Сочинение на тему софийский собор в киеве

11 вариантов

  1. Внутренний вид СофииНа протяжении своей истории собор пережил несколько грабежей, пожары, многолетнее запустение, ремонты и пере­стройки. В результате перестроек 17–18 вв. храм изменился внешне. Над древними одноярусными галереями надстроили вторые этажи, а галереи превратили в закрытые помещения. Над собором возвели шесть новых куполов и придали им грушеобразную форму. Фасады оштукатурили и побелили, купола позолотили. Внутреннее убранство собора осталось почти без изменений. Именно таким сохранился он доныне.
    София Киевская с востока. 1651 г. Рисунок Абрахама ван Вестерфельда. Из рисунка видно, что на середину 17 в. собор сохранял свои древние формы. Слева от собора – деревянная колокольня, справа – деревянная надвратная башня.Софийский собор входит в состав Национального заповедни­ка «София Киевская». Он является одним из крупнейших му­зейных заведений Украины.
    2. Как был украшен Софийский собор? Что такое мозаики и фрески?
    Фрагмент мозаики Софийского собора в Киеве.Ярослав позаботился, чтобы глав­ный храм государства был украшен «всякими красотами, золотом, серебром и ценными камнями». Поражали величественные настенные изображе­ния – фрески и мозаики.
    Фреска Софийского собора с изображением музыкантов. На фреске видим настоящий оркестр. У каждого из музыкантов свой инструмент.
    Имеются лира, орган и флейта. Артисты играют, сидя на скамье. Фрески рисовали красками на сырой штукатурке.Мозаики Софии Киевской являются шедеврами мирового уровня. Мозаич­ными изображениями были украшены стены и полхрама. Мозаику выклады­вали из разноцветных кусочков смаль­ты – сплава свинца и стекла. Кубики смальты (размером примерно в 1 куби­ческий сантиметр) непосредственно влепливали в сырую шту­катурку. Из мозаик Софийского собора до сих пор поражают величественные фигуры Христа и Богоматери Оранты. Материал с сайта //iEssay.ru

  2. Собо?р Свято?й Софи?и (Софи?йский собо?р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.)[1] первой половины XI века и значительные фрагментыстенописи XVII-XVIII веков.
    Был действующим храмом до 1929 г., в 1934 г. стал музеем – Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская»[2], одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. иАндреевскую церковь ХVIII в. в Киеве и Судакскую крепость с памятниками VI-XV вв. в Крыму.
    В 1990 г. Софийский собор,как и Киево-Печерская лавра, стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятником архитектурына территории Украины.
    Поскольку здание собора — часть Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. Исключение составляетдень24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях.[3]
    К ансамблю Софийского собора относятся включенные вместе с ним в список ЮНЕСКОмонастырские сооружения XVIII в. – колокольня, южная въездная башня, трапезная, хлебня, бурса, Дом митрополита и ворота Заборовского.
    Содержание  [убрать]  * 1 История * 2 Архитектурные особенности * 3 Интерьер * 4 Некрополь * 5 Софийский собор в монетах * 6 Примечания * 7 Ссылки * 8 Литература |
    ————————————————-
    [править]История
    Макет-реконструкция первоначальногооблика собора
    Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, в «Повести временных лет» повествуется о закладке в 1037 году сразу нескольких крупных построек — укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины. По убеждению академикаДмитрияСергеевича Лихачёва, эта «хрестоматийная» запись – вовсе не фиксация факта, а «Похвала» Ярославу, подытоживающая его строительную деятельность за все годы правления и составленная после 1051 г.[4]. Более раннее известие, сохранившееся в Новгородской первой летописи, возникшей, по мнению исследователя летописания Алексея Александровича Шахматова, в 1017 г.[5], указывает этот год как дату закладки СофииКиевской[6]. В то же время, Киевский митрополит Иларион – современник появления Софии – свидетельствует, что в деле ее создания Ярослав завершил начинание Владимира Святославича [7], а немецкий хронист Титмар Мерзебургский (ум. 1018) упоминает под 1017/18 гг. уже действующий Софийский монастырь в Киеве как резиденцию Киевского митрополита[8]. Такое разноречие источников породило 200-летнюю дискуссию овремени постройки Софии Киевской: одни исследователи принимают дату 1017 год за время основания собора, другие, считающие начало правления Ярослава неблагоприятным для его строительства, – 1037 год. По версии историков Н.Н. Никитенко и В.В. Корниенко, выдвинутой на основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора, он былвозведен в 1011 – 1018 гг., на рубеже правлений Владимира и Ярослава: первый начал, а второй завершил создание Софии[9] Эта новая датировка, обострившая дискуссию [10] [11] получила значительный общественный резонанс [12] и стала основанием для празднования 1000-летия Софии. В сентябре 2011 г. по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь…

  3. Свое наследие – Киев – князь Ярослав Мудрый украсил не хуже самых ярких городов мира. Кое-кто намекал князю на его расточительность: зачем то золото? И зачем церковь поставлена на холме? Но князь Ярослав знал, что делал. Пусть все – и чужеземцы и путешественники, и друзья, и враги – сразу видят, какой богатый, красивый и могучий Киев.
    Киевский Софийский обор дает нам представление о величии и красоте архитектуры Киевской Руси. Во всей Европе ни одно сооружение ее т. не могла сравниться с киевским собором, длиной без выступлений он 37 метров, ширина – 55. Храм имеет пять нефов – продольных коридоров, которые на восточном фасаде завершаются пятью алтарными полукруглыми выступами – апсидами, окруженный внутренней и внешней галереями. С западной стороны возвышаются две башни с лестницами, ведущими на второй этаж. Венчают собор тринадцать куполов, которые постепенно увеличиваются от малых по краям до самого центрального. Купол и крыша покрыты листовым свинцом.
    Архитектуре органично соответствует роспись здания, который имел целью возвеличить государство. Мозаики и фрески сплошными коврами окутывают стены, своды и столбы собора, среди которых возвышается под куполом величественная фигура Оранты. Трудно переоценить художественную стоимость софийских мозаик. Они, безусловно, являются памятниками искусства мирового значения, дошли до нас в своей первоначальной красоте.
    Фрески Софии сохранились меньше, чем мозаика. Многократные реставрации нанесли многим картинам непоправимый вред.
    Киевская София – настоящая сокровищница древнерусской культуры, бессмертно источник знаний о далеком прошлом нашего народа. Ныне это всемирно известный музей.

  4. (София Киевская), общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества. Заложен в 1037 Ярославом Мудрым на площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город. Сохранился почти целиком, хотя снаружи сильно искажен перестройками
    XVII—XVIII вв. Детальные исследования памятника позволяют судить о его первоначальном облике. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Внутренние галереи — двухэтажные, более узкие, а наружные — одноэтажные и более широкие. Объем храма в целом был ступенчатым, а аркады наружных галерей связывали его с окружающей средой. Завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию. Могучие лестничные башни, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали торжественность храма. Выложенные из плинфы орнаментальные фризы украшали фасады. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Среднее, крестообразное в плане пространство, открытое на всю высоту здания, освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы. Боковые части были разделены на два этажа для образования наверху обширных хоров, открывавшихся в средний неф стройными аркадами. Вереницы массивных крестчатых в плане столбов членили тонувшее в сумраке пространство под хорами. Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Согласуясь с этим, центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками. При движении внутри храма сквозь арки открывались все новые и новые аспекты, а мерцание золотого фона мозаик усиливало впечатление пышности и чрезвычайной сложности интерьера. К этому следует добавить сверкающую поверхность мозаичных полов, тонкую резьбу каменных ограждений хоров, обилие драгоценной утвари и богатых тканей.
    Центральный храм нового могущественного государства по сравнению с византийскими соборами тех лет — более грандиозен и монументален. Несомненно, что в этом отличии прежде всего сказалось совершенно иное задание, полученное зодчими. Многоглавие, придававшее его облику чрезвычайную торжественность, кроме того, имело и функциональный смысл. Окна барабанов глав прекрасно освещали огромные по площади хоры, служившие парадными княжескими залами.
    Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом, создавая впечатление, что «Бог с людьми пребывает». Живопись выражает связь небесного, горнего, с земным. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера: подкупольное пространство и алтарь. В куполе в окружении четырех Архангелов — хранителей трона Всевышнего — изображен Христос Вседержитель. В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, — евангелисты, на подпружных арках в медальонах — Сорок мучеников Севастийских. На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображалась сцена Благовещения: две фигуры — Архангела Гавриила и Богоматери — умещаются на столбах. В центр. апсиде на ее верхней вогнутой поверхности — в конхе — предстает Богоматерь Оранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками. Ниже Оранты представлена сцена Евхаристии — Таинства Причащения хлебом и вином, претворенными в Тело и Кровь Христа. Еще ниже в простенках между окнами, над седалищами, где сидело во время службы духовенство, изображены стоящие в рост фигуры святителей и отцов Церкви. Живопись подкупольного пространства и апсид была выполнена в технике мозаики. Вся остальная часть украшена фреской. Во фресковой технике в Софийском соборе выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и Архангела Михаила, изображения проповедников, мучеников и др.
    Ряд светских росписей Софийского собора представляют собой портреты и сцены русского быта. На южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей кн. Ярослава, на стенах лестничных башен — эпизоды придворной жизни: цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на волка, медведя, барса.
    Л.К.

  5. Сочинение-описание памятника по собственному наблюдению
    Свою наследство — Киев — князь Ярослав Мудрый украсил не хуже самых ярких городов мира. Кое-кто намекал князю на его расточительность: зачем то золото? И зачем церковь поставлена на холме? Но князь Ярослав знал, что делал. Пусть все — и чужестранцы и путешественники, и друзья, и враги — сразу видят, какое богатство, красивый и мощный Киев.
    Киевский Софийский Собор дает нам представление о величии и красоте архитектуры Киевской Руси. Во всей Европе ни одно сооружение ее так не могла сравниться с киевским собором, длиной без выступлений он 37 метров, ширину — 55. Храм имеет пять нефов — продольных коридоров, на восточном фасаде завершаются пятью алтарными полукруглыми выступами — апсидами, окруженный внутренней и внешней галереями. С западной стороны возвышаются две башни с лестницей, ведущей на второй этаж. Венчают собор тринадцать куполов, которые постепенно увеличиваются от малых по краям до крупнейшего центрального. Купол и крышу
    покрытые листовым свинцом.
    Архитектуре органично соответствует роспись здания, который имел целью возвеличить государство. Мозаики и фрески сплошными коврами окружают стены, своды и столбы собора, среди которых возвышается под куполом величественная фигура Оранты. Трудно переоценить художественную ценность софийских мозаик. Они, безусловно, являются памятниками искусства мирового значения, которые дошли до нас в своей первоначальной красоте.
    Фрески Софии сохранились меньше, чем мозаика. Многократные реставрации нанесли многим картинам непоправимый вред.
    Киевская София — настоящая сокровищница древнерусской культуры, бессмертное источник знаний о далеком прошлом нашего народа. Сейчас — это всемирно известный музей.

  6. Среди памятников прошлого в древнем Киеве — знаменитый архитектурный комплекс Х1-ХУШ веков София Киевская. Его центральное здание, чудо, что пришло к нам из средней древности, — Софиевский собор, сооруженный в 1Х по приказу Ярослава на честь его победы над печенегами. Собор — не только непревзойденный памятник древней архитектуры, но и мемориал победы наших предков. Но нас интересует письменность, и прежде всего, книги. Начиная с времен Ярослава София становится важнейшим культурным центром Восточнославянского государства. В софийском соборе была первая известная нам библиотека, заложенная Ярославом. Но наибольшее чудо Софии — это известные всему миру Софиевские мозаики, очаровательные стародавние фрески., что показывают ее стены. Изображения святых и портреты княжеской семьи соседствуют тут с роскошными и утонченными орнаментом. Сцены княжеской охоты или танцующих скоморохов можно увидеть над ступеньками, что ведут на хоры. Кроме всего стены Софии оказались сокровищницей эпиграфики / она изучает древние надписи, вырезанные, на твердых материалах/. На стенах и столбах, покрытых фресками, рядом с изображениями святых, среди красочного орнамента, находят историки надписи, которым почти 1000 лет.
    Возможно, кто-то из посетителей собора, естественно, из тех, что знали грамоту, от нечего делать нацарапывал на стенах рисунки и строки слов, записывая события, что наиболее волновали киевлян того времени. Некоторые события Софии Киевской посвящены тем историческим событиям, ро которые вспоминает летопись. Например, Игнатьевской летописи дата смерти Ярослава Мудрого вызвала у историков сомнения. но вот на стене Софиевского собора было найдено графито, которое подтвердило: Ярослав Мудрый действительно умер 20.02.1054г… И это не единственная датированная надпись, что делает графиты особенно ценными источниками изучения истории. Киевской Руси. А случается совсем необыкновенное: чуть заметные, нацарапанные несколько столетий назад небольшие буквы намекают на события, о которых и упоминаний нет в других письменных памятниках. Не все, что когда-то творилось, записывал верный князю летописей. Да и сами князья не хотели разглашать о некоторых своих делах. Например, в одном из алтарей, на столбе, найден текст, первых 2 ряда которого легко переводятся: «месяца мая в 25-е утоплен… ». В 3 рядке несколько загадочных букв, — возможно имя утопленника, но так зашифровано, что до сих пор не удалось прочитать. И дальше одно слово: «Князе». Поэтому весь текст читается: ” Месяца мая в 25-е утоплен… Князе”. В повести Временных лет уточняется, что 26 мая 1093 г., во время битвы на реке Стучне, погиб младший брат Владимира Мономаха — Растеслав Всеволодович. С печалью вспоминает о этом событии и автор «Слово о полку Игореве». Похоронен Растислав Всеволодович в Софийском Соборе. Если сопоставить 2 даты графито 25 мая, а в летописи 26-е, можно предположить, что речь идет о смерти Растислава. Но почему же неизвестный нам автор написал не «утонул», а «утоплен»?
    Среди литературных памятников времени Киевской Руси широко известный «Киево-Печерский патерик». Патерик это сборник произведений о жизни «святых отцов» — чаще ченцов какого-нибудь монастыря. Патер — по латыни означает священник, отец.
    «Киево-Печерский патерик» — сборник не только ” жития святых”, но и других религиозно-фантастических рассказов. В нем представлено много фактических материалов, ведомостей о жизни Киева в 11-13 ст., в частности рассказы о стычках, иногда и открытой борьбе Киево-Печерского монастыря с киевскими князьями.

  7. Экзаменационные произведения по украинской литературе. С раннего детства, путешествуя историческими местами украинской земли, мы восхищаемся архитектурными сооружениями, фресками, картинами и всегда у нас возникает множество вопросов: кто создал эти шедевры? Как сохранились они, созданные много столетий назад, до наших дней? Ответ на некоторые из таких вопросов дал выдающийся украинский писатель П. Загребельный в своем цикле романов о Киевской Руси.
    Этот гениальный прозаик, пользуясь архивными документами и художественным воображением, стремился объективно воссоздать историческую эпоху с ее проблемами, разногласиями, настроениями людей, которые создавали шедевры. В своем романе «Чудо» Загребельный изображает, как сооружалось древнейшее архитектурное произведение искусства Киевской Руси — Софийский собор. Автор стремился не только воссоздать сложный процесс строительства Софии Киевской,  но и хотел показать эпоху Ярослава Мудрого и то большое культурное наследие, оставленное предками, которое формирует в нас сегодня ощущение красоты в гармонии. По замыслу князя Ярослава Мудрого Сивоок – художник из народа – сооружает архитектурное чудо – Софийский собор, равного которому не было во всем северном полушарии. Сложным был процесс формирования таланта этого гениального зодчего, много горя, страданий пришлось ему пережить. Еще маленьким осиротевший мальчик получил у деда Родима – доброго и великого языческого мастера – науку на всю жизнь: не повиноваться вельможам и  удивляться краскам мира.
    Так и жил Сивоок – никогда и никому не повиновался, но при этом ощущал странный мир цветов. В детстве он любил наблюдать, как молчаливый щедрый добрый дед Родим колдовал над пламенем, и краски рождались, играли, жили буйной, веселой жизнью. За те несколько счастливых .лет Сивоок научился добру, «знал лишь чувства, которые поднимают человека над миром, не ведал унижений, лукавства, зависти», поселилась в его душе способность восхищаться всем прекрасным. После трагической смерти деда Родима, который не принял креста, Сивоок попал в Киев и впервые увидел церковь Богородицы, от красоты которой пришел в восхищение. Именно тогда, созерцая этот храм, ощутил тот новый странный мир красок, который носил в себе. Впечатление от увиденного, он сохранил на всю жизнь. Через много лет задумал Ярослав Мудрый соорудить на славянской земле храм, который был бы лучше, чем в Константинополе, а Сивооку удалось из воска изваять собор таким, каким он себе его представлял. И зодчий Сивоок, и князь Ярослав мечтали о таком храме, который бы воссоздал дух народа, прославил славянскую землю.
    Именно для этого и вернулся Сивоок из Константинополя в родной край, чтобы возвеличить и прославить его. Для художника Сивоока София имела свой образ: «то была зеленая просветленность, будто утренняя морская прозрачность». И понимал гениальный мастер, которые будут строить в тяжелой работе, среди бедности,  лишений, горя, проклятий и слез церковь, чтобы «весь мир удивлялся, а земля наша чтобы прославилась этим храмом». Сивоок как художник из народа задумывал свою Софию не для прославления христианского бога, в краски вкладывал свою душу, свою жизнь, сердце неспокойное, измученное мыканьями в странствованиях. Ярослав Мудрый как князь Киевской Руси сознавал, что для великого государства все делается, для славы божьей и на веки вечные. Церковь будет стоять на этой земле века, так как великое государство, такое, как Киевская Русь, требовало величественного сооружения. Именно таким и стал Софийский собор в Киеве. Строился этот храм тяжело: в слезах, проклятиях и крови, но поднялся он на славянской земле, которая не знала до сих пор каменных сооружений, как чудо «невиданного величия и красоты, храм, который своим внутренним и внешним убранством, своим великолепием и цветистостью не имел равных в целом мире». Наследуя лучшие народные традиции искусства, архитектуры, Сивооку удалось создать шедевр, в котором гармонично соединились две культуры: языческая и христианская. Поэтому и стоял Софийский собор – цвет  души народной – розовым каменным чудом среди белых снегов, так как сооружался он руками народа и для народа. Этот храм уже с первого дня его существования мало кто считал жильем для бога – он воспринимался как надежный приют человеческого духа, здесь сразу поселился дух гражданства и мудрости тех, кто строил государственность Киевской Руси. Это величественное монументальное сооружение стало предметом зависти, и когда враги нападали на Киев, то «прежде всего разрушали собор Софии».
    Враги старались стереть его с лица Земли, но он всегда стоял упрямо, непоколебимо, вечно «как будто не выстроенный был, а вырос из щедрой киевской земли, стал ее продолжением, громким ее словом, мелодией, краской». Этот собор был настоящим каменным чудом, цветистым, как душа и воображение народа, который создал его. Многие строили и защищали собор, еще больше рук пытались его разрушить. Уничтожить его хотели и «свои», и «чужие», но во все века были и защитники этого храма. Это и Петр Могила, который восстановил фрески и мозаики, это и герой романа Гордой Отава, который ценой собственной жизни спас собор от уничтожения фашистами, это и Борис Отава – современный талантливый ученый, который продолжил дело отца, изучая историю Софийского собора. В романе удачно объединены три временных периода: седая давность, фашистское нашествие, современность. Объединяющим центром этих временных периодов стал Софийский собор – символ несокрушимости духа народного, невозможности уничтожить его историю, символом великой славянской культуры. Гениальные люди сооружали этот архитектурный памятку. В мозаиках, фресках воплощено духовное богатство прадедов. Свой талант, горение своей души они передавали потомкам, поэтому память об этих людях никогда не сотрется, а будет жить вечно в их творениях, «и чудо это не кончится никогда…».

  8. Фасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и «утопленных» в кладку здания, а также фресками. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.
    Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век
    Как пишет «Повесть временных лет», в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою легендарную библиотеку: «Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными…» Эта древнейшая русская библиотека, как считают некоторые исследователи, до сих пор хранится где-то в подземельях Софии Киевской. В стенах собора находилась и первая в России школа. Здесь же был устроен скрипторий — помещение, в котором монахи переписывали и переводили книги. И здесь же в 1054 году нашел свое упокоение в мраморном саркофаге основатель собора — князь Ярослав Мудрый. Кроме него в Софийском соборе были погребены князья Изяслав Ярославич (убит в 1078 г.), Всеволод Ярославич (ум. в 1093 г.), Ростислав Всеволодович (погиб в 1094 г.), Владимир Мономах (ум. в 1125 г.).
    Саркофаг Ярослава Мудрого, покоящегося в киевском Софийском соборе
    За свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только внешние неприятели, но и русские князья. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году его «подвиг» повторил князь Рюрик Ростиславич Смоленский, содравший оклады с икон и похитивший драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. Новым ударом стало нашествие Батыя. В 1240 году ворвавшиеся в город татары, по словам митрополита Евгения Болховитинова, «искали сокровищ не только в кладовых, но и в стенах церквей и в самых гробах князей».
    В результате Батыева погрома храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Рухнула верхняя часть здания, громадная трещина пересекла всю алтарную часть. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х годах митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини.
    Из рисунков А. ван Вестерфельда. 1651 г.
    Собор был построен в классическом «византийском» стиле и имел, как считают некоторые исследователи, 25 куполов (по другим данным — 13 куполов). Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. Еще в 1651 году, судя по рисункам голландского художника А. ван Вестерфельда, собор сохранял свои первоначальные формы. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. Двенадцать древних куполов были разобраны. В 1685—1707 годах храм был основательно перестроен в стиле барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII—XVIII веков. На восточном и западном фасадах собора были сооружена фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники. Спустя почти полвека, в 1744—1748 годах, при митрополите Рафаиле Заборовском фронтоны и барабан центрального купола украсил лепной орнамент. Тогда же был установлен новый иконостас и серебряные Царские врата. В соборе хранилась чудотворная икона Любечской Богоматери и мощи священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого 1 мая 1497 года татарами по пути из Вильно в Киев.
    Софийская площадь.1840 г Софийская площадь.1851 г
    Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.

  9. альбомы
    (1)
    “Большая книга”
    (3)
    “Вишнёкый сад”
    (1)
    “Дети мои”
    (1)
    “Дождь в Париже”
    (1)
    “Опосредованно”
    (1)
    11 класс
    (1)
    200 лет Тургеневу
    (1)
    авторская позиция
    (2)
    актуально
    (170)
    альбомы
    (528)
    аналитика
    (11)
    Анна Ахматова
    (1)
    аргументы
    (5)
    аргументы к сочинению
    (5)
    Астрахань
    (30)
    аттестация
    (1)
    Б.А. Ланин
    (1)
    бесплатное питание
    (1)
    бесплатные учебники
    (1)
    библиотеки
    (8)
    блог
    (29)
    блог актуально
    (6)
    Большая книга
    (2)
    Брюсов
    (1)
    великие лингвисты
    (3)
    великие люди
    (2)
    видео
    (67)
    внеурочная деятельность
    (1)
    Водолазкин
    (1)
    вопросы образования
    (3)
    воспитание
    (35)
    воспитательная работа
    (1)
    ВПР
    (2)
    время и люди
    (60)
    Всероссийская олимпиада
    (2)
    всероссийский конкурс сочинений
    (3)
    всероссийский конкурс УИР
    (1)
    Всероссийское сочинение
    (1)
    выпускное сочинение
    (80)
    выпусной
    (1)
    ГИА
    (66)
    Год литературы
    (3)
    город
    (3)
    грамотность
    (2)
    даты
    (89)
    деловые бумаги
    (1)
    демоверсии
    (1)
    День знаний
    (1)
    день рождения
    (3)
    дидактический материал
    (431)
    диктант
    (5)
    дистанционное обучение
    (13)
    дисциплина
    (1)
    для родителей
    (34)
    документы
    (1)
    достопримечательности
    (4)
    досуг
    (66)
    ЕГЭ
    (109)
    единый учебник
    (1)
    жестокость и милосердие на войне
    (1)
    животные
    (25)
    задание 15.3
    (5)
    закон
    (1)
    заметки
    (1)
    заметки к урокам
    (2)
    занимательные задания
    (47)
    занимательные задачи
    (13)
    зарплата
    (2)
    зарплата учителя
    (1)
    здоровье
    (3)
    зима
    (3)
    злободневное
    (196)
    изложение
    (9)
    инструкция
    (3)
    интересная статистика
    (2)
    Интернет
    (30)
    интернет школа
    (6)
    интернетобразование
    (16)
    искусство
    (3)
    искусство и ремесло
    (2)
    история
    (1)
    история для современности
    (24)
    история слов
    (154)
    итоговое сочинени 2018
    (1)
    итоговое сочинение
    (24)
    итоговое сочинение 2018
    (4)
    итоговое сочинение доброта и жестокость
    (2)
    итоговое сочинение мечта и реальность
    (1)
    итоговое сочинение мечты и реальность
    (1)
    итоговое сочинение отцы и дети
    (1)
    кино
    (1)
    классика
    (15)
    классика литература
    (1)
    классный час
    (1)
    книги
    (8)
    книги о детях
    (1)
    книги писатели
    (2)
    комедия
    (1)
    компьютер
    (1)
    конкурсы
    (64)
    копилка мудрости
    (22)
    копилка мудрости
    (76)
    критерии оценивания
    (1)
    круг чтения
    (244)
    КТП
    (2)
    культура речи
    (9)
    лексика
    (10)
    лексические понятия
    (2)
    летнее чтение
    (5)
    лето
    (42)
    лингвистический анализ
    (8)
    лингвисты
    (1)
    лирика
    (2)
    литература
    (75)
    литературные премии
    (2)
    личное
    (10)
    лучшие книги 21 века
    (7)
    любопытное
    (161)
    люди и время
    (17)
    М.В. Панов
    (4)
    месть и равнодушие итоговое сочинение
    (2)
    методика
    (102)
    методическая полка
    (17)
    методическая разработка
    (26)
    моностих
    (1)
    морфемный разбор
    (5)
    морфологический разбор
    (3)
    мотивация
    (1)
    моя музыка
    (36)
    мудрые мысли
    (1)
    мудрые мысли Омар Хайям
    (1)
    мужество
    (1)
    музеи
    (19)
    Н и НН
    (2)
    настроение
    (2)
    национальные парки
    (2)
    НКРЯ
    (1)
    НОТ
    (1)
    о литературной норме
    (2)
    о личном
    (20)
    об учебнике
    (7)
    Обращение к читателям
    (1)
    обучение
    (31)
    общение
    (7)
    объявления
    (23)
    ОГЭ
    (27)
    ОГЭ сочинени 15.3
    (2)
    ОГЭ сочинение 15.3
    (4)
    ОГЭ сочинение на лингвистическую тему
    (4)
    озёра
    (2)
    Оксфордский словарь
    (1)
    олимпиада.призёр литература
    (1)
    олимпиады
    (1)
    опросы
    (3)
    орфография
    (2)
    Основной государственный экзамен (ОГЭ)
    (7)
    отглагольные прилагательные
    (1)
    отзыв специалиста
    (2)
    отымённые прилагательные
    (1)
    отымённые прилагательные и причастия
    (1)
    оценочные средства по русскому языку
    (1)
    ошибки
    (7)
    память
    (1)
    педагогика
    (1)
    пейзажи
    (2)
    повышение квалификации
    (1)
    Подготовка к сочинению
    (1)
    полезно
    (1)
    полезные ссылки
    (17)
    постановления
    (1)
    правила
    (2)
    праздники
    (28)
    премии
    (48)
    приказы
    (1)
    природа
    (13)
    проблема
    (1)
    птицы
    (4)
    пунктуация русский язык
    (1)
    путешествия
    (53)
    Пушкин
    (9)
    Пушкинский диктант
    (2)
    рабочие программы
    (12)
    рекорды
    (3)
    релакс
    (2)
    реформы в образовании
    (1)
    речевые ошибки
    (1)
    родная (русская) литература
    (1)
    Рождество
    (4)
    Розенталь
    (1)
    русский родной язык
    (1)
    русский язык
    (59)
    сайты по предметам
    (1)
    саморазвитие
    (1)
    семантика
    (1)
    семинары
    (2)
    сервисы
    (4)
    сертификаты
    (2)
    сжатое изложение
    (3)
    словари
    (33)
    слово года
    (1)
    собаки
    (2)
    события
    (2)
    советы психолога
    (5)
    современная литература
    (4)
    современное образование
    (1)
    современный русский язык
    (432)
    сообщества
    (1)
    сочинение
    (92)
    сочинение на морально-этическую тему
    (1)
    стандарты
    (1)
    статьи
    (1)
    стихи
    (3)
    таблицы
    (1)
    творчество
    (1)
    тексты
    (1)
    теория текста языкознание сайты
    (1)
    тесты
    (29)
    тональный словарь
    (1)
    Тотальный диктант
    (56)
    традиции
    (16)
    увлечения
    (2)
    УМК Быстровой
    (1)
    уникальное
    (16)
    урок AiTi activ
    (9)
    устное собеседование
    (2)
    ученики об учебнике
    (4)
    ученические работы
    (85)
    учителя
    (1)
    факты
    (1)
    факультатив
    (1)
    фантастика
    (2)
    фантастика писатели премии
    (1)
    ФГОС
    (1)
    фестивали
    (1)
    формулирование проблемы
    (1)
    футбол
    (2)
    хозяйство
    (6)
    храмы
    (2)
    цветы
    (14)
    цели блога
    (30)
    цитаты
    (1)
    ЦОРы
    (34)
    Чемпионат по чтению вслух
    (1)
    Чехов
    (1)
    чтение
    (14)
    чувства
    (1)
    шедевры
    (1)
    школьные сочинения
    (1)
    школьный сайт
    (1)
    экзамены
    (355)
    экзотика
    (1)
    экскурсии
    (2)
    эмоции
    (3)
    ЭОР
    (3)
    эссе
    (10)
    этикет
    (1)
    этимология слова
    (2)
    языкознание
    (31)

  10. Софийский собор – выдающийся храмовый комплекс XI века в Киеве, исторический памятник-музей, в состав которого входят: Колокольня XVIII столетия, Дом Митрополита, бурса (школа), Брама Зборовского и сам древний храм. Кроме того, он находится рядом с самыми престижными гостиницами Киева.
    История
    Этот красивейший памятник ведет свою историю от XI века. София была вторым каменным сооружением Киева, она была возведена Ярославом, сыном князя Владимира. Строительство началось в 1037 году, продлилось сравнительно недолго – всего 3 года, в результате чего на перекрестке четырех ведущих дорог появился величественный храм в византийском стиле. Софийский собор был задуман не только как религиозный центр, но также культурный и общественный. Помимо того, что в течении двух веков он был домом для митрополита Всея Руси, в нем также принимали посольские делегации, а также основали бурсу – школу для детей, где обучали грамоте и Закону Божьему. На протяжении веков храм не раз подвергался разрушению, разграблению и страдал от пожаров. В 1169 не пожалел Софию Андрей Боголюбский, а в 1240 году – Батый. В 1280 году собор горел. С 1497 по 1630-ые история Софии была бесславной: после очередного разорения татарами храм долго был недействующим, и только в середине XII века митрополит Петр Могила вернул храм в лоно православной церкви. В советские годы храм не действовал, и только ближе к концу XX века начались работы по реставрации и превращению его в музейно-храмовый комплекс: были расчищены сотни фресок, мозаика, восстановили внутреннее убранство. Сейчас собор ежегодно принимает тысячи туристов, которые могут увидеть монументальный собор в первозданном виде.
    Киевская София: а знаете ли вы, что..?
    Существует множество интересных фактов:

    1-сейчас София белого цвета, но древние мастера не штукатурили ее;
    2-собор в Киеве – один из трех мировых Софий («мудрость» в переводе с греческого). Один собор находится в Полоцке (Беларусь), второй – в Стамбуле, ныне он не действует;
    3-все Софии, в том числе, киевская, являются памятниками мирового наследия, охраняемые Unesco;
    4-когда-то в соборе стояли саркофаги видных политических деятелей Руси: Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого и других;
    5-святая София стала местом, где была основана Ярославом Мудрым первая древняя библиотека княжества.
    6-когда был открыт и очищен медальон купола, стало понятно, что окружающие Христа-Вседержителя четыре архангела почти не сохранились («спасся» только один в голубой одежде). Остальные написал великий русский художник Врубель в 1884 году. Это не единственный храм, где есть работы кисти этого мастера.
    Святая София: информация для туристов
    Софийский собор, как и Киево-Печерская Лавра, является красивейшим музейно-храмовым комплексом, вход на территорию которого платный, как и на любую другую экспозицию.Ежегодно множество людей прибывают в Киев, чтобы увидеть настоящие сокровища храма, бережно восстановленные для потомков в их первозданном виде. Это не только 260 квадратных метров смальтовой мозаики и почти 3000 квадратных метров фресок, воссозданных талантливыми мастерами XIX-XX веков, но также и уникальная мозаика Богоматери Оранты. В картине собраны кусочки смальты, имеющие 177 оттенка. Она интересна тем, что это одно из немногих изображений Божьей Матери без младенца, в молитвенной позе с простертыми вверх руками.
    Время работы: с 10:00 до 17:00, в среду до 16:30, выходной – четверг
    Как добраться до Софиевского собора: доехать на метро до ст. Золотые ворота, спуститься по ул. Владимирской до Софиевской площади; доехать до ст. метро Майдан Незалежности, пройти вниз по ул. Софиевской 2 квартала до Софиевской площади

  11. Храм претерпел много изменений. Его разрушали и грабили монголо-татарские полчища, переделывали руководители греко-католической церкви, восстанавливал и реконструировал в XVIII веке митрополит Петр Могила. И все же внутренний вид Софии времени Ярослава – огромное пространство с мерцающим золотом мозаик, с цветным ковром фресок, расчлененных шиферными карнизами, блеск полированных каменных плит облицовки, глубокие тона красного пола с узором из смальты и белая мраморная алтарная преграда, которую позднее сменил иконостас, – можно представить и сейчас.
    Хуже сохранился внешний облик храма. Надстройка второго этажа над наружной галереей и закладка арочных проемов исказили первоначальную его композицию; штукатурка и орнаментальный декор XVII века нарушили цветовое и пластическое решение; сложной формы купола изменили силуэт храма.
    В настоящее время храм Киевской Софии принадлежит государству и в нем размещается музей. На рубеже XI-XII веков недалеко от храма Святой Софии был воздвигнут собор, посвященный архистратигу Михаилу, который вошел в историю русского народа под именем Златоверхий. Древнюю церковь постигнет трагическая участь – Михайловский собор, переживший все пожары и войны предшествующих веков, взорвут в тридцатые годы двадцатого столетья, чтобы освободить место для монумента, который так и не будет никогда построен. Остатки мозаик и фресок перенесут на хоры Святой Софии.
    Подобным образом решен и пятикупольный Софийский собор в Новгороде (1054 г.). Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроены вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей, появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры. Значительно позже — в XVII –XVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возникли прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на северной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другие существенные изменения в архитектурном облике храма.
    Нигде больше в русской Церкви на русской земле не сохранятся храмы, украшенные мозаикой из смальты и природного камня. Это останется только на Киевской земле, как отблеск Византийской Империи, подарившей Киевской Руси умение строить храмы и писать иконы. Все же молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей, стройным и умудренным был язык первых храмов и мозаик. Русскому искусству эпохи Средневековья суждено было стать новым воплощением Христианского искусства, по своему значению, равного Византийскому, насчитывавшего в XI веке уже шестое столетие своей истории.
    В XI в. в Киеве работали греческие мастера — строители и живописцы. По их замыслу возводились храмы и украшались мраморными плитами, мозаиками, фресками и иконами. В XII в. в Киев была привезена из Константинополя знаменитая икона Владимирской богоматери, один из лучших памятников византийской иконописи. Приезжие мастера нашли в Киеве иную общественную среду, чем та, что окружала двор византийского императора. Богатый жизненный опыт славян, их здоровое, жизнерадостное мироощущение воплотились и в художественных образах. Искусство утратило отпечаток мрачного аскетизма, свойственного византийскому искусству XI–XII вв.
    Среди городов обширного Киевского государства Киев был главным художественным центром. Только здесь развивалось тонкое искусство мозаики. Здесь же создаются великолепные образцы книжного (знаменитое «Остромирово евангелие», украшенное раскошными миниатюрами, 1056–1057) и декоративно-прикладного искусства. Влияние киевской художественной школы сказывается во всех русских городах.
    Преподобный Алипий Печерский, один из первых и лучших русских иконописев, постриженик преподобного Никона (память 23 марта), с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, с 1083 г. украшавших Печерскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Он был посвящен в сан иеромонаха и известен даром чудотворений еще при жизни: преподобный Алипий исцелил киевлянина, страдавшего проказой и гниением тела, помазав раны больного красками, приготовленными для писания икон. Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему в святом деле писания икон. Один киевлянин, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Когда сгорела построенная для икон церковь, все иконы остались целыми. Одну из этих икон (Успение Пресвятой Богородицы), получившую наименование Владимирская-Ростовская (празднование 15 августа), взял великий князь Владимир Мономах (1113-1125) для построенного им в Ростове храма.
    В другой раз Ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда преподобный Алипий лежал в предсмертной болезни. Тот же Ангел принял душу преподобного Алипия (скончался 17 августа не позже 1114 года). Он был погребен в Ближних пещерах (память Собора 28 сентября). У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последние пригнуты к ладони – в таком молитвенном осенении себя крестным знамением скончался преподобный. Одна из икон преподобного Алипия – Пресвятой Богородицы с Младенцем-Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее (именуемая Свенской, празднование 3 мая и 17 августа).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *