Сочинение на тему сохранения природного наследия

12 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Проснись и пой

    Текст из ЕГЭ

    (1) Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая — куда, не замечая подъёма. (2) И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3) И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4) Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой -то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под не начатое строительство. (5) А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь.
    (6) Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7) Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и заваленным слежавшимся щебнем.
    (8) Да! (9) Да! (10) Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11) Он оглянулся. (12) Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под моста дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14) Её нет. (15) Или эти груды камня — от колокольни? (16) Яконову стало горячо в глазах. (17) Он зажмурился, тихо сел. (18) На каменные обломки, завалившие паперть.
    (19) Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20) Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании: — (21) Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве? (22) И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (23) Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24) И тут же, в углу ограды, рос старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной. — (25) Вот эта церковь,— сказала Агния. — (26) Но не самое красивое место в Москве. — (27) А подожди. (28) Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот — (29) Так смотри! (30)
    Антон ахнул. (31) Они как будто сразу вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33) Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34) И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце. -(35) Да! (36) Это — Москва! — захваченно произнёс Антон. — (37) Но она — уходит, Антон, -пропела Агния. — Москва — уходит!.. — (38)Куда она там уходит? (39) Фантазия. — (40) Эту церковь снесут, Антон,— твердила своё Агния. — (41) Откуда ты знаешь? — рассердился Антон.— (42) Это художественный памятник, его всё равно оставят. (43) Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой, к колоколам, заглядывали ветки дуба. — (44) Снесут! — уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали. (45) Яконов очнулся. (46) Да, … разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47) Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48) Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями…
    (по тексту А.И. Солженицына)

    Вступление

    Сохранить прошлое, выраженное в памятниках, старинных зданиях, произведениях искусства, наша основная задача. Это важно сделать ради будущих поколений, которые имеют право не только знать, что происходило раньше, но и иметь возможность ощутить прошлое материально.
    К сожалению, часто во имя каких-то бытовых нужд исторические памятники и памятники культуры не реставрируются, разрушаются, сносятся, а на их месте выстраиваются современные торговые центры.

    Проблема

    Проблему сохранения культурного наследия поднимает А.И. Солженицын на примере утраты старинной церкви, которая имела большую культурную значимость, при этом много значила лично для героя текста Яконова.

  2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная  школа села Соколовка муниципального района имени Лазо Хабаровского края
    Школьный конкурс эссе «Славные страницы истории моей малой Родины: связь поколений», посвящённый 75-летию со дня образования
    Хабаровского края
    Эссе (сочинение) на тему:
    «Проблема сохранения культурного наследия
    Ю. А. Гагарина в Хабаровском крае»
    Выполнила:  Кононова Виктория, ученица  8  класса, 14 лет
    Проверила: Кононова Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
    2013 г.
    Я с детства увлекаюсь темой космоса. 45 лет назад погиб Ю.А. Гагарин (1934-1968), первый космонавт Земли. А недавно я узнала, что    Хабаровский цирк  находится в парке, который носит имя Ю.А. Гагарина. Но почему в нём так мрачно и грустно? Почему нет и следа пребывания первого лётчика-космонавта мира на территории парка? Вопросов много. Ответы надо искать в проблеме сохранения культурного наследия нашей страны. Это глубоко нравственная проблема. А надо ли сохранять памятники истории и культуры, а главное – зачем?
    Памятники истории и культуры – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. История нашей страны, к сожалению, знает сотни примеров безвозвратной потери уникальных памятников культуры и архитектуры.
    Огорчает, что современное поколение детей не знает истории космоса, плохо знает историю края, а значит, и историю своей страны. Я уверена, что общество, школа и каждый человек в отдельности должен прикладывать особые усилия, чтобы сохранить память для последующих поколений. Памятники истории составляют культурное наследие нашей страны, нельзя забывать о них. Памятники природы, истории и культуры  края составляют весомую долю в культурном и природном наследии России, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие  страны. Российский народ и государство несут ответственность  за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям. Ведь так хочется, чтобы отец с гордость рассказывал и показывал сыну страницы истории, связанные со страной, людьми, событиями.
    На территории нашего края сконцентрировано несколько ценных памятников истории и культуры, связанных с именем Ю.А. Гагарина. Многие из этих объектов поистине уникальны, однако, не все они находятся в хорошем состоянии.
    Многих жителей Хабаровского края, в том числе и меня, волнует судьба памятных мест, связанных с пребыванием  первого летчика-космонавта, героя Советского союза Ю. А. Гагарина в Хабаровском крае. Я знаю точно, что есть даже энтузиасты, которые сами пытаются охранять и заботиться об этих достопримечательностях. Но комплексная реконструкция, в чем срочно нуждаются эти объекты, людям не под силу.
    В 1968 г. Ю. А. Гагарин и комсомольцы того времени   заложили памятное письмо молодому  поколению 2018 года в  нишу в городе Комсомольске  – на Амуре на проспекте  Мира. Очень радует, что эта ниша сохранилась, и торжественное открытие обязательно состоится. Это свидетельствует о том, что жители нашего края  неравнодушны к истории страны.
    Космос-это новая эпоха в развитии человечества. Имя Ю.А. Гагарина известно всему миру, именно он совершил первый  в мире космический рейс на корабле-спутнике «Восток». Полёт советского лётчика потряс  человечество. Гагарин-герой. Героями являются многие и многие учёные, конструкторы, инженеры, рабочие, врачи. Благодаря их усилиям Гагарин покорил космос.   В Пекине и Праге, в Нью-Йорке и Париже, в Варшаве и Бухаресте, в Риме и Гаване – миллионы и миллионы людей во всём мире слушали голос Москвы. Редакции крупнейших газет ради сенсации №1 готовили экстренные выпуски, радиокомпании вели специальные передачи. Мне приятно,  и я очень горжусь, что именно русский лётчик-космонавт впервые преодолел земное притяжение.
    Как можно забыть эти страницы истории? К сожалению, к настоящему времени значительная часть памятников  находится под угрозой уничтожения или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разрушительных воздействий природных процессов.
    В начале 1990-х годов парк имени Гагарина оказался в запустении, развалился забор, были уничтожены деревья. Сохранился лишь один памятный знак – ракета, стремящаяся в необъятную высь. Да и той вскоре не стало. Глядя на зеленый массив за разваленным забором, можно было сказать, что парк надо создавать заново. Мэрия города  уступила заброшенную территорию коммерсанту, который вознамерился превратить парк в автостоянку. Протест горожан был услышан краевой администрацией, и здесь построили  цирк. Строительство цирка позволило облагородить лишь часть Гагаринского парка. И все это не может сравниться с тем, что было…
    Когда-то на этом месте  было болото, а большая часть Индустриального района была тогда занята огородами, которые предоставлялись рабочим строящихся заводов. В то время жизнь здесь кипела. Активно возводились предприятия, дома, школы, детсады. Численность жителей района тогда выросла почти вдвое. Отсюда возникла потребность в создании мест культурного отдыха. Был составлен план  будущего парка, определивший и его границы. В строительстве были задействованы все. Рабочие и жители Индустриального района сажали деревья. Школьники близлежащих школ ухаживали за молодыми саженцами. По словам моего деда, парк создавался с большой любовью, ни один из саженцев не пропал. По проекту, в парке предполагалось создание нескольких аллей из ясеня, лунки для которых выкопали накануне осенью, а посадка началась уже в марте, в мерзлый еще грунт.        Зеленый массив был назван «Парком культуры и отдыха Индустриального района города Хабаровска». Полет Юрия Гагарина в космос внес свои коррективы в историю объекта.         В 1962 году по приглашению общества дружбы «Япония – СССР», по пути в Японию в Хабаровске остановился первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. Пребывание в Хабаровском крае Гагарина Ю.А. очень памятное событие. 20 мая 1962 года, навсегда осталось  в памяти хабаровчан. Тысячи жителей города, в том числе и мой дед с лозунгами, транспарантами и цветами встречали Юрия Алексеевича. Во время пребывания в Хабаровском крае Гагарин Юрий Алексеевич посадил лиственницу Курильскую. После посещения Японии, 29 мая того же года, Гагарин вновь остановился в Хабаровске. По пути из аэропорта героя космоса тепло приветствовали тысячи хабаровчан. Во время пребывания в Хабаровске он побывал на новостройках города, в городском парке, который жители города стали называть парком Гагарина.
    Работы по реконструкции парка должны были  начаться в 2013 году. Сейчас это особо охраняемая природная территория абсолютно не приспособлена для отдыха горожан. Представляют серьезную угрозу старые деревья.  Неприкосновенной, несмотря на солидный возраст, останется лиственница, которую в 1962 году посадил Юрий Гагарин.  Территория парка больше напоминает свалку. Наводить красоту в парке имени Гагарина будут сотрудники одного из предприятий по санитарной очистке земельных территорий. После того, как спилят старые деревья, начнется реконструкция парка. Необходимо восстановить сеть дорог и тропинок, обустроить ливневую канализацию. Лишняя вода может навредить деревьям и кустам. Их на этой природной территории десятки видов: клен, ясень, ива, сосны, и даже малина с боярышником. Кроме того,  мэрия намерена присвоить легендарному дереву, которое собственноручно посадил Юрий Гагарин, мемориальный статус. К сожалению, строительные работы до сих пор не начались.
    В результате конкурса среди ведущих проектных организаций Хабаровска, который объявили в прошлом году в департаменте архитектуры, строительства и землепользования определили четыре проекта реконструкции парка Гагарина. В течение месяца читатели РИА AmurMedia  голосовали за понравившийся проект и вносили свои предложения. Активность Интернет-сообщества оказалась весьма велика. В своих предложениях хабаровчане делали упор на то, чтобы в парке был сохранен максимум зеленой зоны и, непременно, дерево, посаженное 50 лет назад самим Юрием Гагариным во время его визита в Хабаровск. Обязательное появление в парке памятника Гагарину было поддержано Интернет-сообществом единогласно.  Я считаю, что всё это говорит об активной гражданской позиции жителей края, а значит,  проблема сохранения культурного наследия будет решена.  Ярким примером сохранения культурного наследия памятников, связанных с именем Ю. А. Гагарина, является полная реконструкция и торжественное открытие памятника первому лётчику-космонавту на территории КГБОУ ДОД «Хабаровский краевой центр внешкольной работы «Созвездие» в районе имени Лазо Хабаровского края в августе 2011 года. Я лично присутствовала на этом  мероприятии и испытала огромное чувство гордости за то, что именно наш советский, русский человек покорил космос.
    Считаю, что культурное наследие Хабаровского края, связанное с именем Ю.А. Гагариным,  надо возрождать и сохранять,  и тогда каждый человек будет гордиться своей страной, краем, городом, и молодое поколение будет  говорить: «Я – гражданин России, я – дальневосточник».

  3. Сохранением культурного наследия называется сознательная забота о ныне существующем культурном достоянии с целью его сохранения на будущее. Каждый исторический город любой страны и любого региона мира обладает своим уникальным культурным наследием. Однако это бесценное богатство является достоянием не только соответствующей страны и нации, но и всего человечества.
    Большое число объектов культурного наследия разрушается от времени или в результате деятельности человека, и почти все они требуют защиты.
    Культурное достояние является отражением человеческого опыта, постепенно сформировавшегося в течение многих веков.
    При отсутствии всех необходимых видов точных, надежных и достоверных данных, документов, фактов и свидетельств прошлого мы не сможем ни решить современные проблемы, ни обеспечить стабильное будущее.
    Все разрушенные свидетельства прошлого должны считаться утраченными ценными знаниями. Поэтому мы несем большую ответственность за культурное и природное наследие, которые должны считаться сокровищем и источником информации. И мы обязательно должны научиться способам прочтения, интерпретации, сохранения и передачи этой информации будущим поколениям.
    Передача культурного наследия будущим поколениям не может быть гарантирована, так как этому процессу угрожают время, природные катастрофы, спровоцированные человеком конфликты, похищение, нелегальная торговля и разграбление.
    Поэтому охрана и сохранение культурного наследия для будущих поколений людей представляют собой моральную необходимость, которая должна быть подкреплена целым рядом нормативных инструментов и ответственным подходом всех государств. При этом культурное многообразие того или иного региона мира является необходимым условием для борьбы с бедностью и осуществления его устойчивого развития.
    Так, например, уникальное сочетание благоприятного климата и богатой, многообразной культуры делают регион Средиземноморья одним из самых популярных центров мирового туризма. Согласно оценкам, ежегодно его посещает около 200 миллионов отпускников со всего мира.
    В древности Средиземное море было важным торгово-транспортным путём, который обеспечивал возможность торговли и культурного обмена между населявшими его бассейн народами, такими как народы Месопотамии, египтяне, финикийцы, карфагеняне, иберы, древние греки, македонцы, фракийцы, левантинцы, галлы, древние римляне, арабы, берберы, евреи, славяне и турки. История средиземноморского региона особенно важна для понимания происхождения и развития множества современных обществ.
    Многочисленные высокоразвитые культуры, например, культуры древнегреческих городов-государств, Римской империи, Византийской, или Восточной Римской, империи, Арабского халифата и Османской империи, доминировали в Средиземноморье и оставили после себя чрезвычайно важное культурное наследие.
    Сохранение культурного наследия является исключительно сложной задачей, требующей междисциплинарного подхода. Накопленный в этой сфере опыт показывает, что многие вопросы, такие как:

  4. Для чего мы живем на свете? В чем смысл человеческой жизни? Какой след оставим мы на Земле? Как часто мы задаем себе эти вопросы. Но, пытаясь ответить на них, думаем прежде всего о профессии, о работе, о достижениях в области науки и техники. Мы думаем также о своих близких, о друзьях, о пользе, которую можем принести обществу, о помощи, которую можем оказать родным, знакомым или просто посторонним людям. Мы знаем, что все это — наш вклад в развитие и благополучие человечества. Но задумываемся ли мы, что принести пользу человечеству, заботясь только о благе человека, невозможно? Потому что сам человек — ничто без окружающего его мира живой и неживой природы. Мы никогда не сможем спасти человечество, не стараясь сохранить природные ресурсы и богатства.
    Природа — животные и растения, птицы, благоухающие травы и цветы, воздух, которым мы дышим, голубое небо над головой с пушистыми белыми облаками, необъятные океанские просторы, хрустальные горные реки, мир красок, запахов и звуков и неисчерпаемые недра Матери-Земли, обеспечивающие нашу жизнедеятельность,
    — все это существует, существовало всегда и, как нам кажется, будет существовать вечно. Но мы жестоко ошибаемся, думая так.
    «Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, — говорил писатель В. Белов, — поем ей гимны и славословим. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение».
    Природа была и остается единственным и бессменным источником наших материальных и духовных благ. Пользуясь этим источником, человек даже думать не хотел, что он когда-то будет исчерпан. Возомнив себя царем природы, человек веками эксплуатировал ее: вначале выжигал, а потом беспощадно вырубал огромные лесные массивы, осушал реки, искусственно менял их русла, распахивал огромные просторы, массово истреблял диких животных.
    С развитием научно-технического прогресса этот процесс усугубился: живая природа не только планомерно уничтожается, она умирает от загрязнения. Последствия бездумной деятельности человека ужасны, и самый большой вред всему живому на планете нанес XX век. Ежегодно из недр Земли добывают миллиарды тонн руд металлов, топливных полезных ископаемых, производят миллионы тонн не присущих природе синтетических материалов, вывозят на поля миллионы тонн различных ядохимикатов. Загрязняется атмосфера, меняется состав и свойства природных вод, меняется рельеф, деградируют почвы, гибнут растения и животные.
    Непоправимый вред природной среде нанесла катастрофа в Украине на Чернобыльской АЭС. Пострадали все компоненты природного комплекса. И это, к сожалению, далеко не единственный пример. Недостаточное экологическое воспитание людей и, как результат, их безразличное отношение к природоохранным проблемам привело к тому, что современная экологическая обстановка стала крайне опасной. К счастью, в последнее время люди начали осознавать угрозу, которую несет нам гибель природы. Начали осознавать, что своими действиями, часто бездумными и безответственными, мы сами губим ту красоту и богатство, которыми обладаем, которыми восхищаемся и которыми хотим любоваться каждый день.
    М. М. Пришвин, тонко чувствовавший природу и так красиво и проникновенно писавший о ней, сказал когда-то: «Многие любуются природой, но не многие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». А ведь только тогда, когда человек всем сердцем ощутит свое родство с окружающим миром, он сможет понять его, увидеть его проблемы, опасность, которая ему угрожает. И только тогда почувствует потребность, острую необходимость предотвратить эту опасность. Каждый из нас способен принести настоящую пользу человечеству, внести свой вклад в развитие и процветание общества, в дело сохранения окружающей среды, если он обладает открытой, чистой душой, отзывчивым, чутким сердцем, светлыми мыслями, искренними чувствами. А таким может быть только тот, в чьем сердце живет любовь к окружающему нас миру природы.
    «Кто не любит природы, тот не любит и человека», — считал Ф. М. Достоевский. А тот, кто не любит людей, не может сделать ничего полезного для общества, не может внести свой вклад в сохранение человечества. Подтверждение этих мыслей мы находим в произведениях таких великих прозаиков и поэтов, как Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. М. Пришвин, А. И. Куприн, К. Г. Паустовский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. А. Бунин, В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, Ф. А. Абрамов и многие другие. Виктор Астафьев, признанный мастер, знающий и чувствующий природу, в повести «Царь-рыба» преподносит нам настоящий урок доброты, человечности, любви к родной земле и ее природе. Противопоставляя две общности людей (в одной — те, кто хищнически истребляет природу, в другой — ее друзья и Защитники), писатель говорит, что всякое насилие над природой грозит человеку гибелью, и призывает к соблюдению разумного равновесия между человеком и окружающим его миром.
    Чингиз Айтматов в романе « Плаха» говорит, что человек — единственное на Земле разумное существо, и разум его должен выражаться в бережном, заботливом отношении к природе. Писатель предупреждает: бессмысленное уничтожение живой природы грозит процветанию самого человечества. Заняв по отношению к природе положение царя, человек приобретает в ее лице врага, а такая позиция чревата трагедией: рано или поздно природа начинает мстить.
    Проблему взаимоотношений человека и природы затрагивают в своих произведениях и другие наши современники. Все они утверждают одну главную мысль: только из общения с природой человек может вынести максимум света, чистоты, искренности — всего того, что делает его смелым, решительным, мужественным, дарит ему силы и желание что-то изменить в нашей современной жизни, сделать ее лучше, прекраснее. Но природа делает совершеннее не только отдельно взятого человека, она также является связующим звеном между людьми.
    Можно много и долго говорить о взаимоотношениях человека и природы, но главное заключается в том, что природа — это наше прошлое, наше настоящее и наше будущее. Как же ошибается тот, кто считает, что высшее достижение человечества в том, что мы сумели покорить природу, подчинить ее себе, своим желаниям и потребностям! На самом деле здесь совершенно нечем гордиться: покорив природу, мы нарушили ее гармонию, мы сами разорвали звено, связывающее нас с другими людьми. Более того, мы разорвали звено, которое связывает нас со своим собственным внутренним миром.
    Если исчезнет гармония в природе, исчезнет и гармония в мире людей. И даже оставшись один на один с самим собой, человек не сможет ощутить счастья, не сможет испытать удовлетворения собственной жизнью. Куда же идет такое общество? Оно неудержимо движется к собственной гибели!
    Получив в свои руки новейшие достижения науки и техники, человечество сделает все, чтобы направить на свое собственное уничтожение те силы природы, которые сумело открыть и покорить!
    Но у нас еще есть возможность, есть шанс сохранить себя, сохранить человечество, если мы прислушаемся к голосу разума, если начнем делать все возможное для спасения Матери-природы, потому что, как говорил Егор Полушкин, герой романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»: «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек»!
    Так давайте будем разумными, будем уважать и беречь родную землю, как уважаем, любим и бережем родную мать!

    Похожие статьи:

    Сочинения по русскому языку > Сочинение на тему «Осенний дождь»
    Сочинения по русскому языку > Сочинение на тему “Мой папа”
    Сочинения по русскому языку > Сочинение на тему: Мой друг
    Сочинения по русскому языку > Сочинение на тему: Пасха
    Сочинения по русскому языку > Сочинение на тему «Начало весны»

  5. Сохраним родную планету. Что мы оставим после себя?
    Старательно вникая в опыт древних
    И постигая суть его корней,
    Я стойкости учился у деревьев,
    А ловкости и силе – у зверей.
    У птиц учился чувствовать свободу,
    У рыб – сосредоточенно молчать!
    Поэтому обязан я природу
    От всех врагов
    достойно охранять.
    Павел Сергеев
    Для меня наша планета – это земной шар розовато-голубого цвета в небесной дымке. Это земля, реки, моря и океаны, ветер и воздух, города и села, люди, живущие очень далеко от меня, и мои родители, бабушки и дедушки, моя школа, мои учителя, мои друзья.
    На этой планете моя большая Родина, моя Россия. Просторы её необозримы, а природа разнообразна и удивительна: бескрайние степи и равнины, горы, могучие леса, дремучая тайга, тундра, покрытая мхом и лишайником, полноводные реки и глубокие озера.
    Природа – это уникальная естественная система, в которой всё взаимосвязано между собой. Мы, люди, тоже часть природы. Мы не можем жить без воздуха, воды, еды. Всё, что нам необходимо, мы берем у матушки – природы. Наши чувства и настроение меняются, когда мы видим зелёный луг с полевыми цветами, белоствольные березки на холме, ощущаем запах свежескошенной травы, слышим звон чистого ручейка и перезвон птичьих голосов в лесу, наполненном тишиной и ароматом, любуемся голубым небом над головой с пушистыми белыми облаками.
    Однако человек в современном мире перестает ценить того, что ему дано.
    Чаще всего он задумывается о своей будущей профессии, о достижениях в работе, о близких, о пользе, которую он может принести обществу, о помощи, которую он может оказать родным и просто посторонним людям.
    Но очень редко человек заботится о сохранении природы, без которого невозможно принести пользу человечеству и сохранить саму жизнь на нашей планете. Мы думаем, что всё в природе существовало всегда, существует сейчас и, как нам кажется, будет существовать вечно.
    Но думая так, мы жестоко ошибаемся. С развитием научно-технического прогресса живая природа постепенно уничтожается, она умирает от загрязнения. Деятельность людей заставляет всё больше и больше брать у природы, а это ведёт к нарушению экологического равновесия, к исчезновению многих видов растительного и животного мира, к загрязнению воздуха и воды.
    Безразличное отношение людей к природе и проблемам экологии привело к тому, что современная экологическая обстановка стала крайне опасной. Но к счастью, в последнее время люди начали понимать, какой мир мы можем оставить  потомкам, какую планету, какую землю, если будем так беспощадны к природе. О проблемах сохранения экологии всё чаще можно услышать с экрана телевизора, наше правительство стало уделять больше внимания решению многих проблемных вопросов.
    Уничтожение чистых речек и озёр, варварская вырубка тайги, загрязнение воздуха выбросами химических заводов, загрязнение почвы и воздуха во время военных испытаний и учений, ядовитые  осадки авиационного топлива – всё это губит нашу экологию. И если мы не продолжим борьбу за здоровье природы, а значит, и наше здоровье, то своим потомкам мы оставим в наследство выжженную пустыню, в которой им придется жить в противогазах, а то и вовсе в скафандрах, наподобие космических, чтобы уберечься от радиации.
    Каждый из нас в меру своих сил и способностей должен беречь природу.
    Объединившись вместе, мы спасем её! И тогда на вопрос: «Что мы оставим после себя?» – нам не придётся сказать: «После нас хоть потоп».
    Мне очень хочется иметь право сказать:
    «После себя
    Что я оставлю на свете?
    Вишни – весне,
    Лету – голос кукушки,
    Осени – алые клёны … »
    Сергей Рогов 7″Б” класс

  6. Наследие – это то, что наши предки оставили нам. Наследие – это то, что мы оставим своим детям и детям своих детей. Мы живем в Краснодарском крае – в самом красивом и плодородном регионе России. С самого раннего детства нам прививается любовь к своей земле, любовь безграничная и преданная, переданная нам от Кубанских казаков – хранителей культуры и традиций природопользования Кубани.
    Все начинается с казачества. Казаки знали толк в ведении хозяйства, а землю-матушку и ее щедрые дары они восхваляли и оберегали. Соответственно и обращение с землей было поистине сыновним: бережливым, трепетным. Все, что давала кубанская земля, все, что взрастало на черноземных почвах, было священно. Такие отношения с землей, это убеждение в нерасторжимом слиянии человека и природы кубанские казаки передавали из поколения в поколение , и вот уже советские граждане пишут историю нашего края, опираясь на опыт предков. Краснодарский край в это время представлял собой высокоразвитый регион. Кубань специализировалась на зерновом и плодоовощном производстве, земля получала лучшие удобрения, и средняя урожайность зерновых культур в то время достигла сорока трёх центнеров с гектара.
    Но погоня за высокими экономическими показателями оборачивалась и хищническим отношением к природе: многие рисовые поля были заражены химикатами. В 90-е годы изменились все сферы жизни общества, изменилась и хозяйственная деятельность, к сожалению, в худшую сторону. Произошел развал колхозов и совхозов, оскуднели запасы Азовского моря, а попытки создания охраняемых территорий – заказников не увенчались успехом. Однако люди понимали, что такое отношение к природе недопустимо.
    Новый век – новая эпоха отношений человека и природы на Кубани, возвращение к истокам и традициям наших предков. Правительство края поддерживает сельское хозяйство и вносит огромной вклад в его развитие: использование новых агротехнологий позволяет получать высокий урожай. Охрана живой природы поддерживается государством. Например, территории Сочинского национального парка расширяются. Под руководством А.Н.Ткачева ведутся работы по расчистке акватории Азовского моря, очистке проток и гирл.
    Это не было бы возможным, если бы команда нашего губернатора вслед за народным Батькой Н.И.Кондратенко не обратилась к казачьим народным традициям природопользования. Только сохраняя переданное нам наследие для наших детей можем мы назваться гражданами Кубани и Великой России!

  7. В 2009 году КрАО и лаборатория ГАИШ попали под угрозу уничтожения из-за начавшейся в марте 2009 года незаконной застройки территории КрАО коттеджным посёлком с развлекательными комплексами[6]. Строительная фирма «Консоль», владельцем которой является В. А. Константинов, намеревалась реализовать проект застройки территории обсерватории: между уникальными телескопами планировалось строительство коттеджей, отеля, ресторана и развлекательных заведений. Планы были свёрнуты после протестов учёных и публикаций в СМИ.
    В 2012 году очередную попытку уничтожить обсерваторию предпринял Кабинет министров Украины, издав 28.11.12 распоряжение № 983-р о реорганизации обсерватории, в результате которого она потеряет самостоятельность, статус юридического лица, возможность решать научные задачи и продолжать традиции одной из лучших научных школ на территории СНГ.
    9 апреля 2014 года постановлением Государственного Совета
    Республики Крым имущество Научно-исследовательского института «Крымская астрофизическая обсерватория» Киевского национального университета им. Тараса Шевченко было национализировано, а на его основе создано Крымское республиканское учреждение науки “Научно-исследовательский институт «Крымская астрофизическая обсерватория» Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

  8. В данной статье рассматривается экологизация образования через восприятие проблем сохранения природного и культурного наследия; неотъемлемая часть современной жизни – наше прошлое и будущее наследие.
    Ключевые слова: наследие, природное и культурное наследие, экологизация.
    В эпоху глобализации всех сфер жизнедеятельности и, одновременно, осознания культурного разнообразия, деятельность по пропаганде наследия и культурное просветительство следует признать своевременной и одной из ключевых в системе государственной политики сохранения культурного наследия. Экологические проблемы свойственны всему человечеству и носят глобальный характер. От их решения зависит вопрос жизни и смерти человечества, что является главной проблемой. Великие мыслители человечества всегда указывали на тесную связь между разнообразием природопользования и понятия природы. Например, Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. в своем труде «Культурный ландшафт как объект наследия» (2004 г.) описывали новые подходы сохранения и использования культурного и природного наследия в России; Набиева У.Н. осветила некоторые аспекты проблемы сохранения культурного наследия на примере Республики Дагестан, описав культурное наследие как ресурс устойчивого развития; Шульгин П.М. разрабатывал комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия; Лихачев Д.С. сформулировал идею – «экология культуры»; Вернадский В.И. в своих трудах, философских идеях выявил естественные закономерности ноогенеза.
    На Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры была принята «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» (16 ноября 1972 г.), в которой было обращено внимание на повреждение или исчезновение любых образцов культурной ценности или природной среды, представляющее собой обеднение достояния всех народов мира.
    Также отмечалось, что охрана этого наследия на национальном уровне довольно часто бывает недостаточной, в связи с объемом средств, которых она требует, и недостаточностью экономических, научных и технических ресурсов страны, на территории которой находится природная или культурная ценность, подлежащая защите.
    Из этого формируется вывод, что культурному и природному наследию угрожает разрушение, вызываемое не только традиционными причинами, но и эволюцией социальной и экономической жизни, которая еще больше усугубляет их опасными, вредоносными и разрушительными явлениями.
    Понятие «наследие» можно трактовать следующим образом – это система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющими исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда Земли и для ее дальнейшего развития [1].
    Сохранение наследия вырастает в проблему, когда речь заходит о наиболее ценных и уязвимых его составляющих, когда возникает угроза его исчезновения. В это время становится наиболее важной задача разработки стратегии сохранения и эффективного использования наследия.
    Всемирное наследие необходимо сохранять и оберегать в течение неограниченно длительного времени, так как его объекты будут нужны людям всегда. Это предполагает их использование не только нынешними, но и будущими поколениями. Тем самым Всемирное наследие должно стать также делом обучения и воспитания как самого важного механизма передачи накопленного человеческого опыта [2, С.10-11].
    Актуальность вопросов изучения природного и культурного наследия в современном образовании связана с высоким культурно-экологическим потенциалом данного понятия, реализуемым в познавательном, духовно?нравственном и праксиологическом аспектах [3].
    Изучение Всемирного природного и культурного наследия возможно во всех высших учебных заведениях в качестве самостоятельного курса или отдельными темами в различных дисциплинах, а также в форме индивидуальных маршрутов.
    Наследие, также можно рассматривать как и информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах и необходимый человечеству для своего развития. Востребуемость и сохраняемость – обязательные атрибуты позитивного информационного наследия, соответственно, существует необходимость передачи знаний подрастающим поколениям в школах и высших учебных заведениях. Но следует отметить, что, определяя наследие через информацию это не столько перечень неких знаний и сведений, сколько память человечества и природы обо всех явлениях материальной и духовной жизни.
    Социокультурная приоритетность человеческой деятельности определяется сохранением жизни и поддержанием устойчивости биосферы как глобальной экосистемы, что составляет предмет экологической деятельности и имеет высокую значимость.
    Особая роль в обеспечении безопасности культурного наследия играет образовательная деятельность на всех уровнях – в школах и специальных учебных заведениях, в системе высшего профессионального образования. В этом контексте важно выделить основные вопросы защиты и сохранения культурного наследия как важнейшего компонента содержания процесса профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» в педагогическом вузе [2, C. 226-227].
    Экологизация образования позволяет расширить возможности формирования экологических знаний, повышать их уровень экологической, эколого-культурной компетентности у обучающихся. Говоря о культурной составляющей, мы подразумеваем общую культуру отношения к природе, природному и культурному наследию человечества, выражающуюся в бережном отношении к ним, защите, охране.
    Экологизация образования можно рассматривать, как:
    – включение экологических аспектов во все образовательные предметы, экологизация процесса обучения, экологизация среды образовательного учреждения, экологизация взаимоотношений учитель-ученик, студент-педагог (Н.М. Мамедов);
    – включение в учебные планы интегрированных экологических курсов (В.В. Николина);
    – транслирование в содержание учебного предмета экологического стиля мышления, а не фактов, относящихся к объектной области экологии (А.Ю. Либеров);
    – насыщение содержания образования экологическими знаниями, выработка экологической культуры, умений и навыков практической деятельности по реализации принципов экологической политики (Л.М. Зайцева);
    – процесс проникновения экологических идей, понятий, подходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля (Н.А. Бирюкова);
    – процесс ценностно-ориентированного влияния экологии как комплексной, интегративной науки на различные сферы жизнедеятельности, в частности на дисциплины специализации (В.С. Тютюков).
    Для решения проблемы недостаточной информированности подрастающего поколения о человеческом наследии необходимо в мировой, федеральной, региональной системах повышать уровень образования. В процессе образования происходит становление и развитие самой личности, формирование образа мыслей и действий в социокультурной среде. Также, формируется компетентность, которая не сводится только к сумме знаний или набору приобретенных умений, она является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. При этом умения рассматриваются как способность и готовность эффективно применять знания на практике, профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, то есть компетентность предполагает наличие минимального опыта деятельности в сфере той или иной компетенции. В таком понятии компетентности заложена интегративная природа, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний, умений и ценностей, релевантных относительно широкой сферы культуры и деятельности.
    В связи с этим обучение предмету нужно организовывать таким образом, чтобы этот процесс стал для школьника сферой личностного опыта, в нём не формировалась личность с заданными свойствами, а создавались бы условия для её полноценного проявления и развития его ключевых компетентностей. Это предполагает актуализацию и конструирование личностно-деятельностного потенциала самого учебного предмета.
    Экологическую сознательность школьников можно формировать через привлечение внимания к городским экологическим проблемам, пропаганду бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений – особо охраняемых природных территорий, посредством применения проектной и исследовательской деятельности учащихся; проведение акций и мероприятий, побуждающих к консолидации школьников вокруг проблем улучшения и сохранения окружающей среды; организация внеклассных мероприятий (экскурсии, походы и др.), обращающих внимание на экологические проблемы современности.
    Литература:
    Веденин Ю.А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию России // Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. М.: Рос НИИ культурного и природного наследия, 1995.
    Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Коллективная монография по материалам III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 29-31 октября 2014 года / Отв. ред. В.П. Соломин, В.З. Кантор, Н.О.Верещагина, А.Н. Паранина – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 501 с.
    Смирнова О. В. Изучение природного и культурного наследия России на уроках географии: методические основы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 1 (январь). – С. 81–85.

  9. Природа была и остается единственным и бессменным источником наших материальных и духовных благ. Пользуясь этим источником, человек даже думать не хотел, что он когда-то будет исчерпан. Возомнив себя царем природы, человек веками эксплуатировал ее: вначале выжигал, а потом беспощадно вырубал огромные лесные массивы, осушал реки, искусственно менял их русла, распахивал огромные просторы, массово истреблял диких животных.
    С развитием научно-технического прогресса этот процесс усугубился: живая природа не только планомерно уничтожается, она умирает от загрязнения. Последствия бездумной деятельности человека ужасны, и самый большой вред всему живому на планете нанес XX век. Ежегодно из недр Земли добывают миллиарды тонн руд металлов, топливных полезных ископаемых, производят миллионы тонн не присущих природе синтетических материалов, вывозят на поля миллионы тонн различных ядохимикатов. Загрязняется атмосфера, меняется состав и свойства природных вод, меняется рельеф, деградируют почвы, гибнут растения и животные.
    Непоправимый вред природной среде нанесла катастрофа в Украине на Чернобыльской АЭС. Пострадали все компоненты природного комплекса. И это, к сожалению, далеко не единственный пример. Недостаточное экологическое воспитание людей и, как результат, их безразличное отношение к природоохранным проблемам привело к тому, что современная экологическая обстановка стала крайне опасной. К счастью, в последнее время люди начали осознавать угрозу, которую несет нам гибель природы. Начали осознавать, что своими действиями, часто бездумными и безответственными, мы сами губим ту красоту и богатство, которыми обладаем, которыми восхищаемся и которыми хотим любоваться каждый день.
    М. М. Пришвин, тонко чувствовавший природу и так красиво и проникновенно писавший о ней, сказал когда-то: “Многие любуются природой, но не многие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу”. А ведь только тогда, когда человек всем сердцем ощутит свое родство с окружающим миром, он сможет понять его, увидеть его проблемы, опасность, которая ему угрожает. И только тогда почувствует потребность, острую необходимость предотвратить эту опасность. Каждый из нас способен принести настоящую пользу человечеству, внести свой вклад в развитие и процветание общества, в дело сохранения окружающей среды, если он обладает открытой, чистой душой, отзывчивым, чутким сердцем, светлыми мыслями, искренними чувствами. А таким может быть только тот, в чьем сердце живет любовь к окружающему нас миру природы.
    “Кто не любит природы, тот не любит и человека”, — считал Ф. М. Достоевский. А тот, кто не любит людей, не может сделать ничего полезного для общества, не может внести свой вклад в сохранение человечества. Подтверждение этих мыслей мы находим в произведениях таких великих прозаиков и поэтов, как Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. М. Пришвин, А. И. Куприн, К. Г. Паустовский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. А. Бунин, В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, Ф. А. Абрамов и многие другие. Виктор Астафьев, признанный мастер, знающий и чувствующий природу, в повести “Царь-рыба” преподносит нам настоящий урок доброты, человечности, любви к родной земле и ее природе. Противопоставляя две общности людей (в одной — те, кто хищнически истребляет природу, в другой — ее друзья и Защитники), писатель говорит, что всякое насилие над природой грозит человеку гибелью, и призывает к соблюдению разумного равновесия между человеком и окружающим его миром.

  10. Мне очень, что сейчас многие перестали ценить природу, а ведь она все дает нам для существования. Благодаря ней у нас есть, чем питаться, чем дышать и чем любоваться. Но при этом не каждый человек способен построить скворечник или посадить дерево, зато каждый может пройти мимо погибающего котенка.
    Можно сказать, что сегодня люди относятся к природе абсолютно так же, как друг к другу. И мало кто способен остановиться и реально задуматься об этом. Мы не природу уничтожаем, мы уничтожает сами себя и когда осознание этого придет к каждому, тогда люди наконец-то начнут ценить природу и заботиться о ней. Мне кажется, что абсолютно никакого труда не составит человеку взять и посадить дерево или накормить бездомного пса, подобрать котенка и отнести его в ветеринарную клинику или насыпать зерен голубям, покормить уток хлебом. Ведь это настолько простые маленькие дела, но они так много значат для природы, что об этом важно задуматься. Такая не безразличность не только сделает окружение лучшим, но положительно скажется и на внутреннем мире человека.
    Я считаю, что если беречь природу, то тогда она к нам начнет относиться более благосклонно. Просто во всех этих отрицательных погодных явлениях в некоторой степени виноваты сами люди это важно вовремя осознать и прекратить, иначе не известно к каким серьезным последствиям это может привести.
    Люди даже не задумываются, что с каждым готом вымирающих видом животных становится все больше, собственно из-за нас, поскольку браконьерство продолжает существовать, а также водоемы загрязняются с прежней силой.
    Если бы каждый человек взял и посадил по одному дереву или прочистил озеро, то благодаря таким общим усилиям мир бы стал намного лучше, красивее и чище. Об этом важно задуматься каждому. Ведь бездействие приводит к деградации и этого не стоит допускать. Важно бороться за наш мир, нашу природу и тогда она выживет и подарит свое тепло каждому из нас. Природой надо любоваться, а не разрушать ее.
    Но, к сожалению, мне кажется, что ценить по-настоящему природу способен только ребенок. Поскольку в детстве мы знаем, что если сломаем веточку, наступим на муравья или забудем погладить кота, то им этого будет больно. У детей большое сердце, но с годами оно становится все меньше. Люди с возрастом становятся черствыми. Они забывают, что когда, идя по тропинке, останавливались, чтобы пропустить, переходящего дорогу, жучка. Взрослые о таком даже не задумываются, их все меньше волную угрызения совести. Хотелось, чтобы люди перестали быть такими циничными, чтобы они не боялись казаться смешными, как в детстве и все так же продолжали бескорыстно любить и заботиться о природе. Ведь только если мы будет бережно относиться к всему окружающему, то научимся и ценить друг друга. Мы не только сохраним мир, но и сохраним в себе человека.

  11. Подходы к определению понятия «культурное и историческое наследие» за последние десять лет были существенно пересмотрены как наиболее развитыми странами мира, так и международными организациями (прежде всего ЮНЕСКО), в компетенцию которых входят вопросы охраны исторического и культурного наследия. При этом остается незыблемым принцип сохранения подлинности памятника в процессе регенерации. В том случае, если регенерация или восстановление памятника требуют внесения изменений в его конструкцию, внешний облик и т. д., все привнесенные элементы должны быть отделены от подлинных и четко идентифицироваться.
    Названные положения представляют идеальную ситуацию в области сохранения культурного и исторического наследия. В полной мере они не реализованы в настоящее время ни в одном городе мира. В противном случае города превратились бы в музеи, непригодные ни для нормальной жизни, ни для экономической деятельности. Вместе с тем, в развитых странах политика в области сохранения и регенерации наследия основывается именно на этих принципах. Более того, в ряде стран, прежде всего в странах Европы, регенерация и интеграция культурного и исторического наследия все чаще рассматриваются как движущая сила развития исторических городов в целом.
    Основной коллизией, связанной с применением расширительного понимания термина «объект культурного и исторического наследия», является необходимость, с одной стороны, изыскать средства для содержания и реставрации многочисленных памятников (содержать все объекты наследия за свой счет является невыполнимой задачей для любого государства), а с другой – интегрировать объекты наследия в хозяйственную жизнь города и ввести их в экономический оборот. В мире сегодня используются четыре основных способа интеграции памятников в жизнь современного города и введения их в экономический оборот: приватизация памятников с наложением обременения на частных собственников; девелопмент объектов наследия; развитие культурного и познавательного туризма и создание на базе объектов наследия туристических продуктов и брендов; продажа «ауры» исторического и культурного наследия, когда привлекательность исторических городов и отдельных исторических районов используется для увеличения стоимости новой недвижимости.
    Ни один из этих методов нельзя признать идеальным, каждый из них имеет свои существенные недостатки. Если говорить об успешных примерах регенерации объектов наследия, то эти методы, как правило, применяются в комплексе.
    Приватизация памятников истории и культуры является одним из наиболее распространенных способов капитализации объектов наследия и привлечения частных инвестиций на их реставрацию и содержание. Важно отметить, что основной задачей приватизации памятников становится не получение дополнительных доходов в госбюджет, а освобождение государства от бремени реставрации и содержания памятников и передача соответствующих обязательств частным владельцам. Реставрация во всем мире обходится на порядок дороже нового строительства. Поэтому, помимо многочисленных ограничений на использование приватизированных объектов наследия, применяется целый ряд инструментов экономического стимулирования владельцев памятников – субсидии и льготы. Субсидирование может осуществляться из различных источников, как бюджетных, так и из средств негосударственных организаций (коммерческих и некоммерческих).
    Не менее широко для капитализации объектов наследия используется девелопмент. Де-велопмент является наименее щадящим способом регенерации объекта наследия, который несет в себе существенные риски утраты подлинности памятника. В России ситуация усугубляется тем, что государство не предоставляет инвесторам никаких экономических стимулов к бережному обращению с реконструируемым памятником и к сохранению его подлинности. В этих условиях усилия инвестора, как правило, направлены на поиски путей обхода жестких ограничений, накладываемых российским законодательством об охране памятников, а не на их соблюдение. А надзор за соблюдением охранного законодательства превращается зачастую в один из источников получения административной ренты. Охранное законодательство может эффективно работать только в том случае, если государство действует по принципу «кнута и пряника». В настоящее время в области охраны памятников государство пользуется в основном «кнутом». Наиболее широко и успешно девелопмент применяется для регенерации районов рядовой исторической жилой и промышленной застройки, которая сама по себе не является памятником и самостоятельной культурной и исторической ценности не имеет. В частности, можно упомянуть реализованный в Бирмингеме проект регенерации Квартала Ювелиров, проекты регенерации доков и пакгаузов в Лондоне и Гамбурге, многочисленные проекты создания торговых улиц в районах исторической застройки, реализованный в Руре проект индустриального парка Эмшер на месте закрытых угольных шахт и многие другие. В нашей стране также имеются примеры успешного девелопмента объектов исторической промышленной застройки: фабрика «Красный Октябрь» и Винзавод в Москве.
    В Италии ежегодно привлекается порядка 1,5 млрд евро из средств частных лиц, некоммерческих фондов и организаций на реставрацию и содержание памятников. В Великобритании около трети всех проектов по регенерации исторических районов городов осуществляется при финансовой, экспертной и консультационной поддержке национального траста, который финансируется преимущественно за счет взносов частных лиц.
    Современная российская система охраны памятников как с точки зрения законодательного обеспечения, так и с точки зрения подходов к финансированию сохранила ключевые черты советской системы, хотя по сравнению с советским временем возможности государства за свой счет восстанавливать, содержать и реставрировать десятки тысяч объектов культурного и исторического наследия значительно уменьшились. По экспертным оценкам, в настоящее время объем государственного финансирования, выделяемого на содержание и реставрацию одних только памятников федерального значения, составляет не более 15% от необходимого. Примерно две трети памятников федерального значения нуждаются в реставрации.
    Особенностью России является культурно-исторический стресс ХХ-ХХ1 вв., следствием которого стало уничтожение огромного пласта культурно-исторических ценностей (мате-
    риальных, духовных, ментальных), что лишает Россию огромного потенциала как в области развития туризма, так и в сфере патриотического воспитания.
    Принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия» допускает наряду с государственной собственностью частную собственность на памятники архитектуры. Но приватизация объектов наследия не получила распространения. Основным препятствие для вступления в силу данной нормы закона является неразделенность федеральной и муниципальной собственности на памятники, отсутствие в законе однозначного определения предмета охраны, поскольку не вполне ясно, на какие именно элементы памятника распространяется охранный режим. Например, можно ли вносить изменения в интерьер и внутреннюю планировку? Представители общественности, ряд политиков высказывают вполне обоснованные опасения в связи с тем, что при сохранении существующей системы государственной охраны объектов наследия приватизация памятников лишь ухудшит ситуацию. Эти опасения подтверждаются текущей практикой. Сегодня частные и государственные организации и учреждения, занимающие здания, обладающие статусом памятника, практически ничего не делают не только для их реставрации, но и для поддержания их в нормальном состоянии.
    Хотя российское законодательство позволяет компенсировать из средств государственного бюджета часть затрат, понесенных собственником или арендатором, эта норма практически не работает вследствие того, что необходимые подзаконные акты так и не были приняты.
    Еще один эффективный способ коммерциализации объектов культурного и исторического наследия – туризм – развивается в России очень медленно и бессистемно. По своему вкладу в мировую экономику рынок туризма сопоставим только с рынком нефти. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 35%. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 7% мирового капитала.
    В России доходы от туризма не превышают 3-4% от совокупных доходов российских городов. Для сравнения: в структуре доходов таких европейских столиц, как Париж и Лондон, доходы от туризма превышают 50%. Развитие внутрироссийского культурного и познавательного туризма сдерживается следующими нерешенными проблемами: неразвитостью транспортной и туристической инфраструктуры; ограниченным платежеспособным спросом на внутренний туризм; плохим состоянием многих российских городов, в первую очередь малых, небольшим, относительно таких туристических центров, как Флоренция или Лондон, числом памятников мирового уровня.
    Помимо неэффективной экономической интеграции, в области сохранения культурного и исторического наследия существует еще одна ключевая проблема, которая не имеет отношения к самим объектам наследия. Утрата памятника является следствием отсутствия стремления к его сохранению. В России нет четко сформулированной и общепризнанной концепции наследия, то есть ясного понимания того, какую роль играют объекты наследия для судьбы страны, в современном городе и зачем именно их нужно сохранять. Сложившаяся непростая ситуация с охраной памятников во многом вызвана тем, что российское общество в значительной мере утратило свою культурную и историческую идентичность. Российское общество в массе своей не видит за отдельными объектами культурного и исторического наследия самого наследия, не способно воспринимать те культурные и исторические коды, которые несут в себе сохранившиеся памятники в частности и городская среда в целом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *