Сочинение на тему социальные нормы

9 вариантов

  1. Я считаю, что общественные нормы поведения не просто нужны, а необходимы. Ведь они контролируют население нашей огромной страны. Нормы могут быть разные. Это и этические нормы, которые, придя в ресторан, помогут правильно и красиво разложить приборы, поужинать и тем самым показать верх воспитания и знания этических норм. Также есть и правовые нормы, которые никто не имеет права нарушать. Такие нарушения приравниваются к преступлениям, за которые уже следует наказание. Благодаря общественным нормам, в нашей стране царит порядок, и люди умеют себя подобающе вести.
    В литературных произведениях описаны ситуации, в которых герои выходят за рамки норм и последствия таких действий. Или же наоборот, живя по негласным законам общества, они переступают через собственное мнение и желание, действуют так, как им говорит общество.
    Тема взаимоотношений общества и человека поднимается в рассказе Тургенева «Муму». Это история о том, как Герасим против своей воли утопил собаку, которая была для него единственным другом. Такой поступок он совершил, потому что не мог пойти против воли помещицы.
    Данный пример подтверждает именно то, что раньше крестьяне должны были беспрекословно выполнять все указания своих хозяев. Таковы были общественные нормы, и они держались всеми силами за ту работу, которую им давали. Даже в этом примере можно сделать вывод, что нормы нужны были, дабы крестьяне чувствовали власть хозяев, и у них не возникало мысли о свободной жизни. Но, если бы Герасим нарушил приказание помещицы, он бы и нарушил уже сложившиеся нормы общества. У крестьян не было ни свободы слова, ни собственного мнения. Слуги и то были более уважаемы в доме господ. Жертвенность его поступка – знак признания этих жестоких норм того времени.
    Таким образом, нормы нужны для поддержания порядка, в своём роде контроль за гражданами. Отсутствие этих норм может привести к хаосу, полному беспорядку в стране. Недаром есть законодательные и правовые документы, в которых и прописаны нормы.
    Также есть и негласные правила определённого социума, нарушая которые, можно быть исключённым из него. Когда человек соблюдает нормы и подходит к этому уважительно и осознанно, то ему не за что переживать и тревожиться. Общество разделит его интересы и не оставит в стороне от публичных дел. Законопослушные граждане могут спать спокойно и гордиться своей страной!

  2. «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (О. Мирабо)
    В выбранном мною высказывании автор сопоставляет нормы морали и нормы права. Ещё с давних пор философы проводят параллель между негласными правилами добра и зла и писаными законами, обязательными для исполнения, спорят, что важнее. Найти победителя в этом споре непросто, ведь у каждого из этих регуляторов общественного поведения свои особенности и свои способы воздействия.
    Автор высказывания, политический деятель времён Великой Французской революции Оноре Мирабо, писал: «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». Иными словами, он убеждён, что регулировать общественное поведение лучше, воспитывая людей на «нравах и обычаях», чем навязывая им право на государственном уровне. Значит, общественные отношения должны регулироваться самостоятельно, изнутри, а не посторонним вмешательством. Пожалуй, я разделяю точку зрения автора и поддерживаю его мысль о том, что общество, воспитанное на моральных ценностях и придерживающееся моральных норм, будет гораздо нравственнее и порядочнее, чем общество, в котором правила навязываются только посредством законов, а неповиновение карается силой.
    Для теоретического обоснования проблемы рассмотрим два её основополагающих аспекта: нормы морали и нормы права как социальные регуляторы. Итак, я считаю, что под «нравами и обычаями» автор имел в виду именно моральные нормы, так как эти понятия в чём-то родственны и в данном контексте синонимичны. Основные задачи морали как формы общественного сознания – оценивать, регулировать, воспитывать. Нормы морали отличаются тем, что они нигде не зафиксированы, руководствуются представлениями о добре и зле, укоренившимися в массовом сознании. В качестве наказания или поощрения того или иного поступка используются исключительно неформальные санкции. И, наконец, на психологическом уровне нормы морали воспринимаются как идеал духовности, ради которого человек способен пойти на жертвы, не задумываясь совершить подвиг: нормы морали лежат в основе такого феномена, как стихийная нравственность. Кроме этого, сфера действия норм морали невероятно широка, они применимы к любому типу взаимоотношений.
    На другой чаше весов оказываются нормы права, которые тоже обладают особыми характеристиками. В отличие от морали, право, прежде всего, призвано сохранять общественный порядок, регулировать общественные отношения. В отличие от моральных норм, правовые всегда устанавливаются государством или надгосударственными структурами, фиксируются в законах. За исполнением законом следят соответствующие институты, как правило, воздействующие силой. Право предусматривает исключительно формальные санкции, соответствующие правонарушению. Следовательно, все правовые отношения строятся на сухих законах, не предусматривающих эмоционального отклика, места для порыва души. И, наконец, сфера действия правовых норм много у?же, нежели моральных. Более того, в основном нормы права основываются на моральных или даже просто формализуют их. Ведь исполнения норм права было бы довольно трудно добиться, если бы они коренным образом расходились с моральными.
    Так, психологами доказано, что фундамент личности, основные черты характера и будущего поведения закладываются именно воспитанием, а значит, на эмоционально-рациональном уровне. В этом проявляется роль морали в жизни человека, так как очевидно, что в любом обществе принято воспитывать подрастающее поколение именно на общепринятых этических понятиях. Поэтому мы переходим к таким идеальным понятиям, как общество нравственное и общество законопослушное. Естественно, принимая в расчёт человеческий фактор, картина нравственного общества выходит более привлекательной, нежели законопослушного, так как нравственный человек руководствуется совестью как мерилом морали, а законопослушный – фиксированными нормами.
    Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические примеры. Например, Советский Союз был устроен как будто по приведённой О. Мирабо схеме. Конечно, в данном примере небольшую погрешность даёт довольно развитый репрессивный аппарат, но всё же многие историки убеждены, что активно пропагандируемая идеология имела куда больший вес. Итак, советское общество было построено по принципу «прививания» идеологии, которая часто определяла дальнейшую жизнь человека. Несколько поколений советских людей выросло не в страхе перед законом, а с желанием построить коммунизм – то самое светлое будущее, с мыслями о котором люди, казалось, рождались на свет. Так, воспитанные на «нравах и обычаях», люди не особо и нуждались в «законах и судах».
    Другим примером может служить известная на весь мир сицилийская мафия. Это объединение с самого момента своего основания считалось вне закона, однако в 60-е годы XIX века мафиози в основном занимались тем, что давали ссуды крестьянам и улаживали конфликты между торговцами. Последующий их бизнес связан с выращиванием и продажей апельсинов. Более того, среди негласных правил сицилийской мафии известны такие, как, например, «с жёнами надо обращаться уважительно» или «в Коза Ностра не может войти тот, кто дурно себя ведёт и не соблюдает нравственных принципов». Таким образом, люди, которые по факту находятся вне закона, на деле вполне могут оказаться нравственными людьми, воспитанными по «обычаям и нормам».
    И, наконец, можно привести пример из личного опыта. Если ребёнок поступил неправильно, предположим, разбил окно соседнего дома футбольным мячом, то ни один взрослый, воспитывая его, не скажет, что ребёнок поступил незаконно (хотя так оно и есть), маловероятно, что пригрозит ему судом. Наоборот, провинившемуся ребёнку будет сказано, что так делать нельзя, потому что это нехорошо, аморально. Только так на нравственном уровне человеку можно привить, какое поведение является нормой, а какое – нет; что есть добро, а что зло.
    Таким образом, беря за аксиому, что нравственное общество совершеннее просто законопослушного, можно сделать вывод, что добиться идеального общества можно, только прививая людям нормы морали, на которые, в свою очередь, должны опираться не менее важные в формальном регулятивном плане нормы правовые.
    < Предыдущая Следующая >

  3. Все люди разные. У каждого человека есть достоинства и недостатки, привычки и предрассудки, присущие только ему особенности характера, темперамент, взгляды, вкусы и т.д. Не зря народная мудрость гласит: «На вкус и на цвет товарища нет». Что будет происходить, если каждый начнет вести себя исключительно по собственному желанию, так, как ему хочется, как представляется правильным и выгодным? Нетрудно понять: в обществе немедленно воцарится полный хаос, будет торжествовать эгоизм, грубая сила, «закон джунглей». Именно поэтому, чтобы не допустить анархии и беззакония, чтобы ввести общественную жизнь в какие-то более-менее приемлемые рамки, и существуют социальные нормы, обязательные для всех. Можно сравнить их со светофорами, регулирующими движение транспорта и пешеходов. Разумеется, даже в самом развитом и справедливом обществе, все равно кто-то будет недоволен, посчитав эти нормы или чересчур жесткими, сковывающими свободу и инициативу личности, или, напротив, слишком либеральными, снисходительными. Но невозможно угодить абсолютно всем. Такого никогда не бывало раньше, и едва ли случится в будущем. Конечно же, социальные нормы не должны рассматриваться, как нечто раз и навсегда данное, неизменное, застывшее. Времена меняются, и вместе с ними меняется и общество. То, что считалось абсолютно немыслимым еще совсем недавно, теперь уже никого не возмущает и не шокирует. И, соответственно, меняются социальные нормы, приспосабливаясь к новым правилам и взглядам. Конечно, это происходит не сразу, а постепенно, когда необходимость перемен становится очевидной для большинства членов общества. Исполнение социальных норм требует контроля. Это может быть либо самоконтроль – когда человек соблюдает нормы не из страха общественного осуждения или даже наказания, а просто в силу своего воспитания, потому что так приказывает его совесть, либо общественный контроль – особенно, если в обществе весьма строго относятся к соблюдению обычаев, традиций.Высшая форма социальных норм – законы. И, соответственно, если нарушение обычаев и традиций может повлечь за собой лишь моральное осуждение (хоть в ряде случаев весьма сильное), то нарушение законов чревато уголовной ответственностью. И чем сильнее это нарушение, чем тяжелее его последствия, тем более суровым будет и наказание.

  4. Некоторые тезисы из работы по теме Социальные нормы и социальные санкции
    Введение
    Социальные нормы — это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении обществ, отношений.
    В основе возникновения социальных норм («общих правил») лежат, прежде всего, потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена, т. е. повторяемость социальных взаимодействий, требует наличия таких общих правил, которые позволили бы участникам соответствующих обществ, отношений регулярно и единообразным образом вступать в данные взаимодействия. Социальные нормы в силу этого воплощают в себе абстрактную модель указанных взаимодействий, дающие возможность индивидам предвидеть действия иных участников обществ, отношений и соответствующим образом строить собственное поведение.
    Социальные нормы в силу этого становятся — на стороне индивида — мерой его поведения, и на стороне общества — масштабом оценки этого поведения. Такова модальная функция социальных норм: мерой поведения руководствуется индивидуум, а оценка принадлежит обществу.
    Содержание социальных норм выводится, прежде всего, из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь, в сфере сущего, слитно с ним воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя свое действие часто стихийно, не всегда получая исчерпывающее отражение в сознании людей.
    Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости.

  5. Содержание
    Введение. 3
    1. Сущность социальной нормы… 4
    2. Значение социальных норм в обществе. 5
    Заключение. 8
    Введение
    Социальные, экономические, политические реформы, происходящие в России в конце XX — начале XXI веков приводят к трансформации системы социальных норм и ценностей российского общества.
    Актуальность работы определяется социально-экономическими и культурными изменениями, происходящими в России. В последние годы в нашей стране происходит трансформация традиционных социальных норм, на которую оказывают влияние такие тенденции современного общества как стремление к индивидуализации, смена приоритетов в области исполнения социальных ролей.
    Цель работы – раскрыть роль социальных норм в обществе.
    Задачи: раскрыть сущность социальных норм, их содержание. Рассматриваются также их разнообразие, социальные аспекты, природа и специфика функционирования норм в качестве механизмов стабилизации общественной жизни.
    1. Сущность социальной нормы
    Социальные нормы — это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями. Определённой культуры и определяющие стабильность и целостность общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как более конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иногда государственного или административного нормативного акта, содержат чётные диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемых соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называются нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.
    Регулирование общественных отношений в современный период осуществляется с помощью достаточно сложной и многообразной совокупности социальных норм. Это: 1) мораль, 2) обычаи, традиции, обыкновения, 3) корпоративные нормы или нормы общественных объединении, 4) религиозные нормы, 5) правовые нормы.
    Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений. Нормы права устанавливают государство, его органы, общественные объединения и религиозные организации, а также отдельные социальные слои и общество в целом.
    2. Значение социальных норм в обществе
    Мораль или моральные нормы представляют собой правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требованиях и принципах. Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддерживается обществом в целом или же большинством его членов.
    Современное общество распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Неоднородность и даже противоречивость моральных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных норм.
    Для морали характерны еще два следующих специфических признака. Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное поведение человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой.
    Разновидностью социальных норм выступают обычаи, традиции и обыкновения. Подобно моральным нормам они устанавливаются и охраняются от нарушений обществом либо признающим обычай, традицию отдельным социальным слоем. В то же время этот вид социальных норм имеет и свои особенности.
    Обычай представляет собой правило поведения, сложившееся в далеком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки. Обычай не имеет связи с оценочными категориями типа «добро и зло», «плохое и хорошее».
    Критерий разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном обществе, видится в том, что они регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют должное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать, что это материальные нормы. Сохранившиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процедуру, порядок реализации моральных норм. Можно найти ряд примеров, когда реализация моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего общества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными нормами, а не обычаями.
    В пользу понимания обычаев как сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества. В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением.
    В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм как нормы общественных объединений, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения — формально закрепляются письменным источником — уставом, принимаемым в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Но корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.
    Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы. Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединении, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов. Религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедывающих ислам. Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими.
    Заключение
    Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Социальная норма — это правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.
    Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связан с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельности.
    Социальные нормы связаны также с законами естественно-технических наук, с самим научно-техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.
    Рассматривая социальные нормы в их целостности и выявляя особенности их типологии, мы попытались выявить соотношение между различными нормами в общественном бытии на современном этапе и доказать, что требование нашего времени состоит в использовании всех социальных норм, особенно традиций и обычаев, норм совместного проживания, которые были забыты в результате доминирования правовых норм. Между тем, именно традиционные нормы могут стать эффективным средством в преодолении негативных явлений, проявляющихся в поведении людей.
    Список использованной литературы
    1. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. — 134c.
    2. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. — 251c.
    3. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. — 324c.
    4. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004. -543c.
    5. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320c.

  6. Эссе 34/ Пользователь: Анонимный автор/ г.Новокубанск/ дата загрузки 07.02.2018
    Тема:

    «Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми»
    (И. Кон)

    Выбранное мною высказывание поднимает проблему различия в восприятии и осуществлении социальных ролей разными людьми. По мнению автора, все люди разные, поэтому у каждого человека свое представление о том, какой должна быть та или иная социальная роль.
    Я полностью разделяю мнение автора. Действительно, мнения разных людей о том, как должна оцениваться и реализовываться та или иная социальная роль различны. И даже если мнения будут в чем-то схожи, все равно у отдельного человека будут присутствовать свои критерии к какой-либо социальной роли, которых нет у других.
    Для раскрытия сущности высказывания обратимся к теории. Социальная роль – это модель поведения, соответствующая статусу и предъявляемая обществом. Человек осваивает множество социальных ролей в процессе социализации. Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей. Огромное значение в этом процессе имеют те образцы поведения, которые прививаются человеку агентами первичной социализации (семья, близкие родственники, друзья). Социализация каждого человека имеет свои уникальные черты, соответственно, и реализация различных социальных ролей каждым также имеет свои, отличные от других, черты.
    К примеру, в романе Н.В. Гоголя “Мертвые души” читатель знакомится с галереей образов помещиков. Каждый из них играет одну и ту же социальную роль, но делает это по-разному. Например, праздный и инфантильный бездельник Манилов превращает все поместье в “храм уединенного размышления”. Его хозяйство находится в состоянии упадка, а вот хозяйство рассудительного Собакевича напротив, свидетельствует о достатке.
    Также примером может послужить сравнение исполнения своей социальной роли двух президентов – президента России В.В. Путина и президента Украины П.А. Порошенко. Путин ведет открытую внешнюю политику, вводит различные реформы в социальной сфере, действуя в интересах народа. Петр Порошенко, напротив, внешнюю политику ориентирует только на запад, социально напряженную обстановку в стране никаким образом не пытается разрешить, руководствуется своими интересами и интересами своих союзников.
    Таким образом, мы видим, что автор совершенно прав в своем высказывании. Действительно, каждый человек оценивает и реализует одну и ту же социальную роль по-разному в зависимости от личностных взглядов и качеств, а также от усвоенных в процессе социализации.
    Имя: Автор пожелал остаться неизвестным

    Результаты проверки эссе по обществознанию в соответствии с требованиями ЕГЭ 2018

    Критерий
    Балл
    Комментарий
    К 1.
    1
    Смысл высказывания раскрыт: верно выделена одна основная идея, связанная с содержанием обществоведческого курса.
    К 2.
    2
    В контексте одной выделенной идеи приведены связанные между собой объяснения ключевых понятий, теоретические положения, рассуждения, вывод.
    К 3.
    1
    Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
    К 4.
    2
    Приведены из различных источников два корректных, развернуто сформулированных примера, связанные с иллюстрируемой идеей.

    Общий балл: 6
    Положительные стороны работы:
    В эссе дается качественная теоретическая и практическая аргументация основной выделенной идеи. Открыто высказанная позиция обоснована достаточным материалом.
    В теоретической аргументации автор определяет понятия “социальная роль” и “социализации”, подробно описывает взаимосвязь этих явлений, рассуждает о первичной социализации и ее роли в становлении личности.
    Социальные факты почерпнуты из различных источников, подробно описаны и направлены на обоснование тезиса.
    Соблюдены экзаменационные требования по структуре и содержанию мини-сочинения по обществознанию.
    Рекомендации:
    Рекомендуется внимательнее относиться к источникам социальных фактов.
    Так, второй социальный факт, видимо, воспринят из средств массовой информации.
    И этот источник важно указывать.
    Например: “В средствах массовой информации нередко освещаются события, связанные с реализацией своих социальных ролей президентами России и Украины…”
    Если же рассуждения, приведенные в эссе, являются результатом собственных политологических исследований, то об этом также необходимо сказать.
    В целях совершенствования стиля изложения рекомендуется избегать частых повторов одних и тех же выражений.
    Например, в первых трех предложениях сочетание “разные люди” используется трижды.
    Читать другие эссе…

  7. Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных условиях представляет собой не просто некое множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества, что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.
    Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова. Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры в широком смысле слова являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т. д.
    Социальная структура в узком смысле слова – это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая. Так, в частности, этнические общности появились задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Социально-классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.
    Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической формации свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Так, хорошо известно, какую большую роль в развитии экономики, торговли, науки и культуры сыграла буржуазия в период Возрождения в странах Западной Европы. Не менее важной оказалась роль русской интеллигенции в развитии общественной жизни России в ХIХ веке.
    В этой связи необходимо отдельно остановиться на роли социально-классовой структуры и роли классов, классовых отношений в социальной структуре общества. Известно достаточно много фактов истории, свидетельствующих о том, что именно классы и их отношения наложили большой отпечаток на социальную жизнь общества, потому что именно в классовой общности воплощаются наиболее важные экономические интересы людей. Поэтому социально-классовая структура общества играет ведущую роль в социальной жизни общества. Однако, не менее важное значение, особенно в современных условиях, принадлежит и другим социальным общностям людей (этническим, профессиональным, социально-демографическим и т. д.).
    Говоря о структуре современного общества, следует сказать о его социально-классовом характере. Философия и социология (как наука об обществе) сегодня исходят из того, что социальные группы – это относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие ценности, интересы и нормы поведения. Большие социальные группы – это: общественные классы; социальные слои; профессиональные группы; этнические общности (нация, народность, племя); возрастные группы(молодежь, пенсионеры). Малые социальные группы, специфический признак которых – непосредственные контакты ее членов, – это: семья, производственная бригада, школьный класс, соседские общности, дружеские компании. Под общественным классом понимается большая социальная группа, отличающаяся отношением к средствам производства и собственности. Классовый характер структуры общества имеет объективные корни, т.к. связан с местом данного класса в производстве. Однако сегодня рассматривать классы и классовую борьбу как главный двигатель истории (как делали это основоположники марксизма-ленинизма), на мой взгляд, совершенно неправильно. Научно-техническая революция, общественный прогресс приводят человечество к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом, а также людьми разных классов общества.
    В наше время происходят очень важные изменения в социально-классовой структуре общества. Здесь играют большую роль два обстоятельства. Во-первых, более половины населения нашей планеты перешло к урбанистическому (городскому) образу жизни. Практически во всех странах мира образование считается сегодня важнейшей сферой развития общества. На первый план в жизни современного общества выходит человек, его сознание, мышление и творчество. Во-вторых, вот уже почти пятьдесят лет наблюдается поступательный переход к информационной модели развития человечества, где стирается грань между производством и потреблением, где деятельность человека связана прежде всего с информацией и знаниями как основным ресурсом развития.
    Кроме социально-классовой структуры общества, каждый человек включен в профессиональную структуру. Профессиональная структура общества – это состав занятого в экономике населения по роду занятий(в той или иной отрасли) и профессий(с учетом квалификации и образования).
    Любой индивид включен также в культурную среду, поселенческую структуру (город, село), семью и т.д. Таким образом, мы видим, что создается сложное переплетение социальной структуры общества. Здесь еще очень важно отметить, что человек в течение жизни может поменять свою классовую принадлежность и профессию. Только половые, этнические и культурные особенности являются устойчивыми элементами современной структуры общества.
    Понимание сущности, содержания, закономерностей развития общества является наиболее важным, исходным во всей системе философских исследований жизни человека и человечества в целом. Это и естественно, поскольку формы существования людей, их материальное благосостояние, духовность, счастье или невзгоды в большой степени зависят от того, в каком обществе они появились на свет, сформировались как личность, проявили свои способности, обрели социальный статус, значимость для семьи, нации, государства, всего человечества, наконец.
    Итак, общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в более узком смысле общество – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.
    Общественные отношения – это многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них, в процессе их экономической, социальной, политической и культурной деятельности.
    Глава 2.Социальные нормы
    2.1 Социальные нормы в общественной жизни
    Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
    Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы – это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
    Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.
    Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей души , дает оценку своим действием. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.
    Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
    Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.
    Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне.
    Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не внутренний мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.
    Элементами морального регулирования являются:
    идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве;
    система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
    особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.
    2.2 Взаимосвязь права и морали
    Мораль и право тесно взаимосвязаны, они дополняют друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
    В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.
    Как форма общественного сознания, система отношений и норм – мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали – продукт исторического развития человечества. Они сформировали в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в золотом правиле : поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Принцип морали – это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.
    История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.
    Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом.
    На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних Jus est ars boni et aegui – право есть искусство добра и справедливости раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля Философия права вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности.
    Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально-филосовским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.
    На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.
    Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, столкновения между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чаще всего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и способов лечения. Так, получившее в последнее время широкую огласку дело доктора Смерти является показательным примером столкновения между нормами морали и права. Умерщвляя безнадежно больных смертельной болезнью людей по их просьбе, он, с одной стороны прямо нарушает закон, но с другой стороны избавляет больных, как от физических, так и психических мучений, что, несомненно, соответствует морали и нравственности.
    Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
    Общие черты между правом и моралью:
    и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
    имеют общую экономическую, социально-политическую и идеалогическую основу;
    им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
    они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
    имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
    представляют собой средства активного воздействия на поведение людей;
    Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в моральном кодексе, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации.
    Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение. Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех, – утверждал Цицерон.
    Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и селу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.
    Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.
    Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.
    Заключение
    С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства.
    Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.
    Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения Все, что не запрещено законом – разрешено в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В условиях становления рынка в нашей стране совершенствуется правовая основа частной собственности, договорных отношений. Частный интерес, предпринимательская инициатива, прибыль все больше обретают приоритетное значение. Утверждается и совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых в предпринимательской деятельности, важное место занимает суждение: Прибыль выше всего, но честь выше прибыли . В этом суждении находит выражение моральное сознание цивилизованного предпринимателя.
    Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.
    Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.
    Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм.
    общество социальный моральный правовой
    Список используемой литературы
    1. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Уч. пособие Интерстиль М. 1997 г.
    . Марченко М. Н. Право. Зерцало. М. 1998 г.
    . Назаров А. Т. Основы знаний о государстве и праве. М. 1996 г.
    . Шулепов Н. А. Основы государства и права. М. 1997 г.
    5. Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории.- М.: Изд-во МГУ, 1991.
    . Дюги Л. Общество, личность, государство. – СПб., 1994. Зивс .С.Л. Источники права. – М.: Наука, 1981.
    . Матузов Н.И. Правовая система и личность. – Саратов: Изд-во С ГУ, 1987.
    . Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. – СПб.: Т. 1. 1997; Т. 2. 1998.
    . Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. М.Н.Марченко. -М., 1996.
    Интернет-источники:
    . http://lib.com.ru/

  8. Простите нескромность, но процитирую слова одного очень талантливого человека, которые точно охарактеризуют то, кто такой человек и как формируется его личность.
    …” Человек – животное социальное. Слышали? Животное, но социальное. Что за слово такое – социальное? Просто – общественное. То есть человек, без социума-общественности) теряет свои человеческие качества, становится животным не социальным, животным по сути… Социум делает человека человеком. Социум же порождает в нем пороки, которых с рождения нет.” …
    Что же такое Социальные нормы? Это такие правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.
    Наше общество годами формировало наше поведение: “что такое хорошо и что такое плохо”. Читали ли Вы библию? Ведь именно там заложены основные правила поведения человека, которые делают его человеком. Мне не сложно повторить некоторые из их, потому что это и есть основные и обязательные нормы, не придерживаясь которых мы станем животными:
    – Не делай себе кумира … Не поклоняйся им и не служи им
    – Почитай отца твоего и мать твою
    – Не убивай
    – Не прелюбодействуй
    – Не кради
    – Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
    – Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
    Разве этого недостаточно? Но наше общество не стоит на месте. Оно развивается и в нем появляются все новые и новые правила поведения.
    К примеру, Правила дорожного движения, не выполняя которых мы можем потерять жизнь. То есть все те новые правила, появление которых вызвано именно развитием технического прогресса. И их нужно добавить в обязательные к использованию и выполнению.
    Но как относится к тем правилам, которые нам навязывает современное общество и от которых не зависит наша жизнь? Тем, что считается “крутым и модным”?
    Общество диктует нам, как нужно одеваться … На тех, кто вместо мини юбок носят хиджаб “показывают пальцем”, их сторонятся, их считают вне общества, они изолируются.
    Общество говорит нам, что есть и что пить, пропагандируя это через средства массовой информации. А те, кто отказался – опять же считаются “ненормальными”.
    Таких примеров можно привести множество.
    Так вот – я Человек. И для меня нормы общества это те, которые делают меня Человеком и Личностью. И соблюдать я буду именно это правила. И позвольте мне самой решать, что мне носить и что кушать. Какую музыку слушать и какие книги читать. И не следует такие правила поведения все же относить к социальным нормам. А именно такую ошибку и делают многие представители Человечества


  9. Классификация социальных норм общества
    Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые. Социальные нормы – это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.
    Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают, другие – возникают, видоизменяются, третьи – навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм – фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.
    Например, о происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом».
    Право сложилось намного позже других нормативных систем и главным образом на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.
    ………………….
    Список использованной литературы и нормативного материала:
    Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.
    Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 3-е изд-е., испр. и доп. – М.: Спарк., 2004.
    Теория государства и права: Учебник под ред. В. Б. Протасова. – М., 2003.
    Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. И доп. М.: Юристъ, 2001.
    185.195.26.172

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *