Сочинение на тему софья начертана не ясно

9 вариантов

  1. Среди всех произведений Александра Сергеевича Грибоедова не раз читатель сталкивался с теми шедеврами, которые способны рассказать нам о «наболевшем». Во многих своих работах автор высмеивает людские пороки и осуждает их глупость, жадность и алчность. На мой взгляд, именно «Горе от ума» наиболее яркое произведение среди остальных, в котором подробно разбираются различные конфликты и проблемы, актуальные и по сей день.
    Грибоедову удалось изобразить множество ярких и запоминающихся персонажей в комедии «Горе от ума», однако, стоит отметить, что, как и многие другие писатели Александр Сергеевич не обошел вниманием женские образы. Каждому читателю известно, что многие авторы всегда очень трепетно относились к изображению прекрасных дам, так и комедия Грибоедова не стала исключением.
    Для начала стоит сказать, что Александр Сергеевич создал далеко непростые образы, к примеру, Софья ее сложный характер, несомненно, вызывал множество споров среди критиков. Эта героиня сразу врезается в память каждого читателя, ведь ее образ противоречив и, кончено же, манящий. Среди многочисленных достоинств Софье, которым наделили ее Грибоедов можно упомянуть и острый ум, независимость и самостоятельность. Нам важно отметить, что для Софьи, так же как и для главного героя комедии – Чацкого, мнение фамусовского общества – безразлично: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…». Вспомните, как дерзко эта героиня бросает «вызов» не только общественному мнению, но и всем приличиям и правилам этикета, когда она решается на ночное свидание с Молчалиным.
    Софья бескорыстна, она оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним качествам. Фамусов хлопочет о выгодной партии для дочери: «желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Софья же не приемлет подобной морали: она хочет выйти замуж по любви. В ее натуре «прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба — Софья же и слышать не хочет «о подобном счастье»: «Он слова умного не выговорил сроду, — мне все равно, что за него, что в воду».
    Я предлагаю разобраться в истинном образе героини, для этого нужно проанализировав ее воспитание и жизненные обстоятельства.
    Можно предположить, что Софья, которая жила под присмотром мадам Розье, ведь ее отец был вдовцом, была «вольной пташкой» и пользовалась определенной свободой в доме. Мне кажется что и свою собственную судьбу девушка хочет выстроить на подобие романов, именно поэтому она и останавливает свой выбор на Молчалине.
    Но вспомните ночное свидание молодых людей, оно было каким-то неестественным, наигранным. Молчалин в этой сцене очень похож на «Ромео», однако он ведет себя не так, как обычно происходит в любовных романах, вопреки ожиданиям Софьи:
    Возьмет он руку, к сердцу жмет,
    Из глубины души вздохнет,
    Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
    Рука с рукой, и глаз с меня не сводит…
    Софья же со своим острым умом никак не вписывается в эту романтическую обстановку. И когда она впоследствии рассказывает об этом свидании Лизе, то вызывает у нее смех. Она вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал молодой француз. И эта история как бы предваряет дальнейшее развитие событий в комедии.
    Мне кажется, что основной мотив такого неестественного поведения Софьи связан с тем, что когда-то она была брошена Чацким. Откровенная обида слышится в словах Софьи: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?» Отсюда и злословие героини: «…не человек, змея», ее сплетня о сумасшествии Чацкого.
    Тогда возникает вопрос, почему же Софья не расскажет правду Чацкому и не прояснит всю ситуацию? Видимо «молчанием» она хотела отомстить своему обидчику, тем более Софья сама не уверена в своих чувствах именно поэтому она не называет свой «сентиментальный идеал именем Молчалина в разговоре с Чацким.
    Именно потому, что Софья не любит по-настоящему, она смогла так долго не обнаруживать своего присутствия в сцене с Молчалиным и Лизой. Поэтому она так горда и сдержанна:
    «Я с этих пор вас будто не знавала». Безусловно, здесь проявляется и самообладание героини, и сила ее характера, но чувствуется и отсутствие настоящей, глубокой любви. Софья в состоянии проанализировать свое положение, в определенном смысле ее радует такой исход:
    … Стойте, будьте рады,
    Таким образом, Софья — сложный объемный характер, противоречивый и неоднозначный, в изображении которого драматург следует принципам реализма.

  2. Екатерина
    Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума» как близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку… » В изображении характера Софьи Грибоедов отказался от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора; «Софья начертана неясно» . И только Гончаров в статье «Мильон терзаний» в 1878 году впервые Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума» как близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку… » В изображении характера Софьи Грибоедов отказался от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора; «Софья начертана неясно» . И только Гончаров в статье «Мильон терзаний» в 1878 году впервые оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.
    Софья — лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она, так же как и Чацкий, натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда рядом нет избранника — все мысли только о скорой встрече. В Софье воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Девушка прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку — Чацкому.
    Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин из ее слов) . Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит? » Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена — это один из самых драматичных моментов пьесы.
    И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от «молчалинского типа» . Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная, она гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:
    …будьте рады,
    Что при свиданиях со мной в ночной тиши
    Держались более вы робости во нраве,
    Чем даже днем, и при людях, и въяве; .
    В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
    Даже эта «кривизна души» , доставившая Софье такое страдание, пугает ее меньше, чем дерзость — определяющее качество Чацкого. Вся жизнь света построена на криводушии. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.
    Софья, безусловно, натура неординарная — страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие — вот почему поистине драматичен образ главной героини «Горя от ума» .

  3. «София начертана неясно»
    А. С. Пушкин
    Софья Павловна Фамусова — единственный персонаж из комедии «Горе от ума», который задуман и изображен приближенным к Чацкому. Автор о ней говорит так: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку… «. Изображая характер Софьи, писатель не стал применять фарс и сатиру. Грибоедов продемонстрировал женский характер, в котором есть много глубины и силы. Критика слишком долго не воспринимала образ Софьи. Сам Александр Сергеевич Пушкин отзывался об образе Фамусовой, как о неудачном: «Софья начертана неясно». И только Гончаров впервые в 1878 году в статье «Мильон терзаний» дал достойную оценку этому персонажу и его роли в комедии.
    Софья по сути своей не является персонажем социальной комедии, она скорее драматическое лицо из бытовой драмы. Подобно Чацкому, Софья представляет собой живущую настоящим, страстную натуру с сильным чувством. И хоть объект ее страсти убог и жалок, ситуация от этого не выглядит комичной, а скорее наоборот — драматической. Исполняя роль Софьи в спектаклях, актрисы интерпретируют ее как любовь. Самое главное в поведении, в образе Софьи — это любовь. Она разделила мир на две половины: в одной — Молчалин, в другой — все остальные. Если Молчалина нет рядом, то все мысли Софьи только о встрече с ним. Несмотря на то, что в ней бурлит вся сила первого чувства, ее любовь безрадостна и несвободна. Она прекрасно понимает, что отец никогда не примет ее избранника. Эта мысль очень отравляет ее жизнь, но вместе с тем Софья готова к отчаянной борьбе. Она не в силах держать свои чувства…
    взаперти, ей хочется поделиться своими переживаниями хоть с кем-то. Вначале она доверяется служанке Лизе, а потом и вовсе неподходящему человеку — Чацкому.
    Чувства Софьи начисто лишают ее способности здраво мыслить: «Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?». Но ее выбор не подразумевает ни предопределенности, ни свободы. Молчалин видится Софье мягким, безропотным, тихим человеком, и, такого удобного, она выбрала и полюбила. Девушке кажется, что она относится к нему здраво и критически:
    «Конечно, нет в нем этого ума,
    Что гений для иных, а для иных чума,
    Который скор, блестящ и скоро опротивит…
    Да эдакий ли ум семейство осчастливит?».
    Свой выбор она считает практичным. Но когда, в конце произведения, она становится невольной свидетельницей, когда Молчалин «ухаживает» за Лизой, Софья ошеломлена, поражена в самое сердце, оглушена. Это был один из самых драматических эпизодов пьесы.
    Жаль, что увидев Молчалина в истинном свете, отказавшись от него, она не поменяла своего отношения к «молчалинскому типу». После разрыва с Молчалиным, она, оскорбленная, униженная, прогоняет его от себя. Но в тоже время ее пугает гораздо больше дерзость, которая есть главным качеством Чацкого, чем «кривизна души», от которой она претерпела столько страданий. Слишком криводушна жизнь света, но это общество не принимает дерзости. Разочаровавшись в Молчалине, Софья все равно ценит его робость. И это говорит о том, что вряд ли и следующий избранник Софьи будет лучше, чем Молчалин.
    Образ Софьи изображен неординарным: страстным, самоотверженным, глубоким. Но, несмотря на ее хорошие качества, жизнь наделила ее непростой судьбой, сложным душевным поиском, что и сделало образ главной героини безмерно драматичным.

  4. Образ Софьи считается самым сложным в комедии Грибоедова. Толкование ее характера, выявление мотивировок поведения — все это вызывало многочисленные споры критиков..
    Образ Софьи, как отмечал Белинский, крайне противоречив. Она наделена многими достоинствами: живым умом, волей, независимостью и самостоятельностью суждении, «энергией характера». Софья не дорожит мнением фамусовского общества: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…» Пренебрегая светским этикетом, она решается на ночное свидание с Молчалиным. В этом эпизоде Б. Голлер видел «вызов», бунт против лицемерных нравственных понятий фамусовского общества. «Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом. Или удаление от общества», — писал критик.
    Поведение Софьи естественно: она не может скрыть своих чувств, увидев падение Молчалина с лошади. «Боюсь, что выдержать притворства не сумею», — замечает она Алексею Степановичу. В какой-то степени героиня «естественна» и с Чацким: она искренне злится в ответ на его остроты. Вместе с тем, Софья искусно лжет отцу, скрывая от него свои отношения с Молчалиным.
    Софья бескорыстна, она оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним качествам. Фамусов хлопочет о выгодной партии для дочери: «желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Софья же не приемлет подобной морали: она хочет выйти замуж по любви. В ее натуре «прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба — Софья же и слышать не хочет «о подобном счастье»: «Он слова умного не выговорил сроду, — мне все равно, что за него, что в воду».
    Софья достаточно проницательна: она верно оценивает Скалозуба, прекрасно видит пошлость и пустоту людей, вхожих в дом Фамусова. Однако она не может «разглядеть» «истинное лицо» Молчалина.
    Каковы же мотивы поступков Софьи? Образ этот вызывал наибольшее количество споров в критике. Еще Пушкин писал, что Софья «начертана неясно». Гончаров считал, что Софья испытывает сильное влияние окружающей ее среды:
    «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Белинский же, считая нереальным противоречивый характер героини, писал, что Софья — «не действительное лицо, а призрак».
    Попробуем разобраться в том, какова же героиня Грибоедова на самом деле, проанализировав ее воспитание и жизненные обстоятельства.
    Фамусов — вдовец; Софья, выросшая под присмотром мадам Розье, очевидно, пользовалась в доме определенной свободой. Подобно пушкинской Татьяне, она мечтательна, любит сентиментальные романы со счастливым концом, где один из героев беден, но обладает целым рядом достоинств. Именно таким героем, по мнению Софьи, является Молчалин: «уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких…». Софья, подобно Татьяне Лариной, любит в избраннике не конкретного человека, а свой высокий идеал, почерпнутый из книг. Как замечает С. А. Фомичев, «Софья пытается устроить свою судьбу по моделям чувствительных, сентиментальных романов».
    И уже этот «внешний фактор» в выборе героини настораживает. Настораживает и поведение Софьи. Любимому человеку очень трудно давать характеристику, а Софья с легкостью обрисовывает характер Молчалина, не забывая добавить, что «нет в нем этого ума, …который скор, блестящ и скоро опротивит». Как замечает Н. К. Пиксанов, героиня слишком рассудочна, рациональна, благоразумна в своей любви, способна на тонкий расчет, на хитрость. Однако по природе своей. Софья темпераментна, своенравна.
    Само ночное свидание героев выглядит неестественно. И неестественна здесь прежде всего Софья. Молчалин здесь играет роль «Ромео», в соответствии со своими собственными представлениями о поведении влюбленного. В отличие от Софьи, Алексей Степанович вряд ли когда-либо увлекался чтением сентиментальных романов. Поэтому он ведет себя так, как ему подсказывает интуиция:
    Возьмет он руку, к сердцу жмет,
    Из глубины души вздохнет,
    Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
    Рука с рукой, и глаз с меня не сводит…
    Впрочем, поведение Молчалина в этой сцене вполне соответствует его имиджу и характеру. Софью же, с ее ироничным умом, язвительностью, сильным характером, здесь представить трудно. Чувствительная сцена эта — не что иное, как романтическое клише, где позируют оба «влюбленных», с той лишь разницей, что Софья не осознает неестественности своего поведения, Молчалин же — прекрасно понимает.
    Рассказ героини о ночном свидании вызывает смех Лизы, которая в этой сцене кажется воплощением здравого смысла. Она вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал молодой француз. И эта история как бы предваряет дальнейшее развитие событий в комедии.
    Чацкий выдвигает собственную версию выбора Софьей Молчалина. Он считает, что идеал героини — «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей». В финале комедии, узнав правду о выборе Софьи, он становится едок и язвителен:
    Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.
    Себя крушить, и для чего!
    Подумайте, всегда вы можете его
    Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
    Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
    Высокий идеал московских всех мужей.
    Это обвинение Чацкого в высшей степени несправедливо. Софья — натура незаурядная, глубокая, во многом отличающаяся от людей фамусовского круга. Ее нельзя приравнивать к Наталье Дмитриевне Горич. Застав Молчалина с Лизой, Софья оскорблена в своих чувствах, и примирение с Молчалиным для нее невозможно. Да и не нужен ей «высокий идеал московских всех мужей», ей нужна истинная любовь.
    Основным же мотивом поведения Софьи является обида на некогда оставившего ее Чацкого. Именно так рассматривает ситуацию в комедии Грибоедова Изабелла Гриневская в своей работе «Оклеветанная девушка». Недаром Молчалин наделен качествами, прямо противоположными характеру Чацкого: Алексей Степанович во всем умерен, аккуратен, тих, безмолвен, «не богат словами», нет в нем «этого ума, что гений для иных, а для иных чума…», «чужих и вкривь и вкось не рубит». Откровенная обида слышится в словах Софьи: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?» Отсюда и злословие героини: «…не человек, змея», ее сплетня о сумасшествии Чацкого.
    Мы задумываемся, почему Софья не хочет рассказать Чацкому правду о своих чувствах к Молчалину, однако причины этого просты: она держит поклонника в неведении, подсознательно желая отомстить ему. Софья не может простить Чацкому его отъезда, его «трехлетнего молчания». Кроме того, героиня и сама, видимо, не верит в «силу своих чувств»: именно поэтому она не называет свой «сентиментальный идеал» («уступчив, скромен, тих») именем Молчалина в разговоре с Чацким. Жива ли в душе Софьи ее привязанность к Чацкому? Думается, мы не можем найти ответ на этот вопрос в тексте комедии. Но обида и, как следствие, неприязнь Софьи — это прослеживается четко и определенно.
    Таким образом, мотивы поведения героини очень сложны. В них угадывается многое: обида, жалость (Софья сочувствует Молчалину, зная «сердитый нрав» отца), «покровительство, любопытство молодого чувства к первому интимному сближению с мужчиной, романтизм, пикантность домашней интриги…». Молчалин же, как таковой, на самом деле героиню не интересует. Она лишь думает, что любит его. Как замечает Васильев, «под влиянием книг Молчалин возбудил в сердце Софьи совершенно самостоятельный, оригинальный роман, бывший слишком сложным, чтобы привести к страсти». Поэтому Чацкий недалек от истины, когда он не верит в чувства Софьи к Молчалину. Здесь не психологическая слепота героя, а, скорее, его интуитивное прозрение.
    Именно потому, что Софья не любит по-настоящему, она смогла так долго не обнаруживать своего присутствия в сцене с Молчалиным и Лизой. Поэтому она так горда и сдержанна: «Я с этих пор вас будто не знавала». Безусловно, здесь проявляется и самообладание героини, и сила ее характера, но чувствуется и отсутствие настоящей, глубокой любви. Софья в состоянии проанализировать свое положение, в определенном смысле ее радует такой исход:
    … Стойте, будьте рады,
    Что при свиданиях со мной в ночной тиши Держались более вы робости во нраве, Чем даже днем, и при людях, и в яве; В вас меньше дерзости, чем кривизны души. Сама довольна тем, что ночью все узнала, Нет укоряющих свидетелей в глазах…
    Таким образом, Софья — сложный объемный характер, противоречивый и неоднозначный, в изображении которого драматург следует принципам реализма.

  5. В комедии ??Горе от ума?? Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: ??Девушка сама ?? глупая, предпочитает дурака умному человеку…??. Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье ??не везло?? в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; ??Софья начертана неясно??. И только лишь в 1878 году Гончаров в своей статье ??Мильон терзаний?? впервые по достоинству оценил ?тот персонаж и ??? роль в произведении.
    Софья представляет собой лицо драматическое, она персонаж ?? социальнои? комедии, а бытовой драмы. Как и Чацкий, Софья натура страстная, живущая настоящим и сильным чувством.
    Понятие и виды, 2018.
    И то, что предмет её страсти жалок и убог, ?? делает ситуацию комичнои?, а наоборот, углубляет её драматизм. В роли Софьи в лучших спектаклях актрисы играют любовь. Именно любовь в ней самое главное, именно она формирует линию поведения Софьи. Мир для нее разделен надвое: Молчалин и остальные. Когда избранника рядом нет— все мысли только лишь о скором свидании. В героине воплощена сила первого чувства, и в то же время её любовь несвободна и безрадостна. Девушка прекрасно осознает, что её избранника отец никогда ?? примет. Мысль об ?том безумно омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Её душу настолько лишь переполняют чувства, что она делится переживаниями о своей любви с совершенно случайными людьми: сначала служанка Лиза, а затем и вовсе самый неподходящий человек — Чацкий.
    Софья настолько лишь влюблена и удручена, что она попросту лишается возможности здраво мыслить: ??Да что мне до кого? До них? До всей вселеннои???? Но в выборе её нет ни свободы, ни предопределенности. Она выбрала, полюбила человека удобного: тихого, безропотного и мягкого (таким видится Молчалин Софье). Героиня относится к нему, как ей кажется, критически и здраво: ??Конечно, нет в нем ?того ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит??? Софье кажется, что она поступила практично. Но в конце произведения, когда она становится свидетельницей ??ухаживания?? Молчалина за Лизой, Софья уничтожена, поражена в самое сердце. Данный момент – один из наиболее драматичных моментов пьесы.
    Как ?то ни печально, отказавшись от Молчалина, героиня ?? откажется от ??молчалинского типа??. Вспомните сцену разрыва Софьи и Молчалина. Униженная, оскорбленная, она гонит недостойного возлюбленного от себя. ??Кривизна души??, которая доставила Софье столько лишь страданий, пугает её намного меньше, чем дерзость — главное качество Чацкого. Жизнь света основана на криводушии. Но ??? дерзости свет ?? примет. Испытав разочарование в Молчалине, Софья ?? перестает ценить ??? робость. А ?то и есть залог того, что следующий избранник Софьи будет немногим лучше Молчалина.
    Безусловно, Софья, натура неординарная — глубокая, самоотверженная, страстная. Но все её лучшие качества получили страшное развитие, по?тому образ главнои? героини пьесы ??Горя от ума?? поистине драматичен.

  6. [НАЗАД к списку]
    Сочинение
    Тема: “Софья начертана неясно” А. С. Пушкин
    «Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и реализма. В произведении “Горе от ума” описывается светское общество времен крепостного права и показывается жизнь 1810—1820-х годов.
    «Горе от ума» — представляет собой комедию, в которой высмеивается аристократическое московское общество первой половины XIX века. Произведение стало настолько популярным, что его, буквально, разобрали на цитаты.
    Читая произведение, можно сразу заметить одну миловидную, и на первый взгляд добросердечную девушку. Впервые встречаем мы ее в самом начале произведения. Я думаю, читатель уже догадался, что речь идет о Софье Фамусовой.
    Фамусова Софья Павловна, на мой взгляд, наиболее сложный и противоречивый герой в комедии, и к нему я больше всего затрудняюсь выразить свое отношение. Это умная романтичная девушка, воспитанная на французских романах, как и многие дамы тех времен. Нетрудно догадаться, что девушка, одурманенная французскими произведениями, переполненными любовью, сама отдастся романтическим мечтам о беззаветной любви.
    Поначалу Софья была влюблена в Александра Андреевича, но с течением времени все изменилось. К моменту приезда Чацкого в Москву Софья была безвозвратно влюблена в секретаря своего отца, Молчалина. Молчалин представляется ей скромным, умным, нежным и робко любящим. Но мы-то знаем, что он не такой, а Софья ослеплена чувством и готова на многое ради него.
    На балу в доме Фамусовых можно наблюдать очень интересную картину. Софья зачем-то начинает распространять среди гостей слух о том, что Чацкий сумасшедший. Слух легко переходит от одного гостя к другому, ведь каждый на балу считает Чацкого слишком умным (но мы же знаем, что такое неуважение проявляется к нему из-за того, что он говорит правду в лицо). Софья сделала это потому, что она видит в своём возлюбленном то, что тот бы хотел скрыть.
    Искренней любовью Софья может кому-то понравиться, а кому-то и нет. А ее заблуждения — это не ее вина, а “фамусовского” общества, в котором она воспитывалась.
    Наша героиня умна, наблюдательна, но любовь к Молчалину, одновременно ставит ее в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина. Ее похвалы Молчалину («Целый день играет!», «Молчит, когда его бранят!») дают совершенно противоположный эффект: Чацкий отказывается понимать все сказанное Софьей и приходит к выводу, что «она его не уважает».
    В финале комедии, когда Софья становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, для нее открывается истинная сущность ее возлюбленного. “Идеальный” Молчалин ведет себя так низко, так подло в сцене с Лизой, что героиня Софья не выдерживает и прогоняет Молчалина из дому.
    Прочитав произведение, я не раз задавался вопросом, почему же Софья выбрала Молчалина, а не Чацкого. Казалось бы, два совершенно разных образа. У каждого есть свои достоинства и недостатки. Однако Чацкий намного образованнее и, как мне кажется, мудрее Молчалина. Он не подлизывается к каждому встречному для того, чтобы получить для себя выгоду. Чацкий говорит только осмысленные, толковые вещи. Софью, конечно же, можно понять. Ведь Чацкий пропал на три года, уехал невесть куда и не прислал ни одной весточки. А потом возьми и свались на голову Софьи, мол, “Прости Софьюшка, что так получилось, но не хотела бы ты снова полюбить меня? ”. Конечно же, это только мое личное мнение, и я никому его не навязываю.
    С другой стороны, читая комедию можно пронаблюдать, что абсолютно у всех женщин из рода Фамусовых сложилась похожая судьба. Все женщины из этого рода имеют влиятельных мужей, которые обеспечивают им неплохое состояние, почтение окружающих. Казалось бы, Софья должна следовать примеру, но в произведении мы наглядно видим, что она без ума от Молчалина. Молчалин не имеет большого достатка, высоких чинов, он покорил Софью своей покладистостью, преданностью и “искренним” и “любящим” взглядом в глаза. Любая женщина сможет легко повестись на такое уважительное отношение.
    Чацкий за те три года, что он пропадал, стал намного образованнее, чем Софья. Его воспитанность не позволяет ему во всём потакать любимой женщине.
    Исходя из этих принципов, можно легко понять, что Софье Чацкий не подходит, а вот Молчалин — идеал! Ей необходим муж, который будет во всем ей потакать и не возникать. Хоть Софья и выгнала Молчалина, но, возможно, в будущем очередного кавалера она будет подбирать по таким же нравам.
    Образ Софьи глубоко трагичен. Ее душа искажена окружающим её обществом. Несмотря ни на что, Софья — самая привлекательная фигура из всех “фамусовских”, и я больше склоняюсь к мысли, что она на самом деле жертва, чем гонитель всего светлого. Надеюсь, это так и есть.

  7. Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…” В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: ” Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “мильоне терзаний” в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.
    Софья — лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она — так же как и ее антагонист Чацкий — натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) — это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника — все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле — вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку — Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: “Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?” Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена — это один из самых драматичных моментов всей пьесы.

  8. В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.
    Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.
    Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.
    Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

    Выводы

    Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.
    Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.
    Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.
    Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *