади, даже пытается привести в дом жену. Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Швондером — переписку Энгельса с Каутским.
    С точки зрения Преображенского — все это блеф, пустые потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных — Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением создают. Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение, сделали его маленьким начальником. Для него же стать начальником — значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Так оно и происходит. Он теперь одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой бедной девушки-секретарши.
    Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье; Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить Шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно представить себе картину той жизни, которую они способны сотворить вокруг себя.
    Так благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести “Собачье сердце” профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой.
    Однако автор недвусмысленно дает понять, что в реальной жизни последствия таких опытов вряд ли удастся так просто устранить. Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917ом году. Однако история показывает, что подобные предупреждения, как правило, тщетны – им не вняли ни в общественном плане, ни в научном – что с течением лет все более заметно.
    В довершение всего хочется отметить, что повесть настолько прекрасно написана, настолько в ней отточена и совершенно закончена каждая фраза, что стилистически даже гениальный роман “Мастер и Маргарита” не может превзойти ее.

  5. Подготовка к ЕГЭ: сочинение на тему: “Повесть “Собачье сердце” М.Булгакова”

    Повесть «Собачье сердце» была подарена М. Булгаковым читателю в тяжкие времена. Это одно из избранных произведений, изображает реалии тогдашнего, тоталитарного строя. Фантастическое и реальное в произведении переплетаются и завуалированно доносят читателю действительность происходящего на протяжении периода 30х гг. IX ст. Строки повествования наделяют читателя возможностью анализировать, соотносить последствия октябрьской революции, господство пролетариата.
    Профессор Преображенский мечтал, планировал провести эксперимент «всей своей жизни». Суть обстояла в пересадке сердца животного умирающему человеку. Похожие эксперименты пользовались вниманием, проводились на территории советских государств. Результаты и сами операции замалчивались партийной верхушкой. Для проведения опыта профессор нашёл на улице дворового пса, заманил колбасой себе в дом, подготовил к операции. Опыт прошёл успешно.
    Шариков – новоиспечённый гражданин тоталитарного строя, представитель пролетариата, борец за равенство и «справедливость». Считает себя уважаемым человеком, однако сохраняет повадки животного. Интеллектуал Преображенский пытается справиться с неуправляемым, экспрессивным характером своего подопытного. Окончательным переломом стали угрозы приватизации Шариковым части жилой площади, которая принадлежала профессору.
    С помощью фантастического жанра повесть “Собачье сердце” раскрывает реальность послереволюционных событий. Во главе государство пролетариат изображается как некий эксперимент. Проводится аналогия с перевоплощением животного в человека, когда это противоречит самой природе. Шариков вобрал в себя все изъяны низких слоёв, которые наконец дорвались до власти, однако получив такую возможность реформировал всё неуклюже, надменно.
    Иного пути как ликвидировать Шарикова у профессора не было, несмотря не потраченные усилия и упорство. Проводя параллель событий фантастического и реального, Шариков так и не смог стать человеком, а история подтвердила невозможность господства рабочего класса ускорив крах “коммунистического” строя.
    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: сочинение на тему: “Повесть “Собачье сердце” М.Булгакова”» / Январь 2016
    источник

  6. Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы развития общества, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Михаилом Булгаковым в повести «Собачье сердце». Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме:, незатейливый, добродушный пес Шарик превращается в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. Именно этот эксперимент профессора Преображенского и положен в основу повести.
    Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Для этого эксперимента он выбирает уличного пса Шарика.
    Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например, – покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он умственного труда человек…», «этот не станет пинать ногой».
    И вот профессор совершает главное дело своей жизни – уникальную операцию: он пересаживает псу Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот – Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судился три раза. «Профессия – игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Булгаков так описывает его внешность: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слово: «буржуи».
    С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей его дома становится сущим адом. Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачьей сущности) за котами, устраивает потоп… Все обитатели профессорской квартиры в полной растерянности, о приеме пациентов даже речи быть не может. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…» Хозяин дома негодует: «Окурки на пол не бросать – в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!» Шариков же говорит ему в ответ: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете… Что вы мне жить не даете?»
    * «Неожиданно появившееся… лабораторное» существо требует присвоить ему «наследственную» фамилию Шариков, а имя он себе выбирает – Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает «интересы трудового элемента». В лице председателя домкома Швондера он тут же находит союзника. Именно он, Швондер, требует выдачи документа Шарикову, утверждая, что документ самая важная вещь на свете: «Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?» Вскоре Шариков предъявляет хозяину квартиры «бумагу от Швондера», согласно которой ему полагается в профессорской квартире жилая площадь в 16 квадратных метров.
    Швондер также снабжает Шарикова «научной» литературой, дает ему на «изучение» переписку Энгельса с Каутским. Человекоподобное существо не одобряет ни того, ни другого автора: «А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то…» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Причем он даже знает, как это сделать. «Да какой тут способ, – отвечает Шариков на вопрос Бормен-таля, – дело не хитрое. А то что же: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках пропитание ищет».
    Полиграф Полиграфович быстро находит себе место в обществе, где «кто был ничем, тот станет всем». Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. И вот он предстает перед изумленным профессором и Борменталем «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». По всей квартире разносится вонь, на что Шариков замечает: «Ну, что Ж, пахнет… известно: по специальности. Вче-ра котов душили-душили…»
    Нас уже не удивляет, что он взялся за преследование бродячих собак и кошек, несмотря на то, что сам вчера принадлежал к их числу. Последовательно «развиваясь», он пишет донос-пасквиль на своего создателя – профессора Преображенского. Ша-рикову чужды совесть и мораль. У него отсутствуют нормальные человеческие качества. Им движет лишь подлость, ненависть, злоба…

  7. Собачье сердце сочинение по плану
    План
    1. Введение
    2.Кто из героев выражает мнение автора
    3.Фантастическое и реальное в повести Собачье сердце
    4.Сравнение фильма и повести
    5.В чем смысл повести
    Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” – одно из его самых острых произведений. За искрометным юмором автора скрывается пародия на весь советский строй 20-х гг. Эксперимент профессора Преображенского – насмешка над попытками коммунистов создать совершенно нового человека. При жизни писателя не могло быть и речи о публикации этого произведения.
    Агент ОГПУ, присутствующий на чтении писателем своей повести в узком литературном кругу, в докладе отмечал: “Булгаков определенно ненавидит и презирает весь Совстрой, отрицает все его достижения”. При этом настоящие ценители литературы очень высоко оценивали “Собачье сердце”. В частности, В. Вересаев называл повесть “чудесной вещью” и жалел, что цензура никогда ее не пропустит.
    В отчаянии Булгаков обращался к Л. Б. Каменеву, на что получил неутешительный ответ: “…печатать ни в коем случае нельзя”. Впервые “Собачье сердце” было опубликовано в Лондоне (1968 г.). В СССР произведение увидело свет лишь в 1987 г.
    Главный положительный герой повести, который глубоко симпатичен самому автору, – профессор Преображенский. Его прототипом был дядя Булгакова – Николай Михайлович Покровский, работающий врачом-гинекологом. Филипп Филиппович олицетворяет собой одного из последних представителей дореволюционной русской интеллигенции. Он категорически отвергает новый строй. Преображенский далек от политики, но возмущен теми переменами, которые коснулись абсолютно всех сторон жизни.
    По сути, профессор полностью отражает мысли самого Булгакова. Особый интерес представляют его невольно прорывающиеся высказывания относительно нового строя. Преображенский не собирается вступать в ряды белогвардейцев. Он не считает себя контрреволюционером. Мысли профессора основаны на “здравом смысле и жизненной опытности”.
    Повсеместное воровство, регулярно пропадающее электричество, бессмысленное хоровое пение по вечерам и многие другие негативные явления советского строя угнетают Филиппа Филипповича. Он иронически замечает: “Пусть. Раз социальная революция, не нужно топить!”. Преображенский готов принять эту власть, но он не может потерпеть вторжения в свою личную жизнь, что было совершенно неприемлемо и для Булгакова.
    Филипп Филиппович даже не упоминает о социальном неравенстве (хотя Швондер не идет ни в какое сравнение с великим ученым), он просто убежден в том, что для ликвидации мнимой разрухи каждый должен заниматься своим делом. “Двум богам служить нельзя”. Рабочие должны работать, а не “устраивать судьбы… испанских оборванцев”. При этом врачи будут оперировать, а писатели – писать. Любой здравомыслящий человек готов подписаться под этими словами. К сожалению, Булгаков ошибался в здравомыслии советской цензуры.
    Фантастическое и реальное в повести “Собачье сердце” В произведении Булгакова удивительным образом переплетается фантастика с реальностью. В наше время опыт профессора Преображенского кажется явной выдумкой, но в 20-е гг. люди искренне верили, что научно-технический прогресс открывает перед человеком безграничные возможности.
    В повести нет никаких сверхъестественных чудес. “Очеловечивание” собаки происходит в результате тщательно подготовленной операции выдающегося ученого. Так как операция совершена впервые в истории, то никто не может поручиться за ее результат. Фантастичность заключается в деталях. Шариков, еще будучи псом, мыслит, как человек, даже умеет читать. Очень интересно, но абсолютно недоказуемо, выглядит сам процесс очеловечивания: вытягивание конечностей, выпадение шерсти, развитие сознания. Фантастическое органически встраивается в детально описанную реальность и уже не вызывает удивления.
    Шариков после получения документов становится полноправным членом советского общества. По внешности и манере поведения он ничем не отличается от миллионов пролетариев.
    Считается, что снятый по книге художественный фильм никогда не может быть лучше оригинала. Картина В. В. Бортко 1988 г. представляет собой редкое исключение из правил. В фильме “Собачье сердце” практически без изменений отражены все сцены и диалоги главных героев. Даже не читавший повести человек, посмотрев фильм, будет иметь полное представление о произведении.
    Стоит отметить блестящую актерскую игру Е. Евстигнеева и В. Толоконникова. Преображенский и Шариков буквально сходят со страниц книги. Режиссер позволил себе добавить некоторые сцены, которых нет в повести (демонстрация Шарикова перед публикой, ловля котов и др.). Эти эпизоды никак не искажают произведение, а, напротив, расширяют представление о нем.
    Булгаков скептически относился к заявлениям большевиков о том, что в Советской России появится совершенно новый тип людей. Писатель был уверен, что при любом режиме люди будут естественным образом делится на хороших и плохих. На это деление невозможно повлиять искусственным путем. Опыт профессора Преображенского провалился так же, как и коммунистический эксперимент в отдельно взятой стране.
    Неутешительный вывод делает сам Филипп Филиппович: “… у него уже не собачье, а именно человеческое сердце”, причем “самое паршивое”. Булгаков осуждает Октябрьскую революцию в рассуждениях Преображенского о смысле подобных экспериментов. Эволюция сама позаботится о человечестве. Любое вмешательство в ее естественный ход неизбежно приведет к бедам и страданиям.

  8. “Разумное и нравственное всегда совпада-ют”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы – М А Булгаков “Собачье сердце”)
    «Великий эксперимент» в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    «Шариковщина» как социальное и моральное явление (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
    «Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным состоянием человека» (Ф. М. Достоевский) (на примере повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
    Автор и его герои в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
    Булгаков -«политически вредный автор» (рецензия)
    Булгаков и его роман «Собачье сердце»
    В чем вина профессора Преображенского? (по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
    Взгляд М.А. Булгакова на революцию (по повести «Собачье сердце»)
    Визит Швондера к профессору Преображенскому (анализ эпизода из 6 главы повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
    Визит Швондера к профессору Преображенскому (анализ эпизода из 6 главы повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
    Комическое и трагическое в произведениях М.А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце»)
    М. А. Булгаков “Собачье сердце”
    Монолог Преображенского как один из элементов его портретной характеристики (по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
    Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
    Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
    Нравственная проблематика произведений 20 века (по 1-2 произведениям русской и родной литературы)
    Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века
    Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».)
    Образ Москвы в романе М.А. Булгакова «Собачье сердце»
    Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”)
    Образ русского интеллигента (по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
    Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    Образ Шарикова в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
    Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».)
    Почему ошибся профессор Преображенский (повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
    Почему сатирическая повесть Булгакова «Собачье сердце» не была опубликована сразу после написания?
    Почему эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным? (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
    Почему эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным? (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
    Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».)
    Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    Профессор Преображенский и Швондер (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
    Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»
    Реальное и ирреальное в произведениях М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита».
    Рецензия на повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце».
    Роковые эксперименты (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
    Роль сатиры в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
    Роль фантастики в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»
    Сатира(по повести «Собачье сердце»)
    Своеобразие сатиры Михаила Булгакова («Собачье сердце»)
    Своеобразие сатиры Михаила Булгакова («Собачье сердце»)
    Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
    Смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
    Смысл превращений Шарика (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»).
    Советская власть в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
    Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков)
    Фантастическое и реальное в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
    Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
    Шариков и Шарик (по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
    Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
    Шариков и шариковщина (по повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”)
    Шариков и шариковщина (по повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”)
    Шариков и шариковщина (по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»).
    Шариковщина» – явление социальное

  9. Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» была создана остро социальной. Все действия в ней написаны неспроста. Произведение призвано выразить мнение автора о государственном и социальном укладе того времени.
    Все происходит в Москве. Именно здесь один повар готовит просто превосходные и вкусные блюда, которые приходят отведать все жители Москвы. И именно сюда приползла собака, бок которой обварил кипятком повар в одной из столовых. Ей очень больно, но кушать хочется и поэтому она приползла на запах колбасы. Мужчина накормил ее и пригласил к себе. Также он дал имя псу. Теперь его звали Шарик.
    Оказывается, этого мужчину зовут Филипп Филиппович, и он был врачом, который обработал, а потом зашил рану. Кроме этого он еще занимался и лечением людей, у которых было много денег. И во время лечения они жили у него в квартире. Постепенно пес стал приходить в себя и жить обычной жизнью. Но вдруг ему опять сделали операцию, которая полностью поменяла его жизнь.
    Теперь, когда он начал отходить от наркоза, он становился совсем не собакой, а больше человеком. После этого Филипп Филиппович стал прививать ему хорошие манеры, которыми обладает нормальный человек. Конечно, сразу же все исправить не удавалось и на это требовалось очень много времени.
    Через некоторое время его фамилия была Шариков. Теперь он мог спокойно получить документы и даже подыскать себе невесту. У него появилась работа и друзья, которые подговорили его обокрасть профессора. Конечно же, своей невесте он ничего о себе не рассказывал и думал, что она никогда об этом не узнает. Шариков даже сделал донос на профессора в полицию и спустя некоторое время они приехали за ним. А тем временем профессор вместе с помощником уложил и усыпил Шарикова, они превратили его обратно в собаку. Когда полиция появилась на пороге, он показал мертвую собаку и сказал, что невозможно превратить собаку в человека.
    Я считаю, что использование фантастических элементов в повести помогло Булгакову более ярко показать отрицательные черты общества того времени. Данный рассказ учит нас тому, что если ученый и сделал какое-то открытие, то он должен нести полную ответственность за все совершенные действия.

  10. Сочинение М. Булгаков Собачье сердце

    Повесть М.Булгакова Собачье сердце состоит из девяти частей, содержание которых – ни что иное, как приключения безумного пса, окрещенного Шариком. Именно он и является центральным героем, впоследствии именуемым Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.
    Первая часть – это своеобразный монолог пса, холодной зимней ночью скулящего в подворотне. Скулит он оттого, что испытывает дикую боль, какой – то повар обварил ему бок кипятком. Кроме того, пес голоден. Вдруг он видит мужчину, который, зайдя в продуктовый магазин, выходит оттуда с куском колбасы. Колбасой угощают пса, и он следует за профессором. Профессор – ученый, гениальный деятель науки, Филипп Филиппович Преображенский. Профессор сделал открытие – гипофиз человека замененный гипофизом животного, способен вернуть молодость. Чтобы убедиться в этом, он решает провести опыт на собаке, для чего и приводит в дом пса.
    Во второй части повести описывается жизнь пса в доме профессора: ему залечивают бок, кормят так, что он резко увеличивается в объеме, а шерсть его начинает лосниться.
    Далее жизнь животного резко меняется. В один из вечеров Преображенский вместе с ассистентом Борменталем проводят над Шариком операцию – пересаживают семенные железы и гипофиз от бездомного, умершего алкаша Клима. Врачам кажется, что пес умрет, но тот остается жив.
    С пятой части повести нашему вниманию представляется дневниковые записи Борменталя. Из них становится ясно, что с бывшим псом происходят явные метаморфозы. Если вначале дневниковые записи это всего лишь постепенное выпадение шерсти, то к концу записи выясняется, что Шариков уже ходит на двух конечностях, и … говорит. Постепенно он начинает произносить осмысленные фразы, ему приходится купить одежду, но в квартире все шокированы его привычками: брань, мат, ловля дворовых котов – вот привычные занятия новоиспеченного Шарикова. Сам профессор в шоке – он никак не ожидал, что у опыта будет такой исход.
    Из последующих частей повести мы видим, как сокрушаются и Преображенский, и Борменталь: в Шарикове появляется все больше чудовищного, он начинает пить водку, устраивается на работу по очистке города от бездомных животных, а именно, котов; хотя еще недавно сам был бездомным псом.… В итоге профессор Преображенский приходит к выводу, что, удачность операции приняла плохой оборот: гипофиз, пересаженный животному, дает не омоложение, а полное очеловечение, причем созданная особь весьма похожая – по характеру, привычкам, поступкам – на того, чей гипофиз был взят. Так в повести М.Булгакова Собачье сердце это оказывается гипофиз бездомного, спившегося и убитого кем-то Клима Чугункина – основным занятием которого были кража, попойки и игра на балалайке по трактирам…
    Попытки переучить, воспитать как-то Шарикова ни к чему не приводит, он все также ловит зубами блох, ворует деньги у профессора, а как-то даже забирается ночью в комнату к прислуге Зиночке. Профессор приходит к выводу: надо как-то изменить ситуацию. Борменталь предлагает накормить Шарикова мышьяком, но профессор не согласен с таким предложением. Вывод один: прооперировать снова, заменить гипофиз. Итоги этой операции положительны. Шариков начинает вновь обрастать шерстью, говорит все меньше слов, и все больше лает. Вскоре он становится обычным псом. Тоску наводит лишь одно – головная боль по утрам, которая пульсирует вокруг непонятного шва на голове, но к вечеру проходит. На этом завершается удивительная, смешная и фантастическая повесть М.Булгакова Собачье сердце.

  11. Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема рас­крывается в двух сатирических повестях Булгакова: «Ро­ковые яйца» и «Собачье сердце».
    Повесть «Собачье сердце» отличается оригинальнос­тью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевре­менным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме.
    В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести — профессор Филипп Филиппович Преображен­ский — задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга.
    И вот профессор свершает главное дело своей жиз­ни — уникальную операцию-эксперимент: он пересажи­вает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавше­гося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза. «Профессия — игра на балалайке по трак­тирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо — нелюдь, целиком унаследовавший «пролетарскую» сущность своего «пред­ка». Первое произнесенное им слово было «буржуи». А потом — ругань: «не толкайся!», «Подлец», «…слезай с подножки». Это был омерзительный «человек малень­кого роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вы­шиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка».
    Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чван­лив, агрессивен. Конфликт между профессором Преобра­женским, его помощником доктором Борменталем и че­ловекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. «Человек у двери мутноватыми глазами погляды­вал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…»; «Окурки на пол не бросать — в сотый раз про­шу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкара­уливаете. Смотрите!» — негодует профессор. «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво выго­ворил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?»
    Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков ведет примитивно-паразитический образ жизни: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право».
    Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он на­ходит союзника — управдома Швондера, который воспи­тывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу.
    Люмпен Шариков инстинктивно «учуял» главное кре­до новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип
    создавшегося так называемого социалистического обще­ства: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело — общеизвестно. Шариков, поддер­живаемый Швондером, все более распоясывается, хули­ганит открыто.
    Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его «служба» в отделе чистки города от бродячих животных.
    Итак, булгаковский Шарик совершил головокружи­тельный прыжок: из бродячих собак — в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.
    Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него от­сутствуют человеческие качества, кроме подлости, нена­висти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Пре­ображенского, «строчит» донос на профессора.
    На страницах повести хирургу-чародею удается вер­нуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: приро­да не терпит насилия над собой.
    Булгаков в повести «Собачье сердце» не только посме­ялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, «кто был никем», стал «всем», но и показал, что может полу­читься в результате такой метаморфозы. Писатель пре­дупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но со­здать в одночасье нельзя. Это длительный эволюционный процесс.

  12. Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема рас­крывается в двух сатирических повестях Булгакова: «Ро­ковые яйца» и «Собачье сердце».
    Повесть «Собачье сердце» отличается оригинальнос­тью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевре­менным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме.
    В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести — профессор Филипп Филиппович Преображен­ский — задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга.
    И вот профессор свершает главное дело своей жиз­ни — уникальную операцию-эксперимент: он пересажи­вает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавше­гося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза. «Профессия — игра на балалайке по трак­тирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо — нелюдь, целиком унаследовавший «пролетарскую» сущность своего «пред­ка». Первое произнесенное им слово было «буржуи». А потом — ругань: «не толкайся!», «Подлец», «…слезай с подножки». Это был омерзительный «человек малень­кого роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вы­шиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка».
    Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чван­лив, агрессивен. Конфликт между профессором Преобра­женским, его помощником доктором Борменталем и че­ловекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. «Человек у двери мутноватыми глазами погляды­вал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…»; «Окурки на пол не бросать — в сотый раз про­шу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкара­уливаете. Смотрите!» — негодует профессор. «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво выго­ворил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?»
    Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков ведет примитивно-паразитический образ жизни: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право».
    Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он на­ходит союзника — управдома Швондера, который воспи­тывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу.
    Люмпен Шариков инстинктивно «учуял» главное кре­до новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип
    создавшегося так называемого социалистического обще­ства: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело — общеизвестно. Шариков, поддер­живаемый Швондером, все более распоясывается, хули­ганит открыто.
    Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его «служба» в отделе чистки города от бродячих животных.
    Итак, булгаковский Шарик совершил головокружи­тельный прыжок: из бродячих собак — в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.
    Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него от­сутствуют человеческие качества, кроме подлости, нена­висти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Пре­ображенского, «строчит» донос на профессора.
    На страницах повести хирургу-чародею удается вер­нуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: приро­да не терпит насилия над собой.
    Булгаков в повести «Собачье сердце» не только посме­ялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, «кто был никем», стал «всем», но и показал, что может полу­читься в результате такой метаморфозы. Писатель пре­дупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но со­здать в одночасье нельзя. Это длительный эволюционный процесс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *