Сочинение на тему современный урок математики

6 вариантов

  1. Эссе «Гимн современному уроку».
    “Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий…  Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремиться”.           Адольф Дистервег
    Что значит современный?  По—моему мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
    Актуальный – означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе.
    Современный урок, — какой он? Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок на котором учителю и ученику комфортно.
    Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.
    Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!
    Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.
    Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое  содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.
    Критерии эффективности современного урока:
    •    Обучение через открытие
    •    Развитие личности
    •    Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
    •    Демократичность, открытость
    •    Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.
    •    Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
    •    Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  —   выведенное самостоятельно понятие.
    •    Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
    Так, что же такое современный урок — это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, системность, интерактивность, профессионализм, выбор,
    Если на уроке ребенку было интересно, комфортно, он может в конце урока сделать самостоятельно вывод по теме урока и оценить свою деятельность, то урок вполне можно назвать современным!!!
    Мамченко Н.В.

  2. 2
    Текст добавил: Я гРуБ ты ФрУКт

    Эссе
    Современный урок
    Современный урок…  Каким он должен быть? Кажется, что этот вопрос появился ещё 17 лет назад, когда я  семнадцатилетней девчонкой пришла к детям. Чтоб стать их другом, помощником, проводником в будущее. Уже тогда, я, учительский ребёнок, слушая советы мамы и папы,  знала ответ на вопрос « Каким урок быть не должен?»
    На практике убедилась – не должен быть скучным, всегда одинаковым, на котором дети не творят, не ищут, не размышляют. Ребёнок – это факел, который нужно зажечь. Значит, надо гореть самой. Все мы знаем, что плохих детей не бывает. Нужно только заметить в каждом что- то особенное, хорошее: «Вот Таня как красиво написала!.. А какая отличная певунья  Надя! А Ваня…А Петя…А Маша…» Похвалить, пробудить желание быть лучше. И стремиться, стремиться, стремиться… Нельзя дать погаснуть  первому  огонёчку пытливости, любознательности.
    Чтоб короткий урок не был сиюминутен,  нельзя работать ради галочки в плане: это моя жизнь, и в ней всё всерьёз.
    Нельзя упустить ничего. Самое обидное в жизни  учителя – сожалеть об упущенных возможностях. Необходимо увидеть возможности каждого ребёнка и дать ему шанс реализовать их, почувствовать себя нужным, успешным, значимым.
    Год от года  правила, которые я для себя выводила, видоизменялись, редактировались. К старому добавилось новое: «Нельзя останавливаться на достигнутом!». И это правильно. Готовясь к завтрашним урокам, повторяю ежедневно про себя: «Сегодня я сделала всё, что могла, но это не всё, на что я способна».
    А каким же должен  быть современный урок? Знаю, что буду искать ответ на этот вопрос всю жизнь. Помогают мне в этом те, для кого, собственно, я и стремлюсь быть настоящим учителем, – дети, мои ученики. Они побуждают меня к творчеству, к самосовершенствованию.
    Я очень стараюсь,  но при этом я должна понимать, что каждый ребёнок – это особый мир. Другой! Не такой! Иной!  Почему Аня плачет во время изложения и не может сосредоточиться? Почему Вова примеры решает с удовольствием, а задачи для него – «тёмный лес»? Потому что у каждого своё «я», хрупкое, чудесное, неповторимое и доверчивое. Я это вижу и понимаю. Сколько их, иных, других? Много!  Ежеминутно пытаюсь найти в каждом ребёнке его, только его светлый огонёчек, чтобы  душа его открылась, а я, ни в коем случае не навредив, помогла бы ей стать лучше, светлее, богаче.
    В этом году ко мне пришли малыши – первоклассники. Их глазёнки, полные надежд и удивления, смотрят на меня и улыбаются. «Здравствуйте, дети!»- мысленно говорю я им. Я здесь, благодаря вам. Я живу ради вас. Горю, ищу, творю – ради вас…Я искренне люблю вас за свою профессию. Спасибо вам, дети! Я постараюсь осторожно, трепетно нести в своих добрых ладонях ваши сердца.

  3. Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершова» Ершовского района Саратовской области
    Эссе на тему : «Современный урок-это…»
    Выполнил учитель физики моу «сош №2
    Г.Ершова»
    Хусаинов Иосиф Хосьянович
    2014 г.
    «Отец дал мне жизнь, а учитель бессмертие»
    А. Македонский.
    Каким должен быть современный урок? Оглядываясь в прошлое или говоря современным языком, рефлектируя, пытаюсь представить современный урок, понимая, что не знаю однозначного ответа. Так как кроме урока очень важно – время, в котором живешь, общество, учащиеся, которых обучаешь.
    Ян Коменский написал свою книгу Великая дидактика в первой половине 17 века (1633-1638) где и дал объяснение своей системе.
    С того времени изменилось очень многое, а не изменилась, мне кажется, только Библия и классно-поурочная система образования. Передо мной лежат два учебника по физике:
    Мякишев Г.Я. год издания 2007
    Руководство физики для гимназий и реальных училищ 1898 года издания
    Кроме квантовой физики весь материал практически одинаковый. По учебнику 1898 года можно обучать учащихся сегодняшнего дня. Да и уроки в том далеком году шли в таких же классах, на таких же уроках. Система не изменилась. Реально школьная система не изменилась, изменилась только идеология. Получается, что сто лет мы рассказываем одно и тоже и одинаково, по одной и тоже схеме. За окном другое время, другое общество, другие люди, технологии. Возникает вопрос: как быть, что делать. В отличии от науки в других сферах жизни, педагогическая наука так и не смогла для нас, рядовых учителей за такой промежуток времени создать что-то приемлемое для сегодняшнего, для современного уровня развития общества Вот и думает сегодняшний учитель – что же делать, как сделать, как организовать современный урок, соответствующий современным вызовам общества. Надо признать что сообщество консервативно, наше руководство, начиная с самого верха до школ консервативно и шаблонно, заставляя учителей работать в узких, заданных рамках. Всякая инициатива учителя чревата.
    В рамках этой парадигмы мы смотрим, что же зависит от нас, что же надо сделать, чтобы урок был современным. Решить эту задачу можно перейдя от традиционной формы изложения материала к организации самостоятельной деятельности учащихся, вовлечение в проектную и групповую деятельность. Современный урок должен быть информационно насыщен, включать разные формы работы, но в то же время соответствовать уровню восприятия каждого ученика.
    Наверно первоначальная установка – учащиеся должны осознать логическую необходимость этого урока. Для тех кто умеет и любит мыслить должны быть созданы условия для творческого мышления. Должны быть созданы условия для самостоятельной работы и получения радости открытия.
    Какие мы можем предложить формы овладения знаниями. Не секрет, что сегодня учебный процесс позволяет ученику при получении знаний иметь потребительски иждивенческую позицию, где все обязаны ученику. Следовательно, мы должны создать ситуацию, где такая позиция не приемлема. Всем хорошо известно проблемное обучение, использование ситуационных задач, где приобретается опыт индивидуального и совместного решения, где преодолеваются психологические барьеры, связанные с отсутствием навыков общения, развиваются навыки практического мышления, подготовка и осуществление семинарских занятий или иных занятий при подготовки к которым работают самостоятельно, конспектируя изученный материал, готовятся научные тезисы. Но более всего меня интересует проектная деятельность. Мне кажется, именно эта деятельность может стать краеугольным камнем концепции современного урока.
    В результате проектной деятельности реализуются умение оценить ситуацию, построить план деятельности, вырабатывается умение трансформировать свои знания в реальности, что подразумевает умение применять знания в новых ситуациях. Выражаясь современным языком человек учится и получает практические навыки для реализации определенного алгоритма, однозначно приводящего к реализации своих планов. Создает залог успешности задуманных планов. А применение ИКТ делает этот процесс гораздо эффективнее. Возникает вопрос, так что такое проектная деятельность?
    Как известно, проект-это особый вид целенаправленной , познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленные на решение творческой, исследовательской проблемы и что немаловажно на получение конкретного результата в виде некоторого продукта. Учитель здесь не столько руководитель, сколько консультант, регулировщик. Современный урок обязательно закладывает основание для будущего. На нем нельзя обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности, обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого. Понятно, что ведущее место за информационными технологиями. Информационно –коммуникационные технологии здесь выступают как инструмент для формирования компетенций ученика в сфере самостоятельной деятельности, компетенций, основанных на усвоение способов приобретения знаний из различных источников.
    Проектное обучение является интегративным, так как в нем синтезируются в той или иной мере другие теории. В проектном обучении с использованием ИКТ формируются проектное мышление, обеспечивается целостность педагогического процесса( единство развития, обучения и воспитания), создаются условия для самостоятельного приобретения знаний, обеспечиваются межпредметные связи, происходит переход от школы памяти к школе мысли, усиливается профориентационный аспект процесса обучения, создаются здоровьесберегающие технологии обучения, формируются положительные мотивации к самообразованию.
    Успех в современном мире во многом опредяляется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Исследования, проведенные по всему миру показали, что большинство современных лидеров в политике, в науке, в бизнесе- люди, обладающие проектным типом мышления.
    В рамках сегодняшней школы есть возможности для развития проектного мышления, с помощью особого вида деятельности учащихся- проектной деятельности. И попрошедствии скольких то лет, может быть, мы услышим в свой адрес слова, сказанные Александром Македонским в адрес своего учителя Аристотеля: «Отец дал мне жизнь, учитель бессмертие» .

  4. < < Перейти на страницу обсуждения
    Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
    Откуда пошло слово – урок? Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле?
    Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз. Отсюда же и уроки – это болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.
    За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с  психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза.
    Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.
    Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий.
    Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.
    Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов.  В частности:
    1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе — обновленные программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
    2. Переход на предпрофильное и профильное  обучение. Этот вектор развития ставит перед современным уроком новые задачи.
    3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы района поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
    4. Организация Единого государственного экзамена предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.
    Поэтому никто не будет отрицать, что урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова.
    Что значит современный? По — моему мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
    Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе.
    Готовясь к сегодняшней научной конференции, я попросила учителей  своей школы также ответить на вопрос: «Современный урок — какой он?»
    Вот, что пишут учителя:
    «Современный урок — какой он? Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок на котором учителю и ученику комфортно».
    «На мой взгляд, современный урок должен быть, прежде всего, актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать».
    «Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!»
    Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.
    Современный урок должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребенку активно войти во взрослую жизнь.
    Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое  содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.
    Другая важная тенденция – становление различных моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков.
    Первую модель современного урока можно назвать традиционной – классно-урочной, и она эффективно действует в нашей стране многие десятилетия. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов, которые используют такие термины, как:
    — триединая цель урока;
    — план-конспект;
    — формы обучения;
    — методы и приемы обучения;
    — типы уроков и другие.
    При этом все же отметим, что модель традиционного обучения является приоритетной, основополагающей в организации и проведении современного урока. Она существенно меняется,  но в основе остается классическая педагогика и методика.
    Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики.
    Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.
    И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.
    Так может и не стоит ничего менять?
    Чтобы этот вопрос не остался риторическим, давайте задумаемся над строками стихотворения:
    Хоть выйди ты не в белый свет,
    А в поле за околицей, —
    Пока идешь за кем-то вслед,
    Дорога не запомнится.
    Зато, куда б ты ни попал
    И по какой распутице,
    Дорога та, что сам искал,
    Вовек не позабудется.
    Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.
    Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.
    Вторая модель современного урока связана с технологизацией образования. Педагогические технологии как новый феномен пришли в наше образование в начале 90-ых годов и позволили сформировать свой понятийный аппарат:
    — технологическая карта тематического и поурочного планирования;
    — технологический прием;
    — этап технологии;
    — задача этапа и диагностика его эффективности.
    Благодаря становлению этой модели изменились формы и методы обучения школьников, они стали более активными, и самое главное, взаимосвязанными;
    — появилась культура проектирования урока с учетом его этапов, постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов;
    — изменилась система оценивания учебных достижений школьников, разработаны новые способы измерений;
    — мы стали говорить о возможностях тиражирования эффективного опыта проведения урока не только в виде различных методических описаний, но и универсальных моделей (например, технологических карт).
    Но время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить  о третьей модели реализации современного урока – компетентностном подходе, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура и свой понятийный аппарат:
    — ключевые и базовые компетентности;
    — опыт ребенка;
    — умение решать жизненные ситуации;
    — психолого-педагогическая ситуация и другие.
    Сформировано научно-теоретическое понимание компетентности как способности ребенка использовать свой опыт для решения жизненных проблем и ситуаций.
    Разработаны новые стандарты с ориентацией на компетентности, предприняты попытки создания некоторых образовательных программ и учебников с позиций компетентностного подхода.
    Утвержден новый базисный учебный план, где показана возможность исследовательской работы школьников, выполнения ими проектов, практикумов.
    Разработаны способы формирования и оценки компетентностей – «Портфолио», проекты, дневники достижений и другие.
    Критерии эффективности современного урока:
    •    Обучение через открытие
    •    Развитие личности
    •    Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
    •    Демократичность, открытость
    •    Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.
    •    Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
    •    Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  —   выведенное самостоятельно понятие.
    •    Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
    Так, что же такое современный урок — это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес,  профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
    Что главное в уроке?
    Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
    Время «готовых» уроков постепенно отходит.
    Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
    Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок.
    Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
    < <Перейти на страницу обсуждения
    < <Перейти на страницу обсуждения

  5. Захарова М.И., учитель начальных классов
    ГБОУ лицей №64 Приморского района
    Санкт-Петербурга
    «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.»
    В. А. Сухомлинский.
    Современный урок математики в контексте требований ФГОС.
    В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
    Математическое образование играет исключительную роль во всей образовательной структуре. Курс математики начальной школы – первый, но самый главный этап изучения важнейшей науки, без которой невозможно существование человека. Математика является не только базой естественных наук и экономики, но и важнейшей составляющей интеллектуального развития школьников. Изученный материал будет применяться всю жизнь. А всё, что будет изучено дальше, будет опираться на знания, полученные в начальной школе.
    Урок – главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы уровень был достаточно высоким, надо в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
    Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызвало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?
    Как подготовить современный урок математики?
    Современная методическая наука располагает совокупностью средств для достижения конкретных поставленных дидактических задач. Ещё на этапе планирования уроков учитель подумывает систему методов и приёмов учебно-воспитательной работы, сочетание различных форм организации деятельности школьников, методику применения средств обучения.
    Поэтому для обеспечения наибольшей успешности целого класса в освоении учебного материала учителю желательно построить такой учебно-воспитательный процесс, в котором каждый ученик, независимо от его потенциала, будет вести активную познавательную деятельность. Такую возможность даёт грамотно спланированное и реализованное на уроках сочетание различных форм организации деятельности учащихся.
    В основе успешности обучения младших школьников математике лежит ряд требований к организации и проведению урока.
    Во-первых, для каждого урока обязательной является постановка цели.
    Опираясь на мотивы учения, необходимо привлечь учащихся к предстоящей на уроке работе, вызвать потребность в познании, в самоконтроле и самооценке своей деятельности. В течение всего урока необходимо изучать реакцию учащихся на всё происходящее на уроке. Для практики обучения очень важно, чтобы цель урока, поставленная учителем, была понята учеником. Осознанные учеником цель и учебно-познавательная задача помогают ему действовать активно и ускоряют процесс получения результата своих учебных действий.
    Очевидно, что одна структура урока может обеспечить более интересную и активную деятельность учащихся, чем другая. И надо стремиться к тому, чтобы урок оптимально обеспечивал активную познавательную деятельность всех учащихся класса. Общая цель урока (единство обучения, воспитания и развития) порождает новые по содержанию и структуре уроки математики.
    Второе важное требование к уроку математики – это рациональное построение его содержания. Бесспорно, что на уроке математики главным является его математическое содержание, которое должно глубоко отражать логику данного учебного предмета и быть определяющим во всем, что делается на уроке. Именно на базе математического содержания урока у учащихся формируются три вида умений и навыков: математические, общеинтеллектуальные (приёмы умственной деятельности), умения и навыки учебной деятельности.
    Важно обучать учащихся не столько математическим фактам самим по себе, сколько приобщать школьников к методам математики, развивать у них мышление. В каждом уроке важно выделить стержневую идею его математического содержания и вокруг нее сгруппировать всё остальное.
    Третье требование к уроку – это оптимальный выбор средств, методов и приёмов обучения и воспитания на уроке.
    Большая роль в отборе средств, методов и приёмов работы на уроке отводится учителю. Успех дела зависит здесь во многом от того, насколько глубоко проникает учитель в специфику учебного материала, насколько умело ставит учебно-познавательные задачи, учитывая при этом уровень общей и математической подготовки учащихся, их личностные качества и прогнозируя результаты использования того или иного средства, метода или приема.
    Выбирая средства, методы и приёмы обучения, необходимо помнить, что нельзя их универсализировать. Ни одно из средств, ни один из методов, взятых изолированно, не смогут обеспечить достижения поставленных целей обучения.
    Специфика самого учебного предмета «математика» такова, что основным в обучении младших школьников являются наглядно-вербальные средства в различных сочетаниях. Урок математики характеризуется комплексным применением наглядных и технических средств обучения.Для того чтобы уровень урока математики был достаточно высоким, необходимо уже в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызвало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?
    Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
    * чётко определить и сформулировать для себя его тему;
    * определить место темы в учебном курсе;
    * определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
    * и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.
    Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?
    В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
    Спланировать учебный материал урока
    Для этого надо:
    подобрать учебные задания, целью которых является:
    * узнавание нового материала;
    * воспроизведение;
    * применение знаний в знакомой ситуации;
    * применение знаний в незнакомой ситуации;
    * творческий подход к знаниям.
    упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
    1. Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала.
    2. Задания, способствующие осмыслению материала учеником.
    3. Задания, способствующие закреплению материала учеником.
    Продумать «изюминку» урока
    Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
    Стимулировать отобранный учебный материал
    Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
    Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:
    * что контролировать;
    * как контролировать;
    * как использовать результаты контроля.
    При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
    Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению. Интегрировать задания для всего класса.
    Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

  6. МОЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННЫЙ УРОК.
    Хотя учитель – это массовая профессия…по
    существу, учительский труд является творческим
    трудом. Он не поддаётся никаким правилам или
    ограничениям и по своей сути, но вместе с тем
    учителя, как  и большие художники, наряду с
    творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно
    владеть основами ремесла, чтоб затем стано –
    виться большим художником.
    В. В. Давыдов.
    Считаю, что учитель к работе должен относиться с большим интересом, творчески подходить к подготовке и проведению  каждого  урока. Необходимо создавать  такие  условия, которые способствуют свободному развитию.   На уроке ребёнок – субъект деятельности и её хозяин. Он ставит цели, решает задачи, отвечает за результат. Обязательным условием является наличие обратной связи.  Учитель обучает детей  оценивать  свою готовность обнаруживать незнание, находить причины затруднений.
    Современный урок должен быть таким, на котором ребёнок может свободно высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения,   рассуждать, спорить, т. е.   обучение строится на свободе слова, на положительных  эмоциях,  на уроке есть гуманный подход ко всему. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию.
    Учитель должен быть демократичен,  уметь установить дружеские отношения с учащимися, но должен быть профессионалом, т. е.  уметь владеть дисциплиной,  причём  не авторитарно. В отношениях должна царить доброжелательность, которая основывается на неиссякаемом терпении педагога.
    На каждом уроке педагог должен изучать ученика, открывая в нем всё новые потенциалы,  особенности и на этом строить своё общение с ним, соблюдая разумную строгость.  Когда учитель сумел расположить к себе детей, тогда тон работе уже задан.
    На уроке должна царить тёплая атмосфера сотрудничества,  сотворчества, психологического комфорта,  в ней  каждый ребёнок может реализовать себя,  раскрыть свои способности, свой талант.  Цель учителя – замечать каждый маленький успех ребёнка, отмечать его и учить детей  видеть  удачи одноклассников,  радоваться их продвижению. Через совместную деятельность осуществляется личностное воздействие «учитель – ученик».
    На уроке необходимо учитывать не только правильность ответа. Но и его оригинальность,  использование дополнительного материала.
    Современный урок должен быть плотным, настрой детей на нём – деловой.
    Содержательным и  продуманным, с чёткой постановкой проблемных вопросов или с созданием проблемных ситуаций,   в разрешении которых организовано сотрудничество «сильных» и «слабых» учащихся, детей и учителя. Педагог должен умело управлять этим процессом.    Перед объяснением нового материала необходимо активизировать знания, имеющиеся у детей,   подвести их к  раскрытию темы урока. На этапе объяснения нового материала  идти от мыслей детей, путем  проб и ошибок приходить к правильному решению, т. к. то,  что добыто путем поиска, усваивается прочнее.
    Ребёнок,  разрешая ту или иную проблемную ситуацию,  выполняет  важную роль –  роль  исследователя.  Строить свой ответ со слов: « Я думаю…»,  «я считаю…» , « мы в своей группе решили, что..»,    «я не совсем согласен с ответом…» и т. д.
    На каждом уроке должен осуществляться  индивидуальный подход.
    Тон учителя должен быть доброжелательным, не повышенным,  т. к. это подавляет  флегматика и меланхолика, т. е. должен быть создан психологический комфорт, а сам педагог – гуманен.    На уроке дети должны видеть чуткого и внимательного учителя, понимающего с полуслова,  с взгляда, учителя – помощника. Педагог, в свою очередь, таких учеников.
    Считаю, что на каждом этапе урока должен быть вывод, т. к. дети должны понимать – зачем выполняют то или иное задание.
    Современный урок не может быть:
    – без раздаточного материала;
    – без современного технического обучения;
    – без использования  ИКТ;
    – без занимательности и игровых ситуаций;
    – без средств обратной связи;
    – без наглядности;
    – без индивидуальной работы;
    – без работы в парах и группах;
    – без ситуации проблемы и поиска;
    – без какой – либо исследовательской деятельности;
    –  без опоры на личный опыт учащихся;
    – без  осуществления межпредметных связей;
    – без эмоциональной окраски;
    – без самоконтроля своей деятельности;
    – без самооценки  и  рефлексии.
    Я считаю, что эмоции – это основа жизни. Эмоциональные переживания  на уроке очень важны. Эмоциональный урок – «ремонт» поломки в мышлении.
    Наши эмоции  – это субъективная оценка событий.  Когда во время урока лицо учителя озаряет улыбка или звучит его смех и смех детей, то ясно, здесь царит взаимопонимание. Процесс обучения в радость!  Нет  излишнего напряжения. Труд и отдых сопровождают друг друга, физкультминутки разной направленности тесно вплетаются в тему урока.
    В процессе урока учитель должен осторожно прикоснуться ко всем нитям,  которыми наделила ребёнка природа.
    На уроке должно быть  интересно, радостно и в меру трудно, а не страшно и скучно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *