Врач с дочерью Соней отправляются на дачу. Старший сын готовится к поступлению, мать осталась его поддержать. По совету историка-архивариуса местом отдыха служит Зеленый Бор. Неподалеку, в городе Любеце он нашел портрет красивой девушки, и просил доктора найти информацию о художнике. По приезду сняли комнату. Потом решили идти со школьниками в музей Любеца. Там увидели натюрморт с подписью, как на той картине: «я не могу даже подписаться». На помощь в поиске, директор отправляет 7 изыскателей, называющих себя по номерам. Дети тоже решили так называться. Вместе с собакой их было 40. Поиски приводили к древним бумагам и старинным фотографиям. Так выяснили, что жил крепостной Егор. Он красиво рисовал. Был отправлен на учебу в Петербург. По возвращению помещик заказал портрет дочери. Художник полюбил ее и за это был отправлен в войско. Возлюбленная не перенесла удара и умерла. А её портрет был в доме, где врач снимал комнату. Хозяин был потомком художника и берег картину.
Вывод (мое мнение)
Книга побуждает достигать поставленных целей. Для этого ребята были готовы много ходить, забираться на башни, терпеть неудобства. Но результат оправдывает себя.
Ответьте на вопрос почему тут должна стоять тире:
Моя любимая подруга – Каспийская Женя
Помогите найти слова из 4 5 6 корней
Ребят помогите по химия что надо смешать с чем чтобы получилась пенная змея
Выберите озеро, отичающееся от других по происхождению озёрной котловины
а)Боль??ое Невольничье
б)Эри
в)Большое Солёное
г)Онежское
Пушистый рпзделить на слоги
Морской свинки внесли в пищу месячные аминокислоты с целью проследить их продвиж??ния в организме животного. Через три дня 65 % меченных Амина кислот были обнаружены в составе белков морской свинки. А 35 %Были
выведены из организма продуктами метаболизма.
1.Какие типы пищевых продуктов являются источниками аминокислот в конце пищеварения?
2.Объясните почему был обнаружен большой процент аминокислот в составе белков организма морской свинки?
3.На какой стадии пост эмбрионального развития находится морская свинка?
Объясните почему запятые не ставятся
Именно ее, на протяжении всей пьесы, мучает этот вопрос. – не правильно
Именно ее на протяжении всей пьесы мучает этот вопрос. – правильно
СРОЧНО!!!!помогите ПЖ:
что такое товарно-денежное отнашения?
(х+1 3/4) – 2 1/12 = 5 1/3
-х-7=-5х помогите помогите срочно
Пришла война, и Сергею Михайловичу пришлось изменить своим творческим планам и заняться поиском оборонительных площадок и сооружений в качестве техника-топографа, вплоть до 1946 года. За время противостояния немецким захватчикам успел дойти до Берлина, однако он не переставал писать, надеясь на то, что впоследствии рукописи будут напечатаны.
В начале 60-х годов Сергей Голицын покупает небольшой домик в селе Любец под Москвой и возобновляет свою профессиональную писательскую деятельность. В свет выпускает уже более масштабное произведение Голицын – «Сорок изыскателей». Рассказ или повесть это творение? Книга официально считается одной из серии книг, объединенных между собой одинаковыми героями. Затем выходят «Городок сорванцов» и «Страшный крокозавр и его дети», которые продолжают повествование о предыдущих приключениях.
Его любовь к путешествиям в рассказах для детей
Каждый летний сезон в окрестностях села появлялись толпы неугомонных пионеров и октябрят, которые приезжали на отдых в близлежащие здравницы. Местные достопримечательности и удивительные пейзажи были прямо созданы для того, чтобы в них надо было что-то постоянно отыскивать. За каждым лесным пригорком, казалось, спрятана какая-то тайна, которая только и ждала, чтобы ее открыли. Именно этим и занимался Сергей Михайлович, который собирал все сведения для понимания того, что такое рассказ, определение являлось выражением его мыслей на страницах.
Подобные прогулки по историческим местам с целью познать что-то новое, узнать особенности происходивших в свое время событий наводят на определенные мысли, и можно смело проводить некоторую параллель. События, которые переживали участники путешествий, тесно переплетены с действиями придуманных Голицыным персонажей на страницах своего произведения. При этом рассказы для детей содержали не только пешие прогулки героев, которые совершались в реальной жизни. Отнюдь, в его описаниях они перемещались в поисках новых приключений на пароходе, поезде, автобусе и других видах транспорта.
Реальность и фантазия на страницах книг
Комментарии преподавателя
Летние приключения и путешествия.
С. Голицын «Сорок изыскателей». Глава четвёртая «Первые неприятности, первые трудности».
Какие они – настоящие изыскатели ?
Вспомним, что такое путешествия и приключения. Путешествовать Быть в пути, в дороге, идти или ехать в даль Путешествие Странствование, ходьба или езда по чужим местам Путешественник Тот, кто находится в пути, много ездит или ходит.
С какой целью люди отправляются в путешествия?
Каким может быть путешествие?
А как вы думаете кто самый большой любитель путешествия?
Какое произведение о путешествиях мы начали изучать?
Чем привлекло ваше внимание это произведение?
Прочитайте понравившиеся фрагменты. Объясните, почему выбрали именно этот фрагмент.
Работа с текстом до чтения.
Всегда ли путешествие, поход – только приятное, увлекательное занятие? (Нет, очень часто оно опасное, на пути встречаются преграды, нужно преодолевать трудности.)
Тогда какие качества человека особенно ценятся в походе? (Знания, смелость, трудолюбие, взаимовыручка, смекалка и т.д.)
Вы дочитывали дома главу 4-ю. Какие же первые трудности и неприятности поджидали наших героев? (Доктор расстроен: ему придется рассказывать о своих «путешествиях»; надо самим готовить обед; Соня и Галя забыли ложки; гроза ночью в лесу.)
Работа с текстом во время чтения.
Выборочное перечитывание главы 4-й. Цель работы: понаблюдать за героями, за тем, как они себя ведут в разных ситуациях, и решить, кого из них можно назвать настоящими изыскателями.
Строем шли только по городским улицам, а как вышли на огороды, мальчики прибавили шагу и стали быстро от нас удаляться.
Магдалина Харитоновна кричала, размахивала руками, попыталась было догнать скороходов, но не сумела.
– Всегда они так! – обиженно искала она у меня сочувствия. – В «Справочнике туриста» ясно указано: идти ровным, размеренным шагом, а видите, как они понеслись, и притом пружинящей походкой, которая строжайше воспрещена. – Как видим, мальчики, невзирая на все «не», уже что-то задумали. Что же? Читаем дальше.
Я понял мальчишечью тактику: сперва они шли очень быстро, чуть не бегом, потом садились на травку и заводили рассказы о капитане Немо, о трех мушкетерах, о Дерсу Узала, о Валерии Чкалове, о космонавтах и о многих других замечательных людях и изыскателях. Как только Магдалина Харитоновна к ним приближалась, они вскакивали и вновь исчезали за поворотом дороги.
– Что такое тактика? (Средства и приемы достижения цели.)
Почему бы им просто не говорить обо всем этом на ходу? (Нет, в этом вся прелесть, весь секрет вести мужские разговоры обстоятельно, важно, без девчонок и взрослых.) Обратите внимание: ребята обсуждают книги об изыскателях.
Чтение 3-й части.
Витя Большой вразвалку пошел мне навстречу.
– Товарищ доктор, мальчишки хотят ваши рассказы послушать, – решительно сказал он и нахмурил свои густые брови.
– И девочки тоже, – вставила Галя.
– Сперва о полярных путешествиях, – обрадовался один из близнецов.
– А потом о жарких странах, – подхватил другой.
Я беспомощно оглянулся. Я был в плену. За мной наблюдало множество любознательных глаз. Даже Магдалина Харитоновна прищурилась и ждала. Только Соня, стоя сзади всех, разинув рот поглядывала на меня. Ей-то было отлично известно, что дальше подмосковных дач я никогда никуда не выезжал.
– Знаете, разговор на ходу, – начал я, заикаясь, – несколько неблагоприятно действует на дыхательные пути.
– Дети, ну нельзя так назойливо, – поддержала меня милейшая Магдалина Харитоновна. – Вот устроимся на ночлег, тогда у костра…
Настроение мое было сразу испорчено. Теперь я плелся позади всех, понурив голову, силясь припомнить, что я читал в раннем детстве о знаменитых путешественниках.
Обратите внимание на ситуацию: растерянность доктора, снисходительность Магдалины Харитоновны. Почему?
Чтение 4-й части. Мотивация к чтению:
– Вот и первая остановка на отдых. Вы помните, как ребята распределяли обязанности между собой. Теперь настало время проявить свои способности и показать свои знания. Важной особенностью приключенческого жанра является познавательность, любое дело – даже кашу сварить – нужно делать с умом. Понаблюдаем за изыскателями и попробуем найти практические советы тем, кто отправляется в поход.
– Пионеротряд желает выслушать ваш доклад о путешествиях, – твердо сказал Витя Большой, подойдя ко мне.
– Айдате к костру, – затеребили меня оба близнеца.
И вот меня уже подхватили, поволокли под руки. Я еле переступал ногами и шел, словно к зубному врачу.
Работа с текстом после чтения.
Беседа.
Какие же секреты походной жизни вы обнаружили? (Располагаться нужно только возле источника воды. Для костра необходимы сухие ветки. Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки и подвесить ведра на перекинутой палке. Кашу можно варить аргентинским способом. Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев. Червей лучше запасти еще дома…)
А как вы думаете, откуда у наших героев такие познания? (Вычитывают в книгах, как Витя Большой, общаются со взрослыми, смотрят передачи и т.д.)
О ком из ребят вам хочется сказать, что в них вас порадовало или огорчило? (Появилась Люся – она, наверное, вожатая отряда, потому что всегда командует. Но ее уважают, хотя Витю она обидела. Могла бы по-другому объяснить. Близнецы просто молодцы, настоящие специалисты, и умеют дружить. А Витя Большой – настоящий Знайка! Вот только обиделся зря: в походе лучше не экспериментировать… Огорчил Индюшонок, он снова без дела, гуляет руки в брюки, всем недоволен, критикует. Критиковать – осуждать, указывать на недостатки.)
Самостоятельная работа
«Узнай героя»
а) У нее голубые глаза, крошечный чуть вздернутый носик, учится на четверки, любит покушать. Когда сидит за уроками, от усердия высовывает язык. Она одна была одета не по-походному. Она общительна и весела. Умеет хранить секреты и хочет стать настоящим изыскателем. Напрасно кое-кто записывал ее в тюфяки. (Соня.)
б) Этот любопытный высокий мальчик воодушевил ребят на поиски портрета, он серьезный и важный, любит читать, его каша по-аргентински наверняка была бы вкусной, но девчонки всему помехой, потому-то
он их недолюбливает. (Витя Большой.)
в) Ее сравнивают с гордой красавицей. Она хрупкая, с огромными задумчивыми глазами и большим белым капроновым бантом на затылке.
(Галя.)
г) Это юркий, с облупившимся носом, костлявый, самый маленькийтурист. Он очень любит задавать невероятные вопросы, но, к счастью,не требует на них ответа. Ему разрешили понести настоящий геологический рюкзак, но даже это не мешало ему мчаться за бабочкой илилезть в болото. (Перец.)
д) Об этих парнях нельзя говорить отдельно, они самые ловкие, самые быстроногие, черноволосые и черноглазые. Они легко могут разжечь костер и покажут себя настоящими рыцарями. А что до ссоры – то это
ненадолго. (Женя и Гена – близнецы.)
– Попробуем определить до начала чтения, какое по жанру произведение перед нами. Знаком ли вам автор – Сергей Голицын? Перелистайте страницы. (Это повесть, так как делится на главы, главы разделены на части. Мы будем читать три главы.)
– А теперь самостоятельно прочитайте название повести, названия представленных глав, рассмотрите иллюстрации и попробуйте завязать диалог с автором.
Возможные вопросы:
– Можем ли мы сразу сказать, какова основная тема повести? (Она о приключении, о каком-нибудь путешествии.)
– Кого изобразил художник на 1-й иллюстрации? О чём рассказывает эта иллюстрация?
– Что могло так заинтересовать героя (героев)?
– Можно ли предположить, какие события произойдут?
– Прочитайте ещё раз название повести. Какую информацию оно в себе таит? («Сорок изыскателей». Сорок – это количество. А вот кто такие изыскатели?)
– Попробуйте догадаться о смысле этого слова, подбирая однокоренные слова. (Изыскатель – искатель, искать, поиск, выискивать.) Обратимся к Толковому словарю Даля: изыскивать – старательно искать и находить; разыскивать, доходить до чего-то опытом и соображением. Изыскатель – тот, кто разыскивает что-либо.
На все вопросы ответить может только сам автор и его произведение.
Начнём читать первую главу. Она называется…(Какие роковые последствия произошли из-за непродуманной подмазки сковороды?)
– Уже с первых строчек Сергей Голицын заинтриговал нас. Что это за роковые последствия? (Рок – судьба, участь, что-то неминуемое. Роковые последствия – тяжёлые последствия.)
– Для чего нужно было подмазывать (смазывать) сковороду, да ещё при этом почему следовало это делать продуманно? Все разгадки в тексте!
(Тогда наш библиотекарь начертил, как пройти от базарной площади к тому дому. Я этот план как зеницу ока берёг в одной книге. Сейчас я нашёл эту книгу, перелистал её – плана нет. Я спросил Розу. И что же выяснилось? Тогда, перед моим днём рождения, она решила провести генеральную уборку, стала вытирать пыль на книжных полках, а после уборки затеяла печь блины. И такое несчастье, такое несчастье! Она накрутила этот драгоценный документ на палочку для подмазки сковороды. Только одно сохранилось в моей памяти: тот дом стоит на одной из окраин города, но на какой окраине, восточной или западной, северной или южной, простите, позабыл.)
– Все погибло! – простонал Тычинка и упал в кресло.
Я дал ему валерьянки.
– Расскажите, что случилось?
– Возьму себя в руки и попробую вам рассказать все подробности.
– Чем заканчивается первая глава повести? («А ведь поиски портрета, – подумал я, – тоже очень заманчивое и самое настоящее изыскательское занятие». – Уважаемый Иван Иванович, успокойтесь, пожалуйста. Обещаю вам сделать все возможное и все невозможное и попытаться таинственный портрет разыскать даже и без вашего плана, – торжественно произнес я.)
Автор повести и рассказчик.
Книга “Сорок изыскателей” – первая повесть писателя Сергея Голицына.. В интереснейший поход по Владимировской области отправился С.Голицын с ребятами из интерната за берестяными рукописями. И появилась повесть “За березовыми книгами”. http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/11/d-10560/10560_html_9aabcc6.png
Голицын Сергей Михайлович – русский советский писатель, инженер-топограф, военный строитель, участник ВОВ. (1909-1989)
Сергей Голицын родился 1 (14) марта 1909 года. Ещё в детстве, под впечатлением прочитанных книг, Сергей Голицын захотел стать писателем. После окончания школы, в 1927 году, он поступил на Высшие литературные курсы. Первые детские рассказы Голицына начали публиковаться в 1930-х годах в детских журналах «Чиж», «Мурзилка».
Однако сразу стать профессиональным писателем Сергею Голицыну не удалось. В тридцатых годах он стал работать топографом, принимал участие в строительстве канала им. Москвы. В 1941 году, 3 июля, Сергей Голицын был мобилизован. В качестве топографа в составе строительных частей он прошёл боевой путь до Берлина и был демобилизован только в 1946 году. Был награждён орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и др.
После войны Сергей Голицын работал инженером-геодезистом в Государственном проектном институте.
С 1959 года Сергей Голицын стал профессиональным писателем. Популярностью пользовались его детские книги о жизни советских пионеров: «Сорок изыскателей», «Городок сорванцов», «Полотняный городок» и другие; историко-краеведческие книги «Сказание о белых камнях» и «Сказание о земле Московской». Писал Сергей Голицын и исторические книги для детей «Ладьи плывут на север», «До самого синего Дона» и др. В шестидесятых — семидесятых годах Голицын написал несколько биографий художников.
В последние годы жизни писатель работал над биографической книгой «Записки уцелевшего». Издана она была только после его смерти, в 1990 году.
Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями “За боевые заслуги”, “За оборону Москвы” и др.
Сергей Голицын скончался 7 ноября 1989 года от обширного инфаркта.
Врач с дочерью Соней отправляются на дачу. Старший сын готовится к поступлению, мать осталась его поддержать. По совету историка-архивариуса местом отдыха служит Зеленый Бор. Неподалеку, в городе Любеце он нашел портрет красивой девушки, и просил доктора найти информацию о художнике. По приезду сняли комнату. Потом решили идти со школьниками в музей Любеца. Там увидели натюрморт с подписью, как на той картине: «я не могу даже подписаться». На помощь в поиске, директор отправляет 7 изыскателей, называющих себя по номерам. Дети тоже решили так называться. Вместе с собакой их было 40. Поиски приводили к древним бумагам и старинным фотографиям. Так выяснили, что жил крепостной Егор. Он красиво рисовал. Был отправлен на учебу в Петербург. По возвращению помещик заказал портрет дочери. Художник полюбил ее и за это был отправлен в войско. Возлюбленная не перенесла удара и умерла. А её портрет был в доме, где врач снимал комнату. Хозяин был потомком художника и берег картину.
Вывод (мое мнение)
Книга побуждает достигать поставленных целей. Для этого ребята были готовы много ходить, забираться на башни, терпеть неудобства. Но результат оправдывает себя.
Ответьте на вопрос почему тут должна стоять тире:
Моя любимая подруга – Каспийская Женя
Помогите найти слова из 4 5 6 корней
Ребят помогите по химия что надо смешать с чем чтобы получилась пенная змея
Выберите озеро, отичающееся от других по происхождению озёрной котловины
а)Боль??ое Невольничье
б)Эри
в)Большое Солёное
г)Онежское
Пушистый рпзделить на слоги
Морской свинки внесли в пищу месячные аминокислоты с целью проследить их продвиж??ния в организме животного. Через три дня 65 % меченных Амина кислот были обнаружены в составе белков морской свинки. А 35 %Были
выведены из организма продуктами метаболизма.
1.Какие типы пищевых продуктов являются источниками аминокислот в конце пищеварения?
2.Объясните почему был обнаружен большой процент аминокислот в составе белков организма морской свинки?
3.На какой стадии пост эмбрионального развития находится морская свинка?
Объясните почему запятые не ставятся
Именно ее, на протяжении всей пьесы, мучает этот вопрос. – не правильно
Именно ее на протяжении всей пьесы мучает этот вопрос. – правильно
СРОЧНО!!!!помогите ПЖ:
что такое товарно-денежное отнашения?
(х+1 3/4) – 2 1/12 = 5 1/3
-х-7=-5х помогите помогите срочно
Пришла война, и Сергею Михайловичу пришлось изменить своим творческим планам и заняться поиском оборонительных площадок и сооружений в качестве техника-топографа, вплоть до 1946 года. За время противостояния немецким захватчикам успел дойти до Берлина, однако он не переставал писать, надеясь на то, что впоследствии рукописи будут напечатаны.
В начале 60-х годов Сергей Голицын покупает небольшой домик в селе Любец под Москвой и возобновляет свою профессиональную писательскую деятельность. В свет выпускает уже более масштабное произведение Голицын – «Сорок изыскателей». Рассказ или повесть это творение? Книга официально считается одной из серии книг, объединенных между собой одинаковыми героями. Затем выходят «Городок сорванцов» и «Страшный крокозавр и его дети», которые продолжают повествование о предыдущих приключениях.
Его любовь к путешествиям в рассказах для детей
Каждый летний сезон в окрестностях села появлялись толпы неугомонных пионеров и октябрят, которые приезжали на отдых в близлежащие здравницы. Местные достопримечательности и удивительные пейзажи были прямо созданы для того, чтобы в них надо было что-то постоянно отыскивать. За каждым лесным пригорком, казалось, спрятана какая-то тайна, которая только и ждала, чтобы ее открыли. Именно этим и занимался Сергей Михайлович, который собирал все сведения для понимания того, что такое рассказ, определение являлось выражением его мыслей на страницах.
Подобные прогулки по историческим местам с целью познать что-то новое, узнать особенности происходивших в свое время событий наводят на определенные мысли, и можно смело проводить некоторую параллель. События, которые переживали участники путешествий, тесно переплетены с действиями придуманных Голицыным персонажей на страницах своего произведения. При этом рассказы для детей содержали не только пешие прогулки героев, которые совершались в реальной жизни. Отнюдь, в его описаниях они перемещались в поисках новых приключений на пароходе, поезде, автобусе и других видах транспорта.
Реальность и фантазия на страницах книг
Комментарии преподавателя
Летние приключения и путешествия.
С. Голицын «Сорок изыскателей». Глава четвёртая «Первые неприятности, первые трудности».
Какие они – настоящие изыскатели ?
Вспомним, что такое путешествия и приключения.
Путешествовать
Быть в пути, в дороге, идти или ехать в даль
Путешествие
Странствование, ходьба или езда по чужим местам
Путешественник
Тот, кто находится в пути, много ездит или ходит.
С какой целью люди отправляются в путешествия?
Каким может быть путешествие?
А как вы думаете кто самый большой любитель путешествия?
Какое произведение о путешествиях мы начали изучать?
Чем привлекло ваше внимание это произведение?
Прочитайте понравившиеся фрагменты. Объясните, почему выбрали именно этот фрагмент.
Работа с текстом до чтения.
Всегда ли путешествие, поход – только приятное, увлекательное занятие? (Нет, очень часто оно опасное, на пути встречаются преграды, нужно преодолевать трудности.)
Тогда какие качества человека особенно ценятся в походе? (Знания, смелость, трудолюбие, взаимовыручка, смекалка и т.д.)
Вы дочитывали дома главу 4-ю. Какие же первые трудности и неприятности поджидали наших героев? (Доктор расстроен: ему придется рассказывать о своих «путешествиях»; надо самим готовить обед; Соня и Галя забыли ложки; гроза ночью в лесу.)
Работа с текстом во время чтения.
Выборочное перечитывание главы 4-й.
Цель работы: понаблюдать за героями, за тем, как они себя ведут в разных ситуациях, и решить, кого из них можно назвать настоящими изыскателями.
Строем шли только по городским улицам, а как вышли на огороды, мальчики прибавили шагу и стали быстро от нас удаляться.
Магдалина Харитоновна кричала, размахивала руками, попыталась было догнать скороходов, но не сумела.
– Всегда они так! – обиженно искала она у меня сочувствия. – В «Справочнике туриста» ясно указано: идти ровным, размеренным шагом, а видите, как они понеслись, и притом пружинящей походкой, которая строжайше воспрещена.
– Как видим, мальчики, невзирая на все «не», уже что-то задумали. Что же? Читаем дальше.
Я понял мальчишечью тактику: сперва они шли очень быстро, чуть не бегом, потом садились на травку и заводили рассказы о капитане Немо, о трех мушкетерах, о Дерсу Узала, о Валерии Чкалове, о космонавтах и о многих других замечательных людях и изыскателях. Как только Магдалина Харитоновна к ним приближалась, они вскакивали и вновь исчезали за поворотом дороги.
– Что такое тактика? (Средства и приемы достижения цели.)
Почему бы им просто не говорить обо всем этом на ходу? (Нет, в этом вся прелесть, весь секрет вести мужские разговоры обстоятельно, важно, без девчонок и взрослых.)
Обратите внимание: ребята обсуждают книги об изыскателях.
Чтение 3-й части.
Витя Большой вразвалку пошел мне навстречу.
– Товарищ доктор, мальчишки хотят ваши рассказы послушать, – решительно сказал он и нахмурил свои густые брови.
– И девочки тоже, – вставила Галя.
– Сперва о полярных путешествиях, – обрадовался один из близнецов.
– А потом о жарких странах, – подхватил другой.
Я беспомощно оглянулся. Я был в плену. За мной наблюдало множество любознательных глаз. Даже Магдалина Харитоновна прищурилась и ждала. Только Соня, стоя сзади всех, разинув рот поглядывала на меня. Ей-то было отлично известно, что дальше подмосковных дач я никогда никуда не выезжал.
– Знаете, разговор на ходу, – начал я, заикаясь, – несколько неблагоприятно действует на дыхательные пути.
– Дети, ну нельзя так назойливо, – поддержала меня милейшая Магдалина Харитоновна. – Вот устроимся на ночлег, тогда у костра…
Настроение мое было сразу испорчено. Теперь я плелся позади всех, понурив голову, силясь припомнить, что я читал в раннем детстве о знаменитых путешественниках.
Обратите внимание на ситуацию: растерянность доктора, снисходительность Магдалины Харитоновны. Почему?
Чтение 4-й части. Мотивация к чтению:
– Вот и первая остановка на отдых. Вы помните, как ребята распределяли обязанности между собой. Теперь настало время проявить свои способности и показать свои знания. Важной особенностью приключенческого жанра является познавательность, любое дело – даже кашу сварить – нужно делать с умом. Понаблюдаем за изыскателями и попробуем найти практические советы тем, кто отправляется в поход.
– Пионеротряд желает выслушать ваш доклад о путешествиях, – твердо сказал Витя Большой, подойдя ко мне.
– Айдате к костру, – затеребили меня оба близнеца.
И вот меня уже подхватили, поволокли под руки. Я еле переступал ногами и шел, словно к зубному врачу.
Работа с текстом после чтения.
Беседа.
Какие же секреты походной жизни вы обнаружили? (Располагаться нужно только возле источника воды. Для костра необходимы сухие ветки. Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки и подвесить ведра на перекинутой палке. Кашу можно варить аргентинским способом. Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев. Червей лучше запасти еще дома…)
А как вы думаете, откуда у наших героев такие познания? (Вычитывают в книгах, как Витя Большой, общаются со взрослыми, смотрят передачи и т.д.)
О ком из ребят вам хочется сказать, что в них вас порадовало или огорчило? (Появилась Люся – она, наверное, вожатая отряда, потому что всегда командует. Но ее уважают, хотя Витю она обидела. Могла бы по-другому объяснить. Близнецы просто молодцы, настоящие специалисты, и умеют дружить. А Витя Большой – настоящий Знайка! Вот только обиделся зря: в походе лучше не экспериментировать… Огорчил Индюшонок, он снова без дела, гуляет руки в брюки, всем недоволен, критикует. Критиковать – осуждать, указывать на недостатки.)
Самостоятельная работа
«Узнай героя»
а) У нее голубые глаза, крошечный чуть вздернутый носик, учится на четверки, любит покушать. Когда сидит за уроками, от усердия высовывает язык. Она одна была одета не по-походному. Она общительна и весела. Умеет хранить секреты и хочет стать настоящим изыскателем. Напрасно кое-кто записывал ее в тюфяки. (Соня.)
б) Этот любопытный высокий мальчик воодушевил ребят на поиски портрета, он серьезный и важный, любит читать, его каша по-аргентински наверняка была бы вкусной, но девчонки всему помехой, потому-то
он их недолюбливает. (Витя Большой.)
в) Ее сравнивают с гордой красавицей. Она хрупкая, с огромными задумчивыми глазами и большим белым капроновым бантом на затылке.
(Галя.)
г) Это юркий, с облупившимся носом, костлявый, самый маленькийтурист. Он очень любит задавать невероятные вопросы, но, к счастью,не требует на них ответа. Ему разрешили понести настоящий геологический рюкзак, но даже это не мешало ему мчаться за бабочкой илилезть в болото. (Перец.)
д) Об этих парнях нельзя говорить отдельно, они самые ловкие, самые быстроногие, черноволосые и черноглазые. Они легко могут разжечь костер и покажут себя настоящими рыцарями. А что до ссоры – то это
ненадолго. (Женя и Гена – близнецы.)
Итоги.
Как вы думаете, для чего С. Голицын написал свою повесть? Только ли она для детей? Какие главные мысли вы можете выделить?
(Каждый, если постараться, может стать изыскателем. Взрослыедолжны дружить с детьми, доверять им, уважать. Люди должны помогать друг другу. Призывает детей сохранять прекрасное, учит
жизни, самостоятельности. Показывает, как много можно взять из книг…)
Мы продолжили работу по формированию читательских способностей, умению вести диалог с автором.
ИСТОЧНИК
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/09/07/liter_chtenie_3kl_1.doc
http://fs01.metod-kopilka.ru/files/2014/11/19/sorok_izys_1416402832.pptx
http://kurkovasm.ucoz.ru/_ld/1/165_tayna_portreta_.ppt
http://cs613620.vk.me/u62947333/audios/a5ae4a94e27e.mp3?
Комментарии преподавателя
С. Голицин «Сорок изыскателей»
Работа с текстом до чтения.
– Попробуем определить до начала чтения, какое по жанру произведение перед нами. Знаком ли вам автор – Сергей Голицын? Перелистайте страницы. (Это повесть, так как делится на главы, главы разделены на части. Мы будем читать три главы.)
– А теперь самостоятельно прочитайте название повести, названия представленных глав, рассмотрите иллюстрации и попробуйте завязать диалог с автором.
Возможные вопросы:
– Можем ли мы сразу сказать, какова основная тема повести? (Она о приключении, о каком-нибудь путешествии.)
– Кого изобразил художник на 1-й иллюстрации? О чём рассказывает эта иллюстрация?
– Что могло так заинтересовать героя (героев)?
– Можно ли предположить, какие события произойдут?
– Прочитайте ещё раз название повести. Какую информацию оно в себе таит? («Сорок изыскателей». Сорок – это количество. А вот кто такие изыскатели?)
– Попробуйте догадаться о смысле этого слова, подбирая однокоренные слова. (Изыскатель – искатель, искать, поиск, выискивать.)
Обратимся к Толковому словарю Даля: изыскивать – старательно искать и находить; разыскивать, доходить до чего-то опытом и соображением. Изыскатель – тот, кто разыскивает что-либо.
На все вопросы ответить может только сам автор и его произведение.
Начнём читать первую главу. Она называется…(Какие роковые последствия произошли из-за непродуманной подмазки сковороды?)
– Уже с первых строчек Сергей Голицын заинтриговал нас. Что это за роковые последствия? (Рок – судьба, участь, что-то неминуемое. Роковые последствия – тяжёлые последствия.)
– Для чего нужно было подмазывать (смазывать) сковороду, да ещё при этом почему следовало это делать продуманно? Все разгадки в тексте!
(Тогда наш библиотекарь начертил, как пройти от базарной площади к тому дому. Я этот план как зеницу ока берёг в одной книге. Сейчас я нашёл эту книгу, перелистал её – плана нет. Я спросил Розу. И что же выяснилось? Тогда, перед моим днём рождения, она решила провести генеральную уборку, стала вытирать пыль на книжных полках, а после уборки затеяла печь блины. И такое несчастье, такое несчастье! Она накрутила этот драгоценный документ на палочку для подмазки сковороды. Только одно сохранилось в моей памяти: тот дом стоит на одной из окраин города, но на какой окраине, восточной или западной, северной или южной, простите, позабыл.)
– Все погибло! – простонал Тычинка и упал в кресло.
Я дал ему валерьянки.
– Расскажите, что случилось?
– Возьму себя в руки и попробую вам рассказать все подробности.
– Чем заканчивается первая глава повести? («А ведь поиски портрета, – подумал я, – тоже очень заманчивое и самое настоящее изыскательское занятие». – Уважаемый Иван Иванович, успокойтесь, пожалуйста. Обещаю вам сделать все возможное и все невозможное и попытаться таинственный портрет разыскать даже и без вашего плана, – торжественно произнес я.)
Автор повести и рассказчик.
Книга “Сорок изыскателей” – первая повесть писателя Сергея Голицына.. В интереснейший поход по Владимировской области отправился С.Голицын с ребятами из интерната за берестяными рукописями. И появилась повесть “За березовыми книгами”.
http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/11/d-10560/10560_html_9aabcc6.png
Голицын Сергей Михайлович – русский советский писатель, инженер-топограф, военный строитель, участник ВОВ. (1909-1989)
Сергей Голицын родился 1 (14) марта 1909 года. Ещё в детстве, под впечатлением прочитанных книг, Сергей Голицын захотел стать писателем. После окончания школы, в 1927 году, он поступил на Высшие литературные курсы. Первые детские рассказы Голицына начали публиковаться в 1930-х годах в детских журналах «Чиж», «Мурзилка».
Однако сразу стать профессиональным писателем Сергею Голицыну не удалось. В тридцатых годах он стал работать топографом, принимал участие в строительстве канала им. Москвы. В 1941 году, 3 июля, Сергей Голицын был мобилизован. В качестве топографа в составе строительных частей он прошёл боевой путь до Берлина и был демобилизован только в 1946 году. Был награждён орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и др.
После войны Сергей Голицын работал инженером-геодезистом в Государственном проектном институте.
С 1959 года Сергей Голицын стал профессиональным писателем. Популярностью пользовались его детские книги о жизни советских пионеров: «Сорок изыскателей», «Городок сорванцов», «Полотняный городок» и другие; историко-краеведческие книги «Сказание о белых камнях» и «Сказание о земле Московской». Писал Сергей Голицын и исторические книги для детей «Ладьи плывут на север», «До самого синего Дона» и др. В шестидесятых — семидесятых годах Голицын написал несколько биографий художников.
В последние годы жизни писатель работал над биографической книгой «Записки уцелевшего». Издана она была только после его смерти, в 1990 году.
Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями “За боевые заслуги”, “За оборону Москвы” и др.
Сергей Голицын скончался 7 ноября 1989 года от обширного инфаркта.
Итоги занятия:
– перелистали страницы книги С.Голицына “Сорок изыскателей;
– рассмотрели и прокомментировали иллюстрации;
– познакомились с биографией писателя;
– прочитали первую главу повести и выяснили, что из-за непродуманной подмазки сковороды? могут произойти роковые последствия.
ИСТОЧНИК
http://doc4web.ru/uploads/files/96/1e4b96df593354b42883c3bb26cedce1.doc
http://www.youtube.com/watch?v=DJJvNaV2pSA
http://www.youtube.com/watch?v=k79E2EnUGl4
http://www.youtube.com/watch?v=Hr_jRda-iDA
http://s2.gallery.aystatic.by/650/273/522/5010/5010522273_0.jpg
http://modernlib.ru/books/golicin_sergey_mihaylovich/sorok_iziskateley/read
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/28/priklyucheniya_izyskateley.pptx
http://5ballov.qip.ru/biographies/bio-na-bukvu-G/golitsyin-s-m/variant-0/
http://modernlib.ru/books/golicin_sergey_mihaylovich/sorok_iziskateley/read