Сочинение на тему современен ли лермонтов

12 вариантов

  1. Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи «безвременья», когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим «силам необъятным». Но можем ли мы сказать, что это трагедия только современников Лермонтова? Почему многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения великого поэта и прозаика? Мне кажется, что Лермонтов указал на многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени. Кроме того, так ли уж отличается наша эпоха от той, которую отразил поэт?
    Исследуя проблему взаимоотношений личности и общества, Лермонтов подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Быть свободным от своего времени нельзя. И это справедливо и для нашей эпохи. Да, у нас больше возможности действовать, но мне кажется, что все, что делает большинство моих современников, они делают для себя. Люди 90-х годов XX века стали индивидуалистами, на второй план отходят представления о добре и зле, о чести, о взаимопомощи. Мы привыкли к тому, что полагаться в жизни можно лишь на себя, а потому возникает чудовищная разобщенность между людьми. Вспомним, к какому выводу приходит Печорин, которого я считаю человеком, воплотившим крайний индивидуализм: «Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…» Герой романа Лермонтова научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, но сделался при этом, по его же словам, нравственным калекой. Лермонтов анализирует проблему нравственности и приходит к убедительному выводу, что осмысленное противопоставление себя другим людям ведет к тому, что человек перестает ощущать границу, за которой начинается вседозволенность, ведущая к гибели всего, с чем соприкасается тот, кто возомнил себя «сверхчеловеком». Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас. Правда, Печорин ощущает свое превосходство над людьми потому, что он способен более глубоко осмыслить все, что происходит вокруг, а в наше время «сверхлюдьми», которым доступно и позволено все, начинают считать себя грубые и невежественные хамы, которые признают только власть денег. Впрочем, разница эта, по крайней мере для меня, очень существенна. Так же, как и во времена Лермонтова, настоящую трагедию переживает сейчас именно личность мыслящая.
    Что же ей остается? Один из возможных вариантов — уйти в мир дум, воспоминаний, фантазий. Лирика Лермонтова подсказывает нам путь излечения душ, состоящий в поиске гармонии с природой, с вечным. Мое любимое стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Внять голосу Бога, «забыться и заснуть» — вот что примирит с жизнью человека в эпоху, когда утрачена гармония отношений между людьми, человека, который ничего не ждет от жизни и не хочет жалеть о прошлом.
    Одиночество человека среди людей — вот та проблема, которую я считаю наиболее актуальной в творчестве Лермонтова. И сейчас мы видим одиночество сильной личности, одиночество в любви и дружбе. Как хочется, чтобы люди перестали жить по законам индивидуализма и обратились к тому, без чего гармоничное существование человека в мире невозможно.
    Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Сочинение на тему: Лермонтов наш современник. И в закладках появилось готовое сочинение.

  2. Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”. Но можем ли мы сказать, что это трагедия только современников Лермонтова? Почему многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения великого поэта и прозаика? Мне кажется, что Лермонтов указал на многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени. Кроме того, так ли уж отличается наша эпоха от той, которую отразил поэт?
    Исследуя проблему взаимоотношений личности и общества, Лермонтов подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Быть свободным от своего времени нельзя. И это справедливо и для нашей эпохи. Да, у нас больше возможности действовать, но мне кажется, что все, что делает большинство моих современников, они делают для себя. Люди 90-х годов XX века стали индивидуалистами, на второй план отходят представления о добре и зле, о чести, о взаимопомощи. Мы привыкли к тому, что полагаться в жизни можно лишь на себя, а потому возникает чудовищная разобщенность между людьми. Вспомним, к какому выводу приходит Печорин, которого я считаю человеком, воплотившим крайний индивидуализм: “Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…” Герой романа Лермонтова научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, но сделался при этом, по его же словам, нравственным калекой. Лермонтов анализирует проблему нравственности и приходит к убедительному выводу, что осмысленное противопоставление себя другим людям ведет к тому, что человек перестает ощущать границу, за которой начинается вседозволенность, ведущая к гибели всего, с чем соприкасается тот, кто возомнил себя “сверхчеловеком”. Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас. Правда, Печорин ощущает свое превосходство над людьми потому, что он способен более глубоко осмыслить все, что происходит вокруг, а в наше время “сверхлюдьми”, которым доступно и позволено все, начинают считать себя грубые и невежественные хамы, которые признают только власть денег. Впрочем, разница эта, по крайней мере для меня, очень существенна. Так же, как и во времена Лермонтова, настоящую трагедию переживает сейчас именно личность мыслящая.
    Что же ей остается? Один из возможных вариантов — уйти в мир дум, воспоминаний, фантазий. Лирика Лермонтова подсказывает нам путь излечения душ, состоящий в поиске гармонии с природой, с вечным. Мое любимое стихотворение Лермонтова — “Выхожу один я на дорогу…”. Внять голосу Бога, “забыться и заснуть” — вот что примирит с жизнью человека в эпоху, когда утрачена гармония отношений между людьми, человека, который ничего не ждет от жизни и не хочет жалеть о прошлом.
    Одиночество человека среди людей — вот та проблема, которую я считаю наиболее актуальной в творчестве Лермонтова. И сейчас мы видим одиночество сильной личности одиночество в любви и дружбе. Как хочется, чтобы люди перестали жить по законам индивидуализма и обратились к тому, без чего гармоничное существование человека в мире невозможно.

  3. Имя Михаила Юрьевича Лермонтова, автора огромного количества прекрасных произведений, известно каждому. Его стихотворения, наполненные самыми разными чувствами, до сих пор находят своего читателя. Ими легко зачитаться, едва они попадут на глаза – так прост и понятен язык поэта.
    Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова продолжают восхищать и впечатлять, обращать наши взоры на вечные проблемы, актуальные и по сей день. Он был необычным человеком, поистине талантливым, смелым и пылким. Однако одиночество часто посещало душу мечтательного поэта. Быть может, на его характер повлияло его нелегкое детство: смерть матери, запрет на встречи с отцом… Все его переживания и чувства отразились в его произведениях, в которых и современный читатель сможет найти что-нибудь для себя, для своей души.
    Чем творчество поэта может быть интересно современному читателю? Например, в поэме «Мцыри» Михаил Юрьевич Лермонтов воссоздал четкий образ храброго, бесстрашного и настойчивого человека. Стены монастыря, сравниваемые героем с тюрьмой, давили на него, сводили с ума. Мечта выбраться на свободу возрастала с каждым днем и каждой минутой пребывания в неволе. И однажды эта мечта победила все сомнения, и узник все же сбежал из монастыря – навстречу ветру, солнцу и звездам. Храбрость и целеустремленность героя поражает читателя, его стремление к мечте и любовь к природе. Я считаю, что это произведение заслуживает внимания молодого поколения, потому что тема мечты и препятствующего ей страха знакома многим из нас. Ведь зачастую мы боимся даже попытаться. Мы боимся – и эта наша главная ошибка.
    Михаил Юрьевич Лермонтов был разносторонним человеком. Он был не только поэтом, но и автором такого знаменитого романа, как «Герой нашего времени». Офицер Григорий Александрович Печорин – эгоистичный и циничный человек. Он не умеет любить и окружающих его людей он презирает. Плохие и безнравственные качества преобладают в этом человек, а хорошие пробуждаются в нем лишь на секунду – выглянувший лучик солнца вновь накрывают густые свинцовые тучи. Печорин невозмутим и равнодушен к несчастьям и радостям других, однако все же приносит им боль. Его поведение, враждебное отношение не только к людям, но и к жизни, не приносят герою счастья. Из-за своего характера Печорин теряет вокруг себя всех, кого имел и над кем издевался. И от этого становится не по себе. Нам, молодым читателям, стоит задуматься, как нужно жить, чтобы счастливыми были не только мы, но и люди вокруг нас.
    Итак, в заключение хотелось бы сказать, что творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, наполненное вечными проблемами нравственности, одиночества и любви обязательно заинтересуют современного читателя.

  4. Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”. Но можем ли мы сказать, что это трагедия только современников Лермонтова? Почему многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения великого поэта и прозаика? Мне кажется, что Лермонтов указал на многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени. Кроме того, так ли уж отличается наша эпоха от той, которую отразил поэт?
    Исследуя проблему взаимоотношений личности и общества, Лермонтов подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Быть свободным от своего времени нельзя. И это справедливо и для нашей эпохи. Да, у нас больше возможности действовать, но мне кажется, что все, что делает большинство моих современников, они делают для себя. Люди 90-х годов XX века стали индивидуалистами, на второй план отходят представления о добре и зле, о чести, о взаимопомощи. Мы привыкли к тому, что полагаться в жизни можно лишь на себя, а потому возникает чудовищная разобщенность между людьми. Вспомним, к какому выводу приходит Печорин, которого я считаю человеком, воплотившим крайний индивидуализм: “Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…” Герой романа Лермонтова научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, но сделался при этом, по его же словам, нравственным калекой. Лермонтов анализирует проблему нравственности и приходит к убедительному выводу, что осмысленное противопоставление себя другим людям ведет к тому, что человек перестает ощущать границу, за которой начинается вседозволенность, ведущая к гибели всего, с чем соприкасается тот, кто возомнил себя “сверхчеловеком”. Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас. Правда, Печорин ощущает свое превосходство над людьми потому, что он способен более глубоко осмыслить все, что происходит вокруг, а в наше время “сверхлюдьми”, которым доступно и позволено все, начинают считать себя грубые и невежественные хамы, которые признают только власть денег. Впрочем, разница эта, по крайней мере для меня, очень существенна. Так же, как и во времена Лермонтова, настоящую трагедию переживает сейчас именно личность мыслящая.
    Что же ей остается? Один из возможных вариантов — уйти в мир дум, воспоминаний, фантазий. Лирика Лермонтова подсказывает нам путь излечения душ, состоящий в поиске гармонии с природой, с вечным. Мое любимое стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…”. Внять голосу Бога, “забыться и заснуть” — вот что примирит с жизнью человека в эпоху, когда утрачена гармония отношений между людьми, человека, который ничего не ждет от жизни и не хочет жалеть о прошлом.
    Одиночество человека среди людей — вот та проблема, которую я считаю наиболее актуальной в творчестве Лермонтова. И сейчас мы видим одиночество сильной личности, одиночество в любви и дружбе. Как хочется, чтобы люди перестали жить по законам индивидуализма и обратились к тому, без чего гармоничное существование человека в мире невозможно.

  5. Первую половину девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. В этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к разряду классиков. Но Пушкин и Лермонтов занимают среди них особое место.
    Михаила Юрьевича Лермонтова принято называть преемником Пушкина. Однако не верно считать, что их идеи, взгляд на мир, отношение к нему полностью совпадают. Пушкин, даже подмечая несовершенства окружающей действительности, не отделял себя от неё, он пребывал в некой гармонии с ней. В творчестве Лермонтова преобладающим мотивом является мотив одиночества, тоски и изгнанничества. Только в общении с природой он находит успокоение. Ярким примером тому служит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».
    Тема одиночества, разлада с миром людей проходит сквозной нитью через все творчество поэта. Впервые появившись в ранних стихах («Один среди людского шума», 1830), она остается ведущей и в позднем творчестве («Выхожу один я на дорогу…», 1841).
    Своеобразным продолжением темы одиночества является тема смерти. Устав от своих душевных терзаний, лирический герой Лермонтова начинает искать смерти, порой даже бросая вызов Создателю. Как, например, в стихотворении «Благодарность», 1840 года. Лирический герой обращается к Богу, но его слова вместо заявленной благодарности полны едкой иронии. В финальных же строках звучит прямой вызов.
    Отказываясь от Бога, Лермонтов фокусирует свое внимание на образе Демона, который становится центральным и в лирических стихотворениях, и в одной из романтических поэм.
    В заключение хотелось бы сказать несколько слов о значении творчества Лермонтова для русской литературы. Он был во многом новатором. Так, мотив вызова, брошенного Богу, впоследствии использовал Достоевский при создании образа Ивана Карамазова. А после него многие писатели двадцатого века. Изображение войны глазами простого солдата (прием, использованный в «Бородино») стало обычным явлением в литературе более позднего периода, в частности, в романе Толстого «Война и мир» и произведениях о Великой Отечественной войне. А что стоит его психологизм, положенный в основу создания образа Печорина?! Вся литература второй половины ХIХ буквально училась на примере творчества Лермонтова.

  6. К поэме Лермонтов обратился в самом начале своей творческой карьеры. Около 30 поэм вышло из-под его пера. Они держат неразрывную связь с его лирикой, в них прослеживаются все те же темы, идеи и образы. Продолжая художественные начинания Пушкина и Байрона, поэт развивал русскую романтическую поэму, как жанр.
    Главное место в лирических поэмах Лермонтова достается герою, который прямо противостоит обществу. Он является одновременно и жертвой, и мстителем, а его вина вызвана независящими от него обстоятельствами. Желание героя возродиться через любовь обычно заканчивается печально.
    Среди творчества Лермонтова особенно хочется выделить стихотворение «Смерть поэта». Оно является моим любимым.
    Когда в 1837 году поэту стало известно о смертельном ранении Пушкина, которое тот получил на дуэли, он создал это стихотворение. Однако Лермонтов узнал о том, что в высших кругах распространяется клевета на Пушкина, что его винят в дуэли. Свое возмущение поэт выразил в последних 16 строках, которые добавил к тексту, начинаются они так:
    «А вы, надменные потомки
    Известной подлостью прославленных отцов…»
    В то время, когда друзья Пушкина боялись написать правду о его гибели, Лермонтов был первым, кто это сделал. Своим стихотворением он указывает на то, что светское общество в первую очередь нужно винить в смерти прославленного поэта. Ведь оно не понимало Пушкина при жизни. Однако потом автор пишет:
    «Убит!.. к чему теперь рыданья,
    Пустых похвал ненужный хор
    И жалкий лепет оправданья?
    Судьбы свершился приговор!»
    Лермонтов был, безусловно, великим поэтом, ему удавалось передавать истинные человеческие чувства в своих произведениях и заставлять читателя проживать их, как собственные.

  7. Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей.
    Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему Лермонтов. Одни видят в нем прежде всего певца родины, прославляющего “ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее подобные морям”. Другие воспринимают поэта как юношу, печально и задумчиво смотрящего вдаль, которому “некому руку подать в минуту душевной невзгоды”. Кому-то дорог и близок Лермонтов — мятежный автор “Паруса”, который, как и его лирический герой, сам просит бури, бесстрашно рвется навстречу бушующей стихии. И все они правы. В стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны по тематике, настроению, жанрам. Однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей Лермонтова от других поэтов. Автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.
    Мне более всего близок Лермонтов — певец прекрасной природы. Его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. Мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. Это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. И в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни.
    В пейзажной лирике Лермонтова мы встречаем различные, постоянно изменяющиеся настроения. Здесь и осенняя грусть, и сожаление об уходящем лете с его радостями и светом. Поэтому в осенние картины проникают печальные нотки: мы видим “пожелтевшие листья”, и “мрачную зелень елей”, и “тусклый месяц”, проглядывающий сквозь туман. В глубокой задумчивости “тихонько плачет” одинокий старый утес, грустя о золотой тучке, умчавшейся поутру вдаль. Но стоит перелистнуть страничку, и вот уже “свежий лес шумит при звуке ветерка”, и “ландыш серебристый приветливо кивает головой”, и “студеный ключ играет по оврагу”. И совсем другие чувства охватывают нас. Вместо грусти приходит радость от созерцания окружающей красоты, забываются все тревоги и волнения.
    Различны и сами пейзажи, которые рисует перед нами Лермонтов. Мы словно видим в них разные страны и континенты, интересные своей неповторимостью, имеющие свои особенные черты. Вот “вокруг лесистых гор” Кавказа “дикой пеленой” вьется туман и “река журчит одна”. Или предстает перед нами одиноко растущая на диком севере сосна, “одета, как ризой”, сыпучим снегом. И мечтает она о “крае, где солнца восход”. В пустынных степях Аравии, под знойными лучами палящего солнца, стоят “три гордые пальмы”. И под ними “из почвы бесплодной” пробивается родник, журча студеной водой. А вот, посреди голубой глади, “в тумане моря” белеет одинокий парус, под золотым лучом солнца стремящийся к неведомой стране.
    Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.

  8. Мне жизнь все как-то коротка.
    И все боюсь, что не успею я свершить чего-то.
    М. Ю. Лермонтов
    М. Ю. Лермонтов всегда был чужим в высокосветских кругах России — там его не замечали до самой смерти, но его именем открывается новая страница русской литературы. Чтобы правильно понять характер Лермонтова, необходимо знать политическую обстановку, сложившуюся в России в 30е годы XIX века, так как она оказала большое влияние на формирование Лермонтова как Человека. Николай I, жестоко расправившийся с декабристами, стремился искоренить их идеи. Молодое поколение не могло выступить против царского режима, но, несмотря на реакцию, лучшие люди продолжали бороться, и среди них первым был Лермонтов.
    Неслучайно, мотивы избранничества и жертвенности звучат почти во всех стихах Лермонтова, эту же тему он раскрывает и в “Герое нашего времени”. Как часто в лирике Лермонтова и в раздумьях Печорина мы встречаем печальное признание того, что люди их поколения — это “тощие плоды, до времени созревшие, которые не радуют глаз”!
    Печорин — типичный герой 1830-х годов, и в Лермонтове есть что-то от Печорина. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, с лермонтовскими словами: “Но судьбу я и мир презираю”! Поэтому в “Герое нашего времени” мы так явственно слышим голос автора.
    Конечно, Лермонтов — натура исключительная, но что общего у Лермонтова с его героем Печориным? Несомненно, что они были близки, ведь им пришлось жить в невероятно трудное время. Они жили в эпоху “безвременья”, породившую страшную болезнь. Болезнь эта состояла в том, что в условиях самодержавно-полицейского государства “силы необъятные”, дремавшие в молодом поколении, не могли найти себе достойного применения. Люди, одаренные от природы “умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”, остро переживали эту трагедию.
    О прототипе Печорина не упоминается, он — плод воображения автора, а любой автор вольно или невольно через своего героя выражает сокровенные мысли, свою жизненную позицию. Изображая Печорина, Лермонтов невольно в общих чертах нарисовал собственный портрет. Иван Тургенев в своих литературных воспоминаниях пишет о Лермонтове: “В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его лица, от его больших, неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ”. Почти такое выражение было и у Печорина. Противоречие глаз и рта — особенность его внешнего облика. Тургенев верно разгадал причины тяжкой грусти, томившей поэта: “Внутренне Лермонтов скучал глубоко: он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба”. Печорин тоже скучает в светском обществе, оно его даже не забавляет.
    Если романа еще никто не читал, зачем Лермонтову в предисловии к первому изданию язвительно высмеивать попытки поставить знак равенства между автором романа и его героем? Поэт подчеркнул, что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. Однако на мой взгляд, роман все-таки был отчасти автобиографичен и сам Лермонтов это отлично понимал. Новиков, исследовавший жизнь Пушкина и Лермонтова, пишет в своей повести “О душах живых и мертвых” о том, что прообразом Веры из “Героя нашего времени” послужила Варенька Бахметьева, которую Лермонтов страстно любил, а ее муж Бахметьев (старый ревматик) — прообраз мужа Веры.
    В статьях о Лермонтове, написанных после его смерти, много говорилось о его “демонизме”, о тоске, о печали, об отчаянии одинокой души. Таким был и Печорин. Что-то демоническое и роковое ощущается в его натуре. Он несчастен, и сам приносит людям несчастье, это как заразная болезнь, от которой никуда не уйти.
    И хотя поэт не отделял себя от больного поколения “эпохи безвременья”, Печориных было большинство в молодом поколении 1830-х годов, однако мы не можем причислить к их числу самого Лермонтова. Ведь его не согнула полицейская дубинка, не запугали ссылки и угрозы. Лермонтов прошел через исключение из университета, его волю не сломили две ссылки, и лучшее доказательство этому — смелость, с которой он бросал в лицо палачей свои стихи, облитые злостью и горечью, и мужество, которое нужно было для создания “Героя нашего времени”.
    Между Лермонтовым и его поколением существовал трагический конфликт, приобретавший философское осмысление. Что же давало Лермонтову силу, что помогало ему стать великим поэтом и писателем? Ведь одного, даже огромного, таланта для этого мало. Силу черпал он в родной земле, в своей любви к Родине. Хотя в дневнике Печорина, рассказывающем о его мыслях и чувствах на протяжении длительного промежутка времени, нет ни слова о России, но все мысли и стихи Лермонтова проникнуты любовью к ней, чувством внутренней связи с народом. Эта высокая любовь озарила короткую жизнь Лермонтова, сделала его великим.
    Философские обобщения и попытка проследить глубинные связи народного характера соотечественников приводят его к неутешительным выводам. Уже в ранних стихах Лермонтова слышатся горькие жалобы на жизнь, “где стонет человек от рабства и цепей”, а в зрелые годы поэт вкладывает в уста бывалого солдата, рассказывающего о героизме русских воинов при Бородине, горький упрек: “Богатыри — не вы”, обращенный к сверстникам поэта. О своих современниках Лермонтов писал:
    Печально я гляжу на наше поколенье:
    Его грядущее иль пусто, иль темно.
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья
    В бездействии состарится оно.
    Лермонтов имел право упрекать свое поколение в бездействии, изобразив главного героя типичным представителем тех юношей, которые сначала вступили в конфликт с обществом, а потом уже не пытались бороться против установившегося порядка, они выдохлись и не имели достаточно сил, чтобы бороться.
    “К добру и злу постыдно малодушны”, — вот приговор Лермонтова. Среди унылой толпы Печориных, прошедших без следа, “не бросивши векам ни мысли плодовитой…”, нет М. Ю. Лермонтова. И если Печорин был жертвой своего времени, то Лермонтов — настоящим его героем.

  9. Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”. Но можем ли мы сказать, что это трагедия только современников Лермонтова? Почему многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения великого поэта и прозаика? Мне кажется, что Лермонтов указал на многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени. Кроме того, так ли уж отличается наша эпоха от той, которую отразил поэт?
    Исследуя проблему взаимоотношений личности и общества, Лермонтов подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Быть свободным от своего времени нельзя. И это справедливо и для нашей эпохи. Да, у нас больше возможности действовать, но мне кажется, что все, что делает большинство моих современников, они делают для себя. Люди 90-х годов XX века стали индивидуалистами, на второй план отходят представления о добре и зле, о чести, о взаимопомощи. Мы привыкли к тому, что полагаться в жизни можно лишь на себя, а потому возникает чудовищная разобщенность между людьми. Вспомним, к какому выводу приходит Печорин, которого я считаю человеком, воплотившим крайний индивидуализм: “Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…” Герой романа Лермонтова научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, но сделался при этом, по его же словам, нравственным калекой. Лермонтов анализирует проблему нравственности и приходит к убедительному выводу, что осмысленное противопоставление себя другим людям ведет к тому, что человек перестает ощущать границу, за которой начинается вседозволенность, ведущая к гибели всего, с чем соприкасается тот, кто возомнил себя “сверхчеловеком”. Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас. Правда, Печорин ощущает свое превосходство над людьми потому, что он способен более глубоко осмыслить все, что происходит вокруг, а в наше время “сверхлюдьми”, которым доступно и позволено все, начинают считать себя грубые и невежественные хамы, которые признают только власть денег. Впрочем, разница эта, по крайней мере для меня, очень существенна. Так же, как и во времена Лермонтова, настоящую трагедию переживает сейчас именно личность мыслящая.
    Что же ей остается? Один из возможных вариантов — уйти в мир дум, воспоминаний, фантазий. Лирика Лермонтова подсказывает нам путь излечения душ, состоящий в поиске гармонии с природой, с вечным. Мое любимое стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…”. Внять голосу Бога, “забыться и заснуть” — вот что примирит с жизнью человека в эпоху, когда утрачена гармония отношений между людьми, человека, который ничего не ждет от жизни и не хочет жалеть о прошлом.
    Одиночество человека среди людей — вот та проблема, которую я считаю наиболее актуальной в творчестве Лермонтова. И сейчас мы видим одиночество сильной личности, одиночество в любви и дружбе. Как хочется, чтобы люди перестали жить по законам индивидуализма и обратились к тому, без чего гармоничное существование человека в мире невозможно
    ?

  10. НАРОДНАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

    «..мы узнаем в нем поэта русского, народного в высшем и благородней­шем значении этого слова, — поэта, в котором выразился исторический момент русского общества».
    В. Г. Белинский
    М. Ю. Лермонтов — один из наиболее прогрессив­ных художников и мыслителей своего времени. Хотя он никогда не был ни историком, ни политическим дея­телем, уже в ранних его произведениях определенно наметилась его общественная и гражданская пози­ция — враждебное отношение к светскому обществу, к крепостникам и расположение и внимание к нацио­нальным традициям, к народу, к простым людям.
    Уже в 1841 году Лермонтов написал стихотворение «Родина», в котором с большой нежностью признается в любви к природе своей страны. Чувство родины — родной земли и родного народа — никогда не покидало Лермонтова. Глубокий патриотизм, проявившийся в этих стихотворениях, не имеет ничего общего с па­радным патриотизмом. Наоборот, в стихотворении «Родина» Лермонтов горячо полемизирует с воззрени­ями тех, кто стремится к завоеваниям, к «славе, куп­ленной кровью».
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Россия, которой Лермонтов отдает свою любовь, это Россия, освобожденная от романтических прикрас, кре­стьянская, деревенская, солдатская, — великая в своей простоте.
    Кроме обобщенного образа России, Лермонтов со­здает также и «малые» лирические образы «простого человека», принадлежавшего к народным массам или близкого к ним. В этой связи можно вспомнить образ соседа — арестанта, поющего грустные песни («Со­сед»), и дочери тюремщика, девушки-соседки, тоже лишенной свободы («Соседка»).
    Лермонтов увлекался русским фольклором. Он го­ворил, что в русских народных песнях «больше поэзии, чем во всей французской словесности». В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удало­го купца Калашникова» Лермонтову удалось воспроиз­вести стиль и приемы народной поэзии. В этой поэме он отходит от лубочности и изображает своих эпичес­ких героев, окружающий их быт и эпоху с необычай­ными яркостью и психологизмом.
    О народности творчества Лермонтова говорит не столько фольклорная национальная окраска его произведений и изображение простых людей, сколько сама позиция «лермонтовского человека», задумавшегося над пустой светской жизнью и восставшего против нее. Сам по себе этот герой далек от простого народа, одна­ко он выражает его интересы, причем самим народом еще не осознанные. В стихотворении «Воля» звучат слова о свободе:
    Но мне Богом дана Молодая жена,
    Воля-волюшка,

  11. Михаил Лермонтов
    Михаил Юрьевич Лермонтов — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на русскую литературу
    Родился: 15.10.1814, Москва
    Умер: 27.07.1841 (26 лет)
    Популярные произведения М.Ю. Лермонтова
    Бородино
    Вадим
    Выхожу один я на дорогу
    Когда волнуется желтеющая нива…
    Парус
    Пророк
    Демон
    Мцыри
    Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Герой нашего времени
    Другие сочинения по произведению Лермонтова
    «Мой Лермонтов» (1)
    «Мой Лермонтов» (2)
    Биография М.Ю. Лермонтова
    Поэт и гражданин: Михаил Юрьевич Лермонтов
    Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
    Образ лирического героя в творчествве Лермонтова
    Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова.
    Тема любви в лирике Лермонтова
    Лирика Лермонтова
    Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – единство творчества
    Патриотические мотивы в поэзии Лермонтова
    Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю.Лермонтова
    Читая стихотворения М. Ю. Лермонтова
    «Что такое Родина» (2)
    Что такое для нас Лермонтов
    Произведения Лермонтова
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю.Лермонтова.
    Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
    Поэт Лермонтова
    Сочинение ««Мой Лермонтов» (2)»
    Лермонтов – все сочинения
    Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей.
    Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему Лермонтов. Одни видят в нем прежде всего певца родины, прославляющего «ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее подобные морям». Другие воспринимают поэта как юношу, печально и задумчиво смотрящего вдаль, которому «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Кому-то дорог и близок Лермонтов — мятежный автор «Паруса», который, как и его лирический герой, сам просит бури, бесстрашно рвется навстречу бушующей стихии. И все они правы. В стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны по тематике, настроению, жанрам. Однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей Лермонтова от других поэтов. Автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.
    Мне более всего близок Лермонтов — певец прекрасной природы. Его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. Мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. Это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. И в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни.
    В пейзажной лирике Лермонтова мы встречаем различные, постоянно изменяющиеся настроения. Здесь и осенняя грусть, и сожаление об уходящем лете с его радостями и светом. Поэтому в осенние картины проникают печальные нотки: мы видим «пожелтевшие листья», и «мрачную зелень елей», и «тусклый месяц», проглядывающий сквозь туман. В глубокой задумчивости «тихонько плачет» одинокий старый утес, грустя о золотой тучке, умчавшейся поутру вдаль. Но стоит перелистнуть страничку, и вот уже «свежий лес шумит при звуке ветерка», и «ландыш серебристый приветливо кивает головой», и «студеный ключ играет по оврагу». И совсем другие чувства охватывают нас. Вместо грусти приходит радость от созерцания окружающей красоты, забываются все тревоги и волнения.
    Различны и сами пейзажи, которые рисует перед нами Лермонтов. Мы словно видим в них разные страны и континенты, интересные своей неповторимостью, имеющие свои особенные черты. Вот «вокруг лесистых гор» Кавказа «дикой пеленой» вьется туман и «река журчит одна». Или предстает перед нами одиноко растущая на диком севере сосна, «одета, как ризой», сыпучим снегом. И мечтает она о «крае, где солнца восход». В пустынных степях Аравии, под знойными лучами палящего солнца, стоят «три гордые пальмы». И под ними «из почвы бесплодной» пробивается родник, журча студеной водой. А вот, посреди голубой глади, «в тумане моря» белеет одинокий парус, под золотым лучем солнца стремящийся к неведомой стране.
    Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно „ долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.

  12. Как объяснить то ощущение грусти, и нежности, и тоски, и гордости, которое охватывает, едва открываешь томик его стихов, едва бросаешь взгляд на странное молодое лицо с печальными глазами; некрасивое и прекрасное лицо обреченного на долгие страдания и на короткую жизнь человека? Почему именно Лермонтов? Не Тютчев, не Блок – поэты столь же громадного таланта, а именно Лермонтов стал непреходящей печалью и тайной любовью чуть ли не каждого молодого человека, и вот уже почти полтораста лет его стихи, его проза, его судьба воспринимаются миллионами людей как очень личное переживание, и каждый в свой час открывает Лермонтова для себя одного, ревниво бережет его глубоко в душе.
    В уме своем я создал мир иной
    И образов иных существованье;
    Я цепью их связал между собой,
    Я дал им вид, но не дал им названья…
    («Русская  мелодия».  1829 г.)
    Пятнадцатилетний читатель откликается всей душой: «Да, и я создал, и у меня так же, но я не умею сказать об этом, – ОН сказал за меня». У взрослого сжимается сердце, и память о своих пятнадцати годах сплетается с жалостью к мальчику, который в пятнадцать лет мог написать такое и страдать, и погибнуть в двадцать семь! Грустный, печальный, отчаявшийся Лермонтов – почему он так нужен всем, и людям веселым, жизнерадостным – тоже?
    Я не унижусь пред тобою;
    Ни твой привет,  ни твой укор
    Не властны над моей душою.
    Знай: мы чужие с этих пор.
    («К*». 1832 г.)
    В молодости хочется быть гордым и одиноким, страдать, отвергать, быть отвергнутым – в молодости человеку так хочется жить, что и горести кажутся ему привлекательными; самое страшное для молодого человека – прожить жизнь пусто, без бурь душевных, без страстей.
    Я   жить   хочу!   хочу   печали
    Любви и счастию назло;
    Они мой ум избаловали
    И слишком сгладили чело.
    Пора, пора насмешкам света
    Прогнать спокойствия туман;
    Что без страданий жизнь поэта?
    И что без бури океан?
    («Я  жить  хочу!  хочу печали…».  1832 г.)
    В молодом отчаянии Лермонтова я вижу такое бурное жизнеутверждение, какого не найдешь в целых томах п о видимости оптимистических стихов. Может быть, это жизнеутверждающее отчаяние и привлекает к нему молодых людей? «А он, мятежный, просит бури…». Становишься старше – и привлекает уже не молодая мятежность Лермонтова, а непонятная, тревожащая, необъяснимая зрелость его мысли, точность зрения:
    Когда волнуется желтеющая нива
    И свежий лес  шумит при  звуке ветерка
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе…
    («Когда волнуется  желтеющая  нива.. .».  1837 г.)
    Было бы не удивительно прочесть такие стихи у зрелого поэта, немолодого, много пережившего человека. Лермонтов написал их в двадцать три года. Эти слова можно сказать и о Лермонтове. Он сам, Михаил Юрьевич Лермонтов, – лирический герой почти всех своих стихов; мы все знаем его как человека – с его одиночеством, бурной тоской, предчувствием ранней своей гибели – и всегда со страстной энергией, отчаянной жаждой деятельности, счастья:
    Отворите мне темницу,
    Дайте мне сиянье дня,
    Черноглазую девицу,
    Черногривого коня.
    Дайте раз по синю полю
    Проскакать на том коне;
    Дайте раз на жизнь и волю,
    Как на чуждую мне долю,
    Посмотреть поближе мне.
    («Желанье».   1832  г.)
    Это стихотворение явно перекликается с написанным в том же году «Парусом». Но почему «жизнь и воля» представляются поэту «чуждой долей»? Почему парус «просит бури»?
    Герцен – почти ровесник Лермонтова – называл свое поколение «отравленным с детства». Чтобы правильно понять эти слова, нужно сначала ответить на вопрос: много это или мало – пятнадцать лет? Для подростка, юноши – очень много, целая жизнь. Для взрослого человека-часть жизни. Для истории короткий отрезок эпохи. Всего на пятнадцать лет раньше Лермонтова родился Пушкин. На целых пятнадцать лет он старше.
    Извечный спор: кто лучше – Пушкин или Лермонтов – неразрешим, потому что два великих поэта не просто разные характеры, разные личности; они – герои разного времени.
    Мы умеем это правильно объяснить: Пушкин жил и формировался в эпоху расцвета декабризма, а Лермонтов отразил в своем творчестве эпоху безвременья. Но мы далеко не всегда представляем себе, что это значит – безвременье.
    В 1814 году, когда Лермонтов родился, а Пушкину было пятнадцать лет, Россия еще остро помнила горечь бед и потерь Отечественной войны, но уже гордилась победой над Наполеоном. Эта победа укрепила веру лучших людей России в силы своего народа, заставила задуматься над его судьбой, вступить в борьбу за его освобождение. Лицеист Пушкин рос в атмосфере страстных споров о будущем России, – юноши его поколения верили, что это будущее зависит от них, от их ума, таланта, деятельности. Они готовили себя к этой деятельности: один хотел быть полководцем, другой – ученым, третий – создателем новых законов. И все они вместе мечтали ввести в России новое, более справедливое законодательство, спорили о республике, о конституции.
    В 1829 году, когда Лермонтову было пятнадцать лет, а Пушкину тридцать, надежды на конституцию, республику, освобождение народа рухнули. Николай I твердо запомнил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и каторгу, он принял все меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Ровесники Лермонтова не могли мечтать о деятельности, потому что деятельность в эпоху Николая I сводилась к повиновению. Полководцы нужны были для подавления народа, судьи – для свершения суда несправедливого, поэты – для прославления царя. Атмосфера мысли, споров, надежд сменилась атмосферой подозрительности, страха, безнадежности.
    Поколение Лермонтова, конечно, не смирилось: юноши этого поколения тайно читали вольнолюбивые стихи, бунтовали против университетских профессоров, занимавшихся не наукой, а слежкой за студентами. Но поколение Лермонтова уже не могло идти дорогой декабристов, ошибки которых стали очевидны после их разгрома. Нового же пути это поколение еще не выработало.
    «Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря, – писал Герцен. – Разбуженные этим великим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли! . . – то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, как налодил его Пушкин. Он влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения».
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Что для нас значит творчество Лермонтова? . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Лермонтов основоположник критического реализма
    Сочинение на тему: Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Анализ стихотворения «Мцыри» на тему: В чем счастье и трагедия Мцыри?
    Судьба Лермонтова: судьба героя своего времени
    Изображение главного героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *